Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Статьи и заметки (1918-1930), Страница 10

Маяковский Владимир Владимирович - Статьи и заметки (1918-1930)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

gn="justify">   Мы объявляем себя новым объединением, новым отрядом на фронте культуры.
   Достаточна ли перемена "Л" на "Р", чтоб говорить о своей новизне?
   Да. Достаточна. Разница разительная и решающая. Под внешним различием букв и полное различие корней.
   "Л" - это левый фронт искусств, объединявший различнейших работников культуры по формальному признаку левизны, предполагавший, что левизна совпадает с революционностью. Эта точка зрения правильна в разрушительный период - когда главным было отталкивание от старья.
   Отталкивание от психологизма, отталкивание от натурализма, отталкивание от книжной классики, отталкивание от романного вранья, отталкивание от идеалистической критики - поставили в один ряд и формалиста Шкловского, и марксиста Арватова, и фактовика Третьякова, и стилиста Пастернака, и заумника Крученых, и фельетониста Асеева.
   Леф всегда знал, в кого вгрызаться, различнейшие работники врезались вместе, одной пастью, зубасто и зло.
   Это кажущаяся, вернее - временная солидарность. Пользуюсь отдаленным сравнением. Так якобы солидарно били по самодержавию разные классы, чтоб, победив, немедленно продолжить основную борьбу друг с другом. Победа Советского Союза, первые километры реконструктивного периода - поставили перед нами вопрос созидания, вопрос оформленного участия в строительстве, в социалистическом соревновании, в пятилетке. Сейчас мало голой левизны. Левизна, изобретательность для нас обязательна. Но из всей левизны мы берем только ту, которая революционна, ту, которая активно помогает социалистическому строительству, ту, которая крепит пролетарскую диктатуру.
   Знание коммунистического метода искусства, знание формального строения произведений дает нам безошибочную экспертизу по вопросу о живых и отмирающих жанрах.
   Мы знаем - будущее за фотоаппаратом, будущее за радиофельетоном, будущее за кинопублицистикой, но это будут углубленные виды и формы этих культур, отличающиеся от сегодняшних снимков с тетей, от сегодняшних радио-Жаровых так, как петит пожарных известий отличается от "Что делать?"
   Мы - за углубленность политического, научного анализа, но мы против психоложских усложненцев типа "констрюктивизма". Но работа на перспективу не заслоняет от нас реальной работы на сегодняшний день.
   Мы требуем от каждого произведения, чтоб оно работало, воздействовало, а не производило бы впечатление на умильного Лежнева да искренне выражало бы чувства писателя а ля Пильняк, Полищук-Сельвинский.
   Мы требуем от произведений квалификации, каждого пишущего с максимальной придирчивостью мы будем спрашивать: "как?" Мы требуем современности примеров, вложенных в произведение. Мы будем искать в каждой строке "что?" Но определяющим на сегодняшний день является - "для чего" написана эта строка?
   Мы амнистируем все виды работы (помня о вымирающих) - и фото, и картину, и очерк, и песню - с одним требованием - пропаганды, агитации. "103 дня" Кушнера для нас ценнее "Цемента", но "Разгром" Фадеева для нас важнее записок фактовички Дункан...
  
   [1929]
  
  

ПРОШУ СЛОВА...

  
   Это - не только стихи.
   Эти иллюстрации - не для графических украшений. Это - протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.
   Это - моя часть огромнейшей агитработы - окон сатиры РОСТА.
   Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла.
   Любителям высокотарифных описаний задним числом романтики гражданской войны в стиле "констрюктивист" неплохо поучиться на действительном материале боевых лет, на действительной словесной работе этого времени. Есть такие новые русские древние греки, которые все умеют засахарить и заэстетизировать.
   Вот В. Полонский в книге о революционном плакате, вырвав из середины кусок, набредя на агитсатиру РОСТА времен боев с панами, агитку, весь смысл которой доказать:
  
   Так кормите ж
           красных рать,
   хлеб неси без вою,
   чтобы хлеб
          не потерять
   вместе с головою,-
  
   этот самый Полонский вырывает из агитки случайный клочок и пишет "фрагмент". Не угодно ли?!
   Так же может поступить историк литературы, приводящий слово "соединяйтесь" с подписью "фрагмент", чтоб все догадывались и радовались, что сие - "фрагмент" лозунга "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
   Полонский не только не старается понять и систематизировать цель и направленность плакатных ударов, но просто вдохновенно парит над низменностью агитационного текста. Сейчас, с десятилетием ростинской работы, Третьяковская галерея, газеты, журналы любопытно и восторженно подбирают, клеят и смотрят клочки вручную крашенных листов, этих предков всех многотысячных сегодняшних сатирических журналов. Первые окна сатиры делались в одном экземпляре и вывешивались в немедленно обступаемых народом витринах и окнах пустующих магазинов, дальнейшие размножались трафаретом, иногда до ста - ста пятидесяти экземпляров, расходившихся по окнам агитпунктов.
   Всего около девятисот названий по одной Москве. Ленинград, Баку, Саратов стали заводить свои окна.
   Диапазон тем огромен:
   Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации. Я рылся в Третьяковке, в Музее революции, в архивах участников. Едва ли от всей массы окон осталось сейчас более ста целых листов. Мы работали без установки на историю и славу. Вчерашний плакат безжалостно топтался в десятках переездов. Надо сохранить и напечатать оставшиеся, пока не поздно. Только случайно найденный у М. Черемных альбом фотографий дал возможность разыскать тексты и снимки с исчезнувшего.
   Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных - одним из лучших работников этого дела.
   Второе окно мы делали вместе. Дальше пришел и Малютин, а потом художники: Лавинский, Левин, Брик, Моор, Нюренберг и другие, трафаретчики: Шиман, Михайлов, Кушнер и многие еще, фотограф Никитин.
   Первое время над текстом работал тов. Грамен, дальше почти все темы и тексты мои; работали еще над текстом О. Брик, Р. Райт, Вольпин. В двух случаях, отмеченных в книге звездочками, я нетвердо помню свое авторство текста.
   Сейчас, просматривая фотоальбом, я нашел около четырехсот одних своих окон. В окне от четырех до двенадцати отдельных плакатов, значит в среднем этих самых плакатов не менее трех тысяч двухсот.
   Подписей - второе собрание сочинений. (В этой книге - малая часть.)
   Как можно было столько сделать?
   Вспоминаю - отдыхов не было. Работали в огромной нетопленной, сводящей морозом (впоследствии - выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА.
   Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова.
   С течением времени мы до того изощрили руку, что могли рисовать сложный рабочий силуэт от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией.
   По часам Сухаревки, видневшимся из окна, мы вдруг втроем бросались на бумагу, состязались в быстроте наброска, вызывая удивление Джона Рида, Голичера и других заезжих, осматривающих нас иностранных товарищей и путешественников. От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут - час уже висело по улице красочным плакатом.
   "Красочным" - сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне. Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело количество новых бойцов. И эта часть общей агитации подымала на фронт.
   Вне телеграфной, пулеметной быстроты - этой работы быть не могло. Но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации. Если есть вещь, именуемая в рисунке "революционный стиль",- это стиль наших окон.
   Не случайно, что многие из этих работ, рассчитанные на день, пройдя Третьяковскую галерею, выставки Берлина и Парижа, стали через десять лет вещами настоящего так называемого искусства.
   Я привожу в этой книге только незначительную часть материала, только то, что сохранилось в днях. Кроме двух, приводимых раньше по памяти, а теперь полностью - текстов "Азбуки" и "Бубликов",- все остальное не публиковалось и публиковаться, кроме этой книги, не будет.
   Для меня эта книга большого словесного значения, работа, очищавшая наш язык от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия.
   Это не столько чтение, сколько пособие для времен, когда опять придется крикнуть:
  
   Голой рукой
         нас не возьмешь!
   Деникина день
           сосчитан.
   Красная Армия -
           красный еж -
   верная
        наша
         защита.
   Голой рукой
         нас не возьмешь!
   Час Колчака
         сосчитан.
   Красная Армия -
           красный еж -
   лучшая
        наша
         защита.
   Голой рукой
         нас не возьмешь!
   Товарищи,
         все за оружие!
   Красная Армия -
           красный еж -
   железная сила содружия.
  
   [1930]
  
  

ОКНА САТИРЫ РОСТА

  
   Сейчас в Третьяковской галерее в трех комнатах открыта выставка одиноких, разрозненных тщательно собранных окон сатиры РОСТА.
   В 19-21 годах тысячи этих окон и радовали и мозолили глаза с множества окон и витрин пустующих магазинов, клубных стен, вокзальных агитпунктов.
   Большинство этих окон растеряла наша безалаберность.
   Через годы над этими окнами будут корпеть ученые, охраняя от времени скверненькую бумагу.
   Охранять эти окна надо и надо.
   Так как - это - красочная история трех боевейших годов Союза -
   так как - это - предки всех советских сатирических журналов, предки труднейшего, безбумажного, безмашинного, ручного времени.
   Первые окна - уникумы, рисовались в одном экземпляре, дальнейшие размножались в десятках и сотнях экземпляров трафаретом. Основные плакатщики: Черемных, Малютин, я.
   Лозунги и тексты - почти все мои. Привожу несколько моих неопубликованных окон и текстов.
   В ближайшее время в Гизе выйдет книга Окон Сатиры.
  
   [1930]
  
  

ОТКРЫВАЯ ВЫСТАВКУ

"20 ЛЕТ РАБОТЫ МАЯКОВСКОГО",

ОБЪЯВЛЯЕМ:

  
   Работа поэта революции не исчерпывается книгой. Митинговая речь, фронтовая частушка, агитка-однодневка, живой радиоголос и лозунг, мелькающий по трамвайным бокам,- равные, а иногда и ценнейшие образцы поэзии. Открывая выставку тов. Маяковского, мы не собираемся чествовать его живую работу мертвящим, подводящим итоги юбилеем. В. В. Маяковский прежде всего - поэт-агитатор, поэт-пропагандист, поэт - на любом участке слова - стремящийся стать активным участником социалистического строительства. Основная работа Маяковского развернулась за двенадцать лет революции. Сегодняшняя выставка должна расширить взгляд на труд поэта каждого начинающего работать над словом. Газета, плакат, лозунг, диспут, реклама, высокомерно отстраняемые чистыми лириками, эстетами,- выставлены как важнейший род литературного оружия.
   На нашей выставке собрана только часть наиболее характерного материала - одно название каждой газеты и журнала из бесчисленных номеров, печатавших стихи, наиболее обстоятельная по объему и взглядам наша и иностранная критика, незначительная часть афиш, характерные черты биографии, некоторые образцы различных видов труда.
   Подробным подбором материалов и подведением полных итогов работы займется лаборатория и арсенал Маяковского.
  
   [1930]
  
  

УДИВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНО!

  
   1-ое действие. Чудаков изобретает "машину времени". Тов. Велосипедкин - легкий кавалерист - помогает продвинуть изобретение через бюрократические рогатки.
   Во втором действии попытка добраться до главного бюрократа т. Победоносикова - Главначпупса - "главного начальника по управлению согласованием".
   В марте "Баня" откроется в театре имени Мейерхольда, в постановке Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
  
   [1930]
  

ВАРИАНТЫ И РАЗНОЧТЕНИЯ

  
   Как делать стихи? (стр. 81)
   Газ. "Ленинградская правда", Л. 1926, No 113 (3327), 19 мая (часть статьи от стр. 86 строки 26 до стр. 89 строки 18): Стр. 87
   7 Вместо: в следующей партии // в следующую партию
   28 Перед: определенного // для
   Стр. 88
   После строки 13 идут строки 19-21 со стр. 89.
   23 Вместо: улыбаются критики // улыбается критика
   34 Вместо: полукрестьянского // крестьянского
   Стр. 89
   8-10 Слова: Я настаиваю ..... производства - отсутствуют.
   Газ. "Заря Востока", Тифлис, 1926, 5 июня (часть статьи от стр. 93 строки 13 до стр. 97 строки 35):
   Стр. 93
   ]6-22 Слова: его переписывали ..... этот стих?- отсутствуют.
   25 Вместо: крестиками // крестиком
   33 Вместо: желтую кофту // разные кофты
   Стр. 94
   5 Вместо: очень деревенские // очень же деревенские
   8 Вместо: Уходя, я сказал // Уходя, сказал
   9 Вместо: лапти // рубашки
   26 Вместо: выбирался, конечно, с провалами // выбирался с провалами
   29-30 Вместо: "памятника Марксу" // Маркса
   38 Вместо: в милицейской хронике // в хронике
   39 Вместо: выбивался // выбывал
   Стр. 95
   10 Вместо: большой // нужный
   14 Вместо: отношениями // разговорами
   24 Вместо: держащейся // державшейся
   30 Слово: разумеется - отсутствует.
   32 Вместо: с товарищами // товарищам
   37 Слова: этот конец - отсутствуют.
   40 Слова: должно быть, и подрассеялось бы к утру - отсутствуют.
   Стр. 96
   13 Вместо: исключительный // исключительно
   18 Вместо: написанного об Есенине // написанного Есенину и об Есенине
   24 Вместо: О таком // О таковом
   25 Вместо: Введение // Введением
   26 Вместо: разрывает // разрывается
   Стр. 97
   2 Слова: в этом трагическом случае - отсутствуют
   10 Вместо: по-моему // по моему впечатлению
   11-12 Слово: самостоятельно - отсутствует.
   20 Вместо: шесть (!) книжечек // четыре (!) книжечки
   23-25 Отсутствуют.
   32-33 Вместо: труднейшего марша // шага
   35 Вместо: его // этот стих
   Жури. "Красная новь", М.-Л. 1926, No 6, июнь (первая часть статьи):
   Стр. 81
   5 Вместо: не разбивать // не разбить
   18 Вместо: нам // наш
   23-24 Вместо: ласкают ихнее ухо // ласкают и ихнее ухо
   Стр. 84
   28 Вместо: Это - новая стихия языка. // Это язык новой стихии.
   38-39 Вместо: в 4-стопный амфибрахий, придуманный // в 4-стопные амфибрахии, придуманные
   Стр. 85
   12-13 Отсутствуют.
   23 Вместо: в руки восстающих рабочих // руками встающих рабочих
   После 28: Отсюда и "Яблочко".
   Стр. 87
   7 Вместо: в следующей партии // в следующую партию
   10 Слово: же - отсутствует.
   12-13 Вместо: Первое .....которой // Наличие задачи в обществе,- разрешения, разрежение которой
   14-15 Слева: для специальной работы - отсутствуют.
   23 Слова: и всякими другими - отсутствуют.
   27-28 Слова: зонтик для писания под дождем - отсутствуют.
   Стр. 88
   14-41 Отсутствуют.
   Стр. 89
   1-18 Отсутствуют.
   33 Слово: перевранном - отсутствует.
   37-42 Отсутствуют.
   Стр. 90
   1-4 Отсутствуют.
   19-28 Отсутствуют.
   Стр. 91
   17-20 Отсутствуют.
   25-27 Слова: с другой стороны ..... жизни - отсутствуют.
   41 Слово: полной - отсутствует. Стр. 92
   37-39 Отсутствуют.
   Стр. 93
   10 Вместо: В следующей главе // В следующем очерке
   Журн. "Новый мир", М. 1926, книга восьмая-девятая, август - сентябрь (вторая часть статьи):
   Стр. 93
   Заглавие: "В мастерской стиха".
   21 Вместо: из ругани // из ругни
   Стр. 95
   1 Вместо: от поэта // с поэта Стр. 97
   10-21 Отсутствуют.
   Стр. 98
   1-2 После: "в иной - пивной" // "Коган - погань"
   Стр. 100
   2 Вместо: через несколько вынимаю // через несколько дней вынимаю
   Стр. 101
   33 Вместо: виды // вид
   Стр. 102
   29, 35 Вместо: в мир иной // в мир в иной
   Стр. 103
   3, 11-13, 37 Вместо: в мир иной // в мир в иной
   Стр. 105
   13 Вместо: в мир иной // в мир в иной
   19 Вместо: стих рассыплется // стих рассыпется
   Стр. 106
   12 Вместо: в мир иной // в мир в иной
   Стр. 107
   1-2 Вместо: Счастливая ..... торжественный! // Счастливая рифма - глагол и еще торжественный - найдена.
   11 Вместо: в мир иной // в мир в иной
   40 После: Собиновых // Коганов
   Стр. 109
   29 Вместо: зимние // дальние
   Стр. 110
   5-10 Отсутствуют.
   Стр. 111
   28 Вместо: для веселий // для веселия
   38 Вместо: на выделку // на выдел
   Стр. 113
   8 После: это // аудитория,
   16 Вместо: меняются // меняемые
   Стр. 115
   28-29 Вместо: от этой моей книги // от этих моих строк
   39 Вместо: Моя книга // Эта статья
   Стр. 117
   27 Вместо: Мы, лефы, никогда не говорим // Мы никогда не говорили
   Сочинения, том 5, Гиз, М. 1927:
   Стр. 86
   23 Вместо: девушки гуляли // девушка гуляла
   Стр. 91
   41 Слово: полной - отсутствует. Стр. 95
   1 Вместо: от поэта // с поэта Стр. 98
   1-2 После: "в иной - пивной" // "Коган - погань"
   Стр. 102
   29, 35 Вместо: в мир иной // в мир в иной
   Стр. 103
   3, 11-13. 37 Вместо: в мир иной // в мир в иной
   Стр. 105,
   13 Вместо: в мир иной // в мир в иной
   Стр. 106
   12 Вместо; в мир иной // в мир в иной
   Стр. 107
   11 Вместо: в мир иной // в мир в иной
   40 После: Собиновых, // Коганов
   Стр. 108
   8 Отсутствует.
  
   "А что вы пишете?" (стр. 118)
   Беловой автограф с поправками (БММ):
   Стр. 119
   16 Вместо: будет надо - было: будет нужно
   34 Вместо: предпочтение - было: приобщение
   35 Вместо: циничное предположение - было: циничное предпочтение.
   Стр. 121
   5-6 Вместо: в московской "Комсомольской - было: в московской "литературной
   "Красная газета", вечерний выпуск, Л. 1926, 28 мая:
   Стр. 119
   1-6 Отсутствуют.
   19 Вместо: весть // вести
   Стр. 120
   3-4 Слова: (выйдет ..... мира") - отсутствуют.
   39-40 Вместо: журнала "Журналист" // "Журналиста"
   Стр. 121
   5-16 Слова: помещенном ..... писателя - отсутствуют.
   18-39 Слова: имеющий ..... и звук - отсутствуют.
   42 Вместо: собственном // сочиненном
   Стр. 122
   12 Вместо: Стихотворение // Я написал стихотворение
   Стр. 123
   9-10 Отсутствуют.
   12 Вместо: разумеется, это // хотя это
   18-42 Отсутствуют.
   Стр. 124
   1-16 Отсутствуют.
   23-32 Отсутствуют.
  
   Предисловие <к сборнику сценариев> (стр. 126)
   Авторизованная машинопись (ЦГАЛИ):
   Стр. 127
   8-9 I 8-й "Закованная филымой" (возобновленный вариант).
   II как в тексте. В конце машинописи - следующий абзац, вычеркнутый Маяковским:
   "Как поживаете?" в отрывке будет приведен в Лефе, так как он требует подробнейшего описания его демонстрации перед правлением Совкино и крепкого разговора и полемики с директорами. Он выпал из плана предполагаемой книжицы.
  
   Читатель! (стр. 128)
   Беловой автограф с поправками (БММ):
   Стр. 128
   1 Вместо: первый // экстренный
   2 Вместо: Зачем выпустили? // Что за экстренность?
   После строки 5 фраза: Мерилом ценности явлений культуры становится у многих - зачеркнута.
   8 Вместо: способности - было: возможности
   8-9 Вместо: мерило спроса - было: мерило это
   Стр. 129
   9 Вместо: Леф дал. - было: Леф стал прав.
   17 Вместо: революционного искусства. // пролетарской культуры
   23 Вместо: за коммунистическую культуру - было: за социалистическую культуру.
  
   Караул! (стр. 130)
   Автограф (БММ):
   Стр. 130
   6-7 I заграничная фильма использует
   II заграничная фильма нашла и использует
   12 I Почему мы за хронику
   II Почему надо быть за хронику
   Стр. 131
   2 I достигает великого лиризма.
   II достигает величайшей эмоциональной насыщенности.
   5 После: Москва // - хочу зачеркнуто.
   6 После: великоросса" //
   29 I Слушали с растерянным недоумением.
   II Слушали с унынием.
   29 После: здоровье? // I посре<дине?>
   II по зачеркнуто.
   31 После чтения прения.
   31 После: мнений // тов. Трайнин зачеркнуто.
   Стр. 132
   1-2 Слова: Это эксперимент, а - вставка.
   9-10 После: Видите? // I Что они понимают. Голова у меня две недели после таких обсуждений болеть будет.
   II как в тексте
   18 Вместо: разойтись//поделиться с мнением ставивших этих людей, ставивших именно этих, потому что эти люди
   23 Если уже мнения
   31 I в искусстве
   II в культуре и искусстве
   32 I а у художни<ка>
   II а у делателя культуры и искусства
   35 А какой же писатель пойдет к ва<м> после подобных встреч?-вставка (к ва<м> зачеркнуто).
   40 Слова: в конечном итоге - вставка.
   Стр. 133
   4 I и каждая ревизия
   II и каждое обследование
   7 Слова: работникам кино - вставка.
  
   Корректура читателей и слушателей (стр. 134)
   Беловой автограф (БММ):
   Стр. 134
   7 Вместо: за пределом // за пределами
   8 Вместо: а не шовинизм. // против шовинизма.
   10 Вместо: заподозрить - было: обвинить
   26 После: ощущения // собственного языка - зачеркнуто.
   Стр. 135
   2 Слово: что - отсутствует.
   3 Слово: лишь - отсутствует.
   5 После: С удовольствием и с благодарностью // указавшим,
   31-40 Отсутствуют.
   Стр. 136
   1-25 Отсутствуют.
  
   Что я делаю? (стр. 137)
   Беловой автограф (хранится у В. А. Катаняна):
   Стр. 137
   Заглавие: Вы спрашиваете - что я делаю?
   13 Вместо: около 7000 // около 4000
  
   [Записная книжка "Нового Лефа"] (Сейчас апрель...) (стр. 139)
   Беловой автограф (БММ):
   Стр. 139
   3 После: поэма Орешина // Октябрь - зачеркнуто.
   17 После: этот один Орешин? // Ведь Орешин тот же Есенин, только Есенин поматершиннее, а Орешин поматерее. Впрочем, т. Степанов-Скворцов на вечере "Нового мира" отметил, он "всегда с удовольствием читает Орешина", чего никак нельзя сказать о нас. Наши непонятны? Кстати о непонятности - зачеркнуто.
   Стр. 140
   21 После: библиотекарь.- было: Правильно, но обидно.
   27-38 Отсутствуют.
  
   [Записная книжка "Нового Лефа"] (Я всегда думал...) (стр. 144)
   Беловой автограф (БММ):
   Стр. 145
   После строки 39: Товарищи, от этого не бывает солнечных затмений, может только найти затмение на Полонского.
  
   Только не воспоминания... (стр. 149)
   Беловой автограф (последние пятьдесят восемь строк) с поправками (БММ):
   Стр. 158
   5 Вместо: а новая ..... вещь.- было: а мы.
   8 Вместо: город // город угля
   11-12 Вместо: После стихов..... поля.- было: После лекции я возвращался (в автомобиле) автомобилем.
  
   Расширение словесной базы (стр. 159)
   Авторизованная машинописная копия (БММ):
   Стр. 159
   6-7 Вместо: Читатели за книги платили деньги.- было: А читатели за книги платят деньги.
   13-15 Вместо: Проза ..... жизнью.- было: Проза уничтожилась из-за отсутствия времени на писание.
   Стр. 160
   6 Вместо: Мы, лефы, видим - было: Мы видим
   Стр. 161
   21 Вместо: живо - было: живее
   32-37 Вместо: И мы заявляли.....автора. - было: И мы заявляли друг другу об этих непорядках в ночи диспутов, разговоров, и по редакциям, и по заводам, и по кафе, давших результатом лефовскую установку и терминологию, которая прославилась и не имея автора.
   Стр. 162
   35 Вместо: киноискусство. - было: искусство.
   Стр. 163
   34-35 Вместо: вызывались читатели, чтецы, рабчиты для обучения - было: вызывались читатели для обучения
  
   "Вас не понимают рабочие и крестьяне" (стр. 164)
   Беловой автограф с правкой (БММ):
   Стр. 164
   4 Вместо: Но веселый клич - было: Но радостный клич
   Стр. 165
   6 Вместо: Если книга - было: Если вещь
   31 Вместо: в результате суммы - было: в результате массы
   36 После: в массе. // Так как - зачеркнуто.
   39 Вместо: Так, стих - было: Так, книга
   Стр. 166
   1 После: Стих Брюсова // И бросали польки - зачеркнуто.
   11 Вместо: Разве былая массовость - было: Разве массовость
   13-14 Вместо: а не рубашка, в которой родятся счастливые книги - было: а не то, что счастье и удача
   20 Вместо: Пушкин был понятен - было: Пушкин понятен
   31-32 Вместо: не понимает фразы - было: не понимает даже фразы
   39 Вместо: Сейчас всем понятны - было: Сейчас понятны
   Стр. 167
   6 После: и знать // отдельные - зачеркнуто.
   8 Вместо: Чтивом ..... не будут.- было: Чтивом будущего Онегин не будет.
   17 Вместо: Завтрашняя ..... венцом - было: Сегодняшняя и завтрашняя (их понятность) его всепонятность - это венец
   26 Вместо: измеряет близость и нужность - было: измеряет нужность
   34 Вместо: комсомолия, рабкор - было: комсомолия и рабкорство
   Стр. 168
   1-2 Вместо: он нам по цене - било: он по цене
   6 Вместо: продвижение - было: проталкивание
   9-10 В

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 444 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа