Главная » Книги

Белый Андрей - На рубеже двух столетий, Страница 21

Белый Андрей - На рубеже двух столетий


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

воодушевление сказывалось углубленьем морщины; и делался мрачным весьма; не крылатое слово, весомое очень.
  Кончив лекцию, клал он свой мел и без паузы тихо и прозаичнейше удалялся с опущенною головою, вперясь пред собой исподлобья, точно это не он выбил в нас барельеф; и точно лекция его - не событие в жизни курса, а просто стирание пыли со шкафа: весьма прозаичное дело; казалось, что Мензбир в любой момент жизни готов прочесть великолепную строгую лекцию; и в любой момент лекции этой ее оборвать, чтобы без перехода заняться стиранием пыли; он говорил ведь на лекциях лишь о том, о чем думал двадцать четыре часа в сутки; и оттого было строго молчанье его, что оно было - произносимой научною мыслью. Я не видел профессора с большим отсутствием позы и фразы иль с меньшим желанием поддержать репутацию одного из любимейших профессоров; мне казалось: он делает все, чтобы потерять популярность; помнится, что боялись к нему подойти: его громкий басок мог огреть; разлетишься, а он отчитает тебя; его часто встречали и провожали аплодисментами, на которые он - нуль внимания: точно их нет; лишь морщина означится, вид станет более зверским; гориллою-умницей, или пещерным аборигеном он выглядел с головой, переросшею современников на миллионы лет, - а ходит в шкуре. Михаил Александрович, право, казался таким.
  Вид вовсе не располагал к легкому общению с ним; а любили за лекции, за строгую честность, за идейную непримиримость к казенному духу; ученый, на десять голов превышающий прочих из группы зоологов, был почти вытеснен из Зоологического музея, куда не являлся, ютясь со своими студентами, местами и коллекциями чуть ли не в частной, специально снимаемой квартире, где было тесно и неудобно: а курс наш ломился работать у Мензбира; мест же не было вовсе; Тихомиров и Зограф владели и помещением, и материалом, и штатом помощников, и местами, и прочим; высшее начальство из "вне университета" так действовало, что Мензбир упразднялся как бы.
  Ни кокетства, ни позы или желания подыграться к нам. Мрачность одна.
  Но именно мрачностью и внешнею некрасивостью действовал он: был прекрасен воистину.
  Он разогрел биологические интересы во мне; обстоятельства неожиданно так сложилися, что ареною интересов стал мне сам собою подставившийся Зоологический музей. На первом курсе не было практических занятий с Мензби-ром; и были - у Зографа, давшего мне авансы к широкой работе. Когда же позднее рванулся я к Мензбиру, то мест у профессора этого не оказалось уже. Мензбир внушал уважение; не забывал я, что он был любимейшим учеником крестного моего отца (С. А. Усова);30 в те уже годы учителем был он нынешнего академика Кольцова, на первой лекции которого я присутствовал.
  Мензбир - строгий экзаменатор; экзамен его означался эпидемией провалов, которой предшествовала эпидемия страха; он не щадил тупоумия, разгильдяйства, незнания; вместе с тем: он делал все, чтобы трудный предмет превратить в популярный, в рельефно воспринимаемый; экзамен по введению в сравнительную анатомию при строгих требованиях экзаменатора был прелегким лишь оттого, что я слушал профессора, не пропустивши, кажется, ни одной лекции; каждая входила картиною незабываемой (несмотря на тяжелый научный балласт); при учебнике Мензбира, знания которого требовал он, лекция восстановлялась сполна; не забываешь того, что в тебе формирует метод.
  Иначе вошли его лекции по сравнительной анатомии позвоночных (третий и четвертый курс); эти лекции - номенклатура, данная четко, но с труднозапоминаемыми подробностями; позвоночными интересовался я мало; на лекциях этих я редко бывал, день просиживая в лаборатории; оттого-то и я в полной мере переживал предэкзаменационные страхи; но экзаменовал меня не он, а покойный академик Сушкин; должен сказать: это не был экзамен, а - личное сведение счетов (за "декадентство"), на которое М. А. не был способен; он строг был к другим; но он строг был к себе.
  Он стоит предо мной точно высеченным из цельного камня: модель "homo sapiens", возглавляющая коллекции видов Зоологического музея, он - сама научная честность, брезгливо отмежевывающаяся от эффектов, сведения счетов, дешевенького политиканства и прочего.
  Этому профессору хочется сказать горячее спасибо за то, что он нам, студентам, давал.
  Иное впечатление живет от Александра Андреевича Тихомирова, некогда дарвиниста, потом - антидарви-. ниста 31, ректора, к которому не питали особой приязни; М. А. Мензбир был любимец; А. А. - нелюбимец: ректор, не дарвинист, антагонист Мензбиру; не верили пылу анти-дарвинистических выступлений ректора и яркой любезности с оттенком "шармерства" в общении с нами; несчастнейший тон! И - несчастная внешность! Высокий, вертлявый, худой, серо-дряблый, с бородкою маленькою, серо-русой, небрежно бросающий слова; и вздернутый носик курносый, в пенснэ; резкою интонацией и фистулою картавящего, пришепетывающего голоса, чуть-чуть напоказ, с обезьяноподобными движениями длинных рук, - он не нравился; и называли его "макакой", или - "маркизом"; казался "макакою", думая, что он - маркиз; рек-тор-шармер, антидарвинист, перед нами подчеркивающий дружелюбие и желание всякого благополучия нам, вызывал оппозицию; видом своим говорил: не попадайтесь на удочку модных теорий; и я - заблуждался, но разобрался; и вот я, как друг, как наставник, как крупный ученый, доказываю правоту своей критики.
  А мы не верили.
  С развязным шарком, с привздернутым личиком старой макаки, играющей роль, он влетал с большим треском на кафедру; и дружелюбно кладя свою длинную руку на чучело, с юмористическим щуром оглядывал нас сквозь пен-снэ, вздернув нос, и громчайше цедил:
  - Эээ... гээспээда... говорят, чтээ... - ворошил шерсть гиббона он, - чтээ это - наш предок".
  Было ясно, что предок А. А. - не гиббон, а - макака.
  Глядя ж на Мензбира, я думал: в тысячелетиях времени доработалась обезьянья природа до очень прекрасного экземпляра.
  Вид же этого ломающегося профессора (может, - от нервности?) мысль укреплял о происхождении от макаки "этих" гримас, - обезьяньих и вырожденческих.
  Тон небреженья с подшарком всегда был присущ Тихомирову; помню чету Тихомировых с детства; и - с детства помню: громчайшее пришепетывание неприятнейшего фальцетто; весьма утверждали, что он даровитый ученый; антидарвинизм - просто муха, ему не мешавшая уходить в шелководство; и разговоры о шелковичных червях, скорционере, которым питаются черви, мне памятны с детства; Ольгу Осиповну, супругу, он называл "мамашею" (выходило - "мэмэша"); в громчайшем "мэмэша" был тот же несчастнейший тон, нам казавшийся позою; есть несчастнейшие интонации, уродящие человека, не менее отсутствия носа. Какой-то природный изъян, а не поза, казался в нем моральным изъяном; курс, им читанный, был интересен - в деталях; а в целом - не нужен.
  Стиль лекций Мензбира - стиль художественного реализма; стиль лекций А. А. - аллегорическое барокко, гофрированные выкрутасы подробностей, философических отступлений, порой интересных; а в целом топилась главная мысль: антидарвинистическая тенденция; иные из лекций Мензбира мог бы теперь повторить чрез тридцать лет; а что говорил Тихомиров, в чем сила его главной мысли, сражающей Дарвина, - скрылось в густом тумане; в момент слушания уж была она тусклая, строимая на аналогиях (не гомологиях): стиль Малого театра эпохи упадка, - так во мне отразился тот курс; преинтересных подробностей, как, например, объяснения значения эмбриолога Ковалевского, не отрицаю я; очень неглупый, талантливый человек, специалист по шелководству, некстати вызвавший в суд Дарвина, - таким остался он мне; очень действовал самоуверенный тон, и указание "некоторым, которые" думают не по профессору (читай: "Мензбир").
  Ситуация целого (ректор, абстрактный политик, владелец музея, а Мензбира нет в нем) зарезывала Тихомирова, и оттого все галантности, приглашающие у него поработать, не соблазняли нисколько; у Тихомирова не было учеников; да и сам он казался залетной фигурой в музее; нет времени: ректорские обязанности, визиты, салоны и прочая...
  С Тихомировым я встречался и дома: он являлся к отцу: и держался - предупредительно; Ольга Осиповна, жена его, была милая дама; в беседе со мной, ницшеанцем в то время, однажды он выразился (и - в мой огород):
  - Человека еще почти нет, а тут выдумали сверхчеловека какого-то: чушь одна.
  Я улыбнулся, пожав плечами; и подумал: профессор в сентенции этой приблизился к Дарвину.
  Он был снисходительный экзаменатор: трудных вопросов не предлагал; и трепещущих Мензбира старался он выручить даже; и все ж не любили его; порою его было жалко: ведь был он ученым.
  После смерти отца мне пришлось идти говорить с Тихомировым; он принял любезно в своем кабинете; столы были густо покрыты какими-то листьями, а на них копо-шилися шелковичные черви; Александр Андреевич, все на свете забыв (и дела и тот факт, что я отца потерял), привлек меня тотчас же к копошащемуся червятнику; и, взяв на палец прозрачную гусеницу, другим пальцем погладив ее, стал показывать он:
  - Посмотрите, как бьется, пульсирует под эпидермисом... - и так далее.
  Понял: любовь к гусенице, - не "антидарвинист", не "маркиз" и не "ректор", - вот что было в нем главным. Он - ученый: а остальное - наносное.
  Первая встреча с университетом - Зоологический музей; семинарий по химии, физике на первом курсе - проформа; практические занятия по ботанике - определение растений (сухое и мертвое дело, коли не живое растение, а спиртовой препарат); практические занятия по анатомии человека, зачеты по остеологии и миологии (работа на трупе) - для первокурсников сериозное дело, как и экзамен (4 части учебника анатомии Зернова); но анатомия человека - предмет проходной; он рассматривался как барьер пред другими предметами: одолеешь, - свободен: иди заниматься, чем хочешь; в анатомическом театре естественники - гости у медиков.
  Зоологический музей стал своим; у каждого студента - своя штаб-квартира; кто - в лаборатории; кто - в Ботаническом саду (на Мещанской), кто - в гистологическом кабинете; а я - в музее; мне казалось, что я в дремучем, тенистом лесу; затеривался меж витрин и моделей в таинственных сумерках; думалося легко; посетителей - нет; нет - студентов; нет хлопанья дверей, толчеи, разговоров; и не висят объявления; "субы"32 не шмыгают; и педеля не выглядывают; вместо них - смотрит глазом стеклянным косматейшир! зубр, иль раскинулись щупальцы спрута: присоски - с тарелочку; и лишь кто-нибудь из работающих на хорах зоологов-спецов нос высунет, или на слоновьих, но мягких ногах, увлекаемых пухлым туловищем, точно шаром, воздушным, надутым, бледно-волосый Григорий Александрович Кожевников пронесется, до ужаса выкативши пред собой водянистое светлое око, - не удивится, не спросит, что делаешь: право твое думать в этих тенистых углах среди тигров, присев на клык мамонта; я ж привлечен был хозяином этих пространств, изукрашенных зверем пяти частей света.
  Зал превысокий, двусветный, но темный; и хоры с перилами: вокруг стен; там отдельные камеры (клетки для специалистов, с ключами); не забегая в пространства музея, уносятся они лесенкой вверх, отпирают каморки, усаживаются за микроскопы; бродя здесь, наткнешься на полукруглую аудиторию (амфитеатром), от прочих сторон отгороженную только схемами зоологическими, меняющие мися на протяжении курса; под ними, меж окнами и витриною - сборище за столом; человек пятнадцать студентов работают скальпелями, пинцетами над принесенными морскими ежами: практические занятия у Николая Васильевича Богоявленского; он тихо обходит студентов, тому иль другому показывает, в чем дефект препарата; за угол зайти, - ни студентов, ни Николая Васильевича: тишина лесов Конго: фантазии строятся.
  Вдруг треск гнусавого, громкого очень фальцетто из далей шкафов:
  - Николай Васильевич, да где у нас склянка! Иль:
  - Юра, опять мне напортил!
  "Юра" - товарищ мой: Юрий Николаевич Зограф; фальцетто же - не верещание козлоногого фавна, а профессора Николая Юрьевича Зографа, хозяина этих безлюдных пространств, схем, столов, микроскопов, зоологических клеток; Григорий Александрович - приват-доцент; Николай Васильевич - лаборант; Мензбир носу не кажет; а Тихомиров, мелькнув метеором на лекцию, - скроется.
  Зоологический музей - царство Зографа: он ведет здесь хозяйство большое, пасет стадо, только не коз, - а помощников; точно квартирою водворен он; лаборанты, студенты, работающие у него, все - вернейшие посетители субботников Зографа, танцующие с дочерями его, - всем есть место в музее; стиль - очень семейственный, стиль благодушный; чаек с колбасой, с белым хлебом, с шутчонками, с кряканьем, с полулиберальным умолком и с полусальным подразумеванием - в кабинете профессорском.
  Встретив тебя средь шкафов, фавн-профессор, коли персонально не знает тебя, на вороний свой нос нацепивши пенснэ, оглядит хитро-ласковыми, подозрительно как-то злыми черневшими глазками, первый поклонится:
  - Имею честь?..
  - Интересуетесь?
  - Не могу ли служить?
  Чем же ты, неизвестный, снискал дружелюбие? И невдомек посетителю: там, в кабинете, при лаборантах, при "Юре", сынке, будет анекдотически передана мимолетная встреча с почтенной персоной почтенной персоны; будет замечен наряд; разговор мимолетный обидно весьма ис-толкуется; а при встречах с тобой та же ласковость.
  Ложка с дегтем, опущенная в медовую бочку, - все, связанное с профессором Зографом, мне синтезировано в восприятии этом.
  Некрупного роста, но плотный, с заостренною бородкою цвета воронова крыла, и с такого же цвета глазами, с прямыми и жидковатыми волосами, лишь кажущийся моложавым (коли приглядеться, то старообразный), с болезненно белым оттенком лица без морщин (коли вглядеться - морщины), он - вылитый грек, Зографаки: не Зограф; но основное его выражение - хитрая ласковость; в нос вороний сморкался и прищуриваясь двумя глазками зоркими, злыми, в то время как рот добродушно кривлен, громко крякая фальцетто; пресахарный (пресахарино-вый, - может быть).
  Первое впечатление первой лекции: Зограф, шутник интересный, читает не зоологию, а препикантными, разукрашенными фактиками перед нами жонглирует; преинтересно! А в целое как-то не свяжешь; напоминает он грека-лавочника, средь палаток базарных палатку свою разбивающего и старающегося перекричать весь торгующий ряд:
  - Ко мне... Все, что угодно, здесь есть... На всякий вкус... Первый сорт... Сифонофоры...33 Теория Бючли...34 Коли не интересно, так покажу сейчас рог носорожий: его соляной кислотой обольешь - зашипит... Кто раскусит, в чем соль?.. Вы что улыбаетесь? Вы, может быть, интересуетесь инфузориями? Могу: всякие есть - и рогатые, и усатые; корненожками торгую... Уподобляюсь моллюскам...
  И тут же, на кафедре, для завлечения внимания студентов, показывает моллюска:
  - Представьте, что полы моего сюртука срослись с телом; вот мантия вам.
  Раз, увлекшись, слащавым фальцетто с недобрыми глазками он прокричал:
  - Представьте же себе, что пред вами я рассыпаюся прахом.
  Коротко говоря: читал плохо; но завлекал первокурсников громким подбором дешевых эффектов; и иногда - неприличий; первые месяцы нам эта яркость бросалась в глаза; Тихомиров - абстрактен; для Мензбира надо внимание; наоборот же - при фактах плакатных, пленяющих воображение новичков, и сусало сходило за золото; синька ж - лазурью казалась; и главное, ведь у Мензбира не было занятий при курсе; у Зографа, дарвиниста, показывавшего нам фокусы трансформизма, - эти занятия были; и главное: он согревал на груди у себя интерес: к рыбам, так к рыбам; к червям, так к червям; и давал возможность: устроиться, иметь помещение и собственный микроскоп.
  Правда, оказывалось: обзаведясь микроскопом, ты ждал направленья работе своей; вместо этого: тебя звали посмеиваться с профессором за чайком; и порою над тем, к чему сердце лежало; тебя звали: бывать на субботниках, оказывать внимание семейству профессора: принятый в дом, - сын родной! А с другой стороны, намекалось уже, что ты - служащий, имеющий преимущества (клетку и микроскоп), что впереди тебя ждут обязанности к профессору-покровителю; первоначальные твои интересы, согретые грудью профессора, делались: неинтересом профессора: делай, что хочешь, как хочешь, а указаний - не будет; будет разве чаек, да прибаутки, порой очень злые по адресу: Мензбира или Шимкевича, конкурента Зографа по учебнику; так выяснилось: пора оставить романтику интереса к теориям, принципиальным вопросам; и работать так, как Зограф работал, как требовал он, чтоб работали (всей интонацией злобной): окрашивать метиленовой синькою иль осмиевым препаратом какой-нибудь усик: год красить, два красить, три красить; разглядывать, вести дневник зарисовок, - без вывода, плана, толку (принципиальных работ, двигающих науку, профессор терпеть не мог); просто, спокойно; не нужно домыслов; прокрась себе усик лет шесть; "материалы" к естественнонаучному изучению будут; открытий - не надо; и материалы ошибок - все же есть материалы: кто там разберет? Кто сидел над окраскою "Нина грациенс", паразита, водящегося в кишечнике таракана? Никто; коли напутал, - тебя не проверят; с выводами неудобно: подымется полемика; вздумают проверить ошибки твои, скандалящие "школу Зографа".
  Мне профессор Анучин, с восторгом схватяся за нос, подморгнул: в антропологической работе профессора Зографа, измерявшего кого-то, статистика измерений выявила чудовищность: измеренные руки в опущенном виде не совпадали с самими собою в горизонтальном вытянутом положении, вырастая и убавляясь не то на собственную треть, не то на четверть.
  Зограф силился формировать кадр весьма примитивных студентов, одушевленных сидением и собиранием материалов, способных стать раковыми опухолями на организме науки.
  Пленение Зографом первокурсников фактиками и гре-нием у себя на груди романтических интересов к науке (каких угодно!) виделось действием грека-торговца, ставящего на лотке, под глаз, лопающиеся от сока персики, в мешок же сующего зеленеющую кисль.
  Читал неинтересно, рассыпчато, дешево, крася своим каламбуриком факты (линючие краски).
  Этот хитрый профессор был первым моим, так сказать, покровителем.
  Произошло это так:
  Я работал в музее у Н. В. Богоявленского (практические занятия первокурсников) и посещал семинарии Зографа; семинарии заключались в следующем: кто-нибудь из студентов, усаживаясь рядом с Зографом, делал устную сводку по беспозвоночным; мне достались "простейшие"; вскоре, после моего реферата на семинарии Умова, ко мне подошел брюнетик-студент и представился:
  - Зограф.
  Это был сын профессора.
  "Юра" Зограф упорно оказывался среди нас; так мы стали товарищами; он усиленно звал по субботам к себе; так встретился с профессором и с его зоологическим кружком молодых ученых (Беккером, Грациановым, Ки-вокурцевым, Н. В. Богоявленским); с этого посещения возникло общение; через сына он знал о моих интересах к проблеме клетки и ткани: стал снабжать меня книгами из собственной библиотеки; к своему реферату о "мезозоа" имел я в распоряжении специальнейший материал; после этого реферата профессор стал мне открывать перспективы работы моей у него; с начала второго курса он даст инструмент и отдельную клетку: мы-де заработаем в теплом соседстве с сыном его, Юрой, и с однокурсниками, введенными в наш кружок: Воронковым и Гиндзе; не зная еще стиля работы при Зографе, я был в восторге; и на столе у меня появилися великолепные томы зоологической серии Ива Деляжа (том "простейших", том "целентерат" и так далее);35 будущее представлялось радужным; и настоящее радовало; дружба с "Юрой", Зоологический музей, квартира профессора.
  Темные пятна выплыли скоро, когда обнаружилось на журфиксе профессора, что я - горою за Брюсова, Врубеля и Метерлинка; я помню смущение паствы профессора, когда я поднял перчатку его в виде злого сме-шечка: с тех пор появились какие-то доброзлобные отношения меж нами; фавническим козлитоном каким-то подшучивал он надо мной; на журфиксах я ближе узнал интереснейшего, чуткого к искусству Н. В. Богоявленского, с которым мы сходились на Врубеле; мои "вкусы" еще не мешали профессору, пока я был первокурсником; а с начала второго курса добровидные побадывания меня Зографом приняли ожесточенный характер: он, по-видимому, побаивался моего влияния на сына.
  Получив свою клетку и обосновавшись в музее, не знал я: что делать? Ни тебе "простейших", ни указаний, ни плана работ; сложа руки, сиди иль всецело отдайся отцу-покровителю: он тебе усик жучиный покажет; сиди, методически крась, разрезай, нюхай - до окончания университета; и главное, не приставай с теоретическими интересами; ведь в порядочной научной семье есть свой тон; нарушать его не полагается: так средь "овец" препослуш-ных, пасомых профессором, я оказался волчонком в овчарне; свист змеиный сквозь ласковость внешнюю явно теперь излетал из хихика; а я получил впечатление, будто рука моя протянулась за грецким орехом: разгрыз его: вместо ядра - одна горькая гниль.
  Зограф мне стал неприятен: и я наблюдал удивительную завистливую пустоту, суетливую мелочность всех выявлений патрона; особенно было противно увидеть гонение на превосходный учебник Шимкевича36, вышедший вместе с огромным болтливым учебником Зографа;37 нас заставляли работать по Зографу: протестовал я, крича:
  - Превосходный учебник Шимкевича: очень удобно работать, имея его под руками.
  Все - кончено.
  "Декадентство" еще мне прощалось: похвалы же Шимкевичу Зограф не вынес; в ответ вырывались на лекциях Зографа злые сарказмы "о некоторых, которые" увлекаются Метерлинком; после же лекций с особой слащавостью разложившегося чернослива профессор обращался ко мне с преласковеньким фальцетто:
  - Борис Николаевич, - как?
  В этой ласковости было что-то несносное; я же думал: да, ласков, но потому, что отец мой - декан!
  Я подумал и бросил свою привилегию, клетку, в вороний нос Зографа; увы, - у Мензбира не было уже рабочих мест; изгнанный из музея, ютился он тесно; и очередь на рабочее место огромна была; так я стал беспризорным; так интересы к "простейшим" без микроскопа оказывались интересом впустую (а к чистке кишечников я испытывал равнодушие); я понял, что авантюра моя с зоологией, предостережение - не забывать восьмилетки: "естественный факультет, - думал я, - предварение к занятиям философией".
  Увлекшися "простейшими", я это забыл: но если бы продолжал увлекаться биологией, то оказался б в тяжелом самопротиворечии, оставленный при университете, с неизжитыми художественными и философскими наклонностями.
  И я сосредоточил внимание на химии, но уже не как специалист, а как просто изучающий метод работы для своего плана: естественное отделение факультета без практики - нуль; химия оказалась мне практикой для теории моего прохождения предметов.
  
  
  
   3. ЛАБОРАТОРИЯ
  Лаборатория - место встреч, подачи заявлений (там находилося субинспекторское отделение), чаек (в раздевальне швейцар открыл чайную), непередаваемый запах: не то леденцов, не то медикаментов, иль равнодействующая из воней (изонитрилы воняли тухлятиной рыбной) и ароматов (эфиры); бело-серое двухэтажное здание: справа - дверь в субинспекторскую; слева . - малый прилавок с колбасами и калачами; кипит самовар: за столом сидит растерзанный химик; пара и тройка, назначившие друг другу свиданье, покуривают; вверх две ступеньки, ведут в полукружие коридора: направо, налево; Налево аудитория и лаборатория качественников, кабинет Зелинского и ветвление коридоров, с лестницами вверх и вниз (в темноту подвального помещения, где работают специалисты, где комнаты с приборами, стеклами, где стеклодув выдувает стеклянные колбы и где студенты-органики дуют себе для забавы колбченки); коридор направо уводит под лестницу, бегущую вверх, где помещение для органиков, количественников, и специальные, как-то: комната для приготовления воней, с открытою форточкой; я там корпел над ужаснейшим веществом; и не мог вещества приготовить: исплакался весь, исчихался (эфир обдирал горло, легкие, нос); и оттуда ход на площадку (на крыше), где вони отборные в небо взлетали.
  Потом перестроили лабораторию.
  В коридоре - шубы, пальто, тужурки и фартуки.
  Здесь первокурсником браживал я с волосатым студентом, Н. Сусловым, проповедуя нормы эстетики, и еще в помещения внутренние не проникая.
  Периодическая система элементов меня увлекала, а не лекции по неорганической химии, откряхтываемые Александром Павловичем Сабанеевым; он удивлял в годы детства своею огромною, рыжею бородою и статностью роста; и я не понимал: как, обладая такой бородой и сложением, он не поколотит Марковникова: теперь, ставши худым и седым, он забавлял ситуациями, происходящими между ним и его лаборантом Григорием Дмитриевичем Волконским; Григорий Дмитриевич имел странный вид; он являлся в дверях так, как будто он прыгал чрез обруч, заклеенный папиросной бумагою; и нас, и себя самого озадачив таким появленьем, сидел оголтелый; вид не соответствовал неглупым высказываниям: вид шутника; и ходил он в гороховом; желтая бородка, огромный обветренный, криво заостренный нос; коричневатые щеки; движенья - нелепые; перед каждою фразою некое нечленораздельное высказывание организма, напоминающее - начало ослиного вскрика (полувзрев, полувсхлип); и не знаешь, бывало, смеяться иль плакать; иронизировал он или жаловался - не уловишь: демонстрировал колкостями против ректора и попечителя (он был прогрессивен); и то, что высказывал, было - толково и едко.
  Он вечно спешил, прибегая испуганно с шапкой в руке, никогда не садясь, лишь присаживаясь, вскакивая, чтоб, пересевши к кому-нибудь, громко всплакнув иль взревев, унестися с несчастнейшим видом, не соответствовавшим наблюдательному остроумию; вид - мистера Дикка, героя Диккенса;38 жесты - шута; содержание слов - саркастическое.
  Редчайшее несоответствие между словом и жестом; купался же до коры ледяной; говорил всем он ты: половину профессорской молодежи он вынянчил; можно было подумать: хитрец; был - добряк и простяк; отличался редчайшей способностью перепутывать все на лекции Сабанеева неудачным показыванием химических опытов; стоял на лекциях по правую руку профессора, толок смеси, вер-тяся и взрывая под носом его; мы ждали обычного добродушного крика профессорского:
  - Ну же, Григорий Дмитриевич!
  Григорий Дмитриевич, подпрыгивая и всериоз разво-зяся, в гороховом всем, нас оглядывал с торжеством (вот покажет), бросался поджечь что-нибудь; и - не было взрыва, коль взрыв был в программе; но разлеталася вдребезги колба с ужаснейшим грохотом, коли в программе следовала тихая реакция; забрызганный жидкостью Сабанеев в бессильной досаде бросался к своему лаборанту и замирал; то ж проделывал и Григорий Дмитриевич в отношении к профессору, глядя на него укоризненно:
  - Я же говорил: вы сами видите?
  И между ними под нашу бурную радость открывалась всегда крылатая перебранка:
  - Эка!..
  - Сами вы!..
  - Тем не менее... однако ж...
  Не сразу возобновлялася лекция; лаборант и профессор обиженно подставляли друг другу спины; минут через пятнадцать согласие водворялось; Григорий Дмитриевич, выставив нос над прибором, подмигивал словам Сабанеева с невероятным сочувствием; и профессор нежнейшие взгляды бросал на него; готовились новые смеси, - до нового:
  - Ну же, кхе-кхе, Григорий Дмитриевич, - и жест к нам: - Хотя я, кхе-кхе, смешиваю оба раствора, кхе-кхе, тем не менее... однако ж... Ну что же? Григорий Дмитриевич?
  Григорий же Дмитриевич с неожиданным вовсе, с ослиным подревом:
  - Нет фосфора, Александр Павлович!
  И оба, профессор и лаборант, бросив лекцию, опять начинали метаться и бегать, отыскивая пропавшие реактивы; они находились; профессор, оглядывая нас, покряхтывал:
  - Тем не менее...
  - Однако...
  - Же...
  Вместо простого "однако" - "тем не менее однако же".
  Коль удавалась реакция (случай редчайший!) - о, как сиял Сабанеев! Волконский оглядывал нас Наполеоном.
  В лаборатории он казался беспроким; но был очень "проким" в Большом театре, заведуя там пиротехническими фокус-покусами, - вроде творения "огней" при "Валькирии", или устраивал пожары Вальгаллы;39 и, может быть, производил искусственный гром. Думается, был пиротехник скорее, чем химик; но химию где-то преподавал; даже составил учебник: судя по склонностям, мог бы увлечься пусканием змеев и конкурировать с диккенсовским змеепускателем, мистером Дикком; относить это нужно лишь к форме занятий, а не к содержанию: мистер Дикк влагал в дело свое очень странную мысль.
  Александр Павлович лаборатории изменял с... рыболовством; и в союзе с солдатом химическим проводил все свободные дни на реке, перед удочкой; очень любил жену свою, его потчевавшую сладчайшими булочками.
  И продружил лет он тридцать с Волконским; бурные объясненья на лекциях не изменяли сердечнейших отношений меж ними...
  Вот и все, чем означился курс Сабанеева; да - вот еще: удивил на экзамене; можно быть добрым, но - все же не столь; можно явно подсказывать, но - не рассказывать за студентов билеты: себе самому.
  - "А не знаете ль формулы серной... кхе... кхе... кислоты?"
  И сейчас же: себе самому же:
  - Аш два... Эс... кхе... О... четыре. Прекрасно!
  И так же забавен был семинарий по химии у Сабанеева; его вел мой старинный знакомец: еще поливановцем помню его; Алексея Сергеевича Усова, сына крестного отца, сабанеевского лаборанта, прекраснейшего Гогенштауфена, по завереньям Лясковской, в лаборатории было найти невозможно; он отсутствовал; являлся же - раз в неделю: на час; и - опаздывал; длинный, всегда с перепугу моргающий под очками, с перепугу на нас не глядящий, а мимо, вспыхивая от стыда, как псаломщик, отбарабанивал коломенскою верстою задачку, просто считывая ее с бумажки при записывании на доску; записав, остолбеневал, не садился; ужасно блистал очками; мы тотчас сбегались к нему, и просили упорнейше разъяснений, которые очень охотно давал: и - исчерпывающие! Решения списывались с его слов; их собравши, совал в боковой свой карман, поворачивался; и - удалялся: до следующего понедельника.
  Несколько решенных задач означали: зачет.
  "Сабанеевцы" все - чудаки: рыболов Александр Павлович, пиротехник Волконский, да Усов, Алеша, руководили познаниями в очень крупном отделе крупнейшей науки; если бы не Реформатский и не "Основы химии"40, - то вместо неорганической химии в голове завелась бы пустая дыра.
  Какой же контраст с молодцами-"зелинцами"! Прекрасные спецы, до корня владеющие предметом: Наумов, Зернов, Дорошевский, Крапивин, Шилов, Кижнер; и - прочие.
  Ассистенты профессоров являли контраст; Волконский и Шилов: прыгающий, взревывающий, разбивающий склянки, - и чистенький, чопорный, аккуратнейший молодой человек, производящий немо сложнейшие и порою опасные манипуляции: ни склянки разбитой, ни порошочка рассыпанного; Зелинский и не посмотрит на ассистента; плечом поведет лишь:
  - Готово?
  И - шепот Шилова.
  Кончено: реакция проведена.
  Пролетающий лабораторным коридором (с урока в театр) носолобый Волконский; и над огромным прибором в профессорском кабинете гибеющий Шилов.
  Разделение стилей между "органиками" и "неорганиками" простиралось на служителей; служителя Сабанеева, - добродушные, растяпые, неряшливые, мне казались скорей рыболовами, затащенными случайно с реки в эти научные недра; а служитель Зелинского, обслуживающий его кабинет, - интеллигентный поляк, очень-очень подтянутый, выбритый и радикально настроенный, производил впечатление лаборанта.
  Профессор Николай Дмитриевич Зелинский читал нам курсы по качественному и количественному анализам, а также по органической химии; если лекции Сабанеева стояли под знаками благодушия и отсебятины, то постановка лабораторных занятий Зелинского стояла под знаком высокой, научной культуры; Зелинский являл тип профессора, приподымавшего преподавание до высотных аванпостов науки: тип "немецкого" ученого в прекраснейшем смысле; не будучи весьма блестящим, был лектор толковый, задумчивый, обстоятельный; многообразие формул, рябящее память, давал в расчленении так, что они, как система, живут до сих пор красотой и изяществом; классификационный план, вдумчиво упраздняющий запоминание, был продуман; держа в голове его, мы научились осмысливать, а не вызубривать; вывести формулу, вот чему он нас учил; забыть: это не важно; забытое вырастет из ствола схем, как листва, облетающая и опять расцветающая, от легчайшего прикосновенья к конспекту.
  Знания формул не требовал: требовал - сметки; умения вывести формулу; и ответить ему - значило: только подумать химически, оживить в сознании путь выведения формул; а сбиться в деталях - неважно: тут шел он навстречу процессу мысли, но - при условии, что процесс этот был; не знать - значило: под неумелым карандашиком в цепях превращения углеводородных ядер являлся эфир, не кетон; это и означало: не знать.
  Факт смешения формул двух смежно лежащих кето-нов - его не сердил.
  Он знакомил с процессом сложения и распадения, как с диалектикой; ритмы же метаморфозы вводил он прекрасно в сознание наше; продукты метаморфозы, иль формулы, взятые памятью, менее интересовали его; лекции Мензбира - художественные гравюры, где линии фактов слагали осмысленную картину; лекции Н. Д. Зелинского выглядели пестрейшим орнаментом, запоминаемым просто: многообразие всех вариаций - изменение нескольких простых положений линейных.
  Он подчеркивал и пространственную структуру (иль - стереохимию), вылепляя из красных и белых шаров, соединяемых палочками, модельки веществ (характер молекулярного соединенья атомов); структуру порою анализировал с педантичною точностью; лекции не для химиков-спецов могли показаться скучными.
  Не в лекциях профессора был центр курса: в лаборатории; лекции вне занятий его - транспарант, на котором начертывались ретуши к рисунку: снимите такой лист с рисунка - штришки; наложите его на рисунке: они изменяют рисунок.
  Лабораторные занятия по качественному анализу - обязательны для второкурсников; обязательность была не формальна - реальна: она отнимала не менее полугодия, максимум - год ежедневных сидений в лаборатории; курс - путеводный план при занятиях. Курсы Зелинского прочно врастали в наши лабораторные занятия; лаборатория врастала в курсы; слагалася нерасплетаемость теории с практикой; у Зелинского мы приобретали навык к работе; Мензбиру и Умову можно было сдать экзамен, и не отсиживая в их рабочих ячейках41.
  Проходя качественный анализ у Н. Д. Зелинского, мы ходили настоящими химиками пусть хоть месяц; вне этого не могли сдать зачета; он мягко, но твердо гнал нас сквозь химический строй; в воспитании умения хоть немного понюхать научного пороха огромная заслуга профессора.
  Курс его был: курс плюс практические занятия; и центр - в последних.
  Весьма спокойный, весьма деловитый, весьма обстоятельный лектор, студенту с налета казался он скучным, опутанный кружевом связанных формулок, метаморфозу свершающих; для посещающих лекции он вытыкал пре-пестрейший как будто персидский ковер на пространстве двух лет; таким ценным и цельным ковром, убедительным очень в деталях орнамента, и по сию пору остается мне курс органической химии; к Зелинскому подходили слова:
  "По делам судят".
  Скромное слово его обстоятельных лекций свершало культурную миссию в наших сознаниях.
  Все, работавшие у Зелинского, увлекались задачами, лабораторной техникой, лабораторией, где мы в хорошем значении слова представлялись себе в отношении срока работ и количества их; хоть дана была норма не маленькая, но успешные могли удвоить, утроить ее; никто не препятствовал, не торопил или не замедлял, не окидывал нас оком следователя: посещаем, не посещаем ли лабораторию; учет велся; задача была регистрирована; но стиль прохожденья учебы был нам дружелюбный: и отношения между профессором, нами, его лаборантами в целом прекрасно слагались; лаборатория становилася домом, куда нас влекло.
  Каждый за год должен был пройти совершенно конкретную школу; и минимум требований ее в отношении к требованиям других семинариев был, конечно же, максимумом.
  Практические занятия по качественному анализу можно было окончить в два месяца; можно было окончить их в семь: управляйся, как знаешь; в течение года-легко проходился курс лабораторных занятий, отнимая в день часа три; при прохождении быстром количество часов увеличивалось; и иные отсиживали с девяти и до четырех, бросив лекции; так иль иначе, - анализ усваивали: разбирались в уменьи работать над отделеньем веществ; лаборанты Зелинского оказывали помощь; но студентам в рот знаний не клали; мы сами осиливали ряд задач от простейших до сложных; мы получали свой стол, шкапчик с необходимыми веществами и инвентарь орудий работы (более специальные находилися в общем пользовании, вытребовались у служителя, получались у лаборанта); студент поступал в переплетение комнат, учился пользоваться приборами, работал то у себя на столе, то под вытяжным шкафом, то в сероводородной комнате; он выучивался и технике работы (до некоторой степени), и той руке, без которой не обойдешься, и сметке, которую не вычитаешь из книги: умению поступать не по букве учебника, а и по собственному соображению; он узнавал, что на практике нет идеальной реакции, что в московской воде найдет кальций, которого ему не всыпали, и что цианистый калий, которым он пользуется, скорее уксуснокислый калий от разложенья на воздухе.
  Кроме умения расчленить ряд процессов в картину по-следовательного исследования веществ, надо было уметь научиться: приборам, руке, экономии места и времени, да и поправкам на портящиеся реактивы, которыми пользовались; из всего вытекал ряд конкретных узнаний: качественного анализа не проходили, - проделывали его сами. ХКаждый должен был проделать до сорока, не менее, задачхна определенье металлов и металлоидов. Задача получалась рт лаборанта; ему ж и сдавалась. Два раза Зелинский давал сам задачу (каждому из студентов): одну на металлоиды, другую на металлы и металлоиды; сам составлял смесь, передавая ее студенту; определив ее, студент шел в молчаливейший кабинет, обставленный тканью приборов, где работал профессор со своим ассистентом; здесь студент и давал подробнейший отчет: что нашел, как искал; по форме это была непринужденная и скорее дружеская беседа с профессором, мягко идущим навстречу, готовым помочь; как-то не замечалось: у всякого другого профессора это был бы свирепый экзамен; а у Зелинского экзамен не казался экзаменом оттого, что студент в уровне знания и уменья понять стоял выше уровня требований по другим предметам; и мягкий профессор системою постановки работ крутовато подвинчивал: ведь бросали ж другие предметы для лаборатории; гибение не погибельно было, - весьма интересно; сорок задач, под бременем которых в другом случае восстонали бы мы, проходили цветистою лентой весьма интересных заданий с сюрпризами, устраиваемыми веществами; только, бывало, и слышалось:
  "Черт... я прилил соляной, а он не растворился... я в него всыпал, знаешь ли..."
  Или:
  "Нагнулся я под вытяжной шкаф, а меня как ударит в нос горькими миндалями".
  Качественный анализ проходился нами, как приключение европейца, попавшего в дебри леса и убившего там бизона вполне неожиданно.
  Кончив университет, вспоминали:
  "А помните, как работали в лаборатории?.."
  Лабораторная жизнь была жизнь, чреватая впечатлениями, опасениями, радостями: "жизнь", а вовсе не отбывание зачета; чувствовалась умелая мягко-строгая рука Зелинского; и требовательный экзамен-зачет проходил незаметно; не режущим, а дружелюбно внимающим казался Зелинский.
  Он выжимал из нас знание, а мы не вызубривали; готовиться к экзамену у него нам порою казалось нелепостью: готовились в лаборатории, в ежедневных буднях, которыми с мягкой настойчивостью обставлял он нас всех; при-нужденья ж не чувствовали; химию знали лучше других предметов; если бы другие профессора умели присаживать так к прохожденью предмета, то средний уровень знаний повысился бы.
  Строгий, мягкий, приятный, нелицеприятный, высоко державший преподавание, - таким видится Николай Дмитриевич.
  Высокий, прямой, с закинутой головой, отчего над спиною сияла почтенная лысина, с длинными мягкими вьющимися каштановыми волосами почти до плеч и с окладистой бородой (после - стриженной удлиненною эспаньолкой) , прямоносый, с мягкими усами, с большими, умными глазами, весьма обведенными синевой, приятно бледный, - неслышно он шел коридорами иль между рядом приборов, порой останавливаясь и разговаривая очень тихо; точно шел он пространствами древнего храма; но в оттенке торжественности позы не было; это была торжественность про себя: от сознания культурного дела, творимого здесь.
  Он был красив тишайшей научной думой: и внешним образом производил приятное впечатление: правильные черты лица, очень сдержанные манеры, безукоризненная серая или желтоватая, чисто сшитая пара; кругом настоящими охальниками и выглядывали, и выскакивали студенты, на него натыкаясь; чумазые, разъерошенные лаборанты, черт знает в чем, с прожженными пиджаками, с носами какого-то сизо-розового оттенка (от едких запахов - что ли) его окружали; он, тоже работающий, поражал чистотою, опрятностью и неспешкой инспекторского прохода по комнатам; являясь на лекцию, тихим и мягко приятнейшим баритоном с грудным придыханием певуче вытягивал на доске "альдегидные" цепи свои; так же тихо он объяснялся с тем, с этим.
  Когда проходил, то мы естественно присмиревали; праздно не обращались к нему, хоть не требовал он пиетета.
  Тишина в нем жила от мысли и пиетета к высокому научному учреждению; в соединении с большою культурностью и с повышенным чувством такта она окружала Зелинского непередаваемой атмосферою.
  Неся решение им данной задачи в профессорский кабинет, тихий, большой и опрятный, мы переступали порог кабинета, как переступают исповедальню; из тени поднималась навстречу большая, кудрявая голова, с полосой чисто вымытой лысины, выступало бледное, несколько измученное лицо; и тихий, чуть заикающийся тенор, могущий пропеть баритоном, конфиденциально выспрашивал:
  - Ну? Что в...в...в...вы нашли?

Другие авторы
  • Столица Любовь Никитична
  • Помяловский Николай Герасимович
  • Христофоров Александр Христофорович
  • Суриков Василий Иванович
  • Гердер Иоган Готфрид
  • Ковалевский Максим Максимович
  • Семевский Михаил Иванович
  • Тепляков Виктор Григорьевич
  • Котляревский Нестор Александрович
  • Верещагин Василий Васильевич
  • Другие произведения
  • Щеголев Павел Елисеевич - О "Русских женщинах" Некрасова
  • Гомер - Илиада
  • Гейнце Николай Эдуардович - Власть женщины
  • Ведекинд Франк - Пробуждение весны
  • Шулятиков Владимир Михайлович - Теоретик интеллигенции
  • Литвинова Елизавета Федоровна - Н. И. Лобачевский. Его жизнь и научная деятельность
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Тишина
  • Некрасов Николай Алексеевич - Волшебное Кокорику, или Бабушкина курочка
  • Блейк Уильям - Избранные стихотворения
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Мечты, комедия-водевиль в трех действиях
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 471 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа