олотого руна" за 1907 г. было помещено редакционное
сообщение (с. 74) о том, что А. Блок будет вести в жур нале критические
обозрения, "дающие систематическую оценку литературных явлений"; там же было
напечатано заявление Блока, в котором намечалась тематическая программа
"критических обозрений текущей литературы" (см.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми
томах, т. 5. М. - Л., 1962, с. 675).
154 Подразумевается тематика обзорных статей Блока "О реалистах", "О
лирике", "О драме", "Литературные итоги 1907 года", помещенных в 1907 г. в
"Золотом руне" ( 5, 6, 7 - 9, 11-12).
156 Хотя Вяч. Иванов специальным примечанием к своей статье "Ты еси"
оповещал о том, что его отношение к "Золотому руну" "остается по-прежнему
отношением простого авторского сотрудничества" (Золотое руно, 1907, 7 - 9,
с. 102), его литературная деятельность со второй половины 1907 г.
сосредоточилась в основном в этом журнале; с того же времени "Золотое руно"
в своей программе стало придерживаться последовательной ориентации на
философско-эстетические идеи Иванова.
166 Этот конфликт Белого и Блока исчерпывающим образом отразился в их
переписке (август 1907 г.). См.: Александр Блок и Андрей Белый. Переписка,
с. 189 - 213.
157 Имеется в виду статья Э. К. Метнера (Вольфинга) "Борис Бугаев
против музыки" (Золотое руно, 1907, 5), представляющая собой отклик на
статью Белого "На перевале. VI. Против музыки", напечатанную в "Весах"
(1907, 3). Рябу-шинский отказался поместить в "Золотом руне" ответное
возражение Белого Метнеру (это "Письмо в редакцию" было опубликовано в
"Перевале", 1907, 10), что послужило причиной нового конфликта (в августе
1907 г.) между редакцией "Золотого руна" и Белым, которого поддержали Брюсов
и другие "ве-совцы".
158 "Литературно-художественная неделя" - еженедельная газета
литературы и искусства, выходившая в Москве в 1907 г. (редактор-издатель -
В. И. Стражев); вышло всего 4 номера - с 17 сентября по 8 октября. Б. К.
Зайцев сообщает, что газета "погибла (...) от безденежья и "холодности"
публики" (3 а й-цев Б. Москва. Мюнхен, 1973, с. 42).
159 См. выше, примеч. 1.
160 Первая жена В. Ф. Ходасевича - Марина Эрастовна Рындина (1887 -
1973). Ходасевич женился на ней в 1905 г.; расстались они в декабре 1907 г.
Женой С. К. Маковского М. Э. Ходасевич стала в 1910 г. (см. коммент. Дж.
Мальмстада и Р. Хьюза в кн.: Ходасевич Вл. Собр. соч., т. 1. Ann Arbor,
1983, с. 277-278). .
161 Основную финансовую поддержку в деле издания "Аполлона" С. К.
Маковский получал от М. К. Ушкова (см.: Маковский С. На Парнасе "Серебряного
века". Мюнхен, 1962, с. 197-198).
162 Муни застрелился 28 марта 1916 г. в Минске, где отбывал военную
службу. А. И. Ходасевич вспоминает о Ходасевиче в этой связи: "Эта смерть
тяжело отозвалась на В. Ф. Он очень любил Муни, которого можно было назвать
его единственным другом, и он мучился и уверял себя, что отчасти виноват в
этой смерти (...). Опять у В. Ф. начались бессонницы, общее нервное
состояние, доводящее его до зрительных галлюцинаций" (см.: Ходасевич Вл.
Собр. соч., т. 1, с. 322). См. мемуарный очерк Ходасевича "Муни" (1926)
(Ходасевич В. Ф. Некрополь. Воспоминания. Bruxelles, 1939, с. 100 - 117).
163 Художественный и художественно-критический журнал, выходивший в
Москве в 1905 г. (редактор-издатель - Н. Я. Та-роватый); Ходасевич был одним
из его сотрудников.
164 Ходасевич не жил в доме Брюсовых, хотя и имел, видимо, отчетливое
представление о его укладе благодаря близким отношениям с Муни, женатым на
сестре Брюсова, и младшим братом Брюсова Александром Яковлевичем Брюсовым.
166 Имеется в виду скорлупчатое насекомое, приснившееся Ипполиту -
герою романа Достоевского "Идиот" (ч. 4, гл. V). См.: Достоевский Ф. М.
Поли. собр. соч. в 30-ти томах, т. 8. Л., 1973, с. 323-324.
166 Белый подразумевает, по всей вероятности, свою ссору с Ходасевичем
8 сентября 1923 г. в Берлине, во время прощального ужина по поводу своего
отъезда на родину. См.: Ходасевич В. Ф. Некрополь, с. 94 - 95; Берберова Н.
Курсив мой. Автобиография. Miinchen, 1972, с. 186 - 187. См. также: Хьюз
Роберт. Белый и Ходасевич: к истории отношений. - Вестник русского
христианского движения, 1987, 151, с. 144 - 165.
167 Ходасевич заболел туберкулезом позвоночника в 1916 г.
168 Имеется в виду статья 3. Н. Гиппиус "Тварное" - отзыв о первой
книге Б. Зайцева "Рассказы" (СПб., 1907). Характеризуя эту "сочную и
неподвижно-картинную" книгу, Гиппиус заключала о Зайцеве: "...в его
рассказах, собранных вместе, резче выступают все недочеты, тяжеловесности,
банальности, однообразная однотонность и другие художественные слабости.
Автору легче заметить их, освободиться от них в следующей книжке. Борис
Зайцев, хотим надеяться, - еще в будущем" (Весы, 1907, 3, с. 72, 73).
169 Белый имеет в виду прежде всего книгу П. П. Муратова "Образы
Италии" (т. 1 - 2. М., 1911-1912; т. 1-3. Берлин, 1924).
170 "Фельетон" Белого - "Смерть или возрождение. "Жизнь Человека" Л.
Андреева" - был напечатан 17 сентября 1907 г. в 1
"Литературно-художественной недели". В том же номере газеты был помещен
"Маленький фельетон" за подписью: "Товарищ Валерий" (намек на "весовский"
псевдоним "Товарищ Герман", которым пользовались в 1906 г. Брюсов и 3.
Гиппиус), а в редакционном предисловии утверждалось о символистах: "На имена
иных из них - скажем: К. Д. Бальмонта и В. Я. Брю-сова - уже лег зловещий
налет "маститости" и "популярности", который говорит о прекрасном конце.
Нетерпимость к новому и молодому, к тому, что не-"они", уже звучит в речах
иных из "них", - верный признак старческой дряхлости, литературного
генеральства, олимпийского величия". Редакция "Литературно-художественной
недели" также выражала свое несогласие с критико-полемической линией
"Весов", направленной против "мистического анархизма".
171 Приводим текст этого коллективного письма от 24 сентября 1907 г.:
"Милостивый государь Борис Николаевич!
В Вашем сегодняшнем разговоре с П. П. Муратовым, членом редакции
"Литературно-художественной недели", в помещении "Перевала" Вы позволили
себе назвать нашу газету хулиганской и употребить целый ряд крайне
оскорбительных выражений по адресу газеты и ее сотрудников.
Ввиду этого мы, члены редакции, предлагаем Вам: или принести публичное
извинение и взять Ваши слова назад в том же помещении редакции "Перевала",
или считать все отношения с каждым из нас, как литературные, так и личные,
совершенно поконченными.
Мы будем ждать Вашего ответа до 5 час. вечера среды 26-го сентября 1907
г. Если к этому сроку Вы не ответите, мы будем считать, что Вы приняли
второе условие.
Во всяком случае мы находим дальнейшее участие Ваше в
"Литературно-художественной неделе" невозможным.
Вик. Стражев. Борис Зайцев. Борис Грифцов. Павел Муратов.
Адрес редакции: 2-ой Смоленский пер., д. Орловых, кв. 33" (ГБЛ, ф. 25,
карт. 23, ед. хр. 12). В мемуарном очерке о Белом, помещенном в его книге
"Далекое" (Вашингтон, 1965), Б. Зайцев сообщает, что текст этого ультиматума
был написан им.
172 В этом обращении, адресованном Стражеву, Белый подтверждал свои
слова о том, что считает "Литературно-художественную неделю" "газетой
хулиганского типа", прояснял их смысл ("Я относил упреки свои не к людям, а
к общему тону заметок, напечатанных в Вашей газете") и заявлял о своем
выходе из состава сотрудников; указывая, что он ценит Б. К. Зайцева "и как
художника, и как человека", Белый добавлял: "...личных отношений с г-дами
Грифцовым, Муратовым и Вами у меня не было, кроме "чаепития" или "слов ни о
чем" да теоретических споров. Поэтому с улыбкой принимаю я Ваше условие:
прекращаю с Вами личные отношения. Что же касается Б. К. Зайцева, то мне
грустно и больно с ним разорвать" (ИМЛИ, ф. 11, оп. 2, ед. хр. 4).
173 26 или 27 сентября 1907 г. Белый писал Блоку: "Сегодня разорвал все
с Зайцевым, Стражевым и прочими из "Недели". (...) Я шел к ним с исповедью и
бичующим сомнением; они исповеди не захотели принять и потребовали
извинения. Я повторил, что тон их органа - хулиганский, махнул рукой и пошел
прочь: Зайцева одного прошибло: тот шел за мной, я взял его за руку: он
расплакался" (Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, с. 218). В книге
"Далекое" Зайцев вспоминает о заключительной части этого инцидента:
"...Белый вылетел в переднюю, я за ним. (...) Мы пожимали друг другу руки и
уверяли, что "лично" по-прежнему друг друга "любим", в литературной же
плоскости "разошлись" и не можем, конечно, встречаться, но "в глубине души
ничто не изменилось". У обоих на глазах при этом слезы. Комедия развернулась
по всем правилам. Мы расстались "дру-го-врагами" и долго не встречались, как
будто даже раззнакомились" (Знамя, 1989, 10, с. 190).
174 В статье "На перевале. X. Вольноотпущенники", получившей
скандальную известность, Белый противопоставлял фалангу "истинных"
символистов эпигонам: "Фаланга прошла вперед. (...) Но за ней потянулась
обозная сволочь, кричащая в уши нашим, теперь безвредным, врагам о том, что
"красота - красива", "искусство - свободно". И если эту обозную сволочь
принимает читатель (...) за новаторов, мы должны ему напомнить, что это все
не львы движения, а трусливые члены, упражняющие свою храбрость над трупами"
(Весы, 1908, 2, с. 71 - 72). При переиздании статьи Белый заменил
выражение "обозная сволочь" на "обоз" (см.: Арабески, с. 334).
175 См. выше, гл. 3, примеч. 92. В первой половине августа 1907 г.
Белый сообщал 3. Н. Гиппиус: "Я тут только что прочно водворился было в
газете "Накануне" (...). Написал фельетон о Жоресе; они пришли в восторг и
тут же напечатали. Написал продолжение фельетона; им еще больше понравилось;
просили работать много и писать часто, да газету извели штрафы; она погибла"
(Минувшее. Исторический альманах, 5, с. 209).
176 Газета "Столичное утро" (официальный редактор-издатель - С. Л.
Кугульский, с 56 - В. Павлов) издавалась в Москве в 1907 г. с 30 мая по 19
октября (вышло 118 номеров); была приостановлена в административном порядке,
однако "редакционная группа", согласно свидетельству Н. Валентинова,
преследованиям не подвергалась. Тот же Валентинов вносит коррективы в
характеристики Белого, отмечая, что "Столичное утро" было не
социал-демократической газетой, а лишь органом общедемократического
направления; сам Валентинов состоял в ней рядовым автором (см.: Валентинов
Н. Два года с символистами. Stanford, 1969, с. 23). В пору издания
"Столичного утра" Белый иначе оценивал этот печатный орган. "Предлагали
писать в "Столичном утре", но это - газета весьма низкого сорта", - сообщал
он 3. Н. Гиппиус в первой половине августа 1907 г. (Минувшее. Исторический
альманах, 5, с. 209).
177 В "Столичном утре" была опубликована статья Белого "Иван
Александрович Хлестаков" (1907, 117, 18 октября); кроме того, в этой
газете печатались "письма в редакцию" Белого и Рябушинского (5, 9, 11, 17
августа 1907 г.), отразившие ход конфликта между Белым и редакцией "Золотого
руна" (см. выше, примеч. 157).
178 В "Русском слове" появился очерк Белого "Владимир Соловьев (Из
воспоминаний)" (1907, 277, 2 декабря).
179 Осенью 1910 г. в "Утре России" были помещены статьи Белого "Великий
лгун" (12 сентября), "Вячеслав Иванов" (2 октября), "Неославянофильство и
западничество в современной русской философской мысли" (15 октября),
"Россия" (18 ноября), 5 апреля 1911 г. - очерк "Арабы (Из писем с дороги) ".
180 Белый был в Киеве в середине марта 1909 г. (14 марта он выступал
там в театре Медведева с лекцией "Современность и Пшибышевский").
181 В 1909 г. в "Киевской мысли" были напечатаны статьи Белого "Гоголь"
(19 марта), "Пророк безличия" (15 мая), "Московские письма. I. Современная
молодежь" (13 июня), "Символизм" (12 июля).
182 "Путевые заметки" Белого (7 очерков) публиковались в "Речи" в 1911
г. - с 25 января по 29 сентября.
183 Белый имеет в виду свои статьи, печатавшиеся в "Биржевых
ведомостях" весной и летом 1916 г.
184 В 1916 г. в "Русских ведомостях" были напечатаны статья Белого
"Памяти художника-моралиста" (24 ноября) и отрывки из "Котика Летаева" (13
ноября, 4 и 25 декабря).
185 19 февраля 1917 г. в петроградской газете "День" была опубликована
статья Белого "Смысл поэзии".
186 Ежедневные московские газеты "День" и "Час" не сменяли одна другую,
поскольку одно время выходили единовременно: "День" - в 1905 - 1907 гг. (до
14 ноября) и в 1909 г. (с 24 августа по 10 октября), "Час" - с 12 августа
1907 г. по 29 января 1908 г. (вышло 106 номеров); газета "Минута" выходила в
Москве с 1 по 26 августа 1908 г. (вышло 10 номеров).
187 Официально редакторами и издателями названных газет числились
другие лица.
188 Ср. запись Белого об октябре 1907 г.: "...ряд принципиальнейших,
горячейших споров с Валентиновым, пишущим о марксизме книгу; я называю его
позицию "символизмом" (так же эту позицию назвал Ленин в книге своей против
эмпириокритицизма); он называет меня ((марксистом" (Ракурс к дневнику, л. 41
об.). Валентинов познакомился с Белым через А. Н. Тургенева, отца А.
Тургеневой; см. главу "Первое знакомство с А. Белым" в мемуарах Н.
Валентинова "Два года с символистами" (с. 11 - 31). "...Мой интерес к нему
возрос, - пишет о Белом Валентинов, - когда он стал говорить, что хочет
"символизм соединить с марксизмом", что "призывает всех под знамя
социализма" и требует "прекратить болтовню и научиться ходить поступью
Маркса" (с. 48 - 49).
189 Имеется в виду книга Н. Валентинова "Философские построения
марксизма" (М., 1908), в которой марксистские философские взгляды
подкрепляются воззрениями Э. Маха и Р. Авенариуса. В. И. Ленин подверг книгу
Валентинова критике в своем труде "Материализм и эмпириокритицизм" (1908).
190 Свои встречи с Белым и Брюсовым Валентинов подробно описывает в
мемуарах "Два года с символистами" (с. 33 - 171).
191 А. П. Алексеевский официально редактором московской газеты "Утро
России" (1907, 1909 - 1918) не значился.
192 См.: "Начало века", гл. 4, примеч. 46.
193 Провокатор Е. Ф. Азеф, секретный сотрудник департамента полиции с
1893 г. и один из лидеров партии эсеров, был разоблачен В. Л. Бурцевым в
1908 г.; скрылся 24 декабря 1908 г., затем жил за границей по подложному
паспорту, выданному русской полицией.
194 П. А. Виленский был сотрудником "Киевской мысли" до 1911 г., затем
перешел в петербургские "Биржевые ведомости".
195 Белый приехал из-за границы в Петербург 21 августа/3 сентября 1916
г.; об этом дне он записал: "Виделся с ред(актором) "Биржевых ведомостей";
запись, относящаяся к 9 сентября: "Беседы с Виленским (...)" (Белый Андрей.
Жизнь без Аси. - ГБЛ, ф. 25, карт. 31, ед. хр. 1). Валентинов указывает, что
Виленский способствовал печатанию статей Белого в "Биржевых ведомостях" в
1916 г. (Валентинов Н. Два года с символистами, с. 25).
196 А. А. Койранский был постоянным сотрудником "Утра России", Е.
Янтарев - "Голоса Москвы" и "Московской газеты".
197 В первой половине 1910-х годов С. А. Соколов (Кречетов) регулярно
печатал статьи, обзоры, рецензии в театральном журнале "Рампа и жизнь" и в
газете "Утро России".
198 Имеется в виду статья "Господин Эллис", опубликованная без подписи
в "Голосе Москвы" (1909, 181, 8 августа). См. об этом ниже, гл. 5, главка
"Инцидент с Эллисом".
199 Этот скандал случился
на
заседании
Московского
Литературно-художественного кружка 27 января 1909 г., посвященном
выступлению Вяч. Иванова на тему "Последние течения в литературе"; Иванову
оппонировал Белый.
200 Неверное указание; в "Русском слове" (1909, 22, 28 января)
появилась заметка об инциденте, в которой сообщалось, что Ф. Ф. Тищенко
публично обвинил Белого в политической и этической беспринципности, в ответ
на что Белый закричал: "Вы - подлец! Я оскорблю вас действием!"
201 29 января 1909 г. Брюсов сообщал Вяч. Иванову: "Я принял все меры,
чтобы для Белого инцидент не имел дурных последствий"; в тот же день он
писал Н. И. Петровской: "Вчера дело это разбиралось в дирекции. Я не
присутствовал. Конечно, всячески защищаю Белого. Но и он хорош: лезет в эту
помойную яму, называемую "вторниками", и еще не умеет презирать ее"
(Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюсов, с. 520).
202 Ежедневная газета "Раннее утро" начала выходить в Москве с 17
ноября 1907 г.
203 19 декабря 1907 г. в "Раннем утре" ( 27) была помещена статья
Белого "Поэт мрамора и бронзы".
204 Имеется в виду собрание критических очерков Ю. И. Ай-хенвальда
"Силуэты русских писателей" (вып. 1 - 3. М., 1906 - 1910), пользовавшееся
широкой популярностью (выдержало 5 изданий).
205 Знакомство с Н. Н. Русовым ("анархистом") и А. М. Эфросом Белый
относит к весне 1907 г. {Ракурс к дневнику, л. 40).
206 Это знакомство относится к декабрю 1908 г.; тогда же началась
интенсивная переписка Белого с Шагинян. См.: Шагинян М. Человек и время.
История человеческого становления. М., 1982, с. 237 - 252 (приводятся письма
Белого к Шагинян с 17 декабря 1908 г. по 18 августа 1909 г. и позднейшее
письмо 1928 г.).
207 В 1907 г., по окончании гимназических классов Лазаревского
института восточных языков, А. М. Эфрос стал студентом юридического
факультета Московского университета (окончил его в 1911 г.), параллельно
слушая лекции и на историко-филологическом факультете. См.: Эфрос А. М.
Мастера разных эпох. М., 1979, с. 305 (биографическая справка М. В.
Толмачева).
208 Эйлерт Левборг - герой драмы Г. Ибсена "Гедда Габ-лер" (1890).
209 Имеется в виду Наталья Николаевна Скворцова (в замужестве Косилова;
1891 - ?), которую Блок в письмах к матери от 28 февраля, 8 и 11 марта 1911
г. называет именем ибсеновской героини (см.: Письма Александра Блока к
родным, т. II. М. - Л., 1932, с. 130, 133 - 134). Блок познакомился со
Скворцовой 27 февраля 1911 г., затем активно переписывался с нею (письма
Скворцовой Блок впоследствии уничтожил, его ответные письма не выявлены).
См.: Орлов Вл. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л., 1978, с. 451-452.
210 См. выше, гл. 3, примеч. 132. С лекцией "Социал-демократия и
религия" Белый выступал в московском Религиозно-философском обществе в марте
1907 г.
211 Имеется в виду лекция "Символизм в современном русском искусстве",
прочитанная Белым в Политехническом музее 14 апреля 1907 г.
212 См.: "Начало века", гл. 3, примеч. 117.
213 Со вступительным словом "Об итогах развития нового русского
искусства" Белый выступал на вечере "нового искусства" 4 октября 1907 г., с
лекцией "Будущее искусство" - в киев-, ском Коммерческом собрании 6 октября.
214 Лекция Белого "Символический театр" была напечатана в "Утре России"
16 и 28 сентября 1907 г.; поводом для ее написания послужили гастроли в
Москве театра В. Ф. Коммиссаржев-ской, проходившие с 30 августа по 11
сентября. См.: Арабески, с. 299-313.
215 Белый читал две лекции о Ницше в Политехническом музее - 19 декабря
1907 г. и 28 января 1908 г.
216 Двухчастная лекция ("I. Песня и современность. II. Жизнь песни")
была прочитана Белым в "Доме песни" 6 ноября 1908 г.
217 Лекцию "Искусство будущего" Белый прочел в зале Те-нишевского
училища 15 января 1908 г., лекцию "Фридрих Ницше и предвестия
современности" - там же, 25 января.
218 Генерал Н. П. Линевич был назначен главнокомандующим русской армией
в марте 1905 г.
219 В Петербурге Белый выступал с лекцией "Настоящее и будущее русской
литературы" в зале Тенишевского училища 17 января 1909 г.
220 Это выступление Белого состоялось в первой половине ноября 1908 г.
221 С лекцией "Генрик Ибсен" Белый выступал в Петербурге в аудитории
Соляного Городка 2 марта 1910 г.
222 Ср. выразительную характеристику Белого-лектора в мемуарных
зарисовках А. К. Гладкова (Гладков А. Поздние вечера. Воспоминания, статьи,
заметки. М., 1986, с. 278 - 281).
223 Ср.: "...все устремление мое написать "теорию символизма" в
серьезном, гносеологическом стиле разбивалось о полемику, очередные "при" и
журнальные темы дня (...). Три года упорной журналистики вдребезги разбили
выношенную в сознании систему символизма; и "65" статей - дребезги этой не
донесенной до записи, передо мной стоящей системы" (Почему я стал
символистом, с. 59).
224 О. Ф. Путята (Белый, видимо, ненамеренно искажает ее фамилию) была
подругой близких друзей Б. К. и В. А. Зайцевых - сначала В. А. Высоцкого,
переводчика с польского, затем В. И. Стражева. См.: Зайцев Б. Москва, с.
54 - 59.
225 О. Ф. Путята была разоблачена весной 1911 г. Б. К. Зайцев сообщает,
что она сама в Париже "созналась Бурцеву, что уже несколько лет служит в
охране (...). Бурцев все это сообщил печати" (там ж е, с. 56). Ср.: Бурцев
Вл. В погоне за провокаторами. М. - Л., 1928, с. 186.
226 Летом 1932 г. Белый встречался с В. Д. Бонч-Бруевичем по делам,
связанным с передачей своего архива в Государственный Литературный музей.
См. письмо Белого к Бонч-Бруевичу от 28 мая 1932 г. (в кн.: Перспектива-87.
Советская литература сегодня. Сб. статей. М., 1988, с. 503; публикация Т. В.
Анчуговой).
227 Зубной врач П. Г. Дауге в 1905 г. был членом
"Литературно-лекторской группы" при Московском комитете РСДРП (б).
228 Подразумевается третейский суд над В. И. Стражевым и редакцией
"Русских ведомостей", обнародовавших слова Пу-тяты о том, что Стражев
пользовался деньгами, заработанными ею в охранном отделении. Суд нашел
обвинение в адрес Стражева бездоказательным. См.: Зайцев Б. Москва, с. 56 -
58.
229 См. выше, примеч. 193.
230 Заключительные строки стихотворения "Я", написанного в декабре 1907
г. (Стихотворения и поэмы, с. 313 - 314).
231 Заключительные строки стихотворения "Премудрость" (1908) (там же,
с. 304).
232 Неточность: еще 27 марта 1907 г. Гершензон обращался к Белому с
письмом на бланке "Критического обозрения", в котором просил его "написать
небольшой (в 1 - l 1/2 печ. стр.) отзыв о "Посолони" А. М. Ремизова для
"Крит(ического) обозрения)", которое будет выходить в Москве с апреля сего
года" (ГБЛ, ф. 25, карт. 14, ед. хр. 3). Рецензия Белого на книгу Ремизова
"Посолонь" (М., 1907) появилась в 1-м выпуске "Критического обозрения" в
1907 г. (с. 34 - 36).
233 См. в "Ночи перед Рождеством" (1832): "Близорукий, хотя бы надел на
нос, вместо очков, колеса с Комиссаровой брички (...)" (Гоголь Н. В. Пол",
собр. соч., т. 1. [Л.], 1940, с. 202).
234 Имеется в виду книга Г. Чулкова "Покрывало Изиды. Критические
очерки" (М., 1909). Рецензия Белого на нее была помещена в "Критическом
обозрении" (1909, вып. 1, с. 38 - 41).
235 Белый несколько приукрашивает реальную картину: Гер-шензон принимал
не все его критические опыты в свой журнал. Так, 29 августа 1907 г. он
возвратил Белому рецензию на книгу рассказов Л. Д. Зиновьевой-Аннибал
"Трагический зверинец" (СПб., 1907), запросив вместо нее отзыв об
"Истлевающих личинах" Ф. Сологуба (написан Белым и помещен в вып. 3
"Критического обозрения" за 1907 г.): "Ваша заметка о "Траг<ическом>
зв<еринце>", не касаясь ее характера, уже потому не подходит для
"Крит(ического) об(озрения) ", что она обращена лицом не к читателю, а к
автору. Ее с интересом прочтет пишущий народ - петербургский кружок да два
десятка человек в Москве, но читателю, чуждому борьбе литературных
направлений, она мало даст" (ГБЛ, ф. 25, карт. 14, ед. хр. 3). Аналогичным
образом Гершензона не удовлетворила первоначальная редакция отзыва на
"Покрывало Изиды" Чулкова; 6 января 1909 г. он писал Белому: "Ваш разбор
книги Чулкова остроумен и меток, но, согласитесь, в "Крит(ическом)
обозр(ении)" ему не место (...). Для нас дело стоит так: если книга Чулкова
единична, то о ней нечего и говорить: жулик, и все тут; если же в ней
обнаруживаются какие-нибудь общие черты современного умственного движения,
то это важно - но тогда и надо на ее примере показать эти черты, их
нелепость или пагубность. В этом смысле не то важно, на чем Вы строите Ваш
отзыв, - что Ч(ул-ков) - плагиатор; а важно то, что он жонглирует слишком
серьезными вещами, что он кощунственно-беззастенчивыми и равнодушными устами
говорит о вещах, которые волнуют душу, и эти слова не обжигают ему губ. Об
этом разврате слова я и думал, что Вы напишете, как в "Штемпелеванной
калоше". Так что простите меня, но этой рецензии я не могу напечатать: это -
дело кружковое. Но я буду очень рад, если Вы согласитесь написать о Чулкове
что-нибудь имеющее общий интерес (...)" (там ж е).
236 Кроме упомянутых выше рецензий, в "Критическом обозрении" были
также напечатаны отзывы Белого о 1-м томе собрания стихов Брюсова "Пути и
перепутья" (1907, вып. 5) и о книге стихов Блока "Земля в снегу" (1908, вып.
6).
237 Белый работал в должности помощника архивиста в Едином
государственном архивном фонде в августе 1918 г. См.: Андрей Белый (Б. Н.
Бугаев): "...В эпоху моей работы в архиве...". Публикация Д. А. Беляева. -
Советские архивы, 1986, 4, с. 62-66.
238 Имеются в виду книги Гершензона "Жизнь В. С. Печери-на" (М., 1910),
"Декабрист Кривцов и его братья" (М., 1914), "Грибоедовская Москва" (М.,
1914; изд. 2-е, доп. - М., 1916; изд. 3-е - М., 1928).
239 В некрологическом очерке "М. О. Гершензон" Белый писал: "Отчетливо
вызывая в себе его образ, встречаюсь я памятью с ним у него на дому: не в
гостях, не в собраньях; вот он - в своих комнатах, весь в хлопотах и в
свершеньях. Средь близких: да, пойти к Гершензону - всегда означало: пойти к
Гершензонам; быть принятым в дом, приобщиться домашним заботам М. О. (...),
быть им принятым - значило: быть среди близких ему и наверное знать, что в
кругу этих близких присутствуешь ты у истоков культуры. Квартира Никольского
переулка стоит в ряде лет мне действительным символом яркой культурной
работы Москвы; культурной работы, быть может, России" (Россия, 1925,
5(14), с. 248).
240 "Черный квадрат" и "Красный квадрат" - картины К. С. Малевича,
принадлежавшие к серии его супрематических работ, впервые показанной в
декабре 1915 г. на "Последней футуристической выставке" в Петрограде и
экспонировавшейся также в Москве на выставке "Бубнового валета" (ноябрь -
декабрь 1917 г.).
241 В очерке "М. О. Гершензон" Белый писал: "Я помню, как в 1916 году
он пытался ввести в мою душу парадоксальнейшую картину парадоксальнейшего
супрематиста; поклонник законченной пушкинской ясности эту картину повесил
перед собой в кабинете (...)"; приводя слова Гершензона о картине Малевича
("Я каждый день с трепетом останавливаюсь перед этой картиною; и нахожу в
ней все новый источник для мыслей и чувств..."), Белый отмечал: "Я же, более
"молодой" (и, конечно же, более старый в "рутине" своих отношений к
обставшему миру), стоял пред картиной; и видел в картине - квадраты. Он,- он
видел: мир..." (Россия, 1925, 5(14), с. 255-256).
242 К книге "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции" (М., 1909)
Гершензон написал предисловие и поместил в ней свою статью "Творческое
самосознание". Белый приветствовал издание "Вех" статьей "Правда о русской
интеллигенции" (Весы, 1909, 5, с. 65-68).
243 Уже во 2-м издании "Вех" (1909) сказалось стремление Гершензона
скорректировать свои воззрения, выраженные в статье "Творческое
самосознание"; так, смысл утверждения, наиболее шокировавшего читателей
("...нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, - бояться его мы
должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна
своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной"), он
истолковывал в специальном примечании: "Смысл моей фразы тот, что всем своим
прошлым интеллигенция поставлена в неслыханное, ужасное положение: народ, за
который она боролась, ненавидит ее, а власть, против которой она боролась,
оказывается ее защитницей, хочет ли она того или не хочет. "Должны" в моей
фразе значит "обречены": мы собственными руками, сами не сознавая, соткали
эту связь между собою и властью, - в этом и заключается весь ужас, и на это
я указываю" (с. 89).
244 Видимо, подразумевается ошибка, допущенная Гершен-зоном в его книге
"Мудрость Пушкина" (М., 1919). Книга открывается заметкой "Скрижаль Пушкина"
(с. 5 - 6), в которой Гершензон приводит отсутствующую в изданиях сочинений
поэта "самую поразительную из страниц, написанных Пушкиным", которую
расценивает как "ключ к пониманию Пушкина"; на деле воспроизведенный
Гершензоном текст представлял собою пушкинскую копию с неизвестного
(рукописного) подлинника примечания В. А. Жуковского к своему стихотворению
"Лалла Рук" (см. коммент. М. А. Цявловского в кн.: Рукою Пушкина.
Несобранные и неопубликованные тексты. М. - Л., 1935, с. 490 - 492). Узнав о
допущенной ошибке, Гершензон успел в значительной части тиража своей книги
вырезать страницы со "Скрижалью Пушкина". Об этом казусе рассказывает
Ходасевич в мемуарном очерке "Книжная палата" (1932); см.: Ходасевич Вл.
Литературные статьи и воспоминания. Нью-Йорк, 1954, с. 341-343.
4 Рюбецаль - в германской низшей мифологии - горный дух, воплощение
горной непогоды и обвалов.
246 Лекцию "Пушкин и мы" Белый подготовил по инициативе Гершензона и
прочел 11 февраля 1925 г. в Гос. академии художественных наук (ГАХН) - за
неделю до смерти Гершензона. Текст лекции сохранился в архиве Белого (ЦГАЛИ,
ф. 53, оп. 1, ед. хр. 95). Подробнее разговор с Гершензоном по поводу этого
своего выступления Белый передает в некрологическом очерке о нем (Россия,
1925, 5(14), с. 252-254).
247 Белый был избран в члены Общества любителей российской словесности
30 сентября 1909 г.
248 О "Котике Летаеве" Гершензон написал, основываясь на газетных
публикациях отрывков из романа (в 1916 г. в "Биржевых ведомостях" и в
"Русских ведомостях"), в статье "Заметки о Пушкине. I. Недра": "Быть может,
впервые нашелся человек, задавшийся дерзкою мыслью подсмотреть и
воспроизвести самую стихию человеческого духа. (...) если искусство никогда
не довольствовалось изображением внешних проявлений духа, если оно во все
века стремилось вскрывать глубины, - то в сердцевину, в огненный центр
бытия, никто не пытался проникнуть, по крайней мере сознательно. Андрей
Белый - первый художник, который поставил себе эту цель сознательно. (...)
Нужно ли показывать недра? Мы до сих пор не умели и не хотели их видеть;
если нашелся человек, который умеет, значит, это нужно, значит, пришел срок
нам их видеть. (...) В ядре все расплавлено и текуче, а изливы его в
сознании твердеют: видно, стеклянная кора рационально давит уже нестерпимо,
и дух ищет освободиться от собственных своих порождений, ставших его
тиранами, от оформленных чувств и идей. (...) И Пушкин, не хуже нас, умел
видеть огненное ядро духа и знал, что наружная жизнь творится в этом
горниле. Но тогда художнику еще можно было быть ваятелем, а не хирургом;
Пушкину еще не было надобности удалять естественные покровы (...). От
Пушкина до Андрея Белого - вот наш путь за сто лет" (Биржевые ведомости,
утр. вып., 1916, 16010, 30 декабря, с. 7).
249 Отдельное издание "Записок чудака" Белого вышло в свет в Берлине в
1922 г. (т. 1 - 2); до этого книга печаталась в "Записках мечтателей" (1919,
1; 1921, 2 - 3) под заглавием "Я. Эпопея. Т. 1. Записки чудака. Ч. 1.
Возвращение на родину".
250 Гершензон приехал в Берлин 15 мая, уехал 10 августа 1923 г. (см.:
Берберова Н. Курсив мой, с. 195, 186).
251 2 мая 1917 г. Белый сообщал Иванову-Разумнику: "...я сбежал к
Бердяевым, где с места в карьер на меня накинулась Лидия Юдифовна (жена
Бердяева) за то, что я, дескать, развращаю "клуб писателей" (таковой есть у
них) "мистическим большевизмом" (...)" (ЦГАЛИ, ф. 1782, оп. 1, ед. хр. 8).
252 В очерке о Гершензоне Белый также касается отношения к нему в 1917
г. в московском религиозно-философском кругу: "...я видел, как резко
покойный Михаил Осипович, отмежевываясь, доходил до словесных разрывов с
одними, до охлаждений - с другими из бывших "попутчиков"; там, где когда-то
считали своим его, ныне - сердились, косились и фыркали (...)" (Россия,
1925, 5(14), с. 257).
253 "Двери открыты на вьюжную площадь" - заключительная фраза 1-й части
статьи Блока "Безвременье" (1906). См.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т.
5, с. 70.
254 Над "Серебряным голубем" Белый работал в Бобровке в конце февраля -
начале марта 1909 г., продолжил работу в Дедове летом того же года, окончил
роман в Бобровке в декабре того же года.
255 Ср. запись Белого об октябре 1907 г.: "...часто бываю в философском
кружке, собирающемся у М. К. Морозовой" (Ракурс к дневнику, л. 41 об.).
256 Характеристика клубных завсегдатаев в "Анне Карениной" (ч. 7, гл.
VIII) в словах князя Щербацкого Левину: "Это наш клубный термин. (...)
ездишь-ездишь в клуб и сделаешься шлюпиком".
257 См. выше, примеч. 141.
258 Партия мирного обновления была организована в июле 1906 г., в 1907
г. насчитывала около 2 тысяч членов; в 1912 г. преобразована в Прогрессивную
партию (прогрессисты). Е. Н. Трубецкой (до 1906 г. - кадет) был одним из
организаторов Партии мирного обновления, с 1912 г. - член московского
комитета Прогрессивной партии.
259 "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй" - стих из поэмы В.
К. Тредиаковского "Тилемахида" (т. II, кн. XVIII, ст. 514), изданной в 1766
г., взятый эпиграфом к "Путешествию из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева.
260 Имеется в виду книга Е. Н. Трубецкого "Умозрение в красках" (М.,
1916).
261 Мережковские приезжали в Москву в конце ноября 1908 г. 11 ноября Д.
В. Философов извещал Белого: "26-го ноября мы будем в Москве" (ГБЛ, ф. 25,
карт. 24, ед. хр. 16); ср. запись Белого: "...участие в прениях после лекции
Мережковского "Лермонтов" в Политехнич(еском) музее (инцидент с Алферовым и
Трубецким) " (Ракурс к дневнику, л. 45 об.). Очерк Мережковского о
Лермонтове "Поэт сверхчеловечества" был опубликован в "Русской мысли" (1909,
3), отдельным изданием выпущен в издательстве "Пантеон" (СПб., 1909).
262 Подразумевается прежде всего полемическая статья "Нечто о Логосе,
русской философии и научности. По поводу нового философского журнала "Логос"
(в кн.: Эрн Вл. Борьба за Логос. Опыты философские и критические. М., Путь,
1911, с. 72 - 119). Эта статья была впервые опубликована в "Московском
еженедельнике" (1910, 29 - 32), Белый полемически откликнулся на нее
статьей "Неославянофильство и западничество в современной русской
философской мысли" (Утро России, 1910, 247, 15 октября); переиздавая
статью в книге "Борьба за Логос", Эрн снабдил ее примечаниями с ответными
возражениями Белому.
263 Е. Н. Трубецкой умер 23 января 1920 г. в Новороссийске.
264 Имеется в виду труд Л. М. Лопатина "Положительные начала философии"
(ч. 1 - 2. М., 1886 - 1891).
265 Исследование Г. Когена "Kants Theorie der Erfahrung"
("Теория познания Канта", 1871). Белый изучал эту книгу осенью 1907 г.
(Материал к биографии, л. 55 об.).
266 См. выше, гл. 1, примеч. 35.
267 См.: Шпетт Г. Проблема причинности у Юма и у Канта. Ответил ли Кант
на сомнения Юма. Киев, 1907.
268 Белый относит начало своего тесного общения с Шпетом к декабрю 1907
г.: "Сближение со Шпеттом (переходим на "ты"; Шпетт сближается с Эллисом и
Метнером) " (Ракурс к дневнику, л. 42 об.).
269 Цитата из стихотворения Белого "Поединок" (1903), входящего в
"Золото в лазури" (Стихотворения и поэмы, с. 114).
270 Заключительные строки 3-й части стихотворения Белого "Вечный зов"
(1903), входящего в "Золото в лазури" (там же, с. 80).
271 "Балладина" (1839) - стихотворная драма Юлиуша Словацкого на темы
легендарной польской истории.
272 Московская женская гимназия Н. И. Хвостовой.
273 И. А. Ильин, автор философского труда "Учение Гегеля о конкретности
Бога и человека" (т. 1 - 2. 1918), высланный из России в 1922 г., заявил о
себе в эмиграции как монархист и апологет "белой идеи":
философско-публицистическая книга "О сопротивлении злу силой" (Берлин,
1925), брошюра "Яд большевизма" (Женева, 1931) и др.
274 П. Горгулов, бывший русский офицер и эмигрант, 6 мая 1932 г.
застрелил в Париже президента Франции Поля Думера с целью сорвать подписание
советско-французского пакта о ненападении. Все лидеры русской эмиграции
отреклись от Гор-гулова.
275 Эпизод из романа Достоевского "Бесы" (ч. 1, гл. 2, III). См.:
Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. в 30-ти томах, т. 10. Л., 1974, с. 42-43.
276 Речь идет о книге Белого "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении
современности. Ответ Эмилию Метнеру на его первый том "Размышлений о Гете"
(М., Духовное знание, 1917), полемически направленной против книги Э.
Метнера "Размышления о Гете. Кн. 1. Разбор взглядов Р. Штейнера в связи с
вопросами критицизма, символизма и оккультизма" (М., Мусагет, 1914).
277 Описываемый инцидент относится к февралю 1917 г. (см. переписку И.
А. Ильина и Э. К. Метнера в этой связи: ГБЛ, ф. 167, карт. 13, ед. хр. 9;
карт. 16, ед. хр. 14). Ср. сходное с доводами Белого мемуарное
свидетельство: "Способность ненавидеть, презирать, оскорблять идейных
противников была у Ильина исключительна, и с этой, только с этой стороны
знали его москвичи тех лет" (Г е р ц ы к Евг. Воспоминания. Paris, 1973, с.
154).
278 См.: "Начало века", гл. 1, примеч. 220.
279 Цитата из стихотворения Белого "Друзьям" (январь 1907 г.)
(Стихотворения и поэмы, с. 249).
280 В деле издания "Весов" секретарь журнала М. Ф. Лики-ардопуло играл
особенно активную роль в 1908 - 1909 гг. В. А. Садовской в очерке "Весы"
(Воспоминания сотрудника)" пишет об этом времени: "С Брюсовьш Ликиардопуло
теперь на равной ноге. "Скоро он меня отсюда вот этак". И Брюсов сделал
выразительный жест ногой. (...) Минуя Брюсова, он начал вести дело
непосредственно с Поляковым: издателю энергичный секретарь сумел
понравиться" (ЦГАЛИ, ф. 464, оп. 1, ед. хр. 3, л. 19).
281 Ликиардопуло состоял секретарем дирекции Московского
Художественного театра в 1910 - 1917 гг.
282 См.: "Начало века", гл. 4, примеч. 85.
283 См.: Белый Андрей. Петербург. Л., 1981, с. 245, 299.
284 Присяжный поверенный А. С. Шмаков был теоретиком антисемитизма,
автором ряда антисемитских книг; в 1913 г. выступал гражданским истцом по
делу Бейлиса.
286 Неточная и сокращенная цитата (см. выше, примеч. 249).
286 Сокращенная цитата (Белый Андрей. Маски. М., 1932).
287 Сокращенная цитата.
288 Первые строки стихотворения Блока, датированного 2 ноября 1912 г.
(Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 3. М. - Л., 1960, с. 42).
289 Строфа из стихотворения Блока "Есть игра: осторожно войти..." (18
декабря 1913 г.) (там ж е, с. 43).
290 Белый сообщил Блоку свои впечатления от стихотворения "Осенний
вечер был. Под звук дождя стеклянный..." в письме от 17 марта 1918 г.
(Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, с. 335 - 336); в корректуре
третьего издания 3-й книги "Стихотворений" Блок сделал помету к этому
стихотворению: "Стихи близки А. Белому" (Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т.
3, с. 508). Ср. запись о "сере" в дневнике Белого "К материалам о Блоке" (31
августа 1921 г.) (Литературное наследство, т. 92. Александр Блок. Новые
материалы и исследования, кн. 3, с. 807).
ГЛАВА ПЯТАЯ. С МОСКВОЙ КОНЧЕНО
1 Эти же этапы обозначает Белый в автобиографическом письме к
Иванову-Разумнику от 1 - 3 марта 1927 г.: 1901 - 1902 - "Заря и начало
писания (резкий пер(еход))", 1908 -
1909 - "От отчаяния к надежде (резк(ий) пер(еход)) ", 1915 - 1916 -
"Надрыв в пути (резк(ий) пер(еход))" (ЦГАЛИ, ф. 1782, оп. 1, ед. хр. 18).
2 Строфы из стихотворения Белого "Демон", написанного в марте 1908 г.
(Стихотворения и поэмы, с. 312 - 313).
3 Сокращенная цитата; см.: "На рубеже двух столетий", с. 192-193.
4 Цитата из стихотворения "Совесть" (Белый Андрей. Стихотворения.
Берлин - Пб. - М., 1923, с. 237), представляющего собой расширенную редакцию
одноименного стихотворения, написанного в январе 1907 г. и входящего в книгу
Белого "Урна".
5 О конце 1908 г. Белый записал: "...мое письмо к Мережковскому (мой
отход от них)" (Ракурс к дневнику, л. 45 об.). Текст этого письма нам
неизвестен.
6 Ср. записи Белого об июле - августе 1909 г.: "Углубляется расхождение
путей с С. М. Соловьевым"; "...разрыв с С. М. Соловьевым (почти на год)"
(там же, л. 49). Судя по недатированному письму Соловьева к Белому,
определенно относящемуся к этому времени их совместного проживания в Дедове,
это расхождение было обусловлено его отношением к "Серебряному голубю" -
роману, над которым тогда вплотную работал Белый и в сюжете которого, как
известно, отразились обстоятельства жизни Соловьева: "Милый Боря, буду
говорить откровенно и кратко. Не чувствуешь ли ты, что один из кругов
замкнулся? Что-то между нами стало тяжелое и душное. Все это можно назвать
одним словом: "Серебряный голубь". После последних страниц, которые ты мне
читал, я окончательно не могу, не изменяя делу всей моей жизни, быть
внутренне с тобою. Надеюсь, что это пройдет, и мы начнем опять описывать
новый круг, как не раз бывало. Но это возможно только за пределами "Голубя".
Теперь же нам необходимо расстаться во избежание горьких недоразумений. Не
прими этого лично. Никто не должен знать об этом письме. Подумай, как важно
нам не показать перед людьми нашего разногласия. Придумай предлог для
переезда в Москву. Письмо передаст тебе Елизавета Павловна, не зная о его
содержании" (ГБЛ, ф. 25, карт. 26, ед. хр. 8; упоминается Е. П.
Бе-зобразова, двоюродная сестра Соловьева). Впрочем, в письме к Белому от 3
апреля 1910 г. Соловьев давал высокую оценку "Серебряному голубю",
законченному тогда печатанием в "Весах", и называл роман лучшим из
произведений Белого (там ж е).
7 С. Соловьев не принимал происходившего тогда обращения Белого к
антропософии.
8 Цикл стихотворений Блока "Снежная Маска" (СПб., Оры, 1907), вышедший
в свет 8 апреля 1907 г.
9 В Петровском Белый жил в мае - июне 1907 г.
10 Строфа из стихотворения Белого "Ночь" (июнь 1907 г., Петровское),
посвященного С. Соловь