митрий. См.: Францева Е. Д. А. С. Пушкин в Бессарабии (Из семейных преданий). - Русское обозрение. М., 1897. Т. 43 (январь - март).
4 Захарьино (иначе - Захарово) - имение бабушки Пушкина по матери.
5 Семенково - по-видимому, Середниково, подмосковная дача Столыпиных, где Лермонтов бывал в возрасте 14-16 лет.
6 Волошин был заместителем представителя Крымского землячества в Московском университете и агитировал за "беспорядки". См. об этом: Купченко В. Вольнолюбивая юность поэта. - Новый мир. 1980. N 12.
7 Имеется в виду Ихэтуаньское (Боксерское) восстание в Китае в 1899-1901 гг.
8 Хамбо-лама Тибета - Аван Доржиев (1854-1938), забайкальский бурят, реформатор ламаизма.
9 Волошин глубоко заинтересовался католицизмом летом 1902 года, попав в Ватикан. В рецензии на постановку "Сестры Беатрисы" М. Метерлинка он пояснял: "Я люблю католицизм потому, что он принял в себя все живое, настоящее, жизненное, что было в язычестве" (газета "Русь", Спб., 1906. 9 декабря).
10 Существует легенда и о путешествии Волошина в Египет, которая не имеет никаких подтверждений.
11 Стихотворение Волошина "Левиафан" (1924) входит в его цикл "Путями Каина".
12 "Corona astralis" * - так назвал Волошин написанный им в 1909 году венок сонетов.
* Звездная корона (лат.).
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН
О самом себе
Рассказ Волошина "о самом себе" как о художнике, о своем "самовоспитании в живописи" написан в 1930 году для каталога выставки его акварелей (неосуществленной). Впервые опубликовано в кн.: Пейзажи Максимилиана Волошина (Л., 1970) - с купюрами. Здесь дается полный текст - по рукописи, хранящейся в ИРЛИ.
1 В Средней Азии Волошин был с середины сентября 1900 г. по 22 февраля 1901 г., то есть пять месяцев с небольшим.
2 Кругликова Елизавета Сергеевна (1865-1941) - художница. Ее ателье на улице Буассонад было местом встреч русских деятелей культуры в Париже.
3 "Академия" Коларосси - общедоступная студия, основанная художником Филиппо Коларосси в 80-х годах XIX века в Париже.
4 Давиденко Елизавета Николаевна (1867-?) - художница. Киселев Александр Алексеевич (1855-1911) - художник-передвижник.
5 "Теория цветов" Гёте - видимо, его "Очерк учения о цвете" (1810). См.: Гёте. Избранные сочинения по естествознанию. М.-Л., 1957.
Волошин, по всей вероятности, усвоил "теорию цветов" через книгу Андрея Белого "Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности" (М., 1913), в значительной части посвященную этому вопросу.
6 28 ноября 1878 г. Эдмон Гонкур записал: "Сегодня у Бюрти наблюдал весьма любопытный и поучительный сеанс. Японский художник Ватанобе-Сеи рисовал у него на дому, притом не набросок, создаваемый легким прикосновением кисти, нет, большое акварельное панно, настоящее какемоно. В Японии рисунок особенно ценится в том случае, если, он выполнен весь за один прием, безо всяких поправок и последующих переделок. Там придается известное значение даже быстроте выполнения, и подручный художника заметил по часам время начала работы" (Гонкуры Э. и Ж. Дневник. Том II. М., 1964. С. 265).
7 По-видимому, Теодор Дюре (1838-1927) - французский журналист, пропагандист импрессионизма.
8 Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ; по определению Маркса, он - "настоящий родоначальник... всей современной экспериментирующей науки".
9 Джон Рескин (1819-1900) - английский искусствовед, писатель, историк. Речь идет о его статьях, посвященных английскому живописцу Тернеру (1775-1851)
10 Публикация волошинского сонета "Полдень" в журнале виноградарства пока не обнаружена.
ВАЛЕНТИНА ВЯЗЕМСКАЯ
Валентина Орестовна Вяземская (в замужестве Селезнева, 1871-?) - дочь инженера путей сообщения. Воспоминания написаны ею в форме писем к М. С. Волошиной (по ее просьбе) осенью 1934 г
Оригинал - в ДМВ.
1 Наталья Александровна Липина - подруга Елены Оттобальдовны Волошиной. У Липиной Е. О. Волошина жила с сыном в Севастополе после ухода от мужа.
2 Е. О. Волошина с сыном переехала в Москву в декабре 1881 г. Весной 1883 г. Елена Оттобальдовна и Макс поселяются в квартире Вяземских в Ваганьково.
3 В. Вяземская умела "имитировать" детское чтение стихов Максом Волошиным.
4 Митрофан Дмитриевич Пшенецкий - брат Елены Дмитриевны Вяземской (урожд. Пшенецкой, ?-1929), матери Валентины Орестовны.
5 Сестра Валентины Орестовны - Любовь Орестовна Вяземская (1869-1958) - педагог.
6 Валериан Орестович Вяземский (1868-?) - брат Валентины Орестовны, инженер-путеец, профессор петербургского Института путей сообщения. С В. О. Вяземским в сентябре 1900 года Волошин отправился в Среднюю Азию, на изыскания трассы Оренбург-Ташкентской железной дороги.
7 Н. А. Липина и ее муж погибли 5 декабря 1883 (Чернопятов В. И. Некрополь Крымского полуострова. М., 1910). В Севастополе Волошин дружил с их дочерью Инной.
8 Речь идет о повести Н. Г. Помяловского "Молотов".
9 Волошин с детства страдал неправильным обменом веществ.
10 У Вяземских под Севастополем было имение Еленкой (от имени "Елена" и татарского "кой" - деревня). Е. О. и М. А. Волошины навестили их там в июле 1896 г.
СЕРГЕЙ ИВАНОВ
Сергей Леонидович Иванов - профессор-естественник Московского педагогического института им. А. С. Бубнова. Воспоминания написаны им по просьбе М. С. Волошиной 23 октября 1935 года в Коктебеле.
Текст - по рукописи, хранящейся в ДМВ.
1 Макаров Владимир Антонович - сын секретаря Московской конторы Госбанка. Жил на Никитском бульваре, в доме Госбанка. В. Макаров не раз упоминается в дневнике Волошина 1892-го - начала 1893 г. (ИРЛИ)
МИХАИЛ ДЬЯКОНОВ
Михаил Алексеевич Дьяконов (1885-1938) - писатель и переводчик. Он, как и ряд других людей, знавших Волошина, писал воспоминания по просьбе жены поэта. Под воспоминаниями М. А. Дьяконова дата их написания - 30 августа 1934 года.
Оригинал - в ДМВ.
1 Трудно установить, в каком праздновании участвовал поступивший в гимназию М. Дьяконов. И. К. Айвазовский родился 17 июля 1817 года. Коронация Николая II состоялась 14 мая 1896 г.
2 К тому времени, о котором вспоминает М. Дьяконов (весна 1896 г.), было опубликовано лишь одно стихотворение Волошина - "Над могилой В. К. Виноградова" (в сборнике "Памяти Василия Ксенофонтовича Виноградова" *. Феодосия, 1895. С. 50).
3 Юрий Андреевич Галабутский (1863-1928) был любимым преподавателем Волошина в феодосийской гимназии.
4 Постановка "Ревизора" с участием Волошина в роли Городничего состоялась 2 февраля 1896 года. Позднее Волошин вспоминал: "И десятки лет спустя мне доводилось встречать почтенных и апатичных феодосийцев - бывших любителей, когда-то пробовавших свои силы на сцене, которые горько меня упрекали, что я не пошел на сцену: <...> "Ваш путь был совершенно ясен. Вам надо было по окончании гимназии поступать в театр" (ИРЛИ).
5 В Ташкенте Волошин находился с 17 сентября 1900 г. по 22 февраля 1901 г., за вычетом полутора месяцев (с 1 октября по 15 ноября 1900 г.), проведенных в изыскательской экспедиции в пустыне.
* В. К. Виноградов (1843-1894) - директор феодосийской гимназии.
ФЕДОР АРНОЛЬД
Федор Карлович Арнольд (1877-1954) - присяжный поверенный, после революции юрисконсульт Его воспоминания были переданы в ДМВ профессором В. М. Лавровым (Москва).
Текст - по рукописи, хранящейся в ДМВ.
1 Лавров Михаил Вуколович (1874-1929) - сын редактора журнала "Русская мысль" В. М. Лаврова (1852-1912). Свободин Михаил Павлович (1880-1906) - сын артиста П. М. Свободина, приятеля А. П. Чехова, поэт-сатирик.
2 Гольцев Виктор Александрович (1850-1906) - публицист и критик, фактический редактор журнала "Русская мысль".
3 Волошин находился в заключении в московской Басманной части две недели, в августе 1900 г.
4 В Ялте Волошин, вместе с М. Свободиным, был весной 1899 года, после "первых студенческих беспорядков".
5 Из стихотворения Волошина "По ночам, когда в тумане..." (1903).
6 Имеется в виду стихотворение Волошина "В вагоне" (1901).
ЕЛИЗАВЕТА КРУГЛИКОВА
Воспоминания художницы Елизаветы Сергеевны Кругликовой написаны ею в 1933 году. Текст дается по кн.: Максимилиан Волошин - художник (М., 1976).
Есть и другой вариант воспоминаний Кругликовой о парижских встречах с Волошиным, опубликованный в сборнике "Елизавета Сергеевна Кругликова. Жизнь и творчество" (Л., 1969. С. 46-48).
1 Матвеев Борис Николаевич (1873-1919) - живописец. Его письма из Парижа, с упоминанием Волошина, хранятся в ЦГАЛИ.
2 Ковалевский Максим Максимович (1851-1916) - правовед, историк, публицист. В ноябре 1901 года им был основан в Париже Русский университет, иначе: Высшая русская школа общественных наук.
3 Гиль Рене (1862-1925) - французский поэт и критик, глава "инструменталистов". Его письма к Волошину опубликованы П. Р. Заборовым (см.: "ЕРОПД-79". Л., 1981. С. 238-246).
4 Меродак-Жано Алексис (?-1919) - французский художник и скульптор. Его письма к Волошину см. в кн.: Русская литература и зарубежное искусство (Л., 1986. С. 354-356).
5 Тархов Николай Александрович (1871-1930) - художник. См. о нем в воспоминаниях С. И. Дымшиц-Толстой (с. 175).
6 Волошин отправился с художниками в путешествие в Испанию и на Майорку в 1901 году (время этого путешествия - с 24 мая (7 июня) по 9(22) июля).
7 Столица Андорры - селение Андорра де Вьеха. Население Андорры в то время составляло 12 тысяч человек. Сам Волошин в незаконченной статье "Андорра" подробно описал переход через Пиренеи (ИРЛИ). А в путевом альбомчике (N 17) описан визит к президенту Андорры 11 июня 1901 года: "В гостях у президента республики Иосифа Кальда в Лос-Калодас (генеральный синдик). Маленький городок в двух километрах от Андорры. Белый дом-ресторанчик. Бритые испанские лица. Заплаты на штанах. Бархатные запачканные куртки. Когда мы пришли, он играл в карты. <...> "Могу я Вас спросить некот[орые] сведения по истории вашего государства и по его совр[еменному] положению?" - "Да какая же у нас история? Государство наше было основано Кар[лом] Вел[иким], и с тех пор у нас еще ничего не переменилось..." <...> - "А есть ли у вас полит[ические] партии?" - "О, да! Конечно, как в каждом государстве. У нас есть прогрессисты, т[о] е[сть] франц[узская] партия, которая настаивает на проведении дорог, на развитии торговли, а другая - испанская - консервативная, не хочет этого - хочет, чтобы все оставалось по-старому". <...> - "А существует ли у вас какая-нибудь литература, поэты, художники?" - "О, нет, у нас ничего этого нет". Президент обещал зайти к нам, когда будет в городе, и на этом кончилась наша аудиенция" (ИРЛИ).
8 Видимо, имеется в виду публикация: Е. К-а. Из путевых заметок. Андорра. - Иллюстрированное приложение к газете "Новое время", Спб., 1902. 6 (19) марта. С. 9.
9 Еще в "Журнале путешествия", который Волошин вел в 1900 году, он полушутя писал: "В путешествии не столько важно зрение, слух и обоняние, сколько осязание. Для того, чтобы вполне узнать страну, необходимо ощупать ее вдоль и поперек подошвами своих сапог. В путешествии количество виданного всегда обратно пропорционально количеству истраченного и съеденного" (ИРЛИ).
10 Бою быков Волошин посвятил статью "Бой быков. Севилья. Июль 1901" (газета "Русский Туркестан". 1901. 19 августа. N 156. С. 1-3).
11 О пребывании на Майорке Волошин написал в двух статьях: "По глухим местам Испании. Вальдемоза" и "Cartusa de Valdemosa * (Места Жорж Занд и Шопена)" (ИРЛИ). Волошин и его спутники пробыли на Майорке с 18 июня по 2 июля. Отплыв из города Пальма в Испанию, Волошин посетил там Барселону, Валенсию, Малагу, Севилью, Кордову, Толедо, Мадрид.
* Картезианский монастырь в Вельдемозе (исп.)
ЕКАТЕРИНА БАЛЬМОНТ
Екатерина Алексеевна Бальмонт (урожд. Андреева, 1867- 1950) - переводчица, вторая жена К. Д. Бальмонта. Ей посвящено стихотворение Волошина "Возлюби просторы мгновенья..." (1908). Е. А. Бальмонт свидетельствует, предваряя свои мемуарные записи, что М. С. Волошина "знала от Макса, какие мы с ним были большие друзья... Она подробно расспрашивала меня, когда и где мы встречались, общались. "Вот Вы и запишите все, что Вы рассказываете о Максе, пусть будет бессвязно, не стесняйтесь формой, стилем". Я так и сделала".
Текст воспоминаний Е. А. Бальмонт дается по рукописи, хранящейся в ДМВ.
1 Дочь К. Д. Бальмонта - Нина Константиновна Бальмонт (в замужестве Бруни, р. 1901).
2 К. Бальмонт страдал запоями, Волошин же всегда был равнодушен к алкоголю.
3 Гельштейн Александра Васильевна (1850-1937) - участница народовольческих кружков, политэмигрантка, переводчица и писательница (псевдоним Баулер). Имела большое влияние на Волошина, познакомила его со многими деятелями французской культуры. Волошин посвятил А. В. Голь-штейн, стихотворение "Старые письма" (1904), цикл "Алтари в пустыне" (1909), стихотворение "Весна" (1915).
4 В 1902 году К. Бальмонт вынужден был уехать за границу. За публичное чтение своей сатиры на Николая II "Маленький султан" (в марте 1901 г.) поэт подвергся обыску и запрещению жить в столицах, губернских и университетских городах в течение трех лет. В июне 1901 г. он уехал в Сабынино Курской губернии, где прожил до марта 1902 г., после чего и уехал за границу. Вернулся К. Бальмонт в Россию в январе 1903 г.
5 Знакомство Волошина с Е. А. Бальмонт и ее дочерью относится, по-видимому, к 1903 г.
6 Ошибка: художник В. Э. Борисов-Мусатов (1870- 1905) - москвич. Он был вхож в семью Сабашниковых, и Волошина познакомила с ним, по-видимому, Маргарита Васильевна.
7 Думается, это недоразумение, основанное на том, что Волошин называл свою мать "Le mere", пользуясь артиклем мужского рода и тем самым подчеркивая в шутку ее мужественность.
8 В Париже на бульваре Эдгара Кинэ (в доме N 16) Волошин жил с 5 октября 1905 г. по 20 мая 1906 г.
9 Таиах - жена фараона Аменхотепа III, жившая в XV веке до н. э. "Голова Таиах" - гипсовый слепок с древнеегипетской скульптуры, приобретенный Волошиным в берлинском музее по пути в Париж. Этот слепок украшал парижскую мастерскую Волошина, а затем - его дом в Коктебеле. Волошин впервые увидел слепок с головы Таиах (копию скульптуры) в парижском музее Гиме летом 1904 года, и эта скульптура поразила его сходством с М. В. Сабашниковой, к которой в то время он испытывал глубокое чувство (см.: Купченко В. Муза меняет имя? - Советский музей. 1985. N 3).
10 Волошин путешествовал по берегу Луары в июле 1908 г.
11 Полиевктова Татьяна Алексеевна (урожд. Орешникова, 1877-ок. 1962) - сестра Веры Алексеевны Зайцевой - жены писателя Бориса Константиновича Зайцева.
12 Первую половину 1915 года Волошин жил в Париже вместе с К. Бальмонтом в его квартире на улице де ла Тур.
МАРГАРИТА САБАШНИКОВА
Маргарита Васильевна Сабашникова (1882-1973) - художница и поэтесса. Воспоминания ее изданы на немецком языке: M. Woloshin. Die grune Schlahge *. Stuttgart, 1955. (Были переиздания.) Перевод с немецкого Фаины Гримберг.
* Зеленая змея (нем.).
1 Щукин Сергей Иванович (1854-1936) - коллекционер картин. Знакомство Волошина и М. В. Сабашниковой произошло 11 февраля 1903 года.
2 Первые переводы из Э. Верхарна были опубликованы Волошиным только в 1905 году ("Казнь" и "Человечество") в петербургской газете "Русь" (1905. 14 августа).
3 Родители Сабашниковой: Василий Михайлович Сабашников (1848-1923) - чаеторговец, выборный московского купеческого сословия, и Маргарита Алексеевна (урожд. Андреева, 1860-1933).
4 Сабашникова приехала в Париж в середине марта 1904 года.
5 "Шляпка с васильками" упоминается в стихотворении Волошина "Письмо" (май 1904 года).
6 По-видимому, Сабашникова была вместе с Волошиным на "бетховенском концерте" А. Дункан. Описание этого вечера Волошин дал в статьях "Айседора Дункан" (Русь. 1904. N 144. 7 мая) и "Письмо из Парижа" (журнал "Весы". М., 1904. N 5).
7 M. В. Сабашникова выехала из Парижа 8 (21) июня 1904 года.
8 Кавур Камилло Бенсо (1810-1861) - итальянский государственный деятель, борец за объединение Италии. Гервег Георг (1817-1875) - немецкий поэт и революционер.
9 Одилон Редон (1840-1916) - французский художник-символист. Волошин посвятил ему стихотворение "Я шел сквозь ночь. И бледной смерти пламя..." (1904) и статью "Одилон Редон" (Весы. 1904, N 4).
10 В стихотворении "Письмо" Волошин описывает этот рисунок:
Рисунок грубый, неискусный...
Вот Дьявол - кроткий, странный, грустный.
Антоний видит бег планет:
"Но где же цель?"
- Здесь цели нет...
Струится мрак и шепчет что-то,
Легло молчанье, как кольцо,
Мерцает бледное лицо
Средь ядовитого болота,
И солнце, черное как ночь,
Вбирая свет, уходит прочь.
11 Имеется в виду "предсказание Казота", о чем рассказывается в "Отрывке, найденном в бумагах г-на де Лагарпа". Жак Казот (1719-1792) и Жан Франсуа де Лагарп (1739- 1803) - французские писатели. Первый из них увлекался оккультизмом, второй стал в конце жизни убежденным католиком. "Предсказание Казота" приведено Волошиным в его статье "Пророки и мстители" (Перевал. М., 1906. N 2).
12 Чуйко Михаил Самойлович (ок. 1875-1947) - художник и актер. Его портрет работы Сабашниковой был на выставке "Мира искусства" (репродукция - в журнале "Золотое руно". М., 1906. N 5. С. 16).
13 Минцлова Анна Рудольфовна (ок. 1860-1910) - переводчица, теософка. Имела большое влияние на Волошина. Ей он посвятил цикл сонетов "Руанский собор" (1907) и запечатлел в стихотворении "Безумья и огня венец..." (1911):
Безумья и огня венец
Над ней горел.
И пламень муки,
И ясновидящие руки,
И глаз невидящий свинец,
Лицо готической сивиллы,
И строгость щек, и тяжесть век.
Шагов ее неровный бег -
Все было полно вещей силы.
Ее несвязные слова,
Ночным мерцающие светом,
Звучали зовом и ответом.
Таинственная синева
Ее отметила средь живших...
...И к ней бежал с надеждой я
От снов дремучих бытия,
Меня отвсюду обступивших.
14 Отец А. Р. Минцловой - Рудольф Иванович Минцлов (1811-1883) - был педагогом и библиографом.
15 Безант Анни (1847-1933) - общественная деятельница Англии и Индии, одна из учредителей Теософского общества.
16 Историю этого дворца Волошин рассказал в статье "Багатель" (газета "Двадцатый век". Спб., 1906. N 76. 14 (27) июня).
17 М. Сабашникова уехала в Цюрих 11 (24) июня 1905 года.
18 Из стихотворения Волошина "В зеленых сумерках, дрожа и вырастая..." (26 июня 1905 года).
19 Письма Волошина были впоследствии возвращены ему М. В. Сабашниковой и сохранились в его архиве. Но упомянутого среди них не обнаружено.
20 Волошин путешествовал с А. В. Сабашниковым по Сен-Готарду в начале августа 1905 года.
21 Порфирий (232/233 - между 301 и 304 гг.) - античный философ, представитель неоплатонизма.
22 Венчание Волошина и Сабашниковой состоялось в Москве 12 апреля 1906 года в церкви святого Власия в Большом Власьевском переулке (на Арбате). Отъезд в Париж - 15 апреля.
23 Встреча Штейнера с Мережковскими и Философовым произошла в июне 1906 года.
24 Кармен Сильва - псевдоним румынской королевы Елизаветы (1843-1916). Писала стихи и пьесы (на немецком языке).
25 Соловьева Поликсена Сергеевна (1867-1924) - поэт и драматург (псевдоним - Allegro), художница; сестра Вл. Соловьева. В Коктебеле жила на собственной даче вместе с Натальей Ивановной Манасеиной (1869-1930) - детской писательницей. В Петербурге они вдвоем издавали журнал для детей "Тропинка".
26 О сложности своих отношений с матерью Волошин писал, например, Ю. Л. Оболенской 15 мая 1915 года: "Я не хочу обвинять маму - не подумайте этого, но по отношению ко мне, в известн[ые] минуты, в ней подымается нечто совершенно вне сознания стоящее, что она ни выразить, ни вспомнить точно потом не может. Встает какое-то безумие. И я совсем, совсем не понимаю, что это. Потому что именно того разумного, ясного, открытого, решительного человека, которым она бывает всегда, в ней тогда нет. И это мучает безумно, все парализует внутри, готов бываешь на все, чтобы исправить, и тогда еще больше запутываешь" (ИРЛИ).
27 Богаевский Константин Федорович (1872-1943) - художник-пейзажист. Ему посвящены Волошиным цикл стихов "Киммерийские сумерки" (1907-1909), стихи "Другу" (1915) и "Преосуществление" (1918). Письма Волошина к Богаевскому см.: журнал "Искусство". 1979. N 9. С. 65-66.
28 Петрова Александра Михайловна (1871-1921) - преподавательница феодосийской женской гимназии. Волошин посвятил ей раздел "Звезда-полынь" своей первой книги стихов и стихотворение "Святая Русь" (1917). В наброске мемуарной статьи об А. М. Петровой "Киммерийская сивилла" (1921) он писал о ней как о человеке, "оплодотворившем многие десятки людей, с ней соприкасавшихся", - утверждая: "В развитии моего поэтического творчества, равно как и в развитии живописи творчества К. Ф. Богаевского, А[лександра] М[ихайловна] сыграла важную и глубокую роль" (ИРЛИ).
29 Волошин посвятил Вячеславу Иванову "Гностический гимн деве Марии" (ноябрь 1906 г.). В Петербурге Вяч. Иванов жил на углу Таврической (дом N 25) и Тверской улиц.
30 Работа Вяч. Иванова "Эллинская религия страдающего бога" печаталась в журнале "Новый путь" (Спб., 1904. N 1-4, 8, 9), окончание ее (под заглавием "Религия Диониса") - в журнале "Вопросы жизни" (Спб., 1905. N 6, 7).
31 Волошины переехали в Петербург около 10 октября 1906 года. Они сняли две комнаты в квартире художницы Е. Н. Званцевой (1864-1922) - организатора частной художественной школы.
32 М. Сабашникова пишет здесь о "Гностическом гимне деве Марии" Волошина, в котором мотив "звезды Марии" - один из ведущих. Он звучит, например, в таких строках "Гностического гимна...":
Марево-Мара,
Море безмерное,
Amor-Maria -
Звезда над морями!..
33 Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна (1866-1907) - писательница. Волошин посвятил ей стихотворение "Одиссей в Киммерии" (1907).
34 Лев Самойлович Бакст (1866-1924) - художник. Ему Волошин посвятил стихотворение "Армагеддон" (1915).
35 Имеется в виду книга Георгия Чулкова "О мистическом анархизме" (Спб., 1906), которая вызвала оживленную полемику).
36 "Соборный индивидуализм" (Спб., 1907) - книга историка литературы Модеста Людвиговича Гофмана (1887-1959), написанная под сильным воздействием идей Вяч. Иванова.
37 Книга рассказов Л. Зиновьевой-Аннибал "Трагический зверинец" вышла в 1907 году в петербургском издательстве "Оры". Один из рассказов этой книги посвящен Волошину.
38 Уехав в Финляндию (в Мустамяки) около 28 ноября 1906 года, Сабашникова вернулась в Петербург 21 или 22 декабря того же года.
39 "Кубок метелей" - книга А. Белого. Сабашникова, по-видимому, имеет здесь в виду стихи А. Блока из цикла "Снежная маска" (1907).
40 Франциск Ассизский (1182-1226) - итальянский религиозный деятель и писатель.
41 "Сонет об осени" М. Сабашниковой - стихотворение "Осень" ("Осиянный осенью..."); оно было напечатано в альманахе "Цветник Ор. Кошница первая" (Спб., 1907) - вместе с тремя другими стихотворениями Сабашниковой (цикл "Лесная свирель").
42 Лекцию "Пути Эроса" (комментарий к "Пиру" Платона) Волошин читал в Москве 27 февраля 1907 года.
43 Волошин уехал с матерью из Петербурга 19 марта
1907 года. Решение расстаться с женой возникло у него 10 марта. В этот день он записал в дневнике: "Я решил, что я не должен связывать планов своей жизни с Амориными * планами. Что все лето я проведу в Коктебеле, а осенью отправлюсь в Париж. Она же поступит так, как ей заблагорассудится - поедет со мной или останется в России. <...> Это все я сказал Аморе..." (ИРЛИ).
* Речь идет о М. В. Волошиной (Сабашниковой) (см. сноску на с. 94).
44 Ивановы уехали в имение Загорье Могилевской губернии.
45 М. Сабашникова приехала в Коктебель 14 августа 1907 года.
46 Ошибка: Л. Д. Зиновьева-Аннибал скончалась в Загорье 17 октября 1907 года.
47 В Гамбурге Волошин был между 11 (24) и 15 (28) мая 1908 г.
48 Эта трактовка миссии Иуды (идущая от учения гностической секты каинистов) была изложена Волошиным в набросках к статье "Евангелие от Иуды", так и не написанной, и в стихотворении "Иуда-апостол" (1919).
49 Рассказ о событиях 1914 года. В селении Дорнах, близ Базеля, с 1913 года шло строительство Иоганнес-Бау (или Гётеанума) - своего рода храма для членов Антропософского общества, основанного в то время Р. Штейнером (сначала - как ветвь Теософского общества). Волошин прибыл в Дорнах 18 (31) июля 1914 года, в день начала войны России с Германией. Пробыл здесь до 2 (15) января 1915 года.
50 "Тайны" - поэма Гёте. Сообщая Ю. Л. Оболенской о "заказе" на этот занавес ("21 метр на 19 = 400 квад[ратных] метров!!!"), Волошин делился с ней в письме, написанном в конце ноября 1914 г.: "Я задумал его по воспоминанию испанского монастыря Монсеррато под Барселоной, где был когда-то, а сегодня из одного письма Вильгельма Гумбольдта узнал, что Гёте именно имел в виду Монсерратский монастырь" (ИРЛИ).
51 Волошин должен был выполнять работу над занавесом вместе с голландкой Ван-Дрей - "ясновидящей", живопись которой была, по словам Волошина, не "наивно-примитивна", как хотелось бы антропософам, а "в высшей степени полуграмотна".
52 Об антропософии Волошин писал Ю. Л. Оболенской: "Я принимаю целиком самого Штейнера, но очень плохо принимаю общество и часто делаю из слов его совсем другие выводы". И в другом письме: "Протест больше против штейнеристов, в которых я видел людей, "изнасилованных истинами", чем против него самого. Не принимал я также догматизма его последователей" (ИРЛИ).
53 Волошин был призван в армию (уже будучи в России, осенью 1916 года) как ратник ополчения 2-го разряда. Отказ от воинской службы он высказал в письме на имя военного министра: "Я отказываюсь быть солдатом, как европеец, как художник, как поэт: как европеец, несущий в себе сознание единства и неразделимости христианской культуры, я не могу принять участие в братоубийственной и междоусобной войне, каковы бы ни были ее причины. Ответственен не тот, кто начинает, а тот, кто продолжает. Наивным же формулам, что это война за уничтожение войны, я не верю.
Как художник, работа которого есть созидание форм, я не могу принять участие в деле разрушения форм - и в том числе самой совершенной - храма человеческого тела.
Как поэт, я не имею права поднимать меч, раз мне дано Слово, и принимать участие в раздоре, раз мой долг - понимание.
Тот, кто убежден, что лучше быть убитым, чем убивать, и что лучше быть побежденным, чем победителем, так как поражение на физическом плане есть победа на духовном, - не может быть солдатом" (ИРЛИ).
Освобожден же Волошин был из-за поврежденной правой руки (при падении с велосипеда в 1910 г.).
АЛЕКСАНДР АМФИТЕАТРОВ
Знакомство Волошина с писателем Александром Валентиновичем Амфитеатровым (1862-1938) состоялось в марте 1905 года. Амфитеатров знал Волошина в "его парижские молодые дни". Воспоминания Амфитеатрова были опубликованы в газете "Сегодня" (Рига) 11 сентября 1932 г. (сообщено составителям Р. Д. Тименчиком).
Текст - по газетной публикации воспоминаний.
1 О тамплиерах в Париже рассказывала Волошину А. Р. Минцлова. 18 июля 1905 года он записал в дневник ее слова: "Они теперь еще существуют... <...> Во многих церквах есть их знаки" (ИРЛИ). 24 июля того же года Волошин писал Маргарите Сабашниковой о прогулке с Минцловой по Парижу: "На месте казни тамплиеров ее руки помертвели и похолодели" (ИРЛИ).
2 Лекция Волошина "Предвестия и пророчества" впоследствии была опубликована в журнале "Перевал" (1906. N 2) под названием "Пророки и мстители (Предвестия Великой Революции)".
3 Имеется в виду стихотворение Волошина "Ангел мщенья" ("Народу русскому: я скорбный Ангел мщенья!..") (1906).
4 В романе А. Амфитеатрова "Вчерашние предки" (1929) выведен граф Зигмунт Стембровский, глава кружка "автофантастов", наделенный некоторыми чертами Волошина.
5 "Историк" - по-видимому, А. Ле Плонжеон, в 1895 году опубликовавший в Лондоне перевод отрывка рукописи индейцев майя, где якобы повествуется о гибели от землетрясения "земли My" в 9564 году до н. э. (см. в кн.: Жиров Н. Ф. Атлантида. М., 1964. С. 108). Плонжеон упомянут в статьях Волошина "Картинные выставки" (газета "Новая Русь". Спб., 1909. 5 февраля. N 35) и "Архаизм в русской живописи" (Аполлон. 1909. N 1).
6 По-видимому, У. Скотт-Эллиот, автор "Истории Атлантиды", вышедшей в 1896 году в Лондоне, а в 1901-м - в Париже.
7 В журнале "Красное знамя", выходившем в Париже под редакцией Амфитеатрова, были напечатаны стихотворения Волошина "Голова принцессы Ламбаль" и "Ангел мщенья" (1906. N 1).
8 В упоминании о "пресловутых... "Двенадцати" Блока" ощущается отзвук тенденциозного, раздраженного восприятия этой поэмы писателем-эмигрантом (после 1920 г. А. Амфитеатров эмигрировал из Советской России за границу).
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
Из книги "Начало века"
Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) знал Волошина почти три десятилетия. Волошин посвятил А. Белому стихотворения "В цирке" (1903) и "Пролог" (1915).
Текст - из книги воспоминаний Андрея Белого "Начало века" (М.-Л., 1933).
1 Реми де Гурмон (1853-1915) - французский писатель, критик, сыгравший большую роль в истории символизма.
2 Отец Андрея Белого - профессор математики Николай Васильевич Бугаев (1837-1903).
3 Рисунок Е. С. Кругликовой "К. Д. Бальмонт читает в Русской школе в Париже лекцию о Шелли" был напечатан в иллюстрированном приложении к газете "Новое время" (1903. 5 (18) февраля).
4 Григорий Спиридонович Петров (1868-1925) - священник-расстрига, публицист, член Государственной думы.
5 "Коммивояжером" назвала Волошина 3. Гиппиус в отклике на первую заметную публикацию стихов Волошина. См.: А. Крайний (псевдоним 3. Гиппиус). Нужны ли стихи? - журнал "Новый путь". Спб., 1903. N 9. С. 250-251.
БОРИС САДОВСКОЙ (САДОВСКИЙ)
Борис Александрович Садовский (псевдоним - Садовской, 1881-1952) - поэт, прозаик, критик. Его воспоминания приводятся как яркий образец отношения к Волошину людей, далеких от понимания его личности, многих и многих "мещан духа".
Текст - по рукописи, хранящейся в ЦГАЛИ (ф. 464, оп. 1, ед. хр. 3).
1 Книга Верхарна в переводе В. Я. Брюсова вышла в 1906 г под названием "Стихи о современности". Волошин критически отозвался о ней ("Весы". 1907. N 2. С. 74-82).
2 Койранский Александр Арнольдович (1884-?) - поэт и критик. Не выпустил ни одной книжки стихов.
3 Неосторожная фраза: "Вся юность Валерия Брюсова прошла перед дверьми публичного дома" - появилась в рецензии Волошина на 1-й том стихов Брюсова "Пути и перепутья" (газета "Русь". 1907. 29 декабря), вызвав ряд нападок автора на рецензента. Однако сам Брюсов впоследствии подтвердил: "Мне было лет 12-13, когда я узнал "продажную любовь" и заглянул в область кафе-шантанов и "веселых домов". Эти соблазны оказались для меня столь неодолимы, что я стал посвящать им значительную часть своего времени" (Брюсов В. Автобиография. - В кн.: Русская литература XX века. Вып. 1. М., 1914. С. 104).
4 Имеется в виду статья Волошина "Весенний праздник тела и пляски" (Русь. 1904. 22 апреля. N 129).
5 См. статью М. Волошина "Репинская история" (с. 294- 301).
ВЛАДИСЛАВ ХОДАСЕВИЧ
Фрагмент из воспоминаний Владислава Фелициановича Ходасевича дается по кн.: Ходасевич В. Литературные статьи и воспоминания (Нью-Йорк, 1954).
1 Московский литературно-художественный кружок существовал с 1898 года.
2 Позднее Ходасевич провел два лета в Коктебеле (в 1916 и 1917 гг.) и близко наблюдал Волошина. В рецензии на воспоминания М. Цветаевой о Волошине Ходасевич писал: "Это был очень милый, очень образованный, очень одаренный, но и очень легкомысленный, даже порой легковесный человек, писавший довольно поверхностные стихи, из которых самые неудачные своей оперной красотой имели наибольший успех у некомпетентных ценителей" (газета "Возрождение". Париж, 1933. 9 ноября. С. 4).
3 Речь идет о лекции Волошина "Пути Эроса", прочитанн