18),
В первой записке новый адрес не был указан - предполагалось, что свидание
состоится по старому, известному Белому адресу. В "Воспоминаниях о Блоке"
Белый, описывая свой визит к Блокам, отмечает, что был у них вечером "где-то
у Каменноостровского, в маленькой очень квартирке, обставленной бедно: под
крышей" (Эпопея, III, с. 193) - т. е. на Лахтинской улице; следовательно,
знаменательное объяснение состоялось 7 сентября.
136 Колпино - ближайший к Петербургу город по Николаевской железной
дороге. К. И. Арабажин, сын сестры Н. В. Бугаева, жил в доме 16 по Чернышеву
переулку.
138 Исполнителем роли Шерлока Холмса Белый в данном случае был склонен
считать Е. П. Иванова, с которым неоднократно встречался в начале сентября.
См. дневниковые записи Иванова от 4, 5, 6 и 7 сентября 1906 г. (Блоковский
сборник, с. 409 - 410) и письмо Белого к нему от 6 сентября 1906 г. (Книги и
рукописи в собрании М. С. Лесмана. М., 1989, с. 355).
139 Переживания ночи с 7 на 8 сентября 1906 г. непосредственно
отразились в гл. 1 "Петербурга", главка "Так бывает всегда": "Петербург,
Петербург! Осаждаясь туманом, и меня ты преследовал праздною мозговою игрой:
ты - мучитель жестокосердый <...>. О, большой, электричеством блещущий мост!
Помню я одно роковое мгновение; чрез твои сырые перила сен-тябрёвскою ночью
перегнулся и я: миг, - и тело мое пролетело б в туманы. О, зеленые, кишащие
бациллами воды! Еще миг, обернули б вы и меня в свою тень" (Белый Андрей.
Петербург, с. 55).
140 Неточная цитата из сокращенной и переработанной редакции
"Петербурга". См.: Белый Андрей. Петербург. М., 1978, с. 59.
141 Уподобление, которым завершается большинство фрагментов сутты III
кн. 1-й "Сутта-Нипаты"; например: "3(36). Кто близкою дружбой связан с
людьми, тот лишается своей прибыли, ибо дух его закован в цепи; видя
опасности дружбы, ты иди одиноко, подобно носорогу"; "26(59). Оставь жену и
сына, отца и мать, богатство и жито, оставь все, что порождает желания, и
иди своим путем одиноко, подобно носорогу" (Сутта-Нипата, с. 36, 38; пер. Н.
И. Герасимова).
142 Эта записка среди писем Л. Д. Блок к Белому не сохранилась.
143 9 сентября 1906 г. Е. П. Иванов записал в дневнике: "Был у Блоков.
Узнал, что Белый решил ехать за границу" (Блоков-ский сборник, с. 411). Ср.
письмо Л. Д. Блок к Белому от 13 сентября 1906 г.: "...помните, как я
смотрела на Вас, когда Вы победили смерть и вернулись? Разве я не верила
тогда в Вашу светлость и честность? Верила, и теперь верю, и буду верить. И
верю в нашу дружбу с Вами и хочу, чтобы Вы завоевали ее. Но не забывайте,
что за нее надо бороться Вам не только с "внешними врагами", но и с собой"
(ГВЛ, ф. 25, карт. 9, ед. хр. 18).
144 Белый приехал в Москву 9 или 10 сентября. 10 сентября он подал
прошение об увольнении из числа студентов университета в связи с заграничной
поездкой, оно было удовлетворено 19 сентября (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр.
305, л. 18).
145 Белый выехал из Москвы в Мюнхен 20 сентября 1906 г.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ
1 О. Е.А. Вулихе Белый сообщает в письмах к матери из
Мюнхена от 22 октября (н. ст.) 1906 г.: "...провожу время только с В.
В. (Владимировым) да еще с одним русским" и 31 октября (н. ст.) 1906 г.:
"Один только русский (еврей) - друг В. В. пришелся мне очень по душе. Это
социал-демократ, человек благородный и неподкупно честный. Может быть, через
месяца полтора он будет в Москве. Прошу тебя, милая мама, отнесись к нему
поласковей. Он такой одинокий, гордый и замкнутый, с виду даже неприятный,
но в душе удивительный человек. Я ему дам письма к московским знакомым"
(ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 358). Во время пребывания в Москве Вулих
познакомился с А. Д. Бугаевой: в одном из писем к Белому (от 6 мая 1907 г.)
он передает привет ей и Евдокии Ивановне, - видимо, прислуге Бугаевых (ГБЛ,
ф. 25, карт. 13, ед. хр. 16).
2 "Сецессион" ("Sezession") - наименование ряда немецких и австрийских
художественных группировок конца XIX - начала XX в., объединявших художников
различных направлений, противопоставлявших себя официальному академическому
искусству. Мюнхенский "Сецессион" был основан в 1892 г. 26 октября (н. ст.)
1906 г. Белый писал В. Я. Брюсову: "Сецессион" - просто дрянь. В
некультурных выходках московских художников больше свежести, чем в
зализанном, учтиво-приторном модернизме сецессионистов" (Литературное
наследство, т. 85. Валерий Брюсов. М., 1976, с. 392).
3 Белый поселился на этой улице (Barer Strasse, 53) по приезде в Мюнхен
4 октября (н. ст.) 1906 г.
4 "Ворота победы" (Siegestor) были воздвигнуты в 1843 - 1852 гг. по
проекту Фридриха фон Гертнера. Ворота увенчивает бронзовая женская фигура с
квадригой львов, символизирующая Баварию.
5 В Швабинге (предместье Мюнхена) В. И. Ленин и Н. К. Крупская жили с
мая 1901 г. по апрель 1902 г. (Зигфрид-штрассе, 14).
6 Принц-регент Баварии Луитпольд (Карл-Йозеф-Виль-гельм; 1821 - 1912) -
дядя Людвига II; провозглашен регентом с 1886 г. при Людвиге II и при
сменившем его Оттоне I, душевнобольном.
7 Король Баварии Людвиг II был признан 7 июня 1886 г. душевнобольным и
поселен в замке Нейшванштейн на берегу Штарнбергского озера (Верхняя
Бавария), 13 июня того же года при непроясненных обстоятельствах утонул (или
был утоплен) вместе с сопровождавшим его д-ром Гудденом.
8 В баварском городе Байрейте по повелению Людвига II был построен
театр специально для постановок музыкальных драм Р. Вагнера; сам композитор
жил в Байрейте с 1872 г.
9 Традиционный баварский народный праздник, проводимый в Мюнхене
ежегодно с середины сентября до начала октября. В очерке "Мюнхен" (1906)
Белый пишет: "Мне посчастливилось быть на народном празднике "October-Fest")
(...). Баварец отправляется из города в эти дни в специально для этого
праздника воздвигнутые на широком поле пивные Валгаллы, неимоверной
величины. Тиролец-капельмейстер раздает народу книжечки с песнями,
прославляющими пиво и жизнь, и под музыку их затягивают тысячи крестьян,
крестьянок, солдат и интеллигентов. Сюда приходит баварец молиться своему
богу и раздирать рот в песне" (Арабески, с. 366).
10 Новая ратуша на Мариенплатц построена в неоготическом стиле в 1899 -
1908 гг.
11 Род Вёльсунгов, сказания о котором, восходящие к скандинавской
эпической поэзии ("Сага о Вёльсунгах", XIII в.), отразились в сюжете
музыкальной тетралогии Р. Вагнера "Кольцо Нибелунга".
12 Подразумеваются лекции Р. Штейнера, прослушанные Белым в Мюнхене в
августе 1912 г.
13 Frauenkirche - центральный собор в позднеготическом стиле,
построенный в 1468 - 1488 гг., наиболее известная достопримечательность
Мюнхена.
14 Обелиск на Каролиненплатц (1833; архитектор Лео фон Кленце),
воздвигнутый в память 30 000 баварских солдат, павших во время русского
похода Наполеона 1812 г.; "Глиптотека" (1816 - 1830; архитектор Кленце) -
музей древнегреческой и римской скульптуры.
15 "Пропилеи" - архитектурное сооружение на Кёнигсплатц, выдержанное в
классическом стиле (1862; архитектор Кленце).
16 Юлиан Отступник - герой "мировой драмы" Г. Ибсена "Кесарь и
Галилеянин" (1873), в двух частях (ч. I - "Отступничество цезаря", ч. II -
"Император Юлиан"); Боркман - герой его драмы "Йун Габриэль Боркман" (1896).
В Мюнхене Ибсен жил в 1875 - 1880 и в 1886 - 1891 гг.
17 Виттельсбахский фонтан (1891 - 1894) - наиболее известная
скульптурная работа Адольфа фон Гильдебранда, выполнена в неоклассическом
стиле.
18 См.: Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и
Собрание статей. Перевод Н. Розенфельда и В. А. Фаворского. М., Мусагет,
1914.
19 "Симплициссимус" ("Simplicissimus") - иллюстрированный еженедельник,
основанный в Мюнхене в 1896 г., отличался остросатирической направленностью.
20 "Сатирикон" - еженедельный сатирический журнал, выходивший в
Петербурге в 1908 - 1914 гг. (издатель - М. Г. Корн-фельд, редактор - А. А.
Радаков, затем - А. Т. Аверченко).
21 Художественные музеи Мюнхена, расположенные на Ба-рерштрассе, -
Новая Пинакотека, экспонирующая европейскую живопись и скульптуру конца
XVIII - начала XX в., и Старая Пинакотека, где собрана в основном живопись
эпохи Возрождения, преимущественно нидерландских и немецких мастеров.
22 Классические памятники французской готики XIII века - Амьенский
собор, строившийся с 1220 по 1288 г. по планам и проектам Роберта де
Люзарма, и часовня Сент-Шапель (1242 - 1248), сооруженная, по всей
вероятности, Пьером де Монтеро (Монтрейлем).
23 Белый сообщал матери из Мюнхена: "Вдумчиво изучаю старых немцев и
почти каждый день до 12 часов (в 12 иду обедать) сижу в гравюрном кабинете
Пинакотеки" (Воронин С. Д. Из писем Андрея Белого к матери. - В кн.:
Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1986. Л., 1987, с. 66 - 67).
Ей же он писал 14 октября (н. ст.) 1906 г.: "Здесь есть подлинные гравюры
Дюрера, этого гиганта старогерманской живописи, Леонардо. Есть и гравюры
Клингера. Старые художники поразительны, а молодые немецкие художники
значительно уступают русским" {ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 358).
24 Статья Белого "Принцип формы в эстетике" была напечатана в 11 - 12
"Золотого руна" за 1906 г. (с. 88 - 96); см. также: Символизм, с. 175 -
194). Ученый-физик - видимо, А. И. Бачинский.
25 Г. Галилей, будучи 18-летним студентом Пизанского университета,
подметил, что продолжительность малых качаний маятника не зависит от
величины размахов; это наблюдение было сделано им в соборе над
уменьшающимися качаниями люстры, причем время он измерял биениями
собственного пульса.
26 Реймский собор - один из шедевров зрелой французской готики XIII в.
27 Ансельм, архиепископ Кентерберийский, и Вильгельм (Гильом) из
Шампо - наиболее крайние представители реализма в средневековой схоластике
(XI - XII вв.). В решении проблемы универсалий реализм утверждал, что чем
более общим является понятие, тем реальнее его существование в качестве
особой сущности, в противоположность номинализму (Беренгар Турский,
Росцелин, Абеляр) - философскому учению, согласно которому общее не имеет
онтологического содержания и которое признавало объективное существование
лишь единичных предметов.
28 Имеется в виду работа Порфирия "Введение в категории Аристотеля"
(III в.), бывшая для средневековой философии основным толкованием Аристотеля
и оказавшая огромное влияние на средневековую схоластику; поставленный
Порфирием вопрос о реальности понятий послужил основным исходным пунктом для
дискуссий между реалистами и номиналистами.
29 Ср. запись Белого о январе 1916 г.: "...раза 3 в неделю уезжаю в
университетскую библиотеку в Базель, где усиленно работаю над литературой о
Раймонде Луллие; читаю французскую монографию о нем (забыл автора) (...),
читаю "Ars brevis" Раймонда и перехожу к "Ars magna", но - запутываюсь; и
читаю комментарии к Раймонду Джордано Бруно" {Ракурс к дневнику, л. 77 об.).
30 Над этим исследованием по истории и философии культуры Белый работал
в основном в 1925 - 1926 гг. и в мае - июне 1931 г.
31 Картина Грюневальда "Поругание Христа" (1503) в Старой Пинакотеке. В
письме к Брюсову от 26 октября (н. ст.) 1906 г. Белый называет Грюневальда в
числе "старых немцев", особенно ему близких (Литературное наследство, т. 85.
Валерий Брюсов, с. 392).
32 Заключительные строки 1-й части ("Вы шумите. Табачная гарь...")
стихотворения "Безумец" (март 1904 г.), входящего в книгу Белого "Золото в
лазури" (Стихотворения и поэмы, с. 142).
33 Цитата из 20-го стихотворения ("Der Wegweiser" - "Придорожный
столб") цикла Вильгельма Мюллера "Зимний путь" ("Die Winterreise"),
положенного на музыку Францем Шубертом (ор. 89, 1827); в переводе В. П.
Коломийцова: "Я пройду тот путь надежный,//Что нам всем закрыт назад..." (К
о ломи й-цов В. Тексты песен Франца Шуберта. Л., 1933, с. 99).
34 Маргарита Дидерихс, сестра Андрея Дидерихса. Из Мюнхена Белый
отправил на родину ряд приветственных открыток (матери, Брюсову и др.),
подписанных кроме него Владимировым, Вулихом, сестрой и братом Дидерихс.
35 В 1906 г. Т. Манн жил в Мюнхене по адресу: Франц-Йозефштрассе, 2.
36 Контаминация сокращенных и неточных цитат из "Путевых картин"
("Италия. I. Путешествие от Мюнхена до Генуи", 1828 - 1829) в переводе В. А.
Зоргенфрея (Гейне Г. Собр. соч., т. VI. Пб., 1922).
37 Ratskeller (нем.) - винный погребок (при ратуше).
38 Сокращенная цитата из "Путевых картин" в переводе В. А. Зоргенфрея
(Гейне Г. Собр. соч., т. VI, с. 25).
39 Ср.: "Simplicissimus" - сборный пункт художественной богемы Мюнхена.
Крошечный кабачок, а приди сюда весь Мюнхен, весь Мюнхен сумеет рассадить за
двумя десятками столиков умная Kathy Cobus, сорокалетняя хозяйка с черными,
хмурыми глазами, одновременно и строгими: усадит - и не будет тесно" (Белый
Андрей. Мюнхен вечером. - Киевские вести, 1908, 165, 22 июня).
40 В марте 1919 г. Эрих Мюзам активно участвовал в борьбе за Баварскую
советскую республику, за что поплатился тюремным заключением более чем на
пять лет (1919 - 1924).
41 О, wie fein! (нем.) - О, как тонко!
42 И. Э. Грабарь приезжал в Мюнхен в ноябре 1906 г. (см.: Грабарь
Игорь. Письма. 1891 - 1917. М., 1974, с. 189). О встречах с Грабарем Белый
рассказывает в письме из Мюнхена к матери от 27 ноября (н. ст.) 1906 г.
(ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 358).
43 У Антона Ашбе, руководившего (с 1891 г.) школой-мастерской живописи
и рисования в Мюнхене, Грабарь учился в 1896 - 1897 гг. См.: Грабарь И. Моя
жизнь. Автомонография. М.- Л., 1937, с. 121-128.
44 Повесть "Городок" - первое произведение Ш. Аша, принесшее ему
известность, - была опубликована в 1904 г. "Жаргоном" Белый называет идиш.
45 В очерке о Ш. Аше Белый писал: "...неожиданно дружески мы сошлись в
кабачке. Так же дружески мы продолжали сходиться с Шоломом Ашем в кабачках,
кафе, друг у друга, на улице, у Пшибышевского. Потом он внезапно исчез, как
внезапно появился на моем горизонте. В то время я имел весьма далекое
представление о талантливом еврейском писателе и должен сознаться, что не
читал из него ни одной строчки"; о прогулках и разговорах с Ашем Белый
вспоминает: "Все это было так просто, так весело, что невольно яснело на
сердце; и шутливо болтали мы с Ашем о всяком вздоре: его детские выходки
забавляли меня (...), Аш - первый и, кажется, единственный из мне известных
писателей, с которыми можно совсем не вести "умных" разговоров о литературе
(...) в первый же день знакомства мы просто, как дети, "водились" с Ашем на
улицах Мюнхена, простаивали у витрин, тихо молчали у фонтанов, бесцельно
кружились - возвращались на круги своя" (Белый Андрей. Шолом Аш. Силуэт. -
Час, 1907, 28, 16 сентября).
46 31 октября (н. ст.) 1906 г. Белый сообщал матери: "Я был на днях у
Пшибышевского. Это очень милый, любезный человек. Кажется, мы сойдемся
ближе. Он пригласил меня чаще наведываться" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр.
358).
47 "Homo sapiens" (1895 - 1898) - роман, "Be Profundis" - повесть Ст.
Пшибышевского.
48 Имеется в виду Казимеж Врочиньский (1883 - 1957), польский поэт и
драматург; о встречах с ним см. в письмах Белого к Брюсову (ноябрь 1906 г.)
(Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюссв, с. 396, 398). "Chimera"
(1901 - 1907) - литературно-художественный журнал, орган польского
модернизма.
49 Собрания сочинений Пшибышевского на русском языке были выпущены в
свет издательством "Скорпион" (т. 1 - 4. М., 1904 - 1906) и издательством В.
М. Саблина (т. 1 - 10. М., 1905-1911).
50 Название вокального цикла Ф. Шуберта (см. выше, примеч. 33).
51 Ср.: "В продолжение двух месяцев мне приходилось соприкасаться с
польской колонией в Мюнхене. Я оценил благоговейное отношение к закату
Пшибышевского; все видят его захождение, все знают, что мистерия его
творчества приходит к концу (...). Но молодежь, окружающая его, как бы
шепчет: "Свет тихий, свет вечерний". И грустным, мерцающим светом озарены
вечера Пшибышевского. И даже раскаты смеха там в грустных, бархатных тонах.
И на этих вечерях Пшибышевский как бы прощается со всеми" (Белый Андрей.
Пшибышевский. Силуэт.- Час, 1907, 18, 2 сентября).
52 Письма Белого к С. А. Соколову не выявлены, однако сомнительно,
чтобы осенью 1906 г. Белый обращался к нему как представителю "Золотого
руна", поскольку Соколов ушел из журнала и широковещательно разорвал
отношения с Н. П. Рябушинским в начале июля того же года.
53 В 1907 г. в "Золотом руне" были напечатаны две поэмы в прозе
Пшибышевского - "Тиртей" ( 2) и "Стезею Каина" ( 11-12).
54 В очерке о Пшибышевском Белый писал: "Слов между нами не было
произнесено, слов внутренних: мы больше молчали с Пшибышевским о том, что не
всегда срывается с уст (...). Пшибышевский говорил мало: с неуловимой
властностью, прикрытой добродушием, заставлял он высказываться меня о
России. Мое описание похорон Баумана взволновало его (...) простота
отношений к людям у него не только от духовного аристократизма, но и оттого,
что он - интеллигентный пролетарий. В нем нет и следа гримасы, которая
всегда выступает из-под условного лоска буржуазных отношений. Аристократ и
пролетарий, товарищ и царь своеобразно соединены в Пшибышевском" (Час, 1907,
18, 2 сентября).
55 Ср.: "Он один из лучших исполнителей Шопена. Шопеном он говорит с
вами" (там же).
5(5 Белый имеет в виду свою статью "Пророк безличия" (Киевская мысль,
1909, 133, 15 мая; Арабески, с. 3 - 16).
57 Белый относит эту встречу с Ашем ко времени своего пребывания в
Петербурге в ноябре 1907 г. (Ракурс к дневнику, л. 42).
58 В литературно-художественном альманахе издательства "Шиповник" (кн.
5. СПб., 1908), выпускавшемся 3. И. Гржебиным и С. Ю. Копельманом, была
опубликована трагедия Ш. Аша "Саббатай Цеви".
59 Карлстор - средневековые ворота (XIV в.) на Карлс-плац, на границе
старого города, перестроенные в 1791 г. во время правления курфюрста
Карла-Теодора и названные его именем.
60 Актриса на амплуа молодых девушек (ф p. ingenue - юная, простодушная
девушка).
61 Вплоть до начала 1910-х годов сценические постановки пьес Ведекинда
в Германии приобретали скандальный характер (травля в печати, преследования
со стороны судебных инстанций и т. д.).
62 "Мюнхен очень по мне; здесь все мне нравится", - писал Белый матери
5 октября (н. ст.) 1906 г., сразу же по приезде в столицу Баварии (ЦГАЛИ, ф.
53, оп. 1, ед. хр. 358); несколько недель спустя в письме, полученном в
Москве 5 ноября, он сообщал ей же: "Здесь тихо и просторно. Лечусь
молчанием, сосредоточенностью и одиночеством. Каждый лишний месяц, который
проведу здесь, прибавит мне здоровья: это чувствую. Начинаю приходить в себя
после нелепой суматохи последних лет. (...) Благодарю судьбу и Тебя, что я
поехал в Мюнхен (...)" (Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1986,
с. 67).
63 Сен-Готард - перевал в Лепонтинских (Западных) Альпах в Швейцарии
(высота 2108 м).
64 Ходатайство Э. К. Метнера об освобождении от обязанностей
нижегородского цензора было удовлетворено в марте 1906 г.
65 Э. К. Метнер с женой, А. М. Метнер, и Н. К. Метнер приехали в Мюнхен
16/29 декабря 1906 г., уже после отъезда Белого, и прожили там до июня 1907
г. См. комментарии 3. А. Апетян в кн.: Метнер Н. К. Письма. М., 1973, с. 80.
68 См. письмо Л. Д. Блок к Белому от 26 сентября 1906 г. (Литературное
наследство, т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования, кн. 3, с.
257).
67 В Мюнхене Белый работал над 2-й частью "четвертой симфонии" "Кубок
метелей" в ее окончательной редакции.
68 Позднейшие оценки Белым этого произведения имеют, как правило,
негативный характер; ср.: "...испорченный мной в эпоху мрачных 1906 - 1907
годов (/старый" текст 4-ой "симфонии" (написанный в 1902 году, искалеченный
в 1906 году в "Кубок метелей")" (Почему я стал символистом, с. 81 - 82).
69 Рассказ Белого "Куст" был опубликован в 7 - 9 "Золотого руна" за
1906 г. (с. 129-135).
70 В письме к Белому от 2/15 октября 1906 г. Л. Д. Блок расценивала
публикацию "Куста" как "поступок глубоко непорядочный": "...нельзя так
фотографически описывать какую бы то ни было женщину в рассказе такого
содержания; это общее и первое замечание; второе - лично мое: Ваше
издевательство над Сашей. Написать в припадке отчаяния Вы могли все; но
отдать печатать - поступок вполне сознательный, и Вы за него вполне
ответственны. Вы знали, что делаете, и решились на это" (Литературное
наследство, т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования, кн. 3, с.
258). 9/22 октября она вновь писала Белому, с еще большей решительностью и
резкостью: "Скажу Вам прямо - не вижу больше ничего общего у меня с Вами. Ни
Вы меня, ни я Вас не понимаем больше. (...) Вы считаете возможным печатать
стихи столь интимные, что когда-то и мне Вы показали их с трудом. Пусть так;
не чувствую себя теперь скомпрометированной ничуть, так как существование
Вашей книги будет вне сферы моей жизни. (...) возобновление наших отношений
дружественное еще не совсем невозможно, но в столь далеком будущем, что его
не видно мне теперь. Надо для этого, чтобы теперешний, распущенный,
скорпионовский до хулиганства, Андрей Белый совершенно исчез и пришел кто-то
новый" (ГБЛ, ф. 25, карт. 9, ед. хр. 18; в письме подразумевается публикация
стихотворений Белого из цикла "Одинокие" в 8 "Весов" за 1906 г.).
71 Цитаты из стихотворения "Полумаска" (Белый Андрей. Пепел. Стихи. М.,
1929, с. 81), представляющего собой переработанную редакцию стихотворения
"Вакханалия", написанного в Мюнхене в 1906 г. (см.: Стихотворения и поэмы,
с. 232).
72 См.: Бугаев Борис. На перевале. VI. Против музыки. - Весы, 1907,
3, с. 57-60.
73 "Манифест" Белого "Художник оскорбителям" был напечатан в 1
"Весов" за 1907 г. (с. 53 - 56). В этом произведении Белый от имени
художников-творцов бросал слова гнева и презрения сытой толпе буржуа и
эстетов.
74 Сокращенная цитата (Арабески, с. 330). Опубликование "манифеста"
вызвало "Открытое письмо "Весам" 3. Н. Гиппиус, в котором выдвигались
претензии редакции журнала за напеча-тание этого документа: "Издевки над
наготой пьяного отца - ничего не принесли одному из сыновей Ноя, кроме беды
и безобразия. (...) Таким несчастным случаем невинного Ноя, когда он, нагой,
напился "от гроздий" и заснул, - я считаю "Манифест" Андрея Белого (...).
"Весы", увидав наготу, выставили ее на свет, запечатлели ее на своих
страницах. (...) Кто знает Андрея Белого хотя немного, хотя издали, хотя бы
по литературным произведениям только, по стихам - тому будет больно и
бесполезно слышать случайный дикий взвизг этого человека, сущность
которого - махрово-нежный, глубокий ум и разноцветно-играющая, любовная
талантливость. Он действительно художник; но, конечно, не художник изрыгал
эти жалкие, бездейственные и уродливые ругательства "Манифеста", жалкие уже
потому, что они неизвестно к кому обращены и неизвестно кем произносятся.
(...) Дикий крик человека в аффекте - "Весы" восприняли и собою закрепили в
трезвом состоянии" (ИРЛИ, ф. 240, оп. 2, ед. хр. 61). В письме к Гиппиус
(1907, страстная неделя), аргументируя нежелание редакции "Весов"
публиковать ее "открытое письмо", Брюсов указывал: "Вы осуждаете автора за
то, что произошло вне литературы, в его частной жизни. Был ли
Андрей Белый, когда писал свой "Манифест", подобен Ною, вкусившему от
плодов виноградных, этого читатели и редакция ие могут и не должны знать. Мы
получили "Манифест", как и все другие статьи Белого. Все проявления души
Белого мы считаем стоящими внимания. Белый переживает последние годы резкий
перелом в своем миросозерцании, так что странность тона его статьи могла
быть объяснена этой ломкой. Наконец, через неделю после "Манифеста" я
получил от Бориса Николаевича письмо, в котором он повторял свое желание
видеть "Манифест" напечатанным (...)" (Литературное наследство, т. 85.
Валерий Брюсов, с. 692 - 693; Брюсов имеет в виду письмо Белого,
отправленное из Парижа 12 декабря 1906 г., со строками: "Извиняюсь за
безумие, именуемое "манифестом". Если будете печатать, опустите слово
"манифест". Впрочем, поступите, как вам угодно"; см.: Литературное
наследство, т. 85. Валерий Брюсов, с. 402). В письме к Брюсову от 13 мая (н.
ст.) 1907 г. Гиппиус, не возражая против решения Брюсова относительно ее
"открытого письма", добавляла о реакции Белого на этот документ: "Он читал
эту заметку в Париже и не только не "возражал", а готов сам был под нею
подписаться" (ГБЛ, ф. 386, карт. 82, ед. хр. 39). Тем не менее несколько лет
спустя Белый включил свой "Манифест" в "Арабески".
75 Имеется в виду статья Белого "О проповедниках, гастрономах,
мистических анархистах и т. д." (Золотое руно, 1907, 1, с. 61-64).
76 В письме от 5 ноября (н. ст.) 1906 г. Мережковский просил Белого
посетить мюнхенского издателя Р. Пипера и осведомиться о ходе дел с
подготовкой сборника "Меч" ("Der Schwert"; нереализованный замысел) и
сборника его, Мережковского, статей в немецком переводе. В этом же письме к
Белому Мережковский признавался: "Знайте только одно: я всегда молюсь за
Вас, каждый день. И 3. Н. тоже за Вас молится, и Дм(итрий) Вл(адимирович). Я
часто вижу Вас во сне и чувствую тогда, как Вы страдаете. Зина тоже видит
Вас во сне. Между нами - неразрывная связь, и, если бы мы даже хотели, мы не
можем покинуть друг друга" (ГБЛ, ф. 25, карт. 19, ед. хр. 9; Дмитрий
Владимирович - Философов).
77 8 ноября (н. ст.) 1906 г. 3. Н. Гиппиус писала Белому из Парижа: "А
когда к нам приедете - увидите, какая у нас трезвость, и простота, и
стремление к известному "смиренномудрию"; может быть, даже скучно вам
покажется, но, наверное, будет, как раз вам, не бесполезно" (ГБЛ, ф. 25,
карт. 14, ед. хр. 6).
78 Об этом свидании см. в письме Белого к Брюсову от 14 декабря (н.
ст.) 1906 г. (Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюсов, с. 403).
79 Белый приехал в Париж 1 декабря (н. ст.) 1906 г.
80 К Лувру, бывшему королевскому дворцу и крупнейшему художественному
музею, примыкал дворец Тюильри (Tuileries; 1564 - 1670, архитекторы Ф.
Делорм, Л. Лево и др.), бывший одной из королевских резиденций. Ныне на
месте дворца сад одноименного названия.
81 По приезде в Париж, однако, Белый относился к своим встречам с
Мережковскими иначе; ср. его письмо к матери (декабрь 1906 г.): "Почему я
выбрал Париж? Естественно, там одни из самых мне близких и внутренне, т. е.
душой, помогающих людей: Дм. С. Мережковский, Гиппиус и Философов; последний
оказал мне нравственную поддержку и молитвой, и участливым отношением ко мне
(...)"; в другом декабрьском письме к ней же он отмечал: "Неоценимо то, что
здесь почти рядом со мной Мережковские и Философов. Я бываю у них каждый
день от 3 до 6 часов" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 358).
82 Белый подразумевает хирургическую операцию, которую он перенес 2
января 1907 г.
83 Парижский адрес Белого: Passy, XVI, rue de Ranelagh, 99.
84 Юбер Лагардель был вождем правого крыла французских синдикалистов.
85 Eh bien (ф р.) - ну; ну что же; так вот и т. п.
86 В Аджарии, в Цихисдзири (близ Батуми), Белый жил в апреле - июне
1927 г.
87 Имеется в виду многотомная "Социалистическая история" ("Histoire
socialiste") Жореса, издававшаяся в Париже в 1900-е годы.
88 Палата депутатов французского парламента.
89 В 1881 - 1883 гг. Жорес работал преподавателем философии в лицее
Альби (департамент Тарн), а с 1883 г. - в Тулузском университете.
90 Bonjours, mademoiselle... Ca va bien? (ф p.) - Здравствуйте,
мадемуазель... Все в порядке?
91 Белый общался с А. Матиссом во время пребывания французского
художника в Москве в конце октября 1911 г., в частности, 27 октября в
Обществе свободной эстетики (см.: Русаков Ю. А. Матисс в России осенью 1911
года. - В кн.: Труды Государственного Эрмитажа, XIV. Л., 1973, с. 178).
92 В декабре 1906 г. Белый сообщал матери: "...интересно, что за одним
табльдотом со мной завтракает социалист Жорес, одна из самых ярких фигур во
Франции. Мы очень живо говорим с ним обо всем" (Памятники культуры. Новые
открытия. Ежегодник 1986, с. 68). О своих встречах с Жоресом Белый рассказал
в очерках "Силуэты. I. Жорес" (Накануне, 1907, 20, 6 июля) и "Из встреч с
Жоресом" (Час, 1907, 2, 14 августа), а также в позднейшем очерке
"Воспоминания о Жоресе" (1924); см.: Андрей Белый. Проблемы творчества. М.,
1988, с. 645 - 652. В первом из этих очерков Белый писал: "Общество наше
состояло из художника-иллюстратора, нервнобольного француза и его болтливой,
хорошенькой жены, двух-трех державшихся в стороне аббатов, неслышно
скользящих, как летучие мыши (они обменивались холодными поклонами с
Жоресом), русской барышни, Жореса и меня. Оттого ли, что Жорес всегда
расположен к русским, оттого ли, что диапазон наших бесед с
соотечественниками был шире, но Жорес всегда как бы аккомпанировал нам,
постоянно вмешиваясь и направляя беседу, так что мы выделились из общего
концерта в некоторое постоянное трио". См.: Renouvier Ch. Esquisse dune
classification sys-tematique des doctrines philosophiques, vol. 1 - 2.
Paris, 1885 - 1886. Белый указывает, что читал это произведение в феврале
1907 г. (Ракурс к дневнику, л. 37 об.).
94 Ср. свидетельства Белого в очерке "Силуэты. I. Жорес": "Жорес
окружен русскими эмигрантами, и орган его всегда осведомлен о положении дел
в России. Он знает все оттенки политической группировки в России (...). Он
любезно относится к нашим кадетам, говорит об уме и ловкости кадетских
вождей, хотя лично симпатизирует крайним левым. (...) Желая иметь точную
картину политической борьбы в России, он подробно и много расспрашивал меня
о тех событиях, свидетелем которых я был". О тех же политических
предпочтениях Жореса свидетельствует и Мережковский, передавая его слова в
статье "Цветы мещанства" (1908): "В настоящее время в России кадеты -
единственная партия, у которой есть чувство реальных политических
возможностей. Все, что левее, безумно. Ваши крайние - или фанатики, или
мечтатели, живущие в царстве химер. Их геройству нельзя не удивляться. Но
удивление смешивается с чувством грусти и, простите, досады. У вас, русских,
все - порыв. Вы готовы спрыгнуть в окно и сломать себе шею, вместо того
чтобы спуститься по лестнице. Вы умирать лучше умеете, чем жить..." (М
ережковский Д. С. Поли. собр. соч. (Библиотека "Русского слова"), т. XVI.
М., 1914, с. 69).
95 Сокращенная цитата (Арабески, с. 341 - 342). Первая публикация
статьи "Люди с "левым устремлением" - Час, 1907, 10, 24 августа.
96 Цитата из той же статьи (Арабески, с. 341).
97 Сокращенные цитаты из той же статьи (там ж е, с. 341 - 342).
98 Подразумевается, что А. Ф. Аладьин, депутат от крестьян в I
Государственной думе, представлявший левую фракцию, впоследствии входил в
крымское правительство генерала П. Н. Врангеля.
99 Имеется в виду первая легальная большевистская газета "Новая жизнь",
издававшаяся в Петербурге с 27 октября по 3 декабря 1905 г.; ее официальным
редактором значился Н. М. Минский. См.: Карелина М. Большевистская "Новая
жизнь". М., 1955; М е й л а х Б. Ленин и проблемы русской литературы XIX -
начала XX вв. Л., 1970, с. 166 - 171; Максимова В. А. "Новая жизнь" и
"Вестник жизни". - В кн.: Русская литература и журналистика начала XX века.
1905 - 1917. Большевистские и общедемократические издания. М., 1984, с. 4 -
23.
100 Имеется в виду стихотворение Минского "Гимн рабочих", впервые
опубликованное в "Новой жизни" (1905, 12, 13 ноября). См.: Поэты 1880 -
1890-х годов (Библиотека поэта, большая серия). Л., 1972, с. 137, 650
(комментарий Л. К. Долгополова).
101 Эта книга, состоявшая из статей Мережковского, Гиппиус и
Философова, вышла в свет в Париже в 1907 г.
102 "Речь" - ежедневная петербургская газета, начатая изданием в 1906
г., главный орган кадетской партии. Д. В. Философов был ее постоянным
сотрудником.
103 Дмитрий Александрович Философов стал министром торговли и
промышленности в кабинете П. А. Столыпина, председателя Совета министров в
1906 - 1911 гг.
104 Ср. воспоминания А. Н. Бенуа о встречах с Мережковскими в Париже в
1906 г.: "Это было время, когда 3. Н. Гиппиус изящно кокетничала с разными
"парламентными заговорщиками", и среди них и с самим Савинковым, и тогда же
в их салоне на улице Теофиль Готье образовалось нечто вроде штаб-квартиры
революции, куда захаживали всевозможные персонажи революционного
вероисповедания. Кажется, тогда же у них установилась связь с Керенским.
Впрочем, я сам там бывал редко, и мне претила вся эта отдававшая
легкомыслием и любительством суета" (Бенуа Александр. Мои воспоминания, кн.
IV, V. М., 1980, с. 444).
105 Трилогия Мережковского "Христос и Антихрист", состоящая из романов
"Смерть богов (Юлиан Отступник)", "Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)",
"Антихрист (Петр и Алексей)" (СПб., изд. М. В. Пирожкова, 1906).
106 Эта встреча состоялась 17 февраля (н. ст.) 1907 г. См. письмо
Белого к Брюсову от 14/27 февраля 1907 г. (Литературное наследство, т. 85.
Валерий Брюсов, с. 405 - 407).
107 Видимо, подразумевалась информационная статья Фило-софова под
рубрикой "Париж (От нашего корреспондента)" (Речь, 1907, 15, 19 января/1
февраля, с. 2; подпись: Д.), в которой сообщалось о действиях Жореса в связи
с франко-русскими финансовыми комбинациями.
108 Опровергая это место в мемуарах Белого, 3. Н. Гиппиус утверждает,
что она вообще не участвовала в описываемой встрече (см.:
Гиппиус-Мережковская 3. Дмитрий Мережковский. Париж, 1951, с. 172).
109 В иной тональности Белый рассказывает об этом свидании в очерке "Из
встреч с Жоресом": "У Мережковского отсутствует талант общения с далеко
отстоящими от него людьми: он говорит только с огнем и о том, что для него
всего ближе; в противном случае он невольно замыкается в молчание. Я боялся
шероховатостей в описываемой встрече. (...) Жорес был неподдельно мил и с
интересом расспрашивал русских об их религиозных взглядах, об отношении
мистического построения Мережковского к общественным вопросам вообще, об
отношении его к социализму и анархизму, наконец расспрашивал о России. Он
обещал всяческое содействие русскому писателю в нужном ему деле, и они
расстались, по-видимому, довольные друг другом; по крайней мере, Д. С.
Мережковский потом говорил о Жоресе с большой теплотой и сердечностью. Мне
неловко было говорить с Жоресом о Мережковском, как человеку, слишком близко
стоящему к интересам русского писателя" (Час, 1907, 2, 14 августа) .
Мережковский охарактеризовал встречу с Жоресом в статье "Цветы мещанства"
(Речь, 1908, 35, 10 февраля), вошедшей в его сборник "В тихом омуте"
(СПб., 1908); см.: Мережковский Д. С. Поли. собр. соч., т. XVI, с. 68 - 69.
110 27 января (н. ст.) 1907 г. Белый писал матери: "Жорес спрашивает
часто обо мне и выказывает мне много симпатии" (ЦГАЛИ, ф. 53, он. 1, ед. хр.
358). В программу этой утренней конференции, состоявшейся 16 декабря 1906
г., кроме выступления Жореса на тему "Религиозный вопрос и социальный
вопрос" входили также музыкальные номера и представление трагедии П. Корнеля
"Никомед".
112 В очерке "Из встреч с Жоресом" Белый писал: "Что говорит Жорес?
Этого нельзя передать, когда вы переживаете период, когда период вырастает в
нечто целое, закрывая горизонты общего плана речи причудливо растущим, как
облако, отдельным периодом. И это облако расцвечено неуловимыми, мгновенными
зарницами сарказма, юмора, каламбурами и намеками"; "Да, Жорес политик, его
журнальные статьи интересны... но разве это Жорес? Не читайте их никогда,
послушайте, как они живут, когда рождаются у него в пафосе красноречия, и вы
поймете, почему Жорес - действительно большой человек". См. также
опубликованные С. Д. Ворониным рисунки Белого, изображающие Жореса
(Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1986, с. 68 - 69); один из
них подписан: "Жорес на ораторской трибуне перед 6000 толпой кричит о
благородстве России, свергающей насилие".
113 По всей вероятности, анахронизм: марокканский кризис, вызванный
конфликтом между Францией и Германией из-за экономических и политических
притязаний на Марокко, возник в 1905 г., однако агадирский конфликт
разразился лишь летом 1911 г., когда германская канонерка "Пантера" вошла в
контролируемый Францией порт Агадир под предлогом защиты интересов
германских граждан в Марокко.
114 См.: La Fete du Trocadero. Question religieuse et la Question
sociale. Conference du citoyen Jaures. - Humatite, 1906, 974, 17 decembre,
p. 5.
115 Жорес был убит французским националистом Раулем Вилленом 31 июля
1914 г., за день до объявления войны.
116 Ср. запись Белого о январе 1907 г.: "Мое участие в пишущейся драме
3. Гиппиус: "Красные маки", или "Маков цвет". Пишу Гиппиус стихи для этой
драмы (гимн красных маков)" (Ракурс к дневнику, л. 37). Стихотворение Белого
(без указания авторства) предпослано тексту драмы:
В голубые, священные дни
Распускаются красные маки.
Здесь и там лепестки их - огни
Подают нам тревожные знаки.
Скоро солнце взойдет.
Посмотрите -
Зори красные.
Выносите
Стяги ясные.
Выходите
Вперед,
Девицы красные.
Красным полымем всходит
Любовь. Цвет Любви на земле одинаков.
Да прольется горячая кровь
Лепестками разбрызганных маков.
(Гиппиус 3., Мережковский Д., Философов Д. Маков цвет. СПб., 1908, с.
3).
117 М. Я. Герценштейн, член I Государственной думы и один из лидеров
кадетской партии, был убит черносотенцами 14 июля 1906 г. во время прогулки
на морском берегу в Териоках. Кадет, член I Государственной думы Г. Б.
Иоллос был убит на улице 14 марта 1907 г. рабочим Федоровым по наущению
члена Союза русского народа Казанцева.
118 В Париже Белый общался с Рудольфом Буксгевденом; отца, барона Отто
Оттовича Буксгевдена, застрелил в Петербурге 21 июня 1907 г. его сын и брат
Рудольфа Эдгар. Оправданно предположение, что по аналогии с Буксгевденами
Белый придумал фамилию одного из второстепенных персонажей "Петербурга"
(романа, в котором активно разрабатывается мотив отцеубийства) - Вергефден
(см.: Ljunggren Magnus. The Dream of Rebirth. A Study of Andrey Belyj's
Novel "Peterburg". Stockholm, 1982, p. 142-143).
119 В 1905 г. в "Весах" ( 1 - 7) появилось 17 публикаций И. И.
Щукина - рецензии на искусствоведческие издания.
120 А. Ф. Онегин (Отто), живший с 1860-х годов в Париже, собрал
знаменитую коллекцию рукописей Пушкина, частично поступивших к нему после
смерти В. А. Жуковского, частично купленных им за границей. См.: Неизданный
Пушкин. Собрание А. Ф. Онегина. М. - Пг., 1923.
121 В 1906 г. Брюсов опубликовал в "Весах" три стихотворения Н. С.
Гумилева ( 6, с. 6 - 9).
122 За приглашение участвовать в "Весах" Гумилев благодарил Брюсова в
письме от 11 февраля 1906 г. (ГБЛ, ф. 386, карт. 84, ед. хр. 18).
123 Гумилев описал этот визит в письме к Брюсову от 8 января 1907 г.:
"...я получил мистический ужас к знаменитостям, и вот почему. Я имел к
Зинаиде Николаевне Мережковской рекомендательное письмо от ее знакомой,
писательницы Микулич. И однажды днем я отправился к ней. Войдя, я отдал
письмо и был введен в гостиную. Там, кроме Зинаиды Ник(олаевны), были еще
Философов, Андрей Белый и Мережковский. Последний почти тотчас же скрылся.
Остальные присутствующие отнеслись ко мне очень мило, и Философов начал меня
расспрашивать о моих философско-политических убеждениях. Я смутился, потому
что, чтобы рассказать мое мировоззрение стройно и ясно, потребовалась бы
целая речь, а это было невозможно, так как интервьюирование велось в форме
общего разговора. Я отвечал, как мог, отрывая от своей системы клочки мыслей
неясные и недосказанные. Но, очевидно, желание общества было подвести меня
под какую-нибудь рамку. Сначала меня сочли мистическим анархистом -
оказалось неправильным. Учеником Вячеслава Иванова - тоже. Последователем
Сологуба - тоже. Наконец, сравнили с каким-то французским поэтом Бетнуаром
или что-то в этом роде. Разговор продолжался, и я надеялся, что меня
подведут под какую-нибудь пятую рамку. Но, на мою беду, в эту минуту вышел
хозяин дома Мережковский, и Зинаида Ник(ола-евна) сказала ему: "Ты знаешь,
Николай Степанович напоминает Бетнуара". Это было моей гибелью. Мережковский
положил руки в карманы, стал у стены и начал отрывисто и в нос: "Вы,
голубчик, не туда попали! Вам не здесь место! Знакомство с Вами ничего не
даст ни Вам, ни нам. Говорить о пустяках совестно, а в серьезных вопросах мы
все равно не сойдемся. Единственно, что мы могли бы сделать, это спасти Вас,
так как Вы стоите над пропастью. Но ведь это..." - тут он остановился. Я
добавил тоном вопроса: "Дело неинтересное?" И он откровенно ответил "да" и
повернулся ко мне спиной. Чтобы сгладить эту неловкость, я посидел еще
минуты три, потом стал прощаться. Никто меня не удерживал, никто не
приглашал. В переднюю, очевидно из жалости, меня проводил Андрей Белый" (там
же).
124 Иронические отзывы об этом визите Гумилева сообщили в письмах к
Брюсову 3. Н. Гиппиус (8/21 января 1907 г.) и Андрей Белый (14/27 февраля
1907 г.). См.: Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюсов, с. 691, 406.
Посещение Гумилева нашло отражение в пьесе Гиппиус, Мережковского и
Философо-ва "Маков цвет", где начинающий поэт выведен под именем Гущина.
См.: Суперфин Г. Г., Тименчик Р. Д. Письма А. А. Ахматовой к В. Я.
Брюсову. - Cahiers du Monde russe et sovietique, 1974, vol. XV, 1 - 2, p.
190.
125 H. H. Минский был избран председателем Совета берлинского "Дома
искусств", образованного в середине ноября 1921 г. группой русских писателей
и художников; Белый был одним из членов совета. См.: Бюллетени "Дома
искусств", 1922, 1 - 2, 17 февраля, стлб. 21.
126 Высокая оценка трудов Рихарда Мутера "История живописи" и "История
живописи в XIX веке" была дана в "Мире искусства" в рецензиях А.
Ростиславова (1901, т. II, 11 - 12, с. 318 - 319; 1902, т. II, 11, отд.
II, с. 52 - 55), столь же высокой оценки были удостоены книги Мутера об
английской и бельгийской живописи (Хроника журнала "Мир искусства", 1903,
7, с. 69-70; подпись: Р. Г.; 1903, 16, с. 183; подпись: П. Н.).
127 В "Мире искусства" были напечатаны в переводе с немецкого работы
Юлиуса Мейер-Гре