Главная » Книги

Островский Александр Николаевич - А. Н. Островский в воспоминаниях современников, Страница 24

Островский Александр Николаевич - А. Н. Островский в воспоминаниях современников


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

сильевич Берг (1823-1884) - товарищ А. Н. Островского по гимназии. По окончании гимназии они потеряли друг друга из виду и встретились вновь лишь в самом конце 1849 года, когда Н. В. Берг, поэт и переводчик, уже приобрел известность. Первая половина пятидесятых годов, вплоть до отъезда Н. В. Берга во время Крымской войны в Южную армию, - период самого близкого знакомства его с драматургом. Они часто виделись на собраниях членов "молодой редакции" журнала "Москвитянин", у Островского, у общих знакомых (А. Григорьева, Е, Эдельсона), в литературных салонах (у Е. П. Ростопчиной) и т. д. В эти годы Н. В. Берга соединяла с А. Н. Островским общность идейно-эстетических позиций, любовь к устной поэзии и народному языку. Именно этим временем и ограничиваются воспоминания Н. В. Берга об Островском.
  

<1>

  
   Первый отрывок в воспоминаниях Н. В. Берга взят нами из его статьи "Графиня Ростопчина в Москве", написанной в 1883 году для журнала "Исторический вестник", в котором и была напечатана в 1893 году, N 3.
   1 Стр. 36. Алексей Дьяков славился кутежами и скандалами, а также сочинительством порнографических стихов и поэм. За П. С. Мочаловым Дьяков следовал повсюду неотступно и великолепно его имитировал. После смерти Мочалова Дьяков привязался к Н. А. Дубровскому (о нем см. на стр. 578), который в качестве бытового монстра ввел его в круг "молодой редакции".
   2 Стр. 37. Е. П. Ростопчина.
   3 Стр. 39. Будучи по своим общественно-политическим взглядам ярым монархистом, ревностным защитником реакционной "теории официальной народности", М. П. Погодин до конца не примыкал ни к одной из существовавших тогда общественно-политических группировок, ухитряясь в то же время сотрудничать с людьми, довольно далекими от него по своим воззрениям. Стоял Погодин, конечно, ближе всего к славянофилам, но это не помешало ему после Крымской войны делать значительные уступки либеральному западничеству, говоря о необходимости сближения с Европой, проведения ряда реформ и т. д. В своем журнале "Москвитянин" Погодин допускал существование часто противоречащих друг другу "молодой" и "старой" редакций, что вызывало удивление и насмешки в тогдашней прессе ("Современник", 1851, N 5, стр. 51; "Отечественные записки", 1851, N 4, стр. 91).
   4 Стр. 39. Пригласить А. Н. Островского на чтение к М. П. Погодину было поручено самому Бергу.
   5 Стр. 39. Как известно из "Дневника" М. П. Погодина (ГБЛ), чтение состоялось 3 декабря 1849 года.
   6 Стр. 39. С. П. Шевырев из-за болезни на чтении не присутствовал.
   7 Стр. 39. Автор баллады "Насильный брак" ("Северная пчела", 1846, N 284) - Е. П. Ростопчина. В аллегорической форме средневековой легенды стихотворение осуждало политику царского правительства в Польше. Булгарину за публикацию баллады сделали внушение, а Ростопчину выслали в Москву (А. В. Никитенко, Дневник, т. I, Гослитиздат, М. 1955, стр. 299-301).
   8 Стр. 40. По свидетельству современников, на Н. В. Гоголя произвела "большое впечатление" (Барсуков, стр. 65) уже первая пьеса Островского - "Картина семейного счастья" (позднее стала называться "Семейная картина"). Но особенный интерес он проявил к комедии "Свои люди - сочтемся!". Прослушав ее в исполнении Садовского, о чем сообщает М. И. Семевский (см. на стр. 136), Гоголь пришел и на чтение пьесы у Погодина. С Островским в этот раз он не говорил, но комедия ему явно нравилась (Барсуков, стр. 71); известно, что, написав на листке бумаги одобрительный отзыв, он передал его через Погодина молодому драматургу (И. И. Смирно в, Александр Николаевич Островский. - Сб. статей, стр. 22). Гоголь пошел слушать комедию и в третий раз, на чтение у Е. П. Ростопчиной, где и познакомился с Островским (см. воспоминания М. И. Семевского, стр. 137). Сохранился еще один отзыв Гоголя о "Своих людях", в записи Д. К. Малиновского: однажды в присутствии Гоголя кто-то, заметив, что комедия "от первой строки до последней написана узорчатым языком", спросил: "Что было бы с нею, если бы все ее разговоры перевести на обыкновенный простой язык?" - "Да, - сказал Гоголь, - может быть, она тогда кое-что потеряла бы. По моему мнению, автор сделал в своей пьесе то упущение, что старик отец в последнем акте вдруг, без всякого ведома и ожидания читателя и зрителя, является узником. Я на месте автора предпоследнее действие непременно окончил бы тем, что приходят и берут старика в тюрьму. Тогда и зритель и читатель были бы ощутительно приготовлены к силе последнего акта" (И. Малиновский, Знакомство Гоголя с моим отцом. - Записки Общества истории, филологии и права при императорском Варшавском университете, вып.; 1, Варшава, 1902, стр. 90-91). Но, не соглашаясь в отдельных случаях с автором "Своих людей", Гоголь высоко ценил его талант. В записке к Е. П. Ростопчиной, сетуя на цензурные злоключения комедии молодого драматурга, он пишет: "Дай ему бог успеха во всех будущих трудах. Самое главное, что есть талант, а он везде слышен" (И. И. Смирнов, Александр Николаевич Островский. - Сб. статей, стр. 23).
   9 Стр. 41. Славянский (Агренев) Дмитрий Александрович (1834-1908) - певец, руководитель псевдонародного хора, пользовавшегося, однако, в семидесятых - восьмидесятых годах XIX века огромной популярностью у "полуграмотной публики" (П. Чайковский, Полн. собр. соч., т. II, Госмузиздат, М. 1953, стр. 301). Славянский обрабатывал народные песни, обычно грубо искажая их, что вызывало возмущение передовой общественности того времени. О поделках Славянского П. И. Чайковский говорил, что они так же далеки от музыки, как лубочные издания от литературы, созданной Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем и Кольцовым (там же, стр. 288).
   10 Стр. 41. Субботы Ростопчиной начались еще до ее знакомства с А. Н. Островским (3 декабря 1849 г.). 31 января 1850 г. Берг сообщал Островскому. "Графиня Ростопчина давно ожидает Вас к себе и жалеет, что Вы до сих не были; <...> у ней начинают собираться часу в десятом вечера и сидят не далее часу пополуночи" (Письма, стр. 21). Графиня весьма желала, чтобы Островский и его друзья составили основу ее литературных вечеров, готова была потеснить "стариков им антипатичных и против шерстки" (там же, стр. 489). А. Н. Островский впервые попал на субботы Ростопчиной в начале 1851 года. Посещал он их, однако, нерегулярно, а потом все реже и реже. Субботы Ростопчиной не могли всерьез заинтересовать драматурга, поскольку литературными вечерами они не стали, превратившись вскоре в обычный салон дамы-аристократки, где чтение скучных и бессодержательных ее произведений перемежалось со светской болтовней. Несомненно, на отчуждение Островского повлияла и все возраставшая в пятидесятые годы реакционность Е. П. Ростопчиной.
   11 Стр. 43. Н. Ф. Щербина писал лишь текст к карикатуре, а рисовал ее художник Н. А. Степанов. Впервые опубликована она в альбоме "Знакомые", СПб. 1857. Под карикатурой написано: "Чтение драмы в пяти актах, с интермедией, прологом и эпилогом, под названием: "Неистовый якута и влюбленная маркиза, или Катакомбы на Чукотском носу". (Чтоб драма была до конца всеми прослушана, приняты надлежащие меры.)" Среди гостей графини Ростопчиной на рисунке изображены А. А. Григорьев, А. Н. Островский, М. П. Погодин, М. С. Щепкин и др.
   12 Стр. 44. Занимаясь на службе в Коммерческом и Совестном судах преимущественно делами купцов, А. Н. Островский встречал в их кругу иногда довольно интересных людей. Таким, например, был И. И. Шанин, талантливый рассказчик, человек, отлично знавший не только быт купцов, но и все хитрости и тонкости их торговых махинаций. С Шаниным драматург оставался в дружеских отношениях в течение всей своей жизни. Мочалов, как и схожий с ним Горячев (см. воспоминания В. М. Минорского, стр. 312), привлекал Островского редким в этой среде стремлением к культуре. Наблюдения над этими лицами, в особенности над Горячевым, были использованы драматургом при создании образа Андрея Титыча Брускова в пьесах "В чужом пиру похмелье" и "Тяжелые дни".
   13 Стр. 45. Н. В. Берг допускает неточность: посещать дом Ростопчиной Островский стал почти через год после опубликования в "Москвитянине" комедии "Свои люди - сочтемся!".
   14 Стр. 45. Осенью 1849 года Островский послал в драматическую цензуру только что законченную комедию "Банкрот, или Свои люди сочтемся!", а 23 ноября, по докладу цензора М. А. Гедеонова, она была запрещена. Несмотря на запрещение, пьеса, однако, приобрела широкую известность в рукописи, в чтениях автора и артиста П. М. Садовского. М. П. Погодин, издатель единственного тогда в Москве литературно-художественного журнала "Москвитянин", решил привлечь Островского к сотрудничеству в своем журнале (подробнее об этом см. вступительную статью, стр. 6-7), и при его связях в Московском цензурном комитете ему удалось добиться того, что, по словам самого Островского, цензура "не прикоснулась к его комедии" (М. И. Семевский, "Банкрот. Свои люди - сочтемся". - "Русская старина", 1891, N 4). Были исключены лишь слова свахи: "Комиссару без штанов" (д. 4, явл. 2) и слова Подхалюзина: "...а то мы и за квартальным пошлем" (д. 4, явл. 3) (см. С. Переселенков, Два отрывка из рукописей А. Н. Островского. - Новые матерьялы, стр. 44).
   Н. Барсуков утверждает, что переименование "Банкрота" произошло "по распоряжению цензуры, боявшейся оскорбить купцов" (Барсуков, стр. 76), но думается, что более правильно сообщает об этом факте И. А. Купчинский, который пишет, что о переименовании пьесы просил Островского Погодин (см. воспоминания Купчинского, стр. 229). И скорее Купчинского, а не Барсукова, подтверждают и воспоминания М. И. Ссмевского, у которого читаем: "На первой странице рукописи написано вверху: "Банкрот". "Так я хотел первоначально наименовать свою комедию, - говорил нам Островский, - но, вспомнив, что это будет по разным причинам неудобно, заменил его русскою пословицею" (М. И. Семевский, "Банкрот. Свои люди - сочтемся". - "Русская старина", 1891, N 4).
   Появление комедии в печати ("Москвитянин", 1850, N 6) вызвало переполох в официальных кругах, заинтересованных в сохранении престижа купеческого сословия, одного из столпов российской империи. Заволновались и сами купцы, написали жалобу на Островского. О случившемся доложили царю Николаю I, и тот потребовал передать комедию на рассмотрение в Комитет, созданный 2 апреля 1848 года для контроля над произведениями, уже появившимися в печати. Комитет выразил неудовольствие отсутствием в пьесе положительных героев. По его мнению, драматург обязан был показать, что "злодеяние находит достойную кару еще на земле". В результате Комитет к постановке на сцене комедию не рекомендовал, а царь на его отрицательном заключении написал: "Совершенно справедливо, напрасно печатано, играть же запретить..." (Н. В. Дризен, Драматическая цензура двух эпох, 1825-1881, изд. "Прометей", стр. 89).
   В 1858 году, готовя первое собрание своих сочинений, драматург обратился в цензуру за разрешением о включении в него и "Своих людей". Цензура потребовала новых и существенных изменений в тексте пьесы. В частности, была внесена заключительная сцена с квартальным, сообщающим Подхалюзину, что он, по "предписанию начальства", должен представить его к следственному приставу - по делу о сокрытии имущества несостоятельного купца Большова. Только после того, как Островский согласился на это, пьеса была пропущена цензурой и вошла в том I "Сочинений" Островского, изданных Г. А. Кушелевым-Безбородко в 1859 году.
   Одновременно Островский хлопотал в специальной драматической цензуре о разрешении пьесы к постановке на сцене. После новых искажений пьесы цензурою в декабре 1860 года постановка ее была разрешена, и уже в январе 1861 года ее играли два ведущих театра страны (см. прим. 3 к воспоминаниям П. Д. Боборыкина, стр. 549). Лишь в 1881 году благодаря ходатайству брата драматурга М. Н. Островского, бившего в то время министром государственных имуществ, "Свои люди" были разрешены к представлению в первоначальной редакции.
   15 Стр. 45. Переговоры А. А. Краевского с А. Н. Островским о комедии "Свои люди - сочтемся!" подтверждаются и другими свидетельствами, например, записью М. П. Погодина в дневнике 25 марта 1850 года (ГБЛ). По свидетельству И. А. Купчинского, эти переговоры не имели успешного завершения, так как петербургская цензура не решилась одобрить пьесу к публикации (см. стр. 229).
   16 Стр. 46. Слова короля Ричарда из хроники В. Шекспира "Ричард III", акт V.
   17 Стр. 46. "Свои люди - сочтемся!" игрались в доме С. А. Пановой в 1861 году.
  

<2>

  
   Отрывок взят из статьи "Московские воспоминания. 1845-1855", написанной в 1884 году и тогда же напечатанной в журнале "Русская старина", N 6.
   18 Стр. 46. А. Н. Островский был среди тех, кто нес гроб Н. В. Гоголя.
   19 Стр. 46. Речь идет об актрисе Малого театра Л. П. Никулиной-Косицкой.
  

И. Ф. Горбунов

ОТРЫВКИ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

  
   Иван Федорович Горбунов (1831-1895) - писатель, артист, мастер устных комических рассказов из народного быта.
   С А. Н. Островским Горбунов познакомился, очевидно, в конце 1849 -начале 1850 года и был наиболее близок с ним в 1853- 1855 годах.
   Под влиянием Островского Горбунов начал писать драматические сцены, при его содействии и покровительстве стал актером и в 1856 году был принят в труппу Александрийского театра в Петербурге. Среди сыгранных им ролей из пьес Островского наиболее удачна роль Кудряша из "Грозы".
   Живя с 1855 года постоянно в Петербурге, Горбунов выполнял многие поручения драматурга, проводил его пьесы через Литературно-театральный комитет, цензуру, вступал в переговоры с дирекцией театра, читал корректуры пьес и т. д. Островский высоко ценил устные рассказы Горбунова из жизни простого народа, мастеровых, купечества; восхищался его живостью, веселостью, остроумием. С ним драматург поехал в 1862 году в заграничное путешествие, а в 1865 году совершил поездку по Волге. И. Ф. Горбунов часто гостил у Островского в Москве и в усадьбе Щелыково.
   В воспоминаниях И. Ф. Горбунова отразились ранние, московские годы его знакомства с Островским, когда он виделся с ним ежедневно. Отдельные главы воспоминаний публиковались в газете "Новое время" (1881, N 1778; 1884, NN 2852, 2872, 2879) под заглавиями: "Из моего дневника 1855 года", "Из моего дневника 1853-1854 годов", "Из моего дневника 1850-1855 годов", - и это дает основание предполагать, что в начале восьмидесятых годов Горбунов обработал для печати свои старые дневниковые записи. В законченном виде воспоминания впервые появились в изданных посмертно Сочинениях И. Ф. Горбунова, т. 2, СПб. <1901>, откуда перепечатаны и нами.
   1 Стр. 47. Н. В. Берг (о нем см. на стр. 509) в конце сороковых годов был преподавателем русского языка в Училище живописи, ваяния и зодчества, где в это время учился И. Ф. Горбунов.
   2 Стр. 48. Под надзор полиции А. Н. Островский был взят по личному распоряжению Николая I после того, как тот ознакомился с комедией "Свои люди - сочтемся!" (см. прим. 39 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 528).
   3 Стр, 49. Причина этой "нахлобучки" неизвестна.
   4 Стр. 49. То есть самой большой люстры, которая убиралась вверх, на чердак, и спускалась в зал перед началом представления.
   5 Стр. 49. Комедия А. Н. Островского "Не в свои сани не садись" впервые была поставлена на сцене московского Малого театра 14 января 1853 года.
   6 Стр. 49. Куплет из водевиля П. Г. Григорьева "Ямщики, или Как гуляет староста Семен Иванович" (СПб. 1867, стр. 16). Этот псевдопатриотический водевиль впервые поставлен на сцене Александрийского театра в Петербурге 14 ноября 1844 года. В. Г. Белинский мимоходом саркастически заметил, что "водевиль без просыпа пьян от первой строки до последней; от него несет сивухою, и потому он - русский народный водевиль, как сказано в заглавии" (В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. VIII, изд. АН СССР, М. 1955, стр. 645). Водевиль долгое время охотно ставился императорскими театрами. Так же примитивны и другие комедии и водевили П. Г, Григорьева, которых он написал свыше тридцати ("Филатка и Мирошка - соперники", "Еще купцы 3-й гильдии" и т. д.).
   7 Стр. 50. Во время Крымской войны (1853-1856).
   8 Стр. 50. Пьеса П. Г. Григорьева "Подвиг Марина при пожаре московского Большого театра" явилась откликом на пожар в Большом театре, происшедший 11 марта 1853 года, во время которого кровельщик Марин, взобравшись по водосточной трубе под самую крышу, спас театрального плотника. Эта скучная, донельзя растянутая пьеса написана главным образом ради прославления якобы доброго, простого царя Николая I, принявшего Марина и наградившего его медалью.
   9 Стр. 51. Сцены из купеческого быта "Просто случай" И. Ф. Горбунова помещены в сентябрьском номере журнала.
   10 Стр. 51. Спектакль "Не в свои сани не садись", в котором А. Н. Островский играл роль Маломальского, был поставлен в доме С. А. Пановой 16 ноября 1853 года. По воспоминаниям С. В. Энгельгардт, Островский выступал здесь также в роли Подхалюзина из собственной комедии "Свои люди - сочтемся!" и Моцарта из трагедии "Моцарт и Сальери" А. С. Пушкина (Ольга N. Из воспоминаний. - "Русское обозрение", 1890, N 11, стр. 111).
   11 Стр. 52. Б. Н. Алмазов выступил ("Москвитянин", 1851, NN 7-10, 12) с действительно остроумной, но чрезвычайно легковесной и безосновательной критикой в адрес "Современника", обвиняя журнал в практицизме, великосветскости, в бестактной критике, в неуважительном отношении к корифеям литературы и т. д. В "Сне по случаю одной комедии" Алмазов, восхваляя комедию Островского "Свои люди - сочтемся!", пытается "защитить" ее от якобы "нападок" со стороны "Современника". И. И. Панаев (под псевдонимом "Новый поэт") дал отпор "Москвитянину", заявив, что комедия "принадлежит к замечательным произведениям русской литературы и вовсе не нуждается в такого рода сонных панегириках". Но вообще в "Современнике" не придавали серьезного значения фельетонам Алмазова и относились к ним как к безвредным, забавным "финтифлюшкам" ("Заметки Нового поэта о русской журналистике". - "Современник", 1851, NN 5-8).
   12 Стр. 52. Речь здесь идет об отрывке из поэмы Б. Н. Алмазова "Крестоносцы", завершенной в 1853 году.
   13 Стр. 53. Утешительный - действующее лицо из пьесы Н. В. Гоголя "Игроки".
   14 Стр. 53. Эта роль была впервые исполнена П. М. Садовским в 1853 году.
   15 Стр. 54. О взаимоотношениях М. С. Щепкина и А. Н. Островского см. вступительную статью, стр. 13-14.
   16 Стр. 54. Стихотворение немецкого революционного поэта Фердинанда Фрейлиграта "Requiescat!" (1846), в русском переводе известное под названием "Труженик". В России оно было запрещено цензурой, и М. С. Щепкин читал его под видом монолога переплетчика Жакара из пьесы Фурнье "Станок Жакара". "Труженик" впервые опубликован у нас в переводе Ф. Б. Миллера в книге "Стихотворения Ф. Б. Миллера", кн. I, M. 1860, стр. 246.
   17 Стр. 56. Поэт Н. Ф. Щербина всегда предвзято относился к А. Н. Островскому, неоднократно писал на него эпиграммы, хотя и сам порою сознавался, что они часто являлись "клеветою на нормальное чувство" и были написаны "в минуту ипохондрии" (Николай Щербина, Альбом ипохондрика, изд. "Прибой", Л. 1929, стр. 14). Эпиграмма, явившаяся вскоре после появления пьесы "Бедность не порок", такова:
  
   Со взглядом пьяным, взглядом узким,
   Приобретенным в погребу,
   Себя зовет Шекспиром русским
   Гостинодворский Коцебу.
  
   В эпиграмме выразилось отношение к пьесе Островского либеральных западников. Поначалу это было еще очевиднее, ибо вторая строчка читалась так: "Вступая с западом в борьбу". Кличка "гостинодворский Коцебу" была подхвачена во враждебных Островскому кругах и бытовала очень долго.
   Распространилась эпиграмма в устной передаче. Напечатана впервые в Полн. собр. соч. Н. Ф. Щербины, СПб. 1873, стр. 302.
   Август Коцебу (1761-1819) - немецкий писатель и драматург, один из создателей мещанской комедии и мелодрамы.
   18 Стр. 56. Речь идет о "Скупом рыцаре" А. С. Пушкина.
   19 Стр. 56. Славянофилы, вопреки утверждению И. Ф. Горбунова, отнюдь не воздавали "коемуждо по делам его". Так, А. А. Григорьев вскоре после появления комедии А. Н. Островского "Бедность не порок" выступил в "Москвитянине" (1854, N 3-4) со стихотворением "Искусство и правда. Элегия - ода - сатира", где, неистово восхваляя Островского и его комедию, противопоставлял русское национально-самобытное искусство западному. В частности, превознося игру Садовского в роли Любима Торцова, Григорьев совсем неосновательно отрицал талант французской актрисы Элизы Рашель, у которой будто бы "нет живого чувства... правды нет...".
   Представлявший в данном случае точку зрения западников, Н. Ф. Щербина ответил Григорьеву эпиграммой "После чтения одной "Элегии - оды - сатиры", в которой, обращаясь к Островскому, писал:
  
   Друзьями назвал ты всех пьяниц, всех шутов,
   Всех парий нравственных и крикунов позорных...
   Ужель ты дорожишь восторгами глупцов
   И пискотней похвал безграмотных и вздорных?
   Тебе сплели венок из листьев белены
   И пенник и дурман несут на твой треножник
   Лишь "Москвитянина" безумные сыны
   Да с кругу спившийся бессмысленный художник.
  
   (Н. Щербина, Стихотворения, "Советский писатель", 1937, стр, 197).
  
   20 Стр. 56. В "Литературном объяснении", напечатанном в "Московских ведомостях" (1856, N 80), А. Н. Островский подробно описал историю создания комедии "Свои люди - сочтемся!". К осени 1846 года комедия "в общих чертах была уже задумана", некоторые ее сцены набросаны и читались многим лицам. Тогда же драматург рассказал сюжет пьесы пришедшему к нему Гореву и тот "предложил начать обделку сюжета вместе". Островский, всегда в высшей степени благожелательно относившийся к сотрудничеству и неоднократно предлагавший его своим ближайшим друзьям, охотно на это согласился. Он и Горев совместно "занимались три или четыре вечера": Горев писал, а Островский большею частью диктовал. "Таким образом было написано четыре небольших явления первого действия (около шести писанных листов)". В последний вечер Горев объявил Островскому о своем отъезде из Москвы. "Тем и ограничилось его сотрудничество". Временно прекратил работу над комедией и Островский. Весной 1847 года Островский снова вернулся к своей комедии, коренным образом изменил ее план и начал обработку пьесы уже в новом виде. Отличаясь крайней щепетильностью в вопросах авторства, не желая присвоить себе даже нескольких строчек и фраз Горева, драматург поспешил напечатать приготовленный совместно с Горевым отрывок из первого действия комедии (в начальной редакции) в "Московском городском листке" (1847, N 7) за двумя подписями: А. О. и Д. Г.
   В 1849 году Островский завершил комедию, в 1850 году она была опубликована в журнале "Москвитянин", N 6, а уже с 1851 года начали распространяться слухи, будто комедия "Свои люди - сочтемся!" принадлежит не Островскому, а провинциальному актеру Д. А. Гореву-Тарасенкову. Источником слухов был, очевидно, Горев. Островский, узнав о клевете, попытался обратиться к благоразумию и благородству Горева, прося его выступить с опровержением. Но Горев, к этому времени уже опустившийся, постоянно пьяный, психически неполноценный, отверг эту просьбу. Подогреваемый литературными противниками Островского, в частности - издателем журнала "Отечественные записки" А. А. Краевским, он возмечтал о литературной славе и все более нагло обвинял драматурга в присвоении якобы отданной ему на просмотр комедии "Свои люди - сочтемся!". Клеветнические слухи о плагиате были подхвачены реакционерами, которым претил демократизм Островского, и некоторыми либеральными западниками, видевшими в драматурге поборника враждебного им славянофильства. С переходом Островского в 1856 году в журнал "Современник" клеветнические нападки на драматурга усилились и проникли в печать. Шельмуя Островского, реакционеры и либералы пытались бросить тень на враждебный им журнал революционных демократов. В "Ведомостях московской городской полиции" и в "Санкт-Петербургских ведомостях" появились вызывающе-крикливые фельетоны, рассчитанные на сенсацию и скандал. Островского обвиняли в том, что он, систематически сотрудничая с Горевым, скрыл его участие в создании комедий "Семейная картина", "Свои люди - сочтемся!" и последующих пьес. Особенно активно действовал князь Н. С. Назаров (псевдонимы - "Правдов", "Н. Н.", "Николай Александрович"). Им написаны фельетоны в "Ведомостях московской городской полиции" (1856, N 97), в "Санкт-Петербургских ведомостях" (1856, N 164). Возможно также, что ему принадлежит корреспонденция из Москвы, использованная фельетонистом "Санкт-Петербургских ведомостей" (1856, N 12). Эта же газета прямо перепечатала статью Назарова (1856, N 105). С клеветническими обвинениями весьма злобно выступал Вл. Зотов ("Санкт-Петербургские ведомости", 1856, NN 96, 165).
   Ближайшие друзья драматурга требовали немедленного отпора обнаглевшим клеветникам (см., например, письмо Е. Э. Дриянского к А. Н. Островскому от 3 мая 1856 г. - Письма, стр. 114-115). Островский счел дальнейшее молчание невозможным и написал энергичные протесты - объяснения, опубликованные в "Московских ведомостях" (1856, N 80) и в "Современнике" (1856, N 8, стр. 221). Так клевета о плагиате, отравлявшая жизнь Островского в течение нескольких лет, была разоблачена. Подробнее о "горевской" истории см. также статью А. Ревякина "А. Н. Островский и Д. А. Горев (К творческой истории комедии "Свои люди - сочтемся!")". - "Русская литература", 1963, N 4.
   21 Стр. 56. Публикуя в "Отечественных записках" (1856, N 7) комедию Д. Горева "Сплошь да рядом", Краевский надеялся поддержать тем самым клевету о плагиате. Однако грубо натуралистическая пьеса Горева провалилась, что немало способствовало разоблачению клеветы о плагиате Островского.
   22 Стр. 56. С. Я. Марковецкий.
   23 Стр. 56. Литературно-театральный комитет не разрешил пьесу "Сплошь да рядом" к постановке "по недостатку действия, бесцветности характеров, растянутости и пошлому языку" (Письма, стр. 664).
   24 Стр. 57. И. Ф. Горбунов перепутал здесь две комедии Островского из трилогии о Бальзаминове: осенью 1861 года была забракована Литературно-театральным комитетом комедия "За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)" (о ней см. прим. 4 на стр. 549), а комедию "Свои собаки грызутся, чужая не приставай" комитет пропустил. По поводу "Своих собак" А. Г. Ротчев выступил не в "Инвалиде", а в "Северной пчеле" (1861, N 259), где, не скрывая озлобления, он писал о первой постановке комедии в Александрийском театре (3 ноября 1861 года): "Нам случалось видеть падение комедий, трагедий, водевилей, трилогий, пословиц и сцен, но такого падения мы никогда еще не видали. Ни одна рука не хлопнула, ни один рот не шикнул во все представление: публика разошлась при гробовом молчании. Факт, конечно, грустный, но есть и утешительная сторона в этом явлении: наша отечественная публика уразумевает наконец, что не известность, не громкое имя, не поговорки и не прибаутки свах и гостинодворцев составляют достоинство драматического произведения. В добрый час!" Через две недели та же газета в фельетоне "Петербургское обозрение" опубликовала письмо И. Ф. Горбунова, который полностью опровергает домыслы Ротчева о падении пьесы и заключает: "Публика лучше вас понимает достоинство и значение Островского; она давно уразумела, что не рыцари тумана, не фокусники, одуряющие голову и оскорбляющие эстетическое чувство, составляют наш драматический фонд!" ("Северная пчела", 1861, N 275).
   25 Стр. 57. Начало латинской поговорки: "De mortuis aut bene aut nihil" (О мертвых - или хорошо, или ничего). К тому времени, когда Горбунов писал воспоминания, Ротчев уже умер.
   26 Стр. 58. В редакции журнала "Отечественные записки" А. А. Краевского.
   27 Стр. 58. Пьеса Н. 3. Захарова - "Не знал, что богат, не ждал - а женат"; поставлена в московском Малом театре в 1853 году.
   28 Стр. 59. Имеется в виду пьеса "Ученье - свет, неученье - тьма", напечатанная в N 7 журнала за 1859 год. Вероятно, об этой пьесе В. Осипова А. Н. Островский писал 15 октября 1853 года М. П. Погодину: "...Его комедия - произведение очень замечательное и по задаче, и по уму, с каким она сделана" (Островский, т. XIV, стр. 40).
   29 Стр. 59. Роль матроса Симона в пьесе "Матрос" французских драматургов Соважа и Делюрье. Перевод Д. А. Шепелева (1838).
   30 Стр. 59. В 1857 году И. В. Самарин осуществил на сцене Малого театра постановку трагедии В. Шекспира "Гамлет", в которой сыграл главную роль. Самарин пытался решить спектакль в принципах реализма и избавить образ Гамлета от ходульного трагического величия, то есть распространенной трактовки образа среди актеров той поры. Но в то же время Самарин видел своего героя слабовольным, неспособным к действию. В стремлении к исторической, реально-бытовой правде актер увлекся деталями и не раскрыл внутреннего содержания образа. Спектакль вызвал ожесточенные споры, и хотя часть публики приветствовала реалистические новации Самарина, называя их "новым шагом в искусстве, и шагом весьма важным, вполне соответствующим взглядам современной эстетики", актер после второго представления от роли отказался (М. Рогачевский, Иван Васильевич Самарин, "Искусство", М.-Л. 1948, стр. 36-39).
   31 Стр. 59. Герой одноименного французского водевиля в переводе С. Соловьева.
   32 Стр. 60. Над драмой "Не так живи, как хочется" Островский работал с августа по ноябрь 1854 года. 3 декабря драма уже была поставлена московским Малым театром. В печати появилась в сентябрьском номере "Москвитянина" за 1855 год. Подготавливая первое собрание своих сочинений (изданных Г. А. Кушелевым-Безбородко в 1859 году), Островский значительно доработал драму.
   33 Стр. 61. См. прим. 27 к воспоминаниям П. М. Невежина, стр. 565.
   34 Стр. 61. В сентябре 1854 года на речке Альма произошло сражение между русскими войсками и соединенными силами англичан, французов и турок. Русские войска под командованием кн. Меншикова потерпели поражение и отошли к Бахчисараю, что дало возможность неприятелю осадить Севастополь.
  

С. Л. Максимов

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ

(По моим воспоминаниям)

  
   Сергей Васильевич Максимов (1831-1901) - писатель-этнограф, автор книг "Год на севере", "Крылатые слова", "Сибирь и каторга" и многих других.
   С Островским Максимов познакомился в 1850 году и был особенно связан с ним в начале пятидесятых годов, когда Островский увлекался идеями славянофильства и был активным членом "молодой редакции" журнала "Москвитянин". Островского и Максимова соединял также огромный интерес к живому, меткому слову, к народной поэзии. Впоследствии, когда Островский порвал с "Москвитянином", а Максимов переехал из Москвы в Петербург, их дружеские отношения не прекратились, хотя встречались они уже значительно реже.
   С. В. Максимов находился под заметным влиянием славянофильства, что наложило отпечаток и на его воспоминания.
   Писались воспоминания, очевидно, с конца 1896 года, так как известно, что в них использованы еще в рукописи материалы XI тома сочинения Н. Барсукова "Жизнь и труды М. П. Погодина" (опубликованы в 1897 году), и в 1897 году, поскольку в тексте есть упоминание о кончине П. М. Боклевского "в начале текущего года" ("Русская мысль", 1897, N 3, стр. 62). Впервые опубликованы воспоминания в журнале "Русская мысль", 1897, NN 1, 3, 5; 1898, NN 1, 4. При подготовке для переиздания в собрании сочинений А. Н. Островского, написанных в сотрудничестве с Н. Я- Соловьевым и П. М. Невежиным ("Драматические сочинения А. Н. Островского, Н. Я- Соловьева, П. М. Невежина", т. I, СПб. <1909>, изд. "Просвещение"), они были переработаны и дополнены. В нашем сборнике текст перепечатан с этого последнего издания.
   1 Стр. 65. В приходе церкви Николы в Воробине, что у Яузы, А. Н. Островский жил с осени 1841 года, сначала в большом доме, вместе с отцом, а потом, со второй половины 1849 года по октябрь 1877 года, во флигеле, о котором и пишет мемуарист.
   2 Стр. 65. Неточная цитата из Евангелия (от Матфея, гл. 24).
   3 Стр. 66. В начале XIX века огромная территория от церкви Николы в Воробине к реке Яузе и по самой реке вверх принадлежала барону Тессину, тестю Н. Ф. Островского, отца драматурга. По фамилии этого владельца и назван переулок - Тессинский, сохранившийся до нашего времени. Во второй половине XIX века в этом переулке разместилась фабрика.
   4 Стр. 66. Гравюры, созданные в конце XVIII века неизвестным иностранным художником и посвященные императору Павлу I. На гравюрах, в частности, изображались Серебряные бани.
   5 Стр. 66. Выражение, вышедшее, как указывает Максимов, из стен духовных семинарий (С. Максимов, Крылатые слова, Гослитиздат, М. 1955, стр. 109).
   6 Стр. 68. См. вступительную статью, стр. 11-12.
   7 Стр. 69. "Молодая редакция" журнала "Москвитянин" распалась в 1855 году, то есть еще до закрытия самого журнала (1856), а Островский начал расходиться с "молодой редакцией" уже в пору работы над драмой "Не так живи, как хочется" (1854), поэтому-то наиболее правоверные члены "молодой редакции" не случайно оказались недовольными этой пьесой. Так, Т. Филиппов, указывая на недостатки пьесы, усматривал их причины во "влиянии натурального направления" ("Сборник Т. Филиппова", СПб. 1896, стр. 39). Новые настроения Островского были замечены и в лагере революционной демократии (см. вступительную статью, стр. 9). По поводу "Не так живи, как хочется" И. С. Тургенев писал драматургу 10 февраля 1855 года: "...По поручению редакторов "Современника", обращаюсь к Вам с вопросом: не хотите ли Вы поместить Вашу последнюю комедию у них в журнале - они примут ее с радостью и предлагают Вам за нее 250 руб. серебр." (И. С. Тургенев, Полн. собр. соч. и писем, Письма, т. 2, изд. АН СССР, М.-Л. 1961, стр. 257). "Не так живи, как хочется" Островский поместил все же в "Москвитянине" (1855, N 17-18), но это была последняя его пьеса в погодинском журнале, вскоре он бесповоротно порывает и с журналом, и с его "молодой редакцией". С годами, естественно, расширялись личные связи Островского с писателями, артистами, музыкантами и т. д. Вот их-то и выдает Максимов за новых членов давно распавшейся "молодой редакции". Эту ошибку - отождествление Островского с "молодой редакцией" - мемуарист допускает в своих воспоминаниях очень часто.
   8 Стр. 69. Письмо не опубликовано, его местонахождение неизвестно.
   9 Стр. 70. См. воспоминания В. З. Головиной (Ворониной), стр. 34.
   10 Стр. 70. Опера А. Н. Верстовского, написана в 1835 году.
   11 Стр. 70. Торопка - один из героев "Аскольдовой могилы".
   12 Стр. 71. О цыганке Матрене сведений никаких не сохранилось. Очевидно, Максимов спутал ее с известной певицей и красавицей цыганкой Татьяной Демьяновной, голосом которой Пушкин действительно восхищался, о чем осталось немало свидетельств (А. С. Пушкин, Письма, т. Ill, "Academia", 1935, стр. 136-141).
   13 Стр. 71. О ком идет речь, выяснить не удалось.
   14 Стр. 72. С. В. Максимов имеет в виду комментарии славянофильского историка литературы П. А. Бессонова в книгах: "Песни, собранные П. В. Киреевским", ч. 1-4, вып. 1-10, М. 1860-1874; и "Калеки перехожие. Сборник стихов и исследование П. Бессонова", вып. 1-6, М. 1861-1864. В последний сборник вошли также песни, изданные самим П. В. Киреевским ("Русские народные песни", М. 1848).
   15 Стр. 74. В комедии "Не в свои сани не садись".
   16 Стр. 75. Генерал Дитятин - яркий сатирический образ, от имени которого И. Ф. Горбунов с неизменным успехом выступал на протяжении почти всей своей жизни. Прикрываясь маской грубого, невежественного солдафона, реакционера и доносчика, он зло и остроумно издевался над всеми видами российского мракобесия, ретроградства, шовинизма и тупоумия.
   17 Стр. 76. Монашенки - небольшие, конусообразной формы свечки, зажигавшиеся ради их приятного запаха.
   18 Стр. 76. Комедия помещена в N 6 журнала за 1850 год.
   19 Стр. 77. С. В. Максимов еще по рукописи был знаком с воспоминаниями И. Ф. Горбунова (в наст, сборнике помещены на стр. 47).
   20 Стр. 78. Кого здесь имеет в виду С. В. Максимов, точно неизвестно. Всего вероятнее - Д. А. Горева-Тарасенкова, до того как он спился и потерял все свои симпатичные черты, превратившись в наглого самохвала (о нем см. прим. 20 к воспоминаниям И. Ф. Горбунова, стр. 519). Островский познакомился с ним в начале сороковых годов и замечал в нем тогда "довольно благородства" (Островский, т. XIV, стр. 41).
   21 Стр. 79. Корнилия Полтавцева, о котором мемуарист пишет ниже, он сравнивает здесь с Колюбакиным.
   22 Стр. 80. Упоминаемая в тексте "повестушка", очевидно, "Квартет", которую Е. Э. Дриянский читал А. Н. Островскому в 1852 году (из-за цензуры появилась в печати лишь в 1858 году- NN 9 и 10 "Библиотеки для чтения"). Роман - "Туз (Жизнеописание Антона Антоновича)" - был отдан Дриянским М. Н. Каткову в "Русский вестник", где его и начали печатать (1865, NN 4- 6). Однако менее чем на половине романа публикация была прекращена, что вызвало возмущение автора, высказанное им в письмах к С. В. Максимову от 26 сентября и 19 ноября 1865 года (хранятся в ГБЛ). Выступления Дриянского по этому вопросу в газетах, о которых пишет мемуарист, неизвестны. Писатель долго искал издателя для публикации романа целиком, и, не найдя его, выпустил в 1867 году роман на собственные средства, несмотря на свое крайне тяжелое материальное положение. Всю жизнь его преследовала жестокая нужда. 4 декабря 1872 года А. Н. Островский писал своему брату, М. Н. Островскому: "Егор Эдуардович Дриянский при последнем издыхании; нужда, сырые квартиры сломили его железное Здоровье и довели до лютой чахотки. В темном углу, за Пресней, без куска хлеба, без копейки денег умирает автор "Одарки Квочки", "Квартета", "Туза", "Паныча", "Конфетки" и пр., - таких произведений, которые во всякой, даже богатой, литературе были бы на виду, а у нас прошли незамеченными и не доставили творцу-художнику ничего, кроме горя" (Островский, т. XIV, стр. 241).
   23 Стр. 80. По закону 1865 года, действовавшему до 1905 года, предварительная цензура для оригинальных произведений объемом свыше десяти печатных листов отменялась, но строгости и карательные меры усиливались. А. В. Никитенко в связи с этим писал: "Цензора нет. Но взамен его над головами писателей и редакторов повешен дамоклов меч в виде двух предостережений и третьего, за которым следует приостановка издания. <...> Итак, это чистейший произвол <...>. Понятно, что пишущая братия сильно переполошилась" (А. В. Никитенко, Дневник, т. 2, Гослитиздат, 1955, стр. 515).
   24 Стр. 81. 10 февраля 1855 года И. С. Тургенев просил Островского прислать ему в Петербург "несколько рисунков г-на Боклевского (если не к "Бедность не порок", то хоть другие) - я бы их здесь показывал людям со влиянием - и это могло бы послужить в пользу г-ну Б<оклевскому>, произведения которого очень бы нужно было вывести на свет" (И. С. Тургенев, Полн. собр. соч. и писем, Письма, т. 2, изд. АН СССР, М. -Л. 1961, стр. 257). Иллюстрации изданы гр. Г. А. Кушелевым-Безбородко в виде альбомов литографий под названием "Рисунки Боклевского к сочинениям А. Н. Островского", 1859-1860. Помимо комедии "Бедность не порок", проиллюстрированы "Свои люди - сочтемся!", "Не в свои сани не садись", "Не так живи, как хочется" и др.
   25 Стр. 81. Под профессорским С. В. Максимов разумеет московский кружок либеральных западников, возглавляемый Т. Н. Грановским.
   26 Стр. 82. Почти о всех упомянутых Максимовым людях он подробно пишет ниже. Исключение составляют двое: "знаменитый виртуоз" - пианист и композитор Александр Иванович Дюбюк и "учитель чистописания и рисования" - А. Дьяков (о нем см. прим. 1 к воспоминаниям И. В. Берга, стр. 510).
   27 Стр. 82. Аханный промысел - ловля красной рыбы особыми сетями.
  &

Другие авторы
  • Урусов Сергей Дмитриевич
  • Козин Владимир Романович
  • Раскольников Федор Федорович
  • Тан-Богораз Владимир Германович
  • Борн Иван Мартынович
  • Пальмин Лиодор Иванович
  • Екатерина Вторая
  • Дитерихс Леонид Константинович
  • Нелединский-Мелецкий Юрий Александрович
  • Толмачев Александр Александрович
  • Другие произведения
  • Чернышевский Николай Гаврилович - Роман и повести М. Авдеева, два тома, Спб., 1853
  • Новиков Николай Иванович - Сатирические ведомости
  • Макаров И. - Однозвучно гремит колокольчик...
  • Григорьев Аполлон Александрович - Оппозиция застоя
  • Горький Максим - От "врагов общества" - к героям труда
  • Марин Сергей Никифорович - Пародия на оду 9-ю Ломоносова, выбранную из Иова
  • Мельгунов Николай Александрович - Из письма М. П. Погодину
  • Рачинский Сергей Александрович - 1001 задача для умственного счета
  • О.Генри - Сыщики
  • Соловьев Сергей Михайлович - История падения Польши
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 558 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа