Владимир Бонч-Бруевич
Убийство Андрея Ющинского и дело Бейлиса
OCR - Nina & Leon Dotan (10.2004)
(наши пояснения и дополнения - шрифт меньше, курсивом)
{Х} - Номера страниц соответствуют началу страницы в книге.
В оригинале сноски находятся в конце соответствующей страницы, здесь - сразу за текстом!
(ldn-knigi: см. посвящение на обложке книги - В. М. Величкина была женой
В. Бонч - Бруевича, умерла от "испанки" 30.09.1918; об авторе см. отдельно).
|
|
|
|
|
Предисловие к первому изданию
|
7
|
|
Предисловие ко второму изданию
|
10
|
I
|
Перед процессом
|
17
|
II
|
В пути
|
19
|
III
|
Накануне суда
|
21
|
IV
|
В суд!
|
23
|
V
|
В суде
|
26
|
VI
|
Присяжные
|
27
|
VII
|
Эксперты
|
28
|
VIII
|
Свидетели
|
30
|
IX
|
Обвиняемый
|
31
|
X
|
Гражданские истцы
|
33
|
XI
|
Дети-свидетели
|
35
|
XII
|
Публика
|
37
|
XIII
|
Пресса
|
38
|
XIV
|
Покушение на свободу печати
|
41
|
XV
|
Свидетель - еврейский мальчик
|
43
|
XVI
|
Семейство Нежинских-Приходько-Ющинских
|
45
|
XVII
|
Газетное объявление
|
47
|
XVIII
|
Кого судят?.
|
49
|
XIX
|
Наволочка
|
51
|
XX
|
Наконец заговорили о Бейлисе
|
52
|
XXI
|
Вера Чеберяк среди свидетелей
|
55
|
XXII
|
Таинственный прохожий
|
56
|
XXIII
|
Фонарщик
|
57
|
XXIV
|
Сказка о похищении Ющинского
|
60
|
XXV
|
Волкивна
|
61
|
XXVI
|
Опять прокламация
|
64
|
XXVII
|
Обморок свидетеля
|
64
|
XXVIII
|
Передопрос студента Голубева
|
65
|
XXIX
|
Новый передопрос Голубева
|
67
|
XXX
|
Осмотр местности
|
68
|
XXXI
|
Ужасы черты еврейской оседлости
|
76
|
XXXII
|
Отец Антоном
|
77
|
XXXIII
|
Козаченко
|
79
|
XXXIV
|
Показания Синяева
|
84
|
XXXV
|
Свидетель-арестант
|
85
|
XXXVI
|
Козаченко в синагоге
|
86
|
XXXVII
|
Человек истинно-чешского происхождения
|
87
|
XXXVIII
|
Человек на службе конспиративной
|
90
|
XXXIX
|
Людмила Чеберяк
|
93
|
XL
|
Вера Чеберяк
|
95
|
XLI
|
Господин Чеберяк
|
100
|
XLII
|
Свидетель Бейлис в обвиняемая Чеберяк
|
102
|
XLIII
|
Где был труп Ющинского до пещеры?
|
103
|
XLIV
|
Что означают многочисленные раны на теле
Андрея Ющинского
|
106
|
XLV
|
Еврейская молельня
|
107
|
XLVI
|
Беркины швайки
|
111
|
XLVII
|
Два цадика
|
112
|
XLVIII
|
Его надо убрать
|
116
|
XLIX
|
Производились ли работы на заводе Зайцева 12 марта, когда был убит Андрей Ющинский
|
118
|
L
|
Свидетель одиннадцати лет
|
119
|
LI
|
Петров
|
121
|
LII
|
Журналист-расследователь
|
123
|
LIII
|
Поездка в Харьков
|
126
|
LIV
|
Бывший начальник сыскной полиции Красовский
|
128
|
LV
|
Сестры Дьяконовы
|
136
|
LVI
|
Cвидетель-кровелыцик
|
143
|
LVII
|
Сподвижники Красовского
|
144
|
LVIII
|
Арестант Сингаевский
|
148
|
LIX
|
Сообщник Сингаевского - Рудзинский
|
152
|
LX
|
Латышев
|
154
|
LXI
|
Супруги Малицкие
|
155
|
LXII
|
О том, как евреи подкупают свидетелей
|
156
|
LXIII
|
Судебно-медицинская экспертиза
|
159
|
LXIV
|
Экспертиза психиатрическая
|
162
|
LXV
|
Эксперт, который ничего не знает
|
164
|
LXVI
|
Честь русской науки спасена
|
170
|
LXVII
|
Эксперт Тихомиров
|
171
|
LXVIII
|
Исповедь народа
|
172
|
LXIX
|
Речь прокурора
|
175
|
LXX
|
Речь Замысловского
|
177
|
LXXI
|
Речь Шмакова
|
180
|
LXXII
|
Речи защитников
|
183
|
LXXIII
|
Последнее слово обвиняемого
|
184
|
LXXIV
|
Постановка вопросов
|
184
|
LXXV
|
Резюме председателя
|
185
|
LXXVI
|
Просьба о дополнении резюме
|
186
|
LXXVII
|
Перед приговором
|
187
|
LXXVIII
|
Приговор суда присяжных
|
188
|
LXXIX
|
Определение суда
|
190
|
LXXX
|
На улицах
|
190
|
LXXXI
|
Совесть народа
|
191
|
LXXXII
|
В гостях у Вейлиса
|
193
|
|
|
|
Предисловие к первому изданию
В этом издании я постарался возобновить те места моих очерков, которые были выкинуты или изуродованы цензурой того времени, когда, впервые печаталась эта моя книга. К сожалению, я еще не отыскал все свои заметки и записи, нуж-ные мне для этого. Если будет возможно еще раз напечатать эту мою книгу, я наде-юсь к следующему изданию закончить ее окончательно. Прим. В. Б.-Б. (1920 г.)
Печатаемые здесь впечатления Киевского процесса, - во-шедшего в историю нашей общественности под наименова-нием "Дело Бейлиса", - ранее были опубликованы в различ-ных изданиях периодической печати ("Киевская Мысль", "Утро", "Правда" и др.).
В наших очерках читатель кое-где встретит повторяю-щиеся мотивы, но мы сознательно оставили эти повторения, так как некоторые персонажи процесса не однажды появля-лись перед лицом окружного суда с присяжными, не однажды давали они показания, не однажды стороны со страстью допрашивали их и живое впечатление наблюдателя требо-вало немедленной зарисовки этих новых и новых подроб-ностей, штрихов и черточек столь кошмарного дела, где всякая мелочь казалась важной. Для цельности впечатления мы оставили их и здесь, в этой книге.
Мы выпускаем в свет эти наши впечатления по делу Бейлиса потому, что, по нашему мнению, полезно вспомнить именно теперь черты судебного разбирательства убийства Андрея Ющинского, так как процесс этот, конечно, не закон-чен. С очевидностью ясно, что он только возгорается именно в той плоскости, в которой, в сущности, и должен был бы идти: после пятикратного заявления в окружном суде гор. Киева таких авторитетных лиц в деле розыска, как, следо-ватель по особо важным делам Фененко и жандармский {8} полковник Иванов, заявления прямого и весьма определен-ного, указывающего на несомненное причастие Веры Чеберяк к делу убийства А. Ющинского, - не может быть двух мнений, что, по той или иной причине, процесс этот вскоре возобновится во всей своей полноте. В газетах только что про-мелькнуло известие, что неутомимая "чиновница" Чеберяк, защищая честь и достоинство своей "малины", желает вновь судиться, на этот раз уже привлекая к суду следователя по особо важным делам Фененко. Это смело и хорошо для истины. Конечно, никто не может сомневаться, что Фененко выступит в суде, защищая себя, во всеоружии документов, сведений и данных и может быть расскажет миру то, что до сего времени не было еще поведано...
Но почему только на г. Фененко обрушивает свой гнев эта уголовная дама? Почему не привлекает она полковника Иванова, околоточного Кириченко, бывшего начальника сыскного отделения Красовского и соседей своих: Добжанского. Наконечного, сестер Дьяконовых и многих других, которые все, согласным хором, прямо утверждали на суде, что они знают, что труп Ющинского сохранялся в квартире Чеберяк, что сама В. Чеберяк принимала непосредственное участие в убийстве этого юноши, на которого воровская шайка, видимо, возлагала сначала большие надежды, пред-полагая при его посредстве обокрасть один из соборов Киева: Ющинский должен был проникнуть в собор через форточку и помочь отворить заранее намеченную дверь.
Этой ретивой даме необходимо было бы нужно привлечь также к ответственности товарища прокурора Виппера, кото-рый в своей речи прямо заявил, что он не исключает возмож-ности соучастия В. Чеберяк в деле убийства Ющинского и тем самым очень умело отгородился от могущего быть суда и обвинения действительных убийц Андрея Ющинского,
Также ведь и гражданский истец Шмаков в конце про-цесса с крайней подозрительностью стал относиться к В. Чеберяк и тоже не отрицал возможного соучастия в убий-стве Ющинского этой родственницы Сингаевского, телохранительницы Латышева и Рудзинского с компанией.
Привлекать-так привлекать уж всех!
И все эти привлечения несомненно кончатся выяснением правды, как это уже началось с только что протекших {9} литературных процессов в Киеве, возбужденных осмелевшей В. Чеберяк.
Внимательно изучив все данные процесса Бейлиса-Ющинского, я лично с полной убежденностью присоединяюсь к тому мнению, которое указывает нам единственно верный и несомненный путь раскрытия этого ужасного убийства: вся энергия должна быть направлена к выяснению деятельности посетителей квартиры "малины" Веры Чеберяк, а также самой Веры Чеберяк, этой предводительницы хорошо орга-низованной, действовавшей с несомненного попустительства Киевской полиции, шайки отчаянных громил, убийц и бандитов, особенно к "работе" Латышева, Рудзинского и Сингаевского. Несмотря на то, что уже прошло так много времени, несмотря на то, что эти ловкие громилы сделали многое для заметания следов, но, при энергичном исследо-вании и собирании всего материала, картина убийства Ющинского, уже и без того вполне ясная, может - и должна быть - восстановлена совершенно, а убийцы, всем, особенно в Киеве, хорошо и без того известные, выявятся перед лицом беспристрастного правосудия сами собой.
Неужели это кошмарное дело, принесшее так много вреда общественной жизни России, не будет ликвидировано так, как должно это быть со всяким уголовным делом?
Неужели это убийство, столь простое и очевидное, не будет раскрыто теми, кому это ведать надлежит?
Нет, этому нельзя верить, и я убежден, что оно будет рас-крыто и раскрыто скоро...
15 июня 1914 года.
Предисловие ко второму изданию.
В настоящее время волна антисемитизма вновь подни-мается в России, особенно на Украине и в наших западных губерниях: ее несут на своих штыках банды и полчища белогвардейцев, в которые входят исконные черносотенцы, одураченные Деникинами и Колчаками казаки, все жулье и бандиты, сгруппировавшиеся вокруг различных атаманов и "батек".
В западных губерниях неистовствуют поль-ские легионеры, насквозь пропитанные католическим хан-жеством, издревле воспитанные пройдохами ксендзами римской церкви в самом отчаянном, в самом наглом анти-семитизме: католические попы, наследуя католическую инквизицию, из антисемитизма давным-давно сделали самую прибыльную статью доходов как местных монастырей, так и всей римско-католической церковной державы вообще.
Не да-ром у католиков насчитывается до двухсот святых, имеющих мощи "умученных от жидов" различных отроков, мужеска и женска пола. Само собой понятно, какие подлые страсти надо было разжечь в народе этим опытнейшим из клевет-ников на всех и вся, - иезуитам и иным служителям свя-того римского престола, - прежде чем начать фабриковать святых, с мощами и без мощей, таким оригинальным, таким неслыханным и таким отвратительным способом. Каков же должен быть глубок разврат религиозной мысли и чувства среди некультурных мещанских да и крестьянских масс на-селения, чтобы католические попы могли безболезненно распространять сведения среди своей паствы об ритуальных убийствах детей евреями, о приобщении их кровью и пр. и т. п. давнишней клевете.
Ясно, что эта клевета должна была быть систематических и упорно проводима в жизни, {11} постоянно воспитываема и поддерживаема в народе, прежде чем ей поверили бы вплотную. Шутка ли сказать, что множество поляков носят имена святых, которых чтут, в честь которых справляют именины, которых всегда поминают, и эти име-на своей биографией всегда напоминают, что именно они-то и были жертвами никогда не существовавшего еврей-ского ритуала. Этот кровавый навет на народ, столько ве-ков проповедуемый, на народ, представители которого живут тут же, под боком, среди польского же населения, не мог пройти безрезультатно и несомненно является одной из причин крайнего антисемитизма в Польше, помимо всех про-чих чисто экономических его оснований.
Польские попы всегда являются самыми ярыми проповедниками антисемитизма, и мы видим, что царское правительство, инсценируя процесс Бейлиса, из всех сил старалось найти эксперта из право-славной духовной среды, который подтвердил бы этот гнус-ный навет, и сделать этого не могло: никто ни из православного духовенства, ни из миссионеров православной церк-ви - среди которых так много и карьеристов и прямых про-хвостов - не рискнул выступить в этой роли и только лишь поляк ксендз Пранайтис
(литовец, католик; ldn-knigi), этот католический поп, вызвался прийти в суд в своей сутане римского патера, чтобы перед всеми, не стыдясь никого, поддержать гнусную клевету на еврейский народ. Этот польско-католический изувер не по-стеснялся здесь же на суде, в Киеве, открыто заявить что хотя, в большинстве случаев, признания самих евреев о су-ществовании кровавого ритуала были во времена святой инкви-зиции произведены под жестокими пытками, - это не важно, а важно то, что признание было. А на вопрос, как он сам теперь относится к пыткам, этот негодяй в рясе католиче-ского священника осмелился заявить, что пытки он одобряет, что это одно из несомненных средств достижения истины!
(см. "Дело Бейлиса" Стенографический Отчет; здесь и дальше; ldn-knigi) Пред-седатель царского суда засуетился и тотчас же замял эти откровенные излияния представителя римского престола, и даже Замысловский, этот ярый черносотенец, и тот заерзал на своем месте и делал вид, что он отмежевывается в этой части экспертизы своего союзника и соратника по процессу
( ldn-knigi - источник: http://www.bautz.de/bbkl/p/pranaitis_j.shtml Пранайтис, Юстинас (Иустин, Justinus Bonaventura) рим.-католический ксендз. род. 27.7.1861 в Паненупяй округ Науместис, губ. Сувалкис - 28.1.1917 в Петрограде)
Если этот ксендз польского происхождения так преступно откровенно держал себя в зале Киевского суда, то можно себе представить, чему он учил, что проповедовал он по {12} еврейскому вопросу своей пастве где - либо в захолустье Польши или Литвы.
До какой степени ритуальные и человеконенавистниче-ские мотивы по отношению к евреям проникли всюду среди поляков, можно судить хотя бы по тому, что кажется един-ственная в мире картина, на которой изображен ритуал убий-ства христианского мальчика еврейскими священнослужите-лями, также принадлежит кисти польского художника, фа-милию которого я, к сожалению, забыл. Я видел эту огром-ную картину, сохранявшуюся в Петрограде в польском клубе, который помещался там же, где и общество русских лите-раторов. Этот польский клуб имел несколько отдельных комнат, расположенных в самой глубине здания. Случайно как-то зайдя в эти отдаленные комнаты, я увидел там за-интересовавшие меня картины из времени польского вос-стания 1863 года. Хорошо нарисованные, они создавали настроение. Около одной из стен стоял экран, что-то загора-живая; полагая, что и там картина той же серии, я несколько отодвинул его, чтобы обозреть и эту картину, и к моему ве-личайшему изумлению я увидел технически очень хорошо выполненную, огромную картину, с людьми в натуральную величину, изображавшую фантастический момент истечения крови из какого-то "отрока". Картина производила отвра-тительное, отталкивающее впечатление.
И я подумал:
- До какой же степени изуверства должна была быть развращена антисемитской проповедью фантазия художника, чтобы он, так тщательно вырисовывая это огромное полотно, ни разу бы не задумался над тем, что он рисовал.
Гнусность вековой кровавой клеветы на еврейский народ, очевидно, совершенно извратила понятия и представления об и