Главная » Книги

Ковалевский Евграф Петрович - Очерки этнографии Кавказа, Страница 2

Ковалевский Евграф Петрович - Очерки этнографии Кавказа


1 2 3 4 5 6

стократическ³я (какъ называетъ ихъ авторъ), и народныя или демократическ³я; послѣдн³я, по своей числительности, одержали верхъ надъ первыми. Дворяне старались потомъ разными средствами удержать свое вл³ян³е, но, не успѣвъ въ томъ, прибѣгли къ оруж³ю и, при помощи дворянъ сосѣднихъ бжедуховъ, одержали-было побѣду надъ народомъ, но это не остановило хода событ³й, а, напротивъ, ускорило его. Вся надежда дворянъ на успѣхъ была потеряна: права и преимущества ихъ уничтожены, всенародно объявлено равенство, и пеня за кровь опредѣлена одинаково для всѣхъ". Въ обществѣ же бжедуховъ, дворяне даже были изгнаны изъ общихъ ауловъ, и принуждены были жить съ своими рабами, въ отдѣльныхъ аулахъ {Четвертое письмо изъ Тифлиса генерала Фадѣева, помѣщенное въ No 7мъ "Московскихъ Вѣдомостей", за ноябрь 1864 г.}. Вообще раздоры между сослов³ями не могли не отразиться на прочности союза, связывавшаго черкесовъ, и послужили одною изъ причинъ его шаткости въ послѣднее время.
   Независимо отъ сословныхъ преимуществъ, пользуются у черкесовъ большимъ уважен³емъ: старики и особенно тѣ изъ нихъ, которые обладаютъ даромъ слова, имѣющимъ сильное вл³ян³е на весьма воспламенительный черкесск³й народъ; люди благочестивые, посѣщавш³е гробъ Магомета и носивш³е почетное назван³е "хаджи"; удалые храбрецы, "гаджериты", извѣстные у насъ подъ именемъ "абрековъ", которые обрекали себя на всѣ опасности, сопряженныя съ заклятою местью къ русскимъ {Не было - говорить Торнау въ своихъ "Воспоминан³яхъ" - ни хитрости, ни вѣроломнаго обмана, считавшихся непозволенными для абрека, когда дѣло шло - убить русскаго, а для казака, когда предвидѣлась возможность подкараулить абрека; ни казаки, ни абреки при встрѣчѣ, не просили и не давали пощады.}; наконецъ, народные барды "гекуоеамы", сохранивш³е въ памяти геройск³е подвиги своего народа или особенныхъ личностей, отличавшихся необыкновенною храбростью,- все это излагалось въ пѣсняхъ, нерѣдко риѳмованныхъ, которыя гекуокамы пѣли на пиршествахъ и предъ началомъ сражен³я, для возбужден³я храбрости; съ усилен³емъ ислама, гекуокамы стали постепенно исчезать.
   Между черкесами, которые сами пользуются неограниченною личною свободою, существовало рабство въ полномъ смыслѣ этого слова. Всяк³й свободный черкесъ могъ имѣть столько рабовъ, сколько позволяли ему средства, и продавать ихъ кому и какъ хотѣлъ. Дворянинъ же, а тѣмъ болѣе князь, не могли даже обойтись безъ рабовъ, потому-что личный трудъ для нихъ почитался постыднымъ {Когда Торнау самымъ вѣроломнымъ образомъ былъ взятъ въ плѣнъ, то гнусный владѣлецъ его Асланъ-бекъ Тамб³евъ, кабардинск³й уздень чистой крови, прежде всего спросилъ его: дворянинъ ли онъ по рожден³ю, или только по чину? Получивъ въ отвѣтъ, что онъ природный дворянинъ, Тамб³евъ объявилъ, что въ такомъ случаѣ нельзя заставлять его работать. Но тѣмъ не менѣе онъ приковалъ несчастнаго Торнау къ стѣнѣ и окружилъ его всѣми возможными стѣснен³ями. Это, по понят³ю истаго черкеса, не нарушало преимуществъ прирожденнаго дворянина.}. Рабы пр³обрѣтались или покупкою, или захватомъ въ плѣнъ, и употреблялись для всѣхъ тяжелыхъ работъ. Если они не знали какого-либо ремесла, полезнаго для владѣльца, то, участь ихъ была самая жалкая. Въ особенности подвергались всѣмъ возможнымъ угнетен³ямъ русск³е плѣнные, если только не имѣлось въ виду получить за нихъ значительнаго выкупа. Дѣти, рожденныя отъ рабовъ, оставались въ томъ же состоян³и, но съ ними обращались человѣколюбивѣе, такъ же какъ и со стариками, на основан³и вообще уважен³я, питаемаго черкесами въ сѣдинамъ. Торговля рабами была самая выгодная для черкесовъ. Ею преимущественно занимались убыхи и производили ее или сами, или посредствомъ турецкихъ агентовъ, пр³ѣзжавшихъ нарочно для того изъ Константинополя и конечно получавшихъ огромные барыши {Вотъ мѣстныя цѣны этому живому товару на наши деньги, по указан³ю Лавинскаго: обыкновенный мальчикъ стоилъ около 100 p. cep.; отличающ³йся особою красотою отъ 300 до 500 p.; взрослый мужчина, годный для военной службы - 200 р. На женщинъ не было постоянныхъ цѣнъ: за нихъ платилось по градусамъ ихъ красоты; 6,000 р. было однакожъ максимумъ. Въ Константинополѣ товаръ этотъ стоилъ вдвое, втрое, а иногда въ десять разъ болѣе противъ показанной цѣны.}. Число рабовъ въ каждомъ изъ черкесскихъ обществъ было различное. По свидѣтельству Лапинскаго, между убыхами рабы составляли почти четвертую часть всего населен³я, между абадзехами - десятую, а между тапсугами - едва двадцатую. Дворъ, помѣщавш³й нѣсколько домиковъ, въ которыхъ жили не только владѣлецъ съ семействомъ, но и родные его по прямой восходящей и нисходящей лин³и, со всѣми рабами, имъ принадлежащими,- составлялъ у черкесовъ административную единицу (юнегъ-домъ, или дворъ). Сто такихъ дворовъ, образующихъ нѣсколько ауловъ, разсѣянныхъ на довольно значительномъ пространствѣ, представляли общину или волость (юнегъ-исъ), которыя управлялись старшинами (тамата), при содѣйств³и муллъ и кад³евъ. Нѣсколько такихъ общинъ, расположенныхъ обыкновенно по течен³ю какой-либо рѣки, составляли родъ или область, въ которую входило до двадцати и болѣе общинъ. Изъ областей уже образовалось то, что носило назван³е народа - абадзеховъ, шапсуговъ, и т. д. Такъ, какъ ни одно важное дѣло не предпринималось у черкесовъ, безъ предварительнаго совѣщан³я, то на совѣты посылалось обыкновенно отъ каждой общины по два и болѣе выборныхъ старшинъ (тамата). Въ дѣлахъ же особенной важности, касающихся религ³и, ополчен³я противъ русскихъ, обсужден³я предложен³й турецкаго правительства и т. п., составлялись общ³е федеральные совѣты изъ нарочно избранныхъ для того старшинъ отъ каждаго народа, извѣстныхъ своею опытностью въ дѣлахъ военныхъ и административныхъ, и пользовавшихся особеннымъ вл³ян³емъ. Въ этихъ совѣтахъ избирались военные начальники и опредѣлялось, сколько каждая община должна выставить вооруженныхъ воиновъ, пѣшихъ и конныхъ {Черкесы также храбро сражались на конѣ, какъ и пѣш³е, чѣмъ и отличались отъ другихъ горцевъ. Удальство ихъ въ наѣздничествѣ и искусство въ эквилбристскихъ пр³емахъ (джигитовкѣ) усвоены нашими казаками вполнѣ.}. Такой, повидимому, простой и приспособленный къ духу и степени развит³я народа порядокъ нарушался и колебался въ своемъ основан³и отъ необузданнаго своевол³я черкесовъ, отъ внутреннихъ ихъ раздоровъ и безпрерывныхъ кровомщен³й. Послѣдн³й изъ трехъ наибовъ Шамиля, высланныхъ имъ къ черкесамъ для распространен³я между ними мюридизма - Мегметъ-Эминъ, бывш³й при Шамилѣ секретаремъ и постигш³й вполнѣ его политику, видя, что администрац³я и судъ у нихъ находятся въ большомъ разстройствѣ, старался ввести порядокъ и поэтому началъ учреждать "мехкемэ", или окружные судебные приказы, которые составляли не одни только судьи, но и лица, завѣдывающ³я полиц³ею и другими отраслями администрац³и. Распоряжен³я эти однакожъ не нравились привыкшимъ въ своевол³ю черкесамъ: шапсуги скоро ихъ отвергли, а у абадзеховъ, гдѣ Мегметъ-Эминъ пользовался особымъ вл³ян³емъ, "мехкенэ" существовали кое-гдѣ, до самаго паден³я наиба.
   Все вышесказанное примѣняется къ черкесамъ вообще, но преимущественно принадлежитъ вольнымъ черкесамъ, сохранющимъ въ чистотѣ нац³ональный типъ. Они составляли, какъ выше сказано, четыре отрасли: абадзеховъ, шапсуговъ, натухайцевъ и убыховъ. Но изъ нихъ только абадзехи и шапсуги представляли основу и могущество черкесскаго народа, по чистотѣ типа и по числу населен³я: первыхъ считалось приблизительно отъ 140,000 до 160,000 душъ, послѣднихъ отъ 120,000 до 130,000 душъ. Датухайцы, ничѣмъ не отличаясь отъ шапсуговъ, составляли одну съ ними массу, а потому численность ея должна увеличиться по крайней мѣрѣ еще 60,000 душъ натухайцевъ. Что касается до убыховъ, то они представляли самое малочисленное общество, между вольными черкесами, простиравшееся до 25,000 душъ. Но тѣмъ не менѣе убыхи имѣли значительное вл³ян³е на общ³я дѣла союза, по большему соц³альному своему развит³ю и по богатству, сравнительно съ другими обществами. Этому они обязаны были близости въ нимъ морского берега, дававшаго имъ возможность имѣть сношен³я съ болѣе ихъ образованными народами и производить прибыльную торговлю особенно живымъ товаромъ. По этимъ особенностямъ и по говору, который отличается отъ прочихъ нарѣч³и языка "адиге", нѣкоторые считаютъ ихъ за народъ особаго происхожден³я. Такого мнѣн³я держится, между прочимъ, Люлье, считая убытокъ отдѣльнымъ народомъ, имѣющимъ особенный языкъ, который, по его же словамъ, составляетъ только принадлежность простого народа и то жителей горныхъ ущел³й; дворяне же и обитатели морского берега всѣ говорятъ адигскимъ языкомъ, удобно понимая притомъ и сосѣдственный абхазск³й говоръ. Гильденштетъ, Лапинск³й, Бель, Боденштедтъ и Торнау утверждаютъ, что убыхи составляютъ съ прочими черкесами одинъ народъ. Послѣдн³й изъ нихъ присовокупляетъ къ тому, что, можетъ быть, они составились изъ черкесовъ, абхазовъ и европейцевъ, выброшенныхъ, какъ говоритъ предан³е, на черкесск³й берегъ, во время перваго крестоваго похода. Все это указываетъ на то, что убыхи - народъ смѣшанный, въ основѣ котораго однакоже остался адигск³й элементъ преобладающимъ. Къ этой основѣ удобно могъ присовокупиться элементъ ближайшихъ убыхамъ сосѣдей - джикетовъ, отрасли абхазовъ, съ которыми они находились въ самыхъ тѣсныхъ сношен³яхъ. Можетъ быть, въ составъ смѣшаннаго народа вошелъ и европейск³й элементъ, тѣмъ ли путемъ, какъ свидѣтельствуетъ предан³е, или, вѣрнѣе, посредствомъ вл³ян³я оставшихся отъ прежняго поселен³я грековъ, имѣвшихъ, какъ извѣстно, свои колон³и по восточному берегу Чернаго моря и преимущественно на территор³и, которую занимали убыхи и сосѣдн³е съ ними абхазы, какъ въ своемъ мѣстѣ будетъ разъяснено. Ближайшее знакомство съ убыхами, при переселен³и ихъ въ Турц³ю, показало, что они свободно объясняются съ прочими черкесами и легко усвоиваютъ ихъ нарѣч³е {Академикъ Шифнеръ въ разборѣ сочинен³я барона Услара: "Этнограф³я Кавказа: абхазск³й и чеченск³й языки", представленнаго къ соискан³ю Демидовской прем³и, упоминаетъ мимоходомъ, что Усларъ занимался и языкомъ убыховъ, но, къ сожалѣн³ю, намъ неизвѣстны результаты его трудовъ.}; а потому они очевидно сохранили общ³й съ ними типъ и должны составлять одинъ съ ними народъ.
   Въ настоящее время, всѣ черкесы исповѣдуютъ магометанскую вѣру по суннитскому обряду. Но, что прежде у нихъ было распространено христ³анство, это доказываютъ - предан³я, памятники и истор³я. До сихъ поръ, у черкесовъ существуетъ смутное воспоминан³е о христ³анствѣ; до сихъ поръ сохраняются у нихъ нѣкоторые обряды и праздники христ³анской церкви, которые они смѣшиваютъ съ обрядами ислама и язычества. Они чтутъ память ²исуса Христа, признавая его Сыномъ Бож³имъ, но еще болѣе питаютъ благоговѣн³я къ Матери Бож³ей и празднуютъ торжественно вознесен³е ея на небеса, въ ³юнѣ мѣсяцѣ. По морскому берегу и даже нѣсколько въ глубь горъ, встрѣчаются развалины церквей и остатки надгробныхъ памятниковъ съ латинскими и греческими надписями. Памятники съ латинскимъ крестомъ и гербомъ Генуезской республики попадаются болѣе въ сѣверной части прибрежья, а съ греческими надписями и съ изображен³емъ греческаго креста находятся преимущественно въ южной части Черкес³и. Встрѣчаемые здѣсь и особенно ближе въ Абхаз³и, остатки христ³анскихъ церквей носятъ на себѣ явственно типъ визант³йскаго стиля. Изъ визант³йской истор³и извѣстно, что въ VI вѣкѣ по Р. X. были посылаемы изъ Визант³и особые мисс³онеры для введен³я христ³анства въ западномъ Кавказѣ, Съ восточной стороны, предпринимались подобные подвиги грузинскими царями, на что указываютъ источники грузинской истор³и.
   Когда фанатическ³е послѣдователи Магомета стали мечомъ и огнемъ распространять его учен³е повсюду, куда только могли проникнуть, тогда и жители Кавказа подверглись ихъ напору. Изъ народовъ, обитавшихъ на Кавказѣ и въ Закавказьи, одни только армяне и грузины, просвѣтивш³еся христ³анствомъ въ началѣ ²Ѵ-го столѣт³я, отстояли свою вѣру; проч³е же, волею и неволею, сдѣлались мусульманами. Турецк³е султаны, занявъ, въ срединѣ ХѴ-го столѣт³я, престолъ визант³йскихъ императоровъ, распространили магометанскую вѣру между Кавказскими народами, въ томъ числѣ и между черкесами, и съ того времени начали считать ихъ своими подданными. Для поддержан³я своей власти, они построили, въ XVI столѣт³и, приморск³я крѣпости Поти, Сухумъ, Апсюгу, и др. Не смотря на то, черкесы, которыхъ турецк³й султанъ считалъ своими подданными, на дѣлѣ никогда ему не повиновались. Они признавали его, какъ наслѣдника Магомета и падишаха всѣхъ мусульманъ, духовнымъ своимъ главою, но не платили никакихъ податей, не поставляли солдатъ и не допускали вмѣшиваться въ ихъ внутренн³я дѣла, терпя турокъ, занимавшихъ нѣсколько укрѣпленныхъ мѣстъ, по праву только единовѣр³я. Въ случаѣ посягательства на ихъ свободу, они прибѣгали въ оруж³ю и выходили побѣдителями. Такъ продолжалось до 1829 года. По силѣ Адр³анопольскаго трактата, Оттоманская Порта уступила Росс³и Закубанскую область съ ея жителями-черкесами, вплоть до границъ Абхаз³и, предавшейся Росс³и лѣтъ двадцать ранѣе. Но эта уступка осталась только на бумагѣ и не имѣла никакой фактической силы. Черкесы упорно стояли на томъ, что они и предки ихъ были всегда независимы. Султанъ никогда ими не владѣлъ, а потому и уступать ихъ никому не могъ {При пр³емѣ шапсугскихъ депутатовъ, генералъ, командовавш³й Черноморскою береговою лин³ею (Раевск³й), старался объяснить имъ обязанности ихъ по Адр³анопольскому трактату. Видя же, что они не понимаютъ его, и желая поставить дѣло ближе къ ихъ понят³ю, онъ сказалъ, что падишахъ отдалъ ихъ русскому царю въ бешъ-кешъ (подарилъ ихъ). "А! теперь понимаю" - отвѣчалъ одинъ изъ депутатовъ и, указавъ на птичку, сидѣвшую на деревѣ, прибавилъ: "генералъ, я дарю тебѣ эту птичку, поди возьми ее." Сравнен³е шапсуга было вполнѣ вѣрно и оригинально. Это происшеств³е было лѣтъ десять спустя послѣ Адр³анопольскаго мира, и явилось въ печати, если не ошибаемся, въ первый разъ въ "Воспоминан³яхъ кавказскаго офицера". (Русск³й Вѣстникъ, сентябрь 1864 г.)}. Должно было брать силою то, что слѣдовало по праву трактата, послѣ побѣдъ, проложившихъ русскимъ войскамъ путь къ стѣнамъ Константинополя. Но вести войну съ горцами обычнымъ способомъ было невозможно. Какъ дик³я птицы, когда ихъ спугнутъ съ одного мѣста, перелетаютъ на другое, пока не найдутъ неприступнаго для себя убѣжища или пока не утомятъ охотника: такъ поступали черкесы съ нашими войсками. Наши укрѣплен³я, построенныя въ стратегическихъ пунктахъ, были страшны для тѣхъ только черкесовъ, которые жили на разстоян³и пушечнаго выстрѣла, и которые не могли переселиться далѣе въ глубь горъ, и тамъ удобно устроить свои подвижныя жилища. Приморск³я же укрѣплен³я, требовавш³я такъ много жертвъ, были полезны только противъ внѣшнихъ, враждебныхъ намъ вмѣшательствъ, но не могли имѣть прямого вл³ян³я на покорен³е черкесовъ. Впродолжен³е тридцати лѣтъ, послѣ Адр³анополькаго мира, много было пролито русской крови, много было геройскихъ подвиговъ съ нашей стороны, но покорен³е края подвигалось медленно.
   Между тѣмъ, на противоположномъ концѣ Кавказа разыгрывалась кровавая драма, въ которой дѣйствующими лицами были фанатики ислама - мюриды, главная обязанность которыхъ состояла въ возбужден³и религ³озной войны противъ невѣрныхъ, и конечно прежде всего противъ русскихъ. Извѣстный въ Росс³и и весьма памятный на Кавказѣ Шамиль сдѣлался имамомъ мюридовъ, неограниченнымъ повелителемъ Дагестана и непримиримымъ врагомъ Росс³и. Для противодѣйств³я его замысламъ, нужно было отвлечь часть войскъ отъ запада, гдѣ и безъ того ихъ было недостаточно; это дало возможность усилиться здѣсь кознямъ противъ Росс³и. Шамиль имѣлъ тайныя сношен³я съ черкесами, пытался-было, въ 1846 году, съ своимъ войскомъ, проникнуть въ нимъ чрезъ Кабарду, для личнаго возбужден³я ихъ противъ русскихъ; наконецъ, посылалъ къ нимъ съ этою цѣл³ю своихъ наибовъ, изъ которыхъ первые два не имѣли успѣха, но послѣдн³й, Мегметъ-Эминъ, настоящ³й питомецъ Шамиля, исполнилъ удачно возложенное на него поручен³е, долго имѣлъ вл³ян³е на абадзеховъ и только послѣ паден³я своего имама, видя его судьбу, а, можетъ быть, склоняясь и на друг³я убѣжден³я, покорился Росс³и и увлекъ съ собою абадзеховъ. Въ концѣ 1859 года, они дали клятву покорности Росс³и, а въ началѣ 1860 г. послѣдовали ихъ примѣру и натухайцы; но при первой возможности, какъ тѣ, такъ и друг³е соединились съ воюющими противъ Росс³и собрат³ями своими. Восточная война представляла черкесамъ самый удобный случай завоевать независимость, а покровительствующей имъ Турц³и и прочимъ воюющимъ противъ насъ державамъ - нанести сильный ударъ Росс³и на Кавказѣ. Большая часть войскъ ея должна была двинуться на югъ, для защиты границъ со стороны Аз³атской Турц³и. Черкесы ожидали существеннаго пособ³я со стороны Турц³и и ея союзницъ - войскъ и воинскихъ припасовъ; но къ нимъ прислали только военачальника въ лицѣ стараго, неспособнаго Сеферъ-паши, потому только, что онъ былъ родомъ натухаецъ и въ молодости служилъ въ русскомъ войскѣ. Вмѣсто того, чтобы соединиться съ ловкимъ Мегметъ-Эминомъ и дѣйствовать съ нимъ заодно, паша не преминулъ поссориться съ нимъ, а эта ссора еще болѣе усилила несоглас³е между черкесами, изъ которыхъ одни начали держать сторону паши, а друг³е шамилева наиба. Прибыт³е потомъ въ Анапу еще высшаго турецкаго сановника, Мустафы-паши, не могло пособить дѣлу, и на вызовъ его едва явилось до 20,000 натухайцевъ и шапсуговъ; изъ абадзеховъ же никто не прибылъ. Англичанинъ Лонгворсъ и его агенты напрасно тратили англ³йск³я деньги. Черкесское войско, усиленное горстью польскихъ туристовъ и турецкихъ солдатъ, ограничило свои дѣйств³я нѣсколькими набѣгами и стычками съ русскимъ войскомъ, которыя оканчивались всегда въ пользу послѣдняго {Высадка Омеръ-паши съ войскомъ, въ Сухумъ Кале, въ концѣ восточной войны, имѣла цѣл³ю отвлечь наши побѣдоносный войска отъ предѣловъ Малой Аз³и и не могла имѣть прямого вл³ян³я на общее возстан³е черкесовъ.}. Между тѣмъ, время ушло, и съ нимъ потерянъ невозвратно благопр³ятный для черкесовъ случай. Тяжелый для Росс³и Парижск³й миръ былъ началомъ счастливыхъ событ³й на Кавказѣ, Свободныя и притомъ усиленныя войска были направлены противъ Шамиля, съ паден³емъ котораго покорился и Дагестанъ. Оставалось покорить черкесовъ, для чего было подъ руками весьма достаточно войскъ. Но кавказское начальство, наученное опытомъ, пришло къ убѣжден³ю, что, для достижен³я этой цѣли, необходимо вести съ ними войну значительными массами, окружая ихъ со всѣхъ возможныхъ сторонъ,- вести войну энергически, безостановочно, безъ отдыха; въ занятыхъ мѣстахъ, гдѣ предстоитъ удобство, ставить казацк³я станицы,- подвигаться такимъ образомъ все далѣе и далѣе, до самыхъ крайнихъ предѣловъ - до Чернаго моря, не давая непр³ятелю вздохнуть и собраться съ силами. Система {Старожилы кавказск³е утверждаютъ, что этой системы держался, въ тридцатыхъ годахъ, и генералъ Вельяминовъ, пользуясь ею, по мѣрѣ имѣвшихся у него ограниченныхъ средствъ; съ этою же цѣл³ю онъ устраивалъ и дороги въ горахъ.}, задуманная съ такимъ знан³емъ края и его обитателей, благодаря храбрости войскъ, увѣнчалась полнымъ успѣхомъ. Истор³я не забудетъ, что война, по этой системѣ, съ черкесами, началась при намѣстникѣ, фельдмаршалѣ князѣ Барятинскомъ, и окончилась блистательно при намѣстничествѣ великаго князя Михаила Николаевича. Истор³я сохранитъ также имя генерала Евдокимова, какъ главнаго дѣятеля при покорен³и западнаго Кавказа. Такимъ образомъ, предсказан³е черкесофиловъ: польскаго ренегата Лапинскаго, англ³йскаго туриста Беля и нѣмецкаго либерала Боденштета, что Росс³я, при всей громадности своихъ силъ, не въ состоян³и будетъ покорить черкесовъ - не исполнилось!
   Правительство русское, убѣжденное многими опытами въ томъ, что никакъ нельзя довѣрять обязательствамъ черкесовъ, и что, если оставить ихъ въ горахъ,- то они станутъ по-прежнему грабить мирныхъ жителей и враждовать противъ Росс³и, предложило имъ выселиться на плодородную Кубанскую плоскость, въ противномъ же случаѣ удалиться въ Турц³ю, на что мног³е уже предварительно высказывали свое желан³е. Изъ народонаселен³я вольныхъ черкесовъ, которое съ полумирными бжедухами составляло, по крайней мѣрѣ, 400,000 душъ, три четверти рѣшилось удалиться въ Турц³ю, и едва одна четвертая часть согласилась переселиться на Кубанскую плоскость; причемъ шапсуги и убыхи удалились почти цѣликомъ, а абадзехи и бжедухи болѣе нежели на половину. Конечно, тутъ много дѣйствовали люди вл³ятельные на толпу впечатлительную; но не менѣе того участвовало въ этомъ и ожесточен³е черкесовъ противъ русскихъ, питаемое полувѣковою враждою. Къ несчаст³ю, переѣздъ черкесовъ въ Турц³ю сопровождался болѣзнями и большою смертностью, за что наши недоброжелатели за границею не преминули обвинять русское правительство. Но справедливо ли это? Наше правительство платило деньги за перевозъ черкесовъ и снабжало неимущихъ всѣмъ необходимымъ для пути; турецкое правительство, съ своей стороны, высылало суда для перевозки переселенцевъ. Но они теряли терпѣн³е въ ожидан³и очереди и видались на вольнонаемныя суда греческ³я. На этихъ-то судахъ, тѣсныхъ и неудобныхъ, развивались болѣзни и явилась большая смертность. Особенно же пагубенъ былъ переѣздъ для тѣхъ черкесовъ, которые, рѣшившись сперва поселиться на Кубанской плоскости, отъ распространившагося между ними ложнаго слуха, что ихъ хотятъ обратить въ христ³анство, а скорѣе отъ опасен³я потерять своихъ рабовъ, начали потомъ обращаться къ переселен³ю въ Турц³ю. Они прибыли въ берегамъ Чернаго моря въ позднюю осень, когда начинаетъ свирѣпствовать здѣсь опасный сѣверо-восточный вѣтеръ, извѣстный подъ именемъ "боры", отъ которой гибнутъ и люди и суда. Участь этихъ несчастныхъ, какъ отправившихся въ море, такъ и оставшихся на берегу, дѣйствительно заслуживаетъ всякого сострадан³я. Но и тутъ русское правительство оказало имъ всевозможныя пособ³я, снабжая нуждающихся пищею и одеждою, и принимая больныхъ въ лазареты Константиновскаго укрѣплен³я. Нельзя не пожалѣть объ этихъ бѣдныхъ переселенцахъ, тѣмъ болѣе, что и въ новомъ ихъ отечествѣ ожидала ихъ та же горькая участь; но они сами стремились къ ней, по какому-то непостижимому влечен³ю.
   Обвиняютъ также русское правительство въ жестокости вообще изгнан³я черкесовъ изъ мѣстъ ихъ родины. Въ нравственномъ отношен³и, эта мѣра кажется жестокою. Но при обсужден³и ея нельзя терять изъ виду другой стороны - политической. Съ этой точки зрѣн³я, принятая мѣра была вызвана прискорбною, но крайнею необходимостью. Вражда между черкесами и русскими дошла до крайнихъ предѣловъ и сосредоточилась въ одномъ вопросѣ: кому владѣть страною - черкесамъ или русскимъ? Оставить ли черкесамъ въ обладан³е эту богатую дарами природы страну съ тѣмъ, чтобы они по-прежнему вели въ ней полукочевую жизнь и занимались грабежемъ, или предоставить ее Росс³и для водворен³я въ ней промышленности и цивилизац³и? Отвѣтъ, кажется, не можетъ быть сомнителенъ. Для всякого русскаго патр³ота остается одно и самое искреннее желан³е, чтобы заселен³е благодатной страны послѣдовало какъ можно успѣшнѣе, и чтобы притомъ не повторились грустныя событ³я, случавш³яся у насъ въ подобныхъ дѣлахъ. Мы не буденъ указывать здѣсь, для сравнен³я, на то, какъ поступали европейцы съ туземцами, при поселен³и въ Америкѣ, и на колонизац³ю англичанъ въ Австрал³и. Это уже далеко не то, что сдѣлало русское правительство съ черкесами, предложивъ имъ на выборъ - переселиться на Кубанскую плоскость или, согласно ихъ желан³ю, отправиться въ Турц³ю. Отъ нихъ зависѣло избрать послѣднее,
   Я остановился болѣе, нежели сколько дозволяли мнѣ предѣлы моей задачи, на черкесскомъ народѣ, съ единственною цѣл³ю - сохранить хотя главныя черты его типа и послѣдней его истор³и, предоставляя довершить дѣло людямъ, имѣющимъ болѣе меня къ этому возможности. Я рѣшился на это тѣмъ болѣе, что, по прошеств³и нѣкотораго времени, остатки его, разсѣянные по Европейской и Аз³атской Турц³и и частью раскиданные по Кавказу, сольются, по непреложному закону, съ болѣе мощною массою народа господствующаго и потеряютъ, вмѣстѣ съ именемъ и языкомъ, свою нац³ональную самобытность, до такой степени, что трудно будетъ отыскивать слѣды ихъ. Истор³я представляетъ намъ много примѣровъ такого поглощен³я слабаго народа болѣе сильнымъ, и образован³я, симъ путемъ, народовъ смѣшанныхъ.
   Если мы убѣдились въ томъ, что обитатели Закубанскаго края, извѣстные подъ разными народными наименован³ями - абадзеховъ, шапсуговъ, ватухайцевъ, бжедуховъ, и т. д., составляютъ одинъ и тотъ же народъ, то послѣ этого естественно возникаетъ вопросъ: къ какому же племени или къ какой расѣ принадлежитъ этотъ народъ, съ какими извѣстными народами онъ находится въ генеалогическомъ родствѣ? Разрѣшен³е этого вопроса, въ настоящее время, представляетъ больш³я затруднен³я по недостатку необходимыхъ для того средствъ. Народъ, о которомъ идетъ рѣчь, не имѣетъ своей истор³и; языкъ его не разработанъ до такой степени, чтобы можно было вывести родственную связь его съ извѣстными уже языками. Въ такомъ положен³и ничего не остается, какъ прибѣгнуть къ древнимъ источникамъ исторической литературы, отыскать въ нихъ слѣды народа, который называемъ теперь черкесами, прослѣдить за нимъ въ его движен³и и такимъ образомъ, хотя приблизительно, указать ему мѣсто въ великой народной семьѣ. А какъ въ памятникахъ исторической литературы эллиновъ, римлянъ и арабовъ, народъ, который мы называемъ черкесами, носилъ иныя имена, и какъ судьба его въ древности была тѣсно связана съ судьбами другихъ народовъ Кавказа и особенно того изъ нихъ, съ которымъ онъ былъ въ близкихъ отношен³яхъ, то намъ необходимо слѣдуетъ отложить наше сужден³е о первобытности и генеалогическомъ родствѣ черкесовъ - до разсмотрѣн³я положен³я по крайней мѣрѣ этого послѣдняго народа, а именно - абхазовъ.
  

АБХАЗЫ.

  
   Самый ближайш³й къ черкесамъ народъ - абхазы. Они соприкасаются другъ другу, а часто даже смѣшиваются между собою, на занимаемыхъ ими территор³яхъ, какъ по берегу Чернаго моря, такъ и по юго западнымъ и по сѣверо-восточнымъ отрогамъ главнаго Кавказскаго хребта. Абхазы называются у насъ также абазами - имя, подъ которымъ они извѣстны и у черкесовъ; грузины именуютъ ихъ афхазети, а древн³е греческ³е писатели - абазги; сами же себя они называютъ абсне и азега, а свою страну - абсуа. Абхазы, также какъ и сосѣди ихъ черкесы, которыхъ они вообще называютъ адухъ, раздѣляются на мног³я отрасли, носящ³я разныя имена, что давало поводъ считать ихъ за отдѣльные народы. Ближайшее знакомство съ ними показало, что всѣ эти отрасли или общества сходствуютъ между собою типическими тѣлесными формами, нравами, обычаями, образомъ жизни и, что всего важнѣе, говорятъ однимъ и тѣмъ же языкомъ, распадающимся только на д³алекты, близк³е въ своему корню, а потому, очевидно, они составляютъ одинъ и тотъ же народъ. Страну, занимаемую нынѣ абхазами, можно раздѣлить на двѣ части: на западную, простирающуюся по юго-западному склону главнаго хребта и по морскому берегу, и на восточную, лежащую по сѣверо восточнымъ отрогамъ. По пространству территор³и и по численности населен³я, первую можно назвать Большою, а по древности жительства обитателей ея, Старою Абхаз³ей; вторую же, по малочисленности жителей и по недавности выселен³я ихъ изъ прежней родины, Мали, или Новою Абхаз³ю.
  

БОЛЬШАЯ АБХАЗ²Я.

  
   Первое абхазское общество, граничащее по берегу Чернаго моря съ черкесами, называется джигеты, а также садземъ. Территор³я, принадлежащая джигетамъ, ограничивается съ запада - рѣкою Саче, отдѣляющею ихъ отъ убыховъ, съ востока - рѣкою Бзыбью, съ юга и частью съ запада - моремъ, а съ сѣвера - отрогами Кавказскаго хребта. Джигеты въ нѣкоторыхъ мѣстахъ совершенно перемѣшаны съ убыхами, что представляетъ какъ бы переходъ одного народа въ другому. Они раздѣляются на нѣсколько мелкихъ обществъ, изъ которыхъ иныя называются по именамъ своихъ князей и подчинены имъ, таковы: Кечьба, Аребда, Цандрапшъ и проч.; друг³е же живутъ независимо, какъ то: Цвинджи, Бага и проч. Вообще, джигеты приморск³е не отличались такою свирѣпостью, какъ ихъ горные братья. Но на раздѣленныя общества джигетовъ имѣли всегда сильное вл³ян³е убыхи, которые направляли ихъ по своему произволу и часто разоряли ихъ за покорность Росс³и. Вл³ян³е это было такъ велико, что, при послѣднемъ переселен³и убыховъ въ Турц³ю, они увлекли за собою много семействъ джигетскихъ. До этого времени, считалось приморскихъ джигетовъ до 10,000 душъ. Но здѣсь мы должны повторить то, что было сказано при обозрѣн³и черкесовъ, именно, что отъ тѣхъ же самыхъ причинъ цифры, означающ³я численность народа абхазскаго вообще, слѣдуетъ принимать только за приблизительныя. Въ послѣднее время, джигеты были магометане суннитскаго обряда, но прежде они, какъ и всѣ проч³е абхазы, исповѣдывали христ³анскую религ³ю, о которой сохранились у нихъ предан³я. Вмѣстѣ съ уставами ислама, они удерживали нѣкоторые христ³анск³е обряды и языческ³я предан³я.
   На томъ же самомъ пространствѣ, которое выше описано, но удаляясь отъ морского берега и приближаясь къ горнымъ ущел³ямъ, обитаютъ три абхазск³я общества: Ахчипсоу, Айбга и Псху, которыхъ иные причисляютъ къ джигетской, а друг³е относятъ къ особенной отрасли, называемой медозюями или медовѣевцами. Ахчипсоу живутъ на верховьяхъ рѣкъ Псху и Мздымты. Никому не подвластные, они отличаются духомъ воинственности и свирѣпостью. Съ своими сосѣдями, убыхами, они находились въ тѣсной связи и участвовали въ ихъ предпр³ят³яхъ. Высок³я горы и неприступныя ущелья, занимаемыя Ахчипсоу, и недоступность въ нимъ со стороны моря представляли больш³я затруднен³я для покорен³я этого общества, которое было, въ свое время, изъ всѣхъ абхазовъ самымъ вреднымъ для Росс³и. Айгба живутъ между обществами Ахчипсоу и Псху, на верховьяхъ рѣки Хашуапсе; это самое малое изъ трехъ обществъ недовѣевцевъ, занимавшееся преимущественно воровствомъ и грабежами въ Абхаз³и и у черкесовъ, обитавшихъ на сѣверномъ склонѣ Кавказскаго хребта. Псху живутъ на верховьяхъ рѣкъ Бзыбы и Меджиты. Это общество раздѣляетъ со всѣми медовѣевцами наклонность къ хищничеству и захвату плѣнныхъ, для продажи ихъ потомъ турецкимъ купцамъ. Въ 1840 году, оно покорилось Росс³и и выдало аманатовъ, но въ послѣдней войнѣ съ черкесами принимало участ³е противъ русскихъ. Народонаселен³е всѣхъ медовѣевцевъ, до времени выселен³я черкесовъ въ Турщю, простиралось приблизительно до 7-8 тысячъ душъ {Въ опредѣлен³и народонаселен³я абхазовъ вообще я руководствовался статьею г. Берже, помѣщенною въ "Кавказскомъ Календарѣ" на 1869 годъ. Онъ соединяетъ джигетовъ вмѣстѣ съ медовѣевцами и опредѣляетъ число народонаселен³я ихъ совокупно въ 16,923 души. Баронъ Торнау отдѣляетъ джигетовъ отъ медовѣевцевъ и считаетъ первыхъ въ 11,000, а другихъ въ 10,000 = 21,000 душъ - слѣдовательно, болѣе противъ показан³я г. Берже на 4,000 душъ, не смотря на то, что исчислен³е послѣдняго было слишкомъ двадцать лѣтъ послѣ показан³я перваго.}, изъ числа которыхъ самая значительная часть приходится на долю Ачхипсоу, а самая малая на Айбга. Относительно религ³и медовѣевцевъ можно сказать, что только князья и дворяне между ними соблюдаютъ наружные обряды магометанской вѣры, проч³е же держатся болѣе язычества.
   За симъ слѣдуютъ собственно, такъ-называемые, абхазы, составляющ³е корень и ядро всего народа, извѣстнаго подъ этимъ именемъ. Территор³я, занимаемая собственно абхазами, простирается въ длину по берегу Чернаго моря отъ устья Бзыбы до устья Игнура, а въ ширину отъ морского берега до Кавказскихъ горъ, гдѣ они соприкасаются сперва съ Медовѣями, потомъ съ Цебельдою и, наконецъ, съ Самурзиканью. Рѣка Игнуръ составляла прежде южную границу Абхаз³и и отдѣляла ее отъ Мингрел³и; впослѣдств³и, эта граница перенесена на рѣку Гализгу, и такимъ образомъ Абхаз³я съ этой стороны сдѣлалась пограничною съ Самурзиканью. На вышесказанномъ пространствѣ, составляющемъ до 250 квадратныхъ географическихъ миль, живутъ небольшими населен³ями до 94,000 душъ {По показан³ю г. Берже, а по Торнау - 60,000 душъ.} народа, стоящаго на низкой степени соц³альнаго развит³я. Но, говоря сравнительно, абхазы не такъ свирѣпы и отважны, какъ ихъ родичи джегеты, медовѣевцы и цебельдинцы. Это происходитъ сколько отъ соприкосновен³я ихъ съ русскими, живущими въ укрѣплен³яхъ, находящихся на ихъ территор³и: Пицундѣ, Бомборахъ и Сухумѣ, столько же и отъ подчинен³я ихъ одному владѣтельному князю. Мы не коснемся здѣсь древней истор³и абхазскаго народа, предоставляя себѣ сдѣлать это въ своемъ мѣстѣ; но, упомянувъ о томъ, что онъ долгое время находился подъ владычествомъ грузинскихъ государей, имѣвшихъ потому титулъ владѣтелей Груз³и и Абхаз³и, перейдемъ къ тому, какъ въ послѣднее время образовалось въ Абхаз³и нац³ональное единовласт³е, и какъ оно прекратилось.
   Турки, завоевавъ, въ XVI столѣт³и, Груз³ю съ Мингрел³ею и подчинивъ себѣ потомъ Абхаз³ю, построили на берегу моря крѣпости Поти, Сухумъ и Геленджикъ. Въ XVIII столѣт³и, абхазы, подъ предводительствомъ двухъ братьевъ Левана и Зураба Шервашидзе, возстали противъ турокъ и выгнали ихъ изъ Сухума; но, поссорившись потомъ между собою, Деванъ передалъ Сухумъ опятъ во власть турокъ, которые однакожъ владѣли имъ не долго. Келешъ-бей, изъ той же фамил³и Шервашидзе, овладѣвъ Сухумомъ и подчинивъ себѣ абхазск³й народъ, отдался подъ верховную власть султана, который за то призналъ его владѣтелемъ Абхаз³и и сухумскимъ наслѣдственнымъ пашою. Благоволен³е Порты къ Келешъ-бею не долго продолжалось. Давъ убѣжище требизонтскому пашѣ, осужденному султаномъ на смерть, онъ навлекъ на себя гнѣвъ его и сталъ искать защиты Росс³и, взявшей тогда подъ свое покровительство Груз³ю, а для большаго успѣха принялъ тайно христ³анскую вѣру. Султанъ, узнавъ объ этомъ, подговорилъ старшаго сына Келешъ-бея, Асланъ-бея, убить своего отца; преступлен³е совершилось въ Сухумѣ. Но отцеуб³йца не могъ воспользоваться плодами своего преступлен³я. Младш³е его братья, Сеферъ-бей и Гасанъ-бей, осужденные также на смерть своимъ братомъ, успѣли скрыться и вооружили противъ Аслана всю Абхаз³ю. Опасаясь народнаго мщен³я, онъ принужденъ былъ въ свою очередь бѣжать; послѣ чего, братъ его Сеферъ-бей сдѣлался владѣтелемъ Абхаз³и, отдалъ ее подъ покровительство Росс³и и принялъ явно православную вѣру. Русское правительство ограничилось только занят³емъ своими войсками Сухумской крѣпости и оставило въ рукахъ князя управлен³е страною. Послѣ смерти Сеферъ-бея, наслѣдовалъ ему старш³й сынъ Димитр³й, воспитывавш³йся въ Петербургѣ. Пользуясь отсутств³емъ его и волнуемые происками Асланъ-бея, абхазы возстали-было противъ русскихъ; но дѣло кончилось водворен³емъ Димитр³я на княжествѣ. Гасанъ-бей былъ схваченъ и сосланъ въ Сибирь, гдѣ пробылъ пять лѣтъ и потомъ возвращенъ на родину. Между тѣмъ, Димитр³й, послѣ трехлѣтняго владычества, умеръ бездѣтенъ въ 1824 году. Возстан³е въ Абхаз³и повторилось и вызвало новое вооруженное вмѣшательство со стороны Росс³и, въ пользу Михаила, второго сына Сеферъ-бея {Воспоминан³я кавказскаго офицера, въ "Русскомъ Вѣстникѣ", сентябрь 1864 г. "Историческ³я извѣст³я о Кавказѣ", Броневскаго, часть 1-я, 1825 года.}. Князь Михаилъ, носивш³й также имя Гаиидьбея, вступилъ въ управлен³е Абхаз³ею молодымъ человѣкомъ и,*по своимъ личнымъ качествамъ, обѣщалъ много для своего народа и въ пользу облагодѣтельствовавшей его Росс³и. Сперва онъ оправдывалъ эти надежды и пр³обрѣлъ полное довѣр³е русскаго правительства, за что получилъ чинъ генерала и удостоенъ почетнаго зван³я генералъ-адьютанта русскаго императора. Но впослѣдств³и поступки его, относительно абхазцевъ и особенно своихъ родственниковъ, сдѣлались притѣснительными, а относительно Росс³и - неблагодарными. Во время восточной войны, поведен³е его было весьма двусмысленно, и, по окончан³и ея, обнаружились явныя доказательства его неблагонамѣренности. Вслѣдств³е чего, князь Михаилъ, послѣ сорокалѣтняго управлен³я, былъ удаленъ изъ Абхаз³и на жительство въ Росс³ю, и страна поступила въ непосредственное завѣдыван³е Кавказскаго начальства.
   Во время управлен³я Абхаз³ею князьями изъ династ³и Шервашидзе, власть ихъ была весьма ограничена. Народъ не платилъ въ пользу ихъ никакихъ податей, и они пользовались только доходами съ своихъ собственныхъ земель и пенями, налагаемыми ими по суду, за преступлен³я и проступки, совершаемые въ ихъ владѣн³яхъ. Сверхъ того, по древнему обычаю, владѣтели пользовались правомъ раза два въ годъ посѣщать каждаго князя и дворянина и, при этомъ случаѣ, получать отъ нихъ подарки. Между тѣмъ, они должны были содержать тѣлохранителей (ашнамхуа) - родъ постояннаго войска, которые составляли особое сослов³е, значен³емъ нѣсколько ниже дворянства, но имѣвшее права его, относительно владѣн³я землею и крестьянами. Вообще, владѣтель Абхаз³и находился въ зависимости отъ князей и дворянъ, которые готовы были всегда сопротивляться его требован³ямъ, когда это не согласовалось съ ихъ сословными интересами. Дѣйствовать на нихъ въ свою пользу, онъ могъ только съ помощью тѣхъ же дворянъ и князей, склоняя ихъ къ тому не столько убѣжден³емъ, сколько подарками. А потому владѣтельные князья Абхаз³и были бы очень стѣснены въ средствахъ содержан³я, еслибъ не поддерживали ихъ выгоды отъ тайной торговли.
   Изъ греческихъ источниковъ исторической литературы намъ извѣстно, что, въ VI вѣкѣ по Р. X., послѣ покорен³я Абхаз³и, при визант³йскомъ императорѣ Юстин³анѣ ²-мъ, была введена въ этой странѣ православная вѣра, которая, впослѣдств³и, поддерживалась и распространялась со стороны Груз³и. Главою церкви въ Абхаз³и былъ митрополитъ (католикосъ), имѣвш³й пребыван³е въ Пицундскомъ монастырѣ; въ Драндахъ находилось епископство, и по всей Абхаз³и были церкви, которыхъ развалины встрѣчаются въ большомъ числѣ. Турки, завоевавъ Абхаз³ю, обратили ея жителей въ магометанство; но при всемъ усил³я они не могли совершенно уничтожить у нихъ воспоминан³е о христ³анствѣ. Когда Сеферъ-бей принялъ православную вѣру, то примѣру его послѣдовало нѣсколько абхазцевъ; друг³е же крестились потомъ при его преемникахъ, но осталось много и магометанъ. Часто въ одномъ и томъ же семействѣ встрѣчаются и христ³ане и магометане. Въ самомъ семействѣ владѣтельныхъ князей, правитель Михаилъ былъ христ³анинъ, а родной дядя его, Гасанъ-бей - магометанинъ. Новообращенные христ³ане - говоритъ Торнау - строго исполняя наружные обряды церкви, не разстаются однакожъ съ нѣкоторыми мусульманскими привычками, вошедшими въ народный обычай. Они имѣютъ, напримѣръ, не болѣе одной жены, но зато позволяютъ себѣ мѣнять ее при случаѣ. Абхазск³е магометане не отказываются отъ вина, ни отъ мяса нечистаго животнаго, противнаго каждому доброму мусульманину. Христ³ане и магометане празднуютъ вмѣстѣ: Рождество Христово, Святую пасху, Духовъ день, джуму и байрамъ, и постятся въ рамазанъ и въ велик³й постъ, для того чтобъ не давать другъ другу соблазна. Тѣ и друг³е уважаютъ въ одинаковой степени священные лѣса, и боятся горныхъ и лѣсныхъ духовъ, которыхъ благосклонность они снискиваютъ небольшими жертвами, приносимыми по старой привычкѣ, но тайкомъ. Такимъ образомъ, въ настоящее время абхазы - полу-христ³ане, полу-магометане и отчасти - язычники.
   Собственно Абхаз³я богата развалинами и именами мѣстностей, напоминающими пребыван³е здѣсь греческихъ колон³й и владѣн³е визант³йцевъ, которые ввели въ Абхаз³и христ³анскую вѣру. Особеннаго вниман³я заслуживаетъ Пицунда; въ древности, здѣсь былъ значительный, торговый греческ³й городъ Пит³осъ или Пит³унта, который Страбонъ называетъ великимъ. Визант³йцы устроили тутъ монастырь, на мѣстѣ весьма здоровомъ и въ высшей степени живописномъ, вблизи котораго находилась единственная по всему абхазскому прибрежью сосновая роща. Монастырь снабжался отличною ключевою водою, посредствомъ водопроводовъ. Церковь, чисто-визант³йской архитектуры, устроена, по свидѣтельству Прокоп³я, въ VI столѣт³и по Р. X., въ царствован³е Юстин³ана; въ одномъ изъ придѣловъ ея сохранились на стѣнахъ и потолкѣ фрески, переживш³я владычество, въ здѣшнихъ мѣстахъ, турокъ. По свидѣтельству Торнау, уцѣлѣлъ даже колоколъ, повѣшенный близъ церкви на большомъ орѣховомъ деревѣ, съ латинскою надписью и съ означен³емъ 1562 года, напоминающаго время генуезскаго владѣн³я. Верстахъ въ 30 отъ Пицунды, по берегу моря, въ югу, находится укрѣплен³е Бомборы, съ небольшимъ форштадтомъ, въ которомъ армянск³е и греческ³е купцы производятъ торгъ съ сосѣдними абхазами и черкесами. Бомборы лежатъ въ трехъ верстахъ отъ морского берега, въ привольной долинѣ р. Пшандры; въ самомъ близкомъ отъ Бомборъ разстоян³и, жилъ владѣтельный князь, въ селен³и Лехне, называемомъ турками Саукъ-су. Въ 45 верстахъ отъ Бомборъ, по тому же направлен³ю, находится Сухумъ или Сухумъ-кале, лучшее укрѣплен³е и лучшая гавань въ русскихъ владѣн³яхъ по восточному берегу Чернаго моря. Здѣсь находилась генуезская крѣпость, которою воспользовались потомъ турки и сдѣлали изъ нея важнѣйш³й пунктъ своего владычества по восточному берегу Чернаго моря. Во время турецкаго владѣн³я, крѣпость была окружена многолюдными предмѣстьями и садами, пользовалась здоровою водою, проведенною изъ горъ далѣе мили. Теперь Сухумскую крѣпость окружаютъ болота, заражающ³я воздухъ гнилыми испарен³ями, которыя порождаютъ злокачественныя лихорадки; предмѣстья опустѣли, а водопроводъ разрушился. Все это было неизбѣжнымъ послѣдств³емъ неблагопр³ятныхъ обстоятельствъ, сопровождавшихъ пребыван³е нашихъ войскъ въ Абхаз³и. Турецк³е жители предмѣст³й, видя, что русск³е окончательно утвердились въ крѣпости, оставили свои жилища; абхазы, по образу своей жизни, не могли занять ихъ мѣста; русское же населен³е не могло существовать тамъ при тревожномъ и неустроенномъ состоян³и края. Оставалась горсть войскъ, которымъ достаточно было только бороться съ непр³ятелемъ и съ болѣзнями. Теперь, когда всѣ неблагопр³ятствовавш³я намъ обстоятельства миновались, когда мы безусловно владычествуемъ на восточномъ берегу Чернаго моря отъ Анапы почти до Батума, отъ насъ зависитъ воскресить Сухумъ, который турки называли не даромъ вторымъ Стамбуломъ - и поставить его въ то положен³е, въ которомъ онъ нѣкогда находился, и которое онъ заслуживаетъ по своей мѣстности. За Сухумомъ, по тому-же направлен³ю, верстахъ въ 20-ти, мы встрѣчаемъ Дранду, отличающуюся здоровымъ мѣстоположен³еѵъ и напоминающую народъ, въ древности здѣсь живш³й - дандари. Драндская церковь, верстахъ въ пяти отъ морского берега, построена, какъ полагать должно, вмѣстѣ съ Пицундскимъ монастыремъ, на возвышен³и, образующемъ площадь, окруженную со всѣхъ сторонъ лѣсомъ. Эта церковь заслуживаетъ особаго вниман³я, какъ памятникъ визант³йскаго зодчества, отличающ³йся, съ одной стороны своею простотою и величественностью, а съ другой - необыкновенною прочностью. Не въ дальнемъ разстоян³и отъ Драндъ находился греческ³й городъ Д³оскур³асъ, въ долинѣ рѣки Кодора, который, впослѣдств³и, былъ также извѣстенъ подъ именемъ Севастополиса. Онъ построенъ за нѣсколько столѣт³й до Р. X., по свидѣтельству Ар³ана, милейз³йскими греками, и считался вмѣстѣ съ Фазисомъ (на устьѣ Р³она) двумя важнѣйшими греческими городами на всемъ восточномъ берегу Понта-Эвксина. Нѣсколько разъ былъ этотъ городъ разоренъ сосѣдними варварами, какъ называли греческ³е писатели окружавш³й его народъ, и нѣсколько разъ возобновляемъ; нынѣ не осталось слѣдовъ его. Полагаютъ, что на мѣстѣ его лежитъ ничтожная деревушка Искурьи, которая даже не на всѣхъ картахъ Кавказа обозвачается.
   На востокъ отъ территор³и, занимаемой собственно абхазами, лежитъ Цебелъда, иначе называемая Цымбаръ, а у черкесовъ извѣстная подъ именемъ Хирпс-куаджъ, т, е., аулъ Хериса, что напоминаетъ имя перваго руководителя цебельдинцевъ - Хериса Маршан³я, подъ предводительствомъ котораго они вышли изъ Абхаз³и и поселились въ настоящемъ мѣстѣ жительства. И понынѣ самыя вл³ятельныя фамил³и въ Цебельдѣ принадлежатъ князьямъ Маршан³ямъ, которыхъ родственники остались и живутъ также въ Абхаз³и. Причинами такого оставлен³я родины и переселен³я на друг³я свободныя мѣста были обыкновенно у горцевъ: внутренн³е раздоры, кровомщен³е и недостатокъ пастбищныхъ мѣстъ для скота. Цебельда расположена на юго-западномъ склонѣ Кавказскаго хребта, по верховьямъ рѣки Кодора и по сопредѣльнымъ ущельямъ. Неприступность этой страны, особенно въ той части ея, которая лежитъ у самой вершины Кодора и называется верхнею Цебельдою (Далъ), а равно безпокойный духъ и склонность къ разбоямъ ея жителей, долгое время затрудняли русское правительство въ прочномъ устройствѣ Абхаз³и вообще. Для достижен³я этой цѣли были предпринимаемы нѣсколько разъ военныя экспедиц³и въ Цебельду, жители которой покорились-было

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 426 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа