группу Леф, был секретарем редактируемого Маяковским журнала "Леф".
При жизни автора была опубликована только одна глава из воспоминаний - "Водопьяный переулок" - в журнале "Ленинград", 1940, No 7-8. Со значительными сокращениями и в произвольной редакторской обработке воспоминания были опубликованы в журнале "Знамя", М. 1943, No 7-8. В настоящем издании воспоминания впервые публикуются по рукописи (БММ), вторая глава печатается по тексту журн. "Ленинград". При публикации этой главы в журнале автор включил в нее два абзаца из первой главы; в наст. изд. они печатаются в составе первой главы.
1 Перефразирована строка из поэмы "Облако в штанах":
...сквозь свой
до крика разодранный глаз
лез, обезумев, Бурлюк.
(Маяковский, I, 186).
2 В "Газете футуристов", М. 1918, No 1, 15 марта были напечатаны стихотворения Маяковского "Революция (Поэтохроника)" и "Наш марш".
3 Седьмой (последний) номер журнала "Творчество" был почти целиком посвящен Маяковскому. В нем были напечатаны статьи Н. Чужака "Земляная мистерия" (о пьесе "Мистерия-буфф") и С. Третьякова "Поэт на трибуне. Последние стихи Маяковского", перепечатаны в виде подборки на тему "Вокруг футуризма в театре" выступления Луначарского и Маяковского на диспуте о постановке "Зорь" Верхарна. Под заголовком "Соединение фронтов" редакция опубликовала рассказ о встрече с Маяковским приехавшего из Москвы курсанта и информацию о присланных с ним в редакцию журнала письме поэта и рукописи поэмы "150 000 000".
Приветствуя Маяковского "как лучшего художника эпохи и единственного нашего указчика", редакция в лице Чужака отожествляла его творческие достижения с футуризмом и считала, что "футуризм есть первый революционный камень новой эстетики".
4 В сборнике "О Федоре Сологубе. Критика. Составлено Анас. Чеботаревской", Спб. 1911, было напечатано три статьи Н. Чужака.
5 Имеется в виду статья Маяковского "В. В. Хлебников", опубликованная в журнале "Красная новь", М. 1922, No 4, июль - август, в связи со смертью Хлебникова, последовавшей 28 июня 1922 г.
6 Из пьесы "Мистерия-буфф".
7 Из поэмы "Про это".
8 Автор имеет в виду книгу "Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается", выпущенную изд. "Круг" в 1923 г. Сборник "Маяковский издевается" был выпущен изд. "МАФ" двумя изданиями в 1922 г.
9 С докладом "Что делает Берлин?" Маяковский выступил в Политехническом музее около 20 декабря 1922 г.; с докладом "Что делает Париж?" - там же 27 декабря.
10 Обвинение в аполитизме, выдвинутое мемуаристом против журнала "Красная новь",- не обосновано. В этом журнале, выходившем с июня 1921 г. по август 1942 г., были напечатаны работы В. И. Ленина "О продовольственном налоге" и "Поучительные речи", многие произведения М. Горького, В. Маяковского, Л. Леонова, И. Бабеля, Вс. Иванова и др. Однако главный редактор журнала, А. К. Воронский, печатал в журнале преимущественно произведения писателей-попутчиков, что вызывало, в частности, критику со стороны В. В. Маяковского и других участников группы Леф.
11 "Леф будет агитировать нашим искусством массы" - цитата из передовой статьи "За что борется Леф?", написанной Маяковским для первого номера журнала. Им же были написаны две другие программные статьи в этом номере: "В кого вгрызается Леф?", "Кого предостерегает Леф?" С просьбой о разрешении издания журнала Левого фронта искусств ("Леф") Маяковский обратился в Агитотдел ЦК РКП (б) в первых числах января 1923 г. 16 января состоялось заседание, на котором было принято решение о выпуске журнала. "Леф" издавался в течение 1923-1925 гг., вышло семь номеров. В редколлегию журнала входили: В. В. Маяковский (ответственный редактор), Б. И. Арватов, Н. Н. Асеев, О. М. Брик, Б. А. Кушнер, С. М. Третьяков, Н. Ф. Чужак.
12 Антипассеистский - обращенный против идеализации прошлого.
13 Из стихотворения "Верлен и Сезан".
14 Оттиск был выпущен как "Проспект" журнала "Леф" No 2. В него вошли написанная Маяковским передовая статья "Товарищи - формовщики жизни!" (в проспекте она была напечатана только по-русски, в журнале - на русском, немецком и английском языках) и стихотворения под одинаковым названием "1-ое Мая" В. Каменского, Н. Асеева, В. Маяковского, П. Незнамова, Б. Пастернака, А. Крученых, И. Терентьева, С. Третьякова.
15 Упомянутая статья Л. Сосновского была напечатана в газ. "Правда", М. 1923, 1 декабря. До этого он же выступил со статьей "Довольно маяковщины" (газ. "Правда", М. 1921, 8 сентября). Ответная статья "Критхалтура" была напечатана без подписей в журнале "Леф", М. 1924, No 4.
16 Первый рассказ И. Бабеля, напечатанный в Москве, - "Смерть Долгушова" (журн. "Огонек", М. 1923, No 9, 27 мая). Никаких виньеток в "Огоньке" не было. История с оформлением относится, вероятно, к публикации трех рассказов И. Бабеля ("Путь в Броды", "Учение о тачанке", "Кладбище в Козине") в журнале "Прожектор", М. 1923, No 21, 16 декабря.
17 Рассказы И. Бабеля из книги "Конармия" ("Письмо", "Смерть Долгушова", "Дьяков", "Колесников", "Прищепа", "Соль") и книги "Одесские рассказы" ("Король", "Как это делалось в Одессе") были напечатаны в журнале "Леф", М. 1924, No 4; в No 1(5) за 1924 г.- рассказ "Мой первый гусь" (из "Конармии").
Приведенные далее мемуаристом цитаты взяты из рассказов И. Бабеля "Письмо" и "Король".
18 Имеются в виду стихотворения Б. Пастернака "Кремль в буран конца 1918 года" ("Леф", 1923, No 1) и "1-ое Мая" ("Леф", 1923, No2).
19 В последующих изданиях первая строка поэмы была заменена другой - "Мелькает движущийся ребус...".
20 Д. В. Петровский напечатал в "Лефе" "Воспоминания о Хлебникове" (1923, No 1), стихотворения "Бродяжье утро" (1924, No 4), "Песня червонных казаков" (1924, No 1(5)) и рассказ "Арест" (1924, No 2(6)); В. П. Катаев - стихотворение "Война" (1924, No 4). Статья М. Ю. Левидова об американской литературе - "Американизма трагифарс" (1923, No 2).
21 В последнем номере журнала "Леф", 1925, No 3(7), одновременно с двумя статьями К. Л. Зелинского "Идеология и задачи советской архитектуры" и "Книга, рынок и читатель" была помещена "Декларация конструктивистов", подписанная И. Сельвинским, К. Зелинским, В. Инбер, Б. Агаповым, Е. Габриловичем, Д. Туманным.
Проявленный Маяковским на первых порах интерес к конструктивистам, попытка привлечь их в журнал "Леф" сменился в дальнейшем резким принципиальным расхождением с этой группой. Неоднократно выступая с критикой идейно-теоретических позиций и поэтической практики конструктивистов, Маяковский так сформулировал их ошибки в своем выступлении на конференции МАПП 8 февраля 1930 г.: "Коренная ошибка конструктивизма состоит в том, что он вместо индустриализма преподносит индустряловщину, что он берет технику вне классовой установки... Они забыли о том, что, кроме революции, есть класс, ведущий эту революцию. Они пользуются сферой уже использованных образов, они повторяют ошибку футуристов - голое преклонение перед техникой, они повторяют ее и в области поэзии" (Маяковский, XII, 408-409).
22 В журнале "Леф", М. 1925, No 3(7), были напечатаны стихотворения С. Кирсанова "Крестьянская - буденновцам" и "Красноармейская - разговорная".
23 В No 1(5) журнала "Леф" за 1924 г. были напечатаны статьи В. Шкловского, Б. Эйхенбаума, Л. Якубинского, Ю. Тынянова, Б. Казанского, Б. Томашевского, посвященные исследованию литературного языка В. И. Ленина.
24 Имеется в виду статья В. Шкловского "Техника романа тайн" (жури. "Леф", 1924, No 4). О демагогическом использовании Н. Чужаком факта изъятия из этой статьи эротических загадок см. ниже, прим. 33.
25 Приведено первое четверостишие стихотворения Н. Г. Полетаева "Портретов Ленина не видно...", впервые опубликованного в журнале "Прожектор", М. 1923, No 14.
26 Цитата из воспоминаний Л. В. Никулина "Владимир Маяковский" (см. наст. сборника).
27 Имеются в виду воспоминания Л. А. Кассиля "На капитанском мостике" (см. наст. сборника).
28 Автор имеет в виду Н. Чужака, неоднократно выступавшего против Маяковского. Подробнее см. ниже, прим. 33.
29 Это произошло во время выступления Маяковского 3 октября 1922 г. в Большом зале Консерватории с чтением поэмы "Пятый Интернационал". С репликой Маяковского перекликается следующий набросок из его записной книжки 1922 года с черновыми отрывками поэмы "Пятый интернационал":
Квалифицированных работников было мало.
Конечно, не забыли ни о Щершеневиче, ни о Мариенгофе.
Шершеневич в приемной лежал вместо журнала,
а Мариенгоф разносил заждавшимся кофе.
30 Имеются в виду журналы "Красная новь", "Красная нива" и "Новый мир".
31 "Мастфор" - Театральная мастерская режиссера Н. Форрегера. Этот театральный коллектив выступал в 1920-1922 гг. на различных эстрадах и в клубах с сатирическими обозрениями, тексты которых обычно писал В. Масс.
32 Приведены слова из выступления Маяковского 9 января 1925 г. на Первой Всесоюзной конференции пролетарских писателей. В стенограмме слова записаны несколько иначе (см. Маяковский, XII, 270). Строка из стихотворения Д. Бедного "Обида" была приведена Маяковским неточно, у Д. Бедного - "Взор пролетарской Немезиды...".
33 Разногласия с Н. Ф. Чужаком, входившим в редколлегию журнала "Леф", начались уже при обсуждении материалов первого номера журнала. 22 января 1923 г. Маяковский писал ему: "...я совершенно не могу угадать Ваших желаний, я совершенно не могу понять подоплеки Вашей аргументации" (Маяковский, XIII, 61). Н. Ф. Чужак ответил рядом статей в "Лефе" и наконец, в письме в редакцию газ. "Правда", напечатанном под названием "На левом фронте" 11 ноября 1923 г., заявил о своем выходе из редколлегии журнала.
Наиболее резкое столкновение между Маяковским и Н. Ф. Чужаком произошло на Первом московском совещании работников левого фронта искусств, состоявшемся 16-17 января 1925 г. в помещении Пролеткульта. Н. Ф. Чужак выступил на совещании с докладом и тезисами предлагаемой совещанию резолюции о принятии общей идеологической платформы и создании некого единого объединения левого фронта искусств с руководящим центром и т. д. Доклад Н. Чужака был направлен против журнала "Леф", в котором он демагогически заявил, что "журнал закрыт за порнографию", и главным образом против Маяковского. Он ополчился на "товарища гения" за то, что тот изменил лефовскому принципу производственного искусства и "скатился" к напечатанию в "Лефе" своей "наиболее неприемлемой" вещи - поэмы "Про это". Предшествующая ей поэма "Люблю" была расценена Н. Чужаком, как "лирическая труха с точки зрения сегодняшнего дня". Снисходительно признав, что поэма "Владимир Ильич Ленин" имеет свои достоинства и "хорошо, что она стала достоянием масс", Н. Чужак и тут заявил: "но все-таки это ведь в целом не в нашем производственном плане" (стенограмма совещания - Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области).
Маяковский выступал на совещании 16 и 17 января. Из его выступлений на совещании и приведены П. Незнамовым полемические реплики по адресу Н. Чужака. Вторая реплика приведена не точно. Маяковский сказал о Чужаке: "Но с его выходом из редакции можно сказать смело, что работа "Лефа" пошла блистательно, ни одного конфликта, ни одного недоразумения по вопросам у нас не было. А если они и обнаруживались, то товарищи подчинялись принятому большинством решению" (Маяковский, XII, 282).
34 Заседание сотрудников журнала "Новый Леф" в связи с появлением направленных против журнала и Маяковского статей в газ. "Известия" - М. Ольшевца "Почему Леф?" (1927, 28 января) и В. Полонского "Леф или блеф?" (1927, 25 и 27 февраля) - происходило под председательством Маяковского 5 марта 1927 г. Ответом на статьи явилась выписка из стенограммы заседания, напечатанная под заглавием "Протокол о Полонском" в журнале "Новый Леф", 1927, No 3. (Стенограмму выступления Маяковского на этом заседании см. Маяковский, XII, 321-324.)
23 марта 1927 г. на тему "Леф или блеф?" состоялся диспут в Политехническом музее. Маяковский выступал на нем с докладом и заключительным словом. (См. стенограмму - Маяковский., ХП,325-350.)
35 Неточно: В. Полонский был редактором журналов "Печать и революция" и "Новый мир", редактором журнала "Красная новь" был А. Воронский.
36 Стихотворение А. Жарова "Гибель Пушкина" было написано в 1927 г. Включая стихотворение в книгу "Избранное" (М. 1950), А. Жаров изменил обратившую на себя внимание Маяковского строку "Жене мы отдаем воинственный досуг..." на "Жене я посвящаю подвиг чести...".
37 В статье "Начистоту. (Вынужденный ответ Лефу)", напечатанной в журнале "Новый мир", М. 1927, No 2. А. Безыменский обвинял "Леф" и Маяковского в претензии на литературный монополизм, в саморекламе и нетоварищеской критике молодых пролетарских поэтов. Резко полемическую оценку этой статьи Маяковский дал в своем выступлении на диспуте "Леф или блеф?" 23 марта 1927 г. (см. Маяковский, XII, 341-342.)
38 Автор имеет в виду эпиграмму Маяковского "Безыменскому" (1930), написанную в связи с постановкой пьесы Безыменского "Выстрел". Тогда же была написана другая эпиграмма "Безыменскому". Одна из ее строк: "или неистово плюет на меня" - имеет прямое отношение к выступлению Безыменского со статьей "Начистоту".
39 Имеется в виду статья Маяковского "Записная книжка "Нового Лефа" ("Сейчас апрель...").
40 Из выступления Маяковского на конференции МАПП 8 февраля 1930 г. (см. Маяковский, XII, 411).
41 Из "Мистерии-буфф".
42 Журнал "Весы" начал издаваться в Москве в 1904 г. при ближайшем участии В. Брюсова. Во втором номере "Весов" за 1909 г. Брюсов поместил письмо, в котором сообщил, что впредь будет ограничивать свое участие в журнале только авторской работой. Это привело к прекращению журнала - после заявления Брюсова вышло только четыре номера.
43 Маяковский начал переговоры с Госиздатом об издании своего собрания сочинений еще в октябре 1924 г. Договор был заключен в марте 1925 г. на издание собрания сочинений в четырех томах. Фактически Госиздат приступил к изданию в 1926 г., согласившись дополнить собрание пятым томом, в который вошли новые произведения Маяковского. Пятый том вышел в июне 1927 г., им был начат выпуск собрания. Первый и второй тома появились в ноябре 1928 г., третий и четвертый - в 1929 г., шестой - в начале 1930 г. Седьмой и восьмой тома, сданные Маяковским соответственно в 1928 и 1929 гг., вышли уже после его смерти - в 1930 и 1931 гг. Девятый и десятый тома были подготовлены без его участия, вышли в 1931 и 1933 гг.
44 Имеется в виду статья Юзовского "Картонная поэма", помещенная в газ. "Советский юг", Ростов-на-Дону, 1927, No 272, 27 ноября. Статья была перепечатана в журнале "На литературном посту", М. 1928, No 13-14.
45 Стихотворение "Помпадур" было напечатано в журнале "Крокодил", М. 1928, No 29, с учетом указанных Маяковским изменений.
46 Диспут состоялся 26 сентября 1928 г. В объяснительной записке к афише Маяковский писал: "Задача доклада - показать, что мелкие литературные дробления изжили себя и вместо групповых объединений литературе необходимо сплотиться вокруг организаций, ведущих массовую агитлитературную работу..." (Маяковский, XIII, 122).
47 После выступления Маяковского на диспуте "Левей Лефа" в журнале "На литературном посту" (1928, No 22) появилась статья И. Гроссмана-Рощина "Преступление и наказание (ликвидация ликвидаторов)". Критик писал: "Кажется, Прудону принадлежат слова: наложничество нельзя реформировать, его надо уничтожить. "Леф" нельзя реформировать, его нужно уничтожить", и предостерегал "от легкомысленных надежд, что вот Маяковский выпрямился и выправил свою линию".
Выступая 22 декабря 1928 г. на общем собрании ФОСП в Доме Герцена в прениях по докладу П. Керженцева о политике партии в области художественной литературы, Маяковский привел статью Гроссмана-Рощина как пример групповой, фальсифицирующей критики: "Мы очень рады, что т. Керженцев и каждый из товарищей, которые будут выступать, будут говорить с нами по вопросам литературной политики ...потому что мы свою литературную работу хотим связать с массовой работой, с ее выразителем - с партией, с профессиональными союзами и т. д. Но не безработные анархисты <из> "На посту", перебегающие из одной литературной бредни <передней?> в другую, должны исправлять коммунистическую идеологию Лефа. Этого я понять никак не могу. Для меня ясно, что в данном случае линия литературных наименований с линией литературного существа не совпадает и нужно свои дряхлые отрепья литературных группировок сбросить, сбросить с самой большой решительностью, с какой мы способны" (Маяковский, XII, 367).
48 Перефразированы строки из стихотворения Саши Черного "Из "шмецких" воспоминаний".
49 Соглашение между Лефом и МАППом было заключено в ноябре 1923 г. В связи с этим соглашением была написана Маяковским передовая статья "Леф и МАПП", напечатанная в журнале "Леф", No 4 за 1924 г.
50 Из выступления Маяковского на конференции МАПП 8 февраля 1930 г.: "Реф - это переход работы наших писателей на коммунистическую направленность, то есть это та дорога, которая ведёт по пути в РАПП" (Маяковский, XII, 411).
51 К сборнику "Реф" Маяковским было написано предисловие (неоконченное), которое должно было иметь программный характер (см. Маяковский, XII, 203-204). На издание сборника был заключен договор с Госиздатом, однако сборник сдан в издательство так и не был.
52 Под шуточным перечнем "выполненных директив" имелось в виду: переход в 1929 г. А. В. Луначарского с поста Народного комиссара по просвещению на пост председателя Ученого комитета при ЦИК СССР и освобождение А. К. Воронского в 1927 г. от поста редактора журнала "Красная новь". Разумеется, никакого отношения никто из лефовцев к этим событиям не имел.
53 Это предложение, вероятно, исходило от О. М. Брика. В своей заметке "Долой аполитизм!" (журн. "Книга и революция", М.-Л. 1929, No 12) он привел объявление из первого номера народнического журнала "Черный передел" о необходимости содействия созданию серии социалистических книг, как пример предвосхищения рефовского требования "активнейшего участия литературы в текущих боевых задачах социалистической агитации и пропаганды".
54 См. прим. 11 к воспоминаниям Н. Сереброва, наст. сборника.
55 См. прим. 1 к воспоминаниям С. Адливанкина, наст. сборника.
56 Этот пленум происходил 15-17 января 1930 г. Выступление Маяковского на нем - см. Маяковский, XII, 401-406.
57 Чествование друзьями Маяковского в связи с двадцатилетием его литературной деятельности состоялось 30 декабря 1929 г.
58 Шуточная речь, произнесенная Н. Асеевым на домашнем юбилее Маяковского:
"Уважаемый тов. Маяковский!
Как мне не неприятно, но я должен приветствовать вас от лица широких философских масс: Спинозы, Шопенгауера и А. В. Луначарского. Дело в том, что творческие силы пробуждающегося класса должны найти своего Шекспира, своего Данте и своего Гете. Его появление детерминировано классовым самосознанием пролетариата. Вооот, дааа. Если этого не произойдет, то искусство, может быть, действительно споет свою лебединскую песню.
Однако мы не пессимисты ни в малой степени. Пример тому конгениальность вашей поэзии, которая, будучи субъективно абсолютно соллипсична, объективно может оказаться и коллективистичной при изменившейся ситуации реконструкции нашего социалистического МАППовского хозяйства.
Что же особенного замечаем мы на этом примере: и здесь, как и всюду и во всем, бросается в глаза то, как анархо-индивидуалистическая богема переплавляется в стальные ряды животворящих сил класса, постулируя необходимость борьбы с формалистической опустошенностью лефовского кошелька. "Подойдем-ка к нему да расспросим, как дошла ты до жизни такой"; но это еще не все. Больше того: мы говорим уже угасшим поколениям: "Лазарь, восстань". И Лазарь восстанет. Куда же идет этот восставший Лазарь искусства? Идет ли он в чахлый Лефо-Рефовский цветник, чтобы наслаждаться тонким запахом его формалистических устремлений? Нет, он бежит оттуда, зажимая ноздри от грубого навозного запаха агитационных удобрений. Куда же, однако, идет он? Он идет в могучую дубовую рощу руководства пролетарским искусством. Он идет в редакцию налитпосту выбирать себе налитпостовскую товарища дубинку. Не про него ли сказал поэт: "Имел он песен шумный дар и голос чуду вод подобный". Нет! к сожалению, поэт сказал не про него, так как про какой шум можем толковать мы. Действительно, предпосылкой моей поездки на воды был поднятый вокруг статей шум, но тем более следует видеть в этом вылазку классового врага, появление которого сигнализировано еще товарищем Островским в его комедии "Не все масленица коту, попадешься и в литпосту". Итак, приветствуем вас, тов. Маяковский, и от души поздравляем вас с выяснившимся теперь с непререкаемой убедительностью огромным значением недавно состоявшегося и воспринятого уже всеми назначения Анатолия Васильевича на пост заведующего ЗИФа. Мы будем и впредь товарищески отмечать все, так или иначе влияющее на ваше творчество, твердо стоя как на передовых позициях РАППов, МАППов, так и на задних ЛАППов".
Объектом пародии послужил критик из журнала "На литературном посту" И. Гроссман-Рощин (машинописный текст "Шуточной речи" хранится в БММ).
59 Эйдология - учение о художественных образах. Этот термин часто употреблялся в литературоведческих работах представителями школы В. Переверзева, с которым в журнале "Новый Леф" велась полемика.
60 Из поэмы Н. Асеева "Маяковский начинается".
Воспоминания о Маяковском
Асеев Николай Николаевич (род. в 1889 г.) - поэт, друг Маяковского, один из активных участников журнала "Леф", член его редколлегии.
Воспоминания впервые опубликованы в книге: Н. Асеев, Зачем и кому нужна поэзия, М. 1961.
1 Последние строфы эпилога поэмы Н. Н. Асеева "Маяковский начинается".
2 Слова из стихотворного наброска, который Маяковский включил в предсмертное письмо:
Как говорят -
"инцидент исперчен",
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
(Маяковский, XIII, 138.)
3 Выступление состоялось 9 апреля 1930 г. Протокольную запись выступления см. в наст. сборнике.
4 Автор имеет в виду первый сборник стихов Маяковского "Я!", изданный в 1913 г. литографским способом.
5 См. автобиографию "Я сам" - Маяковский, I, 20.
6 Строка из стихотворения Н. Н. Асеева "Охота".
7 Приведены примеры из стихотворений В. Хлебникова: "Вы помните о городе, обиженном в чуде...", "Кому сказатеньки...", "Не шалить!".
8 Цитаты из второй части поэмы "Облако в штанах".
9 Имеется в виду заметка А. С. Пушкина "О поэтическом слоге".
10 Строка из стихотворения "Юбилейное".
11 Из черновых набросков А. С. Пушкина к статье "О поэтическом слоге".
12 Дориан Грей - герой повести О. Уайльда "Портрет Дориана Грея".
13 Из поэмы "Про это".
14 Имеется в виду статья О. Брика "О хлебе насущном...", напечатанная в альманахе "Взял", П. 1915.
15 На вечере "Открывается Реф", состоявшемся 8 октября 1929 г., Маяковский, выступая от имени всей группы, говорил: "Все споры наши и с врагами и с друзьями о том, что важнее, "как делать" или "что делать", мы покрываем теперь основным нашим литературным лозунгом "для чего делать", то есть мы устанавливаем примат цели и над содержанием и над формой" (Маяковский, XII 510).
16 Слова из поэмы "Облако в штанах" ("...и тихо барахтается в тине сердца // глупая вобла воображения").
17 Из поэмы "Хорошо!".
18 Перефразирована строка из стихотворения "Никчемное самоутешение".
19 Слова из поэмы "Облако в штанах".
20 Слова из автобиографии Маяковского "Я сам".
21 Перефразирована строка из стихотворения "Юбилейное".
22 Перефразирована строка из стихотворения "Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому".
23 См. прим. 17 к воспоминаниям П. В. Незнамова, наст. сборника.
24 Слова из стихотворения "Послание пролетарским поэтам".
25 Чтения "Бани" Маяковским у себя дома состоялись 22 и 27 сентября 1929 г. На каком из них был Луначарский, неизвестно. Столкновение с Луначарским произошло, вероятно, на диспуте "Пути советской литературы", состоявшемся 25 февраля 1930 г.
26 Строка из стихотворения "Разговор с фининспектором о поэзии".
27 Строка в измененном виде вошла в стихотворение "Блек энд уайт".
28 Поэма "Софрон на фронте" вышла в 1922 г. за подписью одного Асеева.
29 Строки из стихотворения Маяковского "Юбилейное".
30 Агитпоэмы "Ткачи и пряхи...", "Одна голова всегда бедна...", "Сказка про купцову нацию..." напечатаны во всех трех изданиях Полного собрания сочинений В. В. Маяковского в разделе "Коллективное".
31 Из поэмы "Во весь голос".
Из воспоминаний о В. В. Маяковском
Катанян Василий Абгарович (род. в 1902 г.) - литературовед, биограф Маяковского; входил в группу "Леф".
Воспоминания печатаются по рукописи. Первая глава является переработанной редакцией статьи В. Катаняна "О некоторых источниках поэмы "Хорошо!", помещенной в "Литературном наследстве", т. 65, изд. АН СССР, М. 1958, стр. 285-324. Вторая глава под названием "Одно ненаписанное стихотворение" впервые напечатана была в "Альманахе с Маяковским", М. 1934, стр. 245-250.
1 Стихотворения: "Слушай, наводчик!" - газ. "Рабочая Москва", 1927, 9 июня, и "Да или нет?" - газ. "Комсомольская правда", М. 1927, 9 июня.
2 Воспоминания Н. И. Подвойского в книге "Октябрьская революция". Хрестоматия сост. А. Е. Шейнбергом. Под ред. К. Т. Свердловой, М. 1925, стр. 294.
3 С. Спасский, Маяковский и его спутники, Л. 1940, стр. 31.
4 Из поэмы "Пятый Интернационал".
5 Из стихотворения "Разговор с фининспектором о поэзии".
6 Из стихотворения "Нашему юношеству".
7 См. прим. 5.
8 Из стихотворения "Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру".
9 "Красная газета" (вечерн. выпуск), Л. 1927, 18 октября.
10 Из статьи "Евгений Багратионович Вахтангов" (см. в книге: А. В. Луначарский, О Вахтангове и вахтанговцах, М. 1959, стр. 27).
11 А. Фадеев, Столбовая дорога пролетарской литературы, Л. 1929, стр. 41.
А. Фадеев, признавая позднее ошибочность своей оценки и оценки других рапповцев поэмы "Хорошо!", писал: "Я помню, как в десятую годовщину Октябрьской революции (а сейчас нам предстоит тридцатая!) Маяковский пригласил небольшую группу литераторов к себе на дом и впервые читал поэму "Хорошо!". Надо сознаться, что даже мы, выходцы из демократических низов, в известной мере тоже зачинатели советской литературы, не сразу поняли все величие и значение этой поэмы. Мы подошли к ней с узко литературной точки зрения. Нам не понравилась ее декларативность. В этой поэме, перед десятой годовщиной Октября, когда страна жила еще тяжело, когда стране было очень трудно, Маяковский говорил о ней, как о стране, уже утвердившей новый строй жизни. Он говорил о своей кровной связи с советской родиной. Теперь, спустя двадцать лет, эта поэма звучит во весь голос, и многое из того, что было в ней только предвосхищено, осуществилось. Поэма "Хорошо!" была поистине пророческой" (А. Фадеев, Задачи советской литературы. - Сб. "Советская литература", М. 1947, стр. 23).
12 Рапорт первой культурной бригады о двухмесячной поездке на Урал поэтов В. Луговского (от группы конструктивистов), В. Казина (от группы "Кузница"), С. Громана, К. Минаева, Б. Киреева (от РАПП) напечатан был за подписью В. Луговского в разделе "Писатели на фронте социалистического соревнования" в "Литературной газете", М. 1929, No 18, 19 августа. С критикой этого отчета Маяковский выступал на втором расширенном пленуме правления РАПП 26 сентября 1929 г. (см. Маяковский, XII, 392-393).
13 Маяковский читал на закрытии пионерского слета стихотворение "Песня-молния". Под названием "Вперед" оно было напечатано в этот день (25 августа 1929 г.) в газете "Пионерская правда".
В. А. Луначарская-Розенель
Луначарская-Розенель Наталия Александровна (1902-1962) - актриса, жена А. В. Луначарского.
Воспоминания были впервые опубликованы в журнале "Юность", М. 1962, No 5. Печатаются по тексту журнала.
1 Б. К. Пронин - один из организаторов литературно-артистического кабаре "Бродячая собака", существовавшего в Петербурге в предреволюционные годы. Кабаре подобного типа Б. К. Пронин пытался организовать в начале 20-х гг. в Москве.
2 Три фильма по сценариям Маяковского и с его участием в главных ролях: "Не для денег родившийся", "Барышня и хулиган", "Закованная фильмой" снимались в киностудии "Нептун" в 1918 г.
3 Имеется в виду первое издание поэмы "Про это", иллюстрированное фотомонтажами А. Родченко.
4 Автором воспоминаний процитированы из письма Луначарского к Маяковскому только первые строки. За ними следовал текст:
"Эти маленькие гримасы, которые были милы, когда Вы были поэтическим младенцем, плохо идут к Вашему возмужалому и серьезному лицу. Предоставьте их окончательно Шершеневичу.
Это так, маленький упрек исключительно потому, что я Вас вообще люблю, а за последнее Ваше произведение втрое.
А теперь небольшая просьба. Так как непременно хочу написать этюд о "Про это", то, быть может, Вы были бы так добры дать мне копию или корректурный листок его до выхода Вашего произведения в свет.
По свидетельству В. Д. Зельдовича - бывшего секретаря А. В. Луначарского, письмо было продиктовано ему Луначарским по телефону из подмосковного санатория 27 марта 1923 г. и в тот же день отправлено Маяковскому. (Хранится в ЦГАЛИ.) Впервые письмо было опубликовано в газ. "Литературный Ленинград", 1935, 14 апреля, с неверной датой (23 марта 1923 г.). Афиша выступления Маяковского с чтением поэмы "Про это", о которой упоминает А. В. Луначарский в своем письме, не найдена, и когда и где состоялось это выступление - не установлено.
5 "Выработка новой этики в муках содрогающегося сердца... вот необъятные темы, вот необъятные краски, вот необъятная сокровищница, из которой должна черпать современная драматургия. Уже есть нечто подобное в области поэзии, уже можно назвать с гордостью и некоторые произведения: Маяковского ("Про это") и некоторые стихи Асеева, Третьякова" - из статьи А. В. Луначарского "Об А. Н. Островском и по поводу его" - газ. "Известия", М. 1923, 12 апреля.
6 Имеется в виду диспут "Леф и марксизм", который состоялся 3 июля 1923 г. в Малом зале Консерватории. Председательствовал А. В. Луначарский (см. отчет в журн. "Леф", М. 1924, No4).
7 Автор имеет в виду "напостовцев" - критиков из журнала "На посту", выходившего в 1923-1925 гг.
8 Маяковский вылетел в этот день, 3 июля 1923 г., в Германию.
9 Этот факт, по свидетельству П. М. Филиппова, соответствует действительности, но в книге его, на которую ссылается Н. А. Луначарская-Розенель - Б. Филиппов, Творческие встречи, "Искусство", М. 1951,- он не упоминается.
10 В. Перцов пишет: "Едва ли Маяковский имел в виду аналогию в этой ситуации со своим отношением к Луначарскому, но, даря последнему свои "150 000 000", Маяковский сделал надпись на книге "Канцлеру от слесаря..." (В. Перцов, Маяковский. Жизнь и творчество, т. 2, М. 1958, стр. 128). Вряд ли сказанное дает основание говорить о трактовке Перцовым этой надписи Маяковского как неприязненной по отношению к Луначарскому или двусмысленной.
11 Вероятно, ошибка: первый раз поэму "Хорошо!" Маяковский читал у себя на квартире в Гендриковом переулке 20 сентября 1927 г., когда и приглашен был А. В. Луначарский.
12 См. прим. 11 к воспоминаниям В. А. Катаняна, наст. сборника.
13 Диспут о постановке "Ревизора" в Государственном театре им. Вс. Мейерхольда происходил 3 января 1927 г.
14 Об отношении Луначарского к этому спектаклю см. его статью "Ревизор" Гоголя - Мейерхольда" в книге: А. В. Луначарский, О театре и драматургии, т. 1, М. 1958.
15 В стенограмме выступления Маяковского на диспуте о постановке "Ревизора" слова, приведенные Н. А. Луначарской-Розенель, записаны несколько иначе (см. Маяковский, XII, 309).
16 Из стихотворения "Сергею Есенину".
17 Речь А. В. Луначарского на траурном митинге в день похорон Маяковского помещена в "Литературной газете", 1930, 21 апреля.
18 "Маяковский-новатор" (речь А. В. Луначарского в Комакадемии на заседании, посвященном памяти Маяковского 14 апреля 1931 г., напечатана в книге: А. В. Луначарский, Статьи о советской литературе, М. 1958, стр. 412.
Сейфуллина Лидия Николаевна (1889-1954) -писательница.
Воспоминания печатаются по тексту журнала "Знамя", М. 1955, No 4.
Текст журнала "Знамя" является переработанной и значительно дополненной в 1953 г. редакцией воспоминаний, под тем же названием впервые напечатанных в газ. "Красный Крым", Симферополь, 1941, 13 апреля.
1 Вечер в Большой аудитории Политехнического музея, называвшийся "Суд над русской литературой", состоялся в конце ноября - начале декабря 1920 г.
2 Маяковский обыграл название стихотворения Есенина "Кобыльи корабли".
3 Речь идет, очевидно, о приеме советских гостей - Сейфуллиной и Маяковского - членами Общества друзей новой России, устроенном 10 мая 1927 г. Этот прием описан Маяковским в очерке "Ездил я так" (см. Маяковский, VIII, 335). За "чаем" произнесена была Маяковским речь, которую он заключил словами:
"Меня предостерегали от того, чтобы за обилием световых реклам Берлина, за достижениями техники, за фабриками я не проглядел самого важного. Ни против фабрик, ни против техники возражать, конечно, не приходится. Дело только за самым главным - чтобы рабочие получили их в свои руки" (Маяковский, XII, 499). Речь была приведена в отчете об этом вечере в журнале "Das neue Russland" ("Новая Россия", Берлин, 1927, No 5-6). Там же напечатана фотография участников, о которой пишет Л. Сейфуллина.
4 Свое выступление в Париже в кафе "Вольтер" (7 мая 1927 года) Маяковский описывает в очерке "Ездил я так":
"Большой вечер был организован советскими студентами во Франции. Было в кафе "Вольтер". В углу стол, направо и налево длинные комнаты. Если будет драка, придется сразу "кор-а-кор", стоим ноздря к ноздре. Странно смотреть на потусторонние, забытые с времен "Бродячих собак&qu