Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 37, Произведения 1906-1910, Полное собрание сочинений

Толстой Лев Николаевич - Том 37, Произведения 1906-1910, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25


ЛЕВ ТОЛСТОЙ

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

Издание осуществляется под наблюдением государственной редакционной комиссии

Серия первая

Произведения

  

ТОМ 37

(Перепечатка разрешается безвозмездно)

  
   (Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 37, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва - 1956; OCR: Габриел Мумжиев)
  

СОДЕРЖАНИЕ

  
   Редакционные пояснения ....................... XIV
  

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  
   Волк (1908) .............................. 5
   Разговор с прохожим (1909) ..................... 6
   ** Проезжий и крестьянин (1909) .................. 8
   Песни на деревне (1909) ....................... 15
  

СТАТЬИ

  
   Наше жизнепонимание (1907) .................... 23
   Беседа с детьми по нравственным вопросам (1907) .......... 31
   Не убий никого (1907) ........................ 39
   "Любите друг друга (1907) ...................... 55
   Верьте себе (1906-1907) ...................... 63
   [Воспоминания о суде над солдатом] (1908) ............. 67
   [По поводу заключения В. А. Молочникова] (1908) ......... 76
   Не могу молчать (1908) ....................... 83
   Учение Христа, изложенное для детей (1907-1908) ........ 97
   Предисловие к рассказу В. С. Морозова "За одно слово" (1908) 148
   Закон насилия и закон любви (1908) ............... 149
   О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии (1908) . . . 222
   Предисловие к роману А. И. Эртеля "Гарденины" (1908) ..... 243
   Letter to a Hindoo (Письмо к индусу, 1908-1909) ......... 245
   Предисловие к альбому "Русские мужики" Н. Орлова (1908). . . . 273
  

НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ

  
   * Тhe hostelry (Гостиница) (1908) ................. 281
   * [Роженица] (1908) ......................... 284
   * Разговор отца с сыном (1909) .................. 286
   ** [Иеромонах Илиодор] (1909) ................... 288
   ** Предисловие к рассказу "Убийцы" (1908) . .......... 291
   ** Кто убийцы? Павел Кудряш (1908-1909) ........... 293
   * [Черновое начало неозаглавленной пьесы] (1910?) ........ 309
   ** Детская мудрость (1909-1910) ................. 311
   ** Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении (1907). ...... 348
   * Религия и наука (1908) .............. . . .
  360
   * * Благо любви (1908) ........................ 363
   * [Время пришло] (1908) ...................... 366
  

ПЛАНЫ И ВАРИАНТЫ

  
   * Песни на деревне ......................... 375
   [Иеромонах Илиодор] ....................... 379
   * Кто убийцы? Павел Кудряш ................... 381
   Детская мудрость .......................... 385
   Не могу молчать .......................... 391
  

ПРИЛОЖЕНИЕ

  
   [Речь Л. Н. Толстого в защиту рядового Василия Шибунина]
  
  
  

КОММЕНТАРИИ

  
   В. С. С п и р и д о н о в
  
   "Волк"
   История писания и печатания ................. 403
   "Разговор с прохожим"
   История писания и печатания ................. 404
   Описание рукописей ...................... 404
  
   В. С. М и ш и н
  
   "Проезжий и крестьянин"
   История писания и печатания ................. 405
   Описание рукописей ....................... 406
  
   В. С. Спиридонов
  
   "Песни на деревне"
   История писания и печатания .................. 408
   Описание рукописей ....................... 408
  
   "Наше жизнепонимание"
   История писания и печатания ................. 410
   Описание рукописей ....................... 411
  
   "Беседа с детьми по нравственным вопросам"
   История писания и печатания ................. 413
  
   П. С. П о п о в
  
   "Не убий никого"
   История писания и печатания и описание рукописей ..... 414
  
   В. С.Спиридонов
  
   "Любите Друг друга"
   История писания и печатания .............
   417
   Описание рукописей ....................
  418
  
   В. С. Мишин
  
   "Верьте себе"
   История писания и печатания ................. 41?
   Описание рукописей ....................... 419
  
   В. С. Спиридонов
   "Воспоминания о суде над солдатом"
   История писания и печатания ................. 421
   Описание рукописей ....................... 422
  
   "По поводу заключения В. А. Молочникова"
   История писания и печатания .................. 423
   Описание рукописей ....................... 423
  
   "Не могу молчать"
   История писания и печатания ................. 425
   Описание рукописей ....................... 427
  
   "Учение Христа, изложенное для детей"
   История писания и печатания и описание рукописей ..... 433
  
   "Предисловие к рассказу В. С. Морозова "За одно слово"
   История писания и печатания . ................. 435
  
   П. С. П о по в
  
   "Закон насилия и закон любви"
   История писания и печатания и описание рукописей .... 436
  
   В. С. Спиридонов
  
   "О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии"
   История писания и печатания .................. 439
   Описание рукописей ....................... 440
  
   "Предисловие к роману А. И. Эртеля "Гарденины"
   История писания и печатания ................. 442
   Описание рукописей ....................... 442
  
   П. С. П о п о в
  
   "Письмо к индусу"
   История писания и печатания и описание рукописей .... 444
  
   В. С.Спиридонов
   "Предисловие к альбому "Русские мужики" Н. Орлова"
   История писания и печатания .................. 447
   Описание рукописей ....................... 447
  
   "Тhe hostelrу"
   История писания ......................... 449
  
   "Роженица"
   История писания ......................... 450
  
   "Разговор отца с сыном"
   История писания ........................ 451
  
   "Иеромонах Илиодор"
   История писания и печатания ................. 452
   Описание рукописей ....................... 453
  
   В. С.Мишин
   "Предисловие к рассказу "Убийцы" и "Кто убийцы? Павел Кудряш"
   История писания и печатания .................. 454
   Описание рукописей ....................... 458
  
   "Черновое начало неозаглавленной пьесы"
   История писания ......................... 460
  
   В. С.Спиридонов
  
   "Детская мудрость"
   История писания и печатания ................. 461
   Описание рукописей ....................... 462
  
   "Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении"
   История писания и печатания .................. 465
   Описание рукописей ....................... 465
  
   "Религия и наука"
   История писания ......................... 467
  
   "Благо любви"
   История писания и печатания ................. 468
   Описание рукописей ....................... 468
  
   "Время пришло"
   История писания и печатания ................. 470
  
  
  
  
  

РЕДАКЦИОННЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

  
   Тексты, публикуемые в настоящем томе, печатаются по общепринятой орфографии.
   При воспроизведении текстов, не печатавшихся при жизни Толстого (произведения, окончательно не отделанные, неоконченные, только начатые и черновые тексты), соблюдаются следующие правила.
   Текст воспроизводится с соблюдением особенностей правописания, которое не унифицируется.
   Слова, случайно не написанные, если отсутствие их затрудняет понимание текста, печатаются в прямых скобках.
   В местоимении "что" над "о" ставится знак ударения в тех случаях, когда без этого было бы затруднено понимание текста.
   Условные сокращения типа "к-ый", вместо "который", и слова, написанные неполностью, воспроизводятся полностью, причем дополняемые буквы ставятся в прямых скобках лишь в тех случаях, когда редактор сомневается в прочтении.
   Описки (пропуски букв, перестановки букв, замены одной буквы другой) не воспроизводятся и не оговариваются в сносках, кроме тех случаев, когда редактор сомневается, является ли данное написание опиской.
  
   Слова, написанные ошибочно дважды, воспроизводятся один раз, но это всякий раз оговаривается в сноске.
   После слов, в прочтении которых редактор сомневается, ставится знак вопроса в прямых скобках.
   На месте неразобранных слов ставится: [1,2, 3 и т. д. неразобр.], где цифры обозначают количество неразобранных слов.
   Из зачеркнутого в рукописи воспроизводится (в сноске) лишь то, что имеет существенное значение.
   Более или менее значительные по размерам зачеркнутые места (в отдельных случаях и слова) воспроизводятся в тексте- в ломаных [] скобках.
   Авторские скобки обозначены круглыми скобками.
   Примечания и переводы иностранных слов и выражений, принадлежащие Толстому, печатаются в сносках (петитом) без скобок. Редакторские переводы иностранных слов и выражений печатаются в прямых скобках.
   Обозначение * как при названиях произведений, так и при номерах вариантов означает, что текст печатается впервые; ** - что текст напечатан был впервые после смерти Толстого.
  
  

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1906 - 1910

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  

ВОЛК

  
   Был один мальчик. И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков.
   И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидал, что идет один по лесу за грибами и вдруг из кустов выскочил волк и бросился на мальчика.
   Мальчик испугался и закричал: "Ай, ай! он меня съест!"
   Волк говорит: "Постой, я тебя не съем, а я с тобой поговорю".
   И стал волк говорить человечьим голосом.
   И говорит волк: "Ты боишься, что я тебя съем. А сам ты что же делаешь? Ты любишь цыплят?"
   - Люблю.
   - А зачем же ты их ешь? Ведь они, эти цыплята, такие же живые, как и ты. Каждое утро - пойди, посмотри, как их ловят, как повар несет их на кухню, как перерезают им горло, как их матка кудахчет о том, что цыплят у нее берут. Видел ты это? - говорит волк.
   Мальчик говорит: "Я не видел".
   - А не видел, так ты посмотри. А вот теперь я тебя съем.
   Ты такой же цыпленочек - я тебя и съем.
   И волк бросился на мальчика, и мальчик испугался и закричал: "Ай, ай, ай!" Закричал и проснулся.
   И с тех пор мальчик перестал есть мясо - не стал есть ни говядины, ни телятины, ни баранины, ни кур.

Лев Толстой.

  

РАЗГОВОР С ПРОХОЖИМ

  
   Вышел рано. На душе хорошо, радостно. Чудное утро, солнце только вышло из-за деревьев, роса блестит и на траве, и на деревьях. Всё мило и все милы. Так хорошо, что умирать не хочется. Точно не хочется умирать. Пожил бы еще в этом мире с такой красотой вокруг и радостью на душе. Ну, да это не мое дело, а хозяина...
   Подхожу к деревне, против первого дома, на дороге, ко мне боком стоит, не двигается человек. Очевидно, ждет чего-то или кого-то, ждет так, как умеют ждать только рабочие люди, без нетерпения, без досады. Подхожу ближе-крестьянин, бородатый, косматый, с проседью, здоровенный, простое рабочее лицо. Курит не цыгарку бумажную, а трубочку. Поздоровались.
   - Где тут Алексей, старик, живет?-спрашиваю.
   - Не знаю, милый, мы не здешние.
   Не я не здешний, а мы не здешние. Одного русского человека почти никогда нет (нечто когда он делает что-нибудь плохое, тогда - я). А то семья - мы, артель - мы, обчество - мы.
   - Не здешние? Откуда же?
   - Калуцкие мы.
  
  
   Я показал на трубку.
   - А сколько в год прокуришь? Рубля три, я чай?
   - Три? Не управишься еще на три.
   - А что бы бросить?
   - Как ее бросишь, привычка.
   - Я тоже курил, бросил; как хорошо, легко.
   - Известное дело. Да скучно без ней.
   - А брось, и скуки не будет. Ведь хорошего в ней мало.
   - Чего же хорошего.
   - Не хорошо, так и делать, не надо. На тебя глядя и другой станет. А пуще всего молодые ребята. Скажут: вот старый курит, а нам и бог велел.
   - Так-то так.
   - И сын станет, на тебя глядя.
   - Известное дело, и сын тоже...
   - Так брось.
   - Бросил бы, да скучно без ней, едят ее мухи. От скуки больше. Станет скучно, сейчас за нее. Вся беда - скучно. Так скучно другой раз... скучно, скучно, - протянул он.
   - А от скуки лучше о душе подумать.
   Он вскинул на меня глазами, лицо его вдруг стало совсем другое, внимательное, серьезное, не такое, как прежде, добродушно-шутливое, бойкое, краснобайное.
   - Об душе подумать, об душе, значит, - проговорил он, пытливо глядя мне в глаза.
   - Да, о душе подумаешь и все глупости оставишь.
   Лицо его ласково просияло,
  
  
  
  
   - Верно это, старичок. Верно ты говоришь. Об душе первое дело. Первое дело об душе. (Он помолчал.) Спасибо, старичок. Верно это. (Он указал на трубку.) Это что, одни пустяки, о душе первое дело, - повторил он. - Верно ты говоришь. -
   И лицо его стало еще добрее и серьезнее.
   Я хотел продолжать разговор, но к горлу что-то подступило (я очень слаб стал на слезы), не мог больше говорить, простился с ним и с радостным, умиленным чувством, глотая слезы, отошел.
   Да как же не радоваться, живя среди такого народа, как во же не ждать всего самого прекрасного от такого народа?
  
   9 сент. 1909.
   Крекшино.
  
  

** ПРОЕЗЖИЙ И КРЕСТЬЯНИН

  
   В крестьянской избе. Старик проезжий сидит на коннике и читает книгу. Хозяин, вернувшись с работы, садится за ужин и предлагает проезжему. Проезжий отказывается. Хозяин ужинает. Отужинав, встает, молится и подсаживается к старику.
   Крестьянин. По какому, значит, случаю?..
   Проезжий. (снимает очки, кладет книгу). Поезда нет, только завтра пойдет. На станции тесно. Попросился у бабы и у твоей переночевать. Она и пустила.
   Крестьянин. Что ж, ничего, ночуй.
   Проезжий. Спасибо. Ну, что ж, как по теперешнему времени живете?
   Крестьянин. Какая наша жизнь? Самая плохая!
   Проезжий. Что ж так?
   Крестьянин. А оттого так, что жить не при чем. Такая наша жизнь, что надо бы хуже, да некуда! Вот у меня девять душ, все есть хотят, а убрал шесть мер, вот и живи тут. Поневоле в люди пойдешь. А пойдешь наниматься, цены сбиты. Что хотят богатые, то с нами и делают. Народа размножилось, земли не прибавилось, а подати, знай, прибавляют. Тут и аренда, и земские, и поземельные, и мосты, и страховка, и десятскому, и продовольственные - всех не перечтешь, и попы, и бары. Все на нас ездят, только ленивый на нас не ездит.
   Проезжий. А я думал, что мужички нынче хорошо жить стали.
   Крестьянин. Так-то хорошо жить стали, что по дням не емши сидят.
   Проезжий. Я потому думал, что очень уж деньгами швырять стали.
   Крестьянин. Какими деньгами швырять стали? Чудно ты говоришь. Люди с голоду помирают, а он говорит: деньгами швыряются.
   Проезжий. А как же, по газетам видать, что в прошлом году на 700 миллионов, - а миллион ведь это тысяча тысяч рублей, - так на 700 миллионов вина мужички выпили.
   Крестьянин. Да разве мы одни пьем? Погляди-ка, как ее попы окалызывают, за первый сорт. А бары-то тоже к спуску не дают.
   Проезжий. Всё это малая часть, большая часть на мужиков приходится.
   Крестьянин. Так что же, и пить уже ее не надо?
   Проезжий. Нет, я к тому, что если на вино в год дуром 700 миллионов швыряют, так, значит, еще не так плохо живут. Шутка ли - 700 миллионов - и не выговоришь.
   Крестьянин. Да как же без ней-то? Ведь не нами заведено, не нами и кончится; и престол, и свадьбы, и поминки, и магарычи: хочешь не хочешь - нельзя без ней. Заведено.
   Проезжий. Есть же люди, что не пьют. А живут же. Хорошего ведь в ней мало.
   Крестьянин. Чего хорошего, акромя плохого!
   Проезжий. Так и не надо бы пить ее.
   Крестьянин. Да пей, не пей, всё равно жить не при чем. Земли нет. Была бы земля, всё бы жить можно, а то нет ее.
   Проезжий. Как нет ее? Мало ли ее? Куда ни погляди, везде земля.
   Крестьянин. Земля-то земля, да не наша! Близок локоть, да не укусишь!
   Проезжий. Не ваша? Чья же она?
   Крестьянин. Чья? Известно чья. Вот он, толстопузый черт, захватил 1700 десятин, сам один, и всё ему мало, а мы уже и кур перестаем держать - выпустить некуда. Впору и скотину переводить. Кормов нету. А зайдет на его поле теленок али лошадь - штрах, продавай последнее, ему отдавай.
   Проезжий. Да на что же ему земли-то столько?
   Крестьянин. На что ему земля? Известно на что: сеет, убирает, продает, денежки в банку кладет.
   Проезжий. Да где же ему такую палестину вспахать да убрать?
   Крестьянин. Точно ты махонький. На то у него деньги, наймет рабочих, они и пашут и убирают.
   Проезжий. Рабочие-то, я чай, тоже из ваших?
   Крестьянин. Которые наши, которые чужие.
   Проезжий. Да ведь всё же из крестьян?
   Крестьянин. Известно, из нашего же брата. Кто же, акромя мужика, работает? Известно, мужики же.
   Проезжий. А кабы не шли к нему мужики на работу...
   Крестьянин. Ходи не ходи, всё равно не даст. Будет пустовать земля, а дать - не даст. Собака на сене, сама не ест, другим не дает.
   Проезжий. Да как же он свою землю убережет? Ведь, я чай, верст на пять? Где же ему поспеть укараулить?
   Крестьянин. Чудно ты говоришь. Он на боку лежит, брюхо отращивает, на то у него сторожа.
   Проезжий. А сторожа-то, гляди, опять из ваших?
   Крестьянин. А то из каких же, известно из наших же.
   Проезжий. Значит, мужики сами для господ землю обрабатывают, да еще сами ее от себя караулят?
   Крестьянин. Как же быть-то?
   Проезжий. А так и быть, что не ходить к нему на работу, да и в сторожа не наниматься, тогда бы земля вольная была. Земля божья и люди божьи, паши, сей, убирай, кому нужно.
   Крестьянин. Забастовку, значит? На это, брат, у них солдаты есть. Пришлют солдат - раз, два, пали - кого расстреляют, а кого заберут. С солдатами разговор короткий.
   Проезжий. Да ведь солдаты тоже из ваших? Зачем же за они своих стрелять будут?
   Крестьянин. А то как же, на то присяга.
   Проезжий. Присяга? Это что же присяга?
   Крестьянин. Аль ты не русский? Присяга - одно слово присяга.
   Проезжий. Клянутся, значит?
   Крестьянин. А то как же? На кресте, евангелии присягают за престол-отечество живот положить должен.
   Проезжий. А на мой разум, не надо бы этого делать.
   Крестьянин. Чего не надо бы?
   Проезжий. Присягать не надо.
   Крестьянин. Как же не надо, когда в законе положено?
   Проезжий. Нет, в законе нет этого. В законе Христовом прямо запрещено: не клянись, говорит, вовсе.
   Крестьянин. Ну? Как же попы-то?
   Проезжий (берет книгу, раскрывает, ищет и читает:) "Вам сказано: держи клятвы, а я говорю - не клянись вовсе. Но да будет слово валю "да, да", "нет, нет", а что сверх этого, то от лукавого" (Мф. гл. V, ст. 33, 38). Значит, по Христову закону нельзя клясться.
   Крестьянин. А не будут присягать, и солдат не будет.
   Проезжий. А на что же их, солдат-то?
   Крестьянин. Как на что? А как если на нашего царя да чужие цари пойдут, как же тогда?
   Проезжий. Сами цари ссорятся, сами пускай и разбираются.
   Крестьянин. Ну! Да как же так?
   Проезжий. А так, что кто в бога верит, тот, что ему ни говори, убивать людей не станет.
   Крестьянин. Почему же поп в церкви указ читал, что война объявилась, чтоб запасные собирались?
  
  
   Проезжий. Про это не знаю, а знаю, что в заповедях - в 6-й прямо сказано: не убий. Запрещено, значит, человеку человека убивать.
   Крестьянин. Это, значит, дома. А на войне-то как же без этого? Враги, значит.
   Проезжий. По Христову евангелию врагов нету, всех любить ведено. (Раскрывает евангелие и ищет.)
   Крестьянин. Ну-ка, почитай!
   Проезжий (читает). "Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А я говорю вам, за что всякий гневающийся на брата подлежит суду". Еще сказано: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. гл. V, ст. 43, 44).

(Продолжительное молчание.)

   Крестьянин. Ну, а подати как же? Тоже не отдавать?
   Проезжий. Уж это как сам знаешь. Если у тебя самого дети голодные, так известное дело, прежде своих накормить.
   Крестьянин. Так, значит, вовсе и солдат не надо?
   Проезжий. А на кой их ляд? Миллионы да миллионы с вас же собирают, шутка ли прокормить да одеть ораву такую. Близу миллионов дармоедов этих, а польза от них только та, что вам же земли не дают да вас же стрелять будут.
   Крестьянин (вздыхает и качает головой). Так-то так. Да кабы все сразу. А то упрись один или два, застрелят или в Сибирь сошлют, только и толков будет.
   Проезжий. А есть люди и теперь, и молодые ребята, поодиночке, а стоят за божий закон, в солдаты не идут: не могу, мол, по Христову закону быть убийцей. Делайте, что хотите, а ружья в руки не возьму.
   Крестьянин. Ну и что же?
   Проезжий. Сажают в арестантские - сидят там, сердешные, по три, по четыре года. А сказывают, там хорошо им, потому начальство тоже люди, уважают их. А других и вовсе отпускают - говорят: не годится, слаб здоровьем. А он косая сажень в плечах, а не годится, потому - боятся принять такого, он другим расскажет, что солдатство против закона божеского. И отпускают.
   Крестьянин. Ну?
   Проезжий. Бывает, что отпускают, а бывает, что и помирают там. Да и в солдатах помирают, да еще калечат - кто без ноги, без руки...
   Крестьянин. Ну и прокурат же ты малый. Хорошо бы так, да не выйдет так дело.
   Проезжий. Отчего не выйдет?
   Крестьянин. А оттого...
   Проезжий. От чего от того?
   Крестьянин. Оттого, что начальству власть дадена.
   Проезжий. Да ведь власть-то у начальства только оттого, что вы его слухаете. А не слушайте начальства, и не будет и власти.
   Крестьянин (качает головой). И чудно ты говоришь. Как же без начальства? Без начальства никак невозможно.
   Проезжий. Известно дело, невозможно. Да только кого ты начальством считать будешь: исправника али бога? Кого хочешь слушать: исправника или бога?
   Крестьянин. Да это что и говорить. Больше бога не будешь. Первое дело - по-божьи жить.
   Проезжий. А коли по-божьи жить, так бога и слушать надо, а не людей. А будешь по-божьи жить, не станешь с чужой земли людей сгонять, не станешь в десятских, старостах ходить, подати отбирать, не пойдешь в стражники, в урядники, а пуще всего в солдаты не пойдешь, не будешь обещаться людей убивать.
   Крестьянин. Так как же попы долгогривые-то? Им видать, что не по закону, а что ж они не учат, как должно?
   Проезжий. Об этом не знаю. Они свою линию ведут, а ты свою веди.
  
  
  
  
  
  
   Крестьянин. То-то долгогривые черти.
   Проезжий. Это напрасно: что других осуждать. Надо каждому самому об себе помнить.
   Крестьянин. Это как есть.
   (Долгое молчание. Крестьянин покачивает головой и усмехается.)
   Крестьянин. Это, значит, ты к тому, что если дружно взяться всем сразу, - напором, значит, - так и земля наша будет и податей не будет?
   Проезжий. Нет, брат, не к тому я говорю. Не к тому я говорю, что по-божьи жить, так и земля наша будет и податей платить не станем, а к тому говорю, что жизнь наша плохая только оттого, что сами плохо живем. Жили бы по-божьи, и плохой жизни бы не было. О том, какая была бы наша жизнь, если бы по-божьи жили, - один бог знает, а только то верно, что плохой жизни не было бы. Сами пьем, ругаемся, деремся, судимся, завиствуем, ненавидим людей, закона божьего не принимаем, людей осуждаем: то толстопузые, то долгогривые, а помани нас денежками, мы готовы на всякую службу идти: и в сторожа, и в десятские, и в солдаты, и своего же брата разорять, душить и убивать готовы. Сами живем по-дьявольски, а на людей жалуемся.
   Крестьянин. Это верно. Да только трудно, уж как трудно! Другой раз и не стерпишь.
  
  
   Проезжий. А для души терпеть надо.
   Крестьянин. Это как есть! Оттого и плохо живем, что про бога забываем.
   Проезжий. То-то и дело. Оттого и жизнь плохая. А то глядишь, забастовщики говорят: дай вот этих да вот этих господ да богачей толстопузых перебьем, - всё от них, - и жизнь наша хорошая будет. И били и бьют, а пользы всё нет никакой. Тоже и начальство: дай только, говорит, сроку, перевешаем да переморим по тюрьмам тысячу, другую народа, устроится жизнь хорошая. А глядишь, жизнь только всё хужеет.
   Крестьянин. Да это как есть. Разве можно не судом, надо по закону.
   Проезжий. Вот то-то и дело. Одно из двух: либо богу служи, либо дьяволу. Хочешь дьяволу - пьянствуй, ругайся, дерись, ненавиствуй, корыстовайся, не божьего закона слушайся, а людского, - и жизнь будет плохая; а хочешь служить богу, - его одного слухай: не то, что грабить или убивать, а никого не осуждай, не ненавиствуй, не влипай в худые дела, и не будет плохой жизни.
   Крестьянин (вздыхает). Хорошо ты, старичок, сказываешь, дюже хорошо, только мы мало слухаем. Ох, кабы побольше так наставляли нас, другое бы было. А то придут из города, тоже свое болтают, как дела исправить, болтают хлестко, а слушать нечего. Спасибо, старичок. Речи твои хорошие. Где же ложиться будешь? На печке, что ль? Баба подстелет.

Л. Толстой.

   12-го октября 1909 г.
  
  

ПЕСНИ НА ДЕРЕВНЕ

  
   Голоса и гармония были слышны точно рядом, но за туманом никого не было видно. Был будний день, и потому песни поутру сначала удивили меня.
   "Да это, верно, рекрутов провожают", - вспомнил я бывший на-днях разговор о том, что пятеро назначено из нашей деревни, и пошел по направлению к невольно притягивающей к себе веселой песне. Когда я подходил к песенникам, песня и гармония затихли. Песенники, то есть провожаемые ребята, вошли в каменную, двухсвязную избу, к отцу одного из призываемых. Против дверей стояла небольшая кучка баб, девушек, детей. Пока я расспрашивал у баб, чьи да чьи ребята идут и зачем они зашли в избу, из двери вышли сопровождаемые матерями и сестрами и сами молодые ребята. Их было пятеро: четверо холостых, один женатый. Деревня наша под городом, и почти все призывные работали в городе и были одеты по-городски, очевидно в самые лучшие одежды: пиджаки, новые картузы, высокие щегольские сапоги. Естественно, больше других бросался в глаза невысокий, хорошо сложенный парень, с милым, веселым, выразительным лицом, о чуть пробивающимися усиками и бородкой и блестящими карими глазами. Как только он вышел, он тотчас же взялся за большую дорогую гармонику, висевшую у него через плечо, и, поклонившись мне, тотчас же, быстро перебирая клавиши, заиграл веселую "барыню" и, в самый раз такта, бойко, отрывисто шагая, тронулся вдоль улицы.
  
   Рядом с ним шел тоже невысокий, коренастый белокурый малый. Он бойко поглядывал по сторонам и лихо подхватывал второй голос, когда запевало выводил первый. Это был женатый. Эти двое шли впереди. Остальные же трое, так же хорошо одетые, шли позади их и ничем особенным не выделялись, разве только тем, что один из них был высок ростом. Я шел с толпой за парнями. Песни все были веселые, и во время шествия не было никаких выражений горя. Но как только подошли к следующему двору, в котором должно было также быть угощение, и остановились, так началось вытье женщин. Трудно было разобрать, что они причитали. Слышны были только отдельные слова: смеретушка... отца матери... родиму сторонушку... И после каждого стиха голосящая, втягивая в себя воздух, заливалась сначала протяжными стонами, а по- том закатывалась истерическим хохотом. Это были матери, сестры уходивших. Кроме голошения родственниц, слышны были уговоры посторонних. "Да будет, Матрена, я чай, уморилась", - услыхал я слова одной женщины, уговаривавшей голосящую.
   Парни вошли в избу, я остался на улице, разговаривая с знакомым крестьянином Васильем Ореховым, бывшим моим школьником. Сын его был один из пятерых, тот самый женатый парень, который шел, подпевая подголоском.
   - Что же? жалко? - сказал я.
   - Что же делать? Жалей не жалей, служить надо.
   И он рассказал мне всё свое хозяйственное положение. У него было три сына: один был д

Другие авторы
  • Лернер Николай Осипович
  • Ал.Горелов
  • Развлечение-Издательство
  • Зейдер Федор Николаевич
  • Щебальский Петр Карлович
  • Корш Евгений Федорович
  • Кун Николай Альбертович
  • Туган-Барановская Лидия Карловна
  • Габорио Эмиль
  • Оредеж Иван
  • Другие произведения
  • Лесков Николай Семенович - Некуда
  • Вересаев Викентий Викентьевич - Сестры
  • Чарская Лидия Алексеевна - Дуль-Дуль, король без сердца
  • Кирпичников Александр Иванович - Жанлис
  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - О. В. Евдокимова. К восприятию романа М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"
  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - За рубежом
  • Загоскин Михаил Николаевич - Урок холостым, или наследники
  • Тютчев Федор Иванович - Библиография музыкальных произведений на слова Тютчева
  • Плетнев Петр Александрович - Стихотворения
  • Губер Петр Константинович - Донжуанский список Пушкина
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 620 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа