Главная » Книги

Бунин Иван Алексеевич - О Чехове, Страница 15

Бунин Иван Алексеевич - О Чехове


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ify">  
   Репин. "О встречах с Чеховым".
   ..."Враг сентиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в _м_у_н_д_ш_т_у_к_е_ холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе _к_о_л_ь_ч_у_г_у_ мужества".
   !! (И. Б.). Подчеркнуто мною. И. Б.
  

- - -

  
   А. С. Лазарев-Грузинский. "А. П. Чехов".
   "В сумбурной статье H. M. Ежова ("Исторический вестник", 1909 г.), автор _у_в_е_р_я_е_т, что переписка Чехова не может дать о нем надлежащего представления, ибо в письмах своих Чехов "п_р_и_х_о_р_а_ш_и_в_а_л_с_я".
   Ежов был отвратительный человек! (И. Б.).
  

* * *

  
   "В письменном столе Чехова вечно лежали чужие рассказы, он исправлял их, рассылал в те издания, где сам работал, даже в те, где сам не работал... давал советы начинающим авторам, если видел в них хотя тень дарования; хлопотал об издании книг".
  

* * *

  
   ..."Среди писательских заветов Чехова восьмидесятых годов неизменно было предостережение против тенденциозности и возвращался к этому вопросу с каким-то постоянным и странным упорством... каждый раз наш разговор на эту тему заканчивался фразой Чехова:
   - И что бы там ни болтали, а ведь вечно лишь то, что художественно".
   ..."его писательский организм реагировал на те упреки в безразличии, "безучастии" и даже "беспринципности", которые по адресу Чехова рассыпали Михайловский, Скабичевский и другие специалисты критических дел".
  

* * *

  
   ..."Мне же Чехов показался всего более похожим на интеллигентного, бесконечно симпатичного студента, каким в сущности он и был года за два, за три до нашей встречи".
   Верно. (И. Б.).
  

* * *

  
   "От публичных выступлений его удерживал по его собственному признанию беспричинный и глупый страх толпы, чувство, которое было для него непреоборимым. В небольшой компании не было человека общительнее его".
   "Чехов не пытался уединиться; не пытался потому, что был не уединенный, а необычайно общественный человек".
  

* * *

  
   "Чехов творил очень медленно, вдумчиво".
   ..."У Чехова слишком много было внутренней творческой силы..."
  

* * *

  
   "Несмотря на наружную сдержанность, в характере Чехова было много азарта, страсти, увлечения тем делом, за которое он брался".
  

* * *

  
   "Искусство писать, - говорил он мне, - состоит собственно не в искусстве писать, а в искусстве... вычеркивать плохо написанное".
  

- - -

  
   И. Л. Щеглов. "Из воспоминаний об Антоне Чехове".
   "Антон Чехов по своей хохлацко-казацкой натуре был очень далек от педантичности Вольфганга Гёте".
   Гёте в молодости и позднее не был педантичен. (И. Б.).
  

* * *

  
   ..."была какая-то срочная работа... Я видел, как он уселся за письменный стол, как-то по-стариковски сгорбившись, и снова взявшись за перо".
  

* * *

  
   "Тем более чести Петербургу, что он первый "открыл" Чехова - и поддержал его морально. Москва (то есть в сущности московская интеллигенция) очень много шумела на его похоронах и много перепортила могильных цветников в Новодевичьем монастыре".
  

* * *

  
   ..."живя в Москве, ему меньше всего времени было думать о Москве: приходилось исключительно думать о хлебе насущном и писать, писать, писать..."
  

* * *

  
   ..."но вам не переспорить моей нелюбви к эшафотам, где казнят драматургов. Современный театр - мир бестолочи, тупости и пустозвонства", (из письма Чехова).
  

* * *

  
   ..."была груба до неприличия "обида непонимания", отметившая представление "Чайки"... Это была смертельная обида в буквальном смысле..."
  

* * *

  
   "Я думал о печальной участи одного из самых правдивых русских писателей..."
  

* * *

  
   "Лицо было желтое, изнеможденное, он часто кашлял и зябко кутался в плед, несмотря на то, что вечер был на редкость теплый..."
  

* * *

  
   ..."вот, небось, критика распинается за "Мужиков", - сказал Щеглову Чехов, а о "Моей жизни" - ни гу-гу!"
   "Я указал, - пишет Щеглов, - на роман самого Л. Толстого "С_е_м_е_й_н_о_е_ _с_ч_а_с_т_ь_е", - вещь _и_з_у_м_и_т_е_л_ь_н_у_ю_ по тонкости и глубине - и тоже почти пропущенную критикой".
   Да. (Подчеркнуто мною. И. Б.).
  

* * *

  
   ..."Не раз жаловалась мне мать Чехова, добрейшая и гостеприимнейшая Евгения Яковлевна.
   - Уж мы прячем Антошу, прячем, - все-то ему мешают! - говорила она мне вздыхая".
  

- - -

  
   И. Н. Потапенко. "Несколько лет с А. П. Чеховым".
   ..."он как будто старался как можно меньше отличаться от всех. Он тогда прятал себя".
   "Сближение наше шло очень медленно... У меня это происходило скорее от неуверенности в себе, у него же, как я думаю, от осторожности... Его всегдашнее спокойствие, ровность... тщательно бережет свою душу от постороннего глаза".
  

* * *

  
   ..."н_и_к_о_г_д_а_ _о_н_ _н_е_ _п_и_с_а_л_ в присутствии кого бы то ни было..."
   Нет писал, но в молодости в пору Лейкина. (Подчеркнуто мною. И. Б.).
  

* * *

  
   ..."Я пел. Антон Павлович обыкновенно заказывал те вещи, которые ему особенно нравились.
   Большим расположением его пользовался Чайковский".
  

* * *

  
   ..."и он сам пел, - правда не романсы, а церковные песнопения. Им научился он в детстве, когда под руководством отца пел в церкви..."
   "У него был довольно звучный басок. Он отлично знал церковную службу и любил составлять домашний импровизированный хор. Пели тропари, кондаки, стихири, пасхальные ирмосы. Присаживалась к нам и подпевала и Марья Павловна, сочувственно гудел и Павел Егорович, а Антон Павлович основательно держал басовую партию".
  

* * *

  
   "Вообще по отношению к болезням он проявлял какое-то ложное мужество. Он как будто стыдился слишком много заниматься ими, считал это малодушием".
   ..."ч_е_л_о_в_е_к_ _н_е_с_о_м_н_е_н_н_о_ _с_и_л_ь_н_о_й_ _в_о_л_и". (Подчеркнуто мною. И. Б.).
  

* * *

  
   ..."Чехов не был ни ангелом, ни праведником, а был человеком в полном значении этого слова. И те уравновешенность и трезвость, которыми он всех изумлял, явились результатом мучительной внутренней борьбы".
  

* * *

  
   ..."если полноте переживаний часто мешали его осторожность и как бы боязнь взять на себя всю ответственность, то причиной этого был талант, который требовал от него большой службы".
  

* * *

  
   "Чехов-человек страдал от этого. Испытывая постоянно потребность в нежности, он до самых последних лет был лишен личной жизни. Он думал, что она отнимет у него, как у художника, слишком много внимания и сил. И когда наконец он позволил себе эту роскошь, вот какими словами он определил свое состояние:
   "Ты спрашиваешь, правда ли, что я женился? Это правда, но в наши годы это уже ничего не меняет".
   ..."и в этой грустной оговорке сказалось сознание, что большое личное благо он допустил к себе слишком поздно".
  

* * *

  
   "Чехов нуждался... считалось в порядке вещей, чтобы писатель нуждался, и чуть ли не прямо пропорционально его таланту.
   Ведь незадолго перед тем нуждался и умер в нужде Достоевский. А после него нуждался Гаршин и Надсон. У всех это вызывало сочувствие, но никто не удивлялся. Так полагалось".
  

* * *

  
   ..."Я зарабатываю, чорт знает, как мало".
   Это было в 1 89 5 году, то есть когда имя Чехова уже сияло. И тот же крик у него повторяется из года в год.
   ..."Я до такой степени измотался постоянными мыслями об обязательной, неизбежной работе... что вот уже неделя, как меня безостановочно мучат перебои сердца..."
   ..."И это не выдумка и не преувеличение. Душе его было тесно в пределах Москвы, Петербурга и Мелихова, ему хотелось видеть, как можно больше, весь свет...".
  

* * *

  
   ..."он постоянно убеждал Щеглова: "бросьте вы театр. Ведь это же, в сущности, лазарет самолюбий, за исключением, может быть, дюжины настоящих талантов, всё страдающее mania grandiosa".
   Всё хорошо написано. И. Б.
  

- - -

  
   Т. Л. Щепкина-Куперник. "О Чехове".
   ..."Лика была девушка _н_е_о_б_ы_к_н_о_в_е_н_н_о_й_ красоты. Настоящая "Ц_а_р_е_в_н_а_ _Л_е_б_е_д_ь" из русских сказок". (Подчеркнуто мною. Ив. Б.).
  

* * *

  
   ..."кабинет А. П. - с _э_т_и_м_и_ _с_в_е_т_л_ы_м_и, _к_а_к_ _е_г_о_ _в_з_г_л_я_д_ _н_а_ _м_и_р, окнами..." Подчеркнуто мною. ?! И. Б.
  

* * *

  
   "Даже когда А. П. хвалил меня, то большей частью делал это _п_о_д_ _с_о_у_с_о_м_ _ш_у_т_к_и". Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   "С Яворской у Чехова были двойственные отношения. Она ему то нравилась, то не нравилась, и безусловно _и_н_т_е_р_е_с_о_в_а_л_а_ _е_г_о_ _к_а_к_ _ж_е_н_щ_и_н_а".
   Подчеркнуто мною.
  

* * *

  
   "По-моему, самое существенное в Чехове - это _р_а_с_к_р_е_п_о_щ_е_н_и_е_ _р_а_с_с_к_а_з_а_ _о_т_ _в_л_а_с_т_и_ _с_ю_ж_е_т_а". (Подчеркнуто мною. И. Б.).
   Точно до него не было Толстого! (И. Б.).
  

* * *

  
   ..."все это рассказы, _н_а_п_и_с_а_н_н_ы_е_ _к_р_о_в_ь_ю_ _с_е_р_д_ц_а".
   ! И. Б. Подчеркнуто мною.
  

* * *

  
   ..."Я пришла к Чехову. О. Л. участвовала в каком-то концерте. За ней приехал корректный Немирович-Данченко во фраке с безупречным белым пластроном. О. Л. вышла в нарядном туалете, повеяло тонкими духами, ласково и нежно простилась с А. П., сказав ему на прощанье какую-то шутливую фразу, чтобы он без нее не скучал и "был умником", - и исчезла.
   А. П. поглядел ей вслед, сильно закашлялся и долго кашлял. Поднес свою баночку к губам и, когда прошел приступ кашля, сказал без всякой видимой связи с нашим предыдущим разговором, весело вертевшимся около воспоминаний Мелихова, прошлого, общих друзей:
   - Да, кума... помирать пора".
  

* * *

  
   ..."Я застала там какую-то молодежь, пришедшую поклониться праху любимого писателя. С башенных часов, отбивавших каждую минуту, слетали _к_а_к_ _ж_е_м_ч_уж_и_н_ы_ _и_ _п_а_д_а_л_и_ _в_ _в_е_ч_н_о_с_т_ь_ _м_и_н_у_т_ы". (Подчеркнуто мною. И. Б.).
  

* * *

  
   "- Меня будут читать лет семь, семь с половиной, - говорил он, - а потом забудут".
   Это украдено у меня. (И. Б.).
  

* * *

  
   "Но потом пройдет еще некоторое время - и меня опять начнут читать и тогда уже будут читать долго".
   А это выдумала Щепкина. (И. Б.).
  

* * *

  
   "Промчавшаяся _б_у_р_я_ _п_е_р_в_ы_х_ _г_о_д_о_в_ _р_е_в_о_л_ю_ц_и_и_ _н_а_ _в_р_е_м_я_ _з_а_с_л_о_н_и_л_а_ _о_т_ _н_а_с_ его задумчивый образ".
   Буря! Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   "Я иногда задумывалась над тем, что делал бы Чехов, как он поступал бы, если бы ему суждено было дожить до великой революции. И у меня всегда готов ответ: Чехов был _н_а_с_т_о_я_щ_и_й_ _р_у_с_с_к_и_й_ писатель, настоящий русский человек. Он ни в каком бы случае не покинул родины и с _г_о_л_о_в_о_й_ _у_ш_е_л_ _б_ы_ _в_ _с_т_р_о_и_т_е_л_ь_с_т_в_о_ _т_о_й_ _н_о_в_о_й_ _ж_и_з_н_и, о которой мечтал и он и его герои".
   Несчастная старуха! (Подчеркнуто мною. И. Б.).
  

- - -

  
   К. С. Станиславский. А. П. Чехов в Московском Художественном театре.
  
   ..."Мне трудно покаяться в том, что Антон Павлович был мне в то время мало симпатичен.
   Он мне казался гордым, надменным и не без хитрости. ...Привычка ли глядеть поверх говорящего с ним, или _с_у_е_т_л_и_в_а_я_ манера ежеминутно поправлять пенснэ делали его в моих глазах надменным и неискренним". (! И. Б.) Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   "Он прямо подошел ко мне и приветливо обратился со следующими словами:
   - Вы же, говорят, чудесно играете мою пьесу "Медведь". Послушайте же, сыграйте же".
  

* * *

  
   "- Послушайте! это же чудесно, - говорил он в таких случаях, и _д_е_т_с_к_и_ _ч_и_с_т_а_я_ улыбка молодила его". Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   "Второй период нашего знакомства с Антоном Павловичем богат дорогими для меня воспоминаниями.
   Весной 1897 года зародился Московский Художественно-общедоступный театр".
   Глупо! (Подчеркнуто мною. И. Б.)
  

* * *

  
   ..."Тем не менее в августе 1898 года "Чайка" была включена в репертуар. Не знаю каким образом В. И. Немирович-Данченко уладил это дело.
   Я уехал в Харьковскую губернию _п_и_с_а_т_ь_ mise en scène. Это была трудная задача, так как к стыду своему я не понимал пьесы. И только во время работы, незаметно для себя я вжился и бессознательно полюбил ее. Таково свойство чеховских пьес. Поддавшись обаянию, хочется _в_д_ы_х_а_т_ь_ _и_х_ _а_р_о_м_а_т". Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   В публике успех был огромный, а на сцене была настоящая Пасха. Целовались все, не исключая посторонних, которые ворвались за кулисы. Кто-то _в_а_л_я_л_с_я_ в истерике. Многие, и я в том числе, от радости и возбуждения _т_а_н_ц_о_в_а_л_и_ _д_и_к_и_й_ _т_а_н_е_ц.
   Фу! Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   - Послушайте же, - шептал он ему убедительно, плотно притворяя дверь, - скажите же ему, что я не знаю его, что я же _н_и_к_о_г_д_а_ _н_е_ учился в гимназии. У него же повесть в кармане, я же знаю. Он останется обедать, а потом будет читать... Нельзя же так. (Подчеркнуто мною. Ив. Б.).
  

* * *

  
   Исполнение одной из ролей он осудил строго до жестокости. Трудно было предположить ее в человеке такой исключительной мягкости. А. П. требовал, чтобы роль была отобрана немедленно. Не принимал никаких извинений и грозил запретить дальнейшую постановку пьесы.
  

* * *

  
   "Для меня центром явился Горький, который сразу захватил меня своим обаянием. В его необыкновенной фигуре, лице, выговоре на о, необыкновенной жестикуляции, показывании кулака в минуты экстаза, в светлой, детской улыбке, в каком-то временами _т_р_а_г_и_ч_е_с_к_и_ _п_р_о_н_и_к_н_о_в_е_н_н_о_м_ лице, в смешной или сильной, красочной, образной речи сквозили какая-то душевная мягкость и грация, и, несмотря на его сутулую фигуру, в ней была своеобразная пластика и внешняя красота. Я часто ловил себя на том, что л_ю_б_у_ю_с_ь_ его жестом или позой". (Подчеркнуто мною. И. Б.).
   Да, Станиславский был очень глуп.
  

* * *

  
   ..."раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, _в_л_е_з_а_ю_щ_и_х_ из сада в комнату". Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   "Спектакль налаживался трудно - и не удивительно: пьеса трудная. Ее прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само собой, без насилия, иначе сомнешь нежный цветок, и он завянет".
   (! И. Б.).
  

* * *

  
   "- Послушайте! - рассказывал кому-то Чехов, но так, чтобы я слышал, - я напишу новую пьесу, и она будет начинаться так: "Как чудесно, как тихо! Не слышно ни птиц, ни собак, ни кукушек, ни совы, ни соловья, ни часов, ни колокольчиков и ни одного сверчка.
   Конечно, камень бросался в мой огород".
  

* * *

  
   "Вишневый сад" - тяжелая драма русской жизни".
   А он считал ее комедией и уверял, что Алексеев и Немирович не дочитали этой пьесы до конца... (И. Б.)
  

* * *

  
   "В первый раз с тех пор, как мы играли Чехова, - приводит в своей книге Ермилов отрывок из воспоминаний Станиславского, - премьера его пьесы ("Вишневый сад") совпала с пребыванием его в Москве ... при том же первое представление совпало с днем именин Антона Павловича - 17 января 1904 года".
   ..."надо было подумать и о самом чествовании и о подношениях Антону Павловичу. Трудный вопрос. Я объездил все антикварные лавки, надеясь там набрести на что-нибудь, но, кроме великолепной шитой музейной материи, мне ничего не попалось. За неимением лучшего пришлось украсить ею венок и подать его в таком виде...
   - Послушайте, ведь же чудесная вещь, она же должна быть в музее, - попрекал он меня после юбилея.
   И все другие подарки, поднесенные Чехову, не удовлетворили его, а некоторые так даже рассердили своей банальностью,
   - Нельзя же, послушайте, подносить писателю серебряное перо и старинную чернильницу.
   - А что же нужно подносить?
   - Клистирную трубку. Я же доктор, послушайте. Или носки. Я же в рваных носках хожу. "Послушай, дуся, - говорю я ей, - у меня палец на правой ноге вылезает". - "Носи на левой ноге", говорит. Я же не могу так! - шутил Антон Павлович и снова закатывается веселым смехом".
   Думаю, что это дурацкая и гадкая выдумка чья-то - ужели Станиславского?
  

* * *

  
   "Еще менее мне понятно, почему Чехов считается устаревшим для нашего времени и почему существует мнение, что он не мог бы понять революции и новой жизни, ею созданной?
   Было бы, конечно, смешно отрицать, что эпоха Чехова чрезвычайно далека по своим настроениям от нынешнего времени и новых воспитанных революцией поколений".
  

* * *

  
   "Тогда среди удушливого застоя в воздухе, не было почвы для революционного подъема. Лишь где-то под землей, в подпольях, готовили и накапливали силы для грозных ударов. Работа передовых людей заключалась только в том, чтобы подготавливать общественное настроение, внушать новые идеи, разъясняя несостоятельность старой жизни. И Чехов был заодно с теми, кто совершал эту подготовительную работу".
  

* * *

  
   "Время шло. Вечно стремящийся вперед Чехов не мог стоять на месте. Напротив он эволюционировал с жизнью и веком".
  

* * *

  
   "По мере того как сгущалась атмосфера, и дело приближалось к революции, он становился все более решительным".
  

* * *

  
   "В художественной литературе конца прошлого и начала нынешнего века он один из первых почувствовал неизбежность революции, когда она была лишь в зародыше, и общество продолжало купаться в излишествах".
   И он!!
  

* * *

  
   "Человек, который _з_а_д_о_л_г_о_ _п_р_е_д_ч_у_в_с_т_в_о_в_а_л_ многое из того, что теперь _с_о_в_е_р_ш_а_л_о_с_ь, сумел бы теперь принять всё предсказанное им".
   И Станиславский не посмел не написать этих последних двух страниц!
  

- - -

  
   Вл. И. Немирович-Данченко. "Чехов".
   "Передо мной три портрета Чехова, каждый выхвачен из куска его жизни". (! И. Б.) Подчеркнуто мною. Ив. Б.
  

* * *

  
   ..."вождь тогдашней молодежи Михайловский не перестает подчеркивать, что Чехов писатель безидейный, и это влияет, как-то задерживает громкое и единодушное признание".
   А между тем Лев Толстой говорит:
   "Вот писатель, о котором и поговорить приятно".
  

* * *

  
   "А старик Григорович идет еще дальше. Когда при нем начали сравнивать с Чеховым одного мало даровитого, но очень "идейного" писателя, Григорович сказал:
   - Да он недостоин поцеловать след той блохи, которая укусит Чехова.
   А о рассказе "Холодная кровь" он сказал, правда почти шопотом, как что-то очень дерзкое:
   - Поместите этот рассказ на одну полку с Гоголем, - и сам прибавил: - вот как далеко я иду".
  

* * *

  
   ..."он поставил свою первую пьесу "Иванов" в частном театре Корша. Написал он "Иванова" в восемь дней залпом. Предлагать на императорскую сцену он и не пытался. Отдал в частный театр Корша. Там в это время служил _ч_у_д_е_с_н_ы_й_ _а_к_т_е_р_ _Д_а_в_ы_д_о_в".
   Вот Давыдов был действительно чудесный! (И. Б.) Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   ..."я не знаю, был ли Антон Павлович вообще с кем-нибудь очень дружен. Мог ли быть?"
   Думаю, что нет.
  

* * *

  
   ..."К матери у него было самое нежное отношение... И вся она была тихая, мягкая, необыкновенно приятная".
   Верно.
  

* * *

  
   "Отец. Я встречал его редко. Осталось в памяти у меня невысокая, суховатая фигура с седой бородой и с _к_а_к_и_м_и-т_о_ _л_и_ш_н_и_м_и_ _с_л_о_в_а_м_и".
   Хорошо сказано.
  

* * *

  
   "В доме Чехова вообще не очень любили раскрывать свои души".
  

* * *

  
   Ленский был первый актер Малого театра... Один из самых обаятельных русских актеров. По богатству обаяния с ним будут сравнивать со временем только Качалова...
   Письмо было по поводу "Чайки". Оказалось, Ленский уже прочитал ее, и вот что он (Чехову. И. Б.) писал:
   "Вы знаете, как высоко я ценю ваш талант, и знаете, как вообще люблю Вас. И именно поэтому я обязан быть с Вами совершенно откровенен. Вот вам мой самый дружеский совет: бросьте писать для театра. Это совсем не Ваше дело".
  

- - -

  
   В. И. Качалов. "Воспоминания".
   Речь Чехова:
   - "Он ж_е сам..."
   - "Хм. Да не знаю ж_е..."
   - "Больше ж_е ничего, там ж_е все написано..."
   И этот с этим "же"!...
   Подчеркнуто мною. И. Б.
  

- - -

  
   М. Горький. "А. П. Чехов".
   Все фальшиво! Не хватило у меня сил дочитать. (И. Б.)
  

- - -

  
   А. И. Куприн. "Памяти Чехова".
   "Странно - до чего не понимали Чехова! Он - этот "неисправимый пессимист" как его определяли, - никогда _н_е_ _у_с_т_а_в_а_л_ _н_а_д_е_я_т_ь_с_я_ _н_а_ _с_в_е_т_л_о_е_ _б_у_д_у_щ_е_е".
   Ох, уж эта "вера Чехова" в "светлое будущее"! Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   "- Послушайте, а знаете, что ведь в России через десять лет будет _к_о_н_с_т_и_т_у_ц_и_я.
   Да, даже и здесь звучал у него тот же мотив о _р_а_д_о_с_т_н_о_м_ _б_у_д_у_щ_е_м, _ж_д_у_щ_е_м_ _ч_е_л_о_в_е_ч_е_с_т_в_о".
   Подумаешь, какая это радость для "человечества"!.. Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   "По-видимому, самое лучшее время для работы приходилось у него от утра до обеда, хотя пишущим его, кажется, никому не удавалось заставать".
   Вздор! (И. Б.).
  
   "Ни с кем не делился своими впечатлениями, не говорил о том, что и как собирался он писать".
   Вздор. (И. Б.).
  

- - -

  
   Н. Д. Телешов. "А. П. Чехов", (тут же и выдержки из книги Телешова "Записки писателя", 1949 года. ОГИЗ. Москва).
  

* * *

  
   "Недаром же в пьесе его "Три сестры" говорится: "Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку". А в дальнейшем он предвидел необычайный расцвет народной жизни и счастливое, радостное будущее".
   Слава Богу, не дожил!
  

* * *

  
   Никаких сомнений и в том, как относился сам Чехов к Художественному театру. В одном из его писем значится: "Художественный театр - это лучшие страницы той книги, которая когда-либо будет написана о современном русском театре".
   (См. воспоминания Тихонова. И. Б.) Мало ли, что он писал!
  

* * *

  
   "Бунин отчасти за свою худобу, отчасти за острословие, от которого иным приходилось солоно, назывался Живодерка". (Такая была улица в Москве, всем писателям был придуман адрес.)
  

* * *

  
   ...У Горького ..."уже созревал план пьесы "На дне". Осенью пьеса была закончена и прочитана на "Среде", а затем поставлена в Художественном театре. Сначала она называлась "Н_а_ _д_н_е_ _ж_и_з_н_и" и под этим заглавием была напечатана за границей".
   Это Андреев посоветовал выкинуть слово "жизнь" (И. Б.)
  

* * *

  
   "Творчество Чехова _м_н_о_г_о_г_р_а_н_н_о, лирика его поэтична, юмор его неисчерпаем, а вера в лучшее будущее человечества непоколебима".
   Будто бы? Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   "Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем:
   - Чехов - это Пушкин в прозе".
   Когда, кому он это говорил? и сравнение-то глупое.
  

- - -

  
   В. В. Вересаев. "А. П. Чехов".
   ..."чувствовалось и по его произведениям, что он человек глубоко аполитический, общественными вопросами совершенно не интересуется, при разговорах на общественные темы начинает зевать. Что стоила одна его дружба с таким человеком, как А. С. Суворин, издатель газеты "Новое время". Теперь это был совсем другой человек; видимо, революционное электричество, которым в то время был перезаряжен воздух, встряхнуло и душу Чехова. Глаза его разгорались суровым негодованием, когда он говорил о _н_е_и_с_т_о_в_с_т_в_а_х Плеве, о _ж_е_с_т_о_к_о_с_т_и_ _и_ _г_л_у_п_о_с_т_и_ Николая II".
   Брехня. Подчеркнуто мною. И. Б.
  

* * *

  
   ..."под конец жизни Чехов сделал, - пускай неудачную, от которой сам потом отказался - но все-таки попытку вывести хорошую русскую девушку _н_а_ _р_е_в_о_л_ю_ц_и_о_н_н_у_ю_ _д_о_р_о_г_у".
   ! Ив. Б. Подчеркнуто мною. И. Б.
  

- - -

  
   С. Я. Елпатьевский. "Антон Павлович Чехов".
   "Антон Павлович Чехов приехал в Москву, в ту Москву, из которой уехал помимо воли из-за болезни, и куда так неудержимо стремился все те семь-восемь лет, которые он прожил на моих глазах в Ялте, в ту Москву, которая занимала все его мысли, в которой сосредоточилось все то, что было в России самого хорошего, приятного, милого для Чехова".
   Преувеличено? И. Б.
  

* * *

  
   "Приходилось говорить и о тех конфликтах, которыми полна русская жизнь, и о тех острых и _б_о_л_ь_н_ы_х_ _в_о_п_р_о_с_а_х, которые давно стоят перед русскою жизнью в их строгой повелительности, но разговор о них недолго продолжался. Лицо его делалось усталым и скучным, говорил он слова скучные и утомительные, приводил какой-нибудь случай из обывательской жизни, характеризующий жестокость и некультурность этой жизни, иногда приводил свои заграничные впечатления и охотно переходил на другие темы, и было видно, что ему скучно говорить и хочется уйти от надоедливой темы и что он не любит острого (? И. Б.), требовательного, повелительного. И когда у меня вырывалось резкое, жестокое замечание о каком-нибудь его знакомом литераторе, ему было неприятно, и он начинал оправдывать его и приводить смягчающие вину обстоятельства".
  

* * *

  
   ..."встречал я у него людей добрых и мягких, нетребовательных и неповелительных, и не влекло его к людям строгим, которые остро ставят вопросы жизни и без колебаний отвечают на них..."
   Вздор.
  

* * *

  
   ..."когда я уходил от него, у меня всегда была одна и та же мысль: почему этот, так ищущий людей, человек одинок и почему он, жадный к жизни, с тонким проникновением красоты, - _х_м_у_р_ы_й_ человек".
   Вздор. Подчеркнуто мною. И. Б.
  

- - -

  
   Евт. П. Карпов. "Две последние встречи с А. П. Чеховым".
   Чехов его ненавидел (Ив. Б.)
  
   "Антон Павлович произвел на меня приятное впечатление. Славным малым, _с_т_у_д_е_н_т_о_м_ _в_е_я_л_о_ от его статной _х_у_д_о_щ_а_в_о_й_ _ф_и_г_у_р_ы..."
   !! (И. Б.) Подчеркнуто мною. И. Б.
  
   ..."И чем ближе я узнавал его, тем симпатичнее, родней по духу становился он мне".
  

* * *

  
   ..."вижу его сгорбленную осунувшуюся фигуру, сидящую на низком диване, с наклоненной головой, с _б_е_л_ы_м_и, _к_а_к_ _к_и_п_е_н_ь_ руками... (?! И. Б.).
   "- В Крым, к себе поедете?..
   - Да, вероятно, в Крым... Хотел за границу, да нельзя... Теперь в Крыму жара африканская... _Д_е_к_о_р_а_ц_и_я_ _к_а_к_а_я-т_о... Постоянно жить в Крыму невыносимо скучно... Тоскливо".
   Брехня (И. Б.). Подчеркнуто мною. И. Б.
  
   "- Написали что-нибудь для театра? - спросила Вера Федоровна.
   - Да, пишу... - _н_е_х_о_т_я, _к_о_н_ф_у_з_л_и_в_о_ _у_л_ы_б_а_я_с_ь, ответил Антон Павлович. - Пишу не то, что надо... не то, что хотелось бы писать... Нужно выходить... _С_о_в_с_е_м_ _н_е_ _т_о_ _т_е_п_е_р_ь_ _н_а_д_о...
   - А что же?
   - С_о_в_с_е_м_ _д_р_у_г_о_е_ _н_а_д_о... _Б_о_д_р_о_е... _С_и_л_ь_н_о_е... Пережили мы серую канитель. Поворот идет... Круто повернули..."
   Фу! (подчеркнуто мною. И. Б.)
  

* * *

  
   "- Разве пережили? Что-то не похоже... - усомнился я.

Другие авторы
  • Гуро Елена
  • Глейм Иоганн Вильгельм Людвиг
  • Полянский Валериан
  • Урусов Александр Иванович
  • Аксакова Анна Федоровна
  • Апраксин Александр Дмитриевич
  • Вердеревский Василий Евграфович
  • Джеймс Уилл
  • Нечаев Егор Ефимович
  • Колосов Василий Михайлович
  • Другие произведения
  • Печерин Владимир Сергеевич - Оправдание моей жизни
  • Гамсун Кнут - Дама из Тиволи
  • Шекспир Вильям - Н. Бахтин. Шекспир в русской литературе
  • Элбакян Е. С. - Государственно-церковные отношения в России начала Xx века
  • Туган-Барановский Михаил Иванович - Русская интеллигенция и социализм
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Чумазый братец черта
  • Леонтьев Константин Николаевич - Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе
  • Львов-Рогачевский Василий Львович - Н. Гумилев. Жемчуга
  • Шекспир Вильям - Е. Парамонов-Эфрус. Комментарии к поэтическому переводу "Ричарда Iii"
  • Диккенс Чарльз - Рождественская песнь в прозе
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (22.11.2012)
    Просмотров: 422 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа