Главная » Книги

Бакунин Михаил Александрович - Исповедь, Страница 15

Бакунин Михаил Александрович - Исповедь


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

атов ему удалось добиться среди богемских немцев). После раскры­тия подготовки к майскому выступлению в Богемии Оттендорфер принял участие в баденском восстании, после чего бежал в Америку.
  
  
   194 Здесь Бакунин открыто признает, что на роль диктатора в случае радикальной революции он предназначал себя-и правильно, ибо другого
   человека, способного на это, в его окружении не было. Ср. выше коммента­рий 144.
  
   195 О письме Елачича см. комментарий 173, где рассказывается о "Сла­вянской Липе".
  
   196 Письма Бакунину писались на адреса разных лиц; от него же пись­ма шли купцу Фишеру в Праге с надписью "г. Николандеру". Письма неред­ко зашифровывались.
  
   197 Геймбеpгеp, прозывавшийся также Лассогурским, сын австрий­ского чиновника, с которым он жил не в ладах, был учеником Лейпцигской консерватории. Бакунин познакомился с ним на одной из многочисленных студенческих сходок, на которые он собирал как славянскую, так и немец­кую демократическую молодежь. Вскоре после посещения Лейпцига Арноль­дом Геймбергер уехал в Вену для примирения с отцом. Бакунин воспользо­вался этою поездкою Геймбергера. Посвятив его отчасти в свои планы, он предложил ему на обратном пути заехать в Прагу к Арнольду и написать о тамошних делах. В Праге Геймбергер осел и сделался бакунинским постоян­ным корреспондентом. Он сообщал ему как о том, что наблюдал собствен­ными глазами, так и о том, что передавал ему Арнольд. Самостоятельных поручений Бакунин ему не давал, считая его к выполнению их неспособным. Но австрийская следственная комиссия утверждала, что Бакунин поручил ему организовать студенчество по системе пятерок; Бакунин однако это от­рицал. Бакунин сначала ничего не хотел говорить о Геймбергере, но когда комиссия познакомила его с показаниями Страка относительно того, что Геймбергер был прислан в Прагу в качестве пропагандиста и агитатора, Бакунин признал только то, что приведено в начале настоящего абзаца. Именно письма Геймбгргера и побудили его поехать вторично в Прагу.
  
   198 На допросах в Саксонии Бакунин отрицал свою вторую поездку в Прагу ("Пр. Рев.", 1. с., стр. 195). Судя по его показанию от 16 октября 1849 г.. и по письму к Илиодору Скуржевскому, напечатанному в томе 3 под N 523, он задумал поездку в Прагу еще в январе того года; но тогда поездка не состоялась. "Цель поездки, как показывал Бакунин, была по мере сил воспрепятствовать тому, чтобы славяне под предводительством Виндишгреца и Елачича и под покровительством России объединились про­тив мадьяр и немцев" (1, с., стр. 206-207; "Материалы для биографии", том II, стр. 142). На допросе в Австрии Бакунин признал, что побывал вторично в Праге весною 1849 года (Чейхан, стр. 83; "Материалы для биографии", том II, стр. 418).
  
   199 Это второе воззвание Бакунина к славянам по поводу вступления. русских войск в Трансильванию напечатано нами в томе 3 под N 525. Ли­стовка эта была выпущена в Лейпциге издательством Гохсфельд. Один эк­земпляр брошюры на немецком языке имеется в архиве министерства внутренних дел в Праге, откуда его заимствовал Чейхан, напечатавший его в приложении к своей книге (оттуда мы его и взяли). В ИМЭЛ имеется фотокопия номера "Дрезденской Газеты", в котором это воззвание было помещено. На допросе в Австрии Бакунин признал себя автором этого воззвания.
  
   200 На допросе в Австрии Бакунин показал, что в конце февраля или в начале марта 1849 г. он переехал из Лейпцига в Дрезден во-первых потому, что опасался оставаться в Лейпциге из-за своих брошюр, а во-вторых пото­му, что в Дрездене не только рассчитывал на большую безопасность благо­даря тамошним друзьям, но и мог оттуда лучше следить за положением ве­щей в Богемии, Венгрии, Польше и России. В частности "он решил посе­литься в Дрездене для того, чтобы быть поближе к Богемии, в которой успел уже завязать революционные связи. Пфицнер (цит. кн., стр. 115) го­ворит, что Бакунин переехал в Дрезден около середины марта 1849 г.
   О. Л. Виттиге см. том III, стр. 548.
  
   201 Об А. Реккеле см. том III, стр. 547. В жизни Реккеля Бакунин сыграл решающую роль. Вот как Реккель в своих воспоминаниях о ка­торжной тюрьме рассказывает о своем знакомстве с великим агитатором: "Я познакомился с Бакуниным несколькими месяцами раньше, когда он из Лейпцига тайком прибыл в Дрезден и несколько дней скрывался у меня. Как человеку редкой силы духа и твердости характера, соединенных с импо­нирующей внешностью и увлекательным красноречием, ему везде легко уда­валось поднимать настроение молодежи до энтузиазма и увлекать за собою даже более зрелых людей, тем более что его воззрения, свободные от наци­ональной ограниченности, проникнуты были благороднейшим и широчайшим гуманизмом. Но именно его пылкая фантазия в соединении с бессознатель­ным честолюбием богато одаренной натуры, чувствовавшей себя призван­ною к тому, чтобы руководить и повелевать, часто толкала его к самообма­ну насчет действительного положения вещей. Его ближайшим стремлением было объединение славянской и немецкой демократии против русского ца­ризма, тогдашней главной опоры абсолютизма; а его многочисленные лич­ные связи с единомышленниками во всех областях Австрии, равно как в Польше и России, заставляли его считать достижение этой цели гораздо более близким, чем оно является и по сей день" (August RЖckel-"Sach­sens Erhebung und das Zuchthaus zu Waldheim" Франкфурт 1865" стр. 143).
   В саксонских показаниях Бакунин говорит о Реккеле следующее:
   "Вскоре после моего прибытия в Дрезден, кажется в начале марта этого (1849) года, я познакомился с заведующим музыкальной частью Реккелем через Виттига в каком-то общественном месте, кафе или ресторане. Реккель понравился мне, и я стал поэтому искать его знакомства. Так как Реккель разделял мои политические взгляды, в частности мое мнение о славянском вопросе, то вскоре после моего знакомства с Реккелем у нас завязались дру­жеские отношения... Реккель симпатизировал славянам постольку, поскольку он разделял мое убеждение, что славяне настроены не исключительно в на­циональном славянском духе, но чутки и к идее свободы" ("Пр. Рев.", 1. с., стр. 172-174: "Материалы для биографии", т. II, стр. 113). Кроме того Реккель издавал демократический листок и был интересен Бакунину и с этой стороны.
   Еще до переезда в Дрезден Бакунин по-видимому посредством пере­писки из Кэтена и через общих знакомых сумел оказать известное воз­действие на "Дрезденскую Газету", которая в славянском вопросе на­чала все яснее становиться на его позицию признания солидарности сла­вянской и немецкой (также мадьярской) демократии. Перебравшись в
   Дрезден, он скоро сумел в этом вопросе сильно подчинить редакцию га­зеты своему влиянию. Постепенно прежний корреспондент газеты из Праги, стоявший на античешской точке зрения, был вытеснен другим, который признавал наличие славянской демократии, готовой работать рука об руку с демократиею немецкою. В газете стали появляться редакционные статьи и заметки, окрашенные новым духом, причем возможно, что некоторые из этих статей если и не целиком написаны Бакуниным, то им продиктованы, внушены, набросаны вчерне и т. п. Такова например передовая статья N 64 от 16 марта 1849 года под заглавием "Чешская демократия". Ввиду того, что не исключена возможность принадлежности этой статьи Бакунину (пе­репечатавший ее в своей книге И. Пфицнер высказывает на стр. 116 пред­положение, что она составлена по наброску Бакунина), мы приводим ее целиком.
   "Изречение старого Пиллерсдорфа, гласящее, что ни один министр не положил в большей мере секиру у подножия трона, чем Вессенберг, в еще более полной степени осуществлено его преемником Стадионом: безумные мероприятия камарильи нанесли сборной Австрийской монархии весьма глу­бокие раны, и нанести ей смертельный удар предназначено по-видимому именно тому народу, от которого она ожидала своего спасения, который не раз предлагал ей свои услуги в качестве спасителя, тешил себя этою мечтою, - чешскому. Несмотря на последние газетные сообщения из Пра­ги (см. корреспонденции оттуда), это удивит наших читателей, однако это именно так, как мы ниже попытаемся вкратце доказать для понимания на­шего времени.
   "Когда во время прошлогоднего расцвета всеобщей свободы народов собрался в Праге славянский конгресс, подавший повод к стольким недо­разумениям, раздорам и враждебным выступлениям, среди чехов суще­ствовали две партии с прямо противоположными принципами: одна демо­кратическая, а другая - государственническая, кокетни­чавшая либерализмом. Последняя, во главе которой стояли чешские Валькеры, Бассерманы и К®, все эти Палацкие, Штробахи, Браунеры и т. д., счи­тала себя застрахованной на всякие случаи, так как ее действительная цель заключалась в основании национально-чешского королевства и, лишь в случае невозможности такового, в завоевании для славян руководящего значения в объединенном австрийском государстве. Ее противники, демо­краты, стремились лишь к освобождению славянских племен, они хотели дружественного братского союза с немцами, но не желали больше быть безвольными орудиями австрийского объединенного государства. Их лозун­гом была свобода для всех племен согласно своему истинному народному волеизъявлению присоединяться к более крупным соседним племенам, не­мецким, мадьярским, славянским; целью же их была федеративная рес­публика. К сожалению эта партия потерпела поражение вследствие жал­кого отступничества лицемерно заигрывавших с чешством черно-желтых аристократов вроде Лео Туна, Ауэрсперга и т. п., вследствие измены го­сударственных мужей, которые, сообразив собственную выгоду, склони­лись на сторону Габсбургов, ничтоже сумняшеся объявили истинно народную партию государственными изменниками и побудили Bиндишгреца за­сыпать ее бомбами и ракетами. Но они потерпели поражение также вслед­ствие злосчастных национальных раздоров, при чем немцы видели для себя опасность в чехах, последние усматривали опасность для себя в не­мецких народных восстаниях вне Богемии, хотя истинные демократы всех наций солидарно выступали на баррикадах против "отеческого привета" им­ператора Фердинанда. К этому присоединилось опасение прихода немец­ких имперских войск для усмирения "чешских бунтовщиков", оправдывав­шееся благодарственным адресом Вуттке поджигателю Виндишгрецу. Но одновременно этой, становившейся все более односторонней национальной антипатии способствовало еще одно обстоятельство: события в Венгрии. Мы не можем входить здесь в запутанный спор между кроатами, серба­ми и мадьярами, мы хотим просто указать на то, что славянское нацио­нальное чувство столь же естественно толкало чехов на сторону южных славян, как немцев на сторону шлезвиг-голштинцев. Эти южные славяне избрали своим вождем Елачича, несмотря на то что в тот момент он был в опале у двора; но прошло немного времени, и чехи по инстинкту свободы поняли, что этот придворный дурачил их лощеными фразами, обманывал кроатов в интересах придворной партии и таким образом предал совокуп­ную демократию славянских народов.
   "Елачич двинулся на Вену, и здесь начинается третья стадия, через которую в истекшем году прошли чехи. Из Вены, этого центра империи. из этого стока всех ее национальностей, вышел в марте мятеж, плоды ко­торого были одинаково радостно приветствуемы на турецкой границе, как и в Богемии. Было прекрасно известно, что славяне, немцы и венгерцы брат­ски выступали там за одинаковую цель, падение старой системы. Но старой габсбургской политике удалось разорвать еще столь слабые, хотя и чрева­тые такою опасностью для нее нити народного братания и представить последствия мартовских достижений как опасные для государства, а их сторонников как смутьянов и врагов царствующего дома. Трусливые чеш­ские беглецы из рейхстага, как Палацкий, Штробах, Браунер, Ригер, Троян, Гавличек и т. д., довели до конца то, что начато было правительством.
