Главная » Книги

Никитенко Александр Васильевич - Дневник. Том 3, Страница 23

Никитенко Александр Васильевич - Дневник. Том 3


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

.
  

1875

  
   1 января 1875 года, среда
   Все ложь, все ложь, все ложь в любезном моем отечестве. У нас есть хорошая восточная православная религия. Но в массе народа господствует грубое суеверие; в высших классах или полный индифферентизм, или неверие под маскою новых идей или научного высокомерия. У нас есть законы; но кто их исполняет из тех, кому выгодно неисполнение их, или кто поставлен блюсти за их исполнением? У нас есть наука; но кого она серьезно занимает и кого она настолько возвышает нравственно, чтобы он не был готов пожертвовать ею для так называемых существенных, материальных целей? В последнее время у нас появились учреждения с либеральною закваскою; но им предоставлено свободы настолько, насколько угодно это произволу какого-нибудь высшего чиновника, который готов доказать, как дважды два четыре, что в этих учреждениях скрывается великое зло для государства и что нужно их так обставить и ограничить, чтобы они сохранили свое имя, но не могли бы делать того, что скрывается под этим именем. У нас множество разных промышленных обществ, ассоциаций, которые обогащают пять или шесть человек, поставленных в их главе, и разоряют тысячи людей. Да можно ли перечесть все противоречия у нас наружного с внутренним? В одном нет лжи - что мы составляем государство сильное, способное сделать отпор какому угодно внешнему врагу, который бы дерзнул на нас напасть.
   Но есть еще одно, в чем мы не лжем: это состояние наших нравов. Тут мы не обещаем ничего, а прямо заявляем, что у нас нет общественного духа ни на йоту, тут открыто и нелицемерно мы воруем, пьянствуем, мошенничаем взапуски друг перед другом.
  
   12 января 1875 года, воскресенье
   Вот уже неделя, как у нас страшные холода - морозы от 20 до 22 и 23R. В комнатах 9 и даже 8R тепла, несмотря на усиленную топку.
   Валуевская комиссия, между прочим, постановила производить выпускные экзамены в университетах лицами, назначенными министром в видах контроля над преподаванием профессоров. Положено также, сколь возможно, затруднять доступ в университеты юношам не привилегированного, не дворянского сословия и небогатым. Профессора будут назначаемы не советом университетов, а начальством, и прочее в этом же роде.
  
   15 января 1875 года, среда
   Из всех человеческих склонностей самая глупая - это привязанность к жизни. Все знают, какое она ничтожество, как она скоротечна, как блага ее неверны, а бедствия постоянны и неизбежны, как самая высшая доблесть, возлагаемая на нас мудростью, состоит в презрении ее-а между тем каждый из всех сил бьется, чтобы продлить эту мимолетную, превратную и неверную жизнь, и готов на всевозможные страдания, лишь бы сохранить беднейший, печальнейший ее остаток.
  
   17 января 1875 года, пятница
   Прибыли сюда члены из разных губерний от дворянства, земства и городов для совещаний о законах относительно рабочих и наемников - законов, конечно, чрезвычайно важных для внутреннего порядка государства. Председателем этой комиссии, как известно. Валуев. Что-то она сделает? Наверное, можно сказать, ничего. Все пойдет к концу, как угодно творцу. А творец этот - администрация, а во главе ее Валуев. Разве в первый раз у нас является призрак чего-то легального и общенародного с физиономией представительства и выборного принципа? И всегда этот призрак манил к себе легковерных и затем улетал в бесконечные воздушные пространства, и все оставалось по-прежнему.
   Так без сомнения будет и теперь. Под влиянием духа времени, может быть, и позволят собравшимся людям высказаться, как они думают, а затем наложат печать хранения на их уста и скажут им не без любезности: "Милые люди! Уходите туда, откуда пришли, а мы вот надумаем и наделаем все, что нам угодно, сами". Да и что такое наше общество, поклоняющееся подобным призракам? Разве в нем существуют основы какой-нибудь самостоятельности, какого-нибудь практического осуществления его нужд и стремлений? Иногда выпрыгивают из красноречивых уст слова, указывающие на дело; но эти слова исчезают в воздухе, и произнесшие их сами бывают довольны тем, что их сказали, а потом принимаются за обычное жеванье грубой и неудобоваримой пищи, которую кладут им в рот предания и собственная их пошлая, хилая натура.
  
   18 января 1875 года, суббота
   Лицо цивилизованного, благовоспитанного человека никогда не выражает того, что происходит в его душе. В этом состоит настоящая благовоспитанность. Надобно, чтобы оно улыбалось и обнаруживало полнейшее ко всем благорасположение, которого в сущности нет и тени. Да никто этого не требует, все довольствуются тем, чтобы казаться, а не быть.
  
   20 января 1875 года, понедельник
   Мужик русский - почти совершенный дикарь. Он груб, невежествен, лишен понятия о праве и законе, религия у него состоит в кивании головою и отмахивании направо и налево руками; он пьяница и вор, но он не в пример лучше так называемого образованного, интеллигентного русского человека. Мужик искренен, он не старается казаться тем, что он не есть; он не лжет ни на себя, ни на других, ни на вещи. Но человек образованного круга фальшив с головы до ног, он плут по убеждению, что "умный человек не может быть не плутом", суетен, либерален на словах и низок, раболепен на деле, готов на всякие низости за чин или крестик, вор по вкусу к широкому житью. Но главное и хуже всего, что он лжец во всем, что ни думает, что ни говорит и что ни делает. Он учится легко и скоро, выучивается всему, чему угодно, усваивает себе всякую новую идею быстро; поэтому внешность его становится мягкою, благовидною, лоснящеюся. Он европеец, человек цивилизованный; но в действительности из всего этого выходит существо слабодушное, бесхарактерное.
  
   21 января 1875 года, вторник
   Если вся жизнь моя прошла в преследовании нравственных идеалов и если я для них мыслил, говорил, писал и действовал, сколько позволяли мои силы, то это касается меня одного и это ни для кого не важно. В этом нет никакой заслуги. Тем, что я есть, какой ни есть, я обязан самому себе, и мне, в свою очередь, никто ничем не обязан. Правда, были люди, которые много сделали мне хорошего, но их давно уже нет на свете. Только одна память их светится в моем сердце. Что я не был эгоистом, плутом, и проч. и кое-что делал для других - это ничего не значит: разве я мог быть не таким, вопреки моей природе?
   Я когда-то любил славу, питал кое-какие честолюбивые замыслы - но это давно уже прошло. Теперь я люблю только свой идеал нравственного величия, побуждающий меня уважать человечество и глубоко сожалеть о людях.
   Великое всегда было в моих идеях, но идеи эти, паря по бесконечному пространству, не останавливались долго на одном пункте, не могли сосредоточиться.
   Всегда ставьте себя на некотором расстоянии с людьми, если хотите удержать надолго их благорасположение.
  
   27 января 1875 года, понедельник
   Хорошо иметь мягкое и доброе сердце, но то нехорошо, что, видя человека честного в беде, страдаешь сам почти столько же, сколько и он.
  
   31 января 1875 года, пятница
   Костомаров в своей статье, напечатанной в "Древней и новой России", отзывается неблагосклонно о Петре Великом и старается доказать, что гораздо лучше было бы, если бы Россия постепенно выходила из своей вековой закоснелости, и что в ней были уж и прежде задатки просвещения и того умственного развития, которому стоило бы только помогать, ничего не насилуя, для того чтобы мы вошли в общую сферу человеческой истории. Постепенно, задатки - почтенный историк ужасно насилует здесь самые вещи и перестает быть беспристрастным историком. Где сидят все эти задатки? В киевской науке?!
   Костомаров многих из наших исторических знаменитостей лишил славы, которую приписывал им народ. Оставался нетронутым еще Петр; но вот он добрался и до него. И все это во имя науки, во имя исторической истины!
  
   1 февраля 1875 года, суббота
   Нет на свете животного опаснее и вреднее, как человек с умом без сердца. Правительство, желающее воспитать нравственно здоровое и честное поколение, должно быть само нравственно здоровым и честным.
  
   2 февраля 1875 года, воскресенье
   Каждый день происходят по нескольку самоубийств. На днях Ковалевский, сын бывшего министра, человек уже не молодой, застрелился, а другой, Порфирий Ламанский, распорол себе живот кинжалом. А там какая-то девочка, восьми лет, повесилась...
  
   3 февраля 1875 года, понедельник
   Был у меня разговор с одним умным и занимающим значительную должность лицом о том, что у нас в настоящее время нет настоящих государственных людей, а есть только чиновники высших разрядов. "Вы ошибаетесь - сказал мне мой собеседник, - я знаю по крайней мере одного умного и истинно государственного человека". - "Кто же этот феникс?" - спросил я. "А вот Делянов". - "Неужели? - возразил я не без крайнего удивления, потому что знаю хорошо Делянова. - Чем же он ознаменовал свою государственность, свой ум?" - "Тем, - отвечал мне мой собеседник, - что он ничего не делает". Пожалуй, можно было бы с этим согласиться, если бы такое ничегонеделание было плодом какой-нибудь мысли, а не плодом решительной неспособности и лености, прикидывающихся чем-то без ничего.
   Но во всяком случае, если главная задача министра состоит в ничегонеделании, то почему и швейцару его министерства не занять его места, тем более что он согласился бы нести это бремя государственного управления за несравненно меньшее жалование?
  
   7 февраля 1875 года, пятница
   Обед с несколькими из моих товарищей академиков в новом великолепном отеле "Европа". Веселовский, Чебышев, Грот, Безобразов, Сомов и я.
   Чего нам недостает? И в правительстве и в общественности определенности стремлений и вместе с тем и последовательности. Мы все чего-то ищем, чего-то хотим; но с точностью никак не можем сказать самим себе: чего? Правительство не хочет быть, по-видимому, ни ретроградным, ни деспотическим на манер прошлого времени. Однако ему не хочется допустить и тех последствий, какие должны произойти из его же либеральных реформ. А общество? Оно мечется туда и сюда, желая как будто поддерживать дарованные ему льготы, а между тем его мучит жажда денег; и оно все вертится около материальных интересов. Молодое поколение рвется к радикальным переворотам, а между тем оно худо учится, ничему не верит и не признает нравственных принципов. Оно бессильно именно отсутствием нравственных идеалов и горячность молодой крови считает за нравственную силу. Из всего этого выходит что-то очень похожее на хаос.
   Мы не лишены общей всем людям способности говорить, но мы не умеем разговаривать.
  
   8 февраля 1875 года, суббота
   На акте в университете. Отчет отменно дурно составлен и так же дурно прочитан. Ничего не сказано о внутренней жизни университета, и длиннейшее изложение будто бы ученых трудов профессоров - трудов, состоящих в разных статьях и статейках, раскиданных по разным газетам и журналам. Это голое исчисление имен и названий этих трудов, надоевших как нельзя более слушателям, и более ничего. Тут же о разных командировках профессоров. Все это бестактно, скучно и ничтожно. Так как за три дня до акта ходили слухи о приготовляющемся скандале, то есть намерении освистать профессора Григорьева, занявшего место Лонгинова, то из высокопоставленных лиц никого не было, не исключая самого министра. Скандал действительно начинался: раздалось несколько свистков после речи Григорьева, которую читал Срезневский. Но громадная масса студентов дружными рукоплесканиями совершенно подавила свистки, которые, однако, долетели до слуха публики. Студенческое благоразумие восторжествовало над немногими покушениями немногих шалунов-студентов. Я ушел тотчас после отчета.
  
   9 февраля 1875 года, воскресенье
   Большой вечер у М.И.Семевского. Праздновали пятилетие "Русской старины". И.Ф.Горбунов занимал целый вечер своими мастерскими рассказами из народной и общественной жизни.
  
   13 февраля 1875 года, четверг
   Письмо к князю Вяземскому в Гомбург.
   Я предвидел, что скандал, устроенный на университетском акте Григорьеву, будет скорее и лучше содействовать его назначению на место Лонгинова. Весы склонялись в пользу В.П.Мансурова, определение его было почти решено, как вдруг скандал, хотя и не вполне удавшийся, упал на сторону Григорьева - и перетянул.
  
   17 февраля 1875 года, понедельник
   Новый скандал. Министр народного просвещения поручил Б.М.Марковичу, как ближайшему к себе доверенному лицу, составить с Ф.П.Баймаковым контракт по аренде на "Петербургские ведомости". Редактором министр назначил графа Е.А.Салиаса, а Маркович внес в контракт статью, по которой арендатор имеет право отказать редактору от газеты, когда найдет его неудобным для нее. За это взял с Бай-макова отличную взятку. Министр утвердил контракт, не читавши... Когда дело вышло наружу, министр поехал к государю и нажаловался, что вот, дескать, его надули и проч. С Марковича тотчас сняли камергерство и выбросили его из Совета министра.
  
   20 февраля 1875 года, четверг
   С добродетелью обращаются как со светскою дамой: ее осыпают учтивостями и любезностями, в присутствии ее не употребляют скверных слов и проч. Но все очень хорошо понимают, что это только исполнение светского этикета, и никто не считает себя обязанным жертвовать ей существенными своими интересами и угождать ей серьезно.
  
   23 февраля 1875 года, воскресенье
   Познакомился с архиепископом Василием, бывшим в Витебске во время воссоединения униатов. Он рассказывал много любопытного из времени управления своего витебскою епархиею и об участии в восстании униатов, об обращении своем с католиками. Системою его было вообще кроткое христианское обращение со всеми. Самые католики его любили. Я застал его у Чистовича, Иллариона Алексеевича, к которому заезжал отдать визит.
   За что "Голосу" воспрещена розничная продажа, - покрыто мраком неизвестности. Вечером мы с Любощинским заезжали к Краевскому, но не застали его дома.
  
   24 февраля 1875 года, понедельник
   Розничная продажа "Голоса" воспрещена за фельетонную статью в N 47. По духу нашей цензурной администрации она, конечно, должна была вызвать ее неудовольствие. В статье довольно резко говорится о том, что у нас невозможно рассуждать о действиях нашей администрации.
   Весьма важное дело - найти способ сказать правду тому, кто требует ее от вас, не оскорбляя его.
  
   2 марта 1875 года, воскресенье
   Нынешняя зима будет памятна. Она отличалась редким в Петербурге постоянством и умеренностью; но в то же время в ней сильно свирепствовала эпидемия тифозных и возвратных горячек. Больных было больше 15 тысяч, умерших великое множество. Разумеется, как всегда, доставалось больше всего низшим классам населения.
  
   5 марта 1875 года, среда
   Милое, умное письмо от князя П.А.Вяземского из Гомбурга.
  
   8 марта 1875 года, суббота
   Над нами господствуют всевозможные произволы так, что из этого выходит какая-то анархия административная, нравственная и умственная, и, однако, нам живется не хуже, как жилось в предшествовавшее время, где всех оковывала одна деспотическая воля. Из этого я вывожу заключение, что можно жить и при известных принципах или вовсе без них.
  
   9 марта 1875 года, воскресенье
   Обычный годовой обед в Римско-католической академии. Нынешний раз студенты особенно выразили свою преданность мне, при питии тоста за меня, шумными и продолжительными криками и дружным "многая лета" на латинском языке.
  
   10 марта 1875 года, понедельник
   Продолжается серьезная, глубокая зима. Холодно, снежно, отличная санная дорога.
  
   16 марта 1875 года, воскресенье
   Содействие общественному благу! Но ведь только одни сумасшедшие или Дон-Кихоты могут мечтать об этом, не имея в наличности никаких для того сил - ни политических, ни общественных, ни нравственных.
   В свое время и я донкихотствовал и истратил на это довольно-таки из отпущенного мне природою запаса способностей. Мне, видите, хотелось пробуждать в людях уважение к человеческому достоинству, к нравственным идеалам! Но только особенному счастью обязан я тем, что мне прямо не наплевали в глаза те, на которых я хотел действовать таким образом, хотя стороною, вероятно, втихомолку и величали меня ослом. На базаре житейской суеты требуются и оплачиваются только вещи ценные. А какую цену могут иметь мысли о человеческом достоинстве, нравственные или эстетические идеалы и тому подобный мыслительный вздор?
   Но в сущности я всегда был слишком недоверчив к самому себе, чтобы считать себя деятелем, как теперь в моде называть всякого фельетониста или кропателя стихов и повестей, хотя в молодости моей я не был чужд честолюбия.
   Вообще же надобно правду сказать: я ничего не умел сделать из довольно порядочного капитала способностей, отпущенных мне природою.
  
   22 марта 1875 года, суббота
   Если общество потребует от тебя для своего удовольствия, чтобы ты на значительном расстоянии попадал горошиной в крошечное отверстие стены, считал, сколько будет капель в ковше с водою, - ты должен все это делать, если хочешь, чтобы оно считало тебя своим членом, на что-нибудь годным. Делать что-нибудь не по заказу - значит все равно, что вколачивать гвозди в воздух. Только то хорошо, что требуется по времени.
  
   23 марта 1875 года, воскресенье
   Сегодня обедал у дяди Марка. Тут обедали также Зарудный и Брун, оба сенаторы, а второй, сверх того, товарищ управляющего II отделением собственной канцелярии. Много наслышался толков, рассуждений и споров о разных предметах законодательства и управления. Это триумвират лучших знатоков и деятелей по этой части. Все они участвовали в важнейших реформах по устройству судов и судопроизводства, а Любощинский, кроме того, в деле освобождения .крестьян. Люди умные, даровитые, просвещенные и благородные. Они не были первостепенными государственными сановниками, а между тем вынесли на плечах своих все важнейшие новые уставы и порядки. Им много Россия обязана. Что перед ними значат все эти Тимашевы, Палены и проч. Все они с университетским образованием. Брун и Любощинский получили его в Петербурге и были студентами моего времени, о чем они с благодарностью вспоминают и теперь. Зарудный кончил курс в Харьковском университете. Брун справедливо заметил, что университет не мог передать им всего, что нужно знать в науке и практической жизни. Но он возбудил в них идеи и стремления ко всему прекрасному и высокому и дал им начала к умственному дальнейшему развитию и усовершенствованию.
   Честные, умные, просвещенные люди, здания новых, лучших законных порядков вы строите на песке. Вашим зданиям недостает фундамента, подстилки народных нравов, которые вырабатываются только историей. Под основы того, что вы строите, уже усердно подкапываются и многое искажают, многое стараются обрушить, - наверное, обрушат. Вы выбьетесь из сил, интрига, царедворство и прочее вас преодолеют. Но следует ли из этого, что вы должны усесться и сидеть на ваших местах сложа руки? Боже сохрани! И вы и все немногие, верные истине и великому долгу во имя человечества, должны действовать и трудиться до конца. Мораль всего этого; мы вносим в жизнь общества и народа принципы, которые одни преобразуют нравы и общество, если они способны преобразоваться, а с ними и все прочее.
   Любимов вместе с Катковым и Леонтьевым хотят связать разум, науку и университеты наши узами административных порядков и распоряжений, как будто эти порядки и распоряжения составляют высшую задачу умственного движения и ручательство за его благонадежность - и как будто это возможно.
   Вместо того чтобы самому разуму и науке предоставлять исправление их ошибок и недостатков, они хотят возложить это на канцелярию. В их глазах чиновник выше разума и науки, а канцелярская бумага за каким-либо номером выше всякого творения ума человеческого.
  
   30 марта 1875 года, воскресенье
   Люди без принципов похожи на угорелых, которые мечутся то туда, то сюда, где только лежит или подозревается какая-нибудь выгода.
   Очень умную вещь сказал один умный человек: "Тот не заслуживает свободы, кто не умеет уживаться с некоторыми ее неудобствами".
   Общество наше и нравы до того испорчены, что никто не верит, если скажут о ком-нибудь, особенно из административных лиц: "Он честный человек".
   Всеобщие толки об опасности, грозящей нашей судебной части, едва успевшей явиться на свет: о подрыве ее неусыпно хлопочет министр юстиции, граф Пален. Он хочет опрокинуть суд присяжных, гласность и несменяемость, судей, к чему и делает уже некоторые приступы. "Это все теория", - говорит он ломаным русским языком.
  
   2 апреля 1875 года, среда
   В окружном суде производилось и решено дело некоей Седковой, которая судилась за составление фальшивого духовного завещания от имени умершего своего мужа. С ней судилась целая толпа негодяев за участие в этом деле и разные другие подлоги. Между ними первое место занимал некий Лисенков, нотариус. Седкова хорошенькая молодая женщина, умная, образованная. Она очень свободно объяснила все дело, признаваясь, что, фальшивое завещание составлено ею, с участием таких и таких лиц. Присяжные оправдали ее, что всех крайне удивило. Осужден Лисенков и еще человека два, и то со смягчающими обстоятельствами. Враги присяжных и новых судов этому очень радуются.
   А тут другое скверное дело в ходу - о поджоге мукомольной мельницы Овсянниковым, который содержал ее на аренде у Кокорева. Улик против него много. Он содержится под арестом. Это владелец десятка миллионов и, как говорят, грубый, необразованный человек.
   Подделка бумаг, подлоги всякого рода, кражи казенных и общественных денег, огромнейшие плутовства по железным дорогам, которыми приобретаются из ничего громадные капиталы, - все это сделалось самыми обыкновенными явлениями наших дней. А между тем эти капиталы только и пользуются уважением общества, почетом, и владельцы их занимают высокие места.
   Мир сотворен всемогуществом божественным, но существует и управляется компромиссами. Вот почему нужна сдержанность разных сторон, действующих в мире, - соглашение. Нужно знать пределы, на которых мы должны останавливаться. Многим недостает характера, чтобы сдерживаться, ни ума, чтобы видеть ясно пределы, далее которых простираться не следует.
  
   3 апреля 1875 года, четверг
   Нет сомнения, что между правительственными лицами есть люди добросовестные, но, к сожалению, ограниченные. Эти добросовестные люди все силы своего невеликого ума напрягают на одно - на поддержание того порядка вещей, в который они введены и в котором им самим жить недурно. Между тем жизнь общественная проходит разные фазисы, развивается, одно состояние вещей меняется на другое, родятся новые потребности, высшего свойства и очень сложные, - вот тут-то и оказывается вся несостоятельность этих правительственных лиц, лишенных способности понимать все это, анализировать вещи и события, вести дела по высшим соображениям к решению тех задач, которых прежде вовсе не было в виду, но которые теперь упорно требуют решения. Тут они держатся за прежние обычаи, правила и формы, становятся противниками всего нового, всего лучшего. "Это все теории", - говорят они вместе с нашим министром юстиции, графом Паленом, который все нынешние улучшения по судебной части считает теориями.
  
   8 апреля 1875 года, вторник
   Земля усеяна белыми розами, то есть снегом, в ознаменование весны. Все это время погода была гнусная; иногда светило солнце, но так же лгало, как русская образованность, то есть от него не исходило ни капли теплоты. Холодно, холодно и холодно!
   Вот это апрельское солнце, вместе с холодом и гнусным ветром, похоже на некоторых властителей, сияющих блеском и величием с высокого трона, но очень дурно правящих своими народами, которые отдают в жертву бесстыдным и неспособным чиновникам.
   У нас мало уважения к возвышенным личностям, которые не занимали значительных мест в адрес-календаре. Поэтому надо всячески стараться восстановлять эти личности, хотя бы они и не успели или не могли ознаменовать себя громкими делами в тех кругах, где обыкновенно у нас ищут этих дел. Иначе земля русская будет казаться пустынею. Пусть же в ней кое-где, как бы случайно, мелькают оазисы умственного и нравственного цвета - оазисы, которые надо тщательно оберегать от морозов общественного равнодушия.
  
   10 апреля 1875 года, четверг
   Может ли в России выработаться прочный политический и гражданский порядок вещей? Это зависит от рабочих сил ее. Их две - администрация и народ с его нравами и общественным духом. Администрация, развращенная и бездарная, народ, лишенный общественного духа: как они могут работать над делом, требующим от людей великих сил и великих идей?
  
   13 апреля 1875 года. Светлое Христово воскресение
   В самом деле светлое: солнце так и заливает светом, но тепла все еще немного, хотя, кажется, несколько теплее предыдущих дней.
   У графини Блудовой просидел довольно долго. Явился Стремоухов, и речь зашла о славянах - о нынешнем состоянии сербов, о князе Милане, которого Стремоухов называет негодяем. Стремоухов говорил много о славянах вообще, и нельзя сказать, чтобы очень любовно к ним относился. Находясь долгое время в сношениях с разными славянами по служебным обстоятельствам, он, наконец, решительно убедился в совершенном их разъединении, в неспособности достигнуть каких-нибудь общеполезных целей.
   Я тут же познакомился с сыном моего старого друга, М.В.Юзефовича.
  
   14 апреля 1875 года, понедельник.
   Дружеские отношения, слагающиеся наскоро при первых благоприятных впечатлениях с обоих сторон, никогда не бывают прочны, хотя, по-видимому, они искренни и чужды всяких своекорыстных видов. Они похожи на веселое расположение духа, вызванное несколькими бокалами шампанского, которое исчезает, как скоро проходит хмель. Обыкновенно, после дружеских излияний наступает скорая реакция, и это без малейшего повода с чьей бы то ни было стороны. Видно по всему, что сердечные связи между людьми скрепляются единственно взаимными интересами, чувство же здесь играет роль сверкнувшей молнии, которая блеснет только для того, чтобы осветить бездну человеческого эгоизма.
   У нас есть чиновники, даже сановники, есть царедворцы, но нет государственных людей.
  
   19 апреля 1875 года, суббота
   В начале нынешнего месяца в "Вестнике Европы" появилась статья профессора Вагнера, которая возбудила большое недоумение во многих. Он рассказывает странные вещи о вертящихся столах, которых был сам свидетелем. Известные слова Шекспира в "Гамлете": есть многое, друг Горацио, в природе и проч. переходят из уст в уста. Вагнер уже второй серьезный ученый, который придает спиритизму особенное какое-то значение. Первый - наш академик Бутлеров, который уже вполне в него уверовал. Оба естественники. От них менее всего, кажется, можно бы ожидать веры в сверхъестественное.
   Делянов сделался врагом университетов, хотя сам учился в Московском университете. Известно, что он не пользуется уважением в обществе и между людьми лучшей категории, как человек бесхарактерный и без всяких убеждений. Вероятно, он мстит университетам за то, что они не могли сделать из него человека, которого бы можно было уважать не за чин его и богатство. Да разве они могли это сделать? Странная вещь! У людей, обладающих благами мира сего, иногда является претензия на личное значение в обществе, и когда они его не получают, то уже готовы учинить всякую пакость и мерзость только для того, чтобы как-нибудь да их заметили.
  
   21 апреля 1875 года, понедельник
   Прошла Нева [т.е. лед на ней]. Два дня уже как немного потеплело, и солнце светит великолепно. Впрочем, вообще на солнце жаловаться нельзя: оно светит часто и блистательно, только мало греет.
   Залгалася, заворовалася, запилася, голубушка! [строчка из сочиненной в то время "Федорушки" А.К.Толстого]
  
   22 апреля 1875 года, вторник
   Единственный оплот против внутренних колебаний и разных страхов, против всяких мелочей и дрязг ежедневных - это внутренняя свобода.
   Важная перемена в одеянии: совлек с ног зимние калоши и облек их в летние; шляпа на место зимней шапки. Но шуба еще не отменена. Тепла градусов пять. Вещи эти не так ничтожны, как кажутся, для человека, не желающего подвергнуться скверным последствиям того, что посылается на нас здешнею природою.
   Изображайте людей какими угодно темными красками, если они стоят их, - и без сомнения большая часть их стоит, - но щадите принципы. Выдвигайте их и выставляйте на вид: от этого, положим, не будет больше хороших людей, но хорошие люди, какие еще есть по крайней мере, авось не захотят сделаться дурными.
   Назначена комиссия для пересмотра университетских уставов, то есть для сколь возможно большего их стеснения и уничтожения свободы университетской или высшей науки. Комиссия эта составлена из врагов университетов.
   Князь Д.А.Оболенский, рассматривавший в Государственном совете, вместе с другими членами, отчет министра народного просвещения за прошедший год, представил целую записку о зловредности управления графа Толстого, где, между прочим, выразил такую мысль, что этот государственный человек, лишенный всякой самостоятельности ума и характера, служит только орудием известной партии во вред России. Вообще записка не отличается благоразумием. Государю, говорят, она очень не понравилась, и это увеличивает только торжество графа Толстого.
  
   24 апреля 1875 года, четверг
   Мы сами не знаем, куда идем. Мы беспрестанно колеблемся между желанием удержаться в прежней позиции самовластия и произвола и между необходимостью делать некоторые уступки духу времени и требованиям европейской образованности, которую, конечно, мы внутренне проклинаем как виновницу и оплот всех либеральных тенденций, но которой не можем не признавать уже по одному тому, что многое из нее заимствуем для собственных практических и житейский целей. Мы в какой-то лихорадке, беспрестанно противопоставляем одну меру другой. Не успеешь оглянуться, как мы сегодня уже не там, где были вчера. Еще на каком-нибудь постановлении не высохли и чернила, как на смену ему уже готово другое, разрушающее или подрывающее то, что узаконивалось в первом. Теперь завелись какие-то спасители отечества, усматривающие революцию во всех новых реформах и стремлениях охранить Россию от всех зол, в ней скрывающихся. Они толкают правительство беспрестанно в реакцию и мутят умы, не знающие, что им думать обо всем, что предпринимается и творится вокруг них, и не знают, что им делать.
   Вечер провел у соакадемика моего, В.П.Безобразова, месте с Градовским. Разговор преимущественно вращался около комиссии для пересмотра университетских уставов и печальных предзнаменований для науки.
   Князь А.М.Горчаков недавно сказал следующее: "Россия похожа теперь на невесту, за которою ухаживают разные женихи. Я забочусь только об одном - чтобы она никому не отдавала своей руки".
   Сжалилась, наконец, над нами природа; настали чудесные дни - светло и тепло.
  
   26 апреля 1875 года, суббота
   А сегодня и отлично светло и тепло. Между тем меня мучит несноснейший кашель: он продолжается уже недели две, но сегодняшнюю ночь, особенно утром, он достиг такой силы, что приходится посоветоваться с доктором.
   Иные, ничего не делая, прикидываются, что они остаются в этом бездействии вследствие глубокомыслия, тогда как это просто происходит от недостатка ума, знания и от малодушия. Гораздо легче предпринять важное дело, чем его исполнить.
  
   27 апреля 1875 года, воскресенье
   С понятием о Боге мы соединяем атрибуты всего высочайшего, совершеннейшего. Мы приписываем ему высочайший и совершеннейший разум, совершеннейшую доброту, милосердие и проч., и качества эти представляем себе в своем человеческом виде. Но наше представление этих качеств соответствует ли его существу? Сообразно ли с этим милосердием, например, зло и бесчисленные страдания, на которые обречен человек? Не должны ли мы признать, что его милосердие совсем другого свойства, чем наши понятия о нем? Его всемогущество, казалось бы, должно было предотвратить то или другое ради его же милосердия; не следует ли допустить, что милосердие, как мы его понимаем, не согласуется с его существом, что оно совсем другого свойства, чем наше? Оставим все толки и сомнения и преклонимся с благоговением перед непостижимостью его существа. Вот все, что мы можем сделать разумно.
   Правда состоит не в одном изображении дурного, но и в изображении противоположного ему, а если бы общество было совершенно лишено этого последнего, то не стоило бы ни о чем и говорить.
   Во всякой ложной системе или учении между кучами всякого copy и лжи всегда есть зерна правды. И вот откуда проистекают все нелепости, которыми подобная система и учение наводняют мир.
   Каковы бы ни были жизнь и судьба общества, но то верно, что не ради удовольствия нашего они бывают такие, а не другие. Потому и литература, их изображающая, хорошо делает, не думая, что мрачными своими картинами она огорчит чувствительные сердца. Дело не в удовлетворении нашим эгоистическим пожеланиям, а в правде. Но самая эта правда не допускает односторонности, и так как в жизни человеческой все перемешано - добро и зло, добродетель и порок, - то мы изобличили бы себя во лжи, если бы собирали в один фокус все позорящие человечество обстоятельства, упуская из виду хоть немногие, но существующие черты добра.
   Не быв одарен слишком могучими силами духа, он [Александр II] свалил с России камень, которого десять силачей не могли бы поднять.
   На пути общего умственного и нравственного движения есть разные степени. Почему не постараться взойти на ту из них, откуда открывается обширный горизонт жизни и вещи, казавшиеся такими важными и крупными, являются совершенно мелкими и ничтожными до того, что они становятся не стоящими уже ни наших привязанностей, ни не-навистей.
   Университеты хотят подчинить такой регламентации, чтобы университетского у них было только название.
  
   1 мая 1875 года, четверг
   Третий день уже мы вкушаем прелести как бы весеннего тепла. Екатерингофское обычное гулянье сделалось, однако, невозможным: дождь, но хороший, теплый.
  
   2 мая 1875 года, пятница
   Недели три уже, как меня угнетает несносный кашель. Освобождение будет не добром, а злом, и великим злом, при таком повороте назад во всем. Лучше было бы не начинать, чем продолжать так.
  
   4 мая 1875 года, воскресенье
   Ропот и неудовольствие сильно распространяются. Разумеется, тут нет недостатка в подстрекательствах со стороны внутренней и внешней. Правительство очень озабочено этим. Беспрестанно забирают то тех, то других, здесь и в провинциях. Между тем власть употребляет все меры, чтобы вооружить против себя и сделать своими врагами людей мыслящих, которые во всяком случае могли бы .быть надежною ее опорою. Вот хоть бы способ проведения классического обучения в школах и нападения на университеты.
   Несчастие общества в том, что в нем господствует повальная страсть к материальным интересам и наслаждениям, что в нем не существует никаких идеалов нравственных, что вконец подорваны религиозные верования и принципы. Думают классицизмом воспитать лучшее поколение, как будто в этом классицизме заключаются те идеалы, верования и принципы. Какое заблуждение!
   По системе графа Толстого думают исключить людей неимущих из круга высшего образования, как будто одни имущие обладают необходимыми способностями для правильного умственного труда и для всех добродетелей, служащих опорою общества. А что же будут делать те исключенные неимущие, лишенные права на высшее образование? Вот из них-то и составится самый опасный пролетариат - пролетариат умственный, и как он по своему положению ближе к народу, нежели имущие и аристократы, то - страждущий, недовольный, как бы отверженный - как он будет действовать на этот народ?
   О разных затруднениях, противопоставляемых разумным требованиям, часто говорят: "Что вы беспокоитесь? Все перемелется, будет мука". Хорошо, если мука, а не пыль, из которой никакого хлеба нельзя испечь.
   Надобно лишиться того, что мы любим, чтобы восчувствовать всю его цену.
  
   5 мая 1875 года, понедельник
   В делах нравственных и житейских не должно предъявлять другому правил, которых сам не в состоянии исполнить.
  
   8 мая 1875 года, четверг
   Хлопоты собирания на дачу, а между тем переехать нельзя, - все холода, хотя солнце светит ярко. Но лучше бы оно менее светило, да более грело.
   Многое есть в природе, что и не снилось нашим мудрецам, а много есть такого, что они одни только и видят - во сне.
  
   17 мая 1875 года, суббота
   Переезд на дачу в Павловск, на углу Правленской улицы и Бульварной, дом Седерберга, вместе с дядею Марком. Мои уже там, я остался еще здесь до вторника.
   Кончил речь для пятидесятилетнего юбилея В.Я.Буняковского, которую Академия поручила мне произнести. Это будет в следующий понедельник, 19 мая. Беда писать эти речи: в них нужно соблюдать особенные тонкости, приличия и проч. Но Буняковский стоит труда, особенно по своему характеру.
   Задуман мир превосходно, но исполняется как нельзя хуже.
  
   19 мая 1875 года, понедельник
   Юбилей академику и вице-президенту В.Я.Буняковскому в честь пятидесятилетия с того времени, как он получил степень доктора. Торжество было велико. Адресам от разных учебных мест, университетов, речам и всяким другим изъявлениям не было конца. Государь прислал Александровскую ленту и велел производить Буняковскому прибавку к полученной им прежде аренде в 1500 рублей. Выбита медаль в честь его, установлена премия за лучшее сочинение по части математики. Что Буняковскнй действительно почтенный, прекрасный человек и замечательный ученый - это совершенно справедливо, и, следовательно, справедливо и воздать ему подобающий почет. Но у нас ни в чем нет ни чувства правды, ни чувства меры. Все становится какою-то фальшью оттого, что преувеличивается нет померно. Бедный Буняковский не знал, куда деться от добродетелей и всех похвальных и высоких качеств, которыми его венчали. Ему оставалась только одна еще добродетель - снести свое величие. Моя речь была всех сдержаннее, хотя, конечно, выставляла на вид все, чем он заслуживает уважение и любовь. Она произвела благоприятное впечатление, и меня удостоили похвал за нее.
   Да тут же, кстати, или, вернее, некстати, многие заговорили и о моем юбилее. Противлюсь этому сколько возможно, в глубоком убеждении, что мне вовсе не подобают подобные овации. По этому поводу у меня сложилась сказочка. Один добрый человек, приехавший откуда-то издали, вздумал, между прочим, осмотреть здесь сады, парки и огороды. "Вот, братцы, - сказал он занимающимся этими делами, - я видел, как усердно вы работаете над капустою, картофелем, репою, огурцами и другими такими же полезными вещами: они выходят у вас прекрасные. Все это хорошо потому именно, что полезно. Но зачем у всех занимающихся этим родом культуры такая односторонность? Знаете ли вы, зачем я прибыл сюда? Я хочу развести здесь ананасы, померанцевые и лимонные деревья". Слушавшие улыбнулись и ничего не отвечали. А между тем новый деятель купил землю, начал ее всячески взрывать, удобрять и насаждать свои прекрасные растения. Но вышло то, чему надлежало быть. Все его насаждения пропали от мороза и жестоких северо-восточных ветров. Земля оказалась также вовсе неспособною принять то, что ей навязывали. Труд и издержки пропали даром, и, конечно, жалкий предприниматель остался ни при чем.
   Скажите же, друзья мои, следует ли ему воздвигать за его, впрочем, добрые намерения памятник? И сам он разве поверит, что заслужил его? Примените это п

Другие авторы
  • Кольридж Самюэль Тейлор
  • Дмитриева Валентина Иововна
  • Ростопчина Евдокия Петровна
  • Ладенбург Макс
  • Ли Ионас
  • Тумповская Маргарита Мариановна
  • Шувалов А. П.
  • Лунин Михаил Сергеевич
  • Невзоров Максим Иванович
  • Тур Евгения
  • Другие произведения
  • Дитерихс Леонид Константинович - Василий Перов. Его жизнь и художественная деятельность
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Руководство к познанию новой истории для средних учебных заведений
  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - Письма к тетеньке
  • Григорьев Петр Иванович - Водевильный куплет
  • Ковалевская Софья Васильевна - Нигилистка
  • Романов Пантелеймон Сергеевич - Тяжелые вещи
  • Лесков Николай Семенович - О русской иконописи
  • Толстой Лев Николаевич - По поводу конгресса о мире (Письмо шведам)
  • Сабанеева Екатерина Алексеевна - Воспоминание о былом. 1770 - 1828 гг.
  • Белых Григорий Георгиевич - Сидорова коза
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (22.11.2012)
    Просмотров: 331 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа