Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 37, Произведения 1906-1910, Полное собрание сочинений, Страница 18

Толстой Лев Николаевич - Том 37, Произведения 1906-1910, Полное собрание сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

"Правда", газета.
   Миша. Как правда?
   Соня. Как, так много?
   Володя. За весь год. (Продолжает читать.)
   Миша. Всё это писано?
   Дворник. Ну и сказать, что не гуляли те, что писали.
   Володя (смеется). Как ты сказал?
   Дворник. Да как сказал. Писали, не гуляли, говорю. Так я пойду, вы скажите, что я принос. (Уходит.)
   С о н я (к Володе). Зачем же это папе всю газету?
   Володя. Он хочет выбрать статьи Большакова.
   Соня. А дядя Мих[аил] Ив[анович] говорит, что ему от Большакова тошно делается.
   Володя. Ну, то дяденька Мих[аил] Ив[анович]. Он только одну "Истину для всех" читает.
   Миша. А эта дяденькина "Истина" такая же большая, как эта?
   Соня. Еще больше. Да ведь это за один год, а они лет по 20 выходят.
   Миша. Таких 20, да еще 20.
   Соня (хочет удивить Машу). Это что. Это две газеты, а их выходит 30 или больше.
   Володя (не поднимая головы). 30? 530 в России, а если взять все, что за границей, то тысячи.
   Миша. В эту комнату не уложатся?
   Володя. В эту комнату?! В нашу улицу не уложатся. Ну да не мешайте мне, пожалуйста. Завтра наверное спросят, а вы с своими глупостями. (Опять читает.)
   М и ш а. А я думаю, что это не надо так много писать.
   Соня. Отчего не надо?
   Миша. А оттого не надо, что если правда, так что ж всё одно и то же говорить, а если неправда, так не надо врать.
   Соня. Вот так решил!
   Миша. Зачем же они так ужасно много пишут?
   Володя (от книги). А без свободы печати почем узнаем, где правда.
   Миша. Папа вот говорит, что в "Правде" правда, а дядя Мих[аил] Ив[анович] - что ему от "Правды" тошно делается. Как же они узнают, где правда: в "Правде" или в "Истине".
   С о н я. Это точно. Я думаю, что слишком много газет, журналов, книг.
   В о л о д я. Вот и видна женщина. Всегда легкомыслие.
   С о н я. Нет, я говорю, что оттого, что слишком много, нельзя узнать.
   Володя. На это каждому ум дан, чтобы рассудить, где правда.
   Миша. А если у каждого ум есть, то и может каждый сам рассудить.
   Володя. Вот ты от большого ума и рассудил, но, пожалуйста, иди куда-нибудь, мне не мешай.
  
  

РАСКАЯНИЕ

  
   Воля, 8 лет, стоит в коридоре с пустой тарелкой и плачет. Ф е д я, 10 лет, вбегает в коридор и останавливается.
  
   Федя. Мама велела узнать, где ты. Да ты что ж плачешь?
   Няне снес? (Видит пустую тарелку - свистит.) Где ж пирожное?
   Воля. Я...я...я хотел, я... и вдруг... у, у, у, нечаянно съел.
   Федя. Не донес до нянп, съел? Вот так ловко. А мама думала, что ты рад снести няне.
   Воля. Да я и рад... да вдруг... нечаянно... у, у, у.
   Федя. Попробовал, да и съел. Ловко. (Смеется.)
   Воля. Да, тебе... хорошо... смеяться, а как я скажу... и к няне нельзя и к маме нельзя...
   Федя. Ну, брат, наделал дела... ха, ха, ха. Так всё и съел? Да что ж плакать? Надо придумать...
  
   Воля. Что ж я могу придумать? Что мне теперь делать?
   Федя. Ну дела! (Старается не смеяться. Молчание.)
   Воля. Что мне теперь делать? Пропал я. (Ревет.)
   Федя. Об чем же так огорчаться. Будет реветь-то. Просто поди скажи маме, что съел.
   Воля. Это еще хуже.
   Федя. Ну так няне признайся.
   Воля. Как я ей скажу.
   Федя. Так слушай же: постой здесь, я сбегаю к няне, расскажу, она ничего.
   Воля. Нет, не говори. Как я ей скажу.
   Федя. Вот пустяки! Ну, ошибся, что ж делать! Я сейчас ей скажу. (Убегает.)
   Воля. Федя. Федька. Постой. Убежал. Только попробовал, а потом и не помню как, и вот наделал, что мне теперь делать? (Ревет.)
  

(Прибегает Федя.)

  
   Федя. Да будет реветь. Я как и говорил тебе, что няня простит. Она только и сказала: ах, мой голубчик!
   Воля. Что ж, и не сердится?
   Ф е д я. И не думает. Бог с ним, с пирожным, я бы ему и так отдала.
   Воля. Да ведь я нечаянно. (Опять плачет.)
   Федя. Ну об чем же теперь? Маме не скажем, а няня простила.
   Воля. Няня простила. Я знаю, что она хорошая, добрая. А я?.. Я гадкий, гадкий. Об этом и плачу.
  
  

ОБ ИСКУССТВЕ

Лакей, экономка. (1)

  
   Лакей (с подносом). Миндального молока к чаю и рому.
   Экономка (вяжет чулок и считает петли). 22, 23...
   Лакей. Слышите, что ли, Авдотья Васильевна? А, Авдотья Васильевна!
   Экономка. Слышу, слышу, сейчас. Не разорваться мне. (К Наташе.) Сейчас, милочка, и вам черносливцу принесу. Вот дай срок - молоко отпущу. (Цедит молоко.)
   Лакей (присаживается). Ну уж насмотрелся я. И за что только деньги платят.
   Экономка. Это что же, в киятре были? Что-то долго нынче?
   Лакей. Опера всегда долго. Сидишь, сидишь. Спасибо, пустили посмотреть. Чудно.
  

(Буфетный мужик Павел входит со славками и останавливается слушать.)

  
   Экономка. Пение, значит?
   Лакей. Какое пение! Так, дуром горланят. И не похоже вовсе. Я, говорит, ее очень как люблю. И всё это на голос выводит, и не похоже совсем. А то повздорили, надо им драться, а они опять поют.
   Экономка. А ведь, сказывают, дорого стоит абонент.
   Лакей. За нашу дожу 300 рублей за 12 приставлений.
   Павел (качает головой). 300 рублей! Кому же эти деньги-то идут ?
   Лакей. Известно кому: кто поет, тому и платят. Сказывают, певица в год 50 тысяч выручает.
   Павел. Тут уж не до тысяч речь, а на 300 рублей в деревенском быту <чего бы наделал>, ох много денег. Другой всю жизнь бьется, не 300, а и сотни не добьется.
  

(Гимназистка шестого класса приходит в буфет.)

  
  - Слово: экономка написано поверх зачеркнутого: и двое детей: гимназист 14 лет Петя и старшая сестра Нина.
  
  
   Нина. Наташа тут? Что же ты пропала, мама спрашивает.
   Наташа (жует чернослив). Я сейчас.
   Нина (к буфетному мужику). Что это ты говоришь: 100 рублей?
   Экономка. Да рассказывал Сем[ен] так (указывает на лакея), как он нынче в театре пение слушал, и что как много певицам платят, так вот Павел дивится. Неужели и правда, Нина Михайловна, что певица-то 50 тысяч выручает?
   Н и н а. Еще больше. Одну певицу пригласили в Америку, 150 тысяч дали. Да не это одно. Вчера в газетах было, что музыкант один за ноготь 25 000 получил.
   Павел. Мало ли что пишут. Разве это можно?
   Нина (с видимым удовольствием). Верно я тебе говорю.
   Павел. За что же, за ноготь 25 тысяч?
   Наташа. За что же?
   Н и н а. А за то, что он музыкант на фортепьяно и застрахован. Так что если что-нибудь с рукой случится и нельзя играть, так ему выплачивают.
   Павел. Ну, дела.
   С е н и ч к а (гимназист 6 класса, входит). Вот у вас какое заседание здесь. О чем это?
  

(Нина рассказывает.)

  
   С е н и ч к а (еще с большим удовольствием). Мало того, что за ноготь. В Париже танцовщица застраховала ногу за 200 000. Значит, если свихнет и не может работать.
   Лакей. Это те, что, с позволенья сказать, без порток ногами работают?
   Павел. Ну уж и работа, как не платить деньги!
   С е н и ч к а. Да ведь не всякий может, да и сколько лет училась.
   Павел. Чему училась-то? Добру или как ногами вертеть?
   С е н и ч к а. Ну, ты не понимаешь. Искусство - великое дело.
   П а в е л. А я думаю, пустяки одни, с жиру дурашные деньги платят. Кабы деньги так, как нам, доставались горбом, этих бы ни плясунов, ни песенниц не было бы. А то им и вся цена-то грош. Ну, да что.
   С е н и ч к а. Что значит необраз[ование]. Для него и Бетховен, и Виардо, и Рафаэль - всё вздор.
  
  
   Наташа. А я думаю, он правду говорит.
   Н и н а. Пойдем, пойдем.
  
  

НАУКА

Два гимназиста: реалист и классик, и два близнеца, братья классика: Володя и Петруша,8 лет.

  
   Реалист. Зачем же мне и латинский и греческий, когда всё, что есть важного, хорошего, всё уже переведено на новые языки.
   Классик. Никогда не поймешь Илиаду, если не будешь читать ее по-гречески.
   Реалист. Да мне и вовсе читать ее не нужно. Да и не хочу.
   Володя. А что такое Илиада?
   Реалист. Сказка.
   Классик. Да, но такая, какой другой нет в мире.
   П е т р у ш а. Чем же она так хороша?
   Реалист. Да ничем, сказка как сказка.
   Классик. Да, только настоящего понимания древности никогда не достигнешь, если не будешь знать этих сказок.
   Реалист. А по-моему, это такое же суеверие, как то, что называется законом божиим.
   Классик (горячась). Закон божий ложь и вранье, а это история и мудрость.
   Володя. Разве закон божий вздор?
   Классик. И что вы тут сидите. Ведь вы ничего не понимаете.
   Оба (обиженно). Отчего же не понимаем?
   Володя. Может быть, лучше вашего понимаем.
   Классик. Ну, хорошо, хорошо, только не мешайтесь в разговоры, сидите смирно. (К реалисту.) Ты говоришь, что нет приложения к жизни древних языков, да ведь то же самое можно сказать и про бактериологию, и про химию, и про физику, и про астрономию. На что тебе знать о расстоянии звезд и их объеме и вое эти никому ни на что не нужные подробности.
   Реалист. Почему ненужные, очень нужные.
   Классик. На что же?
   Реалист. Как на что. На всё. А мореплавание?
   Классик. Это и без астрономии.
   Реалист. Но зато практическое приложение к земледелию, к медицине, к промышленности...
   Классик. Да что же, эти самые данные прилагаются и к бомбам, и на войнах и [у] революционеров. Если бы эти знания делали бы то, чтобы люди лучше жили...
   Реалист. А разве от вашей науки люди лучше делаются?
   Володя. А какие науки, от каких люди лучше делаются?
   Классик. Я говорил тебе, не мешайся в разговор с большими. Всё и говоришь глупости.
   Володя и П е т р у ш а (в один голос). Ну, глупости, не глупости, а только какие науки, чтобы жить хорошо?
   Реалист. Таких нет. Это сам всякий для себя делает.
   Классик. Ну что ты с ними разговариваешь, ничего они не понимают.
   Реалист. Нет, отчего же. Этому, Володя, Петруша, в гимназиях не учат.
   В о л о д я. А этому не учат, так и не надо учиться.
   Петруша. Мы вырастем большие, не станем учиться тому, что не нужно.
   Володя. А будем сами жить лучше.
   Классик (смеется). Вот так мудрецы, рассудили.
  
  

СУД

Крестьянин, его жена и кума, Федор - сын, 19 лет, Петька - другой [сын], 9 [лет].

  
  
   О т е ц (входит в избу, раздевается). Ну и погодка, насилу добрался.
   Мать. Рази ближний свет. Верст, я чай, 15 будет?
   Отец. И все 20. (К сыну Федору.) Убери поди мерина-то.
   Мать. Ну что же, на нашу руку присудил?
   Крестьянин. Черта с два присудил. Ничего толков нет. (1)
   Кума. Да в чем, куманек, дело-то, я не разберу.
   Крестьянин. А в том дело, что захватил Аверьян мой огород и владает, а я концов не найду.
   Жена. Уж 2-й год судимся.
   Кума. Знаю, знаю. Как же, тогда постом-то в волости судились. Мой сказывал, тебе присудили.
   Крестьянин. То-то и дело, а Аверьян земскому подал.
   А земский возьми да и поверни опять всё дело назад. Я к судье.
   Судья мне присудил. Надо бы конец, так нет, опять ему присудили. Тоже судьи!
   Жена. Ну как же теперь быть?
   Крестьянин. А так же, не дам я ему своего, на вышний суд подам. Я уж и аблаката подговорил.
   К у м а. А ну как и в вышнем суде на его руку потянут?
   Крестьянин. Еще выше подам. Хоть последнюю корову просужу, а не поддамся толстопузому дьяволу. Будет меня знать!
   Кума. Ох, горе, горе суды эти. А ну как и эти ему присудят?
   Крестьянин. Царю подам. Пойти сена мерину дать. (Уходит.)
   П а р е н ь 9 лет. А коли царь присудит, тогда кому додавать?
   Жена. Да уж после царя некому.
  
   (1) Зачеркнуто: Такой же остолоп, как и наши - мужики. Тоже судья.
  
  
   П а р е н ь 9 лет. Отчего же они так судят, одни за Аверьяна, другие за тятьку?
   Мать. Должно оттого, что сами не знают.
   Парень 9 лет. Так зачем их и спрашивать, коли они не знают?
   Жена. А затем, что никому не хочется своего отдавать.
   П а р е н ь 9 лет. А я, когда вырасту, так так буду делать: если поспорю с кем об чем, так кинем жребий, кому достанется. Кому выйдет - и конец. Мы так завсегда с Акулькой делаем.
   К у м а. А что же, кума, пожалуй что сходнее так-то, пра. Без греха.
   Жена. Как есть. Что из-за этого истратили, и огород того не стоит. Ой, грехи, грехи!
  
  

СУД УГОЛОВНОГО

Ребята: Гришка 12 [лет], Семка 10 [лет], Т и ш к а 13 [лет].

  
  
   Т и ш к а. А затем, что не залезай в чужой закром. Вот посадят в тюрьму, другой раз и побоится.
   С е м к а. Да хорошо, как за дело, а то дед Микита сказывал, Митрофана вовсе понапрасну посадили.
   Т и ш к а. Как же понапрасну. Что ж, ему, кто зря присудил, ничего не будет за это?
   Гришка. Тоже по головке не погладят. Если не по закону судить, тоже накажут.
   С е м к а. А кто же накажет?
   Т и ш к а. А кто выше его.
   Семка. А кто выше его?
   Г р и ш к а. Начальство.
   С е м к а. (1) А коли и начальство ошибется?
   Гришка. На то и еще выше есть. И тех накажут. На то и царь есть.
   Семка. (2) А если царь ошибется, тогда кто его накажет?
   Г р и ш к а. Кто накажет, кто накажет? Известно...
   Т и ш к а. (3) Бог накажет.
   Семка. (4) Так ведь бог и того накажет, что корову украл. (5) Так пускай бы бог и наказывал один всех, кто виноваты. Бог уж не ошибется.
   Гришка. Видно, нельзя так.
   С е м к а. (6) Отчего?
   Гришка. Оттого...
  
   (1) В подлиннике: Тишка
   (2) В подлиннике: Тишка
   (3) В подлиннике: Семка
   (4) В подлиннике: Тишка
   (5) В копии этого диалога, не исправленной Толстым: кто в закром залез.
   (6) В подлиннике: Тишка
  
  

[СОБСТВЕННОСТЬ]

Старик плотник чинит перила балкона. Семилетний барчук смотрит, любуется на работу плотника.

  
   Барчук. Как вы хорошо работаете. Вас как звать?
   Плотник. Нас как звать? Звали Хролкой, а нынче уже Хролом, да еще Савичем величают.
   Барчук. Как вы хорошо работаете, Хр[ол] Сав[ич].
   Плотник. Работать так уж хорошо. Зачем же плохо работать?
   Б а р ч у к. А у вас есть балкон?
   Плотник (смеется). У нас! У нас, паренек, такой балкон, что этот ваш никуда не годится. У нас балкон без окон. А войдешь, иди вон. Вот какой у нас балкон.
   Барчук. Вы всё шутите. Нет, точно. <Я спрашиваю>. Есть у вас такой балкон? Я серьезно <спрашиваю>.
   Плотник. Эх, паренек голубчик, балкон! Какой у нашего брата балкон! Нашему брату дай бог крышу над головой. А то балкон. С весны затеял строиться. Старую сломать - сломал, а новую всё не доведу. И теперь без крыши стоит, преет.
   Барчук (удивленно). Отчего же?
   Плотник. Вот и отчего же. А оттого, что силы не хватает.
   Барчук. Да как же силы не хватает. Ведь вот вы нам работаете.
   Плотник. Вам-то работаю, а себе не могу.
   Барчук. Отчего? Я не понимаю, растолкуйте мне.
   Плотник. Вырастешь, молодчик, поймешь. На вас работай, а на себя нельзя.
   Барчук. Отчего?
   П л о т н и к. А оттого, что лесу надо, а его нет, купить надо. А купила-то и нет. Вот у вас поработаю, мамаша заплатит, ты ей скажи, чтобы побольше заплатила, я в рошу поеду, осин пяток на верх возьму, тогда и крышу доделаю.
   Барчук. А у вас разве своего леса нет?
   Плотник. У нас леса такие, что три дня иди, конца не найдешь. Одно горе - не паши.
   Б а р ч у к. А вот мамаша говорит, что ее больше всего наш лес мучает, все неприятности у нее от леса.
   Плотник. В том-то и беда. У мамаши неприятности оттого, что леса много, а у меня неприятности оттого, что нет его ничего. Ну, с вами разболтался, работу забыл, а нашего брата не хвалят за это. (Берется за работу.)
   Б а р ч у к. Я, когда вырасту, сделаю так, чтобы у меня ровно со всеми, всего ровно со всеми было.
   Плотник. Вырастай поскорее, а то я не дождусь. Только, мотри, не забывай. И куда это я рубанок дел?
  
  

ДЕТИ

Барыня с детьми, мальчик, гимназист, 14 лет, Т а н и ч к а 5 лет. Ходят в саду. К ним подходит крестьянка-старуха.

  
   Барыня. Ты что, Матрена?
   Старуха. К вашей милости.
   Барыня. Да об чем?
   Старуха. Да что матушка-барыня, и говорить совестно, да что поделаешь. Опять родила кумушка-то ваша. Девчонку бог дал. Приказала просить, не приведете ли в православную веру?
   Барыня. Да ведь она недавно родила?
   Старуха. Как сказать? Летось постом год был.
   Барыня. Сколько ж у тебя внуков теперь?
   С т а р у х а. И, матушка, и не перечтешь, отдала бы половину и всё мал мала меньше. Беда.
   Барыня. У дочери сколько?
   Старуха. Седьмой, матушка-барыня, и все живы. Хоть бы прибрал бог которых.
   Барыня. Что ты говоришь. Как можно так говорить.
   Старуха. Да что станешь делать. И согрешишь, окаянная. Да уж нужды много. Что ж, матушка, пожалейте нас, окрестите. А то, верите богу, барыня, не то что попу заплатить, а и хлеба вволю нет. Мелкота всё. Зять в людях. А мы с бабой одни. Я старая, а она то с брюхом, то с ребенком. Какая же от нее работа. Во все дела всё я одна. А арава эта то и знает, что есть просит.
   Барыня. Неужели семеро?
   Старуха. Однова дыхнуть, семеро. Старшенькая только-только стала подсоблять, а то все мелкота.
   Б а р ы н я. Да отчего же это уже так много?
   Старуха. Что станешь делать, матушка-барыня. Придет на побывку али на праздник. Дело молодое. А живет в городе, близко. Хоть бы куда занесло его в даль.
   Б а р ы н я. Да, кто плачется, что детей нет и что умирают, а вы плачетесь, что много слишком.
   Старуха. Много, много. Не под силу. Что же, матушка-барыня, обнадежить ее?
   Барыня. Хорошо. Тех крестила и этого буду. Мальчик?
   Старуха. Малый, да и здоровенный, не судом кричит... Когда же прикажете?
   Барыня. Когда хотите.
  

(Старуха благодарит и уходит.)

  
   Т а н и ч к а. Мама, отчего у одних дети есть, а у других нет? У тебя есть, у Матрены есть, а у Параши нет.
   Барыня. Параша не замужем. Дети рожаются, когда женятся. Женятся, станут мужем с женой, тогда рожаются.
   Т а н и ч к а. Всегда рожаются?
   Барыня. Нет, не всегда, вот у повара жена есть, а детей у них нет.
   Таничка. А нельзя сделать так, чтоб кто хочет, чтобы у него были дети, чтоб они рожались, а кто не хочет, чтоб они не рожались.
   Мальчик. Какие ты глупости спрашиваешь.
   Таничка. Совсем не глупости. Я думала, что если Матрениной дочери не хочется детей, так сделать так, чтоб их не было. Мама, можно так сделать?
   М а л ь ч и к. Вот я и говорю, что ты глупости болтаешь, чего не знаешь.
   Т а н е ч к а. Мама, можно так сделать?
   Барыня. Как тебе сказать. Мы этого не знаем. Это от бога.
   Таничка. Да от чего дети рожаются?
   Мальчик. От козла. (Смеется.)
   Таничка (обиженно). Ничего смешного нет. Я думаю, что если Матрена говорит, что им трудно от детей, то надо так сделать, чтоб они не рожались. Вот у няни нет и не было детей.
   Барыня. Да ведь она девушка, не замужем.
   Т а н и ч к а. Так и всем, кто не любит детей, надо так. А то как же, дети родятся, а их кормить нечем.
  

(Барыня переглядывается с мальчиком и молчит.)

  
   Когда вырасту большая, непременно женюсь и сделаю так, чтобы у меня была девочка и мальчик. А больше чтоб не было. А то разве хорошо, дети есть, а их не любят. Я своих зато как любить буду. Правда, мама? Я пойду к няне, у нее спрошу. (Уходит.)
   Барыня (сыну). Да, как это говорится: пз уст младенцев... что то истина, истинная правда, что она говорит. Если бы люди понимали, что женитьба великое дело, а не забава, что жениться надо не для себя, а для детей, не было бы этих ужасов, подкинутых, заброшенных детей, не было бы того, что у Матрениной дочери, что дети не радость, а горе.
  
  

ВОСПИТАНИЕ

Дворник чистит замки. Катя, 7 лет, строит домики из кирпичиков. Николай, гимназист, 15 лет, входит, швыряет книгу.

  
  
   Николай. Черт их дери и с гимназией треклятой.
   Дворник. А что?
   Николай. Опять палку закатили. Опять история будет. Черт бы их подрал. Очень мне нужна география проклятая. Какие-то Калифорнии. На черта мне их знать.
   Дворник. Да что ж они вам сделают?
   Николай. Опять оставят.
   Дворник. Да отчего же вы не учитесь?
   Николай. Отчего? оттого, что не могу глупости учить.
   Эх, пропадай всё. (Кидается на стул.) Пойду скажу мамаше. Не могу, да и всё тут. Пускай делают, что хотят. А я не могу. А не возьмет меня из гимназии, уйду. Ей-богу, уйду.
   Дворник. Куда ж уйдете-то?
   Николай. Из дома уйду. Наймусь в кучера, в дворники, всё лучше этой чертовской глупости.
   Д в о р н и к. Да ведь в дворниках тоже трудно. Рано вставать, дрова колоть, носить, топить.
   Николай. Фю (свищет). Это праздник. Дрова колоть, любимое дело. Вот удивил. Да это самое любимое дело. Нет, ты попробовай географию учить.
   Дворник. Это точно. Зачем же она вам? Принуждают?
   Николай. А. вот ты спроси - зачем, зачем? Не зачем. Так заведено. Они думают, что без этого нельзя.
  
   Д в о р н и к. А затем, чтобы потом служить, чины получать, жалованье, как вот папаша, дядюшка.
   Николай. А коли я не хочу.
   Катя. А коли он не хочет?
  

(Входит мать с запиской в руке.)

  
   Мать. А мне директор пишет, у тебя опять единица. Этак нельзя, Николипька. Одно из двух: или учиться, или не учиться.
   Николай. Разумеется, одно: не могу, не могу и не могу. Отпустите меня, ради бога. Не могу я учиться.
   М а т ь. Как не могу?
   Н и к о л а й. Так не могу, не идет мне это в голову.
   М а т ь. Не идет потому, что ты не о том думаешь. У тебя всё глупости в голове. Ты не думай о глупостях, а думай о том, что тебе задают.
   Николай. Маменька, я серьезно говорю. Пустите меня. Мне ничего не нужно, только избавьте меня от этого ужасного учения, от этой каторги. Не могу.
   Мать. Что ж ты будешь делать?
   Николай. Это мое дело.
   Мать. Нет, это не твое дело, а мое. Я дам богу ответ за вас, я должна воспитать вас.
   Николай. Да если я не могу.
   Мать (строго). Что за глупости: не могу. Я в последний раз говорю с тобой, как мать. Прошу тебя перемениться и исполнить то, что от тебя требуют. Если же ты не послушаешь меня теперь, я должна буду принять меры.
   Николай. Я вам сказал, что не могу и не хочу.
   Мать. Николай, берегись.
   Николай. Нечего беречься. За что вы меня мучаете? Это вы не понимаете.
   Мать. Не смей говорить так. Как ты смеешь говорить. Вон отсюда! Смотри!
   Николай. И уйду. Ничего не боюсь. Ничего мне от вас не нужно. (Убегает, хлопая дверью.)
   Мать (сама с собой). Ах, измучил он меня. Ведь я знаю, отчего всё это. А всё оттого, что он думает не о том, что должно, а об своих глупостях: об собаках, об курах.
   Катя. Да как же, мама, помнишь, ты сама мне рассказывала, как нельзя не думать об белом медведе.
   Мать. Не про то я говорю, а про то, что надо учиться, когда велят.
   Катя. Да он говорит, что не может.
   Мать. Он говорит пустяки.
   Катя. Да ведь он не говорит, что не хочет ничего делать, он только учиться географии не хочет. А он хочет работать, хочет в кучера, в дворники.
   Мать. Если бы он был дворников сын, он бы и был дворником, а [если он] сын твоего отца, то ему надо учиться.
   К а т я. А он [не] хочет учиться.
   Мать. Мало ли чего он хочет или не хочет, надо слушаться.
   Катя. А если не может?
   Мать. Смотри и ты так же не делай.
   Катя. А я именно так и хочу. Ни за что не стану учиться, чему не хочу.
   Мать. И будешь дура.
   Катя. А я, когда вырасту большая и у меня будут дети, ни за что не стану их заставлять учиться. Хотят, пускай учатся, а не хотят, и не надо.
   Мать. Вырастешь, не будешь так делать.
   Катя. Нет, непременно буду.
   Мать. Не будешь, когда вырастешь.
   Катя. Нет, буду, буду, буду.
   М а т ь. Ну и будешь дура.
   Катя. Няня говорит, что и дураки и дуры богу нужны.
  
  
  

ПОЧЕМУ ХРИСТИАНСКИЕ НАРОДЫ ВООБЩЕ И В ОСОБЕННОСТИ РУССКИЙ НАХОДЯТСЯ ТЕПЕРЬ В БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ

  
  
   Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей деятельности.
   Так это для семей, так это и для различных кружков людей, так это для политических партий, так это для целых сословий и так это в особенности для народов, соединенных в государства.
   Люди одного народа живут более или менее мирно между собой и отстаивают дружно свои общие интересы только до тех пор, пока живут одним и тем же усвоенным и признаваемым всеми людьми народа мировоззрением. Общее людям народа мировоззрение выражается обыкновенно установившейся в народе религией.
   Так это было всегда и в языческой древности, так это есть и теперь и в языческих, и магометанских народах, и с особенной ясностью в самом древнем и до сих пор продолжающем жить одной и той же мирной и согласной жизнью народе Китая. (В подлинике: Китае) Так это было и среди так называемых христианских народов. Народы эти были внутренне соединены той религией, которая носила название христианской.
   Религия эта представляла из себя очень неразумное и внутренне противоречивое соединение самых основных и вечных истин о жизни человеческой с самыми грубыми требованиями языческой жизни. Но как ни грубо было это соединение, оно, облекаясь в торжественные формы, долгое время отвечало нравственным и умственным требованиям европейских народов.
   Но чем дальше подвигалась жизнь, чем больше просвещались народы, тем все очевиднее и очевиднее становилось внутреннее противоречие заключающееся в этой религии, ее неосновательность, несостоятельность и ненужность. Так это продолжалось веками и в наше время дошло до того, что религия эта держится только инерцией, никем уже не признается и не исполняет главного свойственного религии внешнего воздействия на народ: соединения людей в одном мировоззрении, одном общем всем понимании назначения и цели жизни.
   Прежде религиозное учение это распадалось на различные секты, и секты горячо отстаивали каждая свое понимание, теперь этого уже нет. Если и существуют различные секты между разными охотниками словопрений, никто уже серьезно не интересуется этими сектами. Вся масса народа - как самые ученые, так и самые неученые рабочие не верят уже не только в эту когда-то двигавшую людьми христианскую религию, но не верят ни в какую религию, верят, что самое понятие религии есть нечто отсталое и ненужное. Люди ученые верят в науку, в социализм, анархизм, прогресс. Люди неученые верят в обряды, в церковную службу, в воскресное неделание, но верят как в предание, приличие; но веры, как веры, соединяющей людей, движущей ими, совсем нет, или остаются исчезающие остатки.
   Ослабление веры, замена или скорее затемнение ее суеверными обычаями и для масс и рационалистическое толкование основ веры высшими учеными классами происходит везде: и в браманизме, и в конфуцианстве, и в буддизме, и в магометанстве, но нигде нет того полного освобождения народов от религии, какое произошло и с необыкновенной быстротой происходит в христианстве.
   Затемнение основ веры суеверными толкованиями и обычаями есть общее всем религиям явление. Общие причины затемнения основ веры заключаются, во-первых, и главное, в том, что всегда именно непонимающие люди желают толковать учение и своими толкованиями извращают и ослабляют его; во-вторых, в том, что большинство ищет видимых форм проявления учения и переводит на вещественный духовный смысл учения; в-третьих, в общих всем религиям жреческих искажениях религиозных основ учений ради выгод жрецов и властвующих классов.
   Все три причины эти извращения религии общи всем религиозным учениям и исказили отчасти учения браманизма, буддизма, таосизма, конфуцианства, еврейства, магометанства; но причины эти не уничтожили веру в эти учения. И народы Азии, несмотря на извращения, которым подверглись эти учения, продолжают верить в них и соединены между собою и отстаивают свою независимость. Только одна так называемая христианская религия утратила всякую обязательность для народов, исповедующих ее, и перестала быть религией. Отчего это? Какие особенные причины произвели это странное явление?
   Причина это в том, что так называемое церковно-христианское учение не есть цельное, возникшее на основании проповеди одного великого учителя учение, каковы буддизм, конфуцианство, таосизм, а есть только подделка под истинное учение великого учителя, не имеющая с истинным учением почти ничего общего, кроме названия основателя и некоторых ничем не связанных положений, заимствованных из основного учения.
   Знаю, что то, что я имею высказать теперь, именно то, что та церковная вера, которую веками исповедовали и теперь исповедуют миллионы людей под именем христианства, есть не что иное, как очень грубая еврейская секта, не имеющая ничего общего с истинным христианством, - покажется людям, исповедующим на словах учение этой секты, не только невероятным, но верхом ужаснейшего кощунства.
   Но я не могу не сказать этого. Не могу не сказать этого потому, что для того, чтобы люди могли воспользоваться тем великим благом, которое дает нам истинное христианское учение, нам необходимо прежде всего освободиться от того бессвязного, ложного и, главное, глубоко-безнравственного учения, которое скрыло от нас истинное христианское учение. Учение это, скрывшее от нас учение Христа, есть то учение Павла, изложенное в его посланиях и ставшее в основу церковного учения. Учение это не только не есть учение Христа, но есть учение прямо противоположное ему.
   Стоит только внимательно прочесть евангелия, не обращая <в них> особенного внимания на все то, что носит печать суеверных вставок, сделанных составителями, вроде чуда Каны Галилейской, воскрешений, исцелений, изгнания бесов и воскресения самого Христа, а останавливаясь на том, что просто, ясно, понятно и внутренне связано одною и тою же мыслью, - и прочесть затем хотя бы признаваемые самыми лучшими послания Павла, чтобы ясно стало то полное несогласие, которое не может не быть между всемирным, вечным учением простого, святого человека Иисуса с практическим временным, местным, неясным, запутанным, высокопарным и подделывающимся под существующее зло учением фарисея Павла.
   Как сущность учения Христа (как всё истинно великое) проста, ясна, доступна всем и может быть выражена одним словом: человек - сын Бога, - так сущность учения Павла искусственна, темна и совершенно непонятна для всякого свободного от гипноза человека.
   Сущность учения Христа в том, что истинное благо человека - в исполнении воли Отца. Воля же Отца - в единении людей. А потому и награда за исполнение воли Отца есть само исполнение, слияние с Отцом. Награда сейчас - в сознании единства с волей Отца. Сознание это дает высшую радость и свободу. Достигнуть этого можно только возвышением в себе духа, перенесением жизни в жизнь духовную.
 &nb

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 359 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа