Главная » Книги

Грот Константин Яковлевич - Пушкинский Лицей, Страница 24

Грот Константин Яковлевич - Пушкинский Лицей


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

   В русском и латинском языках. Счастливые способности и размышления довольно, но не прилежен и невнимателен, успехи едва не посредственны.
   Во французском языке. Понятен, весьма прилежен, счастливая память и отличные успехи.
   В немецком языке. По охоте и прилежанию великие успехи.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Весьма острое понятие, охота к учению, но не совсем прилежен.
   В логике и нравственности. Внимателен, понятие не очень острое, прилежен.
   В математике. Судит слабо, прилежен и успевает хорошо.
   В географии и истории. Склонность и дарование к истории, судит здраво и справедливо, весьма прилежен. Успехи прекрасны. 2-й учен.
   В рисовании. Отличных дарований, особенного прилежания, весьма хороших успехов. 1-го отд.
   В чистописании. Весьма способен и прилежен.
   В фехтовании. Хорошо.
   По нравственной части. Весьма благонравен, трудолюбив, степенен, услужлив, усерден в исполнении своих обязанностей, скромен.
  
   Саврасов
   В русском и латинском языках. Едва приметны способности, но прилежен и успехи хороши.
   Во французском языке. Способности и успехи приметно возрастают.
   В немецком языке. Трудолюбив и много успевает.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Способности еще мало развились.
   В логике и нравственности. Внимателен и понятен, действует силою рассудка, успех его надежен.
   В математике. Судит медленно, прилежен, успехи хорошие.
   В географии и истории.Дарованж и успехи очень хороши, а прилежанием дает еще лучшую надежду.
   В рисовании. Хороших дарований, изрядных успехов. 4-го отд.
   В чистописании. Способен и очень прилежен.
   В фехтовании. Не хорошо еще.
   По нравственной части. Весьма благонравен, кроток, терпелив, чистосердечен, равнодушен.
  
   Малиновский
   В русском и латинском языках. Внимателен и способен, редкое прилежание и успехи очень хороши.
   Во французском языке. Приметные успехи. В немецком языке. Способен и много успел.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Способен, но не всегда весьма прилежен.
   В логике и нравственности. Понятие не слишком острое, весьма внимателен, прилежен, успехи медленные, но хорошие.
   В математике. Способен, прилежен и успевает хорошо.
   В географии и истории. Размышление, твердо помнит замеченное, весьма прилежен, отвечает удовлетворительно.
   В рисовании. Хороших дарований, нетерпелив, успехи весьма изрядны. 4-го отделения.
   В чистописании. Способен и прилежен.
   В фехтовании. Хорошо.
   По нравственной части. Благонравен, добросердечен, искренен, чувствителен, пылок, склонен к свободе и веселости, неосторожен в обращении.
  
   Гревениц
   В русском и латинском языках. Редкие способности и чувствительны и прилежен. Успехи очень хороши.
   Во французском языке. Прилежание и успехи постоянные.
   В немецком языке. Весьма прилежен и отличные успехи.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Отличные успехи, прилежание и дарование.
   В логике и нравственности. Понятен, но не всегда внимателен, часто ослабевает в прилежании, успехи довольно хороши.
   В математике. В суждении не тверд, прилежен и охотен.
   В географии и истории. Дарование и успехи хороши, прилежен, подает хорошую надежду.
   В рисовании. Хороших дарований, хороших успехов. 3-го отд.
   В чистописании. Весьма способен и прилежен.
   В фехтовании. Не хорошо еще.
   По нравственной части. Весьма благонравен, вежлив, чувствителен, скромен, несколько застенчив.
  
   Кюхельбекер
   В русском и латинском языках. Способности, прилежание и успехи хороши.
   Во французском языке. Примерного прилежания и успехов, но тщеславен.
   В немецком языке. Внимателен, прилежен и отличные успехи.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Отличное знание, прилежность с педантством.
   В логике и нравственности. Понятен и внимателен, занимается с размышлением и весьма рачителен.
   В математике. Основателен, но ошибается по самодовольствию, прилежание и успехи хорошие.
   В географии и истории. Охота к науке, судит здраво, успехи хороши.
   В рисовании. Хороших дарований, хороших успехов. 3-го отд.
   В чистописании. Способен и прилежен.
   В фехтовании. Лучше, нежели в начале.
   По нравственной части. Благонравен, довольно искренен, добродушен, но гневен, вспыльчив и легкомыслен.
  
   Матюшкин
   В русском и латинском языках. Счастливые способности, прилежание и успехи очень хороши.
   Во французском языке. Продолжает успевать и весьма прилежен.
   В немецком языке. Более способности свои употребил и более успехов оказал.
   У адъюнкт-npoqbeccopa де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Много прилежности и способности необыкновенные.
   В логике и нравственности. Внимателен и прилежен, занимается с размышлением. Успехи не худые.
   В математике. В суждении не тверд, но охотен, успевает изрядно.
   В географии и истории. Дарований изрядных, прилежен и охота великая, хорошая надежда.
   В рисовании. Отличных дарований, весьма хороших успехов, 2-го отделения.
   В чистописании. Способен и прилежен.
   В фехтовании. Довольно хорошо.
   По нравственной части. Весьма благонравен, при всей пылкости, вежлив, искренен, добродушен, чувствителен; иногда гневен, но без грубости.
  
   Мартынов
   В русском и латинском языках. Счастливые способности, прилежание и успехи очень хороши.
   Во французском языке. Прилежен и некоторые успехи.
   В немецком языке. Великие успехи, исправность и прилежание.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Способности еще мало развились.
   В логике и нравственности. Понятен и рассудителен, часто ослабевает в прилежании.
   В математике. Судит слабо, прилежен, успехи хороши.
   В географии и истории. Дарований и успехов хороших, прилежен, требует возбуждения.
   В рисовании. Великих дарований, быстрых успехов. 1-го отделения.
   В чистописании. Весьма способен и прилежен, успехи превосходны. 1-й ученик.
   В фехтовании. Не хорошо еще.
   По нравственной части. Весьма благонравен, степенен, равнодушен, внимателен, чистосердечен, усерден, несколько упрям.
  
   Стевен
   В русском и латинском языках. Едва приметны способности, но прилежен и хорошие успехи.
   Во французском языке. Прилежен и успевает.
   В немецком языке. Весьма прилежен и исправен.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Весьма прилежен и охотен. Понятие медленное.
   В логике и нравственности. Не очень понятен и мало прилежен, не имеет способности к отвлеченным наукам и успехи не велики.
   В математике. В суждении не тверд, прилежен. Успехи хороши.
   В географии и истории. Дарования малы, но охота и прилежание.
   В рисовании. Отличных дарований, весьма хороших успехов. 1-го отделения.
   В чистописании. Способен и прилежен. В фехтовании. Хорошо.
   По нравственной части. Довольно благонравен, кроток, добродушен, чувствителен и усерден.
  
   Яковлев
   В русском и латинском языках. Быстрые способности, отличное прилежание и хорошие успехи.
   Во французском языке. Более охоты и прилежания, нежели способности, но успехи заметны.
   В немецком языке. Прилежен и подает надежды лучших успехов.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Средственных способностей, но прилежание и охота.
   В логике и нравственности. Понятие не совсем острое, но весьма прилежен и старается оказать успехи.
   В математике. Судит слабо, прилежен. Успевает хорошо.
   В географии и истории. Дарований хороших, склонен к истории и прилежен. Очень хорошая надежда.
   В рисовании. Отличных дарований, очень хороших успехов. 2-го отд.
   В чистописании. Очень способен и прилежен.
   В фехтовании. Довольно хорошо.
   По нравственной части. Благонравен, простодушен, усерден, исполнителен, расторопен, но пылок.
  
   Юдин
   В русском и латинском языках. Надежные способности, любовь к учению, успехи тверды.
   Во французском языке. Внимателен и прилежен весьма, но успехи медленны.
   В немецком языке. Оказал более прежнего способности и усердия и подает много надежды.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Медленного ума.
   В логике и нравственности. Отменно внимателен и действует рассудком, весьма прилежен. Успехи надежны.
   В математике. Прилежен, но по слабости посредственные успехи.
   В географии и истории. Более прилежания, нежели дарований, подает хорошую надежду.
   В рисовании. Хороших дарований, хороших успехов. 3-го отд.
   В чистописании. Способен и прилежен, успехи медленны.
   В фехтовании. Худо, но подает надежду.
   По нравственной части. Весьма благонравен, склонен ко всегдашнему упражнению, уединен, чувствителен, застенчив.
  
   Бакунин
   В русском и латинском языках. Быстрые способности и довольно рассуждения, прилежнее стал и успехи хороши.
   Во французском языке. Более прежнего успехов, но нет постоянного внимания.
   В немецком языке. Не имеет постоянного прилежания и охоты.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Не без способностей, но не прилежен.
   В логике и нравственности. Не очень внимателен, скор в занятиях, старается отличиться, но не всегда удачно.
   В математике. Мало основательности, прилежания, и успехи не важны.
   В географии и истории. Дарования довольно хороши, но требуют возбуждения.
   В рисовании. Отличных дарований, тороплив. Успехи хороши. 2-го отделения.
   В чистописании. Способен и прилежен, успехи посредственны.
   В фехтовании. Хорошо.
   По нравственной части. Благонравен, довольно добродушен, словоохотен, смешлив, пылок, нетерпелив, чувствителен с гневом.
  
   Карнилов
   В русском и латинском языках. Памятлив, понятен, прилежание изрядное, успехи хороши.
   Во французском языке. От рассеянности медленные успехи, но есть способности.
   В немецком языке. Поправился от своей рассеянности, и более успел.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Способности еще не развились.
   В логике и нравственности. Понятен и замысловат, не всегда внимателен, довольно прилежен и успехи хороши.
   В математике. Судит слабо, прилежен и успевает хорошо.
   В географии и истории. Дарования очень хороши; возбуждая охоту, ожидать можно лучших успехов.
   В рисовании. Отличных дарований, очень хороших успехов. 2-го отд.
   В чистописании. Способен и прилежен.
   В фехтовании. Не хорошо еще.
   По нравственной части. Благонравен, откровенен с натуральною простотою, словоохотен, но по молодости резок и неосмотрителен.
  
   Ржевский
   В русском и латинском языках. Показываются способности, стал прилежнее, успехи хороши.
   Во французском языке. Мало успехов от малолетства.
   В немецком языке. Ожидаются впредь успехи.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Способности не развились.
   В логике и нравственности. Внимателен, но слабое суждение по возрасту.
   В математике. Суждения и прилежания мало и успехи посредственны.
   В географии и истории. Дарования и успехи хороши, но требует частых увещаний.
   В рисовании. Отличных дарований, очень хороших успехов. 2-го отд.
   В чистописании. Способен и прилежен, успехи медленны.
   В фехтовании. Хорошо.
   По нравственной части. Благонравен, кроток, послушен, чувствителен, без гнева, вежлив и чистосердечен, резок и невнимателен.
  
   Костенский
   В русском и латинском языках. Малые способности, но есть внимание и старание, успехи посредственны.
   Во французском языке. Более прежнего успехов.
   В немецком языке. M ало способностей и успехов.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Весьма средственных способностей и не весьма прилежен.
   В логике и нравственности. Слабое понятие, но очень прилежен. Некоторые успехи.
   В математике. Мало основательности, прилежание и успехи посредственны.
   В географии и истории. Дарования довольно хороши, внимателен, изрядные успехи.
   В рисовании. Отличных дарований, хороших успехов. 2-го отд.
   В чистописании. Способен и очень прилежен.
   В фехтовании. Довольно хорошо.
   По нравственной части. Благонравен, добродушен и усерден, чувствителен, осторожностью предупреждает вспыльчивость свою и насмешливость.
  
   Пушкин
   В русском и латинском языках. Более понятливости и вкуса, нежели прилежания, но есть соревнование. Успехи хороши довольно.
   Во французском языке. Стал прилежнее и успехи постоянные. 2-й ученик.
   В немецком языке. При всей остроте и памяти ни мало не успевает.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Худые успехи, без способностей, без прилежания и без охоты, испорченного воспитания.
   В логике и нравственности. Весьма понятен, замысловат и остроумен, но не прилежен вовсе и успехи не значущие.
   В математике. Острота, но для пустословия, очень ленив и в классе нескромен, успехи посредственны.
   В географии и истории. Более дарования, нежели прилежания, рассеян. Успехи довольно хороши.
   В рисовании. Отличных дарований, но тороплив и неосмотрителен. Успехи не ощутительны. 1-го отд.
   В чистописании. Способен и прилежен.
   В фехтовании. Довольно хорошо.
   По нравственной части. Мало постоянства и твердости, словоохотен, остроумен, приметно и добродушие, но вспыльчив с гневом и легкомыслен.
  
   Корсаков
   В русском и латинском языках. Скоро понимает, а потом не радит. Успехи довольно хороши.
   Во французском языке. Успехи не соответствуют способностям, в классе шалит.
   В немецком языке. Более прежнего охоты и успехов.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Много способностей, а мало прилежания.
   В логике и нравственности. Весьма острое понятие, но не постоянен в труде и невнимателен, непослушен и упрям.
   В математике. Отменная память, но развлечен и в классе нескромен. Успехи изрядны.
   В географии и истории. Дарования и успехи хороши, но не прилежен.
   В рисовании. Хороших дарований, весьма изрядных успехов. 3-го отделения.
   В чистописании. Способен и прилежен.
   В фехтовании. Довольно хорошо.
   По нравственной части. Не похвального поведения, пылок, через меру резок, нескромен и притворчив.
  
   Гурьев
   В русском и латинском языках. Памятлив, но невнимателен и не прилежен. Успехи посредственны.
   Во французском языке. Способен, но не прилежен. Неуспешен от ветренности.
   В немецком языке. Тщетное ожидание успехов.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Необыкновенных способностей, но худых успехов.
   В логике и нравственности. Понятен и замысловат, но вовсе не прилежен, непослушен и другие имеет недостатки. Успехи посредственны.
   В математике. Способности редко употребляет в дело, развлечен, успехи недовольно приметны.
   В географии и истории. Пылкого дарования, но не прилежен.
   В рисовании. Хороших дарований, хороших успехов. 3-го отд.
   В чистописании. Способен и прилежен.
   В фехтовании. Довольно хорошо.
   По нравственной части. Не похвального поведения, боек, суров, вспыльчив, сердит и дерзок.
  
   Тырков
   В русском и латинском языках. Несчастлив способностями, прилежен и внимателен. Успехи посредственны.
   Во французском языке. Прилежнее прежнего, но худые успехи.
   В немецком языке. Ни способности, ни прилежания.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Худые успехи, способности, прилежания и охоты нет.
   В логике и нравственности. Слабое понятие, успехи не заметны.
   В математике. Суждение и прилежание мало приметны, успех очень посредствен.
   В географии и истории. Дарования посредственны и память слаба, на вопросы не удовлетворительно отвечает.
   В рисовании. Посредственных дарований, изрядных успехов. 4-го отделения.
   В чистописании. Способен и прилежен.
   В фехтовании. Не хорошо еще.
   По нравственной части. Благонравен, кроток, не расторопен, оказывает искреннее желание образоваться.
  
   Дельвиг
   В русском и латинском языках. Посредственные способности, охота к Российской словесности; прилежен и успехи в русском хороши.
   Во французском языке. Старается, не менее всех успел.
   В немецком языке. При всем старании ни мало не успевает.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). С способностию, но без охоты.
   В логике и нравственности. Слабое понятие и ни мало не прилежен, отвечает без размышления.
   В математике. Отменно ленив. Успехов ни малейших.
   В географии и истории. Мало дарований, но по склонности к истории ожидается успехов.
   В рисовании. Хороших дарований, хороших успехов. 3-го отд.
   В чистописании. Способен и прилежен.
   В фехтовании. Довольно хорошо.
   По нравственной части. Не похвального поведения, в полезном медлен, в шалостях резок, насмешлив, нескромен, приметно и добродушие.
  
   Мясоедов
   В русском и латинском языках. Несчастливые способности, но прилежен. Успехи изрядны.
   Во французском языке. Успехи и способности малые.
   В немецком языке. Не способен.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Весьма средственных способностей и не весьма прилежен.
   В логике и нравственности. Не понятен, но прилежен. Успехи малые.
   В математике. Слабая голова. Успехов ни малейших.
   В географии и истории. Дарования посредственны, более успех при великом старании о нем.
   В рисовании. Хороших дарований, весьма изрядных успехов. 3-го отделения.
   В чистописании. Способен и прилежен.
   В фехтовании. Не хорошо еще.
   По нравственной части. Благонравен, усерден, пылок, самолюбив, докучлив.
  
   Броглио
   В русском и латинском языках. Не способен, прилежание тщетно, успехов нет.
   Во французском языке. Нерадение и непонятность.
   В немецком языке. Не способен и не надежен в успехах.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Старается при весьма средственных способностях.
   В логике и нравственности. Не понятен, прилежен, но без успеха.
   В математике. Ни охоты, ни способности. Успехов ни малейших.
   В географии и истории. Дарования слабы. Успех мал.
   В рисовании. Посредственных дарований. Успехи медленны. 4-го отделения.
   В чистописании. Начинает успевать.
   В фехтовании. Довольно хорошо.
   По нравственной части. Благонравен, простосердечен, крайне упрям и чувствителен с гневом, но признателен.
  
   Данзас
   В русском и латинском языках. Не видно еще способностей, прилежания нет, ни успехов.
   Во французском языке. Ни успехов, ни надежды оных нет.
   В немецком языке. Ограничен, ленив и не надежен.
   У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Худые успехи, ни способности, ни прилежания, ни охоты.
   В логике и нравственности. Не понятен, вовсе не прилежен и слаб рассудком.
   В математике. Ни охоты, ни способности. Успехов ни малейших.
   В географии и истории. Нерадив, беззаботен, не успешен.
   В рисовании. Отличных дарований, посредственного прилежания. Успехи хороши. 2-го отд.
   В чистописании. Нерадив, успел весьма мало.
   В фехтовании. Весьма худо.
   По нравственной части. Не всегда благонравен, довольно простосердечен, но вял, неловок и гневен.

Подписано:

Директор

ИМПЕРАТОРСКОГО

Царскосельского Лицея

ВАСИЛИЙ МАЛИНОВСКИЙ.

  

ИЗ БУМАГ III-ГО КУРСА (1817-1823)

  
   Кроме бумаг относящихся к первому, Пушкинскому "шестилетию" (1811-1817) Царскосельского Лицея, в архиве моего отца сохранились еще некоторые документы и бумаги ближайших к первому курсов в Лицее, т. е. из времени директорства Энгельгардта (продолжавшегося до осени 1823 г.), а также курса самого Я. К. Грота (Vl-ro 1826-32 г.), в котором традиции Пушкинской эпохи были еще очень живы и оказывали сильное влияние.
   Дошедшие до нас бумаги Энгельгардтовского времени относятся всецело к III курсу (1817-1823 г.), и передачей их в свой Лицейский архив Я. К. Грот обязан сохранившему эти бумаги лицеисту III-го выпуска, известному государственному деятелю (бывшему министром юстиции) Д. Н. Замятнину (ум. 19 октября 1881 г.), горячему почитателю лицейской старины, и без сомнения игравшему в Лицее среди товарищей, благодаря своим способностям и душевным качествам, выдающуюся роль в их ученическом быте, умственной жизни и литературных предприятиях. К нему попало, как уже выше упомянуто было, и кое-что из пушкинских Lyceana, перешедших затем отчасти также в архив моего отца.
   Познакомить читателей моего сборника и с этим любопытным материалом я считаю своим долгом.
  

К истории "Общества лицейских друзей полезного"

  
   Я. К. Грот - в своем сборнике ("Пушкин, его лицейские товарищи и наставники", 2 изд, С. Петербург, 1899 г., стр. 93-99) - в статье "Литературное общество в Лицее при Энгельгардте" дает довольно подробный очерк возникновения, кратковременного неофициального существования и печальной судьбы, т. е. ликвидации этого общества, на утверждение которого не последовало Высочайшего разрешения, вследствие происшедшей в то время перемены в настроении и воззрениях Императора Александра Павловича.
   Свой рассказ о судьбе этого литературного предприятия Я. К. начинает следующими вступительными строками:
   "В истории Лицея за период, ближайший ко времени первого выпуска, встречается замечательный эпизод, до сих пор мало известный. В краткой истории этого заведения, составленной г. Селезневым, упоминается только вскользь о еженедельных вечерних собраниях, бывших у директора для литературных бесед {Исторический очерк бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея, С.-Петербург, 1861 г., стр. 148.}. Теперь могу сообщить более полные о том сведения из подлинных бумаг, полученных мною от нашего бывшего министра юстиции Дмитрия Николаевича Замятнина, вышедшего из Лицея, по окончании там курса, в 1823 году (это был 3-й выпуск). Их этих бумаг оказывается, что в 1821 г. Е. А. Энгельгардт задумал основать в Лицее, для содействия литературному образованию молодых людей, "Общество лицейских друзей полезного"... При уставе, подписанном директором и несколькими воспитанниками Лицея, сохранились и относящиеся к заседаниям бумаги".
   Главнейшие бумаги, касающиеся эфемерной жизни этого Общества, и вся недлинная переписка Энгельгардта с высшим начальством по поводу его утверждения, столь плачевно закончившаяся его закрытием, приведены Я. К. Гротом в его статье. Но этот материал я считаю полезным - в виду интереса этого эпизода - пополнить здесь обнародованием полностью некоторых документов, с которыми мой отец познакомил читателей лишь в извлечениях.
   Таковы самый Устав Общества и вступительная французская речь председателя Энгельгардта, к чему присоединю еще для образца два-три протокола собраний Общества.
   Представлю сперва общее описание всех этих бумаг.
   В особую синюю бумажную папку (с желтым ободком и 4 ленточками для связывания), на которой имеется наклейка с изображением лицейской медали, вложена другая папка или переплет в формате листа, оклеенный красной бумагой с широким бордюром (с поперечными золотыми по черному полосками), в который вшит Устав Общества, на заглавном листе которого самое заглавие "Устав Общества Лицейских Друзей Полезного, Царское Село, 1821" нарисовано пером большими печатными буквами очень красиво.
   В тот же переплет вложены, кроме устава, и все прочие бумаги Общества.
   Вот перечень этих бумаг:
   1. Речь, произнесенная Президентом Общества (Е. А. Энгельгардтом) в 1-м собрании 11 ноября 1821 года (на франц. языке).
   2. Подлинное письмо (автограф) г. Министра Народного Просвещения кн. А. Н. Голицына к Президенту от 5 декабря 1821 года.
   3. Копия с письма Президента кг. Министру от 6 декабря 1821 года.
   4. Отношение г. Министра в ответ на это письмо к г. Президенту Общества от 11 января 1822 года, за No 111 (о неразрешении Государем учреждения Общества).
   5. Речь Директора Лицея на последнем чрезвычайном собрании Общества, 14 января 1822 года.
   6. 11 протоколов частных (неофициальных) заседаний Общества (на отдельных листах).
  
   No 1 - 11 ноября 1821г.
   No 2 - 18 ноября 1821 г.
   No 3 - 25 ноября 1821г.
   No 4 - 2 декабря 1821 г.
   No 5 - 9 декабря 1821г.
   No 6 - 16 декабря 1821 г.
   No 7 - 25 декабря 1821 г.
   No 8 - 30 декабря 1821г.
   No 9 - 6 января 1822 г.
   No 10 - 13 января 1822 г.
   No 1 (и последний) 14 января 1822 г.
  
   Каждый протокол (цельный лист) разделен продольно пополам: слева записано все, что происходило в заседании, справа - постановления собрания: последние подписаны (на каждом журнале) президентом Энгельгардтом и присутствовавшими членами. Действительными членами общества, как видно из протоколов, состояли следующие воспитанники: А. А. Белуха-Кохановский, Д. Н. Замятнин, Серг. Павл. Убри, Э. Самсон, Андр. Вас. Малиновский, Ник. Ив. Васьков, На 8-м заседании, по общему согласию принят в дейст. члены гувернер барон Алекс. Сакен, а на 10-м избран в члены еще воспитанник Анат. Евст. Жадовский. В заседаниях читались сочинения членов, сообща обсуждались, и автор, на основании критических замечаний, исправлял свое сочинение к одному из следующих собраний.
   7. При протоколах общества сохранилось только четыре сочинения Д. Н. Замятнина (одно русское и 3 - на французск. языке), а именно:
   1) Взгляд на законодательство Екатерины Великой.
   2) Coup d'oeil sur l'état moral de l'Europe de nos jours {Взгляд на нравственное состояние Европы наших дней (франц.)}.
   3) Sur l'opinion publique. {Об общественном мнении (франц.)}
   4) Le Misantrope par Molière et Philinte de Molière par Fabre d'Eglantines. {"Мизантроп", сочинение Мольера и "Филинт Мольера", сочинение Фабра д'Эглантина (франц.)} Затем, как видно из особого "списка" хранившихся бумаг, а также из протоколов, имелись налицо (но, вероятно, взяты впоследствии авторами обратно, следующие сочинения:
   Г. Белухи: Réponse à un ami sur la question: si vous ne viviez pas dans le siècle actuel, lequel des siècles passés auriez vous préféré pour y vivre? {Ответ другу на его вопрос: если бы вы не жили в настоящем веке, в каком из прошлых веков вы предпочли бы жить? (франц.)}
   Его же: Qu'est ce qui est plus pernicieux pour un état: des guerres fréquentes ou une administration vicieuse. {Что более вредно для государства: частые войны или порочная администрация (франц.)}
   Г. Убри: L'idée de l'existence d'un Être suprême et celle de l'immortalité de l'âme sont des bases des vertus et de la félicité de l'homme. {Идеи о существовании Бога и о бессмертии души суть основы добродетели и высшего счастья человека (франц.)}
   Г. Жадовского: Causes des triomphes de la Russie sur la Suède. {Причины побед России над Швецией (франц.)}
   Г. Самсона: La traite des Nègres. {Торговля неграми (франц.)}
   Г. Васькова: две басни (подражание Песталоцци):
   1) Стена, фундамент и лепные украшения.
   2) Дуб и трава.
   Г. Малиновского: Coup d'oeil sur les principales révolutions dans l'histoire de la Russie {Взгляд на главные революции в истории России (франц.)} (отметка: отдано г. Президенту на рассмотрение) {Невольно напрашивается предположение, не повлиял ли на отрицательный исход ходатайства Энгельгардта дошедший через услужливых людей до властей слух о таких "вольнодумных" темах, трактуемых воспитанниками, как "вред от порочной администрации", о "революциях в истории России", о "существовании Бога и бессмертии души" и проч.? При этом быть может сыграл роль и § VII Устава о своего рода секретности частных собраний Общества.}.
   Наконец, упоминается еще "Речь б. Сакена при принятии его в члены Общества."
   Для ознакомления с тем, как велись заседания Общества, мы поместим ниже 2-3 протокола.
  

УСТАВ Общества Лицейских друзей Полезного.

  
   Все высшие учебные заведения, признав пользу, приносимую так называемыми Литературными обществами, учредили таковые между собою. Они без сомнения, суть верные средства распространять круг наших сведений и понятий, утвердить нас в приобретенных уже понятиях, познакомить нас самих с недостатками и способностями нашими, и вообще внушать охоту к образованию. Уверенные в сей истине и побуждаемые искренними чувствами любви и благодарности к нашему Отечеству и к Лицею, мы вознамерились последовать примеру тех заведений и учредить у себя подобное общество под названием: Лицейские друзья полезного.
   Мы уверены, что сие учреждение с приятностью и пользой займет нас в остающееся время пребывания нашего в Лицее и что оно увенчается желанным успехом, как для нас самих, так и в будущее время для любезных товарищей наших, если поддержат они начатое нами дело.
   Но как всякое общество должно быть основано на известных постановлениях и правилах, без коих неминуемо происходят беспорядки, недоразумения, несогласия и остановки в общем деле, то во избежание сего положили мы принять в основание состава нашего общества следующие главные правила, кои обязываемся исполнять со всею точностью.
  

§ I.

  
   Состав Общества. Общество состоит из членов действительных и из членов почетных. Первые собираются исключительно из воспитанников Лицея, старшего возраста, а последние как из оных, так из преподающих, Гувернеров, а со временем и из посторонних лиц.
  

§ II.

  
   Должностные члены. Общество имеет: Президента, Секретаря, Архивариуса и Казначея. Директор Лицея есть Президент общества. Прочие чины избираются ежегодно вновь по большинству голосов из действительных членов. Избранный в какую-либо из сих должностей член обязан оную на себя принять в первый раз, при последующих же выборах имеет он право от принятия должности отказаться.
  

§ III.

  
   Обязанности и права их. Президент предлагает предметы на рассмотрение общества; в случае равенства голосов он решает вопрос; все могущие встретиться со временем внешние отношения общества производятся посредством его.
   Секретарь ведет протокол всему в

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 490 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа