/sup> Посещение Горького Маяковским в Мустамяках и начало их сближения относится, вероятно, не к осени 1914 г., как вспоминает М. Ф. Андреева, а к первой половине лета 1915 г., Когда Маяковский жил в Финляндии на даче в Куоккале. В автобиографии "Я сам" Маяковский писал:
"Вечера шатаюсь пляжем. Пишу "Облако".
Выкрепло сознание близкой революции.
Поехал в Мустамяки. М. Горький. Читал ему части "Облака". Расчувствовавшийся Горький обплакал мне весь жилет. Расстроил стихами. Я чуть загордился" (Маяковский, I, 23).
Маяковский был в то лето у Горького несколько раз. Дату одной из этих встреч - 22 июня 1915 - дает возможность установить запись в дневнике Б. Лазаревского (см. прим. 16 к воспоминаниям К. Чуковского на стр. 629-630).
К другой встрече относится сохранившаяся ответная открытка Горького к Маяковскому в Куоккалу от 3(16) июля 1915 г.: "Буду рад видеть Вас. Если можно - приезжайте к часу, к завтраку. Всего доброго! А. Пешков" (М. Горький, Собр. соч. в 30 томах, т. 29, М. 1955, стр. 338).
О цели поездок Маяковского к Горькому в Мустамяки в стенограмме воспоминаний М. Ф. Андреева говорит так: "Облако" писалось в 1914 году. Маяковский приезжал, читал отрывки Алексею Максимовичу, рассказывал".
Что это было не в 1914 г., а в 1915, подтверждает, помимо свидетельства самого Маяковского в автобиографии "Я сам", известное высказывание Горького о Маяковском в статье "О футуризме" ("Журнал журналов", П. No 1, апрель 1915 г.). Статья была написана после встречи Горького с футуристами на вечере в "Бродячей собаке" 25 февраля 1915 г.
Если бы знакомство Горького с Маяковским и с поразившей его поэмой "Облако в штанах" произошло до этой встречи, в 1914 г., то как объяснить слова Горького! "Я только недавно увидел их (футуристов.- Н. Р.) впервые живыми, настоящими...", и то, что, выступая в защиту Маяковского, говоря о его несомненном даровании, Горький упомянул только об одном из стихотворений первой книги Маяковского "Я!" (1913): "Я читал его книжку стихов. Какое-то меня остановило. Оно написано настоящими словами..." Скорее можно предположить, что этот положительный отзыв Горького о Маяковском в "Журнале журналов" способствовал их личному знакомству, состоявшемуся летом 1915 г.
2 Указание ошибочное: мать Маяковского занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. См. ее воспоминания "Детство и юность Владимира Маяковского", наст. сборник.
3 Из стихотворения "Послушайте!".
4 Очевидно, речь идет о пьесе Маяковского "Мистерия-буфф", которая шла в Петрограде в Октябрьские дни 1918 г. Маяковский играл в ней роль "Человека просто".
5 Принадлежность этих стихов Маяковскому не подтверждается.
6 Журнал "Летопись", редактируемый Горьким, начал выходить с декабря 1915 г. Горький привлек Маяковского к участию в журнале. Маяковский в это время работал над поэмой "Война и мир", которую закончил в 1916 г. 3-я часть поэмы, написанная в конце 1915 г., была прочитана Маяковским в присутствии Горького в редакции "Летописи" и принята к напечатанию, но военная цензура ее запретила. В 1917 г. в журнале "Летопись", No 2-4 была напечатана 5-я часть поэмы, в No 7-8 - пролог.
По свидетельству И. П. Ладыжникова, одного из ближайших сотрудников Горького по журналу "Летопись" и издательству "Парус", "Алексей Максимович очень мягко относился к нему (Маяковскому.- Н. Р.)... Его задача в то время была оторвать Маяковского от богемы, от "желтой кофты"... Затем замыслы "Войны и мира", чтение этого произведения. Неделя за неделей шли их свидания. Маяковский приходил в редакцию "Летописи". На Кронверкский, где жил тогда Алексей Максимович, он тоже приходил, но реже. Чаще всего свидания были в редакции... Алексей Максимович сам его вызывал иногда. Я его там видел десятки раз... Не могу припомнить, где было первый раз чтение "Войны и мира". После этого Алексей Максимович попросил его еще раз прочитать это произведение для редакционного коллектива "Летописи"... Он отнесся к нему, как к выдающемуся явлению. Оно отвечало его антивоенным настроениям" (Из стенограммы воспоминаний И. П. Ладыжникова, 1939, БММ).
Чуковский Корней Иванович (род. в 1882 г.) - писатель, критик, литературовед, переводчик.
Воспоминания о Маяковском впервые опубликованы в книге: К.Чуковский, Репин, Горький, Маяковский, Брюсов, М. 1940; Печатаются первая, вторая и третья главы из воспоминаний о Маяковском, вошедших в книгу: К. Чуковский, Современники, М. 1962.
1 Статья К. Чуковского "Эго-футуристы и кубо-футуристы" была напечатана в альманахе "Шиповник", П. 1914, No 22.
2 Из стихотворения "Несколько слов обо мне самом".
3 Перефразирована строка из стихотворения "От усталости".
4 С лекцией "Искусство грядущего дня (русские поэты-футуристы)" К. Чуковский выступал в 1913 г. в Петербурге 5, 13 октября, 5 ноября и в Москве в Политехническом музее - 24 октября.
Футуристы полемизировали с К. Чуковским и на его лекциях, и на своих вечерах. На лекции К. Чуковского 5 ноября Маяковский, выступая первым оппонентом, обратился к докладчику: "Да понимаете ли вы, г. Чуковский, что такое поэзия, что такое искусство и демократия?.. только та поэзия демократична, которая разрушает старую психологию плоских лиц и душ.
Вашу старую парфюмерную любовь мы разбили... Чуковский не может понять поэзии футуризма, ибо не знает ее основ. Поэты - мы" (газ. "День", Спб. 1913, No 303, 8 ноября).
Одиннадцатого ноября 1913 г. состоялся в Москве в Политехническом музее вечер, на котором Маяковский прочел доклад "Достижения футуризма". Один из напечатанных на афише тезисов этого доклада был прямо направлен против К. Чуковского: "Критика в хвосте поэзии. Образцы вульгарной критики. Корней Чуковский... и другие" (Маяковский, I, 366-367).
5 Из поэмы "Облако в штанах".
6 Как вспоминает А. Крученых, "Маяковский до того спешно писал пьесу, что даже не успел дать ей название, и в цензуру его рукопись пошла под заголовком: "Владимир Маяковский. Трагедия". Когда выпускалась афиша, то полицмейстер никакого нового названия уже не разрешал, а Маяковский даже обрадовался: "Ну, пусть трагедия так и называется: "Владимир Маяковский" (А. Крученых, Наш выход. Рукопись, 1932, БММ). О том, что поэма Уитмена "Песня о себе" в первом издании называлась "Уолт Уитмен", Маяковский знал от К. Чуковского (см. об этом в предисловии К. Чуковского к книге Уитмена "Листья травы", Л. 1935, стр. 6-7).
7 К. Чуковский, "О футуристическом действе" - рецензия на спектакль трагедии "Владимир Маяковский", появившаяся в газете "Русское слово", No 279, 4 декабря 1913 г., отличалась от других отзывов своим доброжелательным тоном: "Автор несомненно талантлив... прекрасно то, что он пробует говорить в поэзии от лица апаша, стоящего на границе отчаяния и сумасшествия, но, к сожалению, это - единственная струна, на которой он умеет играть и играет хорошо, но однообразно, а потому обычно присутствие скуки".
8 Из стихотворения "Нате!"
9 Из стихотворения "Нате!"
10 Из трагедии "Владимир Маяковский".
11 Так первоначально называлась поэма "Облако в штанах". Название было запрещено цензурой.
12 Это определение четырех частей поэмы "Облако в штанах" вошло в предисловие Маяковского к ее второму, бесцензурному изданию 1918 г. (см. Маяковский, XII, 7).
13 Из трагедии "Владимир Маяковский".
14 Из стихотворения "Несколько слов обо мне самом".
15 Эти строки из поэмы "Облако в штанах", изъятые цензурой из текста первого издания поэмы (1915), были восстановлены в сборнике стихов Маяковского "Простое как мычание", изданном Горьким в 1916 г. в издательстве "Парус". Строка "грядет который-то год" впервые появилась в последней своей редакции "грядет шестнадцатый год" при публикации отрывков поэмы в журнале "Новый сатирикон", П. 1917, No 11, 17 марта.
16 В числе "недоумевающих" присутствовал на чтении живший тогда в Куоккале Борис Лазаревский - буржуазный беллетрист, эмигрировавший после Октября за границу. В его дневнике имеется ряд записей о встречах с Маяковским. Первая запись, датированная 21 июня 1915 г., сделана под впечатлением того самого дня, когда Лазаревский был на даче у Чуковского и встретил там Маяковского и Репина. Приводим ее в выдержках:
"Затем начались "Маякоккалы". Явление совсем новое. Это сплошное издевательство над красотой, над нежностью и над богом...
Маяковский был в ударе, показывал письмо Горького, который приглашает его завтра на завтрак. Горький будет восхищен, ибо поэзия Маяковского есть, несомненно, творчество голодного, обозленного зверя... Демонизм его - злоба на бога, который ничего ему не дал, ибо он и не просит...
Началась "Маякоккала" длинной поэмой нараспев. Сущность ее - ненависть и отрицание всего.
Читал он нараспев. Кончил, спросил мнения: я сказал, что подавлен - и это была правда,- что это очень серьезно, что это попытка включить в поэзию анархические доктрины.
Репин сказал, что ему очень мешает декламация, распев, и просил прочесть то же еще раз, но проще: "Это crescendo не дает мне понять сущности".
Маяковский прочел еще раз, но под конец снова сбился на шамана-заклинателя. Затем он прочел поэмку о повешенном дирижере, о трубах, плюющих в морду медными плевками. Затем "Марию" - вещь, несомненно, глубоко трагическую, и еще что-то четвертое - самовлюбленное, где говорится, что он, Маяковский, поведет Наполеона на цепочке, как мопса". (Кроме поэмы "Облако в штанах", которую Лазаревский называет "Мария", Маяковский, видимо, читал стихотворения "Кое-что по поводу дирижера" и "Я и Наполеон".)
Четвертого июля 1915 г. после встречи с Маяковским на вокзале в Куоккала Лазаревский записывает: "...Говорит, что вторую часть "Ямы" Куприн написал как помощник присяжного поверенного... Говорит, что Горький "преблагосклонни пребували" к нему - Маяковскому... Если Маяковского теперь произведут Чуковские и "Сатириконы" в знаменитости, то Маяковский погиб" (Б. Лазаревский, Дневник. Рукопись, ИРЛИ).
Н. Серебров (псевдоним Тихонова Александра Николаевича, 1880-1956) - издательский работник, журналист; был одним из организаторов издательства "Парус", которым руководил Горький, и секретарем редакции журнала "Летопись".
Воспоминания были впервые опубликованы в журнале "Красная новь", М. 1940, No 7-8. Печатаются по этому тексту. Опубликованные воспоминания представляют собой переработку стенограммы воспоминаний А. Тихонова 1938 г. (БММ). Отрывки из стенограммы, не вошедшие в журнальную статью, использованы в примечаниях.
1 Вечер в "Бродячей собаке" состоялся 25 февраля 1915 г. Горький приехал на вечер по приглашению футуристов.
2 Эта встреча произошла в декабре 1915 г. Маяковский уже был к этому времени знаком с Горьким (см. воспоминания М. Ф. Андреевой и прим. к ним, наст. изд.). Сам Горький так писал о встрече у Любавиной: "Длинный, неуклюжий, с лицом, обтянутым серой кожей, пасмурный... Он глухо, торопливо и невнятно произнес несколько строк, махнул рукой, круто повернулся [и скрылся], исчез в соседней комнате, притворив за собой дверь. [Решили] Сказали, что он сконфузился... По рассказам, Маяковский изображался человеком, который любит конфузить других, и было приятно, что рассказы оказались неверными" (черновой набросок. Цитируется по кн. Б. Бялика "О Горьком", М. 1947, стр. 226).
На вечере Маяковский читал стихи и новую поэму "Флейта-позвоночник", приведенный же Н. Серебровым отзыв Горького о Маяковском относится к стихотворению "Послушайте!" и к поэме "Облако в штанах". "Облако в штанах" Горький слышал в авторском чтении еще в Куоккале. По свидетельству Н. Сереброва, имеющемуся в стенограмме его воспоминаний, своим чтением поэмы "Облако в штанах" Маяковский "произвел на Алексея Максимовича сильное впечатление. Горький говорил, что это замечательный поэт и что его поразила в этой поэме богоборческая струя. Он цитировал стихи из "Облака в штанах" и говорил, что такого разговора с богом он нигде не читал, кроме как в книге Иова, и что господу богу от Маяковского "здорово влетело".
О впечатлении, которое произвела на Горького "Флейта-позвоночник", есть запись в дневнике Б. Юрковского (родственника М. Горького), относящаяся к началу 1916 г.:
"Алексей Максимович за последнее время носится с Вл. Маяковским. Он считает его талантливейшим, крупнейшим поэтом, восхищается его стихотворением "Флейта-позвоночник". Говорит о чудовищном размахе Маяковского, о том, что у него - свое лицо. "Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт. Большой поэт..." (цитируется по кн. Б. Бялика "О Горьком", М. 1947, стр. 224).
3 Сборник вышел в октябре 1916 г. под названием "Простое как мычание". В качестве названия была использована строка из трагедии "Владимир Маяковский" (см. Маяковский, I, 154). По свидетельству Н. Сереброва, "при отборе стихов для "Простого как мычание" Маяковский советовался с Алексеем Максимовичем и мною. По нашему совету он многое выбросил из своего первого варианта и многое добавил" (из стенограммы воспоминаний - БММ).
4 Имеются в виду сотрудничавшие в журнале "Летопись" О. М. Брик и В. Б. Шкловский.
5 О привлечении Горьким Маяковского к сотрудничеству в журнале "Летопись" имеется следующий рассказ Н. Сереброва в стенограмме его воспоминаний:
"К футуристам и вообще ко всему окружению Маяковского - и до этого и после - Горький относился критически. Но он выделял из них Владимира Владимировича и считал, что его надо обязательно вырвать из этого окружения в большую литературу и что мы сделаем полезное дело, если будем печатать Маяковского в "Летописи".
И тем не менее со стороны коллектива сотрудников "Летописи" (за исключением меня) это предложение Алексея Максимовича было встречено довольно холодно. Некоторые даже обиделись. В их представлении Маяковский был "хулиганом в желтой кофте", и вдруг этакого скандалиста да в солидный, толстый марксистский журнал!
Главными противниками Маяковского были... И. И. Скворцов, Ногин и другие. Мне, в качестве секретаря редакции, пришлось вести из-за Маяковского довольно упорную борьбу со своими товарищами по журналу, но в конце концов с желанием Горького нельзя было не считаться, и Маяковский был привлечен".
6 Редактируемая Горьким газета "Новая жизнь", в которую он привлек Маяковского, начала издаваться в апреле 1917 г. В номере от 9 (22) июля 1917 г. было объявлено о выходе журнала сатиры "Тачка". Для его первого номера Маяковский написал программное стихотворение "Нетрудно, ландышами дыша...". Издание журнала не состоялось.
7 Известно три лубка Маяковского, вышедших весной 1917 г. в издательстве "Парус": "Царствование Николая последнего", "Забывчивый Николай", "Вот кого солдат защищал раньше!"
8 На сцене Народного дома (Петроград) в 1916 г. опера М. П. Мусоргского "Борис Годунов" с участием Ф. И. Шаляпина шла дважды - 9 марта и 14 декабря. На каком из этих спектаклей был Маяковский - неизвестно.
9 О Маяковском в первые дни февральской революции рассказывает искусствовед М. В. Бабенчиков, случайно встретивший его в мастерской художника-сатириконовца А. Радакова, вместе с которым Маяковский отбывал в 1915-1917 гг. воинскую повинность в автомобильной роте.
"Кроме меня, у Радакова находилось тогда еще несколько; художников - одни сатириконец и два театральных живописца. Время было тревожное, но, несмотря на то, что повсюду слышалась трескотня пулеметов, люди были настолько взбудоражены происходящим, что никому не хотелось сидеть дома.
Едва я вошел в радаковскую мастерскую, как раздался нетерпеливый, заставивший невольно насторожиться стук. "Это я, отворите",- послышался за дверью зычный голос Маяковского.
Не здороваясь ни с кем, когда ему открыли, он одним махом перешагнул порог и, не снимая кожанки и головного убора, возбужденно спросил: "Слышите? Шарик-то вертится? Да еще как, в ту сторону, куда надо". Было ясно, что он говорит о событиях последних дней, да и самый вид его подтверждал это.
Лицо Маяковского выглядело помятым и донельзя утомленным.
Он был небрит. Но карие его глаза весело улыбались, а сам он буквально ликовал. "Зашел мимоходом. Забыл записную книжку, а в ней адреса. Да вот она! Закурить есть? Два дня не курил. А курить хочется до одури. Даже не думал, что так бывает", - скороговоркой сказал он, обращаясь к Радакову. Говорил Маяковский осипшим голосом человека, которому пришлось много выступать на воздухе, а в тоне его речи и порывистости движений чувствовалось, что нервы его напряжены до последнего предела.
Походив беспокойно по комнате, Маяковский на минуту присел на край стола, устало вытянув длинные ноги. И, жадно вдыхая папиросный дым, не без некоторого, как мне показалось, задора добавил: "У нас в автошколе основное ядро большевиков. Н-да. А вы думали..."
При последних словах он со всей силой своих тяжелых ладоней озорно нажал на мои плечи, шумно спрыгнул со стола и, не прощаясь, быстро исчез, уже в дверях весело крикнув: "Буржуям крышка!"
Это внезапное, всполошившее всех вторжение Маяковского произвело на нас впечатление буйного ветра, ворвавшегося в комнату.
Было ясно, что Владимир Владимирович не только захвачен происходящими событиями, но что он сам "сеет бурю" (М. В. Бабенчиков, В. В. Маяковский. Рукопись, 1955, БММ).
10 Вечер Маяковского в Кисловодске "Всем - всё" состоялся 13 сентября 1927 г.
11 Имеется в виду рапповский лозунг борьбы за показ "живого человека", выдвинутый во второй половине двадцатых годов и предъявлявший в качестве некого нормативного требования раскрытие сложнейших внутренних противоречий в личности современного человека, поисков всяческих "червоточин" в его психике и сознании и т. п. Подходя с этими требованиями к последним пьесам Маяковского, рапповцы обвиняли их в схематичности и антипсихологизме.
