Главная » Книги

Островский Александр Николаевич - А. Н. Островский в воспоминаниях современников, Страница 28

Островский Александр Николаевич - А. Н. Островский в воспоминаниях современников


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

ве ревизионной комиссии Государственного контроля. В личной записке гр. Адлербергу М. Н. Островский обратил внимание на то, что постановка пьесы Островского в Малом театре обойдется много дешевле постановки "Дмитрия Самозванца" Чаева в Большом. Это убедило министра, и премьера пьесы Островского состоялась 30 января 1867 года. В Петербурге она была поставлена лишь 17 февраля 1872 года.
   21 Стр. 336. Письмо это не от 27, а от 24-25 сентября 1866 года. См.: Островский, т. XIV, стр. 138.
   22 Стр. 337. См. прим. 4 к воспоминаниям П. Д. Боборыкина, стр. 549.
   23 Стр. 337. См. прим. 27 к воспоминаниям П. М. Невежина, стр. 565.
   24 Стр. 338. См. прим. 77 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 533, и прим. 15 к воспоминаниям Н. А. Кропачева, стр. 557.
   25 Стр. 339. См. прим. 7 и 11 к воспоминаниям П. М. Невежина, стр. 562.
   26 Стр. 339. С 1 января 1886 года А. Н. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров, Малого и Большого, и руководителем театральной школы.
  

М. И. Писарев

К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ БИОГРАФИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО

(Историко-литературная справка)

   Модест Иванович Писарев (1844-1905) - артист, театральный критик, редактор Полного собрания сочинений А. Н. Островского в десяти томах, вышедшего в 1904-1905 годах.
   М. И. Писарев увлекся драматургией А. Н. Островского, еще будучи в гимназии, а став актером, он с огромным успехом играл во многих его пьесах и именно в них создал свои лучшие сценические образы: Краснова ("Грех да беда на кого не живет"), Несчастливцева ("Лес"), Большова ("Свои люди - сочтемся!"), Грозного ("Василиса Мелентьева") и другие.
   Лично познакомился М. И. Писарев с драматургом в самом начале шестидесятых годов и всю жизнь относился к нему благоговейно. П. А. Стрепетова, его жена, вспоминает: "...прямым божеством для него был Островский, о котором он говорил всегда с необычайным энтузиазмом" (П. А. Стрепетова, Жизнь и творчество трагической актрисы, изд. "Искусство", Л.-М. 1959, стр. 182).
   А. Н. Островский высоко ценил актерское дарование Писарева, по его инициативе актер был приглашен в труппу Артистического кружка, а с 1884 года и до конца жизни драматург хлопотал о зачислении его в труппу Малого театра. Именно с Писаревым Островский осуществил свою мечту о постановке комедии "Свои люди - сочтемся!" в варианте, не искаженном цензурой (Островский, т. XII, стр. 250). О премьере этого спектакля Писарев и рассказывает в своих воспоминаниях.
   Воспоминания написаны в начале девятисотых годов в связи с подготовкой Полного собрания сочинений А. Н. Островского (изд. "Просвещение", <1904-1905>), в котором они помещены в томе X.
   1 Стр. 341. 2 апреля 1848 года, в связи с революционными событиями в Западной Европе, вызвавшими усиление правительственной реакции в России, был учрежден секретный Комитет по делам печати под председательством мракобеса Д, П. Бутурлина. Комитету было вменено в обязанность наблюдать за произведениями, уже появившимися в печати. В 1850 году этот комитет рассматривал комедию "Свои люди - сочтемся!" Островского (см. прим. 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513).
   2 Стр. 342. Комедия "Свои люди - сочтемся!" разрешена 9 декабря 1860 года к сценическому представлению благодаря хлопотам не П. В. Анненкова, а Ф. А. Бурдина и И. Ф. Горбунова, а на премьере "Грозы" (2 декабря 1859 года) присутствовал не император, а великие княгини.
   3 Стр. 343. См. воспоминания Н. А. Дубровского, стр. 348, прим. к ним на стр. 578 и воспоминания К. В. Загорского, стр. 364.
  

СТРАНИЧКИ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ А. Н. ОСТРОВСКОМ

   Печатается по тексту журнала "Театр и искусство", 1911 N 22, где как запись воспоминаний со слов М. И. Писарева было опубликовано в статье "Странички воспоминаний об А. Н. Островском", подписанной инициалами "Е. К-".
   4 Стр. 345. А. Н. Островский с 1 января 1886 года был назначен не директором, а начальником репертуара московских императорских театров.
   5 Стр. 346. Театр Литературно-художественного общества существовал в Петербурге с 17 сентября 1895 года по 1917 год.
   6 Стр. 346. Имеется в виду трагедия А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" (1868).
  

Н. А. Дубровский

ИЗ "ТЕАТРАЛЬНОГО ДНЕВНИКА"

   Николай Александрович Дубровский (1821-1874) - чиновник Московской дворцовой конторы, архивариус, один из ближайших друзей драматурга, знакомство с которым началось еще в конце сороковых годов.
   В самом начале шестидесятых годов Дубровский участвовал в любительских спектаклях, которыми в это время увлекался и Островский.
   Несмотря на большую близость с драматургом, в дневниковых записях Дубровского оказались отраженными лишь его встречи с Островским в любительских спектаклях, в Щелыкове и разрозненные эпизоды бытового характера.
   Печатается по рукописи "Театрального дневника" Н. А. Дубровского, хранящейся в Рукописном отделе ГБЛ. "Театральный дневник" велся Дубровским с 7 февраля 1860 по 2 ноября 1865 года и содержит записи о спектаклях в Красноворотском театре, а также сведения и о других любительских театральных кружках Москвы. Извлечение из этой рукописи, касающееся исполнения Островским роли Подхалюзина, впервые было опубликовано П. А. Марковым в статье "Островский - актер и чтец" (сб. "Островский") .
   1 Стр. 347. В домашнем театре, организованном Н. И. Давыдовым (мужем сестры А. Н. Островского, умершей в 1852 году) и его сотрудниками по дворцовой конторе. Спектакли ставились в квартире Н. И. Давыдова, жившего в здании Запасного дворца, у Красных ворот, отсюда и театр назывался Красноворотским.
   2 Стр. 347. То есть "Свадьба Кречинского", комедия А. В. Сухово-Крбылина.
  

<ПОЕЗДКИ В ЩЕЛЫКОВО>

   Печатается впервые по автографам (записные книжки 1870 и 1871 годов), хранящимся в Рукописном отделе ГБЛ.
   3 Стр. 349. П. Н. Волкова - жительница Ярославля, близкая знакомая Н, А. Некрасова, в доме которого она встретилась с А. Н. Островским. Воспользовавшись приглашением Островских, Прасковья Николаевна приехала к ним в Щелыково в 1869 году и с той поры бывала у них ежегодно.
   4 Стр. 351. В газете "Санкт-Петербургские ведомости", 1871, N 157, сообщалось, что в Костромской губернии распространился слух, будто "по сельским приходам и волостным правлениям разослан указ о наборе на девок", которых потом отошлют на Амур, ибо "тамошние солдаты, говорили, соскучившись жить в одиночестве, подавали просьбу по этому предмету". Газета опровергала эти слухи.
   5 Стр. 351. Флигель для гостей.
  

А. А. Нильский

ОТРЫВКИ ИЗ "ЗАКУЛИСНОЙ ХРОНИКИ"

   Нильский (Нилус) Александр Александрович (1841-1899) - с 1858 года артист Александрийского театра в Петербурге.
   В 1863 году, гастролируя в Нижнем Новгороде, он очень понравился А. Н. Островскому, и с той поры драматург стремился занять его в своих пьесах. Но из-за капризности, подозрительности и обидчивости Нильского их отношения оставались холодно-корректными. Возможно, их сближению мешал также и Ф. А. Бур-Дин, не любивший Нильского. В 1886 году, когда Островский стал начальником репертуара московских театров, Нильский настойчиво просил принять его в Малый театр, но драматург отказал ему, считая, вероятно, его не подходящим для московской драматической труппы. Все это и определило плохо скрываемое недоброжелательство Нильского к Островскому, проявившееся в его воспоминаниях.
   Воспоминания писались на протяжении многих лет, в виде отдельных записей в памятную книжку. В 1893 году, как указано при первой публикации, эти записи были приготовлены для печати М. В. Шевляковым, проверены самим Нильским и напечатаны е журнале "Исторический вестник", 1893, NN 10-12, 1894, NN 1-7. В 1897 году воспоминания вышли отдельным изданием с предисловием автора ("Закулисная хроника", изд. "Общественная польза", СПб.). Мы печатаем из этой книги главы XXXIV и XXXV.
   1 Стр. 352. А. А. Григорьев (о нем см. прим. 51 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 530) преподавал законоведение в I Московской гимназии. Спектакль, о котором вспоминает Нильский, был поставлен 26 или 27 декабря 1855 года (А. А. Григорьев, Материалы для биографии, изд. Пушкинского дома, Пг. 1917, стр. 347).
   2 Стр. 354. О взаимоотношениях А. Н. Островского и Ф. А. Бур-дина см. на стр. 574.
   3 Стр. 354. Комедия "Сердце не камень" представлена в первый раз на сцене Александрийского театра 21 ноября 1879 года; Бурдин играл роль Халымова, а Нильский - Каркунова. После премьеры, 22 ноября, Бурдин извещал драматурга: "...пьеса очень понравилась, бенефис прошел хорошо" (А. Н. Островский и Ф. А. Бурдин, Неизданные письма, М.-Пг. 1923, стр. 296).
   4 Стр. 355. См. прим. 29 к воспоминаниям П. М. Невежина, стр. 565.
   5 Стр. 357. Московский Артистический кружок существовал с 1865 по 1883 год.
   6 Стр. 359. Оперная труппа Большого театра в восьмидесятых годах была очень слабой. Когда в январе 1886 года А. Н. Островский стал заведовать репертуаром московских театров и пытался улучшить состав оперной труппы, отчисляемые артисты и их покровители заговорили о несправедливости и субъективности Островского. Отголоском этих оппозиционных по отношению к Островскому настроений и является эпизод, приводимый Нильским.
   7 Стр. 360. Пробные спектакли были введены А. Н. Островским весною 1886 года. Придавая этим спектаклям большое значение, драматург аккуратно их посещал. Высказывания Нильского о якобы пренебрежительном отношении Островского к пробным спектаклям весьма несправедливы и легко опровергаются самими их участниками. Так, П. Орленев, дебютировавший в одном из пробных спектаклей, пишет: "Александр Николаевич Островский присутствовал на всех дебютах" ("Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим", изд. "Искусство", Л.-М. 1961, стр. 12). К. В. Кудрявцев, артист Киевского драматического общества, 7 апреля 1886 года писал драматургу: "Я три раза играл в Вашем присутствии - 4-й (два раза) и 5-й акты (один раз) "Доходного места" роль Жадова" (Рукописный отдел Музея).
   8 Стр. 363. Этот эпизод не соответствует действительности. Д. А. Потехин просил А. Н. Островского о помощи его дочери, р. А. Потехиной, но драматург ему отказал. Более того, когда р. А. Потехина задумала поступить в труппу Малого театра, он решительно протестовал против ее зачисления. По этому поводу он писал весной 1885 года М. Н. Островскому: "...Москва знает Раису хорошо, она целую зиму играла у Бренко, которая по доброте и по глупости приютила ее, да потом чуть и не взвыла с ней. Публика смотреть ее не желала, а актеры отказывались играть с ней. Раиса мало того что бездарна, а еще зла, капризна и лютая интриганка. Она принесет московской сцене вред..." (Островский, т. XVI, стр. 154).
  

К. В. Загорский

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НИКОЛАЕВИЧЕ ОСТРОВСКОМ

   Константин Васильевич Загорский (1836-1898) - артист на второстепенные роли, игравший преимущественно в провинции, а в Москве - в Артистическом кружке.
   Воспоминания написаны в 1896 году, в связи с исполнившимся десятилетием со дня смерти драматурга, и опубликованы в газете "Театральные известия", 1896, NN 453, 455, 459, 470.
   1 Стр. 364. Мемуарист ошибается: спектакли в квартире Н. И. Давыдова, о которых далее говорит Загорский, ставились с февраля 1860 года, и, стало быть, знакомство состоялось не в 1855, а 1860 году.
   2 Стр. 365. Островский состоял в гражданском браке с Агафьей Ивановной (о ней см. воспоминания С. В. Максимова, стр. 87- 88, и прим. к ним).
   3 Стр. 365. 2 апреля 1862 года.
   * Стр. 365. В Щелыково Островский поехал впервые вместе с Марией Васильевной не в 1866, а в 1868 году.
   5 Стр. 365. К тому времени у Островского с Марией Васильевной было уже трое детей (см. прим. 77 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 533).
   6 Стр. 367. Вероятно, это была И. А. Велихова.
   7 Стр. 367. И. И. Шанина (о нем см. прим. 12 к воспоминаниям Н. В. Берга, - стр. 512).
   8 Стр. 367. Историческая драма "Самозванец Луба" принадлежит не Островскому, а И. В. Самарину. Опубликована в журнале "Русское слово", 1867, N 12.
   9 Стр. 368. Проект остался неосуществленным.
   10 Стр. 369. За содержание должников в яме с кредиторов, их посадивших, брали одиннадцать с полтиной ассигнациями в месяц.
   11 Стр. 369. См. прим. 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513.
   12 Стр. 370. Лирическая драма Островского "Снегурочка", законченная 4 апреля 1873 года, впервые поставлена в том же году 11 мая на сцене Большого театра. Певица Е. П. Кадмина исполняла и драматические роли, например, в "Снегурочке" - Леля.
   13 Стр. 370. Имеется в виду С. А. Волков (о нем см. в воспоминаниях С. В. Максимова, стр. 83-85).
   14 Стр. 373. Об этой поездке см. прим. 2 к воспоминаниям B. А. Герценштейна, стр. 547.
   15 Стр. 374. См. прим. 62 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 531.
   16 Стр. 375. В это время Ф. А. Бурдин уже служил в Александрийском театре в Петербурге (см. о Бурдине на стр. 573). В Москву он приезжал специально посмотреть пьесу "Не в свои сани не садись" на сцене Малого театра, которая впервые шла в сезон 1853 года (премьера - 14 января).
   17 Стр. 375. Этот эпизод подробно описан в воспоминаниях А. 3. Бураковского, стр. 401-402.
  

А. И. Шуберт

ИЗ КНИГИ "МОЯ ЖИЗНЬ"

<Отрывки>

   Александра Ивановна Шуберт (1827-1909) - актриса, много игравшая в провинции, в московском Малом театре и в Александрийском театре в Петербурге. А. Н. Островский был с Шуберт в дружеских отношениях; во время ее службы в Малом театре охотно помогал ей в подготовке ролей.
   Свои воспоминания А. И. Шуберт писала в 1876-1883 годах, о чем свидетельствует ее дочь, З. С. Яновская, в предисловии к первому изданию книги "Моя жизнь" (СПб. 1911).
   1 Стр. 376. А. И. Шуберт в 1856 году вышла замуж вторично, за статского советника (соответствует генеральскому чину) C. Д. Яновского.
   2 Стр. 376. А. А. Яблочкин с 1851 по 1854 год совмещал актерскую и режиссерскую работу в Александрийском театре, а с 1854 года, полностью передав обязанности режиссера Е. И. Воронову, оставался только актером. В 1868-1873 годах он опять вернулся и к режиссерской работе.
   3 Стр. 377. То есть в роли Михаилы. Драма А. А. Потехина "Чужое добро впрок не идет" была поставлена на сцене Александрийского театра в сезон 1855-1856 года.
   4 Стр. 377. Об отношениях Ф. А. Бурдина и А. Н. Островского см. на стр. 574.
   5 Стр. 378. А. И. Шуберт говорит, очевидно, о своем исполнении этой роли на сцене Александрийского театра в феврале 1856 года.
   6 Стр. 378. О взаимоотношениях А. Н. Островского и М. С. Щепкина см. вступительную статью, стр. 13-14.
   7 Стр. 378. По требованию драматической цензуры пьеса "Бедная невеста" Островского с 1852 года шла только при условии исключения из нее ролей Дуни и Паши. А. И. Шуберт, возобновляя для своего бенефиса (3 октября 1860 года, а не 1861, как она указывает) эту пьесу, добилась разрешения исключенных цензурой ролей.
   8 Стр. 379. То есть Анна Петровна Незабудкина.
   9 Стр. 380. Шутливое обязательство Андреева-Бурлака, написанное рукой Островского, хранится в Музее. Его подлинный текст таков: "Роль Подхалюзина буду знать твердо".
  

Н. В. Рыкалова

<А. Н. ОСТРОВСКИЙ И МАЛЫЙ ТЕАТР>

  
   Надежда Васильевна Рыкалова (1824-1914) - артистка Малого театра с 1846 по 1891 год, замечательная исполнительница ролей в пьесах Островского: Уланбековой ("Воспитанница"), Анфисы Карповны ("Старый друг лучше новых двух"), Бальзаминовой ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай", "За чем пойдешь, то и найдешь"), Татьяны Юрьевны ("Козьма Захарьич Минин, Сухорук") и старухи Редриковой ("Тушино"). Коронной ее ролью была роль Кабанихи в "Грозе". В 1891 году Рыкалова была уволена с императорской сцены и поступила в театр Корша.
   Воспоминания Н. В. Рыкаловой в записи неизвестного лица появились в газете "Утро России", 1911, N 125.
   1 Стр. 381. О премьере комедии "Не в свои сани не садись" см. воспоминания И. Ф. Горбунова, стр. 49-50, и прим. к ним.
   2 Стр. 382. Первое представление "Грозы" в Малом театре состоялось 16 ноября 1859 года. В связи с исполнением Н. В. Рыкаловой роли Кабанихи в преданиях Малого театра сохранился следующий рассказ: "Когда "Грозу" репетировали, а на репетицию была дана лишь одна неделя, Рыкалова заболела, и прохворала все семь дней. Островский в полном отчаянии написал ей записку умоляя ее приехать, хотя бы на одну репетицию. Рыкалова приехала в субботу вечером, полубольная; ей показали места, и она стала играть, настолько просто было в те наивные времена назначение режиссуры. Однако после первой же фразы Кабанихи Островский зааплодировал, захлопали и все участники репетиции. Так верно, так мастерски был взят тон; автор от страха перешел сразу к восторгу, и суеверный Островский молил лишь об одном, чтобы не говорили об этом самой Рыкаловой, иначе "она испортится". Но Кабаниха не испортилась; менялись Катерины, Никулину-Косицкую сменила Федотова, Федотову - Ермолова, Рыкалова неизменно оставалась Кабанихой, и притом превосходной" (С. Г. Кара-Мурза, Малый театр, очерки и впечатления, М. 1924, стр. 25).
   3 Стр. 382. См. воспоминания П. М. Невежина, стр. 266-267.
   4 Стр. 382. С 1 января 1886 года А. Н. Островский был не управляющим театрами, а заведующим репертуаром московских театров.
   5 Стр. 383. А. Н. Островский умер не в конце мая, а 2 июня 1886 года.
  

В. Н. Де-Лазари

НЕВОЗВРАТНОЕ ПРОШЛОЕ

Пров Михайлович Садовский, Александр Николаевич Островский, Василий Игнатьевич Живокини и др.

  
   Константин Николаевич Де-Лазари (по сцене - Константинов) (умер в 1903 году) - певец, виртуоз-гитарист, с 1863 года артист Александрийского театра в Петербурге и с 1864 года московских- Большого, а затем Малого театров. В 1873 году Де-Лазари возвратился в Петербург, в Александрийский театр.
   Человек остроумный, веселый, обладавший редким мимическим даром, Де-Лазари был любим Островским, с которым встречался в Артистическом кружке, и на правах доброго знакомого часто бывал у него дома.
   Воспоминания написаны Де-Лазари, по-видимому, в 1900 году. о чем свидетельствует А. Зарин в газете "Биржевые ведомости", 1903, NN 327, 510, и напечатаны в газете "Россия", 1900, NN 545, 552.
   1 Стр. 387. Озеро в Италии.
   2 Стр. 392. По поводу первого представления "Воеводы" в Малом театре в газете "Антракт" (1865, N ПО) появилась рецензия, в которой, однако, ни о провале спектакля, ни о конфузном происшествии с П. М. Садовским нет ни слова. Рецензент лишь замечает, что "несколько однообразно вышел у него четвертый акт, где в большом монологе недовольно сказалось страшное отчаяние, которое овладевает Шалыгиным после первого сна".
   3 Стр. 393. Премьера "Воеводы" состоялась не 25, а 9 сентября 1865 года.
   4 Стр. 393. Комедия "Горячее сердце" закончена в ноябре 1868 года и 15 января 1869 года впервые поставлена в Малом театре.
   5 Стр. 394. О взаимоотношениях А. Н. Островского и Ф. А. Бур-дина см. на стр. 574.
  

Е. Б. Пиунова-Шмидтгоф

ИЗ ВОСПОМИНАНИИ ОБ А. Н. ОСТРОВСКОМ

   Екатерина Борисовна Пиунова-Шмидтгоф (1843-1909) - известная провинциальная артистка. В пьесах Островского исполняла многие роли, но наиболее удачно - Катерины ("Гроза"), Евгении ("На бойком месте"), Василисы ("Василиса Мелентьева"), Лебедкиной ("Поздняя любовь").
   Воспоминания впервые напечатаны в "Журнале театра литературно-художественного общества", 1907, N 6.
   1 Стр. 399. Это было в 1865 году, во время путешествия А. Н. Островского и И. Ф. Горбунова по Волге.
   2 Стр. 399. Мемуаристка явно преувеличивает. 8 июня 1865 года А. Н. Островский на пути из Саратова в Нижний Новгород сообщал Е. Н. Васильевой: "Мы приехали накануне бенефиса Пиуновой (Шмидтгоф), у которой шла "Гроза". Горбунов сейчас же, как учтивый кавалер, предложил свои услуги и сыграл Кудряша и доставил Пиуновой полный сбор" (Островский, т. XIV, стр. 129). Для постановки спектакля у драматурга не было даже времени.
  

А. З. Бураковский

<А. Н. ОСТРОВСКИЙ НА ПРЕДСТАВЛЕНИИ "РЕВИЗОРА" ГОГОЛЯ В ОБЩЕДОСТУПНОМ ТЕАТРЕ>

   Александр Захарович Бураковский (1844-1910) - известный драматический и опереточный артист, игравший по преимуществу в провинции, а также в московских и петербургских частных театрах.
   Воспоминания А. З. Бураковского впервые опубликованы в 1902 году ("Почти полвека", СПб.). В 1905 году они были дополнены и вышли под заглавием "Закулисная жизнь артистов", М. 1906. Мы печатаем отрывки из глав XII-XIII.
   1 Стр. 401. Общедоступный театр был организован Ф. М. Урусовым и С. В. Танеевым в 1873 году на основе Народного театра, существовавшего на Политехнической выставке 1872 года. По идее его устроителей, он должен был обслуживать самые демократические слои населения, для которых существовавшие тогда императорские театры не были доступны и по цене, и по репертуару. Ставились в Общедоступном театре пьесы современных писателей, а также русская и западноевропейская классика. Театр конкурировал с Малым театром, в его труппе играли такие первоклассные актеры, как П. А. Стрепетова, Н. X. Рыбаков, П. М. Медведев, М. И. Писарев и др. Но в последующем дирекция Общедоступного театра стала все более ориентироваться на вкус мещанско-буржуазного зрителя, и в его репертуаре ведущее место заняли чисто развлекательные мелодрамы, волшебные зрелища, оперетты, феерии.
   1 мая 1875 года состоялось не открытие театра, как пишет Бураковский, а открытие нового сезона. Театр находился на Варварской площади (ныне имени Ногина). Закрылся он в 1877 году.
  

М. Г. Савина

<ВСТРЕЧИ С А. Н. ОСТРОВСКИМ>

   Мария Гавриловна Савина (1854-1915) - выдающаяся артистка Александрийского театра в Петербурге (с 1874 по 1914 год), исполнившая в пьесах Островского до тридцати ролей. Особенно большим успехом она пользовалась в ролях Елены ("Женитьба Белугина"), Вари ("Дикарка") и Глафиры ("Волки и овцы"). Драматург очень высоко ставил ее талант. 31 декабря 1879 года он писал ей: "Все лучшие произведения мои писаны мною для какого-нибудь сильного таланта; в настоящее время вдохновляющая меня муза - это Вы" (Островский, т. XV, стр. 168).
   М. Г. Савина также с большим уважением и любовью относилась к Островскому. И много лет спустя, уже после смерти драматурга, она вспоминала о нем с восхищением: "Островский был и останется величайшим писателем, и произведения его никогда не умрут. Островский - это краеугольный камень русского репертуара... Нет, Островский не умер и не умрет!.. Он жив! И будет жить, пока жива Россия и русская жизнь!" - писала она в 1909 году ("Театр", N 544, стр. 9).
   Когда написаны воспоминания М. Г. Савиной, неизвестно, но, во всяком случае, после 1892 года, так как она ссылается на письма Островского, опубликованные в 1891-1892 годах.
   Печатаются воспоминания по рукописи: "М. Г. Савина, Записки (Литераторы)", хранящейся в ЦГИАЛ.
   1 Стр. 405. М. Г. Савина познакомилась с А. Н. Островским в ноябре 1876 года на репетициях пьесы "Правда - хорошо, а счастье лучше" (премьера - 22 ноября).
   2 Стр. 406. См. прим. 14 к воспоминаниям П. Д. Боборыкина, стр. 551.
   3 Стр. 406. Письмо к А. Н. Островскому, которое цитирует М. Г. Савина, в эпистолярном архиве драматурга отсутствует. В Музее хранится письмо Савиной к Ф. А. Бурдину от 3 ноября 1880 года, в котором она пишет, что роли Евлалии из комедии "Невольницы" и Реневой из драмы "Светит, да не греет" не подходят ей по возрасту. Бурдин переслал письмо Островскому и получил на него ответ от 6 ноября 1880 года. "Ведь это, друг, потеха! - писал драматург. - В первый раз в моей многолетней драматической практике подобная история! Я писал для Косицкой, Васильевой, Бороздиных, Колосовой, и разговору об разнице не только двух, но и 5-10 лет никогда не бывало" (Островский, т. XV, стр. 193).
   4 Стр. 406. См. воспоминания Н. А. Кропачева, стр. 208-209, и прим. 5 и 7 на стр. 555.
  

ВСТРЕЧА С ОСТРОВСКИМ

Из воспоминаний Старого актера

  
   Установить автора этих воспоминаний не удалось. За подписью "Старый актер" они напечатаны в "Историческом журнале", 1917, N 1.
   1 Стр. 408. А. Н. Островский читал свою пьесу артистам кружка 19 октября 1879 года, о чем свидетельствует письмо Н. М. Городецкого к Островскому от 18 октября того же года (хранится в Музее).
   2 Стр. 410. А. Н. Островский, организатор Артистического кружка (1865-1883), со второй половины семидесятых годов занятый в Обществе драматических писателей, посещал кружок все реже, хотя делами его интересовался по-прежнему и избирался старшиной (март 1878 года) и членом театрального комитета (январь 1880 года).
   3 Стр. 411. Василиса Мелентьева (точнее - Мелетьева) была не царицей, а наложницей Ивана IV, постриженной, по его распоряжению, в 1577 году в монахини за то, что она "яро" посмотрела на постороннего мужчину. Андрей Колычев - лицо вымышленное.
   4 Стр. 412. Жертвовали своими головами бояре отнюдь не "во имя блага... родины", а во имя собственных интересов, во имя тех преимуществ и привилегий, которые они теряли при создании Иваном Грозным централизованного государства. Так эта борьба изображена и Островским, хотя и не без некоторой идеализации боярства.
   5 Стр. 414. То есть в драме Э. Д. Булвер-Литтона "Ришелье", переведенной с английского М. С. Степановым (1866).
   6 Стр. 414. Точнее - в драме И. Корженевского "Окно во втором этаже", перевод с польского (1850).
   7 Стр. 416. Не в семидесятых годах, а с 1 января 1886 года А. Н. Островский стал начальником репертуара московских императорских театров.
   8 Стр. 416. П. С. Мочалов умер 16 марта 1848 года, то есть за пять лет до того, как первая пьеса Островского - "Не в свои сани не садись" - была поставлена на сцене Малого театра.
  

В. М. Михеев

БЕГЛЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

   Василий Михайлович Михеев (1859-1908) - писатель, драматург, журналист.
   Воспоминания написаны, как следует из текста, в 1907 году и напечатаны в журнале "Русский артист", 1907, NN 6, 8, 10, 13.
   1 Стр. 418. То есть театра А. А. Бренко, располагавшегося рядом с памятником А. С. Пушкину, в доме Малкиеля.
   2 Стр. 418. Речь идет о героинях "Грозы" Островского, "Горькой судьбины" Писемского и "Бедной невесты" (Стрепетова играла Марью Андреевну) Островского.
   3 Стр. 418. В пьесах "Грех да беда на кого не живет" Островского, "Горькая судьбина" Писемского, "Не в свои сани не садись" Островского.
   4 Стр. 421. Празднества, посвященные открытию в Москве памятника А. С. Пушкину, происходили 5-8 июня 1880 года. На торжественном заседании Общества любителей российской словесности 7 июня выступили И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и другие. Г. И. Успенский на торжествах не выступал, хотя отрицательное отношение к речи Достоевского выразил в статьях "Праздник Пушкина" и "Секрет" (Г. И. Успенский, Полн. собр. соч., т. 6, изд. АН СССР, 1953, стр. 407-445). На обеде, устроенном затем Обществом, М. Н. Катков действительно пытался примириться с И. С. Тургеневым. Ссора их произошла в 1862 году, когда, печатая в "Русском вестнике" роман Тургенева "Отцы и дети", Катков внес дополнения и поправки, искажающие его смысл. Это и явилось поводом к ссоре между ним и автором романа.
   5 Стр. 421. Слова "на нашей улице праздник", выражавшие настроение прогрессивной интеллигенции по поводу открытия памятника великому поэту, произнес А. Н. Островский в своем "Застольном слове о Пушкине" (подробно об этом см. воспоминания И. Ф. Василевского, стр. 282-284).
  

К. Ф. Вальц

<А. Н. ОСТРОВСКИЙ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ>

   Карл Федорович Вальц (1846-1929) - известный художник-декоратор, пользовавшийся большим уважением А. Н. Островского. С 1861 года и почти до конца жизни работал в Большом театре.
   Знакомство с Островским произошло, по-видимому, в середине шестидесятых годов у В. П. Бегичева на чтении драматургом своих пьес.
   Воспоминания Вальца об Островском представляют собой отрывки из его книги "Шестьдесят пять лет в театре", написанной в двадцатых годах и вышедшей в изд. "Academia", Л. 1928.
   1 Стр. 423. Речь идет о постановке лирической драмы Островского (см. прим. 12 к воспоминаниям К. В. Загорского, стр. 582).
   2 Стр. 423. 21 апреля 1873 года, готовя премьеру "Снегурочки", А. Н. Островский писал Ф. А. Бурдину: "Музыка Чайковского к "Снегурочке" очаровательна" (Островский, т. XV, стр. 13).
   3 Стр. 424. С 1 января 1886 года.
  

М. М. Ипполитов-Иванов

ВСТРЕЧИ С ОСТРОВСКИМ, ЕГО СОВЕТЫ, УКАЗАНИЯ...

   Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859-1935) - композитор, педагог, дирижер, музыкальный деятель. Ипполитов-Иванов начал писать воспоминания в связи со столетним юбилеем А. Н. Островского в январе 1923 года и впервые частично опубликовал их в сборнике "Островский", под названием "Моя последняя встреча с А. Н. Островским". Полностью воспоминания вошли в книгу Ипполитова-Иванова "50 лет русской музыки в моих воспоминаниях" (Музгиз, М. 1934), глава XV.
   1 Стр. 426. Островский был в Тифлисе в октябре 1883 года (см. дневник поездки на Кавказ. - Островский, т. XIII, стр. 272).
   2 Стр. 428. Опера "Руфь" впервые поставлена в Тифлисе 27 января 1887 года.
   3 Стр. 429. В Музее хранится план сценария оперы о пережнихе, составленный Ипполитовым-Ивановым и посланный Островскому 20 мая 1884 года. В журнале "Знание" (1870-1877) рассказ о пережнихе не печатался; авторство, место и время публикации рассказа не установлены. Опера на этот сюжет Ипполитовым-Ивановым написана не была.
   4 Стр. 429. Либретто оперы "Вражья сила" дописано П. И. Калашниковым, А. Ф. Жоховым и самим композитором. Из-за смерти А. Н. Серова оркестровку увертюры и всего пятого действия оперы завершил композитор Н. Ф. Соловьев. Премьера состоялась 19 апреля 1871 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
   5 Стр. 430. Премьера оперы "Воевода" состоялась 30 января 1869 года в московском Большом театре.
   6 Стр. 430. "Снегурочку" Островский писал веской 1873 года, закончив ее 4 апреля. Одновременно П. И. Чайковский создавал музыку к пьесе. "Это одно из любимых моих детищ... - писал впоследствии композитор. - Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели без всякого усилия написал музыку" (П. И. Чайковский, Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. If, "Academia", 1935, стр. 262-263). О постановке пьесы см. прим. 12 к воспоминаниям К. В. Загорского, стр. 582.
   7 Стр. 430. А. Н. Островский, прочтя либретто "Снегурочки", составленное Н. А. Римским-Корсаковым, 10 ноября 1880 года написал ему, что "либретто составлено очень хорошо", и сделал в нем несколько исправлений (Островский, т. XV, стр. 195). В декабре того же года композитор проигрывал Островскому отрывки оперы, и драматург, по словам С. Н. Кругликова, высоко оценил их достоинства (Н. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни, Музгиз, М. 1955, стр. 264). Об отрицательном отношении Островского к опере Н. А. Римското-Корсакова пишут и другие мемуаристы (например, Як. Львов, Четверть века назад, "Рампа и жизнь", 1910, N 43), но никакими непосредственными высказываниями драматурга эти свидетельства не подтверждаются.
   8 Стр. 431. К. П. Вильбоа сопровождал Островского в 1857 году на завершающем этапе его путешествия (см. воспоминания С. В. Максимова, стр. 159-166). Собранные им песни вышли под названием: К. П. Вильбоа, 100 русских песен, записанных с народного напева и аранжированных для одного голоса с аккомпанементом фортепьяно, СПб. 1860. О некоторых песнях ("Поблекнут все цветки", "Исходила младенька", "Голова ль моя, головушка") в сборнике сообщается, что они поются в пьесах Островского. Возможно, эти песни записаны самим драматургом.
   9 Стр. 431. Кроме статьи, опубликованной в "Морском сборнике" (1859, N 2), Островский в редакцию этого журнала никаких материалов не сдавал. Некоторые записанные им песни опубликованы в сборниках: "Народные русские песни из собрания П. Якушина", СПб. 1865, стр. 160; П. В. Шейна "Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах...", т. 1, СПб. 1898, вып. I, стр. 17, 144, 185, 237, 243.
   10 Стр. 432. Официально Островский приступил к исполнению обязанностей начальника репертуара московских театров с 1 января 1886 года, но практическая его работа по подготовке репертуара началась много раньше. 4 августа 1885 года он, будучи в Щелыкове, писал А. А. Майкову: "Получил также извещение из Петербурга, что с начала сезона мы (то есть Вы и я) вступаем в управление театрами, поэтому я уже делаю распоряжения по репертуарной части. У меня пробыл неделю режиссер Кондратьев, я составил инструкцию и послал обратно в Москву с приказанием составить списки текущего репертуара и всех артистов, с тем, чтобы сделать представление в Петербург об увольнении бесполезных актеров, непроизводительно отягощающих бюджет" (Островский, т. XVI, стр. 187).
   11 Стр. 434. Слова Анфусы Тихоновны.
  

Н. А. Кропачев

А. Н. ОСТРОВСКИЙ НА СЛУЖБЕ ПРИ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРАХ

(Воспоминания его секретаря)

   О Н. А. Кропачеве см. на стр. 554.
   Эти воспоминания Кропачев начал писать в феврале - марте 1888 года, и вскоре они были опубликованы в журнале "Русский архив", 1888, NN 3, 4, а затем изданы брошюрой "Александр Николаевич Островский. Из воспоминаний его секретаря Н. А. Кропачева", М. 1889. Значительно расширенные, воспоминания печатались в газете "Московские ведомости" в 1899 году (NN 317, 321 326, 336, 342, 345, 349, 355, 356, 358, 360) и в 1900 году (NN 23, 30, 35, 44, 47, 51, 57, 62, 64, 67, 69, 71, 74), а потом вышли отдельным изданием: "А. Н. Островский на службе при императорских театрах. Воспоминания его секретаря Н. А. Кропачева", изд. М. Н. Доленго-Грабовского, М. 1901.
   1 Стр. 436. См. прим. 10 к воспоминаниям М. М. Ипполитова-Иванова, стр. 591.
   2 Стр. 436. Газета "Жизнь" в августе 1885 года дважды (NN 139, 143) в весьма сочувственных тонах сообщала об этих предполагавшихся назначениях.
   3 Стр. 437. Михаил.
   4 Стр. 440. "Аскольдова могила" - опера А. Н. Верстовского, либретто М. Н. Загоскина по его же одноименному роману. Премьера оперы состоялась в Большом театре в Москве 16 сентября 1835 года, и с тех пор, по свидетельству К. Ф. Вальца, опера "почти не сходила с репертуара и делала большие сборы" (К. Ф. Вальц, Шестьдесят пять лет в театре, "Academia", Л. 1928, стр. 28).
   Комедия Островского "Воевода (Сон на Волге)", законченная в январе 1865 года, впервые сыграна Александрийским театром в Петербурге (в апреле 1865 года) и Малым в Москве (в сентябре того же года). Однако пьеса грешила длиннотами, были сцены, вызывавшие справедливую критику. Стремясь сделать пьесу более сценичной, драматург в 1885 году создал вторую ее редакцию. Премьера "Воеводы" в этой редакции состоялась в Малом театре под руководством самого автора 19 января 1886 года. Но пьеса и во второй редакции не стала репертуарной, к ней обращаются редко.
   5 Стр. 444. Театральная реформа 1882 года, явившаяся результатом работы комиссии (см. прим. 11 к воспоминаниям П. М. Невежина, стр. 562), полностью подчинила московские театры петербургской дирекции и укрепила власть чиновников, совершенно чуждых сценическому искусству (управляющим конторой московских театров был назначен поручик П. М. Пчельников, до этого служивший в военном ведомстве; заведующим драматической труппой - бухгалтер частной железной дороги П. В. Погожев, и т. д.) и подменивших художественное руководство административно-бюрократическим произволом.
   6 Стр. 445. Репертуарный совет в составе Н. И. Стороженко, С. В. Васильева (Флерова), Н. С. Тихонравова, Н. А. Чаева и С. А. Юрьева, хотя еще и не утвержденный министром, приступил к работе, в частности, обсуждал проект репертуара на сезон 1886-1887 года, предложенный Островским. После смерти Островского репертуарный совет был ликвидирован. Что же касается оперного комитета, то он, по существу, и не приступал к работе.
   7 Стр. 448. См. об этом воспоминания М. М. Ипполитова-Иванова, стр. 429.
   8 Стр. 449. Московская театральная школа влачила жалкое существование. Драматическое отделение школы велось до крайности примитивно (Островский, т. XII, стр. 262-270). Реорганизуя театральную школу в высшее учебное заведение, Островский решил закрыть старое драматическое отделение с тем, чтобы с осени открыть новое. Он уже сам отбирал для него будущих учеников (в частности, А. А. Яблочкину, П. Н. Орленева). Смерть оборвала все его начинания. Материалы о театральной школе см.: Островский, т. XII, стр. 162-179, 301-306.
   9 Стр. 452. Пьеса Теодора де Банвиля "Жена Сократа" поставлена в Малом театре 26 декабря 1886 года.
   10 Стр. 453. То есть под Новинским монастырем в Москве, где весною, на святой неделе, бывали гуляния с каруселями, качелями, балаганами и проч.
   11 Стр. 454. В докладной записке управляющему императорскими московскими театрами (Островский, т. XII, стр. 297) Островский писал о необходимости усилить режиссерский состав труппы Малого театра.

Другие авторы
  • Клеменц Дмитрий Александрович
  • Гладков А.
  • Александровский Василий Дмитриевич
  • Востоков Александр Христофорович
  • Глебов Дмитрий Петрович
  • Лишин Григорий Андреевич
  • Бахтиаров Анатолий Александрович
  • Круглов Александр Васильевич
  • Бестужев Михаил Александрович
  • Кармен Лазарь Осипович
  • Другие произведения
  • Пушкин Александр Сергеевич - Возражения критикам "Полтавы"
  • Потапенко Игнатий Николаевич - Два дня
  • Быков Петр Васильевич - Т. П. Туган-Барановская
  • Достоевский Федор Михайлович - Достоевский в изображении его дочери
  • Мордовцев Даниил Лукич - Мордовцев Д. Л.: Биобиблиографическая справка
  • Венгеров Семен Афанасьевич - Тургенев И. С.
  • Фет Афанасий Афанасьевич - Михайловский Б. Фет
  • Вересаев Викентий Викентьевич - Два конца
  • Сургучёв Илья Дмитриевич - Сургучёв И. Д. : биографическая справка
  • Достоевский Федор Михайлович - И. Ф. Анненский. Достоевский до катастрофы
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 399 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа