Россия требовала, чтобы конгрессы, съезды государей или министров их происходили
периодически, собирались в известное определенное время, в известных местностях.
Лорд Касльри, пообжившийся на континенте, очень полюбил конгрессы, очень
понравилось ему это участие, и благодаря значению Англии сильное участие
в улаживании европейских дел, блестящая роль в собрании государей, на которое
были .обращены глаза всех. Касльри писал с Ахенского конгресса Ливерпулю:
"Вообще дела идут как нельзя лучше, и нам остается только поощрять чувства
привязанности, которые государи расточают друг перед другом и которые,
думаю, в эту минуту искренни. Я вполне убежден, что привычка к общему действию,
общая слава и эти случайные съезды служат для Европы лучшими обеспечениями
в продолжительности мира".
В другом письме Касльри говорит: "Приятно замечать, как мало замешательства
и как много прочного добра проистекает от этих собраний, которые издали
кажутся такими страшными.
Конгресс представляется мне новым изобретением в европейском правительстве,
уничтожающим паутину, которою дипломатия затемняет горизонт, представляющим
всю систему в настоящем свете и дающим советам великих держав действительность
и почти простоту одного государства". Но этих взглядов на конгресс не разделяли
люди, смотревшие на него издали. По поводу вопроса о периодических
конгрессах Каннинг заявил в кабинете мнение, что система таких периодических
собраний представителей четырех великих держав для обсуждения общих европейских
дел - новость, польза которой подлежит большому сомнению; что она глубоко
втянет Англию в политику континента, тогда как настоящая английская политика
состоит в том, чтобы не вмешиваться в дела континента, исключая случаев
нудящей необходимости. Все другие государства должны протестовать против
такого покушения поработить их; конгрессы могут сделаться сценами кабал
и интриг; в английском народе возбудится опасение насчет его свободы, если
английский двор согласится участвовать в съездах с неограниченными монархами,
рассуждать, в какой степени революционный дух может вредить общественной
безопасности и требовать вмешательства союза для его подавления. Другие
члены кабинета, не соглашаясь вполне с Каннингом, прежде всего, однако,
имели в виду свои отношения к парламенту, прежде всего задавали себе вопрос:
какое впечатление произведет на парламент решение насчет периодических
конгрессов? Задавали вопрос: что, если многие из членов парламента посмотрят
на дело так, как взглянул на него Каннинг? Что, если оппозиция станет развивать
в парламенте те же мысли, какие Каннинг развивал в кабинете? Из-за чего
подвергать министерство такой опасности? Лорд Батурст писал Касльри: "Зачем
преждевременно представлять новому, сомнительного характера парламенту
систему, которая, если бы действительно была хороша, должна установиться
сама собою таким образом, чтоб каждый конгресс обусловливал следующий при
видимой пользе, обнаруживающейся при каждом съезде; а так как всякая политическая
система имеет свое время, то конец этой системы будет менее заметен, если
периодические конгрессы не будут заранее установлены".
Также несочувственно принята была английским кабинетом и мысль о включении
Франции в союз, и также причиною отстранения ее была выставлена ответственность
кабинета перед парламентом. Лорд Ливерпуль писал Касльри по этому случаю:
"Прежде всего здесь не практический вопрос - это более спор о словах, чем
о деле. Мы все довольны нашими существующими обязательствами. Взгляды русского
императора не могут быть допущены. Мы должны сказать одно, что мы остаемся
верными нашим существующим трактатам и обязательствам и что, если когда-нибудь
государи или министры их будут иметь случай совещаться сообща о каких-нибудь
делах, имеющих возникнуть из условий последнего мира, французское правительство
будет приглашено к участию в совещаниях. Если сочтут полезным, ввиду удержания
Франции в порядке, назначить время, когда государи опять соберутся, то
мы не видим препятствия к этому; но часто бывает так же неблагоразумно
смотреть слишком далеко в будущее, как и суживать границы нашего кругозора.
Мы должны сами помнить и нашим союзникам дать почувствовать, что все эти
вопросы отзовутся в британском парламенте; что у нас будет новый, сомнительного
характера парламент, не привыкший смотреть на вопросы внешней политики,
как прежние парламенты, находившиеся под давлением великой опасности извне.
Дайте понять русским, что у нас - парламент и публика, перед которыми мы
ответственны, и что мы не можем вовлечься в виды политики, которая совершенно
не соответствует духу нашего правительства".
Оба вопроса были решены соответственно взглядам лондонского кабинета.
В протоколе конференции 16 ноября было объявлено, что дворы, подписавшие
протокол: во 1) Твердо решились ни в отношении друг к другу, ни в отношении
к другим государствам не отступать от принципа тесного союза, принципа,
господствовавшего до сих пор в их сношениях и общих интересах; союз этот
стал крепче и неразрывнее вследствие уз христианского братства, которыми
связали себя государи. 2) Союз этот, заимствующий свою действительность
и прочность оттого, что держится не на каком-нибудь отдельном интересе,
не на каких-нибудь временных, случайных соображениях, имеет одну цель -
поддержание всеобщего мира, основанное на религиозном уважении к обязательствам,
внесенным в трактаты, и ко всем правам, отсюда проистекающим. 3) Франция,
присоединенная к другим державам вследствие восстановления монархической
власти, законной и конституционной, обязывается содействовать с этих пор
поддержанию и утверждению системы, которая дала мир Европе и одна может
обусловить его продолжение. 4) Если, для лучшего достижения означенной
цели, державы найдут необходимым установить особые собрания или между самими
государями, или между министрами и уполномоченными для рассуждения сообща
об их собственных интересах, то время и место этих собраний будут заблаговременно
определены посредством дипломатических сообщений; и если эти собрания будут
иметь предметом дела, связанные с интересами других держав европейских,
то они будут иметь место не иначе как по формальному приглашению со стороны
этих держав, причем необходимо, чтобы последние участвовали в них или прямо,
или посредством уполномоченных.
Таким образом, на Ахенском конгрессе было остановлено развитие общего
управления европейскими делами посредством конгрессов. Небывалое прежде
общее действие государей с 1813 года естественно и необходимо вело к общему
управлению посредством конгрессов; предстояло сделать новый шаг - узаконить
это общее-правление и его форму постановлением, что конгрессы должны быть
периодическими. Но сильный протест из Лондона - и предложение о периодических
конгрессах взято назад. Роль Англии в этом случае замечательна в двух отношениях:
по самому островному положению своему Англия - отрезанный ломоть от континентальной
Европы; ни в каком случае ее интересы не могут быть так тесно связаны с
интересами континентальных держав, как связаны интересы последних между
собою; отсюда у Англии всегда своя особая политика, крайне осторожная относительно
вмешательства, допускаемого только в крайних случаях, когда столкновения
интересов на континенте прямо грозят интересам Британии.
С конца XVIII века интересы континентальных государств тесно связаны
вследствие революционного движения, причем революционное движение Франции
служит источником и поддержкою революционного движения повсюду. Но Англия
и тут в стороне; формы ее политической жизни установились гораздо прежде,
независимо от континентальных движений; и хотя демократические движения
континента и находят отголоски в Англии; хотя эти отголоски могут становиться
все сильнее и сильнее и очень озабочивать английских государственных людей
охранительного направления, однако дело вовсе не так близко касается Англии,
как держав континентальных. Таким образом, Англия по своему географическому
положению и по своей истории способнее всех других стран поддерживать принцип
невмешательства. Но при поддерживании этого принципа Англия выставила вопрос
чрезвычайной важности, именно - вопрос об отношении конституций различных
держав к этому общему управлению делами Европы на конгрессах. Русский император
требовал, чтобы все европейские государства вошли в великий союз и улаживали
свои отношения на конгрессах; но спрашивалось: государи неограниченные
и министры их, не отвечающие за свои решения ни перед кем, будут ли одинаково
поставлены на конгрессах с государями конституционными и министрами их,
имеющими известные отношения к своему народному представительству? Таким
образом, большее развитие известных народных личностей, различие в формах
политической жизни у разных европейских народов становились помехою для
утверждения общего управления делами Европы.
Мысль о периодических конгрессах не была осуществлена, положено собирать
конгрессы по требованию обстоятельств. Обстоятельства требовали конгрессов.
Германия, сильно развитая в умственном отношении к концу XVIII века,
была задерживаема в развитии политическом разделением своим на с лишком
триста владений. Конвульсивное движение пробежало по этому странному средневековому
телу, когда послышались первые восторженные клики французской революции.
Но мечты, возбужденные этими кликами, были жестоко обмануты: люди, провозгласившие
себя освободителями народов, явились за Рейном страшными их утеснителями;
на словах от потомков Бренна слышалось: "Свобода угнетенным, война дворцам,
мир хижинам!" - а на деле выходило старинное: "Горе побежденным!" Ни один
европейский народ не испил такой полной чаши стыда, унижения и материальных
лишений, как немцы от революционной и императорской Франции.
Но эта чаша выпита была на здоровье: Пруссия заявила свою жизненность,
свое первенство в Германии необыкновенно быстрым восстановлением нравственных
и материальных сил после необыкновенно быстрого падения; Германия приготовилась
к великим событиям 1812 и 13 годов, к участию в борьбе народов. Борьба
кончилась в 1815 году; но возбужденные ею силы не могли вдруг успокоиться;
в продолжение последних двадцати пяти лет было так много передумано и перечувствовано
в Германии! Возбуждение сил выразилось прежде всего в широком научном движении,
как и следовало ожидать, ибо и прежде, за отсутствием политического развития,
германский народ развивался преимущественно в этом направлении, следовательно,
почва была приготовлена. Если во Франции неудачи опытов революции, неудачи
в построении государственного здания на общих теоретических началах без
исторического фундамента заставили обратиться к внимательному изучению
своей непосредственной старины, заставили обратиться к изучению этих варварских
средних веков, столь долго пренебрегаемых, то в Германии сильное возбуждение
народного чувства вследствие борьбы за народную независимость, за народное
значение необходимо заставило обратиться к своему, к своей старине, в ней
искать разрешения важных вопросов настоящего для ума, в ней искать оживления
и укрепления своего народного чувства.
Отсюда великое научное движение; отсюда ясное сознание великого значения
исторической науки; отсюда господство исторического метода; отсюда стремление
к изучению народности - изучению самому подробному, микроскопическому;
отсюда признание односторонности стремлений XVIII века, стремления к общечеловеческому
с отстранением народного; отсюда движение народного духа, заявление прав
народностей всюду, где не иссякли родники народной жизни; отсюда освобождение
европейской мысли, европейской науки от преобладающего влияния классической
древности. Исчезла в этом отношении односторонность, исчезло рабство, и
немедленно явились благие следствия свободных отношений: изучение классической
древности не ослабело, напротив - усилилось и, получив должное место в
расширившемся кругу исторического знания, внесло новые, неиссякаемые средства
к пониманию полноты жизни человечества, ее органического развития. Разумеется,
каждое человеческое дело имеет свою темную сторону, каждое направление
имеет крайности, увлечения: так и при означенном великом движении XIX века
мы видим крайности и увлечения в романтизме и в этом чрезмерном прославлении
германской народности, которым страдает западная историческая наука.
Но, возбужденные великою борьбою, силы в Германии не могли найти себе
упражнения в одной умственной, научной деятельности; они были возбуждены
для практической деятельности, для решения великого вопроса о свободе,
самостоятельности и значении отечества. Прусский король, призывая подданных
к оружию, обещал восстановление единой свободной империи. Действительно,
во время французского преобладания немцы испытали очень хорошо вредные
следствия разделения и бессилия своего отечества и поняли, что самое верное
средство не испытывать вперед подобных бедствий состояло в объединении
Германии. Патриоты ждали этого объединения от Венского конгресса, который
должен был начертать новую карту Европы; но конгресс собрался для того,
чтобы успокоить Европу после революции и ее следствий, а не возмутить Европу
новой страшной революцией, какой потребовало бы объединение Германии. Старая
Священная Римско-Германская империя была разрушена окончательно; новой
создать было нельзя, и вот создался Германский союз, то есть целый ряд
самостоятельных государств прикрыли названием союза, которое служило, с
одной стороны, связью с прошедшим, с другой - приготовлением к будущему,
по крайней мере указанием на него.
Но германским патриотам хотелось невозможного, хотелось вдруг так или
иначе достигнуть объединения Германии. И недовольные патриоты волновались.
Но был еще другой, сильно волнующий вопросвопрос о свободных учреждениях.
В прокламации прусского короля эти учреждения были обещаны, что сильно
обеспокоило Австрию. Когда надобно было приступить к исполнению обещания,
то сочли естественным и достаточным обратиться к той форме представительности,
которая существовала искони в германских землях и исчезла в XVII веке пред
усилившимся монархическим началом, - к земским чинам. При установлении
Германского союза в 13-м параграфе союзного акта обещаны были земские чины
всем государствам, вошедшим в союз; но обещание сделано в общих выражениях,
без изложения принципов, способов приведения в исполнение и времени, к
которому правительства обязаны были ввести это учреждение. Некоторые государства
Южной и Средней Германии ввели у себя представительство в форме земских
чинов на более или менее либеральных основах; но в двух самых сильных государствах,
Австрии и Пруссии, оказывалось решительное нерасположение правительства
двигаться по новой дороге. Пруссия, которая после иенского погрома обнаружила
такие сильные признаки жизненности; которая благодаря Штейну с товарищами
так быстро пошла по дороге преобразований; которая в 1813 году так высоко
подняла знамя свободы и независимости Германии: Пруссия после 1815 года
ограничилась провинциальными совещательными чинами без гласности. Король,
тяжелый на всякое движение, на всякий выход из привычных форм, только неминучей
бедой принужденный дать волю преобразователю Штейну с товарищами, - теперь,
когда борьба кончилась, когда все, по-видимому, вошло в прежнюю колею,
спешил удовлетворить требованиям своей природы и предаться спокойствию,
гоня от себя тяжкую мысль о всяком новом движении, о всякой перемене, снова
отворачиваясь от людей движения, которые, в его глазах, были революционерами,
республиканцами.
Это отчуждение прусского правительства от людей, самых популярных в
Германии по своей деятельности в последнее время, усиливало неудовольствие
людей, обманувшихся в своих ожиданиях, а толпу, жаждущую продолжения движений
и волнений, прельщало мыслью, что ее дело есть дело лучших людей. Так как
в Германии описываемого времени научный интерес был сильнее других; так
как жизнь особенно приливала к школьным университетским кругам, то понятно,
что наибольшее участие в волнениях по поводу недовольства настоящим положением
страны принимала университетская молодежь. В раздражающих явлениях не было
недостатка. На Западе, во Франции, - сильное движение по поводу конституционных
вопросов; на Востоке - русский император дает либеральную конституцию Польше.
Австрия действует систематически и открыто: император Франц и канцлер князь
Меттерних прямо провозглашают, что революция не кончилась; что обязанность
всех правительств дружно, всеми средствами ей противоборствовать, охраняя
существующие формы; Австрия действует явно и наступательно против либерального
движения. У прусского короля нет системы, он не любит движения по природе
своей. Вследствие этой же природы короля прусское правительство отвернулось
от двигателей, не благоприятствует движению, но и не действует против него
наступательно, обнаруживает ту терпимость, к которой никогда нет сочувствия
от людей, ею пользующихся, за которую никогда не благодарят; а между тем
в некоторых второстепенных государствах правительства поддерживают либеральное
движение, ища популярности.
Новое направление, обращение к народной старине, искание для всего исторической
основы также употреблено было недовольными согласно с их целями. В 1817
году в протестантской Германии с великим торжеством праздновали трехсотлетие
реформации. 18-го октября студенты и некоторые профессора собрались близ
Эйзенаха, в историческом замке Вартбурге: говорились зажигательные речи,
пелись зажигательные песни, и дело кончилось тем, что по примеру Лютера,
сжегшего папскую буллу, сожжены были сочинения, написанные в консервативном
духе, направленные против либерального движения. Суд и приговор был произнесен
над сочинениями - один только шаг к исполнению приговора и над сочинителями.
Много ненависти скопилось над головою Августа Коцебу, известного драматического
писателя и журналиста. Коцебу был ревностный консерватор, но не это одно
возбуждало против него ненависть: никто так беспощадно не осмеивал странность
немецкого либерального движения, этого разброда чувств и ума в новом деле,
к которому было так мало приготовления; ничто так не раздражает, как ловкая
насмешка, попадающая в цель, и раздражение против Коцебу было страшное.
Коцебу был в русской службе, имел русский чин, имел поручение сообщать
русскому правительству о всех политических сочинениях, выходящих в Германии.
Либералы догадывались, в каком тоне Коцебу делал свои сообщения. "Коцебу
- русский шпион, Коцебу - изменник отечества!" Вот суд, произнесенный людьми,
считавшими себя представителями свободной Германии, и между распаленными
студентами нашелся человек, который решился казнить такого страшного преступника,
изменника отечеству, в устрашение других подобных. В марте 1819 года в
Мангейме студент Занд заколол Коцебу.
Известное направление может быть терпимо в обществе сознательно или
бессознательно, по расчету или по слабости, но может быть терпимо только
до тех пор, пока не принимает наступательного движения. Поступок Занда
известил об опаcности, о враге. Принимаются средства к обороне, которая,
естественно, в подобных случаях переходит в наступление. Прежнее нерадение,
отсутствие разумного сдерживания и направления заставляют спешить мерами
обороны, усиливать их, и к этому усилению побуждает еще неизвестность о
средствах врага. Уже давно знали, что все немецкие университеты обхвачены
тайным обществом, носящим название Тевтония; говорили, что общество
имело целью превратить всю Германию в республику единую и нераздельную,
свергнуть государей и вместо них установить военную демократию. Теперь
эта таинственная "Тевтония" высказалась; чрез несколько недель после убийства
Коцебу было произведено покушение на жизнь Ибелля, министра герцога Нассауского;
преступником оказался также студент; сочувствие, обнаруженное молодежью
к этим явлениям, заставляло предполагать соумышленничество, систему. В
таких обстоятельствах особенное внимание заслужил голос тех людей, которых
нельзя было упрекнуть в нерадении и недальновидности, которые предвидели,
предсказывали, предостерегали. В челе этих людей был канцлер Австрии; безумие
Занда выставило в ярком свете мудрость Меттерниха и приготовило ему важную
роль; при страшной тревоге должны были необходимо обратиться к человеку,
который оказался мудрее других, довериться его руководству.
Тревога была сильная. Штейн, которого прусский король называл республиканцем,
- Штейн писал великому герцогу Веймарскому, как его печалит усиление дурного
направления в Германии; он просил великого герцога обратить особенное внимание
на брошюру под заглавием "Книжка вопросов и ответов"[18],
на которую Штейн смотрел как на катехизис немецкого якобинства, заключающий
в себе почти все принципы бывшего тогда в ходу либерального учения, но
приспособленные к понятиям простого народа и подтверждаемые местами Св.
Писания; в основании был выставлен принцип полновластия народа; после сильной
выходки против германских государей высказывалось, что все беды Германии
происходят оттого, что она не едина. Невозмутимый и сильно дороживший своим
спокойствием Гёте был также встревожен состоянием умов в Германии. По его
мнению, неустановленность и волнения, господствующие здесь, не позволяют
рассчитывать на следствия мер, которые хотят принять; не позволяют предугадывать,
какие меры поведут к добру и какие ко злу. Убийство Коцебу внезапным впечатлением,
какое оно произвело, и сильными мерами, к каким должно повести, может породить
благоприятное для общественного порядка направление, если правительство
сумеет принять меры разумные и согласные с общественным настроением.
Для принятия сильных мер положено было министрам главных германских
дворов собраться летом в Карлсбаде; должны были приехать министры иностранных
дел - австрийский, прусский, баварский, саксонский, ганноверский, виртембергский,
баденский, мекленбургский и нассауский. Но прежде начатия дела в Карлсбаде
Меттерних свиделся с прусским королем в Теплице, где между двумя главными
германскими государствами было улажено насчет мер, которые должно было
предложить в Карлсбаде. 7-го августа начались конференции в Карлсбаде и
окончены были в двадцать дней. Меттерних с особенным искусством, отличавшим
его, изложил, в чем дело; указал на необходимость принять быстрые и действительные
меры для предохранения германской конфедерации вообще и каждого государства,
ее составляющего, в особенности от опасностей, которыми грозят революционные
движения и демагогические общества. Члены союза, обязанные взаимною защитою
и помощью, имеют полное право принимать общие меры для поддержания внутреннего
спокойствия в Германии. Это спокойствие может быть нарушено не одним материальным
движением кого-нибудь из членов союза против другого: оно может быть нарушено
и нравственным действием одного правительства на другое, также движением
партии, которая найдет терпимость и покровительство в одном или многих
государствах союза. В этом случае спокойствие самой конфедерации подвергается
опасности, и государь, который будет терпеть подобные беспорядки, явится
виновным в измене против союза. Печать в Германии стала исключительным
достоянием партии, враждебной всякому общественному порядку, всякому существующему
учреждению, и столь могущественна, что могла заставить молчать всех благонамеренных
писателей. Общность языка и другие многоразличные отношения держав союза
не позволяют ни одной из них оцепить свои границы от заразы, которая началась
в других государствах; ясно, следовательно, что если одно государство,
даже самое малое, откажется содействовать общепринятым мерам для прекращения
зла, то от него будет зависеть заразить всю конфедерацию.
Такой порядок вещей невозможен; конфедерация имеет право принять оборонительные
меры против злоупотреблений печати и принудить всех своих членов сообразоваться
с ними; параграф союзного акта, обещающий Германии общий устав о свободе
печати, должен быть понимаем в этом смысле. Для достижения этого однообразия
нужно или уничтожить цензуру и там, где она существует, или восстановить
ее в тех государствах, где ее уничтожили. Первое из этих средств неисполнимо:
государства, сохранившие цензуру, - самые многочисленные и самые значительные;
остается достигнуть обещанного однообразия восстановлением цензуры там,
где она уже не существует, тем более что правительства, поспешившие уничтожить
цензуру, превысили свою власть, ибо сейму принадлежит власть изъяснять
и приводить в исполнение параграфы союзного договора.
В союзном акте существовал еще параграф 13-й, обещавший введение конституции
с земскими чинами. Меттерних счел нужным распространиться и насчет этого
параграфа. По его мнению, выражение:
конституция с земскими чинами -
было употреблено в противоположность выражению: конституция представительная.
Первая из этих правительственных форм была более сродна древним обычаям
германским, более национальна, чем другая форма, пришедшая из-за границы,
созданная революциями. Первая форма состоит в праве членов или депутатов
существующих корпораций участвовать в законодательной деятельности; а в
конституциях представительных лица, призванные к прямому участию в законодательстве
и важнейших делах правительственных, не обязаны защищать исключительно
интересы известных сословий или корпораций, но представляют целый народ.
Конституция с земскими чинами, защищая все права и вольности, оставляет
неприкосновенными существенные прерогативы государей. Но конституция представительная
основана на ложном начале народного полновластия: она постоянно стремится
призрак мнимой национальной свободы, то есть общенародной воли, поставить
на место общественного порядка и подчиненности и химеру общего равенства
перед законом - на место различия состояний и прав, различия, установленного
самим Богом.
Внушения Меттерниха производили тем большее впечатление, что министры,
собравшиеся в Карлсбаде, не могли чувствовать себя очень спокойно и удобно.
Ни один из них, не исключая и самого Меттерниха, не мог найти в своем департаменте
или в своей стране человека, на убеждения которого можно было бы положиться
и которому можно было бы доверить тайны совещаний, так что сами министры
должны были исполнить должность секретарей, вести протоколы и переписку
со своими дворами. Революционная партия в Германии, чувствуя, что ей готовится
беда в Карлсбаде, действовала устрашением: министр герцога Нассауского
получил эстафету от редактора Рейнского листка,
который извещал,
что отказывается от редакции журнала и просит для себя охраны, чтобы быть
безопасну от страшных угроз, которые он слышит в собственном семействе
и получает в анонимных письмах. Революционная партия грозила ему за то,
что он аристократ, а между тем в Австрии его журнал был запрещен как слишком
либеральный.
Все это помогло Меттерниху провести пять предложений, которыми ограничивалось
полновластие отдельных держав союза и усиливалось значение сейма, ограничивалась
свобода печати на пять лет, установлялся надзор над университетами, учреждалась
в Майнце следственная комиссия с целью открытия демагогических заговоров.
20 сентября эти предложения были переданы Франкфуртскому сейму, и сейм
утвердил их. В ноябре назначены были конференции в Вене для пересмотра
и уяснения параграфов союзного акта. Некоторые германские правительства
были недовольны карлсбадскими и франкфуртскими решениями и спешили заявить
на деле свое несогласие с принципами, провозглашенными Меттернихом; но
это не помешало реакции.
Государственные люди, сочувствовавшие движению, должны были поплатиться
за его крайности, за то, что не умели и не могли направить дело, должны
были отказаться от общественной деятельности и уступить место другим, которых
убеждения или отсутствие убеждений приходились теперь ко времени. Профессора,
пасторы, известные привычкою подмешивать политику в лекции и проповеди,
были отставлены или отданы под строгий надзор; школы гимнастики были закрыты,
потому что здесь был главный притон революционного духа; в приведенной
выше книжке "Вопросов и ответов" говорилось: "В мирное время солдат не
нужно; каждый смолоду должен упражняться в военном деле". Отсюда - особенное
значение, какое получили в это время в Германии гимнастические школы. Схвачен
был профессор Ян, пользовавшийся особенною популярностью между университетскою
молодежью, один из передовых людей в патриотическом движении 1813 года;
в Берлине, Бонне, Гессене захвачены были студенты, военные, горожане, известные
крайностью своих мнений. Этими мерами прекращена была немецкая Фронда,
движение школьной молодежи, разыгравшейся с 1813 года в политику и патриотизм.
Меттерних достигал своей цели. Немецкие правительства под влиянием страха
прижимались друг к другу и готовы были слушаться опытного вождя, которого
мудрая предусмотрительность была оправдана событиями; благодаря влиянию
Меттерниха усилилось и влияние Австрии на дела Германского союза. Но кроме
этого союза существовал еще другой союз, и что скажет главный член его,
император Русский? Прежде его взгляд сильно разнился от взгляда австрийского
канцлера; останется ли он и теперь при этом взгляде и своим могущественным
влиянием остановит реакцию, которая пошла так успешно? Этот вопрос сильно
беспокоил Меттерниха. Германские волнения, поступок Занда огорчали императора
Александра более, чем кого-либо. Он надеялся, что революционное движение
прекратится всеобщим миром и дарованием новых либеральных начал для народной
жизни. Тяжело было обманываться в этой надежде; тяжело было привыкать к
мысли, что направление, освященное его именем, начинает слыть несостоятельным;
тяжко обмануться, еще более тяжко считаться обманувшимся - и высота положения
усиливает эту тяжесть.
В июне 1819 года русские министры при германских дворах получили следующее
наставление: "Если таковы результаты учений, преподаваемых в германских
университетах; если осмеливаются употреблять во зло религию, благодетельницу
человечества; если такова, наконец, цель, указываемая свободе: то не настоит
ли нужда задушить зло при его рождении? Не надлежит ли общими мерами утвердить
господство принципов, которых государи и народы не могут забывать безнаказанно?
Во время своего пребывания в Веймаре император обратил внимание великого
герцога на эти великие и спасительные истины. Продолжайте эти внушения,
поддерживайте вашим кредитом меры, которые Австрия предложит в этом отношении,
сообща с другими нашими союзниками, но не берите на себя инициативы в вопросе,
который относится преимущественно к германской конфедерации".
Эта сдержанность не могла нравиться Меттерниху. Ему нужно было, чтобы
император Александр, считавшийся главною опорой либерального направления,
объявил торжественно народам Европы, что он отступается от этого направления,
одобряет меры, принимаемые германскими правительствами под руководством
Австрии: тогда либеральное направление, лишенное покровительства могущественнейшего
из государей, получило бы самый тяжелый удар. В Карлсбаде, когда приняты
были меры, им предложенные, Меттерних в разговоре с одним из русских дипломатов
выразил желание, чтобы император Александр высказал публично при первом
удобном случае свое сочувствие принятым мерам: "Демагоги в Баварии и Бадене
часто употребляли во зло августейшее имя императора, бесстыдно проповедуя,
что конституция, дарованная им Польше, есть самая либеральная, какую только
можно придумать. Я думаю, когда немцы узнают из газет, что император торжественно
высказался о мудрости принятых теперь нами мер, то у революционеров отнимется
предлог употреблять его имя для поддержания своего дела".
Но на это предложение не было обращено внимания; в начале октября императорские
министры при германских дворах получили новое наставление: 1) удерживаться
от всякого участия во внутренних делах Германии; 2) отзываться самым благосклонным,
искренним и честным образом о тех внутренних делах, которые надеются уладить
чрезвычайными мерами, и не отдавать предпочтения никакой системе; 3) что
касается самих этих чрезвычайных мер и вопросов, с ними связанных, то не
высказывать никакого мнения, пока не будут спрошены, и в последнем случае
высказывать мнение, основанное на принципах права, достоинства государей
и благосостояния народов. Истинное благосостояние народов истекает исключительно
из нравственной силы правительств.
Немецкие министры, собравшиеся в конце 1819 года в Вене, были в отчаянии
от этого поведения русского кабинета, тем более что последний высказывал
явное неодобрение диктаторской власти, какою они хотели облечь сейм.
Немецкие министры приписывали это не личному взгляду императора, но взгляду
его министра Каподистриа, что видно из письма прусского канцлера Гарденберга
лорду Касльри в декабре 1819 года: "Г. Каподистриа, которого софизмы мы
все знаем и который наделал нам столько хлопот в Ахене, взял себе в голову,
что мы хотим изменить акт германской федерации, гарантированный державами;
что Австрия и Пруссия хотят посягнуть на свободу и полновластие малых или
меньших государств германских; он боится уменьшения русского влияния и
почерпает свои известия и свои доказательства из газет революционной партии
- французской и нидерландской, наполненных ложью. Говорить неблагосклонно
о мерах, принятых в Карлсбаде; питать этим неудовольствие, которое Бавария
и Виртемберг с самого Венского конгресса не перестают поддерживать в видах
своего честолюбия, давать инструкции русским министрам за границею в духе,
противном видам, которые мы разделяем с Австриею и с большею частию государств
германских; видам, вполне чистым и согласным с договорами и обстоятельствами,
- такое поведение может быть только вредно для общего блага". Другие немецкие
министры толковали, что цель России - произвести всеобщую смуту
и что спокойствие Европы не может быть обеспечено, пока у России такая
громадная армия, готовая двинуться по первому мановению. Английские дипломатические
агенты доносили своему кабинету, что главная цель русских министров при
германских дворах состоит в уничтожении влияния Австрии и Англии, в замене
этого влияния влиянием России.
Но немецкие министры жестоко ошиблись в своих расчетах насчет Англии!
Лорд Касльри ясно высказал взгляд своего правительства относительно вмешательства
по внутренним вопросам: "Мы должны симпатизировать друг другу в усилиях,
как симпатизируем в опасностях, ибо нет сомнения, что революционеры всех
стран подают друг другу руки и действуют сообща. Их успехи или неудачи
в одной стране будут необходимо иметь влияние на их движения во всех других.
Эта общая опасность, без сомнения, объединяет интересы всех правительств;
но она не должна объединять их действия: действие должно оставаться
в совершенной особности и быть национальным. Нам опасно казаться в
союзе, потому что это будет союз правительств против народов, и с этих
пор падение первых будет неизбежно. Вследствие этого наше собственное благо
предписывает нам оставаться совершенно нейтральными и чуждыми мер, принятых
германскими государствами для своей безопасности, и британское правительство
особенно должно удерживаться даже в произнесении своего приговора насчет
их, ибо в этом оно должно будет отдать отчет своему парламенту. Самое спокойствие
Германии требует, чтоб всякий спор об этом предмете был удален от парламента,
чтоб отнять у немецкой революционной партии это средство публичности, ибо
другие средства у нее отняты франкфуртскими постановлениями. Мы со своей
стороны решились бороться с нашим домашним злом со всею требуемою энергиею
и думаем, что этою борьбою деятельно служим общему делу; но для успеха
здесь никакая чуждая опора, влияние или даже совет не должны находить к
нам доступа".
Тот же лорд Касльри в письме к графу Ливену приглашал русский императорский
кабинет к совершенному безучастию в делах Германии с явною целью, чтобы
Россия не противодействовала австрийскому влиянию: "Из мнений его величества
императора Русского принц-регент с живейшим удовольствием увидал согласие
в видах и принципах дворов лондонского и петербургского относительно дел
германских. Оба двора одинаково избегают всякого вмешательства в эти дела,
- вмешательства, на которое можно было бы смотреть как на нарушение прав
и независимости германской конфедерации. Этот принцип определил поведение
с.-джемского кабинета, когда дворы венский и берлинский дали ему знать
о сущности мер, принятых в Карлсбаде и Франкфурте. Хотя эти сообщения могли
оправдать и даже вызвать публичное заявление чувств принца-регента, однако
его королевское высочество не счел приличным ни в собственных нотах означенным
дворам, ни в инструкциях дипломатическим агентам за границею выразить свое
мнение о постановлениях Германского сейма. Принц-регент взглянул на них
как на акты иностранных, независимых правительств, изданные для установления
их частных дел и внутреннего управления. Этот принцип невмешательства,
руководивший принцем-регентом, не исключает всякой мысли о возможности
вмешательства; очень может быть, что раздоры между государствами, составляющими
германскую конфедерацию, примут характер, столь опасный для их собственного
спокойствия, а следовательно, и для спокойствия Европы, что будет законно
со стороны дружественных и союзных держав (особенно если они будут призваны
господствующим мнением в Германии) сделать несколько осторожных шагов в
видах примирения. Но таких явлений теперь вовсе нет, и если мы обратим
внимание на то, сколько раз одного ожидания иностранного вмешательства
было достаточно для замедления переговоров самых важных и даже для воспрепятствования
окончательному решению дел, то ваше сиятельство позволит мне представить
ему чрезвычайную важность, какую наш двор полагает в том, чтоб употреблять
такой язык, который уничтожал бы в Германии всякое подозрение в возможности
подобного вмешательства".
Англия старалась более всего об устранении вмешательства, причем в описываемое
время вмешательство представлялось для нее всегда русским вмешательством;
но Австрия, которую она поддерживала в стремлении играть первенствующую
роль в Германии и поднять свое значение в Европе, Австрия не думала ограничиваться
видами английской политики. Австрия желала вмешательства России, но с тем,
чтобы русский император при этом вмешательстве изменил свое прежнее направление.
Меттерних не терял надежды произвести это изменение даже и относительно
Германии, состояние которой он описывал таким образом: "Наблюдая с некоторым
вниманием внутреннее состояние Германии, открываем и здесь, как в большей
части других государств европейских, те же элементы разрушения, которые
гложут связи общественного тела, ту же слабость верховной власти, ту же
игру партий; наконец, ту же тупость в массах. Единственная особенность,
но резко выдающаяся, представляемая федерациею, состоит в том, что только
в Германии находим мы монархические правительства, которых вся деятельность
направлена на поддержание либерализма, которые покровительствуют политическим
сектам, спекулируют на произведении нравственного обольщения и ведут себя
так, как будто результаты такого порочного поведения не окажут своего гибельного
влияния на их собственную судьбу. Эти маленькие государства чувствуют себя
сильными вследствие покровительства, которым они пользуются, в силу федеральных
гарантий и под эгидою консервативного начала, служащего основанием политики
Великого союза. Беспокойный дух маленького двора, освобожденного от важной
ответственности политической, заставляет его искать ложной популярности.
Покровительствуя революционным учениям, он воображает, что играет в верную
игру и обеспечивает себе успех во всяком случае - восторжествует ли монархическое
начало, или партия либеральная возьмет верх. Первое революционное движение
началось в Прусской монархии. Это движение, которое между 1812 и 1815 годами
сообщилось и некоторым другим соседним государствам, с течением времени
до такой степени ослабело в Пруссии, что это государство можно теперь считать
одним из самых обеспеченных относительно будущих волнений. Великое герцогство
Веймарское из всех малых государств было первое, которое послужило очагом
самому резкому радикализму. Опыт способствовал его потушению. Убийство
Коцебу открыло глаза покровителям горячки немецкого юношества, и карлсбадские
конференции положили конец важной роли, которую играла Иена. Бавария, вводя
к себе представительную систему, смешивая форму преимущественно немецкую
провинциальных чинов с порядком вещей, существенно чуждым германской почве
и духу ее народов, причинила зло. Гибельный пример, поданный Бавариею,
скоро увлек дворы баденский и гессенский. Карлсбадский съезд, обнародование
его решений во Франкфурте, особенно же установление центральной следственной
комиссии в Майнце нанесли решительный удар деятельности сект, университетским
заговорам и усилиям либерализма вводить всюду представительную систему.
Новая эра началась для Германии с осени 1819 года. Нравственное содействие
императора Всероссийского окончательно даст средства небольшому числу германских
дворов возвратиться с ложной дороги, по которой они до сих пор следовали.
Обязанность членов Великого союза - указать им правый путь; это указание
станет легко с того дня, когда министры союзников заговорят одним языком
о важных вопросах, обозначенных в настоящем мемуаре. Учреждение следственной
комиссии оказало существенные услуги Германии, устрашая, сбивая с дороги
заговорщиков, обрывая нити множества скрытых во мраке проектов, которые,
созревши, могли бы иметь самые гибельные последствия. Новый устав университетской
полиции уничтожал тайные общества, в которые вовлечена была разгоряченная
молодежь, восстановил порядок и спокойствие, насколько можно было это сделать
в такое бурное время; но нельзя сказать того же о законах, которые должны
были обуздать злоупотребления печати. Закон 1819 года, возлагая на германские
правительства обязанность восстановить мудрую и умеренную цензуру, обеспечивал
им то, что всего лучше могло содействовать их безопасности и спокойствию.
Некоторые из германских правительств, не испытавшие до сих пор революционных
потрясений, задремали среди обманчивой безопасности. Между этими правительствами
должно прежде всех поименовать правительство саксонское. Непонятное нерадение,
с которым это правительство вопреки многочисленным представлениям, получаемым
от других дворов, смотрело на вопиющие злоупотребления печати, было тем
более вредно, что Саксония принадлежит к тем германским странам, где больше
всего пишут и печатают, и что Лейпциг служит главным складочным местом
для книжной немецкой торговли. Зло, причиненное саксонским правительством
в этом отношении, частью, как кажется, вследствие денежных расчетов, слишком
мелких в подобном вопросе, - это зло усилилось тем, что послужило примером
и предлогом для мелких государств, окружающих королевскую Саксонию. Другие
правительства, и особенно те, которые ввели у себя конституцию, руководились
относительно печати внушениями страха. Эти правительства думали, что, стесняя
слишком свободу писателей, они подвергнутся крикам, упрекам, быть может,
протестам, чего они боялись гораздо больше, чем законов бессильного сейма
и неудовольствия государей, соблюдающих эти законы. Впрочем, существует
замечательное различие в поведении дворов, находящихся в этой категории.
Баварский двор, если не всегда владеет необходимой энергией, чтоб действовать
согласно со своим убеждением, по крайней мере отличается честностью и благонамеренностью.
Так, журналы и брошюры баварские, хотя издаются, нельзя сказать
чтоб в хорошем духе, сохраняют, однако, умеренность, которую надобно приписать
единственно личным чувствам министра, управляющего политикой Баварии. Действие
цензуры благонамеренной, хотя боязливой и часто слабой, оказывается даже
на редакции знаменитой "Аугсбургской газеты". Преданная вообще либерализму,
хотя и не отвергая сообщений, делаемых в противоположном смысле, эта газета,
странная смесь статей всякого направления и цвета, должна была по крайней
мере поддерживать этот характер ложного нейтралитета, которому обязана
отчасти своей репутацией; но репутацию эту она не заслужила ни чистотой
принципов, ни достоверностью своих известий. Идя почти одной дорогой с
баварским правительством, правительство баденское дает еще менее поводов
к жалобам. Но в великом герцогстве Гессенском цензура существовала только
по имени. Эта страна наводнена зажигательными памфлетами, и "Майнцская
газета" каждый день обличает в ничтожестве или злонамеренности правительство,
ее терпящее. Наконец, в Германии есть правительство, по принципу враждебное
всякой мере, клонящейся к удержанию потока своеволия. В других странах
немецких неутомимые враги мира и общественного порядка только терпимы:
в Виртемберге они пользуются покровительством, их ласкают и явно поддерживают.
Главным арсеналом для них служит газета, издающаяся в Штутгарте под именем
"Неккарской газеты"".
Таким образом, Меттерних был доволен или по крайней мере объявлял себя
довольным результатами майнцской следственной комиссии и уставом университетской
полиции; не был доволен только слабостью цензуры и считал нужным обратить
на это внимание русского императора, взывая к его нравственному содействию
для обращения германских дворов на правый путь. Следовательно, в то время
как Англия хлопотала, чтобы отклонить императора Александра от вмешательства
в германские дела, Меттерних хлопотал о том, чтобы затянуть его в это вмешательство,
воспользоваться его могущественным влиянием для сдержания и подавления
революционных движений, неизбежных спутников представительных учреждений.
Причины этого различия во взглядах лондонского и венского кабинетов ясны:
несмотря на всю консервативность тогдашнего торийского министерства Англии,
на его отвращение, страх пред революционными движениями и полное оттого
сочувствие австрийской политике, островное государство все же смотрело
издали и холодно на внутренние континентальные движения, следствия которых
хотя и могли оказать свое влияние за проливом, но не скоро и не в такой
степени. Глядеть же напряженно вперед считалось в английской политике так
же неразумным, как и вовсе ничего не предусматривать. Но понятно, что это
отвращение от соображения дальних последствий известных движений, это стремление
руководиться осязательным фактом происходило в английской политике от островной
разобщенности, от отсутствия непосредственных соприкосновений с континентальной
жизнью, от происходящей отсюда узкости сферы.
Если ближайшее государство увеличивает свои военные силы, то сейчас
же забить тревогу и спешить усилением средств защиты своего острова - это
по-английски, потому что тут дело ясное; но соображать возможные следствия
каких-нибудь внутренних континентальных движений и по этим соображениям
составлять планы, входить в союзы, связывать себе руки на будушее, подвергаясь
риску повредить какому-нибудь ближайшему своему интересу, - на это лондонский
кабинет не согласится, тем более что все это нужно будет объяснять в парламенте
и выдержать бурю. Так и в описываемое время английский кабинет обращал
преимущественное внимание на внешнее, близкое и очевидное, оставляя внутреннее,
не находящееся в непосредственной связи с английскими интересами; внешнее,
близкое и очевидное было могущественное влияние России; следовательно,
все усилия должны быть направлены на то, чтобы ослаблять это влияние, вытеснять
его отовсюду, не давать пускать корней.
Задача очень простая; ее решению чрезвычайно помогает теория невмешательства,
хотя нет правила без исключений: где интересы Англии потребуют - там можно
и вмешаться. Резкое различие в положении Англии и Австрии условливало различие
взглядов, несмотря на симпатию их кабинетов по некоторым вопросам. Австрия
- держава континентальная, нераздельная часть европейского политического
организма, подверженная непосредственному влиянию внешних и вну