ерь дворянин, Петр Иваныч! И вы дворянин, и они
дворяне - ну, что бы вам стоило эти дрязги оставить!
- Нет, сударь, теперь я уж не дворянин, а мститель-с! Мститель я-с - и
ничего больше. Только эта гордость во мне и осталась-с. А по прочему по
всему, я даже так тебе скажу: жрать иногда нечего! вот они меня на какую
линию поставили!
Слушая эти рассуждения, я не могу не признать одного: что Петр
Иванович, по крайней мере, настолько умен, что нимало не обольщает себя
насчет своей задачи. Он прямо говорит, что предмет этой задачи... фью! Прав
он также и в своих упреках тем "молодым людям", которые когда-то обнимали
его и в то же время напутствовали словами "бог подаст!". Что он в свое время
относился к "молодым людям" благосклонно, когда они попадали в беду, что он
не тиранил их, а сажал за свой стол и предоставлял разговаривать
по-французски с своей женой - это я испытал на себе, когда я написал
"Маланью" и попался по этому случаю впросак. Тогда я впервые и познакомился
с Петром Ивановичем (с тех-то пор он и говорит мне "ты", на которое я
отвечаю почтительным "вы"). Я помню, я явился к нему сконфуженный и думал,
что он вот-вот сейчас вцепится в меня (увы! теперь он так бы и поступил; он
не только бы вцепился в меня, но запер бы меня в вонючую конуру, лишил бы
огня и воды и проч.); но он не только не вскинулся на меня, но даже погладил
меня по голове.
- Ну-ну! - сказал он мне, - сшалил! проштрафился! ничего! там - свои
счеты, а здесь - свои. Бог милостив! Дворянину - без того невозможно. Я сам,
брат, молод был! сам при целом полку командиру нагрубил! Знаю!
И вслед за тем действительно велел накрывать на стол, представил меня
жене и предоставил мне разговоривать с нею по-французски...
Зачем же я впоследствии обругал его (каюсь, и я принадлежал к числу тех
"молодых людей", которые, обнимая, травили Петра Ивановича, думая, что он
никогда уже не очнется)? И обругал притом бесплодно, бессмысленно,
точь-в-точь так, как он поступает теперь сам по отношению к бывшим своим
ругателям. И как мы его в то время допрашивали! Господи! как мы допрашивали!
Я думаю, еще и теперь икры его сохранили следы зубов, которыми мы вцеплялись
в них! И никогда ведь не говорили мы прямо: твое, дескать, время, Петр
Иваныч, прошло - умирай, старик! но старались прежде всего в чувство его
привести, а потом и уязвить. И где уязвить? на собственной его почве, на той
почве крепостного права, которую он, и в геологическом, и в статистическом,
и в этнографическом отношениях, знал как свои пять пальцев!
- Тогда-то ты девке Маришке косу стриг, а этого тебе предоставлено не
было! - ласково обличал один.
- Тогда-то ты у Кузьки жену себе в любовницы взял, а этого тебе
предоставлено не было! - еще ласковее донимал другой.
- Тогда-то ты все шесть дней сряду народ на барщину гонял, а этого тебе
_предоставлено не было!_ - совсем уже по-родительски вразумлял третий.
- Помилуйте, господа! - оправдывался Дракин, - на все ваши вразумления
могу ответить четырьмя словами: тогда существовало крепостное право!
Но мы ничему не внимали, и я очень живо помню, как однажды мой друг
Кирсанов самым учтивым образом закоченел, впившись зубами в одну из икр
Петра Иваныча!
В одном только Петр Иваныч не прав: он сознает, что предмета для
тыканья руками уже не существует, и все-таки продолжает тыкать (и притом
тыкает совсем не в то место, куда следует тыкать, как это сейчас будет
объяснено). Но и тут неправота его только кажущаяся. Если нет предмета,
которого благополучие оправдывало бы совершение подвигов, то есть
воспоминание о подвигах, есть привычка к ним; есть, наконец, сознание, что
ему, Дракину, ни при чем больше и состоять невозможно, кроме как при
подвигах. Лишившись предмета, тыканье руками хотя и утрачивает свою ясность,
но с точки зрения энергии и силы никакого ущерба не терпит. Беспредметное,
абсолютное, трансцендентальное, оно пи-' тает само себя, так, как питал и
питает сам себя тот распивочный и раскурочный либерализм, который можно на
золотники получать из лавочек современных пенкоснимателей. Худо, конечно,
делает Петр Иваныч, что себя беспокоит, но куда же он денется с своим
темпераментом? Как уничтожит свои воспоминания? как вычеркнет из прошлого
кровную обиду свою?
Но все эти оправдания Петра Иваныча для меня дело второстепенное. Пусть
даже он будет тысячу раз неправ - для меня важно уже то, что сам сознает
свою деятельность беспредметною. Этим признанием сказано все: и то, что у
него уже нет ясной цели, и то, что единственное побуждение, которое
руководит им, есть побуждение гнева, и то, наконец, что он не может
продолжать своей деятельности иначе, как под условием поддерживания своей
нервной системы в постоянно напряженном состоянии. Как хотите, а он
несчастлив. В самых разнообразных формах и видах является он перед нами
всюду: и на улице, и в кафешантанах, и в ресторанах, и даже в бесчисленных
канцеляриях, и, по-видимому, улыбка никогда не сходит с лица его. Но не
верьте этой улыбке, ибо я знаю наверное, что на сердце у него скребут мыши.
Он уже понимает, что предмет его раздражений - фью! и что сколько бы он ни
разорял, ни расточал, собственное его благополучие не увеличится от того ни
на волос!
Но, сверх того, не следует забывать, что и для того, чтобы разорять,
надо все-таки еще случай иметь, надо быть поставленными в такие условия, при
которых подлинно разорять можно. Но разве большинство Дракиных находится в
таких11 условиях? - Нет, громадная масса их может относиться к разорению
лишь платонически. Она может только облизываться, поощрять, кричать: браво!
- но ничего более...
Я представляю себе Дракина деятельного, который, ложась на ночь, сводит
концы с концами, и вдруг приходит к убеждению, что в результате получил -
грош! Какое горькое чувство должно овладеть им! Какой стыд! какое раскаянье!
Но представьте же себе то множество Дракиных, которым даже концы с
концами сводить не приходится, а приходится только ежечасно сознавать, что
предмет их вожделений - фью! Что должны ощущать эти Дракины? К какому должны
они ,прийти заключению относительно своего настоящего и будущего?
По моему мнению, они должны прийти к тому заключению, которое я назову
третьим итогом моего "Дневника": к сознанию жизненной пустоты и
невозможности куда-нибудь приткнуться, где-нибудь сыграть деятельную роль.
Один может тыкать вперед руками, но, по довольном упражнении, приходит
к убеждению, что пользы от того не приобретается никакой. Другому и хотелось
бы пристроиться к этому ремеслу, но для него уже нет места на жизненном
пире. Как ни велика разница в положении обоих "ветхих людей", но и для того
и для другого конец одинаков. Этот конец формулируется словами: сознавать,
что Эвридика найдена только по наружности, в действительности же она
потеряна безвозвратно, - и затем тосковать, вздыхать и безнадежно
всматриваться в даль...
Я положительно утверждаю, что Петр Иваныч понимает бесплодность своего
нынешнего ремесла и что он потому только упорствует в нем, что ему, вне
этого ремесла, нечего делать, некуда приткнуться. Несмотря на то что мы,
русские, никогда особенно деятельно не заявляли себя с политической стороны,
никто не способен с таким упорством оставаться на исключительна политической
почве деятельности, как мы. Понятие, сопряженное с словом "делать", как бы
не существует для нас; мы знаем только одно слово: распоряжаться.
"Распоряжаться", то есть смещать, увольнять, замещать, повышать, понижать и
т. д. А это-то имение и есть "политика", в том смысле, как мы ее понимаем.
Еще недавно Петр Иваныч жаловался мне:
- Плохо, братец! Такой кавардак в имении идет, что просто хоть все
бросай!
- Да вы бы распорядились, душа моя! (Иногда я позволяю себе называть
его ласкательными именами, и он - вот как он прост! - нисколько не обижается
этим!)
- И то, братец, распоряжался! В один год двоих управляющих сменил -
чего еще!
- А вы бы сами съездили, посмотрели, указали бы что следует!
Говоря это, я чувствовал, что лицо мое горит от стыда, ибо я сам очень
хорошо сознавал, что слова мои - кимвал бряцающий, а советы - не больше, как
подбор пустых и праздных слов. Увы! я и сам не делатель, а только политик! К
счастью, однако ж, Петр Иваныч не заметил моего смущения: он сам в это время
поник головой и горькую думу думал.
- Нет, - сказал он наконец, - незачем! Раз сменил управляющего- не
помогло, другой раз сменил - не помогло, приходится сменять в третий раз!
И только. В этом вся наша панацея, в этом перспектива нашего будущего.
Бели мы не можем ясно формулировать, чего мы требуем, что же мы можем? Если
у нас нет даже рутины, а тем менее знания, то какое занятие может
приличествовать нам, кроме "политики"? Если же и "политика" ускользает от
наших рук, то чем мы можем ее заменить, кроме слоняния из одного угла в
другой? Какие надежды могут нас оживлять, кроме надежд на выигрыш двухсот
тысяч?
С упразднением крепостного права от нас отошел труд. Не только тот
даровой труд, который приносило с собой это право, но труд вообще. Мы
сделались свободными от труда вообще и остались при одной так называемой
политической задаче. Но спрашивается, какая такая политика, которую может
преследовать Петр Иваныч, оголенный от крепостного права?
Поймите, читатель, весь ужас этого положения! Быть осужденным на жизнь
и в то же время никакого дела перед собою не видеть! К земству примкнуть -
но мы не знаем, как гать построить, и где канаву прорыть; не знаем, да и не
хотим знать, ибо наше дело не указать, а приказать. В мировые судьи
выбираться - но мы не только законов не знаем, а просто двух фраз толково
связать не можем - только смех один! Вот, кажется, и политические занятия,
такие, которые всего более нам по нутру, - а выходит, что и они к рукам не
идут! А тоска-то какая! Сидеть и думать о том, как скорбные листы в
больницах в исправности содержать или каким образом такую канаву посереди
дороги провести, чтоб и пеший и конный - всякий бы в ней шею себе сломал!
Тем не менее мы не сразу пришли в уныние, а тоже попробовали: и в
земские собрания ездили, стараясь, по возможности, сообщить
полемико-политический оттенок вопросу о содержании лошадей для чинов земской
полиции, и в качестве мировых судей действовали, стараясь извлечь из кражи
мотка ниток на фабрике какой-нибудь политический принцип. Все мы
испробовали, но нигде не обрели "политики", а взамен того везде наткнулись
на слово: тоска! тоска! и тоска!
Вот почему мы, провинциальная интеллигенция, в настоящее время валом
валим в Петербург. Все думается: не полегче ли будет? не совершится ли чудо
какое-нибудь? не удастся ли примазаться хоть к краешку какой-нибудь
концессии, потом сбыть свое учредительское право, и в сторону. А там - за
границу, на минеральные воды...
Je m'en fiche, contrefiche...
{* Мне - наплевать, наплевать.}
Не спорю, если б это удалось, оно было бы во многих отношениях недурно,
но тут настигает нас другой вопрос - финансовый. Откупа уничтожены, а
концессию получить положительно трудно. Нынче это дело так округлено, в
такие границы поставлено, что не с Прокоповым носом соваться туда. Это
своего рода укрепленное место, в которое даже сам Петр Иваныч Дракин (он, по
всей справедливости, считается коноводом кадыков, и действительно держит
высоко свое знамя) - и тот не мог проникнуть, как ни старался. А жаль.
Потому что, если б предоставили Дракину вести на общественный счет железные
пути, во-первых, он, конечно, не оставил бы ни одного живого места в целой
России, а во-вторых, наверное, он опять почувствовал бы себя в обладании
"предмета", и вследствие этого сердце его сделалось бы доступным милосердию
и прощению. По крайней мере, он сам удостоверял меня в этом.
- Если бы хоть одну дорогу дали, - открывался он мне, - уж как бы,
кажется, на душе легко было. Ну вот, ей-богу... ну, ей-же-ей, простил бы! А
то ведь как на смех: жид придет - бери! Бери! владай! что угодно делай! А
свой брат, дворянин, явится - "да ты знаешь ли, из чего рельсы-то
делаются?!". Каково это слушать-то!
- А ведь коли по правде сказать, оно и точно. Вот я, например, хоть и
знаю, что рельс - он железный, а какой он там, кроме того что железный, -
вот хоть убей меня, сказать не могу!
- И я, братец, не знаю, да кто же знает нынче! Вот приступлю - и буду
знать. И зачем мне знать, коли мне незачем! Жид-то пархатый - ты думаешь, он
лучше меня знает! Нет, он тоже, брат, швах по этой части! Вот подходцы он
знает - это так! На это он мастер! В такую, брат, помойную яму с головой
окунется, какая нам с тобой и во сне не приснится!
'' v Не приснится! Так говорит Петр Иваныч, но не слишком ли
самонадеянно он утверждает это? Не знаю почему, но мне кажется, что не
только приснилось бы, а даже... Но мы даже в этом смысле получили такое
поверхностное образование, что и сны-то у нас недостаточные выходят...
Как бы то ни было, но финансовый вопрос есть в настоящую минуту самый
жгучий вопрос для нашей интеллигенции. Умея только распоряжаться и не умея
"делать", мы оказываемся совершенно бессильными относительно созидания новых
ценностей, и какие предприятия мы ни затевали в этом смысле - всегда и
везде, за очень малыми исключениями, оказывался, по выражению Дракина,
"кавардак". Но этого мало: мы не умеем обращаться даже с теми ценностями,
которые дошли до наших рук независимо от наших усилий...
- В ту пору, как застигла нас эта катастрофа, - рассказывал мне Петр
Иваныч, - душно мне стало! так душно! Идите, говорю, с моих глаз долой! Всех
на выкуп! в казну! И зачал, брат, я спешить! Горит у меня под ногами - да и
только. Получу, думаю, выкупную ссуду, землю, которая получше, себе отрежу -
и начну, благословясь, вольным трудом работать. То есть и сплю и вижу, как
этот вольный труд начнет у меня действовать! Ну-с, хорошо. Окрутили меня
живым манером: опекунскому совету долг вычли (я, братец, на тридцать семь
лет занимал, а с меня _вдруг_ все вычли), кой-какие частные долги
удовлетворили, остальное выдали на руки. Ну, слава богу, думаю, хоть и не
бог знает сколько суммы осталось, зато вольный труд теперь у меня сам собой
пой; дет! Поехал к Бутенопу, накупил машин - то есть, какая сеноворошилка у
меня была: ну, просто конфетка! - нанял рабочих и сижу, жду у моря погоды.
Месяц у меня идет, другой идет - я все молчу, все деньги плачу. Иногда,
знаешь, разберет меня зло, что все как будто не так; вспомнишь это, как
прежде распоряжался, и выбежишь в поле. Ни души, сударь! Тишина, братец,
мертвая; ни голосу, ни шелесту; солнце сверху так и льет! "Где вы, черти!" -
ни звука. Словно все умерли! А сердце так и кипит. Побегаешь, покружишься,
наткнешься на борозду, упадешь - домой! Ах, какое это чувство, мой друг!
какое это ужасное чувство, когда в тебе кипит, и вдруг - никого! Натурально,
сейчас за управляющим: Разбойник! дармоед! - И что ж! первое слово в ответ:
не извольте ругаться! - Не в ругательстве дело, курицын ты сын! не ругаюсь
я, а чего ты, мерзавец, смотришь! отчего в поле никого нет! - Оттого, что
рабочие отдыхать пошли. - Отдыхаете, бестии! все-то вы отдыхаете! -
Помилуйте, Петр Иваныч, вы вот только что чай откушали, а мы еще где до
свету встали!.. Ну, успокоишься, то есть не успокоишься, а скажешь себе: "Ну
вас к чертям! распинайте!" Сядешь, это, за книжку, потом позавтракаешь, жена
"варьяции на русские темы" сыграет, дети придут: папа! пойдем в парк либо на
пруд рыбу ловить! Таким манером пройдет еще часа три-четыре - опять не
утерпишь и побежишь в поле. Ни души, сударь! "Да надо же отдохнуть народу!"
- уж огрызается тебе в лицо управляющий. Потом обедать, потом послеобеденный
сон, потом чай, потом гулянье. Нагулявшись, опять в поле... ни души! Все уж
пошабашили и собираются ужинать. Так я его и не видал, как он там вольным
трудом работает! Возьмешь с собой в сумерки управляющего и пойдешь с ним по
полям. "Так, что ли, разбойник, пашут?" - "А то как же еще!" - "Так, что ли,
мошенник, жнут?" - "Да вы, сударь, сами изволили бы показать, что от нас
требуется!" Мерзавец! Знает ведь, анафема, что я показать не могу! Бился я,
бился таким манером, наконец бросил. Жду. Осенью живо обмолотили, вывеяли,
ссыпали. Рожь уродилась сам-четверт, овес - сам-третий, гречиха - не собрали
семян. "Подлецы! разве так вольный труд должен давать! ведь он сам-десят
должен давать - да и тогда только концы с концами свести можно!" Молчат. "Да
что вы молчите, анафемы! говорите, по крайней мере, отчего это?" - "С землею
у нас, Петр Иваныч, ничего не поделаешь! Холодная!" - "Как холодная? все
была теплая, а теперь холодная сделалась!" - "И прежде была холодная, только
прежде потому теплее казалась, что мужички подневольные были!" Сел я тогда
за хозяйственные книги, стал приход и расход сводить - вижу, в одно лето из
кармана шесть тысяч вылетело, кроме того что на машины да на
усовершенствование пошло. Нет, думаю, шалишь! Таким образом никакой выкупной
ссуды недостанет! Надо это дело бросить! А тут кстати хороший человек
нашелся, надоумил меня. "Зачем, говорит, вам, Петр Иваныч, беспокоиться!
сдали бы вы мне землю по рублю серебром за десятинку на круг, а сами бы в
Москву или на теплые воды! Что ж, думаю, чем по пяти тысяч в год убытку
терпеть, лучше хоть тысячу чистоганчиком получить! Взял да в одну минуту и
порешил дело! Подмахнул контракт на двенадцать лет; машины, скот, семена и
другое имущество сдал арендатору и велел укладываться в Москву. "Лес чтобы
не рубить, Иван Парамоныч!" - "Зачем, ваше превосходительство, лес рубить!"
- "Ведь ты, Иван Парамоныч, меня не обманешь? аренду выстоишь?" - "Зачем,
ваше превосходительство, обманывать! креста, что ли, на мне нет!" - "Ну,
то-то же! теперь с богом! Трогай! В Москву!"
- Ну-с, дальше-с!
- А дальше, брат, даже вспоминать стыдно. Осталось у меня в то время
тысяч шестьдесят выкупными свидетельствами (у меня, брат, ведь полторы
тысячи душ было!). Деньги хорошие, и будь они у меня теперь, я бы знал, как
мне поступить. Я понял бы, что мне ничего другого не остается, как получать
на мой капитал проценты, устроиться в Москве гденибудь под Донским, лишнюю
прислугу распустить, самому ходить к Калужским воротам за провизией и нанять
учителя, чтоб учил детей латинскому языку. По крайности, хоть из них деятели
бы вышли. Но тогда чад из головы-то еще не весь вышел. Приехал в Москву, а
там деньги страсть как нужны. Стал я, брат, деньги под залог раздавать, и
роздал, нечего сказать, выгодно: процентов по двенадцати в год. Думаю: как
это я до сих пор не догадался! а про то и забыл, что для этой операции нужно
законы тоже знать, а зачем мне их было знать, коли мне незачем? Ничего,
однако ж; осмотрелся, получил проценты вперед и вижу: неминучее дело свой
дом купить. И дом, по-нашему, по-дракински, чтобы такой: во-первых, зало в
четыре окна; во-вторых, гостиную в три окна; в-третьих, диванная, потом
спальня, детские, кофишенная, столовая, для меля конурка, два флигеля: в
одном кухня, в другом людские. Словом сказать, комнат с двадцать. Многонько
это, а меньше, как ни гадали, никак невозможно. Потому, в Москве - все наши
налицо. И Хлобыстовские, и Ноздревы, и Кирсановы, и Лаврецкие, и Райские,
все свои, родные, все в Москву понаехали, все живут и в баклуши бьют. Купил,
двадцать тысяч отдал. Потом трех жеребцов купил: двух бурых в масле в дышло
- для жены, одного, серого в яблоках, одиночку, - для себя. Денег-то сколько
осталось? Прожил я таким манером с год - не могу пожаловаться: хоть бы век
так жить! Живу, братец, да и полно! И далее надежды имею. На что надежды -
вот хоть убей, объяснить не могу, а только чувствую, всем нутром чувствую,
что придет что-то... Ну, сбудется _оно_, да и все тут! Только тогда меня
осадило, когда срок закладным пришел. Все до одной оказались незаконными. То
есть не то чтоб было какое-нибудь сомнение, что я деньги взаймы дал, а так
как-то вышло, что денег-то этих возвращать мне не следует. Иду, сударь, в
суд, а в суде вижу: сидят все те "молодые люди", которые, помнишь, мне в ту
пору "бог подаст!" сказали. Не вытерпел: "Разбойники!" говорю. - Сейчас это
в протокол, и зачали они меня судить. Про то-то, что кровные мои денежки
гулять пошли, и думать перестали, а все судят "поступок" мой. "Какой,
говорю, это "поступок", молодые люди? ну, будем говорить без азартности, ну,
разве вы не разбойники!" Опять - в протокол, и все, знаешь, тихим манером:
"Успокойтесь, Петр Иваныч! мы уж не те! мы прежние заблуждения-то уже
оставили! а вы бы лучше адвоката себе хорошего наняли!" - "Адвоката! ни за
что! - говорю. - Сам от вас отгрызусь!" И можешь ты себе представить, мой
друг, ведь я по сю пору под судом состою! Вот я с тобой теперь говорю, а
там, может быть, меня в Сибирь на поселение ссылают! Только нет, брат,
шалишь! Петр Иваныч Дракин докажет! Он докажет! Он сумеет доказать!
Это воспоминание так взволновало Петра Иваныча, что он некоторое время
не говорил, а только испускал глухое рычание. Лицо у него сначала
побагровело, потом посинело, так что я не на шутку начал опасаться за
окончание рассказа о его похождениях. Но, слава богу, выпив стакан воды, он
успокоился.
- Вот, мой друг, - сказал он мне, - ты мне _в то время_ тоже разные эти
колкости говорил... помнишь?
- Виноват, Петр Иваныч, был тот грех!
- Ну, так попомни ты мое слово: эти - пенкоснимателями, что ли, ты их
называешь? - они вдвое против нас, стариков, язвительнее будут. Ума у него с
горошину, благородных чувств никаких, вот и сидит он и ехидствует, как бы
ему эту горошину в оборот пустить. И пущает. Там, где мы руками зря вперед
тыкали, они на законном основании тебя изведут. Мы - фюить! - и дело с
концом! а они зудом жизнь твою вызудят. Я, брат, простить могу; он - не
простит. Не человек, брат, он, а шкап с выдвижными ящиками. На всяком ящике
у него ярлык наклеен, а потому ему сразу видно, который ящик выдвинуть
следует. И ежели ты, например, калач украл, я тебе скажу: ты это что,
курицын сын, наделал? - а он тебя призовет: вы, скажет, калач вам не
принадлежащий себе присвоили, так за это вы подлежите, по такой-то статье,
такому-то истязанию. И не проси его! не разговаривай! Ничего, скажет, я не
могу, потому что воровство, во-первых, строго воспрещено законом, а
во-вторых, обществу может угрожать гибель, если воров не преследовать! И
ведь достигнут они! превознесутся! произойдут! Ты вот шутишь, говоришь, что
я разоряю, а кого разоряю-то я? Вон он... вон голоштанник-то по улице
фалдочками трясет... его я разоряю! вот кого! А того "молодого человека",
пенкоснимателя-то... нет, брат, его уж не разоришь! Мы как в наше время
достигали? Мы достигали врассыпную, вразброд! Стало быть, если ты не
матушкин сынок или не тетка тебе графиня Татьяна Борисовна - хоть ты за
двадцать человек аппетит имей, а все ничего не поделаешь! Разве что из сотни
одному счастье порутирует. А эти переплелись! Они не разбирают промеж себя,
кто матушкин, кто курицын сын, а прут вперед - и все тут. Уж и теперь они,
не хуже любого попа, на нас, стариков, засматриваются. Ты еще похолодеть-то
не успел, а он уж тут как тут. Шнырит около кого ему следует, объясняет свои
поступки, благородно распинается - и достигнет! Достигнет, потому что, по
правде сказать, везде он один кандидат. Сунь ты рукой в щучий садок - все
равно, как ни шарь, щуренка вытащишь! Так-то, душа моя. На чем бишь я,
однако, остановился, рассказывая о похождениях-то своих?
- На закладных, Петр Иваныч. Закладные ваши признаны были не
подлежащими удовлетворению.
- Ну да. Поехал я тогда опять в деревню, а жене велел московский дом
продавать. Приезжаю - и что вижу? Машины мои проданы, скот - тоже, лес
вырублен... "Иван Парамонов! мошенник! вор ты! говорю". - "Никак нет, ваше
превосходительство", - говорит. "Как же ты не мошенник! где лес-то? где
машины? где скот?" - "Лес, говорит, на топливо срублен, потому не околевать
же мне на морозе; машины со временем испортились, скот тоже со временем весь
выпал!.." Поверишь ли, мой друг, я даже глаза выпучил. В суд, думаю, идти -
так, верно, я сам в контракте что-нибудь напутал! Значит, придешь туда,
только выругаешься - что толку? Бросил все - и айда в Петербург! Спасибо,
генерал Мудров меня еще по полку знал - ну, приютил. А сколько есть таких, о
которых генерал Мудров даже понаслышке понятия не имеет!
Да, сколько таких?!! - повторю вместе с Петром Иванычем и я.
А на них-то именно и отразился преимущественно финансовый вопрос. Пошли
они сначала бойко, потом тише, тише и наконец сели. По временам фортуна как
бы благоприятствовала им: тот в земскую управу попал, тот, в качестве
мирового судьи, ребятишкам на молочишко доставал, но когда оказалось
необходимым и там делиться жалованьем с секретарями да письмоводителями -
тогда... тогда в перспективе осталось уныние - и больше ничего. А вместе с
унынием появилось какое-то страстное, жгучее стремление в Петербург, с целью
попытать, не будет ли тут чего...
Но ничего уже не оказалось, потому что "молодые люди", о которых Петр
Иваныч говорил, что они переплелись между собой, все пенки сняли. Кадыки,
обескураженные, полинявшие, слоняются по стогнам столицы, и до того оробели,
что не могут даже объяснить, чего им хочется. Те, которые еще могут тыкать
руками вперед, начинают догадываться, что этим, кроме удовлетворения чувству
мести, все-таки ничего не достигнешь; а те, которые не могут давать рукам
волю, только взывают: откуду мне сие - и в тщетном ожидании ответа
утрачивают всякую бодрость.
На первых порах эти люди и в Петербурге начинают бойко. Сознание, что в
кармане еще есть выкупное свидетельство и что оно в то же время последнее,
заставляет их рисковать. Либо пан, либо пропал - и вот наш кадык бежит к
Елисееву, кутит у Донона и Дюссо, платит 25 р. за кресло на Патти, беснуется
в театре Буфф и так далее. И везде нюхает, везде ищет, как бы нужного
человека подцепить. Там прослышит: дорогу новую придумывают, в другом месте
- банк облюбовывают, в третьем - такое предприятие, ну, такое предприятие...
ах, прах побери да и совсем! Господи, да неужели же нельзя как-нибудь
примазаться! Хоть чуточку! Я, ваше превосходительство, только за кончик
подержусь - а там и в сторонку-с! Но "нужный человек" охотно пьет с кадыком
шампанское, когда же речь заходит о предприятии, - смотрит так ясно и даже
строго, что просто душа в пятки уходит! "Зайдите-с", "наведайтесь-с", "может
быть, что-нибудь и окажется полезное" - вот ответы, которые получает бедный
кадык, и, весь полный надежд, начинает изнурительную ходьбу по передним и
приемным, покуда наконец самым очевидным образом не убедится, что даже
швейцар "нужного человека" - и тот тяготится им.
Тогда кадык вступает во второй период своего земного странствия: он
выцвел, перестал гарцевать и ходит обедать не к Дюссо, а к Палкину и
Доминику, а вечером направляется в Орфеум. Но он еще не окончательно утратил
надежду, ибо если настоящий, заправский предприниматель уже ускользнул из
его рук, то у него все-таки остался предприниматель второстепенный. И чем
ниже спускается кадык по лестнице предприятий, тем фантастичнее и
фантастичнее становятся эти последние. Что тут не предлагается? о чем не
ведутся оживленные споры? А результат один: конец выкупному свидетельству. И
конец этот тем неизбежнее, что предприниматель второстепенный только к тому
и направляет свои усилия, чтобы ускорить обращение капитала, который недаром
же и название носит "оборотного"...
И вот наступает третий период: оборотный капитал съеден и пропит. Ежели
в два предшествующих периода человек не имел никаких надежд, кроме: "вот
кабы" да "уж тогда бы", если он и тогда, в сущности, только слонялся, сам не
понимая, зачем ел и пил больше, чем надо, и восхищался Патти, в душе
припоминая девку Палашку, то теперь, когда все уже "совершилось", когда весь
круг пройден и даже нет в виду ни "кабы", ни "если бы" - какой удел может
предстоять ему, кроме уныния?
Тогда он отправляется в греческую кухмистерскую, заигрывает с потомком
Перикла и Аспазии, и даже льстит ему, с тем чтобы устроить себе кредит...
Но в первом ли, во втором ли, в третьем ли периоде, - шлющийся человек
все шлющийся человек. Одумается ли он, наконец? Решится ли покончить с
столицею и удалиться в свою "Проплеванную"? Как-то встретит его там Иван
Парамонов? Дозволит ли ему поселиться в собственном его разваливающемся доме
и жить смирно, пока не придет смерть, и не сметет с лица земли этого
"лишнего человека", которого жизнь, со времени "катастрофы", сама сделалась
постоянною, неперемежающеюся катастрофой!
Таков этот "ветхий", отходящий в вечность человек. Порою он еще
огрызается и вскидывается, как озаренный, но, в сущности, он уже понимает,
что время его прошло и что даже огрызания ни на волос не увеличат его
благополучия.
На место его народился тип новый, деятельный. Но не с новыми идеалами,
а с старыми же, в которые, взамен "нраву моему не препятствуй", пущена
легкая струя бездельничества и хищности. Это люди, насквозь проникнутые
убеждением, что бессовестность и тупоумие призваны обновить мир. Они
представляют собой четвертый итог, о котором я и поведу теперь речь.
Среди потока противоречивых вздохов, укоров и негодований, которыми по
временам обдает меня Петр Иваныч, у него вырвалось одно очень правдивое и
меткое замечание: он разорил не того, против кого устремлял свой натиск, а
совсем постороннего человека, до которого, собственно говоря, ему никакого
дела не было.
Что сделал ему сей юноша, который так прилежно исследует, кто были
прародители человека? что сделала ему сия юница, которую волнует женский
вопрос и которая хочет во что бы ни стало доказать, что женщина, в
умственной сфере, _может_ все то, что _может_ и мужчина? Разумеется, Петр
Иваныч ответит на эти вопросы: они, канальи, _утопии_ там выдумывают! - но
ответ этот едва ли будет искренен. Кто в двадцать лет не желал и не
стремился к общему возрождению, про того трудно даже сказать, что у него
было когда-нибудь сердце, способное сочувствовать и сострадать. Что истина
эта небезызвестна и Петру Иванычу - это доказывается тем, что он сам
когда-то при целом полку командиру нагрубил. Он сам неоднократно при мне
говаривал: учись, критикуй, доходи - дворянину без этого нельзя! Почему же
теперь, когда он видит, что дворянин доходит, учится, критикует, - сердце у
него кипит, и он задыхается от негодования! Как хотите, а это факт, по малой
мере, загадочный.
Да, тут есть какое-то горькое недоразумение. Я догадываюсь даже, что и
доходящий молодой человек, и анализирующая девица - все это не более как
эффигия, которую Дракин расстреливает, думая сразить _того, другого_,
"молодого человека", который некогда сказал ему: бог подаст! Только этот
другой-то "молодой человек" был настолько проницателен, что заблаговременно
встал вне выстрела; когда же увидел, что Петр Иваныч и затем остается при
своем намерении "палить", то был настолько предупредителен, что указал ему,
где скрывается _истинный_ мерзавец и либерал. "Я действовал неблагоразумно,
- сказал он, - но я находился под гнетом целой армии негодяев, - и в этом
заключается мое оправдание. Я сам всей душой ненавижу их, и вы весьма меня
одолжите, если выпалите по ним".
Я воображаю себе физиономию Петра Иваныча, когда он увидел, что дело
принимает такой оборот. Его личный враг, его заведомый оскорбитель стоит
перед ним - а оказывается, что Петр Иваныч не только не может достать его,
но что этот же враг ему же указывает, в кого в настоящую минуту палить
следует. Разве не трагическое это положение!
- Теперь я уж привык, - жаловался мне Петр Иваныч,а первое время, как
стал он обходы-то эти кругом меня делать, - веришь ли, я чуть с ума не
сошел! "Как, говорю: разве не ты... помнишь?" - "Точно так, говорит, я-с.
Только я совсем не против вас действовал. Видел я тогда, что и _они_
горячатся, да и вы горячитесь... Ну, вот, чтоб отвести _им_ глаза, я и
сделал диверсию-с..."
Я полагаю, однако ж, что тут не было никакой "диверсии". Сначала это
было легкомыслие, соединенное с надеждой, что Петр Иваныч не очнется; потом
- страх при виде Петра Иваныча, показывающего несомненные признаки жизни, и
наконец, соображение, что не существует такого положения, в котором не было
бы возможно в мутной воде рыбу ловить.
Как бы то ни было, новый тип народился. Это тип, продолжающий дело
ветхого человека, но старающийся организовать его, приводящий к одному
знаменателю яичницу, которую наделал его предшественник. Старый "ветхий
человек" умирает или в тоске влачит свои дни, сознавая и в теории, и в
особенности на практике, что предмет его жизни... фью! Новый "ветхий
человек" выступает на сцену и, сохраняя смысл традиций, набрасывается на
подробности и выказывает неслыханную, лихорадочную деятельность...
Но жизнь не делается краше вследствие этой усиленной деятельности.
Никакая лихорадка, никакое кипение не в состоянии дать жизни содержания,
которого у нее нет. Напротив того, чем кипучее бессодержательная
деятельность, тем более она утомляет и обессиливает. Старое содержание
упразднилось, новое не выработывается, и не выработывается, быть может,
потому, что интеллигенция, по-видимому, еще не вполне уверена в полном
упразднении старого содержания. Отсюда - неприятное двоегласие,
неестественное сидение между двумя стульями, которое разрешается скукой,
апатией, равнодушием ко всем интересам, стоящим несколько выше "куска";
отсюда - крики: "не расплывайтесь!", "не забудьте, что наше время - не время
широких задач!" и т. п.
"Хищник" - вот истинный представитель нашего времени, вот высшее
выражение типа нового ветхого человека. "Хищник" проникает всюду,
захватывает все места, захватывает все куски, интригует, сгорает завистью,
подставляет ногу, стремится, спотыкается, встает и опять стремится... Но
кроме того, что для общества, в целом его составе, подобная неперемежающаяся
тревога жизни немыслима, - даже те отдельные индивидуумы, которые чувствуют
себя затянутыми в водоворот ее, не могут отнестись к ней как к
действительной цели жизни. "Хищник" несчастлив, потому что если он,
вследствие своей испорченности, и не может отказаться от тревоги, то он
все-таки не может не понимать, что тревога, в самом крайнем случае, только
средство, а никак не цель. Допустим, что он неразвит, что связь,
существующая между его личным интересом и интересом общим, ускользает от
него; но ведь об этой связи напомнит ему сама жизнь, делая тревогу и
озлобление непременным условием его существования. "Хищник" - это дикий в
полном значении этого слова; это человек, у которого на языке нет другого
слова, кроме глагола "отнять". Не так как кусков разбросано много, и это
заставляет глаза разбегаться; так как, с другой стороны, и хищников
развелось не мало, и строгого распределения занятий между ними не имеется,
то понятно, какая масса злобы должна накипеть в этих вечно алчущих сердцах.
Самое торжество "хищника" является озлобленным. Он достиг, он удовлетворен,
но у него, во-первых, есть еще нечто впереди и, во-вторых, есть счеты
сзади...
Но масса тем не менее считает "хищников" счастливыми людьми и завидует
им! Завидует, потому что это тот сорт людей, который, в настоящую минуту,
пользуется наибольшею суммой внешних признаков благополучия. Благополучие
это выражается в известной роскоши обстановки, в обладании более или менее
значительными суммами денег, в легкости удовлетворения прихотям, в кутежах,
в разврате... Массы видят это и сгорают завистью. Но стоит только
пристальнее вглядеться в эти так называемые "удовольствия" хищников, чтоб
убедиться, что они лишены всякого увлечения, всякой искренности. Это тяжелые
и мрачные оргии, в которых распутство служит временным, заглушающим
противовесом той грызущей тоске, той гнетущей пустоте, которая необходимо
окрашивает жизнь, не видящую ни оправдания, ни конца для своих тревог.
За хищником смиренно выступает чистенький, весь поддернутый
"пенкосниматель". Это тоже "хищник", но в более скромных размерах. Это
почтительный пролаз, в котором "сладкая привычка жить" заслонила все прочие
мотивы существования. Это тихо курлыкающий панегирист хищничества,
признающий в нем единственную законную форму жизни и трепетно простирающий
руку для получения подачки. Это бессовестный человек, не потому, чтобы он
сознательно совершал бессовестные дела, а потому, что не имеет ясного
понятия о человеческой совести.
"Хищник" проводит принцип хищничества в жизни; пенкосниматель возводит
его в догмат и сочиняет правила на предмет наилучшего производства
хищничества.
"Хищник", оставаясь ограниченным относительно понимания общих
интересов, очень часто является грандиозным, когда идет речь о его личных
интересах. Пенкосниматель даже и в этом смысле представляет лишь карикатуру
"хищника": он не любит "отнять", но любит "выпросить" и "выждать".
"Хищник" почти всегда действует в одиночку; пенкосниматель, напротив
того, всегда устраивает скоп, шайку, которая, по временам, принимает размеры
разбойнической.
"Хищник", свежуя своего ближнего, делает это потому, что уж такая ему
вышла линия; но он все-таки знает, что ближнему его больно. Пенкосниматель
свежует своего ближнего и не задается даже мыслью, больно ли ему или не
больно.
"Хищник" рискует; пенкосниматель идет наверное.
"Хищник" не дорожит приобретенными благами; пенкосниматель - любит
спрятать и капитализировать.
"Хищник" говорит коротко, отрывисто: он чувствует себя настолько
сильным, чтоб пренебречь пустыми разговорами; пенкосниматель не говорит, а
излагает; он любит угнести своего слушателя и в многоглаголании надеется
стяжать свою душу!
"Хищник" мстителен и зол, но в проявлении этих качеств не опирается ни
на какие законы; пенкосниматель мстителен и зол, но при этом всегда
оговаривается, что имеет право быть мстительным на основании такой-то статьи
и злым - на основании такого-то параграфа.
Наконец, "хищник", несмотря на весь разгул деятельности, скучает;
пенкосниматель - никогда не скучает, но зато сам представляет олицетворение
скуки и тошноты.
Итак, скучает старый ветхий человек, скучает и новый ветхий человек.
Что делает другой - "новый человек", - пока неизвестно, да не он и дает тон
жизни.
А тон этот - или уныние, или мираж, вследствие которого мнимые интересы
поневоле принимаются за интересы действительные...
Вводные статьи к "Господам ташкентцам" и "Дневнику провинциала в
Петербурге" - А. М. Туркова
Подготовка текста, а также текстологические разделы статей и примечаний
В. Н. Баскакова - "Господа ташкентцы", "Ташкентцы приготовительного
класса (параллель пятая и последняя)", Д. М. Климовой - "Дневник провинциала
в Петербурге", "В больнице для умалишенных".
Комментарии - Л. Р. Ланского
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ АППАРАТЕ ТОМА
БВ - газета "Биржевые ведомости".
ВЕ - журнал "Вестник Европы".
Герцен - А. И. Герцен. Собр. соч. в 30-ти томах, Изд-во АН СССР,
1954-1966.
ГМ - журнал "Голос минувшего".
ИВ - журнал "Исторический вестник".
Изд. 1873 - "Господа ташкентцы". Картины нравов. Сочинение М. Салтыкова
(Щедрина)"; СПб. 1873; "Дневник провинциала в Петербурге". Сочинение М.
Салтыкова (Щедрина), СПб. 1873.
Изд. 1881, 1885 -то же, издание второе, третье, СПб. 1881 и 1885.
Изд. 1933-1941 - Н. Щедрин (M. E. Салтыков). Собр. соч. в 20-ти томах.
Гос. изд-во художественной литературы, М. 1933-1941.
ИРЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР.
ЛH - непериодические сборники АН СССР "Литературное наследство".
MB - газета "Московские ведомости".
Некрасов - Н. А. Некрасов. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти томах,
Гослитиздат, 1948-1952.
ОЗ - журнал "Отечественные записки".
ПГ - "Петербургская газета".
Р. вед. - газета "Русские ведомости".
PB - журнал "Русский вестник".
РМ - газета "Русский мир".
PC - журнал "Русская старина".
"Салтыков в воспоминаниях..." - сборник "M. E. Салтыков в воспоминаниях
современников". Предисловие, подготовка текста и комментарий С. А. Макашина,
Гослитиздат, М. 1957.
СПб. вед. - газета "Санкт-Петербургские ведомости".
ЦГИАЛ - Центральный государственный исторический архив СССР в
Ленинграде.
ДНЕВНИК ПРОВИНЦИАЛА В ПЕТЕРБУРГЕ
В декабре 1871 года Салтыков напечатал в "Отечественных записках"
рецензию на книгу С. Максимова "Лесная глушь". В это время он уже начал
писать "Дневник провинциала в Петербурге", и замысел произведения "или
что-то похожее на творческую заявку", отчетливо зафиксирован в названной
рецензии {Е. Покусаев. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина, Гослитиздат,
М. 1963, стр. 218.}.
Однако подспудное созревание подобного замысла, в той мере, в какой это
можно проследить и по другим, более ранним суждениям и высказываниям
писателя, началось несколько ранее, с конца 60-х годов. Так, например, в
статье о романе П. Боборыкина "Жертва вечерняя" (1868) Салтыков, отмечая
ничтожество выведенных там героев, упрекал автора в том, что он "взглянул на
хлам совсем не так, как на признак известного общественного строя, а просто
как на хлам..." (т. 9, стр. 38). Почти одновременно в рецензии ,на сборник
стихов Д. Минаева "В сумерках" писатель "порицает" современную русскую
сатиру за то, что она, "прилепившись к Петербургу, ищет в нем совсем не
того, что искать надлежит, а того, до чего никому нет никакого дела" (т. 9,
стр. 243).
Не "водевильно-беспутная жизнь" Петербурга сама по себе (то есть не
просто "хлам"), а "мероизлиятельное значение" его как "складочного магазина
тех шишек, от которых, по пословице, тошно приходится бедному Макару", -
таков, по мнению, Салтыкова, единственно плодотворный для сатиры угол
зрения.
И хотя многое из фантасмагорической картины, развертывающейся в
"Дневнике", на первый взгляд, не откосится к народной жизни, но на самом
деле и железнодорожные спекуляции, и зловещие проекты "уничтожения всего"
(то есть даже тех половинчатых реформ, которые были осуществлены в начале
60-х годов), и даже гонение на "отвлеченное знание" - все это, когда прямо,
когда более опосредованно, сказывалось - и сказывалось тяжело - на судьбе
трудовых масс.
"Я в Петербурге" - такими словами начинается "Дневник". Кто же это "я",
"провинциал"? Лишь на первый взгляд он может показаться персонажем, чья роль
сводится к сюжетному объединению разнообразных тематических линий:
железнодорожной горячки, разгула консервативного прожектерства, измельчания
либерального лагеря, уголовного процесса, мошеннической аферы, кроющейся
сначала под видом международного статистического конгресса, а потом -
политического следствия. О характере рассказчика в этом и многих других
произведениях Салтыкова долго шел спор.
Рассказчик у него - фигура далеко не однозначная, не поддающаяся
педантической расшифровке. Произведения Салтыкова часто напоминают
своеобразную по форме пьесу, где среди актеров действует сам автор, с
поразительной непринужденностью переходящий от глубоко личного монолога к
сатирическому "показу". Обычно предметом такого шаржированного изображения
является выцветающий либерал, "играя" которого писатель одновременно как бы
саркастически осмеивает своего героя.
"Изменчивость" образа рассказчика, провинциала, на которую давно
обратили внимание исследователи, находится также в тесной связи с шаткостью
позиции дворянского либерализма известной части так называемых "людей
сороковых годов", обнаружившейся в эту пору.