я, с. 417).
А. Я. Панаева относит первое посещение Некрасовым их дома к концу 1842 г.
[048] Знакомство Д. В. Григоровича с И. И. Панаевым состоялось вскоре после публикации его рассказа "Штука полотна" в сборнике "Первое апреля" в 1846 г.
[049] Эти факты подробно освещены в статье К. Чуковского "Григорий Толстой и Некрасов. К истории журнала "Современник".-Литературное наследство, тт. 49-50. М., Изд-во АН СССР, 1946, с. 365-396. О пребывании в Ново-Спасском, решении арендовать "Современник" у Плетнева, о намерении И. И. Панаева употребить средства от продажи леса на журнал рассказывает А. Я. Панаева (Головачева) в восьмой главе своих "Воспоминаний",
[050] Н. А. Некрасов очень рано проявил интерес к редакторско- издательской работе. В 1846 г. под его редакцией выходят: альманах "Первое апреля" и "Петербургский сборник". В последнем были опубликованы: "Капризы и раздумье" Искандера (А. И. Герцена), "Парижские увеселения" И. Панаева, "Мартингал (из записок гробовщика)" В. Ф. Одоевского, "Мой auto-graphe" В. А. Соллогуба, "Макбет. Трагедия Шекспира" в пер. А. Кронеберга, "Бедные люди" Ф. М. Достоевского, ст. "О характере народности в древнем и новейшем искусстве" А. В. Никитенко, поэма "Машенька" и два стихотворения А. Майкова, "В дороге", "Пьяница", "Отрадно видеть...", "Колыбельная песня" Н. А. Некрасова, ст. "Мысли и заметки о русской литературе" В. Белинского, "Помещик", "Три портрета", стих. "Тьма (Из Байрона)", "Римская элегия" Гете (XII)" И. С. Тургенева.
[051] Сложные отношения Достоевского и Тургенева обусловлены многими причинами - здесь чисто биографические элементы тесно сплетаются с историко-литературными. Свое художественное отражение неприятие Достоевским Тургенева нашло в памфлетном образе писателя Кармазинова из романа "Бесы" (1871-1872), в котором осмеяны общественно-политические воззрения, писательская манера, человеческие свойства Тургенева. А. С. Долинин в статье "Тургенев в "Бесах" (Достоевский. Статьи и материалы. Сборник II. Л.- М.. Мысль. 1924, с. 119-136) пишет об исследованиях по этому вопросу, особо отмечая книгу Ю. Никольского "Тургенев и Достоевский (К истории одной вражды)". София, 1921.
[052] В кн. "Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников" (М., 1971) помещены воспоминания брата В. А. Панаева И. А. Панаева "О нравственных качествах поэта". И. А. Панаев в 1856-1866 гг. заведовал конторой журнала "Современник", его хозяйственными и денежными делами. Его благородная оценка личности Некрасова очень близка характеристике, данной ему В. А. Панаевым.
[053] А. В. Кольцов, "Измена суженой. Русская песня". 1838 г., строфа V.
[054] В "Дневнике" за 1872 г. братьев Э. я Ж. де Гонкур, которых посещал Тургенев, отмечено следующее его высказывание: "Будь я человеком тщеславным, я попросил бы, чтобы на моей могиле написали лишь одно: что моя книга ("Записки охотника".- Ред.) содействовала освобождению крепостных. Да, я не стал бы просить ни о чем другом... Император Александр велел передать мне, что чтение моей книги было одной из главных причин, побудивших его принять решение" (...) (Эдмон и Жюль де Гонкур. Дневник. Записки о литературной жизни, т. 2. М., 1964, с. 151-152).
М. Ковалевский, описывая в своих "Воспоминаниях" чествованкс И. С. Тургенева в Москве в 1879 г. на публичном заседании Общества любителей российской словесности, приводит слова одного из выступавших, студента Викторова: "Вас приветствовал недавно кружок молодых профессоров... Позвольте теперь приветствовать вас нам - нам, учащейся русской молодежи,- приветствовать вас, автора "Записок охотника", появление которых неразрывно связано с историей крестьянского освобождения" (Островский А. Тургенев в записях современников. Изд. писателей в Ленинграде, 1929, с. 309).
Он же в "Воспоминаниях об И. С. Тургеневе" писал, что во время пребывания писателя в Англии в Оксфорде и Кембридже за год до смерти на банкете в его честь, на котором присутствовали сотрудники "Times" и "Daily News", последние уверяли, в частности, что очень уважают его за содействие, оказанное им освобождению крестьян (Минувшие годы, 1908, No 8, с. 5-20".
Встречаются и другие факты, свидетельствующие о том, что такие высказывания о роли Тургенева в деле освобождения крестьян имели место, и повод к ним мог подчас давать сам писатель своей оценкой книги."Записки охотника" (отд. изд. 1852).
[056] И. И. Панаев вел в "Современнике") в 1851-1855 гг. ежемесячное обозрение "Заметки и размышления Нового поэта по поводу русской журналистики". В 1855-1861 гг. он вел ежемесячное фельетонное обозрение "Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта", содержавшее хронику быта и нравов и городской жизни.
Написанная Л. Н. Толстым на Кавказе повесть "Детство" (1851-1852) получила одобрение Н. А. Некрасова. Это первое печатное произведение Толстого, опубликованное под инициалами Л. Н. в журнале "Современник" (1852, No 9). В 1855 г. Толстой приезжает в Петербург и сближается с литераторами - сотрудниками "Современника".
[057] И личная, и творческая судьба А. Фета была сложной. .Оценка его поэзии как талантливой, но крайне бедной содержанием, тяготеющей к темам, одобряемым теоретиками "чистого искусства", определяет отзывы о Фете критиков революционной демократии. С 1859 г. поэт не печатается в "Современнике". В начале 1860-х гг. все усиливающаяся консервативность позиций Фета отдаляет его и от либеральных журналов, а "Русский вестник" неохотно печатает его стихи за их "непонятность" и нетрадиционность.
[058] Мысль, восходящая к работе Д. Дидро "Парадокс об актере" (1778).
[059] В современных отечественных театроведческих работах отмечалось, что недооценка значения Каратыгина, противопоставление его Мочалову в определенной степени были связаны с характерной для того времени недооценкой традиции классицизма. Подробно анализируя творчество Каратыгина и Мочалова, Б. Алперс писал: "Спор, который возник вокруг имен этих двух актеров столетие тому назад и длится до настоящего времени в театроведческой литературе, должен прийти к концу. В сущности, пути их в искусстве никогда не скрещивались. Мочалов и Каратыгин были художниками различных жизненных и творческих амплуа.
Каратыгин не был трагиком. Его скорее можно назвать художником героико-исторического жанра (...) Вся сила Мочалова была в движении, в бурном вихре страстей, мыслей, чувств, проносившихся в душе его героев. Сила Каратыгина была в "пластическом спокойствии" его театральных спутников. И когда материал драмы позволял ему найти это пластическое спокойствие, его искусство достигало действительно высокого совершенства" (Алперс Б. Актерское искусство в России. М.-Л., ГИХЛ, 1945, с. 196-197). Об отношении Белинского к игре Каратыгина см. примеч. 55, 56 на с, 285.
[060] Речь идет об обзоре Белинского "Репертуар русского театра, издаваемый И. Песоцким. Третья книжка" (1840).
[061] После него осталось интересное мемуарное сочинение - "Записки Петра Андреевича Каратыгина. 1805-1879". СПб., 1880; он также является автором водевилей.
[062] В историческом репертуаре 60-х гг. трагедийные роли переходили к характерным актерам, резонерам, комикам. На петербургской сцене в роли Иоанна Грозного в трагедии А. К. Толстого выступают П. В. Васильев и В. В. Самойлов, которых зрители привыкли видеть в ролях совсем другого амплуа. "Кто-то сказал,- иронизировал по этому поводу актер и переводчик Ф. А. Бурдин,- что видели Павла Васильевича и Василья Васильевича, а Ивана Васильевича не видали" (Цит. по: История русского драматического театра в 7-ми томах, т. 5. 1862-1881. М" Искусство, 1980, с. 145).
[063] И. Е. Чернышев указан ошибочно. Это драма в 4 д., 5 отд. А. А. Потехина. Изд.: Отечественные записки, 1855, No 11.
[064] А. Е. Мартынов (1816-1860) был зачислен в труппу Александрийского театра в 1836 г. На казенной сцене артист столкнулся с рутиной, дурными традициями, предвзятым отношением театральной администрации. Многочисленные представители дворянских и мещанско-обывательских кругов зрителей упорно желали видеть в нем комика-фарсера и не понимали прогрессивной, новаторской сущности искусства Мартынова. Современная критика, по крайней мере та, которая пыталась разобраться в проблемах актерского творчества и уяснить себе и своим читателям логику происходивших театральных событий. явственно ощущала ненормальность мартыновского положения. "Мартынов - актер с огромным дарованием,- писал "Репертуар русского театра" в 1842 г.,- но ему недостает только простора для деятельности: он совершенно предоставлен произволу случая. Для такого дарования нужен простор шекспировской или мольеровской комедии, а Мартынов принужден играть в бенефисных водевилях большею частью пустые роли, которые не пробудят в нем никаких размышлений, не вызовут его творчества" (Цит. по: Державин К. Эпохи Александрийской сцены. 1832-1932. Л.. ГИХЛ. 1932).
[065] Пьеса А. Н. Островского в 3-х д. М., 1854. Ошибочно приписана мемуаристом II. Е. Чернышеву.
[066] А. Е. Мартынов скончался 16(28) августа 1860 г. на пути в Петербург в Харькове. Погребен 13(25) сентября на Смоленском кладбище в Петербурге.
[067] См. примеч. 55 на с. 281.
[068] О Щепкине критик писал в статьях и рецензиях: "Московский театр" (1838), "Петровский театр" (1838). "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838), "Театральная хроника" (1839). "Русский театр в Петербурге* (1844). "Александрийский театр. Щепкин на петербургской сцене" (1844), "Александрийский театр" (1845) и др.
[069] Это старейшин русский драматический театр. Был создан в 1756 г. как первый профессиональный постоянный публичный государственный театр. Назывался "Русский для представления трагедий и комедий театр", с 1832 по 1920 г.- Александрийский. Открытие нового здания театра, построенного выдающимся архитектором К. И. Росси, состоялось 31 августа 1832 г. Название "Александрийский" было дано в честь жены Николая I императрицы Александры Федоровны. Первой на его сцене пошла трагедия М. В. Крюковского "Пожарский".
Высшая знать обычно не посещала русских драматических спектаклей, предпочитая балет, оперу, французскую труппу. Основную массу зрителей Александрийского театра составляли выходцы из средних слоев общества. Характеристику публики Александрийского театра дал Белинский в статьях "Русский театр в Петербурге. Ифигения в Авлиде... соч. Расина" (1842), "Александрийский театр" (1845) и др.
Официальная театральная политика была направлена на утверждение в репертуаре театра легковесного водевиля, мелодрамы, псевдонародной драматургии. Однако уже в 30-е гг. развертывается острая борьба за прогрессивные пути развития театра, возглавлявшаяся передовой демократической интеллигенцией. Мощный толчок к этому дали первые постановки пьес "Горе от ума" (1831) и "Ревизор" (1836). Новый период в развитии Александрийского театра начался с середины XIX в., когда в репертуар вошли произведения А. Н. Островского, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского, что способствовало усилению реалистических тенденций в актерском творчестве. Выдающимся общественным событием явился спектакль "Гроза" (1859).
[070] Основан в 1680 г. по указу Людовика XIV, объединившему Театр Мольера (ранее слившийся с театром "Маре") и театр "Бургундский отель". Вскоре после создания завоевал славу крупнейшего театра Франции. Положение "королевского" театра и устойчивая материальная база позволили приглашать в труппу лучших актеров.
[071] Пьеса французского романиста Октава Фелье, бытописателя аристократии, уделявшего большое внимание изображению душевного мира любящей женщины, создана в 1872 г.. авторская обработка романа "Julia de Trecoeur" (1872).
В романе Э. Золя "Страница любви" (1878), из эпопеи "Ругон-Маккары" (1871-1893), есть эпизод, в котором рассказывается об игре актрисы в пьесе, атмосфера одной из сцен которой близка описываемой В. А. Панаевым сцене из "Сфинкса".
[072] Мелодрама в 5 д. Д. В. Аверкиева, написана в 1871 г., впервые поставлена в Москве в 1872 г., имела большой успех. П. А. Стрепетова исполняла роль Марьицы в Москве в сезон 1880-1881 гг., эту роль она играла и в свой первый сезон в Александрийском театре в 1881-1882 гг.
[073] В соответствии с Табелью о рангах, принятой Петром I 24 сентября (5 октября) 1722 г., VIII класс соответствовал чину. коллежского асессора.
[074] У В. Беллини есть опера "Капулетти и Монтекки". (1830); опера "Джульетта и Ромео" (1796) принадлежит Н. А. Цингарелли.
[075] Песня А. А. Алябьева "Соловей" на слова А. А, Дельвига написана в 1826 г.
[076] В речи, произнесенной 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства, Александр II заявил о необходимости приступить к подготовке освобождения крестьян. Летом 1856 г. Министерство внутренних дел подготовило программу реформы. 3 января 1857 г. под председательством Александра II был образован Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян".
[077] В. А. Панаев приехал в Лондон в августе 1858 г.
[078] Статья В. А. Панаева "Община" была напечатана в мартовской книжке "Современника" за 1858 г., с. 255-302.
[079] Проект В. А. Панаева был опубликован: Голоса из России. Кн. V. Об освобождении крестьян. London. 1858.
[080] "Le Nord" No 267, 24 Septembre 1858.- "Projet financier relatif a la mesure dc 1'amelioration de la condition des paysans en. Rus'ic-. S. A. Fraenkel. J. Homberg.
[081] Речь идет о письме Б. Н. Чичерина, которое Герцен напечатал в "Колоколе" со своим предисловием под заголовком "Обвинительный акт" (Колокол, л. 29. 1 декабря 1858 г.). О полемике с Б. Н. Чичериным в связи с этим письмом Герцен рассказывает в главе "Н. Х. Кетчер". а также в ч. VI "Апогей и перигей" "Былого и дум", она была вызвана процессом политического размежевания Герцена и Огарева с русским либерализмом.
[082] В "Колоколе", л. 27, 1 ноября 1858 г. была опубликована статья Герцена "Нас упрекают" (подпись: И - р).
[083] В архиве журнала "Русская старина" (Рукописный отдел ИРЛИ, ф. 265, on. 2, No 1950-1954. Панаев Валериан Александрович) находятся переписанные, по-видимому, рукой мемуариста следующие материалы: статья Герцена "Нас упрекают" (Колокол, л. 27. 1 ноября 1858 г.); предисловие Герцена к письму Б. Н. Чичерина п само это письмо ("Обвинительный акт") (Колокол, л. 29. 1 декабря 1858 г.); заметка Герцена (Колокол, лл. 308-331. 15 декабря 1858 г.) и письмо без подписи В. А. Панаева, которое он ошибочно относит к 1859 г. (Колокол. лл. 308-331. 15 декабря 1858 г.); "Письмо к издателю "Колокола" В. А. Панаева (с подписью "Русской") с подстрочным примечанием Герцена и "Автору "Обвинительного акта" Г. Ч." (не полностьй") (Колокол, лл. 328-333, 1 января 1859 г.).
[084] Огарева-Тучкова Н.А. Воспоминания. М., Гослитиздат, 1959, с. 154-155.
В семье Герцена был сборник русских народных песен "Песни русского народа, собранные и аранжированные М. Бернардом" (СПб., 1847). В него входила песня "Не одна в поле дороженька", помещенная на с. 7.
[085] Рассуждения Герцена о народной песне мы встречаем в его работе "О развитии революционных идей в России" (1850); "Все поэтические начала, бродившие в душе русского народа, находили себе выход в необычайно мелодичных песнях (...) Русский крестьянин только песнями и облегчал свои страдания /...) Отличает его песни от песен других славян, и даже малороссов, глубокая грусть. Слова их - лишь жалоба, теряющаяся в равнинах, таких же беспредельных, как его горе, в хмурых еловых лесах, в бесконечных степях, не встречая дружеского отклика. Эта грусть - не страстный порыв к чему-то идеальному, в ней нет ничего романтического (...),- это скорбь сломленной роком личности, это упрек судьбе, "судьбе-мачехе, горькой долюшке", это подавляемое желание, не смеющее заявить о себе иным образом (...) Среди этих меланхолических песен вы слышите вдруг шум оргии, безудержное веселье, страстные, безумные выкрики, слова, лишенные смысла, но опьяняющие и увлекающие в бешеный пляс, который совсем не похож на драматический и грациозный хороводный танец.
В печали или буйном веселье, в рабстве или анархии русский жил всю жизнь, как бродяга, без очага и крова, или был поглощен общиной; терялся в семье или ходил свободный среди лесов с ножом за поясом. В обоих случаях песня выражала ту же жалобу, то же разочарование: в ней глухо звучал голос, вещавший, что природным силам негде развернуться, что им не по себе в этой жизни, которую теснит общественный строй" .(Герцен А. И. Полн. собр. соч. в 30-ти томах, т. 7. М.. 1956, с. 185-186).
[086] В сокращенном виде проект В. А. Панаева был напечатан как приложение к л. 44 "Колокола" (от 1 июня 1859 г.). (См.: Летопись жизни и творчества А. И. Герцена. 1859-1864. М., 1983, с. 44.) Проект заслужил одобрение Герцена и Огарева: Редакционная заметка (О "Проекте освобождения помещичьих крестьян в России") - Колокол, л. 44, 1 июня 1859 г.; статья Огарева "О Проекте освобождения крестьян" - Колокол, л. 45, 15 июня 1859 г.; "Голоса из России". Кн. VI. L., 1859, с. VIII (От издателя); письмо Герцена сыну от 12 июня 1859 г.
[087] Главный комитет по крестьянскому делу был руководящим органом при подготовке реформы. При нем состояло особое учреждение -"Редакционные комиссии", наделенное широкими полномочиями, производящее сводку проектов губернских комитетов. Председателем "Редакционных комиссий" стал Я. И. Ростовцев.
Об этом эпизоде см.: Летопись жизни и творчества А. И. Герцена. 1859-1864: "29(17) июня 1859 г. На заседании Ред. комиссий Я. И. Ростовцев объявляет о вручении ему Александром II проекта освобождения крестьян с "письмом неизвестного" (...), на котором "собственноручная надпись" императора: "Получено мною из-за границы по почте. Полагаю, что должно быть от Герцена. Печатный проект тот самый, который был приложен к последнему .No "Колокола*. (...)
6 июля (24 июня) Ростовцев послал оба документа гл. нач. Ill Отд. и шефу жанд. кн. В. А. Долгорукову для выяснения, кем написано сопроводительное письмо. 9 июля (27 июня) Долгоруков сообщил Ростовцеву: "Почерк этого письма по делам 3-го отделения (...) неизвестен" (с. 53).
[088] Панаев В. А. Общинное землевладение и крестьянский вопрос. Собрание брошюр и статей. СПб., 1881. В книгу вошли статьи: Община: глава из брошюры "Programme de la Sainte-Al-liance de~ peuple?": Об организации русской общины; Общинное землевладение: Письмо к редактору "С.-Петербургских ведомостей": Об освобождении крестьян в России; Критический разбор проекта байкеров Френкеля и Гомберга: Проект освобождения помещичьих крестьян в России.
[089] Около 21 (9) июня 1861 г.- 9 или 10 июля (июня 27 или 28) Герцен вместе с дочерью Татой был в Париже. 24 (12) августа он уехал из Лондона в Торки (графство Девоншир) и окончательно вернулся в Лондон 4 октября (22 сентября). В. А. Панаев посетил его между 5 и 12 октября (сентября между 23 и 30) "два раза". См.: Летопись жизни и творчества А. И. Герцена. 1859-1864, с. 251.
[090] Просьба Герцена о натурализации была удовлетворена после обсуждения на заседании Большого совета Фрибургского кантона 6 мая (24 апреля) 1851 г.
[091] Во второй половине 60-х гг. резко обостряются отношения Герцена с представителями русской эмиграции в Швейцарии. Причиной тому явились расхождения по некоторым актуальным организационным вопросам (о превращении "Колокола" в общеэмигрантский орган, об использовании специальных фондов. находившихся в распоряжении Герцена и Огарева, и т.д.), и главное, взаимное непонимание и раздражение, связанное с моментами более общего порядка: с принадлежностью к разным революционным поколениям, с недооценкой "молодой эмиграцией" заслуг Герцена перед русским освободительным движением. непонимание ею исторической преемственности в революционной борьбе, преувеличение значения тех или иных ошибок и срывов Герцена. Для правильного понимания расхождения между Герценом и молодыми представителями русской эмиграции нужно учесть и те крайне ненормальные условия, которые сложились к тому времени в Швейцарии для многих эмигрантов вследствие отсутствия практического революционного дела, длительного отрыва от родины, отсутcтвия идейной сплоченности, материальной необеспеченности и т. д.
Говоря о новом поколении русских революционеров как о "молодых штурманах будущей бури", Герцен в то же время обвинял "молодую эмиграцию" в повышенном самолюбии, чрезмерной резкости, узости, страстно выступал против волюнтаристского анархизма и политического авантюризма. См.: "Былое и думы", ч. VII, гл. "Молодая эмиграция", ст. "Еще раз Базаров" (1869).
РЕЧЬ В. А. ПАНАЕВА НА ЮБИЛЕЙНОМ ОБЕДЕ В ЧЕСТЬ Д. В. ГРИГОРОВИЧА
31 октября 1893 года
Господа, я нахожу нужным обратить ваше внимание на некоторую неопределенность взглядов, которая существует в известном круге общества относительно той роли, какая выпала на долю Дмитрия Васильевича в истории освобождения крестьян.
Я знаю Дмитрия Васильевича сорок семь лет, и в моей памяти совершенно свежи те впечатления, которые производили в обществе его произведения из крестьянского быта.
Тогда все поразились небывалым до сих пор родом литературы, им избранным.
Одни - и это было большинство - относились к произведениям Дмитрия Васильевича чрезвычайно симпатично.
Другие - составлявшие меньшинство - среди которых встречались и литераторы,- находили, что общество не может интересоваться литературой, рисующей жизнь простолюдинов.
Но Дмитрий Васильевич упорно шел по пути, им начертанному и им первым проложенному.
Общество пристально читало его произведения, и надо заметить, что они особенно нравились женщинам.
А кто же, господа, может сомневаться б том, что женщина вообще играет большую роль в умственном нашем развитии.
- Tiens, tiens! Mais c'еst bean: nous ne savions pas du tout, que ces pauvres gens-la eprouvent les memes sentiments que nous autres*.
Послушайте, послушайте! Как это хорошо; мы бы совсем не знали, испытывают ли эти бедные люди те же чувства, что и мы (фр.).
Такие-то или им подобные отзывы мы постоянно слышали от дам.
И вот мы, строгие судьи, удивились, что произведения Дмитрия Васильевича могут нравиться женщинам, и стали глядеть на эти произведения более внимательно.
Конечно, интеллигентный класс общества имел некоторые смутные понятия о быте простого народа, но о психической стороне их жизни решительно никто не имел никакого представления.
И вот Дмитрий Васильевич рисует перед нами не маленькие эпизодические пейзажи, а огромные картины, в которых мы увидали, что между простолюдинами совершаются романы и драмы, совершенно подобные тем, какие совершаются и в образованной среде.
Коротко говоря, общество знакомилось тогда впервые с бытом крестьян не только с материальной стороны, но, главным образом, с духовной их жизнью.
Я упираю именно на этот характер произведений Дмитрия Васильевича. Конечно, каждый более или менее внимательный наблюдатель мог бы рисовать картины материальных условий быта крестьян, но Григорович не остановился на этом: он пошел вглубь, он крепко полюбил простолюдина и развернул перед нами его душу. Честь ему за это и слава!
Произведения его стали читаться с жадностью, и едва ли находился в то время хотя один мало-мальски образованный человек, который не знакомился с ними (...)
При всем моем глубоком уважении к величайшему нашему художнику, покойному Ивану Сергеевичу Тургеневу, чувство справедливости требует признать за Дмитрием Васильевичем первенство,- как в зарождении в нем идеи, так и в серьезном выполнении задачи ознакомления общества с духовным и материальным бытом крестьян путем верных и сердечно-прочувствованных беллетристических творений.
Пусть беспристрастный наблюдатель проследит ход и характер литературы тогдашних времен, и он не будет в состоянии отвергнуть факты и выведенного из них мною определенного взгляда.
Итак, пью за здоровье смелого и упорного пионера в раскрытии обществу психической жизни нашего простолюдина.
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И НАЗВАНИЙ
В указатель включены имена, названия произведений и периодических изданий, упомянутые в тексте воспоминаний. Имена, упомянутые только в статье или комментариях, не включены. Курсивом набраны страницы вступительной статьи и комментариев.
Указатель составила И. Б. Павлова.
Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836-1905). Драматург, "Каширская старина".
Агашка, крепостная помещика Д. С Кроткова.
Адлерберг Александр Владимирович (1819-1889), граф.
Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860), публицист, лингвист, поэт, один из деятелей славянофильства, сын С. Т. Аксакова
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859). писатель и театральный критик: в 1834-1839 гг. директор Московского Межевого института, где в 1838 г. преподавал В. Г. Белинский. "Семейная хроника"
Александр I (1777-1825)
Александр Николаевич (1818-1881), великий князь и наследник, впоследствии император Александр II
Александра Федоровна (1798-1860), императрица, жена Николая I
Алмазов Борис Николаевич (1827-1876), поэт-юморист и литературный критик. "Мрачен лик. взор дико блещет..."
Алябьев Александр Александрович (1787-1851), композитор - "Соловей"
Анисе-Буржуа Огюст (1806-1871), франц. драматург "Графиня Клара д'0бервиль" (пер. В. А. Каратыгина)
Анненков Павел Васильевич (1812 или 1813-1887). литературный критик. историк литературы, мемуарист, биограф и редактор первого научного издания сочинений А. С. Пушкина "Кирюша" "Она погибнет!"
Артемовский (Гулак-Артемовский) Семен Степанович (1813-1873), украинский оперный певец (баритон), композитор, драматический артист, драматург. В 1842-1864 гг. был в составе русской-оперной труппы в Петербурге, периодически выступал в спектаклях итальянской оперы
Асенкова Варвара Николаевна (1817-1841), актриса Александрийского театра с 1835 г.
Ауфенберг Иосиф, фон, барон (1798-1857), нем. драматург - "Заколдованный дом" ("Людовик XI")
Бадон Эдмон (?-1849) "Поединок при кардинале Ришелье"
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876), революционный деятель, публицист, идеолог анархизма
Бальзак, Оноре де (1799-1850) "Евгения Гранде"
Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788-1850), историк, археограф, переводчик - "Материалы для биографии И. А. Крылова"
Барант, Амабль-Гильом-Проспер-Брюжьер де, барон (1782-1866). франц. историк и публиппст "История герцогов Бургундских"
Барро Одильон (1791-1873), франц. буржуазный государственный деятель, монархист
Бах Иоганн-Себастьян (1685-1750)
Бахметьев, родственник С. И. Попова, саратовский помещик
Башуцкий Александр Павлович (1803-1876), писатель и журналист, автор религиозно-моралистических брошюр, издатель
Баяр Жан Франсуа Альфред (1796-1853), франц. драматург "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка" (переделка с франц. Д. Т. Ленского)
Бега Корнелис (1620-1664), голландский живописец и график-офортист, ученик Адриана Ван-Остаде
Бекетов Алексей Николаевич, товарищ Д. В. Григоровича по Инженерному училищу
Бекетов Андрей Николаевич (1825-1902), ботаник, профессор Петербургского университета
Бекетов Владимир Николаевич (1809-1883), цензор Петербургского цензурного комитета, цензуровал "Современник" в 50-60-е гг.
Бекетов Николай Николаевич (1827-1911), академик, физико-химик
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848)
Беллини Винченцо (1801-1835), итал. композитор "Пират" (1827) "Пуритане" (1835) "Сомнамбула"
Беркен Арно (1749-1791), франц. детский писатель "Друг детей"
Бернар Сара (Сарра; 1844-1923), франц. актриса
Бестужев (псевд. Марлинский) Александр Александрович (1797-1837), писатель, декабрист "Из савана оделся он в ливрею..." "Библиотека для чтения", журнал, издававшийся с 1834 г. А. Ф. Смирдиным; редакторы: И. О. Сенковский - до 1849 г. (до 1836 г.- совместно с Н. И. Гречем); с 1849 г.- А. В. Старчевский; 1856-1859 гг. - А. В. Дружинин; 1860-1862 гг. А. Ф. Писемский; далее - П. Д. Боборыкин
Бирх-Пфейфер Шарлотта (1800-1868), нем. беллетрпстка и драматург "Эсмеральда, или Четыре рода любви" (заимств. из романа В. Гюго "Собор парижской богоматери")
"Благонамеренный", журнал, издававшийся А. Е. Измайловым в 1818-1826 гг. Был основан как орган "Вольного об-ва любителей российской словесности, наук и художества"
Блан Жан Жозеф Луи. (1811-1882). франц. утопический социалист. историк, в период революции 1848 г. член Временного правительства. один из родоначальников реформизма
Бобринский Алексей Павлович, граф (1827-1874). генерал-лейтенант. член "Редакционных комиссии" в 1861 г министр путей сообщения в 1871-1874 г.г.
Бодри, преподаватель танцев в Петербурге
Бозио Анжолина (1824 или 1830-1859), итал. певица, гастролировавшая в Петербурге
Бомарше, Пьер Огюстен (1732-1799), франц. Драматург, "Безумный день, или Женитьба Фигаро"
Бонапарт Луи-Наполеон (Наполеон III: 1808-1873). франц. император (1852-1870). племянник Наполеона I
Боткин Василий Петрович (1811/1812-1869), Критик, публицист либерального направления, сотрудник "Отечественных записок", а затем "Современника", в 50-е гг. один из идеологов "чистого искусства"
Боткин Иван Петрович (1813-1878), брат В. П. Боткина
Боткин Николай Петрович (1813-1869), брат В. П. Боткина, путешественник, меценат
Боткин Петр Кононович (1781- 1853), отец В. П. Боткина, московский чаеторговец
Бранд (Брант) Леопольд Васильевич, беллетрист и критик, сотрудник "Северной пчелы"
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник
Брянский (Григорьев) Яков Григорьевич (1790-1853), актер петербургской драматической труппы с 1811 г
Буальдье Франсуа Адриен (1775-1834), франц. композитор "La Dame blanche"
Буйницкий, помещик, поставщик крепостных людей для строительства Николаевской железной дороги
Булгаков Константин Александрович (1812-1862), гвардейский офицер
Булгарин Фаддей Бенедиктович (1789-1859), реакционный журналист, издатель газеты "Северная пчела", агент III Отделения "Комары. Всякая всячина" ("Салопница")
Буняковский Виктор Яковлевич (1804-1889). русский математик, академик
Бурдин Федор Алексеевич (1827-1887). драматург, актер Александрийского театра с 1847 г., переводчик
Бурдон Пьер Луи (1779-1854), франц. математик "Арифметика"
Буташевич-Петрашевский Михаил Васильевич (1821-1866), революционер, утопич. социалист, организатор общества "петрашевцев"
Бутлеров Александр Михайлович (1828-1886), академик, химяк-органик
Быков, лектор по математике в пансионе А. В. Полонского :
Вальберхова Мария Ивановна (1788-1867), актриса петербургской драматической труппы
Варламов Александр Егорович (1801-1848), композитор "Песнь Офелии"
Василий, управляющий имением М. Е. Панаевой
Васильев Павел Васильевич (1832-1879), актер Александрийского театра
Вебер, Карл-Мария фон (1786-1826), нем. композитор, дирижер "Фрейшюц" ("Вольный стрелок")
Вейнберг Петр Исаевчч (1831-1908), литератор, историк литературы, сотрудник "Библиотеки для чтения", "Современника", "Отечественных записок"
Вельтман Александр Фомич (1800-1870), писатель, археолог "Кощей Бессмертный, былина старого времени" "Приключения, почерпнутые из моря житейского" "Сердце и думка. Приключение" -
Верди Джузеппе (1813-1901), итал. композитор "Аида"
Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862), композитор-"Аскольдова могила" (1835), либретто М. Н. Загоскина
Виардо (урожд. Гарсиа) Мишель-Полина (1821-1910), франц. певица и композитор
Виельгорская Луиза Карловна (урожд. принцесса Бирен), графиня (1791-1853), жена Михаила Юрьевича Виельгорского
Виельгорский Матвей Юрьевич, граф (1794-1866), виолончелист, основатель русского музыкального общества
Виельгорский Михаил Юрьевич (1788-1856), композитор, меценат, хозяин петербургского музыкального салона
Виланд, главный начальник полицейского управления, воспитанник Института путей сообщения
Вис Иоганн Давид (1743-1818), бернский пастор "Швейцарский Робинзон"
Витковский Николай Иванович, товарищ Д. В. Григоровича по Инженерному училищу
Владиславлев Владимир Андреевич (1807-1856), издатель альманаха "Утренняя заря", литератор, подполковник жандармского корпуса
Воейков Александр Федорович (1779-1839), поэт, переводчик, журналист, издававший в 30-х гг. "Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"
Вольтер (Аруэ) Франсуа-Мари (1694-1778), франц. писатель, философ-просветитель "Кандид"
Воробьев Сократ Максимович (1817-1888), художник, приятель Н. А. Некрасова в 40-50 гг.
Воробьева-Петрова Анна Яковлевна (1816-1901), артистка петербургского оперного театра в 1835-1847 гг.
Воронцов Михаил Семенович, граф (1782-1856), государ. деятель, кавказский наместник в 1844-1853 гг.
"Время", журнал, издававшийся М. М. и Ф. М. Достоевскими в 1861-1863 гг.
Вяземский Петр Андреевич, князь (1792-1878), поэт, литературный критик
Гегель Георг-Фридрих-Вильгельм (1770-1831), нем. философ
Гедеонов Александр Михайлович (1790 или 1791-1867). директор императорских театров в 1833
Гедеонов Степан Александрович (1815 или 1816-1878), сын А. М. Гедеонова, археолог, драматург, директор императорских театров в 1867-1875 гг.
Геруа, Александр Клавдиевич (ум. 1852), инженер-генерал, начальник штаба военно-учебных заведений
Герцен Александр Иванович (1812-1870), "Нас упрекают"
Гете Иоганн-Вольфганг (1749-1832) "Гец фон Берлихннген" "Фауст"
Гибнер, дядька Д. В. Григоровича в пансионе Монигетти
Глинка Михаил Иванович (1804-1857) "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин": 1836), либретто Е. Ф. Розена "Руслан и Людмила" (1842)
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) "Женитьба" "Записки сунасшедшего" "Мертвые души" "Ревизор" "Тарас Бульба" "Шинель"
Головнин Александр Васильевич (1821-1886), министр народного просвещения в 1862-1866 гг., позднее член Государственного совета
Гомберг Жозеф, банкир - "Projet financier relatif a la mesure de I'amelioration de la condition des paysans en Russie"
"Голоса из России", кн. V - сб. статей на общественно-политические темы. Лондонское изд. Герцена и Огарева (1856-1860)
Гончаров Иван Александрович (1812-1891) "Обломов" "Обрыв" "Обыкновенная история"
Горбунов Иван Федорович (1831-1895/1896), писатель-юморист и комический актер, мастер устных рассказов из народного быта
Горчаков Александр Михайлович, князь (1798-1883), министр иностранных дел в 1856-1882 гг.
Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822). нем. писатель-романтик. композитор, художник "Житейское воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах"
Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855), историк, общественный деятель, с 1839 г. профессор Московского университета, близкий друг Герцена и Огарева
Гребенка Евгений Павлович 1812-1848). украинский и русский писатель и поэт. в 1840-х гг.- примыкал к натуральной школе
Грейг Самуил Алексеевич (1827-1887). военный и государственный деятель, в 1878-1880 гг. министр финансов, член Государственного совета
Греч Алексей Николаевич (1814-1850), сын Н. И. Греча, издатель, переводчик, беллетрист "Весь Петербург в кармане"
Греч Николай Иванович (1787-1867). журналист, филолог, беллетрист
Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) "Горе от ума"
Григорий XVI (1765-1846), папа римский с 1831 г
Григорович Василий Иванович (1786-1865), конференц-секретарь Академии художеств
Григорович Василий Ильич (ум. 1830), отставной майор, отец Д. В. Григоровича
Григорович Дмитрий Васильевич (1822-1899/1900) "Акробаты благотворительности" "Антон Горемыка" "Бобыль" "Гуттаперчевый мальчик" "Два генерала" "Дедушка Крылов. Книга для подарка детям" "Деревня" "Капельмейстер Сусликов" "Корабль "Ретвизан" "Лотерейный бал" "Мать и дочь" "Наследство" (пер. "Евлалии Понтуа" Ф. Сулье) "Неудавшаяся жизнь" "Пахарь" "Переселенцы" "Петербургские шарманщики" "Плавучий маяк" (пер. повести А. Пишо) "Полька в Париже и в Петербурге" (сборник) "Похождения Накатова, или Недолгое богатство" "Предисловие к сборнику "Первое апреля" "Прогулка по Эрмитажу" "Проселочные дороги" "Рыбаки" "Светлое Христово воскресение" "Свистулькин" литературный критик "Школа гостеприимства" "Штука полотна" "Эрленсбунский священник" (перевод) "Соседка" "Театральная карета", "Собачка" "Смедовская долина" "Четыре времени года" "Шампанское и опиум, или Война с Китаем" (пер. водевиля Л.-Ф. Клервиля и Ш. Варена)
Григорович (урожд. Вармо) Сидония Петровна (1799-1869), мать Д. В. Григоровича
Григорьев Аполлон Александрович (1822-1864). поэт, переводчик
Григорьев Петр Иванович (Григорьев 1-й; 1806-1871), актер петербургской драматической труппы с 1826 г., драматург-водевилист - "Дочь русского актера" "Житейская школа"
Губер Эдуард Иванович (1814-1847), поэт, критик, переводчик
Гуно Шарль (1818-1893) - "Фауст"
Гюго Виктор-Мари (1802-1885)
Даль (псевдоним Казак Луганский) Владимир Иванович (1801-1872), писатель, лексикограф, этнограф; в 1841-1849 гг. служил в канцелярии Министерства внутренних дел "Два сорока бывальщинок для крестьян"
Даль Лев Владимирович (1834-1878), академик архитектуры, сын В. И. Даля
Данненберг Клавдий Андреевич (1816-1842), знакомый В. А. Панаева и Н. А. Некрасова
Данилевская, дочь А. И. Михайловского-Данилевского
Данилевский.- См.: Михайловский-Данилевский А. И.
Деннери Адольф Филипп (1811-1899). Франц. драматург "Графиня Клара д'0бервиль" (пер. В. А. Каратыгина)
Державин Гаврила Романович (1743-1816)
Диккенс Чарлз (1812-1870) "Оливер Твист"
Димерт (Диммерт) Егор Иванович, архитектор, в доме которого жил И. И. Панаев
Добролюбов Николай Александрович (1836-1861)
Доницетти Гаэтано (1797-1848), итал. композитор "Лючия ди Ламмермур" (1835)
Достоевский Михаил Михайлович (1820-1864). брат Ф. М. Достоевского, литератор, переводчик. издатель (вместе с Ф. М. Достоевским) журналов "Время" (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865) "Старшая и меньшая"
Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) "Бедные люди" "Господин Прохарчин" "Двойник" "Дневник писателя" "Евгения Гранде" (перевод романа О. Бальзака) Объявление о выходе сб. "Зубоскал" "Хозяйка"
Дружинин Александр Васильевич (1824-1864), критик, переводчик, беллетрист (псевд. Чернокнижников), в 40-х гг. сотрудник "Современника", в 1856-1861 гг. редактор "Библио