Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Статьи и заметки (1918-1930), Страница 11

Маяковский Владимир Владимирович - Статьи и заметки (1918-1930)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

место: Нас не пущают - было: Нас атакуют
   15 Вместо: В Ленинграде в клубе на Путиловском
   Стр. 169 заводе - было: В Ленинграде на Путиловском заводе
   2-3 Вместо: разучила его с чтецами чуть не насильно - было: разучила его чуть не насильно
   18 Вместо: Что-то они мне - было: Они мне что-то
   40 Вместо: взлезши на токарный станок - было: взлезши на станок
   Стр. 170
   14-15 Вместо: ведь бюрократизм - было: ведь критический бюрократизм
  
   Стихи с примечаниями (стр. 171)
   Беловая рукопись (хранится у В. А. Катаняна):
   Стр. 173
   8 Вместо: слова газеты -- было: язык газеты
   10 Вместо: вечного поэтического обихода - было: вечного обихода
   36 Вместо: Нет достаточного расчета - было: нет расчета
   Стр. 174
   12 Вместо: А самец? - было: Самцы обидятся.
   32 Вместо: перетерто и вычищено - было: перетерто
   35 Вместо: насимфонили - было: насимфонено
   Стр. 175
   4 Вместо: отрывать вещь от ее назначения - было: отрывать язык от назначения.
   15 Вместо: таких стихов // такого
  
   Письмо Равича и Равичу (стр. 176)
   Беловая рукопись (хранится у В. А. Катаняна):
   Стр. 180
   20 тов. Равич
   25 Вместо: Я смотрел - было: Я прочел
   27 Вместо: Выводы тайне: Вы очень способны - было: Вы очень способны
   Стр. 181
   4 Вместо: величавость // величественность
   11 Вместо: положения букв и слов - было: положения слов
   17 Вместо: по-двадцатилетнему и бодрому - было: по-молодому
   29 Вместо: Отдельные расхлябанные - было: расхлябанные
   Стр. 182
   6 и свою жизнь
   9-10 Вместо: эти темы в жизни шире - было: эти темы шире
  
   [Товарищи!] (стр. 203)
   Беловой автограф (неоконченный) с поправками (БММ):
   Стр. 203
   9 Вместо: "Л" - было: Леф
   20 После: Третьякова, // и эстрадника - зачеркнуто.
   Стр. 204
   17 Вместо: углубленные виды - было: усложненные виды
   19 После: радио-Жаровых // от сегодня - зачеркнуто.
   26 Вместо: а не производило - было: а не только производило
   28 Вместо: чувства - было: взгляды
  
   Прошу слова... (стр. 205)
   Авторизованная машинописная копия (хранится у В. А. Катаняна):
   Стр. 205
   1 Вместо: Это - не только стихи - было: Эти стихи не для "двухспального приложения"
   Стр. 206
   3 Вместо: Так же может поступить - было: Так же умно может поступить
   Журн. "Огонек", М. 1980, No 1 (353):
   Стр. 205
   1 Слово: только - отсутствует.
   2 Вместо: Эти иллюстрации // Это не иллюстрации
   6-7 Отсутствуют.
   9 Слово: и - отсутствует.
   18 Слова: вырвав из середины кусок, - отсутствуют.
   Стр. 206
   32-35 Слова: Только случайно ... исчезнувшего.- отсутствуют.
   37 Вместо: Моссельпром // Мосторг
   39 Вместо: К заву РОСТОЙ, // к заву "Роста"
   Стр. 207
   1 После: делали вместе. // (приводимые здесь "окна"- мои).
   3-5 Слова: трафаретчики.....Никитин.- отсутствуют.
   8-10 Слова: В двух случаях.....текста.- отсутствуют.
   15-16 Слова: (В этой книге - малая часть.) - отсутствуют.
   32-34 Слова: вызывая ..... путешественников.- отсутствуют.
   39 Слово: почти - отсутствует.
   41 Слово: этой - отсутствует.
   Стр. 208
   14-19 Отсутствуют.
   20 Вместо: эта книга // это работа
   36-42 Отсутствуют.
   Стр. 209
   1-2 Отсутствуют.
   "Грозный смех", М.-Л. ГИХЛ, 1932:
   Стр. 208
   1-2 Слова: И эта часть общей агитации подымала на фронт - отсутствуют.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  

ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. В. МАЯКОВСКОГО, ВОШЕДШИХ В ДВЕНАДЦАТЫЙ ТОМ

  
   Как делать стихи? Акционерное издательское общество "Огонек", М. 1927, 54 стр.
  

ИЗДАНИЯ, ПРЕДИСЛОВИЯ К КОТОРЫМ НАПЕЧАТАНЫ В ДВЕНАДЦАТОМ ТОМЕ

  
   Облако в штанах. Тетраптих, 2-е изд., без цензуры. Изд. "АСИС", П. 1918, 64 стр. (вышло в Москве).
   Все сочиненное Владимиром Маяковским (1909-1919). Изд. "ИМО", П. 1919, 280 стр.
   Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается. Изд. "Круг", М.-П. 1923, 109 стр.
   Вещи этого года (до 1 августа 1923 г.). Изд. "Накануне", Берлин, 1924, 110 стр.
   Wybór poezyj. Spó#322;dzielnia ksi#281;garska 'Ksi#261;#382;ka', Warszawa. 1927, 123 стр.
   Грозный смех. ГИХЛ, М.-Л. 1932,80 стр.
  

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

  
   БММ - Библиотека-Музей В. Маяковского. ГАОР ЛО - Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области.
   ИМЛ - Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
   ИМЛИ - Институт мировой литературы им. А. М. Горького Академии наук СССР.
   ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства СССР.
   ЦГАОР - Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР.
   ЦГИАЛ - Центральный государственный исторический архив в Ленинграде.
  

СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ

  
   Второму изданию (стр. 7). Предисловие ко второму отдельному изданию поэмы "Облако в штанах".
   Книга вышла в свет в феврале 1918 года в Москве, под маркой издательства "АСИС" (Ассоциация социалистического искусства). Восстановив в ней все изъятия, сделанные цензурой при первом издании поэмы (см. том 1, стр. 440-441 наст. изд.), Маяковский предпослал второму изданию это предисловие.
   Открытое письмо рабочим (стр. 8). "Газета футуристов", М. 1918, No 1, 15 марта.
   Возвратившись в декабре 1917 года из Петрограда в Москву, Маяковский через три месяца вместе с Д. Бурлюком и В. Каменским выпустил "Газету футуристов". В ней были напечатаны стихотворения Маяковского "Наш марш" и "Революция. Поэтохроника"; статьи "Открытое письмо рабочим" и "Братская могила", коллективные декларации "Декрет No 1 о демократизации искусств" и "Манифест летучей федерации футуристов", а также отрывок из поэмы В. Каменского "Стенька Разин - сердце народное", стихи Д. Бурлюка, С. Спасского и др.
   С выходом этого номера издание газеты прекратилось.
   "Открытое письмо рабочим" и коллективные декларации перекликаются некоторыми положениями со стихами Маяковского, напечатанными в газете "Искусство коммуны" (см. т. 2, стр. 491 - 493 иаст. изд.), а также с прологом к поэме 1922 года "Пятый Интернационал"- "IV Интернационал" (см. т. 4, стр. 101 наст. изд.).
   Стр. 8. "Аида", "Травиата" - оперы итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901).
   Голиаф - по библейскому преданию - легендарный богатырь-великан.
   Стр. 9. ...немыслима без революции формы - футуризма.- После Октября Маяковский, отстаивая искусство, тесно связанное с борьбой народных масс за социалистическое переустройство жизни, вместе с тем говорил о футуризме как о явлении, якобы созвучном духу революционной эпохи. Следует отметить, что конкретное содержание, которое вкладывал поэт в это понятие, не только значительно отличалось от взглядов на футуризм его литературных соратников, но и существенно менялось с годами. Творческая практика Маяковского была шире и богаче его эстетических концепций.
   Братская могила (стр. 10). "Газета футуристов", М. 1918, No 1, 15 марта.
   Заметка "Братская могила" была напечатана в "Газете футуристов" без подписи. Как свидетельствует один из редакторов-издателей газеты Д. Бурлюк,- написана Маяковским (см. неопубликованную статью Н. И. Харджиева "Из материалов о Маяковском", хранящуюся в редакции "Литературное наследство").
   Стр. 10. "Альманах поэзоконцерт"...- вышел в Москве в марте 1918 года.
   Шесть тусклых строчил, возглавленные пресловутым "королем* Северяниным...- "Поэзоконцерт" был составлен преимущественно из стихов главы поэтической группы "эгофутуристов" И. В. Северянина (Лотарева) (1887-1941). Кроме него, в альманахе участвовали Лев Никулин, Петр Ларионов, Елизавета Панаиотти, Мария Кларк и Кирилл Халафов.
   На вечере в Политехническом музее 27 февраля 1918 года, посвященном избранию "короля поэтов", Северянин получил большинство голосов (см. об этом Л. Никулин "Владимир Маяковский", М. 1955, изд. "Правда", стр. 21-22). "Поэзоконцерт" открывался фотопортретом Северянина с его автографом и надписью "Король поэтов Игорь Северянин".
   Резко отрицательное отношение Маяковского к салонно-мещанской поэзии Северянина выражено во многих его стихах и статьях - "Облако в штанах", "Штатская шрапнель Поэты на фугасах", "Поэзовечер Игоря Северянина" и др. В статье "Братская могила" Маяковский высмеивает парфюмерно-гастрономические образы некоторых поэз Северянина - "Ананасы в шампанском", "Шампанский полонез", "Мороженое из сирени" и т. п.
   Эренбург. "Молитва о России" - сборник стихов, вышедший в Москве в 1918 году (изд. "Северные дни"). Маяковский приводит строки из стихотворения "Судный день" (стр. 17).
   "Тринадцать поэтов" - сборник, вышедший в Петрограде в 1917 году.
   Цветаева М. И. (1894-1941) - поэтесса, с 1921 по 1939 год находилась в эмиграции. Маяковский цитирует ее стихотворение "Чуть светает".
   Эту книгу должен прочесть каждый! (стр. 11). Вступительная статья к сборнику "Ржаное слово" (революционная хрестоматия футуристов), П. 1918, изд. "ИМО".
   Статья подписана: редакционная коллегия. По свидетельству О. Брика, написана Маяковским. (См. статью О. Брика "Маяковский - редактор и организатор" - "Литературный критик", М. 1936, книга четвертая, апрель, стр. 120.)
   В "Революционную хрестоматию футуристов" вошли стихи Н. Асеева - "Безумная песня", "Осада неба", "Граница", "Проклятие Москве", Д. Бурлюка - "Утверждение бодрости", "Делец", "Призыв", "Мои друзья", В. Каменского - "Стенька Разин - сердце народное", В. Хлебникова - "Заклятие смехом", "Война", В. Маяковского - "Наш марш", "Революция. Поэтохроника", V часть поэмы "Война и мир" и проза Б. Кушнера - "Митинг Дворцов". Обложка для сборника была сделана Маяковским. Сборник открывался "Предисловием" А. В. Луначарского.
   Стр. 11. Под этой кличкой прошли выступления и итальянца Маринетти...- Филиппе Томмазо Маринетти (1876-1944) - глава итальянских футуристов. В своих статьях и художественных произведениях выступал в защиту милитаризма, воспевал агрессию, объявив войну "лучшей гигиеной мира", призывал к отказу от реалистических традиций, к разрушению классической культуры. Русские футуристы настойчиво подчеркивали свое отличие от итальянского футуризма, отрицая какую бы то ни было преемственность от Ф. Маринетти (см., например, "Письмо в редакцию газеты "Новь" Большакова, Маяковского и Шершеневича от 15 февраля 1914 года - т. 1 наст. изд., стр. 369). В дни пребывания Маринетти в Москве - он приехал в Россию в феврале 1914 года - во время его лекции в "Обществе свободной эстетики" Маяковский и Бурлюк устроили ему обструкцию.
   О Северянине см. примечания к статье "Братская могила", (стр. 540-541).
   Стр. 12. "Днесь небывалой сбывается былью социалистов великая ересь" - заключительные строки стихотворения Маяковского "Революция. Поэтохроника". (См. т. 1 наст. изд., стр. 140.)
   Так, поэт Фет сорок шесть раз упомянул в своих стихах слово "коню...- По подсчетам одного из исследователей творчества Фета В. С. Фед_и_ны слово "конь" употребляется в стихах Фета 26 раз. (См. его книгу "А. А. Фет (Шеншин). Материалы к характеристике", П. 1915, стр. 100.)
   ...им непонятно, зачем футурист Хлебников шесть страниц заполняет производными от этого глагола... - Хлебников В. В. (1885-1922) - поэт-футурист. Одно из его "экспериментальных" произведений "Любхо" целиком построено на производных от слова "любить". Подробнее о Хлебникове см. в статье Маяковсксгс "В. В. Хлебников" (стр. 23-28).
   Открытое письмо народному комиссару по просвещению тов. Луначарскому (стр. 14). Газ. "Петроградская правда", П. 1918, No 254(480), 21 ноября.
   Премьера "Мистерии-буфф" состоялась в день первой годовщины Октябрьской революции - 7 ноября 1918 года, в Петрограде, в помещении Театра музыкальной драмы. Постановщики - В. Э. Мейерхольд (1874-1940) и В. В. Маяковский. В газете "Жизнь искусства" (П. 1918, No 10, 11 ноября) была помещена клеветническая рецензия критика Андрея Левинсона под заглавием "Мистерия-буфф". Автор рецензии, прежде сотрудничавший в кадетской газете "Речь" (закрытой Советской властью), а в дальнейшем ставший белоэмигрантом, всячески пытался опорочить не только "Мистерию-буфф", но и революционные устремления Маяковского вообще.
   Настоящее письмо Маяковского явилось ответом на враждебный выпад Левинсона. В тот же день - 21 ноября - в No 19 газеты "Жизнь искусства" появилось "Заявление по поводу "Мистерии-буфф"", подписанное группой художников, в то время возглавлявших Отдел изобразительных искусств Наркомпроса, и заключавшее в себе резкий протест против рецензии Левинсона.
   А. В. Луначарский в статье "О полемике" ("Жизнь искусства", П. 1918, No 24, 27 ноября) писал, что Левинсон "позволил себе совершенно недопустимое чтение в сердцах, которое, как я знаю точно, покоробило не только непосредственно или косвенно задетых лиц, ной всех, кому эта статья попалась на глаза. <...> если вспомнить, что выдающийся поэт, каким почти по всеобщему признанию является В. Маяковский, в первый раз имел возможность дать образчик своего творчества в удовлетворительной обстановке,- то еще неприятнее выделяется столь далеко в сторону спорной этики заходящий выпад критика против "Мистерии"".
   Стр. 14. Луначарский А. В. (1875-1933) - деятель Коммунистической партии и Советского государства, в 1917-1929 гг. народный комиссар по просвещению; драматург, теоретик искусства, литературный критик.
   Я пригласил вас и ваших товарищей на первое чтение "Мистерии"...- Маяковский впервые читал "Мистерию-буфф" в Петрограде 27 сентября 1918 года в присутствии А. В. Луначарского, В. Э. Мейерхольда и ряда деятелей искусств. Об этом чтении см. в статье "Только не воспоминания..." (стр. 155).
   ...статьей в "Правде"...- А. В. Луначарский поместил в газете "Петроградская правда" (П. 1918, No 243, 5 ноября) посвященную "Мистерии-буфф" статью "Коммунистический спектакль", в которой дал пьесе Маяковского высокую оценку.
   ...Центральным бюро...- Речь идет о Центральном бюро по организации празднеств годовщины Октябрьской революции.
   Стр. 15. "Жизнь искусства" - газета, выходившая в Петрограде в 1918-1922 гг., в 1923-1929 годы издавалась как журнал.
   Любителям юбилеев (стр. 16). Предисловие к сборнику "Все сочиненное Владимиром Маяковским" (1909-1919), П. 1919, изд. "ИМО".
   Стр. 16. В этой книге все сочиненное мною за десять лет...- Началом своей литературной деятельности Маяковский считал 1909 год, имея в виду, по всей вероятности, свои поэтические опыты в тюрьме (см. автобиографию "Я сам", т. 1 наст. изд., стр. 17). Впервые его стихотворения ("Ночь", "Утро") были напечатаны в 1912 году в альманахе "Пощечина общественному вкусу".
   Расположение стихов в сборнике "Все сочиненное..." - по годам - не соответствует в ряде случаев действительной хронологии их написания (стихи 1912 года отнесены к 1909 году и т. п.).
   Открытое письмо А. В. Луначарскому (стр. 17). Журнал "Вестник театра", М. 1920, No 75, 30 ноября.
   Это письмо развивает положения, высказанные Маяковским в его втором выступлении на диспуте о постановке "Зорь" в Театре РСФСР Первом (диспут состоялся 22 ноября 1920 года, см. стр. 244). Письмо помещено в том же номере "Вестника театра", в котором напечатан отчет об этом диспуте.
   А. В. Луначарский ответил Маяковскому в статье "Моим оппонентам" ("Вестник театра", М. 1920 No 76-77, 14 декабря, стр. 4-б).
   Стр. 17. Декорации? - Декорации "Зорь" были написаны художником В. В. Дмитриевым (1900-1948).
   Пикассо Пабло (р. 1881) - представитель так наз. "левых" течений французской живописи XX века; одна из манер, в которой он работал,- "кубизм". В 1944 году вступил в Коммунистическую партию Франции.
   Татлин В. Е. (1885-1953) - художник, в первые годы Советской власти заместитель заведующего Отделом изобразительных искусств Наркомпроса.
   Стр. 18. ...вы канонизируете академией Камерный театр.- Московский Камерный театр, руководимый А. Я. Таировым (1885-1950), по распоряжению А. В. Луначарского был включен в состав Ассоциации государственных академических театров.
   ...ТЕО с Мейерхольдом...- Театральный отдел Наркомпроса, которым в то время заведовал В. Э. Мейерхольд, возглавлявший и Театр РСФСР Первый, впоследствии, после ряда реорганизаций (Театр ГИТИС и др.) - Гос. театр имени Вс. Мейерхольда.
   ...МУЗО с футуристом Арт. Лурье...- Музыкальный отдел Наркомпроса, которым заведовал композитор А. С. Лурье, автор музыки к стихотворению "Наш марш".
   ...ИЗО с Щтеренбергом...- Отдел изобразительных искусств Наркомпроса, которым заведовал художник Д. П. Штеренберг (1881-1948).
   "Иван в раю", "миф в пяти картинах" - пьеса А. В. Луначарского, изданная в 1920 году. "Реплики из ада", которые Маяковский называет "заумным языком Крученых", следующие: "Аддай - дай. У-у-у. Грр., бых, тайбзж. Авау, авау, пхоф, бх!"
   Крученых А. Е. (р. 1886) - поэт-футурист, отстаивал так называемый "заумный язык".
   Коровин К. А. (1861-1939). Якулов Г. Б. (1884-1928), Кузнецов П. В. (р. 1878), Кончаловский П. П. (1876-1956), Лентулов А. В. (1882-1943), Малютин И. А. (1889-1932), Федотов И. С. (1881-1951) - живописцы и театральные декораторы.
   Всё это оказалось смердящими трупами.- А. В. Луначарский сказал на диспуте о постановке "Зорь": "Футуризм отстал, он уже смердит. Я согласен, что он только три дня в гробу, но он уже смердит" ("Вестник театра", М. 1920, No 75, 30 ноября, стр. 14).
   Стр. 19. ...в брошюре "Речь об искусства... - Имеется в виду брошюра: А. В. Луначарский, "Речь, произнесенная на открытии Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских 10 октября 1918 г.", Петроград, изд. Отдела изобразительных искусств Комиссариата народного просвещения. (На обложке: Луначарский об искусстве.)
   Верещагин В. В. (1842-1904) - живописец.
   Стр. 20. ".Искусство коммуны" - еженедельная газета Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, созданная при ближайшем участии Маяковского и выходившая в Петрограде с 7 декабря 1918 года по 13 апреля 1919 года (вышло 19 номеров). В этой газете был напечатан ряд стихотворений Маяковского. Активное участие в ней принимали О. М. Брик, Н. Н. Пунин, Б. А. Кушнер и др.
   Бебутов В. М. (р. 1886) - режиссер, поставивший совместно с В. Э. Мейерхольдом "Мистерию-буфф" в Театре РСФСР Первом.
   Умер Александр Блок (стр. 21). Газ. "АГИТ-РОСТА", М. 1921, No 14, 10 августа.
   Стр. 21. Умер Александр Блок.- Блок А. А. (1880-1921) умер 7 августа.
   В ...поэме "Двенадцать"...- Поэма была написана в январе 1918 года.
   Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры...- Эта встреча нашла отражение в поэме "Хорошо!" (См. 8 том наст. изд., стр. 265-266.)
   Стр. 22. Я слушал его в мае этого года в Москве...- В начале мая 1921 года состоялось несколько выступлений Блока - в Политехническом музее (три выступления), Доме печати, Итальянской студии и Союзе писателей. (См. "Дневник Ал. Блока (1917-1921)", Изд. Писателей, Л. 1928, стр. 239.)
   В. В. Хлебников (стр. 23). Журя. "Красная новь", М. 1922, книга 4, июль - август.
   Стр. 23. Умер... Хлебников.- Виктор Владимирович (Велемир) Хлебников (1885-1922) умер 28 июня.
   ОПОЯЗ - общество изучения теории поэтического языка, существовало с 1914 по 1923 год. В ОПОЯЗ входили В. Шкловский, В. Эйхенбаум, Ю. Тынянов, Л. Якубинский и др. Опоязовцы отстаивали формалистический подход к литературе; рассматривая художественный прием как самодовлеющую категорию, они отрывали изучение стиля от анализа идейного содержания произведения.
   Стр. 24. Для Хлебникова слово - самостоятельная сила, организующая материал чувств и мыслей.- Маяковский имеет в виду "теорию словотворчества" Хлебникова, изложенную в статьях "Учитель и ученик", "Разговор Олега и Казимира", "Художники мира", "О современной поэзии", "Разложение слова", "Наша основа" и др.
   ...склонение корней по Хлебникову... - Об этом см. в статье Хлебникова "Учитель и ученик".
   "Леса лысы..." - неточная цитата из статьи "Учитель и ученик".
   "Чуждый чарам черный челн" - строка из стихотворения "Челн томленья" К. Бальмонта.
   Хлебников создал целую "периодическую систему слова".- См., например, статью Хлебникова "Образчик словоновшеств в языке".
   Стр. 25. "Зангези" - повесть-поэма Хлебникова, изданная в Москве в 1922 году.
   "Кони. Топот. Инок..." - из стихотворения Хлебникова "Перевертень".
   "Заклятие смехом" - стихотворение Хлебникова, впервые опубликованное в сборнике "Студия импрессионистов", книга 1-я, Спб. 1910, стр. 47. Маяковский цитирует это стихотворение неточно, пропуская строки и переставляя слова.
   Стр. 26. "Любите, любите, любите, любите..." - Маяковский перефразирует начальные строки стихотворения К. Бальмонта "Хвалите".
   Однажды Хлебников сдал в печать шесть страниц производных от корня "люб".- См. примечание к статье "Эту книгу должен прочесть каждый!" (стр. 542).
   "Крылышкуя золотописьмом тончайших жил..." - Маяковский цитирует это стихотворение неточно, смешивая разные редакции; текст альманаха "Пощечина общественному вкусу" (М. 1912, стр. 8) и вариант, опубликованный в книге Хлебникова "Творения" (М. 1914, стр. 25).
   "У колодца..." - неточно цитируемые Маяковским строки из стихотворения Хлебникова "Конь Пржевальского" ("Гонимый - кем, почем я знаю?..").
   Стр. 27. "Сегодня снова я пойду..."- это четверостишие Хлебникова впервые опубликовано Маяковским в статье "Теперь к Америкам!" в 1914 году (см. т. I наст. изд., стр. 312), ни в один из прижизненных сборников Хлебникова не вошло.
   ...небольшая папка путанейших рукописей, взятых Якобсоном в Прагу...- Якобсон Р. О. (р. 1896) - буржуазный литературовед, лингвист, в 1920 году эмигрировал в Чехословакию, оттуда - в Америку. В 1919 году написал работу "Новейшая русская поэзия. Набросок первый - Виктор Хлебников", которая затем была издана отдельной брошюрой в Праге в 1921 году.
   Театральная - площадь в Москве, ныне - площадь им. Свердлова.
   ...отступал и наступал с нашей армией в Персии...- Хлебников был в Персии летом 1921 года.
   Из его стихов этого времени знаю только стих о голоде...- Хлебниковым написано несколько стихотворений о голоде, охватившем в 1921 году ряд областей страны: "Голод", "Трубите, кричите, несите!", "Волга! Волга!" и др. Маяковский, по всей вероятности, говорит об одном из первых двух стихотворений, написанных во время пребывания Хлебникова в Пятигорске.
   "Ладомир" и "Царапина по небу" - поэмы Хлебникова 1920-1922 годов. Первая из них была издана литографским способом в Харькове в 1920 году. "Царапина по небу" при жизни Хлебникова напечатана не была.
   Стр. 28. Посмертное восхваление Хлебникова Городецким...- Имеется в виду некролог Сергея Городецкого "Велемир Хлебников", напечатанный в газете "Известия ЦИК", М. 1922, No 147 (1586), 5 июля.
   "Пощечина общественному вкусу" - альманах, вышедший в Москве в 1912 году. В нем участвовали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников и др.
   "Садок судей" - Альманах "Садок судей" I, в котором участвовали В. Хлебников, В. Каменский, Д. Бурлюк, Е. Гуро, Н. Бурлюк, Е. Низен, С. Мясоедов, А. Гей (А. Городецкий), был издан в 1910 году. Подробнее об этом см. в книге Василия Каменского "Путь энтузиаста" (М. 1931, стр. 113).
   Бурлюк Д. Д. (р. 1882) - поэт-футурист, один из авторов коллективного манифеста, открывающего альманах "Пощечина общественному вкусу", активный участник футуристических изданий и выступлений, в настоящее время живет в США.
   Асеев Н. Н. (р. 1889) - поэт, друг Маяковского, участвовал в футуристических изданиях. Крученых - см. примечание к статье "Открытое письмо А. В. Луначарскому" (стр. 544). Каменский В. В. (р. 1884) - поэт, прозаик, драматург. До революции и в первые годы советской власти выпускал и редактировал футуристические манифесты, сборники и газеты. Пастернак Б. Л. (р. 1890) - поэт, в первые годы после революции был связан с футуристами. Индивидуалистическое по своему характеру творчество Пастернака противостояло главному направлению развития советской поэзии. "Для нас интересны, конечно, не те лирические излияния, которые т. Пастернак в своих произведениях нам показывает, - говорил Маяковский на Первом московском совещании работников левого фронта искусств,- не та тематическая сторона его работы, а вот работа над построением фразы, выработка нового синтаксиса" (см. стр. 281-282).
   Кино и кино (стр. 29). Журнал "Кино-фот", М. 1922, No 4, 5-12 октября.
   В настоящем издании в заголовок журнального текста внесено исправление ошибки: вместо "Кино и кико" - "Кино и кино".
   Стр. 29. Мозжухин И. И. (1889-1939) - киноактер, участник русских кинофильмов предреволюционных лет.
   Можно ли стать сатириком? (стр. 30). Журн. "Товарищ Терентий", Екатеринбург, 1923, No 1-2, 18 марта.
   Статья написана, как это можно заключить из текста (четвертый номер еженедельного журнала "Крокодил" за 1923 год, вышедший в самом конце января, назван в ней "последним"), в первой половине февраля 1923 года. Многими своими наблюдениями, выводами и оценками "Можно ли стать сатириком?" перекликается с "Предиполсловием" к сборнику сатирических стихов "Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается", которое написано, очевидно, в это же время.
   Стр. 30. В РСФСР появился, появившись - размножился и в настоящее время усердно и успешно работает целый ряд сатирических журналов...- С 1922 года начало выходить несколько новых массовых сатирических изданий. В апреле вышел в свет первый номер "Мухомора" (П.- 1922-1923), в июне - "Красного перца" (М. 1922-1926) и "Крокодила" (до No 12 - под названиями "Рабочий" и "Рабочая газета").
   "Прожектор" - иллюстрированный литературно-художественный и сатирический журнал (изд. газеты "Правда"), выходил в Москве с 1923 по 1935 год.
   ...в карикатуре "Крокодила" по поводу празднования дня реализации урожая...- Речь идет о дружеском шарже Д. Моора "Праздник урожая", напечатанном в "Крокодиле", М. 1922, No 5 (17), 24 сентября, стр. 8-9.
   Стр. 31 "Милкой мне в подарок бурка..." - написанная Маяковским частушка для агитплаката РОСТА. Была опубликована приложением (вместе с плакатами и стихами) к статье "Революционный плакат" (см. стр. 33-35 наст. тома) в журнале "Красная нива", М. 1923, No 8, 23 февраля, стр. 31. Юденич Н. Н. (1862-1933) - белогвардейский генерал. Командуя в 1919 году Северо-западной армией, дважды предпринимал походы на Петроград, пытаясь задушить революцию. Разгромленный Красной Армией, бежал вместе с остатками своих частей в Эстонию.
   В последнем номере "Крокодила" есть блестящая строка к рисунку на рурскую тему...- Имеется в виду карикатура художника М. Черемных и стихи к ней в журнале "Крокодил", М. 1923, No 4 (34), 28 января.
   Вандервельде Э. (1866-1936) - бельгийский политический деятель, один из лидеров II Интернационала, оппортунист и ревизионист. В 1922 году приезжал в Москву для "защиты" на суде вожаков контрреволюционной партии правых эсеров. В связи с его приездом в СССР и окончившейся провалом попыткой выступить в роли адвоката (вскоре после начала судебного процесса он отказался продолжать "защиту" и покинул Москву), Д. Бедный написал о нем серию сатирических фельетонов. В своей статье Маяковский цитирует стихотворение этого цикла "Королевская шансонетка", опубликованное в газ. "Правда", М. 1922, No 121, 2 июня.
   Революционный плакат (стр. 33). Журн. "Красная нива", М. 1923, No 8, 23 февраля.
   Статья написана к пятой годовщине Красной Армии и напечатана в юбилейном номере "Красной нивы", целиком посвященном этой дате.
   "Революционный плакат" - самое раннее воспоминание Маяковского о работе в "Окнах" РОСТА. Позднее поэт неоднократно возвращался к этой теме в своих статьях и выступлениях - "Собирайте историю", 1923; "Только не воспоминания...", 1927; "Прошу слова", 1929; "Окна сатиры РОСТА", 1930; Выступление в доме комсомола Красной Пресни на вечере, посвященном двадцатилетию деятельности, 1930.
   Стр. 34. Организация этой агитации была начата тов. Керженцевым. Началось, естественно, с РОСТА... - Выпуск "Окон РОСТА" - плакатов на злобу дня с рисунками и текстом - был начат Российским телеграфным агентством осенью 1919 года. Ответственным руководителем РОСТА являлся П. М. Керженцев (Лебедев) (1881-1940) - литератор и общественный деятель. С января 1919 года по январь 1922 года плакаты выпускались Главным политико-просветительным комитетом (Главполитпросвет) Наркомпроса РСФСР. Маяковский пришел в РОСТА вскоре после того, как художественный отдел РОСТА вывесил в витрине бывшего магазина Абрикосова, находившегося на Тверской улице (ныне ул. Горького), первое "окно". Во главе художественного отдела стоял художник-сатирик М. М. Черемных (р. 1890). Маяковскому принадлежит более двух третей всех плакатов (приблизительно 1800), выпущенных коллективом. (Подробнее об этом см. т. 3 наст. изд., стр. 469-479.)
   Малютин И. А. (1889-1932) - художник; Новинский А. М. (р. 1893) - художник; Моор Д. (Орлов Д. С.) (1883-1946) - художник-график, мастер политического плаката и газетной карикатуры; Левин А. С. (р. 1893) - художник-график; Нюренберг А. М. (р. 1888)- художник-график; Лебедев В. В. (р. 1891) - художник-график, до революции сотрудничал в журнале "Сатирикон"; Козлинский В. И. (р. 1891) - художник-график; Бродаты Л. Г. (1889-1954) -художник-график, активно сотрудничал в газетах и журналах; Радаков А. А. (1879-1942) - художник-график, мастер политической карикатуры, до революции сотрудничал в "Сатириконе" - как художник и как поэт.
   ...упоминает В. Полонский в книге "Революционный плакат"...- Маяковский имеет в виду работу Вяч. Полонского "Русский революционный плакат", напечатанную в журнале "Печать и революция", М. 3922, книга вторая (пятая), апрель - июнь, стр. 56-77, и выпущенную Госиздатом отдельной брошюрой (оттиск журнальной статьи) с иллюстрациями в 1922 году. Книга Вяч. Полонского этого же названия вышла в Москве в 1925 году.
   Грамен (Н. К. Иванов) (р. 1888) - журналист, активно сотрудничал в "Крокодиле"; Шершеневич В. Г. (1893-1942) - поэт-имажинист, переводчик, автор киносценариев и либретто. Кроме Грамена и Шершеневича, тексты для "Окон" писали также О. М. Брик, Р. Я. Райт, Т. М. Левит, М. Д. Вольпин, Б. А. Песис и др.
   Стр. 35. Ниже приводятся текст и плакаты. - В журнале было воспроизведено несколько плакатов и стихотворений - "Рассказ о том, как из-за пуговицы голова пропадает дешевле луковицы", "Красный еж", частушки "Милкой мне в подарок бурка..." и др.
   Собирайте историю (стр. 36). "Бюллетень Пресс бюро" "А" {В конце 1922 года при отделе агитации и пропаганды ЦК РКП(б) было организовано Прессбюро. Оно выпускало отпечатанные на ротаторе бюллетени, которые содержали литературные материалы, предназначавшиеся для перепечатки в газетах и журналах. Рассылалось три типа бюллетеней: бюллетень "А" - "для губернских газет, имеющих по преимуществу городского читателя", бюллетень "Б" - "для уездных и губернских газет земледельческих районов с крестьянским кадром читателей" и бюллетень "А/Б".}, М. 1923, No 16, 3 марта.
   Впервые напечатана в "Литературной газете", М. 1953, No 85 (3114), 18 июля (с сокращениями); полностью - в журн. "Советская печать", М. 1956, No 4.
   Статья "Собирайте историю" по теме близка статье "Революционный плакат", написанной почти одновременно с ней.
   С неба на землю (стр. 38). "Бюллетень Прессбюро" "А", М. 1923, No 17, 7 марта.
   Впервые напечатана в "Литературной газете", М. 1935, No 43 (534), 4 августа.
   Стр. 38. Еще в восемнадцатом году т. Ленин указывая в "Правде"...- Маяковский имеет в виду статью В. И. Ленина "О характере наших газет", опубликованную в газете "Правда" 20 сентября 1918 года. В ней, в частности, говорилось: "Почему бы, вместо 200-400 строк, не говорить в 20-10 строках о таких простых, общеизвестных, ясных, усвоенных уже в значительной степени массой явлениях, как подлое предательство меньшевиков, лакеев буржуазии, как англо-японское нашествие ради восстановления священных прав капитала, как лязганье зубами американских миллиардеров против Германии и т. д., и т. п.? Говорить об этом надо, каждый новый факт в этой области отмечать надо, но не статьи писать, не рассуждения повторять, а в нескольких строках, "в телеграфном стиле" клеймить новые проявления старой, уже известной, уже оцененной политики" (В. И. Ленин. Сочинения, т. 28, стр. 78).
   В речи т. Калинина на четвертом съезде работников печати - тоже призыв...- Четвертый Всероссийский съезд работников печати проходил в Москве в феврале 1923 года. 7 февраля от имени Всероссийского и Союзного Центральных Исполнительных Комитетов съезд приветствовал М. И. Калинин, который в своем выступлении подчеркнул, что борьба за содержательность газетных материалов должна быть неразрывно связана с борьбой за ясную, понятную широким массам форму изложения.
   За что борется Леф? (стр. 40). Журн. "Леф", М.-П. 1923, No 1, март. Статья подписана: Н. Асеев, Б. Арватов, О. Брик, Б. Кушнер, В. Маяковский, С. Третьяков, Н. Чужак.
   Журнал левого фронта искусств - "Леф" - издавался в 1923- 1925 гг.; ответственным редактором его был Маяковский. Всего вышло семь номеров. В первой (мартовской) книжке "Лефа" в разделе "Программа" были напечатаны три передовых статьи: "За что борется Леф?", "В кого вгрызается Леф?" и "Кого предостерегает Леф?", написанные, как свидетельствует О. Брик, Маяковским. (См. статью О. Брика "Маяковский - редактор и организатор" - "Литературный критик", М. 1936, книга четвертая, апрель, стр. 129.)
   Стр. 40. Белый А. (Бугаев Б. Н.) (1880-1934) - писатель, один из представителей русского символизма; Бальмонт К. Д. (1867-1942) - поэт-символист, автор ряда теоретических работ; Чулков Г. И. (1879-1939) - писатель и критик; Гиппиус З. Н. (Мережковская) (1869-1945) - писательница-декадентка; Розанов В. В. (1856-1919) - реакционный писатель, публицист и критик. Некоторые его произведения отмечены печатью цинизма и эротики.
   Сборник "Садок судей" I - вышел в 1910 году, "Пощечина общественному вкусу" - в 1912; Бурлюк, Каменский, Хлебников - см. примечания к статье "В. В. Хлебников" (стр. 546-548); Крученых - см. примечание к статье "Открытое письмо А. В. Луначарскому" (стр. 544).
   Кандинский В. В. (1866-1944) - художник-формалист, один из представителей так называемого "беспредметного искусства"; в 1912 году вместе с художником Ф. Марком выпустил сборник "Голубой всадник", где впервые были сформулированы основные положения экспрессионизма.
   Бубно-валетчики - члены объединения художников "Бубновый валет", существовавшего с 1909 по 1926 год. В своей практике "Бубно-валетчики" ориентировались на модернистскую живопись (кубизм и др.).
   Стр. 41. Шершеневич - см. примечание к статье "Революционный плакат" (стр. 551); Северянин - см. примечание к статье "Братская могила" (стр. 540). "Ослиный хвост" - общество художников, организованное в 1911 году Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым.
   Российские футуристы, окончательно разодрали с поэтическим империализмом Маринетти...- См. примечание к статье "Эту книгу должен прочесть каждый!" (стр. 541-542).
   Городецкий С. М. (р. 1884) - поэт, переводчик, был связан с модернистскими литературными течениями (символизм, акмеизм); Гумилев Н. С. (1886-1921) - поэт-акмеист. В творчестве Городецкого и особенно Гумилева периода первой мировой войны были сильны милитаристские мотивы.
   ...обломились "Мезонины"...- Московская группировка футуристов "Мезонин поэзии", организованная в 1913 году, просуществовала лишь один год.
   ...пошел на Берлин Северянин.- Во второй половине 1914 года Северянин написал ряд шовинистических стихов: "Германия, не забывайся!", "Поэза возмущения", "Поэза благословения", "Все вперед!", "Переход через Карпаты" и др. В стихотворении "Мой ответ", входящем в этот цикл, есть, в частности, такие строки:
  
   Друзья! Но если в день убийственный
      Падет последний исполин,
   Тогда ваш нежный, ваш единственный,
      Я поведу вас на Берлин!
  
   "Вся Москва" - адресная и справочная книга; издавалась в дореволюционные годы и при советской власти.
   Производственники - представители так называемого "производственного искусства"; назначение искусства видели исключительно в создании утилитарных "вещей". Брик О. М. (1888-1945) - критик, теоретик ли

Другие авторы
  • Ли Ионас
  • Холодковский Николай Александрович
  • Скотт Вальтер
  • Греч Николай Иванович
  • Малышев Григорий
  • Герцык Аделаида Казимировна
  • Коган Наум Львович
  • Даль Владимир Иванович
  • Политковский Патрикий Симонович
  • Тимофеев Алексей Васильевич
  • Другие произведения
  • Чернышевский Николай Гаврилович - О "Бригадире" Фонвизина
  • Филимонов Владимир Сергеевич - К Д. А. Остафьеву
  • Семенов Леонид Дмитриевич - О смерти Чехова
  • Шмидт Петр Юльевич - П. Ю. Шмидт: биографическая справка
  • Андреев Леонид Николаевич - Письма к Н. А. Чукмалдиной
  • Осоргин Михаил Андреевич - Книжная лавка писателей
  • Ознобишин Дмитрий Петрович - Вл. Муравьев. Д. П. Ознобишин
  • Семенов Сергей Терентьевич - Из жизни Макарки
  • Давыдов Денис Васильевич - Из "Записок, в России цензурой не пропущенных"
  • Стасов Владимир Васильевич - Еще по поводу постановки "Жизни за царя"
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 542 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа