ворит о посещении им Петербурга с 6 по 18 ноября 1879 года для постановки пьес "Дикарка" и "Сердце не камень" на сцене Александрийского театра.
52 Стр. 157. Н. Н. Страхов опубликовал письма к нему А. А. Григорьева, сопроводив их своими комментариями ("Воспоминания об Аполлоне Александровиче Григорьеве". - "Эпоха", 1864, N 9). Страхов фиксирует внимание на личных свойствах Григорьева, но ничего не говорит о его эстетической позиции, о сущности и значении его критики.
53 Стр. 157. Очевидно, речь шла о предполагавшейся публикации писем в журнале "Русская старина". Семевский писал Островскому 19 ноября 1879 года: "Приступайте к Вашему литературному и артистическому архиву. Превосходная мысль высказана Вами 11-го ноября по этому поводу. Нетерпеливо буду ждать ее осуществления" (Письма, стр. 542). Но намерение Островского подобрать и откомментировать переписку осталось неосуществленным.
54 Стр. 157. Леон Филиппович Мирский, студент Медико-хирургической академии, принадлежал к группе народников-террористов. 13 марта 1879 года он совершил неудачное покушение на шефа жандармов генерал-адъютанта Дрентельна. В ноябре 1879 года петербургский военно-окружной суд приговорил Мирского к смертной казни. По кассации этот приговор заменен лишением всех прав состояния и бессрочной ссылкой на каторжные работы в рудники.
А. А. Ольхин, отставной коллежский асессор, обвинявшийся в укрывательстве Мирского, за недоказанностью улик освобожден ("Правительственный вестник", 1879, NN 260, 262-267).
А. Н. Островский, весьма сочувствуя революционно настроенной молодежи (см., например, воспоминания И. А. Купчинского, стр. 239), не разделял, однако, методов ее борьбы. Он стоял за мирный прогресс, за преобразование жизни путем постепенных реформ, и любая активная форма борьбы им отвергалась.
По архивным, документам и личным воспоминаниям
О С. В. Максимове см. на стр. 522.
Воспоминания впервые напечатаны в журнале "Русская мысль", 1890, N 2.
1 Стр. 159. Речь идет о великом князе Константине Николаевиче.
2 Стр. 160. К участию в экспедиции были первоначально привлечены А. С. Афанасьев-Чужбинский, Г. П. Данилевский, М. Л. Михайлов, А. Ф. Писемский, А. А. Потехин, Н. Н. Филиппов, С. В. Максимов, А. Михайлов. Позднее к ним присоединился А. Н. Островский.
3 Стр. 160. Очевидно, исключение составляет А. Ф. Писемский, костромич, взявший для обследования низовья Волги и побережье Каспийского моря.
4 Стр. 160. См. прим. 31 к воспоминаниям М. И. Семевского, стр. 540.
6 Стр. 160. Речь идет о Д. А. Толстом, директоре канцелярии Морского министерства.
6 Стр. 162. Имеется в виду А. Н. Островский.
7 Стр. 164. Условия программы министерства см. в прим. 35 к воспоминаниям М. И. Семевского, стр. 541.
8 Стр. 165. См. прим. 44 к воспоминаниям М. И. Семевского, стр. 542.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ А. Н. ОСТРОВСКОМ
Автор воспоминаний не установлен. Вернее всего это ярославский чиновник, близко соприкасавшийся с А. Н. Островским, когда тот, обследуя по заданию Морского министерства приволжские губернии, был с начала мая до августа 1857 года в Ярославле, Рыбинске, Угличе и Романово-Борисоглебске.
Воспоминания, написанные в скором времени после смерти драматурга, печатаются по тексту газеты "Ярославские губернские ведомости", 1886, N 69.
1 Стр. 167. А. Н. Островского в литературной экспедиции сопровождал Г. Н. Бурлаков (о нем см. воспоминания М. И. Семевского, стр. 151).
2 Стр. 169. Комедия "Доходное место", законченная 20 декабря 1856 года, во время экспедиции Островского на Волгу еще не ставилась в театре. 16 декабря 1857 года, в день московской премьеры, она была запрещена драматической цензурой и дозволена к представлению лишь в 1863 году.
3 Стр. 169. Возможно, мемуарист путает пьесы "Доходное место" и "Не в свои сани не садись". О последней, премьера которой прошла в Петербурге 19 февраля 1853 года, по свидетельству Ф. А. Бурдина, Николай I действительно высказался весьма одобрительно (Ф. А. Бурдин, Воспоминания артиста об императоре Николае Павловиче. - "Исторический вестник", 1886, N 1).
4 Стр. 172. См. прим. 44 и 45 К воспоминаниям М. И. Семевского, стр. 542.
А. Я. Панаева (Головачева)
Авдотья Яковлевна Панаева (1819-1893) - писательница, сотрудница журнала "Современник" (псевдоним - "Н. Станицкий"), гражданская жена Н. А. Некрасова.
А. Н. Островского она встретила впервые в редакции "Современника" 14 февраля 1856 года на обеде в его честь.
Писала свои воспоминания А. Я. Панаева, как утверждает К. И. Чуковский, в конце восьмидесятых годов (см. вступительную статью к "Воспоминаниям" А. Я. Панаевой (Головачевой), Гослитиздат, М. 1956, стр. 6). Текст в нашем сборнике также перепечатан с указанного выше издания "Воспоминаний" 1956 года (отрывок из главы одиннадцатой).
1 Стр. 173. Знакомство Островского с редакцией журнала "Современник" произошло, вероятнее всего, через посредство И. С. Тургенева, которому Некрасов, как известно, поручал вести некоторые предварительные переговоры с Островским (см. прим. 7 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 523).
2 Стр. 174. Судя по всему, Д. В. Григорович.
3 Стр. 174. Историю о плагиате см. в прим. 20 к воспоминаниям И. Ф. Горбунова, стр. 519.
4 Стр. 174. О цензурной истории комедии "Свои люди - сочтемся!" см. прим 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513.
Стр. 175. Этот приезд Островского в Петербург состоялся не перед Крымской войной, а в начале февраля 1856 года, и был вызван отнюдь не хлопотами о постановке пьесы (премьера его комедии "В чужом пиру похмелье" только что прошла в Александрийском театре, а новой пьесы не готовилось). Островский приехал в Петербург специально, чтобы установить контакт с "Современником" (см. воспоминания М. И. Семевского, стр. 141), а также и с тем, чтоб ускорить решение вопроса о включении его в экспедицию на Волгу (см. прим. 31 к воспоминаниям М. И. Семевского, стр. 540).
6 Стр. 176. Весь этот эпизод сомнителен. Взаимоотношения Тургенева и Островского всегда были вполне благожелательны. Разговор о Крымской войне в той форме, как он описан у Панаевой, не мог происходить еще и потому, что Островский появился в редакции "Современника", когда война уже закончилась. Кстати, побывав в 1860 году в Севастополе, драматург 19 июля писал П. М. Садовскому и С. С. Кошеверову: "Без слез этого города видеть нельзя" (Островский, т. XIV, стр. 80).
Николай Дементьевич Новицкий (1833-1906) - в конце пятидесятых годов прогрессивно настроенный офицер, близко стоявший к Н. А. Добролюбову и Н. Г. Чернышевскому, позднее - генерал-от-кавалерии, член Военного совета. Отойдя от участия в освободительном движении, он сохранил, однако, уважение к друзьям своей молодости.
В 1890 году Н. Д. Новицкий написал проникнутые большой теплотой воспоминания о Н. Г. Чернышевском и Н. А. Добролюбове, отрывок из которых, непосредственно относящийся к Островскому, приводится в нашем сборнике.
Отрывок печатается по тексту сборника "Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников", Гослитиздат, М.-Л. 1961.
1 Стр. 177. А. Н. Островский посетил Н. А. Добролюбова, вероятно, во время своего пребывания в Петербурге в начале ноября 1859 года. На это указывает и ссылка Новицкого на статью Добролюбова "Темное царство", окончание которой появилось в сентябрьской книжке "Современника" за 1859 год. Добролюбов и Островский встречались и раньше, в частности на традиционных обедах в редакции "Современника" (см., например, воспоминания П. М. Ковалевского в сб. "Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников", Гослитиздат, М.-Л. 1961, стр. 261-262).
2 Стр. 177. Прочитав статью Н. А. Добролюбова "Темное царство", Островский решил откликнуться на нее благодарственным письмом. В сохранившемся черновике начальных строк этого письма Островский пишет: "М<илостивый> Г<осударь> Н<иколай> А<лександрович>, я от души благодарю В<ас> за дельную статью о моих ком<едиях>" (В. Лакшин, Об отношении Островского к Добролюбову. - "Вопросы литературы", 1959, N 2). Письмо не сохранилось, и неизвестно, было ли оно послано. Искренняя благодарность драматурга, несомненно, сказалась и в том, что при создании "Грозы" он, как известно, принял во внимание статью великого критика (Е. Холодов, Островский читает "Темное царство". - "Вопросы литературы", 1962, N 12).
3 Стр. 177. Бетрищев - персонаж второй части "Мертвых душ" Н. В. Гоголя.
ИЗ "ПИСЕМ О БЫЛОМ И ПЕРЕЖИТОМ"
В. А. Герценштейн (умер после 1903 года) - тифлисский литератор конца XIX - начала XX веков, составитель и издатель многих справочных альманахов, настольных календарей, путеводителей.
Воспоминания об Островском являются первым очерком из цикла "Письма о былом и пережитом". Написаны воспоминания, как следует из предисловия, в 1894 году и напечатаны в газете "Кавказ", 1894, N 107.
1 Стр. 178. Строка из стихотворения А. С. Пушкина "Клеветникам России".
2 Стр. 178. А. Н. Островский возвращался из путешествия по Украине и Крыму, куда он ездил совместно с актером А. Е. Мартыновым (с середины мая по август 1860 года). Тяжело больной чахоткой Мартынов ехал на юг лечиться, Островский сопровождал его. Однако Мартынову, по просьбе провинциальных антрепренеров, пришлось много выступать, что окончательно подорвало его здоровье, и 16 августа в Харькове он умер на руках у Островского.
3 Стр. 179. А. Н. Островский и его спутник выехали из Харькова 23 августа.
4 Стр. 181. См. прим. 3 к воспоминаниям П. Д. Боборыкина, стр. 549.
<ОСТРОВСКИЙ НА ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ СЦЕНЕ>
Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921) - писатель, драматург, критик, театровед, публицист.
Боборыкин встречался с Островским по преимуществу по делам Общества русских драматических писателей. Эти встречи были редкими, деловыми, официальными. Боборыкину, отстаивавшему принципы чисто коммерческого объединения драматургов, были враждебны стремления Островского превратить Общество драматических писателей в творческую организацию, способствующую профессиональному и культурному росту ее членов, содействующую развитию отечественной драматургии.
Отрывок из шестой главы воспоминаний Боборыкина "За полвека" печатается по изданию: П. Д. Боборыкин, Воспоминания в двух томах, т. I, "Художественная литература", М. 1965.
1 Стр. 183. Причина тому - в цензурных затруднениях, через которые прошла комедия (см. прим. 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513).
2 Стр. 183. Петербургская театральная администрация, враждебная Островскому, сознательно ограничивала его успех на сцене. Как правило, пьесы Островского ставились до крайности небрежно. Такой, например, была петербургская постановка "Горячего сердца" (1869), "изуродованная артистами" (Островский, т. XII, стр. 72), или "рутинная и неумелая" - пьесы "Без вины виноватые" (там же, стр. 232), "возмутительно небрежная" - "Грозы" (там ж е, стр. 238) и многих других пьес. Однако, несмотря на плохую постановку (неправильный подбор артистов, бедность декораций, недостаточность репетиций и т. д.), многие пьесы Островского и на петербургской сцене пользовались большим успехом ("Бедность не порок", "Поздняя любовь", "Правда - хорошо, а счастье лучше", "Бесприданница", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые"). Но и пьесы, шедшие с успехом, администрация, верная враждебной драматургу политике, торопилась быстрее снять с репертуара. Вот что писала П. А. Стрепетова драматургу 4 ноября 1884 года: "За то, что я играла хорошо "Бедную невесту" (она назначена была на следующей неделе к повторению), ее сняли с репертуара" (П. А. Стрепетов а, Жизнь и творчество трагической актрисы. - "Искусство", Л.-М. 1959, стр. 284). Драматург глубоко переживал это издевательское отношение театральной администрации. 11 января 1884 года он писал А. С. Суворину: "В Петербурге на святках не шло ни одной моей пьесы, да и теперь тоже. Я отнят у петербургской публики, петербургская публика отнята у меня. Это уж не только материальный ущерб, но и оскорбление" (Островский, т. XVI, стр. 96).
3 Стр. 183. Комедия "Свои люди - сочтемся!", впервые поставленная 16 января 1861 года в Петербурге в Александрийском театре, прошла с большим успехом. Еще более шумным был прием пьесы в Москве. 31 января 1861 года состоялась ее премьера в Малом театре в бенефис П. М. Садовского. С полными сборами пьеса прошла в феврале девять раз в Малом театре, а 28 февраля, 1 и 4 марта, ввиду наплыва зрителей, ее даже дали на сцене Большого театра, причем денежный сбор при каждом таком спектакле в два с половиной раза превышал сборы, получаемые при игре на сцене Малого театра (С. А. Черневский, А. Н. Островский. Перечень спектаклей Малого театра в Москве, в которых исполнялись пьесы Островского, с указанием сборов по каждому спектаклю. 1853-1897. - Музей).
4 Стр. 183. 23 сентября 1861 года Литературно-театральный комитет действительно отклонил комедию Островского "За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)". В литературно-театральных кругах это решение комитета вызвало гневное осуждение. В. С. Курочкин утверждал, что мнение членов комитета, отвергнувших пьесу, "понравившуюся всей грамотной публике... ничтожно перед общим мнением людей, понимающих искусство" ("Искра", 1861, N 44). Д. Д. Минаев назвал Литературно-театральный комитет "обществом умственного паралича", а ее членов - "нисколько не знакомыми ни с искусством, ни с русской сценой, ни с ее условиями и требованиями" ("Заметки Дон-Кихота С.-Петербургского". - "Гудок", 1862, N 40). Журнал "Время", поддерживая фельетон "Гудка", требовал от комитета объяснения причин отсутствия на сцене этой "едва ли не одной из лучших" комедий Островского, которую "и читать-то нельзя, не умирая ее смеху" (Ч. Комитетский, Голос за петербургского Дон-Кихота. - "Время", 1862, октябрь). Под давлением общественного мнения пьесу 17 ноября 1862 года в комитете пересмотрели и одобрили к представлению большинством шести голосов против четырех (П. С. Федорова, А. А. Краевского, А. Г. Ротчева, П. И. Юркевича).
5 Стр. 184. Прежде всего, А. Н. Островский никогда до конца и не порывал с традициями "натуральной" школы (см. об этом вступительную статью, стр. 9-10). И его переход в журнал "Современник" был вполне органичным и постепенным. Он подготовлен разрывом драматурга с "молодой редакцией" "Москвитянина", наметившимся еще в 1854 году, освобождением от славянофильских тенденций в пьесах "В чужом пиру похмелье" (1855) 11 в особенности в "Доходном месте" (1856). Боборыкин допускает здесь еще одну неточность: безусловно, статьи Добролюбова имели для Островского огромное значение, что он и сам признавал (см прим. 2 к воспоминаниям Н. Д. Новицкого, стр. 547), но переходу его в "Современник" они отнюдь не способствовали по той простой причине, что Островский начал печататься в "Современнике" с 1856 года ("Семейная картина" - 1856, N 4), а статья Добролюбова "Темное царство" появилась в "Современнике" в 1859 году (NN 7 и 9).
6 Стр. 184. А. Н. Островский не разделял революционных убеждений Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова (см. прим. 54 к воспоминаниям М. И. Семевского, стр. 543). Но в "Современнике" он не был случайным лицом (см. вступительную статью, стр. 19-20).
7 Стр. 184. См. прим. 51 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 530.
8 Стр. 184. Madame Sans-Gene - главная героиня одноименной комедии В. Сарду и Э. Моро.
9 Стр. 185. Муж И. С. Сандуновой Ф. А. Кони в 1840-1856 годах редактировал и издавал театральные журналы, которые выходили под различными заглавиями. Журнал "Репертуар и пантеон театров", упомянутый в тексте, выходил в 1847 году.
10 Стр. 185. Братья Александр и Михаил Александровичи Стаховичи - либеральные земские деятели конца XIX - начала XX века.
11 Стр. 185. В зале петербургского Пассажа силами любителей в шестидесятые годы часто ставились спектакли с благотворительной целью. Спектакль, о котором пишет Боборыкин, состоялся 29 апреля 1863 года.
12 Стр. 186. Драматическая хроника "Козьма Захарьич Минин, Сухорук" начата в 1855 году и закончена 9 декабря 1861 года. В процессе создания пьесы постепенно возрастала в ней роль народа как силы, определяющей ход истории, а характер Минина все более приобретал черты гражданина, заступника обездоленного народа. Эта демократическая направленность пьесы, очевидно, и претила Боборыкину.
13 Стр. 187. Боборыкин здесь явно искажает факты. На самом деле Островский, отличаясь редкой деликатностью, в то же время проявлял по отношению к артистам и большую требовательность. Так, распределяя роли для петербургской постановки комедии "Шутники", он замечает: "Самойлов ничего не сделает для пьесы, лица он не представит, роли не выучит и будет стараться, чтоб его одного только заметно было" (Островский, т. XIV, стр. 117). В своих оценках исполнителей драматург, как правило, был объективен. Извещая Бурдина о московской премьере хроники "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", он пишет: "Шумский, сверх ожидания, был слаб, зато Вильде был превосходен" (там же, стр. 151). Во имя дела драматург не щадил и своих любимцев: 8 ноября 1880 года, извещая о премьере "Дикарки", он писал: "Садовский совсем погубил свою роль" (там же, т. XV, стр. 194). Подготавливая спектакль, Островский много работал с артистами и, хорошо зная слабое место каждого, делал соответствующие замечания. Отдавая, например, Бурдину роль Минина, драматург наставлял его: "Оставь ты свою сентиментальность, брось бабью расплываемость, будь на сцене мужчиной твердым, лучше меньше чувства и больше резонерства, но твердого" (там же, т. XIV, стр. 146).
14 Стр. 187. Письма А. Н. Островского к Ф. А. Бурдину впервые напечатаны были в журналах "Артист" (1891, N 18; 1892, NN 19-21) и "Дневник артиста" (1892, N 2). Все письма вошли в Полное собрание сочинений (Островский, тт. XIV-XVI).
15 Стр. 187. В семидесятые и восьмидесятые годы появляются такие замечательные пьесы Островского, отличающиеся социальной остротой и глубокой психологичностью, как "Лес" (1871), "Волки и овцы" (1875), "Бесприданница" (1879), "Таланты и поклонники" (1882) и др. Но и в театре и в печати вокруг пьес Островского продолжалась ожесточенная борьба. И если прогрессивная критика по-прежнему давала высокую оценку произведениям драматурга: А. Н. Плещеев о "Лесе" ("Молва", 1880, N 62), В. С. Курочкин о "Поздней любви" ("Отечественные записки", 1874, N 3), А. Толченое о "Бесприданнице" ("Нувеллист", 1879, N 1) и т. д., то консервативная и либеральная печать, не приемля демократизм Островского, действительно пыталась его развенчать. Так, рецензент реакционной газеты "Гражданин", называя "Позднюю любовь" роковой ошибкой, издевательски восклицал: "О г. Островский! отчего вы не умерли до написания "Поздней любви"?!" (1873, N 49). Газета "Новое время" (1875, N 318) осуждала комедию "Волки и овцы" за якобы нетипичность и бесцветность образов. Сам П. Д. Боборыкин утверждал, что в "Бесприданнице" нет ни одного типического образа, а главная героиня "поставлена фальшиво" ("Русские ведомости", 1878, N 295). К. Головин пытался затушевать обличительную направленность пьесы "Без вины виноватые" ("Русь", 1884, N 7).
16 Стр. 188. Островскому не предлагали директорство, так как он не имел для этой должности необходимого классного чина. - 1 января 1886 года он занял место начальника репертуара московских театров, Малого и Большого (подробно об этом см. воспоминания Н. А. Кропачева, стр. 436-438).
(Отрывочные воспоминания)
Анатолий Федорович Кони (1844-1927) - прогрессивный судебный и общественный деятель, литератор.
Встречи Кони с Островским начались в 1863 году и продолжались до конца жизни драматурга. Кони не был ни другом, ни очень близким его знакомым и встречался с ним только у третьих лиц, но со студенческих лет он являлся восторженным почитателем творчества Островского.
Воспоминания А. Ф. Кони, по его собственной датировке, их завершающей, написаны в январе 1923 года и напечатаны в юбилейном сборнике "Островский".
1 Стр. 190. Комедия А. Н. Островского "Свои люди - сочтемся!" впервые была поставлена в январе 1861 года (см. прим. 3 к воспоминаниям П. Д. Боборыкина, стр. 549). Цензурную историю комедии см. в прим. 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513.
2 Стр. 190. О критике А. А. Григорьевым творчества Островского см. прим. 51 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 530.
3 Стр. 191. Об отношении Н. Г. Чернышевского, которого прежде всего здесь имеет в виду Кони, и других революционных демократов к ранней драматургии Островского см. вступительную статью, стр. 9-10.
4 Стр. 191. Неточная цитата из письма к М. П. Погодину от 30 сентября 1853 года (Островский, т. XIV, стр. 39).
5 Стр. 192. А. Ф. Кони, упрощая сложность обстановки в литературно-критических кругах, объединяет в отрицательном отношении к Островскому либерально-западнические круги, к которым принадлежал Н. Ф. Щербина (о нем см. прим. 17 к воспоминаниям И. Ф. Горбунова, стр. 517), и революционных демократов. Между тем либеральные западники (А. А. Краевский и его группа), отождествляя Островского с славянофилами, вели против него длительную борьбу, а революционные демократы стремились оторвать его от славянофильства (см. вступительную статью, стр. 9-10).
6 Стр. 192. Статья Н. А. Добролюбова "Луч света в темном царстве" напечатана в журнале "Современник", 1860, N 10.
7 Стр. 192. На сцене Александрийского театра "Гроза" Островского была поставлена 2 декабря 1859 года.
8 Стр. 193. Строка из стихотворения А. С. Хомякова "Россия".
9 Стр. 194. А. Д. Галахов относился к "Грозе" с восхищением и в своем отзыве, посланном в Академию наук, высказался за присуждение Островскому Уваровской премии. "Гроза", по его мнению, "принадлежит по своему направлению и по своим художественным достоинствам к той школе драматической, которая... единственно законна в настоящее время..." ("Отчет о четвертом присуждении наград графа Уварова", СПб. 1860, стр. 49).
10 Стр. 195. О взаимоотношениях М. С. Щепкина и А. Н. Островского см. вступительную статью, стр. 13-14.
11 Стр. 195. А. Ф. Писемский под псевдонимом "Никита Безрылов" выступил в журнале "Библиотека для чтения" (1861, N 12) с фельетоном, в котором допустил пошло-ретроградные выходки против Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, против женской эмансипации, литературных чтений и т. д. Журнал "Искра" (1862, N 5) в статье "Хроника прогресса" дал ему резкую отповедь. В заключение "Искра" писала: "Ныне всякому, даже и неучившемуся в семинарии, известно, что талант, который не имеет искреннего стремления служить общественному делу, не заслуживает никакого уважения, а талант, употребляющий свои силы на разрушение этого дела, достоин полного презрения". А. Ф. Писемский не успокоился, он бросил новые оскорбления в адрес демократического лагеря ("Библиотека для чтения", 1862, N 1). Вслед за этим, будучи редактором журнала "Библиотека для чтения", он вписал в фельетон П. Д. Боборыкина "Пестрые заметки" (журнал за 1862 г., N 2) резкую фразу против "Искры", обвинив ее в трусости. В ответ на это издатели "Искры" В. С. Курочкин и Н. А. Степанов вызвали Писемского на дуэль (П. Д. Боборыкин, Воспоминания в двух томах, т. I, "Художественная литература", М. 1965, стр. 278). Писемский отказался от дуэли и предложил решить дело, "судебным порядком" (П. С. Усов, Из моих воспоминаний. - "Исторический вестник", 1882, N 5).
В защиту Писемского выступил журнал "Русский мир" (1862, N 6). В статье "О литературном протесте против "Искры" сообщалось о готовящемся протесте, подписанном тридцатью лицами, среди которых "имена почти всех лучших представителей русской литературы". Статья появилась без подписи, но с примечанием, что редакция принимает ее на свою ответственность. "Искра" остроумно и зло осмеяла это выступление в 7, 8 и 9 номерах журнала за тот же год. На выступления прогрессивной печати Писемский ответил романом "Взбаламученное море" ("Русский вестник", 1863, NN 3-8), в котором пытался оглупить и опошлить революционно-демократическое движение. С отповедью Писемскому выступил в "Колоколе" (15 декабря 1863 года) А. И. Герцен, написавший остроумную пародию на роман в статье "Ввоз нечистот в Лондон". На этом полемика, по существу, прекратилась.
12 Стр. 195. Драмы "Горькая судьбина" (1859) А. Ф. Писемского, "Грех да беда на кого не живет" (1863) А. Н. Островского и "Власть тьмы" (1887) Л. Н. Толстого.
13 Стр. 196. Речь Островского на обеде во время пушкинских торжеств см.: Островский, т. XIII, стр. 164.
Владимир Мелентьевич Сикевич (умер после 1913 года) - поэт, фельетонист, театральный критик, печатавшийся в шестидесятые годы в "Гудке", "Русском мире", "Северной пчеле", в 1865 году - редактор "Петербургского листка". Сикевич-автор хлестких, но идейно мелких пьес.
"Литературный вечер" представляет собой пятую главу из воспоминаний Сикевича "Былые встречи", написанных, как можно заключить из первой главы, в начале девяностых годов. "Литературный вечер" опубликован в "Историческом вестнике". 1893, N 5.
1 Стр. 198. Чтения Островским своих пьес у Бурдина преследовали сугубо рабочие, строго профессиональные цели: здесь присутствовали в основном артисты, назначавшиеся на роли в данной пьесе, и драматург "начитывал" эти роли, раскрывая самую суть образов (см. также воспоминания Старого актера, стр. 409). Но, как известно, Островский, приезжая в Петербург, читал свои пьесы у Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева и у других литераторов, а также на публичных литературных вечерах, где количество посетителей не ограничивалось.
2 Стр. 199. Не в декабре 1864, а в январе 1865 года происходило это чтение.
3 Стр. 199. "Москаль-чаривник" - водевиль И. П. Котляревского, поставленный впервые в 1819 году в Полтаве, издан в 1841 году.
(Воспоминания его бывшего личного секретаря)
Николай Антонович Кропачев (1841 - умер после 1916) - чиновник, долгое время служивший в Петровской сельскохозяйственной академии, малоизвестный драматург. 21 октября 1877 года он познакомился с А. Н. Островским в Обществе русских драматических писателей и с тех пор стал часто встречаться с ним. Став в январе 1886 года начальником репертуара московских театров, драматург пригласил Кропачева на работу в качестве своего личного секретаря, имея в виду в дальнейшем ввести его в штат дирекции московских театров.
Н. А. Кропачев являлся представителем того весьма умеренного либерализма, который не противоречил верноподданническому монархизму. Его верноподданнические настроения отчетливо окрасили и воспоминания об Островском.
Воспоминания были написаны в связи с десятилетней годовщиной со дня смерти Островского, в 1896 - начале 1897 года, и опубликованы в журнале "Русское обозрение", 1897, NN 2, 6.
1 Стр. 204. Общество русских драматических писателей высоко чтило память И. А. Дмитревского (1734-1821) - выдающегося театрального деятеля, писателя, режиссера и актера, сподвижника Ф. Г. Волкова по созданию театра в Ярославле (1750) и первого русского постоянного публичного театра в Петербурге. С конца 1882 года Общество, по предложению Островского и Бурдина, ежегодно оказывало материальную помощь внучкам Дмитревского - Наталии и Елизавете Дмитревским.
2 Стр. 206. Речь идет о пьесе Кропачева "Бери да помни меня", М. 1878.
3 Стр. 206. См. прим. 39 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 528.
4 Стр. 207. Портрет А. Н. Островского, снятый 30 апреля 1879 года в фотографии И. Г. Дьяговченко, хранится в Музее.
5 Стр. 208. Комедия "Светит, да не греет", поставленная в московском Малом театре 6 ноября 1880 года, действительно провалилась. Она не была достаточно срепетирована, к тому же М. П. Садовский, по словам Островского, "совсем погубил свою роль (Рабачева. - А. Р.) и тем повредил успеху пьесы" (Островский, т. XV, стр. 194). Однако последующие спектакли прошли удачно, и 13 ноября Островский сообщал Бурдину: "В повторение пьеса прошла гораздо лучше и имела успех" (там же, стр. 196).
6 Стр. 208. Главного режиссера Малого театра С. А. Черневского.
7 Стр. 209. В газетах неудача Малого театра была явно преувеличена: "бездарная" пьеса и "позорный" спектакль - писал "Русский курьер" (1880, N 305); "Русская газета" назвала спектакль "похоронами новой пьесы", слабого, "до крайности" наивного произведения, которое "вконец загубили" актеры (1880, NN 173, 174); "скандал в полной парадной форме" ("Голос", 1880, N 312). П. Д. Боборыкин старательно подчеркивал, что пьеса "ошикана" ("Русские ведомости", 1880, N 290). И только один С. В. Васильев (Флеров) выступил с защитой пьесы и попытался объяснить провал спектакля, причину которого видел "в несоответствии между исполнителями и их ролями" ("Московские ведомости", 1880, NN 315, 319).
8 Стр. 210. В сотрудничестве с П. М. Невежиным Островский написал "Блажь" (опубликовано в "Отечественных записках", 1881, N 3. Премьера в Малом театре состоялась 26 декабря 1880 года, в Александрийском - 16 января 1881 года) и "Старое по-новому" (впервые вышла в литографированном издании С. Ф. Рассохина, 1882. Поставлена Малым театром 21 ноября 1882 года, Алексанринским - 11 ноября 1883 года).
Совместно с Н. Я. Соловьевым Островским написаны четыре пьесы: "Счастливый день" (впервые опубликовано в "Отечественных записках", 1877, N 7. Премьера в Малом театре состоялась 28 октября 1877 года, в Александрийском - 14 ноября того же года); "Женитьба Белугина" (впервые - в "Отечественных записках", 1878, N 5; в Малом театре поставлено 26 декабря 1877 года, в Александрийском - 11 января 1878 года); "Дикарка" (впервые - "Вестник Европы", 1880, N 1; премьера в Малом театре - 2 ноября 1879 года, в Александрийском - 11 ноября того же года), "Светит, да не греет" (впервые - в журнале "Огонек", 1881, NN 6-10; поставлена в 1880 году, в Малом театре - 6 ноября, в Александрийском - 14 ноября). В 1881 году в издании книжного магазина "Нового времени" все эти пьесы появились под заглавием: "Драматические сочинения А. Островского и Н. Соловьева".
9 Стр. 210. Драма Соловьева "Медовый месяц" опубликована не в "Отечественных записках", а в журнале "Век", 1882, N 2.
10 Стр. 212. П. И. Кичеев.
11 Стр. 212. В 1885 году по отношению к комитету Общества драматических писателей образовалась оппозиция в лице Ф. Д. Гриднина, П. И. Кичеева, Э. Э. Матерна, К- А. Тарковского, Вл. И. Немировича-Данченко и др. Оппозиционеры требовали создать при Обществе клуб, нужда в котором возникла после закрытия в 1883 году Артистического кружка. Островский, по-видимому, отклонил это требование по соображениям организационно-финансовым и из-за бесперспективности подобного ходатайствования перед правительством.
12 Стр. 213. Трудно сказать, каких "недюжинных драматургов" имеет в виду Кропачев. Возможно, это был кто-то из названных выше оппозиционеров (см. прим. 11) или кто-либо из конфликтовавших в то время с комитетом Общества (Н. А. Потехин, А. И. Южин, А. Н. Плещеев и В. А. Крылов) и, вероятно, тоже входивших в оппозицию.
13 Стр. 213. См., например, прим. 17 и 20 к воспоминаниям 14. ф. Горбунова, стр. 517-520.
14 Стр. 214. Грибоедовская премия была присуждена Островскому действительно в 1883 и 1885 годах.
15 Стр. 214. Общество русских драматических писателей и оперных композиторов создано 21 октября 1874 года. Его устав предусматривал охрану авторских прав, улучшение материальной обеспеченности творческих работников, содействие драматическому искусству путем устройства образцовых спектаклей и т. д. Общество просуществовало до 1930 года, когда было преобразовано во Всероссийское общество советских драматургов и композиторов. А. Н. Островский до самой своей смерти был бессменным председателем Общества.
16 Стр. 215. Речь эту см.: Островский, т. XII, стр. 259.
17 Стр. 216. Комедию "Красавец мужчина" ("Отечественные записки", 1883, N 1).
18 Стр. 218. Возможно, Островский предполагал сотрудничать с Кропачевым, как с Невежиным и Соловьевым (см. прим. 8 на стр. 556), с тем, чтобы передать ему свой опыт (см. воспоминания В. М. Минорского, стр. 312).
19 Стр. 218. Мысль о создании в Москве частного народного театра занимала Островского долгие годы. В начале восьмидесятых годов он неоднократно обращался по этому поводу в Министерство внутренних дел и наконец в феврале 1882 года получил необходимое разрешение, о чем 9 марта в "Правительственном вестнике" (1882, N 51) появилось официальное оповещение. Драматург уже делал попытки организации товарищества на паях для строительства театра, разработал основные репертуарные принципы театра и т. д. Но ему пришлось отказаться от права создать народный театр, так как уже в марте того же года вышло общее разрешение правительства на открытие частных театров, и вокруг театра начался такой спекулятивный ажиотаж, в условиях которого было безрассудно начинать серьезное дело. Кроме того, меценаты, на которых Островский рассчитывал, отказались поддержать театр, требовавший огромных средств, без скорой надежды на их возвращение. Все материалы, связанные с театром, см.: Островский, т. XII.
20 Стр. 219. С 1 января 1886 года (см. воспоминания Н. А. Кропачева на стр. 436).
21 Стр. 220. См. прим. 8 и 9 на стр. 556-557. Очевидно, здесь Кропачев спутал пьесы "Счастливый день" и "Медовый месяц".
22 Стр. 220. Тридцатипятилетний юбилей литературной деятельности А. Н. Островского праздновался в 1882 году, а пенсия была ему назначена лишь в 1884 году, причем после долгих хлопот драматурга и двух отказов (в 1872 и 1882 годах). Только благодаря ходатайствам М. Н. Островского, министра государственных имуществ, драматургу была назначена пенсия в 3000 рублей (хлопотали о 6000 рублей). А. Н. Островский не был удовлетворен этой пенсией (см. воспоминания П. М. Невежина, стр. 252).
23 Стр. 220. 21 октября 1877 года Общество русских драматических писателей установило поощрительный золотой медальон для лиц, оказавших Обществу особые услуги. 9 февраля 1882 года комитет Общества постановил поднести такой медальон А. Н. Островскому в день тридцатипятилетия его литературной деятельности.
24 Стр. 220. А. Н. Островский ездил благодарить царя за пенсию в начале марта 1884 года по настоятельному требованию своего брата, М. Н. Островского.
25 Стр. 221. Бьёрнсон Бьёрнстьерне Мартиниус (1832-1910) - норвежский писатель, творчество которого характеризуется антимонархической и антиклерикальной направленностью ("Король", 1877). Однако разрешение социальных противоречий Бьёрнсон видел в нравственном самоусовершенствовании ("Новобрачные", 1865; "Леонардо", 1879; "Перчатка", 1883), что, возможно, и привлекло Александра III.
26 Стр. 222. Назначение А. Н. Островского на должность начальника репертуара московских императорских театров произошло благодаря брату его, М. Н. Островскому, действовавшему через своего приятеля Н. С. Петрова, главного контролера Министерства императорского двора, пользовавшегося неограниченным доверием Воронцова-Дашкова и имевшего большое влияние на дела дирекции императорских театров.
27 Стр. 222. В биографии Островского, составленной А. С. Носом (Сочинения А. Н. Островского, т. I, изд. девятое, М. 1890, стр. XLVI. Это же повторено и в десятом издании, т. I, M. 1896, стр. XLV).
28 Стр. 223. Речь идет, очевидно, о пьесах Кропачева "Сцены" и "Без протекции".
29 Стр. 224. См. прим. 27 к воспоминаниям Н. А. Кропачева, стр. 594.
30 Стр. 225. Библиограф "Правительственного вестника" (1886, N 228) высоко оценил переводы Островского, назвав их "удачно исполненными" ("Усмирение своенравной" Шекспира) и "замечательными" ("Семья преступника" П. Джакометти, "Великий банкир" Итало Франки), однако о пьесах, приспособленных к русским нравам ("Рабство мужей", "Заблудшие овцы"), он по справедливости отозвался весьма сдержанно, ибо они резко уступают оригинальным произведениям драматурга.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НИКОЛАЕВИЧЕ ОСТРОВСКОМ
Иван Алексеевич Купчинский (1844-1917) - журналист и драматург, член Общества драматических писателей.
С А. Н. Островским он познакомился в 1879 году, когда начал пробовать силы в драматургии, подражая автору "Грозы", и явился к нему со своими рукописями. Комедия Купчинского "И в руках было, да сплыло" во многом напоминает пьесу "Бедность не порок". Прочтя ее, Александр Николаевич сказал: "Это мои типы, совсем мои; только они несколько обновлены временем" (А. И. Яцимирский, Друзья русских самородков. - "Русская мысль", 1902, N 7). Радушно принятый и обласканный драматургом, И. А. Купчинский стал часто бывать у него, когда приезжал в Москву из Курска, где жил постоянно. В 1881-1882 годах он виделся с Островским в Петербурге.
По свидетельству самого автора, воспоминания писались в 1896 году, в год первой их публикации в журнале "Русское обозрение", N 6. При подготовке к отдельному изданию (Курск, 1913) они были дополнены.
1 Стр. 226. Цитата из Евангелия (от Матфея, гл. 5).
2 Стр. 226. И. А. Купчинский, самоучка, несмотря на свой более чем тридцатилетний возраст, в целях самообразования посещал студенческий кружок и студенческие собрания. Возможно, это и явилось причиной причисления его к политическим.
3 Стр. 228. То есть на мелких издателей преимущественно лубочной литературы, ютившихся на Никольской улице (ныне улица 25 Октября), у стены Китай-города.
4 Стр. 229. В газете "Московский городской листок" Островский начал печататься в 1847 году и за этот год опубликовал в ней в первоначальной редакции отрывок из комедии "Свои люди - сочтемся!" под названием "Сцены из комедии. Несостоятельный должник (Ожидание жениха)" за подписями "А. О." и "Д. Г." - N 7; комедию "Картина семейного счастья" - NN 60, 61; очерк "Записки замоскворецкого жителя" - NN 119-121.
5 Стр. 229. "Картина семейного счастья" вызвала оживленны