Ближайшим основанием для полемической реплики Маяковского по поводу "живого человека" могла послужить резко отрицательная оценка его пьесы "Баня", которую дал один из создателей этой теории - В. Ермилов в статье "О настроениях мелкобуржуазной "левизны" в художественной литературе". Критик увидел эти настроения в созданном Маяковским образе главначпупса Победоносикова, в его реплике о своих заслугах ("Я... не пью, не курю, не даю на чай, не загибаю влево, не опаздываю"), услышал, как "звучит у Маяковского очень фальшивая "левая" нота", и нашел, что "вся фигура Победоносикова вообще является нестерпимо фальшивой. Такой чистый, гладкий, совершенно "безукоризненный" бюрократ... вообще невероятно схематичен и неправдоподобен, а тем более в навязанном ему Маяковским обличий перерожденца с боевым большевистским прошлым,- а ведь пьеса Маяковского претендует к тому же и на зарисовку типичных, общих явлений" (журн. "На литературном посту", М, 1930, No 4, февраль).
12 "Все сочиненное Владимиром Маяковским", П. 1919. В предисловии к этой книге поэт писал: "Оставляя написанное школам, ухожу от сделанного и, только перешагнув через себя, выпущу новую книгу" (Маяковский, XII, 16),
13 Намерение написать роман возникло у Маяковского еще в 1923 году. 5 декабря 1925 года Маяковский заключил договор на роман с Госиздатом, о чем сообщалось в журнальной заметке: "В. Маяковский пишет роман по договору с Гиз. Место действия романа - Петербург и Москва, время с 1914 года по наши дни. В центре романа изображение литературной жизни и быта, борьбы школ и т. д." (журн. "Книгоноша", М. 1926, No 10). Сроки договора много раз отодвигались, однако роман остался ненаписанным.
Антокольский Павел Григорьевич (род. в 1896 г.) - поэт. Воспоминания печатаются впервые, по рукописи.
1 Чествование К. Д. Бальмонта по случаю его возвращения в Россию было организовано Литературно-художественным кружком и Обществом свободной эстетики 7 мая 1913 г. Председательствовал В. Я. Брюсов. Бальмонт находился за границей на положении эмигранта. Это было вызвано тем, что в 1907 г. в Париже он выпустил сборник стихов "Песни мстителя", в котором прозвучали недолговременные в его творчестве ноты сочувствия революции.
2 Из стихотворения Бальмонта "Тише, тише..." Маяковский продекламировал то самое стихотворение, которое он услышал впервые еще в тюрьме в 1909 г, (см. воспоминания В. Вегера, стр. 586).
3 Из стихотворения Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени..."
4 Об этом сонете Бальмонта упоминает Маяковский в очерке о своей поездке в Польшу и Чехословакию весной 1927 г. "Ездил я так" (см. Маяковский, VIII, 331).
Малкин Борис Федорович - партийный работник; в 1918-1922 гг. заведовал агентством Центропечать и активно содействовал публикации произведений Маяковского.
Воспоминания печатаются по тексту газеты "Известия", М, 1937, No 88, 12 апреля.
1 Об этом совещании вспоминал Б. Малкин на вечере памяти Маяковского 14 апреля 1935 г.:
"Через неделю после Октябрьского переворота мы в Смольном от имени Всероссийского ЦИК пытались собрать всю тогдашнюю интеллигенцию Петрограда. Перед этим было много объявлений в газетах, масса было расклеено в городе афиш, и наше обращение в популярной информации дошло до всех кругов Петроградской интеллигенции. Обращение было о том, что Советская власть призывает людей культуры и искусства прибыть в Смольный, предложить и провести ряд мероприятий, необходимых для молодой, только что возникшей власти...
И вот в семь часов вечера всё, что представляло интеллигенцию Петрограда, состояло из пяти - семи человек, которые все уместились на одном диване. Помню, там были Ал. Блок, Маяковский, Всеволод Эмильевич Мейерхольд, Лариса Рейснер... Вся ночь прошла в разговорах, как нужно организовать интеллигенцию, что нужно сделать для этого, и Маяковский все это воспринимает как-то пламенно, радостно. Вспомнили мы тогда его прошлое подполье, тюремные дни в Бутырках. Перед нами был преданный политический деятель" (из стенограммы выступления Б. Малкина на вечере памяти Маяковского 14 апреля 1935 г., хранящейся в ЦГАЛИ).
2 В речи на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922 г. В. И. Ленин говорил о стихотворении Маяковского "Прозаседавшиеся": "Вчера я случайно прочитал в "Известиях" стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно... Практическое исполнение декретов, которых у нас больше чем достаточно и которые мы печем с той торопливостью, которую изобразил Маяковский, не находит себе проверки" (В. И. Ленин, Сочинения, т. 33, стр. 197-198).
Высокая оценка В. И. Лениным стихотворения "Прозаседавшиеся" сыграла очень серьезную роль в творческом развитии Маяковского. Ее значение было для Маяковского тем более велико, что немногим меньше года назад В. И. Ленин резко осудил его поэму "150 000 000", как произведение претенциозное, футуристическое. Об этом свидетельствуют деловые записки В. И. Ленина от 6 мая 1921 г., в которых он протестует против выпуска поэмы пятитысячным тиражом. В одной из них В. И. Ленин пишет: "По-моему, печатать такие вещи лишь 1 из 10 и не более 1500 экз. для библиотек и для чудаков", в другой: "Условимся, чтобы не больше 2-х раз в год печатать этих футуристов и не более 1500 экз." (см. полный текст публикации записок В. И. Ленина в статье Е. Наумова "Ленин о Маяковском".- "Литературное наследство", т. 65, М. 1958, стр. 205-216).
3 Чтение "Мистерии-буфф" в кинотеатре "Вулкан" Рогожско-Симоновского района состоялось 24 января 1921 г. Во вступительном слове на диспуте "Надо ли ставить "Мистерию-буфф"?" 30 января 1921 г. Маяковский говорил: "Не имея времени и возможности всем и каждому доказывать и объяснять, что это за пьеса, какая она, - я предпринял объезд районов, где я читал рабочим мою пьесу... При голосовании из аудитории Рогожско-Симоновского района (не знаю, сколько человек точно, но вмещается всего 650 человек) против пьесы подняли <руки> 5 человек, а за пьесу - все остальные, то есть около 645 человек рабочих и красноармейцев" (Маяковский, XII, 259).
На диспуте "Надо ли ставить "Мистерию-буфф"?" присутствовал и Б. Малкин, 31 января 1921 г. он был на приеме у В. И. Ленина в Кремле (см. "Два месяца работы В. И. Ленина", М. 1934, стр. 44). Видимо, через некоторое время после этого свидания с В. И. Лениным Б. Малкин направил следующее письмо В. Э. Мейерхольду, готовившему постановку "Мистерии-буфф": "Необходимо поставить (мы заинтересовали большую группу партийных товарищей) Мистерию для партсъезда. Я говорил с Лениным о Маяковском и о Мистерии - мы с ним условились, что он прослушает пьесу (в чтении автора). Но теперь уже лучше подождать постановки". (Письмо без даты. Хранится в БММ.) Проект постановки пьесы к открытию X съезда партии (8 марта 1921 г.), так же как и предварительное прослушивание ее В. И. Лениным не были осуществлены. Премьера пьесы состоялась 1 мая 1921 года.
4 Вариант в настоящее время опубликован - (см. Маяковский, II, 475.)
5 "Маяковский, - писал Б. Малкин, - с особой тщательностью и с какой-то особой значительностью и подъемом изучал материалы по Ленину для своей поэмы и подолгу с нами беседовал об Ильиче" (Б. Малкин, Памяти друга.- "Литературная газета", М. 1930, 17 апреля).
6 Чтение поэмы "Владимир Ильич Ленин" активу московской партийной организации состоялось 21 октября 1924 г.
Гзовская Ольга Владимировна (1884-1962) - артистка.
Воспоминания печатаются впервые, по рукописи.
1 Стихотворение К. Бальмонта "Лебедь".
2 Имеется в виду второе (бесцензурное) издание "Облака в штанах", вышедшее в феврале 1918 г. Первое издание поэмы вышло в 1915 г.
3 Описываемый автограф стихотворения "Наш марш" в настоящее время хранится в БММ.
4 Концерт в помощь жертвам войны состоялся 20 марта 1918 г. По поводу выступления на нем О. Гзовской со стихами Маяковского в одном из репортерских отчетов сообщалось: "Вчера в благотворительном концерте О.В. Гзовская впервые читала стихи поэта-футуриста Владимира Маяковского, Первый раз из уст большого артиста прозвучали строфы левых, футуристических веяний" (газ. "Эпоха", М. 1918, 21 марта).
5 Имеется в виду статья В. Д. Бонч-Бруевича "Ленин о поэзии".- Журн. "На литературном посту", М. 1931, No 4.
6 Автор полемизирует в данном случае с указанной выше статьей В. Д. Бонч-Бруевича. Вспоминая в ней о "резко отрицательной" реакции В. И. Ленина на стихотворение "Наш марш", с которым выступила артистка О. Гзовская, В. Бонч-Бруевич сделал из этого ложный вывод: "Его (Ленина.- Н, Р.) отрицательное отношение к Маяковскому с тех пор осталось непоколебимым на всю жизнь".
Н. К. Крупская, вспоминая об этом концерте, писала: "Однажды нас позвали в Кремле на концерт, устроенный для красноармейцев. Ильича провели в первые ряды. Артистка Гзовская декламировала Маяковского: "Наш бог - бег, сердце - наш барабан" - и наступала прямо на Ильича, а он сидел, немного растерянный от неожиданности, недоумевающий, и облегченно вздохнул, когда Гзовскую сменил какой-то артист, читавший "Злоумышленника" Чехова" (Н. К. Крупская, О Ленине, М. 1960, стр. 72).
Спасский Сергей Дмитриевич (1898-1956) - поэт.
Печатается по тексту сборника "Маяковскому", Л, 1940, стр. 72-87. В сборнике дана сокращенная редакция главы четвертой из книги воспоминаний С. Спасского "Маяковский и его спутники", Л. "Советский писатель", 1940, стр. 91-129. Под названием "Встречи" воспоминания и в том числе глава "Москва" впервые напечатаны с сокращениями в журнале "Литературный современник", Л. 1935, No 3, стр. 207-224; отрывок из них под названием "Кафе в Настасьинском" - в газете "Литературный Ленинград", 1935, 14 апреля.
1 В 1916 г. В. Каменский выпустил роман "Стенька Разин", в который входили отдельные фрагменты будущей поэмы. Под названием "Сердце народное - Стенька Разин" поэма впервые появилась в 1918 г. отдельным изданием, отрывок из нее был напечатан в "Газете футуристов", М. 1918, No 1, 15 марта.
2 Кафе поэтов в Настасьинском переулке открылось осенью 1917 г. и просуществовало до середины апреля 1918 г.
3 Цитата из стихотворения С. Спасского "Кафе поэтов". Было напечатано в "Газете футуристов", М. 1918, No 1, 15 марта.
4 Строка из стихотворения Д. Бурлюка "Глубился склепе, скрывался башне..."
5 Из произведения В. Каменского "Танго с коровами", М. 1914.
6 Первая строка из стихотворения Д. Бурлюка "Утверждение вкуса".
7 "Король-арлекин, или Шут на троне" - пьеса немецкого драматурга Р. Лотара была поставлена А. Таировым в Камерном театре в 1917 г.
8 Автор имеет в виду "Оду революции".
9 Строки из стихотворения "Себе, любимому, посвящает эти строки автор". Стихотворение было впервые напечатано в марте 1918 г. в альманахе "Весенний салон поэтов", но написано до революции, предположительно в 1916 г. Автограф стихотворения не сохранился. Указание автора, что Маяковский читал "еще не остывшие, только что приготовленные" строки,- ошибка памяти.
10 "Гимн критику".
11 "Теплое слово кое-каким порокам".
12 "Сказка о красной шапочке".
13 Из стихотворения "Пустяк у Оки".
14 Перефразировано посвящение И. Северянина к "Собранию поэз" (т. I, M. 1918): "Эта книга, как и все мое творчество, посвящается мною моей тринадцатой и, как тринадцатая, последней".
15 Поэт-подражатель Северянина Петр Ларионов,
16 Из стихотворения И. Северянина "Перунчик".
17 Вечер "Избрание короля поэтов" состоялся в Большой аудитории Политехнического музея 27 февраля 1918 г.
18 "Громокипящий кубок" - название книги стихов И. Северянина.
19 Автор имеет в виду сборник "Поэзоконцерт", составленный из стихов: И. Северянина, Л. Никулина, П. Ларионова, Е. Панаиотти, М. Кларк, К. Халафова. Он открывался фотопортретом Северянина с его автографом и надписью: "Король поэтов Игорь Северянин".
В статье "Братская могила" Маяковский писал об этом сборнике: "Шесть тусклых строчил, возглавленные пресловутым "королем" Северяниным, издали под этим названием сборник ананасных, фиалочных и ликерных отрыжек. Характерно, как из шутки поэтов - избрание короля - делается финансовое дело" (Маяковский, XII, 10).
20 Вечер состоялся в Большой аудитории Политехнического музея 16 марта 1918 г.
21 Речь идет о книге Вл. Королевича "Сады дофина", М. 1918. На титульном листе посвящение: "Дмитрию Павловичу". Стихотворение, в котором провозглашается проклятие черни, называется "Смерть маркиза".
22 Единственный номер "Газеты футуристов" вышел 15 марта 1918 г. под редакцией В. Маяковского, Д. Бурлюка и В. Каменского. В газете были напечатаны две коллективные декларации - "Декрет No 1 о демократизации искусств", "Манифест летучей федерации футуристов", статья от редакции "Пролетарское искусство", "Открытое письмо рабочим" Маяковского и др.
23 А. В. Луначарский был в "Кафе поэтов" 14 апреля 1918 г. в день его закрытия. Отчет об этом вечере был напечатан в газете "Фигаро", М. 1918, 15 апреля.
24 Выступление Маяковского с чтением поэмы "Человек" состоялось в Политехническом музее 15 февраля 1918 г.
25 Поэма "Человек" вышла в феврале 1918 г. под маркой издательства "АСИС" ("Ассоциация социалистического искусства"). Тогда же под маркой издательства "АСИС" вышло второе издание поэмы "Облако в штанах" с восстановленными цензурными купюрами.
26 В журнале "Мир экрана", М. 1918, No 1 и No 3, были помещены кадры из фильма "Не для денег родившийся".
27 К съемке этих сцен был привлечен также поэт Гурий Сидоров. "Я снимался, - рассказывает он,- в кинофильме "Не для денег родившийся". Автором и постановщиком этого фильма был Маяковский. Он собрал группу поэтов, и мы отправились в киностудию, помещавшуюся, насколько я помню, в переулке около Екатерининской площади. По ходу фильма изображался отдельный кабинет ресторана и выступление поэта с эстрады. В этих двух эпизодах мне и пришлось сниматься.
Маяковский был в съемочном зале. На этот раз он не стоял в своей обычной позе (руки в карманах брюк, в уголке губ папироса), а метался по залу, отдавая громовым голосом режиссерские указания:
- Эй, вы! Встаньте левее! Не сюда! Левая рука и у поэтов находится слева! Опустите голову! Не так сильно - вы ее так уроните на пол, а потом отвечай! Жестикулируйте, волнуйтесь, теперь поднимайте бокал! Не прячьте его за спину соседа, мне сейчас нужен бокал, а не ваш сосед! Обнимайте вашу приятельницу! Нежнее, черт возьми!..
Я стою на эстраде, Маяковский - напротив:
- Читайте! "На улице каждый фонарь" - как это там у вас?
Читаю. Волнуюсь больше, чем на "всамделешней" эстраде. Маяковский это замечает:
- Спокойнее! Держите себя в руках! Забудьте, что на вас смотрят глаза аппарата - на вас глядит публика!
Но на меня глядела не публика, а Маяковский, и я волновался все больше. Наконец эпизод был заснят. После съемки я рассказал Маяковскому о своих переживаниях. Он улыбнулся:
- Хорошо! В следующий раз я приглашу публику, а сам спрячусь за чью-нибудь спину - ведь я маленький!
Надо сознаться, что мы были плохими актерами, большинство снималось в первый раз. Огромного труда стоило Маяковскому заснять эти эпизоды.
В перерывах между съемками Маяковский говорил о кино. Он предвидел, что фильмы будут звуковыми, и высказывал примерно такую мысль:
- Говорят "Великий немой". Но у немого кино хороший большой язык, язык искусства, живая живопись, полотно, говорящее светотенью. В этом и слабость и сила кино. Если "Великий немой" заговорит, надо сохранить его немую силу, чтобы звук не заменял молчаливую выразительность, а усиливал ее, сливаясь с нею в одно могучее воздействие на зрителя. У немых, заметьте, почти всегда хорошие умные глаза. Очевидно, недостаток одного человеческого органа усиливает другой. И если немой получит язык, надо сохранить силу его глаз" (Г. Сидоров-Окский, "Пора стихов. Поэтическая Москва 1917-1921 гг.". Рукопись, 1941, БММ).
28 Фильм "Не для денег родившийся" был закончен в конце апреля 1918 г., шел на экранах Москвы и многих других городов (см. о нем воспоминания Л. Гринкруга, стр. 178-182).
"Не для денег родившийся"
Гринкруг Лев Александрович (род. в 1889 г.) - киноработник.
Воспоминания были впервые опубликованы в сокращенной редакции в газете "Кино", М. 1940, 11 апреля. Печатаются по рукописи.
1 В "Кине-журнале" в 1913 г. были напечатаны следующие статьи Маяковского: "Театр, кинематограф, футуризм", "Уничтожение кинематографом "театра" как признак возрождения театрального искусства", "Отношение сегодняшнего театра и кинематографа к искусству".
2 В фильме "Барышня и хулиган" (вышел на экраны в мае 1918 г.) Маяковский играл роль хулигана, им же был написан и сценарий. Это единственный из фильмов с участием Маяковского, который сохранился полностью. В картине "Закованная фильмой" (вышла на экран в июне 1918 г.) Маяковский играл роль художника. Обе эти картины были выпущены кинофирмой "Нептун".
Шкловский Виктор Борисович (род. в 1893 г.) - писатель и литературовед; один из ближайших литературных друзей Маяковского, начиная с 1914-1915 гг.; был одним из организаторов "Общества по изучению поэтического языка" (Опояз), существовавшего в Петрограде в 1916-1923 гг. и объединявшего группу представителей формального метода в литературоведении; сотрудничал в журналах "Леф" и "Новый Леф".
Печатается глава из книги В. Б. Шкловского "О Маяковском", М. 1940.
1 ИМО ("Искусство молодых") - издательство, организованное Маяковским в 1918 г. (субсидировалось Наркомпросом).
2 Стихотворение "Два не совсем обычных случая".
3 В "Опояз" входили: В" Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов, Л. Якубинский, О. Брик и ряд других литературоведов и лингвистов. В 1919 г. "опоязовцы" выпустили сборник "Поэтика", а в дальнейшем ряд других своих работ, в том числе книжку В. Шкловского "Тристрам Шенди" Стерна и теория романа" (1921).
4 Б. Эйхенбаум, Молодой Толстой, изд. Гржебина, П.- Берлин, 1922.
5 Рисунки для альбома "Герои и жертвы революции" (1918) сделаны В. Козлинским, И. Пуни, К. Богуславской и С. Маклецовым.
6 Первое "Окно РОСТА" Маяковского ("Рабочий! Глупость беспартийн