Главная » Книги

Островский Александр Николаевич - А. Н. Островский в воспоминаниях современников, Страница 18

Островский Александр Николаевич - А. Н. Островский в воспоминаниях современников


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

>
   - На храм собирает... Он кимряк, сапожник. Вот он, по старости лет, перестал работать, а ходит и собирает деньги на храм. Теперь отправляется в Петербург.
  
   В Щелыково мы приехали в конце апреля. Я поместился на антресолях в комнате, находящейся рядом с комнатой учителя-немца, а дети Александра Николаевича - в другой, находящейся по другую сторону комнаты учителя. В свободное время немец курил сигары в девять копеек десяток, чем вызывал неудовольствие Марьи Васильевны, которая вышла из терпения и просила Александра Николаевича запретить немцу курить сигары в комнатах, а курил бы он их на дворе. Немец уступил требованию Марьи Васильевны и уходил курить на двор.
   В своей усадьбе Александр Николаевич ходил в русском костюме: в рубашке навыпуск, шароварах, длинных сапогах, серой коротенькой поддевке и шляпе с широкими полями. Утро обыкновенно начиналось так: в восемь часов вставали дети, сходили вниз пить чай, потом отправлялись на антресоли учиться. Александр Николаевич после чая уходил в кабинет и записывал расходы по хозяйству, а я садился в гостиной читать какую-нибудь книгу. У Александра Николаевича была очень хорошая библиотека. В двенадцать часов завтракали. После завтрака, если была хорошая погода, ходили ловить рыбу, а если была дурная погода, тогда Александр Николаевич занимался выпиливанием из дерева. В три часа обедали. После обеда Александр Николаевич уходил в кабинет, закуривал папироску, и, закрывши глаза, как будто дремал минут десять, а потом, до чая, часов до восьми, мы проводили время в разговорах. После вечернего чая ходили гулять или играли в карты. Во время послеобеденных бесед Александр Николаевич много рассказывал о своей жизни, о различных эпизодах и о своих знакомых писателях и актерах.
   В одной из бесед он рассказывал, как путешествовал по югу с А. Е. Мартыновым, который во время этой поездки умер у него на руках 14. Когда они приехали в Харьков, антрепренер стал просить Мартынова принять участие в спектакле. Мартынов согласился играть в "Грозе" Тихона, а пьеса была только получена и лежала на почте. Всеми неправдами выручили пьесу с почты, вечером назначена была репетиция без ролей, после репетиции пьесу разорвали на несколько частей и раздали писцам. В ночь роли были написаны и вручены актерам; вечером была сыграна пьеса. Потом Островский с Мартыновым отправились в Полтаву на почтовых лошадях.
   Александр Николаевич очень любил свое Щелыково: все, что было в Щелыкове, все было прекрасно; он говорил, что Костромская губерния одна из лучших губерний в России; несмотря на то что она северная, хлеб и все остальное поспевает в свое время. Грозы бывают красивее, чем в Альпах. Из Костромской губернии много вышло писателей, как, например, А. Ф. Писемский, Н. А. Некрасов и Колюпанов, про себя промолчал. Однажды пошли мы с ним гулять к какому-то ручейку, протекавшему в его имении.
   - Посмотрите, какова река, настоящий Ниагарский водопад.
   Я подумал, что он шутит, и ответил, что я видел рисунок Ниагарского водопада, который нисколько не похож на эту речку.
   - Вы возьмите во внимание ширину Ниагарского водопада и соразмерьте с быстротой. Если бы река эта была широка, как водопад, то и быстрота бы увеличилась на столько же.
   Относительно чистоты воздуха, климата и почвы он не находил ничего подобного ни в какой другой губернии.
   - Обратите внимание, что в Щелыкове растет табак, хотя, разумеется, не поспевает.
   Садовник его Феофан в виде опыта посеял несколько зерен табаку, который действительно взошел. Александр Николаевич смеясь говорил, что у Феофана есть табачная плантация. Александр Николаевич любил овощи, как-то: спаржу и разные салаты. Налево от дома, рядом со скотным двором, был огород, парники и маленькая тепличка. В огороде росли разные овощи: спаржа, до десяти сортов салата очень красивого на взгляд. Александр Николаевич был очень доволен, когда Феофан приносил ему несколько огурцов, только что сорванных с гряды, очень хвалил соленые грибы, как-то: грузди и рыжики. Он любил все, что давало ему его Щелыково.
   Однажды, гуляя один около реки, я увидал нескольких баб, искавших чего-то в реке. Я подошел и спросил, что они сбирают. Одна из баб показала мне что-то похожее на камень, но тяжелее камня. Я взял один из них и показал Александру Николаевичу. Он сказал, что это колчедан, и с гордостью заметил, что в его имении есть железная руда.
   Когда дети и Марья Васильевна бывали на прогулках и, возвращаясь, сообщали ему какое-нибудь слово или фразу, слышанную в народе, он тотчас записывал ее для академического словаря 15.
  
   <...> Однажды, сидя в кабинете, взял я альбом и стал рассматривать фотографические карточки артистов императорских театров, остановился на И. В. Самарине, которого я очень любил.
   - Какой прекрасный актер, - сказал я, показывая на Самарина.
   - Дай бог, чтоб таких было поменьше. В первый раз я ставил свою пиесу "Бедность не порок", в которой он играл роль Мити, я ужасно боялся, когда он стал читать монолог, стоя у окна и как-то по-французски поджав ногу. Вот-вот, думаю, упадет, потому что так стоять человек обыкновенный не может. Думал, упадет он, опустится занавес и пиеса не пойдет. Но, слава богу, кончилось благополучно.
   Далее он высказал, что самаринская дикция и позировка дурно повлияли на талант Г. Н. Федотовой, бывшей его ученицы.
   Об актере Бурдине он рассказывал следующее: когда была поставлена пьеса "Не в свои сани не садись" на сцене Малого театра и произвела сенсацию в московской публике, тогда пожелали ее играть в Петербурге. Ф. Бурдин отправился в Петербург обставлять пьесу, которую он видел в Москве. Сам играл роль Бородкина за С. В. Васильева, а А. М. Читау перешла из балетной труппы в драматическую и играла за Л. П. Никулину-Косицкую. Пьеса была принята публикой и очень понравилась. После этой пиесы Бурдин занял видное место на сцене Александрийского театра, тогда как в Москве он занимал должность суфлера 16.
   О Н. К. Милославском Островский отзывался как о талантливом актере и очень умном человеке.
   О Н. X. Рыбакове вспоминал с любовью, как будто о родном.
   О П. В. Васильеве отзывался с похвалою, и на вопрос мой: "Кто лучше исполнил роль Торцова: В. П. Васильев или П. М. Садовский?" - отвечал: "Оба играют очень хорошо".
   Об актере Н. И. Новикове, игравшем в Москве в Народном театре, а впоследствии на петербургской сцене, он был плохого мнения за то, что тот, играя в Народном театре городничего в "Ревизоре", изволил себе нововведение, которое заключалось в том, что при начале первого акта, где все чиновники сидят, он вышел из боковой двери, вероятно рассчитывая на прием публики за выход; по этому поводу Александр Николаевич сказал:
   - Гоголь, вероятно, знал лучше Новикова, что писал, и переделывать Гоголя не следует, он и так хорош 17.
  
  

А. И. Шуберт

ИЗ КНИГИ "МОЯ ЖИЗНЬ"

<Отрывки~>

  
   Но вот появился Островский, и роли купцов получили права гражданства: до него купцы изображались только в карикатурном виде.
  
   Пришел как-то ко мне Островский и по какому-то поводу сказал:
   - У нас как произведут в генералы, так у человека делается размягчение мозгов.
   А я в это время сама уже была генеральша 1и говорю ему, шутя:
   - Поосторожнее выражайтесь: я сама генеральша А он:
   - Это, сударыня, до вас не касается, вы не своим умом до этого чина дошли.
  
   В 1854 году Яблочкин оставил режиссерство и на его место единодушно был выбран Е. И. Воронов. Актер плохой, но режиссер замечательный, честнейший и справедливый. Воспитанный в театральной школе, он был один из образованнейших людей того времени; много читал, переводил. К своему делу относился он старательно. Например, в народных сценах добровольно костюмировался и ходил в толпе, чтобы подстрекать народ и придавать жизнь. Многое, однако, было не в его власти: на обстановку дирекция была скупа, пьес тоже не было.
   Только Мартынов блеснул в это время в роли Мишаньки 3 "Чужое добро впрок не идет" Потехина да изредка позволялся Островский, и то при сильном содействии Бурдина. Бурдин был горе-актер, но человек умный, развитой, сочувствующий новому веянию.
   Где и как он сошелся с Островским, не знаю, но он упорно проводил его пьесы. А то мужицкими пьесами здешние артисты пренебрегали, что уже упомянуто мной при постановке пьесы "Не в свои сани не садись".
   - Помилуйте, говорили, герой пьесы - Любим Торцов, пьяница. Что же это за направление?
   Купеческие типы, столь близкие Москве, были недоступны пониманию петербуржцев. "Бедная невеста" из чиновничьего быта Москвы показалась скучна и провалилась, а ее и разыграть не умели. Кроме Линской, которая после долгого перерыва снова появилась на сцене и играла Хорькову, все ходили как тени.
   А. Н. Островский был очень мягкого, деликатного характера и поневоле отдавал лучшие роли Бурдину 4, а у того страсть играть была смертная, а участь горькая. Жару, огня - бездны, но все это несуразно, нехудожественно, грубо.
   Приняли в это время красавицу Рулье, которая считалась образованной, потому что говорила на трех языках. Шутка ли?! Она была, однако, совсем дура: красива, но бестолкова. Ей протежировал Адлерберг. Все приняли участие, учили ее, но ничего не вышло. Островский рассказывал, как она приставала к нему, чтобы он позволил ей в "Василисе Мелентьевой" распустить волосы в последней сцене с Грозным.
   - Посмотрите, какая у меня коса. Правда, коса покрывала ее чуть не до пят.
   - Не могу, сударыня. Мелентьева - замужняя женщина, а у русских женщин считалось позором опростоволоситься.
   Кажется, она его не послушалась.
  
   Я вышла замуж за Степана Дмитриевича Яновского. Свадьба была утром, а вечером я играла внезапно, по болезни Читау, Любовь Гордеевну в "Бедность не порок" 5. Тут в первый раз увидел меня Островский, бывший в Петербурге проездом, и выразил свое неудовольствие. "С какой стати в эту пьесу выпустили барышню из пансиона". Мне тотчас же это передали. Замечание верное, купчихой я была невозможна ни в молодости, ни в старости.
  
   Московская труппа тогда разделилась на две партии: Щепкина и Садовского. Это произошло с появлением репертуара Островского. Последний сам рассказывал, что партия Щепкина глумилась над ним, и он много неприятностей перенес от них 6. Но я тогда еще ничего не знала и не замечала. Вместе с пьесами Островского игрались и переводные французские мелодрамы Тарновского, Родиславского и других. Говорили, что Тарновского пьесы интереснее, у него все необыкновенное, чего и не ожидаешь, а Островский пишет о том, что мы видим на каждом шагу, всю сцену провонял полушубками. Такие суждения я сама слышала от некоторых лиц из публики.
   Сторонниками бытовых пьес были: Садовский, Сергей Васильев, Никулина-Косицкая, Васильева, Колосова, две сестры Бороздины. Противоположный лагерь составляли: Щепкин, не подходивший к купеческому типу, Самарин, красивый, jeune premier {первый любовник (франц.).}, создавший, однако, впоследствии роль Мерича в "Бедной невесте", Шуйский и Медведева, привыкшая к мелодрамам, где чувства выражались под музыку, она была ненатуральна в бытовых ролях. Впоследствии, по мере возвышения Островского, все слилось, всем нашлось дело, и разногласия исчезли.
  
   Октября 3-го 1861 года мне назначили бенефис. Все друзья мои советовали взяться за серьезные роли, и я решилась возобновить "Бедную невесту" Островского. В последнем акте сцена Дуни с Беневоленским была запрещена цензурой. Я поехала в Петербург хлопотать о снятии запрещения 7. <...>
  
   Со страхом и трепетом принялась я за роль Марии Ивановны; чувствую, что не справлюсь, что не на своем месте. Я еще из Одессы писала М. С. Щепкину о своем затруднении в драматических ролях: чувствую, что плачу настоящими слезами, не могу сладить с голосом. Скверно выходит. Пригласила Островского почитать со мной. Он ничего не мог мне помочь: одно говорил, что надо прочувствовать. Я была растерянна. В это же время, читая с ним, я, еще молодая женщина, восхищалась ролью матери, Анны Петровны, и говорила, что буду счастлива, если придется ее играть. Впоследствии это вышла одна из удачных и любимых мною ролей.
  
   Отличный комик и резонер был Колюбакин, игравший хорошо Островского, но ленивый на выучивание ролей. Он мне хвастался, что играл Юсова, не видавши роли в глаза, благодаря тому что часто приходилось читать "Доходное место". Когда здесь ставили эту пьесу, он надеялся накануне почитать роль, но всю ночь проиграл в трактире на бильярде, а играл с успехом.
   Другой такой же экземпляр был, блаженной памяти, Андреев-Бурлак - большой талант, но ролей положительно не мог учить. Раз в жизни мне пришлось играть с ним в театре Бренко в бенефис Стрепетовой. Он - Беневоленский, я - Анна Андреевна 8. О боже, что он говорил! что он говорил! - "Матушка! матушка!" - трепля меня по плечу; и даже по суфлеру не мог. Бедный Киреев-Добротворский чуть не плакал от него. А я невольно любовалась им. Тип, грим, манера говорить, держать себя - художественна! Бери кисть и рисуй!
   Помещу здесь, кстати, его рассказ о том, как поддел его раз А. Н. Островский. "Приехал к нему раз поздравить с праздником честь честью. Подали обильную закуску, вино. Закусили, выпили. Еще народ был тут.
   Островский подходит ко мне с листом бумаги и просит подписать на бедность кому-то. Ну, подумал я, что-то некрасиво; напоил, накормил... и подписка! Неуместная филантропия! Сколько же подписать, спрашиваю.
   - Ах, это все равно. Нам нужна только ваша фамилия.
   - А, только фамилия? Извольте! И подписался крупно "Андреев-Бурлак".
   - Вот покорнейше благодарю, я теперь спокоен, - сказал Островский.
   - Что это значит?
   - А вот читайте!
   Перевернул страницу и там прочел: "Даю честное и благородное слово А. Н. Островскому выучить твердо роль Подхалюзина". Каково?! Нет, уж этого-то я никак не могу! Легче деньги отдать!"
  
  

Н. В. Рыкалова

<А. Н. ОСТРОВСКИЙ И МАЛЫЙ ТЕАТР>

  
   <...> Вся деятельность Островского прошла на глазах Н. В. Рыкаловой. Она превосходно помнит, как впервые была поставлена в Москве пьеса "Не в свои сани не садись" 1.
   Островский, рассказывает Надежда Васильевна, был тогда уже хорошо известен, особенно в литературных кружках. Представления ожидали с большим интересом, и громадный успех пьесы всех очень обрадовал. Первое время Островский редко посещал Малый театр. Но, затем, ближе познакомившись с труппой, стал у нас своим человеком. Труппа его очень любила. Александр Николаевич был необыкновенно ласков и обходителен со всеми. При царившем тогда крепостном режиме, когда артистам начальство говорило "ты", когда среди труппы большая ее часть была из крепостных, обхождение Островского казалось всем каким-то откровением.
   Обычно Александр Николаевич сам ставил свои пьесы. Постановки эти были, конечно, не то, что теперь. Островский собирал труппу и читал ей пьесу. Читать он умел удивительно мастерски. Все действующие лица выходили у него, точно живые. После такого чтения объяснять ничего не оставалось. Все знали, что им делать. О декорациях заботились мало. Лишь бы сыграть хорошо. Во время репетиций Островский обыкновенно ходил по заднему плану сцены, и, если артистам удавалось играть так, как хотелось Островскому, то он с довольным видом поправлял свои рукавчики - признак его хорошего настроения.
   Я была занята в целом ряде пьес Островского, но особенно мне удавалась Кабаниха в "Грозе". Я участвовала в первом ее представлении, и одна только я осталась в живых из всего состава. Катерину играла тогда Косицкая, лучшая из всех Катерин. Ни Федотова, ни даже Ермолова не оставляли в этой роли такого впечатления. Островскому постановка "Грозы" очень понравилась. Я за себя очень боялась, так как все время болела и играть пришлось с одной репетиции. Помню, как за день перед спектаклем Островский прислал мне письмо, спрашивая, буду ли я играть, и, хотя я чувствовала себя плохо, ответила согласием. Он сам в тот же вечер прошел со мною все мизансцены и на другой день я выступила в спектакле 2.
   Успех "Грозы" был большой, и Островского, с особой любовью относившегося к этой пьесе, он очень радовал. Надоедало только ему приставанье тогдашней публики, интересовавшейся знать, почему пьеса названа "Грозою" - потому ли, что в ней изображена гроза, или это намек на что-нибудь.
   В личной жизни я знала Островского мало. Ездила, как и все артистки, на поклон к Агафье Ивановне, с которой он жил тогда у Яузского моста. Здесь собиралась в те времена вся литературная Москва. Сам Островский, несмотря на свою простоту, очень любил, когда ему кадили, и тесный кружок, собравшийся около него, пользовался этой его слабостью для достижения своих целей - для кого пьесу напишет, кому рольку интересную уделит 3.
   Когда Островский был управляющим театрами 4, как раз исполнилось сорок лет служения моего на сцене. В то время главным режиссером был Черневский, ужасный интриган, которого ненавидела вся труппа. Он меня выживал положительно из театра, и я решила воспользоваться тем, что контракт со мною кончался, и попросилась на покой. Ни слова не говоря, Островский разорвал мое прошение.
   - Вам надо дать юбилейный бенефис, - сказал он, - а потом уже подумаем о покое. Раньше пятидесятилетнего юбилея и не думайте уходить.
   Разговор этот происходил в первых числах мая, а двадцать пятого того же месяца 5 Александра Николаевича не стало. И то, чего не мог допустить Островский, уволив меня за десять лет до юбилея, сделала контора вкупе с режиссерским управлением, заставив меня выйти в отставку за пять лет до столь долгожданного мною дня. И юбилей отпраздновать мне пришлось лишь благодаря гостеприимству Ф. А. Корша, на частной сцене, а не в Малом театре, которому я отдала всю свою жизнь.
  
  

К. Н. Де-Лазари

НЕВОЗВРАТНОЕ ПРОШЛОЕ

Пров Михайлович Садовский, Александр Николаевич Островский, Василий Игнатьевич Живокини и др.

   В первых числах сентября 1865 года что-то вдруг заволновались и засуетились в театре. К В. П. Бегичеву, инспектору императорских московских театров, стал часто приезжать А. Н. Островский, и сейчас же вслед за ним появлялся режиссер Малого театра А. Ф. Богданов, уважаемый всеми старик, честный исполнитель своего долга и отличавшийся замечательным умением ладить со всеми артистами.
   Ставят на сцене Малого театра вновь написанную драму А. Н. Островского "Воевода, или Сон на Волге", Главную роль в этой драме автор поручил П. М. Садовскому.
   Александр Николаевич Островский и Пров Михайлович Садовский! Какие славные имена!
   Редко можно было встретить людей, относящихся с такою любовью и уважением друг к другу, как они. Но только не тогда, когда они сидят вместе (например, в Артистическом клубе) за одним столом. Тогда они пикируются и вообще - на холодках. Но если только они хотя и в одной комнате, но на разных столах, и могут каждый видеть и слышать друг друга, тогда они с любовью один на другого поглядывают.
   В одной комнате стоят два стола.
   Знакомые у Садовского и Островского почти одни и те же.
   За одним столом сидит Садовский с приятелями, а за другим Островский с таким же кружком друзей, и слышит он, как П. М. Садовский громко говорит своим собеседникам:
   - Помилуйте! Ведь вот поди ж! Сделали же люди Шекспира гениальным писателем! А что в нем гениального?.. Да в нем и таланта-то нет, - нюхая табак. - Просто английский актер - самый обыкновенный... верно-с.
   И оратор обводит взглядом слушающих, избегая смотреть на Островского, который в то же время смотрит на свой кружок взглядом, выражающим: господа, не обращайте внимания; все-таки, какой он громадный талант, - и, поглаживая свою бороду, кидает добрый взгляд на Садовского, как бы говоря этим взглядом: милый ты мой! Говори, что хочешь, а я все-таки люблю тебя!
   Заговорил за своим столом А. Н. Островский. Горячится, говорит с увлечением и начинает как будто заикаться.
   - Помилуйте! Ну, ну, можно ли это делать! Можно ли поверить управление делами такому человеку! (Садовский за своим столом молчит и слушает.) Пишет мне, чтобы я приезжал в Петербург, что через месяц начнут репетировать мою пьесу. Я приезжаю туда, сижу неделю... Ничего... Ну хорошо, что я остановился у брата.
   - У Михаила Николаевича! Большой человек!.. Очень хороший человек!.. Отлично его знаю и уважаю, - громко говорит П. М. Садовский, как будто нечаянно вмешиваясь в разговор.
   - А то за что же проживаться? Зачем обманывать, а еще русский человек!..
   - Федоров? Да какой же он русский человек? - возражает Садовский. - Он не русский!.. Фамилия русская, - а сам не русский. Немец он, а не русский... Мать его Августиной звали!..
   - Этого я не слыхал, - говорит удивленный Александр Николаевич.
   Садовский, нюхая табак, тихо произносит:
   - Я сам, может, не слыхал, но что он немец, это верно. А русский от немца добра не жди! (Общий хохот.) Не следует вам, Александр Николаевич, ездить в Петербург!.. То ли дело Москва!..
   - Пров Михайлович! - обращаясь к нему, говорит один из собеседников Островского. - За ваше здоровье! Пожалуйте к нам. (Островский, видимо, страшно доволен.)
   Садовский говорит своим:
   - Пожалуйте-с!
   И два стола с их компанией - соединяются. Шум стульев, все сели. Один из кружка Садовского обращается к Александру Николаевичу:
   - Александр Николаевич! (Хочет налить ему водки.) Прикажете рюмочку?
   - Нет, уж извините, больше не могу, - отвечает Островский.
   - Так прикажете шампанского, Александр Николаевич?
   - Позвольте! - вступается П. М. Садовский. - Почему же водка хуже шампанского? Только потому, что шампанское - вино немецкое.
   - Пров Михайлович! Пров Михайлович! - с укоризной обращается к нему Островский. - Шампанское ведь это вино не немецкое, а французское, я и вам советую его выпить. Это вино дает жизнь, радует и веселит.
   - Помилуйте-с, я с удовольствием выпью, - говорит Садовский.
   Подается шампанское, за одной бутылкою другая и т. д. Пьют за здоровье Островского, пьют все, с удовольствием чокаясь с ним, в особенности Пров Михайлович.
   - За ваше здоровье, Пров Михайлович, - говорю я.
   - Нет, уж за меня будем пить русским, а этим вином за того, кто любит все иностранное. За ваше здоровье, Александр Николаевич!
   Островский начинает сердиться.
   - Что ж, Пров Михайлович, я иностранного ничего особенно не люблю; но нельзя же все ругать... Вот возьмите хотя бы немцев, какая у них культура, какие писатели! Гейне! Шиллер!..
   Садовский, живо перебивая его:
   - Ну, что же-с! Это все русские, их Фридрих забрал в плен и по-своему переделал. Из Шиллерова - сделал Шиллер, а из Гинова - сделал Гейне, вот и все-с.
   Все разразились хохотом.
   - Пров Михайлович! - сердясь, но улыбаясь, возразил Островский. - Что это вы? Помилуйте!..
   - И миловать нечего-с, а это верно-с!..
   - Да, Пров Михайлович, нельзя уж так хулить все иностранное. Ну, да что уж, вас не переделаешь; вы и знать ничего не хотите. Но у вас есть сын Миша...
   - Михаил Провыч! Знаю-с, восемнадцать лет, знаю-с, так что же-с?
   - Для всех он Михаил Провыч, а для меня он Миша! Ну, так вот: он молодой человек любознательный, ему надо больше видеть и учиться, а ничто так не развивает молодого человека, как путешествия. Пустите его со мной; мы поедем в Париж, в Италию, будем в Риме, увидим чудеса!
   - Нет, зачем же-с? Этого не надо!
   - Как не надо? Как не надо? Ведь он поедет не один, а со мною!
   - Что ж такое, что с вами-с, мне все равно. Вы любите ездить, вот вы и поезжайте с Кашперовым на озеро Лаго-Маджиоре 1 - ловить рыбу и мечтать.
   - Что такое?.. С Кашперовым?.. Лаго-Маджиоре?..
   - Ну, да (нюхая табак, ядовито проговорил Садовский). Вы ведь известный путешественник!!!
   - Что-о-о-о?.. - совершенно растерявшись, протянул Островский. - Путешественник!.. (заикаясь). Это... это - не... не...возможно... с вами говорить нельзя... Помилуйте!.. Путешественник!.. - И Островский, окончательно рассерженный, уходит из комнаты.
   - Да и нам по домам пора, уже три часа! - сказал, вставая вслед за ним, Садовский.
   Все мы распрощались и разошлись.
   А. Н. Островский и П. М. Садовский были искренно ко мне расположены, и оба нежно любили сердечного моего друга, тогда еще молодого человека, с большим талантом и впоследствии - гордость всей России, Петра Ильича Чайковского.
   В продолжение трех лет, то есть с 1865 по 1868 год, мы все четверо бывали в Артистическом клубе ежедневно, играли в ералаш. Островский и Садовский знали, что, как я, так и Чайковский, денег друг другу не платили, и потому знали также, что, играя, нам важно было выиграть тогда, когда выиграем вместе. Как А. Н. Островский, так и П. М. Садовский, в сравнении с нами, конечно, были богачи. Кончается игра, Чайковский и я проиграли; вытаскиваем мы все наше богатство, положим на стол все наши денежки и сидим себе, с нас как с гуся вода - довольные, веселые... А они нет! Им неловко, Островский выиграл три рубля, а Садовский два.
   Начинается сцена: Островский добродушно, как бы заикаясь:
   - Петр Ильич! Пе-е-тр Ильич! Ну, зачем вы платите, ведь завтра бу-будем играть?
   - Нет! (смеясь, нежно говорит Чайковский)- Что вы? Что вы, Александр Николаевич! Я вчера выиграл. С какой стати?
   Садовский, приготовляясь нюхать табак, вздыхая, ядовито подносит Островскому:
   - Ох, ох, господи! Какие нежности! (обращается ко мне, показывая глазами на Островского). Теперь жалостливы. (Островский строго смотрит на Садовского.) А самим целый вечер как перло.
   Островский, живо перебивая его:
   - Пров Михайлович! Пров Михайлович! Что это за выражение - перло?
   Садовский, нюхая табак:
   - Ничего-с, выражение русское! Получите три рубля.
   - Я получу, но вы-то что волнуетесь? Ведь вы тоже выиграли?
   - Я что же выиграл - два рубля-с, очень они мне нужны! Я буду Костеньку ужином угощать.
   - Да, вы ужином, а я буду их обоих ужином, и даже с шампанским, потчевать, - говорит Островский.
   - Вот и отлично-с, очень хорошо-с; так уж пора, пойдем! Пожалуйте, Александр Николаевич.
   На другой день мы опять в клубе, но П. И. Чайковского нет. Тогда мы садимся втроем играть в преферанс.
   Они оба в десять раз лучше меня играли и поочередно помогали мне разыгрывать, один против другого. Объявляю я, например, игру "черви". Садовский говорит "пас", а Островский - "вист" и обращается к Садовскому - откройте! Он открывает свои карты и с участием смотрит на мою игру.
   Островский говорит мне:
   - Ну, что же, Константин Николаевич, вы проиграли.
   Я, не желая разыгрывать и уже сдаваясь, отвечаю:
   - Проиграл так проиграл, - и хочу бросить карты.
   - Нет, позвольте! Извините! - вступается Садовский. - Он не проиграл.
   - Нет, проиграл, - говорит, сердясь, Островский.
   - Нет, не проиграл! - тоненьким голоском протянул Пров Михайлович. - Позвольте, я за него сыграю.
   Островский, кланяясь:
   - Сделайте одолжение, пожалуйста.
   - Очень рад, - говорит Садовский.
   Начинается игра. Садовский разыгрывает хорошо, и я выигрываю. Большая пауза.
   Садовский, подмигивая мне, тихонько, но ядовито:
   - Вот и не проиграли-с!
   Островский, разглаживая свою бороду, немного сконфуженный, смотрит на Садовского.
   - Ну, и не проиграл, что ж такое? Что же тут такого удивительного, значит, и без вашей помощи он бы не проиграл.
   - А, это верно-с! Это верно, Александр Николаевич! Игра продолжается, Садовский объявляет игру.
   Островский говорит "пас". Я - "вист" и прошу Александра Николаевича открыть карты. Садовский мне заявляет:
   - Вот вам, Костенька, четыре взятки, и я выиграл.
   - Нет, извините, Пров Михайлович, вы без одной.
   - Ну, уж это мы посмотрим, извольте за него разыграть.
   - Пожалуйста, сделайте одолжение! Садовский, вместо без одной, остается без двух.
   - Вот, Пров Михайлович, я и прав, - говорит Островский.
   - Нет, вы не правы.
   - Как я не прав? Как я не прав?
   - Да-с, не правы, вы сказали, что я без одной - да-с? А я без двух-с... - добавляет он тихо, почти фистулой.
   - Кто же, по-вашему, прав?
   - А вот он-с (показывает на меня Садовский), потому что больше выиграл. Вообще мы оба проиграли, я плачу четыре рубля, а вы два (с улыбкой). Пожалуйте ужинать, уже час. - И мы идем в столовую.
   - Ох! хо! хо! Голубчики, кушают! Все головастики! Ха! ха! ха! - с этими словами входит веселый В. И. Живокини.
   - Откуда так поздно, уже час? - спрашивает Садовский. (Он начинает как-то комично, с высокой ноты, так при этом жестикулируя, что без смеха невозможно смотреть на него.)
   - Как поздно!.. Как это поздно!.. Я выпью с вами шампанского и поедемте все тпруа делать (это значило,, ехать за город на тройках, к цыганам). Тпруа!.. Тпруа!.. все тпруа! На мой счет. Неожиданное богатство, и еще какое! Слушайте! (Подают шампанское.) За ваше здоровье, Александр Николаевич! За ваше здоровье! - восклицает Василий Игнатьевич, чокаясь с Островским.
   Александр Николаевич, прежде чем пить, тревожно ощупывает свою грудь.
   - Господа, боюсь... боюсь... у меня сердце... знаете, сердце!
   Садовский, чокаясь с Островским:
   - Это хорошо, что у вас сердце есть, а вы все-таки кушайте! Ваше здоровье!..
   Островский, улыбаясь, пьет, за ним и все.
   - Ну, ну! Какое там у вас богатство, рассказывайте! - спрашивает Садовский.
   - Слушайте!.. Два года тому назад в Купеческом клубе, как раз за два дня до моего бенефиса подходит ко мне какой-то господин и говорит мне:
   - Василий Игнатьевич, позвольте мне ложу на ваш бенефис. Нет ли у вас с собой?
   Ложа у меня была, и я ее ему дал... Фамилия его какая-то восточная... Не припомню...
   Бенефис мой прошел, а денег он и не присылает, да и в клубе-то сам не бывает. Вот и думаю я, пропали мои двадцать пять рублей!.. Встречаю его на улице, кланяется и, только что я хочу ему закричать: "Ложа!" - а его уж и след простыл. С тех пор, когда я, бывало, с кем-нибудь еду и встречу его, то так и говорю: "Вон моя ложа едет". Так мои приятели все уж и спрашивали: "Ну, что, ложу видел?" Иной раз отвечаю: "Видел", - а другой раз просто "тьфу!". Только плюну с досады. Наконец забыл я совсем о своей ложе. Как вдруг сегодня в Купеческом клубе подходит ко мне этот господин, то есть эта ложа, и говорит: "Василий Игнатьевич! Простите, бога ради, вышло большое недоразумение! Я ведь ваш должник, извольте получить, и умоляю вас, простите". - И подает мне конверт. Я поблагодарил, да с этим конвертом в укромный уголок, разорвал конверт, а там - сто рублей. Вот вам и ложа! Ха, ха, ха!
   Все весело вторили ему.
   - Еще бутылочку разопьем, да и скорее тпруа, тпруа, тпруа! - закончил В. И. Живокини. <...>
   - Нет уж, господа, теперь тпруа нельзя, - говорит Островский, - репетиция "Воеводы" назначена в двенадцать часов, а теперь уже половина пятого.
   - Да-с, уж поздно-с, - сказал и Пров Михайлович, - пора и по домам, а тпруа уж в другой раз поедем.
   - Ну, домой, так домой, - согласился Василий Игнатьевич, и мы разошлись. <...>
   В таком роде шла жизнь Прова Михайловича Садовского до самого дня представления "Воеводы". Ежедневно приезжал он на репетицию к десяти часам утра и до четырех часов оставался в театре. Оттуда спешил домой, наскоро обедал и, не отдохнув и часа, торопился опять в театр, где был занят вечером. От такой усиленной деятельности он, видимо, ослаб и осунулся, но после театра все-таки поехал в клуб. Пробыл в клубе до четырех часов утра. Из клуба поехал с Измайловым "брать воздух", как он выражался, и только в четверть девятого утра, в день представления "Воеводы", приехал домой. <...> Кое-как провел три акта. В четвертом акте, еле двигаясь, с трудом дотащился он до кулис и, когда, по выходе на сцену, улегся на кровать, на которой задремавший воевода видит свои зловещие сны, Пров Михайлович заснул настоящим, неподдельным сном, как лучше и представить нельзя.
   Меняются одна картина за другой, и воевода должен говорить. Публика с напряженным вниманием ожидает, что скажет воевода; но воевода ничего не говорит и сладко, крепко спит.
   Слышит публика голоса, но только не воеводы, а голоса помощника режиссера и суфлера:
   - Пров Михайлович! Пров Михайлович! Что вы молчите?.. Говорите!.. Что вы делаете?..
   Воевода молчит и храпит...
   Занавес падает, и пьеса с триумфом проваливается 2.
   Публика, расходясь, удивляется, сожалеет, но не выказывает ничем своего недовольства.
   После спектакля пошел я в уборную Садовского. Сидит он мрачный, убитый и еле-еле дышит.
   - Костенька... Голубчик!.. Поедем поскорей... Уф-ф! мне душно, тяжело!..
   Сели мы молча в карету и молча подъехали к Артистическому клубу.
   В первой комнате сидит бледный, измученный, как бы приговоренный к смерти А. Н. Островский; глаза его горят, он с состраданием, но и с горьким упреком смотрит на виноватого, сконфуженного, быстро мимо него проходящего П. М. Садовского.
   Подошел Садовский к своему столу, на котором стояли уже графин водки и приготовленная для него закуска, и тяжело опустился на стул. К его столу подходит грустный П. И. Чайковский, а также и расстроенные приятели его: Вильде, Измайлов и Усачев. Никто из них не произносит ни слова, тихо усаживаясь вокруг стола.
   Только что Пров Михайлович с тяжким вздохом налил рюмку водки и выпил ее, как с видом преступника, идущего на казнь, подошел к столу А. Н. Островский. Ясно было видно, в каком угнетенном, лихорадочном состоянии был он, держа руку на измученном своем сердце.
   Страдальчески посмотрел на П. М. Садовского и тихо, каким-то замирающим голосом, сказал:
   - Ах, Пров Михайлович, бога вы не боитесь!.. И что вы делаете?.. Грешно - не хорошо!.. Пьесу мне жаль!.. Себя самого - жаль, но больше всего: жаль мне вас... Губите вы самого себя и дело, которому мы с вами так честно, добросовестно служили. Сбились вы, Пров Михайлович, и сбились совсем!.. Не можете вы теперь отличить дня от ночи, белого от черного... Да... грустно, тяжело мне; но что же делать? Надо подумать, чем заслужить вашу милость. Подумаю, да и напишу вам другого "Воеводу" - Воеводу, похожего на вас, который давно уже забыл: когда ночь?.. когда день?.. Живет ли он, умер ли? А теперь пока большое спасибо!..
   И тихо, не торопясь, без ужина уехал Островский домой.
   Никто не проронил ни слова...
   Пров Михайлович ничего уже больше не пил и не ел за ужином, но тяжко вздохнул и, грустно сказав: "Да-с! Все бывает-с!" - охая, поднялся с места и, ни с кем не простившись, отправился домой. За ним разошлись и мы все, и всем нам было не по себе.
   Так закончилось представление "Воеводы" 25-го сентября 1865 года 3. <...>
   Долго приготовлял свою месть А. Н. Островский за "Воеводу" - Пр. Мих. Садовскому.
   Наконец час мести приблизился. Во главе с Садовским, все получили роли из новой комедии А. Н. Островского "Горячее сердце" 4.
   Все участвующие, актеры и актрисы, были приглашены самим автором послушать чтение этой комедии к инспектору репертуара В. П. Бегичеву, в барский дом его супруги на Тверской улице. В 8 1/4 часа приехал А. Н. Островский, Следом за ним шаг за шагом шел здоровенный детина Д. В. Живокини, гордо и строго на всех глядевший, с большим портфелем в руках.
   Чтение состоялось в весьма торжественной обстановке. Около Островского сели В. П. Бегичев и А. Ф. Богданов, а дальше С. В. Шуйский, И. В. Самарин, Е. Н. Васильева, Н. М. Медведева, Г. Н. Федотова с мужем, В. И. Живокини, Н. А. Никулина, Вильде, Музиль, Решимов, Александров, Константинов и последним, рядом с хозяйкой, П. М. Садовский.
   Островский был среднего роста, коренаст. Большая голова, широкий лоб, небольшие, но умные, проницательные, с хитрецою и очень выразительные глаза и широкая, окладистая, рыжая борода. Вообще, с виду он более походил на настоящего русского хозяина-купца или промышленника, чем на знаменитого писателя.
   Превосходно владел он настоящей московской, русской речью. Но говорил не торопясь, не громко и плавно. Если же в разговоре он увлекался и начинал кому что-либо доказывать или спорить, то как будто немного заикался.
   Он был человек мягкий, обходительный и крайне вежливый.
   Он очень любил компанию, любил послушать рассказы и от души искренно посмеяться. Когда Александр Николаевич бывал чем-нибудь доволен, то это всякий издали видел - широкая, открытая улыбка озаряла лицо его, и глаза становились светлые, такие веселые и добрые.
   Страшно увлекался он всем и всеми, а в особенности женщинами. А о своей наружности был самого высокого мнения и до чрезвычайности любил зеркало. Ведя с кем-нибудь разговор, он старался смотреть в зеркало. Он целый час был в состоянии спорить, чувствовать, плакать, злиться, ругать, но лица вы его не увидите. Лицо свое, со всеми оттенками радости, жалости, насмешки, злости, - видит только он один.
   Своими симпатиями к людям А. Н. Островский увлекался до невозможности. Про него говорили, что в ущерб своим произведениям, в ущерб искусству и своему интересу лучшие роли в своих комедиях и драмах он отдавал не лучшему артисту, а по мнению его - хорошему человеку.
   Это, однако, несправедливо. Такое мнение о нем сложилось вследствие одного весьма характерного обстоятельства. В самом начале пятидесятых годов Александр Николаевич находился в крайне тяжелом материальном положении. Его выручил тогда известный артист Бурдин, которому наш славный драматург и считал себя за это вечно обязанным.
   А. Ф. Бурдин - человек от природы не дурной, но при этом чрезвычайно самолюбивый, тщеславный и беспокойный, мнящий себя, при весьма ограниченных способностях, великим артистом, - утилизировал самым бесцеремонным образом вышесказанное отношение к себе Островского. Выпрашивал у него лучшие роли, губил пьесы и вообще вел себя относительно Александра Николаевича довольно деспотически. Но это был единственный человек, которому Островский ради признательности жертвовал интересами сцены 5. Во всех других случаях Александр Николаевич никогда не смешивал артиста и человека, воздавая "коемуждо по делам его".

Другие авторы
  • Некрасов Николай Алексеевич
  • Хмельницкий Николай Иванович
  • Данте Алигьери
  • Золотухин Георгий Иванович
  • Анастасевич Василий Григорьевич
  • Бартенев Петр Иванович
  • Стеллер Георг Вильгельм
  • Арсеньев Константин Константинович
  • Тургенев Александр Иванович
  • Буринский Владимир Федорович
  • Другие произведения
  • Бунин Иван Алексеевич - Третий класс
  • Достоевский Федор Михайлович - С. В. Ковалевская. Знакомство с Ф. М. Достоевским
  • Анучин Дмитрий Николаевич - Антропологические очерки
  • Арцыбашев Михаил Петрович - Рассказ о великом знании
  • Кун Николай Альбертович - Легенды и мифы Древней Греции
  • Ясинский Иероним Иеронимович - Сон
  • Тихомиров Павел Васильевич - Новости западной философской литературы
  • Андреев Леонид Николаевич - Ив. Шмелев. "Суровые дни"
  • Волошин Максимилиан Александрович - В. Купченко, З. Давыдов. Поэт - отвечатель
  • Быков Александр Алексеевич - Веттин
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 375 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа