Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Современницы о Маяковском, Страница 8

Маяковский Владимир Владимирович - Современницы о Маяковском


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

div align="justify">  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ("Кузнечик")
  
   Бобэоби пелись губы
   Вээоми пелись взоры
   Пиээо пелись брови,
   Лиэээй пелся облик
   Гзи-гзи-гзэо пелась цепь
   Так на холсте каких-то соответствий
   Вне протяжения жило Лицо!
  

--

   Маяковский любил слово как таковое, как материал. Словосочетания, их звучание, даже бессмысленное, как художник любит цвет - цвет сам по себе - еще на палитре.
   Ему доставляло удовольствие п_р_о_и_з_н_о_с_и_т_ь северянинские стихи. Он относился к ним почти как к зауми. Он всегда пел их на северянинский мотив (чуть перевранный), почти всерьез: "Все по-старому", "Поэза о Карамзине", "В парке плакала девочка", "Весенний день", "Нелли", "Каретка куртизанки", "Шампанский полонез", "Качалка грезёрки", "Это было у моря..." и много других.
   Читал и отрывки.
   Когда не бывало денег:
  
   Сегодня я плакал: хотелось сирэйни,-
  
   В природе теперь благодать!
   Но в поезде надо,- и не было дэйнег -
  
  
  И нечего было продать.
   Я чувствовал, поле опять изумрудно.
  
   И лютики в поле цветут...
   Занять же так стыдно, занять же так трудно,
  
   А ноги сто верст не пройдут.
  
  
  
  
  
  
  
  
   ("Carte-postale")
  
   Были стихи Северянина, которые Маяковский пел, издеваясь над кем-нибудь или над самим собой. На улице, при встрече с очень уж "изысканной" девушкой:
  
   Вся в черном, вся - стерлядь, вся - стрелка...
   .....................................................
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ("Южная безделка")
  
   Прочитав какую-нибудь путаную ерунду:
  
   Мой мозг прояснили дурманы
   Душа влечется в примитив.
  
  
  
  
  
  
  
   ("Эпилог")
  
   Если восторгались чем-нибудь сто раз читанным:
  
   Вчера читала я,- Тургенев
   Меня опять зачаровал.
  
  
  
  
  
  
  
  ("Письмо из усадьбы")
  
   Если женщина кокетливо отвергала его:
  
   Тиана, как больно! мне больно, Тиана!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ("Тиана")
  
   Когда бывало скучно, ему ужасно хотелось:
  
   Пройтиться по Морской с шатенками.
  
  
  
  
  
  
  
  
   ("Еще не значит...")
  
   Если за покером партнер вздрагивал, неудачно прикупив, неизменно пелось:
  
   И она передернулась, как в оркестре мотив.
  
  
  
  
  
  
  
  
   ("Марионетка проказ")
  

--

  
   Бурлюк вспоминает, что Маяковский, еще до того как стал писать стихи, часто встречался с Виктором Гофманом19. Не помню, чтобы Маяковский мне об этом рассказывал, помню только несколько строк Гофмана, которые он цитировал при какой-нибудь нагроможденной безвкусице и искусстве ли, в платье, прическе...
  
   Где показалось нам красиво
   Так много флагов приколоть.
  
  
  
  
  
  
  
   ("Летний бал")
  
   И на романтической природе:
  
   Там, где река образовала
   Свой самый выкуплый изгиб
  
   (вместо - "выпуклый").
   Если мне не хотелось гулять, он соблазнял меня: "Ну, пойдем, сходим туда, "где река образовала".
  

--

  
   В 1915-1916 годах Маяковский постоянно декламировал Сашу Черного20. Он знал его почти всего наизусть и считал блестящим поэтом. Чаще всего читал стихи - "Искатель", "Культурная работа", "Обстановочка", "Полька".
   И отрывки, в разговоре, по поводу и без повода:
  
   Жил на свете анархист,
   Красил бороду и щеки,
   Ездил к немке в Териоки
   И при этом был садист.
  
  
  
  
  
  
  
  
   ("Анархист")
  
   С горя я пошел к врачу.
   Врач пенсне напялил на нос:
   "Нервность. Слабость. Очень рано-с.
   Ну-с, так я вам закачу
   Гунияди-Янос".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ("Искатель")
  
   Когда на его просьбу сделать что-нибудь немедленно получал ответ: сделаю завтра,- он говорил раздраженно:
  
   Лет через двести? Черта в стуле!
   Разве я Мафусаил?
  
  
  
  
  
  
  
  
   ("Потомки")
  
   Если в трамвае кто-нибудь толкал его, он сообщал во всеуслышание:
  
   Кто-то справа осчастливил -
   Робко сел мне на плечо.
  
  
  
  
  
  
  
  
   ("На галерке")
  
   В разговоре с невеждой об искусстве:
  
   "Эти вазы, милый Филя,
   Ионического стиля!"
  
  
  
  
  
  
  
  ("Стилисты")
  
   Или:
  
   Сей факт с сияющим лицом
   Вношу как ценный вклад в науку.
  
  
  
  
  
  
  
   ("Кумысные вирши")
  
   О чьем-нибудь бойком ответе:
  
   Но язвительный Сысой
   Дрыгнул пяткою босой.
  
  
  
  
  
  
  
   ("Консерватизм")
  
   Помню:
  
   Рыдали раки горько и беззвучно.
   И зайцы терли лапами глаза.
  
  
  
  
  
  
  
  
  (" Несправедливость" )
  
   Ли-ли! В ушах поют весь день
   Восторженные скрипки.
  
  
  
  
  
  
  
  
   ("Настроение")
  
   "Мой оклад полсотни в месяц,
   Ваш оклад полсотни в месяц,-
   На сто в месяц в Петербурге
   Можно очень мило жить..."
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ("Страшная история")
  
   Рассказывая о каком-нибудь происшествии:
  
   Сбежались. Я тоже сбежался.
   Кричали. Я тоже кричал.
  
  
  
  
  
  
  
  
   ("Культурная работа")
  
   Многому научил Саша Черный Маяковского-сатирика.
   Часто читал некоторые стихи сатириконских поэтов:
  
   Звуки плыли, таяли.
   Колыхалась талия...
   Ты шептала: "Та я ли?"
   Повторяла: "Та ли я ?!"
   Не сказал ни слова я,
   Лишь качал гитарою...
   Не соврать же: новая,
   Коли стала старою!
  
  
  
  
  
  
   (К. Прутков, "Та-ли?!")
  
   С выражением декламировал "Бунт в Ватикане" ("Взбунтовалися кастраты...") Ал. Конст. Толстого, которого очень любил.
   Размусоленную эротику он не выносил совершенно и никогда ничего не хотел читать и не писал в этом роде.
  
   Когда кто-нибудь из поэтов предлагал Маяковскому: "Я вам прочту", он иногда отвечал: "Не про чту, а про что!"
   Маяковский часто декламировал чужие стихи на улице, на ходу.
   В 1915-1916 году это были главным образом те стихи, которые он и Бурлюк называли "дикие песни нашей родины". Эти стихи мы пели хором и шагали под них, как под марш.
   Стихи Бурлюка ( на мотив "Многи лета, многи лета, православный русский царь"):
  
   Аб-кусают звё-ри мякоть.
   Ночь центральных проведи...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ("Призыв")
  
   На тот же мотив:
  
   Он любил ужасно муух,
   У которых жирный зад,
   И об этом часто вслух
   Пел с друзьями наугад.
  
   На тот же мотив:
  
   Заколите всех теляат -
   Аппетиты утолят.
  
   Стихотворение Бурлюка (по Рембо) "Утверждение бодрости" скандировали без мотива. "Животе" произносилось - "жьивоте", в подражание Бурлюку:
  
   Каждый молод, молод, молод,
   В жьивоте чертовский голод,
   Так идите же за мной...
   За моей спиной.
   Я бросаю гордый клич,
   Этот краткий спич!
   Будем кушать камни, травы,
   Сладость, горечь и отравы,
   Будем лопать пустоту,
   Глубину и высоту.
   Птиц, зверей, чудовищ, рыб,
   Ветер, глины, соль и зыбь!
   Каждый молод, молод, молод,
   В жьивоте чертовский голод.
   Все, что встретим на пути,
   Может в пищу нам идти.
  
   Ахматову пели на мотив "Ехал на ярмарку ухарь-купец":
  
   Слава тебе, безысходная боль!
   Умер вчера-а сероглазый король.
  
  
  
  
  
  
  
  
   ("Сероглазый король")
  
   Беленсона из "Стрельца" - на неотчетливый, но всегда тот же самый мотив:
  
   О, голубые панталоны
   Со столькими оборками.
   Уста кокотки удивленной,
   Ка-за-вши-еся горь-ки-ми...
   ...................................
   Дразнили голым, голубея,
   Неслись, играя, к раю мы...
   Небес небывших Ниобея,
   Вы мной вас-па-ми-на-е-мы.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ("Голубые панталоны")
  
   Сашу Черного - на мотив "Многи лета":
  
   Губернатор едет к тете,
   Нежны кремовые брюки.
   Пристяжная на отлете
   Вытанцовывает штуки.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ("Бульвары")
  
   Иногда мы гуляли под "Совершенно веселую песню" Саши Черного. Эта невеселая "Полька" пелась на музыку Евреинова. Он часто исполнял ее в "Привале комедиантов", сам себе аккомпанируя:
  
   Левой, правой, кучерявый,
   Что ты ерзаешь, как черт?
   Угощение на славу,
   Музыканты - первый сорт.
  
  
  
   Вот смотри:
  
  
   Раз, два, три,
  
  
   Прыгай, дрыгай до зари.
  
  
   ..............................
  
   Все мы люди-человеки...
   Будем польку танцевать.
   Даже нищие-калеки
   Не желают умирать.
   ...............................
  
  
  
   А пока
  
  
   Ха-ха-ха
  
  
   Не хватайся за бока!
  
  
  
   А пока
  
  
   Ха-ха-ха
  
  
   Тарарарарарара.
  
   (вместо - "не толкайся под бока").
  
   Кроме "диких песен нашей родины" помню такие песни.
   На преунылый мотив - слова Саши Черного:
  
   Гессен сидел с Милюковым в печаали.
   Оба курили и оба молчали.
  
   Гессен спросил его кротко, как Аавель:
   "Есть ли у нас конституция, Павел?"
   ................................................
   Долго сидели в партийной печаали,
   Оба курили и оба молчали.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ("Невольное признание")
  
   С тоской, когда гости выкуривали все папиросы:
  
   Они сорвали по цветку,
   И сад был весь опустошен.
  
  
  
  
  
  
  
  
   (А. Плещеев, "Был у Христа-младенца сад...")
  
   На неопределенный, но всегда один и тот же мотив (если Маяковскому загораживали свет, когда он рисовал, или просто становились перед самым его носом):
  
   "Мадам, отодвиньтесь немножко!
   Подвиньте ваш грузный баркас.
   Вы задом заставили солнце,-
   а солнце прекраснее вас..."
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   (СашаЧерный, "Из"шмецких"воспоминаний")
  
   Часто спрашивал заинтересованно и недоуменно:
  
   Отчего на свете столько зла
   И какого вкуса жабье мясо?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   (Саша Черный, "Квартирантка")
  
   Популярна была и с чувством пелась и долго продержалась песня:
  
   Погоди, прэлэстница,
   Поздно или рано
   Шелковую лестницу
   Выну из кармана!
  
  
  
  
  
  
  
   (Козьма Прутков, "Желание быть испанцем")
  
   Когда Маяковский пел это, мы были совершенно уверены, что он слегка влюблен.
   Часто пелись частушки:
  
   Я голошев не ношу,
   берегу их к лету,
   а по правде вам скажу,-
   у меня их нету.
  
   Ты мой баптист,
   я твоя баптистка.
   Приходи-ка ты ко мне
   баб со мной потискать.
  
   Часто песенка Кузмина в ритме польки:
  
   Совершенно непонятно,
   пачему бездетны вы?
  

--

  
   Маяковский любил ранние стихи Василия Каменского, особенно:
  
   "Сарынь на кичку!"
   Ядреный лапоть
  
  
  
  Пошел шататься
  
  
  По берегам.
   Сарынь на кичку!
  
  
  
  В Казань!
  
  
  
  В Саратов!
   В дружину дружную
  
  
  
  На перекличку,
  
  
  
  На лихо лишное
   Врагам!
  
  
  
  
  ("Степан Разин")
  
   Когда приехали в Петроград Пастернак и Асеев и прочли Маяковскому стихи, вошедшие потом во "Взял", Маяковский бурно обрадовался этим стихам.
   Он читал Пастернака, стараясь подражать ему:
  
   В посаде, куда ни одна нога
   Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
   Ступала нога, в бесноватой округе,
   Где и то, как убитые, спят снега.
  
  
  
  
  
  
  
   ("Метель")
  
   И асеевское:
  
   С улиц гастроли Люце
   были какой-то небылью,
   казалось - Москвы на блюдце
   один только я неба лью.
  
  
  
  
  
  
  ("Проклятие Москве")
  
   Маяковский думал, чувствовал, горевал, возмущался, радовался стихом - своим, чужим ли. В те годы Маяковский был насквозь пропитан Пастернаком, не переставал говорить о том, какой он изумительный, "заморский" поэт. С Асеевым Маяковский был близок. Мы часто читали его стихи друг другу вслух. В завлекательного, чуть загадочного Пастернака Маяковский был влюблен, он знал его наизусть, долгие годы читал всегда "Поверх барьеров", "Темы и вариации", "Сестра моя жизнь".
   Особенно часто декламировал он "Памяти Демона", "Про эти стихи", "Заместительница", "Степь", "Елене", "Импровизация"... Да, пожалуй, почти все - особенно часто.
   Из стихотворения "Ты в ветре, веткой пробующем...":
  
   У капель - тяжесть запонок,
   И сад слепит, как плес,
   Обрызганный, закапанный
   Мильоном синих слез.
  
   Из стихотворения "До всего этого была зима":
  
   Снег все гуще, и с колен -
   В магазин
   С восклицаньем: "Сколько лет,
   Сколько зим!"
  
   "Не трогать" - все целиком и на мотив, как песню, строки:
  
   "Не трогать, свежевыкрашен",-
  
  
  Душа не береглась.
   И память - в пятнах икр и щек,
  
  
  И рук, и губ, и глаз.
  
   На тот же мотив из стихотворения "Образец":
  
   О, бедный Homo Sapiens,
  
  
   Существованье - гнет.
   Другие годы за пояс
  
  
   Один такой заткнет.
  
   Часто Маяковский говорил испуганно:
  
   Рассказали страшное,
   Дали точный адрес.
  
   И убежденно:
  
   Тишина, ты - лучшее
   Из всего, что слышал.
   Некоторых мучает,
   Что летают мыши.
  
  
  
  
  
  
  
  ("Звезды летом")
  
   Все стихотворение "Любимая - жуть!" и особенно часто строки:
  
   Любимая - жуть! Если* любит поэт,
   Влюбляется бог неприкаянный.
   И хаос опять выползает на свет,
   Как во времена ископаемых.
  
   Глаза ему тонны туманов слезят.
   Он застлан. Он кажется мамонтом.
   Он вышел из моды. Он знает - нельзя:
   Прошли времена - и безграмотно.
  
   {* Вместо: Когда.}
  
   Он так читал эти строки, как будто они о нем написаны. Когда бывало невесело, свет не мил, он бормотал:
  
   Лучше вечно спать, спать, спать, спать
   И не видеть снов.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ("Конец")
  
   Добрый Маяковский читал из "Зимнего утра" конец четвертого стихотворения:
  
   Где и ты, моя забота,
   Котик лайкой застегнув,
   Темной рысью в серых ботах
   Машешь муфтой в море муфт.
  
   Из "Разрыва" особенно часто три первых стихотворения целиком. И как выразительно, как надрывно из третьего:
  
   "...Пощадят ли площади меня?
   О!* когда б вы знали, как тоскуется,
   Когда вас раз сто в теченье дня
   На ходу на сходствах ловит улица!"
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 480 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа