Главная » Книги

Анненков Павел Васильевич - Материалы для биографии А. С. Пушкина, Страница 23

Анненков Павел Васильевич - Материалы для биографии А. С. Пушкина


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

цейских товарищей Пушкина передал нам трогательный анекдот. Известно, что воспитанники лицея всегда собирались 19 октября - день основания лицея - к одному из товарищей, читали стихи, беседовали о прошлом и записывали слова и речи присутствующих, обозначая последних школьными именами я указывая, где находились те из них, кого не было налицо. Пушкин писал к этому дню все свои пьесы, известные под заглавиями "19 октября". По обыкновению, и к 1836 году он приготовлял лирическую песнь, но не успел ее докончить. В день праздника он извинился перед товарищами, что прочтет им песню, не вполне доделанную, развернул лист бумаги, помолчал немного и только что начал, при всеобщей тишине, свою удивительную строфу:
  Была пора: наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался, - как слезы покатились из глаз его. Он положил бумагу на стол и отошел в угол комнаты, на диван... Другой товарищ уже прочел за него последнюю "лицейскую годовщину"31].
  Между тем в ноябре выдал он 4-й, последний, том "Современника", имеющий цензурное одобрение от 11 ноября 1836 г. Существенной частью этой книжки был роман "Капитанская дочка", напечатанный в нем целиком, да "Хроника русского в Париже". Отдельных стихов Пушкина в нем не было, но он напечатал тогда объяснение по поводу "Полководца", в котором заключил три строфы в честь вождя 12-го года князя Кутузова, бывшие дотоле неизвестными32. Затем, в "Новых книгах", Пушкин сделал одобрительную заметку на "Записки" Н. А. Дуровой, вышедшие отдельно под заглавием "Кавалерист-девица": "Читатели "Современника" видели уже отрывки из этой книги. Они оценили, без сомнения, прелесть этого искреннего и небрежного рассказа, столь далекого от авторских притязаний, и простоту, с которою пылкая героиня описывает самые необыкновенные происшествия..." Другая заметка касается труда г-на Строева "Ключ к "Истории государства Российского" (2 части. Москва)". Мы не знаем достоверно, принадлежит ли она Пушкину, но по мысли своей она совершенно сходна с тем, что он обыкновенно думал и говорил:
  "Издав сии два тома, г. Строев оказал более пользы русской истории, нежели все наши историки с высшими взглядами, вместе взятые. Те из них, которые не суть закоренелые верхогляды, принуждены будут в том сознаться. Г. Строев облегчил до невероятной степени изучение русской истории. "Ключ" составлен по второму изданию "Истории государства Российского", самому полному и исправному", - пишет г. Строев. Издатели "Истории государства Российского" должны будут поскорее приобрести право на перепечатание "Ключа", необходимого дополнения к бессмертной книге Карамзина"33.
  ГЛАВА XXXVIII
  Январь 1837 года. Дуэль Пушкина и кончина е г о: Наступление нового года. - Пушкин не выдерживает жала клеветы и злоречия. - Дуэль его с г. Гекерном и смертельная рапа. - Некоторые подробности дуэли. - Смерть и похороны его. - Впечатление, произведенное явлением его посмертных стихотворений в "Соере-Л!.енникег) 1837 года. - Заключение.
  Так наступил 1837 год, в котором смерть неожиданно свела Пушкина с жизненного и литературного поприща. Причины и обстоятельства, породившие катастрофу, еще всем памятны. Легкомысленное понимание жизни и характеров, неосновательный, злоречивый говор молвы, какой часто бывает в городах и исчезает по собственному ничтожеству своему и по презрению, которое рано или поздно наказывает его, произвели здесь гибельные последствия. Они встретили пылкий характер, который придал им значение гораздо более того, какое они заслуживали, и сделал их орудием собственной преждевременной и мучительной смерти. Раздраженный упорством клеветы, Пушкин не сохранил рассудительности и хладнокровия, нужных для предоставления ее собственному позору. В праздной и неблагородной насмешке он видел мнение света, а мнег.;:е света было в его глазах делом первой важности. Энергия, неутомимость и сосредоточенный в себе гнев, с какими выступил он против первых легкомысленных проявлений злоречия, уже предвещали неминуемую катастрофу. С ходом всего дела Пушкин воспламенялся все более и, наконец, ослепленный гневом и негодованием, сделался жертвой столько же чужого легкомыслия, сколько и своего огненного, неукротимого характера1. Смертельно раненный на поединке с г. Дантесом (Георг Гекерн) 27-го января 1837 года, он скончался без малого через два дня - 29 января, в пятницу, в три четверти третьего часа пополудни.
  Все попытки друзей отвратить этот удар остались тщетны. В самый день поединка они везли обоих противников чрез место публичного гулянья, несколько раз останавливались, роняли нарочно оружие, надеясь еще на благодетельной вмешательство общества, но все их усилия и намеки остались безуспешны2. Только по окончании гулянья на Каменном острове одна дама, знакомая Пушкину, получив известие, что видели его и г. Дантеса, торопившихся друг за другом и опоздавших на общее веселие, только она догадалась о событии и воскликнула с живым выражением страха: "Тут должно случиться несчастие. Поезжайте за ними"3. Но уже было поздно.
  Пушкин был смертельно ранен выстрелом противника, упал и несколько мгновений лежал без чувств в снегу. Поднявшись, он переменил пистолет, потребовал, чтоб противник, подбежавший к нему, возвратился опять на свое место, и, собрав все силы, послал ему выстрел. Известно радостное восклицание Пушкина при виде упавшего соперника, легко пораженного им в руку. Мы упоминаем здесь об этом обстоятельстве, чтоб показать степень страсти, овладевшей всем существом его.
  Радость была столько же напрасна, сколько и противна нравственному чувству. Покамест противник садился в сани Пушкина и отправлялся домой, самого Пушкина переносили в карету, заранее приготовленную семейством его со-нерника на случай несчастия. Пушкин еще поглядел вслед удаляющегося врага и прибавил: "Мы не все кончили с ним", на уже все было кончено, и другой ряд более возвышенных и более достойных мыслей ожидал умирающего в дому его.
  Карета медленно подвигалась на Мойку, к Певческому мосту. Раненый чувствовал жгучую боль в левом боку, говорил прерывистыми фразами и, мучимый тошнотою, старался преодолеть страдания, возвещавшие близкую, неизбежную смерть. Несколько раз принуждены были останавливаться, потому что обмороки следовали довольно часто одни за другими и сотрясение пути ослабляло силы больного. По прибытии к дому Пушкин остался в карете, между тем как спутник его сошел для исполнения одной из самых тяжких обязанностей - предуведомления домашних о случившемся несчастии. Камердинер Пушкина вынес его на руках из кареты, и раненый ласково спросил его: "Грустно тебе нести меня?"
  Супруга поэта, спокойно занимавшаяся в своей гостиной, при первом намеке о бедствии стремительно бросилась к кабинету мужа. Пушкин не допустил ее к себе в первое время, боясь неожиданности впечатления. Он уже лежал на диване, когда она вошла в кабинет, взял ее руки, поднес к губам своим и молвил: "Благодарю бога: я еще жив и ты возле меня".
  Отсюда начинается трогательная драка его кончины, списание которой заключено в письме В. А. Жуковского к отцу поэта, Сергею Львовичу4. Крепость духа, борющаяся в продолжение 45 часов с нестерпимыми физическими страданиями и часто побеждающая их; мысль, сохраняющая есю свежесть в горькие минуты распадения организма; мягкость сердца и чувства, идущие рядом с изумительной энергией характера; наконец религиозное одушевление, разрешающееся полным внутренним примирением со всеми врагами своими и благодарственным воззванием к монарху, венценосному благодетелю своему, - все это делает кончину Пушкина поистине событием, исполненным драматической силы и глубокой нравственной идеи. Письмо В. А. Жуковского передает ее в поразительной картине: к нему и отсылаем читателей наших [Вместе с описанием В. А. Жуковским мы прилагаем и рассказ г. Бан-тыш-Каменского из его биографии Пушкина, который дополняет первое многими подробностями и замечательными чертами6].
  Пушкин скончался 37 лет, 8 месяцев и трех дней. Известие о смерти его распространилось по всему городу. Люди Есех сословий приходили поклониться гробу того человека, который так много доставлял всем высоких духовных наслаждений в жизни. Дом его с утра до вечера наполнен был народом, который видел в прахе этом утрату надежд своих на будущее...
  Пушкин не оставил после себя почти никакого состояния. Нам уже известны все щедроты монарха, излившиеся на семейство поэта тотчас по кончине его. На самые похороны его было отпущено 10 тысяч руб. ассигн. и высочайше повелсно препроводить прах его в Святогорский Успенский монастырь, в 4-х верстах от Михайловского (Псковской губернии, Опочковского уезда), причем исполнение сего повеления возлежено было на того человека, который открыл Пушкину первый путь в жизни определением его в лицей, - на А. И. Тургенева. При стечении многочисленного народа отпевание тела умершего происходило в придворной Конюшенной церкви, 1-го февраля. Площадь перед нею была покрыта толпами, которые не могли поместиться в самой церкви. Там, после разрешительного благословения религии, прах Пушкина принял последнее целование родных и друзей. В. А. Жуковский обнял бездыханное тело его и долго держал его безмолвно на груди своей. Гроб перенесен был в склеп самой церкви, в ожидании времени отправления его в Святогорский монастырь, что произошло два дня спустя, 3-го февраля. Там возвышается теперь могила, с надгробным памятником из белого мрамора и надписью: "Александр Сергеевич Пушкин" в лавровом венке. Памятник состоит из обелиска на четвероугольном основании, имеющем вид древних гробниц. Он находится перед жертвенником на внешней стороне старинной церкви монастыря. Площадка, где покоится Пушкин, всего-навсего имеет 25 шагов по одному направлению и около 10 по другому. Она кончается обрывом и начинает зарастать липами и деревьями... место молчаливо и строго.
  "Современник" появился и в 1837 году, но уже изданный друзьями покойного6 и в пользу семейства прежнего своего основателя. Тут впервые ознакомилась публика со многими произведениями поэта, несколько лет уже сберегавшимися в тетрадях его. Посмертный, загробный голос Пушкина, длившийся целый год в новом "Современнике", показал окончательно всю великость понесенной утраты и погибших с поэтом надежд. В "Современнике" 1837 года напечатаны были, кроме небольших стихотворений и прозаических отрывков, "Медный всадник", "Русалка", "Галуб", "Арап Петра Великого", "Летопись села Горохина", "Египетские ночи". Будем говорить только о произведениях стихотворной формы. Каждое из них, кроме своего художнического значения, имело еще и другой голос в то время. За мощными стихами их, достигшими некрушимой, будто сквозь огонь проведенной формы, за образами их, доведенными до отчетливости исполнения, перерождавшей их в совершенно живые явления, слышалось такое обилие творческой неистощимой силы, что они казались скорее начатками богатой деятельности, чем окончанием ее. Являясь как последнее слово поэта, как предел, за который он уже не перейдет, все эти создания опровергали собственными качествами характер, сообщенный им неожиданной и преждевременной смертью.
  Но будем довольны и тем, что сделано Пушкиным.
  Как дуб, предназначенный на долгое существование, Пушкин вначале развивался тихо, раскидывая ветви с каждым годом все шире и шире. В зачатках его уже можно было видеть все признаки медленного возрастания, какое бывает уделом мощных организаций. Эфемерное поэтическое существование, скоро выбегающее для изумленных глаз и скоро пропадающее от них, начинается и кончается несколькими произведениями одинакового значения и равного достоинства, но Пушкин начинал тяжело. Корни его поэзии постепенно, кедленно и глубоко проникали в глубь жизни и души человеческой. Он и в последнее время еще далеко не достиг предела, какой положен был собственной его природой, и по оставшимся начаткам легко видеть обширные размеры, какие мог бы он принять впоследствии. Обозревая всю деятельность его вполне, невольно приходишь к заключению, что мы имеем только приготовление Пушкина к последнему фазису развития его, который должен был и определить все значение его, и довершить весь его образ, но повторяем слова наши: будем довольны и тем, что нам осталось от него.
  Нам осталась вполне сущность его поэзии. Общий голос уже прежде нас определил ее значение, назвав ее исключительно художническим созерцанием природы и человека. Мысль, что Пушкин приступал ко всем явлениям физического и нравственного мира, как к предметам искусства, сделалась у нас общим местом. Будущим критикам предстоит, однако ж, труд вполне определить способ, каким выражалось это направление, потому что способ выражения в художнике и есть мерило настоящего его достоинства. Во многих из наших поэтов, предшественников Пушкина, видим мы первобытную поэтическую силу еще в грубом своем величии, которая иногда смягчается сердечным чувством, иногда особенною настроенностию души, иногда, как у Батюшкова, сочувствием к древним образцам, но весьма редко самим чувством изящного, пониманием красоты формы, требованиями умеренности и эстетической постройки в создании. Энергия, составляющая отличительную черту всего русского искусства, выступает и после Пушкина с особенной ясностию, господствуя над всеми другими условиями творчества. Из соединения внутренней силы с изяществом планов и всех очертаний родились поэтические создания его. Самый стих его, который по общему, не заготовленному наперед согласию, называется генерическим именем "пушкинского стиха", выходит из того же сочетания красоты и мощи: отсюда и право Пушкина на имя народного поэта, которое подтвердил он и еще другими качествами своими: ясностию всех своих представлений, прямым, бодрым взглядом на предметы и на жизнь. Многосторонность его поэзии еще более укрепляет1 за ним почетное название, присужденное ему общим голосом. Он не вращался в ограниченной сфере, которая бы завистливо держала его на одного рода представлениях и тем самым умалила призвание: национальная способность понимания чужих идей и образов и усвоения их не имела быв нем тогда своего представителя! Крупная черта, отличающая Пушкина от предшественников, есть его близость к действительной жизни, которая так превосходно соответствует практическому смыслу, лежащему в основе русского характера. Никогда не забывал он художнической идеализации, без которой нет изящных произведений, но он не имел понятия о той низшей идеализации, которая одной данной краской расписывает все предметы. Материалы для биографии Пушкина, представляемые теперь публике, передают только в слабом очерке внутреннюю и внешнюю жизнь поэта. Настоящая, полная жизнь его заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому: так писал Пушкин свою биографию. По распределению статей, принятому настоящим собранием его сочинений, читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:
  Я памятник воздвиг себе нерукотворный: К нему не зарастет народная тропа.
  КОММЕНТАРИИ
  "Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина" были впервые опубликованы в 1855 году (цензурное разрешение от 22 октября 1854 года) в качестве первого тома подготовленного П. В. Анненковым издания сочинений поэта. В 1857 году к седьмому, дополнительному тому "Сочинений Пушкина" был приложен "подробный указатель к "Материалам для биографии А. С. Пушкина", представляющий собой пересказ основного содержания этого труда. Новая публикация исследования Гыла осуществлена в 1873 году под названием "А. С. Пушкин. Материалы для его биографии и оценки произведений" (СПб., изд. т-ва "Общественная польза", 1873), причем в этом издании, в отличие от предыдущего, текст был разделен на главы, и каждая из них предворена указателем ее содержания. В целом же второе издание практически повторяло редакцию 1855 года.
  В настоящем, третьем издании текст исследования П. В. Анненкова приводится по его публикации 1873 года (с исправлением опечаток по первому изданию 1855 года). Пушкинские тексты, а также биографические и иллюстративные материалы, помещенные П. В. Анненковым в разделе "Приложения" [I. Родословная А. С. Пушкина (таблица); II. Сказки Арины Родионовны, записанные Пушкиным; III. Французские письма Пушкина по поводу "Бориса Годунова"; IV. Последние минуты Пушкина, описанные В. А. Жуковским в 1837 г.; V. Выписка из биографии А. С. Пушкина, составленной г. Бантыш-Каменским; VI. Пушкинский перевод XXIII песни Ариостова "Orlando furioso". Октавы 100 - 112; VII. Дополнительные октавы к повести "Домик в Коломне"; VIII. Продолжение повести "Рославлев", найденное в бумагах Пушкина; IX. Замечания на "Песнь о полку Игореве"; а также снимки с почерка Пушкина и его рисунки], не перепечатываются. Орфография и пунктуация приближены к современным нормам, за исключением
  случаев,
  когда
  отклонения
  имеют экспрессивно-смысловой характер либо передают колорит эпохи. Приведенные в "Материалах" тексты сочинений Пушкина, а также произведений других авторов даются в чтении, принятом П. В. Анненковым. Имена современников поэта, обозначенные начальными буквами либо замененные звездочками, раскрываются в ломаных скобках. Купюры, сделанные П. В. Анненковым в пушкинских текстах по цензурным или редакторским соображениям, восстанавливаются (также в ломаных скобках) лишь в тех случаях, когда выпуски ведут к неясностям или ложному истолкованию цитируемых произведений. При переводе части иноязычных текстов было использовано издание: Пушкин А. С. Поли. собр. соч. в 10-ти т. 4-е изд. Л.: Наука, 1977 - 1979; переводы отрывков из "Гузлы" даны по кн.: Мериме Про-спер. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 1. М.: Правда, 1963 (перевод Н. Рыковой).
  Указанные П. В. Анненковым даты создания пушкинских произведений уточнены в комментариях, главным образом, на основании "Летописи жизни и творчества А. С. Пушкина" М. А. Цявловского (т. 1. М., 1951) и десятитомного собрания сочинений издательства "Наука". Это собрание лежит также в основе комментария к цитированным П. В. Анненковым текстам пушкинских художественных произведений. При комментировании писем поэта были учтены материалы изданий: Пушкин. Письма. T.I - II. 1815 - 1830. Под ред. и с прим. Б. Л. Модзалевского. М. - Л., 1926 - 1928; Пушкин. Письма. Т. III. 1831 - 1833. Под ред. и с прим. Л. Б. Модзалевского. М. - Л., 1935; Пушкин. Письма последних лет. 1834 - 1887. Л., 1969. Использованные П. В. Анненковым документальные источники в комментариях раскрываются выборочно. Не в полном объеме фиксируются и мелкие хронологические неточности, встречающиеся в тексте "Материалов".
  К "Комментариям" приложен "Указатель произведений А. С. Пушкина", а также "Указатель имен", содержащий краткие биографические сведения об упоминаемых в тексте "Материалов" лицах (более подробно о современниках Пушкина см. в кн. :Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. Л.: Наука, 1975).
  Список условных сокращений, принятых в комментариях
  Анненков - Анненков П. Александр Сергеевич Пушкин в александровскую эпоху. 1799 - 1826. СПб., 1874.
  BE - "Вестник Европы".
  Временник - Временник Пушкинской комиссии. 1962 - 1979. М. - Л.: Наука, 1963 - 1982.
  ЛГ - "Литературная газета".
  Лернер - Лернер Н. О. Труды и дни Пушкина. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1910.
  Летопись - Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. Т. 1. М., 1951.
  ЛН - "Литературное наследство".
  MB - "Московский вестник".
  Модзалевский - Модзалевский Б. Л. Работы П. В. Анненкова о Пушкине. - В кн.: Модзалевский Б. Л. Пушкин. Л., 1929, с. 275 - 398.
  Мо - "Москвитянин".
  МТ - "Московский телеграф".
  ОЗ - "Отечественные записки".
  П. в восп. - А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1974.
  ПЗ - "Полярная звезда".
  ПиС - Пушкин и его современники, Материалы и исследования. Вып. I - XXXIX. СПб., 1903 - 1930.
  Рукописи П. - Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском доме. Научное описание. Сост. Л. Б. Модзалевский и В. В. Томашевский. М. - Л., 1937.
  Рукою П. - Рукою Пушкина, Несобранные и неопубликованные тексты. М. - Л., 1935.
  РЛ - "Русская литература".
  PC - "Русская старина".
  С - "Современник".
  СО - "Сын отечества".
  Clbf - "Северная пчела".
  СЦ - "Северные цветы".
  Томашевский - Томашевский В. Пушкин. Кн. I. (1813 - 1824). М, - Л., 1956.
  Якушкин - Якушкин В. Е. Рукописи Александра Сергеевича Пушкина, хранящиеся в Румянцевском музее в Москве. - Русская старина, 1884, т, XLI - XLIV.
  Глава I
  1 Биографическое известие об А, С. Пушкине до 1826 года. (Впервые: Мс, 1853, ч. III, Š 10. См. также: П. в восп., т. 1, с. 58 - 65.)
  2 Воспоминания о детстве А. С. Пушкина (см.: П. в восп., т. 1, с. 47 - 57). Анненков использовал также устные рассказы Ольги Сергеевны (запись одного из них см.: Модзалевский, с. 372 - 373).
  3 Воспоминания о Пушкине (см.: П. в восп., т. 1, с. 183 - 193).
  4 Речь идет о публикации П. И. Бартенева "А. С. Пушкин. Материалы для его биографии" (Московские ведомости, 1854, Š 71). (Историю этой публикации см.: М о д з а л е в с к и й, с. 305 - 317.)
  5 Сведения о месте рождения Пушкина впоследствии неоднократно уточнялись. Согласно новейшим архивным разысканиям, поэт родился в доме И. В. Скворцова на Малой Почтовой улице, угол Госпитального переулка (см.: РоманюкС. Где родился Пушкин? - Моск. правда, 1980, 14 сентября).
  6 В современных изданиях печатаются под названием "Начало автобиографии".
  7 Выделяя в набросках автобиографии имя Григория Гавриловича Пушкина, поэт, однако, имел в виду его отца Гаврилу Григорьевича - воеводу, думного дворянина, сторонника Лжедмитрия - изображенного также в трагедии "Борис Годунов" (см.: Пушкин. Поли. собр. соч. Т. VII. Драматические произведения. Коммент. Г, О. Винокура. [Л.], Изд-во АН СССР, [1935], с. 464).
  8 Имеется в виду статья Александра Юрьевича Пушкина (двоюродного дяди поэта по матери) "Для биографии Пушкина",
  9 П. А. Ганнибал родился в 1742 году, умер около 1825 года.
  10 Свадьба родителей поэта действительно состоялась в Петербурге в
  1796 году. Ольга Сергеевна Пушкина-Павлищева родилась 20 декабря
  1797 года.
  11 Иван Абрамович Ганнибал скончался 12 октября 1801 года.
  12 Кобрино было продано в 1800 году, Захарово куплено в 1804 году.
  13 Цитируемое ниже письмо датируется 6 марта 1827 года.
  14 Стихотворение "Няне" ("Подруга дней моих суровых...") относится к 1826 году и, таким образом, не является в точном смысле ответом на приведенное выше письмо.
  15 Николай Пушкин родился 26 марта 1801 года.
  16 Ср.: Ш е в ы р е в С. П. Рассказы о Пушкине. - В кн.: П. в восп., г. 2, с. 38.
  17 Анненков цитирует пушкинское "Послание к Юдину" (1815).
  18 Посещение Пушкиным Захарова относится к июлю 1830 года (см.: Лернер, с. 215).
  19 Ошибка Анненкова: автором статьи, которую он имеет в виду, был Н. В. Берг (Н. Б. Сельцо Захарово. - Мс, 1851, Š 9 и 10, с. 29 - 39).
  20 То есть в чине статского советника.
  21 Эти сведения неточны: повар В. Л. Пушкина торговцем не стал, умер не ранее 1838 года (см.: ЛН, т. 58, с. 350).
  22 С. Л. Пушкин познакомился с Шимановской в Варшаве, где служил в 1814 году; в 1827 - 1831 годах знаменитая пианистка вместе с дочерьми проживала в России, к этому времени и относится ее знакомство с А. С. Пушкиным.
  83 В. Л. Пушкин отправился в заграничное путешествие в конце апреля 1803 года и в течение 1803 - 1804 годов посетил Германию, Францию и Англию. В начале 1803 года написана и шутливая поэма И. И. Дмитриева, опубликованная позднее: "Путешествие NN в Париж и Лондон. Писанное за три дня до путешествия" (М., 1808; отпечатано тиражом 50 экз.).
  24 В. Л. Пушкин - автор широко известной юмористической поэмы "Опасный сосед" (1811).
  26 У Дмитриева "в Лицее" - одном из только что появившихся тогда во Франции средних учебных заведений классического типа. Далее в приведенном отрывке "Путешествия" упоминаются модные имена тогдашнего Парижа, новинки парижской жизни.
  26 Пантеон - место погребения выдающихся деятелей Франции, был открыт в 1802 году.
  27 Отряд телохранителей Наполеона, привезенный им во Францию из Египта.
  24 Цитируемая заметка написана в 1836 году, в современных изданиях публикуется под названием "Путешествие В. Л. П.".
  Глава II
  1 "Дух Массильйона, епископа Клермонского, или Мысли, избранные из его творений о различных предметах нравственности и благочестия". 8 Речь идет о сестре А. С. Пушкина О. С. Пушкиной-Павлищевой.
  3 Имеются в виду "Сравнительные жизнеописания" Плутарха во французском переводе Амио (издание 1783 - 1787 или 1801 - 1806) и французский прозаический перевод "Илиады" и "Одиссеи" (издание 1780 - 1785 и 1787 - 1788).
  4 См. "Биографическое известие об А. С. Пушкине" Л. С. Пушкина (П. в восп., т. 1, с. 58).
  5 Анненков имеет в виду Мольера.
  6 "Генриада" (1723 - 1728) - эпическая поэма Вольтера, прославляющая короля Генриха IV; в сознании русских читателей XVIII века - центральное произведение писателя.
  7 См.: МакаровМ. Н. Александр Сергеевич Пушкин в детстве. (Из записок о моем знакомстве). - С, 1843, т. 29, с. 375) (тоже: П. в восп., т. 1, с. 55).
  8 Такое чтение было в ту эпоху приметой высокой речи.
  9 О чтении стихов на лицейском экзамене Пушкин пишет во фрагменте "Державин" своих воспоминаний, а также во второй строфе VIII главы "Евгения Онегина".
  10 Список воспитанников лицея был утвержден Александром I 22 сентября 1811 года.
  11 В Благородном пансионе при Царскосельском лицее воспитывались, в частности, Л. С. Пушкин и П. В. Нащокин (см.: П. в восп., т. 2, с. 184).
  12 Из стихотворения "В альбаум" (напечатано в 1820 году). По свидетельству П. А. Плетнева (не вполне, впрочем, достоверному), эти стихи были написаны на другой день после выхода из лицея (см.: Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым, т. I. СПб., 1896, с. 538).
  13 См. "Воспоминания о детстве Пушкина" С. Д. Комовского, написанные специально для Анненкова (П. в восп., т. 1, с. 67).
  14 См.: Гаевский В. Дельвиг. Статья первая. - С, 1853, февраль, отд. III, с. 72. Ср. также в неоконченной лицейской поэме Пушкина "Бова" (1814): "разбирал я немца Клопштока // И не мог понять премудрого!"
  15 См. записку Комовского и примечания к ней М. Л. Яковлева (П. в восп., т. 1, с. 66).
  16 Речь идет о литературных играх в доме лицейского преподавателя музыки Теппер де Фергюссона. Приведенные куплеты написаны, вероятно, во 2-й половине 1816 - 1-й половине 1817 года.
  17 Ср. с "Воспоминаниями" Комовского (П. в восп., т. 1, с. 68). Не следует, однако, преувеличивать реального или возможного влияния на Пушкина архаиста и педанта Кошанского. Об ироническом отношении, установившемся к Кошанскому среди лицеистов, говорит, в частности, адресованное ему стихотворение Пушкина "Моему Аристарху" (1815).
  18 Точнее - "Юные пловцы". О лицейских журналах и сборниках см.: Томашевский, с. 705 - 718.
  19 Ср. с набросками неоконченной статьи Пушкина "Дельвиг" (не позднее 1834 года).
  20 Этим источником была "старинная повесть в двух балладах" В. А. Жуковского "Двенадцать спящих дев" (1810 - 1817; первая часть опубликована в 1811-м, полное издание - в 1817 году).
  21 Речь идет о так называемой "программе автобиографии" (иначе - "первой программе записок"), предположительно датируемой 1830 годом.
  22 Сад в Москве, около дома кн. Н. Б. Юсупова, место прогулок маленького Пушкина.
  23 На официальном открытии лицея 19 октября 1811 года А. П. Кунидын произнес речь, имевшую большой успех.
  24 Вероятно, следует читать "Чачков".
  25 Согласно признанию самого Пушкина, записки, над которыми поэт работал в 1821 году, были уничтожены им после подавления восстания декабристов (см. "Начало автобиографии"). Вероятно, это произошло в апреле - августе 1826 года (см.: Левкович Я. Л. Когда Пушкин уничтожил свои записки? - Временник, 1979. Л., 1982, с. 102 - 106). Видимо, в то же время Пушкиным были уничтожены и его записи лицейских лет.
  26 См.: "Table-talk" (1830-e гг.).
  27 У Пушкина "28 ноября".
  28 "Венчанье" драматурга А. А. Шаховского происходило в доме А. П. Буниной 24 сентября 1815 года - на следующий день после первого представления пьесы Шаховского "Урок кокеткам, или Липецкие воды", осмеивающей Жуковского. Появление этого произведения было воспринято окружением Жуковского как открытый вызов и стало поводом для создания литературного общества "Арзамас".
  29 То есть Шаховского - автора широко известной комедии "Полубарские затеи, или Домашний театр" (1808).
  30 Речь идет о "Беседе любителей русского слова" (1811 - 1816) - объединении консервативно настроенных петербургских литераторов; активными членами "Беседы" являлись Бунина, Шишков, Шаховской.
  31 Пародийно переиначенная фамилия Шаховского.
  32 Хлыстов - член "Беседы" поэт-эпигон Д. И. Хвостов.
  33 Автором сатирического гимна "Венчанье Шутовского" был арзамасец Д. В. Дашков.
  34 Видимо, имеется в виду лицейский товарищ Пушкина Семей Семенович Исаков (1798 - 1831).
  35 Вероятно, речь идет о книге Антуана Кондорсе (1787).
  36 Несохранившуюся комедию "Философ".
  37 Философский роман Пушкина "Фатам, или Разум человеческий" ие сохранился. (См. о нем: Томашевский, с. 35 - 38.)
  38 Работа Пушкина над неоконченной поэмой "Вадим" и замысел трагедия на тот же политически острый сюжет о герое - защитнике новгородской свободы относятся к 1821 - 1822 годам.
  39 См.: ПушкинС. Л. Замечания на так называемую биографию Александра Сергеевича Пушкина, помещенную в "Портретной и биографической галерее". - 03, 1841, т. XV, с. III (приложение).
  40 Записанные Пушкиным куплеты (так называемые "национальные песни" лицеистов) являются продуктом коллективного творчества воспитанников лицея.
  41 Цитата из стихотворения В. А. Жуковского "Певец" ("В тени дерев, под чистыми водами...", 1811).
  42 Запись в лицейском дневнике (29 ноября 1815 г.).
  43 "Сон" ("К сну") - лицейская редакция стихотворения "К Морфею".
  41 Стихотворение "К Наташе" (1814 или 1815) обращено к горничной фрейлины В. М. Волконской; стихотворение "К молодой актрисе" (1815) - к крепостной актрисе домашнего театра графа В. В. Толстого.
  45 Запись от 17 декабря 1815 года.
  46 Стихотворение "К сестре" ("Ты хочешь, друг бесценный..."), как и перечисленные далее, относится к 1814 году. Первые же из дошедших до нас лицейских произведений Пушкина - стихотворения "К Наталье", "Несчастие Клита" и неоконченная поэма "Монах" (датируются 1813 годом); при жизни Пушкина эти сочинения (см. рукопись) опубликованы не были.
  47 Имеется в виду стихотворение "Пирующие студенты".
  48 Первоначальное название стихотворения "Александру" ("Утихла брань племен; в пределах отдаленных..."), написанного Пушкиным по заказу начальства.
  48 Год написания этого, а также ряда перечисленных ниже стихотворений Пушкина точно не известен.
  50 Среди лицейских стихотворений Пушкина два носят название "Разлука". В данном случае имеется в виду "В последний час, в сени уединенья..."
  51 Стихотворение "В. Л. Пушкину" ("Что восхитительней, живей...") было впервые опубликовано в альманахе "Полярная звезда" на 1824 год.
  52 Это раннее стихотворение было напечатано Б. Федоровым (вероятно, без ведома Пушкина) в неполном и неточном виде.
  53 Измененная цитата из статьи "Опровержение на критики" (1830). 54 Стихотворение было напечатано без разрешения Пушкина.
  55 Из статьи "Опровержение на критики".
  56 Из стихотворения "Наперсница волшебной старины..." (1822).
  57 Неоконченная лицейская поэма (1814), написанная под влиянием сказки в стихах "Илья Муромец" Н. М. Карамзина, поэмы А. Н. Радищева "Бова", "Орлеанской девственницы" Вольтера и других произведений. К сюжету сказки о Бове-королевиче Пушкин возвращался и позднее (1822).
  58 В. А. Жуковский, автор баллады "Людмила" (1808).
  59 Речь идет о записи, сделанной Пушкиным 30 декабря 1828 года в альбоме поэта и прозаика, литературного критика Н. Д. Иванчина-Писарева (1790 - 1849) (см.: Иванчин-Писарев Н. Д. Альбомные памяти. I. Уважение Пушкина к стихам Батюшкова. - Мс, 1842, ч. 2, Š 3, с. 147).
  60 Музыку на пушкинские слова написали лицеисты Яковлев и Корсаков, сочиненный таким образом романс был очень популярен в Царском Селе в 1815 - 1817 годах.
  61 С. Д. Комовский (см.: П. в восп., т. 1, с. 66 - 67, 69).
  62 "Елисей" - ироикомическая поэма В. Майкова "Елисей, или Раздра-женный Вакх" (1771).
  Глава III
  1 Имеются в виду только мужчины.
  2 См.: П. в восп., т. 1, с. 184, 187.
  3 См.: П. в вооп., т. 2, с. 220; т. 1, с. 59 - 60.
  4 Пародия Пушкина датируется 1818 годом.
  5 Измененная цитата из письма к А. А. Бестужеву от 30 ноября 1825 года ("Ты - да, кажется, Вяземский - одни из наших литераторов - учатся; все прочие - разучаются"). :
  6 Кифера - одно из наименований богини любви и красоты Афродиты в Древней Греции.
  7 Портик - крытая галерея, место бесед античных философов с учениками.
  8 См. "Биографическое известие..." Л. С. Пушкина (П. в восп., т. 1, с. 58 - 59).
  9 См. отрывок "Карамзин" пушкинских воспоминаний.
  10 Речь идет о памфлете Д. Н. Блудова "Видение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей", направленном против Шаховского и его сторонников. Содержание памфлета подало мысль об учреждении литературного общества "безвестных любителей словесности" "Арзамас" (1815 - 1818), объединившего В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, Д. В. Давыдова, Д. Н. Блудова, В. Л. Пушкина, А. И. Тургенева и других.
  11 Под видом тучного человека, остановившегося в арзамасском трактире, был изображен А. А. Шаховской.
  12 Он состоялся 14 октября 1815 года по инициативе С. С. Уварова (см.: Арзамас и арзамасские протоколы. Л., 1933, с. 38 - 39).
  13 Участником литературных схваток "Арзамаса" Пушкин ощущает себя уже в лицейские годы. Формально поэт был принят в общество по выходе из лицея; заседание, на котором Пушкин выступил с речью в стихах "Венец желаниям! Итак, я вижу вас...", состоялось в сентябре - октябре
  1817 года. До нас дошли лишь отрывки этой речи, сохранившиеся в памяти слушателей.
  14 Точнее, следует говорить не об "Арзамасе" как таковом (общество прекратило свое существование в 1818 году), а о деятельности писателей-арза-масцев.
  15 Речь идет о предисловии Вяземского к первому изданию "Бахчисарайского фонтана", написанном по просьбе Пушкина, - программной статье "Разговор между Издателем и Классиком с Выборгской стороны или Васильевского острова".
  16 Полное название журнала, издававшегося близким к декабристским кругам "Вольным обществом" (с 1819 года его председателем являлся Ф. Глинка), - "Соревнователь просвещения и благотворения".
  17 "Елизавете" - стихотворение "К Н. Я. Плюсковой" ("На лире скромной, благородной...", 1818), впервые опубликованное в 1819 году под названием "Ответ на вызов написать стихи в честь ее императорского величества государыни императрицы Елисаветы Алексеевны".
  18 Батюшков отбыл на дипломатическую службу в Италию 19 ноября
  1818 года. Последние десятилетия жизни поэта (после 1812 года) были омрачены психическим заболеванием.
  19 Шестая (последняя) песнь поэмы "Руслан и Людмила" была завершена Пушкиным в ночь на 26 марта 1820 года и в тот же день прочитана у Жуковского. После чтения Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью "Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный
  день, в который он окончил свою поэму "Руслан и Людмила". 1820, марта 26, великая пятница".
  20 Послание "Юрьеву" ("Любимец ветреных Лаис...") написано весной 1820 года.
  21 Юлъга" (1816) - баллада Катенина. Описанный эпизод см. в "Воспоминаниях" Катенина (П. в восп., т. 1, с. 183). О литературной позиции Катенина см.: Тынянов Ю. Н. Архаисты и Пушкин. - В кн.: Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969, с. 23 - 121.
  22 "Все пленяет нас в Эсфири..." (1820).
  23 "Я в шутках называл его (...) le jeune Mr. Arouet; сближение с Вольтером (наст, фамилия Аруэ. - А. К.) и каламбур: arouer, где бранное слово, как у нас лихой, злодей и тому подобное, принимается в смысле льстивом", (Катенин П. А. Воспоминания о Пушкине. - В кн.: П. в восп., т. 1, с. 185).
  24 Имеется в виду статья Грибоедова "О разборе вольного перевода Бюр-геровой баллады "Ленора" (1816).
  25 "Сочинения и переводы в стихах Павла Катенина".
  28 "Старая быль" Катенина и сопровождавшее ее послание "А. С. Пушкину" были полны намеков на последекабрьские стихотворения Пушкина "Стансы" и "Друзьям" и позицию поэта по отношению к Николаю I. Подобный характер произведений Катенина и вызвал стихотворный "Ответ Катенину", в котором Пушкиным отвергалось предложение Катенина "пить" из его "кубка": "Товарищ милый, но лукавый, // Твой кубок полон не вином, // Но упоительной отравой...". О тайной полемике между Катениным и Пушкиным см.: Тынянов Ю. Н. Архаисты и Пушкин, с. 73 - 85.
  27 См. об этом в "Воспоминаниях" Катенина (П. в восп., т. 1, с. 188).
  28 Имя героя "Студента" - Звездов.
  28 Имеется в виду сцена, в которой граф Гормес дает пощечину престарелому дону Дьегу. Она была сохранена в переводе Катенина.
  30 "...чаша Атреееа" - чаша, которую мифический царь Аргоса Атрей подал своему брату Фиесту, наполнив ее кровью убитых детей Фиеста.
  31 Пушкин называет Катенина Эсхилом, имея в виду его работу в жанрр трагедии, "отцом" которой считается древнегреческий драматург.
  32 Письмо к Катенину от 19 июля 1822 года.
  33 Квартира Шаховского помещалась на верхнем этаже.
  84 "Театральный майор" - майор Денисевич, ссора Пушкина с которым в театре зимой 1819/20 года едва не привела к дуэли. 36 "Катенину" ("Кто мне пришлет ее портрет...").
  36 В действительности речь идет об альманахе, задуманном Катенины" и его другом - критиком Н. И. Бахтиным.
  37 Письмо датируется 1-й половиной февраля 1826 года.
  38 Имеются в виду наброски неоконченной статьи о Дельвиге (1884), опубликованные в 1841 году в посмертном издании сочинений Пушкина. "Стихи одного из его товарищей" - поэтические опыты А. Д. Илличевского.
  30 Письмо к А. А. Дельвигу от 23 марта 1821 года из Кишинева.
  40 Ошибочное утверждение: цитируемый фрагмент, входящий в состав
  пушкинских "Отрывков из писем, мыслей и замечаний", написав не позднее 1827 года. Дельвиг же умер в январе 1831 года.
  41 В действительности написано в августе 1820 года.
  43 Стихотворение известно под названием "Возрождение".
  Глава IV
  1 Поэма "Руслан и Людмила" была завершена весной 1820 года (см. ярим. 13 к гл. III), эпилог написан летом 1820 года, а вступление - в 1824 - 1825 годах в Михайловском.
  3 В. А. Жуковскому (см. прим. 43 к гл. П).
  3 Автором критического разбора отрывков "Руслана и Людмилы" был сотрудник BE, ученик Каченовского А. Г. Глаголев (см.: ЛН, т. 58, с. 352).
  4 СО, 1820, ч. 63, Š 31, с. 231. О связях "Руслана и Людмилы" с литературной традицией см.: Томашевский, с, 356 - 365.
  6 См. "Опровержение на критики". 8 "Опровержение на критики".
  7 Речь идет о редакторе СО Н. И. Грече (см. :Катенин П. А. Воспоминания о Пушкине. - В кн.: П. в восп., т. 1, с. 186).
  8 Письмо к Л. С. Пушкину от 27 июля 1821 года.
  9 Автором рецензии был А. Ф. Воейков.
  10 Автором этой второй эпиграммы ("Хоть над поэмою и долго ты корпишь...") был А. А. Дельвиг.
  11 На протяжении 1820 года в истории "Невского зрителя" выделяется несколько периодов: с января по апрель ведущими сотрудниками журнала являются Пушкин и Кюхельбекер, с мая по сентябрь их сменяют консервативно настроенные литераторы (именно в тот момент и появляются анонимные "Замечания на поэму "Руслан и Людмила"), в октябре 1820 года в oНевский зритель" приходят Рылеев и Сомов (см.: Березина В. Г. Русская журналистика первой четверти XIX века. [Л.], 1965, с. 72 - 73).
  Глава V
  1 Анненков по необходимости туманно говорит о причинах высылки Пушкина на юг. (Подробнее об этом см.: Анненков, с. 139 - 142.) Ни в коей мере не скрывавший своей оппозиционности и даже бравировавший ею, Пушкин являлся одним из наиболее заметных вольнодумцев Петербурга; широкое распространение получили его резкие антиправительственные стихи, дошедшие до самого императора. В 1820 году поэт стал жертво

Другие авторы
  • Христофоров Александр Христофорович
  • Дурново Орест Дмитриевич
  • Тепляков Виктор Григорьевич
  • Поповский Николай Никитич
  • Боккаччо Джованни
  • Гердер Иоган Готфрид
  • Дмоховский Лев Адольфович
  • Ахшарумов Владимир Дмитриевич
  • Лепеллетье Эдмон
  • Козлов Василий Иванович
  • Другие произведения
  • Екатерина Вторая - Екатерина Вторая и Г. А. Потемкин. Личная переписка (1769-1791)
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Вечевой колокол. Русский роман Xv столетия
  • Поплавский Борис Юлианович - Откровения Бориса Поплавского
  • Семенов Сергей Терентьевич - Лев Толстой. Предисловие к "Крестьянским рассказам" С. Т. Семенова
  • Волошин Максимилиан Александрович - Леонид Андреев и Феодор Сологуб
  • Купер Джеймс Фенимор - Землемер
  • Воровский Вацлав Вацлавович - В кривом зеркале
  • Кутузов Михаил Илларионович - Кутузов М. И.: биографическая справка
  • Херасков Михаил Матвеевич - Россиада
  • Сумароков Александр Петрович - Нарцисс
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 539 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа