Главная » Книги

Вересаев Викентий Викентьевич - Гоголь в жизни. Том 2., Страница 18

Вересаев Викентий Викентьевич - Гоголь в жизни. Том 2.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

куда был приглашен по рекомендации Гете и Шиллера. В 1816 г. комитет министров постановил уволить Шада из университета, уничтожить его книги, а автора выслать из России за идеи, которые тот развивал в своих лекциях и книгах (о Шаде см.: Машинский. С. 86-88).
   9 Сквозь романтический штамп противопоставления поэта толпе, сложившийся у Гоголя под воздействием романтической поэтики, проглядывает его вера в свое высокое предназначение, отразившаяся также в его письме к П. П. Косяров­скому от 3 октября 1827 г. (см. Наст. изд. С. 87).
   10 Персонаж комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль".
   11 Письмо это относится к 1832 г. (т. 10, с. 451). {594}

III. ПЕРВЫЕ ГОДЫ В ПЕТЕРБУРГЕ.

СЛУЖБА. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Томительно тянулись последние месяцы в Нежине, отравленные следствием по рапорту Билевича. Изо всех сил стремился Гоголь в Петербург, который представлялся ему средоточием всего самого прекрасного, возвышенного, совер­шенного. Планы его в это время связаны с государственной службой, которая кажется тем поприщем, на котором сможет он развернуть свои силы. Он решает посвятить себя юстиции. "Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце",- пишет он в письме к дяде (см.: Наст. изд. С. 87).
   13 декабря 1828 г. Гоголь вместе со своим товарищем по гимназии А. С. Да­нилевским выезжает в Петербург, мчится, дрожа от нетерпения, нарочно минует Москву, чтобы не смазать впечатления от первой встречи с Северной Пальмирой, и приезжает в Петербург незадолго до рождества, почти как герой его повести-сказки.
   Однако Петербург при встрече разочаровал. Гоголь остро переживает "разлад мечты и существенности". И это переживание впоследствии под его пером обернется трагедией для героя первой из петербургских повестей, художника Пискарева из "Невского проспекта". В письме к матери Гоголь пишет: "Петербург вов­се непохож на прочие столицы европейские или на Москву (разочарование так сильно, что даже Москве, которую он еще ни разу не видел. Гоголь отдает предпочтение.- Э. Б.). Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, на Петербурге же нет никакого характера (как это похоже на характеристику Манилова, сам образ которого возникает пять лет спустя.-Э. Б.). ...Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их" (т. 10, с. 139). Неудачу терпит "Ганц Кюхельгартен". Порыв разочарования гонит Гоголя из Петербурга, и на два месяца он уезжает за границу без всякой цели и плана, потом возвраща­ется, делает попытку поступить актером на императорскую сцену и наконец подает прошение на имя министра внутренних дел о зачислении на службу. 15 ноября 1829 г. последовала резолюция министра А. А. Закревского о зачислении Гоголя в департамент государственного хозяйства и публичных зданий, в котором Гоголь прослужил всего лишь три с небольшим месяца, а еще через месяц подал прошение о зачислении в департамент уделов.
   Счастливым было для Гоголя начало 1831 г. Уже 1 января вышел в свет номер "Литературной газеты", в котором была напечатана "Глава из малороссийской повести: Страшный кабан", а также статья "Несколько мыслей о преподавании детям географин". Как и злополучный "Ганц Кюхельгартен", эти произведения были подписаны псевдонимами, но уже через две недели в той же "Литературной газете" опубликована статья "Женщина", под которой стоит подпись - Н. Гоголь.
   Гоголь решает попробовать свои силы как педагог и при помощи П. А. Плетнева получает место учителя истории в Патриотическом институте благородных девиц, а также дает частные уроки в некоторых петербургских домах.
   В мае наконец свершается событие, о котором Гоголь мечтал, еще только направляясь в Петербург: он наконец знакомится со своим кумиром - А. С. Пуш­киным. Едва ли Пушкин обратил серьезное внимание на молодого человека, который был представлен ему на вечере у Плетнева, но в октябре, когда вышла в свет {595} первая книга "Вечеров на хуторе близ Диканьки", он заинтересовался молодым писателем. В марте 1832 г. выходит из печати вторая книга "Вечеров...", и, когда летом этого же года Гоголь впервые приезжает в Москву и появляется в доме С. Т. Аксакова, его встречают восторженно. В конце 1832 г. Гоголь впервые обращается к драматургии, но неопытность не позволила ему обработать богатый житейский материал, почерпнутый во время казенной службы в канцеляриях и втиснуть его в строгие рамки жанра, а кроме того, боязнь цензуры останавливала перо- Сюжет и в самом деле был оригинален: чиновник, страстно мечтающий о получении ордена Владимира 3-й степени, сходит с ума и воображает себя этим орденом. В сюжете уже угадываются приемы, использованные впоследствии в "Записках сумасшедшего" и "Носе". Но так или иначе комедия была прервана на втором: акте, хотя отдельные сцены из нее будут использованы в "Утре делового человека" и "Тяжбе", драматических набросках "Лакейская", "Отрывок".
   Первые годы жизни в Петербурге с 1829 по 1832-й стали путем от безвестности к славе. Но была в стремительности этого пути и оборотная сторона: слишком быстро утвердилась за молодым автором слава юмориста, и читатели с трудом воспри­нимали последующие книги Гоголя, не находя в них беспечного юмора "Вечеров...". Да и у самого Гоголя новое качество его творений рождалось мучительно, и то, что он воспринимал как творческий застой, на самом деле было вызреванием его гения. Кризис, пережитый им в 1833 г., знаменовал рост его как писателя и оконча­тельное осознание собственного призвания.
   1 Первым петербургским адресом Гоголя был дом купца Галыбина на Гороховой улице у Семеновского моста в III Адмиралтейской части (т. 10, с. 137).
   2 В апреле 1829 г. Гоголь переехал на Большую Мещанскую улицу в дом Иохима (см.: Гиллелъсон, Мануйлов, Степанов. С. 23-24).
   3 В этом же письме Гоголя запечатлена перемена его отношения к Петербургу, произошедшая от непосредственного знакомства с городом. Устойчивое отрицательное отношение Гоголя к Петербургу получит свое выражение в петербургских повестях, а также в статье "Петербургские записки 1836 года": "Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия" (т. 8, с. 179).
   4 Установлено, что "Ганц Кюхельгартен" поступил в продажу после 5 июня (см.: Там же. С. 31-32).
   5 Гоголь сжег нераскупленные экземпляры идиллии после 20 июля, когда отри­цательный отзыв о ней появился в булгаринской "Северной пчеле" (см.: Там же. С. 32-33).
   6 Эта любовь, скорее всего, вымысел Гоголя, и все место в письме напоминает литературное упражнение в романтическом ключе. Любопытно, что в письме к матери от 22 мая, т. е. еще до инцидента с "Ганцем Кюхельгартеном", Гоголь говорит о на­мерении съездить за границу, которое не осуществилось из-за скоропостижной смерти друга, бывшего, судя по всему, также вымыслом, (т. 10, с. 143).
   7 Письмо от 12 ноября 1829 г.
   8 "Дмитрий Донской" - трагедия В. А. Озерова; "Гофолия", "Андромаха" - трагедии Ж. Расина.
   9 "Школа стариков" - комедия К. Делавиня.
   10 В. В. Гиппиус, исследовавший обстоятельства первого года жизни Гоголя в Петербурге, пришел к выводу, что к сообщениям Булгарина "следует отнестись... как к гнусной клевете... имевшей довольно откровенный политический смысл: дискре-{596}дитировать Гоголя в сознании молодой революционно-демократической обществен­ности" (см.: Гоголь. Исследования и материалы. Т. 1. С. 291-294).
   11 С помощью протекции А. А. Трощинского Гоголю удалось поступить на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий.
   12 С января по весну 1830 г. Гоголь сотрудничал в журнале П. П. Свиньина "Отечественные записки", в котором опубликовал повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала...", а также, как предполагают некоторые исследователи, материалы по истории и фольклору: "Наставление выборному от Малороссийской коллегии в комиссию о сочинении нового уважения...", "О прежних нравах, воль­ностях и преимуществах Малороссии", "Нигде не напечатанное доселе письмо Петра Великого к нежинскому наказному полковнику Жураковскому" и "Историческая запорожская песня" (см.: Гиллельсон, Мануйлов, Степанов. С. 53).
   13 10 апреля Гоголь был зачислен чиновником в канцелярию департамента уделов. Возможно, этому способствовали его статьи о Малороссии, напечатанные в "Отечественных записках" и, вероятно, обратившие на себя внимание вице-прези­дента департамента уделов Л. А. Перовского, брата А. А. Перовского, издавшего под псевдонимом Антоний Погорельский в 1828 г. книгу "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" (см.: Там же. С. 61-62).
   14 Со Свиньиным и "Отечественными записками" Гоголь порывает в конце весны 1830 г.
   15 Гоголь посещал натурный класс Академии художеств в 1830-1833 гг. Ве­роятно, в этом письме он имеет в виду ведших в 1830 г. натурный класс Алексея Егоровича Егорова и Василия Козьмича Шебуева (см.: Молева Н. Загадка "Нев­ского проспекта"//Знание - сила. 1976. N 4. С. 41-44).
   16 Эта глава с авторским примечанием "Из романа под заглавием "Гетман", первая часть его была написана и сожжена, потому что сам автор не был ею доволен..." вошла в первую часть "Арабесок". Современный исследователь установил, что "последние отрывки "Гетмана" писались в 1833 году и, следовательно, работа над романом непосредственно предшествует созданию "Тараса Бульбы" (см.: Каза­рин В. П. Несколько замечаний к гоголевским автографам//РЛ. 1977. N 2. С. 92- 98).
   17 "Учитель" представлял собой первую главу неоконченной повести "Страшный кабан". Вторая глава, "Успех посольства", была напечатана в "Литературной газете" (N 17 от 22 марта 1831 г.) без подписи.
   18 Шепелевский дом был частью Зимнего дворца.
   19 Знакомство Гоголя с Пушкиным произошло 20 мая 1831 г.
   20 Фрагмент из заметки Пушкина, включенной в рецензию Л. Якубовича на "Вечера на хуторе близ Диканьки", напечатанную в "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду" (1831, N 79).
   21 Речь идет о знаменитом обеде, устроенном известным петербургским книго­продавцем Смирдиным с целью объединения литературных сил и собравшем на нем представителей враждующих литературных группировок.
   Альманах "Новоселье" был издан в 1833 г. по инициативе В. А. Жуковского. "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" вошла во вторую книгу, которая увидела свет в 1834 г. Сам Гоголь так оценивал альманах в письме к М. П. Погодину от 20 февраля 1833 г.: "Читал ли ты Смирдинское Ново­селье? Книжица ужасная; человека можно уколотить. Для меня она замечательна тем, что здесь в первый раз показались в печати такие гадости, что читать мерзко. Прочти Брамбеуса: сколько тут и подлости, и вони, и всего" (т. 10, с. 263). В этом {597} письме уже проявляется ориентация Гоголя на художественно-эстетические прин­ципы пушкинского круга писателей и намечаются оценки, которые будут развиты в статье "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году", напечатанной в первом томе пушкинского "Современника".
   22 Гоголь ехал со своим гимназическим однокурсником Андреем Андреевичем Божко.
   23 "Евгений Онегин", гл. VII, стр. ХLVIII, ст. 13-14.
   24 Гоголь произвел большое впечатление на 72-летнего Дмитриева. В выписке из рукописи П. А. Вяземского "Домашний быт И. И. Дмитриева" есть красноречивая зарисовка: "О-о! Да он таки смотрит Гоголем,- сказал он, проводивши почти до две­рей автора "Мертвых душ", проездом в свою Украину обедавшего у него.- Завтра же пошлю за его сочинениями и перечту их снова... Я благодарен, что меня ознакомили с этим молодым человеком. Я очень доволен, что его узнал: в нем будет прок: (см.: Гиллельсон, Мануйлов, Степанов. С. 115).
   25 Никаких других сведений о существовании у Гоголя рассказа "Прачка" нет.
   26 Фраза на самом деле не дописана в рукописи (т. 10, с. 454). Об отношении Гоголя к его крепостному Якиму Нимченко вспоминал П. В. Анненков. (см.: Наст. изд. С. 140). По духовному завещанию Гоголя Яким получил вольную после смерти писателя.
   27 Речь идет о замысле комедии "Владимир 3-ей степени".
   28 Вероятно, Анненков имеет в виду неудачную попытку Гоголя поступить на сцену, о которой рассказывает Мундт (см.: Наст. изд. С. 109). Под художнической деятельностью, видимо, подразумеваются занятия Гоголя в живописных классах Ака­демии художеств.
   28 В доме Лепеня на Малой Морской Гоголь жил с июля 1833 г. до отъезда за границу в июне 1836 г.
   30 Возможно, Анненков имеет в виду обед, данный А. Ф. Смирдиным петер­бургским литераторам 19 февраля 1832 г., имевший результатом издание альманаха "Новоселье". Однако первое известие о повести находится в дневниковой записи Пушкина от 3 декабря 1833 г., из которой явствует, что Пушкин накануне слышал повесть впервые, так что Гоголь не мог читать ее у Смирдина. Скорее всего, в воспо­минаниях Анненкова вкралась ошибка.
   31 Картина Брюллова была привезена в Петербург летом 1834 г. и выставлена в Эрмитаже между 12 и 17 августа. Гоголь дал восторженную оценку картине, написав специальную статью и поместив ее в "Арабесках". По мнению Гоголя, "картина Брюл­лова может назваться полным, всемирным созданием. В ней все заключилось" (т. 8, с. 109). В произведении Брюллова Гоголь увидел целостный образ мира, противо­стоящий всеобщему раздроблению. Пафос единого порыва, пронизывающий картину, был близок художественному мышлению самого Гоголя, делавшего страстные по­пытки в своих произведениях противостоять демону, "искрошившему мир".
   32 Замысел "Шинели" долго складывался в художественном воображении Го­голя. Завершена повесть была только через четыре года после описываемых собы­тий.
   33 Напыщенные и ходульные романтические драмы Кукольника сверх всякой меры восторженно оценивались Сенковским в "Библиотеке для чтения", боровшейся с пушкинским кругом писателей, к которому примыкал Гоголь.
   34 Анненков имеет в виду главным образом статью Белинского "О русской пове­сти и повестях г. Гоголя", в которой, говоря о повестях Полевого, критик писал: "...каждая из них ознаменована печатию истинного таланта, а некоторые останутся {598} навсегда украшением русской литературы" (Белинский. Т. 1. С. 278). В книге воспо­минаний "Замечательное десятилетие" Анненков передает реакцию Гоголя на эту статью Белинского (см.: Наст. изд. С. 176).
   35 Имеется в виду статья "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 го­ду", а также статья "Петербургские записки 1836 года", вторая часть которой посвя­щена театру и задачам комедии.
   36 Анненков, несомненно, имеет в виду позднейшие взгляды Гоголя, отразив­шиеся в "Выбранных местах из переписки с друзьями" и в предисловии ко второму изданию "Мертвых душ". Религиозный настрой их был чужд Анненкову. Эволюция Гоголя в очерке Анненкова увидена и оценена с точки зрения человека, принадлежав­шего к кругу Белинского. Римский период 1840-1841 гг., о котором идет речь, оце­нивается как рубежный в жизни и творчестве Гоголя (см.: Манн Ю. В. Мемуары как эстетический документ//Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. С. 155- 170).
   37 Возможно, результат именно этой беседы с Пушкиным отразился в харак­теристике Мольера в гоголевских "Петербургских записках 1836 года": "О, Мольер, великий Мольер! ты, который так обширно и в такой полноте развивал свои харак­теры, так глубоко следил все тени их..." (т. 8, с. 182).

IV. ПРОФЕССУРА

   28 сентября 1833 г. Гоголь пишет Погодину: "Какой ужасный для меня этот 1833 год! Боже, сколько кризисов! настанет ли для меня благодетельная реставрация после этих разрушительных революций? - Сколько я поначитал, сколько пережег, сколько бросил! Понимаешь ли ты ужасное чувство: быть недовольну самим собою" (т. 10, с. 277). Мучительное чувство недовольства самим собою сопутствовало Го­голю на протяжении всей жизни, он был воистину мучеником творчества, взыска­тельным художником, постоянно вершащим над собою свой строгий суд.
   В конце 1833 г. творческий кризис миновал, и, вероятно, уже в ноябре Гоголь заканчивает "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоро­вичем". Проникновенным лирическим обращением встречает он год 1834-й. Роятся в голове замыслы и планы, просясь на бумагу: петербургские повести, статьи и повести из "Арабесок" и "Миргорода", которые выйдут почти одновременно в самом начале 1835 года. Испытывая душевный подъем, охваченный творческими планами. Гоголь решает заняться историей.
   Интерес к истории в это время отнюдь не случаен. В 1829 г. заканчивается выпуск "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина, книги, которая, как известно, стимулировала развитие национального самосознания наиболее передовых кругов русского общества, повальное увлечение отечественной историей, обращение исследователей к историческим документам. В полемике с Карамзиным оттачивают свои исторические концепции будущие декабристы. Да и после разгрома восстания интерес к труду Карамзина и к национальному прошлому не снижается. Продолжая спор с покойным историком, свою "Историю русского народа" в шести томах в 1829-1833 гг. выпускает Н. Полевой. В 1822 г. Д. Н. Бантыш-Каменский печатает труд под названием "История Малой России".
   В начале 30-х гг. к историческому материалу и в художественных трудах, и в специальных исследованиях обращается Пушкин. Не мог остаться в стороне от этого процесса и Гоголь. Преподавание истории девочкам-подросткам в Патриотическом {599} институте уже не может удовлетворять его - он решает занять университетскую кафедру. Хлопоты о получении кафедры в Киевском университете закончились безуспешно, но благодаря стараниям Жуковского и Пушкина Гоголь назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории в Петербургском университете. О серьезности отношения Гоголя к исторической науке свидетельствует статья "Шлецер, Миллер и Гердер", помешенная им в сборнике "Арабески", а также опубликованные в "Журнале Министерства народного просвещения" статьи "План преподавания всеобщей истории" и "Отрывок из истории Малороссии, том. 1, кни­га 1, глава 1". Кроме того, в "Отчете по Санктпетербургскому учебному округу за 1835 год" значилось, что Гоголь написал два тома истории малороссиян, "но которые однако же, он медлит издавать до тех пор, пока обстоятельства не позволят ему осмот­реть многих мест, где происходили некоторые события" (Машинский С. Гоголь. М., 1951. С. 65).
   Однако к лекциям Гоголь подходил скорее как поэт, чем как ученый. Ему чуждо было детальное и скрупулезное изложение фактов, он пытался нарисовать для своих слушателей поэтические картины исторических событий и процессов. При этом, буду­чи первоклассным актером, он буквально захватывал аудиторию.
   В. В. Гиппиус писал: "...вопрос о Гоголе-историке не решался ни в сторону "хле­стаковства" Гоголя, ни в сторону придания ему качеств кадрового историка-спе­циалиста. Несомненны длительные исторические интересы Гоголя и его достаточно высокая квалификация как преподавателя средней школы: университетское препо­давание и тем более замыслы сколько-нибудь самостоятельных научных работ по истории оказались для него непосильными" (Гоголь. Материалы и исследования. Т. 1. С. 26).
   Возможно, свою роль в охлаждении Гоголя к университетскому преподаванию сыграл и холодный прием со стороны коллег-преподавателей (см.: Наст. изд. С. 161). Во всяком случае, профессорская деятельность была последним поприщем, которое на время отвлекло Гоголя от писательства. С 31 декабря 1835 г., когда Гоголь уволен из университета, он до конца жизни безраздельно принадлежит литературе.
   1 Говоря о профессорской деятельности Гоголя, Гиллельсон пишет: "...все сохранившиеся документы неопровержимо убеждают нас в том, что Гоголь был уволен (из университета) по случаю введения нового университетского устава". Дневнико­вую" запись Пушкина исследователь связывает с начавшейся подготовкой этого устава, согласно которому для занятия профессорской должности необходима была публич­ная защита диссертации на звание доктора философии. В качестве такой диссертации, считает Гиллельсон, Пушкин и советовал Гоголю написать историю русской критики (см.: Гиллельсон М. И. О дневниковой записи Пушкина//РЛ. 1975. N 4. С. 156-159).
   2 Комментаторы академического Собрания сочинений Гоголя отвергают это предположение: "Как видно из записи Пушкина, это чтение происходило в присутст­вии многих приглашенных, в том числе и людей светских, не принадлежащих к лите­ратурному кругу (как, напр., граф К. О. Ламберт). Едва ли в такой обстановке Гоголь мог читать отрывки из "Владимира 3-ей степени", который, как известно, так и не был доведен до конца. По всей вероятности, пушкинская запись касается "Женихов" (т. 5, с. 449).
   3 В это время Гоголь работал над комедией "Женитьба". Готовящаяся "из-под полы другая" - видимо, творческий замысел. {600}
   4 А. В. Никитенко подразумевает знаменитого фламандского живописца Дави­да Тенирса (1582-1649), прославившегося главным образом изображением картин народного быта.
   5 Это утверждение Тургенева опровергнуто разысканиями Н. И. Мордовченко: "К области чистого вымысла следует отнести рассказы мемуаристов о том, что Гоголь систематически пропускал свои лекции, что якобы он, как свидетельствует, например, И. С. Тургенев, "из трех лекций непременно пропускал две". Этого не могло быть хотя бы потому, что чтение лекций контролировалось администрацией университета и пропускать лекции без уважительных причин профессорам и преподавателям не позволялось" (см.: Мордовченко Н. И. Гоголь в Петербургском университете// Уч. зап. ЛГУ: Серия филол. наук. 1939. Вып. 3. N 46. С. 355-359). По поводу неяв­ки на одну лекцию Гоголь был вынужден давать письменные объяснения (т. 10, с. 364-365).
   6 Гоголь выехал из Петербурга в начале мая.
   7 Мемуарист соединил во времени два события, так как повесть Г. Ф. Квитки-Основьяненки "Пан Халявский" была впервые опубликована в "Отечественных запи­сках" (1839, N 6-7). Очевидно, описанная встреча состоялась после возвращения Гоголя из-за границы 26 сентября 1839 г.
   8 Чтение состоялось 4 мая 1835 г.
   9 Знакомство Гоголя с И. И. Дмитриевым состоялось летом 1832 г. 10 Анненков имеет в виду М. П. Погодина и С. П. Шевырева.

V. "РЕВИЗОР"

   "Ревизор" был первым драматургическим произведением Гоголя, с которым ознакомилась публика, но отнюдь не первым его драматургическим опытом. Первые подступы Гоголя к созданию комедии, материалом для которой была бы современная жизнь, состоялись еще в 1833 г. Еще будучи преподавателем истории в Патриоти­ческом институте, он пишет М. П. Погодину: "Примусь за историю - передо мною движется сцена, шумит аплодисмент, рожи высовываются из лож, из райка, из кресел и оскаливают зубы, и - история к черту" (см.: Наст. изд. С. 146-147).
   Еще в Нежине, гимназистом, испытал Гоголь страсть к театру и прославился среди соучеников непревзойденным исполнением роли Простаковой в фонвизинском "Недоросле". И вот теперь он пробует силы как драматург. В 1833 г. оставлена работа над "Владимиром 3-ей степени", к 1835 г. относятся попытки создать историческую драму из средневековой английской жизни, почти одновременно работает он пример­но в это же время над будущими "Игроками" и "Женитьбой", первоначальные наброски которой относятся к 1833 г., но и публикация и постановка этих комедий произойдут только в начале 40-х гг. Таким образом, ко времени работы над "Ревизо­ром" драматургические приемы Гоголя уже сложились, а зрителям предстоит сразу встретиться с вершиной гоголевской драматургии, с бессмертным "Ревизором".
   Новизна гоголевской драматургии, оригинальность его художественного метода оказались не по плечу ни подавляющему большинству зрителей и читателей, ни даже большинству актеров, которым предстояло воплотить на сцене гоголевские образы. Вкусы публики и актеров были воспитаны большей частью на водевилях и мело­драмах, а также на легких переводных комедиях, весь интерес которых сосредоточи­вался либо на интриге, либо на комизме положений. Гоголь писал, что он сердит на мелодрамы и водевили: "Странное сделалось с сюжетом нынешней драмы. Все дело в {601} том, чтобы рассказать какое-нибудь происшествие, непременно новое, непременно странное, дотоле неслыханное и невиданное: убийства, пожары, самые дикие страсти, которых нет и в помине в теперешних обществах!.. Я воображаю, в каком странном недоумении будет потомок наш, вздумающий искать нашего общества в наших мело­драмах" (т. 8, с. 182-183). Доставалось от него и водевилям: "...давно уже пролезли водевили на русскую сцену, тешат народ средней руки, благо смешлив. Кто бы мог думать, что водевиль будет не только переводный на русской сцене, но даже и ориги­нальный?.." (т. 8, с. 181). Ненатуральность драматической интриги, сюжеты, не имеющие отношения к русской действительности,- вот что вызывало скептическое отношение Гоголя к театру; театр для него - верное изображение именно современ­ной жизни общества.
   Но театр и публика оказались внутренне неготовыми к тому перевороту, который произвел на сцене "Ревизор". Именно водевильностью первой постановки комедии в Петербурге остался недоволен Гоголь. Даже по мнению П. А. Вяземского, слушав­шего "Ревизора" в авторском чтении, в пьесе было мало действия. Внутренний ди­намизм комедии, отсутствие драматургических шаблонов в развитии действия, к ко­торым привыкли современники Гоголя, и сбивали с толку зрителей. В еще более трудном положении оказались актеры: ведь ни одного персонажа в "Ревизоре" нельзя было сыграть, используя привычный, наработанный арсенал сценических приемов.
   Даже внешний шумный успех комедии, обусловленный ее резкой сатирической направленностью, не удовлетворил Гоголя, потому что очень немногие оценили пьесу по достоинству. Видимо, не такого эффекта ожидал Гоголь. И вновь, как и после крушения "Ганца Кюхельгартена", Гоголь устремляется из России.
   1 Гоголь пишет Пушкину в Михайловское и просит вернуть рукопись "Женить­бы", которую дал Пушкину весной 1835 г. Никаких сведений о замечаниях Пушкина по поводу этой комедии нет.
   2 О Платоне Волкове, помещике Грязовецкого уезда Вологодской губернии, аферисте, выдававшем себя за ревизора в г. Устюжне (см.: Панов В. Еще о прототипе Хлестакова//Север. 1970. N 11. С. 125-127).
   3 История взаимоотношений Гоголя и Пушкина не раз становилась предметом исследования. Борясь с идиллически трогательной легендой о дружбе двух гениев, Б. Е. Лукьяновский впадал в противоположную крайность (см.: Лукьяновский Б. Е. Пушкин и Гоголь в их личных отношениях: (Вопрос о "дружбе"): Беседы//Сбор­ник Общества истории и литературы в Москве. М., 1915. С. 32-49; а также: До­лин А. С. Пушкин и Гоголь: (К вопросу об их личных отношениях)//Пушкинский сборник памяти профессора С. А. Венгерова. М.; Пг., 1922. С. 181-197). В работах других исследователей проблема личных отношений заменялась более продуктивной постановкой вопроса об отношениях творческих. См., например: Гиппиус В. В. Лите­ратурное общение Гоголя с Пушкиным // Уч. зап. Перм. гос. ун-та, 1931. Вып. 2. С. 61-126.
   4 В III отделение "Ревизор" попал 27 февраля 1836 г. и 2 марта был разрешен к постановке (см.: Материалы и исследования. Т. 1. С. 309).
   5 Воспоминания Пащенко в записи Пашкова В. В. Гиппиус считал малодосто­верными и подвергал сомнению правдоподобие рассказа о внезапном приглашении Гоголя во дворец для чтения "Ревизора" (см.: Там же. С. 312).
   6 Подтверждением этих слов может служить письмо актера П. И. Григорьева, исполнявшего в петербургской постановке роль Ляпкина-Тяпкина: "Ревизор" г. Го-{602}голя сделал у нас большой успех! Гоголь пошел в славу! Пиэса эта шла отлично, не знаю только, долго ли продержится на сцене; эта пиэса пока для нас всех как будто какая-то загадка. В первое представление смеялись громко и много, поддерживали крепко,- надо будет ждать, как она оценится со временем всеми, а для нашего брата, актера, она такое новое произведение, которое мы (может быть) еще не сумеем оценить с одного или двух раз. Как быть! Не все же вдруг!" (см.: ЛН. Т. 58. С. 548).
   7 Подарки получили Сосницкий, Дюр (перстни по 800 руб.) и Афанасьев (пер­стень ценой 700 руб.). Гоголь получил за "Ревизора" авторский гонорар в размере 2500 руб.; кроме того, Гоголь получил подарок от Николая I за поднесенный экзем­пляр "Ревизора".
   8 Готовя второе издание "Ревизора", Гоголь 5 марта 1841 г. отправил письмо С. Т. Аксакову, к которому приложил фрагмент, названный им "Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления "Ревизора" к одному лите­ратору", сопроводив его объяснением: "Здесь письмо, писанное мною к Пушкину, по его собственному желанию. Он был тогда в деревне. Пиеса игралась без него. Он хотел писать полный разбор ее для своего журнала и меня просил уведомить, как она была выполнена на сцене. Письмо осталось у меня неотправленным, потому что он скоро приехал сам... Мне кажется, что прилагаемый отрывок будет не лишним для умного актера, которому случиться исполнять роль Хлестакова. Это письмо под таким назва­нием, какое на нем выставлено, нужно отнесть на конец пиесы, а за ним непосред­ственно следуют две прилагаемые выключенные из пиесы сцены" (т. 11, с. 330). "Отрывок из письма..." вошел во второе издание "Ревизора".
   9 В письме Щепкину от 10 мая 1836 г. Гоголь писал: "Во-первых, вы должны непременно из дружбы ко мне взять на себя все дело постановки ее (комедии,- Э. Б.)... Сами вы, без сомнения, должны взять роль Городничего, иначе она без вас пропадет. Есть еще трудней роль во всей пьесе - роль Хлестакова... Боже сохрани, если ее будут играть с обыкновенными фарсами, как играют хвастунов и повес теат­ральных... Я сильно боюсь за эту роль. Она и здесь была исполнена плохо... Скажите Загоскину, что я все поручил вам. Я напишу к нему, что распределение ролей я послал к вам. Вы составьте записочку и подайте ему как сделанное мною" (т. 11, с. 39-40).

VI. ЗА ГРАНИЦЕЙ

   Гоголь впервые оказывается за границей, если не считать мимолетной поездки в августе - сентябре 1829 г. Уезжает он, по его словам, "разгулять тоску", но в сознании его уже зреет ощущение переломного характера совершающихся событий. Гоголь начинает осознавать, что он призван решать не частные задачи, а сказать новое слово. Он (еще при жизни Пушкина) начинает ощущать себя национальным писателем, которому предстоит стать наравне со своим кумиром; он призван создать труд, который, по его словам, "вынесет его имя". И трудом этим должны стать "Мерт­вые души", начатые еще в Петербурге летом 1835 г. в обстановке глубокой таинст­венности, но прерванные на третьей главе и отложенные на время для работы над "Ревизором". Теперь уже во всех своих прежних сочинениях Гоголь склонен видеть лишь произведения дрожащей руки начинающего ученика. В обдуманных заново "Мертвых душах" должна явиться "вся Русь".
   Два с половиной месяца Гоголь мечется по Европе, а потом переезжает к Дани­левскому в Париж, и здесь настигает его страшная весть; в Петербурге на дуэли {603} погиб Пушкин. Состояние Гоголя было ужасно. "Великого не стало",- пишет он Н. Я. Прокоповичу (т. 11, с. 93), перефразируя известные стихи В. А. Жу­ковского из баллады "Пир победителей":
   Нет великого Патрокла;
   Жив презрительный Терсит.
   Не случайно в этот момент вспоминаются стихи Жуковского: ведь он был одним из самых близких Пушкину людей. Судьба Пушкина представляется ему неизбежной участью поэтов в России.
   В состоянии душевного смятения и подавленности Гоголь испытывает отвраще­ние к Парижу, оглушившему и ошеломившему его уже по приезде. Через Геную и Флоренцию Гоголь едет в Рим. Этот город поражает и чарует его уже при первой встрече. Даже в горчайшем письме М. П. Погодину от 30.III. 1837 г., в котором звучит неподдельная скорбь по поводу гибели Пушкина, есть строчки, посвященные вечному городу: "Пью его воздух и забываю весь мир" (т. 11, с. 92). Гоголь зовет в Рим Жу­ковского, называя Италию "престолом красоты": "В других местах мелькает одно только воскраие ее ризы, а здесь она вся глядит прямо в очи своими пронзительными очами" (т. 11, с. 112). В Риме познакомился Гоголь с русскими художниками, пенсионерами Академии художеств, посланными в Италию для совершенствования в своем искусстве, и среди них - с А. А. Ивановым, который уже тогда трудился над картиной "Явление Христа народу", а также с. Ф. И. Иорданом и другими. В Риме с новыми силами и новым вдохновением принимается он за "Мертвые души", ощущая, что "душа его светла".
   Лето 1837 г. Гоголь провел в Баден-Бадене в обществе А. О. Смирновой, и здесь, у нее в доме, он впервые читает главы "Мертвых душ". Присутствовавший на этом чтении А. Н. Карамзин писал матери, Е. А. Карамзиной, о впечатлении, которое произвело на него новое сочинение Гоголя, находя, что это было лучшее из всего на­писанного до сих пор Гоголем. Его письмо позволяет установить дату этого чтения: оно состоялось 14 августа (по новому стилю) 1837 г. (Манн. 1987. С. 32). В октябре Гоголь возвращается в Рим, где живет практически безвыездно до конца лета 1838 г., напряженно трудясь над "Мертвыми душами", о чем свидетельствуют его письма к Н. Я. Прокоповичу с просьбами прислать ему среди прочего "выписки из казусных дел" русских канцелярий, которые, несомненно, намеревался использовать в работе над поэмой в качестве материала. В конце августа он едет в Париж и здесь проис­ходит второе чтение "Мертвых душ" для приехавшего в Париж А. И. Тургенева. Тур­генев фиксирует в дневнике свои впечатления от услышанного: "Верная, живая кар­тина России, нашего чиновного, дворянского быта, нашей государственной и част­ной, помещичьей нравственности...- характеры, язык, вся жизнь помещиков, чинов­ников: все тут; и смешно и больно!" (Гиллельсон М. Н. В. Гоголь в дневниках А. И. Тургенева//РЛ. 1963. N 2. С. 138). Запись эта сделана 24 октября. В конце месяца Гоголь возвращается в Рим. Видимо, работа над "Мертвыми душами" стиму­лирует новое обращение его к произведению, неудача которого (во всяком случае, так представлялось Гоголю) заставила его покинуть Россию,- к "Ревизору". Гоголь готовит комедию к новому изданию, внося в текст переделки и правку. А в декабре в Рим приезжает В. А. Жуковский, бывший в то время воспитателем наследника пре­стола, будущего Александра II. Свидание их, по словам Гоголя, было трогательным. Жуковскому читает Гоголь свое новое творение. Впечатление Жуковского почти совпадает с впечатлением, которое произвели гоголевские образы на А. И. Турге-{604}нева: "Ввечеру Гоголь читал главу из "Мертвых душ". Забавно и больно" (Днев­ники В. А. Жуковского. Спб., 1901. С. 459).
   Тогда же вместе с наследником в Рим приехал молодой граф И. М. Виельгорский. Гоголь сближается с ним, и это знакомство перерастает в трогательную и нежную привязанность. Виельгорский смертельно болен чахоткой, и Гоголь проводит у по­стели умирающего друга бессонные ночи, описанные им в отрывке "Ночи на вилле". Написанные летом 1839 г., они наполнены скорбными размышлениями о необра­тимости жизни и о бессилии человека перед неумолимым течением времени. Своим настроением, трагической окраской размышления эти близки настроению лирических отступлений шестой главы "Мертвых душ", главы поворотной, в которой и опреде­лилась смена тональности повествования.
   Смерть Виельгорского для Гоголя - прощание с молодостью. Эта смерть потрясла его почти так же сильно, как и смерть Пушкина. Он страшится "мертвящей остылости чувств", в которую погружается всякое человеческое существование, рас­ставаясь с горячей порой молодости. Почти физически Гоголь начинает ощущать приближение старости "грозной и страшной", с "хладными и бесчувственными чер­тами", которой милосерднее и могила.
   22 сентября по новому стилю Гоголь из Вены выезжает в Россию для устройства домашних дел.
   1 Уже в этом первом письме Гоголя, посланном из Европы в Россию, проявилось ощущение переломного характера совершающихся событий. Сказалось новое само­ощущение писателя.
   2 Смирдин должен был Гоголю за экземпляры отдельного издания "Ревизора", взятого им для продажи в его лавке.
   3 Левиафан - в библейской мифологии - огромное морское животное. В дан­ном контексте означает, что затевается что-то огромное, колоссальное по своему значению.
   4 Гоголь опасается такой реакции публики, которая последовала за постановкой "Ревизора" и о которой он писал в "Отрывке из письма, писанного автором вскоре после первого представления "Ревизора" к одному литератору", а также в письмах к Щепкину и Погодину.
   5 В конце сентября 1839 г. К. С. Аксаков писал братьям Григорию и Ивану: "Вообразите, что он (Гоголь.- Э. Б.) был в Испании во время междуусобной войны; в Лиссабоне также" (см.: ЛН. Т. 58. С. 564). Кроме рассказа Смирновой и сообщения Аксакова, основанного, по-видимому, на словах самого Гоголя, больше никаких сведений о поездке Гоголя на Пиренейский полуостров нет. Возможно, вся история - мистификация, плод художественного воображения Гоголя.
   6 Смирнова познакомилась с Гоголем через Жуковского и Пушкина летом 1831 г. в Царском Селе, будучи фрейлиной и живя во дворце.
   7 Эта встреча Гоголя и Тургенева, свидетелем которой стал Данилевский, могла состояться не ранее октября 1838 г. в Париже. О смерти Пушкина Гоголь узнал в феврале 1837 г.
   8 Письмо Гоголя Николаю I с просьбой о помощи неизвестно.
   9 Чтение состоялось 14 августа (н. ст.). Рассказ о нем сохранился в письме А. Н. Карамзина его матери, Е. А. Карамзиной: "В понедельник обедал я у Смир­новой с Гоголем, который принес читать нам новое еще не оконченное сочинение: это длинный юмористический роман о России. Это лучше всего до сих пор написанного им..." (см.: Манн. С. 32). {605}
   10 Жуковский выхлопотал у царя для Гоголя вексель на 5 тыс. руб.
   11 Д. В. Веневитинов, влюбленный в З. А. Волконскую, посвятил ей стихотво­рения "К моему перстню", "Италия", "Элегия", "К моей богине", "Кинжал"; Пушкин посвятил ей стихотворение "Среди рассеянной Москвы...".
   12 Волконская уехала в Италию в 1829 г.
   13 Письмо это датируется 2 августа 1838 г. (н. ст.) (т. 11, с. 401).
   14 Эта поездка состоялась в августе - сентябре 1838 г., и именно тогда Гоголь встретился в Париже с А. И. Тургеневым.
   15 В. Н. Репнина невольно смещает даты: летом 1838 г. в Кастелламаре Гоголь не мог читать главы второго тома "Мертвых душ", начатого лишь в 1840 г.
   16 Второе издание "Ревизора" состоялось в 1841 г. Н. П. Барсуков сообщал по этому поводу: "Гоголь, желая разделаться как-нибудь с своими долгами, против воли решился сделать второе издание своего "Ревизора" и поручил это дело С. Т. Аксако­ву; но Аксаков, будучи удручен в это время потерею сына, не мог принять участие в этом деле, которое принял на себя всецело Погодин" (Жизнь и труды М. П. Пого­дина. Кн. 6. С. 230).
   17 Гоголь родился 20 марта (ст. ст.).
   18 Жуковский, воспитатель наследника престола Александра Николаевича, сопровождал своего воспитанника в путешествии по Европе и находился в Риме с 4(16) декабря 1838 г. по 5(17) февраля 1839 г.
   19 Crostata (итал.) - пресный хрустящий пирог.
   20 Скальдина (scaldino - итал.) - глиняный или медный сосуд, в который накладывались горящие угли, чтобы обогревать помещение.
   21 Гонфалоньеры (итал.) - в итальянских городах-республиках XIII-XV вв. глава ополчения городского квартала; подестА (итал.) - в итальянских городах XII-XVI вв. глава исполнительной и судебной власти. Здесь - официальные представители власти.
   22 М. П. Погодин и Е. В. Погодина.
   23 Иосиф Виельгорский умер 21 мая 1839 г.
   24 Личность Д. Е. Бенардаки и его деятельность послужили материалом для создания образа Костанжогло во втором томе "Мертвых душ", хотя, возможно, некоторые детали его биографии были использованы Гоголем и при создании образа Чичикова. Так, Бенардаки купил на вывод в Херсонскую губернию 2 тысячи крестьян в Тульской губернии (см.: Альтман М. Заметки о Гоголе//РЛ. 1963. N 1. С. 139- 144).
   25 Письмо написано в конце августа, так как Гоголь приехал в Вену из Мариен­бада, где встречался с Бенардаки, 25 августа (н. ст.) 1839 г.
   26 Гоголь выставил ошибочную дату, так как он приехал в Варшаву 16 (28) сен­тября.

VII. В РОССИИ

   Меньше года пробыл Гоголь на родине в этот приезд, несмотря на востор­женный прием, который оказали ему московские друзья. Москва всегда была ему ближе, чем казенный Петербург. Москву и Рим Гоголь считал символами древних, многовековых культур (не случайно он говорил, что после Рима жить можно только в Москве) в отличие от Петербурга и Парижа, которые представлялись ему вопло­щениями современной суетной цивилизации. {606}
   Радушие москвичей и желание проверить, какое впечатление произведут его сочинения на новых слушателей, подвигл

Другие авторы
  • Крестовская Мария Всеволодовна
  • Воинов Иван Авксентьевич
  • Терентьев Игорь Герасимович
  • Христофоров Александр Христофорович
  • Рукавишников Иван Сергеевич
  • Толстовство
  • Курочкин Николай Степанович
  • Лякидэ Ананий Гаврилович
  • Неведомский Николай Васильевич
  • Нефедов Филипп Диомидович
  • Другие произведения
  • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович - Ф. Гладков. Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Из записной книжки публициста
  • Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна - Волки
  • Раскольников Федор Федорович - Предисловие к 10-му изданию повести "Ташкент-город хлебный"
  • Ауслендер Сергей Абрамович - Вечер у господина де-Сервираж
  • Дживелегов Алексей Карпович - Хартии городские в средние века
  • Попов Иван Васильевич - Попов И. В.: Биографическая справка
  • Поповский Николай Никитич - Из Горация
  • Мерзляков Алексей Федорович - Титир и Мелибей
  • Губер Эдуард Иванович - Левин Ю. Д.. Э. И. Губер-переводчик "Фауста" Гете
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 386 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа