Главная » Книги

Островский Александр Николаевич - А. Н. Островский в воспоминаниях современников, Страница 25

Островский Александр Николаевич - А. Н. Островский в воспоминаниях современников


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

nbsp;  28 Стр. 82. И. И. Железнов, по делам службы попавший в Москву, через Н. И. Шаповалова и Е. Э. Дриянского познакомился с Островским и его друзьями и, воодушевленный ими, с их же помощью вскоре начал писать этнографические очерки о быте, нравах и труде уральских казаков. Печатались очерки в "Москвитянине", а после его закрытия в "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения". "Картины аханного рыболовства" напечатаны в "Москвитянине", 1854, NN 9, 10.
   29 Стр. 83. В. П. Бородин, по происхождению тоже уральский казак, являлся главным инициатором издания полного собрания сочинений И. И. Железнова, вышедшего в 1888 году. Его переписка с Островским по поводу нового издания произведений Железнова не сохранилась.
   30 Стр. 86. Русаков - герой комедии "Не в свои сани не садись".
   31 Стр. 87. Агафья Ивановна - невенчанная жена А. Н. Островского. Познакомились они в 1846 году и прожили совместно до смерти Агафьи Ивановны в 1867 году.
   32 Стр. 88. Вероятно, И. И. Шанина и Т. И. Филиппова.
   33 Стр. 89. С. П. Шевырев, по болезни, не присутствовал на чтении Островским комедии "Свои люди - сочтемся!" у М. П. Погодина. Эта фраза была им сказана 14 февраля 1847 года, когда на его квартире при многочисленных слушателях, среди которых находились Т. Н. Грановский, А. С. Хомяков, А. А. Григорьев, была прочитана Островским пьеса "Картина семейного счастья" (М. П. Садовский, Речь в память пятидесятилетия первого представления комедии "Не в свои сани не садись". - "Ежегодник императорских театров", 1902-1903, вып. XIII, стр. 197-198). Путаницу в отнесении фразы С. П. Шевырева к комедии "Свои люди - сочтемся!" внес Ф. А. Бурдин в своих воспоминаниях об Островском (см. в наст. сб. на стр. 329).
   О восторженном приеме "Картины семейного счастья" на чтении у С. П. Шевырева Островский вспоминал всю жизнь. Всего за полгода до смерти, 12 декабря 1885 года, в альбоме М. И. Семевского он записал: "Самый памятный для меня день в моей жизни: 14-е февраля 1847 года. <...> С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в свое призвание" (Островский, т. XIII, стр. 302). Но, будучи благодарным Шевыреву за поддержку, Островский никогда не сходился с ним близко и оставался чуждым его взглядам.
   34 Стр. 89. См. прим. 8 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 511.
   35 Стр. 89. Эти слова М. П. Погодина, а также приведенные Максимовым ниже высказывания о пьесе Е. П. Ростопчиной, А. С. Хомякова, И. И. Давыдова и В. Ф. Одоевского, взяты из книги Барсукова, стр. 69-74, тогда находившейся еще в рукописи и предоставленной С. В. Максимову ее автором.
   36 Стр. 89. В "Современнике" (1843, N 11), а не в "Отечественных записках" был помещен фельетон А. И. Герцена "Записки Вёдрина", пародирующий путевой дневник М. П. Погодина "Год в чужих краях", печатавшийся в 1841-1843 годах в "Москвитянине". Пародия блестяще воспроизводила стилистическую манеру Погодина, высмеивая его консерватизм, скупость, поверхностность наблюдений и т. д.
   37 Стр. 91. На Тверской улице в Москве в губернаторском доме (ныне дом Моссовета на ул. Горького) жил московский генерал-губернатор граф А. А. Закревский.
   38 Стр. 91. "Покоиться до радостного утра" - неточная цитата из "Эпитафий" Н. М. Карамзина.
   39 Стр. 91. В то время как высшая цензурная инстанция - Комитет 2 апреля 1848 года - рассматривала комедию "Свои люди- сочтемся!" (см. прим. 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513), в Москву по личному распоряжению Николая I был послан запрос шефа жандармов гр. А. Ф. Орлова об "образе жизни и мыслей" А. Н. Островского. А. А. Закревский, получив 9 апреля 1850 года бумагу, в свою очередь, запросил московский Коммерческий суд, где служил молодой драматург. Из суда уведомили, что Островский "не подавал повода к заключению о каком-либо неблагонамеренном образе мыслей". Московский обер-полицмейстер Лужин дополнительно сообщил, что Островский "ведет себя хорошо, имеет острые способности ума, склонные более к критическим сочинениям, <...> поведения и образа жизни <...> хорошего, но каких мыслей, положительно заключить невозможно" (Государственный архив революции и внешней политики). Закревский объединил донесения, опустил характеристику ума, могущую дать повод к дурному ее истолкованию, заменил неопределенный отзыв об образе мыслей положительным и послал 2 мая гр. Орлову секретное представление, в котором писал, что Островский "пользовался всегда хорошим мнением начальства и не подавал повода к заключению о неблагонамеренном образе мыслей. Поведения и образа мыслей <...> хорошего" (там же).
   Несмотря на это, Николай I, прочитав комедию, на благожелательном отзыве Орлова написал: "Иметь под присмотром". Гр. Орлов по получении резолюции Николая I сообщил о ней 2 июня Закревскому, а также в корпус жандармов - С. В. Перфильеву, "дабы за Островским имелось секретное наблюдение и со стороны корпуса жандармов". Таким образом, с июня 1850 года Островский оказался под двойным негласным надзором - полиции и корпуса жандармов.
   В связи с этим Островскому в 1851 году пришлось оставить службу в Коммерческом суде и добывать средства к жизни литературным трудом.
   40 Стр. 91. А. П. Ермолов был человеком прогрессивных взглядов, близким к декабристам, которые даже рассчитывали на его поддержку в военном перевороте. В 1827 году Николай I уволил Ермолова в отставку.
   41 Стр. 92. За что была "нахлобучка", неизвестно.
   42 Стр. 92. Началась Крымская война (1853-1856).
   43 Стр. 94. Письмо М. С. Щепкина к сыну приведено с искажениями, извращающими его смысл. Вот подлинный текст письма:
   "Любезный сын и друг, спасибо тебе за письмо, сожалею, что тебе нельзя было в это время иметь отпуск, и вместе с тем и рад, что правитель Канцелярией в отлучке: это дает тебе более деятельности и средств более вникать в устройство всей машины судопроизводства в матушке-России, которая так сложна, и верь мне, что это шаг вперед, а особливо в глазах такого начальника, как Г. Грот. Теперь о себе - я в Нижнем играл 19 спектаклей и из них 14 сряду каждый день и ничего, старость не совсем одолела, и все это за самую ничтожную плату, и в глазах многих, и в том числе и матери, это унизительно, а я думал иначе. Живя на даче нынешнее лето, я от скуки выучил роль Любима Торцова из комедии "Бедность не порок", в которой Садовский так хорош, но сама по себе роль при его игре грязна, чем более я вникал в оную, тем более убеждался, что в ней можно отыскать чисто человеческую сторону, и тогда самая грязь не будет так отвратительна, но как я не слишком доверял моей старой голове, то мне нужно было для полного убеждения ее сыграть где-нибудь - в Москве играть ее было неловко; первое, - что я получаю большую поспектакльную плату, и просить роль - все равно что просить 40 рублей серебром, и в отношении товарищества было неловко, я как будто из зависти к Садовскому решился показать его слабую сторону в этой роли, все это не в моей натуре - мое поприще уже оканчивается, а он еще не получает и полного оклада жалованья, а сыграть мне было нужно эту роль, это было потребность души - вот причина моей поездки, а тут не знали! я бы еще меньше взял, лишь бы только мог сыграть эту роль; это жертва для искусства, которому я отдал всю жизнь мою, и теперь не раскаиваюсь, несмотря на общий говор; я уже пережил те годы, в которые этот говор мог бы иметь влияние на меня, а особливо когда на деле вышло, что я не ошибался и что моя старая голова верно поняла дело и разогретое воображение затронуло нетроганные доселе струны и оне зазвучали сильно и подействовали на душу зрителей. Анненков, издатель Пушкина, хотел написать об этом статью, которая расшевелила бы Садовского и подвинула его вперед, а то он, бедный, успокаивался уже на лаврах, думая, что искусство дальше идти не может, а это грустно, больно грустно; дай бог чтобы он <под>винулся, с этой мыслью и при его таланте он подвинулся в искусстве. <...>
   Целую тебя много раз. Твой друг и отец М. Щепкин" (в сб. "А. Н. Островский - драматург", изд. "Советский писатель", М. 1946, стр. 226).
   44 Стр. 94. Усадьба Щелыково была куплена А. Н. и М. Н. Островскими в 1867 году.
   45 Стр. 96. Цитаты из неизвестного, очевидно утраченного, письма Островского к Максимову.
   46 Стр. 98. См. прим. 8 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 511.
   47 Стр. 98. А. Н. Островский нередко создавал подробные планы своих пьес, например, для "Бедной невесты" и "Грозы" (Н. П. Кашин, Этюды об Островском, т. II, М. 1912, стр. 49-57, 325-329). Первоначальный план, набросанный драматургом для "Не так живи, как хочется", см. в воспоминаниях И. Ф. Горбунова, стр. 60. Работа Островского над своими пьесами заключалась в том, что, продумав идею, он эскизно набрасывал план пьесы, ее характеры, внося на поля отдельные выражения, реплики и диалоги действующих лиц, заметки и т. п., а потом постепенно отделывал ее, создавая иногда несколько редакций произведения (см. воспоминания М. И. Семевского, стр. 156, а также: Островский, т. XVI, стр. 249; П. В. Безобразов, Рукописи А. Н. Островского. - "Исторический вестник", 1890, N 2).
   48 Стр. 98. Неточная цитата из книги Барсукова, стр. 61.
   49 Стр. 99. Неточная цитата из книги Барсукова, стр. 86.
   50 Стр. 99. Эти слова принадлежат не Т. И. Филиппову, а Н. Барсукову (Барсуков, стр. 67).
   51 Стр. 99. А. А. Григорьев, являясь идеологом "класса среднего, промышленного", весьма последовательно защищал "старую извечную Русь", ориентируясь при этом на патриархальное купечество и городское мещанство. На этой основе вырос и его "культ Островского", которому он приписывал идеализацию патриархального русского купечества. Идейный, социальный смысл творчества драматурга остался ему чужд и непонятен. Отрицая социальную борьбу как средство переустройства общества, Григорьев и в произведениях Островского отказывался замечать их обличительную направленность и провозглашал его писателем спокойным, бесстрастным, "юмористическим без болезненности, прямым без увлечений в ту или другую крайность..." (Сочинения Аполлона Григорьева, т. I, СПб. 1876, стр. 63). Положительным в критике Григорьева было то, что он всегда утверждал высокую эстетическую ценность творчества Островского.
   Отношения Островского и Григорьева складывались весьма сложно. Начало пятидесятых годов - время их самой большой близости. Островский высоко ценил в Григорьеве замечательный дар критика, редкий эстетический вкус, искренность и прямоту, никогда до конца не разделяя при этом, даже в пору увлечения славянофильством, его идейных позиций. С уходом драматурга в "Современник" их пути разошлись совсем, виделись они все реже и реже, хотя встречи и оставались дружескими. Григорьев никак не мог примириться с переходом Островского в лагерь "Современника", или, как он говорил, - к "тушинцам". Однако, сетуя на идейные разногласия с драматургом, он по-прежнему продолжал восхищаться его большим и сильным талантом.
   52 Стр. 100. С. В. Максимов имеет в виду первую, более сжатую редакцию своих воспоминаний, опубликованных в журнале "Русская мысль" (о ней см. на стр. 523).
   53 Стр. 101. Вольная передача письма А. Н. Островского в ответ на "вразумление", сделанное попечителем Московского учебного округа В. И. Назимовым по предложению министра народного просвещения кн. П. А. Ширинского-Шихматова (Островский, т. XIV, стр. 16).
   54 Стр. 101. См. прим. 20 к воспоминаниям И. Ф. Горбунова, стр. 519.
   55 Стр. 103. П. М. Садовский.
   56 Стр. 103. А. А. Григорьев.
   57 Стр. 106. См. прим. 16 к воспоминаниям И. Ф. Горбунова, стр. 517.
   58 Стр. 106. Далее приведена неточная цитата из стихотворения "Московский поэт и петербургский обыватель" (Б. Н. Алмазов, Сочинения, т. II, М. 1892, стр. 320).
   59 Стр. 107. Речь идет о Зинаиде Федоровне Корш, дочери профессора Московской медико-хирургической академии. Проф. Корш, рано умерший, оставил вдову с двумя сыновьями и пятью дочерьми, из которых Зинаида самая младшая. Островский был знаком с братьями Корш еще по гимназии, а во второй половине сороковых годов посещал их дом. Кроме стихотворения "Снилась мне большая зала", прямо адресованного З. Ф. Корш, Островский посвятил ей также акростих "Зачем мне не дан дар поэта" (см. воспоминания С. В. Максимова, стр. 108). Вполне возможно, что З. Ф. Корш послужила прототипом для образа Марьи Андреевны в "Бедной невесте": семья Корш, как и Незабудкины, жила на пенсию отца, вдова проф. Корша искала для своих дочерей состоятельных женихов.
   60 Стр. 107. То есть с Н. И. Крыловым.
   61 Стр. 108. В. З. Головина (Воронина) - см. ее воспоминания, стр. 34.
   62 Стр. 109. Заготовки А. Н. Островского к словарю опубликованы под заглавием ["Материалы для словаря русского народного языка"] - Островский, т. XIII, стр. 305.
   63 Стр. 110. При переходе на третий курс Островский получил неудовлетворительную оценку по римскому праву. Не желая оставаться на юридическом факультете, он не стал пересдавать экзамена и покинул университет.
   64 Стр. 115. Н. И. Давыдова, казначея московского дворцового ведомства. О спектаклях в Запасном дворце у Красных ворот см. воспоминания Н. А. Дубровского, стр. 347-348.
   65 Стр. 116. Здесь и ниже, говоря о М. С. Щепкине, Максимов допускает много неточностей и передержек. Об истинных отношениях великого актера с Островским см. вступительную статью, стр. 13-14.
   66 Стр. 116. Здесь Максимовым допущены две фактические неточности: когда славянофилы основали журнал "Русская беседа" (1856), 1) Островский не только идейно, но и фактически разошелся с ними. Он даже перепечатал в журнале "Современник" свою самую первую пьесу "Семейная картина", заявив тем самым о своем переходе на новые позиции. "Русской беседе" драматург отдал пьесу "Доходное место" только потому, что обещал это раньше (напечатана в N 1 журнала за 1857 год); 2) Т. Н. Грановский к этому времени уже умер (в 1855 году).
   67 Стр. 116. А. А. Григорьев.
   68 Стр. 117. Об исполнении М. С. Щепкиным ролей в пьесах Островского см. вступительную статью, стр. 13-14. С. В. Шуйский начинает играть в пьесах Островского с самого начала их появления в театре: Вихорева ("Не в свои сани не садись", 1853), Добротворского ("Бедная невеста", 1853), Иванова ("В чужом пиру похмелье", 1856) и др. Труднее входил в репертуар Островского И. В. Самарин. В 1854 году им была сыграна роль Мити ("Бедность не порок"), затем был перерыв, но с шестидесятых годов он становится неизменным участником спектаклей Островского: Бабаев ("Грех да беда на кого не живет", 1863), Оброшенов ("Шутники", 1864), Бастрюков ("Воевода", 1865), Кисельников ("Пучина", 1866), Шуйский ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", 1867) и т. д.
   69 Стр. 120. См. воспоминания И. Ф. Горбунова, стр. 54-55.
   70 Стр. 120. Причиной испортившихся отношений между драматургом и актером, возможно, послужило недовольство Островского поведением и творческим режимом Садовского, который, надеясь на опыт и интуицию, работал над ролями все меньше и меньше, проводя чрезмерно много времени с приятелями и все более пристращаясь к вину. Вследствие этого он 9 сентября 1865 года, играя роль воеводы в одноименной комедии Островского, по-настоящему уснул на сцене (см. воспоминания К. Н. Де-Лазари, стр. 391). Вполне вероятно, что возникшие между артистом и драматургом недоразумения усугублялись и какими-то разногласиями по ликвидации хозяйственных неурядиц Артистического кружка. На это как будто и намекает С. В. Максимов. Примирение между Островским и Садовским произошло, по всей видимости, в марте 1872 года, в дни юбилея драматурга (25 лет литературной деятельности).
   71 Стр. 121. И. Ф. Горбунов уезжал из Москвы в 1855 году в Петербург, на службу в Александрийский театр, а позже - на Нижегородскую ярмарку. С. В. Максимов отправился в 1856 году на север в качестве члена литературной экспедиции, предпринятой Морским министерством (см. воспоминания С. В. Максимова "Литературная экспедиция", стр. 159-166).
   72 Стр. 121. В 1860 году Морское министерство командировало Максимова для исследования только что осваиваемой Амурской области. На обратном пути он должен был сделать обозрение сибирских тюрем и быта ссыльных. Результатом поездки явились две его книги: "На Востоке. Поездка на Амур в 1860-1861 гг. Дорожные заметки и воспоминания", СПб. 1864; "Сибирь и каторга", СПб. 1871.
   73 Стр. 121. А. Ф. Писемский также участвовал в литературной экспедиции.
   74 Стр. 122. Трудно сказать, какой конкретный случай имеет в виду Максимов. Однако несомненно, что мемуарист в отношении "Современника" тенденциозно сгущает краски и стремится представить Островского чужим человеком в редакции, что явно не соответствует действительности. Кроме того, если Островский и защищал своих старых друзей по "молодой редакции", то лишь тогда, когда это не противоречило его убеждениям. Так, несмотря на настойчивые просьбы своего друга А. Ф. Писемского подписать протест против демократического журнала "Искра", резко осудившего реакционную статью Писемского (см. прим. 11 к воспоминаниям А. Ф. Кони, стр. 553), Островский в феврале 1862 года решительно отказался это сделать.
   75 Стр. 122. "Последние годы Речи Посполитой" Костомарова печатались с февраля по декабрь 1869 года, однако сведения о приезде А. Н. Островского в этом году в Петербург отсутствуют.
   76 Стр. 123. Кому принадлежат эти слова, неизвестно.
   77 Стр. 125. Строки из недошедшего до нас письма, по всей видимости, шестидесятых годов. Именно в это время Островский переживал состояние "возраставшей нужды": приходилось жить на две семьи (еще при жизни Агафьи Ивановны, не порвав с ней, Островский вступил в гражданский брак с Марией Васильевной Бахметьевой, от которого в шестидесятых годах появились дети - Александр, Михаил, Мария, Сергей). Расходы семьи увеличивались, а заработок Островского был небольшим. Ему хорошо платил Н. А. Некрасов (см., например, воспоминания С. Н. Худекова, стр. 306), но от театров - основной статьи дохода драматурга - он получал чрезвычайно мало: только императорские театры оплачивали драматургу пьесу, остальные пользовались ею безвозмездно. Материальное положение Островского начинает улучшаться лишь в семидесятые годы, когда было создано Общество драматических писателей, добившееся выплаты драматургам гонорара за пьесы, шедшие на провинциальной сцене.
   78 Стр. 125. См. письмо драматурга С. В. Максимову от 6 ноября 1871 года (Островский, т. XIV, стр. 218). Посредничество Максимова с С. В. Звонаревым привело к заключению договора на издание шеститомного собрания сочинений Островского, но вскоре издатель, из-за расстройства дел, отказался от своих обязательств.
   79 Стр. 125. Переговоры успеха не имели, см. письма С. В. Максимова А. Н. Островскому (Письма, стр. 213-220).
   80 Стр. 125. Островским написано сорок семь оригинальных пьес.
   81 Стр. 125. Островским переведено двадцать две пьесы.
   82 Стр. 125. См. прим. 8 к воспоминаниям Н. А. Кропачева, стр. 556.
   83 Стр. 126. Подразумевается служба А. Н. Островского начальником репертуара московских театров с 1 января 1886 года (подробно об этом см. воспоминания Н. А. Кропачева, стр. 436-488).
   84 Стр. 126. Строки из стихотворения Ф. Б. Миллера, прочтенного им 9 апреля 1872 года на вечере, посвященном двадцатипятилетию литературно-драматической деятельности Островского. Напечатано в книге Н. А. Кропачева "А. Н. Островский на службе при императорских театрах", М. 1901, стр. 3.
  

М. И. Семевский

<ВСТРЕЧИ С А. Н. ОСТРОВСКИМ В МОСКВЕ>

   Михаил Иванович Семевский (1837-1892) - историк и публицист. С произведениями А. Н. Островского познакомился еще в молодости, в пятидесятых годах, будучи в кадетском корпусе. Под руководством своего преподавателя Г. Е. Благосветлова он написал в 1854 году восторженное сочинение о комедии "Свои люди - сочтемся!". Прибыв в 1855 году в Москву по делам службы, юный прапорщик лейб-гвардии Павловского полка поспешил с визитом к любимому писателю. Вскоре между Семевским и Островским установились самые дружественные отношения.
   В ноябре 1856 года М. И. Семевский вернулся в Петербург, вскоре вышел из полка и занялся педагогической и научной деятельностью; в 1864 году поступил на государственную службу (в департамент государственной экономии), а с 1870 года начал издавать журнал "Русская старина".
   В Петербурге М. И. Семевский встречался с А. Н. Островским в 1859, в 1879 и в последующие годы. Между драматургом и уже известным историком снова установились самые теплые взаимоотношения. 9 сентября 1885 года, в тревожном ожидании своего назначения на службу в театр, А. Н. Островский писал брату, М. Н. Островскому: "...В случае неудачи (то есть отказа в месте художественного руководителя московских театров. - А. Р.) я уж больше надоедать не буду; я все свои бумаги и свою исповедь, которая уж готова, запечатаю и пошлю к Семевскому, с тем, чтобы он, по прошествии известного времени после моей смерти, распечатал их и обнародовал..." (Островский, т. XVI, стр. 198). Свое намерение Островский не осуществил, поскольку назначение его в театр состоялось, но и то, что он думал о вероятной передаче столь важных документов в руки Семевского, говорит о полном доверии драматурга к нему как к издателю.
   Юный М. И. Семевский по приезде в Москву пишет о своих встречах и впечатлениях подробные письма-отчеты дневникового характера Г. Е. Благосветлову, который справедливо называет эти послания своего корреспондента "мемуарами" (В. В. Тимощук, Михаил Иванович Семевский, СПб. 1895, приложения, стр. 19). Из писем Семевского за 1855-1856 годы к Благосветлову нами извлечен материал, непосредственно относящийся к А. Н. Островскому, что и составило настоящие воспоминания. Текст печатается по автографам, хранящимся в ИРЛИ. Частично и в искаженном виде письма ранее публиковались в книге: В. В. Тимощук, Михаил Иванович Семевский, СПб. 1895.
   1 Стр. 127. В Совестном, а затем в Коммерческом судах Островский служил с 1843 по 10 января 1851 года и вынужден был уйти в связи с установленным над ним полицейским надзором (см. прим. 39 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 528).
   2 Стр. 127. Алексей, старший сын А. Н. Островского и Агафьи Ивановны (о ней см. воспоминания С. В. Максимова, стр. 87-88).
   3 Стр. 128. Агафья Ивановна (ее же далее Островский, по словам Семевского, называет Ганночкой).
   4 Стр. 129. Пьеса Е. Э. Дриянского "Комедия в комедии" напечатана в N 6 журнала за 1855 год.
   5 Стр. 129. Статья И. С. Тургенева "Несколько слов о новой комедии г. Островского "Бедная невеста" ("Современник", 1852, N 3) явилась по существу откликом на статью А. А. Григорьева ("Литературные явления прошедшего года". - "Москвитянин", 1852, N 4), неумеренно восхвалявшую "Бедную невесту", как "новое, сильное слово", которого якобы невозможно услышать от "других современных деятелей литературных". Признав "замечательный" талант Островского и выразив надежду на "будущее его значение", Тургенев писал в основном о недостатках пьесы: о излишне мелочной отделке характеров, о растянутости пьесы, наконец о сочиненности образа Марьи Андреевны. Позднее, перерабатывая пьесу для собрания, сочинений (1858), Островский очень внимательно отнесся к замечаниям Тургенева и многое учел.
   6 Стр. 129. Такая статья неизвестна. Возможно, что, перепутав, Семевский подразумевает здесь статью самого С. Т. Аксакова "Письмо к друзьям Гоголя", напечатанную за подписью "С. А." в газете "Московские ведомости", 1852, N 32.
   7 Стр. 130. Коротенькая статья-некролог Тургенева "Письмо из Петербурга" ("Московские ведомости", 1852, N 32) выражает безграничную скорбь по умершему Гоголю. Тургенева "за ослушание и нарушение цензурных правил" (опубликование в Москве статьи, запрещенной в Петербурге) "по высочайшему повелению" подвергли аресту и заключению на съезжей 2-й Адмиралтейской части, где он пробыл с 16 апреля по 16 мая. Съезжая - помещение для арестованных при полиции.
   8 Стр. 130. П. В. Анненков издал "Сочинения Пушкина", СПб. 1855-1857, предпослав им "Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина". Этот труд, явившийся для своего времени событием, не потерял, как богатый фактический источник, своего значения и в наши дни, но оценки и выводы П. В. Анненкова, воспринимавшего Пушкина "чистым художником", безусловно устарели. Кроме того, некоторые вопросы жизни и творчества Пушкина, например, отношения поэта с Николаем I, не могли получить должного освещения и по цензурным условиям.
   9 Стр. 131. По месту рождения отца и деда, по расположению усадьбы Щелыково, купленной отцом драматурга в 1847 году, А. Н. Островский считал костромичей своими земляками, но родился он в Москве, в Замоскворечье, на Малой Ордынке.
   10 Стр. 131. Во время Крымской войны (1853-1856) офицеры и начальники губернских ополчений избирались дворянами из своей среды.
   11 Стр. 132. В фельетоне "Журнальная всякая всячина" Ф. Булгарина ("Северная пчела", 1853, N 277) есть такие строки: "С нетерпением ожидаем исполнения предписания о введении таксы или определенной цены за поездки извозчикам. Я разговаривал с некоторыми из них. У них против таксы есть магическое слово: "занят". А каждому вольно платить выше таксы, как вольно дарить свои деньги". Возможно, что по письму А. А. Краевского на фельетон обратил внимание высший цензурный Комитет 2 апреля 1848 года (о нем см. прим. 1 к воспоминаниям М. И. Писарева, стр. 577). Комитет нашел, "что эти строки содержат в себе, хотя и косвенное, но вовсе неуместное суждение о новой правительственной мере касательно таксы для здешних извозчиков; что эти суждения могут быть истолкованы в смысле подстрекающем к уклонению от обязанности повиноваться распоряжениям начальства". По докладу Комитета, утвержденному Николаем I, Булгарину был сделан строгий выговор (Мих. Лемке, Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия, СПб. 1904, стр. 295).
   12 Стр. 134. Семевский опубликовал доставшиеся ему листы в NN 4, 6, 7 журнала "Русская старина" за 1891 год.
   13 Стр. 134. Вероятно, речь идет о чтении у Е. П. Ростопчиной в феврале 1850 года. О других встречах Островского с Гоголем см. прим. 8 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 511.
   14 Стр. 134. О цензурной истории комедии "Свои люди - сочтемся!" см. прим. 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513.
   15 Стр. 134. Речь идет о Н. Н. Ягужинском.
   16 Стр. 135. Имеется в виду "Повествование о России" (тт. 1-3, 1838-1843), свод летописных и иных источников по отечественной истории, доведенный до 1698 года. Н. С. Арцыбашев пытался в своих трудах освободить историю России от сомнительных легенд и тенденциозных искажений, свойственных Н. М. Карамзину. Основная задача Арцыбашева - точная передача источников. Характеризуя особенности своего труда, он писал: "Я сличал слово в слово, а иногда буква в букву все летописи, какие мог иметь, соединял их, дополняя одну другою, и таким образом составлял изложение" (С. А. Венгеров, Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. I, СПб. 1889, стр. 811). У Арцыбашева были и противники и сторонники. В 1846 году известный художник А. А. Иванов писал своему приятелю С. П. Шевыреву: "Вы против Арцыбашева? Я не знаю, что тут сказать, а мне он нравится более Карамзина. Пока я думаю, что художнику нужны материалы, как они существуют" (там же, стр. 815). Островский был сторонником труда Арцыбашева.
   17 Стр. 135. Цитата из статьи Н. М. Карамзина "О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств. Письмо к господину NN" (Н. М. Карамзин, Избранные сочинения в двух томах, том 2, "Художественная литература", М.-Л. 1964, стр. 189).
   8 Стр. 135. В 1848 году, готовя статью о романе Ч. Диккенса "Домби и Сын", Островский писал: "Самая лучшая школа для художественного таланта есть изучение своей народности <...>. Изучение изящных памятников древности <...> пусть будет приготовлением художнику к священному делу изучения своей родины" (Островский, т. XIII, стр. 137). Сам драматург с неизменным интересом обращался к древним рукописным памятникам. Так, например, только для работы над исторической хроникой "Козьма Захарьич Минин, Сухррук" он, кроме "Актов, собранных в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук" (4 тт. с указателем, СПб. 1836-1838), использовал "Житие Юлиании Муромской", "Никоновскую летопись", "Летопись о многих мятежах", "Иное сказание о самозванцах" и т. д.
   19 Стр. 135. "Историю русской комедии", в которую Семевский предполагал включить исследования о Сумарокове, Фонвизине, Грибоедове, Гоголе, Островском и др., он начал писать еще будучи в кадетском корпусе. Часть этого труда - разбор комедии Островского "Свои люди - сочтемся!" - была выполнена под руководством Г. Е. Благосветлова и прочитана на публичном выпускном экзамене весной 1855 года (В. В. Тимощук, Михаил Иванович Семевский, СПб. 1895, стр. 15-19). Этот труд остался незавершенным, и судьба рукописи неизвестна.
   20 Стр. 136. Речь идет о прозаическом переводе комедии "Укрощение алой жены" ("The Taming of the Shrew"), законченном Островским в 1850 году (рукопись хранится в Центральной театральной библиотеке имени А. В. Луначарского в Ленинграде). В 1865 году драматург перевел ту же комедию стихами ("Усмирение своенравной").
   21 Стр. 137. См. прим. 8 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 511.
   22 Стр. 137. Цензор М. А. Гедеонов так заключил свой отзыв о пьесе: "Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны; вся пьеса - обида для русского купечества" (ЦГИАЛ). О цензурной истории комедии "Свои люди - сочтемся!" см. прим. 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513.
   23 Стр. 137. Имеется в виду А. М. Гедеонов.
   24 Стр. 137. "Крайности славянофильства", о которых пишет Семевский, в конце 1855 года у Островского просто невозможны: к этому времени он был не только идейно чужд славянофилам, но всей душой сочувствовал некрасовскому "Современнику", с которым и начал переговоры о сотрудничестве уже в январе 1856 года. Очевидно, основной пафос высказываний Островского был направлен против крайностей либерального западничества, проявлявшего низкопоклонство перед всем иностранным и недооценивавшим достижений русского народа.
   Что касается "Переписки с друзьями" Н. В. Гоголя, то, по всей видимости, Семевский здесь просто путает. Возможно, Островский высоко оценивал отдельные места книги, относящиеся к литературе, Пушкину, а мемуарист перенес это отношение на всю "Переписку".
   Маржерет - француз, капитан иноземных телохранителей Бориса Годунова и Дмитрия Самозванца с 1600 по 1606 год, а потом наемник "Тушинского вора" и поляков. В 1607 году во франции издал клеветническую книгу о России: "Состояние Российской державы и великого княжества Московского, с присовокуплением известий о достопамятных событиях четырех царствований, 1590 года по сентябрь 1606", которая в 1830 году вышла в русском переводе.
   Котошихин Г. К. (род. около 1630-1667) - подьячий Посольского приказа, в 1663 году передал шведам копии секретных документов, а затем бежал в Швецию, где был принят на государственную службу. В качестве пособия для шведских послов и чиновников им написано сочинение "О России в царствование Алексея Михайловича", содержащее обширный материал о русских государственных учреждениях, вооруженных силах, торговле, придворном церемониале и т. д. Нравы и обычаи русских людей изображаются здесь в весьма отрицательных тонах. Сочинение Котошихина обнаружено в шведских архивах русскими историками первой половины XIX века.
   Князь А. М. Курбский (1528-1583), идеолог консервативного боярства, не понимал прогрессивного значения проводимой Иваном IV политики объединения Руси, пошел на государственную измену и в 1564 году бежал в Польшу. Князь А. М. Курбский - автор четырех посланий к Ивану Грозному и "Истории о великом князе московском", в которых отстаивал свои взгляды.
   25 Стр. 138. Речь идет о С. Т. Аксакове.
   26 Стр. 138. См. прим. 9 на стр. 536.
   27 Стр. 138. Николай Алексеевич Федоров, товарищ М. И. Се-мевского по кадетскому корпусу и полку.
   28 Стр. 138. В комедии "В чужом пиру похмелье" ("Русский вестник", 1856, N 2) несомненно сказалось еще славянофильское влияние, например, в слишком быстром перерождении самодура Брускова. Но все же главный смысл пьесы именно в критике самодурства, в ней очевиден уже возврат драматурга к гоголевским традициям критического реализма. Характеризуя пьесу, Н. А. Добролюбов писал о ней: "Здесь есть все - и грубость, и отсутствие честности, и трусость, и порывы великодушия, - и все это покрыто такой тупоумной глупостью..." (Собр. соч. в трех томах, т. 2, Гослитиздат, М. 1952, стр. 239). Однако либеральные западники, преувеличивая славянофильские тенденции пьесы, недооценивали ее критической направленности, что нашло отражение и в печати. Так, Н. С. Назаров пытался доказать, что комедия лишена серьезного содержания, противоречива, а ее автор "от своих отстал, а к чужим не пристал" ("Санкт-Петербургские ведомости", 1856, N 24). Рецензент "Отечественных записок" в статье, в целом весьма благожелательной к Островскому, снижал все же образ Брускова, представляя его "без толку меняющим свои мнения стариком" (1856, N 2).
   29 Стр. 140. Судя по всему, Григорович был одним из распространителей слухов о плагиате комедии "Свои люди - сочтемся!" (см. прим. 20 к воспоминаниям И. Ф. Горбунова, стр. 519). Очевидно, об этом и говорится в неизвестном нам письме Е. Э. Дриянского А. Н. Островскому.
   30 Стр. 141. В Петербург Островский ездил в конце февраля 1856 года и пробыл там три недели.
   31 Стр. 141. Видимо, распоряжения Николая I о запрещении комедии "Свои люди - сочтемся!" и об установлении за Островским полицейского надзора (см. прим. 39 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 528) произвели должное впечатление в официальных кругах, и Островского "забыли" пригласить для участия в литературной экспедиции, организованной Морским министерством. Узнав случайно от А. Ф. Писемского и А. А. Потехина об экспедиции, Островский начал энергично хлопотать о включении в ее состав, в чем ему охотно помог Потехин, уступивший часть своего маршрута и убедивший министерство, что он один не в силах обследовать район Волги от истоков до Саратова.
   32 Стр. 141. Это собрание сочинений не вышло. Первое собрание сочинений Островского в двух томах издал в 1859 году граф Г. А. Кушелев-Безбородко.
   33 Стр. 141. На обложке октябрьского номера "Современника" за 1856 год появилось объявление, сообщавшее, что с 1857 года "будут принимать в "Современнике" исключительное и постоянное участие: Д. В. Григорович, А. Н. Островский, граф Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев".
   34 Стр. 141. Островский действительно обещал "Русской беседе" своего "Минина", но, поскольку работа над пьесой очень задержалась (завершена 9 декабря 1861 года), драматург, не желая нарушить обещание, отдал в журнал "Доходное место" (напечатано в N 1 за 1857 год). Драматическая хроника "Козьма Захарьич Минин, Сухорук" опубликована в журнале "Современник", 1862, N 1.
   35 Стр. 143. 21 марта 1856 года Морское министерство за подписью министра барона Ф. П. Врангеля уведомляло Островского: "Вследствие изъявленного Вами желания отправиться по поручению Морского министерства и разделить с известным Вам литератором г. Потехиным возложенный на него труд обозрения быта приволжских жителей, занимающихся рыболовством и судоходством, для доставления статей о том в "Морской сборник", представляются Вашему изучению и описанию губернии, лежащие на верхней части Волги, от истоков ее до соединения с р. Окою, а именно Тверская, Ярославская, Костромская и часть Нижегородской; по сю сторону Нижнего Новгорода". В этом уведомлении высказывалась также просьба к Островскому при изучении быта прибрежных обитателей Волги обратить особое внимание: "а) на их жилища, б) их промыслы с показанием обстоятельств, благоприятствующих или мешающих их развитию, в) суда и разные судоходные орудия и средства, ими употребляемые, означая их названия и представляя, если возможно, их изображение на рисунке, г) физический их вид и состояние и д) преимущественно их нравы, обычаи, привычки и все особенности, резко отделяющие их от прочих обитателей той же стороны как в нравственном, так и в промышленном отношении, а равно и в речи, поговорках, поверьях и т. п." (Музей).
   36 Стр. 144. Речь идет о повести А. И. Герцена "Доктор Крупов".
   37 Стр. 146. Имеется в виду картина А. А. Иванова "Явление мессии народу" (1837-1857).
   38 Стр. 146. В 1809 году М. М. Сперанским, товарищем министра юстиции, по поручению Александра I был составлен "План государственного преобразования (Введение к Уложению государственных законов 1809 г.)". По этому "Плану" предполагалось придать российской империи внешне конституционные формы при полном сохранении крепостничества и самодержавия. Часть мероприятий, связанных с "Планом", Сперанскому даже удалось провести в жизнь, однако противники подобных преобразований добились отстранения его от государственной службы и ссылки в Нижний Новгород (в марте 1812 года), а потом в Пермь. В январе 1813 года Сперанский написал Александру I письмо, в котором оправдывал свою политику, доказывая, что цель его заключалась в том, чтобы "утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить действию сея власти более правильности, достоинства и истинной силы". В заключение Сперанский писал о завистниках и клеветниках, погубивших его, и просил Александра I дать ему возможность жить в собственной деревне ("Пермское письмо Сперанского к Александру Павловичу". - "Русский архив", 1892, N 1).
   39 Стр. 147. См. прим. 34 на стр. 540.
   40 Стр. 147. См. прим. 11 к воспоминаниям И. Ф. Горбунова, стр. 517.
   41 Стр. 150. Неточная цитата из стихотворения А. А. Григорьева "Искусство и правда. Элегия - ода - сатира", впервые опубликованного в журнале "Москвитянин", 1854, N 3-4.
   42 Стр. 150. О какой комедии идет здесь речь, неизвестно.
   43 Стр. 151. Секретарем Островского в его поездке по Волге был Гурий Николаевич Бурлаков.
   44 Стр. 151. Материалы, привезенные Островским в 1856- 1857 годах из литературной экспедиции: личные наблюдения о быте и труде населения, статистические данные, записи народных обрядов, анекдотов и выражений, чертежи судов, дневники, оттиски журнальных статей. Они хранятся главным образом в ЦГАЛИ и в Музее. Дневники и словарь опубликованы (Островский, т. XIII).
   45 Стр. 151. Имеются в виду очерки "Фрегат "Паллада". Островский начал писать свои очерки под названием. "Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода" для журнала "Морской сборник", но вследствие разногласий с редакцией, требовавшей сухого отчета, прекратил работу. В "Морском сборнике" (1859, N 2) им опубликована лишь первая часть очерков.
   46 Стр. 152. Имеется в виду А. Н. Островский.
   47 Стр. 152. Этот очерк до нас не дошел. По-видимому, он был основан на наблюдениях Островского во время первой поездки в Щелыково, в 1848 году.
   48 Стр. 152. См. прим. 20 к воспоминаниям И. Ф. Горбунова, стр. 519.
   49 Стр. 153. Статья М. И. Семевского, направленная против князя Н. С. Назарова, выступавшего с клеветническими фельетонами в адрес А. Н. Островского, не сохранилась. Комизм положения Семевского заключался в том, что Назаров почему-то вообразил, будто Семевский в этой статье станет поддерживать его фельетоны, и говорил ему еще в марте 1856 года: "Ради бога, пишите только сколь возможно резче... сколь возможно смелее, бойче - этим вы доставите... большое мне удовольствие" (письмо М. И. Семевского к Г. Е. Благосветлову от 11 июня 1856 года. - ИРЛИ).
  

<ВСТРЕЧИ В ПЕТЕРБУРГЕ>

  
   Печатается по авторизованному списку "Записок", хранящемуся в ИРЛИ. Впервые с сокращениями опубликовано в книге: В. В. Тимощук, Михаил Иванович Семевский, СПб. 1895, стр. 42-46.
   50 Стр. 153. Под первыми М. И. Семевский разумеет свои встречи с А. Н. Островским в 1855-1856 годах (см. предыдущее воспоминание). "Второе свидание" произошло не в 1860 году, а в начале марта 1859 года.
   51 Стр. 156. А. Н. Островский го

Другие авторы
  • Магницкий Михаил Леонтьевич
  • Эверс Ганс Гейнц
  • Валентинов Валентин Петрович
  • Бенитцкий Александр Петрович
  • Грум-Гржимайло Григорий Ефимович
  • Розанов Александр Иванович
  • Скабичевский Александр Михайлович
  • Дмоховский Лев Адольфович
  • Левин Давид Маркович
  • Соболь Андрей Михайлович
  • Другие произведения
  • Барятинский Владимир Владимирович - Пятницы Полонского и "Пятницы Случевского"
  • Бестужев-Марлинский Александр Александрович - Вечер на Кавказских водах в 1824 году
  • Ширинский-Шихматов Сергей Александрович - Ширинский-Шихматов С. А.: Биобиблиографическая справка
  • Волковысский Николай Моисеевич - Русские литераторы в Польше
  • Екатерина Вторая - Исторические и автобиографические заметки Екатерины Второй
  • Дорошевич Влас Михайлович - Зеркало жизни
  • Веселовский Юрий Алексеевич - Валленштейновская трилогия (Шиллера)
  • Есенин Сергей Александрович - Сергей Есенин и Софья Толстая
  • Белый Андрей - Речь на вечере памяти Блока в Политехническом музее
  • Аксакова Анна Федоровна - Письма к князю П. А. Вяземскому
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 413 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа