99). Автограф (БММ); "Литературная газета", М. 1929, No 29, 4 ноября.
Заметка напечатана подзаголовком "Автор о "Бане"" после заметки "Новая пьеса Маяковского", в которой дано высказывание Вс. Мейерхольда о "Бане".
В газетный текст внесено исправление по автографу, - вставлена выпавшая строка: ""Баня" - то же".
Что такое "Баня"? Кого она моет? (стр. 200). Журн. "Огонек", М. 1929, No 47, 30 ноября.
Напечатано вместе с финалом шестого действия "Бани".
Стр. 200... так называемые "живые люди"...- Имеется в виду книга В. В. Ермилова "За живого человека в литературе", послужившая основой для ошибочного рапповского тезиса о том, что человека необходимо изображать в его внутренней "раздвоенности".
В чем дело? (стр. 202). Журн. "Даешь!" М. 1929, No 12. Напечатано вместе с отрывком из пятого действия "Бани".
[Товарищи!] (стр. 203). Беловой автограф с поправками (БММ).
Впервые с некоторыми сокращениями опубликовано в статье О. Брика "Маяковский - редактор и организатор" (журн. "Литературный критик", М. 1936, кн. 4). Полностью - в Полном собрании сочинений В. В. Маяковского, М. 1937, Гослитиздат, т. 12, стр. 275-277.
Группа Реф (Революционный фронт искусства) - была создана в мае-июне, организационно оформилась и вошла в ФОСП в сентябре 1929 года. Летом 1929 года Маяковский договорился с Госиздатом о выпуске двух "альманахов Реф". Сдача в издательство первого из них первоначально намечалась на август. В дальнейшем срок представления альманаха неоднократно переносился (см. письмо Маяковского в Госиздат в 13 т. наст. изд.). Альманах этот не был выпущен.
Незаконченная статья ["Товарищи!"] - предисловие к намечавшемуся изданию. Написана, по всей вероятности, осенью 1929 года.
Стр. 203. Шкловский - см. примечание к статье "Караул!" (стр. 573); Арватов, Третьяков - см. примечания к статье "За что борется Леф?" (стр. 554, 555); Пастернак, Асеев - см. примечания к статье "В. В. Хлебников" (стр. 548); Крученых - см. примечание к статье "Открытое письмо А. В. Луначарскому" (стр. 544).
Стр. 204. Лежнев - см. примечание к статье "Только не воспоминания..." (стр. 580). Пильняк - см. примечание к статье "Наше отношение" (стр. 589). Полищук - украинский поэт-конструктивист.
"103 дня" Кушнера... - Кушнер Б. А. (1888-1937) - поэт и очеркист, сотрудничал в журнале "Леф" и "Новый Леф". Здесь речь идет о его очерковой книге "103 дня на Западе", М.-Л. 1928, ГИЗ.
...ценнее "Цемента" ... - Об отношении Маяковского к этому роману см. в статье "Подождем обвинять поэтов" (стр. 72) и комментарий к ней (стр. 560).
Дункан Айседора (1878-1927) - известная артистка-танцовщица. В статье Маяковский, по всей вероятности, говорит о книге мемуаров Дункан "Моя жизнь".
Прошу слова... (стр. 205). Предисловие к сборнику стихов и плакатов "Грозный смех". Авторизованная машинописная копия (хранится у В. А. Катаняна); журн. "Огонек", М, 1930, No 1 (353), 5 января (с сокращениями); "Грозный смех", М.-Л. 1932, Гослитиздат.
Печатается по тексту сборника "Грозный смех" (рисунки и стихи Маяковского для окон РОСТА и репродукции "окон"), составленного и подготовленного к печати Маяковским в конце 1929 года. В настоящем издании в текст предисловия внесено следующее исправление: на стр. 208 в строке 1 добавлена фраза: "И эта часть общей агитации подымала на фронт" (по тексту журнала "Огонек").
В "Огоньке" приложением к статье напечатаны несколько стихотворений и "окон" РОСТА под общим заголовком "Стиховые лозунги и лозунговые стихи" (1918-1921).
Многими положениями "Прошу слова..." перекликается с ранее написанными статьями "Революционный плакат", 1923; "Собирайте историю", 1923; "Только не воспоминания...", 1927; а также статьей этого периода "Окна сатиры РОСТА". По фактическому материалу особенно близка к "Прошу слова..." статья "Революционный плакат". (Примечания к ним см. на стр. 549-551 и 578-581.)
Стр. 205. ...строки, под которые Деникин бежал от Орла.- См., например, стихи "Два гренадера и один адмирал" в 3 томе наст. изд., стр. 18-19.
Стр. 206. Кузнецкий (мост), Петровка - улицы в Москве.
Стр. 207. Джон Рид (1887-1920) - один из основателей американской Компартии, публицист, автор широкоизвестной книги об Октябрьской революции - "Десять дней, которые потрясли мир", был в России в 1917 и 1920 годах; Голичер А. (1869- ?) - немецкий писатель. Посетив после Октябрьской революции СССР, написал в 1921 году книгу "Три месяца в Советской России".
Стр. 208. ...текстов "Азбуки" и "Бубликов"...- Речь идет о текстах книги "Советская азбука", вышедшей отдельным изданием (литографская печать) в Москве в 1919 году и "о"на РОСТА" No 241, также изданного в 1920 году литографским способом.
"Голой рукой нас не возьмешь!.." - из стихотворения "Красный еж", опубликованного Маяковским в журнале "Красная нива", М. 1923, No 8, 23 февраля, стр. 30 вместе со статьей "Революционный плакат".
Окна сатиры РОСТА (стр. 210). Авторизованная машинописная копия (БММ).
Впервые опубликовано в Полном собрании сочинений В. В. Маяковского, М. 1937, т. 12, стр. 284-285,
Статья "Окна сатиры РОСТА" была неписана Маяковским, по всей вероятности, в самом начале 1930 года.
Стр. 210. Сейчас в Третьяковской галерее...- Маяковский имеет в виду выставку, открывшуюся в январе 1930 года в связи с десятилетием "Окон" РОСТА.
Основные плакатщики...- См. примечания к статье "Революционный плакат" (стр. 549-551).
...книга Окон Сатиры - сборник "Грозный смех". (О нем см. примечания к статье "Прошу слова...", стр. 591-592.)
Открывая выставку "20 лет работы Маяковского):, объявляем... (стр. 211). Предисловие к каталогу выставки "20 лет работы Маяковского".
Выставка "20 лет работы Маяковского" открылась 1 февраля 1930 года в клубе Федерации писателей. К открытию выставки был выпущен каталог, отпечатанный гектографическим способом, для которого Маяковский от имени "Рефа" написал предисловие.
Удивительно интересно! (стр. 212). Журн. "Советский театр", М. 1930, No 2.
Напечатано вместе с третьим действием "Бани" в качестве предисловия к нему под общим заголовком "Удивительно интересно!" (заимствованным из реплики Ивана Ивановича) и под заглавием ""Баня". Драма в 6-и действиях с цирком и фейерверком Вл. Маяковского".
Наряду с этой и предшествующими заметками Маяковского о "Бане" существенное значение имеет его беседа об этой пьесе, помещенная в "Литературной газете", М. 1930, No 9, 3 марта. Эта беседа публикуется в т. 13 наст. изд., в разделе бесед с Маяковским.
Владимир Маяковский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах
Том тринадцатый. Письма и другие материалы
М., ГИХЛ, 1961
Маяковский читал Ленинграде:
26 Капелла - "Хорошо"
26 Дом печати - "Хорошо"
27 Путиловский завод - "Хорошо"
29 Капелла - "Даешь изящную жизнь"
30 Дом печати - "Хорошо"
31 Воен. акад. - "Хорошо"
1 Дом просвещения - "Хорошо"
2 Дом просвещения - "Хорошо"
3 Капелла - "Даешь изящную жизнь"
Москве 4 1-й университет - "Хорошо"
5 ВСНХ -1 ч. "Хорошо"
7 Комсомолу в МК и Союз просв.
15 Политехнич. музей - "Хорошо"
Харькове
21 Театр - "Хорошо"
22 Библиотека - "Хорошо"
До 20/XII Маяковский выехал читать "Хорошо" в Ростов/Д, Краснодар, Таганрог, Баку, Тифлис.
Маяковский работает поэму "Плохо".
[1927]
Хроника (стр. 276). Автограф (БММ).
Опубликовано: ПСС, т. 10, 1941, стр. 440.
Хроника была написана во второй половине ноября 1927 году во время лекционной поездки и 22 ноября прислана О. М. Брику из Харькова с письмом (см. стр. 110) и статьей "Расширение словесной базы".
Статья была помещена в журн. "Новый Леф", 1927, No 10. Хроникальная заметка напечатана не была.