   Чтобы прикрасить свое бегство, они рассказывали изумленной чешской молодежи о личной опасности, коей они подвергались в качестве чехов, и рисовали восстание 6 октября как немецко-славяноедское. Сомнение на­счет того, не является ли Елачич изменником делу свободы, потонуло в потоке высокопарных фраз, которыми эти герои старались прикрыть от­сутствие у них энергии, в потоке национальной болтовни, которою они пы­тались замаскировать свою политическую слепоту и свою измену. Выдвину­тое в рейхстаге в столь безусловной форме требование послать во Франк­фурт также представителей от чехов - такова была тема, которая, видоиз­меняясь на тысячу ладов, в конце концов сбила с толку чешскую моло­дежь, снова заставив ее поставить национальность выше демократии. Таким образом не только дали Вене пасть, но и допустили чешских депутатов в официальном заседании рейхстага надругаться над борцами за свободу. Но хуже всего было то, что Гавличек, ограниченный человек и верный пес черножелтого кабинетного героя Палацкого, был избран в Комитет Славян­ской Липы. Благодаря ему этот прежде демократический союз стал коле­баться в своих убеждениях и дал себя использовать в качестве орудия правительственной партии. Однако в сердцах тысяч людей продолжал ше­велиться грызущий червь, и когда Елачич с кроатами двинулся на Венгрию, дабы и там уничтожить последние остатки свобод 1848 года, когда реак­ционная партия снова высоко подняла голову, тогда повязка упала с глаз еще большего числа людей, и оставшиеся верными, столь долго вынужден­ные молчать демократы получили возможность снова выступить открыто. Это прежде всего сказалось в прессе, и здесь как раз уместно поподроб­нее поговорить о последней.
   "Мнимо конституционные, а на деле иезуитски черножелтые газеты "Конституционный Богемский Листок" ("Das Constitutionelle Blatt aus BЖhmen"), и "Всеобщая Конституционная Богемская Газета" ("Die Allge-meine Constitutionelle Zeitung fЭr BЖhmen"), равно как орган Палацкого. редактируемые Гавличком "Славянские Известия" ("SlovanskИ Noviny")
   (В действительности она называлась "Narodni Novini" ("Национальные Известия").
   и славянский "Центральный Листок" ("Slavische BlДtter") Иордана с чеш­ской стороны, "Газета Немецкого Союза" ("Die Deutsche Vereinszeitung"),
   чисто буржуазный листок, с немецкой стороны, несмотря на случайные
   национально-оппозиционные выступления против отдельных мероприятии правительства, действовали в смысле и в интересах кнутобойного объеди­ненного австрийского государства в ущерб демократии. Последняя распо­лагает лишь двумя газетами: "Славянской Липой" Сабины, органом Союза, и особенно чисто демократически-социальной газетой автора книжки про­тив иезуитов Арнольда "Obeanske Noviny" ("Гражданские Известия"), ко­торая своими краткими, энергичными статьями особенно способствовала воспитанию и просвещению крестьян. Но значительный толчок перемене политического настроения среди чехов, более правильному пониманию вен­герских военных дел и камарильи дало воззвание русского Бакунина к славянам, где в горячей образной речи изображена была общая опасность, которою угрожает свободе всех народов Австрии победа придворной партии. Так только можем мы объяснить себе советы Слав[янской] Л[ипы] подать массовый адрес рейхстагу против министерства Стадиона, удаление порт­рета Елачича из зала Славянской Липы, виваты в честь Кошута и нем­цев, предание огню октроированной при роспуске рейхстага конституции. Но такое понимание вещей проявилось не только на чешской почве; оно пустило также глубокие и широко разветвленные корни среди южных сла­вян, особенно среди сербов; вражда к Венгрии стала утихать с тех пор, как в этом народе усмотрели последний оплот общей свободы. Из Праги может быть подан сигнал всем славянским племенам, и мы надеемся, что так и произойдет, как этого по-видимому уже начинает бояться правительство, ибо оно собирается распустить Славянскую Липу и при первом удобном случае провозгласить в богемской столице осадное положение.
   "Если на основании этих признаков мы вправе рассчитывать на энер­гическое выступление чехов, то на нас, как на немецких демократов, ло­жится еще священная обязанность настоятельно призвать наших братьев в Богемии к совместным действиям в этой борьбе. Но для этого необходимо, чтобы они отказались от национального соперничества и отделались от страха перед чехами. Солидарный союз в борьбе не позволит уже борцам разойтись после победы. К сожалению это недоверие, независимо от раз­ных условий, питалось и поддерживалось особенно также тем, что боль­шинство существующих немецких ферейнов являются порождением наших саксонских немецких ферейнов и в качестве таковых оказываются социально-реакционными. Но в них имеются еще демократические элементы, и их над­лежит связать как между собою, так и с чешскими для общей победонос­ной борьбы с общим врагом. Только таким путем может быть разрешен старый разлад, до сих пор разделявший демократов обеих национально­стей, ибо чехи пойдут вперед, не поддаваясь декламации Палацкого и его приверженцев, оглушенных языком "совершившихся фактов", которым ка­марилья устами Стадиона - Баха разговаривает с одураченными народами. В добрый час!".
   Приходится признать, что как стиль этой статьи, так и общий ход мыслей и отдельные замечания, содержащиеся в ней, сильно напоминают другие произведения Бакунина на ту же тему и того же периода, как на­пример оба воззвания к славянам, его письма того времени, защитительную записку перед саксонским судом и т. п., так что авторство Бакунина пред­ставляется здесь весьма правдоподобным. Но в виду более тяжелого слога, чем обычный бакунинский, проходится допустить и соавторство другого журналиста-вероятнее всего немца (быть может Виттига).
   В завязавшейся по вопросу о чешской демократии полемике принял участие новый корреспондент "Дрезденской Газеты" из Праги, подписы­вавшийся Г., под каковою подписью мог скрываться по предположению Пфицнера демократически настроенный управделами Славянской Липы Виль­гельм Гауч (впоследствии прикосновенный к заговору Бакунина). В N 84 "Дрезденской Газеты" от 8 апреля 1849 г. появилась его корреспонденция, в которой жестоко критиковалась позиция Палацкого, его оруженосца Кар­ла Гавличка и т. п., и им противопоставлялась позиция чешской демократи­ческой партии, руководимой Сабиною, Арнольдом и в последнее время Францем Гавличком (его не следует смешивать с его однофамильцем Кар­лом Гавличком, реакционером). В частности Сабину корреспондент хвалит за то, что он возвысился в качестве редактора органа Славянской Липы до точки зрения социальной демократии. К этой корреспонденции редакция газеты присоединила примечание, в котором говорилось: "С радостью опуб­ликовали мы настоящее письмо и при сем заявляем, что хотя мы нередко отчетливо выставляем на вид антидемократическое поведение чехов, эта борьба не направляется против чехов как нации. Демократическому чешству мы протягиваем братскую руку" (корреспонденция эта перепечатана у Пфиц-нера, цит. книга, стр. 125 ел.).
   Гауч, Вильгельм-чешский политический деятель, демократ; принял участие в революции 1848 года; сначала шел за Палацким, но затем (от-
   части под влиянием Бакунина) стал леветь. Он был управляющим делами Славянской Липы и вместе с этим обществом проделал эволюцию от соглашательства Палацкого и реакционного немцеедства К. Гавличка и Елачича к революционному демократизму и к готовности работать рука-об-руку с прогрессивными немцами против австрийской камарильи и собственной чеш­ской реакции. Позже принял участие в организованном Бакуниным револю­ционном заговоре, был арестован и судим, но отделался сравнительно лег­ко, получив всего шесть лет тюремного заключения.
  
   202 В это время, т, е. накануне отъезда Бакунина в Прагу, прибыл в Дрезден Густав Страка. Бакунин поручил ему вместе с Виттигом, Реккелем и почтовым чиновником Мартином (активный дрезденский демократ, член "Комитета по восстановлению Польши"; впоследствии арестован в Хемнице вместе с Бакуниным) составить международный комитет для установле­ния смычки между чехами и немцами. Бакунин отрицал это показание Стра­ка, уверяя, что рекомендовал ему только поддерживать литературную связь с "Дрезденской Газетой" Виттига, дабы проводить а, ней бакунинскую точку зрения насчет чешсхо-немецкого соглашения.
  
   202а Утверждение Бакунина о том, что до марта 1849 года у него не было никаких политических отношений с поляками, в такой безусловной форме конечно не точно. Попытки к установлению таких отношений он, как мы знаем, начал делать уже в 1846 году. В 1847 году у него были уже знакомые поляки, с которыми он обсуждал вопрос о грядущих взаимоот­ношениях Польши и России и т. п. Среди поляков он тогда был уже на­столько известною фигурою, что они пригласили его на свой ежегодный ми­тинг, на котором он и произнес свою знаменитую речь. После высылки его за эту речь из Франции он в Брюсселе еще ближе сошелся с поляками, в том числе с И. Лелевелем, и вторично выступил с речью на февральском собрании польских эмигрантов в 1848 г. В Берлине первые встречи его это - встречи с поляками, в том числе с Цыбульским (вероятно и с другими), то же-в Бреславле, где он завязывает среди поляков многочисленные зна­комства, естественно окрашенные политическим духом. Вряд ли эти знаком­ства, о которых нам к сожалению известно очень мало, носили чисто личный или академический характер: это не было свойственно Бакунину да и тому времени вообще. Конечно с поляками Бакунин обсуждал шансы на восста­ние Польши, особенно так наз. "русского забора", т. е. Царства Польского, и в связи с этим разумеется на восстание в России. Для этого Бакунин входил в сношения со всеми польскими партиями (что между прочим поль­ским демократам не нравилось) и с поляками из всех трех частей Поль­ши, - познанцами, галичанами, особенно из Кракова, и эмигрантами из русской Польши. Среди них Бакунин нашел много друзей и единомышлен­ников. Поэтому трудно принять без возражений заявление Бакунина, что до встречи с Гельтманом и Крыжановским он не имел с поляками никаких положительных, т. е. конкретных политических сношений. Такое заявление можно понять только как проявление его упорного стремления скрыть в "Исповеди" по возможности все свои отношения с поляками кроме тех, о ко­торых русской полиции и без того было известно (а об участниках дрезден­ского восстания Гельтмане и Крыжановском знали все). Но замечательно, что и здесь Бакунин постарался умолчать об имени третьего польского офицера, участвовавшего в восстании, Голембиовского, о котором полицианты не знали,
   Во время второго посещения Берлина в июле-сентябре 1848 г. Баку­нин расширил и укрепил свои связи с поляками. Помимо того, что он встре­чался с некоторыми из них на общих демократических совещаниях, он был близок к кругам, группировавшимся вокруг Польской Национальной Лиги, основанной по инициативе А. Цешковского в июле 1848 года в Берлине и ставившей себе целью мирными и законными путями способствовать осу­ществлению польских национальных стремлений. В этой по существу куль­туртрегерской и преимущественно познанской организации было свое левое крыло, представленное такими людьми, как Липский, К. Либельт, знакомый Бакунину еще по пражскому съезду, В. Косцельский и т. д. В славянском кружке, который Бакунин сформировал вокруг себя в Лейпциге и где чехи были представлены братьями Страка, польский элемент был представлен Романом Фогелем, сотрудником иордановских "JahrbЭcher" и служащим книжной торговли Буссениуса, Геймбергером, известным также под полони­зированной фамилией Лассогурский, венцем по происхождению и учеником лейпцигской консерватории (позже одним из его пражских агентов), и эмиг­рантом Завишей, впрочем вскоре отстраненным Бакуниным от дел за лег­комыслие и болтливость. Правда обращение Бакунина, затеявшего свой план восстания в Богемии, к своим знакомым познанским полякам осталось бес­плодным, но из Дрездена к нему приехал в Лейпциг Ю. Андржейкович, его преданный сторонник, переводивший на польский язык его воззвание к славянам.
   В Дрездене, куда Бакунин перебрался в середине марта 1849 г., он продолжал поддерживать и расширять свои связи с поляками. Он даже сразу заехал на квартиру к польскому эмигранту Тадеушу Дембиньскому. агенту Централизации Польского Демократического Товарищества, с кото­рым он вероятно познакомился во время своего пребывания в Бреславле. Здесь Бакунин встречался все время с поляками, собиравшимися в опре­деленных кафе и ресторанах, в частности с Карлом Б[р]жозовским и Иоси­фом Аккортом, из которых последний сделался одним из его пражских аген­тов по делу военной подготовки восстания. 17 марта в Дрезден прибыл и старый знакомый Бакунина В. Липский. Избегая вообще частых и бесплод­ных встреч с поляками, Бакунин несомненно встречался с демократическими их представителями, с которыми обсуждал планы дальнейших революцион­ных выступлений, особенно в Польше и России. С наиболее близкими го­ворил о своем плане восстания в Богемии.
   Кроме того Бакунин, верный своим прежним привычкам, старался иметь и светские знакомства: здесь можно было отдохнуть и приятно про­вести время, а при случае попользовать их в революционных целях для добывания средств, адресов и т. п. Такими знакомыми его в Дрездене бы­ли теперь графы Скуржевские, у которых здесь имелся дворец, и графиня Чесновская, у которой он часто обедал.
   Б[р]жозовский, Карл (1821-1904)-польский писатель и обще­ственный деятель; родился в Варшаве; в 1842 г. выехал за границу; уча­ствовал в познанском движении 1848 года. После того был в Турции, объехал Курдистан и Анатолию; в 1855г. поселился в Азиатской Турции, женившись на дочери французского консула в Латаке (Сирия). Был на турецкой службе в качестве военного инженера, по оставлении которой был испанским консулом в Латаке. В 1883 г. переехал во Львов для вос­питания дочерей. Произведения его относятся преимущественно к лириче­скому жанру; много переводил.
  
   203 Об Александре Кpыжановском см. том III, стр. 548. В рас­сматриваемый момент Крыжановский ехал в Париж, куда уже раньше уехал В. Гельтман. Они бежали от преследований австрийской полиции из Галиции, где работали с осени 1848 года над подготовкою восстания, кото­рое в сотрудничестве с венграми должно было нанести тяжкий удар Ав­стрии и одновременно угрожать России; предполагалось, что это восстание встретит отклик в Познани и в Царстве Польском. Как видно из показа­ния Бакунина перед саксонской следственной комиссией, Крыжановский носил тогда кличку Бутилье; вероятно имел французский паспорт на это имя, так как ехал в Париж (см. "Красный Архив", 1. с., стр. 171). Чейхан (примечание 178) сообщает, что в протоколах (видимо австрийской комис­сии) везде пишется не Kr[z]yzanowski, a Kranowski, а Керстен (цит. кн., стр. 116) уверяет, что это имя пишется Krzyzarawski, но это что-то мало­вероятно. В показаниях перед саксонской комиссией (стр. 198) Бакунин сообщает, что с Крыжановским он раньше познакомился в Брюсселе, а с Гельтманом в Париже. Встретились они в Дрездене по-видимому около се­редины марта (так как это происходило накануне поездки Бакунина в. Прагу, а туда он поехал во второй половине марта 1849 года).
   В Центральной военной библиотеке в Варшаве (б. Раперсвильский Музей) под N 1173 хранится доклад В. Гельтмана и А. Крыжановского заграничной Централизации, содержащий отчет о выполнении ими возло­женной на них миссии по поездке в центральную Европу. Часть этого до­клада, касающаяся их пребывания в Богемии и Саксонии в апреле и мае 1849 года, опубликована на польском языке в цитированной книге проф Пфицнера (стр. 159-168). Хотя в некоторых местах авторы доклада при­писывают себе деяния, которые по рассказу Бакунина принадлежат ему, а в других местах как бы преуменьшают его роль в подготовлявшихся и разыг­равшихся в Чехии и Саксонии событиях, тем не менее этот документ в су­щественном подтверждает рассказ Бакунина, а кое-где дает еще важные дополнения и разъяснения бакунинского рассказа. Из этого доклада мы между прочим узнаем, что кроме них двоих в генеральном штабе дрезден­ского восстания участвовал еще третий поляк, некий Голембиовский из Галиции. Там же сообщаются некоторые любопытные подробности о сно­шениях с немецкими демократами, о которых Бакунин, явно не желавший давать Николаю и его жандармам лишнего материала, совершенно умалчи­вает. Их повесть о самом дрезденском восстании в основных чертах не только не расходится с тем, что говорит об этом предмете Бакунин в <Исповеди", но напротив совпадает с последним в главном и в деталях.
   Тот приезд их в Дрезден, о котором они говорят в своем докладе. был очевидно уже вторым, и относится к началу апреля, судя по тому, что они говорят о недавнем возвращении Бакунина из Праги (а он был там во второй половине марта) и обнаруживают к этому моменту уже детальное знакомство с подготовительными мерами по восстанию в Богемии и Гер­мании вообще. Кстати их доклад показывает, что вопреки отмечаемому ниже месту в "Исповеди" они были Бакуниным или другими участниками дела посвящены в него гораздо интимнее и подробнее, чем можно было бы заключить из рассказа Бакунина. В некоторых случаях выходит даже, что они играли в заговоре более решающую и направляющую роль, чем Ба­кунин. Мы считаем впрочем подобные места в докладе Гельтмана и Крыжановского неубедительными. Само собою разумеется, что так как они пред­ставляли довольно влиятельную и широкую организацию ("Демократиче­ское Товарищество") в отличие от Бакунина, который в конце концов был только одиночкой, и политически были опытнее его, особенно в военных и организационных вопросах, то неудивительно, что в ряде случаев их голос имел перевес; но что душою богемского заговора был Бакунин, что они были привлечены к этому делу Бакуниным, что молодежь, участвовавшая в нем, признавала своим вождем Бакунина, это не подлежит сомнению и вытекает из показаний всех привлеченных к делу о заговоре в Чехии лиц. Надо при этом указать, что Гельтман и Крыжановский подходили к во­просу с точки зрения интересов Польши, Бакунин же с точки зрения меж­дународных интересов революции.
  
   204 Здесь Бакунин снова приписывает инициативу клеветы на него не полякам вообще, а специально польским демократам (выше мы объясняли, почему это могло произойти). Свое сближение с Крыжановским и Гельтма­ном в рассматриваемое время он прямо объясняет их недоверчивым отно­шением к этой сплетне: "С обоими я сблизился потому, что они мне зая­вили, что не разделяют взгляда своих соотечественников на меня, будто я- русский шпион" (допрос в Саксонии, 1. с.. стр. 198; "Материалы для био­графии", т. II, стр. 134). И дальше Бакунин дает новую версию на­счет происхождения этой клеветы: "Такой взгляд на меня возник на почве моего Заявления, что я как русский намерен держаться нейтралитета в польских делах и не желаю высказываться ни в пользу польской аристо­кратии, ни в пользу польской демократии". Это объяснение представляется нам весьма сомнительным. Понимать его надо невидимому в том смысле, что Бакунин таким заявлением оставлял себе открытым путь к сношению с обоими лагерями польской эмиграции, и этим мог возбудить ее подо­зрения. Но прежде мы слышали от Бакунина объяснение в прямо противо­положном смысле, когда он связывал возникновение первого подозрения против него с своею поездкою 1846 года в Версаль для завязания связей с Централизацией Польского Демократического Товарищества. Значит подозрение возбудил не нейтралитет, а как раз желание его войти в непосредственную связь с демократическим крылом эмиграции.
  
   205 Паспорт был на имя Андерсена. На допросе в австрийской комиссии Бакунин признал факт приезда с фальшивым паспортом, но не мог припом­нить, на чье имя он был выдан. Комиссия помогла его запамятованию и установила имя.
  
   206 Вскоре после отъезда в Чехию Адольфа Страка, который увез с со­бою экземпляры первого и второго воззваний Бакунина к славянам на не­мецком и чешском языках, получено было от Геймбергера новое письмо, в котором он яркими красками описывал то влияние, какое доставило Баку­нину среди чешской молодежи ознакомление с его кэтенской брошюрой. Геймбергер писал, что среди студенчества и членов "Славянской Ляпы" господствует благоприятное отношение к позиции Бакунина, и кончал свое письмо приглашением к Бакунину лично приехать в Прагу и убедиться в настроении публики. Это именно письмо и побудило Бакунина не отклады­вать свой отъезд в Прагу. Он так спешил, что приехал в Прагу раньше Адольфа Страка. Происходило это во второй половине марта 1849 года. Только Геймбергер и Арнольд знали о его приезде. Они отвели его к химику-красилыцику Франтишку Паулю. Бакунин не чувствовал себя здесь в безопасности, особенно же ему не нравилось отсутствие чистоты. Пауль проявил к Бакунину большой интерес, что показалось тому весьма подо­зрительным. В тот же день он был переведен в центр города и помещен у отставного судейского чиновника Карла Прейса, у которого переночевал. На другой день был снова отведен к Паулю, где провел ночь, а на следующий день был устроен у жестяника Менцеля в Карлине (Каролиненталь - фаб­ричная часть Праги), где оставался до отъезда из Праги. По словам Баку­нина на допросе в Австрии Менцель, вообще человек совершенно пассив­ный, не знал о цели его пребывания и не интересовался этим, а играл по отношению к нему просто роль хозяина квартиры (Чейхан, стр. 46 и 83;
   "Материалы для биографии", т. II, стр. 437-441), В Праге Бакунин про­был четыре дня.
  
   207 По возвращении в Дрезден Бакунин по-видимому не скрыл своего разочарования от своих приятелей. По крайней мере Р. Вагнер в своих "Мемуарах" рассказывает об этой поездке Бакунина следующее: "Когда ему показалось, что час восстания настал, он однажды вечером начал гото­виться к небезопасному для него переезду в Прагу, раздобыв паспорт ан­глийского купца. Ему пришлось остричь и обрить свои великолепные кудри и бороду и придать себе филистерски-культурный вид. Так как пригласить парикмахера нельзя было, Реккель принял дело на себя. Операция эта была произведена в присутствия небольшого кружка знакомых тупой бритвой, причинявшей величайшие муки. Пациент сохранял невозмутимое спокой­ствие. Отпустили мы Бакунина в полной уверенности, что живым больше его не увидим. Но через неделю он вернулся обратно, убедившись на ме­сте, как легкомысленны были доставленные ему сведения о положении дел в Праге: там к его услугам оказалась кучка полувзрослых студентов. Рек­кель добродушно подсмеивался над ним, и отныне он стяжал у нас славу революционера, погруженного в конспирации только с теоретической сто­роны" (т. II, стр. 175).
  
   208 Зная, что австрийское правительство возбудило против него дело за первое воззвание к славянам, Бакунин хотел сохранить свое пребыва­ние в Праге в полной тайне и встречаться с елико возможно меньшим чис­лом людей. Но ему это не вполне удалось. Первое собрание с чешскими демократами, о котором рассказывает Бакунин, состоялось у Прейса. Кроме Сабины на него пришло много людей, которых Бакунин не ожидал, и кото­рые явились прямо с собрания "Славянской Липы". Кроме названных Ба­куниным на допросе и без него известных полиции Сабины, Арнольда, Прейса, Гаймбергера и какого-то неназванного квартиранта Прейса, на этом совещании, как установила комиссия, присутствовали Вильгельм Гауч, журналист Винцент Вавра (соредактор Сабины по "Известиям Славянской Липы"), журналист Ян Кнедльганс-Либлинский, редактор "Вечернего Ли­стка", и депутат австрийского рейхстага Франтишек Гавличек (о последних четырех Бакунин отозвался запамятованием).
   Кнедльтанс, Ян, (псевдоним Либлинский (1823-1889) - чешский писатель и политический деятель радикального направления. По окончании гимназии переехал в Прагу, где примкнул к движению молодых литераторов. В 1847 издал "Чешские пословицы и поговорки", в 1848 ре­дактировал радикальный "Вечерний Пражский Листок", был членом Сла­вянской Липы, где принадлежал к левому крылу и резко полемизировал с правыми и особенно с К. Гавличком. В мае 1849 "Вечерний Листок" был приостановлен, а сам Кнедльганс арестован. Привлеченный к делу Ба­кунина о заговоре, он был в 1851 военным судом приговорен к бессрочной каторге. По выходе из тюрьмы в 1860 году занялся журналистикой.
   Вавра, Винцент, псевдоним Гастальский (1824-1877)-чешский писатель, журналист и общественный деятель; с 1843 г. участвовал в орга­низация ремесленных кружков, ставивших себе целью развитие духовной и национальной самостоятельности масс; участвовал в тайном радикально-демократическом обществе "Рипиль". в 1848 г. был членом "Сворности" и членом демократического крыла "Славянской Липы" вплоть до роспуска ее в мае 1849 года. Арестованный после святодуховских волнений, был освобожден и возвратился в Прагу, где занялся журналистикою. Был пер­вым сотрудником радикального "Пражского Вечернего Листка", основан­ного Кнедльгансом, с октября
   1848г. вместе с д-ром Подлипским редакти­ровал политический еженедельник "Славянской Липы", с января 1849 г. редактировал вместе с Сабиною, а с апреля единолично "Известия Славян­ской Липы". В ночь на 1 сентября 1850 г. был арестован и посажен в Градчин за участие вместе с Либлинским и Прейсом в тайной сходке, со­званной Бакуниным. Осужден за это на 5 лет каторжных работ. Амнисти­рованный в апреле 1854 г., вернулся в Прагу, где был отдан под тайный надзор полиции. Лишенный возможности писать, поступил в адвокатскую канцелярию. Материально нуждаясь, занялся переводами. С 1860 г. вер­нулся к публицистической деятельности, был редактором газеты "Глас", за­тем "Narodny Listy". Позже был депутатом чешского сейма.
  
   209 То же Бакунин заявил на допросе в Австрии: "люди, с которыми я встречался, склонны к болтовне, к лишним разговорам, к обсуждению ми­ровых событий в "Славянской Липе" и просто неспособны к серьезным предприятиям; более того, я так и не заметил в них до конца и воли к этому. С таким впечатлением я и уехал из Праги" (Чейхан, прим. 195; "Материалы для биографии, том II, стр. 438). Если допустить, что на до­просах в Австрии Бакунин стремился выгородить своих собеседников, представив их в виде невинных болтунов на политические темы, то зачем бы он стал прибегать к такой тактике перед Николаем I? Отсюда мы вправе заключить, что встреченные им чешские демократы произвели на него именно такое отрицательное впечатление.
  
   210 На собрании Бакунин произнес речь, в которой после общей ввод­ной части перешел к рассмотрению задач текущего момента в Чехии и в частности к возможности проведения восстания. Он старался убедить при­сутствующих в необходимости для чехов отказаться от своей ограниченной политики и приобщиться к общеевропейскому демократическому движению, в данный момент - к движению мадьяр, немцев и поляков. Дальше он до­казывал, что пора оставить отвлеченные разговоры и начать активные дей­ствия против австрийского правительства, т. е. поднять восстание. Затем он начал выспрашивать мнения отдельных присутствовавших. Речь его сво­им радикализмом одних удивила, других прямо испугала: ведь многие при­шли на это собрание, не зная еще, в чем дело. С своей стороны Бакунин был неприятно поражен характером открывшихся после его речи дебатов:
   они показали ему, что в Праге никакой положительной работы в его духе не велось, и что в "Славянской Липе" вопрос о восстании даже не ставил­ся. Бакунину (как он впоследствии сам показывал в Австрии) много воз-
   ражали, даже выражали недовольство его речью (которое он готов был от­части рассматривать как недоверие к его личности), указывали, что народ в Богемии еще не подготовлен к подобным выступлениям; но он твердо стоял на своем и пытался опровергнуть сделанные ему возражения; однако в конце собрания у него получилось впечатление, что ему не удалось привлечь присутствующих на свою сторону. Он пришел к выводу, что в данный момент ему в Праге нечего делать, и отказался от второй подобной, сходки, признавая ее при сложившихся обстоятельствах нецелесообразною.
   Австрийская следственная комиссия пыталась установить, что Баку­нин говорил как социалист и стремился в своей речи провести социалисти­ческие тенденции. Против подобного утверждения Бакунин решительно про­тестовал. Никогда он не помышлял-де о проведении какой-либо социали­стической системы, так как он не знает ни одной, могущей быть осуще­ствленной на практике. Он не отрицал того, что говорил о применении со­циалистических мероприятий в интересах восстания, которому они могут способствовать, как например отмена гипотек, выгодная для крестьянства, (То, что Бакунин считал отмену гипотек социалистическою мерою, харак­терно как для его эпохи, так и для его "крестьянского социализма"). Напомним кстати, что Э. Арнольд при свидании с Бакуниным в Лейпциге понял его предложения в социалистическом духе (см. ком. 190).
   Сабина, присутствовавший на этом собрании, показал, что по суще­ству речь Бакунина сводилась к тому, чтобы не медлить, а решительно. приниматься за дело. На него Бакунин произвел впечатление "выкованного из стали демагога", который идет прямиком к своей цели, не зная препят­ствий и не считаясь ни с какими возражениями. Что же касается програм­мы Бакунина на случай успеха революции, то в его речах по словам Саби­ны не было никакого намека на демократический строй, завоевание лучшей конституции или что-либо подобное. Бакунин определенно высказывался в том смысле, что не следует придавать значения разглагольствованиям о рейхс­таге или о другой лучшей конституции (незадолго до того монархия октро­ировала Австрии неудовлетворительную конституцию, и разговоры о заме­не ее лучшею Бакунин очевидно и имел в виду): все это-глупости. "Сло­вом он желал только, чтобы дело поскорей началось, и не высказывался относительно своих целей. Но когда разговор перешел в область теорий, то он, Сабина, понял, что Бакунин желал провести в жизнь то, что гово­рилось с философской точки зрения о социальных отношениях". Хотя это и плохо выражено, но ясно, что Сабина приписывает Бакунину привержен­ность к какой-то социалистической системе. Сопоставляя эти слова с дру­гими известными нам заявлениями Бакунина и с сообщениями разных лиц,. надо полагать, что он развивал тогда прудонистские взгляды, но в более-радикальной, чем у основателя системы, формулировке. Ниже мы приведем выдержку из мемуаров Вагнера, который сообщает нечто близкое к пока­занию Сабины: по словам Вагнера Бакунин, не выдвигая определенных де­мократических требований, высказывался в общей форме за разрушение старого (в духе Жюля Элизара).
  
   211 Многие посещали Бакунина просто из любопытства и из желания осведомиться об его отношении к текущим событиям. К таким посещениям он относил визит доктора Рупперта и Франтишка Гавличка. Беседа с Руппертом была совершенно бессодержательна, и Бакунин о ней не помнил. С, Гавличком он вел чисто теоретический разговор о социализме; с такой же чисто теоретической точки зрения беседовали они о Палацком: Гавличек был сторонником последнего и защищал его от резких нападок Бакунина.
   Гавличек, Франтишек (1817-1871)-чешский политический де­ятель; учился в пражской гимназии, затем изучал булочное ремесло, далее служил писцом в адвокатских канцеляриях. В 1848 году принял активное участие в революционном движении. За свои публичные выступления в демократическом духе неоднократно избирался товарищем председателя и. представителем "Славянской Липы". 28 ноября 1848 г. был избран депу­татом имперского сейма в Кремзире, где занял место на правой. Человек настроения и путанных политических взглядов, он оказался прикосновенным к делу Бакунина, был арестовав, предан суду и просидел 2,5 года в тюрьме. После выхода из тюрьмы отошел от политики.
   В Карлине (Каролиненталь) Бакунина навещали Пауль, Геймбергер, Арнольд и Адольф Страка, прибывший в Прагу за день до отъезда оттуда Бакунина. И с ними по словам Бакунина разговоры велись на общие темы; но это, конечно, было не так, ибо комиссия установила, что разговоры ве­лись при закрытых дверях и тихим голосом. С другой стороны Бакунин признал, что во время этих разговоров он пытался склонить Э. Арнольда к более активным революционным действиям.
  
   212 По возвращении в Дрезден Бакунин не скрывал своего недоволь­ства результатами своей поездки в Прагу, однако не переставал выражать твердую надежду на неминуемость чешского восстания. Так показывал Г. Страка, встретившийся с Бакуниным сейчас же по приезде его из Пра­ги. Бакунин объяснил, что выражал тогда больше веры в неизбежность восстания, чем сам имел, для

Другие авторы
  • Трачевский Александр Семенович
  • Кошко Аркадий Францевич
  • Петриченко Кирилл Никифорович
  • Писемский Алексей Феофилактович
  • Коллинз Уилки
  • Пешехонов Алексей Васильевич
  • Багрицкий Эдуард Георгиевич
  • Некрасов Николай Алексеевич
  • Мещерский Владимир Петрович
  • Стахович Михаил Александрович
  • Другие произведения
  • Ключевский Василий Осипович - Письма Воронову П. Н.
  • Айхенвальд Юлий Исаевич - Александр Одоевский
  • Бойе Карин - Избранные стихотворения
  • Барыкова Анна Павловна - Отрывки из писем (1885 - 1893)
  • Шмелев Иван Сергеевич - Осьмина Е.А. Радости и скорби Ивана Шмелева
  • Глинка Федор Николаевич - Записка о магнетизме
  • Екатерина Вторая - Екатерина Великая по рассказу современника-немца
  • Короленко Владимир Галактионович - Черкес
  • Новиков Михаил Петрович - Статьи и обращения
  • Карасик Александр Наумович - А. Н. Карасик: краткая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 467 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа