Главная » Книги

Островский Александр Николаевич - А. Н. Островский в воспоминаниях современников, Страница 27

Островский Александр Николаевич - А. Н. Островский в воспоминаниях современников


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

е толки в московских литературных кружках, "ее перечитала вся Москва" (см. воспоминания Бурдина, стр. 328), но печатных откликов на пьесу не было, если не считать попутного упоминания в рецензии А. А. Григорьева на книгу "Руководство для молодых людей, назначающих себя к торговым делам" ("Московский городской листок", 1847, N 99).
   6 Стр. 229. Напечатана одна сцена, а не действие.
   7 Стр. 229. См. прим. 15 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 514.
   8 Стр. 229. Речь идет о чтении у М. П. Погодина пьесы "Свои люди -сочтемся!", очевидно, между 3 и 8 марта 1850 года. 3 марта Островский, после длительных колебаний, согласился сотрудничать в "Москвитянине" "на пробу", а 8 марта Погодин записал в своем дневнике: "Банкрут" пропущен" (ГБЛ). Так как в записях за 4, 5 и 6 марта чтение пьесы не значится, а 7 марта - пропущено, можно предположить, что в этот день и могло состояться чтение комедии. В. Ф. Одоевский на этом чтении не присутствовал.
   9 Стр. 229. См. прим. 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513, и прим. 39 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 528.
   10 Стр. 230. Комедия фривольного содержания Ю. Беляева, которая в сезон 1912-1913 года шла в московском Малом театре.
   11 Стр. 232. О поездке А. Н. Островского на Украину см. прим. 2 к воспоминаниям В. А. Герценштейна, стр. 547.
   12 Стр. 233. По ассоциации с библейским Вениамином, отличавшимся нежностью и кротостью.
   13 Стр. 234. Композитор В. Н. Кашперов с 1866 по 1872 год был профессором пения в Московской консерватории. Потеряв эту должность, он уже в 1872 году открыл курсы пения, руководил хоровыми кружками и т. д. О помощи Островского в постановке на сцене Большого театра оперы Кашперова "Тарас Бульба" см. воспоминания К. Ф. Вальца, стр. 424.
   14 Стр. 234. Сырной называется неделя перед масленицей.
   15 Стр. 235. Димитрий Ростовский (до принятия монашества - Даниил Саввич Туптало; 1651-1709) - церковный писатель и проповедник, автор духовных пьес "Венец славно-победный", "Комедия на димитриев день", "Ростовское действо", "Собор и суда изречение от неверных судей на Иисуса Назарянина, спасителя мира".
   16 Стр. 236. Возможно, имеется в виду Н. Е. Вильде, с которым Крылов перевел драму И. Вейлена "Жизнь после смерти" (1873).
   17 Стр. 238. С 1 января 1886 года.
   18 Стр. 239. С. В. Добров был не ректором университета, а помощником инспектора, потом инспектором.
   19 Стр. 239. См. прим. 8 к воспоминаниям Н. А. Кропачева, стр. 556. П. М. Невежину Островский помогал не только потому, что "сожалел о нем", - он видел в нем талантливого драматурга (см., например, воспоминания Н. А. Кропачева, стр. 221).
   20 Стр. 239. О Н. Я. Соловьеве см. воспоминания П. М. Невежи-на, стр. 267-270.
   21 Стр. 240. О каком произведении идет речь, неизвестно, но возможно, что об "Исповеди" (1880-1882) или "В чем моя вера" (1883).
   22 Стр. 240. См. прим. 54 к воспоминаниям М. И. Семевского, стр. 543.
   23 Стр. 245. И. А. Купчинский передает эту историю с явным предубеждением против Кашперовых.
   24 Стр. 246. П. Н. Островский относился к старшему брату с любовью и уважением (см., например, Новые матерьялы, стр. 252-254). Утверждение Купчинского следует отнести за счет характера Марии Васильевны, которая в припадке раздражительности бывала несправедлива.
   25 Стр. 246. Тяжелые сердечные припадки начались у Островского много раньше. Так, еще 22 марта 1885 года он писал М. И. Писареву: "...Два сильных припадка удушья разбили меня" (Островский, т. XVI, стр. 150).
  

П. М. Невежин

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ А. Н. ОСТРОВСКОМ

  
   Петр Михайлович Невежин (1841-1919) - писатель, драматург. Окончив Московский кадетский корпус, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов и был ранен. С А. Н. Островским познакомился в начале 1879 года, когда обратился к нему с просьбой о творческой помощи в работе над комедией "Блажь" (об их сотрудничестве см. прим. 8 к воспоминаниям Н. А. Кропачева, стр. 556). П. М. Невежин, кроме драматургических произведений, писал романы, повести и рассказы, но наибольший успех имели его пьесы: "Друзья детства" (1886), "Компаньоны" (1891), "Сестра Нина" (1894), "Непогрешимый" (1894) и самая популярная - "Вторая молодость" (1888).
   Первое издание своих пьес, в двух томах (1898-1901), П. М. Невежин посвятил "памяти незабвенного драматурга Александра Николаевича Островского".
   Воспоминания П. М. Невежин начал писать в 1906 году (см. "Театр и искусство", 1906, N 24) и завершил в 1910 году, впервые опубликовав в "Ежегоднике императорских театров" за годы 1909 (выпуск IV) и 1910 (выпуск VI).
   1 Стр. 247. Воспоминания П. М. Невежина касаются конца семидесятых и начала восьмидесятых годов.
   2 Стр. 247. О первых двух пьесах Невежина ничего не известно.
   3 Стр. 248. Помимо двух не дошедших до нас пьес П. М. Невежин написал к этому времени очерк "В отделе" и уже опубликовал его в "Русском вестнике", 1881, N 1.
   4 Стр. 249. См. прим. 8 к воспоминаниям Н. А. Кропачева, стр. 556.
   5 Стр. 250. Крылов В. А. - весьма плодовитый драматург, главным образом перекраивавший и переводивший иностранные легковесно-развлекательные пьесы для буржуазного зрителя. Имя его стало нарицательным, и весь ремесленный низкопробный репертуар получил наименование "крыловщины". К. А. Тарновский - переводчик, драматург, автор сугубо развлекательных пьес. Оба драматурга были тесно связаны с начальником репертуара и в 1881-1882 годах управляющим московских театров В. П. Бегичевым. 17 сентября 1881 года Островский писал Бурдину: "При Бегичеве театр будет в распоряжении Тарновского и Крылова, а мне придется просить себе хоть маленький балаганчик на стороне" (Островский, т. XVI, стр. 23).
   6 Стр. 251. К В. А. Долгорукову Островский ездил, очевидно, в начале октября 1881 года, а 24 ноября Долгоруков отправил ходатайство Общества драматических писателей о народном театре в Министерство внутренних дел. Далее см. прим. 19 к воспоминаниям Н. А. Кропачева, стр. 557.
   7 Стр. 251. См.: Островский, т. XII, стр. 162-179, 301 - 306.
   8 Стр. 252. Имеется в виду актер и драматург А. И. Южин-Сумбатов, сын грузинского князя, и его пьеса "Сергей Сатилов" (1883). С 31 марта 1909 года А. И. Южин - управляющий труппой московского Малого театра.
   9 Стр. 252. См. прим. 22 к воспоминаниям Н. А. Кропачева, стр. 558.
   10 Стр. 253. До театральной реформы 1882 года (см. прим. 11) большую долю актерского оклада составляли так называемые "разовые", то есть плата за выступления в тех спектаклях, в которых актера занимали уже сверх положенной нормы. Разовые оплачивались от четырех до тридцати пяти рублей за выход, в зависимости от квалификации артиста. Реформа, сильно увеличив оклад артистов и уничтожив разовые, ликвидировала стимул для участия крупных актеров в маленьких, невыигрышных ролях.
   11 Стр. 254. В марте 1881 года министром императорского двора была утверждена под председательством директора императорских театров И. А. Всеволожского комиссия "для пересмотра законоположений по всем частям театрального ведомства и для составления проекта нового положения об управлении императорскими театрами". В эту комиссию, кроме А. Н. Островского, А. А. Потехина и Д. В. Аверкиева, входили чиновники И. Л. Дзюбин, А. Ф. Юргенс, А. П. Фролов. Островский работал в этой комиссии весьма напряженно в течение пяти месяцев, добиваясь улучшения управления театрами, материального положения драматургов и артистов, создания в Москве народного театра, восстановления закрытых в 1871 году драматических классов в императорских театральных школах и т. д. Но комиссия не оправдала его надежд. Ее достижения ограничились лишь повышением окладов артистам, некоторым увеличением гонорара драматургам и упразднением разовых и бенефисной системы. Большие вопросы организационного и творческого порядка, выдвигаемые Островским, комиссия обходила. "Комиссия, - писал он, - была в действительности обманом надежд и ожиданий, <...> слушать меня в комиссии вовсе не желали" (Островский, т. XII, стр. 250). Комиссия сохранила старую, бюрократическую систему управления театрами. Московские театры не получили самостоятельности, и в них по-прежнему продолжали властвовать люди, глубоко театру чуждые.
   12 Стр. 255. С 1 января 1886 года.
   13 Стр. 259. См. прим. 11 к воспоминаниям Н. А. Кропачева, стр. 556.
   14 Стр. 259. Очевидно, имеется в виду М. П. Садовский.
   15 Стр. 260. Двадцатого числа каждого месяца выдавалось жалованье служащим государственных учреждений, в том числе императорских театров.
   16 Стр. 261. См. прим. 63 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 531.
   17 Стр. 261. А. Н. Островский служил не в Сиротском, а в Совестном суде.
   18 Стр. 262. См. прим. 33 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 527.
   19 Стр. 263. См. прим. 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513, и прим. 39 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 528.
   20 Стр. 264. Д. И. Писарев очень высоко ценил раннее творчество А. Н. Островского, включая "Воспитанницу", а во всех дальнейших пьесах видел упадок его таланта. В статьях "Мотивы русской драмы" ("Русское слово", 1864, N 3) и "Прогулка по садам российской словесности" ("Русское слово", 1865, N 3) Писарев резко критиковал пьесы "Гроза", "Козьма Захарьич Минин, Сухорук", "Воевода", "Тяжелые дни". Однако выступление против Островского было для критика главным образом формой полемики с журналом "Современник", в частности, по основному пункту их расхождения - по вопросу о готовности народных масс к активному протесту. В условиях усилившейся в середине шестидесятых годов реакции Д. И. Писарев не верил в широкое демократическое движение и с этой именно позиции давал свою трактовку драме "Гроза", ее центральному образу - Катерине. Если Н. А. Добролюбов находил в Катерине характер решительный, способный заявить свой протест "темному царству", то Писарев понимал ее лишь как жертву, невинную угнетенность, которая, "совершив множество глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость" (Д. И. Писарев, Сочинения в четырех томах, т. 2, Гослитиздат, М. 1955, стр. 394).
   21 Стр. 265. П. М. Невежин, очевидно, подразумевает здесь М. П. Садовского, который в первые годы актерства не всегда справлялся с ролями. Так, в "Дикарке" он, по мнению Островского, провалил роль Рабачева (Островский, т. XV, стр. 194). Возможно также, что речь здесь идет о Д. В. Живокини.
   22 Стр. 266. Ф. А. Бурдин получил от откупщика Голенищева, своего приятеля, неожиданное наследство в сто тысяч рублей. Он повел широкий образ жизни, и средства его быстро иссякли, но при этом он завязал знакомства с влиятельными лицами из литературно-театрального мира, цензурного ведомства и т. п., что в дальнейшем помогало ему добиваться разрешения на постановку пьес А. Н. Островского в императорских театрах.
   23 Стр. 267. Упоминаемая Невежиным публикация письма неизвестна. Впервые письма Ф. А. Бурдина к Островскому напечатаны в книге "А. Н. Островский и Ф. А. Бурдин. Неизданные письма", М.-Пг. 1923. В письмах, сюда вошедших, Бурдин высказывается о Невежине весьма благожелательно, без чувства ревности.
   24 Стр. 268. В связи с постановками комедии "Дикарка" (см. прим. 8 к воспоминаниям Н. А. Кропачева, стр. 556) некоторые критики писали о наличии в ней якобы "немного скабрезных" сцен (П. Д. Боборыкин - в "Русских ведомостях", 1879, N 293) и "довольно циничных" выражений ("Голос", 1879, N 307).
   25 Стр. 269. См. прим. 8 к воспоминаниям Н. А. Кропачева, стр. 556.
   26 Стр. 269. Это решение Н. Я. Соловьев принял в значительной степени под влиянием реакционного публициста К. Н. Леонтьева, недовольного той демократической направленностью, которую придавал пьесам Соловьева А. Н. Островский. В частности, Леонтьев возмущался, что после переработки Островского первоначальный смысл "Дикарки" - "романтический, с религиозным даже оттенком" - заслонила "прогрессивная тенденция" (К. Н. Леонтьев, Новый драматический писатель. - "Русский вестник", 1879, N 12). Он начал склонять Соловьева к разрыву сотрудничества, соблазнять его возможностями самостоятельной работы, и наконец старания его увенчались успехом. Однако недостаточно подготовленный к самостоятельному труду Соловьев обрек себя на неудачи. Все последующие пьесы, написанные им без помощи Островского, были слабы и успеха не имели.
   27 Стр. 270. С. А. Гедеонов передал Островскому три первых действия и одну сцену четвертого незавершенной и весьма посредственной мелодрамы (опубликовано Н. П. Кашиным в книге "Этюды об А. Н. Островском", т. 1, М. 1912, стр. 281). Островский, коренным образом переработав текст Гедеонова и добавив еще два действия, создал, по существу, совсем новое произведение.
   28 Стр. 272. Пьеса "Красавец мужчина" впервые напечатана в журнале "Отечественные записки" (1883, N 1). Премьера ее состоялась в Малом театре 26 декабря 1882 года, а в петербургском Александрийском - 6 января 1883 года.
   29 Стр. 273. Крестным отцом М. П. Садовского был не А, Н. Островский, а артист Малого театра Ф. Н. Усачев.
   30 Стр. 274. Цитата из поэмы М. Ю. Лермонтова "Демон".
   31 Стр. 276. А. А. Потехин был начальником репертуара императорских театров с 1881 года (с 1886-только петербургских) до конца XIX века и пользовался большим авторитетом среди артистов и писателей. В злоупотреблении своим положением Потехина тоже едва ли можно обвинить, так как с 1882 по 1892 годы на московской сцене не ставилось ни одной его пьесы, не были чрезмерными постановки и в Петербурге.
   32 Стр. 276. Весьма циничный фарс Керуля и Баррэ, перевод с французского Н. Доренговской, - были и другие переводы. Из-за откровенного цинизма этот фарс в императорских театрах не ставился, но на частных сценах шел многократно (например, в 1907 году в петербургских театрах "Невский фарс", "Аркадия", "Неметти").
   33 Стр. 277. Невежин говорит здесь о М. Г. Савиной, Однако в своей оценке отношения Савиной к Островскому мемуарист односторонен, возможно из-за недостаточной осведомленности. Актриса глубоко уважала А. Н. Островского как человека и очень высоко ценила его драматургический талант. Свои частные недоразумения в отношениях с ним Савина объяснила в воспоминаниях, печатающихся в данном сборнике (стр. 405-406).
   34 Стр. 279. П. М. Невежин, исходя из либерально-буржуазных воззрений, явно преувеличивает изменения, явившиеся результатом буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов.
   35 Стр. 279. Грибоедовская премия, учрежденная Обществом русских драматических писателей в 1879 году, в связи с пятидесятилетием со дня смерти А. С. Грибоедова, предназначалась (в размере 500 рублей) за лучшее драматическое произведение театрального сезона.
   Вучина Иван Юрьевич, греческий консул в Одессе, в 1871 году внес 10 000 рублей для учреждения на проценты с этих денег премии его имени. Ее выдавали за оригинальные переводные произведения, нигде не обнародованные, посвященные быту и нравам русского народа и предназначенные для народного театра. Первая премия 500, вторая 300 рублей. Премия Вучины учреждена была при Одесском университете.
   36 Стр. 280. В бумагах А. Н. Островского такие наброски отсутствуют.
  

И. Ф. Василевский

ИЗ МОСКОВСКИХ В ЧЕСТЬ ПУШКИНА ПРАЗДНЕСТВ В 1880 ГОДУ

(По личным воспоминаниям)

   Ипполит Федорович Василевский (1850-1920) - журналист, редактор журнала "Стрекоза". Сведений о личном знакомстве И. Ф. Василевского с А. Н. Островским не имеется.
   Воспоминания были написаны к столетию со дня рождения А. С. Пушкина и опубликованы в газете "Русские ведомости", 1899, N 136, под псевдонимом "Буква".
   1 Стр. 283. Второй обед состоялся 7 июня 1880 года.
   2 Стр. 284. И. Ф. Василевский передает речь А. Н. Островского по памяти, своими словами. Текст речи см.: Островский, т. XIII, стр. 164.
  

Л. Новский

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ А. Н. ОСТРОВСКОМ

   Л. Новский - псевдоним литератора Николая Николаевича Луженовского (1862-1889). Будучи товарищем М. А. Островского, сына драматурга, по университету, он в восьмидесятые годы часто бывал в доме Островских.
   Воспоминания напечатаны в газете "Русские ведомости", 1887, NN 111, 134, 138.
   1 Стр. 285. По улице Волхонка, дом N 14. Островские переехали сюда 4 октября 1877 года.
   2 Стр. 285. В верхнем этаже дома в 1865 году князем С. М. Голицыным был открыт для общественного пользования "Голицынский музей", в котором разместились картинная галерея, отдел древностей, библиотека. В 1886 году музей продан с аукциона, часть его попала в петербургский Эрмитаж.
   3 Стр. 285. См. прим. 1 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 523.
   4 Стр. 286. А. Н. Островским был приобретен лишь один из списков "Повести о Фроле Скобееве", опубликованной в "Москвитянине", 1853, N 1-2, под заглавием "История о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничей дочери Нардина-Нащокина Аннушке".
   5 Стр. 287. Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым было основано в 1859 году.
   6 Стр. 287. Письмо Л. Н. Толстого, сопровождавшее рукопись комедии "Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил" (написана в феврале - марте 1886 года), не сохранилось. Мысль его о переделке некоторых пьес Островского для народной сцены осталась неосуществленной.
   7 Стр. 289. Фотографический портрет 1884 года, снятый Труновым. Хранится в Музее.
   8 Стр. 291. Это утверждение Л. Новского не совсем соответствует действительности (см., например, прим. 20 к воспоминаниям И. Ф. Горбунова, стр. 519).
   9 Стр. 291. О взглядах Островского см. вступительную статью, а также прим. 54 к воспоминаниям М. И. Семевского, стр. 543.
   10 Стр. 291. См. прим. 2 к воспоминаниям В. А. Герценштейна, стр. 547.
   11 Стр. 292. Путешествие за границу состоялось в 1862 году с И. Ф. Горбуновым и М. Ф. Шишко. П. М. Садовский в поездке не участвовал.
   12 Стр. 293. Такое письмо неизвестно.
   13 Стр. 293. В марте 1885 года Островский получил от самарского драматурга Г. Г. Лукина три пьесы: "Погубили", "Метеор" и "Чужая душа - дремучий лес", из которых последняя ему особенно понравилась. Сюжетно-тематически она перекликается с "Грозой" Островского, хотя и грешит изрядно грубым мелодраматизмом и нагромождением ужасов. Пьеса напечатана в журнале "Колосья", 1889, N 12.
   14 Стр. 294. Письма Достоевского к Страхову, содержащие подобные высказывания, неизвестны.
   15 Стр. 295. Цитата из Библии. Эта надпись была выбита на могильной плите Н. В. Гоголя на Даниловском кладбище в Москве.
   16 Стр. 297. Мемуарист здесь имеет в виду публицистику журнала "Русское слово", сотрудниками которого были Д. И. Писарев и В. А. Зайцев, выступавшие по вопросам литературы часто с упрощенными суждениями, давая, например, неправильные, отрицательные оценки творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
   17 Стр. 297. Переписка А. Н. Островского с композитором А. Н. Серовым опубликована в сборнике "А. Н. Островский и русские композиторы. Письма", М.-Л. 1937, стр. 93-139.
   18 Стр. 298. См. прим. 63 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 531.
   19 Стр. 298. С. П. Колошин и Б. Н. Алмазов никогда у Островского не жили.
   20 Стр. 299. В 1846 году А. Ф. Писемский написал роман "Виновата ли она?" и в 1848 году отправил его в "Отечественные записки". Однако цензура роман не пропустила. После доработки в 1857 году Писемский опубликовал его в "Библиотеке для чтения" (1858, N 1) под заглавием "Боярщина".
   21 Стр. 299. В мае 1862 года А. А. Григорьев возвратился из Оренбурга не в Москву, а в Петербург, откуда и приезжал в Москву в марте 1863 года. Останавливался ли Григорьев у Островского, неизвестно.
   22 Стр. 299. В конце сороковых годов Н. Ф. Островский, готовясь к переезду в Щелыково, ликвидировал свое дело, и никакой клиентуры у него уже не было.
   23 Стр. 299. Речь идет о Троице-Сергиевской лавре в Загорске и Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде.
   24 Стр. 299. О салоне Е. П. Ростопчиной и отношении к нему Островского см. прим. 10 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 512. М. Ю. Лермонтов в этом салоне не мог бывать, так как салон начал свое существование десять лет спустя после его смерти, но поэта могли помнить некоторые участники салона, в первую очередь сама Е. П. Ростопчина. В архивах А. Н. Островского альбом Е. П. Ростопчиной отсутствует.
   25 Стр. 300. Островский сотрудничал в критико-библиографическом отделе журнала "Москвитянин", где напечатаны две его критические статьи: о повестях Е. Тур "Ошибка" и А. Ф. Писемского "Тюфяк" (Островский, т. XIII, стр. 139, 150).
   26 Стр. 300. Таблетки от кашля.
   27 Стр. 300. Это путешествие относится к 1856-1857 годам (см. воспоминания С. В, Максимова, стр. 159-166).
   28 Стр. 300. С 1855 по 1857 год морским министром был ф П. Врангель.
   29 Стр. 300. В "Морском сборнике" были опубликованы принадлежащие Писемскому "Путевые очерки" (1857, N 2) и "Морские поездки" ("Бирючья коса", "Поездка в Баку", "Тюк-Карачинский полуостров и Тюленьи острова", 1857, N 4). В "Библиотеке для чтения", кроме "Калмыков" (1860, N 1), были также напечатаны "Астраханские армяне" (1858, N 10) и "Татары" (1858, N 11).
   30 Стр. 301. На самом деле было все наоборот: редакция "Морского сборника" требовала от Островского сухих отчетов, и потому он, напечатав там только "Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода" (1859, N 2), дальнейшую работу в журнале прекратил. О других материалах, собранных и написанных им в литературной экспедиции, см. прим. 44 к воспоминаниям М. И. Семевского, стр. 542.
   31 Стр. 301. Тони - места, где ловят рыбу неводом.
   32 Стр. 301. Рисунки, сделанные Островским в экспедиции, хранятся в Музее, но изображения часовни среди них нет.
   33 Стр. 301. Откуда эта цитата, неизвестно.
   34 Стр. 302. См. прим. 62 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 531.
  
  

С. Н. Худеков

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ А. Н. ОСТРОВСКОМ

   Сергей Николаевич Худеков (1837-1927) - журналист, редактор-издатель "Петербургской газеты", драматург, переводчик, историк балета. А. Н. Островский встречался с ним с конца семидесятых годов у общих знакомых во время приездов в Петербург и, вероятно, в Обществе драматических писателей, членом которого С. Н. Худеков состоял.
   Воспоминания написаны вскоре после смерти А. Н. Островского и опубликованы в "Петербургской газете", 1886, N 242, 245.
  

1

(Л. Н. Толстой и А. Н. Островский)

  
   1 Стр. 304. В феврале 1864 года.
   2 Стр. 304. Это было первое драматическое произведение Л. Н. Толстого (закончено в феврале 1864 года) - комедия в пяти действиях "Зараженное семейство". Пьеса, написанная, по словам Толстого, "в насмешку эманципации женщин и так называемых нигилистов" (Л. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 61, Гослитиздат, М. 1953, стр. 37), была направлена против идей революционных демократов. Л. Н. Толстой, вероятно, не ожидавший отрицательного отзыва Островского на свою пьесу, вскоре, однако, признал его правоту. 14 ноября 1865 года он писал А. А. Толстой: "Островский - писатель, которого я очень люблю, - мне сказал раз очень умную вещь. Я написал два года тому назад комедию (которую не напечатал) и спрашивал у Островского, как бы успеть поставить комедию на московском театре до поста. Он говорит: "Куда торопиться, поставь лучше на будущий год". Я говорю: "Нет, мне бы хотелось теперь, потому что комедия очень современна и к будущему году не будет иметь того успеха". - "Ты боишься, что скоро очень поумнеют?" (та м же, стр. 115). Пьеса в печати появилась лишь в 1928 году (Лев Толстой, Неизданные художественные произведения, изд. "Федерация"). Отношения между Л. Н. Толстым и А. Н. Островским возобновились, вероятно, в 1884 году.
  

2

(Вопрос о гонораре)

  
   3 Стр. 305. С. Н. Худеков рассказывает о встрече с А. Н. Островским в 1882 году.
   4 Стр. 306. Вексель А. Н. Островского на имя С. Т. Соколова находится в архиве М. П. Погодина, хранящемся в ГБЛ.
   5 Стр. 306. Письмо Островского Погодину, написанное в начале сентября 1852 года, см.: Островский, т. XIV, стр. 34.
   6 Стр. 306. Шейлок - ростовщик из комедии Шекспира "Венецианский купец".
   7 Стр. 306. В журнале "Вестник Европы" были напечатаны две пьесы Островского: "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1867, N 1) и "Снегурочка" (1873, N 9).
   8 Стр. 307. Очевидно, имеется в виду А. И. Левитов.
  

В. Ф. Лазурский

ИЗ "ДНЕВНИКА"

<Л. Н. Толстой об А. Н. Островском>

   Владимир Федорович Лазурский (1869-1943), историк литературы.. В 1894 году, жил в Ясной Поляне в качестве преподавателя греческого и латинского языков Андрея и Михаила Львовичей Толстых. Ему почти ежедневно доводилось слушать Л. Н. Толстого, и все сказанное великим писателем он записывал в дневник.
   А. Н. Островский и Л. Н. Толстой познакомились в самом начале 1856 года и вскоре (в феврале 1856 года) вместе с группой других литераторов договорились об исключительном сотрудничестве в журнале "Современник" (см. прим. 33 к воспоминаниям М. И. Семевского, стр. 540). Это было время их самой большой близости. Позднее, в 1859 году, Толстой порывает с "Современником", а в 1864 году даже пишет пьесу "Зараженное семейство", направленную против революционных демократов, что и послужило поводом к разрыву его дружеских отношений с Островским (см. прим. 2 к воспоминаниям С. Н. Худекова, стр. 569).
   Вновь встретились они в конце жизни Островского, по-видимому, во второй половине 1884 года. В 1886 году Толстой просил у Островского разрешения на перепечатку некоторых пьес издательством "Посредник" и послал ему, "отцу русской драматургии", свою комедию "Первый винокур" с просьбой высказать о ней суждение ("Московский листок", 1886, N 160). Как пишет в своих воспоминаниях Л. Новский, Островский не успел выполнить просьбу Толстого, "хотя вполне одобрил ее в принципе" (стр. 287).
   Высказывания Толстого об Островском, записанные Лазурским, впервые использованы им в книге "Воспоминания о Л. Н. Толстом" (М. 1911), а затем в 1939 году опубликованы уже в виде дневника в "Литературном наследстве" (NN 37/38, Т. II, 1939).
   1 Стр. 308. Н. Н. Страхов.
   2 Стр 308. Не раньше второй половины 1884 года.
   3 Стр. 308. Л. Н. Толстой весьма отрицательно относился к самой идее женской эмансипации. С этим связано и его "неприятие" "Грозы" Островского. 23 февраля 1860 года он писал А. А. Фету: "Гроза" "есть, по-моему, плачевное сочинение, а будет иметь успех. Не Островский и не Тургенев виноваты, а время" (А. Фет, Мои воспоминания, ч. I, M. 1890, стр. 318).
   4 Стр. 308. Один из главных героев "Доходного места" A. Н. Островского.
   5 Стр. 309. Собственный драматургический опыт заставил Л. Н. Толстого позднее изменить отношение к этому "обычаю".
   B. М. Лопатин вспоминает, что Толстой, увидя его в роли третьего мужика из пьесы "Плоды просвещения", представленной на домашней сцене, сказал: "Знаете ли, я всегда упрекал Островского за то, что он писал роли на актеров, а теперь вот я его понимаю; если бы я знал, что третьего мужика будете играть вы, я бы многое иначе написал: ведь вы мне его объяснили, показали, какой он; надо будет изменить". И Лев Николаевич взял рукопись и пошел ее переделывать" (В. М. Лопатин, Из театральных воспоминаний. - Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников, т. I Гослитиздат, М. 1955, стр. 400).
   6 Стр. 309. См. прим. 5 и 6 к воспоминаниям П. Д. Боборыкина, стр. 549-550.
   7 Стр. 309. Речь идет о постановке "Доходного места" любителями на фабрике Э. Циндель. Рабочим зрителям действительно не понравилось малодушие Жадова (сцена в трактире), но в дальнейшем ему "удается все больше и больше овладеть публикой", завоевать ее симпатии и даже "потрясти" (Т. Полнер, В фабричном театре. - "Русские ведомости", 1898, N 298).
  

В. М. Минорский

ВОСПОМИНАНИЯ

  
   Владимир Михайлович Минорский (1851-?) - близкий знакомый драматурга, крестник его сестры, Натальи Николаевны. Отец В. М. Минорского, чиновник, познакомился с Н. Ф. Островским, отцом драматурга, не позднее 1840 года, а с 1848 года, когда Н. Ф. Островский переехал на постоянное жительство в Щелыково, вел, по доверенности, его имущественные дела. В. М. Минорского драматург знал со дня его рождения, но их дружеские отношения начались с 1874 года.
   В 1886 году С. М. Минорский, родной брат В. М. Минорского, управлял гостиницей "Дрезден", где Островский поселился в мае 1886 года перед отъездом в Щелыково (см. воспоминания Н. А. Кропачева, стр. 467-488).
   Воспоминания В. М. Минорского основаны не только на личных впечатлениях, но и на семейных преданиях. С его слов воспоминания записаны Н. П. Кашиным и опубликованы в "Ежегоднике императорских театров" за 1910 год, N VI.
   1 Стр. 313. Архив А. Н. Островского хранится в основном в Музее (здесь находятся и упомянутые в тексте письма М. Н. Островского к драматургу), в ИРЛИ (в частности, более двухсот писем к жене), подавляющее количество рукописей пьес с черновыми вариантами находится в ГБЛ, много документально-биографического материала сосредоточено в ЦГАЛИ.
  

А. Ф. Некрасов

ИЗ "МОИХ ВОСПОМИНАНИЙ О Н. А. НЕКРАСОВЕ И ЕГО БЛИЗКИХ"

   Некрасов Александр Федорович (1866-1941) - племянник великого поэта. Его отец, Федор Алексеевич Некрасов, помещик, хорошо знакомый с драматургом. А. Н. Островский неоднократно пользовался хозяйственными советами Ф. А. Некрасова (см. письма А. Н. Островского к Ф. А. Некрасову. - Островский, т. XV).
   Воспоминания относятся ко второй половине семидесятых - началу восьмидесятых годов, когда А. Ф. Некрасов вместе с детьми Островского, Александром и Михаилом, учился в Москве в частной гимназии Л. И. Поливанова.
   Написаны воспоминания, как это в них указано, в связи с шестидесятилетием со дня смерти Н. А. Некрасова, в начале 1938 года. Воспоминания (авторизованная машинопись) хранятся в ЦГАЛИ и печатаются впервые.
   1 Стр. 315. Разыгрывалась сценка из комедии "Правда - хорошо, а счастье лучше", в которой С. П. Акимова в 1876 году исполняла роль Фелицаты; Макшеев, вероятно, подыгрывал ей в роли садовника Глеба.
  

Т. Ф. Склифосовская

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О А. Н. ОСТРОВСКОМ В БЫТУ

   Татьяна Федоровна Склифосовская (1867-1944?) - дочь Ф. А. Бурдина (о нем см. на стр. 573-574).
   Воспоминания печатаются по автографу, хранящемуся в ИРЛИ, куда он поступил в 1934 году.
   1 Стр. 316. Склифосовская вспоминает о встречах А. Н. Островского с семьей Бурдиных в семидесятых годах.
   2 Стр. 323. Это действительно была С. И. Смирнова.
   3 Стр. 325. Объяснение всем этим поступкам М. Г. Савина дает в своих воспоминаниях (см. стр. 405-406).
  

Ф. А. Бурдин

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ А. Н. ОСТРОВСКОМ

Материалы для его биографии

   Федор Алексеевич Бурдин (1827-1887) в 1841 году поступил в московский Малый театр суфлером, а через два года был принят в его труппу. С 1847 по 1883 год Бурдин - артист Александринского театра в Петербурге, где выдвинулся исполнением в пьесах Островского ролей Бородкина ("Не в свои сани не садись", 1853) и Мити ("Бедность не порок", 1854).
   Человек образованный, Бурдин ненавидел пошло-развлекательную драматургию, все более заполонявшую русскую сцену Будучи членом Литературно-театрального комитета и имея большие связи в цензуре и театральной администрации (см. прим. 22 к воспоминаниям П. М. Невежина, стр. 564), Бурдин энергично защищал прогрессивную драматургию и, в частности, пьесы Островского. Драматург высоко ценил эту деятельность Бурдина. В конце октября 1866 года он писал ему: "Если б у нас было побольше людей таких, как ты, то есть так же близко принимающих к сердцу драматическое искусство, было бы гораздо лучше и для авторов, и для артистов" (Островский, т. XIV, стр. 142; см. также воспоминания П. М. Невежина, стр. 266-267).
   Как актер Бурдин отличался добросовестностью исполнения, но часто переигрывал, причем столь явно, что А. А. Григорьев окрестил манеру его игры "бурдинизмом". Островский видел актерские недостатки Бурдина, указывал ему на них (см., например, прим. 13 к воспоминаниям П. Д. Боборыкина, стр. 550), но, высоко ценя поддержку, которую Бурдин оказал ему в самом начале его драматической деятельности и продолжал оказывать в последующее время, он предпочитал его многим другим артистам.
   Воспоминания написаны вскоре после смерти А. Н. Островского и напечатаны в журнале "Вестник Европы", 1886, N 12.
   1 Стр. 328. См. прим. 4 к воспоминаниям И. А. Купчинского, стр. 559.
   2 Стр. 329. См. прим. 33 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 527.
   3 Стр. 329. См. прим. 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513, и прим. 39 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 528.
   4 Стр. 329. В этой статье Ф. А. Бурдин вспоминает об опасениях театральной дирекции перед постановкой комедии, в которой выводился безнравственный дворянин.
   Премьера комедии состоялась в Москве 14 января, а в Петербурге 19 февраля 1853 года.
   5 Стр. 330. Комедия А. В. Сухово-Кобылина. Впервые поставлена в Малом театре 28 ноября 1855 года.
   6 Стр. 330. Сам драматург говорит о 500 рублях (Островский, т. XII, стр. 66). "Бедная невеста" была не второй, а третьей пьесой Островского, попавшей на сцену (второй пьесой было "Утро молодого человека"). В Малом театре премьера состоялась 20 августа 1853 года, в Александрийском - 12 октября того же года.
   7 Стр. 330. "Детский доктор" - драма О. Анисе-Буржуа и д. Деннери, перевод П. В. Востокова (Караколпакова) (сезон 1856-1857 года).
   8 Стр. 330. "Дон Сезар де Базан" - "Испанский дворянин", комедия Ф. Дюмануара и А. Деннери в переделке К. А. Тарновского и М. Н. Лонгинова (сезон 1856-1857 года).
   9 Стр. 331. Воспоминания о цензурных злоключениях Бурдина с пьесой Островского "Картина семейного счастья" опубликованы под заглавием "Материалы для истории русского театра" в журнале "Вестник Европы", 1901, N 10.
   10 Стр. 332. Рукопись комедии "Картина семейного счастья" с резолюциями Дубельта хранится в Центральной театральной библиотеке имени А. В. Луначарского в Ленинграде.
   11 Стр. 332. В описываемое Бурдиным время начальниками III Отделения императорской канцелярии последовательно были: в 1839-1856 годах - Л. В. Дубельт, в 1856-1861 годах - А. Е. Тимашев, в 1861-1864 годах - А. Л. Потапов.
   12 Стр. 333. "Воспитанница", законченная Островским 7 декабря 1858 года, запрещена к сценическому представлению 23 октября 1859 года в связи с нараставшими волнениями крестьян. У А. Л. Потапова о ее дозволении Бурдин хлопотал по просьбе драматурга в декабре 1861 года, но безуспешно. Пьеса разрешена к представлению временно замещавшим Потапова Н. Н. Анненковым в начале сентября 1863 года. Тогда же была разрешена к представлению и ранее запрещенная пьеса И. С. Тургенева "Нахлебник".
   13 Стр. 334. В связи с ширившимся крестьянским движением в России и восстанием в Польше цензура не решилась выпустить на сцену пьесу, где изображено народное движение за независимость родины и резко критикуются правящие классы. 7 октября 1863 года пьеса "Козьма Захарьич Минин, Сухорук" была запрещена к постановке. Разрешена - 12 октября 1866 года лишь после того, как Островский несколько ослабил обличительное звучание пьесы.
   14 Стр. 334. Комедия "Доходное место", опубликованная в журнале "Русская беседа", 1857, N 1, была разрешена к постановке 19 сентября 1857 года, но в день премьеры в Малом театре, 16 декабря 1857 года, была запрещена. Цензуру испугала в пьесе резкая критика взяточничества и карьеризма. "Доходное место" было разрешено к представлению лишь 13 июля 1863 года благодаря хлопотам И. Ф. Горбунова и Е. М. Левкеевой.
   15 Стр. 334. См. прим. 77 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 533.
   16 Стр. 334. Очевидно, имеется в виду П. Д. Боборыкин.
   17 Стр. 335. См. письма А. Н. Островского к Ф. А. Бурдину от 24-25 сентября 1866 года, от 23-24 октября 1868 и 12-13 февраля 1869 года (Островский, т. XIV, стр. 138, 170, 172).
   18 Стр. 335. Постановке пьесы "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" А. Н. Островского препятствовала администрация императорских театров, противопоставляя ей уже прошедшую в Петербурге пьесу "Дмитрий Самозванец" Н. А. Чаева.
   19 Стр. 336. Письмо от 27-28 октября 1866 года (Островский, т. XIV, стр. 144).
   20 Стр. 336. Письмо министру императорского двора графу В. Ф. Адлербергу А. Н. Островский отправил в конце октября 1866 года (Островский, т. XIV, стр. 143). В дело вмешался также М. Н. Островский, стоявший тогда во гла

Другие авторы
  • Клеменц Дмитрий Александрович
  • Гладков А.
  • Александровский Василий Дмитриевич
  • Востоков Александр Христофорович
  • Глебов Дмитрий Петрович
  • Лишин Григорий Андреевич
  • Бахтиаров Анатолий Александрович
  • Круглов Александр Васильевич
  • Бестужев Михаил Александрович
  • Кармен Лазарь Осипович
  • Другие произведения
  • Пушкин Александр Сергеевич - Возражения критикам "Полтавы"
  • Потапенко Игнатий Николаевич - Два дня
  • Быков Петр Васильевич - Т. П. Туган-Барановская
  • Достоевский Федор Михайлович - Достоевский в изображении его дочери
  • Мордовцев Даниил Лукич - Мордовцев Д. Л.: Биобиблиографическая справка
  • Венгеров Семен Афанасьевич - Тургенев И. С.
  • Фет Афанасий Афанасьевич - Михайловский Б. Фет
  • Вересаев Викентий Викентьевич - Два конца
  • Сургучёв Илья Дмитриевич - Сургучёв И. Д. : биографическая справка
  • Достоевский Федор Михайлович - И. Ф. Анненский. Достоевский до катастрофы
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 352 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа