воодушевление сказывалось углубленьем морщины; и делался мрачным
весьма; не крылатое слово, весомое очень.
Кончив лекцию, клал он свой мел и без паузы тихо и прозаичнейше
удалялся с опущенною головою, вперясь пред собой исподлобья, точно это не он
выбил в нас барельеф; и точно лекция его - не событие в жизни курса, а
просто стирание пыли со шкафа: весьма прозаичное дело; казалось, что Мензбир
в любой момент жизни готов прочесть великолепную строгую лекцию; и в любой
момент лекции этой ее оборвать, чтобы без перехода заняться стиранием пыли;
он говорил ведь на лекциях лишь о том, о чем думал двадцать четыре часа в
сутки; и оттого было строго молчанье его, что оно было - произносимой
научною мыслью. Я не видел профессора с большим отсутствием позы и фразы иль
с меньшим желанием поддержать репутацию одного из любимейших профессоров;
мне казалось: он делает все, чтобы потерять популярность; помнится, что
боялись к нему подойти: его громкий басок мог огреть; разлетишься, а он
отчитает тебя; его часто встречали и провожали аплодисментами, на которые
он - нуль внимания: точно их нет; лишь морщина означится, вид станет более
зверским; гориллою-умницей, или пещерным аборигеном он выглядел с головой,
переросшею современников на миллионы лет, - а ходит в шкуре. Михаил
Александрович, право, казался таким.
Вид вовсе не располагал к легкому общению с ним; а любили за лекции, за
строгую честность, за идейную непримиримость к казенному духу; ученый, на
десять голов превышающий прочих из группы зоологов, был почти вытеснен из
Зоологического музея, куда не являлся, ютясь со своими студентами, местами и
коллекциями чуть ли не в частной, специально снимаемой квартире, где было
тесно и неудобно: а курс наш ломился работать у Мензбира; мест же не было
вовсе; Тихомиров и Зограф владели и помещением, и материалом, и штатом
помощников, и местами, и прочим; высшее начальство из "вне университета" так
действовало, что Мензбир упразднялся как бы.
Ни кокетства, ни позы или желания подыграться к нам. Мрачность одна.
Но именно мрачностью и внешнею некрасивостью действовал он: был
прекрасен воистину.
Он разогрел биологические интересы во мне; обстоятельства неожиданно
так сложилися, что ареною интересов стал мне сам собою подставившийся
Зоологический музей. На первом курсе не было практических занятий с
Мензби-ром; и были - у Зографа, давшего мне авансы к широкой работе. Когда
же позднее рванулся я к Мензбиру, то мест у профессора этого не оказалось
уже. Мензбир внушал уважение; не забывал я, что он был любимейшим учеником
крестного моего отца (С. А. Усова);30 в те уже годы учителем был он
нынешнего академика Кольцова, на первой лекции которого я присутствовал.
Мензбир - строгий экзаменатор; экзамен его означался эпидемией
провалов, которой предшествовала эпидемия страха; он не щадил тупоумия,
разгильдяйства, незнания; вместе с тем: он делал все, чтобы трудный предмет
превратить в популярный, в рельефно воспринимаемый; экзамен по введению в
сравнительную анатомию при строгих требованиях экзаменатора был прелегким
лишь оттого, что я слушал профессора, не пропустивши, кажется, ни одной
лекции; каждая входила картиною незабываемой (несмотря на тяжелый научный
балласт); при учебнике Мензбира, знания которого требовал он, лекция
восстановлялась сполна; не забываешь того, что в тебе формирует метод.
Иначе вошли его лекции по сравнительной анатомии позвоночных (третий и
четвертый курс); эти лекции - номенклатура, данная четко, но с
труднозапоминаемыми подробностями; позвоночными интересовался я мало; на
лекциях этих я редко бывал, день просиживая в лаборатории; оттого-то и я в
полной мере переживал предэкзаменационные страхи; но экзаменовал меня не он,
а покойный академик Сушкин; должен сказать: это не был экзамен, а - личное
сведение счетов (за "декадентство"), на которое М. А. не был способен; он
строг был к другим; но он строг был к себе.
Он стоит предо мной точно высеченным из цельного камня: модель "homo
sapiens", возглавляющая коллекции видов Зоологического музея, он - сама
научная честность, брезгливо отмежевывающаяся от эффектов, сведения счетов,
дешевенького политиканства и прочего.
Этому профессору хочется сказать горячее спасибо за то, что он нам,
студентам, давал.
Иное впечатление живет от Александра Андреевича Тихомирова, некогда
дарвиниста, потом - антидарви-. ниста 31, ректора, к которому не питали
особой приязни; М. А. Мензбир был любимец; А. А. - нелюбимец: ректор, не
дарвинист, антагонист Мензбиру; не верили пылу анти-дарвинистических
выступлений ректора и яркой любезности с оттенком "шармерства" в общении с
нами; несчастнейший тон! И - несчастная внешность! Высокий, вертлявый,
худой, серо-дряблый, с бородкою маленькою, серо-русой, небрежно бросающий
слова; и вздернутый носик курносый, в пенснэ; резкою интонацией и фистулою
картавящего, пришепетывающего голоса, чуть-чуть напоказ, с обезьяноподобными
движениями длинных рук, - он не нравился; и называли его "макакой", или -
"маркизом"; казался "макакою", думая, что он - маркиз; рек-тор-шармер,
антидарвинист, перед нами подчеркивающий дружелюбие и желание всякого
благополучия нам, вызывал оппозицию; видом своим говорил: не попадайтесь на
удочку модных теорий; и я - заблуждался, но разобрался; и вот я, как друг,
как наставник, как крупный ученый, доказываю правоту своей критики.
А мы не верили.
С развязным шарком, с привздернутым личиком старой макаки, играющей
роль, он влетал с большим треском на кафедру; и дружелюбно кладя свою
длинную руку на чучело, с юмористическим щуром оглядывал нас сквозь пен-снэ,
вздернув нос, и громчайше цедил:
- Эээ... гээспээда... говорят, чтээ... - ворошил шерсть гиббона он, -
чтээ это - наш предок".
Было ясно, что предок А. А. - не гиббон, а - макака.
Глядя ж на Мензбира, я думал: в тысячелетиях времени доработалась
обезьянья природа до очень прекрасного экземпляра.
Вид же этого ломающегося профессора (может, - от нервности?) мысль
укреплял о происхождении от макаки "этих" гримас, - обезьяньих и
вырожденческих.
Тон небреженья с подшарком всегда был присущ Тихомирову; помню чету
Тихомировых с детства; и - с детства помню: громчайшее пришепетывание
неприятнейшего фальцетто; весьма утверждали, что он даровитый ученый;
антидарвинизм - просто муха, ему не мешавшая уходить в шелководство; и
разговоры о шелковичных червях, скорционере, которым питаются черви, мне
памятны с детства; Ольгу Осиповну, супругу, он называл "мамашею" (выходило -
"мэмэша"); в громчайшем "мэмэша" был тот же несчастнейший тон, нам
казавшийся позою; есть несчастнейшие интонации, уродящие человека, не менее
отсутствия носа. Какой-то природный изъян, а не поза, казался в нем
моральным изъяном; курс, им читанный, был интересен - в деталях; а в целом -
не нужен.
Стиль лекций Мензбира - стиль художественного реализма; стиль лекций А.
А. - аллегорическое барокко, гофрированные выкрутасы подробностей,
философических отступлений, порой интересных; а в целом топилась главная
мысль: антидарвинистическая тенденция; иные из лекций Мензбира мог бы теперь
повторить чрез тридцать лет; а что говорил Тихомиров, в чем сила его главной
мысли, сражающей Дарвина, - скрылось в густом тумане; в момент слушания уж
была она тусклая, строимая на аналогиях (не гомологиях): стиль Малого театра
эпохи упадка, - так во мне отразился тот курс; преинтересных подробностей,
как, например, объяснения значения эмбриолога Ковалевского, не отрицаю я;
очень неглупый, талантливый человек, специалист по шелководству, некстати
вызвавший в суд Дарвина, - таким остался он мне; очень действовал
самоуверенный тон, и указание "некоторым, которые" думают не по профессору
(читай: "Мензбир").
Ситуация целого (ректор, абстрактный политик, владелец музея, а
Мензбира нет в нем) зарезывала Тихомирова, и оттого все галантности,
приглашающие у него поработать, не соблазняли нисколько; у Тихомирова не
было учеников; да и сам он казался залетной фигурой в музее; нет времени:
ректорские обязанности, визиты, салоны и прочая...
С Тихомировым я встречался и дома: он являлся к отцу: и держался -
предупредительно; Ольга Осиповна, жена его, была милая дама; в беседе со
мной, ницшеанцем в то время, однажды он выразился (и - в мой огород):
- Человека еще почти нет, а тут выдумали сверхчеловека какого-то: чушь
одна.
Я улыбнулся, пожав плечами; и подумал: профессор в сентенции этой
приблизился к Дарвину.
Он был снисходительный экзаменатор: трудных вопросов не предлагал; и
трепещущих Мензбира старался он выручить даже; и все ж не любили его; порою
его было жалко: ведь был он ученым.
После смерти отца мне пришлось идти говорить с Тихомировым; он принял
любезно в своем кабинете; столы были густо покрыты какими-то листьями, а на
них копо-шилися шелковичные черви; Александр Андреевич, все на свете забыв
(и дела и тот факт, что я отца потерял), привлек меня тотчас же к
копошащемуся червятнику; и, взяв на палец прозрачную гусеницу, другим
пальцем погладив ее, стал показывать он:
- Посмотрите, как бьется, пульсирует под эпидермисом... - и так далее.
Понял: любовь к гусенице, - не "антидарвинист", не "маркиз" и не
"ректор", - вот что было в нем главным. Он - ученый: а остальное - наносное.
Первая встреча с университетом - Зоологический музей; семинарий по
химии, физике на первом курсе - проформа; практические занятия по ботанике -
определение растений (сухое и мертвое дело, коли не живое растение, а
спиртовой препарат); практические занятия по анатомии человека, зачеты по
остеологии и миологии (работа на трупе) - для первокурсников сериозное дело,
как и экзамен (4 части учебника анатомии Зернова); но анатомия человека -
предмет проходной; он рассматривался как барьер пред другими предметами:
одолеешь, - свободен: иди заниматься, чем хочешь; в анатомическом театре
естественники - гости у медиков.
Зоологический музей стал своим; у каждого студента - своя
штаб-квартира; кто - в лаборатории; кто - в Ботаническом саду (на
Мещанской), кто - в гистологическом кабинете; а я - в музее; мне казалось,
что я в дремучем, тенистом лесу; затеривался меж витрин и моделей в
таинственных сумерках; думалося легко; посетителей - нет; нет - студентов;
нет хлопанья дверей, толчеи, разговоров; и не висят объявления; "субы"32 не
шмыгают; и педеля не выглядывают; вместо них - смотрит глазом стеклянным
косматейшир! зубр, иль раскинулись щупальцы спрута: присоски - с тарелочку;
и лишь кто-нибудь из работающих на хорах зоологов-спецов нос высунет, или на
слоновьих, но мягких ногах, увлекаемых пухлым туловищем, точно шаром,
воздушным, надутым, бледно-волосый Григорий Александрович Кожевников
пронесется, до ужаса выкативши пред собой водянистое светлое око, - не
удивится, не спросит, что делаешь: право твое думать в этих тенистых углах
среди тигров, присев на клык мамонта; я ж привлечен был хозяином этих
пространств, изукрашенных зверем пяти частей света.
Зал превысокий, двусветный, но темный; и хоры с перилами: вокруг стен;
там отдельные камеры (клетки для специалистов, с ключами); не забегая в
пространства музея, уносятся они лесенкой вверх, отпирают каморки,
усаживаются за микроскопы; бродя здесь, наткнешься на полукруглую аудиторию
(амфитеатром), от прочих сторон отгороженную только схемами зоологическими,
меняющие мися на протяжении курса; под ними, меж окнами и витриною - сборище
за столом; человек пятнадцать студентов работают скальпелями, пинцетами над
принесенными морскими ежами: практические занятия у Николая Васильевича
Богоявленского; он тихо обходит студентов, тому иль другому показывает, в
чем дефект препарата; за угол зайти, - ни студентов, ни Николая Васильевича:
тишина лесов Конго: фантазии строятся.
Вдруг треск гнусавого, громкого очень фальцетто из далей шкафов:
- Николай Васильевич, да где у нас склянка! Иль:
- Юра, опять мне напортил!
"Юра" - товарищ мой: Юрий Николаевич Зограф; фальцетто же - не
верещание козлоногого фавна, а профессора Николая Юрьевича Зографа, хозяина
этих безлюдных пространств, схем, столов, микроскопов, зоологических клеток;
Григорий Александрович - приват-доцент; Николай Васильевич - лаборант;
Мензбир носу не кажет; а Тихомиров, мелькнув метеором на лекцию, - скроется.
Зоологический музей - царство Зографа: он ведет здесь хозяйство
большое, пасет стадо, только не коз, - а помощников; точно квартирою
водворен он; лаборанты, студенты, работающие у него, все - вернейшие
посетители субботников Зографа, танцующие с дочерями его, - всем есть место
в музее; стиль - очень семейственный, стиль благодушный; чаек с колбасой, с
белым хлебом, с шутчонками, с кряканьем, с полулиберальным умолком и с
полусальным подразумеванием - в кабинете профессорском.
Встретив тебя средь шкафов, фавн-профессор, коли персонально не знает
тебя, на вороний свой нос нацепивши пенснэ, оглядит хитро-ласковыми,
подозрительно как-то злыми черневшими глазками, первый поклонится:
- Имею честь?..
- Интересуетесь?
- Не могу ли служить?
Чем же ты, неизвестный, снискал дружелюбие? И невдомек посетителю: там,
в кабинете, при лаборантах, при "Юре", сынке, будет анекдотически передана
мимолетная встреча с почтенной персоной почтенной персоны; будет замечен
наряд; разговор мимолетный обидно весьма ис-толкуется; а при встречах с
тобой та же ласковость.
Ложка с дегтем, опущенная в медовую бочку, - все, связанное с
профессором Зографом, мне синтезировано в восприятии этом.
Некрупного роста, но плотный, с заостренною бородкою цвета воронова
крыла, и с такого же цвета глазами, с прямыми и жидковатыми волосами, лишь
кажущийся моложавым (коли приглядеться, то старообразный), с болезненно
белым оттенком лица без морщин (коли вглядеться - морщины), он - вылитый
грек, Зографаки: не Зограф; но основное его выражение - хитрая ласковость; в
нос вороний сморкался и прищуриваясь двумя глазками зоркими, злыми, в то
время как рот добродушно кривлен, громко крякая фальцетто; пресахарный
(пресахарино-вый, - может быть).
Первое впечатление первой лекции: Зограф, шутник интересный, читает не
зоологию, а препикантными, разукрашенными фактиками перед нами жонглирует;
преинтересно! А в целое как-то не свяжешь; напоминает он грека-лавочника,
средь палаток базарных палатку свою разбивающего и старающегося перекричать
весь торгующий ряд:
- Ко мне... Все, что угодно, здесь есть... На всякий вкус... Первый
сорт... Сифонофоры...33 Теория Бючли...34 Коли не интересно, так покажу
сейчас рог носорожий: его соляной кислотой обольешь - зашипит... Кто
раскусит, в чем соль?.. Вы что улыбаетесь? Вы, может быть, интересуетесь
инфузориями? Могу: всякие есть - и рогатые, и усатые; корненожками торгую...
Уподобляюсь моллюскам...
И тут же, на кафедре, для завлечения внимания студентов, показывает
моллюска:
- Представьте, что полы моего сюртука срослись с телом; вот мантия
вам.
Раз, увлекшись, слащавым фальцетто с недобрыми глазками он прокричал:
- Представьте же себе, что пред вами я рассыпаюся прахом.
Коротко говоря: читал плохо; но завлекал первокурсников громким
подбором дешевых эффектов; и иногда - неприличий; первые месяцы нам эта
яркость бросалась в глаза; Тихомиров - абстрактен; для Мензбира надо
внимание; наоборот же - при фактах плакатных, пленяющих воображение
новичков, и сусало сходило за золото; синька ж - лазурью казалась; и
главное, ведь у Мензбира не было занятий при курсе; у Зографа, дарвиниста,
показывавшего нам фокусы трансформизма, - эти занятия были; и главное: он
согревал на груди у себя интерес: к рыбам, так к рыбам; к червям, так к
червям; и давал возможность: устроиться, иметь помещение и собственный
микроскоп.
Правда, оказывалось: обзаведясь микроскопом, ты ждал направленья работе
своей; вместо этого: тебя звали посмеиваться с профессором за чайком; и
порою над тем, к чему сердце лежало; тебя звали: бывать на субботниках,
оказывать внимание семейству профессора: принятый в дом, - сын родной! А с
другой стороны, намекалось уже, что ты - служащий, имеющий преимущества
(клетку и микроскоп), что впереди тебя ждут обязанности к
профессору-покровителю; первоначальные твои интересы, согретые грудью
профессора, делались: неинтересом профессора: делай, что хочешь, как хочешь,
а указаний - не будет; будет разве чаек, да прибаутки, порой очень злые по
адресу: Мензбира или Шимкевича, конкурента Зографа по учебнику; так
выяснилось: пора оставить романтику интереса к теориям, принципиальным
вопросам; и работать так, как Зограф работал, как требовал он, чтоб работали
(всей интонацией злобной): окрашивать метиленовой синькою иль осмиевым
препаратом какой-нибудь усик: год красить, два красить, три красить;
разглядывать, вести дневник зарисовок, - без вывода, плана, толку
(принципиальных работ, двигающих науку, профессор терпеть не мог); просто,
спокойно; не нужно домыслов; прокрась себе усик лет шесть; "материалы" к
естественнонаучному изучению будут; открытий - не надо; и материалы ошибок -
все же есть материалы: кто там разберет? Кто сидел над окраскою "Нина
грациенс", паразита, водящегося в кишечнике таракана? Никто; коли напутал, -
тебя не проверят; с выводами неудобно: подымется полемика; вздумают
проверить ошибки твои, скандалящие "школу Зографа".
Мне профессор Анучин, с восторгом схватяся за нос, подморгнул: в
антропологической работе профессора Зографа, измерявшего кого-то, статистика
измерений выявила чудовищность: измеренные руки в опущенном виде не
совпадали с самими собою в горизонтальном вытянутом положении, вырастая и
убавляясь не то на собственную треть, не то на четверть.
Зограф силился формировать кадр весьма примитивных студентов,
одушевленных сидением и собиранием материалов, способных стать раковыми
опухолями на организме науки.
Пленение Зографом первокурсников фактиками и гре-нием у себя на груди
романтических интересов к науке (каких угодно!) виделось действием
грека-торговца, ставящего на лотке, под глаз, лопающиеся от сока персики, в
мешок же сующего зеленеющую кисль.
Читал неинтересно, рассыпчато, дешево, крася своим каламбуриком факты
(линючие краски).
Этот хитрый профессор был первым моим, так сказать, покровителем.
Произошло это так:
Я работал в музее у Н. В. Богоявленского (практические занятия
первокурсников) и посещал семинарии Зографа; семинарии заключались в
следующем: кто-нибудь из студентов, усаживаясь рядом с Зографом, делал
устную сводку по беспозвоночным; мне достались "простейшие"; вскоре, после
моего реферата на семинарии Умова, ко мне подошел брюнетик-студент и
представился:
- Зограф.
Это был сын профессора.
"Юра" Зограф упорно оказывался среди нас; так мы стали товарищами; он
усиленно звал по субботам к себе; так встретился с профессором и с его
зоологическим кружком молодых ученых (Беккером, Грациановым, Ки-вокурцевым,
Н. В. Богоявленским); с этого посещения возникло общение; через сына он знал
о моих интересах к проблеме клетки и ткани: стал снабжать меня книгами из
собственной библиотеки; к своему реферату о "мезозоа" имел я в распоряжении
специальнейший материал; после этого реферата профессор стал мне открывать
перспективы работы моей у него; с начала второго курса он даст инструмент и
отдельную клетку: мы-де заработаем в теплом соседстве с сыном его, Юрой, и с
однокурсниками, введенными в наш кружок: Воронковым и Гиндзе; не зная еще
стиля работы при Зографе, я был в восторге; и на столе у меня появилися
великолепные томы зоологической серии Ива Деляжа (том "простейших", том
"целентерат" и так далее);35 будущее представлялось радужным; и настоящее
радовало; дружба с "Юрой", Зоологический музей, квартира профессора.
Темные пятна выплыли скоро, когда обнаружилось на журфиксе профессора,
что я - горою за Брюсова, Врубеля и Метерлинка; я помню смущение паствы
профессора, когда я поднял перчатку его в виде злого сме-шечка: с тех пор
появились какие-то доброзлобные отношения меж нами; фавническим козлитоном
каким-то подшучивал он надо мной; на журфиксах я ближе узнал интереснейшего,
чуткого к искусству Н. В. Богоявленского, с которым мы сходились на Врубеле;
мои "вкусы" еще не мешали профессору, пока я был первокурсником; а с начала
второго курса добровидные побадывания меня Зографом приняли ожесточенный
характер: он, по-видимому, побаивался моего влияния на сына.
Получив свою клетку и обосновавшись в музее, не знал я: что делать? Ни
тебе "простейших", ни указаний, ни плана работ; сложа руки, сиди иль всецело
отдайся отцу-покровителю: он тебе усик жучиный покажет; сиди, методически
крась, разрезай, нюхай - до окончания университета; и главное, не приставай
с теоретическими интересами; ведь в порядочной научной семье есть свой тон;
нарушать его не полагается: так средь "овец" препослуш-ных, пасомых
профессором, я оказался волчонком в овчарне; свист змеиный сквозь ласковость
внешнюю явно теперь излетал из хихика; а я получил впечатление, будто рука
моя протянулась за грецким орехом: разгрыз его: вместо ядра - одна горькая
гниль.
Зограф мне стал неприятен: и я наблюдал удивительную завистливую
пустоту, суетливую мелочность всех выявлений патрона; особенно было противно
увидеть гонение на превосходный учебник Шимкевича36, вышедший вместе с
огромным болтливым учебником Зографа;37 нас заставляли работать по Зографу:
протестовал я, крича:
- Превосходный учебник Шимкевича: очень удобно работать, имея его под
руками.
Все - кончено.
"Декадентство" еще мне прощалось: похвалы же Шимкевичу Зограф не вынес;
в ответ вырывались на лекциях Зографа злые сарказмы "о некоторых, которые"
увлекаются Метерлинком; после же лекций с особой слащавостью разложившегося
чернослива профессор обращался ко мне с преласковеньким фальцетто:
- Борис Николаевич, - как?
В этой ласковости было что-то несносное; я же думал: да, ласков, но
потому, что отец мой - декан!
Я подумал и бросил свою привилегию, клетку, в вороний нос Зографа;
увы, - у Мензбира не было уже рабочих мест; изгнанный из музея, ютился он
тесно; и очередь на рабочее место огромна была; так я стал беспризорным; так
интересы к "простейшим" без микроскопа оказывались интересом впустую (а к
чистке кишечников я испытывал равнодушие); я понял, что авантюра моя с
зоологией, предостережение - не забывать восьмилетки: "естественный
факультет, - думал я, - предварение к занятиям философией".
Увлекшися "простейшими", я это забыл: но если бы продолжал увлекаться
биологией, то оказался б в тяжелом самопротиворечии, оставленный при
университете, с неизжитыми художественными и философскими наклонностями.
И я сосредоточил внимание на химии, но уже не как специалист, а как
просто изучающий метод работы для своего плана: естественное отделение
факультета без практики - нуль; химия оказалась мне практикой для теории
моего прохождения предметов.
3. ЛАБОРАТОРИЯ
Лаборатория - место встреч, подачи заявлений (там находилося
субинспекторское отделение), чаек (в раздевальне швейцар открыл чайную),
непередаваемый запах: не то леденцов, не то медикаментов, иль
равнодействующая из воней (изонитрилы воняли тухлятиной рыбной) и ароматов
(эфиры); бело-серое двухэтажное здание: справа - дверь в субинспекторскую;
слева . - малый прилавок с колбасами и калачами; кипит самовар: за столом
сидит растерзанный химик; пара и тройка, назначившие друг другу свиданье,
покуривают; вверх две ступеньки, ведут в полукружие коридора: направо,
налево; Налево аудитория и лаборатория качественников, кабинет Зелинского и
ветвление коридоров, с лестницами вверх и вниз (в темноту подвального
помещения, где работают специалисты, где комнаты с приборами, стеклами, где
стеклодув выдувает стеклянные колбы и где студенты-органики дуют себе для
забавы колбченки); коридор направо уводит под лестницу, бегущую вверх, где
помещение для органиков, количественников, и специальные, как-то: комната
для приготовления воней, с открытою форточкой; я там корпел над ужаснейшим
веществом; и не мог вещества приготовить: исплакался весь, исчихался (эфир
обдирал горло, легкие, нос); и оттуда ход на площадку (на крыше), где вони
отборные в небо взлетали.
Потом перестроили лабораторию.
В коридоре - шубы, пальто, тужурки и фартуки.
Здесь первокурсником браживал я с волосатым студентом, Н. Сусловым,
проповедуя нормы эстетики, и еще в помещения внутренние не проникая.
Периодическая система элементов меня увлекала, а не лекции по
неорганической химии, откряхтываемые Александром Павловичем Сабанеевым; он
удивлял в годы детства своею огромною, рыжею бородою и статностью роста; и я
не понимал: как, обладая такой бородой и сложением, он не поколотит
Марковникова: теперь, ставши худым и седым, он забавлял ситуациями,
происходящими между ним и его лаборантом Григорием Дмитриевичем Волконским;
Григорий Дмитриевич имел странный вид; он являлся в дверях так, как будто он
прыгал чрез обруч, заклеенный папиросной бумагою; и нас, и себя самого
озадачив таким появленьем, сидел оголтелый; вид не соответствовал неглупым
высказываниям: вид шутника; и ходил он в гороховом; желтая бородка, огромный
обветренный, криво заостренный нос; коричневатые щеки; движенья - нелепые;
перед каждою фразою некое нечленораздельное высказывание организма,
напоминающее - начало ослиного вскрика (полувзрев, полувсхлип); и не знаешь,
бывало, смеяться иль плакать; иронизировал он или жаловался - не уловишь:
демонстрировал колкостями против ректора и попечителя (он был прогрессивен);
и то, что высказывал, было - толково и едко.
Он вечно спешил, прибегая испуганно с шапкой в руке, никогда не садясь,
лишь присаживаясь, вскакивая, чтоб, пересевши к кому-нибудь, громко
всплакнув иль взревев, унестися с несчастнейшим видом, не соответствовавшим
наблюдательному остроумию; вид - мистера Дикка, героя Диккенса;38 жесты -
шута; содержание слов - саркастическое.
Редчайшее несоответствие между словом и жестом; купался же до коры
ледяной; говорил всем он ты: половину профессорской молодежи он вынянчил;
можно было подумать: хитрец; был - добряк и простяк; отличался редчайшей
способностью перепутывать все на лекции Сабанеева неудачным показыванием
химических опытов; стоял на лекциях по правую руку профессора, толок смеси,
вер-тяся и взрывая под носом его; мы ждали обычного добродушного крика
профессорского:
- Ну же, Григорий Дмитриевич!
Григорий Дмитриевич, подпрыгивая и всериоз разво-зяся, в гороховом
всем, нас оглядывал с торжеством (вот покажет), бросался поджечь что-нибудь;
и - не было взрыва, коль взрыв был в программе; но разлеталася вдребезги
колба с ужаснейшим грохотом, коли в программе следовала тихая реакция;
забрызганный жидкостью Сабанеев в бессильной досаде бросался к своему
лаборанту и замирал; то ж проделывал и Григорий Дмитриевич в отношении к
профессору, глядя на него укоризненно:
- Я же говорил: вы сами видите?
И между ними под нашу бурную радость открывалась всегда крылатая
перебранка:
- Эка!..
- Сами вы!..
- Тем не менее... однако ж...
Не сразу возобновлялася лекция; лаборант и профессор обиженно
подставляли друг другу спины; минут через пятнадцать согласие водворялось;
Григорий Дмитриевич, выставив нос над прибором, подмигивал словам Сабанеева
с невероятным сочувствием; и профессор нежнейшие взгляды бросал на него;
готовились новые смеси, - до нового:
- Ну же, кхе-кхе, Григорий Дмитриевич, - и жест к нам: - Хотя я,
кхе-кхе, смешиваю оба раствора, кхе-кхе, тем не менее... однако ж... Ну что
же? Григорий Дмитриевич?
Григорий же Дмитриевич с неожиданным вовсе, с ослиным подревом:
- Нет фосфора, Александр Павлович!
И оба, профессор и лаборант, бросив лекцию, опять начинали метаться и
бегать, отыскивая пропавшие реактивы; они находились; профессор, оглядывая
нас, покряхтывал:
- Тем не менее...
- Однако...
- Же...
Вместо простого "однако" - "тем не менее однако же".
Коль удавалась реакция (случай редчайший!) - о, как сиял Сабанеев!
Волконский оглядывал нас Наполеоном.
В лаборатории он казался беспроким; но был очень "проким" в Большом
театре, заведуя там пиротехническими фокус-покусами, - вроде творения
"огней" при "Валькирии", или устраивал пожары Вальгаллы;39 и, может быть,
производил искусственный гром. Думается, был пиротехник скорее, чем химик;
но химию где-то преподавал; даже составил учебник: судя по склонностям, мог
бы увлечься пусканием змеев и конкурировать с диккенсовским змеепускателем,
мистером Дикком; относить это нужно лишь к форме занятий, а не к содержанию:
мистер Дикк влагал в дело свое очень странную мысль.
Александр Павлович лаборатории изменял с... рыболовством; и в союзе с
солдатом химическим проводил все свободные дни на реке, перед удочкой; очень
любил жену свою, его потчевавшую сладчайшими булочками.
И продружил лет он тридцать с Волконским; бурные объясненья на лекциях
не изменяли сердечнейших отношений меж ними...
Вот и все, чем означился курс Сабанеева; да - вот еще: удивил на
экзамене; можно быть добрым, но - все же не столь; можно явно подсказывать,
но - не рассказывать за студентов билеты: себе самому.
- "А не знаете ль формулы серной... кхе... кхе... кислоты?"
И сейчас же: себе самому же:
- Аш два... Эс... кхе... О... четыре. Прекрасно!
И так же забавен был семинарий по химии у Сабанеева; его вел мой
старинный знакомец: еще поливановцем помню его; Алексея Сергеевича Усова,
сына крестного отца, сабанеевского лаборанта, прекраснейшего Гогенштауфена,
по завереньям Лясковской, в лаборатории было найти невозможно; он
отсутствовал; являлся же - раз в неделю: на час; и - опаздывал; длинный,
всегда с перепугу моргающий под очками, с перепугу на нас не глядящий, а
мимо, вспыхивая от стыда, как псаломщик, отбарабанивал коломенскою верстою
задачку, просто считывая ее с бумажки при записывании на доску; записав,
остолбеневал, не садился; ужасно блистал очками; мы тотчас сбегались к нему,
и просили упорнейше разъяснений, которые очень охотно давал: и -
исчерпывающие! Решения списывались с его слов; их собравши, совал в боковой
свой карман, поворачивался; и - удалялся: до следующего понедельника.
Несколько решенных задач означали: зачет.
"Сабанеевцы" все - чудаки: рыболов Александр Павлович, пиротехник
Волконский, да Усов, Алеша, руководили познаниями в очень крупном отделе
крупнейшей науки; если бы не Реформатский и не "Основы химии"40, - то вместо
неорганической химии в голове завелась бы пустая дыра.
Какой же контраст с молодцами-"зелинцами"! Прекрасные спецы, до корня
владеющие предметом: Наумов, Зернов, Дорошевский, Крапивин, Шилов, Кижнер;
и - прочие.
Ассистенты профессоров являли контраст; Волконский и Шилов: прыгающий,
взревывающий, разбивающий склянки, - и чистенький, чопорный, аккуратнейший
молодой человек, производящий немо сложнейшие и порою опасные манипуляции:
ни склянки разбитой, ни порошочка рассыпанного; Зелинский и не посмотрит на
ассистента; плечом поведет лишь:
- Готово?
И - шепот Шилова.
Кончено: реакция проведена.
Пролетающий лабораторным коридором (с урока в театр) носолобый
Волконский; и над огромным прибором в профессорском кабинете гибеющий Шилов.
Разделение стилей между "органиками" и "неорганиками" простиралось на
служителей; служителя Сабанеева, - добродушные, растяпые, неряшливые, мне
казались скорей рыболовами, затащенными случайно с реки в эти научные недра;
а служитель Зелинского, обслуживающий его кабинет, - интеллигентный поляк,
очень-очень подтянутый, выбритый и радикально настроенный, производил
впечатление лаборанта.
Профессор Николай Дмитриевич Зелинский читал нам курсы по качественному
и количественному анализам, а также по органической химии; если лекции
Сабанеева стояли под знаками благодушия и отсебятины, то постановка
лабораторных занятий Зелинского стояла под знаком высокой, научной культуры;
Зелинский являл тип профессора, приподымавшего преподавание до высотных
аванпостов науки: тип "немецкого" ученого в прекраснейшем смысле; не будучи
весьма блестящим, был лектор толковый, задумчивый, обстоятельный;
многообразие формул, рябящее память, давал в расчленении так, что они, как
система, живут до сих пор красотой и изяществом; классификационный план,
вдумчиво упраздняющий запоминание, был продуман; держа в голове его, мы
научились осмысливать, а не вызубривать; вывести формулу, вот чему он нас
учил; забыть: это не важно; забытое вырастет из ствола схем, как листва,
облетающая и опять расцветающая, от легчайшего прикосновенья к конспекту.
Знания формул не требовал: требовал - сметки; умения вывести формулу; и
ответить ему - значило: только подумать химически, оживить в сознании путь
выведения формул; а сбиться в деталях - неважно: тут шел он навстречу
процессу мысли, но - при условии, что процесс этот был; не знать - значило:
под неумелым карандашиком в цепях превращения углеводородных ядер являлся
эфир, не кетон; это и означало: не знать.
Факт смешения формул двух смежно лежащих кето-нов - его не сердил.
Он знакомил с процессом сложения и распадения, как с диалектикой; ритмы
же метаморфозы вводил он прекрасно в сознание наше; продукты метаморфозы,
иль формулы, взятые памятью, менее интересовали его; лекции Мензбира -
художественные гравюры, где линии фактов слагали осмысленную картину; лекции
Н. Д. Зелинского выглядели пестрейшим орнаментом, запоминаемым просто:
многообразие всех вариаций - изменение нескольких простых положений
линейных.
Он подчеркивал и пространственную структуру (иль - стереохимию),
вылепляя из красных и белых шаров, соединяемых палочками, модельки веществ
(характер молекулярного соединенья атомов); структуру порою анализировал с
педантичною точностью; лекции не для химиков-спецов могли показаться
скучными.
Не в лекциях профессора был центр курса: в лаборатории; лекции вне
занятий его - транспарант, на котором начертывались ретуши к рисунку:
снимите такой лист с рисунка - штришки; наложите его на рисунке: они
изменяют рисунок.
Лабораторные занятия по качественному анализу - обязательны для
второкурсников; обязательность была не формальна - реальна: она отнимала не
менее полугодия, максимум - год ежедневных сидений в лаборатории; курс -
путеводный план при занятиях. Курсы Зелинского прочно врастали в наши
лабораторные занятия; лаборатория врастала в курсы; слагалася
нерасплетаемость теории с практикой; у Зелинского мы приобретали навык к
работе; Мензбиру и Умову можно было сдать экзамен, и не отсиживая в их
рабочих ячейках41.
Проходя качественный анализ у Н. Д. Зелинского, мы ходили настоящими
химиками пусть хоть месяц; вне этого не могли сдать зачета; он мягко, но
твердо гнал нас сквозь химический строй; в воспитании умения хоть немного
понюхать научного пороха огромная заслуга профессора.
Курс его был: курс плюс практические занятия; и центр - в последних.
Весьма спокойный, весьма деловитый, весьма обстоятельный лектор,
студенту с налета казался он скучным, опутанный кружевом связанных формулок,
метаморфозу свершающих; для посещающих лекции он вытыкал пре-пестрейший как
будто персидский ковер на пространстве двух лет; таким ценным и цельным
ковром, убедительным очень в деталях орнамента, и по сию пору остается мне
курс органической химии; к Зелинскому подходили слова:
"По делам судят".
Скромное слово его обстоятельных лекций свершало культурную миссию в
наших сознаниях.
Все, работавшие у Зелинского, увлекались задачами, лабораторной
техникой, лабораторией, где мы в хорошем значении слова представлялись себе
в отношении срока работ и количества их; хоть дана была норма не маленькая,
но успешные могли удвоить, утроить ее; никто не препятствовал, не торопил
или не замедлял, не окидывал нас оком следователя: посещаем, не посещаем ли
лабораторию; учет велся; задача была регистрирована; но стиль прохожденья
учебы был нам дружелюбный: и отношения между профессором, нами, его
лаборантами в целом прекрасно слагались; лаборатория становилася домом, куда
нас влекло.
Каждый за год должен был пройти совершенно конкретную школу; и минимум
требований ее в отношении к требованиям других семинариев был, конечно же,
максимумом.
Практические занятия по качественному анализу можно было окончить в два
месяца; можно было окончить их в семь: управляйся, как знаешь; в течение
года-легко проходился курс лабораторных занятий, отнимая в день часа три;
при прохождении быстром количество часов увеличивалось; и иные отсиживали с
девяти и до четырех, бросив лекции; так иль иначе, - анализ усваивали:
разбирались в уменьи работать над отделеньем веществ; лаборанты Зелинского
оказывали помощь; но студентам в рот знаний не клали; мы сами осиливали ряд
задач от простейших до сложных; мы получали свой стол, шкапчик с
необходимыми веществами и инвентарь орудий работы (более специальные
находилися в общем пользовании, вытребовались у служителя, получались у
лаборанта); студент поступал в переплетение комнат, учился пользоваться
приборами, работал то у себя на столе, то под вытяжным шкафом, то в
сероводородной комнате; он выучивался и технике работы (до некоторой
степени), и той руке, без которой не обойдешься, и сметке, которую не
вычитаешь из книги: умению поступать не по букве учебника, а и по
собственному соображению; он узнавал, что на практике нет идеальной реакции,
что в московской воде найдет кальций, которого ему не всыпали, и что
цианистый калий, которым он пользуется, скорее уксуснокислый калий от
разложенья на воздухе.
Кроме умения расчленить ряд процессов в картину по-следовательного
исследования веществ, надо было уметь научиться: приборам, руке, экономии
места и времени, да и поправкам на портящиеся реактивы, которыми
пользовались; из всего вытекал ряд конкретных узнаний: качественного анализа
не проходили, - проделывали его сами. ХКаждый должен был проделать до
сорока, не менее, задачхна определенье металлов и металлоидов. Задача
получалась рт лаборанта; ему ж и сдавалась. Два раза Зелинский давал сам
задачу (каждому из студентов): одну на металлоиды, другую на металлы и
металлоиды; сам составлял смесь, передавая ее студенту; определив ее,
студент шел в молчаливейший кабинет, обставленный тканью приборов, где
работал профессор со своим ассистентом; здесь студент и давал подробнейший
отчет: что нашел, как искал; по форме это была непринужденная и скорее
дружеская беседа с профессором, мягко идущим навстречу, готовым помочь;
как-то не замечалось: у всякого другого профессора это был бы свирепый
экзамен; а у Зелинского экзамен не казался экзаменом оттого, что студент в
уровне знания и уменья понять стоял выше уровня требований по другим
предметам; и мягкий профессор системою постановки работ крутовато
подвинчивал: ведь бросали ж другие предметы для лаборатории; гибение не
погибельно было, - весьма интересно; сорок задач, под бременем которых в
другом случае восстонали бы мы, проходили цветистою лентой весьма интересных
заданий с сюрпризами, устраиваемыми веществами; только, бывало, и слышалось:
"Черт... я прилил соляной, а он не растворился... я в него всыпал,
знаешь ли..."
Или:
"Нагнулся я под вытяжной шкаф, а меня как ударит в нос горькими
миндалями".
Качественный анализ проходился нами, как приключение европейца,
попавшего в дебри леса и убившего там бизона вполне неожиданно.
Кончив университет, вспоминали:
"А помните, как работали в лаборатории?.."
Лабораторная жизнь была жизнь, чреватая впечатлениями, опасениями,
радостями: "жизнь", а вовсе не отбывание зачета; чувствовалась умелая
мягко-строгая рука Зелинского; и требовательный экзамен-зачет проходил
незаметно; не режущим, а дружелюбно внимающим казался Зелинский.
Он выжимал из нас знание, а мы не вызубривали; готовиться к экзамену у
него нам порою казалось нелепостью: готовились в лаборатории, в ежедневных
буднях, которыми с мягкой настойчивостью обставлял он нас всех; при-нужденья
ж не чувствовали; химию знали лучше других предметов; если бы другие
профессора умели присаживать так к прохожденью предмета, то средний уровень
знаний повысился бы.
Строгий, мягкий, приятный, нелицеприятный, высоко державший
преподавание, - таким видится Николай Дмитриевич.
Высокий, прямой, с закинутой головой, отчего над спиною сияла почтенная
лысина, с длинными мягкими вьющимися каштановыми волосами почти до плеч и с
окладистой бородой (после - стриженной удлиненною эспаньолкой) , прямоносый,
с мягкими усами, с большими, умными глазами, весьма обведенными синевой,
приятно бледный, - неслышно он шел коридорами иль между рядом приборов,
порой останавливаясь и разговаривая очень тихо; точно шел он пространствами
древнего храма; но в оттенке торжественности позы не было; это была
торжественность про себя: от сознания культурного дела, творимого здесь.
Он был красив тишайшей научной думой: и внешним образом производил
приятное впечатление: правильные черты лица, очень сдержанные манеры,
безукоризненная серая или желтоватая, чисто сшитая пара; кругом настоящими
охальниками и выглядывали, и выскакивали студенты, на него натыкаясь;
чумазые, разъерошенные лаборанты, черт знает в чем, с прожженными пиджаками,
с носами какого-то сизо-розового оттенка (от едких запахов - что ли) его
окружали; он, тоже работающий, поражал чистотою, опрятностью и неспешкой
инспекторского прохода по комнатам; являясь на лекцию, тихим и мягко
приятнейшим баритоном с грудным придыханием певуче вытягивал на доске
"альдегидные" цепи свои; так же тихо он объяснялся с тем, с этим.
Когда проходил, то мы естественно присмиревали; праздно не обращались к
нему, хоть не требовал он пиетета.
Тишина в нем жила от мысли и пиетета к высокому научному учреждению; в
соединении с большою культурностью и с повышенным чувством такта она
окружала Зелинского непередаваемой атмосферою.
Неся решение им данной задачи в профессорский кабинет, тихий, большой и
опрятный, мы переступали порог кабинета, как переступают исповедальню; из
тени поднималась навстречу большая, кудрявая голова, с полосой чисто вымытой
лысины, выступало бледное, несколько измученное лицо; и тихий, чуть
заикающийся тенор, могущий пропеть баритоном, конфиденциально выспрашивал:
- Ну? Что в...в...в...вы нашли?