Главная » Книги

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии к первому тому Полного собрания сочинений, Страница 5

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии к первому тому Полного собрания сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

/div>
  
   Печатается по беловому автографу ГБЛ.
   Впервые опубликовано (по Экз. Ефремова 1861): Розанов П. Неизданное стихотворение Н. А. Некрасова. - ЛН, т. 25-26. М., 1936, с. 589.
   В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. I.
   Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., раздел "Не для печати", л. 150).
  
   Наличие этого автографа - единственное основание для датировки стихотворения.
  

"ЧУТЬ-ЧУТЬ НЕ ГОВОРЯ: "ТЫ СУЩАЯ НИЧТОЖНОСТЬ""

  
   Печатается по Ст 1869, ч. 1, с. 80.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. 154. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений", кроме Ст 1873.
   Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 94-94 об.).
  
   В Ст 1879 ошибочно датировано: "1856". Наличие белового автографа в Солд. тетр. показывает, что стихотворение было написано до 7 июня 1855 г.
   Без ведома автора было перепечатано в бесцензурном издании: Собрание стихотворений Пушкина, Рылеева, Лермонтова и других лучших авторов. Лейпциг, 1858 (Р. б-ка, т. I).
  

"ЗАЧЕМ НАСМЕШЛИВО РЕВНУЕШЬ..."

  
   Печатается по беловому автографу ГБЛ.
   Впервые опубликовано И. Розановым (по Экз. Ефремова 1861): ЛГ, 1938, 5 янв., No 1; уточнения по автографу сделаны К. Чуковским: Драгоценная находка. - Огонек, 1946, No 48-49, с. 21.
   В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. I.
   Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 91-93).
  
   Наличие автографа является одним из оснований для датировки.
   Обращено к А. Я. Панаевой.
  
   ...Музу темную мою Я прославляю и пою... - Имеется в виду стихотворение "Муза" (1852).
   Не так же ль в юные лета... - Как указал К. И. Чуковский (ПСС, т. I, с. 620), эти стихи навеяны фактами из жизни А. Я. Панаевой, отразившимися в ее автобиографической повести "Семейство Тальниковых" (1847).
  

СЕКРЕТ

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 39-43.
   Впервые опубликовано: ст. 21-36 - С, 1851, No 11 (ценз. разр. - 31 окт. 1851 г.), "Смесь", с. 89, в "Заметках Нового поэта о русской журналистике", под заглавием: "Великий человек", без к подписи; полностью - С, 1856, No 8 (ценз. разр. - 31 июля 1856 г.), с. 203-205, с датой: "1846" и подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Черновой автограф с заглавием: "Секрет. (Современная баллада)" - ГБЛ (Зап. тетр. Л" 3, л. 9-11). Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 17 об. -20). Корректура, назначавшаяся для С, но запрещенная и приобщенная к цензурным делам 12 августа 1855 г., - ЦГИА, ф. 777, оп. 2, 1855 г., ед. хр. 28, л. 72. Беловой автограф (наборная рукопись 1856 г.?): ст. 1-28 - ГБЛ, ф. 195, М. 4835. 9; ст. 29-76 - ИРЛИ, P. I, on. 20, No 139.
  
   В Ст 1879, как и в С, "Секрет" датировано: "1846". Между тем черновой автограф в Зап. тетр. No 3 показывает, что основная часть работы над стихотворением была выполнена весною 1855 г. Возможно, Некрасов поставил в публикации С фиктивную дату "1846", чтобы цензура не искала в тексте злободневных намеков на "лица". А может быть, этой датой поэт хотел указать, что замысел "Секрета" возник у него давно.
   Сюжет "Секрета" отчасти был намечен еще в некрасовской прозе 1840-х гг.: в фельетоне "Черты из характеристики петербургского народонаселения", 1844 (см.: ПСС, т. V, с. 481); в романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" (см.: ПСС, т. VI, с. 266); в романе "Три страны света", ч. 1, 1848 (см.: ПСС, т. VII, с. 61-66). Но в стихотворении сатира на русскую буржуазию стала более последовательной, острой и сильной.
   Заглавие "Великий человек" (С, 1851) было, конечно, ироническим. Я. П. Бутков, намечая в рассказе "Сто рублей" (1845) тип русского капиталиста, употребил сходное выражение: "зародыш будущего великого человека" (Бутков Я. П. Повести и рассказы М., 1967, с. 97).
  
   Юфть - сорт кожи.
   Анну с короною... - Эти слова в ряде публикаций были заменены точками: из-за цензуры нельзя было указать, что крупным орденом св. Анны с короной правительство наградило негодяя.
  

"ПРАЗДНИК ЖИЗНИ - МОЛОДОСТИ ГОДЫ..."

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 102-103.
   Впервые опубликовано: С, 1856, No 8 (ценз. разр. - 31 июля 1856 г.), с. 206, под заглавием: "Сознание", с датой: "1855" и подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856, с заглавием: "Сознание" и посвящением: "(Николаю Боткину)". Перепечатывалось (без заглавия и посвящения) в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Черновой автограф с датой: "11 марта <1855 г.>" - ИРЛИ, 21 195; подробное описание этого автографа: Степанов Н. Л. Как писал стихи Некрасов. - Лит. учеба, 1933, No 3-4, с. 73. Беловой автограф с датой: "1855" - ГБЛ (Солд. тетр., л. 3-3 об.); факсимиле начала этого автографа - ЛН, т. 53-54. М., 1949, с. 499. Беловой автограф (карандашом, относящийся, видимо, к 1856 г.) - ИРЛИ, P. I, оп. 20, No 142, л. 1-2 об. Все три автографа - с заглавием: "Сознание".
  
   В Р. б-ке неверно датировано: "1854". Правильная дата: "1855" - в С и Ст 1879. Было написано (в черновом варианте) 11 марта 1855 г., доработано (как показывает наличие автографа в Солд. тетр.) до 7 июня 1855 г.
   В черновом автографе концовка была другая: слово "любовь" осмыслялось в личном плане (см. в разделе "Другие редакции п варианты", с. 538, вм. 21-24, вариант б.). Переделка резко усилила социальное звучание концовки и всего стихотворения. Сторонник "чистого искусства" В. П. Боткин, выражая неудовольствие этой переделкой, писал Тургеневу 5 августа 1855 г.: "Представь себе, Некрасов последнюю строфу своего прекрасного стихотворения "К своим стихам", с которого я взял у тебя список, - переменил. Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: "Та любовь etc"". (Боткин В. П., Тургенев. И. С. Неизданная переписка. М.-Л., 1930, с. 69).
   Николай Петрович Боткин (1813-1869), которому стихотворение было посвящено в Ст 1856, - брат В. П. Боткина, путешественник.
   Придавая стихотворению "Праздник жизни..." принципиальное значение, Некрасов в 1855 г. (как показывает Солд. тетр.) предполагал поместить его в начале сборника своих "Стихотворений".
  
   Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский писал Некрасову 24 сентября 1856 г.: "...я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки <...> а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа". Исходя из такого понимания свободы творчества, Чернышевский утверждал, что талант Некрасова вполне "свободен" (Чернышевский, т. XIV, с. 314). Некрасов согласился с этим замечанием: 31 марта/12 апреля 1857 г. он писал Л. Н. Толстому о своем творческом процессе: "...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие".
  

"БЕЗВЕСТЕН Я. Я ВАМИ НЕ СТЯЖАЛ..."

  
   Печатается по Ст 1869, ч. 1, с. 136, с заполнением цензурного пропуска в ст. 10 по беловому автографу ГБЛ.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. 157. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений", кроме Ст 1873, куда не вошло, возможно, по цензурным причинам.
   Черновой автограф - ГБЛ (Зап. тетр. No 3, л. 21). Беловой автограф- ГБЛ (Солд. тетр., л. 84 об.); факсимиле этого автографа: ЛИ, т. 53-54. М., 1949, с. 73.
  
   В Ст 1879 ошибочно датировано: "1856". Наличие автографов в указанных тетрадях позволяет уверенно отнести стихотворение к весне 1855 г.
  

"ТЯЖЕЛЫЙ КРЕСТ ДОСТАЛСЯ ЕЙ НА ДОЛЮ..."

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 99-100.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. 131-132. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Черновой автограф, включающий ст. 13-16 и отдельный па-бросок, относящийся к этому стихотворению, - ГБЛ (Зап. тетр. No 3, л. 80). Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 109 об. - 110 об.).
  
   В Ст 1879 ошибочно датировано: "1856". Наличие автографов в названных тетрадях дает основание уверенно датировать это стихотворение весною 1855 г.
   С. И. Пономарев считал, что в стихотворении речь идет о матери Некрасова (Ст 1879, т. IV, с. XLVI). Возражая Пономареву, Н. Г. Чернышевский писал: "...дело идет о совершенно иной женщине, о той, любовь к которой была темою стольких лирических пьес Некрасова" (Чернышевский, т. I, с. 750). Стихотворение посвящено А. Я. Панаевой и навеяно обострением болезни Некрасова весною 1855 г. (см. ниже комментарий к "Последним элегиям").
   В 1889 г. в беседе со своим литературным секретарем М. П. Красновым Чернышевский назвал это стихотворение "лучшим лирическим произведением на русском языке" (ЛН, т. 49- 50. М., 1949, с. 602).
   Положено на музыку (К. Кехрибарджи, 1875; Я. Ф. Пригожий, 1877; А. С. Фаминцын, 1889).
  

ПОСЛЕДНИЕ ЭЛЕГИИ

  
   Печатаются по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 125-128.
   Впервые опубликованы: 1-я элегия - С, 1853, No 3 (ценз. разр. - 28 февр. 1853 г.), с. 120, без заглавия, с подписью:** (в оглавлении: ***); весь цикл, под заглавием: "Последние элегии" - Ст 1856, с. 186-189.
   В собрание сочинений впервые включены: Ст 1856. Перепечатывались в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Незаконченный черновой автограф 3-й элегии - ГБЛ (Зап. тетр. No 1, л. 141 об. - 142). Беловой автограф всего цикла - ГБЛ (Солд. тетр., л. 22-24 об.).
  
   В Ст 1879 датировано: "1853". Однако наличие чернового автографа 3-й элегии в Зап. тетр. No 1 убеждает, что она была написана не ранее 21 мая 1855 г. Наличие же белового автографа в Солд. тетр. показывает, что работа над циклом была завершена не позже 7 июня 1855 г.
   Очевидно, работу над циклом Некрасов начал в 1853 г. под впечатлением тяжелой болезни (см. о ней: Белоголовый Н. А. Воспоминания и другие статьи. Изд. 4-е. СПб., 1901, с. 377), а завершил весной 1855 г. в период обострения той же болезни.
  

"ЕЩЕ СКОНЧАЛСЯ ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК..."

  
   Печатается по беловому автографу ГБЛ (Зап. тетр. No 2).
   Впервые опубликовано: ст. 7-38 - ПССт 1931, с. 494, под редакторским заглавием: "На смерть Грановского"; полностью - в статье: Розанов И. Н. Новые тексты Некрасова. - Известия, 1938, 4 янв., No 3 (6470), с. 3.
   В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1931 (без ст. 1-6); ПСС, т. I (полностью).
   Черновой автограф ст. 15-29 - ГБЛ (Зап. тетр. No 1, л. 142 об. - 142). Беловые автографы - ГБЛ: Солд. тетр., л. 115-116; Зап. тетр. No 2, л. 18-18 об.
  
   По наличию чернового автографа в Зап. тетр. No 1 и белового автографа в Солд. тетр. датируется промежутком времени между 21 мая и 7 июня 1855 г.
   Ст. 22-29 вошли в лирическую комедию "Медвежья охота" (1867) в качестве характеристики Т. Н. Грановского. Поэтому стихотворение долго рассматривалось как отклик на смерть Грановского (умер 4 октября 1855 г.). Но, как установлено в статье А. М. Гаркави "История создания Некрасовым первого собрания "Стихотворений"" (Некр. сб., I, с. 152, 154), стихи эти были написаны до смерти Грановского. Высказано убедительное предположение, что поводом к их написанию была смерть Николая Григорьевича Фролова (1812-1855), друга Грановского, сотрудника С; Фролов умер 15 января 1855 г. (Толстяков А. Об адресате стихотворения "Еще скончался честный человек..." - ВЛ, 1971, No 11, с. 249-252).
  

КАРЕТА

  
   Печатается по беловому автографу ГБЛ.
   Впервые опубликовано: Ст 1862, с. 53-54, в составе цикла "На улице" под No 5.
   В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1931 (черновой набросок); ПСС, т. I (окончательный текст).
   Два черновых наброска - ГБЛ (Зап. тетр. No 1, л. 68 об. - 69). Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 99 об. - 100, в составе цикла "На улице" под No 4).
  
   По наличию черновых набросков в Зап. тетр. No 1 и белового автографа в Солд. тетр. датируется промежутком времени между 21 мая и 7 июня 1855 г.
   Тему "Кареты" Некрасов разработал в 1859 г. в первой части сатиры "О погоде", в концовке главы "Сумерки".
  

"ФАНТАЗИИ НЕДРЕМЛЮЩЕЙ МОЕЙ..."

  
   Печатается по автографу ГБЛ.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: ПССт 1934-1937, т. I, с. 545.
   Автограф - ГБЛ (Зап. тетр. No 1, л. 69) - представляет собою карандашный набросок без поправок. Перед текстом надпись: "Прощание с планами" и две строки:
  
   Немного покидаю дорогого
   Я в этом мире.
  
   На полях пометка "Москва", позволяющая датировать стихи временем пребывания Некрасова в Москве, т. е. летом 1855 г.
  

НА РОДИНЕ

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 104, где ст. 7 напечатан без цензурной купюры.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений; Ст 1856, с. 183. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Черновой автограф -ГБЛ (Зап. тетр. No 1, л. 96); факсимиле этого автографа - ПССт 1934-1937, т. I, между с. 714 и 715.
  
   В Ст 1879 датировано: "1855". Очевидно, написано летом 1855 г., когда Некрасов жил на даче в Петровском парке под Москвой.
   14 июля 1855 г. В. П. Боткин писал И. С. Тургеневу, что живет вместе с Некрасовым "на даче, обращенной в поле. Перед нами лес и рожь" (Боткин В. П., Тургенев И. С. Неизданная переписка. М.-Л., 1930, с. 62).
   Незадолго до смерти Некрасов продиктовал своей сестре А. А. Буткевич: "Судьбе угодно было, что я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда на владел крепостными, но, будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли <...> Я когда-то написал:
  
   Хлеб полей, возделанных рабами,
   Нейдет мне впрок...
  
   Написав этот стих еще почти в детстве, может быть, я желал оправдать его на деле" (ПСС, т. XII, с. 19).
   Анализ творческой работы Некрасова (по автографу ГБЛ) см.: Ашукин Н. Как работал Некрасов. М., 1933, с. 44-46.
   Перепечатывалось в бесцензурных сборниках русской поэзии: Собрание стихотворений Пушкина, Рылеева, Лермонтова и других лучших авторов. Лейпциг, 1858 (Р. б-ка, т. I); Лютня. Собрание свободных русских песен и стихотворений. Изд. 5-е. Лейпциг, 1879.
   Положено на музыку (А. Б. Куракин, 1877; Ц. А. Кюи, 1902; А. В. Мосолов, 1928).
  

"ТЫ МЕНЯ ОТОСЛАЛА ДАЛЕКО..."

  
   Печатается по автографу ГБЛ.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: ПССт 1934-1937, т. I, с. 540.
   Автограф - ГБЛ (Зап. тетр. No 3, л. 20 об.). Набросок карандашом. Весь текст зачеркнут.
  
   Очевидно, обращено к А. Я. Панаевой и написано летом 1855 г., когда Некрасов жил на даче под Москвой, "убежав городской суеты" (см. выше комментарий к стихотворению "На родине").
  

"О, НЕ СКЛОНЯЙ ПОБЕДНОЙ ГОЛОВЫ..."

  
   Печатается по автографу ГБЛ.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: ПССт 1931, с. 493.
   Автограф карандашом, с поправками и пометкой: "29 ав<густа 1855 г.> (получ<ено> известие о взятии Севаст<ополя>)" - ГБЛ (Зап. тетр. No 1, л. 2).
  
   Следуя за русскими народными песнями, Некрасов употребил слово победная в значении бедная, кручинная.
  

ГАДАЮЩЕЙ НЕВЕСТЕ

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 113-114.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: С г 1856, с. 50-51. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Черновой автограф с датой: "8 сент<ября 1855 г.>" - ГБЛ (Зап. тетр. No 2, л. 3-4). Последняя редакция автографа близка в печатному тексту, но в автографе была еще концовка, отброшенная поэтом при публикации.
  
   В Ст 1879 ошибочно датировано: "1856". Год написания определяется по положению автографа в Зап. тетр. No 2, а также в связи тем, что Ст 1856 были подготовлены к печати до отъезда Некрасова за границу (11 августа 1856 г.).
  

В БОЛЬНИЦЕ

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 105-110.
   Впервые опубликовано: С, 1855, No 10 (ценз. разр. - 30 сент. 1855 г.), с. 157-160, с подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Черновой автограф - ГБЛ (Зап. тетр. No 3, л. 33, 41 об. - 40). Беловой автограф двух дополнительных отрывков, не вошедших, однако, в окончательный текст, - на вырезке из С, присланной Некрасовым К. Г. Солдатенкову с пояснением: "Прибавленные строфы пришли мне в голову после того, как уже стихотв<орение> было набрано", - ГБЛ (Солд. тетр., вкладка на отдельном листе); факсимиле см.: ЛН, т. 53-54. М., 1949, с. 237.
  
   В Р. б-ке ошибочно датировано: "1856", в Ст 1879 - "1855" Начало работы над стихотворением относится, видимо, к весне 1855 г. (о чем позволяет говорить положение чернового автографа в Зап. тетр. No 3). К июню стихотворение, очевидно, еще не было завершено: автограф его полного текста в Солд. тетр. отсутствует. Дата цензурного разрешения первой публикации показывает, что работа над стихотворением была закончена до 30 сентября 1855 г.
   К. И. Чуковский высказал предположение, что стихотворение было первоначально задумано Некрасовым как вступление к поэме "В. Г. Белинский": "Согласно этому раннему замыслу, умирающий в подвале "бедный и честный писатель" обращался перед смертью к молодым литераторам с горячим призывом отдать все силы на служение народному благу <...> Дальше следовало поэтическое изложение заветов великого критика" (ПСС, т. I, с. 562-563). Поскольку "изложение заветов" Белинского перешло из поэмы "В. Г. Белинский" в стихотворение "Русскому писателю", а оттуда - в стихотворение "Поэт и гражданин", К. И. Чуковский все эти произведения связывал с тем же замыслом (там же, с. 563). Эта гипотеза не может считаться доказанной, но косвенно подтверждается тем, что черновые наброски стихотворения "В больнице" и поэмы "В. Г. Белинский" находятся в одной и той же Зап. тетр. No 3.
   Дополнительные отрывки, пересланные Некрасовым К. Т. Солдатенкову, получили распространение в рукописной передаче (Экз. ГБЛ, Экз. Гербеля, Экз. Евгеньева-Максимова, Экз. Лазаревского, Экз. Музея Н.).
   Отрывок из стихотворения ("Не было средства, однако, помочь...") положен на музыку (В. Д. Козлянинова, 1875).
  

ЗАБЫТАЯ ДЕРЕВНЯ

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 141-142.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. 34-36. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф с датой: "2 окт<ября 1855 г.> Ночь" - ГБЛ (Зап. тетр. No 2, л. 8-9); в этом автографе зачеркнуто первоначальное заглавие "Барин" и надписано: "Забытая деревня". Беловой автограф принадлежал К. А. Федипу (см.: ПСС, т. I, с. 572).
  
   В Р. б-ке и Ст 1879 неточно датировано: "1856". Год написания определяется по месту автографа в Зап. тетр. No 2, а также в связи с тем, что Ст 1856 были подготовлены до отъезда Некрасова за границу (11 августа 1856 г.).
   Высказывалось мнение, будто Некрасов написал "Забытую деревню" под влиянием поэмы Д. Крабба "Приходские списки" (Ст 1879, т. IV, с. XLV; ср. комментарий к стихотворению "Свадьба" на с. 624 наст. тома). Однако сходство "Забытой деревни" с соответствующим отрывком "Приходских списков" невелико, а сюжет стихотворения разработан Некрасовым совершенно самостоятельно (см.: Левин Ю. Д. Некрасов и английский поэт Крабб. - Некр. сб., II, с. 480-482).
   Перепечатка "Забытой деревни" (Вместе с "Поэтом и гражданином" и "Отрывками из путевых записок графа Гарапского") в No 11 "Современника" за 1856 г., в рецензии Н. Г. Чернышевского на Ст 1856, вызвала цензурную "бурю" (подробно об этом - Е т. II наст, изд., в комментарии к стихотворению "Поэт и гражданин"). Некоторые читатели усматривали в "Забытой деревне" политический памфлет, подразумевая под старым барином недавно (18 февраля 1855 г.) умершего царя Николая I, под новым - Александра II, под забытой деревней - Россию. 14 ноября 1856 г. цензор Е. Е. Волков докладывал об этом министру народного просвещения А. С. Норову: "Некоторые же из читателей под словами "забытая деревня" понимают совсем другое... Они видят здесь то, чего вовсе, кажется, нет, - какой-то тайный намек на Россию..." (Евгеньев-Максимов В. Некрасов как человек, журналист и поэт. М.-Л., 1928, с. 223). Из мемуаров А. П. Златовратского известно, что "какой-то цензор" даже "донес за нее <"Забытую деревню"> на Некрасова III Отделению" (II. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. [Л.], 1961, с. 139-140). Некрасов, вероятно, учитывал возможность подобных толкований, но смысл "Забытой деревни" гораздо шире: бесполезно народу ждать помощи "сверху", от "добрых господ". Именно в этом смысле использовал цитаты из "Забытой деревни" Д. Н. Мамин-Сибиряк - в эпиграфе к последней главе романа "Горное гнездо" (1884).
   Образ бабушки Ненилы из "Забытой деревни" воспроизвел М. Е. Салтыков-Щедрин в очерке "Скрежет зубовный" (1860) из цикла "Сатиры в прозе". У Щедрина этот образ воплощает вековую нужду крепостного крестьянства: "Вот и ты, бедная, сгорбленная нуждой, бабушка Ненила. Спокойно сидишь ты у ворот покосившейся избенки твоей..." и т. д. (Салтыков-Щедрин, т. III, с. 378).
   Еще до публикации в Ст 1856 "Забытая деревня" была известна в литературных кругах: так, она упоминается в письме К. Д. Кавелина к М. П. Погодину от 3 апреля 1856 г. (Барсуков Н. Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 14. СПб., 1900, с. 217). В конце 1850-х гг. хранение списков "Забытой деревни" считалось признакам политической "неблагонадежности" (Златовратский Н. Н. Воспоминания. [М.], 1956, с. 325). Сохранилось много списков "Забытой деревни": список И. С. Тургенева с датой: "2 ок<тября> 1855" - ГБЛ, ф. 306, карт. 1, ед. хр. 9; список П. Л. Лаврова - ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 340, л. 213-213 об; список А. П. Елагиной - ГБЛ, ф. 99, карт. 16, ед. хр. 61; список из архива PC - ИРЛИ, ф. 265, оп. 3, ед. хр. 81, л. 7-7 об.; безымянный список с заглавием "Барин" - ЦГАЛИ, ф. 1345, оп. 1, ед. хр. 751, л. 383- 383 об.; безымянный список - ГБЛ, ОР, ед. хр. 256, л. 61 об. - 62 и др.
   В Ст 1856 А. И. Герцен особо отметил "Псовую охоту", "В деревне" и "Забытую деревню", о которых он писал: "прелесть" (Герцен, т. XXVI, с. 69).
   "Забытая деревня" - одно из первых стихотворений Некрасова, переведенных на иностранные языки. Первый французский перевод "Забытой деревни" (а также стихотворений "Еду ли ночью по улице - темной..." и "Княгиня") принадлежал А. Дюма и был опубликован еще в 1859 г. (ср. комментарий к стихотворению "Еду ли ночью по улице темной..." на с. 594-595 наст. тома).
  
   Цуг - упряжка в четыре или шесть лошадей попарно; езда цугом была привилегией богатых и знатных господ.
  

"ЗАМОЛКНИ, МУЗА МЕСТИ И ПЕЧАЛИ!.."

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 151-152.
   Впервые опубликовано: С, 1856, No 3 (ценз. разр. - 29 февр. и 3 марта 1856 г.), с. 83, с подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворении".
   Беловой автограф е датой: "3 дек<абря 1855 г.>" - ГБЛ (Зап. тетр. No 2, л. 41-41 об.).
  
   В Р. Б-ке и Ст 1879 неточно датировано: "1856". Датируется по автографу; год написания определяется по приводимым ниже откликам.
   Подчеркивая принципиальное значение этой эстетической декларации, Некрасов завершил ею Ст 1856.
   На полях своего экземпляра Ст 1873, т. I, ч. 1, против слов: "Замолкни, Муза мести и печали!..", - Некрасов сделал пометку: "Уехал за границу; дальнейшее <писано> по возвращении" (Ст 1879, т. IV, с. XLIII). Эта пометка относится к размещению стихотворений в Ст 1873: "дальнейшее" - это произведения, которые были напечатаны на следующих страницах: "Тишина", "Убогая и нарядная" и др.; они были написаны после возвращения поэта (с августа 1856 г. по июнь 1857 г. Некрасов находился за границей, где прошел курс лечения).
   7 декабря 1855 г. В. П. Боткин писал Некрасову: "Стихи твои крепко огорчили меня - а какие прекрасные стихи! Из лучших твоих стихов. Только ты клевещешь на себя, говоря:
  
   То сердце не научится любить,
   Которое устало ненавидеть.
  
   Не знаю я, насколько ты можешь ненавидеть, - но насколько ты можешь любить, я это чувствую" (цит. по: Евгеньев-Максимов В. Е. Н. А. Некрасов и люди 40-х годов, - ГМ, 1916, No 9, с. 177; ср. комментарий к стихотворению "Блажен незлобивый поэт..." на с. 605 наст. тома).
   9 декабря 1855 г. И. С. Тургенев, посылая П. В. Анненкову в Симбирск список первоначальной редакции этих стихов, писал: "Прилагаю Вам стихотворение, написанное им <Некрасовым> вчера - и еще далеко не обделанное <...> Последние восемь стихов поразительны" (Тургенев, Письма, т. II, с. 328, 330). Тут какая-то неувязка: либо Тургенев ошибочно считал, что стихотворение было написано 8 декабря, либо в дате письма допущена опечатка; автограф письма не сохранился. Имеется машинописная копия этого письма, принадлежавшая М. К. Клеману (там же, с. 599).
   25 декабря 1855 г. Некрасов прочитал это стихотворение Л. Н. Толстому, который "сразу запомнил его наизусть" (Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого. 1828-1890. М., 1958, с. 104).
  

"ГДЕ ТВОЕ ЛИЧИКО СМУГЛОЕ..."

  
   Печатается но Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 111.
   Впервые опубликовано: С, 1861, No 1 (ценз. разр. - 29 дек. 1860 и 21 янв. 1861 г.), с. 240, с подписью: **.
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1863, ч. 3. Пере-печатывалось в 3-й части Ст 1869 и Ст 1873. Перепечатка (точно воспроизводящая текст С) - в журнале "Модный магазин", 1863, No 19, с. 223.
   Автограф не найден.
  
   В Ст 1879 датировано: "1855" (видимо, по указанию автора).
   Возможно, что стихотворение обращено к А. Я. Панаевой и что Некрасов, не желая посвящать посторонних в подробности своей интимной жизни, долго не печатал его. В этом случае становится понятным, почему при публикации в С поэт не выставил своего имени, а в собрание своих сочинений включил это стихотворение лишь ч"рез много лет после написания.
   Положено на музыку (М. Н. Офросимов, 1877; А. А. Спиро, 1886; П. А. Шуровский, 1892; Б. М. Терентьев, 1970).
  

ДЕМОНУ

  
   Печатается по Ст 1873, т. Д, ч. 1, с. 120-121.
   Впервые опубликовано: Моск. вестник, 1860, 20 февр., No 7, с. 108, под заглавием: "Демон" и с подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1861, ч. 1. Перепечатывалось в 1-Й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   В Ст 1856 не вошло, однако в списке стихотворений, которые Некрасов предполагал туда включить, значится "Демон" - ГБЛ (Зап. тетр. No 2, л. 43 об.).
   Беловой автограф ст. 1-16 без заглавия - ЦГАЛИ (Зап. тетр., л. 18).
  
   В Ст 1879 датировано: "1860" (вероятно, по времени первой публикации). Наличие указанного автографа позволяет датировать стихотворение 1855 г.
   На полях своего экземпляра Ст 1873, т. I, ч. 1 Некрасов против стихотворения "Демону" пометил: "Нужно примечание" (Ст 1879, т. IV, с. LVI). Действительно, смысл стихотворения не вполне ясен. Возможно, под "учителем", о котором здесь говорится разумелся В. Г. Белинский (подробно об этом см.: Гаркави А. м\ К теме "Некрасов и Белинский". - Некрасовский сборник. Калининград, 1972, с. 62-66). Стихотворение могло быть задумано как зашифрованное от цензуры обращение к Белинскому (ср. комментарий к стихотворению "Памяти Белинского" на с. 613-614 наст, тома). В этом случае "братьей болтливой моей" поэт, вероятно, называет стихи. "Демон бессонных ночей" и выраженная в последующих строках скорбь об утрате "учителя" могут быть отчасти сопоставлены с теми словами, которые, если верить мемуаристке, Некрасов произнес в беседе с Добролюбовым: "Я с каждым годом всё сильнее чувствую, как важна для меня потеря его <Белинского>. Я чаще стал видеть его во сне, и он живо рисуется перед моими глазами. Ясно припоминаю, как мы с ним, вдвоем, часов до двух ночи беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то возбужденном настроении, столько было для меня нового в высказанных им мыслях..." (Панаева, с. 290).
  

СТИХОТВОРЕНИЯ 1838-1844 гг.

  
   Первые выступления Некрасова в печати относятся к 1838 г. На протяжении 1838-1839 гг. он публикует ряд стихотворений в "Сыне отечества", "Библиотеке для чтения" и "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду"". Эти ранние опыты вошли затем в первый сборник Некрасова "Мечты и звуки", составив, однако, незначительную его часть: большинство стихотворений сборника появилось в нем впервые. В автобиографических заметках 1872 г. Некрасов вспоминал, что сборник был составлен из стихов, привезенных из Ярославля в Петербург, т. е. написанных до 20 июля 1838 г.; в набросках автобиографии 1877 г. он сообщал, что уже к пятнадцати годам из его ранних стихов составилась "целая тетрадь", которую он намеревался издать по приезде в Петербург. В автобиографическом романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" также упоминается о тетради "Стихотворения Т. С", которую герой подготовил для издания перед отъездом в Петербург. Таким образом, некоторые стихотворения сборника могут относиться к 1836-1837 гг. и даже к более раннему времени. Выделить их, однако, не представляется возможным.
   Об истории печатания сборника Некрасов рассказал сам в автобиографических заметках 1872 и 1877 гг. Издать сборник ему рекомендовал штабс-капитан Г. Ф. Бенецкий, преподаватель Павловского кадетского корпуса, у детей которого Некрасов был гувернером. Бенецкий распространил среди кадетов билеты по предварительной подписке. Рукопись под названием "Стихотворения Н. Некрасова" на 114 листах была отнесена Некрасовым в цензуру 26 июня 1839 г. и одобрена 25 июля; 8 августа 1839 г. он полупил ее обратно (ЦГИА, ф. 777, он. 27, No 203, л. 17 об. -18). Собранных средств оказалось недостаточно для издания, и лишь в декабре 1839 г. Некрасов с помощью своего нового знакомого К. А. Данненберга предпринимает попытку напечатать сборник. 12 декабря Данненберг обратился к своему казанскому приятелю Н. И. Второву с просьбой распространить дополнительные билеты. "Здесь в Питере, - сообщал он, - пущено 50 билет<ов>; но все-таки мало, чтоб на эти деньги можно было напечатать". Сборник предполагалось издать "на хорошей бумаге, в цветно<й> обертке, величиною листов в 7 в 8-ю долю" (цит. по: Вацуро В. Э. Некрасов и К. А. Данненберг. - РЛ, 1976, No 1, с. 140). В это время Некрасов начал испытывать сомнения в достоинствах стихов и собирался "изорвать" рукопись; однако в силу взятых на себя обязательств перед подписчиками не мог отказаться от издания. Уже имея книгу "в листах", т. е. в корректуре (по-видимому, в конце января или начале февраля 1840 г.), он отправился к В. А. Жуковскому, который посоветовал ему не указывать на книге своего полного имени (ПСС, т. XII, с. И-12, 22). Сборник получил новое название "Мечты и звуки. Стихотворения Н. Н." и вышел в свет в феврале 1840 г. (билет на выпуск был подписан цензором А. И. Фрейгангом 6 февраля; 19 февраля Данненберг сообщал Второву, что типография "замешкалась" и что книга вышла из печати только "на прошлой неделе" - см.: ЦГИА, ф. 777, он. 27, No 272, л. 6; Бобович А. С. Цензурные материалы о Некрасове из библиотеки Ленинградского гос. университета. - НБ, 1947, No 16-17, с. 67; РЛ, 1976, No 1, с. 141). Часть тиража была разослана подписчикам (так, 16 экземпляров было отправлено Второву), какое-то количество книг Некрасов подарил (один из экземпляров сборника с авторской надписью сохранялся в коллекции А. З. Попельницкого - см.: Антиквар, 1902, No 5, с. 171). В распространении книги Некрасову помогал Н. Ф. Фермор, продававший экземпляры кадетам Инженерного училища (см.: Григорович Д. В. Литературные воспоминания. - В кн.: Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971, с. 53-54; о Ферморе см. ниже, с. 663, комментарий к стихотворению "<В альбом Марии Фермор>". Попытка самого Некрасова продать книгу через книгопродавцев-комиссионеров оказалась безуспешной.
   Сборник вызвал критические отклики. С кратким сдержанно-благожелательным отзывом выступила "Библиотека для чтения". По мнению рецензента, "звуки" (техника стиха) в сборнике оказались "лучше, нежели мечты" (поэтическое содержание). "Стихи в самом деле хорош"; местами даже проглядывает чувство, и вообще видно, что господин Н. Н. имеет талант, который заслуживает одобрения" (БдЧ, 1840, No 3, отд. VI, с. 30). Безусловно одобрительной была рецензия "Современника", принадлежавшая, по-видимому, П. А. Плетневу, которому Некрасов был лично известен; в отличие от "Библиотеки для чтения" он находил в "каждой пьесе" "создание мыслящего ума или воображения" и упрекал поэта лишь в "некоторой небрежности в отделке стихов" (С, 1840, М" 2, с. 133-134; ср.: Плетнев П. Л. Сочинения и переписка, т. П. СПб., 1885, с. 289-290). Развернутый отзыв дала "Северная пчела"; указывая на необходимость снисходительного отношения к первым трудам юного автора, рецензент (скрывшийся за инициалами Н. С.) отмечал в нем "дарование несомненное", но порицал его за пристрастие к "прежней школе", т. е. элегической поэзии, "которая думала находить поэтическое в одних чувствах грусти, безнадежности отчаянии", а также за подражание известным образцам (СП, 1840, 14 марта, No 59). Автор рецензии специально оговаривался, что имя поэта ему "вовсе неизвестно" и, "кажется <...> в первый раз является в нашей литературе" {возможно, что это замечание было критическим приемом, имевшим целью показать беспристрастие рецензента). Другой обычный рецензент "Северной пчелы", Л. В. Брант, выступил со своим отзывом в "Русском инвалиде"; по-видимому, он либо знал Некрасова, либо слышал о нем от общих знакомых. Брант писал, что, по его сведениям, автор книги - "юный, очень юный поэт" и что в этом случае "стихотворения его более нежели удачны". Он связывал элегические мотивы сборника с обстоятельствами жизни автора, который "рано встретил суровость земных испытаний и горьких лишений, рано брошен в мир нужд и утраты всего, что делает прекрасными воспоминания детства". Оценивая самые стихи, рецензент высказывал пожелание большей "определенности" поэтических идей и большей их связи с действительностью (РИ, 1840, 13 июня, No 130). Наиболее благоприятным для Некрасова был отзыв Ф. Н. Менцова (1817-1848), художника и поэта, в 1830-е гг. печатавшегося в "Сыне отечества" и других изданиях, а в конце десятилетия выступавшего как рецензент "Журнала Министерства народного просвещения". Можно думать, что с Менцовым у Некрасова были какие-то личные связи; в произведениях молодого Некрасова есть следы чтения его стихов (см. с. 651, 655, 872 наст, тома, комментарий к стихотворениям "Встреча душ", "Землетрясение", "День рожденья"). Менцов напоминал в печати о стихах Некрасова, которые он постоянно отмечал "в числе лучших" в своих ежегодных обзорах; стремясь представить читателям автора сборника как уже получившего некоторую известность поэта, он раскрыл и его инициалы-анаграмму ("Н. Некрасов"). Цель Менцова - "ободрить" "прекрасный талант", которому он предрекал почетное место в истории русской поэзии при условии изучения поэтической теории и лучших поэтических образцов. Специально останавливался Менцов на вопросе о подражательности таланта Некрасова; не отрицая "невольного подражания" Бенедиктову и Подолинскому, "могущественное влияние" которых почти неизбежно испытывает всякий начинающий поэт, он в то же время настаивал на самостоятельности Некрасова, проявившейся в целом ряде стихотворений сборника, и отмечал отсутствие подражаний какому-либо определенному образцу (ЖМНП, 1840, No 3, отд. VI, с. 118-124; ср. там же, 1841, No 10-12, отд. VI, с. 284, где "Мечты и звуки" названы "прекрасными опытами"). Об отзывах Менцова см.: Верховский Г. П. С чего начинается некрасоведение? - В кн.: О Некрасове. Статьи и материалы, вып. 4. Ярославль, 1975, с. 145-198.
   Отрицательный отзыв о сборнике дал В. С. Межевич в "Литературной газете" (1840, 24 февр., No 16, с. 373-378). Статье Межевича предшествовало личное знакомство с Некрасовым; в полемике с поэтом по поводу водевиля "Шила в мешке не утаишь" Межевич вспоминал, как начинающий Некрасов принес ему на квартиру для рецензирования свой первый сборник (СП, 1841, 3 ноября, No 246). Касаясь этого эпизода в письме к Ф. А. Кони от 25 ноября 1841 г., Некрасов разъяснял, что целью его визита было помещение объявления о книге в редактируемых Межевичем "Ведомостях С.-Петербургской городской полиции" (см. его в "Прибавлениях" к "Ведомостям", 1840, 14 февр.), а не просьба о заступничестве, с которой он не обращался ни к кому из журналистов (ПСС, т. X, с. 31; ср. комментарий Т. С. Царьковой в изд.: Некрасов Н. А. Собр. соч. в 4-х т., т. 4. М., 1979, с. 265). В своей рецензии Межевич также напоминал о предшествующих журнальных публикациях "г. Н. Н.", в том числе и на страницах "Литературной газеты"; собранные в книгу, эти стихи, по мнению Межевича, дают читателю ощущение "пустоты, безотчетности, неопределенности впечатлений"; ставя "г. Н. Н." в ряд безликих журнальных поэтов ("гг. Якубович, Раич, Тимофеев, Менцов, Стромилов, Бахтурин, Струйский, Вернет, Сушков, Траум, Ванников и пр., и пр., и пр."), критик замечал, что все они "суть нечто до тех пор, пока не издадут полного собрания своих сочинений: тогда они становятся ничто" (парафраза этой формулы есть в поздней пародии на Некрасова В. П. Буренина {Современный сатирик <Буренин В. П.>. На Невском. Фельетон 89. - Искра, 1866, No 26, с. 333-334); ср.: Русская стихотворная пародия (XVIII-начало XX в.). Л., 1960, с. 540). Близким было мнение о сборнике и В. Г. Белинского, находившего в нем "все знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки" и лишь изредка - "стих, вышедший из души в куче рифмованных строчек" (ОЗ, 1840, т. IX, No 3, отд. VI, с. 8-9, без подписи). Ю. К. Арнольд, общавшийся с Некрасовым в 1841 г., уверенно утверждал, что "Белинскому, конечно, как и всему петербургскому литературному кругу, было хорошо известно, что автор Н. Н. не кто иной, как водевилист Перепельский, и что настоящее его имя Николай Некрасов" (Арнольд Ю. Воспоминания, выл. II. М., 1892, с. 214; ср. также замечание Данненберга в письме Второву от 12 декаб

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 407 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа