ван³ю такое основан³е, подкрѣпляемое такимъ авторитетомъ, какъ Духинск³й, авторъ обращается къ происхожден³ю черкесовъ, которое онъ объясняетъ слѣдующимъ образомъ: слово "черкесъ" весьма древнее и состоитъ изъ двухъ турко-татарскихъ словъ: "черъ" или "чаръ" - искать и "кесъ" - хищничать, убивать. Это слово, по мнѣн³ю его, служило сначала назван³емъ разбойничьей вольницѣ, возникшей на берегахъ Днѣпра, въ которой главный элементъ составляли татары-москали и въ которой присоединялись потомъ бѣглецы разныхъ народностей. Главное пребыван³е этой вольницы было на Днѣпрѣ, гдѣ и понынѣ находится городъ Черкасы. Когда же бѣглецы изъ Польши и Малоросс³и стали умножаться среди черкесской вольницы, и такимъ образомъ славянск³й элементъ началъ въ ней преобладать, тогда часть ея, состоящая изъ татаръ (въ томъ числѣ и москалей) удалилась на Донъ и основала тамъ новые Черкасы или новый Черкаскъ; оставш³еся же на Днѣпрѣ начали называться кайсаками, а потомъ уже казаками. Особеннаго замѣчан³я заслуживаетъ раздѣлен³е Лапинскимъ казаковъ вообще по народностямъ: только днѣпровск³е казаки - говоритъ онъ - сохраняютъ въ себѣ славянскую кровь; донск³е произошли отъ смѣшен³я татаръ съ москалями, а оренбургск³е представляютъ смѣсь татаръ, турокъ, башкиръ, тунгусовъ, киргизовъ, туркомановъ, калмыковъ и москалей! Далѣе слѣдуетъ у Лапинскаго довольно запутанное сказан³е о томъ, какъ московск³е велик³е князья притѣсняли вышеозначенныхъ удалившихся на Донъ черкесовъ, желая распространить между ними восточно-христ³анскую вѣру, какъ часть изъ нихъ удалилась далѣе на востокъ и поселилась на равнинахъ между Чернымъ и Касп³йскимъ морями, въ сѣверу отъ рѣкъ Кубани и Терека. Удаливш³еся такимъ образомъ на Кавказъ черкесы принесли съ собою - какъ говоритъ Лапинск³й - дик³е татарск³е нравы и магометанскую религ³ю. Тѣ изъ нихъ, которые поселились со стороны Терека, скоро слились съ народами Дагестана, принадлежащими туранскому и семитскому племенамъ. Но переселенцевъ на Кубани ожидала совсѣмъ иная участь. Здѣсь, именно на лѣвомъ берегу этой рѣки, черкесы встрѣтились съ народомъ, также воинственнымъ, какъ и они, но отличавшимся съ тѣмъ вмѣстѣ рыцарскими нравами и любовью въ свободѣ; народъ этотъ называетъ Лапинск³й абазами. Оба народа - черкесы и абазы Лапинскаго, по сказан³ю его, вели между собою безпрерывную войну, которая окончилась въ пользу послѣднихъ. Побѣжденные черкесы искали защиты подъ стѣнами турецкихъ крѣпостей - Анапы и Суджука или селились на пустыхъ мѣстахъ при устьяхъ рѣчекъ - Псекупса, Пши и др., впадающихъ въ Кубань, гдѣ образовали вмѣстѣ съ абазами малыя общества: бжедуховъ, кемюргоевцевъ, мокошей, кирачаевцевъ, и т. д. По исчислен³ю Лапинскаго, едва пятьдесятъ семействъ черкесовъ смѣшались собственно съ абазами и поселились между ними. Но самая значительная часть ихъ двинулась въ Кабарду, покорила тамошнихъ жителей индоевропейскаго, туранскаго и семитскаго поколѣн³й и вмѣстѣ съ ними образовала смѣшанный народъ, который принялъ магометанскую вѣру черкесовъ, но удержалъ языкъ абазовъ. Переселен³е русскимъ правительствомъ запорожскихъ казаковъ съ Днѣпра на Кубань и донскихъ на Терекъ понудило послѣдн³е остатки черкесовъ смѣшаться частью съ казаками, частью съ абазами и дагестанцами. Такъ описываетъ Лапинск³й уничтожен³е на Кавказѣ своихъ черкесовъ, вмѣсто которыхъ, по его, мнѣн³ю, слѣдуетъ принимать его же абазовъ. Что касается до существеннаго вопроса о генеалогической связи этихъ абазовъ съ другими извѣстными народами то Лапинск³й говоритъ рѣшительно, что они несомнѣнно принадлежатъ по языку и происхожден³ю къ индо-европейской расѣ такъ точно, какъ и сосѣди ихъ - княжеск³е абазы, сванеты и осетины; въ Европѣ же кровными ихъ братьями должны почитаться албанцы или арнауты, потому-что и тѣ и друг³е обитаютъ въ гористыхъ и притомъ восточныхъ берегахъ,- первые Чернаго, а вторые Адр³атическаго моря! О родствѣ языка адыге съ индо-европейскимъ Лапинск³й не представляетъ ни одного доказательства, ни одного даннаго. Но относительно происхожден³я своихъ абазовъ онъ очень многорѣчивъ. Оставляя въ сторонѣ все то, что не принадлежитъ собственно этому народу и болѣе относится до москалей, албанцевъ, грузинъ, армянъ, осетинъ и проч., сущность разсказа Лапинскаго заключается въ слѣдующемъ: у абазовъ (Лапинскаго) существуетъ предан³е, что предки ихъ пришли изъ страны, лежащей на юго-востокъ и что прежде они жили на берегахъ большой рѣки, называемой "Абаза". Дѣйствительно - прибавляетъ Лапинск³й - на юго-востокѣ есть большая рѣка Абаза или Алаза и страна, по которой она протекаетъ, называлась Албан³ей, какъ о томъ свидѣтельствуютъ древн³я ландкарты; въ этомъ онъ находитъ подтвержден³е того, что абазы и албанцы - ближайш³е родичи. Самое имя "адыге", которымъ отличаютъ себя сѣверные отъ южныхъ или княжескихъ абазовъ, происходитъ отъ "аде" - потомъ или позже, и "ге" - приходить или быть,- значитъ позжепришедш³е, изъ чего Лапинск³й заключаетъ, что, слѣдуя съ юго-востока на сѣверо-западъ и достигнувъ восточныхъ береговъ Чернаго моря, они встрѣтили уже тутъ поселен³я: армяно-грузинск³я на югѣ и далѣе на сѣверъ, сперва греческ³я, а потомъ генуезск³я, съ которыми и перемѣшались; поэтому - говоритъ Лапинск³й - поражаетъ наблюдателя большое число грузинскихъ физ³оном³й, встрѣченныхъ имъ на югѣ Абаз³и, греческихъ въ срединѣ и романскихъ на сѣверѣ {Подробности заключаются въ сочинен³и Лапинскаго: "Die Bergvölker des Kaukasus and ihr Freiheitekampf gegen die Rassen". I Band, 1863.}.
Такимъ образомъ, изъ сочинен³я Лапинскаго мы видимъ прежде всего, что черкесы не должны называться черкесами, что ихъ неправильно такъ именуютъ русск³е, и что имъ слѣдуетъ быть абазами. Но народъ, о которомъ идетъ рѣчь, называютъ черкесами не одни русск³е, а также турки, болѣе всѣхъ съ ними знакомые, имѣвш³е съ ними ближайш³я сношен³я, религ³озныя, политическ³я и торговыя, а наконецъ и проч³е европейцы, измѣняя только нѣсколько произношен³е этого слова по свойствамъ языковъ. По той же причинѣ, эллины прежде всѣхъ познакомивш³еся съ народомъ, называютъ его керкетами, а римляне церцетами. Вотъ откуда происходитъ и русское имя этого народа - черкесы. Что касается до назван³я абазовъ, то оно принадлежитъ вовсе не черкесамъ, а ихъ сосѣдямъ - абхазамъ. Производство черкесовъ отъ днѣпровскихъ казаковъ, основан³е ими на Днѣпрѣ города Черкасы, а на Дону - Ново-Черкаска, удален³е ихъ съ Днѣпра сперва на Донъ, а потомъ на Кубань и Терекъ, слит³е ихъ на востокѣ Кавказа съ единовѣрными жителями Дагестана, смѣшен³е ихъ на западѣ его, съ вновь переселенными московскимъ правительствомъ на Кубань казаками и частью только съ абазами и завоеван³е ими Кабарды - все это есть настоящ³й романъ, плодъ фантаз³и Лапинскаго, совершенно несогласный съ историческими данными о происхожден³и и бытѣ съ одной стороны днѣпровскихъ или украинскихъ и донскихъ казаковъ, а съ другой - черкесовъ и абазовъ или абхазовъ. Вся эта путаница основана на созвуч³и именъ народа черкесовъ съ городами - Черкасами и Ново-Черкаскомъ, изъ которыхъ послѣдн³й основанъ въ новѣйшее время не жителями перваго, а обитателями стараго Черкаска на Дону, по случаю наводнен³я этого города ежегоднымъ разливомъ рѣки, почему и получилъ онъ назван³е Новаго-Черкаска. Гоняться за созвуч³емъ именъ, не обращая никакого вниман³я на истор³ю народовъ, ведетъ всегда изслѣдователя къ важнымъ промахамъ и заблужден³ямъ, чему Лапинск³й представляетъ много примѣровъ въ своемъ сочинен³и. Мнѣн³е его о томъ, что донск³е казаки образовались отъ смѣшен³я татаръ съ москалями, а оренбургск³е представляютъ смѣсь этихъ народовъ еще съ турками, калмыками, туркоменами и тунгусами,- доказываетъ совершенное незнан³е Лапинскимъ географ³и. Какъ онъ грѣшитъ здѣсь противъ этой науки, въ той же мѣрѣ искажаетъ онъ истор³ю, говоря, что казаки удалились сперва съ Днѣпра на Донъ, а потомъ оттуда на Кубань и Терекъ отъ притѣснен³й московскихъ великихъ князей, которые старались насильно ввести между ними восточную христ³анскую вѣру. Напротивъ того, истор³я намъ показываетъ, что днѣпровск³е или украинск³е казаки не только всегда были христ³ане сами, но и отличались непоколебимою преданностью къ православной вѣрѣ и вели за сохранен³е ея кровопролитныя войны съ поляками, которые старались всѣми насил³ями ввести у нихъ католицизмъ, но не могли достигнуть своей цѣли. За этимъ историческимъ искажен³емъ слѣдуетъ другой, не менѣе важный промахъ Лапинскаго, удостовѣряющаго, что казаки, поселивш³еся на востокѣ Кавказа, смѣшались скоро съ единовѣрными имъ дагестанцами (т. е. магометанами), но на западѣ это смѣшен³е послѣдовало въ самомъ маломъ размѣрѣ. Поселен³е запорожскихъ казаковъ на Кубани, донскихъ, волжскихъ, хоперскихъ и др., какъ на кубанской, такъ и на терекской военныхъ лин³яхъ, послѣдовало по распоряжен³ю русскаго правительства - для защиты сперва нашихъ укрѣплен³й близъ устья Терека и потомъ по расширен³ю нашихъ владѣн³й - для огражден³я отъ горцевъ, вообще нашей границы, простирающейся между Касп³йскимъ и Чернымъ морями. Эти поселенцы, извѣстные нынѣ подъ именемъ черноморскихъ и линейныхъ казаковъ, никогда не принимали магометанской вѣры, никогда не смѣшивались съ горцами, а напротивъ того, какъ на западѣ, такъ и на востокѣ Кавказа находились съ ними въ непримиримой враждѣ. Это знаетъ всяк³й, кому сколько-нибудь знакомы событ³я на Кавказѣ; это должно быть совершенно извѣстно и Лапинскому, бывшему свидѣтелемъ кровавыхъ стычекъ казаковъ съ черкесами и взаимной ихъ другъ въ другу ненависти.
Но все вышесказанное не можетъ сравниться съ искажен³емъ истины, основанной на историческихъ, филологическихъ и этнографическихъ изыскан³яхъ, а именно, что русск³е принадлежатъ въ славянской семьѣ и въ индоевропейскому или ар³йскому поколѣн³ю. Въ опровержен³е этой истины, Лапинск³й не могъ представить никакихъ научныхъ доказательствъ, но просто ссылается на Духинскаго, изобрѣтателя дикой мысли о происхожден³и народа русскаго отъ смѣшен³я татаръ съ финнами, присовокупивъ къ тому, что будто бы мнѣн³е его раздѣляютъ "отличнѣйш³е географы, этнографы и историки". Но кто же эти отличнѣйш³е ученые? Лапинск³й не указываетъ ни на одного. Путеводитель его Духинск³й, въ своихъ публичныхъ лекц³яхъ, читанныхъ въ Парижѣ, ссылается въ этомъ случаѣ на своего друга Танри-Мартена, занимающагося французскою истор³ею. Далѣе его и нѣкоторыхъ французскихъ публицистовъ и журналистовъ, горячо сочувствующихъ, по разнымъ причинамъ, такъ-называемому польскому вопросу и враждебныхъ Росс³и,- мы никого не видимъ. Между тѣмъ, принадлежность народа русскаго въ славянской семьѣ и въ индоевропейскому племени признана положительною истиною отъ всѣхъ филологовъ и этнографовъ, которые только посвящаютъ труды свои чисто одной наукѣ, не унижая ея своекорыстными видами. Конечно, можно иногда заблуждаться въ мнѣн³яхъ, но искажать намѣренно, съ какою-либо политическою или другою цѣлью, истину, освященную наукою, болѣе чѣмъ предосудительно.
Въ заключен³е своего мнѣн³я о происхожден³и своихъ абазовъ отъ индоевропейскаго корня, Лапинск³й вновь прибѣгаетъ къ предположен³ямъ и употребляетъ для того свой любимый способъ - пользоваться созвуч³емъ словъ.
У абазовъ (нашихъ черкесовъ) существуетъ будто бы предан³е, что предки ихъ вышли изъ страны, лежащей на юго-востокъ. По этому направлен³ю Лапинск³й встрѣчаетъ рѣку, по его выражен³ю "Абазу", которая однакожъ называется "Алазанью". По течен³ю этой рѣки находилась въ древности страна, которая называлась Албан³ею. Изъ этого Лапинск³й выводитъ заключен³е, что первоначальное жительство народа было на рѣкѣ Абазѣ и въ странѣ, носившей назван³е Албан³и, которую онъ оставилъ позже другихъ кавказскихъ народовъ. А какъ и понынѣ существуетъ народъ въ Европѣ, извѣстный подъ именемъ "албанцевъ", то они должны быть, по мнѣн³ю Лапинскаго, самыми кровными родичами его абазовъ, тѣмъ болѣе, что "эти живутъ въ гористыхъ, восточныхъ берегахъ Чернаго моря, и албанцы обитаютъ въ гористыхъ же восточныхъ берегахъ Адр³атическаго моря". Подобные выводы и заключен³я не заслуживаютъ серьознаго опровержен³я и, представляя одну только фантаз³ю, доказываютъ, какъ легко обращается авторъ съ научными предметами. О родствѣ же языка "адыге" съ индо-европейскими языками, какъ мы уже сказали, не представляетъ Лапинск³й никакихъ данныхъ, между тѣмъ, какъ изыскан³ями по этому предмету онъ могъ бы оказать важную услугу филолог³и и этнограф³и. Живя три года среди народа, котораго такъ изучалъ онъ свойства, нравы и обычаи, Лапинск³й могъ бы то же сдѣлать и относительно языка его. Такимъ образомъ, изъ всего его сказан³я, исполненнаго промаховъ, несообразностей и намѣренныхъ искажен³й истины, мы можемъ воспользоваться развѣ только тѣми данными, которыми онъ доказываетъ близкое родство своихъ вольныхъ абазовъ или нашихъ черкесовъ, съ его же княжескими абазами или нашими абхазами, хотя и тутъ нельзя принять его мнѣн³я, что они составляютъ одинъ и тотъ же народъ.
Необыкновенное явлен³е въ истор³и народовъ представляютъ намъ черкесы и абхазы. Тогда какъ въ другихъ мѣстахъ Европы и Аз³и и сѣверной Африки народы перемѣшивались между собою, перекрещивались и какъ бы переваривались въ горнилахъ, когда изъ этихъ горнилъ вытекали народы съ обновленными силами физическими и духовными, когда они созидали государства, достигш³я въ Европѣ высшей степени соц³альнаго и политическаго развит³я, которымъ суждено нынѣ располагать судьбами народовъ не только въ старомъ, но и въ новомъ свѣтѣ,- въ это время, черкесы и абхазы, за самыми малыми исключен³ями, оставались въ ономъ и томъ же первобытномъ положен³и и не выходили изъ своей среды. Болѣе двадцати столѣт³й пронеслось надъ ихъ головами, впродолжен³е которыхъ въ другихъ мѣстахъ происходили коренные перевороты, падали государства и возникали новыя, даже въ самомъ Кавказѣ,- но народы, о которыхъ мы ведемъ рѣчь, оставались тѣми же черкесами, какими мы знали ихъ до послѣдняго ихъ выселен³я, тѣми же абхазами, как³е намъ понынѣ представляются. Причинъ этого удивительнаго явлен³я искать, по нашему млѣн³ю, слѣдуетъ сколько въ особомъ топографическомъ положен³и страны, занимаемой этими народами съ древнѣйшихъ временъ, столько же и въ особенныхъ типическихъ ихъ свойствахъ. Ихъ ограждали, съ одной стороны, непроходимыя ущелья, покрытыя дѣвственнымъ лѣсомъ сѣверо-западнаго Кавказскаго хребта, а съ другой - море, недаромъ долгое время носившее назван³е враждебнаго (axenus) {Впослѣдств³и же оно замѣнено греками, основавшими торговыя мѣста по восточному берегу Понта, именемъ Exinus - гостепр³имнаго.}. Въ этомъ недоступномъ мѣстѣ, въ глубь котораго не могли проникнуть ни мечъ смѣлаго непр³ятеля, ни цивилизац³и съ своими благодѣтельными плодами, черкесы и абхазы упорно сохраняли свой типическ³й характеръ, главныя черты котораго составляли: личная свобода, доходящая до страсти, необуздываемой соц³альными услов³ями, личная храбрость, неограниченная никакою дисциплиною, необыкновенное умѣнье вести оборонительную войну въ своихъ предѣлахъ, для защиты своей независимости, ревнивое отчужден³е отъ другихъ народовъ, и наконецъ - отсутств³е способности къ внутреннему развит³ю, отчего черкесы и абхазы не выходили изъ состоян³я общинъ или клановъ и не могли достигнуть до образован³я отдѣльныхъ государствъ, въ прямомъ смыслѣ этого выражен³я. Самая религ³я, сперва христ³анская, потомъ магометанская, такъ могущественно дѣйствовавшая на друг³е народы, не произвела существенныхъ измѣнен³й въ соц³альномъ положен³и черкесовъ и абхазовъ, которые не подвергались существеннымъ измѣнен³ямъ, потому-что народы пребывали въ однихъ и тѣхъ же услов³яхъ среды, ихъ окружающей {Окончан³е рукописи не найдено до сихъ поръ въ бумагахъ Евг. П. Ковалевскаго. Послѣдняя фраза приписана имъ на поляхъ, и при послѣднемъ словѣ помѣщенъ значекъ, откуда видно, что авторъ имѣлъ въ виду связать эту приписку съ содержан³емъ слѣдующей, не дошедшей до насъ страницы. -
Ред.}.
"Вѣстникъ Европы" т. III, 1867