ий, ярким и красным пожаром взлетает; и ласковый воздух, бурея,
проносится душным самумом; так капелька снега, слетая с вершины,
распухнувши, ухнет лавиной.
И так карал разгневанный Гершензон.
Полюбил я квартиру его; любил дом Орловой, Никольского переулочка,
принимающего вветвления всяких других переулков Арбатско-Пречистенского
района Москвы; я любил, проходя, поглядывать на уютненький дом; и я думал:
вон там, в глубине оснеженного дворика, высится флигель; наверное, из
светелки М. О. там блестит огонечек; наверное, М. О. там сидит поздним
вечером; варит составы идей: и кипит и бурлит сам с собой - на оснеженный
дворик, на флигель орловского дома, на переулочек, выходящий в тишающий и
поздний Арбат, на Москву, на Россию, на мир.
Раз я проходил мимо дома его: шел в метель, загла-сившую валторнами
дымовых труб и фаготами подворотен, дрожащих под ветром; и мне казалось:
идейные действия Гершензона обвеивают освеженным озоном Арбат; и дома,
возвышенные средь одноэтажных домишек шестью этажами, стояли утесами;
вдруг - он; чернобра-денький, маленький, в острой барашковой шапочке, идет
мне навстречу; прошел, не заметив; и мне показалось, что в горной стране,
Рюбеланде, по тропочке горной прошел горный гном, Рюбецаль, покровитель
потерянных и погибающих путников; и становилось уютно от этой игры.
Вернувшись в Россию в 1916 году, я застал его полевевшим; после
февральской революции он первый в кадетском кругу бухнул, к ужасу всех:
- "Долой войну!" Но его засмеяли.
В мае 1917-го - он с горячим сочувствием читал "Правду"; "друзья" -
Шестов, Булгаков, Бердяев - распространили весть: Гершензон - "большевик";
он к Бердяеву, жившему рядом, не хаживал; и меня в эти дни приперли к
"большевикам": Мережковские, жена Бердяева и многие кадетские дамы;251 о
Гершензоне шушукалась тогдашняя "вся Москва":
- "Слышали, - на старости оскандалился как?"252 По природе робкий,
боящийся, что его затолкают, держался вдали он от толп; но в мае 1917-го раз
вытащил я его на Тверскую; бродили, переходя от одной ораторствующей кучки к
другой; Гершензон, пылая, прислушивался к бурным толкам; у памятника Пушкина
бурлил митинг; и мы замешались в толпу; вдруг поднялся военный в папахе; и
бросил крепчайшие, большевистские лозунги; что сделалось с Гершензоном? Он,
выпятив грудь, встал на цыпочки; с его губ громко слетало:
- "Правильно!"
Когда оратора старались сорвать, он разгневанно выбрасывал руку; и
гневно покрикивал:
- "Долой войну!"
Едва его выволок я, чтобы вернуть Марье Борисовне; всю дорогу
взволнованно мне в плечо лопотали темные губы его.
Еще позднее: в день предъявления ультиматума военно-революционным
комитетом, уже когда кадетская Москва стала прятаться по квартирам, пошел я
к нему; он меня встретил торжественно, тихо; и, не подняв наверх, усадил в
столовой; сел рядом; посапывал и молчал; после молчания произнес:
- "Запомните этот день: мы присутствуем при величайшем событии...
Подумайте: впервые трудящиеся берут в свои руки власть; благословите, Борис
Николаевич, этот день... Он - не авантюра; он - начало новой истории..."
И замолчал, и сидел предо мною с видом древнего еврея, встречающего
праздник опресноков.
Уже после смерти его проходил я зимою его переулком; сквозь снег
выступали неясно колонны того ж двухэтажного дома, отчетливо розового, с
барельефами; розовый треугольник фронтона едва выяснялся в мельканьи
снежинок; едва проступали белые виноградины тяжких гирлянд горельефа и
очертания каменных, нагих белых дев: в пырснь и в свист. Вот заборик
знакомый, куда я повертывал; мне захотелось свернуть, прогоркнуть в ворота,
пройдя к его домику; голову закинуть к светелке его; посмотреть: не сияет ли
огонечек в окошке; казалось: могила его - там, где память о нем: в комнатке,
где принимал он меня и одарял столько лет своей мудростью; я постоял:
успокоительно помаргивал фонарек над воротами дома: тринадцатый номер.
Но меня ждали дела: и я - прошел дальше.
ФИЛОСОФЫ
Неспроста я даю силуэт Гершензона меж описанием газетных и лекционных
своих увлечений и главкой, рисующей тогдашних философов; лекции и статьи я
считал обязательною, меня терзавшей нагрузкой; но "партии", меня
нагружавшей, и не было; это я ее выдумал; она - тень, на которой я праздно
распял себя; когда стало ясно мне это, - рушилась осмысленность борьбы за
"Весы".
Ни разу не приходила мне в голову мысль: у меня есть свое дело, свои
писательские задания; я все волил жить для людей, глядя и на искусство как
на орудие пропаганды; это слагалось всей ситуацией жизни; и оттого-то с 1903
г. до 1909-го я не мог ничего создать, лишь дотра-чивая свои силы;, итог:
огромное количество статей, лекций, рецензий; и - ничего нового, если не
считать стихов, которые стали мне эманацией душевного одиночества ("Пепел" и
"Урна"); в "Кубке метелей" я лишь доломал план "Симфонии", черновик которой
набросан был ранее.
Будучи художником слова, я жил вне источника, питающего слова; я
отдавал себя кружку "аргонавтов", мечтая о творчестве людей, а не книг;
произошла ерунда; потом силы души были отданы Щ.; случился лишь ужас,
приведший к ножу оператора; обескровленный, выдумал я свою "малокровную"
схему о партии символистов с Брюсовым во главе; Брюсову "партия" была не
нужна, - лишь удобна в известный период (до "Русской мысли"); ограбленный
жизнью, я был загнан в свой утопический сектор служения общему делу; а
"дело"-то наполовину выдумал; если бы это я осознал в 1907 году, я просил бы
хирурга меня дорезать.
Мне угрожала серьезнейшая опасность: замерзнуть, чтобы прижизненным
мертвецом провлачиться в годах; Брюсова мы подпирали: он не был опорою;
сверстники, вроде Эллиса, Соловьева, откалывали безумие за безумием;
Рачинский, багровый от перевозбуждения, только дергал себя и других; Метнер
[См. "Начало века", глава первая], натура деспотическая и яркая, гнул свою
линию; д'Альгейм [См. "Начало века", глава четвертая] утилизировал нас для
собственного безумия.
В сущности, в миссию свою я уже не верил, дергаясь от "обязанностей";
разгром революции, растление прессы, картина крепнущего и все развращающего
капитализма, - все это догнетало меня; мог бы я словом Блока ска-зать: наши
двери открыты на "вьюжную площадь" .
Гершензон, менее всего учитель, скорей старший брат, был единственным
человеком, который помог мне в те годы: дом его был хибаркой во льдах, где
горела жаровня; и здесь я оттаивал; он мне поднял веру в себя и пониманием
моего гнева, и поворотом на то, что миссия моя есть не то, что я себе
выдумал; миссия - в том, чтобы я доделал себя как писателя; из меня исходили
дымками сжигаемых папиросок различные планы: поэм и романов; сколько их было
"выкурено" в разговорах с друзьями; в итоге же - пепел; и Гершензону
рассказывал я о проекте романа "Серебряный голубь"; он, с бескорыстной
хищностью вцепившись в меня, строго требовал: осуществления плана; и, может
быть, он-то склонил на серьезный роман; под его перманентным, но мягким
давленьем я стал запираться от роя друзей; и даже я стал бегать в деревню,
где и осуществил-таки замысел, написав "Голубя";254 это писание наполнило
силами; и понял я: часть тоски моей была и тоскою по творчеству, засоренному
"прями"; Гер-шензона считаю я крестным отцом романов моих.
Он же способствовал перемене моих занятий, не подозревая о том:
сближением с кружком тогдашних философов.
Ведь по мере того, как мне выяснялось перение против рожна в моей
бурной полемике и поднимался звук будущих книг, я отходил от злоб дня и
"Кружка", и "Эстетики"; и без всякого чувства миссии ходил в философскую
говорильню, - так, как ходят в клуб: сыграть партию в шахматы; любопытно при
случае сделать мат игроку; и отчего ж на досуге мне не заняться техникой
"матов"? Это сил не берет; философский кружок, собиравшийся у М. К.
Морозовой, и стал таким клубом;255 кит тогдашний, Евгений Трубецкой,
возглавил его, собравши философскую молодежь и почтеннейших старцев;
Гершензон, друг "китов", способствовал очень тому, чтобы в клубе "китов" и я
чувствовал не одиноко себя, проводя в нем свои философские партии отдыха
ради - то с неокантианцем, то с метафизиком, то с религиозным философом; и
это способствовало нужному мне в эти годы рассеянью, перевлекая внимание от
"прей" и мыслей о разбитой жизни моей; но позднее здесь ощутил я опасность
превратиться в клубного "шлюпика" [Мерлин - мифический волшебник] -
старичка, у которого жизнь перерождается в привычку геморроизировать себя в
клубе;2 и тогда я стряхнул с себя "клуб"; и почтенная Москва сызнова
зашушукала о погибели Андрея Белого, как шушукала она о погибели "Бореньки";
толковали: Белый-де погиб как писатель; а он уехал в Германию и там
дописывал "Петербург"; это было в 1912-м; но в 1908 году клуб - место
рассеянья; дома я писал ("Серебряный голубь", "Петербург", "Путевые
заметки"); вечерами же я играл в философские шахматы, увлекаясь спортом:
овладеть жаргонами; и, когда Генрих Риккерт прислал мне из Фрейбурга свою
статью с надписью, я радовался тому, что одним из шахматных приемов, скажем,
ходом коня, - овладел.
Евгений Трубецкой играл в Москве крупную роль; он твердо обосновался в
салоне Морозовой; она издавала "Еженедельник"257, в котором он выступал с
ответственной публицистикой; публицистика носила характер высказываний по
вопросам культуры; Трубецкому приспичило, что высказыванья есть политика;
два-три протеста против режима, тяжелых и косолапых, как он, в "оные
времена" создали ему репутацию радикала и укрепили в нем несчастную мысль
создать фикцию партии "мирно-обновленцев", которой он был едва ли не
единственным членом;258 даже кадеты посмеивались над его правизной; косолапо
слонялся он меж Гучковым и Милюковым; и от того и этого его отделяла
порядочность; он был честен и прям, но политически туп; раз при мне, отвечая
кадетам, бросаясь грудью вперед, убил наповал себя:
- "Знаете ли вы мою политическую программу? Я-то - ее не знаю!"
И это правда; под политикою разумел он свои представления о культуре,
подпертые метафизикой; его чтили как "стража" всего "благородного"; он мог
бы в начале прошлого века произносить речи, подобные "Фихтевым"; в начале XX
века они звучали смешно: он, собственно говоря, ненавидел политику; его
"политика" сводилась к защите своих туманнейших представлений о "благе";
такая позиция припирала его, воображавшего себя радикалом, к умеренным
консерваторам, что ему выдвигали кадеты; к нему прибивало кадетского типа
дам, терпеть не могших Милюкова и брезгавших нечистоплотным Гучковым; мы его
в своем кругу называли псом.
Он был удивительно косолап и внутренно добр; он потрясал окружающих
тугодумием, соединенным с упорством и добросовестностью в продумывании
каждой новой, ему трудно дававшейся мысли; вначале он мало что понимал в
искусстве, ужасаясь, как брат его, новым веяньям; дамы ему напели в уши, что
он понимает Скрябина; от покойного брата Сергея он отличался терпимостью к
символистам; Сергей их осмеивал с ненавистью, воздвигнув на них гонение в
университете и выпуская Лопатина уничтожать их следы; последний одно время
зарвался до того, что ел поедом и неокантианцев, к которым принадлежала
тогдашняя философская молодежь; защищалась староколенная метафизика (Фихте,
Шеллинг, Лейбниц); и рекомендовались: Владимир Соловьев и Лотце.
Явившись на кафедру брата из Киева, Трубецкой попал в обстание
неокантианцев; и кроме того, тыкали носом в нас его друзья (Гершензон,
Бердяев, Рачинский, Морозова) ; а он упирался, напоминая огромного,
оскаленного сенбернара, насильно тащимого к нам оравой друзей, хором
твердивших:
- "Искусства не понимаете! Слепы и глухи!"
В символизме ж он видел чудище "обло, озорно и лаяи"!
Так косолапый, большой, от натуги красневший муж со страдальческим
видом должен был вкушать неприятное блюдо; с глазами точно налитыми слезами
он защищался: он-де не лишен эстетического чутья; брат Сергей был и злей, и
острей; он умел отгрызаться, умел загрызать; у него и не было такой
потрясающей честности, как у Евгения.
Воображаю, с каким чувством Евгений пыхтел, насильно усаженный рядом со
мною; бывало, после каждой реплики постылому ему декаденту Бердяев и
Гершен-зон - слева, Метнер и Рачинский - справа поднимали громкие шепоты,
долетавшие до его огромного уха, заросшего волосами:
- "Опять не понял!"
Евгений Николаевич ощущал всю правоту своих реплик мне; а сидел как
побитый; в годах сидение это ему стало проблемой: а может, правда, что он
лишен понимания?
Проблема непонимания символизма вместе с фактом отсутствия
"мирнообновленцев" ему стали роком; и он с упорством занялся изучением
причин своего непонимания нас; и кое-чего достиг на этом пути: сперва ему
показалось лишь, что кое-что в искусстве он понял; еще поздней кое-что он и
понял: в эпоху войны выпустил книжечку он, - в которой дал довольно тонкий
разбор стиля старых икон;260 в 1916 году он пришел в восторг от
стихотворения моего; косолапо ко мне подошел; взявши под руку, честно
признался мне:
- "Я вас не понимал!"
Десять лет понадобилось ему, чтоб освоиться со стихами моими; и это был
для него просто подвиг.
В первые года, не понимая меня как поэта, он терпеливо выслушивал мои
философские доводы в пользу символизма; но не понимал, для чего слово
"символ", когда можно сказать "тип"; и все склонял меня к своей метафизике,
скучно-рассудочной; на реферате моем возражал очень мягко, проделывая над
собою усилия под контролем друзей, бросавших на него экзаменаторские взоры и
шепчущих: "Опять ничего не понял!" В этих условиях я удивлялся
иррациональной симпатии его к "Борису Николаевичу", шедшей наперекор его
антипатиям к "Андрею Белому"; я, с своей стороны, ощущал в себе рост
симпатии к этому большому, честному неуклюжему человеку с лучистыми,
грустными, даже страдающими глазами; рост этих симпатий шел наперекор
политико-философскому сумбуру, поднимаемому Трубецким над жизнью Москвы.
Двойственность отношений дошла до апогея в день выступления его с
возражением Мережковскому: ничего не поняв в характеристике поэзии
Лермонтова, он с видом "стража" понес свою куцую выспренность; и, как
укушенный, выскочил я на эстраду, махая рукой и визжа:
- "Трубецкие, Алферовы и прочие кадеты нам не нужны!"261
Сочувственно под рукою моею кивали какие-то юноши, которым жаловался я
на убожество Трубецкого; сердце сжалось во мне, когда бросил я вскользь на
него взгляд: он сидел, более чем когда-либо косолапый и красный, закрывши
руками лицо и опустив голову; тут понял я, что ушиб человека.
На другой день, зайдя к Морозовой, я был встречен хозяйкой:
- "Как же я вас ненавидела вчера вечером за Евгения Николаевича, -
улыбнулась глазами она, - и только сегодня простила вам!"
А из толпы сюртуков, с расширенными, сияющими глазами, с протянутыми
руками и с доброй улыбкою, шел на меня косолапый и черный, немного
растрепанный Трубецкой; взял мою руку и сжал без слов, покорив этим жестом;
во мне встала проблема: понять это косолапое противоречие, состоящее из
добра, порыва и ужаснейшей косности.
С Трубецким встречался у Г. А. Рачинского, Морозовой, в философском
кружке и в религиозно-философском обществе; войдешь к Морозовой: в креслах
сидит - грузноватый, высокий Е. Н., молчаливо прислушивается к пестроте
разговоров; и вдруг рывом косолапой руки и интонацией, не соответствующей
содержанию слов, принимается тяжелить разговор; и все, что ни есть,
уплотняется; с осторожностью, с тактом, силясь противников не задеть, он
пробивает себе дорогу; представьте медведя, ходящего по канату; кто стал бы
смеяться над движением его лап, видя, что "мишка" не грохнулся с первого
шага с каната; так Е. Н. проделывал чудеса ловкости: большим и тяжелым
лицом - вправо; рукою, сжатой в кулак, - к гРУДи; ногою назад; другой
рукою - вперед; все несуразно (в словах и в движениях), за исключением глаз,
больших и лучистых, как бы просящих:
- "Вникните в мое положение: мне надо уразуметь; вы порхаете на
афоризмах; я вбиваю сваями свои доводы; вы меня заставляете ходить по
разжиженной почве: без свай не пройдешь!"
Бывало, уйдет; и Метнер атакует Морозову, налетая на Трубецкого; та -
затыкать пальцами уши:
- "Пусть Евгений Николаевич тяжелодум; декаденты тонки; где тонко -
там рвется!"
В десятилетии вбивания свай в тонкое, отделявшее его от декадентов
место и в шествовании по сваям с медвежьею ловкостью Трубецкой кое в чем
таки приблизился к пониманию нас.
Так же тяжело говорил он, трудно нудясь своим хрипловатым, тяжеловатым
словом, завернув мясистое чернобородое лицо с сияющими, точно просящими о
пониманьи глазами; бывало, он косо, взаверть покачивается над зеленым
столом, расставляет руки локтями и локти без ритма бросает: вперед и назад;
по смыслу - назад; по жесту - вперед: выставит руку вперед и ею о чем-то
просит.
И противники считались с его стремлением к объективности; чем более
путал он, тем более нудился: разобраться в напутанном; он стал бессменным
третейским судьей в группе людей, имевших друг с другом запутанные
отношения; к нему обращались за правым судом; он, трудясь, выносил
резолюции; так было в конфликте, происшедшем между журналом "Логос",
издававшимся "Му-сагетом", и книгоиздательством "Путь", выпустившим книгу
Эрна "Борьба за Логос"; в ней грубо облаивались философы: Богдан
Кистяковский, Степпун, Гессен (сын издателя "Речи") и Яковенко;262 позднее
он защитил меня от визгливых наскоков сумасшедшего философа Ильина, в
эмиграции ставшего черносотенником (едва ли не друга Маркова); резолюция
Трубецкого была в мою пользу.
В последний раз видел его в обстановке весьма для него печальной:
вскоре после Октябрьского переворота, встреченного Гершензоном и мною с
надеждой; для него переворот был удар: ничего в нем не понял; встретились мы
в доме, где было много людей, сочувствовавших революции; вечер окончился
буйным весельем; я на старости лет пустился в пляс; и тут глаза мои нащупали
Трубецкого: стоял он в дверях, с ужасом выпучившись на танцующих: по его
представленью, - танцующих над трупом
России; нас овеивала надежда: конец бессмысленной бойце; перед ним
стояло:
- "Вот тебе и Константинополь с проливами!" Через несколько дней он
исчез-таки, вынырнув в Константинополе; и умер от тифа;263 его коллега
Лопатин не мог до смерти простить этого бегства ему.
Трубецкой, Лопатин, Хвостов были правым крылом философского фронта; Е.
Н. Трубецкой, метафизик, был очень отсталым философом; но он был человечен в
сношеньях с людьми, гарантируя возможность обмена мнений.
Лопатин был лют, но в себя вобрал ярость, вынужденно реагируя на тон,
задаваемый Трубецким, с которым та-ки приходилось считаться; теперь возражал
он превкрад-чиво, тряся клокастою бородой лешего и поблескивая золотыми
очками, за которыми ядовито таились зеленоватые глазки; четыре года назад не
понимал он нарочно ни слова "студента Бугаева", пристегнутого к его
семинарию, мстя за "Андрея Белого"; он выдвигал Топоркова, оставленного при
университете им; с изменением тона, теперь он любезничал, мягко мне
оппонируя на моем реферате; он видел, что все другие серьезно спорят со
мной.
Что мог он мне сделать? Выставить? Руки коротки: надо было терпеть; для
него это значило: прикинуться дружелюбным; когда у него в руках была
человеческая карьера, он выявлял старые замашки свои, но - исподтишка;
многие полагали: добрее "Левушки" Лопатина не было человека; Топорков, по
сути буян, четыре года назад - ради спорта принялся одолевать академическую
схоластику, чтоб, защитив диссертацию, показать свои настоящие зубы; в этом
он у Лопатина преуспел; но, человек темпераментный, - в философском кружке
он сорвался, выступив с возражениями И. А. Ильину, читавшему реферат свой о
Фихте; он вдруг разразился каскадами афоризмов, которые поняла треть
присутствующих; но афоризм в философии ненавидел Лопатин, слушавший
Топоркова с невинной улыбочкой; а в глазах поблескивало:
- "Ужо тебе: не здесь, а - там; не у Морозовой: в у-ни-вер-си-те-те!"
Судьба Топоркова была решена: скоро он стал беспризорным; университет
закрыл ему двери: интрига Лопатина - как месть за фонтан афоризмов. Со мною
Лопатин не мог поступить так; оттого он любезничал; кроме того: он
вынужденно привыкал к "декадентам", заседая в "Литературном кружке" с
директором "Кружка", Брюсовым, и постоянно встречаясь со мной; центр своей
ярости он перенес на неокантианцев, когорта которых росла.
Этот метафизик ведь посвятил свой единственный труд разгрому проблемы
причинности философа Риля; а в ответ, точно на смех, проблема эта пустила
корни в Москве; путаясь в оттенках неокантианских течений, он видел в них
всех торжество ему ненавистного Риля; и переживал это как оплеуху себе;
центр философского кружка заняли кантианцы: Фохт, Кубицкий, Савальский,
Гордон, Рубинштейн, Степпун, Богдан Кистяковский, Гессен и Яковенко; Коген и
Риккерт, и без приезда в Москву, господствовали в стенах университета, ибо
"ученики" их из Москвы поставляли им юношей для всяческой обработки; был
организован настоящий экспорт юношей в Марбург и Фрейбург, где маститые
минотавры съедали их без остатка и ими распоряжались, в то время как "свой",
московский философ, Лопатин, сидел без последователей.
На кого мог старик опереться? Религиозными философами брезгал он: союз
с ними бывал иногда для тактических целей; пять лет назад он бы им объел
головы; а теперь - жалко жался к ним; прочие шли своими путями: Ильин - от
Фихте к Гегелю; Викторов проповедовал Авенариуса; Самсонов - Липпса;
Челпанов держался отдельно; а единственный свой, "молодой человек",
Топорков, оказался волком в овчарне.
Лопатин точил крокодиловы слезы в жилет профессора римского права,
Хвостова, читавшего все новинки врагов Лопатина и пересказывавшего их ему;
сам же Лопатин - уже никого не читал: он познакомился с "Theorie der
Erfahrung" Когена265 тогда, когда книга была изгрызена всей философской
Москвой, молчаливо взывавшей, чтоб старик все-таки отчитался внятно в
причинах ненависти к Когену; тогда-то он и провозгласил: "Вперед от Канта!"
Но вперед звучало как "вперед - в могилу!".
Между тем его враги все росли: появились последователи - Наторпа,
Кассирера, Кинкеля (когенианцев), Кона, Ласка и Христиансена
(риккертианцев); вылезали на свет гуссерлианцы и даже поклонники Бенедетто
Кроче; не сесть же, в самом деле, верхом на услужливо поднесенного Эрном
Сковороду:266 Лопатин и рвал и метал, не понимая ни слова в модернистической
схоластике; когда же в Москве появился молодой Гессен, вылетевший из гнезда
Ласка, низавшего ожерелья из тугих терминов, Лопатин даже перетерялся; после
реферата Гессена, в котором не было ни единого слова вне лексикона Ласка,
он, прице-пяся ко мне, взявши под руку, жалобно в ухо мне зашептал:
- "Поняли ль вы хотя бы одно слово? Я - ничего не понял".
Пришлось сознаться: реферат произвел и на меня впечатленье, что юркий
философутик, человек-змея, показывал ловкость прыжка из четвертого этажа на
тротуар без разбития себе носа - в лозунге "форма формы формы есть то же,
что форма формы, которая - не форма, а норма".
- "Хо, хо, хо", - завеселился Лопатин, перетирая руки.
Но должен сказать: смех не звучал победительно.
Я года присутствовал при съедании схоластиков одной масти схоластиками
другой масти; "кассирерианцы" и "ласкианцы" съедали, жестоко, как термиты, -
всё, оставаясь такими же сухими и тощими; между прочим съедали они и
схоластику Льва Лопатина; с ними мне приходилось считаться, чтобы не сдать
своих позиций; и термины их я изучал, упражняяся в их жаргоне; в этом и
состояла моя партия в шахматы: мимикрировать жаргон Риккерта, чтобы
впоследствии его языком опрокинуть его же твердыню: ценность - "норма
долженствования"; Шпетт, меня видя насквозь, мне шутливо грозил:
- "Я приду в "Кружок" сорвать с тебя маску!" Приходилось бронировать
себя; а от злости Лопатина даже не приходилось: партия его была сыграна; в
существе неправые неокантианцы с правотой загрызали его.
Самым левым в тогдашнем "паноптикуме" мне казался Густав Густавович
Шпетт, только что переехавший к нам из Киева и с огромным успехом читавший
на женских курсах (на Педагогических и на курсах Герье); он только что
выпустил свою книгу "О проблеме причинности у Юма";267 он в юмовском
скептицизме, как в кресле, уселся с удобством; это было лишь формой отказа
его от тогда господствовавших течений; он особенно презирал "нечистоту"
позиций Бердяева и с бешенством просто из-Д&вался над ницшеанизированным
православием; он показывал едко на помаду Булгакова, изготовленную из
поповского духа и воспоминаний о своеобразном марксизме; более, чем
кто-либо, он видел бесплодицу когенианцев и риккертианцев, приведшую к
оригинальной позиции Ласка, у которого она, как скорпион, всаживала жало
хвоста в свою голову; в самом деле: "трансцендентальный эмпиризм" Ласка
средствами трансцендентального идеализма зарезал позиции этого идеализма, не
подозревая даже об этом. Менее всего питал симпатии Шпетт и к
эмпириокритицизму; он был ходячей иронией слева, - так, как Лопатин был
бессильною злостью справа; азарта ради Шпетт готов был поддразнить
кантианцев заодно с Лопатиным, отстоя от него далеко.
В своих выступлениях он собственной позиции не развертывал вовсе; он
ограничивался протыканием парадных фраков иных позиций: рапирою Юма; когда
его просили высказать свое "credo", он переходил к бутылке вина; и
развертывал перед нами свой вкус, свою тонкость; он и нас понимал, как
никто; и, как никто, отрицал в нас философов, утверждая: философы мы, когда
пишем стихи; а когда философствуем, то питаемся крошками чужих кухней; мои
философские выступления он считал игрой в прятки (сел за куст, а - виден
отвсюду); и утверждал философичность "Золота в лазури".
Никогда нельзя было разобрать, где он шутит, где - всерьез: перед
зеленым столом; или - за бутылкой вина в три часа ночи; академический Шпетт
был - одно; Шпетт застольный товарищ - другое; иногда мы думали: второй -
хитрая разведка первого; иногда - обратно: Шпетт, наносящий тебе удар за
зеленым столом, есть попытка друга вывлечь тебя из заседанья к интимной
беседе.
Никто из философов не дружил с нами так, как он; и никто не держался с
такой опаской по отношению к нам: в академических выступлениях.
Хитрой, талантливой, увертливой и пленительной "бестией" завелся этот
Шпетт среди нас, средь философов, в "Доме песни" д'Альгеймов, у Метнеров .
Его академическая карьера взлетала, меж тем как карьера его патрона,
Челпанова, протекала где-то на унылых философских задворках. С какою-то
галантною миной, граничащей с откровенной иронией, Шпетт держался Челпанова;
Шпетт виделся всюду.
Челпанов - нигде.
Передо мной возникает лицо Густава Густавовича: круглое, безбородое и
безусое, принадлежащее - кому? Юноше иль - старику? Гладкое - как
полированный шар из карельской березы; эй, берегись: шибанет тебя шар! Как
по кеглям ударит! Лицо было невелико: не губы - губки; не нос, а - носенок;
не быстрые, коричневатые, с розоватым отливом глаза, а - два юрких носика -
мышьих: обнюхивали твой идейный ландшафт, выбегая стремительно из мозговых
полушарий, шмыгнувши в глаза твои, из них вбежать в твою черепную коробку; и
там поднять суетливое шелестение со скептическим писком; таково было
впечатление, когда открывалася дверь и из нее вопросительно выглядывала
остриженная небольшая, тяжелая голова; после уже являлась и вся коренастая,
кряжистая фигура, держа вперед голову; поглядывал исподлобья улыбочкой,
метя, к чему прицепиться.
Он ступал эластично и мягко; но вкладывал в шаг свой пуды; садился
молчать с чуть дрожащей улыбкой на розовом, молодом, гладком личике,
выпуская взглядом "мышат"; языком щекотал, как рапирой; заигрывал, но
оставался далеким от игр, им затеянных, напоминая свинцовый и косный ком,
играющий поверхностным отблеском, не проникавшим в его душевную жизнь; тогда
казался старообразным; и в шутках его была грубость:
- "Не люблю я деревни, - говаривал он. - Там нет ресторанов; ведут
тебя в поле; нет пепельниц; некуда стряхнуть пепел".
Или:
- "Борис Николаевич, - он пускал кудрявый дымок, целясь глазком мимо
меня в какую-то точку, - Борис Николаевич проводит вполне интересные мысли в
интимном кругу; а примется выступать на докладах, тотчас же надевает
изношенный фрак, взятый им напрокат в гардеробе у Риккерта!"
И мышиные носики сунутся в дырки из зрачков; и нюхают впечатленье от
слов; личико постареет, отяготится, темнеет, став цветом пары, в которую
облекался он: ходил в коричневой паре с желто-шафранным оттенком;
подмигивает, бывало, Рачинскому:
- "Григорий Алексеевич меня понимает небось!" Рачинский, когда-то
словесно "поровший" меня за декадентские образы, фыркает дымом на юркости
Шпетта:
- "Паф, паф! - вылетают из уст его клубы. - Кант, Риккерт, Кант,
Риккерт... Паф... Сухо..." - и весь исчезает в дымах; и - жундит:
- "Вы, Борис Николаевич, - настоящий художник; помните, как писали
когда-то: "И ухнул Тор громовым молотом по латам медным, обсыпав шлем
пернатый золотом воздушно-бледным..."269 Трубецкому-то невпрочет, а я его
накачиваю... - Паф-паф-паф! - Ах, вернулись бы, Борис Николаевич, к
"Золоту, - паф, - в лазури"..."
- "Ну вот, - заюркает глазиком Шпетт, - и я говорю!"
И ко мне:
- "Твое дело - стихи; здесь ты на месте; и здесь ты - философ; нет, -
мало тебе быть поэтом; тебе подавай еще фрачную пару от Риккерта, чтобы в
грязь не ударить перед Савальским".
И тут пускается крепкое слово по адресу когенианца Савальского:
- "Ну, скажи, - зачем тебе фрак?"
И шутливо грозил, если еще раз приду я во фрейбургском "фраке", то он
при всех разорвет на мне этот фрак, чтобы под ним обнаружить колпак
"сумасшедшего", из стихотворения моего, которое он любил:
Тихо падает на пол из рук
Сумасшедший колпак
["Золото в лазури"270].
И угрозу свою он однажды исполнил; я читал доклад у Морозовой; за
зеленым столом сидели: Северцев, Лопатин, Хвостов, Трубецкой, Кистяковский,
Булгаков, Кубиц-кий, Эрн, Фохт, Ильин, Метнер, Рачинский, Савальский и
многие прочие; Лопатин, не нападая, мне вкрадчиво предлагал вопрос: в чем же
спецификум символизма как направления, если и Шекспир символист? После него
говорил Трубецкой; и ставил вопросы случайные Северцев; только
трудновразумительный когенианец, Савальский, поставил мне трудный вопрос,
став на длиннейшие терминологические ходули; я ответил ему, став на такие же
ходули, но выструганные в правилах философии Риккерта; уже после Рачинский
смеялся, описывая, какую неразбериху порол Савальский и какою неразберихою я
ответил Са-вальскому:
- "Вы понимаете, - фафакал он дымом, - Савальский говорил по правилам
Когена так, что ни одной живой душе не понять. А Борис Николаевич, сделав
вид, что он понял Савальского, принялся ему отвечать еще чище того, громоздя
трехъярусный термин на трехъярусный термин, да еще имел смелость спросить
Савальского: "Поняли ли вы меня?" И тот: "Да, я вас понял". Что же ему
оставалось ответить? Не поняли ж Савальского и Бориса Николаевича -
Трубецкой, Лопатин, я, Метнер, Савальский. Да и сам Борис Николаевич себя не
понял".
Во время этого труднопонимаемого обмена мыслей о деталях методологии
символизма, увидел я: шпеттово юное и безусое личико; он пробирался по
стенке, легко, с полуулыбочкой; но вкладывал в шаг свой пуды; а мышиные
носики, ерзая затаенным ехидством, уже торчали из дырок зрачков; отвечая
Савальскому, я косился на Шпетта; вот он вкрадчивым голосом попросил слово;
и рапира его, передо мной заблистав, закружила сознание; "трах": я был -
проткнут.
Потом говорил с добродушием Шпетт:
- "Борису Николаевичу на философской дуэли приходится рвать его фрак;
ничего: он приходит домой, его штопает; и является сызнова в нем".
Но я в те года, сомневался в том, что Шпетт прав, утешал себя мнением о
своих турнирах профессора Кистя-ковского, испытаннейшего и старейшего
риккертианца; после одного выступления он ко мне подошел:
- "Вы поняли в совершенстве дух семинария Риккер-та; долго ли вы у
него обучались?"
- "Да никогда: я во Фрейбург не ездил; и в лицо не видывал Риккерта".
- "Этому трудно поверить: то, что сейчас вы сказали, есть тема
специального семинария".
Когда надо мной трунил Шпетт, то я себя подкреплял Кистяковским.
Шпетт щеголял скептицизмом; и объявил, что Юма не поняли; выставив
вперед голову, по Юму доказывал все, что угодно ему; в эти минуты напоминал
он омоложенного старика; а точеная его голова, точно из карельской березы,
уподоблялася кегельбанному шару; увидевши кегли, идеи, готов был всегда он:
схватившись руками за собственный шар и сорвав его с плеч, шибануть им по
кеглям.
Кантианцы ходили на бой в тяжелых доспехах, издали выглядя Голиафами;
но вот выходил Шпетт, как Давид, облеченный наготой скептицизма; он,
сорвавши с себя, пускал шар кегельбанный: "трах" - лоб Голиафа кололся;
любил я утонченный шпеттовский ум, им любуясь, но не понимая, за что ратует
он; а в интимной беседе вдвоем пробуждался романтик в нем (на короткое
время!), вздыхающий по "Баладине" Словацкого271, читающий с увлечением
Мицкевича; Шпетт со всеми нами сошелся; опять-таки: на короткое время; любил
Э. К. Метнера, называя "Милей" его.
Но он мне двоился; не мог я понять, чем он тянется к нам: устремленьем
моральным иль тем, что мы - не мыслители; он в быту выбирал собутыльников;
дружил с Кожебаткиным, с Сергеем Есениным, предпочитая порой анекдотики
важным беседам; и думал я: он выбрал себе "аргонавтов" как клубное место; я
выбрал клубом себе философию, а он - искусство.
Он становился премоден на курсах Герье; здесь сражал философских
курсисток рядами он; и десятками расплодились "шпеттистки" (о, бедный Борис
Александрович Фохт!); очень многие носили тогда на груди медальончик с
портретом Шпетта; рассказывали: и на лекциях он кубарями вертит системы
философов.
Любил в эти годы он выпить; и, выпив, шалил; говорили: еще в бытность в
Киеве должен он был оппонировать в университете на диспуте; он пил накануне
всю ночь; пил и утром; явился на диспут внезапно уже после того, как его в
бессознательном состоянии уложили в постель; к ужасу Челпанова, он попросил
слова; автоматически возразив, не провравшись ни в чем, был друзьями он
выведен и уложен в постель; проснувшись, он и не помнил, что был он на
диспуте.
По окончании докторского экзамена (у Гуссерля, кажется) он устроил в
маленьком городишке немецком пирушку, по немецкому обычаю пригласивши
экзаменаторов и друзей; но перепутал и дни, и часы; явившися в ресторан и
увидевши убранный, но пустующий стол, он бросился бегать по городу, нанимая
извозчика за извозчиком; их всех собравши, уселся на первого; махая рукой, в
сопровождении десятка пустых пролеток, летал с шумом и гиком по улицам
провинциального городка; профессора, их супруги, доценты с недоумением
наблюдали из окон, как перед роем летевших пролеток пустых новоиспеченный
герр доктор Шпетт летел в черном цилиндре и белом крахмале; все извозчики
городка принимали участие в манифестации этой; и, принесясь к ресторану,
приняли участие в пире вместо герров доцентов и докторов.
Так мне рассказывали про него, вероятно преувеличивая, но в правилах
немецкого каламбура; вкусивши вина, и при мне Шпетт пускался в опасные
шалости; раз, возвращаясь со мной на извозчике в три часа ночи по опустевшим
улицам, он, вдруг выскочив из пролетки, подкравшись, как кошка, к старому
городовику, выхватил из его кобуры револьвер (в эти годы полиция была
вооружена) и шутливо стал угрожать ему им, напугав старика; после же вернул
ему револьвер с рублем; хорошо, что попал он на безобидного городового,
обрадовавшегося рублю; незадолго до этого за шутки подобного рода платили
жизнью.
С Веньямином Михайловичем Хвостовым, являвшимся в философский кружок, у
меня сложились вполне добродушные отношенья; "гроза" для студентов,
державших экзамен по римскому праву, в салоне Морозовой была скромна; и
держала себя несравненно культурней, чем Л. М. Лопатин; Хвостов читал
Риккерта, Когена, Наторпа; и никого не преследовал за изучение их; он
молчал, тяж-ковато посапывал, и он за собою водил в кружок слушательницу
своих лекций; каких философских был взглядов он, трудно мне было понять; но
он верил в высокое назначение женщины; тут мы сходились; не знаю, читал ли
он меня или нет; но он знал о моем отношении к женщине.
Он однажды, подсевши ко мне, завел речь о значеньи сонетов Петрарки и
средневековой "даме" рыцаря; его глаза заблистали; и вот с косолапым
доверием бухал мне в ухо такими интимными мыслями, которые не
соответствовали его виду "грозы"; подоплека его была нежная.
Он был в политике трусом; источник же трусости - вовсе не мысль о
карьере, а о судьбе женской гимназии его жены;272 гимназия была ему дорога,
так как в ней он мог проводить взгляд на женщину; с университетом расстался
легко он, не выдержав самоуправств министерства.
С Хвостовым дружил; наоборот: молодой, одержимый, бледный, как скелет,
Иван Александрович Ильин, гегель-янец, впоследствии воинственный
черносотенец , - возненавидел меня с первой встречи: ни за что ни про что;
бывают такие вполне инстинктивные антипатии; Ильина при виде меня
передергивало; сардоническая улыбка змеилась на тонких и мертвых устах его;
с нарочитою, исступленною сухостью, бегая глазками мимо меня, он мне
кланялся; наше знакомство определялось отнюдь не словами, а тем, как молчали
мы, исподлобья метая взгляды друг в друга.
По-моему, он страдал затаенной душевной болезнью задолго до явных
вспышек ее; он старался все выглядеть сухо и зло оттого, что, быть может, в
душе его протекали какие-нибудь бредовые процессы; этот талантливый философ
казался клиническим типом; в эмиграции он мог стать Горгуловым;274 у него
были острые увлеченья людьми; и ничем не мотивированные антипатии; ему место
было в психиатрической клинике, а вовсе не за зеленым столом. Рассказывали:
в многолюдном обществе он, почувствовав ненависть к Вячеславу Иванову, стал
за спину его и передразнивал его жесты, что в державшемся подтянуто
гегельянце уже выглядело бредом с укусом уха Николаем Ставрогиным275.
Чем-то ставрогинским веяло на меня от И. А. Ильина; чем серьезней
бывали его выступленья, тем более меня ужасал кривой дерг его губ и вздрог
высокого, тонкого, стильного стана и бледного профиля с добела белокурой
бородкою Мефистофеля.
Черная кошка пробежала меж нами в те годы; в 1915 году я все порвал с
Метнером, ставшим другом его; придравшися к книге, полемизировавшей с
Метнером276 (а на самом деле схватясь за предлог проявить свою инстинктивную
ненависть), И. А. Ильин разослал внезапно ряд писем (Булгакову, Гершензону и
многим другим) с клеветой на меня; он и мне прислал копию; я же был в
Петербурге; и не мог ознакомиться с содержаньем его, потому что в мое
отсутствие к матери забежал Гершензон и потребовал, чтобы я не распечатывал
письма; вернувшись, я его вернул Ильину в нераспечатанном виде; текст письма
был передан Трубецкому, который стал между нами невольным третейским судьей;
Трубецкой объяснил получателям писем, что он, ознакомившись с текстом книги
моей, не нашел в ней ничего предосудительного. Мне потом объясняли: Ильин
вычитал в книге моей против Метнера гадкие инсинуации, де порочившие честь
его друга; вернее, не вычитал, а вчитал в нее свою гадость; мне и тогда было
ясно, что передо мной душевнобольной 277.
Не могу перебрать всех философов, бывших в кружке; кантианцы являлись
когортами; риккертианцы (Богдан Кистяковский, Степпун, Гессен) не слишком
водилися с более многочисленными когенианцами (Фохт, Кубицкий, Савальский,
Гордон, Делекторский, Тростянский, М. П. Поливанов и прочие).
С последними далековат был я в те года; Фохт, меня ненавидевший в
юности, после помогший учиться, теперь стал вдали: ни вражды, ни сочувствия.
С риккертианцами отношения сложились тесней; позднее они обратились к
издательству "Мусагет", где работал я, с просьбою издавать русский выпуск
международного философского журнала "Логос", долженствовавшего выходить: в
Германии, Италии и России; журнал возглавлял Генрих Риккерт; русский отдел
возглавляла тройка: Степпун, Яковенко и Гессен под номинальным
руководительством профессора Богдана Кистяковского, которого сочинение по
философии права гремело в Германии; в Москве Кистяковский был как-то затерт;
он не был популярен здесь, за пределом тесного кружка фрейбуржцев, чтивших
его вместе с Риккертом.
В наружности этого скромного, серьезного человека было что-то
диковинное; великан этот, косолапый и бледный, с огромной опущенной головою,
с редкими желтыми волосами, с длинной такого же цвета всклокоченной бородой,
оттененной кровавого цвета губищами, напоминал собой смесь жирафы с
гориллою; мог бы давить и размером и весом; но гнулся, конфузился;
перетерянные голубые глаза не глядели в глаза, опускаясь, моргая; во всем
спотыкался: в словах, в интонациях, в жестах, боясь оторвать сапожищем своим
платье дам; а когда начинал говорить, гымк и скрежет лишь слышался, точно
себя обрывал каждой фразой; такого беспомощного оратора я и не видывал; не
представляю себе, как читал свои лекции; и говорил он с акцентом.
А - крупная умница; его любил Гершензон; мне он был симпатичен, являя
полнейший контраст с своим братцем, Игорем Кистяковским, тупым и
бесчувственным карьеристом, нечистым в делах; и Богдан Александрович
относился с брезгливостью к братцу, жалуясь моей матери:
- "Я стараюсь у Игоря не бывать; неприлично как-то профессору, мне, из
моей обстановки являться в такие роскошные комнаты; Игорь не понимает, что
стыдно, безвкусно и глупо такие квартиры устраивать".
Жил Богдан просто: и, кажется, замкнуто, появляясь часто у Гершензона
лишь.
Прения в философском кружке, в Религиозно-философском обществе - форма
молчания человека, выбитого из позиций; трудно было перенести картину
разбитости жизни:
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел 279.
Жизнь предстала как прозябание под формою выдуманного обязательства
способствовать карьере Брюсова, не нуждавшегося в моей помощи; позднее
выяснилось, что "Весы" не были необходимы ни мне, ни Брюсову; и без них
каждый из нас сумел бы найти себе место; "Весы" были необходимы Эллису и
греку Ликиардопуло;280 Эллису - для манифестов; Ликиардопуло же без "Весов"
не выплыть далеко: он так умел представить, где нужно, себя ответственным
лидером, сшив для этого сногсшибательный фрак, что и в прессе, и в
Художественном театре вообразили: он и есть "весовская" линия (был же он
только техник редакции); из "Весов" попал он в секретари Художественного
театра 981, откуда и выплыл в п