Главная » Книги

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии к первому тому Полного собрания сочинений

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии к первому тому Полного собрания сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  

Н. А. Некрасов

  

Комментарии к первому тому Полного собрания сочинений (Стихотворения 1845-1855 гг.)

   Н.А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах
   Художественные произведения. Тома 1-10
   Том первый. Стихотворения 1838-1855 гг.
   Л., "Наука", 1981
  
   В первом томе академического издания собрания сочинений Некрасова помещены стихотворения 1838-1855 гг., т. е. большого промежутка времена от начала творческого пути поэта и вплоть до той поры, когда в его стихах (в частности, в "Поэте и гражданине", 1855-1856) явственно прозвучали призывы к революционной борьбе. Произведения, представленные в настоящем томе, принадлежат к ценнейшим художественным документам той эпохи. Вместе с тем они характеризуют становление Некрасова как поэта, зарождение и развитие революционно-демократических мотивов в его творчестве.
   В соответствии с жанровым принципом, принятым в композиции всего издания, в первом томе сосредоточены собственно стихотворения. Некоторые некрасовские произведения тех лет вошли в другие тома: поэмы "В. Г. Белинский" и "Саша" - в том, отведенный для поэм (т. IV); ранняя "драматическая фантазия в стихах" "Юность Лермонтова" - в том драматических произведений (т. VI).
   Из стихотворений Некрасова, содержащихся в его пьесах, романах, фельетонах, рецензиях, письмах, автобиографических заметках (см. т. VI-IX, XI-XIII, XV наст, изд.), в первом томе перепечатываются лишь те, которым он придавал самостоятельное значение, публикуя их (или предполагая публиковать) в виде отдельных произведений.
   Стихотворения, составляющие первый том, относятся к двум периодам творческого пути Некрасова - периоду литературного ученичества (1838-1844 гг.) и периоду зрелого мастерства (с 1845 г.). Середина 1840-х гг. была важнейшим рубежом в эволюции поэта. Именно тогда Некрасов получил признание как вы" дающийся поэт, - об этом говорили и писали и читатели, и литераторы; первым критиком, "открывшим" Некрасова, был В. Г. Белинский (см. комментарий к стихотворению "В дороге", 1845). Позже Н. Г. Чернышевский отнес становление Некрасова как великого поэта также к середине 1840-х гг. {См.: Чернышевский, г. I, T44-749.} Это мнение принято и в научной литературе. К. И. Чуковский охарактеризовал годы 1838-1844 как "период литературной работы Некрасова, в течение которого он так трудно и медленно формировал свой писательский стиль". {Чуковский Корней. Мастерство Некрасова. М., 1971, с. 73.} В статье, специально посвященной вопросу периодизации творческого пути Некрасова, М. М. Гин пишет: "Ни в коем случае мы не имеем права упускать из вида один важнейший рубеж в творческом пути Некрасова - середину 40-х годов, начало его зрелого поэтического творчества". {Гин М. М. О периодизации творчества Некрасова. - Изв. АН СССР. 1971. Сер. лит-ры и яз., т. XXX, вып. 5, с. 433.}
   Сам Некрасов неизменно браковал свои ранние стихи. В первые три прижизненные издания своих "Стихотворений" (1856, 1861, 1863) он включил произведения, написанные не ранее 1845 г. В последних трех изданиях (1864, 1869, 1873-1874) он поместил и несколько более ранних юмористических стихотворений, по лишь в приложении и с особым примечанием, в котором давал своим ранним стихам весьма строгую критическую оценку (см. комментарий к стихотворению "Говорун", с. 679 наст. тома). {В комментариях ко многим стихотворениям приводятся сведения об их перепечатках в прижизненных изданиях "Стихотворений", - здесь имелись в виду перечисленные выше авторизованные издания, неизменно появлявшиеся под заглавием "Стихотворения Н. Некрасова". Прижизненные заграничные контрафакции, выходившие отдельными книгами под тем же заглавием, учитывались лишь в особых случаях (что каждый раз оговаривалось). Таких контрафакций было четыре: "Стихотворения Н. Некрасова. Лейпциг, 1859; Стихотворения Н. Некрасова. Берлин, 1862; Стихотворения Н. Некрасова. Изд. 2-е. Лейпциг, 1869 (перепечатка "Стихотворений" 1859 г.); Стихотворения Н. Некрасова. Изд. 2-е. Берлин, 1874 (перепечатка "Стихотворений" 1862 г. с присоединением стихотворений "Утро" и "Три элегии").}
   Прижизненные издания своих "Стихотворений" (начиная со второго) Некрасов открывал стихотворением "В дороге" (1845) - произведением, которое знаменовало собою начало нового этапа в его творчестве, было восторженно встречено В. Г. Белинским, высоко оценено А. И. Герценом и А. А. Григорьевым. Первое издание "Стихотворений" (1856) открывалось программным стихотворением "Поэт и гражданин" (которое входит во второй том настоящего издания), но сразу вслед за ним стояло стихотворение "В дороге".
   В связи с вышесказанным в настоящем томе в качестве первого отдела помещены стихотворения 1845-1855 гг., причем этот отдел (и весь том) открывается стихотворением "В дороге". Стихотворения 1838-1844 гг. составляют второй отдел. Затем следуют небольшие отделы "Коллективное" (стихотворения, написанные Некрасовым в соавторстве) и "Dubia". В отдел "Dubia" вошли лишь такие стихотворения, принадлежность которых Некрасову (вызывает мало сомнений. Стихотворения 1838-1855 гг., включавшиеся в издания Некрасова ошибочно или без достаточных оснований, в настоящем томе не перепечатаны, - им посвящена особая заметка, непосредственно связанная с комментарием к отделу "Dubia" (на с. 706-708 наст. тома).
   Внутри каждого отдела стихотворения расположены в хронологическом порядке. При этом все они распределены по годовым рубрикам. Такое распределение является в известной мере условным (так как над некоторыми стихотворениями Некрасов работал в течение нескольких лет, да и не всегда год написания стихотворения может быть точно определен), но оно удобно для читателя и опирается на многолетнюю традицию издания стихотворений Некрасова. Стихотворения, над которыми поэт работал в течение нескольких лет, отнесены к тому году, на который приходится основная часть работы. Более точные сведения о датировке стихотворений сообщаются в комментариях.
   Основанием для датировки многих стихотворений Некрасова является дата цензурного разрешения той книжки журнала, в которой они были впервые опубликованы: журнал обычно проходил через цензуру в уже отпечатанном виде и в ближайшие дни после этого выпускался в свет. Поэтому сведения о цензурном разрешении журналов приводятся в комментариях. {Сведения о цензурных разрешениях изданий "Стихотворений" Некрасова в аналогичных случаях, как правило, не приводятся. Они не показательны, так как после цензурного разрешения книга могла еще долго печататься, и Некрасов вносил изменения в ее состав. Например, в "Стихотворения" 1858 г. он после цензурного разрешения (14 мая 1856 г.) включил стихотворение "Поэт и гражданин" и другие; вышла же книга лишь 19 октября 1856 г.}
   Важным основанием для датировки большой группы стихотворений 1855 г. является их наличие в датированных тетрадях автографов: в Зап. тетр. No 1 и Зап. тетр. No 2, на которых имеются дарственные надписи А. Я. Панаевой с датой "21 мая 1855" (стихотворения, черновые автографы которых содержатся в этих тетрадях, были написаны, очевидно, не ранее этого дня), а также в тетради, которую Некрасов передал московскому книгоиздателю К. Т. Солдатенкову 7 июня 1855 г. {1 июня 1855 г. Некрасов заключил с К. Т. Солдатенковым условие об издании своих стихотворений (Москва, 1963, No 12, с. 165; Собр. соч. 1965-1967, т. VIII, с. 159, 161).} (по-видимому, стихотворения, беловые автографы которых находятся в этой тетради, были написаны до этого дня). {См. также: Гаркави А. М. Состояние и задачи некрасовской текстологии. - Некр. сб., V, с. 170-173.}
   В комментариях к настоящему тому использовано большое количество материалов, проясняющих творческую историю стихотворений. Составители учли все заметки Некрасова о своих стихотворениях (приведенные С. И. Пономаревым в Ст 1879), а также многие фактические данные, сообщенные К. И. Чуковским в советских изданиях стихотворений Некрасова. Составители данного тома опирались также на свои комментарии в ПССт 1967.
   Стремясь более полно осветить общественное значение стихотворений Некрасова, составители внесли в комментарий сведения о литературной борьбе вокруг некрасовских стихотворений, о хождении стихотворений Некрасова в рукописном виде и т. д.
   Широкое распространение стихотворений Некрасова в рукописях - характернейшее явление русской общественной жизни середины прошлого века. Оно не только свидетельствовало о большом интересе читателей к творчеству поэта, но и зачастую было связано с вольнолюбивыми настроениями. Так, после того как первое издание "Стнхотрорений" Некрасова в конце 1856 г. подверглось цензурным репрессиям (подробно об этом см. т. II наст. изд., комментарий к стихотворению "Поэт и гражданин"), особенно усилилась нелегальная циркуляция текстов Некрасова. Имели хождение экземпляры запрещенной книги "Стихотворений" с рукописными вставками (некоторые из них учтены в комментариях к настоящему тому, а обнаруженные в них разночтения текстов приведены в разделе "Другие редакции и варианты"); {Экземпляры первого издания некрасовских "Стихотворений" с рукописными вставками читателей прошлого века до сих пор обнаруживаются в разных городах. См.: Воробьев В. Судьба книги. - Книжное обозрение, 1975, 28 марта, с. 16.} книгу переписывали от руки и целиком. Без ведома Некрасова его стихотворения печатались и перепечатывались за границей (Ст 1859, Ст 1862, ряд публикаций в сборниках и периодической печати). {Подробно об этом см.: Гаркави А. М. Произведения Н. А. Некрасова в вольной русской поэзии XIX в. - Учен. зап. Калинингр. пед. ин-та, 1957, вып. 3, с. 207-249.}
   В архивах сохранились многочисленные копии стихотворений Некрасова, сделанные разными лицами, часто неизвестными. Много стихотворений переписал в свою тетрадь П. Л. Лавров (ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 340). Большой интерес представляют и конфискованные полицией или III Отделением тетради разных лиц со списками стихотворений Некрасова: тетрадь М. А. Куколь-Яснопольского (ЦГАОР, ф. 109, оп. 214, ед. хр. 380), тетрадь Н. Латкиной (ЦГАОР, ф. 95, оп. 2, ед. хр. 112) и др. Подобные материалы могли быть учтены в данном издании лишь частично, ибо количество их огромно; к тому же очевидно, что очень многие из них еще не выявлены.
   Комментарий к первому тому содержит сведения о музыкальных переложениях некрасовских текстов (в данном случае использован указатель: Н. А. Некрасов в музыке. Сост. Г. К. Иванов. М., 1972). {В соответствующих примечаниях сообщены лишь инициалы и фамилия композитора и год публикации нот с некрасовским текстом; библиографические описания этих публикаций см. в названном указателе Г. К. Иванова.}
   Подготовка текстов стихотворений 1838-1839 гг., вариантов и комментариев к ним осуществлена В. Э. Вацуро; подготовка текстов стихотворений 1840-1855 г., вариантов и комментариев к ним - А. М. Гаркави.
  

1845

  

В ДОРОГЕ

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 7-9.
   Впервые опубликовано: ПСб (ценз. разр. - 12 янв. 1846 г.), с. 505-507, с подписью: "Николай Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалосъ в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф не найден. Авторизованная копия (рукой А. Я. Панаевой) - ГБЛ (Солд. тетр., л. 50-53) - представляет собою список с текста ПСб.
  
   В Ст 1879 датировано: "1846", без ссылки на указание автора. Поскольку в середине января 1846 г. "Петербургский сборник" уже вышел в свет, правильнее относить это стихотворение к 1845 г. К тому же еще 3 января 1846 г. Некрасов переслал цензору А. В. Никитенко какие-то стихотворения, назначаемые для "Петербургского сборника" (см.: ПСС, т. X, с. 51), среди которых, вероятно, было и "В дороге".
   При перепечатке в Ст 1861 цензура не пропустила упоминание о том, что крестьянку Грушу погубили "господа", и Некрасов вынужден был переделать ст. 62.
   Композиционная схема стихотворения (разговор путника с ямщиком, рассказ ямщика о своей жизни) восходит к русским народным ямщицким песням. Но эта схема наполнена иным содержанием: здесь речь идет не "про рекрутский набор и разлуку", а о тяжелой доле русской крестьянки. "В дороге" - первое из стихотворений Некрасова, посвященных женской крестьянской доле, и вместе с тем первое резкое выступление Некрасова против крепостного права.
   Прототипом Груши, возможно, была крепостная девушка Наталья Андреева из имения Некрасовых Грешнево (см.: Тарасов А. Ф. Новые архивные материалы о семье Некрасовых. - РЛ, 1967, No 3, с. 145; Гин М. Последняя страница "золотого" детства поэта. - В кн.: Н. А. Некрасов и русская литература. Кострома, 1974, с. 133-137).
   Стихотворение "В дороге" принесло Некрасову признание в литературе. Белинский пришел в восторг, когда Некрасов впервые прочитал его в кругу друзей: "...у Белинского засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть не со слезами на главах: "Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный?"" (Панаев, с. 249). Согласно другой версии, Белинский, находясь под впечатлением от стихотворения "В дороге", сказал И. И. Панаеву: "А каков Некрасов-то!.. Ведь он начинает обнаруживать глубокий поэтический талант. Сколько скорби и желчи в его стихе!.." (там же, с. 417). В рецензии на "Петербургский сборник" Белинский писал о помещенных там стихотворениях Некрасова: "Они проникнуты мыслию; это - не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного. Вот лучшее из них - "В дороге"" (Белинский, т. IX, с. 573). Герцен также в 1846 г. назвал это стихотворение "превосходным" (Белинский, т. XII, с. 264); ср. слова Некрасова (в письме к И. С. Тургеневу от 26 мая/7 июня 1857 г.) о том, что Герцен "был первый, после Белинского, приветствовавший добрым словом мои стихи".
   В 1883 г. стихотворения Некрасова "В дороге", "Забытая деревня", "Вино" и "Огородник" были включены в пропагандистский "Сборник рассказов в прозе и стихах", тираж которого был конфискован властями и сожжен.
  
   Варган - народный музыкальный инструмент (см.: Даль, т. I, с. 165). Слова "на варгане играть" в данном контексте означают: играть на музыкальных инструментах.
   Вальяжный - красивый, величественный.
   Перебрал по ревизии души... - проверил списки своих крепостных крестьян.
   Тягло - трудоспособная крестьянская семья (муж с женой), которая принималась за хозяйственную единицу в имении помещика и была обязана отработать на барщине или выполнить установленную норму оброка.
   Коты - здесь: род женских полусапожек.
  

ПЬЯНИЦА

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 13-14.
   Впервые опубликовано: ПСб (ценз. разр. - 12 янв. 1846 г.), с. 508-509, с подписью: "Николай Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф не найден. Авторизованная копия (рукой А. Я. Панаевой) - ГБЛ (Солд. тетр., л. 53 об. - 55) - представляет собою список с текста ПСб.
  
   В Ст 1879 датировано: "1845", со ссылкой на указание автора.
   Вошло в бесцензурное "Собрание стихотворений Пушкина, Рылеева, Лермонтова и других лучших авторов". Лейпциг, 1858 (Р. б-ка, т. I).
   Пародия на "Пьяницу" - стихотворение Эраста Благонравова (Б. Н. Алмазова) "Пропойца" (М, 1851, No 19-20, с. 288-290).
  

"ОТРАДНО ВИДЕТЬ, ЧТО НАХОДИТ..."

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1. с 15-16.
   Впервые опубликовано: ПСб (ценз. разр. - 12 янв. 1846 г.), с. 509-510, с подписью: "Николай Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф не найден. Авторизованная копия (рукой А. Я. Панаевой) - ГБЛ (Солд. тетр., л. 55 об. - 56) - представляет собою список с текста ПСб.
  
   В Ст 1879 датировано: "1845", со ссылкой на указание автора.
   В ПСб, Ст 1856 и Ст 1861 ст. 15-16 были изъяты цензурой. Резкое слово "подлец" было направлено здесь против высокопоставленного чиновника. Впрочем, нет оснований утверждать, что Некрасов имел в виду какое-либо определенное лицо.
  

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, Приложение 1: Юмористические стихотворения 1842-45 годов, с. 210-212.
   Впервые опубликовано: ПСб (ценз. разр. - 12 янв. 1846 г.), с. 510-511, с подписью: "Николай Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. В Ст 1861, Ст 1863, Ст 1864 не вошло из-за цензурного запрета. В Ст 1869 и Ст 1873 из цензурно-тактических соображений печаталось в приложении.
   Автограф не найден. Факсимиле белового автографа ст. 1-18 с заглавием "Колыбельная песня" без подзаголовка - в кн.: Некрасовский альбом. Пг., 1921, с. 28. Авторизованная копия (рукой А. Я. Панаевой) - ГБЛ (Солд. тетр., л. 56 об. - 58 об.) - представляет собою список с текста ПСб.
  
   Считая "Колыбельную песню" одним из характерных для своего творчества стихотворений, Некрасов включил ее в Р. б-ку (с датой "1846"), Впрочем, "Колыбельная песня" была написана еще в 1845 г., как и другие стихотворения Некрасова, помещенные в ПСб.
   8 января 1846 г. цензор А. В. Никитенко поставил в С. -Петербургском цензурном комитете вопрос о дозволении опубликовать "Колыбельную песню" в "Петербургском сборнике", подготовив следующий черновик резолюции: "Комитет, не находя в сем сатирическом стихотворении ничего противного правилам цензуры, определил дозволить его к напечатанию" (Гаркави А. М. Н. А. Некрасов в борьбе с царской цензурой. Калининград, 1966, с. 53). Резолюция эта, видимо, прошла: стихотворение появилось в "Петербургском сборнике". Но вслед за тем разразилась цензурная "буря". 13 февраля 1846 г. шеф жандармов А. Ф. Орлов, требуя наказать цензора, дозволившего публикацию "Колыбельной песни", писал министру народного просвещения С. С. Уварову: "Сочинения подобного рода, по предосудительному содержанию своему, не должны бы одобряться к печатанию" (Евгеньев-Максимов В. Е. В цензурных тисках. - Книга и революция, 1921, No 2 (14), с. 37). Выговор за публикацию "Колыбельной песни" вынужден был принять на себя председатель С.-Петербургского цензурного комитета М. Н. Мусин-Пушкин (см.: <Стасов В. В.> Цензура в царствование императора Николая I. - PC, 1903, No 5, с. 383).
   С этого времени в официальных кругах Некрасов стал считаться "неблагонамеренным" писателем. В марте 1848 г. Ф. В. Булгарин доносил в III Отделение: "Некрасов - самый отчаянный коммунист; стоит прочесть стихи его и прозу в С.-Петербургском альманахе, чтоб удостовериться в этом. Он страшно вопиет в пользу революции" (Щ<еголев> П. Эпизод из жизни В. Г. Белинского. - Быяое, 1906, No 10, с. 283). Прозы Некрасова в "Петербургском сборнике" не было (доносчик, вероятно, имел в виду очерк "Петербургские углы", опубликованный в "Физиологии Петербурга"; что же касается стихов, то особую злость Булгарина вызвала "Колыбельная песня", - это видно из его письма к цензору А. Л. Крылову от 28 декабря 1848 г. - ГМ, 1913, No 4, с. 225).
   Приступая к хлопотам о Ст 1861, Некрасов вынужден был заявить, что "Колыбельная песня" там помещена не будет (Евгеньев-Максимов В. Некрасов как человек, журналист и поэт. М.-Л., 1928, с 231). В 1864 г. поэт решился включить "Колыбельную песню" в свои "Стихотворения", но С.-Петербургский цензурный комитет потребовал изъять ее, аргументируя это так: "В этом стихотворении заключается едкая ирония на судьбу чиновников: гнуть спину, ползти ужом до хорошего местечка, красть, потом купить дом и сделаться русским дворянином и барином" (ПССт 1967, т. I, с. 605).
   В связи с цензурными преследованиями "Колыбельная песня" получила хождение в рукописных копиях (в альбоме А. А. Майкова - ГПБ, ф. 452, оп. 1, ед. хр. 610, л. 94-94 об.; в альбоме М. Н. Дириной - ГПБ, ф. 252, ед. хр. 1, л. 6-7; в рукописном сборнике Н. Орлова - ГБЛ, ф. 622, к. 2, ед. хр. 11, л. 61-63 об. и др.). Перепечатывалась в сборнике "свободных русских песен и стихотворений" "Лютня" (Лейпциг, 1869; изд. 2-е. Лейпциг, 1873; изд. 5-е. Лейпциг, 1879; изд. 6-е. Лейпциг, б. г.).
   "Колыбельная песня" - "перепев" "Казачьей колыбельной песни" М. Ю. Лермонтова.
   Положена на музыку (А. И. Дюбюк, 1886).
  

"СТИШКИ! СТИШКИ! ДАВНО ЛЬ И Я БЫЛ ГЕНИЙ?.."

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, Приложение 1: Юмористические стихотворения 1842-45 годов, с. 131-132.
   Впервые опубликовано: ЛГ, 1845, 11 янв., No 2, "Дагерротип", о. 31, в фельетоне "Отчеты по поводу Нового года", подписанном: "Ник-Нек".
   В собрание сочинений впертые включено: Ст 1864 (приложение к 3-й части). Перепечатывало" в Ст 1869 и Ст 1873. Автограф не найден.
  
   В Ст 1864, Ст 1869 и Ст 1873 датировано: "1845".
   В ст. 16 конъектура: вместо "другой" - "дугой" (обоснование этой конъектуры: Бухштаб В. Я. Заметки о текстах стихотворений Некрасова. - В кн.: Издание классической литературы. Из опыта "Библиотеки поэта". М., 1963, с. 241-242).
   Выражения "избранники небес", "наш ближний", возможно, восходят к стихотворению Пушкина "Поэт и толпа". Некрасов иронизирует над эпигонами романтизма, превратившими подобные выражения в литературные штампы. Ср., например, в стихотворении М. Дмитриева "Сны веков" строку: "А поэт - небес избранник..." (Маяк, 1845, No 2, с. 70).
  

ПОСЛАНИЕ К ДРУГУ (ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ)

  
   Печатается по тексту первой публикации с исправлением ст. 17 по цензурному делу (см. ниже).
   Впервые опубликовано: ЛГ, 1845, 1 фев., J* 5, "Дагерротип", с. 97, с подписью: "Н. Стукотнин".
   В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.
   Автограф не найден.
  
   Ст. 17, напечатанный в ЛГ с искажением ("Горячо и лихославно"), исправляется по журналу заседания С.-Петербургского цензурного комитета 30 января 1845 г. (см.: Гаркави А. М. Некрасов и цензура. - Некр. сб., II, с. 446). В сочетании слов "право" и "славно" цензура усмотрела возможную насмешку над православием.
   Авторство Некрасова установлено К. И. Чуковским (ПССт 1927, с. 420-421, 523). 26 января 1845 г., посылая это стихотворение Герцену, Белинский писал: "Калайдович, доставитель этого письма <...> покажет вам пародию Некрасова на Яз<ыкова>" (Белинский, т. XII, с. 250). Стихи Языкова Некрасов, видимо, пародировал и раньше (см. "Послание к соседу", помещенное в наст. томе в отделе "Dubia").
   "Послание к другу" явилось ответом на стихотворные памфлеты Языкова "К не нашим", "К Чаадаеву" и "Константину Аксакову". Эти памфлеты, имевшие характер рифмованных политических доносов (представителей передовой интеллигенции Языков обвивал в отсутствии патриотизма), вызвали волну общественного возмущения. Над "Посланием к другу" Некрасов работал в январе 1845 г. в тесном контакте с Белинским (см.: Бухштаб Б. Я. Некрасов в борьбе со славянофильством. - Доклады и сообщения филологического института ЛГУ, 1951, вып. 3, с. 55-69). В статье "Иван Андреевич Крылов" (ОЗ, 1845, No 2) Белинский пародировал поэзию Языкова в выражениях, перекликающихся с некрасовскими стихами: "Молодец ты, братец ты мой, дока и удалец! Бойко я почтенно пьешь ты пенную влагу за Русь и за наше молодое буйство, ясно и восторженно бурлит в тебе бурсацкая кровь разымчивою, пьяною любовью к родине" (Белинский, т. VIII, с. 566). Эпиграф - из стихотворения Языкова "К Вульфу, Тютчеву и Шепелеву".
  
   Будет наш - и непременно Будет пьяница лихой! и Бойко и почтенно За нее ты прям стоишь... - Ср. у Языкова: "Бойко и почтенно За Русь и наших ты стоишь" ("Константину Аксакову"); "Будет наш" - ср. также с заглавием стихотворения Языкова "К не нашим", "...прям стоишь" - насмешка над славянофилами, прославлявшими душевную прямоту К. С. Аксакова.
   Не ошибся я в дитяти... - Ср. у Языкова: "Не ошибся он в дитяти..." ("Д. В. Давыдову").
   Нас развившее питье. - Ср. у Языкова: "Нас развивавшее питье" ("Малага").
   Бурлит прекрасно В жилах девственника кровь... - Ср. у Языкова: "...В тебе прекрасно Кипит, бурлит младая кровь..." ("Константину Аксакову"). "Девственник" - намек на К. Аксакова.
   И стихом тебя уважу... - Ср. у Языкова: "С тех пор, как ты меня уважил!" ("М. П. Погодину").
   Не мирволь своим врагам... - Ср. у Языкова: "Но не мирволь своим врагам!" ("Константину Аксакову").
   Гордо мужествуй с бутылкой... - Некрасов пародийно переосмысляет слово "мужествовать", характерное для поэтического лексикона Языкова; ср., например: "И с лирой мужествовал я!" ("А. Н. Вульфу").
   То ли дело, как бывало... - Некрасов пародирует первые 18 строк языковского стихотворения "Девятое мая".
   ...в нянином дому... - намек на стихотворения Языкова "К няне А. С. Пушкина" и "На смерть няни А. С. Пушкина".
   Моэт - сорт шампанского.
   Как с подскоком жидконогой Немец мой... - Ср. у Языкова: "Как немец скользкою дорогой Идет, с подскоком, жидконогой..." ("Н. В. Гоголю").
   Не состукиваюсь чашей... - Ср. у Языкова: "Высоко над столом состукивались чаши" ("Пожар"). Несколько необычное слово "состукиваться", употребленное в этой строке, подметил Белинский (т. VIII, с. 457) - и тут же, насмехаясь над славянофильской поэзией, он писал о "трескучей стукотне" стихов А, С. Хомякова (т. VIII, с. 471). С пародийным использованием этого слова, очевидно, связан и псевдоним "Стукотнин", которым Некрасов подписал стихотворение в ЛГ.
   ...конь звучнокопытый... - Ср. у Языкова: "скакун звучнокопытый" ("Д. В. Давыдову").
   Что ж? туда!.. Я скор на дело! - Некрасов пародирует концовку послания Языкова "А. А. Елагину".
  

НОВОСТИ

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, Приложение 1: Юмористические стихотворения 1842-45 годов, с. 145-157.
   Впервые опубликовано: ЛГ, 1845, 8 марта, No 9, "Дагерротип", с. 164-165, без подзаголовка, с подписью: "Ник-Нек".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864 (приложение к 3-й части). Перепечатывалось в Ст 1869 и Ст 1873.
   Автограф не найден.
  
   В ЛГ датировано: "20 февраля 1845". В Ст 1864, Ст 1869 и Ст 1873 датировано: "1845".
   В ЛГ было опубликовано с цензурными искажениями и без ст. 41-62, возможно исключенных цензурой и позднее напета-танных в С, 1847, No 1, "Смесь", с. 78, в составе анонимного (принадлежавшего в основном И. С. Тургеневу) фельетона "Современные заметки".
   Б. Я. Вухштаб писал о дефектности ст. 20 как в ЛГ, так и в Ст 1864, Ст 1869 и Ст 1873, и высказал предположение, что доцензурный текст этой строки заключал каламбур (насмешку над православием) и выглядел так: "Вошли в большую моду: право, славно!" (Заметки о текстах стихотворений Некрасова. - В кн.: Издание классической литературы. Из опыта "Библиотеки поэта". М., 1963, с. 238-241).
  
   Визиты, поздравленья и разводы... - Здесь слово "развод" употреблено в значении: порядок рассылки караулов (в старой армии).
   И в действии пустом кипящий ум... - перефразировка пушкинских строк: "С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом" ("Евгений Онегин", гл. 7, XXII).
   Но в голове так много, много, много... - Ср. слова Бобчинского о Хлестакове: "...И здесь (вертит рукою около лба) много, мною всего" ("Ревизор", д. 1, явл. 3).
   На петербургских барынь и девиц Напал недуг свирепый и великий... - Об увлечении полькой как о характерном для той эпохи бытовом явлении Некрасов писал также в фельетонах "Отчеты по поводу Нового года" (1845), "Что делается в Петербурге" (1845) и др.
   Почто сия на лицах всех забота? - Некрасов пародирует начальные строки стихотворения К. Н. Батюшкова "Умирающий Тасс".
   От Козьего болота до Песков... - Козье болото и Пески - окраины Петербурга.
   Миллионная - одна из центральных улиц Петербурга (ныне ул. Халтурина).
   До той, которую воспел поэт (Его уж нет)... - Вероятно, речь идет о графине А. К. Воронцовой-Дашковой (1818-1856) и о Лермонтове, который посвятил ей стихотворение "К портрету": "Как мальчик кудрявый, резва..."
   Кессених Л. - известная в то время содержательница танцкласса в Петербурге. См. заметку о ней: СП, 1844, 19 янв., No 14.
  

СОВРЕМЕННАЯ ОДА

   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 11-12.
   Впервые опубликовано: ОЗ, 1845, No 4 (ценз. разр. - около 30 марта 1845 г.), с. 327, с подписью: "Н. Не-в".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий (Стихотворений". Помещено также в изданном Некрасовым сборнике "Для легкого чтения", т. 1. СПб., 1856.
   Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 16 об. - 17).
  
   В сборнике "Для легкого чтения" датировано: "1844". В Ст 1879 датировано: "1845". Эта дата принята и во всех советских изданиях. В ПССт 1931 она была уточнена (К. И. Чуковским): "22 февраля 1845". В письме к А. М. Гаркави К. И. Чуковский пояснил, что эта дата была указана в автографе Некрасова, ныне утраченном (см.: Некрасовский сборник. Калининград, 1972, с. 172).
   В статье "Русская литература в 1845 году", перечисляя "несколько счастливых вдохновений таланта", появившихся в периодической печати 1845 г., Белинский назвал стихотворения Некрасова "Современная ода", "Старушке" и "Чиновник" (Белинский, т. IX, с. 392).
   Анализ "Современной оды" на фоне журнальной поэзии 1845 г. дается в большой статье К. И. Чуковского "Здесь и теперь". Исследователь раскрывает новаторство Некрасова, посвятившего свою поэзию важнейшим социальным проблемам современной ему русской жизни (см.: Чуковский Корней. Несобранные статьи о Н. А. Некрасове. Калининград, 1974, с. 25-55).
   "Современная ода" перепечатывалась в сборнике "свободных русских песен и стихотворений" "Лютня" (Лейпциг, 1869: изд. 2-е, Лейпциг, 1873; изд. 5-е. Лейпциг, 1879; изд. 6-е, Лейпциг, б. г.).
  

СТАРУШКЕ

  
   Печатается по беловому автографу ГБЛ.
   Впервые опубликовано: ОЗ, 1845, No 9 (ценз. разр. - 31 авг. 1845 г.), с. 171, с датой: "15 мая 1845" и подписью: "Н. Н.-в".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920.
   Автографы: черновой, с датой: "15 мая 1845" - ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 30; беловой - ГБЛ (Солд. тетр., л. 101-101 об.). Беловой автограф, хранившийся в бумагах А. Я. Панаевой (см. о нем: ПССт 1934-1937, т. 1, с. 625), разыскать не удалось.
  
   Белинский весьма положительно оценил стихотворение (см. комментарий к "Современной оде"). При жизни Некрасова оно не перепечатывалось, однако, как показывает автограф в Солд. тетр., поэт переработал его в 1855 г. Исправленная редакция была опубликована лишь в 1951 г. (см.: Гаркави А. М. История создания Некрасовым первого собрания "Стихотворений". - Некр. сб., II с. 160-161).
  

"ОН У HAG ОСЬМОЕ ЧУДО..."

  
   Печатается по тексту первой публикации.
   Впервые опубликовано: ПА (ценз. разр. - 5 марта 1846 г.), ж цикле "Портретная галерея", с. 20-27, без подписи.
   В собрание сочинений впервыз включено: Ст 1920.
   Беловой автограф (в письме Некрасова к Н. В. Кукольнику от 24 октября 1845 г.) - ГПБ, ф. 402 (Кукольник Н. В.), ед. хр. 28.
  
   В некоторых изданиях Некрасова (например, в ПСС, т. I) печаталось в разделе "Dubia". Между тем, посылая стихотворение Кукольнику, Некрасов не скрывал своего авторства. У него был" определенные основания полагать, что Кукольник согласится поместить эти стихи в своем журнале "Иллюстрация" (см.: Гаркави А. М. Заметки о Н. А. Некрасове. - Некр. сб., III, с. 266-269),
   В первопечатном тексте (и в автографе ГПБ) последние полтора стиха после слов "Кто же он?" были заменены точками, но читатели легко угадывали, в кого метит эпиграмма. Известны разные варианты концовки, присочиненные читателями по догадке (см. в разделе "Другие редакции и варианты", с. 469). Некоторые на них были опубликованы: РА (1901, No И, с. 430); Сев. край (Ярославль), 1902, 12 ноября, No 298, с. 3; Лит. вестник (1903, No 1, с. 123),
   В списке, принадлежавшем Олениным, стихотворение озаглавлено "Булгарин"; прозвище Булгарина "Хавронья" написано о большой буквы (ГПБ, ф. 542, ед. хр. 918).
   Ф. В. Булгарин (1789-1859) - издатель-редактор официозной газеты СП, продажный журналист, тайный агент III Отделения.
  
   Фальстаф - персонаж нескольких пьес Шекспира - добродушный весельчак, трус, пьяница и обжора.
   Как хавронья мил и чист... - Хавронья - одна из кличек Булгарина. Кличка эта была использована Белинским в статье "Несколько слов о фельетонисте "Северной пчелы" и о "Хавронье"" (т. IX, с. 138-143).
   Даровит - как Тредьяковской... - Имя В. К. Тредиаковского (1703-1769) часто употреблялось для обозначения бездарного стихотворца.
  

"КОГДА ИЗ МРАКА ЗАБЛУЖДЕНЬЯ..."

  
   Печатается по Ст 1879, т. I, с. 5-6, где ст. 15-16 приведены в последней авторской редакции.
   Впервые опубликовано: ОЗ, 1846, No 4 (ценз. разр. - 28 марта 1846 г.), с. 403-404, с подписью: "Николай Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных издания "Стихотворений". Помещено также в изданном Некрасовым сборнике "Для легкого чтения" (т. I. СПб., 1856).
   Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 71-72).
   В сборнике "Для легкого чтения" датировано: "1845". Та же дата, со ссылкой на указание автора, в Ст 1879.
  
   Н. Г. Чернышевский, высоко ценивший интимную лирику Некрасова, писал поэту 5 ноября 1856 г.: "...поэзия сердца имеет такие [же] права, как и поэзия мысли <...> "Когда из мрака заблужденья...", "Давно, отвергнутый тобою...", "Я посетил твое кладбище...", "Ах ты, страсть роковая, бесплодная..." буквально заставляют меня рыдать..." (т. XIV, с. 322). А. В. Дружинин писал о стихотворении "Когда из мрака заблужденья...": "...превосходнейшее, истинно высокое создание" (Зельдович М. Г. Неопубликованная статья А. В. Дружинина о Некрасове. - Некр. сб., IV, с. 246). Под влиянием этого стихотворения Добролюбов написал свое "Не диво доброе влеченье...". Пытаясь опровергнуть принципы революционно-демократической этики, Ф. М. Достоевский всю вторую часть своих "Записок из подполья" (1864) построил на полемике с комментируемым стихотворением. Впрочем, отношение Достоевского к нему было сложным; он цитировал его я "Селе Степанчикове" и "Братьях Карамазовых", декламировал (21 ноября 1880 г.) на чтении в пользу Литературного фонда (см.: Гин М. Некрасов и Достоевский. - Север, 1971, No 11, с. 119-120).
   Положено на музыку (А. А. Шахматов, 1902).
  

"ПУСКАЙ МЕЧТАТЕЛИ ОСМЕЯНЫ ДАВНО..."

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 57.
   Впервые опубликовано: С, 1851, No 1 (ценз. разр. - 31 дек. 1850 г.), с. 140, как "Стихотворение без подписи".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 102-102 об.).
   В Ст 1879 датировано: "1845", со ссылкой на указание автора. Положено на музыку (Ц. А. Кюи, 1902).
  

1846

ПЕРЕД ДОЖДЕМ

   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 53, с исправлением в ст. 16.
   Впервые опубликовано: ПА (ценз. разр. - 5 марта 1846 г.), с. 18, без подписи.
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Беловые автографы - 1) в альбоме Н. В. Гербеля (ГПВ, ф. 179, ед. хр. 12, л. 292 об.) с датой записи: "21 дек. 1853" и 2) ГБЛ (Солд. тетр., л. 21 об.).
   В прижизненных изданиях и автографах ст. 16 читался: "Ямщику денщик кричит...". Лично знавший Некрасова библиограф П. А. Ефремов многократно указывал, что в свободном от цензурного искажения тексте вместо "денщик" было "жандарм"; см.: Докл. РБО, вып. 1. СПб., 1908, с. 7; Экз. Ефремова ПА (факсимиле- в кн.: Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. Альбом. М., 1955, с. 51); Экз. Ефремова 1859 (см.: Некр. по мат. ПД, с. 155); Экз. Ефремова 1861 (см.: ЛН, т. 25-26. М., 1936, с. 589). М. К. Азадовский, обнаруживший аналогичную поправку в Экз. Гербеля, отмечал, что чтение "денщик" было вынужденной цензурной заменой: денщик не мог сидеть рядом с офицером, - он должен был находиться на запятках или рядом с ямщиком, следовательно, он не мог привстать, угрожая ямщику нагайкой; Это мог сделать жандарм, место которого было в коляске рядом с арестантом (см.: Азадовский М. К. Несколько новых строф и вариантов Некрасова. - НБ, 1947, No 16-17, с. 13-14).
   В стихотворении говорится о жандарме, перевозящем политического заключенного. Ср. написанные на ту же тему более поздние стихотворения Некрасова "Благодарение господу богу..." и "Еще тройка".
   Положено на музыку (В. И. Ребиков, 1902; М. В. Коваль, 1935; Э. С. Иванников, 1938; Г, К. Смирнова, 1939; Р, С, Бунин, 1961; Т, Н. Хренников, 1971).
  

"ХОДИТ ОН МЕЛАНХОЛИЧЕСКИ..."

  
   Печатается по тексту первой публикации: ПА (ценз. разр. - марта 1846 г.), в цикле "Портретная галерея", с. 27, без подписи, В собрание сочинений впервые включено) ПССт 1927. Автограф не найден.
  
   В течение ряда лет приписывалось Некрасову лишь предположительно (см., например; ПССт 1931, о, 484). В 1963 г. опубликовано письмо И. В. Павлова к Н. Н. Страхову, где указано, что это - эпиграмма Некрасова на К. С. Милановского (Егоров В. Ф. Материалы об Ап. Григорьеве из архива Н. Н, Страхова. - Учен. зап. Тартуского ун-та, 1963, вып. 139, с. 343-345),
   Константин Соломонович Милановский - литератор, знакомый Белинского, В 1842 г, критик, "подкупленный его либеральными фразами", поселил его у своих друзей; но вскоре выяснилось, что Милановский "жулик и аферист", и Белинский изгнал его из квартиры (см.: Белинский, т. XII, с. 509-510).
  

ОГОРОДНИК

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 17-20.
   Впервые опубликовано: ОЗ, 1846, No 4 (ценз. разр. - 28 марта, 1846 г.), с. 401-402, с подписью: "Николай Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф не найден.
  
   Начиная со Ст 1879 датировалось 1846 г. - по времени первой публикации.
   В "Огороднике" широко использована народно-песенная поэтика. К народным песням восходит и фабула стихотворения, причем Некрасов, очевидно, опирался на многие песни. "Огородника" возводили к песням о Ваньке-ключнике (см.: Сакулин П. Н. Некрасов. М., 1922, с. 35); но ближе он стоит к песням о холопе и барской дочери (см.: Андреев Н. Фольклор в поэзии Некрасова. - Лит. учеба. 1936, No 7, с. 64) и к рекрутской песне "Как поймали добра молодца у прилуки красной девицы" (см.: Гаркави А. М. Поэзия Некрасова и литературная школа Белинского. - Учен. зап. ЛГУ, 1954, No 171. Сер. филолог. наук, вып. 19, с. 159).
   Как неоднократно указывалось, "Огородник" связан и с традициями песен А. В. Кольцова. В ст. 9 "По торговым селам, по большим городам" - реминисценция из стихотворения Кольцова "Что Вы спишь, мужичок?": "По селам, городам, По торговым людям" (см.: Бухштаб Б. Я. Сатира Н. А. Некрасова в 1846-1847 годах. - Некр. сб

Другие авторы
  • Стопановский Михаил Михайлович
  • Садовников Дмитрий Николаевич
  • Ротчев Александр Гаврилович
  • Любенков Николай
  • Каченовский Михаил Трофимович
  • Одоевский Александр Иванович
  • Ясинский Иероним Иеронимович
  • Либрович Сигизмунд Феликсович
  • Фриче Владимир Максимович
  • Глинка Федор Николаевич
  • Другие произведения
  • Бичурин Иакинф - Китай в гражданском и нравственном состоянии
  • Подкольский Вячеслав Викторович - За помощью
  • Щербина Николай Федорович - Щербина Н. Ф.: биобиблиографическая справка
  • Метерлинк Морис - Жизнь пчел
  • Брусянин Василий Васильевич - Ни живые - ни мёртвые
  • Ватсон Эрнест Карлович - Э. К. Ватсон: биографическая справка
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Квадратурин
  • Бирюков Павел Иванович - П. И. Бирюков: биографическая справка
  • Дорошевич Влас Михайлович - Эдмонд Шекспир
  • Чарская Лидия Алексеевна - Бирюзовое колечко
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа