iv>
Кто вникнет ближе в цикл понятий, наивным выразителем которых явился
Прокоп, тот поймет, почему единственным надежным выходом из всех жизненных
затруднений прежде всего представляется действие, обозначаемое словом
"вычеркнуть". Вычеркнуть легко, создать трудно - в этом разгадка той
бесцеремонности, с которою мы приступаем к рассечению всевозможных жизненных
задач.
Предположите, что в голове у вас завелась затея, что вы возлюбили эту
затею и с жаром принялись за ее осуществление. Прибавьте к этому, пожалуй,
что затея ваша в высшей степени женерозна, что она захватывает очень широко
и что с осуществлением ее легко осчастливить целый мир. В деле затей,
зарождающихся на нашей почве, такого рода предположения совсем не шаржа,
потому что у нас исстари так заведено: затевать так уж затевать. Но затем
все-таки следует вопрос: откуда эта затея явилась? составляет ли она плод
предварительной жизненной подготовки или, по крайней мере, хотя теоретически
сложившегося убеждения? Или, быть может, она пришла с ветру, затем, что у
прочих так водится, так чтобы и нам не стыдно было в людях глаза показать?
Как ни придирчив кажется этот вопрос (когда дело идет о женерозных
начинаниях, у нас даже вопросов никаких допускать не принято), но он далеко
не праздный. Разрешите себе его, и вы разом получите возможность не только
оценить по достоинству самую затею и исходный пункт, из которого она
возникла, но и провидеть дальнейший процесс ее осуществления, со всеми
ожидающими ее впереди колебаниями и неизбежным в конце концов фиаско.
Потребность в выработке новых форм жизни всегда и везде являлась как
следствие не одного теоретического признания неудовлетворительности старых
форм, но и реального недовольства ими. Имели ли мы, интеллигенция, повод
быть недовольными этими старыми формами? - нет, говоря по совести, у нас
даже повода к недовольству не существовало. Повторяю: наш кодекс жизни
вполне исчерпывался формулой "chantons, dansons et buvons" - a этой формуле
не только не мешали старые порядки, но даже вполне ее обеспечивали. Но,
может быть, нас заставляло задумываться соседство множества людей, которым
старые порядки ни в каком случае не могли быть по нутру? Бесспорно, такое
соседство существовало, но мы до такой степени мало думали о нем, что даже и
теперь, когда несомненность соседства уже гораздо более выяснилась, мы
все-таки продолжаем столь же мало принимать его в расчет, как и прежде. Если
б это было иначе, разве мы обращались бы столь легкомысленно с словами:
вычеркнуть, похерить, воспретить? Разве мы позволили бы себе считать их
палладиумом всевозможных мероприятий? Ясно, стало быть, что соседство тут ни
при чем, или, по крайней мере, что представление о нем никогда нас
сознательно не тревожило. Наконец, еще третье предположение: быть может, в
нас проснулось сознание абсолютной несправедливости старых порядков, и
вследствие того потребность новых форм жизни явилась уже делом, необходимым
для удовлетворения человеческой совести вообще? - но в таком случае, почему
же это сознание не напоминает о себе и теперь с тою же предполагаемою
страстною настойчивостью, с какою оно напоминало о себе в первые минуты
своего возникновения? почему оно улетучилось в глазах наших, и притом
улетучилось, не подвергаясь никаким серьезным испытаниям? Да, впрочем, в
таких ли мы условиях воспитывались, которые могли бы серьезно породить в нас
подобное сознание, составляющее, так сказать, венец нравственного и
умственного развития человека?
Все эти соображения приводят к заключению очень печальному, но которое
едва ли можно назвать неверным, а именно: что наша женерозность пришла к нам
без особенно деятельного участия сознания. Это не женерозность, а просто
желание куда-нибудь приткнуться от скуки и однообразия жизни и в то же время
развлечь себя новым фасоном одежды. Мы сказали себе: пусть будет новый
фасон, а что касается до результатов и применений, то мысль о них никогда с
особенною ясностью не представлялась нам. Мы до такой степени не думали ни о
каких результатах и применениях, что даже не задались при этом никакою
преднамеренно-злостною мыслью, вроде, например, того, что новые фасоны
должны только отводить глаза от прикрываемого ими старого содержания. Не
было органической, кровной надобности в новых фасонах, следовательно, не
было мысли и о том, что они могут чему-нибудь угрожать. А следовательно, не
было надобности остерегаться или надувать. Самое негодование наше было
ретроспективное, и явилось уже post factum, то есть тогда, когда новая
пригонка начала производить эффекты, не вполне согласные с общим тоном жизни
и с нашими интимными пожеланиями. Тогда только мы начали суетиться, ахать и
извергать безграмотные проекты о необходимости возвратиться к системе
заушения.
При таком легком отношении к исходному пункту новой жизненной
деятельности возможно ли ожидать устойчивости и во всем дальнейшем ее
развитии? Увы! если тут и была устойчивость, то это именно была только
устойчивость легкомыслия. Сколько бы ни твердили нам, что разумный выход из
известного положения, созданного хотя бы и внезапно, но тем не менее
несомненно приобретшего право гражданственности - это признать его со всеми
естественными результатами, которые оно может дать, - разве мы, отставные
прапорщики и подьячие, способны на такое признание?
Разве мы что-нибудь предвидели, что-нибудь призывали сознательно? Нет,
мы только сию минуту узнали (да и то не можем разобрать, врут это или правду
говорят), что наша затея, кроме нового фасона, заключает в себе и еще нечто,
а до сих пор мы думали, что это положительным образом только фасон. Да это
фасон и есть; мы это дело так разумели, когда увлекались им и аплодировали
ему; так хотим разуметь его и теперь. Все эти колебания и движения, на
которые нам указывают как на следствие новых фасонов, - все это вздор,
мираж, и ничего больше. А ежели они и впрямь, эти колебания, существуют, то
из этого следует только, что новые фасоны надо отменить и возвратиться к
старым. А то еще развивать! Что развивать? Фасоны-то развивать!
Рассуждая таким образом, отставные корнеты даже выходят из себя при
мысли, что кто-нибудь может не понять их. В их глазах все так просто, так
ясно. Новая форма жизни - фасон; затем следует естественное заключение: та
же случайность, которая вызвала новый фасон, может и прекратить его
действие. Вот тут-то именно и является как нельзя кстати на помощь, слово
"вычеркнуть", которое в немногих буквах, его составляющих, резюмирует все их
жизненные воззрения.
И зато, посмотрите, какая изумительная краткость проявляется во всех
этих плодах деревенского досуга! Лист, много два - и делу конец. Да и тут
еще всякий беспристрастный читатель непременно почувствует не краткость, а
прискорбное многословие. Всякий читатель совершенно ясно видит, что автор
ничего другого не желает, кроме трех вещей: уничтожить, вычеркнуть,
воспретить. Следовательно, взял бы лист бумаги, написал бы на нем эти три
слова - и дело с концом. Зачем же он примешивает тут какого-то господина
Токевяля (удерживаю фамилию этого писателя в том виде, как она является в
плодах деревенских досугов {Токевиль положительно сделался популярнейшим из
публицистов в наших усадьбах. Без него корнеты шагу ступить не могут, хотя
знают его только по слухам и устным рассказам других корнетов. Думал ли
когда-нибудь знаменитый автор "L'ancien regime et la Revolution" ("Старый
режим и революция". - Ред.), что сочинение его может послужить опорною
точкой при составлении "прожекта об оглушении"? (Прим. M. E.
Салтыкова-Щедрина.)}) и даже Бисмарка, Наполеона, Вашингтона, а из
отечественных публицистов: академика Безобразова и кн. Мещерского? Очевидно,
он делает это в обременение читателю, думая, что так будет фасонистее.
Эта многословная краткость приводила меня в отчаяние еще в то время,
когда я процветал под сенью рязанско-козловско-саратовского клуба. Видеть
человека, который напруживается, у которого на лбу жилы лопнуть готовы и из
уст которого вылетает бессвязное бормотание с примесью Токевяля, Наполеона и
кн. Мещерского, - может ли быть зрелище более прискорбное для сердца
человека, сознающего себя патриотом! С каким-то ужасом думаешь: да неужели
же мы и в самом деле не можем двух мыслей порядком переварить? И отчего не
можем? оттого ли, что природа обошла нас своею благосклонностью, или оттого,
что откупа уничтожены, и вследствие того подешевела водка? В каждой, в
каждой-таки деревне кабак - как хотите, а тут хоть кого свалит! Разве
"Токевиль" в таких условиях писал свои прожекты? Разве Наполеон III
заглядывал через каждые полчаса в буфет, когда диктовал свои мероприятия
относительно расстреляния? А мы что делаем! Уж не потому ли у нас из всех
реформ наиболее прочным образом привилась одна - это буфеты при земских
собраниях?
Именно от этой многословной краткости, от этих раздражающих Токевилей и
Бисмарков я бежал из провинции, и именно ее-то я и обрел опять в Петербурге.
Все, что в силах что-нибудь деятельно напакостить, все, что не чуждо азбуке,
- все это устремилось в Петербург, оставив на местах лишь гарнизон в тесном
смысле этого слова, то есть людей, буквально могущих только хлопать глазами
и таращить их...
Но Прокоп говорит, что и эти невдолге приедут.
- Вот погоди немного, - предсказывает он, - зашевелятся и они! и
Хлобыстовские приедут, и Дракины приедут - все прибегут!
Жутко, но должно сознаться, что пророчество Прокопа имеет некоторое
основание. Я сам собственными ушами слышал, как на дебаркадере железной
дороги один из Хлобыстовских коснеющим языком сказал:
- Гм... в Петербург... скоро... сейчас... фью!
Теперь для меня смысл этого бормотания совершенно ясен.
Ужели, однако ж, и сего не довольно? ужели на смену нынешней
уничтожательно-консервативной партии грядет из мрака партия, которую
придется уже назвать наиуничтожательнейше-консервативнейшею? А эта последняя
партия, вследствие окончательной безграмотности и незнакомства с именем
господина "Токевиля", даже не даст себе труда писать проекты об уничтожении,
а просто будет зря махать руками направо и налево?
---
Привожу здесь на выдержку несколько проектов, придерживаясь в этом
случае указаний Прокопа.
О необходимости децентрализации
"Избегая вредного многословия, приступаю прямо. Известно, какие
неудобства всегда и везде представляла излишняя централизация. Токевиль
выражается о сем прямо: "Централизация есть зло". Монтескью, подтверждая сие
мнение, прибавляет: "Зло, с трудом поправимое даже деспотизмом". Наконец,
английский писатель Джон Стуарт выражается так: "Централизация есть остаток
варварства". Хотя же преосвященнейший Георгий Конисский, в приветственной
речи покойной императрице Екатерине II, и говорит: "Солнце наше вкруг нас
ходит, да мы в безмятежии почиваем", но сие отнюдь не следует относить к
централизации, но к свойственному всякому верноподданному радостному
чувству.
И действительно, не токмо во Франции, сей классической стране
централизации, но и у нас на каждом шагу мы видим плоды сего горького
порядка вещей. Благодаря оному, каких хлопот и издержек, например, стоило,
дабы выиграть тяжбу в правительствующем сенате? сколько изнурений даже и
доднесь нужно перенести, дабы получить в государственном банке какое-либо
удовлетворение?
В первом случае необходимо было: во-первых, ехать в уездный город и
нанимать прдьячего, который был бы искусен в написании просьб; во-вторых,
идти в суд, подать просьбу и там одарить всех, начиная с судьи и кончая
сторожем, так как, в противном случае, просьба может быть возвращена с
надписанием; в-третьих, от времени до времени посылать секретарю деревенских
запасов и писать ему льстивые письма; в-четвертых, в терпении стяжать душу
свою. И вот, по истечении двух-трех лет, уездный суд дает наконец резолюцию,
вроде той знаменитой, которая разрешила истцу "ловить в озере рыбу удою".
Тогда надо ехать в губернский город и подавать просьбу в гражданскую палату.
И здесь нанимать искусного подьячего, и здесь поголовно всех одарить, и
здесь посылать деревенский запас (при расстоянии уже значительно большем) и
писать льстивые письма секретарям. Наконец, года через три, издает палата
резолюцию, которою тоже разрешается "ловить в оном озере рыбу _удою_". Тогда
надобно направлять стопы в сенат, где, по дальности расстояний, подьячие
деревенскими запасами уже не берут, а берут чистыми деньгами.
Во втором случае, ежели вы, например, имеете в банке вклад, то забудьте
о своих человеческих немощах и думайте об одном: что вам предназначено
судьбою ходить. Кажется, и расписка у вас есть, и все в порядке, что
следует, там обозначено, но, клянусь, раньше двух-трех дней процентов не
получите! И объявления писать вам придется, и расписываться, и с сторожем
разговаривать, и любоваться, как чиновник спичку зажечь не может, как он
папироску закуривает, и наконец стоять, стоять и стоять!
Таковы плоды централизации! Прах друга своего схоронить невозможно,
предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол-имения своего
извозчикам!
Наши заатлантические друзья давно уже сие поняли, и Токевиль
справедливо говорит: "В Америке, - говорит он, - даже самый простой мужик -
и тот давно смеется над централизацией, называй ее никуда не годным
продуктом гнилой цивилизации". Но зачем ходить так далеко? Сказывают, даже
Наполеон III нередко в последнее время о сем поговаривал в секретных беседах
с господином Пиетри.
H для чего таковое непосильное изнурение обывателей? для того ли, чтобы
власть от того возвеличивалась и, возвеличиваясь, предъявляла благодетельные
свои для управляемых насильства?
Нет! власть немотствует, а государственный банк, тиранствуя над своими
клиентами, нисколько сим не возвеличивается!
Токевиль говорит: "Бесполезное тиранство никогда пользы принести не
может".
Обыватель не может своевременно процентов получить, а зло накопляется,
распространяет крыле свои, поднимает голову и в конце концов образует гидру!
Обыватель тщетно расточает льстивые уверения перед сонмищем секретарей,
стараясь убедить их в правоте имущественного своего иска, а зло между тем
рыщет и останавливается лишь для того, чтобы выкопать бездну! Зло счастливо
и беспечно: оно не получает процентов и не имеет имущественных процессов!
Примеров такого расслабленного состояния власти множество. Приведу два
или три.
В селе проживает поповский сын и открыто проповедует безначалие. По
правилам централизации, надлежит в сем случае поступить так: начать
следствие, потом представить оное на рассмотрение, потом, буде найдены будут
достаточные поводы для суждения, то нарядить суд. Затем, суд немедленно
оправдывает бунтовщика, и поповский сын, как ни в чем не бывало, продолжает
распространять свой яд!
Другой пример: крестьянские гуси потравили помещичий овес. По правилам
централизации, помещик, для восстановления нарушенного права собственности,
поступает так: во-первых, по незнанию законов, обращается в волостной суд.
Там ему отказывают на том основании, что волостные суды ведают лишь дела
крестьян между собою. Делать нечего, велит помещик закладывать лошадей и, по
незнанию законов, отправляется за двадцать, за тридцать верст искать
правосудия к мировому посреднику. Сей, тоже по незнанию законов, принимает
просьбу, но через две недели, посоветовавшись с своим письмоводителем,
объявляет просителю, что ныне уже порядки не те, и направляет его к мировому
судье. Тем временем овес вырос вновь, а свидетели преступления, не будучи
обязаны подпиской о невыезде, разбрелись по сторонам. Руководясь сими
данными и к тому же будучи филантропом, судья пишет отказ и взыскивает с
просителя издержки!
Какое сердце не обольется кровью при виде сего!
Тогда как при децентрализации и поповский сын, распространяющий
безначалие, и крестьяне, попустившие своим гусям наносить ущерб помещичьему
хозяйству, давно были бы наказаны, и самое свидетельство о содеянных ими
преступлениях соделалось бы достоянием истории!
Известный криминалист Сергий Баршев говорит: "Ничто так не спасительно,
как штраф, своевременно налагаемый, и ничто так не вредно, как
безнаказанность" {Напрасно мы стали бы искать этой цитаты в сочинениях
бывшего ректора Московского университета. Эта цитата, равно как и ссылки на
Токевиля, Монтескье и проч., сделаны отставным корнетом Толстолобовым,
очевидно, со слов других отставных же корнетов, наслышавшихся о том, в свою
очередь, в земских собраниях. (Прим. M. E. Салтыкова-Щедрина.)}. Святая
истина!
Но что же необходимо учинить, дабы ввести сию многожелаемую и
спасительную децентрализацию? На сие отвечу прямо: необходимо прежде всего
вооружить власть.
Можно ли назвать власть вооруженною, если, для достижения ее,
необходимо ехать за тридцать, за сорок верст, но и тут трепетать, что
попадешь не туда, куда надлежит, или же что власть взглянет на все сие
иронически, или отзовется неимением средств и указаний?
Можно ли назвать власть вооруженною, ежели, даже при искреннем желании
помочь ближнему, она на каждом шагу стеснена всякого рода сомнительностями и
пагубным формализмом?
Можно ли назвать власть вооруженною, ежели злу, для того чтобы быть
безнаказанным, стоит только поселиться подальше от становой квартиры?
Токевиль справедливо отвечает на сие: невозможно.
А между тем, при нынешней централизации, власть именно находится в сем
беспомощном и, так сказать, ироническом состоянии.
Губернаторы стеснены судами, палатами, общими присутствиями. Ищут
преданности и находят одно противоречие.
Исправники лишены права поступать по обстоятельствам и, не имея прочной
руководящей нити, совсем никак не поступают.
Становые пристава до такой степени опутаны сетями начальственных
предписаний, что вскоре самую жизнь за тягость себе почитать будут.
О дворянах-землевладельцах - умолчу.
Все жалуются и вопиют; везде говорят о власти, везде ищут сего
надежного убежища и, за всем тем, не токмо не приближаются к оному, но, в
похвальном стремлении всех осчастливить, постепенно все больше и больше от
здравого смысла отдаляются!
И сие все при наших обширных, можно сказать, даже непреоборимых
пространствах!!
А между тем, как говорит бессмертный наш баснописец Крылов: ведь ларчик
просто открывался!!!
Будучи одарен многолетнею опытностью и двадцать пять лет лично управляя
моими имениями, я много о сем предмете имел случай рассуждать, а некоторое
даже и в имениях моих применил. Конечно, по малому моему чину, я не мог
своих знаний на широком поприще государственности оказать, но так как ныне
уже, так сказать, принято о чинах произносить с усмешкой, то думаю, что и я
не худо сделаю, ежели здесь мои результаты вкратце попытаюсь изложить.
Посему соображаю так:
Для того, чтобы искоренить зло, необходимо вооружить власть.
Для того же, чтобы власть чувствовала себя вооруженною, необходимо
повсюду оную децентрализировать.
Затем, уже руководствуясь такими соображениями, предлагаю:
1) Губернаторов назначать везде из местных помещиков, яко знающих
обстоятельства. Чинами при сем не стесняться, хотя бы был и корнет, но
надежного здоровья и опытен.
2) По избрании губернатора, немедленно оного вооружить, освободив от
всяких репортов, донесений, а тем более от советов с палатами и какими-либо
присутствиями.
3) Ежели невозможно предоставить губернатору издавать настоящие законы,
то предоставить издавать правила и отнюдь не стеснять его в мероприятиях к
искоренению зла.
4) На каждых пяти верстах поставить особенного дистанционного
начальника из знающих обстоятельства местных землевладельцев, которого также
вооружить, с предоставлением искоренять зло по обстоятельствам.
5) Дистанционному начальнику поставить в обязанность быть праздным,
дабы он, ничем не стесняясь, всегда был готов принимать нужные меры {Пользу
от сего я испытал собственным опытом. Двадцать пять лет я проводил время в
праздности, а имения мои были так устроены, как дай бог всякому. Не оттого
ли, что я всегда имел нужный досуг? [Прим. автора проекта.]}.
6) Уезды разделить на округа (по четыре на уезд), и в каждом округе
учредить из благонадежных и знающих обстоятельства помещиков особливую
комиссию, под наименованием: "комиссия для исследования благонадежности".
7) Членам сих комиссий предоставить: а) определять степень
благонадежности обывателей; б) делать обыски, выемки и облавы, и вообще
испытывать; в) удалять вредных и неблагонадежных людей, преимущественно
избирая для поселения места необитаемые и ближайшие к Ледовитому океану;
и 8) В вознаграждение трудов положить всем сим лицам приличное и вполне
обеспечивающее их содержание.
Излагая все сие, не ищу для себя почестей, но буду доволен, ежели за
все подъятые мною труды предоставлено мне будет хотя единое утешение -
утешение сказать: "_И моего тут капля меду есть_".
Отставной корнет Петр Толстолобов.
---
- Ну, что? каково? - пристал ко мне в тот же вечер Прокоп. - да что
ж... хорошо-то хорошо... только вот насчет Америки как-то сомнительно...
- А ну ее, Америку! Главное дело - децентрализация чтоб была...
Согласен ты, что централизация - вред?
- Вред-то вред... что и говорить!
- Ну, а ежели вред, стало быть, как следует, по-твоему, поступить?
- А черт его знает, как оно там...
- То-то же вот и есть!
- Вот тоже: какой-то "английский писатель Стуарт"... черт его знает,
кто он таков! Ну, да и Токевиль... воля твоя, а вряд ли он так говорил!
- Что? Токевиль-то? Да я от Петра Иваныча Дракина сам своими ушами
слышал, что именно это самое у него в книжке написано! А уж если Петру
Иванычу не поверить - кому же и верить?
- Н-нда... а все-таки как-то... На каждых пяти верстах по помещику, и
все такое... Черт знает что!
- А я про что же говорю! Именно: черт не разберет! Ты сообрази только,
какое мордобитие-то пойдет - любо!
И Прокоп залился таким раздражающим смехом, что я несколько секунд
стоял как ошеломленный. Передо мной вдруг совершенно отчетливо встала вся
картина децентрализации по мысли и сердцу отставного корнета Толстолобова...
Это было ужасное зрелище...
Не было ни судов, ни палат, ни присутствий - словом сказать, ничего,
чем красна современная русская жизнь. Была пустыня, в которой реяли
децентрализованные квартальные надзиратели из знающих обстоятельства
помещиков.
Бьют, испытывают и ссылают. Потом наскоро подкрепляют силы холодными
закусками и водкой и опять бьют, испытывают и ссылают.
Нет ни сапожников, ни портных, ни музыкантов, ни литераторов, ни
ученых, ибо всех испытывают. Все кому-нибудь когда-нибудь нагрубили, за
всеми есть какой-нибудь счетец, и потому все подлежат исследованию.
Объятый ужасом, я инстинктивно схватился за графин и сразу выпил десять
рюмок очищенной.
---
Другой проект.
О необходимости оглушения в смысле временного усыпления чувств
"Новоявленный публицист, кн. В. Мещерский, говорит справедливо: реформы
необходимы, но не менее того необходимы и знаки препинания. Или, говоря
иными словами: выпустил реформу - довольно, ставь точку; потом, спустя
время, опять выпустил реформу и опять точку ставь. И так далее, до тех пор,
пока не исполнятся неисповедимые божий пути.
С своей стороны, скажу более: не одну, а несколько точек всякий раз
ставить не мешало бы. И не непременно после реформы, но и в другое,
свободное от реформ, время.
Одно не вполне ясно: каким образом все сие исполнить? В теоретичной
принципияльности сия мысль совершенно верна, но в практичной
удовлетворительности она далеко не представляется столь же ясною и
удобоприменимою.
Что такое реформа? Реформа есть такое действие, которое человеческим
страстям сообщает новый полет. А коль скоро страсти получили полет, то они
летят - это ясно. Не успев оставить гавань одной реформы, они уже видят
открывающуюся вдали гавань другой реформы и стремятся к ней. Вот здесь-то
именно, то есть на этом-то пути стремления от одной реформы к другой, и
следует, по мысли кн. Мещерского, употреблять тот знак препинания, о котором
идет речь. Возможно ли это?
Возможно; но дабы получить в сем случае успех, необходимо
предварительно привести страсти в некоторое особливое состояние, которое
поставило бы их в невозможность препятствовать постановке точек. Ибо, в
противном случае, они всенепременно тому воспрепятствуют.
Страсти почувствовали силу и получили полет - возможно ли, чтоб они,
чувствуя себя сильными, равнодушно взглянули, как небольшое количество
благонамеренных людей будут ставить им точки? И опять, какие это точки?
Ежели те точки, кои обыкновенно публицисты в сочинениях своих ставят, то
разве великого труда стоит превратить оные в запятые, а в крайнем случае и
совсем выскоблить?
Стало быть, прежде всего надо ослабить силу страстей, а потом уже
начать ставить точки, и притом не такие, которые можно бы выскоблить, а
настоящие, действительные.
Удобнее всего это достигается посредством так называемого оглушения.
Многие восстают против этой системы, находя ее недостаточно
человеколюбивою и прогрессивною. Но это говорят люди, которые, очевидно,
знакомы с системой поверхностно или по слухам. Я же, напротив того,
утверждаю: оглушение не токмо не противно либерализму, но и составляет
необходимейшее от оного отдохновение.
Токевиль говорит: "Так называемое оглушение не только не противно
человеческой природе, но в весьма многих случаях даже способствует
восстановлению человеческих сил". А за Токевилем эту истину уже повторяют
ныне все английские публицисты.
С физической стороны, оглушение причиняет боль - это правда. Но с
нравственной оно успокоивает и сберегает слишком легко издерживающиеся силы.
Да разве необходимо, чтоб оглушение имело характер непременно физический?
разве невозможно оглушение умственное и нравственное?
Что зло повсюду распространяет свои корни - это ни для кого уже не
тайна. "Люди обыкновенно начинают с того, что с усмешкой отзываются о
сотворении мира, а кончают тем, что не признают начальства. Все это делается
публично, у всех на глазах, и притом с такою самоуверенностью, как будто
устав о пресечении и предупреждении давно уже совершил течение свое. Что
могут в этом случае сделать простые знаки препинания?
Опасность так велика, что не только запятые, даже точки не упразднят
ее. Наполеон I на острове Св. Елены говорил: "Чем сильнее опасности, тем
сильнейшие должны быть употреблены средства для их уврачевания". Под именем
сих "сильнейших средств" что разумел великий человек? Очевидно, он разумел
то же, что разумею и я, то есть: сперва оглуши страсти, а потом уже ставь
точку, хоть целую страницу точек.
Но дабы оглушение не противоречило идеям современного человеколюбия,
необходимо, чтобы оно имело характер преимущественно нравственный.
Ежели я человека, посредством искусно комбинированной системы
воспрещений и сокрытий, отвлеку от предметов, кои могут излишне пленять его
любознательность или давать его мысли несвоевременный полет, то этим я уже
довольно много сделаю. Но "довольно много" еще не значит "все". Человек,
лишенный средств питать свой ум, впадет в дремотное состояние - но и только.
Самая дремота его будет ненадежная и, при первом нечаянном послаблении
системы сокрытий, превратится в бдение тем более опасное, что, благодаря
временному оглушению, последовало сбережение и накопление умственных сил.
Необходимо, чтобы дремотное состояние было не токмо вынужденное, но
имело характер деятельный и искренний.
Если, например, приучить молодых людей к чтению сонников, или к
ежедневному рассмотрению девицы Гандон (сам не видел, но из газет очень
довольно знаю), или же, наконец, занять их исключительно вытверживанием
азбуки в том первоначальном виде, в каком оную изобрел Таут, то умы их будут
дремотствовать, но дремотствовать деятельно.
Предавшись чтению сонников, молодые люди будут ожидать от сего
исполнения желаний. Одолев Таутову азбуку, они преисполнятся сладкой
уверенности, что назначение человеческой жизни ими совершено сполна. О
девице Гандон - уже не говорю. Во всех сих упражнениях, очевидно, будет
участвовать страсть, но страсть спасительная, имеющая в предмете отличаться
в изучении сюжетов безопасных и малополезных, как, например, эфиопского
языка. И таким образом получится поколение дремотствующее, но бодрое и не
только не препятствующее знакам препинания, но деятельно на постановку их
согласное.
При таковом согласии реформы примут течение постепенное и вполне
правильное. При наступлении благоприятного времени, начальство, конечно, и
без сторонних побуждений, издаст потребную по обстоятельствам реформу, но
оная уже будет встречена без сомнения, ибо всякому будет известно, что вслед
за тем последуют года, кои имеют быть употреблены на то, чтобы ставить той
реформе знаки препинания. Что, кроме системы нравственного оглушения, может
дать такой, превышающий всякие ожидания, результат?
Будучи вынужден, по неприятностям, оставить службу и проживая в своей
чухломской усадьбе, я имел возможность много о сем предмете рассуждать и
даже меняться мыслями с некоторыми уважаемыми соседями, и все мы пришли к
заключению: Токевиль прав.
Законов издавать - права не имею; но преподать нечто к изданию таковых
- могу.
С горестью покинул службу; с радостью вновь возвратился бы в лоно оной;
но удостоюсь ли сего по трудным и превратным нынешним обстоятельствам -
настоящим образом предсказать не могу.
Но ежели бы сей мой прожект оказался почему-либо неудобным - могу
написать другой, более удобный".
Бывший штатный смотритель чухломских училищ
титулярный советник Иван Филоверитов.
"P. S. Многие из сверстников моих давно уже архиереями; я же вынужден
взяться за плуг. А у нас, в Чухломе, и овес никогда более как сам-третей не
родится!!"
---
Я был унижен, оскорблен, раздражен...
Вот, думалось мне, ни образования, ни привычки мыслить, ни даже уменья
обращаться с человеческою речью - ничего у этого человека нет, а между тем
какую ужасную, ехидную мерзость он соорудил! И как свободно, естественно
созрела она в его голове! Ни разу не почувствовал он потребности проверить
себя, или посоветоваться с своею совестью, или, наконец, хоть из чувства
приличия, сослаться на какие-нибудь факты. Нет; он имел в виду только одно:
что ему предстоит сочинить пакость и что измышление его, яко пакостное,
непременно найдет себе прозелитов.
Выскажи он мысль сколько-нибудь человеческую - его засмеют, назовут
блаженненьким, не дадут проходу. Но он явился не с проектом о признании в
человеке человеческого образа (это был бы не проект, а опасное мечтание), а
с проектом о превращении человеческих голов в стенобитные машины - и нет
хвалы, которою не считалось бы возможным наградить эту гнилую отрыжку старой
канцелярской каверзы, не нашедшей себе ограничения ни в совести, ни в
знании.
Филоверитов стоял передо мной, как живой. Длинный, змееобразный, он
взвивался, складывался пополам, ползал. Голос у него был детский, плачущий,
на глазах дрожали слезы крокодила. И он так вкрадчиво смотрел на меня этими
глазами, как будто говорил: а хочешь, мой друг, я засажу тебя за эфиопские
спряжения?
А что, если в саамом деле мне ничего отныне не дадут читать, кроме
сонников? Что, если ко мне приставят педагога, который неупустительно начнет
оболванивать меня по части памятников эфиопской письменности?
Нет! надобно все это забыть!
Но как забыть - вот вопрос! Куда бежать, где скрыться от _его_
вездесущия! На улице, в трактире, в клубе, в гостиной - _оно_ везде или
предшествует вам, или бежит по пятам. Везде _оно_ гласит: уничтожить,
вычеркнуть, запретить!
Корнет Толстолобое скользнул по поверхности; чухломец Филоверитов -
прямо пронизал взором вглубь. В проекте Толстолобова чересчур много блеску;
он обращает слишком мало внимания на человеческую жизнь, он слишком охотно
ею жертвует. Шутка сказать! населить поморье Ледовитого океана людьми,
оказавшимися, по испытании, неблагонадежными! Это, наконец, даже
непрактично! Напротив того, Филоверитов прост и скромен до крайности; он
смотрит на человеческую жизнь как на драгоценнейший дар творца и потому
говорит: живи, но пребудь навсегда дураком! Не блестяще... но как практично!
Но ежели нельзя забыть об этих прожектах, то, во всяком случае, надобно
их сжечь!
Я схватил всю кипу и с каким-то диким ожесточением бросил ее в камин. С
наслаждением следил я, как сначала повалил из-под кипы густой, черный дым;
как отдельные листы постепенно свертывались, коробились и бурели; как ОГОНБ,
долгое время не будучи в состоянии осилить брошенную в него массу бумаги,
только лизал ее края; как, наконец, он вдруг прорвался сквозь самый центр
массы и разом обхватил ее.
О, ужас! все проекты, один за другим, горели и уничтожались, но один
оставался нетленным!
Напрасно огонь напрягал свои усилия, напрасно я сам, вооружившись
щипцами, пихал бумагу в самую глубь камина; лист лежал чистый, невредимый,
безмятежный, точь-в-точь как лежал он за пять минут перед тем у меня на
письменном столе!
Очевидно, тут было какое-то указание, которому я, скрепя сердце, должен
был повиноваться...
---
Я прочитал следующее:
О переформировании де сиянс академии
"С юных лет получил я сомнение в пользе наук, а затем, постепенно
произрастая, все более и более в том сомнении утверждался, так что ныне,
находясь в чине подполковника и с 1807 года в отставке, даже не за сомнение,
а уже за верное для себя оное почитаю.
Вращаясь между людьми всякого звания, я всегда примечал, что лишь те из
них вполне благополучны, кои держат себя в довольном от наук расстоянии.
Беспечная веселость лица, любезная простота нравов и иройство в телесных
упражнениях - вот качества, отличающие истинного сына природы. Обладая сим
неоцененным сокровищем, простодушный поселянин смело может считать свой
жребий более счастливым, нежели даже вельможа, отягченный добычей и
преступлениями. Причина же сему явная та: не зная наук, поселянин о многом
не догадывается, а многого и совсем не разумеет. Напротив того, вельможа
всего допытывается, но, не всегда будучи рассудительным, зачастую попадает
совсем не в тот пункт, куда метить надлежит. И, вследствие того, приходит в
меланхолию, а со временем и в истощение сил.
Посему, самым лучшим средством достигнуть благополучия почиталось бы
совсем покинуть науки, но как, по настоящему развращению нравов, уже
повсеместно за истину принято, что без наук прожить невозможно, то и нам
приходится с сею мыслию примириться, дабы, в противном случае, в военных
наших предприятиях какого ущерба не претерпеть. Как ни велико, впрочем, сие
горе, но и оное можно малым сделать, ежели при сем, смотря по обширности и
величию нашего отечества, соблюдено будет:
_Первое_, чтобы науки наши против всех прочих были превосходнее;
и _второе_, чтобы оные подлинно распространяли свет, а не тьму.
Но здесь представляется весьма щекотливый вопрос: как сего достигнуть?
На сие отвечаю кратко: посредством заведения таких учреждений, которые
имели бы в предмете не распространение наук, но тщательное оных
рассмотрение.
Казалось бы, что с сею именно целью учреждена в С.-Петербурге известная
де сиянс академия, но ежели и была такова цель ее учреждения, то сколь много
она от оной отдалилась!
Вместо того чтобы рассматривать науки, академия де сиянс отчасти
распространяла их, отчасти же пребывала к ним равнодушною!
Причина такового упущения двоякая:
_Во-первых_, члены де сиянс академии, будучи в большей части из немцев,
почитают для себя рассмотрение наук за нестерпимое и несносное.
_Во-вторых_, при обширных пространствах, занимаемых нашим отечеством,
члены де сиянс академии не в силах уследить за возникающими в уездах и
волостях науками, а равным образом, не имея никаких начальственных отношений
к капитанисправникам, не могут и сих последних уполномочить на то.
Очевидно, что пока сии две причины не будут устранены, дело останется
все в прежнем положении!
А что положение сие нестерпимо, в том свидетельствуют три вещи:
1) В каждом селении заведен кабак, а в некоторых по два и по три.
2) На днях в Хвалынской губернии, как свидетельствует газета
"Гражданин", одна дочь оставила одного отца, дабы беспрепятственнее
предаться наукам.
и 3) На днях, при моих глазах, дочь одного почтенного генерала резала
лягушку и надеялась получить от сего результат.
Все таковые факты внушили мне особливую некоторую мысль, развитие
которой яснее выражается из следующих пунктов.
1. Цель учреждения, академий
В столичном городе С.-Петербурге учреждается особливая центральная де
сиянс академия, назначением которой будет рассмотрение наук, но отнюдь не
распространение оных {О составе и занятиях сей центральной академии
умалчиваю, предоставляя устройство сего вышнему начальству. Скажу только,
что заведение сие должно быть обширное. [Примечание составителя проекта.]}.
С тою же целью, повсеместно, по мере возникновения наук, учреждаются
отделения центральной де сиянс академии, а так как ныне едва ли можно
встретить даже один уезд, где бы хотя о причинах частых градобитий не
рассуждали, то надо прямо сказать, что отделения сии или, лучше сказать,
малые сии де сиянс академии разом во всех уездах без исключения объявятся.
Академиям сим, для большего удобства в предстоящих им действиях, прежде
всего поставлено будет в обязанность определить:
2. Что такое в науках свет?
Мнения по сему предмету разделяются на правильные и неправильные, а в
числе последних есть даже много таких, кои, по всей справедливости, могут
считаться дерзкими.
Дабы предотвратить в столь важном предмете всякие разногласия, всего
натуральнее было бы постановить, что только те науки распространяют свет,
кои способствуют выполнению начальственных предписаний. Во-первых, правило
сие вполне согласуется с показаниями сведущих людей и, во-вторых,
установляет в жизни вполне твердый и надежный опорный пункт, с
опубликованием которого всякий, кто, по малодушию или из хвастовства,
вздумал бы против оного преступить, не может уже сослаться на то, что он не
был о том предупрежден.
3. Какие люди для рассмотрения наук наиболее пригодны суть?
Люди свежие и притом опытные.
Как сказано выше, главная задача, которую науки должны преимущественно
иметь в виду, - есть научение, каким образом в исполнении начальственных
предписаний быть исправным надлежит. Таков фундамент. Но дабы в совершенстве
таковой постигнуть, нет надобности в обременительных или прихотливых
познаниях, а требуется лишь свежее сердце и не вполне поврежденный ум. Все
сие, в свежем человеке, не токмо налицо имеется, но даже и
преизбыточествует.
Посему, как в президенты де сиянс академий, так и в члены оных надлежит
избирать благонадежных и вполне свежих людей из местных помещиков, кои в
юности в кадетских корпусах образование получили, но от времени все
позабыли.
_Примечание_. Президентом следует избирать человека, хотя и преклонных
лет, но лишь бы здравый ум был.
4. Что от сего произойти может?
Следующее:
Прежде нежели свежий человек приступит к рассмотрению наук, он
постарается припомнить, в каком виде преподавались оные ему в кадетском
корпусе. Убедившись затем, что в его время науки имели вид краткий, он,
конечно, оком несколько изумленным взглянет на бесчисленные томы, кои после
того произошли. Во-первых, увидит он, что хрестоматии появились новые и
притом такие, в коих заключаются зачатки революции. Во-вторых, что появилось
множество наук, о коих в кадетских корпусах даже в упоминовении не бывало (в
особенности одна из них вредная и, как распространительница бездельных
мыслей, весьма даже пагубная, называемая "Психологией"). Третие, наконец,
что партикулярные люди о таких материях явно размышляют, о которых в прежнее
время даже генералам не всегда размышлять дозволялось.
В виду сего, как он поступит?
Не знаю, как другие, но я поступил бы прямо и откровенно, то есть
сказал бы: все сие навсегда прекратить!
А кто же, кроме вполне свежего человека, может таким образом поступ