въ 1837 году, но потомъ, въ 1840 году, опять возмутились. Это побудило кавказское начальство возвести въ Цебельдѣ особое укрѣплен³е, а потомъ на рѣкѣ Кодорѣ водворить военное поселен³е. Мѣрами этими цебельдинцы мало по малу приведены въ повиновен³е; но буйные абреки ихъ не переставали и потомъ упражняться въ любимомъ ремеслѣ грабежа. Жителей въ Цебельдѣ считается до 10,000 душъ {По исчислен³ю г. Берже (въ 1868 г.) - 9,327 душъ, а по показан³ю барона Торнау (1888 г.) до 8,000 душъ.}. Относительно вѣры, цебельдинцы находятся въ такомъ же положен³и, какъ медовѣевцы.
На юго-востокъ отъ Абхаз³и лежитъ Самурзиканъ, отдѣляясь отъ нея рѣкою Галидзею, а отъ Мингрел³и - рѣкою Ингуромъ; къ юго-западу, она касается морского берега, а съ противоположной стороны упирается въ отроги главнаго хребта; вся территор³я ея имѣетъ въ длину не болѣе шестидесяти, а въ ширину сорока верстъ. Хотя Самурзиканъ, въ правительственномъ отношен³и, причисленъ къ Мингрел³и, но жители его - настоящ³е абхазы. Они совершенно сходны между собою по типическимъ наружнымъ признакамъ, по нравамъ, обычаямъ и по языку. Подтвержден³емъ тождества народности ихъ служитъ самое происхожден³е самурзиканъ отъ абхазовъ. По народному предан³ю, хотя вся Абхаз³я находилась подъ главнымъ начальствомъ князя Шервашидзе, но раздѣлялась на четыре округа, изъ коихъ каждый управлялся однимъ изъ членовъ этого дома. Послѣдн³й властитель округа, извѣстнаго теперь подъ именемъ Самурзакана - Мурзаканъ Шервашидзе отложился, около 1760 года, отъ главнаго владѣтеля Абхаз³и и сдѣлался самостоятельнымъ повелителемъ своего удѣла, который и названъ Самурзаканомъ, что, по буквальному переводу, значитъ Мурзакану принадлежащ³й. Князья и дворяне Самурзакана ведутъ свой родъ прямо изъ Абхаз³и, за исключен³емъ весьма немногихъ, перешедшихъ изъ Мингрел³и. Наконецъ, что Самурзаканъ составлялъ нераздѣльную часть Абхаз³и, доказывается и тѣмъ, что смежный съ Самурзаканомъ округъ Абхаз³и называется Абжибскимъ, что значитъ (по-абхазски) - средн³й, между тѣмъ, какъ нынѣ онъ есть крайн³й, пограничный съ Самурзиканомъ {Записки кавказскаго отдѣла Географическаго Общества, книжка VI, статья: "Нѣчто о Самуранканѣ", составленная изъ свѣдѣн³й, доставленныхъ генераломъ Бартоломеемъ и прото³ереемъ Давыдомъ Мачавар³ани.}. Территор³ю Самурзикана составляютъ, въ настоящее время, четыре участка: Окумск³й, Бед³йск³й, Набакаевск³й и Сабер³йск³й; въ первыхъ двухъ, близкихъ къ Абхаз³и,- жители говорятъ чисто по-абхазски, а въ послѣднихъ, прилегающихъ къ Мингрел³и, болѣе тюмингрельски; здѣсь уже явственно смѣшен³е абхазовъ съ мингрелами. При этомъ мы не можемъ не замѣтить весьма важнаго факта - удобства, съ которымъ смѣшивались между собою: черкесы съ абхазами, эти съ мингрелами, а послѣдн³е съ грузинами. Что въ Самурзиканѣ, какъ и по всей Абхаз³и было, до владычества турокъ, распространено христ³анство - это доказываютъ мног³я развалины христ³анскихъ храмовъ. Наиболѣе сохранивш³йся памятникъ христ³анства въ Самурзаканѣ есть великолѣпная бед³иская церковь превосходной архитектуры, построенная на живописномъ мѣстѣ, близъ границы Самурзикана и Абхаз³и; подробному описан³ю этого памятника христ³анства въ Самурзаканѣ, мы обязаны нашему академику г. Броссе. Другой христ³анск³й храмъ, болѣе грубой архитектуры, находится въ селен³и Речхи, въ горахъ между Сабер³ей и Окумомъ; онъ былъ осмотрѣнъ и подробно описанъ генераломъ Бартоломеемъ. Послѣ паден³я Визант³и, когда сообщен³е по Черному морю съ Кавказомъ перешло въ руки турокъ, они ввели магометанскую вѣру и въ Самурзиканѣ, но здѣсь она не могла такъ сильно водвориться, какъ въ прочихъ частяхъ Абхаз³и; доказательствомъ тому служитъ, съ одной стороны, отсутств³е въ Самурзаканѣ мечетей, а, съ другой стороны, то, что мисс³онерство гораздо легче и успѣшнѣе здѣсь могло дѣйствовать въ пользу христ³анства. Вообще, въ Самурзиканѣ считается наиболѣе христ³анъ, противъ всѣхъ частей Абхаз³и. Хотя Самурзиканъ до русскаго владычества, находясь между Абхаз³ей и Мингрел³ею, служилъ предметомъ раздора между ними и былъ театромъ постоянной войны, хотя жители его часто подвергались разорен³ю, но, въ настоящее время, они, говоря сравнительно, болѣе развиты и пользуются большимъ благосостоян³емъ, чѣмъ проч³е абхазцы: это слѣдуетъ приписать сколько правлен³ю, подъ которымъ они находились въ послѣднее время, столько же и прибыльной торговлѣ корабельнымъ лѣсомъ, въ изобил³и растущемъ по морскому прибрежью. Число жителей въ Самурзиканѣ можно полагать до 10,000 душъ (по показан³ю г. Берже - 9,896 душъ).
Колыбель жителей этой страны есть собственно, такъ-называемая, Абхаз³я, откуда они удалились съ юго-западнаго на сѣверо-восточный склонъ Кавказскаго хребта, не позже XVIII-го столѣт³я, по тѣмъ же самымъ причинамъ, по которымъ вышли изъ нея цебельдинцы и медовѣевцы; они сохранили типъ и языкъ своей отчизны. Малоабхазцы, если можно ихъ такъ называть, раздѣляются на нѣсколько самыхъ малочисленныхъ обществъ, носящихъ разныя назван³я большею частью по именамъ своихъ владѣтелей или бывшихъ предводителей при ихъ переселен³и. Я ограничусь указан³емъ только мѣстъ ихъ жительства и нѣкоторыхъ особенностей, потому-что вообще они весьма мало отличаются другъ отъ друга и совершенно сходствуютъ съ своими коренными родичами, выше уже описанными. Первое мѣсто между жителями Малой Абхаз³и, по своей численности, занимаютъ басхоги, которымъ особенно приписывается назван³е абазинцевъ, хотя оно придается и всѣмъ абхазамъ; татары называютъ ихъ алтыкисекъ, т.-е., "шесть кусковъ", потому-что они составились изъ шести родовъ. Басхоги населяютъ возвышенную полосу сѣверной покатости главнаго хребта, между верховьями рѣкъ: Кумы и Подкумка, и у истоковъ рѣкъ: Кефара, Лабы и Губса; ихъ раздѣляютъ обыкновенно на кумскихъ и кубанскихъ; послѣдн³е, занимавш³е земли кабардинцевъ до 1822 года, были въ подчинен³и у ихъ князей; съ того же времени, и тѣ и друг³е подвластны русскому правительству. Народонаселен³е басхоговъ составляетъ до 6,500 душъ, въ томъ числѣ кубанскихъ до 4,000 и кумскихъ до 2,500. На сѣверо-западъ отъ нихъ, между верховьями рѣкъ Кефара и Лабы, живутъ башильбеи или бесильбеи, которыхъ населен³е составляетъ до 3,000 душъ. Прежде они занимали земли бесленеевцевъ и платили имъ дань, но послѣ покорен³я этого черкесскаго общества считаются въ числѣ прямо подвластныхъ Росс³и и состоятъ подъ управлен³емъ своихъ князей, изъ абхазскаго княжескаго рода Маршан³евъ. За ними слѣдуютъ, по направлен³ю въ сѣверу и сѣверо-западу, самыя малочисленныя общества, имѣющ³я отъ 600 до 1,000 душъ и расположенныя по сѣверному склону Кавказскаго хребта, а именно: Тамъ - на верховьяхъ больной Лабы; Кызылбекъ - между большою и малою Лабою; Шегирей - по малой Лабѣ; Багъ или Бегъ - на рѣкѣ Ходзѣ, у подошвы лѣсистой горы Ашимбахъ; Баракай - на рѣкѣ Губсѣ, у подошвы главнаго хребта. На эти послѣдн³я общества имѣли сильное вл³ян³е, до настоящаго времени, черкесы: съ одной стороны - бесленеевцы, а съ другой - абадзехи; а потому, хотя они сами по себѣ безсильны, но служили убѣжищемъ для абрековъ и отъявленныхъ разбойниковъ, какъ изъ Абхаз³и, такъ и со стороны абадзеховъ и кабардинцевъ. Вслѣдств³е этого же вл³ян³я, всѣ общества Малой Абхаз³и тверже въ магометанской вѣрѣ, чѣмъ ихъ родичи. Число жителей Малой Абхаз³и простирается до 15,000 душъ, а съ присовокуплен³емъ 131,000 душъ, считающихся въ Большой или Старой Абхаз³и, народонаселен³е всей вообще Абхаз³и составляетъ около 146,000 душъ {Въ "Русскомъ Инвалидѣ" (4-го нарта 1866 г., No 56) помѣщено тоже болѣе приблизительное "Свѣдѣн³е о кавказскомъ горномъ населен³и за послѣднее время", которое составлено впрочемъ не по народностямъ, а по правительственнымъ округамъ, т. е., въ отношен³и административномъ, а не въ смыслѣ этнографическомъ; а потому, показанныя въ этомъ "Свѣдѣн³и" числа никакъ не могутъ совпадать съ вышеприведенными нами числами. Въ означенномъ "Свѣдѣн³и", между прочимъ, значится, что въ Сухумскомъ военномъ отдѣлѣ жителей: въ округѣ Сухумскомъ 16,476, въ Абхаз³и только 26,762, въ Самурзаканѣ, напротивъ, 26,670, да въ Цебельдинскомъ приставствѣ 10,643, а всего: только 79,190. Изъ этого заключить слѣдуетъ, что часть остального населен³я Большой Абхаз³и и все населен³е Малой Абхаз³и отнесены и другимъ правительственнымъ округами.}. Абхазы вообще, тѣлеснымъ устройствомъ, образомъ жизни, нравами, обычаями, занят³ями, одеждою и вооружен³емъ, весьма схожи съ своими сосѣдями - черкесами. Это сходство было замѣчено и прежде, какъ визант³йскими, такъ и грузинскими писателями; въ послѣднее время, оно до такой степени поражало нѣкоторыхъ наблюдателей, какъ напримѣръ: Дюбоа, Лапинскаго и другихъ, что они почитаютъ абхазовъ и черкесовъ за одинъ народъ, конечно, не обращая вниман³я на языки, которыми говорятъ эти народы. Нѣкоторые изъ наблюдателей однакожъ находятъ, что абхазы не такъ живы, какъ черкесы, смуглѣе и сухощавѣе ихъ; притомъ, не такъ смѣлы и воинственны. Но всѣ эти оттѣнки относятся до собственно такъ-называемыхъ абхазовъ; друг³я же общества ихъ, какъ-то: джигеты, медовѣевцы, цебельдинцы и отчасти малоабхазцы, и по наружному виду, и по смѣлости, и по наклонности къ войнѣ и грабежу, весьма схожи съ черкесами. Если, говоря вообще, абхазы должны уступить что-нибудь по тѣлесной красотѣ черкесамъ, то женщины ихъ въ этомъ отношен³и могутъ состязаться съ черкешенками. Между ними много красавицъ, но только въ тѣхъ же сослов³яхъ и въ томъ же возрастѣ, какъ это было замѣчено и у черкешенокъ. При этомъ нельзя не вспомнить словъ Волнея, который, въ свое время, считался знатокомъ востока. Описывая базары его, гдѣ производилась купля и продажа невольницъ для гаремовъ, и гдѣ красота женщины была опредѣляема съ математическою точностью, онъ говоритъ, что на этихъ базарахъ выше всего цѣнились черкешенки, вслѣдъ затѣмъ - абхазки, потомъ имеретинки и грузинки и, наконецъ уже - европейки. Обращаясь къ образу жизни, занят³ямъ, нравамъ и обычаямъ абхазовъ, мы находимъ разительное сходство съ черкесами: тоже патр³архальное устройство семьи, та-же неограниченная власть отца надъ дѣтьми, мужа надъ женою, тоже наказан³е за невѣрность ея; тотъ же калымъ за жену, тоже унижен³е женщины, тоже уважен³е къ сѣдинамъ, тоже безчеловѣчное и дикое кровомщен³е и тоже безусловное гостепр³имство; наконецъ, тоже одѣян³е и вооружен³е {Мы пользовались тѣми же источниками, которые были указаны при описан³я быта черкесовъ; относительно же статическихъ свѣдѣн³й руководствовались преимущественно кавказскими пер³одическими издан³ями, представляющими болѣе оффиц³альный характеръ.}. Если же нѣкоторыя изъ абхазскихъ обществъ не такъ воинственны и отважны, какъ черкесы, то это происходитъ отъ жизненныхъ услов³й и отъ обстоятельствъ, которыя не позволяли у нихъ вполнѣ развиться природнымъ качествамъ и наклонностямъ къ войнѣ и грабежу.
Въ коренной, собственно называемой Абхаз³и, были владѣтели (ахъ) и при нихъ тѣлохранители (ашнамхуа), оберегающ³е ихъ особу. Но учрежден³е единовласт³я владѣтельныхъ князей, не говоря уже объ ограниченности его, было не продуктъ внутренней жизни народа, а устройство, извнѣ явившееся: сперва князьямъ Шервашидзе предоставлено было управлен³е страною отъ Порты, а потомъ отъ русскаго правительства. Изъ истор³и адыгейскаго народа, составленной по предан³ямъ его Шора-Бекмурзинъ-Ногмовымъ, мы видимъ, что и у черкесовъ были прежде так³е же правители и тѣмъ же путемъ образовавш³еся, о чемъ въ своемъ мѣстѣ будетъ подробно объяснено. Проч³я абхазск³я общества представляютъ, относительно управлен³я, большое сходство съ черкесами. У нихъ есть князья (таводъ), дворяне (амистъ), свободные люди (анхоа) и рабы (агруа). Князья составляютъ съ дворянами почти одно сослов³е; первые пользуются только нѣсколько большимъ почетомъ предъ вторыми, но тѣ и друг³е составляютъ господствующ³й классъ землевладѣльцевъ. Въ собственной Абхаз³и, они имѣютъ одинак³я обязанности въ владѣтелю, не платятъ никакихъ податей и не подлежатъ за преступлен³я никакому наказан³ю, кромѣ денежной пени. По призыву владѣтеля, они обязаны были собираться для защиты, какъ его, такъ и своего края; сверхъ того, они подносили владѣтелю подарки, когда онъ посѣщалъ ихъ. Въ другихъ абхазскихъ обществахъ, гдѣ также существуютъ князья и дворяне, власть ихъ надъ народомъ весьма ограничена; только тѣ изъ нихъ пользуются ею, которые отличаются личными достоинствами, или которыхъ предки оказали особыя заслуги народу. Свободные люди во всей Абхаз³и имѣютъ право владѣть землей и даже рабами, но сами несутъ установленныя обычаемъ повинности по отношен³ю къ князьямъ или дворянамъ, на землѣ которыхъ поселены. Они обязаны помогать имъ въ полевыхъ работахъ и два раза въ годъ давать имъ по арбѣ кукурузы или проса, по одной скотинѣ и по одному кувшину вина. Тѣлесное наказан³е въ Абхаз³и не существуетъ. Въ случаѣ сопротивлен³я владѣтелю земли, или неисполнен³я своихъ обязанностей, свободныхъ людей заковываютъ въ желѣзо и представляютъ въ судъ. Съ своей стороны, они въ правѣ приносить жалобы за обиды и притѣснен³я, и когда владѣлецъ по суду окажется виновнымъ, то крестьянинъ навсегда освобождается отъ его подчинен³я. Рабство у абхазовъ существуетъ въ той же степени, какъ и у черкесовъ. Всяк³й свободный человѣкъ можетъ имѣть рабовъ и распоряжаться ими, какъ своею собственностью. Рабы въ Абхаз³и двухъ родовъ: коренные, рожденные въ домѣ, и новые, добытые грабежемъ или на войнѣ. Первыхъ, въ Абхаз³и, нельзя иначе продать, какъ съ разрѣшен³я владѣтельнаго князя. Новопр³обрѣтеннаго же раба всяк³й владѣлецъ имѣетъ право продать куда и какъ ему угодно. Рабы не изъяты отъ тѣлеснаго наказан³я, но оно почти никогда не исполняется, потому-что горцы вообще имъ гнушаются.
Законы или, лучше сказать, обычаи о наслѣдствѣ у абхазовъ весьма просты. Имѣн³е, послѣ умершаго, дѣлится поровну между сыновьями. Дочери не участвуютъ въ наслѣдствѣ, но получаютъ пропитан³е до замужества отъ своихъ братьевъ, обязанныхъ, сверхъ того, дать имъ приданое, сообразное съ ихъ состоян³емъ. Въ случаѣ неимѣн³я прямыхъ наслѣдниковъ мужескаго пола, имѣн³е дѣлится поровну между ближайшими родственниками умершаго, на которыхъ переходитъ обязанность содержан³я и выдачи въ замужество его дочерей. Вдова ничего не наслѣдуетъ послѣ смерти своего мужа, но въ правѣ требовать пожизненнаго содержан³я отъ его наслѣдниковъ. Выморочное имѣн³е въ коренной Абхаз³и поступаетъ въ пользу владѣтелей или князя.
Дѣла спорныя о наслѣдствахъ, по семейнымъ распрямъ, по услов³ямъ и проч., а равно дѣла о проступкахъ и преступлен³яхъ рѣшаются въ Абхаз³и по обычаю. Мы обязаны барону Торнау за сообщен³е свѣдѣн³я о процессѣ абхазскаго суда, который въ простой, первобытной своей формѣ, много сближается съ формою суда, выработанною продолжительнымъ опытомъ и усил³емъ науки у народовъ просвѣщенныхъ. Тяжущ³яся или заинтересованныя стороны выбираютъ обыкновенно судей изъ числа лицъ, пользующихся довѣр³емъ въ народѣ. Избранные судьи назначаютъ день суда, по своему усмотрѣн³ю. Въ случаѣ особенной важности дѣла, засѣдан³е назначается въ оградѣ древняго монастыря, возлѣ развалинъ церкви или подъ сѣн³ю особо чтимаго дуба, вообще - въ мѣстахъ, уважаемыхъ абхазами по предан³ямъ христ³анской или языческой старины. Народъ собирается къ слушан³ю дѣла, которое обсуживается публично. Судьи сперва даютъ присягу въ .томъ, что они будутъ судить дѣло по совѣсти, по правдѣ и по обычаю; потомъ выслушиваютъ тяжущихся и свидѣтелей, и когда всѣ обстоятельства выяснены, удаляются для тайнаго совѣщан³я и рѣшен³я дѣла. Но до объявлен³я приговора, судьи берутъ отъ противныхъ сторонъ присягу и поручительство въ томъ, что онъ будетъ исполненъ, для того что на судьяхъ лежитъ обязанность не только рѣшить дѣло, но и привести рѣшен³е въ исполнен³е. Смертная казнь не существуетъ въ Абхаз³и. Князья и дворяне отвѣчаютъ обиженному своимъ имуществомъ, а проч³е - своею личною свободою, когда не достанетъ у нихъ собственности на уплату пени; въ первомъ случѣ, они дѣлаются рабами до тѣхъ поръ, пока не найдутъ средства откупиться. Пеня уплачиваются деньгами, скотомъ и всякаго рода имуществомъ, въ томъ числѣ и рабами.
Хлѣбопашество у абхазовъ, какъ и у сосѣдей ихъ, черкесовъ, находится въ самомъ первобытномъ состоян³и и ограничивается небольшимъ посѣвомъ кукурузы, мингрельскаго проса (гомми), ячменя и табаку, для своего потреблен³я. Абхаз³я весьма богата виноградомъ, изъ котораго выдѣлывается порядочное вино, и разными фруктами, особенно грушами, сливами и персиками, которыхъ деревья доставляютъ изобильные плоды, безъ всякаго ухода за ними. Лѣса абхазск³е изобилуютъ дубомъ, букомъ, чинаромъ, грецкимъ орѣхомъ, кагатаномъ и шелковицею; около Сухума растутъ огромныя буковыя деревья и буксъ {Buxus semper vivons, отличающ³йся особенною крѣпостью; это дерево неправильно называютъ пальмою.}. Скотомъ абхазы бѣднѣе своихъ сосѣдей; лошади ихъ мелки и слабосильны; во многихъ мѣстахъ замѣняютъ ихъ ослы. Изъ дикихъ звѣрей въ абхазскихъ лѣсахъ водятся въ большомъ числѣ дик³я козы, серны, кабаны, медвѣди, волки, лисицы, шакалы, рѣдко - барсы. Но особеннаго вниман³я заслуживаетъ открыт³е Торнау въ лѣсистыхъ горахъ Малой Абхаз³и - зубра, животнаго, котораго до сихъ поръ находили только въ одной Бѣловѣжской пущѣ, въ Гродненской губерн³и.
Прибрежные абхазы занимаются рыбною ловлею и добычею дельфиновъ, изъ которыхъ вытапливаютъ жиръ, пр³обрѣтаемый у нихъ турецкими и греческими купцами. Кромѣ этого товара, предметы отпускной торговли ихъ составляютъ: строевой лѣсъ, невыдѣланныя звѣриныя кожи и медъ, добываемый отъ дикихъ пчелъ, отличающ³йся необыкновенною добротою; онъ почти не имѣетъ воска, твердъ и чистъ какъ сахаръ; преимущественно, этотъ медъ требовался въ Константинополь. Но, конечно, въ былое время, самый прибыльный торгъ абхазовъ, какъ и черкесовъ, составлялъ живой товаръ. Изъ привозимыхъ въ Абхаз³ю товаровъ наиболѣе требовалися соль и огнестрѣльное оруж³е; затѣмъ - бумажныя, шелковыя и суконныя матер³и.
Территор³я Сванет³и занимаетъ одинъ изъ самихъ возвышенныхъ пунктовъ населен³я Западнаго Кавказа; она лежитъ у главнаго хребта, простираясь, такъ сказать, по ребрамъ его. Здѣсь, въ малодоступныхъ ущельяхъ, живетъ народъ, носящ³й на себѣ отпечатокъ дикой природы, представляющ³й живой остатокъ древности, которому удалось, можетъ быть, сохранить свой первообразный типъ - явлен³е въ высшей степени интересное для наблюден³й психолога и этнографа! Горы, окружающ³я Сванет³ю, до сихъ поръ впрочемъ остающ³яся неизмѣренными {Мы ожидаемъ этого отъ ученаго путешественника, г. Раде.}, представляютъ разнообразныя формы; вершины ихъ во многихъ мѣстахъ входятъ въ лин³ю вѣчнаго снѣга, дающаго начало многимъ горнымъ источникамъ и рѣкамъ, изъ коихъ значительнѣйш³я: Ингуръ, Хопи и Цхени-Цхали - древн³й Гиппосъ. Рѣки эти принадлежатъ Сванет³и только своими вершинами; въ дальнѣйшемъ же течен³и, Ингуръ отдѣляетъ Абхаз³ю отъ Мингрел³и, впадая въ Черное море у Анакл³и; Хопи протекаетъ по Мингрел³и, вливаясь въ море у Редутъ-кале; а Цхени-Цхали составляетъ восточную границу Мингрел³и съ Имерет³ею и впадаетъ въ рѣку Р³онъ - древн³й Фазисъ. Границы Сванет³и можно опредѣлить такимъ образомъ: съ сѣвера - Кавказск³й хребетъ, въ который она упирается; съ запада - Цебельда и Самурзаванъ; съ юга - Лечгумск³й округъ; съ сѣверо-востока - Карачаевск³я общества: Чегемъ, Безингей и Балкаръ, которыя отдѣляются отъ сванетовъ главнымъ хребтомъ; а съ юго-востока - Рачинск³й уѣздъ Кутаисской губерн³и. По своему положен³ю, труднодоступному впродолжен³е короткаго лѣта и совершенно недоступному въ течен³е продолжительной зимы, и по свойствамъ обитателей Сванет³и, не отличающихся такимъ воинственнымъ духомъ и такою наклонностью къ грабежу, какъ друг³е народы Западнаго Кавказа, она не привлекала въ себѣ особеннаго вниман³я русскаго правительства, а потому Сванет³я была долго terra incognita. Знакомствомъ съ этою страною мы обязаны лицамъ, посѣщавшимъ ее въ послѣднее время {Послѣ замѣтокъ о Сванет³и князя Лобанова-Ростовскаго, помѣщенныхъ въ газетѣ "Кавказъ" 1852 года, явилась солидная статья генерала Бартоломея: "Поѣздка въ вольную Сванет³ю", въ III книжкѣ "Записокъ Кавказскаго отдѣла Русскаго Географическаго Общества". Въ VI книжкѣ тѣхъ "Записокъ", г. Бакрадзе своею статьею "о Сванет³и" еще болѣе ознакомилъ насъ съ малоизвѣстною страною. Въ первыхъ нумерахъ газеты "Кавказъ" 1866 года, помѣщены статьи о Сванет³и извѣстнаго натуралиста Раде, познакомившаго насъ съ естественною истор³ею Анурскаго края, подъ заглав³емъ: "Предварительный отчетъ путешеств³я и изыскан³я на Кавказѣ въ 1864 году". Въ этомъ же самомъ году, посѣтилъ Сванет³ю г. Гогоберидзе, объ изслѣдован³яхъ котораго мы имѣемъ отрывочныя свѣдѣн³я, помѣщенныя въ отчетѣ Географическаго Общества (по кавказскому отдѣлу), за 186б годъ. Источники эти, какъ результаты наблюден³й очевидцевъ, служили намъ руководствомъ, по преимуществу.}.
Сванет³ю обыкновенно раздѣляютъ: на дад³ановскую, вольную и княжескую. Дад³ановск³е сванеты сосредоточены по верхнему течен³ю рѣки Цхени-Цхали, и занимаютъ три деревни: Лентехи (120 дворовъ), Чолуры (100 дворовъ) и Лашхеты (200 дворовъ); къ нимъ присоединяютъ еще деревню Холети (20 дворовъ) на рѣкѣ Хеледулы, лежащую въ пяти верстахъ отъ Лентехъ. Населен³е дад³ановской Сванет³и состоитъ изъ 440 дворовъ, или приблизительно до 3,000 душъ. Жители этой части Сванет³и составляютъ или непосредственную собственность потомковъ владѣтельнаго дома Мингрел³и - князей Дад³ановъ, или принадлежатъ другимъ лицамъ, находившимся въ ихъ зависимости. Дад³ановск³е сванеты до такой степени перемѣшаны съ мингрелами, что потеряли свой типъ, говорятъ преимущественно мингрельскимъ языкомъ и удерживаютъ образъ жизни, нравы и обычаи мингреловъ. Сколько поэтому, столько же и потому, что дад³ановская Сванет³я, будучи составною частью Мингрел³и, входитъ уже въ предѣлы Закавказья, ни не остановимся на ней и перейдемъ въ настоящей Сванет³и. Выше было сказано, что эта Сванет³я дѣлится на вольную и княжескую. Но при этомъ мы должны замѣтить, что сами сванеты не знаютъ такого раздѣлен³я своей страны; имъ извѣстно только дѣлен³е ея на общества, отдѣляющ³яся естественными границами - перевалами, урочищами и рѣками, напоминая собою древн³е шотландск³е кланы. Территор³я вольной Сванет³и ограничивается: съ сѣвера и востока - спусками главнаго хребта, отдѣляющаго ее отъ карачаевскихъ обществъ (Чегемъ, Безингей и Балкаръ), а съ запада - княжескими сванетами; особенный хребетъ, носящ³й по отдѣльнымъ горамъ разныя назван³я, и служащ³й раздѣлен³емъ водъ, вливающихся съ одной стороны въ Ингуръ, а съ другой въ Цхени-Цхали, представляетъ южную границу вольной Сванет³и. Она состоитъ изъ одиннадцати обществъ, которыя расположены по течен³ю рѣки Ингура, частью по рѣкѣ Мульхре и по ихъ притокамъ, въ слѣдующемъ порядкѣ, начиная съ восточной границы ея до княжеской Сванет³и: Ушкули, Адыши, Кали, Ипари, Цюрми, Эли, Мест³я, Мужали, Мулахи, Ленжари и Латали. Въ обществѣ Ушкули - четыре деревни съ 67 дворами. Это общество сильно перемѣшано съ имеретинцами, и по народному предан³ю жители его при царицѣ Тамарѣ выселены сюда изъ Рачи; они говорятъ и одѣваются по грузински, а по очертан³ю лица сходствуютъ съ имеретинцами. Ушкульцы отличаются отъ прочихъ своихъ родичей кротостью и чистотою нравовъ; у нихъ не существуетъ обычай кровомщен³я. Вообще во всей Сванет³и свято чтится память царицы Тамары; но между ушкульцами это сохраняется по преимуществу; они убѣждены, что грузинская государыня похоронена въ одной изъ церквей ихъ, куда не допускаютъ проникать любопытныхъ. Въ этомъ же обществѣ сохранились развалины дворца Тамары. Адышское общество - самое малочисленное; оно состоитъ изъ двухъ деревень съ 14 дворами. Жители трудолюбивы, но, по климатическимъ услов³ямъ, съ большими усил³ями едва добываютъ скудную жатву ржи и ячменя. Здѣсь уже является и климатъ и типъ сванетсв³й. Кальское общество расположено по рѣкѣ Ингуру и состоитъ изъ 6 деревень и 50 дворовъ; въ немъ нѣтъ ни одного дворянина, а потому его можно назвать самымъ демократическимъ въ Сванет³и. Это общество обладаетъ святынею Сванет³и - единственнымъ монастыремъ въ этой странѣ, находящимся вблизи деревни Довберъ. Монастырь этотъ, осмотрѣнный и описанный подробно генераломъ Бартоломеемъ, по словамъ его, далеко не представляетъ великолѣпныхъ размѣровъ тѣхъ храмовъ, которые были сооружены со временъ Тамары. Кальск³й монастырь построенъ во имя Квирика и Ивлиты, состоитъ изъ одной маленькой церкви безъ купола, съ небольшою башнею; все это сложено изъ грубо-отесаннаго камня и окружено полуразвалившеюся, зубчатою оградой, вокругъ которой, въ низенькихъ каменныхъ кельяхъ, жили когда-то монахи, а нынѣ поочередно помѣщаются деваносы (потомки прежнихъ рукоположенныхъ священниковъ, исправляющ³е церковныя требы), которые стерегутъ эту уединенную обитель. Въ этой церкви нашелъ Бартоломей, между прочими болѣе или менѣе интересными предметами, превосходное евангел³е, на греческомъ языкѣ, писанное на пергаментѣ, красивымъ почеркомъ, которое, по его мнѣн³ю, должно принадлежать къ числу самыхъ древнихъ рукописей. Въ кальскомъ же обществѣ, въ деревнѣ Хе, находится церковь во имя св. Варвары, довольно бѣдная, въ которой, по народному предан³ю, покоится прахъ царицы Тамары. Такимъ образомъ, кальцы оспариваютъ у ушкульцевъ честь владѣть гробницею грузинской Семирамиды; но и тѣ и друг³е пребываютъ въ заблужден³и. Отъ кальскаго общества, внизъ по течен³ю Ингура, расположены общества вольной Сванет³и, въ слѣдующемъ порядкѣ: Ипарское, въ которомъ три деревни съ 63 дворами; Церимское, въ которомъ шесть деревень съ 28 дворами; Эльское, въ которомъ три деревни съ 11 дворами. Къ сѣверу отъ сихъ обществъ, въ горной долинѣ рѣки Мульхре, расположены два общества - Мужальское и Мулахское, изъ которыхъ - въ первомъ три деревни съ 27 дворами, а въ послѣднемъ семь деревень съ 82 дворами, Не смотря на возвышенное положен³е, эти два общества, по послѣднему извѣст³ю г. Раде, окружены роскошными лугами и полями; деревни ихъ живописно разбросаны частью въ самой долинѣ, частью по лѣсистымъ горнымъ склонахъ, и состоятъ изъ каменныхъ выбѣленныхъ башень, отличающихся своимъ контрастомъ отъ дикой природы верхнихъ обществъ вольной Сванет³и. У жителей означенныхъ обществъ особенно являются зобы большой величины, и, сопутствующ³й этой болѣзни, кретинизмъ, что, впрочемъ, замѣчается и въ другихъ обществахъ вольной Сванет³и, а также и въ дад³ановской, преимущественно по вершинамъ Цхени-Цхали. Въ Мулахскомъ обществѣ живутъ много азнаурскихъ (дворянскихъ) фамил³й, а потому оно считается по преимуществу аристократическимъ. Ниже сихъ обществъ, по течен³ю рѣки Мульхре, находятся общества - Мест³йское и Ленжарское; въ первомъ изъ нихъ четыре деревни съ 69 дворами, а въ послѣднемъ пять деревень съ 50 дворами. Мест³йское общество расположено у самой подошвы Эльбруса; жители его сообщаются по тропинкамъ, проложеннымъ чрезъ главный снѣговой хребетъ, съ карачаевскими балкарами. Общество Латальское расположено при сл³ян³и рѣки Мульхре съ Ингуромъ; въ немъ, по показан³ю г. Бакрадзе, которому мы до сихъ поръ слѣдовали въ исчислен³и деревенъ и дворовъ, принадлежащихъ вольной Сванет³и, считается одиннадцать деревень и 78 дворовъ. Напротивъ того, г. Бартоломей утверждаетъ, что Латальское общество есть самое населенное и, вмѣстѣ съ Ленжарскимъ (имѣющимъ 95 дымовъ, вмѣсто 60, показанныхъ Баврадзе), состоитъ изъ 360 дворовъ или дымовъ, и что два эти общества представляютъ почти одну треть всего населен³я вольной Сванет³и. Такое противорѣч³е необходимо требуетъ разъяснен³я, тѣмъ болѣе, что этимъ не ограничиваются противорѣч³я въ исчислен³и жителей Сванет³и. Слѣдуя г. Бакрадзе,- въ вольной Сванет³и 539 дворовъ; но если принять показан³е г. Бартоломея для двухъ обществъ Латальскаго и Ленжарскаго 360 дворовъ, вмѣсто 128 дворовъ, назначаемыхъ для нихъ г. Бакрадзе, то означенная цифра населен³я вольной Сванет³и увеличится до 771 двора. Наконецъ, является третья цифра этого населен³я въ "Кавказскомъ Календарѣ" на 1858 г. (статья г. Берхе), гдѣ показано въ вольной Сванет³и 683 двора {Мы не упомянемъ здѣсь о противорѣч³яхъ и несообразностяхъ по этому предмету, встрѣчаемыхъ у иностранныхъ писателей; укажемъ только, для примѣра, на Боденштедта который насчитываетъ въ вольной Сванет³и три тысячи дворовъ; друг³е же принимаютъ число дворовъ за число жителей. Въ оффиц³альномъ свѣдѣн³и о Кавказскомъ горномъ населен³и (Инвалидъ, 4 марта 1866 г.) число жителей Сванет³и, къ сожалѣн³ю, вовсе не показано.}. При такихъ противорѣч³яхъ ничего не остается, какъ принять послѣднюю цифру, по болѣе оффиц³альному характеру ссГчинен³я, въ которомъ она показана, не отвѣчая, впрочемъ, за точность ея. Но сколько въ показанномъ числѣ дворовъ должно считаться жителей? Въ Росс³и обыкновенно принимается на одинъ дворъ пять душъ обоего пола. Для населен³я горцевъ Кавказа, это число будетъ недостаточно, потому-что они живутъ патр³архально, раздѣлы семействъ у нихъ рѣдки, и оттого въ одномъ дворѣ помѣщаются родственники и въ боковой лин³и; притомъ, съ ними живутъ и рабы. Г. Бакрадзе, при исчислен³и дворовъ въ княжеской Сванет³и, показалъ случайно въ двухъ ея обществахъ (Чуби-Хеви и Пари) и число дворовъ, и число душъ. Это дало возможность опредѣлить среднее число душъ на дворъ, которое оказалось 7 3/5. Принимая эту пропорц³ю, будетъ въ 683 дворахъ вольной Сванет³и - 5,190 душъ. Наконецъ, мы должны замѣтить, что изъ всѣхъ сванетскихъ обществъ, Латальское есть самое сильное. Латальцы отличаются отъ своихъ собрат³й болѣе воинственнымъ духомъ и независимостью; повидимому, они болѣе другихъ сохранили первобытный типъ. А потому, при будущихъ изслѣдован³яхъ Сванет³и, болѣе всего слѣдуетъ обратить вниман³е на это общество.
Княжеская Сванет³я такъ называется потому, что жители ея подвластны князьямъ изъ фамил³и Дадешкал³аны. Она граничитъ съ востока - съ вольною Сванет³ею; съ сѣвера - съ отрогами главнаго хребта; съ юга и юго-запада - съ особеннымъ хребтомъ Бахи, а съ сѣверо-запада - съ Цебельдою и съ Самурзаканомъ. Главное населен³е Княжеской Сванет³и сгруппировано внизъ по течен³ю рѣки Ингура, почему называютъ ее также нижнею Сванет³ею, въ противоположность съ вольною или верхнею Сванет³ею, расположенною преимущественно по верхнему течен³ю Ингура. Княжеская Сванет³я, также какъ и вольная, состоитъ изъ нѣсколькихъ обществъ, которыя отдѣляютса другъ отъ друга естественными гранями - рѣчками, перевалами, оврагами. Такихъ обществъ считается пять: Бечо, Цхмари, Эцери, Чуцъ-Хеви и Нари. Общество Бечо, принадлежащее Левану Дадешкал³ани, расположено сѣвернѣе всѣхъ прочихъ; въ немъ считается 56 дворовъ. Общество Дхмар³и принадлежащее Тингизу Дадешкал³ани, занимаетъ самую южную часть княжеской Сванет³и, между Ингуромъ и хребтомъ Бахи; оно состоитъ изъ 38 дворовъ. Въ принадлежащей этому обществу деревнѣ Лафсхали, въ церкви во имя Архангеловъ, сохраняется много образовъ и древнихъ церковныхъ книгъ, съ грузинскими надписями, свидѣтельствующими объ именахъ жертвователей; все это подробно описано г. Бакрадзе въ его статьѣ. Общество Эцери, принадлежащее Тингизу Дадешкал³ани, расположено на сѣверъ отъ Цхмари, по течен³ю Ингура; оно состоитъ изъ 83 дворовъ. Въ принадлежащей этому обществу деревнѣ Пхотрери, въ церкви во имя Архангеловъ, хранится также много церковныхъ книгъ и образовъ, изъ которыхъ храмовой образъ заслуживаетъ особаго вниман³я по надписи на оборотѣ его, въ которой исчисляются побѣды, одержанныя жертвователемъ образа, Леваномъ Дад³аномъ. По мнѣн³ю Бакрадзе, это былъ имеретинск³й царь Леванъ II или Велик³й, извѣстный своими преступлен³ями и побѣдами въ Абхаз³и, Имерет³и и Груз³и. Общество Чуби-Хеви - ниже Эцери, по течен³ю Ингура; оно состоитъ изъ 59 дворовъ. Въ многолюдной деревнѣ этого общества, называемой Лари, имѣютъ пребыван³е приставъ Сванет³и и благочинный ея церквей; слѣдовательно, въ ней сосредоточена русская администрац³я. Здѣсь прежде жилъ князь Константинъ Дадешкал³ани, который, за совершенное имъ уб³йство, поплатился своею жизнью, а имѣн³е его конфисковано. Общество Дари находится еще ниже предъидущаго, по течен³ю Ингура; въ немъ 94 двора. Жители этого общества принадлежали Константину Дадешкал³ани, а по смерти его поступили въ казну и сдѣлались вольными {Въ поправкѣ къ статьѣ о Сванет³и г. Бакрадзе (книжка VI "Записокъ кавказскаго отдѣла Географическаго Общества"), основанной на донесен³и того же самаго пристава, который сообщилъ свѣдѣн³е о тоѵъ же предметѣ автору статьи,- вмѣсто двухъ послѣднихъ обществъ (Пари и Чуби-Хеви) показано четыре: Майжинское, Лахмульское, Лагаръ-Загарнынское и Чеби-Хевское. Но въ исчислен³и дворовъ въ этихъ обществахъ оказывается самая незначительная разница, которую однакожъ мы приняли при исчислен³и общаго населен³я княжеской Сванет³и.}. Такимъ образомъ, въ княжеской Сванет³и, оказывается 338 дворовъ; въ статьѣ же, помѣщенной въ "Кавказскомъ Календарѣ" за 1858 г., показано въ этой Сванет³и 516 дворовъ. Принимая, по вышеприведеннымъ причинамъ, послѣднюю цифру, и полагая, по тѣхъ же уважен³ямъ, ту же пропорц³ю жителей на каждый дворъ, выходитъ, что въ княжеской Сванет³и 3,920 жителей. Если мы присовокупимъ къ тому 5,190 жителей вольной Сванет³и, то все населен³е обѣихъ Сванет³й составитъ 9,110 жителей. Остатокъ ничтожный отъ народа, нѣкогда многочисленнаго, какъ увидимъ въ своемъ мѣстѣ.
Климатъ Сванет³и, говоря вообще, отличается разнообраз³емъ. Почва нижней Сванет³и, возвышающаяся не болѣе 3,000 футовъ надъ уровнемъ моря (глазомѣрно, по указан³ю г. Бакрадзе), производитъ пшеницу, кукурузу, виноградъ, грецк³й орехъ; луга ея тучны и способны для скотоводства. Въ верхней же Сванет³и, по мѣрѣ удален³я въ глубь горъ, гдѣ почва восходитъ до 8,000 фут. надъ уровнемъ моря (глазомѣрно, по указан³ю г. Бартоломея), климатъ становится все суровѣе и переходитъ, наконецъ, въ климатъ самыхъ сѣверныхъ странъ; здѣсь растетъ только горная сосна и береза, а изъ зерновыхъ хлѣбовъ - ячмень и част³ю рожь; скотоводство ничтожно. Дѣйств³е климата отражается на наружномъ видѣ жителей: обитатели нижней Сванет³и смуглы, черти лица ихъ довольно мягки; верхн³е же сванеты большею частью бѣлокуры, видъ у нихъ суровый. Г. Бакрадзе замѣчаетъ, что, по наружному виду, по физ³оном³и лица и но очертан³ю головы, эти сванеты напоминаютъ горныхъ грузинъ - хевсуровъ и пшавовъ. Вообще, сванеты роста выше средняго и одарены крѣпкимъ здоровьемъ и физическими силами. Имъ неизвѣстны обыкновенныя болѣзни; но въ обществахъ, расположенныхъ на альп³йскихъ высотахъ, какъ мы уже выше сказали, господствуетъ особеннаго рода болѣзнь, присущая такимъ возвышеннымъ странамъ. У жителей этихъ обществъ зобы доходятъ до безобразной величины, и эта болѣзнь нерѣдко сопровождается кретинизмомъ. Сванетки, говоря вообще, не отличаются ни красотою, ни чистоплотностью; по увѣрен³ю Бакрадзе, онѣ напоминаютъ, по физ³оном³и и по костюму, пшавовъ и тушинокъ. Хотя у сванетовъ, какъ и у другихъ горцевъ Кавказа, женщина составляетъ низшее существо противъ мужчины, но тѣмъ не менѣе, сванетки пользуются гораздо большею свободою и преимуществами сравнительно съ черкешенками и абхазками. Онѣ не скрываются подъ покрывалами отъ постороннихъ и не запираются въ своихъ домахъ, но свободно обращаются не только съ своими, но и съ чужеземными; участвуютъ въ публичныхъ празднествахъ и сборищахъ, безъ всякаго стѣснен³я. Женщинъ въ Сванет³и, сравнительно съ мужчинами - мало, и это происходитъ отъ безчеловѣчнаго обычая умерщвлять новорожденныхъ дѣвочекъ, который, благодаря участ³ю правительственныхъ лицъ, мало по малу выводится. Причину этого варварскаго обычая приписывали бѣдности жителей; между тѣмъ, онъ существовалъ не у однихъ бѣдняковъ, но и у зажиточныхъ. Г. Бакрадзе утверждаетъ, что обычай умерщвлять дѣвочекъ у сванетовъ происходитъ отъ суевѣрнаго ихъ убѣжден³я, что уб³йство дочери вознаграждается рожден³емъ сына. Въ этому наблюдатель присовокупляетъ, что послѣдств³емъ такого дикаго суевѣр³я есть уменьшен³е женскаго пола и потребность похищен³я чужихъ женъ, съ соглас³я или безъ соглас³я ихъ самихъ, что весьма распространено въ Сванет³и.
Относительно духовнаго развит³я, сванеты находятся въ дѣтскомъ возрастѣ. Они отъ природы веселаго нрава, добродушны и гостепр³имны; но, съ тѣмъ вмѣстѣ, кровомщен³е у нихъ господствуетъ почти въ такой же степени, какъ у свирѣпыхъ черкесовъ или грубыхъ абхазовъ. Сванетъ горячо любитъ свое семейство, но добровольно умерщвляетъ новорожденную дочь, въ надеждѣ чрезъ то получить сына. Онъ привязанъ въ родинѣ, но ограничиваетъ ее деревнею, въ которой родился, и рѣдко обществомъ, которому принадлежитъ; онъ враждуетъ безпрерывно не только съ жителями другого округа, но даже съ своими однодеревенцами. Сванеты лично храбры, но рѣшительно неспособны къ дружному дѣйств³ю противъ внѣшнихъ враговъ. Вообще, они принадлежатъ къ категор³и народовъ, едва вышедшихъ изъ первобытнаго, естественнаго состоян³я, въ нравахъ которыхъ мы видимъ непостижимое для насъ смѣшен³е добродѣтелей съ пороками, достоинствъ съ недостатками. Если мы не станемъ смотрѣть на эти народы съ точки зрѣн³я того положен³я, въ которомъ они представляются намъ въ данное время, но будемъ обращать вниман³е, какъ и слѣдуетъ, на то, къ чему они, по врожденнымъ своимъ качествамъ, способны,- то убѣдимся фактически многими примѣрами, что, какъ сванеты, такъ и друг³е горные обитатели Кавказа имѣютъ всѣ задатки въ духовному и нравственному развит³ю, которое задерживалось только жизненными услов³ями и средою, ихъ окружающею. Сванеты исповѣдуютъ христ³анскую вѣру; но она ограничивается у нихъ одними наружными обрядами; духъ и евангельская нравственность ея недоступны имъ. Но мы должны быть благодарны хотя и необразованнымъ сванетскимъ деканосамъ за то, что, пользуясь неприступнымъ положен³емъ своей страны, они противодѣйствовали вторжен³ю въ нее ислама, сберегли христ³анск³е храмы и хранящуюся въ нихъ святыню, удержали, наконецъ, въ народѣ привязанность къ православ³ю. Нива готова и ожидаетъ только вѣрныхъ сѣятелей, которые и являются мало по малу въ лицѣ рукоположенныхъ священниковъ. Въ Сванет³и, и особенно въ верхней, много церквей, и въ нихъ хранятся въ большомъ числѣ иконы, кресты, книги и друг³я принадлежности церкви, принесенныя въ даръ значительными лицами Груз³и и Имерет³и. Подробнымъ описан³емъ этихъ памятниковъ въ неприступной Сванет³и, благоговѣйно хранимыхъ ея жителями, мы обязаны генералу Вартоломею, обогатившему археолог³ю и нумизматику своими изыскан³ями въ разныхъ частяхъ Кавказа, и просвѣщенному члену Кавказскаго Географическаго Общества - г. Бакрадзе.
Жилища Сванетовъ отличаются особенною оригинальностью. Деревни ихъ разбросаны живописно группами по скаламъ и горнымъ долинамъ. Въ каждомъ почти дворѣ находится четвероугольная, высокая, въ нѣсколько этажей башня, сложенная изъ необтесанныхъ камней, стѣны которой въ нижнихъ обществахъ большею частью выбѣлены, а въ верхнихъ состоятъ изъ темныхъ плитъ глинистаго сланца. Къ каждой башнѣ для входа въ нее приставлена деревянная лѣстница, которая удобно отнимается. Обыкновенное помѣщен³е для жильцовъ и скота прилѣпляется къ башнѣ, которая составляетъ главное строен³е и представляетъ какъ бы отдѣльную цитадель, гдѣ жители могли укрываться отъ внѣшнихъ непр³ятелей и отъ внутреннихъ враговъ-кровомстителей, и гдѣ также они удобно могли сохранять награбленное имущество.
Въ народѣ, гдѣ все зависитъ отъ физической силы, которая замѣняетъ собою право и законъ, неудивительно встрѣтить явлен³е дикаго кровомщен³я. Эту характерную черту не могла смягчить у сванетовъ и христ³анская вѣра. Они преслѣдуютъ за кровь близкаго и отдаленнаго родственника всѣхъ, имѣющихъ родственную связь съ уб³йцею; они враждуютъ другъ противъ друга, деревня противъ деревни, общество противъ общества. Все это порождаетъ безпрерывныя опасен³я, общ³я смуты и упадокъ соц³альнаго развит³я; такимъ положен³емъ можно объяснить и происхожден³е отдѣльныхъ укрѣплен³й въ видѣ башень. Не менѣе разоряло Сванет³ю и то, когда личное мщен³е замѣнялось, по суду, пенею, размѣръ которой былъ весьма тягостенъ для такой бѣдной страны, какъ Сванет³я. По законамъ грузинскаго царя Вахтанга, имѣвшихъ въ этомъ отношен³и силу и для Сванет³и, цѣна крови опредѣлялась по степенямъ, начиная отъ послѣдняго класса азнаура и купца до перваго класса князя (тавада), и простиралась, по свидѣтельству г. Броссе, отъ 112 до 15,360 p., на наши деньги. За неимѣн³емъ денегъ, надобно было отплачиваться скотомъ, оруж³емъ, землею и даже личною свободою. Почтенный академикъ сдѣлалъ извѣстнымъ весьма любопытный въ этомъ отношен³и договоръ, постановленный въ 1432 году о цѣнѣ крови, взысканной съ сванетовъ за уб³ен³е ими тавала первой степени - Джапаридзе, изъ Рачи. По принятому участ³ю въ семъ дѣлѣ имеретинскаго царя Александра, которому означенный Джапаридзе билъ подвластенъ, сванеты должны были уступить наслѣдникамъ умерщвленнаго обширное пространство земель, подробно обозначенныхъ въ договорѣ, и населенныхъ 400 семействъ, съ азнаурскими дѣтьми и принадлежащими имъ крестьянами, и въ тому присовокупить тысячу головъ барановъ и четыреста фунтовъ воску. Договоръ этотъ, безъ сомнѣн³я, былъ весьма тягостенъ для сванетовъ, а между тѣмъ онъ допущенъ только по ходатайству за нихъ доброжелательнаго имъ Мам³я Дад³ана {Bulletin scientifique de l'Académie Impériale des sciences, tome IV, 1838, pag. 266 - 271.}.
Въ горахъ Сванет³и, по удостовѣрен³ю ея жителей, находится много металлическихъ мѣсторожден³й; въ особенности же они обращаютъ вниман³е на попадающ³еся во множествѣ куски свинцоваго блеска, содержан³е серебро, которые они показываютъ каждому посѣтителю. Въ послѣднее время явился здѣсь и золотой промыселъ. Правительство отвело для того французскому подданному Кастенгу участокъ по рѣкѣ Ингуру, а по смежности съ нимъ заявлены признаки золота и г. Бениславскимъ (Московск³я Вѣдомости, 1865 г. No 8). Г. Раде, путешествовавш³й, въ 1864 г., по Сванет³и, встрѣтилъ Бастенга, возвращавшагося съ своихъ развѣдокъ, который объявилъ ему, что онъ во многихъ мѣстахъ открылъ признаки золота, нашелъ розсыпи, достойныя разработки, и намѣренъ приступитъ къ тому въ нижней части долины Ингура. Если это предпр³ят³е увѣнчается успѣхомъ, то мы увидимъ осуществлен³е "золотого руна" древней Колхиды, и съ тѣмъ вмѣстѣ увидимъ улучшен³е судьбы бѣдныхъ сванетовъ и мингреловъ, которые на золотыхъ пр³искахъ найдутъ для себя выгодную работу.
Главная промышленность сванетовъ есть земледѣл³е, которымъ они занимаются въ настоящее время собственно для своего пропитан³я. Каждый дворъ имѣетъ свой полевой участокъ; за обработку чужой земли уступается обыкновенно половина урожая. Скотоводство у сванетовъ ничтожно; но, какъ хорош³е стрѣлки, они занимаются охотою, особенно же ловлею куницъ, шкуры которыхъ продаютъ въ Мингрел³и. У народа бѣднаго и отчужденнаго отъ другихъ, какъ сванеты, торговля не можетъ развиваться. Но, по свидѣтельству г. Бакрадзе, она однакожъ начала у нихъ возникать съ того времени, когда открылась возможность сообщен³я ихъ съ промышленными карачаевцами, отъ которыхъ отдѣляетъ ихъ главный хребетъ. Но и эта торговля находится исключительно въ рукахъ однихъ лахмульцевъ, живущихъ въ княжеской Сванет³и, въ числѣ 50 дворовъ. Они говорятъ сванетскимъ языкомъ, исповѣдуютъ православную вѣру, имѣютъ священниковъ, но, не смотря на то, настоящ³е сванеты чуждаются ихъ, считая ихъ нечистыми; женщины ихъ красивѣе и чистоплотнѣе сванетокъ, но настоящ³е сванеты не смѣютъ вступать съ ними въ бракъ подъ страхомъ неизбѣжнаго взыскан³я. Бакрадзе свидѣтельствуетъ, что лахмулльцы - еврейскаго происхожден³я. Но какъ попали сюда сыны Израиля, какимъ образокъ, потерявъ свой языкъ, даже свою вѣру, которой они такъ упорно держатся, они сохранили однакожъ отличительную черту своего характера - наклонность въ торговлѣ? Изъ истор³и Армен³и и Груз³и мы видимъ, что, во время владѣн³я этими странами ассир³йскихъ государей, по повелѣн³ю ихъ было выведено много жителей изъ ²удеи и тамъ поселено. Потомки этихъ колон³й сохранились во многихъ мѣстахъ Закавказья. Можно предполагать, что и лахмульцы представляютъ отрывокъ этихъ колон³й.
Въ настоящее время, одна только фамил³я князей Дадешкал³ановъ пользуется этимъ титуломъ, фактически не дающимъ ей болѣе тѣхъ преимуществъ, какими пользуются помѣщики. Въ вольной Сванет³и нѣтъ князей, а остались потомки азнаурскихъ, т. е., дворянскихъ родовъ; большая часть ихъ живетъ въ обществахъ - Мулахи и Мест³и; въ другихъ же обществахъ, какъ то: Эльскомъ, Адышскомъ, Кальскомъ и Ушкульскомъ, вовсе нѣтъ дворянъ. Предки нынѣшнихъ азнаурскихъ фамил³й имѣли здѣсь так³я же права, как³я имѣетъ нынѣ {Нынѣ, т. е. въ концѣ 50-хъ годовъ, когда это изслѣдован³е могло быть писано, какъ предполагаетъ Ев. П. Ковалевск³й. Но въ другихъ мѣстахъ видно, что авторъ дѣлалъ позднѣйш³я вставки и исправлен³я, по мѣрѣ выхода новыхъ изслѣдован³й. - Ред.} дворянство въ Имерет³и и Груз³и; имъ пр