фе "От Пуссена до Мориса Дениса", "Современное французское
искусство. Импрессионизм в живописи и-скульптуре" (1903, т. IX, 3, с.
130 - 136; т. X, 9. с. 87 - 100), в "Хронике журнала "Мир искусства" - его
статья "Уистлер" (1903, И, с. 110 - 112). Имеется в виду статья "Врубель",
в которой А. Н. Бенуа признавал, что в своей книге "История русской живописи
в XIX веке" (СПб., 1902) он не воздал должное этому художнику: "Ему-то я и
не отвел подобающего места в своей книге, это и есть важнейшая ошибка ее.
Врубель принадлежит к самому отрадному, что создала русская живопись (...).
Я в своей книге упрекал Врубеля в некотором ломании, в желании
"гениальничать". Я был не прав. Врубель был безусловно чистый, искренний
художник и именно настоящий гений" (Мир искусства, 1903, т. X, 10-11, с.
177).
129 Подразумеваются циклы живописных работ А. Н. Бенуа, посвященные
Версалю XVII в. - резиденции короля Людовика XIV (Луи Каторз), - "Последние
прогулки Людовика XIV" (1896 - 1898), "Версальская серия" (1905-1907).
130 "Ежемесячник для любителей искусства и старины" "Старые годы"
выходил в Петербурге в 1907 - 1916 гг. (редактор-издатель П. П. Вейнер).
131 Жена - Анна Карловна Бенуа, рожд. Кинд (1869 - 1952). Дочь - либо
Анна Александровна (Атя) Бенуа, в замужестве Черкесова (род. в 1895 г.),
либо Елена Александровна (Леля) Бенуа, в замужестве Клеман (род. в 1898 г.).
132 20 февраля (н. ст.) 1907 г. Белый писал матери: "В пятницу 22-го
читаю лекцию "Социал-демократия и религия" в пользу парижской эмигрантской
кассы"; 28 февраля сообщал ей же: "Лекцию прочел: публики была масса.
Произвела много толков. Было много нападок. Очень многие серьезно
заинтересовались" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 358). М. Семенов,
информировавший об этом выступлении Белого в газете "Утро" (1907, 54, 16
февраля), указал, что "социал-демократы беспощадно расправились с рефератом,
довольно грубо отвернувшись от протянутой им "товарищеской руки"; вырезка с
этой статьей, присланная Белому Брюсовым (см.: Литературное наследство, т.
85. Валерий Брюсов, с. 407), сохранилась в архиве Белого. См.: Белый Андрей.
Социал-демократия и религия. Из лекции, читанной в Париже. - Перевал, 1907,
5, с. 23-25.
133 Настоящее имя Мореаса - Яннис Пападиамандопулос.
134 Рашилъд была женой издателя "Mercure de France" Альфреда Валлета;
как критик выступала почти исключительно в этом журнале.
135 "Фаланга" - объединение французских поэтов, возглавлявшееся Жаном
Руайером (1871 - 1956).
136 14/27 февраля 1907 г. Белый писал Брюсову: "Был только на обеде,
устроителем которых бывает Фор, Шарль Морис и др. Скучно - глупо"
(Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюсов, с. 405 - 406). В письме,
отправленном из Москвы в конце ноября (ст. ст.) 1906 г., Брюсов советовал
Белому завести в Париже знакомства с новейшими французскими поэтами (там ж
е, с. 402).
137 Белый имеет в виду свое большое объяснительное письмо к Блоку от 28
декабря (н. ст.) 1906 г. (Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, с. 183 -
186), оставленное без ответа.
138 О конце декабря 1906 г. Белый вспоминает: "...у меня делается
нарыв; и последние дни старого года я едва таскаю ноги" (Материал к
биографии, л. 54 об.). Причину этого недуга Белый указывает однозначно:
"...заболеваю от нервных потрясений, разражавшихся надо мной с мая до
ноября" (Ракурс к дневнику, л. 37). См. выше, примеч. 82.
139 Намек на постановку "Балаганчика" Блока в театре В. Ф.
Коммиссаржевской (премьера - 30 декабря 1906 г.; режиссер - В. Э.
Мейерхольд, музыка М. А. Кузмина).
140 Стихотворения, составившие цикл Блока "Снежная Маска", были
написаны с 29 декабря 1906 г. по 13 января 1907 г.
141 Ср. запись Белого о возвращении в Москву из-за границы: "Первое
известие, сражающее меня окончательно: Л. Д. в связи с Г. И. Ч(улковым); в
Петербурге господствует страшная профанация символизма. Нота мести за
попранную любовь и за профанацию символизма - углубляется" (Материал к
биографии, л. 54 об.).
142 Имеется в виду стихотворение Блока "На снежном костре" (13 января
1907 г.) из "Снежной Маски". См.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 2, с.
252 - 253. Белый иронически откликнулся на него в "Кубке метелей":
"Вышел великий Блок и предложил сложить из ледяных сосулек снежный
костер.
Скок да скок на костер великий Блок: удивился, что не сгорает. Вернулся
домой и скромно рассказывал: "Я сгорал на снежном костре". На другой день
всех объездил Волошин, воспевая "чудо св. Блока" (Белый Андрей. Кубок
метелей. Четвертая симфония. М., 1908, с. 24).
143 Образы из стихотворений Блока "На островах" (22 ноября 1909 г.) и
"Я пригвожден к трактирной стойке..." (26 октября 1908 г.). См.: Блок А.
Собр. соч. в 8-ми томах, т. 3, с. 20, 168.
144 Через два дня после операции Белый писал матери: "Каждый день у
меня Зин(аида) Николаевна" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 358). Сообщая А. Д.
Бугаевой о состоявшейся операции, Гиппиус добавляла: "Он очень подготовил
свою болезнь ненормальным образом жизни, которую вел перед этим. Он бывал у
нас днем, постоянно, - и последнее время мы упрашивали его раньше ложиться;
но он говорил, что уже неделю не спит, до утра сидит, пьет чай и курит.
Нервы расшатал себе до такой степени, что вид у него был прямо ужасный. У
него слишком слабая воля, чтобы взять себя в руки, и с этой стороны я даже
рада, что он проживет несколько времени в больнице, под строгим режимом. Это
очень успокоит его нервы (...) уж очень все мы крепко и неизменно любим
Вашего сына, и все думаем, и гадаем, и советуемся, как бы так сделать, чтобы
ему было хороню" (там же, ед. хр. 366). Д. В. Философов в письме к А. Д.
Бугаевой от 10/23 января 1907 г., сообщив название болезни Белого ("phlegmon
ischio-rectal") и подробности, касающиеся ее лечения, отмечал: "Опасности
никакой больше нет. Но за ним нужен долгий и упорный уход. Ему сделали очень
глубокий разрез со стороны заднего прохода (...). До сих пор он,
по-видимому, за здоровьем своим никогда не следил, особенно за желудком,
вместе с тем болезнь его произошла, по-видимому, от неправильного
пищеварения (...). Настроение у него великолепное. Больницей доволен. Мы его
часто посещаем, да и вообще его навещают. Под хлороформом чувствовал себя
"как в раю" (его слова)" (там же, ед. хр. 369).
145 8 января 1907 г. 3. Н. Гиппиус писала Брюсову: "...больной А. Белый
лежал у нас перед операцией и почти кричал от боли, которая "туго, туго
крутила жгут". Теперь все понемножку обошлось. Операция сделана, прошла
хорошо, и Белый лежит кротким, веселым, больным ангелом среди ухаживающих за
ним монахинь какого-то строгого католического ордена. На будущей неделе,
вероятно, встанет. Тучи близких и дальних навещают его. Его ведь как-то
любят и те, и другие" (ГБЛ, ф. 386, карт. 82, ед. хр. 39).
146 В письме к Блоку от 5 марта 1907 г. Белый сообщает имя этой дамы,
"пишущей в Сорбонну диссертацию о русском символизме", - Вера Николаевна
Фидровская (Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, с. 187).
147 Неточные цитаты из стихотворения "Просветление", написанного в
Париже в 1907 г. (Стихотворения и поэмы, с. 326 - 327).
148 Неточные цитаты из стихотворения "Совесть" (1907, Париж)
(Стихотворения и поэмы, с. 294).
149 Стихотворение "Матери" (январь 1907 г., Париж) из книги "Пепел"
приводится в сокращении (без двух строф) и с отдельными неточностями; см.:
Стихотворения и поэмы, с. 241.
150 14/27 января 1907 г. Белый сообщал матери: "Вот уже 5-ый день, как
я вышел из постели, и третий день, как выхожу" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр.
358). Из больницы Белый вышел в последние дни января (н. ст.) 1907 г.
151 Пуантилизм (от ф p. pointiller - писать точками) - в живописи
манера письма раздельными мазками правильной формы наподобие точек или
квадратиков, к которой прибегали
представители
французского
неоимпрессионизма (Ж. Сера, П. Синьяк).
152 Лекция Мережковского состоялась перед самым отъездом Белого из
Парижа, 21 февраля/5 марта 1907 г. "в гигантской Salle d'Orient": "Было чуть
не 1000 человек. А возражения пришлось перенести еще на другой вечер. Среди
оппонентов был (...) и Андрей Белый" (Гиппиус-Мережковская 3. Дмитрий
Мережковский, с. 170).
153 Г. Робакидзе учился в это время на философском факультете
Лейпцигского университета. Ср. письмо Д. В. Филосо-фова к Брюсову от 20
ноября 1910 г.: "Робакидзе я знаю по Парижу. Три года он ходил к нам каждую
субботу, и затем очень помогал нам в нашей борьбе с хулиганами. Он кончил
духовную семинарию в Тифлисе и затем Лейпцигский университет. У него
солидное философское образование (...) " (ГБЛ, ф. 386, карт. 106, ед. хр.
33; под "хулиганами" подразумеваются чуждые литературно-общественные силы).
154 Белый активно общался с Робакидзе в Тифлисе летом 1929 г.; ср. его
дневниковые записи: "Вечер у Робакидзе" (25 мая); "Ряд бесед: (...) с
Робакидзе (был у нас)"; "Вечер с поэтами: Тициан (Табидзе), Паоло (Яшвили),
Григорий Робакидзе" (2 июля); "Вечером - долгий разговор с Григ. Робакидзе"
(6 июля) и др. (Ракурс к дневнику, л. 142, 143). См. также письма Робакидзе
к Белому 1930 - 1931 гг. (Вопросы литературы, 1988, 4, с. 281-282;
публикация П. Нерлера). Робакидзе - автор статьи "Андрей Белый", впервые
опубликованной в тифлисском журнале "Ars" (1918, 2 - 3, с. 49 - 61); см.:
Робакидзе Григорий. Портреты, вып. 1. Тифлис, 1919, с. 44 - 68.
155 Ср. письмо Философова к Белому из Парижа от 19 марта/1 апреля 1907
г.: "В сущности, мы единственные люди, которых теперь Вы не боитесь и
которые для вас верный, каменный оплот (...) как отрадно, что Вы были здесь,
что мы полюбили друг друга вне идей, а как-то органически (...)" (ГБЛ, ф.
25, карт. 24, ед. хр. 16).
156 Белый уехал из Парижа в Москву около 25 февраля/ 9 марта 1907 г.;
28 февраля (ст. ст.) он уже выступал в Москве в Обществе свободной эстетики
с чтением стихотворений.
157 Цитата из стихотворения "Просветление" (см. выше, примеч. 147).
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ГОДЫ ПОЛЕМИКИ
1 "Бюро провинциальной прессы", организованное в конце 1907 г. по
инициативе С. Глаголя и С. Соколова (Кречетова), ставило своей целью, как
сообщалось в отпечатанном оповещении, "снабжение прогрессивной
провинциальной печати литературным материалом": "Механизм нашего предприятия
следующий: каждое литературное произведение, принятое редакцией,
воспроизводится при помощи одного из размножительных аппаратов, рассылается
провинциальным газетам, вошедшим с нами в соглашение (одной в каждом
городе), и приблизительно одновременно воспроизводится на страницах этих
газет". Высылая оповещение 8 ноября 1907 г. Ф. Сологубу, С. А. Соколов
писал: "Полное сочувствие нашему начинанию и обещание содействия уже
выразили следующие лица: Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, А. М. Федоров, Б. К.
Зайцев, Андрей Белый, Н. Д. Телешов, П. А. Кожевников, П. М. Ярцев и др."
(ИРЛИ, ф. 289, оп. 3, ед. хр. 636). Это начинание, однако, очень скоро
разладилось.
2 Имеется в виду московская газета "Час", издание ее было
приостановлено в конце января 1908 г. Литературный отдел в "Часе" курировал
С. А. Соколов.
3 С. А. Венгеров академиком не был.
4 См.: "Начало века", гл. 2, примеч. 227.
5 См. выше, гл. 2, примеч. 22.
6 Издательство "Шиповник" было основано в Петербурге в 1906 г. 3. И.
Гржебиным и С. Ю. Копельманом. Л. Андреев был основной автор литературных
альманахов "Шиповника", большинство сборников "Шиповника" в 1908 - 1909 гг.
(по свидетельству В. Е. Беклемишевой, жены Копельмана) "составлено при его
ближайшем участии" (Реквием. Сборник памяти Леонида Андреева. М., 1930, с.
235). См.: Келдыш В. А. Альманахи издательства "Шиповник". - В кн.: Русская
литература и журналистика начала XX века. 1905 - 1917. Буржуазно-либеральные
и модернистские издания. М., 1984, с. 261.
7 Издательство "Оры" было основано Вяч. Ивановым в Петербурге в конце
1906 г.; в нем печатались книги авторов, ближайшим образом связанных с
кругом "башни" Иванова.
8 Ср.: "...когда я в 1907 году вернулся в Россию, я застал в Петербурге
безобразную пародию на мои утопии о соборности эпохи 1901 - 1905 годов под
флагом мистического анархизма"; "Я считаю моду на эти идеи ужасной
профанацией того интимного опыта символистов, который опирался на подлинно
узнанное в 1901 году"; "Я бронирую свои недавние лозунги символизма в
полемику и в вопрос о школе; символизм как школа, мое "осади назад": для
переорганизации всего фронта" (Почему я стал символистом, с. 50, 51).
9 Белый имеет в виду свою статью "Вишневый сад", впервые опубликованную
в "Весах" в 1904 г. ( 2). См.: Арабески, с. 403-404.
10 Речь идет о повести Л. Д. Зиновьевой-Аннибал "Тридцать три урода"
(СПб., Оры, 1907). В рецензии на эту книгу Белый писал: "Жаль, что к
сложнейшим загадкам и противоречиям человеческой сущности подходят люди, не
вооруженные никакой определенной идейной, мистической, психологической или
эстетической цельностью. А без этой цельности и глубины интерес сюжета есть
интерес моды. Но всякая мода надоедает быстро. Вчера индивидуализм и
мистический анархизм, сегодня "Эрос" - что еще завтра?" (Перевал, 1907, 5,
с. 53). О повести "Тридцать три урода" см.: Никольская Т. Л. Творческий путь
Л. Д. Зиновьевой-Аннибал. - В кн.: Ал. Блок и революция 1905 года.
Блоковский сборник, VIII (Ученые записки Тартуского гос. ун-та, вып. 813).
Тарту, 1988, с. 129 - 130.
11 Имеется в виду стихотворение Вяч. Иванова "Veneris fi-gurae"
("Триста тридцать три соблазна, триста тридцать три обряда..."),
опубликованное в 1907 г. в "Весах" ( 1, с. 16); в книге Иванова "Cor
ardens" напечатано под заглавием "Узлы змеи" (ч. 1. М., 1911, с. 94).
12 Возможно, подразумевается строка "Мы розе причащались" из XIV сонета
("Разлукой рок дохнул. Мой алоцвет...") цикла Иванова "Золотые завесы",
впервые опубликованного в альманахе "Цветник "Ор" (СПб., 1907); см.: Иванов
Вячеслав. Cor ardens, ч. 1, с. 223.
13 Неточная и сокращенная цитата из статьи "Пророк безличия" (1908).
Фальк - герой романа Ст. Пшибышевского "Homo sapiens".
14 Это ритуальное "действо" состоялось 2 мая 1905 г. в Петербурге на
квартире Н. М. Минского; как сообщает Е. П. Иванов в письме к Блоку от 9 -
10 мая 1905 г., собравшиеся (по предложению Вяч. Иванова и Минского)
производили "ритмические движения для расположения и возбуждения
религиозного состояния", а также символические жертвоприношения (ИРЛИ, ф.
662, ед. хр. 42). Белый пишет об этом ритуале: "...где-то кого-то кололи
булавкой и пили его кровь, выжатую в вино, под флагом той же мистерии, - это
только смешило" (Почему я стал символистом, с. 52).
15 Сокращенная цитата из статьи "Пророк безличия". Эти слова
основываются, по всей вероятности, на искаженных слухах об отношениях Вяч.
Иванова и Зиновьевой-Аннибал с М. В. Сабашниковой (Волошиной) в первой
половине 1907 г. См. примеч. О. Дешарт в кн.: Иванов Вячеслав. Собр. соч.,
т. II. Брюссель, 1974, с. 764 - 767, 808 - 810.
17 Речь идет о письме в редакцию "Весов" (1907, 8), в котором Блок
заявлял, что не имеет ничего общего с "мистическим анархизмом". См.: Блок А.
Собр. соч. в 8-ми томах, т. 5. М.- Л., 1962, с. 675-676.
18 Белый подразумевает творческую деятельность Чулкова главным образом
в 1920 - 1930-е годы; в это время Чулков стал авторитетным исследователем
Тютчева. См. его книги "Последняя любовь Тютчева (Е. А. Денисьева)" (М.,
1928), "Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева" (М. - Л., 1933).
19 Заключительные строки стихотворения Белого "Отчаянье" (июль 1908
г.), открывающего книгу "Пепел" (Стихотворения и поэмы, с. 160).
20 "Полковник Розов" - рассказ Б. Зайцева, впервые опубликованный в
"Литературно-художественном альманахе издательства "Шиповник" (кн. 1. СПб.,
1907).
21 Сокращенная цитата из статьи "Вишневый сад" (1904); см.: Арабески,
с. 402.
22 Цитата из статьи "На перевале. I. Символизм" (1909).
23 См.: Арабески, с. 314 (статья "На перевале. XIII. Realio1 га",
1908).
24 Сокращенная цитата из статьи "А. П. Чехов" (Арабески, с. 400).
25 Контаминация сокращенных цитат из статьи "На перевале. X.
Литературный распад" (Арабески, с. 294).
26 Условно-символические драмы Л. Андреева "Царь-Голод" (СПб.,
Шиповник,
1908)
и
"Черные
маски"
(первая
публикация:
Литературно-художественные альманахи изд-ва "Шиповник", кн. 7. СПб., 1908).
27 Имеется в виду петербургская газета "Русская воля" (декабрь 1916 -
октябрь 1917 г.), издание которой было организовано октябристом А. Д.
Протопоповым, заместителем председателя Государственной думы, с конца 1916
г. - министром внутренних дел. Андреев редактировал литературно-театральный
отдел "Русской воли". См. коммент. А. И. Наумовой в кн.: Литературное
наследство, т. 72. Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. М., 1965,
с. 456 - 457; см. также: Оксман Ю. Г. "Русская воля", банки и буржуазная
литература. - В кн.: Литературное наследство, т. 2. М., 1932, с. 165 - 186.
28 Это увлечение определеннее всего отразилось в статье Белого "Смерть
или возрождение. "Жизнь Человека" Л. Андреева", опубликованной в
"Литературно-художественной неделе" (1907, 1, 17 сентября). См.: Арабески,
с. 491 - 497.
29 Сокращенная цитата из статьи "Призраки хаоса".
30 Сокращенные цитаты из статьи "Второй том".
31 Цитаты из статьи "Смерть или возрождение" (Арабески, с. 493, 497).
32 Цитата из статьи "Обломки миров".
33 Сокращенные цитаты из статьи "Анатэма" (Арабески, с. 499, 500).
Драма Андреева "Анатэма" была выпущена "Шиповником" в 1909 г. отдельным
изданием.
34 Контаминация сокращенных цитат из статьи "На перевале. XI. Слово
правды" (1908) (Арабески, с. 295, 298), написанной в связи с выходом в свет
повести М. Горького "Исповедь".
35 Контаминация сокращенных цитат из статьи о книге Мережковского "Не
мир, но меч".
36 Цитаты из статьи о книге Гиппиус "Черное по белому".
37 В издательстве "Скорпион" вышли в свет три книги стихов Кузмина -
"Сети" (1908), "Куранты любви" (1910), "Осенние озера" (1912), повесть
"Крылья" (1907), три книги рассказов (1910, 1913).
38 Ср. замечание Белого в автобиографическом письме к Иванову-Разумнику
от 1 - 3 марта 1927 г.: "...до "1905" года не "Весы" par excellence; с 906
до 908 и 909 - "Весы" - par excellence" (ЦГАЛИ, ф. 1782, оп. 1, ед. хр. 18).
39 О внутриредакционных обстоятельствах, приведших к выработке этой
"конституции", см.: Азадовский К. М., Максимов Д. Е. Брюсов и "Весы" (К
истории издания). - В кн.: Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюсов,
с. 302 - 304.
40 Сокращенная цитата из статьи "Символизм как миропонимание".
41 Цитата из статьи "Окно в будущее".
42 Неточная цитата из статьи "Луг зеленый" (1905) (Б е-лый Андрей. Луг
зеленый. Книга статей. М., 1910, с. 14).
43 Цитата из статьи "На перевале. XIV. Искусство и мистерия".
44 Контаминация сокращенных цитат из статьи "На перевале. XIX.
Штемпелеванная калоша".
45 Сокращенная цитата из статьи "На перевале. XII. Символический театр"
(1907) (Арабески, с. 311).
46 Сокращенная цитата из статьи "Символизм и современное русское
искусство" (1908).
47 Неточная и сокращенная цитата из той же статьи.
48 Первая статья Белого из цикла "На перевале" появилась в 1 "Весов"
за 1906 г., последняя, 14-я, - в 9 за 1909 г. Формально статьи этого цикла
"передовицами" не являлись: ни одна из них не открывала номер журнала.
49 Неточная и сокращенная цитата из статьи "На перевале. IV. Детская
свистулька".
50 Неточная цитата из статьи "На перевале. V. Теория или старая баба".
51 Подразумевается, по всей вероятности, критический пассаж в
полемической статье "О "чистом символизме", теургизме и нигилизме":
"...несмотря на все свои паломничества в Мар-бург, на тщательную ассимиляцию
неокантианской теории познания, Андрей Белый не сделал ни шагу вперед"
(Золотое руно, 1908, 5, с. 77; подпись: Эмпирик).
52 Неточная и сокращенная цитата из статьи "Искусство".
53 Имеется в виду книга Белого "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении
современности" (М., 1917).
54 Сокращенная цитата из статьи "Ибсен и Достоевский".
55 См. выше, гл. 2, примеч. 46.
56 Обыгрывается образ "картонной невесты" Пьеро в пьесе Блока
"Балаганчик".
57 Цитата из статьи "Критицизм и символизм" (1904).
58 Неточные и сокращенные цитаты из статьи "Эмблематика смысла" (1909).
59 Контаминация неточных и сокращенных цитат из той же статьи.
60 Сокращенные цитаты из статьи "О границах психологии" (1904).
61 Сокращенные цитаты (с отдельными неточностями) из статьи
"Эмблематика смысла".
62 Сокращенная цитата из статьи "На перевале. I. Символизм" (1909)
(Арабески, с. 241).
63 Неточная и сокращенная цитата из статьи "Эмблематика смысла".
64 Неточная и сокращенная цитата из статьи "Песнь жизни" (1908).
65 Цитата из стихотворения "Мой друг" (1908), входящего в цикл
"Философическая грусть" (Стихотворения и поэмы, с. 304-305).
66 Неточная и сокращенная цитата из статьи Ан. Тарасенко-ва "Тема войны
в романе Андрея Белого "Москва" (ЛОКАФ, 1932, 10, с. 171).
67 Белый имеет в виду слова из статьи "На перевале. V. Теория или
старая баба" (впервые опубликована: Весы, 1908, 4): "Есть символизм
Ибсена, Ницше, Мережковского, и есть теория символизма. (...) Для разработки
второго не мешало бы чаще совершать паломничество в Марбург" (Арабески, с.
273).
68 Сокращенная цитата (Арабески, с. 272).
69 Подразумеваются утверждения С. М. Городецкого в статье "На светлом
пути. Поэзия Федора Сологуба с точки зрения мистического анархизма": "Всякий
поэт должен быть мистиком-анархистом, потому что как же иначе?" (Факелы, кн.
2. СПб., 1907, с. 193).
70 Сокращенная цитата из статьи "На перевале. XVIII. Люди с "левым
устремлением".
71 Сокращенные цитаты из статьи "На перевале. V. Теория или старая
баба".
72 Имеется в виду реплика Паяца в "Балаганчике": "Истекаю клюквенным
соком!" (Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 4, с. 19).
73 См.: Белый Андрей. О смысле познания. Пб., Эпоха, 1922.
74 Цитаты (последняя - в сокращении) из статьи "Искусство" (1908)
(Арабески, с. 216-218).
75 Цитата; см.: Символизм, с. 224.
76 Здесь и ниже - цитатный пересказ положении статьи "Смысл искусства";
см.: Символизм, с. 225 - 226, 213 - 219.
77 Сокращенные цитаты из статьи "На перевале. I. Символизм".
78 Цитата из статьи "На перевале. XIII. Realiora".
79 "A realibus ad realiora" - эстетический лозунг, выдвинутый Вяч.
Ивановым в статье "Две стихии в современном символизме", опубликованной в
"Золотом руне" (1908, 3 - 4, 5). Полемический отклик Белого на нее -
статья "На перевале. XIII. Realiora" (Весы, 1908, 5), вызвавшая ответную
статью Иванова - "Б. Н. Бугаев и "Realiora" (Весы, 1908, 7).
80 Контаминация сокращенных цитат из статьи "На перевале. XIII.
Realiora" (Арабески, с. 313 - 315, 317).
81 Неточная и сокращенная цитата из статьи Ф. Гладкова "О
диалектическом методе в художественной литературе" (Литературная газета,
1930, 24, 16 июня).
82 Неточная цитата из статьи "Проблема культуры" (1909).
83 Сокращенная цитата из статьи "На перевале. XIII. Realiora".
84 Неточные цитаты из статьи "Принцип формы в эстетике" (Символизм, с.
175, 176).
85 Сокращенная цитата из статьи "Эмблематика смысла".
86 Пересказ положений статьи "На перевале. I. Символизм" (Арабески, с.
246-247). "Лурд" (1894), "Рим" (1896), "Париж" (1898) - романы Э. Золя,
образующие серию "Три города" и отражающие социально-утопические взгляды
автора.
87 Сокращенная цитата из статьи "На перевале. I. Символизм" .
88 Сокращенные цитаты из статьи "На перевале. III. Об итогах развития
нового русского искусства".
89 Псевдоцитата; Белый подразумевает, видимо, следующие утверждения
статьи "Театр и современная драма" (1907): "Как в ликвидации классового
строя нужна своего рода диктатура класса (пролетариат), так и при
упразднении несуществующей, мертвой, роковой жизни нужно провозгласить
знаменем жизни мертвую форму" (Арабески, с. 21).
90 В "Русских ведомостях" во второй половине 1900-х годов И. Н. Игнатов
затрагивал творчество Белого в нескольких статьях (см.: 1908, 50, 29
февраля, с. 2-3; 1910, 183, 11 августа, с. 2; 1910, 216, 21 сентября, с.
2), однако ни в одной из них нет заключений о его "безыдейности".
91 Белый имеет в виду оценки творчества Брюсова в своих статьях "Венец
лавровый" (Золотое руно, 1906, 5), "Поэт мрамора и бронзы" (Раннее утро,
1907, 27, 19 декабря), "Валерий Брюсов. Силуэт" (Свободная молва, 1908,
1, 21 января).
92 "Напостовцы" - критики, сотрудничавшие в журналах "На посту" (1923 -
1925) и "На литературном посту" (1926 - 1932; основной орган РАПП); их
борьба за пролетарское искусство была сопряжена с нигилистическим отношением
к классическому наследию и последовательным отрицанием творчества
современных "непролетарских" писателей.
93
Официальным
редактором-издателем
московского
крити-ко-библиографического журнала "Критическое обозрение" (1907 - 1909)
значилась Е. Н. Орлова.
94 В апреле 1907 г. Эллис сообщал Э. К. Метнеру: "Вчера всю ночь провел
у Брюсова. Получается абсолютное понимание у меня с ним. По вопросу о
Бодлере он так понял меня, что, кажется, лучше нельзя. Я буду в ближайшем
будущем сотрудничать в "Весах" (ГБЛ, ф. 167, карт. 7, ед. хр. 5).
95 Общество свободной эстетики (1906 - 1917) объединяло в основном
представителей модернистских и близких к ним кругов московской творческой
интеллигенции и поклонников "нового искусства". В кратком отчете о
деятельности Общества свободной эстетики за 1906 - 1907 гг. сообщается об
обстоятельствах его возникновения: "Весною 1906 года среди нескольких лиц,
поклонников искусства, возникла мысль основать общество, которое соединяло
бы в себе служителей всех родов искусства - художников, музыкантов, поэтов,
драматических и балетных артистов, с целью сближения их между собою.
"Литературно-художественный кружок" (Дмитровка, дом Вострякова) любезно
предложил для собрания часть своего помещения. На одном из первых собраний
произошел спор по поводу названия и задач нового общества. Часть членов
основала свой кружок под названием Общества Леонардо да Винчи, остальные же
лица отде-
лились и впервые собрались по приглашению Переплетчикова, Кочетова и
Трояновского в среду 8 ноября 1906 г." (ГБЛ, ф. 386, карт. 114, ед. хр. 36).
На первом заседании Общества свободной эстетики выступил Эллис с лекцией о
Бодлере, следующее заседание (15 ноября) было посвящено чтению переводов М.
А. Эртеля из "Бхагавадгиты", и т. д. Устав общества был утвержден 10 апреля
1907 г.
96 Сокращенные цитаты из статьи "На перевале. XVI. Художники
оскорбителям" (Арабески, с. 327).
97 Помимо главного комитета, Общество свободной эстетики избрало (3
октября 1907 г.) комиссии - литературную, театральную, музыкальную и
художественную; в литературную комиссию входили: Брюсов, Эллис, В. В.
Гофман, Белый, С. М. Соловьев, М. Ф. Ликиардопуло, Ю. К. Балтрушайтис (ГБЛ,
ф. 386, карт. 114, ед. хр. 38).
98 Ванда Ландовска выступала в Обществе свободной эстетики 3 февраля
1910 г. - исполнила на клавесине ряд пьес времен Шекспира (ГБЛ, ф. 386,
карт. 135, ед. хр. 3, л. 32).
99 Венсан д'Энди концертировал в Москве в феврале 1907 г., исполняя в
основном собственные сочинения.
100 Во время своего пребывания в Москве с 23 октября до начала ноября
1911 г. Анри Матисс жил в особняке С. И. Щукина в Знаменском переулке.
Картины Матисса Щукин начал приобретать еще в 1904 г., к 1911 г. в его
собрании насчитывалось 25 работ Матисса. См.: Гриц Т., Харджиев Н. Матисс в
Москве. - В кн.: Матисс. Сборник статей о творчестве. М., 1958, с. 96 - 119;
Русаков Ю. А. Матисс в России осенью 1911 года. - В кн.: Труды
Государственного Эрмитажа, XIV. Л., 1973, с. 167-184.
101 Матисс был на заседании Общества свободной эстетики 27 октября 1911
г., которое было посвящено докладу Ф. А. Сте-пуна "О философии пейзажа". В
отчете об этом заседании сообщается: "Собрание посетил Анри Матис, которого
В. Я. Брюсов приветствовал от лица Общества. Несколько вопросов,
предложенных А. Матису А. Белым, вызвали собеседование о современных задачах
живописи. В беседе приняли участие: Н. В. Бас-нин, А. Белый, А. Б. Вайнштейн
и А. Матис" (ГБЛ, ф. 386, карт. 114, ед. хр. 36). В хроникальной заметке
"Матисс в Москве. В кружке вольных эстетов", помещенной в "Утре России"
28 октября, раскрывалось содержание этой беседы: "А. Белый предложил
Матиссу высказаться по вопросу о соотношении рисунка и цвета в живописи, что
поставило Матисса в некоторое затруднение ввиду слишком широких размеров
предложенного вопроса. (...) Матисс высказался горячо за неизбежность
"рисунка" в живописи. Передавать, вернее, записывать исключительно цвет
можно в этюдах. Но без рисунка художественное произведение неполно,
несовершенно" (Русаков Ю. А. Матисс в России осенью 1911 года, с. 178).
102 Эмиль Верхарн выступал в Обществе свободной эстетики во время
своего пребывания в Москве в конце ноября - начале декабря 1913 г. (см.
коммент. Т. Г. Динесман в кн.: Литературное наследство, т. 85. Валерий
Брюсов, с. 618 - 620). Белый в это время находился в Германии.
103 См.: X а й л о в А. И. А. Н. Толстой и В. Я. Брюсов. К истории
литературных отношений. - В кн.: А. Н. Толстой. Материалы и исследования.
М., 1985, с. 204 - 210.
104 Сообщая М. А. Волошину о своем чтении стихов в Обществе свободной
эстетики в конце 1908 г., А. Н. Толстой добавлял: "После чтения подходят ко
мне Брюсов и Белый, взволнованные, и начинают жать руки. В результате -
приглашение в "Весы"..." (Литературное обозрение, 1983, 1, с. 109;
публикация Вл. Купченко). Три стихотворения А. Н. Толстого были опубликованы
в 1 "Весов" за 1909 г.
105 Королем Неаполитанским (с 1808 г.) был Иоахим Мюрат, сподвижник
Наполеона и маршал Франции.
106 И. С. Рукавишников происходил из богатой нижегородской купеческой
семьи (см. его автобиографию в кн.: Первые литературные шаги. Автобиографии
современных русских писателей. Собрал Ф. Ф. Фидлер. М., 1911, с. 88). В
1919 - 1920 гг. руководил работой московского "Дворца искусств".
107 И. А. Кистяковский был секретарем у Муромцева, председателя I
Государственной думы, видного земского деятеля. Кистяковскому принадлежит
статья об адвокатской деятельности Муромцева (в кн.: Сергей Андреевич
Муромцев. Сб. статей. М., 1911, с. 147-157).
108 Сокращенные цитаты из статьи "На перевале. XVI. Художники
оскорбителям" (Арабески, с. 327).
109 "Декамерон" (1350 - 1353) Дж. Боккаччо упоминается здесь как
обозначение эротической вседозволенности.
110 Имеется в виду магазин Елисеева на Тверской улице.
111 Подразумевается заключительный эпизод комедии Н. В. Гоголя
"Женитьба" - бегство Подколесина через окно.
112 Неточность; С. Глаголь умер в 1920 г., И. И. Трояновский - в 1928
г.
113
Брюсов
был
председателем
дирекции
Московского
Литературно-художественного кружка с 1908 г.
114 Ср.: "В. А. Серов, каким видывал я его, обыкновенно молчал; но
невидимый ореол обаяния сопровождал его всюду; в том невидимом и неблещущем
ореоле опадали павлиньи хвосты - о, сколь многих! В том невидимом и
неблещущем ореоле, наоборот, молчаливые, скромные, тихие люди начинали
как-то сиять. Такова была атмосфера Серова; такова была моральная мощь его
человеческих проявлений и творчества. В комнату он входил как-то тихо,
неловко, угрюмо и... крадучись; в комнату с ним входила невидимо атмосфера
любви и суда над всем ложным, фальшивым; так же медленно, не блистая радугой
красок, входило в сознание наше его огромное творчество, - и оставалось там
жить - навсегда" (Белый Андрей. Памяти художника-моралиста. - Русские
ведомости, 1916, 271, 24 ноября).
115 В чем было существо конфликта в Обществе свободной эстетики вокруг
В. В. Переплетчикова, В. В. Пашуканиса и Н. А. Меркурьевой (сестры поэтессы
В. А. Меркурьевой), остается неясным. Ср. записи Белого об октябре 1907 г.:
"...разрыв с Пе-реплетчиковым"; "Бурное заседание в "Своб(одной) эстетике":
моя речь против "богемства"; и уход из "Эстетики" Переплетчикова,
Пашуканиса, Меркурьевой и др." (Ракурс к дневнику, л. 41 об.).
116 Описываемый случай Белый относит к октябрю 1907 г.: "Реферат в
О(бщест)ве "Свободной эстетики" с прениями на тему о символизме (с
уч(астием) Бунина)" (там же).
117 В очерке о Серове "Памяти художника-моралиста" Белый писал: "...он
присутствовал среди нас как учитель, как мастер искусства, - искусства быть
честным; к разговору, к событию, к человеку относился он с той же серьезною
строгостью, как к картинам своим (...). Красота и добро сочетались в
единство им: он имел скрытый пафос морального творчества, моральной
фантазии: быть прекраснейшим человеком" (Русские ведомости, 1916, 271, 24
ноября).
118 Обыгрывается имя немецкого писателя-романтика Людвига Тика
(1773-1853).
119 Альмавива - мужской широкий плащ, бывший в моде в начале XIX в.
120 Кэкуок - танец американских негров, вошедший в начале XX в. в моду
в Европе.
121 Эпизод из гл. VI части 3-й "Преступления и наказания" (см.:
Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. в 30-ти томах, т. 6. Л., 1973, с. 209).
122 Эта опера (либретто М. И. Чайковского по роману И. И. Лажечникова)
была поставлена в Москве в Большом театре в 1900 г.
123 "Альпийская роза" - ресторан на Софийке; "Летучая мышь" - ночной
театр-кабаре, основанный в 1908 г. актерами Московского Художественного
театра (руководитель и бессменный конферансье - эстрадный артист Н. Ф.
Балиев). См.: Эфрос Н. Е. Театр "Летучая мышь" Н. Ф. Балиева, 1908 - 1918.
М.- Пг., 1918.
124 Основные доходы Московского Литературно-художественного кружка
поступали от игорного клуба, располагавшегося в его верхнем зале. См.:
Вересаев В. В. Невыдуманные рассказы о прошлом. Литературные воспоминания.
Записи для себя. М., 1984, с. 135-137.
125 М. С. Сарьян сопровождал Белого в поездках по Армении в мае 1929 г.
См. переписку Сарьяна и Белого 1928 - 1930 гг. (в кн.: Белый Андрей.
Армения. Составл., статьи, примеч. Н. Гончар. Ереван, 1985, с. 82-106).
126 Feuille morte (ф р.) - цвет увядшего листа.
127 Бедный конь в поле пал... - первые слова арии Вани, воспитанника
Ивана Сусанина, в опере М. И. Глинки "Жизнь за царя" (действие IV, явление
II; 1836, текст барона Е. Розена).
128 "Vers la flamme" ("К пламени", op. 72, 1914) - поэма А. Н. Скрябина
для фортепиано с оркестром.
129 "Хорошо темперированный клавир", сочинение И. С. Баха в двух частях
(1722, 1744), каждую из которых составляют 24 прелюдии и фуги.
130 "Строение музыкальной речи" Б. Л. Яворского (ч. 1 - 3. М., 1908).
131 Целотонный лад - звукоряд, ступени которого образуют
последовательность целых тонов.
132 Имеется в виду книга Л. Л. Сабанеева "Скрябин" (М., 1916). Многими
поклонниками Скрябина эта книга была воспринята резко критически; отзывам на
нее посвящен вып. 2 "Известий Петроградского Скрябинского общества" (Пг.,
1917).
133 Критический анализ творчества Ф. Листа Э. К. Метнер (Вольфинг) дал
в специально посвященной ему статье, впервые опубликованной в "Трудах и
днях" (1912, 1) и вошедшей в книгу: Вольфинг. Модернизм и музыка. Статьи
критические и полемические. М., 1912.
134 "Фауст-симфония" написана Листом в 1854 - 1857 гг., сан аббата он
принял лишь в 1865 г.
135 Графиня Варвара Николаевна Бобринская, издававшая в Москве в 1908 -
1909 гг. ежемесячный иллюстрированный журнал "Северное сияние" (см. коммент.
А. Н. Дубовикова в кн.: Литературное наследство, т. 84. Иван Бунин, кн. 1.
М., 1973, с. 574).
136 Н. Н. Баженов был главным врачом первой психиатрической больницы в
Москве. Он послужил прототипом Пепеш-Довлиаша, персонажа романа Белого
"Маски" (М., 1932).
137 Je m'en fichisme (ф p.) - наплевательство, равнодушие.
138 Л. К. Рамзин, директор Всесоюзного теплотехнического института в
1921 - 1930 гг., был одним из основных обвиняемых по сфабрикованному в 1930
г. делу так называемой Промышленной партии, представленной как нелегальная
контрреволюционная вредительская организация верхушки буржуазной
инженерно-технической интеллигенции. См.: Процесс "Промпартии" (25 ноября -
7 декабря 1930). Стенограмма судебного процесса и материалы, приобщенные к
делу. М., 1931.
139 В Театральном отделе Наркомпроса Белый работал в ноябре - декабре
1918 г. В автобиографических заметках об этом времени он сообщает: "Поступаю
на службу в Тео Наркомпроса к О. Д. Каменевой: а) член коллегии Отдела, Ь)
заведующий Научно-теоретической секцией (сверхсрочная служба): организация
плана работ, заседаний, созыв сотрудников, распределение) занятий; и -
прочее; в частности: мне принадлежит руководство при выработке плана
"Театрального университета" и составление программы преподавания
теор(етических) курсов (проект прошел сквозь Наркомпрос). Скоро покидаю
отдел (по своей воле). Переутомление" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 98).
140 Г. Г. Шпет, родившийся в Киеве и окончивший историко-филологический
факультет Киевского университета, переехал в Москву в 1907 г. Г. И.
Челпанов, бывший профессором психологии и философии Киевского университета в
1892 - 1906 гг., перевелся в Московский университет в 1907 г.
141 "Московский еженедельник" - еженедельная общественно-политическая
газета, выходившая с 1906 по 1910 г. (редактор-издатель - кн. Е. Н.
Трубецкой). Издание субсидировалось М. К. Морозовой.
142 Подразумевается глава универсальной торговой фирмы. В конце 1900-х
годов в Москве на углу Петровки и Театральной площади был построен большой
универсальный магазин Мюра и Мерилиза.
143 Бандо - украшение из лент на дамских платьях.
144 Неточная и сокращенная цитата (Белый Андрей. Москва под ударом.
Вторая часть романа "Москва". М., 1926, с. 15).
145 Роман О. Уайльда "Портрет Дориана Грея" (1891); в облике его героя
сочетались красота, эстетство и извращенность.
146 Gris de perle (ф p.) - жемчужно-серый (цвет).
147 Выставка "Голубая роза" была организована при финансовой поддержке
Н. П. Рябушинского, ее обзор с множеством репродукций появился в "Золотом
руне" (1907, 5). Художники "Голубой розы" (П. Кузнецов, В. Милиоти, Н.
Сапунов, С. Судейкин, М. Сарьян, А. Арапов, Н. Крымов и др.) составили актив
выставок "Золотого руна" 1908 и 1909 гг., из номера в номер участвовали в
оформлении журнала.
148 Журнал "Перевал" начал выходить в Москве с ноября 1906 г.;
финансовую базу для издания обеспечил молодой поэт-дилетант из Ярославля Вл.
Линденбаум.
149 В; Д. Милиоти руководил художественным отделом "Золотого руна" с
октября 1906 г.
150 Г. Э. Тастевен был секретарем "Золотого руна"; с 1907 г. его
фактические полномочия расширяются: в руках Тастевена сосредоточивается
редакционная деятельность, он же оказывает решающее воздействие на выработку
литературно-эстетической программы журнала.
151 Имеется в виду конфликт между Рябушинским и А. А. Курсинским,
ответственным за ведение литературного отдела "Золотого руна" в конце 1906 -
начале 1907 г. 18 марта 1907 г. Курсинский объявил в печати о своем выходе
из числа сотрудников и из состава редакции "Золотого руна". Подробнее см.:
Лавров А. В. "Золотое руно". - В кн.: Русская литература и журналистика
начала XX века. 1905 - 1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания.
М., 1984, с. 154 - 155. См. также характеристику инцидента в письме Брюсова
к Ф. Сологубу от 31 августа 1907 г. (Ежегодник Рукописного отдела
Пушкинского Дома на 1973 год. Л., 1976, с. 110 - 111; публикация В. Н.
Орлова и И. Г. Ямпольского).
152 Ход событий Белый излагает не вполне точно. Белый объявил
Рябушинскому о своем выходе из числа сотрудников "Золотого руна" в связи с
инцидентом между издателем журнала и Курсинским, т. е. в марте 1907 г.; об
этом он сообщал 3. Н. Гиппиус в первой половине августа 1907 г.: "С "Руном"
у меня война. Еще в апреле я вышел из состава сотрудников. Потом Рябушинский
просил меня вернуться. Я ответил ему письмом, что пока он Редактор, путного
из "Руна" ничего не выйдет" (Неизвестное письмо Андрея Белого. Публикация В.
Аллоя. - В кн.: Минувшее. Исторический альманах. 5. Paris, 1988, с. 211).
Брюсов печатно заявил о своем выходе из журнала (и инспирировал выход других
сотрудников) во второй половине августа 1907 г., в ходе нового конфликта
между Белым и редакцией "Золотого руна", возникшего по другому поводу. См.:
Лавров А. В. "Золотое руно", с. 160 - 163.
153 В 4 "З