Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Статьи и заметки (1918-1930), Страница 13

Маяковский Владимир Владимирович - Статьи и заметки (1918-1930)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

тья (без подписи) первого номера ежемесячного журнала "Новый Леф", начавшего выходить с января 1927 года.
   Выпуск журнала вначале намечался на конец лета - начало осени 1926 года (см. статью "А что вы пишете?", стр. 124 наст. тома, а также объявление в журнале "Новый зритель", М. 1926, No 42(145), 19 октября, стр. 35). Поскольку в беловом автографе первая строка читается: "Мы выпустили экстренный номер "Нового Лефа", можно предположить, что статья была написана осенью 1926 года.
   Журнал издавался в течение двух лет - 1927-1928 гг.
   В середине 1928 года Маяковский отошел от редактирования "Нового Лефа", заявил о своем выходе из группы Леф и высказался за ее роспуск. "Нужно раскрепостить писателя от литературных группировок и высосанных из пальца деклараций,- говорил поэт на вечере "Левее Лефа", состоявшемся 29 сентября в Ленинграде.- Принцип объединения писателей должен быть производственным, а не литературным: писатели должны объединяться вокруг конкретных нужд сегодняшнего дня, связанных с той или иной отраслью производства... Общим же профессиональным объединением должна быть единая Федерация советских писателей" (см. стр. 505). Последние пять номеров "Нового Лефа" вышли без участия Маяковского.
   Караул! (стр. 130). Автограф (БММ); журн. "Новый Леф", М. 1927, No 2, февраль.
   Наверху автографа - надпись Маяковского как редактора журнала: "Печатать. В. Ма<яковский>". Статья была написана в начале 1927 года и помещена в журнале вместе с четвертой частью сценария "Как поживаете?"
   Стр. 130. "Наше гостеприимство" - один из популярных американских фильмов того времени; в главной роли - Бестер Китон.
   "Золотая горячка" ("Золотая лихорадка") и "Парижанка" - фильмы, поставленные Чарли Чаплиным.
   Стр. 131. Совкино - Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество.
   Кулешов Л. В. (р. 1899)-кинорежиссер.
   Бляхин П. А. (р. 1886) - писатель, член правления Совкино.
   Сельский В.- критик, сотрудник Совкино.
   Шкловский В. Б. (р. 1893) - писатель, киносценарист и литературовед.
   Шведчиков К. М.- председатель правления Совкино.
   Трайнин И. П.- член правления Совкино, директор объединения кинофабрики.
   Ефремов М. П.- заместитель председателя правления Совкино.
   Стр. 132. "Закройщик из Торжка" - фильм, выпущенный в конце 1925 года (режиссер Я. А. Протазанов).
   "Раскрывает рыбка рот..." - несколько измененные строки из стихотворения С. Я. Маршака "Сказка о глупом мышонке" ("Разевает щука рот...").
   Корректура читателей и слушателей (стр. 134). Беловой автограф (БММ); журн. "Новый Леф", М. 1927, No 3, март.
   Стр. 134. ...пользуясь своей лекционной поездкой...- Лекционная поездка Маяковского в Харьков и Киев была совершена во второй половине февраля. В харьковской Держдраме (государственном драматическом театре) Маяковский выступал 22 февраля, в Киевском университете - 27.
   Семенко М. (1892-1937), Шкурупий Г. (1903-1934), Ярошенко В. М. (1898-1937) - украинские поэты-футуристы; Посталовский, Фурер, Озерский - в те годы - работники партийного и советского аппарата Украины.
   Что я делаю? (стр. 137). Беловой автограф (хранится у В. А. Катаняна); журн. "Новый Леф", М. 1927, No 4, апрель.
   Стр. 137. Главной работой было...- Маяковский говорит о своих лекционных поездках с октября 1926 по февраль 1927 года. (См. В. Катанян. "Маяковский. Литературная хроника", изд. 3-е, Гослитиздат, М. 1956, стр. 282-301.)
   ...будут сделаны книгой... - О своем намерении написать книгу ответов на записки Маяковский говорит также в автобиографии "Я сам" (т. 1, стр. 29, наст. изд.). Книга не была написана.
   Пьесу "Комедия с убийством"... - См. примечание к статье "А что вы пишете?" (стр. 570).
   Пьесу ленинградским театрам к десятилетию.- В феврале 1927 года "Комиссия по организации празднеств десятилетия Пролетарской Революции" при дирекции ленинградских академических театров обратилась к ряду литераторов и, в частности, к Маяковскому, с просьбой написать пьесу для юбилейного спектакля. Не ограничивая авторов в выборе формы праздничного представления, комиссия вместе с тем высказала пожелание, чтобы в основу синтетического спектакля, который бы "явился демонстрацией всех возможностей театрального искусства", была положена "литературно обработанная" тема: поэма, стихи или проза. Маяковский принял это предложение и в середине июня на расширенном заседании юбилейной комиссии прочел начальные семь глав поэмы "Хорошо!" (первое название ее - "Октябрь"). Из этой части поэмы, дополненной впоследствии вводной главой, был сделан сценический вариант, постановку которого на сцене ленинградского Малого оперного театра осуществил режиссер Н. В. Смолич. Премьера спектакля, названного "Двадцать пятое", состоялась 6 ноября 1927 года. (Подробнее об этом см. в статье Маяковского "[О "Двадцать пятом"]", стр. 148 наст. тома, а также в статье Сим. Дрейдена "Двадцать пятое. История одного спектакля" - "Звезда", М.-Л. 1957, No 7, июль, стр. 174-196.)
   Роман. - См. предисловие к сборнику "Вещи этого года (до августа 1923 г.)" и примечания к нему (стр. 558-5Е9).
   Литературную автобиографию... - Первая редакция автобиографии "Я сам" была написана Маяковским в 1922 году. Весной 1928 года он дополнил ее для 1 тома Собрания сочинений, выпускавшегося Госиздатом, доведя изложение до 1928 года.
   Поэму о женщине.- Замысел поэмы не был реализован.
   Стр. 138. V том... - С него началось издание Собрания сочинений Маяковского; том вышел в свет в июне 1927 года.
   "Как я пишу стихи".- Речь идет о брошюре "Как делать стихи?", вышедшей в 1927 году.
   "Что ни страница, то слон, то львица" - См. примечания к статье "А что вы пишете?" (стр. 571).
   "Влас-лоботряс" - "История Власа, лентяя и лоботряса" вышла в мае; "Про моря и про маяк" - "Эта книжечка моя про моря и про маяк" вышла в июне; сборник "Мы и прадеды" - в марте 1927 года.
   Киноиздательство: два сценария.- См. "Предисловие <к сборнику сценариев>" и примечания к нему (стр. 571-572).
   Еще сделаны...- Из всех перечисленных здесь сценариев при жизни Маяковского полностью был опубликован лишь один - "Как поживаете?" - в 6 томе Собрания сочинений. (О попытках поставить фильм по этому сценарию см. в статье Маяковского "Караул!", стр. 130-133.) Кроме того, в журнале "Новый Леф", М. 1927, No 2, февраль, стр. 25-27 была напечатана "четвертая часть сценарного конспекта" "Как поживаете?"; в газете "Кино", М. 1927, No 24, 14 июня - отрывки сценария "Любовь Шкафолюбова". По сценариям "Дети" и "Декабрюхов и Октябрюхов" - были созданы фильмы. Первый из них, поставленный на Ялтинской кинофабрике режиссером А. Соловьевым, вышел на экраны в апреле 1928 года под названием "Трое". Второй фильм ставился на Одесской кинофабрике режиссерами А. Смирновым и А. В. Искандер; на экране появился в мае 192S года.
   ВУФКУ - Всеукраинское фотокиноуправление; Межрабпом Русь - московская киноорганизация.
   [Записная книжка "Нового Лефа"] ("Сейчас апрель,..") (стр. 139.). Беловой автограф (БММ); журн. "Новый Леф", М. 1927, No 4, апрель.
   В настоящем томе в журнальный текст внесено исправление: в строке 5 стр. 140 вместо "одобрили" - "ободрили" (по автографу).
   Начиная с четвертого номера, в "Новом Лефе" был открыт отдел "Записная книжка Лефа". В нем, как правило, публиковались небольшие, иногда - подчеркнуто полемические по своему характеру статьи, подписываемые инициалами. Для этого раздела Маяковским были написаны две заметки, помещенные в апрельской (4) и июньской (6) книжках журнала.
   Стр. 139. ...поэма Орешина "Распутин"...- 12 марта 1927 года была напечатана одновременно в двух газетах: полностью - в "Правде", М., No 59 (3591) и в сокращенном варианте, озаглавленном "Накануне", с измененной последней строфой - в "Известиях", М., No 59 (2993).
   Я собрал около 7000 записок...- См. статью "Что я делаю?" и примечание к ней (стр. 574).
   Стр. 140. ...выступая в Ленинских мастерских... - 28 ноября 1928 года.
   "Жернов" - крестьянский литературно-общественный, с 1928 года - литературно-художественный журнал, издававшийся в Москве Всероссийским обществом крестьянских писателей с 1925 по 1928 год.
   Деев-Хомяковский Г. Д. (1888-1946) - критик, публицист, в те годы - ответственный редактор журнала "Жернов". Его статью "Против упадочничества", цитируемую Маяковским, см. в журнале "Жернов" - М. 1927, No 8, стр. 12-13.
   "Красная нива" - еженедельный литературно-художественный журнал, издававшийся в Москве с 1923 по 1931 годы. "Новый мир" - литературно-художественный и общественно-политический журнал; издается в Москве с 1925 года. "Красная новь" - литературно-художественный и научно-публицистический журнал, выходивший в Москве в 1921-1942 годах.
   Стр. 141. ...редактор "Нового мира" и "Красной нивы" пишет, что Леф потерял связь с литературным молодняком.- Редактором "Нового мира" и "Красной нивы"в 1927 году был Вячеслав Полонский Гусин В. П.) (1886-1932) - литературный критик, историк и публицист. Полемике с Полонским содержится во многих статьях и выступлениях Маяковского, а также в стихотворении "Венера Милосская и Вячеслав Полонский". (См. т. 8 наст. изд., стр. 111.) Здесь Маяковский имеет в виду статью Полонского "Заметки журналиста. Леф или блеф?", опубликованную в газ. "Известия ЦИК", М. 1927, No 48. 27 февраля.
   Польскому читателю (стр. 142). Предисловие к сборнику W?odzimierz Majakowskij. "Wybór poezyj". Spó?dzielnia ksi?garska "Ksi??ka", Warszawa, 1927. (Владимир Маяковский. Избранные поэтические произведения, Варшава, изд. "Книжка". 1927).
   Сборник, составленный из стихотворений, автобиографии "Я сам" (до 1922 г.), отрывков из поэм и "Мистерии-буфф", открывался вступительной статьей А. Стерна "Владимир Маяковский - поэт новой России". Переводы были сделаны В. Броневским, Б. Ясенским, В. Слободником, А. Слонимским, А. Стерном, Ю. Тувимом и В. Вандурским.
   "Польскому читателю" было написано Маяковским во время его пребывания в Варшаве в мае 1927 года и опубликовано на польском языке в переводе А. Стерна. Оригинал написанного Маяковским предисловия не сохранился, на русском языке впервые оно было опубликовано в газете "Комсомольская правда", М. 1935, No 85, 12 апреля в обратном переводе с польского В. Д. Дувакина; с некоторыми уточнениями этот перевод печатается в настоящем издании.
   Стр. 142. "Светить - и никаких гвоздей!" - из стихотворения "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче", т. 2 наст. изд., стр. 38.
   [Записная книжка "Нового Лефа"] ("Я всегда думал...") (стр. 144). Беловой автограф (БММ); журн. "Новый Леф", М. 1927, No 6, июнь.
   Стр. 144. "Вечерка" - газета "Вечерняя Москва", заместителем редактора ее был в те годы М. Б. Чарный.
   ...очень вас за границей здорово принимали ...- Речь идет о поездке Маяковского в Польшу, Чехословакию, Францию и Германию в апреле-мае 1927 года.
   Стр. 145. ...а у меня и с Шенгели нелады...- См. примечание к статье "Как делать стихи?" (стр. 562-563).
   Малашкин С. И. (р. 1888) - писатель. В 1927 году выпустил повесть "Луна с правой стороны", в которой искаженно изображалась жизнь комсомольцев. Повесть вызвала резкое осуждение со стороны советской общественности.
   Малахов С. А. (р. 1902) - поэт и критик. Сборник его стихов "Песни у перевоза", изданный "Молодой гвардией", вышел в свет в 1927 году. Маяковский цитирует стихотворения "Если ты меня немного любишь..." и "Антенны".
   Стр. 146 Кузнецкий (мост) - улица в Москве.
   Вестминстерское аббатство - так называется собор св. Петра в Лондоне.
   Шимми - модный в те годы танец.
   [О кино] (стр. 147). Ленинградская газета "Кино", Л. 1927, No 45, 7 ноября.
   Заметка напечатана под заголовком "Вл. Маяковский - о кино" в номере, посвященном десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции.
   Стр. 147. ...пожелание ...на десятый год...- очевидная описка. Должно быть - "к десятилетию" или "на одиннадцатый год".
   "Поэт и царь" - фильм, поставленный режиссером В. Р. Гардиным (производство Совкино, выпуск 1927 г.) по сценарию, написанному им в соавторстве с исполнителем роли Пушкина Е. В. Червяковым. (См. высказывание Маяковского об этом фильме в выступлении на диспуте "Пути и политика Совкино", стр. 354-355.)
   "Падение династии Романовых", "Великий путь" - документальные фильмы, режиссер Э. И. Шуб, производство Совкино, выпуск 1927 года.
   ...еще раз... протестовать против инсценировок Ленина через разных похожих Никандровых.- В это время готовился к выпуску фильм "Октябрь" (постановка С. М. Эйзенштейна и Г. В. Александрова), в котором роль В. И. Ленина, появляющегося в финале, исполнял рабочий Никандров, привлекший постановщиков своим внешним сходством с Лениным. Об этом же Маяковский говорил в своем выступлении на диспуте "Пути и политика Совкино"(стр. 359).
   [О "Двадцать пятом"] (стр. 148). Жури. "Рабочий и театр", Л., октябрьский номер (1917-1927) без цифрового обозначения и без даты (должно быть: 1927, No 45, 6 ноября).
   Заметка помещена в подборке "Театры в дни Октября", под общим заголовком "Ак-Малый: "25-е"", вместе с заметкой Н. Смолича.
   Стр. 148. Что касается конкретной постановки моей поэмы "Двадцать пятое"...- См. примечания к статье "Что я делаю?" (стр. 574).
   Только не воспоминания... (стр. 149). Беловой автограф (последние 145 строк) (БММ); жури. "Новый Леф", М. 1927, No 8-9.
   Статья "Только не воспоминания..." была напечатана в юбилейном номере журнала "Новый Леф", посвященном десятой годовщине Октябрьской социалистической революции.
   Стр. 149. "Лакме" - опера французского композитора Л. Делиба (1836-1891).
   Стр. 150. Строитель академии...- Маяковский говорит об одном из создателей проекта здания архитекторе А. Ф. Кокоринове (1726-1772).
   Таманов (А. И. Таманян) (1878-1936) - архитектор. В 1917 году был вице-президентом Академии художеств.
   ...союз деятелей искусств - организовался сразу же после Февральской революции. В него входили представители различных художественных течений. На протяжении 1917 года Маяковский активно участвовал в организационной жизни Союза, выступая на митингах, собраниях, совещаниях, а также на заседаниях Временного Комитета СДИ.
   ...ослинохвостца юнца Зданевича...- Зданевич И. М.- поэт и критик-футурист; до революции выступал с докладами, пропагандировавшими выставки "Ослиный хвост", главными организаторами которых были художники Н. Гончарова и М. Ларионов. Принимал активное участке в работе Союза деятелей искусств.
   Бруни Л. А. (1894-1948) - живописец и график.
   Стр. 151. Брик - см. примечание к статье "За что борется Леф?" (стр. 553).
   Сологуб (Тетерников Ф. К.) (1863-1927) - писатель-декадент.
   ...разными ак-ахррами.- ак - вероятно, имеются в виду академические художественные организации (театры, Академия художественных наук, Ак-центр Наркомпроса и др.), учреждение которых в начале двадцатых годов было воспринято Маяковским как возрождение старого враждебного духу революции искусства; ахррами - АХРР - Ассоциация художников революционной России, созданная в 1922 году. Маяковский неоднократно выступал против АХРР из-за натуралистических тенденций, свойственных некоторым входящим в нее художникам.
   Бродячая собака - "модное" артистическое кафе предреволюционного Петрограда. После закрытия в 1917 году "Бродячей собаки" местом, где собиралась художественная богема, стал "Привал комедиантов".
   ...я всегда видел у самой эстрады Савинкова, Кузьмина.- Савинков Б. В. (1879-1925) - беллетрист, один из руководителей партии эсеров, после Октября возглавлял контрреволюционный "Союз защиты родины и свободы", активный враг советской власти; Кузьмин- вероятно, Маяковский говорит об одном из видных деятелей партии кадетов В. Д. Кузьмине-Караваеве.
   ...хор Евреинова.- Евреинов Н. Н. (1879-1953) - режиссер, драматург и критик. В 1925 году эмигрировал во Францию.
   Стр. 152. Натансон М. Я.- секретарь Ком-фута (см. о Ком-футе примечание к статье "За что борется Леф?", стр. 554), ведала организацией устной пропаганды в районе.
   Полонский - см. примечание к статье ["Записная книжка "Нового Лефа"] (стр. 576).
   "Герои и жертвы революции". - Этот альбом - рисунки художников Богуславской, Козлинского, Маклецова и Пуни с текстом Маяковского - вышел в Петрограде в издании Отдела изобразительных искусств Наркомпроса в 1918 году.
   "Окна сатиры РОСТА". - См. примечания к статье "Революционный плакат" (стр. 549-550).
   Стр. 153 ..."заборный" характер... - Речь идет об изданиях, расклеенных на стенах домов и заборах.
   Лежнев (Горелик А. З.) (1893-1937) - литературный критик, один из участников группы "Перевал", неоднократно выступал со статьями, направленными против Маяковского.
   У Елисеева запрещают вывешивать... - Речь идет о крупнейшем в Москве продовольственном магазине на Тверской (ныне ул. Горького), в витринах которого одно время вывешивались "Окна РОСТА".
   Юденич - см. примечание к статье "Можно ли стать сатириком?" (стр. 549). Деникин А. И. (1872-1947) - царский генерал. После Октябрьской революции - активный враг советской власти, один из организаторов белогвардейского движения.
   Райт Р. Я. (р. 1899) - переводчица, ее литературная деятельность началась с работы в ростинском коллективе. Вольпин М. Д. (р. 1899) - литератор и художник.
   Стр. 154. "Мчит Пилсудский, пыль столбом..." - Это четверостишие см. в томе 3 наст. изд., стр. 89. Пилсудский Юзеф (1867-1935)- польский реакционный политический деятель, ярый националист. В 1920 году начал войну с Советской Россией.
   "Тот, кто уголь спер и шасть..." - См. том 3 наст. изд., стр. 320.
   "Побывал у Дутова..." - Эти стихи см. в томе 3 наст. изд., стр. 7. Дутов А. И. (1864-1921) - полковник царской армии; в годы гражданской войны возглавлял контрреволюционное движение оренбургского казачества.
   "Подходи, рабочий! Обсудим дай-ка..." - Этот текст под названием "Нормализованная гайка" см. в томе 3 на стр. 116.
   "На польский фронт, под винтовку мигом..." - и другие упоминаемые Маяковским лозунги см. в томе 3 наст. изд. на стр. 439, 442.
   Стр. 155. Романов П. С. (1884-1938), Клычков (Лешенков С. А.) (р. 1889) - писатели.
   Андреева М. Ф. (Желябужская) (1872-1953) - актриса и общественная деятельница. В первые годы после революции некоторое время заведовала отделом театра и зрелищ Комиссариата народного просвещения Союза коммун Северной области.
   Стр. 156. Каменева О. Д.- в 1918-1919 гг. сотрудница Наркомпроса, заведовала Театральным отделом (ТЕО).
   Комиссаржевский Ф. Ф. (р. 1882) - режиссер; в 1919 году уехал за границу.
   Я осовременил текст.- В связи с включением "Мистерии-буфф" в репертуар Театра РСФСР Первого (Москва) Маяковским был написан второй вариант пьесы.
   Я вывесил афишу...- См. вступительное слово Маяковского на диспуте "Надо ли ставить "Мистерию-буфф?" (стр. 257-259).
   Рабкрин.- См. примечание к статье "Подождем обвинять поэтов" (стр. 560).
   ...приуроченный к годовщине... - Речь идет о 1 мая 1921 года.
   Стр. 157. "Мистерия-буфф" шла у Мейерхольда сто раз.- Премьера второго варианта пьесы состоялась 1 мая 1921 года. После этого спектакль шел ежедневно до июля. Кроме того, в конце июня 1921 года делегатам III конгресса Коммунистического Интернационала была показана специальная постановка на немецком языке.
   То же было и с "150 000 000"... - Заявления Маяковского в коллегию Госиздата в связи с задержкой издания "150000000" см. в 13 томе наст. изд.
   Стр. 158. В июне этого года...- Маяковский был в Сталино в июле 1927 года.
   Расширение словесной базы (стр. 159). Авторизованная машинописная копия (БММ); журн. "Новый Леф", М. 1927, No 10, октябрь (вышел в декабре).
   Стр. 160. Ленинградская "Звезда"... - "Журнал "Звезда" стал издаваться в 1924 году. Его первый номер открывался небольшой редакционной заметкой "От редакции". "Возобновляя вековую традицию толстых журналов в Петрограде после пятилетнего перерыва, вызванного эпохой революции и гражданской войны,- говорилось в ней,- "Звезда" ставит своей основной задачей служить делу марксистского воспитания новой, выдвинутой революцией, рабоче-крестьянской интеллигенции". С первых же номеров А. Н. Толстой принял активное участие в работе журнала.
   ...воронско-полонско-лежневскими критиками... - Воронский А. К. (1884-1943) - публицист и литературный критик, редактировал журнал "Прожектор", с 1921 по 1927 год - "Красную новь". В 1923 году организовал литературную группу "Перевал", участники которой выступали против пролетарской литературы, идеалистически трактовали задачи художественного творчества и его эстетическую природу. Полонский - см. примечание к статье ["Записная книжка "Нового Лефа"] (стр. 576); Лежнев - см. примечание к статье "Только не воспоминания..." (стр. 580).
   Расправясь... с целым пятилетием советской литературы...- Маяковский говорит здесь о статье А. Лежнева "Дело о трупе" (журн. "Красная новь", М.-Л. 1927, книга пятая, май, стр. 218-235), направленной против лефовцев. Литература 1918-1922 годов в этой статье была названа "устным периодом литературы".
   Лежнев в обзорной статье юбилейного номера "Известий" просто опускает лефовские фамилии...- Маяковский имеет в виду статью
   A. Лежнева "Художественная литература революционного десятилетия" - "Известия ЦИК", М. 1927, No 256 (3190), 6-7 ноября, стр. 12.
   Стр. 162. "Жизнь искусства", сравнивая кинокартину "Поэт и царь" с литмонтажем Яхонтова - "Пушкин", отдает предпочтение Яхонтову.- "Поэт и царь" - фильм, поставленный режиссером В. Р. Гардиным в 1927 году на ленинградской фабрике Совкино. Журнал "Жизнь искусства" дал отрицательную оценку этому фильму, отметив, что фильм создает неверное, искаженное представление об облике Пушкина (см. В. Н. "Поэт и царь" - "Жизнь искусства", Л. 1927, No 39 (1170), 27 сентября, стр. 13). В том же номере журнала была напечатана статья С. Вышеславцевой "К вопросу о литмонтаже и художественном докладе" (стр. 8), в которой критик, говоря о больших возможностях, заложенных в литмонтаже - жанре, созданном советским артистом, мастером художественного чтения В. Н. Яхонтовым (1899-1945),- приводила в качестве положительного примера такой работы яхонтовского "Пушкина".
   Стр. 163. Качалов В. И. (Шверубович) (1875-1948) - актер, народный артист Союза ССР.
   "Но я ему..." - из стихотворения "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче", т. 2 наст. изд., стр. 37.
   "Вас не понимают рабочие и крестьяне" (стр. 164). Беловой автограф с машинописной вставкой - справка заводского комитета - и правкой (БММ); машинописная копия с редакционной правкой (БММ); корректура с редакционной правкой (БММ); журн. "Новый Леф", М. 1928, No 1, январь.
   В настоящем издании в журнальный текст внесено исправление: в строках 3-4 стр. 167 вместо "выразитель поэзии" - "выразитель поэзией" (по автографу).
   Стр. 165. Пример - сонеты Абрама Эфроса...- Эфрос А. М. (1888-1954) - искусствовед, литературовед и переводчик; в 1922 году выпустил сборник "Эротические сонеты" (вышел в Москве в количестве 260 экземпляров).
   ...стихи В. Хлебникова.- См. статью Маяковского "В. В. Хлебников" и примечания к ней (стр. 23-28 и 546-548).
   Стр. !66. "Неужели вы близки..." - из стихотворения В. Брюсова "На бомбардировку Дарданелл".
   Стр. 167. В анкете о Толстом...- Анкету о Л. Н. Толстом, разосланную журналом "Огонек" в связи с сотой годовщиной со дня рождения писателя, и ответы на нее (в том числе и высказывания Н. К. Крупской) см. в журнале "Огонек", М. 1927, No 52 (248), стр. 8-9.
   Не распространились? О чем говорить! Равняйтесь на "Новый миру и на Зощенку.- "Новый мир" - См. примечание к статье ["Записная книжка "Нового Лефа"] (стр. 576). Зощенко М. М. (1895-1958) - писатель-сатирик. Произведения Зощенко и журнал "Новый мир" выходили в те годы чрезвычайно большими для того времени тиражами.
   Стр. 168 ...мечтал подписаться на "Леф"...- Речь идет о журнале "Новый Леф", выходившем в Москве в 1927-1928 гг.
   ...полонские-воронские... - Полонский - см. примечание к статье ["Записная книжка "Нового Лефа"] (стр. 576); Воронский - см. примечание к статье "Расширение словесной базы" (стр. 581).
   В Ленинграде...- В клубе им. Ильича Путиловского завода Маяковский выступал 27 октября 1927 года.
   Каверин В. А. (р. 1902) - писатель.
   ...зарегистрированных федерацией писателях.- Имеется в виду ФОСП - Федерация объединений советских писателей, существовавшая с 1927 по 1932 гг.
   Стр. 169. Садово-Самотечная - улица в Москве.
   ...без затеков в Собачьи переулки.- Намек на нашумевший в свое время роман Л. Н. Гумилевского "Собачий переулок" (1926 г.), посвященный "проблеме пола".
   Стеклов Ю. М. (Нахамкес) (1873-1941) - публицист, критик и общественный деятель, с 1917 по 1925 год - редактор "Известий ЦИК".
   Гельцер Е. В. (р. 1876) - балерина, народная артистка республики; Собинов - см. примечание к статье "Как делать стихи?" (стр. 568).
   Я читал...- Выступления Маяковского, о которых он говорит в статье, следующие: в Ливадии (Крым) - 22 августа, в бакинских доках - 6 декабря, на бакинском заводе им. лейтенанта Шмидта - 7 декабря, в бакинском клубе им. Шаумяна - 5 декабря, в Центральном рабочем клубе Тифлиса - 13 декабря 1927 года.
   Стихи с примечаниями (стр. 171). Беловой автограф (хранится у В. А. Катаняна); журн. "Новый Леф", М. 1928, No 3, март.
   Письмо Равича и Равичу (стр. 176). Беловой автограф (хранится у В. А. Катаняна); журн. "Новый Леф", М. 1928, No 6, июнь.
   В настоящем издании в журнальный текст внесено исправление: в строке 14 стр. 182 вместо "поющее" - "ноющее" и строках 16-17 стр. 182 вместо "поющими восклицаниями" - "ноющими воспоминаниями" (по автографу).
   Равич Л. О. (1909-1957) - поэт и очеркист. В 1928 году учился на рабфаке в Ленинграде. О его встречах с Маяковским см. в статье "Полпред поэзии большевизма" - "Маяковскому", сборник статей и воспоминаний, Л. 1940, Гослитиздат, стр. 189.
   В ответ на статью Маяковского Л. Равич прислал ему письмо (хранится у В. А. Катаняна):
  

"Ленинград 5/VII-28 г.

   Дорогой товарищ Маяковский!
  
   Сейчас, когда пишу вам это письмо, я все еще не верю, что получил от вас через журнал письмо и что напечатали мое стихотворение. Я совсем забыл о стихе и вдруг получаю журнал и монету. Вы пишите, что мало, а я скажу вам, что заработать 3 червонца, надо три недели работать в порту или ставить торцы на Невском проспекте для мостовой. Я, когда слушал вас и смотрел издалека, я никогда не мог думать, что вы мне напишете письмо, да еще через печать. Конечно, это стихотворение не первое, да и вы сами написали слово это в кавычках - это я писал, что первое стихотв<орение> вышло после того, когда я прочитал ваши книги. Насчет "правды" - это без сомнения на 80%. Я в Москве жил прямо с бандитским элементом и в Ленинграде тоже. "Морозовка" и "Ермаковка" - вот мое жилье прежнее, да еще упоминаемое вами заведение на углу Литейной и Пантелеймоновской, там "штаб". Фенька существует, но еще стихов этих в печати не читала. Сейчас я живу хорошо. Среда, товарищи, обстановка хорошая. Учусь. Описываю свои скитания, но никому еще не показывал. Помалу меня печатают здесь, в Ленинграде. Особенно журнал "Юный пролетарий". Напечатали мои стихи на целой странице, с лицом. От радости читал "Новый Леф" в "штабе", где я теперь частый гость. Феньку еще не видел. Она гуляет нынче вовсю. В редакции "Юного пролетария" читали ваше письмо и меня хвалили до стыда. Честное слово. Скажу вам, что на молочной ферме читают хлопцы ваши стихи в "Комсомольской правде". Грузчики читают ваше "Солнце", где нужно, я им объясняю. Они поют: "Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить и никаких гвоздей - вот лозунг мой и солнца!" Это у них заместо "Дубинушки". Мне очень нужна учеба, и я все последнее время сижу в библиотеках. Ваши советы буду исполнять на все четыре. Накрепко жму вашу руку (авось когда-то реально).

Будьте здоровы. С приветом

Л. Равич.

   Привет от наших ребят".
  
   Стр. 181. Это лучше бесцельного имажинизма Есенина.- См. примечание к статье "Как делать стихи?" (стр. 566).
   ...применительно к Петру Великому...- Имеется в виду памятник Петру Первому в Ленинграде работы скульптора Э. М. Фальконе (1716-1791).
   Стр. 182. " Я хочу быть понят своей страной..." - из вариантов стихотворения "Домой!" (См. т. 7 наст. изд., стр. 428-429).
   [О "Лефе"] (стр. 183). Журн. "Жизнь искусства", Л. 1928, No 41 (1219), 7 октября.
   Летом 1928 года Маяковский отошел от руководства "Новым Лефом" (последние пять номеров журнала были выпущены С. М. Третьяковым), объявил о своем выходе из лефовской группы и высказался за ее роспуск. С этим связан и ряд выступлений поэта. (См., например, доклад "Левей Лефа", прочитанный 26 и 29 сентября 1928 года, "Выступление на Втором расширенном пленуме правления РАПП" в сентябре 1929 года, "Выступление на конференции МАПП" 8 февраля 1930 года и др.). К этим выступлениям примыкает и статья [О "Лефе"], написанная, по всей вероятности, во время пребывания Маяковского в Ленинграде осенью 1928 года - в период с 29 сентября по 5 октября. Была напечатана под названием "Маяковский о Лефе".
   Стр. 183. "Ж. И." - "Жизнь искусства" - см. примечание к статье "Открытое письмо Народному комиссару по просвещению тов. Луначарскому" (стр. 543).
   Асеев - см. примечание к статье "В. В. Хлебников" (стр. 548); Брик, Родченко - см. примечания к статье "За что борется Леф?" (стр. 553, 554); Жемчужный В. Л. (р. 1898) - режиссер театра и кино, выступал со статьями по вопросам искусства.
   "Искусство коммуны" - см. примечание к статье "Открытое письмо А. В. Луначарскому" (стр. 545).
   "Клоп" (стр. 185). Журн. "Огонек", М. 1929, No 2, 13 января.
   Заметка напечатана под заголовком: ""Клоп". В. В. Маяковский о своей пьесе".
   В журнальный текст внесены следующие исправления: цифры "6" и "7", обозначающие картины пьесы, помещены там, где им следует быть по содержанию комедии; слово "размноженных" (стр. 187, строка 40) заменено словом "размороженных" (по смыслу).
   Стр. 188. ...со всей своей отдохнувшей силой В. Э. Мейерхольд.- В 1928 году Мейерхольд перенес серьезную болезнь; поправившись после нее, он принялся за постановку "Клопа".
   [О "Клопе"] (стр. 183). Журнал "Рабис", М. 1929, No 5, 29 января.
   Заметка напечатана под заголовком "Что пишут драматурги. В. В. Маяковский". Под заметкой - факсимильная подпись: В. Маяковский.
   Стр. 190. Я перерабатываю ее по многочисленным читкам...- На комсомольских и рабочих собраниях Маяковский читал "Клопа" в Москве - в клубе железнодорожников имени Октябрьской, революции (11 января 1929 г.), в Доме комсомола Красной Пресни (12 января) и в клубе рабкоров "Правды" (2 февраля); в Харькове - в клубе ОГПУ (14 января).
   "Комедия с убийством"...- Работа над этой пьесой не была завершена. (См. т. 11 наст. изд., стр. 688).
   "Миллиардеры" - Эту комедию Маяковский не успел написать. По-видимому, это была одна из двух задуманных Маяковским пьес, содержание которых он рассказал представителям Московского Художественного театра. Пьеса "была посвящена теме денег и похождениям человека, получившего колоссальное, не нужное ему наследство в СССР" - П. Марков, "Театр и драматурги". "Правда", М. 1938, No 293, 23 октября.
   Казалось бы ясно... (стр. 191). Журн. "Журналист", М. 1929, No 4, 15 февраля.
   В журнале статья "Казалось бы ясно..." напечатана в дискуссионном разделе "Газета и литература". Там же помещен и полемизирующий с ней "Ответ" Вяч. Полонского. Соглашаясь с рядом выдвинутых Маяковским положений, критик в целом отрицательно отнесся к статье Маяковского и к его газетной работе, утверждая, что участие поэта в периодической печати ничего не дает ни газете, ни читателю: "В. Маяковский и его друзья появляются в газете. Выигрывает она что-нибудь? Нет".
   Стр. 191. ...с легкой руки Тальникова...- Тальников Д. Л. (Шпитальников) (р. 1882) - литературный и театральный критик, неоднократно выступал со статьями, направленными против "Лефа" и Маяковского. В 1928 году опубликовал "Литературные заметки" ("Красная новь", М.-Л. 1928, No 8, август, стр. 259-281), полные грубых выпадов по адресу поэта. В ответ на эту статью Маяковский написал стихотворение "Галопщик по писателям". (См. т. 9 наст. изд., стр. 290-294).
   В последних критических статьях...- Маяковский имеет в виду статьи: "Преступление и наказание. Ликвидация ликвидаторов" И. С. Гроссмана-Рощина ("На литературном посту", М. 1928, No 22, ноябрь, стр. 13-24), "Литературные заметки" Д. Тальникова ("Красная новь", М.-Л. 1928, No 8, август, стр. 259-281 и No 11, ноябрь, стр. 213-244) и "Письма о литературе" Д. Горбова ("Красная нива", М. 1928, No 42, 14 октября, стр. 8-9 - "От героики к повседневности"; No 47, 18 ноября, стр. 16-17 - "Пролетарская новь" и No 51, 16 декабря, стр. 16 - "Наши литературные направления").
   Чемберлен Остин (1863-1937) - английский реакционный политический деятель, в 1924-1929 годах министр иностранных дел Великобритании, ярый враг Советского Союза.
   Стр. 193. "Горами прокатилось эхо..." - неточно цитируемые строки из стихотворения В. Цвелева "Бродяга" - газ. "Комсомольская правда", М. 1926, No 222 (405), 26 сентября.
   ...лозунг, выдвигаемый нами в противовес бывшим лефовским лозунгам... - Выступая против огульного отрицания лефами классических форм искусства, Маяковский говорил об "амнистии" "всех видов работы" с обязательным условием - "пропаганды, агитации". (Об этом см. также в статье ["Товарищи!"], стр: 203).
   Стеклов - см. примечание к статье "Вас не понимают рабочие и крестьяне" (стр. 583).
   [Ответ В. Баяну] (стр. 194). "Литературная газета", М. 1929, No 14, 22 июля.
   Напечатано под заголовком: "Ответ В. Маяковского" вслед за "Открытым письмом В. В. Маяковскому" поэта Вадима Баяна (В. И. Сидорова).
   Ниже приводится письмо В. Баяна:
  
   "Владимир Владимирович!
   С тех пор как я выступал с вами и Северяниным в первом турне футуристов, и с тех пор как Вольф выпустил мою книжку "Лирический поток", вы знаете, что мое скромное имя все-таки до некоторой степени известно; вам также известно напечатанное и неоднократно цитированное критиками мое шуточное двустишие:
  
   Вадим Баян
   От счастья пьян;
  
   вы знаете, что при политическом управлении Реввоенсовета Черноморского флота я заведовал литературной студией, через которую прошло много пишущей молодежи; вам известно, что по предложению органов ЦК комсомола мною сделаны для деревенской молодежи образец красной свадьбы и целый ряд хоровых игр с танцами и гармониями, неоднократно изданные "Молодой гвардией" в виде отдельной книжки "Кумачовые гулянки"; наконец, знаете, что я, по мере сил, выполняю массовую работу, давая в клубы и культотделы профсоюзов эстрадный материал, а потому прошу вас ответить мне на страницах этой газеты, чем объяснить появление в вашей пьесе "Клоп" поэта Б_а_я_н_а, который в обществе мещан импровизирует двустишие:
  
   О_л_е_г Б_а_я_н,
   О_т с_ч_а_с_т_ь_я п_ь_я_н,
  
   который устраивает Присыпкину мещанскую "к_р_а_с_н_у_ю" с_в_а_д_ь_б_у и о_б_у_ч_а_е_т м_о_л_о_д_е_ж_ь с_т_и_х_и п_и_с_а_т_ь и т_а_н_ц_е_в_а_т_ь п_о_д м_н_о_г_о_ч_и_с_л_е_н_н_ы_е г_а_р_м_о_н_и_и и вообще выступает в роли в_о_с_п_и_т_а_т_е_л_я м_о_л_о_д_е_ж_и, только дурного и разлагающего.
   Наличие слишком откровенных параллелей и других "признаков", адресованных к моей биографии, позволяет надеяться на столь же откровенный ответ. Если я не ошибаюсь в том, что ваш прицел был взят в мою сторону, то прошу для объяснения этого "жеста" изложить причины, уважительные с т_о_ч_к_и з_р_е_н_и_я с_о_в_е_т_с_к_о_й о_б_щ_е_с_т_в_е_н_н_о_с_т_и, а не с вашей индивидуальной, причем прошу принять во внимание, что директивы, по которым я работаю для массы, даются органами н_е р_а_з_л_а_г_а_ю_щ_и_м_и, а наоборот, о_р_г_а_н_и_з_у_ю_щ_и_м_и и р_у_к_о_в_о_д_я_щ_и_м_и.
   Ваше молчание, чем бы вы его ни прикрывали - старомодным высокомерием или нынешним чванством,- буду считать как невозможность ответить и буду удовлетворен тем конфузом, в который вас ставит ваш неудавшийся "тур де'тэт".

В_а_д_и_м Б_а_я_н.

  
   Стр. 194. 17 лет тому назад, организуя...- Совместные выступления В. В. Маяковского, В. В. Каменского и Д. Д. Бурлюка с Игорем Северяниным и Вадимом Баяном состоялись в Крыму в январе 1914 г.
   Тэффи - псевдоним писательницы Н. А. Бучинской (урожд. Лохвицкой, р. 1876), после революции-эмигрантки.
   Стр. 195. "Господин Сидоров, || Тэффи не носи даров".- Эта рифма была использована Маяковским в 1928 году в стихотворении "Лицо классового врага". (См. т. 9 наст. изд., стр. 47.)
   Наше отношение (стр. 196). "Литературная газета", М. 1929, No 20, 2 сентября.
   Стр. 196. Пильняк Борис (Вогау Б. А.) (1894-1941) - писатель, автор ряда произведений, искаженно рисовавших быт первых лет революции. В начале 1929 года написал повесть "Красное дерево". После отказа редакций некоторых журналов опубликовать эту антисоветскую по своему характеру книгу Б. Пильняк выпустил ее в белоэмигрантском издательстве "Петрополис" в Берлине. Этот враждебный поступок вызвал единодушное осуждение всей литературной общественности СССР. 2 сентября 1929 года "Литературная газета" напечатала подборку материалов (передовая "Писатель и политика", статья секретариата РАППа "Ко всем членам Всероссийского Союза Писателей", "Письмо в редакцию" Б. Пильняка, ответ на него "От редакции" и др.) под общим заголовком "Против буржуазных трибунов под маской советского писателя. Против переклички с белой эмиграцией". В числе этих материалов была напечатана заметка "Наше отношение", подписанная "От "Рефа" В. Маяковский". Об отношении к Пильняку Маяковский говорил также на Втором расширенном пленуме правления РАПП (см. стр. 382-384).
   ...кто отдал треть Федерации союзу Пильняков? - Федерация объединений советских писателей (ФОСП) (1927-1932) состояла в основном из трех организаций: Всероссийской Ассоциации Пролетарских Писателей (ВАПП), Всесоюзного Общества Крестьянских Писателей (ВОКП) и Всероссийского Союза Писателей (ВСП), куда входили главным образом так называемые "попутчики". Б. Пильняк был Председателем правления ВСП.
   [О "Бане"] (стр. 197). Журн. "Радиослушатель", М. 1929, No 43, 27 октября.
   Заметка помещена вместе с началом первого действия пьесы "Баня". Вместо заголовка наверху страницы было напечатано: "БАНЯ - это моя новая драма "в 6 действиях с цирком и фейерверком". В. Маяковский".
   [Изложение двух действий "Бани"] (стр. 198). Журн. "Октябрь", М. 1929, No 11, ноябрь.
   В этом номере журнала были напечатаны первое, четвертое, пятое и шестое действия "Бани". Вместо опущенных второго и третьего действий Маяковский дал краткое изложение их содержания.
   "Некоторые спрашивают..." (стр. 1

Другие авторы
  • Григорьев Сергей Тимофеевич
  • Домашнев Сергей Герасимович
  • Щастный Василий Николаевич
  • Мерзляков Алексей Федорович
  • Редактор
  • Андерсен Ганс Христиан
  • Григорьев Аполлон Александрович
  • Калинина А. Н.
  • Федоров Борис Михайлович
  • Аноним
  • Другие произведения
  • Майков Аполлон Николаевич - Машенька
  • Игнатьев Иван Васильевич - Эгофутурист о футуристах
  • Штакеншнейдер Елена Андреевна - Три письма Ф. М. Достоевскому
  • Арцыбашев Михаил Петрович - Сильнее смерти
  • Шашков Серафим Серафимович - Движение русской общественной мысли в начале Xix в.
  • Немирович-Данченко Василий Иванович - Первая тревога
  • Пильский Петр Мосеевич - Погибающие
  • Бестужев-Марлинский Александр Александрович - Эсфирь, трагедия из священного писания...
  • Амфитеатров Александр Валентинович - Революции ради юродивая (Мария Валентиновна Ватсон)
  • Случевский Константин Константинович - Черная буря
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 588 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа