Главная » Книги

Белый Андрей - На рубеже двух столетий, Страница 26

Белый Андрей - На рубеже двух столетий


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

ического факультета Московского университета.
  51 Ср. характеристику этой черты личности Стороженко в воспоминаниях И. И. Янжула "Малороссийский юмор дорогого Николая Ильича": "В дружественной и товарищеской беседе, а часто даже в официальной речи Николая Ильича, всегда, как искорки, блистали остроты"; "Неистощимый юмор сыпался почти всегда из уст почтенного Николая Ильича, как из рога изобилия, и действовал часто на окружающих, как добрый стакан шампанского. Всем становилось тепло и весело на душе, настроение повышалось через несколько минут беседы с ним; он всех уже успел заинтересовать и увлечь разговором" (Памяти Н. И. Стороженка, с. 131, 132).
  52 Пьеса А. П. Чехова "Дядя Ваня" (1896) намечалась к постановке в Малом театре весной 1899 г., однако Театрально-литературный комитет (в составе профессоров Стороженко, Алексея Н. Веселовского, И. И. Иванова) согласия на постановку не дал; В. А. Теляковский, сообщая в неопубликованном тексте воспоминаний подробности голосования, отмечает, что Стороженко высказывался за постановку. См. комментарии И. Ю. Твердохле-бова в кн.: Чехов А. П. Поли. собр. соч. и писем в 30-ти т. Соч. в 18-ти т., т. 13. М., 1978, с. 393 - 394.
  53 Белый высоко ценил философско-лингвистическое наследие А. А. Потебни, посвятил его анализу статью "Мысль и язык (Философия языка А. А. Потебни)" (Логос, кн. 2. М., 1910, с. 240 - 258). См.: Белькинд Е. А. Белый и А. А. Потебня (К постановке вопроса). - Тезисы I Всесоюзной (III) конференции "Творчество А. А. Блока и русская культура XX века". Тарту, 1975, с. 160 - 164; Пресняков О. П. А. А. Потебня и русское литературоведение конца XIX - начала XX века. Саратов, 1978, с. 156-159.
  54 Стороженко был действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете с 1876 г., с 1884 г. - временный председатель, с 1894 г. - председатель Общества.
  55 Квартира Стороженко была в доме Байдаковых в Оружейном переулке (Хамовническая часть).
  56 Ср. некрологическую статью Белого "Николай Ильич Стороженко": "...я заходил к Н. И. в его классические воскресные утра. Тут я научился ценить его знания, ум и сердце. Людей самого разнообразного направления неодолимо тянуло к Н. И., и всех он встречал с тихой, любовной простотой" (Весы, 1906, Š 2, с. 68).
  57 Д. И. Курский был народным комиссаром юстиции РСФСР с 1918 г.; с 1928 г. - полпред в Италии.
  58 Ср. запись Белого, характеризующую конец 1885 г.: "Начинаются мои частые посещения Стороженок. Мне говорят, что Маруся Стороженко - моя невеста; увлечение Марусей" (Материал к биографии, л. 1 об.).
  59 И. И. Янжул был избран ординарным академиком по разряду историко-политических наук Историко-филологического отделения (политическая экономия и наука о финансах) 4 марта 1895 г.
  60 Один из сказочных персонажей "Северной симфонии (1-й, героической)" (1900) Белого, "козлобородый рыцарь", "обладал козлиными свойствами: водил проклятый хоровод и плясал с козлом в ночных чащах. И этот танец был козловак, и колдовство это - козлование" (Собрание эпических поэм, с. 49).
  61 Horribile dictu (лат.) - страшно сказать (в насмешливо-ироническом употреблении).
  62 Далее в гранках книги было: "подкозловачивал; козлова-чил всем видом своим - Тубенталь-адвокат" (ЦГАЛИ, ф. 613, оп. 1, ед. хр. 5595, л. 22).
  63 В некрологической статье "Николай Ильич Стороженко" Белый писал: "Благородное сердце перестало биться (...) больно не видеть больше образ знакомый, всю жизнь теплящийся мягким светом морального сознания, необычайной красоты душевной. Я глубоко любил покойного, потому что все его любили, потому что не могли не любить знавшие его. (...) И вот его не стало - не стало очень хорошего человека". В то же время Белый и в некрологе счел возможным намекнуть на идеологическую дистанцию между собою и покойным: "Я не люблю либерализма. Ближе мне стальная ковка общественных отношений у социал-демократии, даже самое отрицание идей прогрессивных. (...) Редко мучатся либералы общественными противоречиями. Часто довольны собой, часто пылят прогрессивными фразами (...) либерал бессилен перед сокрушающим молотом, которым социал-демократия свергает его в бездну реакции"; "Николай Ильич был слишком человек в вечно прекрасном смысле этого слова, чтобы его можно было сопричислить к типичным либералам нашего времени. Последнее время покойный молчал, когда вокруг него пылили словами либералы, но во все стороны разлетались клубы излияний, словесных и пыльных, когда раздавалась его короткая, отрывистая речь; чистым воздухом дышали его слова, хотя вообще он был человек либерально настроенный. Николай Ильич был редчайшим явлением: он был истинным гуманистом. Он был головой выше своих учеников" (Весы, 1906, Š 2, с. 67-68).
  64 Этот разговор происходил, по всей вероятности, во второй половине 1900-х гг.
  65 От ф p. decapiter - обезглавливать.
  66 Член Исполнительного комитета "Народной воли" Вера Николаевна Фигнер, сестра Н. Н. Фигнера, отбывала одиночное заключение в Шлиссельбургской крепости в течение двадцати лет (1884 - 1904). Об отношении Фигнера к сестре см. воспоминания М. Н. Фигнер "Последние годы" (в кн.: Фигнер Н. Н. Воспоминания. Письма. Материалы. Л., 1968, с. 92-113).
  67 Имеется в виду книга Иванова-Разумника "9 смысле жизни. Ф. Сологуб. Л. Андреев. Л. Шестов" (СПб., 1908; изд. 2-е - СПб., 1910). В ней обосновывался "имманентный субъективизм" - система мировоззрения, признававшая субъективную целесообразность жизни: цель - в настоящем, в стремлении к полноте переживаний, к широте, глубине, интенсивности человеческой жизни.
  68 Знакомство Белого и Иванова-Разумника состоялось в Петербурге в мае 1913 г. В пореволюционные годы Иванов-Разумник стал ближайшим другом Белого и его постоянным корреспондентом. Об их отношениях см.: Лавров А. В. Рукописный архив Андрея Белого в Пушкинском Доме. - В кн.: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1978 год. Л., 1980, с. 23-29.
  69 См. примеч. 58 к гл. 1.
  70 Одна из основополагающих идей раннего русского символизма - идея мгновения, самоценного и безвозвратно исчезающего, создающая представление о беглом и зыбком мире, полном неотчетливых, мимолетных впечатлений и ощущений.
  71 В гранках книги далее было:
  "Впечатление мое от летучих встреч с профессором Перетцом: его бы следовало все же хоть подсолить, если он обижается на "перец"; а то как-то пресно с ним".
  72 Писем К. Маркса к В. И. Танееву не выявлено. О Танееве, "которого я с давних пор уважаю как преданного друга освобождения народа", Маркс писал М. М. Ковалевскому 9 января 1877 г. (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 34. М., 1964, с. 185; впервые: "Летописи марксизма", кн. VI, 1928).
  73 Московский ресторан "Большой Эрмитаж" (товарищество Оливье) на Трубной площади. В конце 1870-х гг. Танеев регулярно устраивал там в первое воскресенье каждого месяца так наз. "академические обеды" (постоянные участники - К. А. Тимирязев, В. В. Марковников, В. Ф. Лугинин, а также С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский, С. И. Танеев, П. И. Чайковский и др.). См. об этом в очерке П. В. Танеева "Из воспоминаний о Владимире Ивановиче Танееве" в кн.: Танеев В. И. Детство. Юность. Мысли о будущем. М., 1959, с. 702 - 703.
  74 Имение Демьяново на окраине Клина (Московская губерния). В. И. Танеев купил его в 1883 г. и жил там каждое лето, а с 1890 г. - почти безвыездно.
  75 Memento mori (л а т.) - помни о смерти; в переносном смысле - грозное напоминание об угрозе, гибели и т. п.
  76 В январе 1889 г. праздновалось 50-летие литературной деятельности А. А. Фета.
  77 В воспоминаниях сына В. И. Танеева, П. В. Танеева, об отце говорится: "Библиотека Владимира Ивановича находилась первоначально в Москве. В 1900 г. он перевез ее из Москвы в Демьяново и поместил в трех больших залах, специально оборудованных. В течение 10 лет он приводил ее в порядок и расставлял книги по своей системе. Владимир Иванович полагал, что его система ни в коем случае не должна быть нарушена. Продать свою библиотеку Владимир Иванович категорически отказался. На семейном совете мы решили библиотеку отдать Родине безвозмездно" (в кн.: Танеев В. И. Детство. Юность. Мысли о будущем, с. 704 - 705).
  78 Белый жил в Демьянове в июне 1910 г. "Осталось впечатление от многочасовых блужданий в Демьяновском парке (...) и нудных разговоров с Владим(иром) Иванов(ичем) Танеевым на тему: почему я пишу такие непонятные стихи" (Материал к биографии, л. 57 об. - 58).
  79 Белый бывал в Демьянове несколько раз наездами в июне - июле 1917 г.
  80 К. А. Тимирязев был одним из близких друзей В. И. Танеева. Об их отношениях см.: Танеев П. В. Воспоминания о Клименте Аркадьевиче Тимирязеве. - В кн.: Климент Аркадьевич Тимирязев. Сборник. М., 1940, с. 108 - 121.
  81 Неточность; заместитель наркома просвещения и руководитель Коммунистической академии М. Н. Покровский предложил В. И. Танееву приобрести библиотеку за 100 тысяч рублей (см.: Танеев В. И. Детство. Юность. Мысли о будущем, с. 704). Ср. примеч. 77.
  82 Танеев скончался 21 октября 1921 г.
  83 Прозерпина (р и м с к. ми ф.; г р е ч. - Персефона) - дочь Зевса и Деметры, похищенная Плутоном (греч. - Аид), богом подземного царства мертвых. Белый неоднократно обыгрывал этот мифологический сюжет в своих произведениях (см., например: Белый Андрей. Петербург, с. 333).
  84 Белый проводил лето в Демьянове в 1884 - 1889 гг. и в 1891 г.
  85 Имеется в виду имение Дедово (в 8-ми верстах от станции Крюково Николаевской ж. д. под Москвой).
  86 "Эпоха великих реформ" (в 1-м издании (М., 1892) - "Из эпохи великих реформ") - книга Г. А. Джаншиева, посвященная истории судебной реформы и либеральных преобразований 1860-х гг.; пользовалась широкой популярностью (выдержала несколько изданий) и сыграла большую общественную роль. См.: Гончар Н. А. Г. А. Джаншиев и страницы о нем в мемуарно-автобиографической прозе Андрея Белого. - В кн.: Б е-лый Андрей. Армения. Ереван, 1985, с. 161 - 195.
  87 Дюрандалъ - имя меча (производное, видимо, либо от прилагательного dur - "прочный", либо от глагола durer - "быть прочным, устойчивым") Роланда, героя средневековой французской эпической поэмы "Песнь о Роланде" (XII в.).
  88 Сокращенная цитата (Некрасов П. А., Лахтин Л. К., Лопатин Л. М., Минин А. П. Николай Васильевич Бугаев, т. II, с. 114).
  89 Под деборинцами понимается группа советских философов во главе с А. М. Дебориным (с 1929 г. - академик АН СССР). В 1920-е гг. Деборин выступал с критикой механистов - группы советских философов, обвинявшихся в механическом истолковании явлений природы и общества, в вульгарном эволюционизме и позитивизме, противопоставлявших практику абстрактному мышлению (Л. И. Аксельрод, А. И. Варьяш, В. Н. Сарабьянов, И. И. Скворцов-Степанов, А. К. Тимирязев и др.). Взгляды механистов широко обсуждались в 1925 - 1929 гг. на научных дискуссиях и в печати; на 2-й Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научно-исследовательских институтов (апрель 1929 г..) взгляды механистов были признаны (по докладу Деборина, носившему официально-директивный характер), отходящими от марксистско-ленинской философии.
  90 Об аритмологическом миросозерцании Н. В. Бугаева и о его вкладе в теорию прерывных функций и чисел обстоятельно говорится в работе П. А. Некрасова "Московская философско-математическая школа и ее основатели" (Некрасов П. А., Лахтин Л. К., Лопатин Л. М., Минин А. П. Николай Васильевич Бугаев, т. I). См. также: Юшкевич А. П. История математики в России до 1917 года. М., 1968, с. 483 - 486.
  91 Подразумевается один из рассказов о древнегреческом философе-кинике Диогене Синопском: "Среди бела дня он бродил с фонарем в руках, объясняя: "Ищу человека" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с. 246 - 247; перевод М. Л. Гаспарова).
  92 Сокращенная цитата (Некрасов П. А., Лахтин Л. К., Лопатин Л. М., Минин А. П. Николай Васильевич Бугаев, т. II, с. 102).
  93 В монадологии Лейбница (ср. примеч. к гл. 1) монада - психически активная субстанция, воспринимающая и отражающая другие монады и весь мир; монады, которым присуще бесконечное разнообразие по внутренним качествам и степени совершенства, находятся между собой в отношении предустановленной гармонии.
  94 Граф Д. А. Толстой, будучи в 1866 - 1880 гг. министром народного просвещения, насаждал классическую систему в гимназическом образовании и не допускал в него курса естественных наук. В 1871 г. был утвержден выработанный Толстым гимназический устав, дававший решительный перевес классицизму как основе общего научного образования и ставивший заслон точным и естествоведческим дисциплинам.
  95 В 1900 г. при министре народного просвещения Н. П. Бо-голепове было предложено отодвинуть гимназическое изучение древних языков в старшие классы; в мае - июне 1901 г., при новом министре П. С. Ванновском, заседала специальная комиссия при Министерстве народного просвещения, обсуждавшая "Основные положения устройства общеобразовательной средней школы" и запланировавшая введение естествоведения в курс IV - VII классов (см.: Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902, с. 713-717).
  96 Н. В. Бугаев был членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, по разряду математических наук Физико-математического отделения (с 13 декабря 1897 г.), почетным членом Юрьевского и Казанского университетов, Харьковского и Казанского математических обществ, Общества любителей естествознания, Московского общества испытателей природы, действительным членом Чешского королевского общества в Праге.
  ГЛАВА ТРЕТЬЯ. БОРЕНЬКА
  1 В автобиографическом письме к Р. В. Иванову-Разумнику от 1 - 3 марта 1927 г. Белый определил первое семилетие своей жизни (1881 - 1887) как "сказочный период", разделив его, в свою очередь, на два этапа: 1881 - 1884 - "от мифа к сказкам", 1884 - 1887 - "угасание сказочности; наблюдение над внешним миром; религиозность" {ЦГАЛИ, ф. 1782, оп. 1, ед. хр. 18).
  2 Имеется в виду первая глава романа - "Бредовый лабиринт" (Белый Андрей. Котик Летаев. Пб., 1922, с. 15 - 61).
  3 Белый свидетельствует, что "первый проблеск сознательности" относится у него к лету 1883 г.; декабрь 1883 г.: "Отчетливо уже сознание. С этого периода начинается внутренняя биография" (Материал к биографии, л. 1).
  4 Имеется в виду главка "Горит, как в огне" (Белый Андрей. Котик Летаев, с. 25 - 28). Белый перенес заболевание корью в октябре 1883 г., в ноябре того же года - заболевание скарлатиной.
  5 См. главку "Старуха" (Белый Андрей. Котик Летаев, с. 22-25).
  6 Баллада Иоганна Вольфганга Гете "Лесной царь" ("Erl-konig", 1782) принадлежала к числу первых произведений немецкой классической поэзии, с которыми познакомила Белого осенью 1884 г. гувернантка Раиса Ивановна. Белый отразил эти детские впечатления в романе "Петербург" (Белый Андрей. Петербург, с. 315 - 316).
  7 Вторую половину сентября - первую половину октября 1913 г. Белый провел в Норвегии (Христиания, Льян, Берген), где слушал курс лекций Р. Штейнера "Пятое Евангелие" и принял окончательное решение связать свою судьбу с антропософией. Об испытанном тогда состоянии мистического озарения Белый вспоминает: "С этого момента до весны я переживаю неимоверный взлет; события ежедневные приобретают для меня какой-то преобразовательный смысл"; "...наступает день моего рождения 27 октября: мне исполняется 33 года; я чувствую: возраст мой - ответственный. В эти дни мне очень много открывается во внутреннем пути (...) " (Материал к биографии, л. 66 об., 67).
  8 Подразумевается древнейший очаг европейской культуры на острове Крит в Средиземном море со столицей Кноссом (кри-то-микенская культура, ок. 3000 - ок. 1200 до н. э.). Дорийские племена колонизовали Крит в XII в. до н. э. и уничтожили центры крито-микенской культуры.
  9 Представления об этих двух стихиях восходят у Белого к философско-культурологическому труду Ф. Ницше "Рождение трагедии из духа музыки" (1872), в котором отстаивается идея о существовании двух типов культуры: дионисийской - непосредственно "жизненной", неуправляемой, отражающей хаотическое начало и трагизм бытия, и аполлоновской - логически упорядоченной, созерцательной, рациональной, дисциплинирующей хаос строем и мерой.
  10 Ср. фрагмент из предисловия Белого к неосуществленному изданию "Котика Летаева" (1928): "...думать, что 3-летний думает по логике Аристотеля, - просто глупость; фактически почти каждый отец проводит эту глупость в жизнь; и говоря "Он упал в обморок", не объясняют ребенку метафоры "упал"; ребенок же думает: обморок - нечто вроде погреба, куда падают; и миф - готов" (Русская литература, 1988, Š 1, с. 219).
  11 Ср. аналогичные рассуждения Белого: "...я ощущаю в себе становление темы символизма так, как она пела в моей душе с раннего детства; и я осознаю эту тему в усилиях ее идейно выгранить - уже позднее: при встречах с людьми (...) На вопросы о том, как я стал символистом и когда стал, по совести отвечаю: никак не стал, никогда не становился, но всегда был символистом (до встречи со словами "символ", "символист"); в играх четырехлетнего ребенка позднейше осознанный символизм восприятий был внутреннейшей данностью детского сознания" (Почему я стал символистом, с. 7).
  12 См. главку "Доктор Дорионов" (Белый Андрей. Котик Летаев, с. 28-32).
  13 Тесей (г р е ч. ми ф.) - сын афинского царя Эгея; убил в подземном лабиринте Минотавра (чудовище-человекобык, которому приносились человеческие жертвы).
  14 Ср.: "1884 год. Январь. Появление первой бонны Каролины Карловны, первые упражнения в немецком языке (...) Танцую польку с Каролиной Карловной. Февраль. (...) Каролина Карловна прогнана: ко мне берут бонну Фанни Андреевну" (Материал к биографии, л. 1).
  15 Белый относит это событие к декабрю 1883 г.: "Первая пережитая драма (прогнали нянюшку)" (Материал к биографии, л. 1).
  16 В очерке "К биографии" Белый говорит о своих первых литературных впечатлениях: "...стихи Уланда, Гейне и Гете, хотя я их (...) не понимал, однако они производили животворное действие; странно, что первые сильно на меня повлиявшие стихи были немецкие; Уланда, Гете и Гейне читала мне вслух гувернантка, немка" (ГБЛ, ф. 198, карт. 6, ед. хр. 5, л. 1 об.). Ср. признания Белого о детстве в письме к А. А. Блоку от 18 или 19 декабря 1904 г.: "...начинаю сознавать себя маленьким мальчиком, влюбленным в уютную беспредметность и ласковую грусть. Гувернантка немка читает о королях, легендах, феях, читает из Гете, из Уланда, а я у нее на коленях засыпаю. Вот моя музыкальная тема" (Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. М., 1940, с. 114).
  17 Сокращенная цитата из статьи "Критицизм и символизм" (Символизм, с. 29), впервые опубликованной в 1904 г. в "Весах" (Š2).
  18 См. примеч. 84 к гл. 1.
  19 Подразумевается название главного философского труда А. Шопенгауэра - "Мир как воля и представление" (1819).
  20 Подразумевается "теологический оптимизм" Лейбница, обосновывавшего в "Теодицее" (1710) тезис о том, что существующий мир создан Богом как "наилучший из всех возможных миров".
  21 Скиния - походный храм древних евреев во время их сорокалетнего странствования по пустыне.
  22 Ср.: "...основы естественнонаучного мировоззрения через отца, можно сказать, затопляли воздух нашей квартиры; из речей отца и его друзей, профессоров математики, физики, химии и биологии, на меня ушатами изливались лозунги дарвинизма, механического мировоззрения, геологии и палеонтологии; сколько я себя помню, столько же помнюсебя знающим, что гром - скопление электричества, что Скиния Завета была наэлектризована "жрецами", что земля - шар, что человек произошел от обезьяны и что мир не сотворен семь тысяч лет назад, а - начала не имеет" (Почему я стал символистом, с. 16-17).
  23 "Schloss am Meer" ("Замок у моря") - баллада Л. Уланда. Ср. запись, характеризующую конец 1884 г.: "Первые откровения поэзии при слушании "Schloss am Meer" Уланда" (Материал к биографии, л. 1 об.). Образы этого стихотворения (король и королева, замок, красная мантия и др.) отразились в 1-й части "Северной симфонии" Белого.
  24 "Сильные первые религиозные переживания" Белый относит к январю 1886 г. (Материал к биографии, л. 1 об.). Ср.: "...мое живейшее восприятие образов Ветхого и Нового заветов было восприятие символизма моей души; над традицией у нас в доме смеялись (...) мои игры в Новый завет я скрыл" (Почему я стал символистом, с. 17).
  25 Ср. запись о ноябре - декабре 1886 г.: "Мне дарят сказки Андерсена: яркие переживания сказочного мира" (Материал к биографии, л. 1 об.).
  26 Ср. запись об осени 1885 г.: "Заболевание Раисы Ивановны. Ее уход от нас" (Материал к биографии, л. 1 об.)
  27 "Первые откровения музыки (Шопен, Бетховен)" Белый относит к концу 1884 г. (Материал к биографии, л. 1 об.).
  28 Ср.: "С четырех до семнадцати лет я рос зсотериком; мой символизм - утаиваемое от других; долгое время сфера утаиваемого была сферой утаиваемого поневоле, ибо ни одно из слов моего словаря не нарекало его никак" (Почему я стал символистом, с. 20).
  29 Белый вспоминает о весне 1906 г.: "...все это время я читаю книги по социальным вопросам: Кропоткина, Бакунина, Маркса, Энгельса, Каутского, изучаю "Эрфуртскую программу", читаю "Историю социал-демократии" Меринга (...)" (Материал к биографии, л. 53).
  30 Контаминация сокращенных цитат из статьи "Фридрих Ницше" (1907).
  31 Цитата из той же статьи.
  32 В статье "Владимир Соловьев. Из воспоминаний" (1907) Белый пишет: "...если вы пожелаете узнать, для чего нужно было Соловьеву всю жизнь громить, бичевать и взывать, то под его критикой и полемикой вас встретят бледные, безжизненные схемы метафизики"; "...я не мог не научиться любить в Соловьеве не мыслителя только, но и дерзновенного новатора жизни, укрывшего свой новый лик под забралом ничего не говорящей метафизики" (Арабески, с. 389, 391).
  33 Цитируется 18-й фрагмент раздела "О высшем человеке" 4-й части философской поэмы Ницше "Так говорил Заратустра" (1885); ср. в переводе Ю. М. Антоновского: "Заратустра танцор, Заратустра легкий, машущий крыльями, готовый лететь, манящий всех птиц, проворный, божественно легкий: - Заратустра прорицатель, Заратустра смеющийся, не нетерпеливый, не безусловный, любящий прыжки; я сам надел на себя этот венок!" (Н и ц ш е Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Изд. 3-е. СПб., 1907, с. 326).
  34 Цитаты из статьи "Эмблематика смысла" (1909).
  35 Сокращенная цитата из книги Белого "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Ответ Эмилию Метнеру на его первый том "Размышлений о Гете" (М., 1917). Белый опускает при этом планы содержания обозначенных им категорий: ""Монос" тона - в а) теизме, Ь) интуитивизме, с) натурализме. "Монос" мироощущения - в а) гностицизме, Ь) логизме, с) волюнтаризме, d) эмпиризме, е) мистицизме, f) трансценден тализме, g) оккультизме".
  36 Пересказ, близкий к тексту, и цитаты из исследования "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современ ности".
  37 Цитаты из статьи "Принцип формы в эстетике" (1906).
  38 Сокращенная цитата из статьи "Эмблематика смысла".
  39 Неточная и сокращенная цитата из статьи "Эмблематика смысла" (Символизм, с. 117).
  40 Гераклиту принадлежит идея непрерывного изменения, становления как сущности мира, имеющего первоначало в мировом огне - стихии, из которой возникают все вещи и в которую возвращаются.
  41 Нирвана - одно из основных понятий буддийской религии, означающее высшую святость, завершение религиозной жизни, вечность, бессмертие, покой, прекращение страдания.
  42 См. раздел "Диалектика" в книге Ф. Энгельса "Диалектика природы" (Маркс К. иЭнгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20. М., 1961, с. 384-390).
  43 2uu,|3oA,ov (г р е ч.) - знак, сигнал, примета, предзнаменование, знамение, намек; глагол avji-fiaXA,w имеет около 18 значений: собирать, присоединять, содействовать, соединять, подавать, оказывать и т. д.
  44 2i)v-Tr6'T)[n (г р е ч.) - класть вместе, складывать; присоединять, собирать; составлять, слагать.
  45 Понятие Логоса в философии Гераклита вызывало разнообразные интерпретации в истории философии; Логос осмыслялся как Бог, судьба, необходимость, вечность, мудрость, общее, закон, универсальная закономерность.
  46 Белый подразумевает свою статью "Эмблематика смысла. Предпосылки к теории символизма" (1909), написанную под знаком воздействия неокантианской философии.
  47 Брюсов вспоминает о своих гимназических годах: "По математике я решительно был первым. Все время, пока я был в гимназии, я со страстью предавался этой науке, ознакомился там с высшим анализом и всегда мечтал идти на математический факультет"; "Спиноза некоторое время полностью владел моей душой. Я воображал его Этику откровением, ответом на все вопросы" (Брюсов В. Из моей жизни, с. 68, 72). Ср. примеч. 16 к Введению.
  48 Ю. Балтрушайтис поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета в 1893 г. и окончил его в 1898 г. См.: Дауётите В. Юргис Балтрушайтис. Вильнюс, 1983, с. 15, 21.
  49 Основатель и владелец символистского издательства "Скорпион" С. А. Поляков окончил физико-математический факультет Московского университета в 1897 г. См.: Гречишкин С. С. Архив С. А. Полякова. - В кн.: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1978 год. Л., 1980, с. 4.
  50 Сокращенная цитата из "Диалектики природы" Ф. Энгельса, приводимая в кн.: Столяров А. Диалектический материализм и механисты. Наши философские разногласия. Изд. 2-е. Л., 1929, с. 116. Ср.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 563.
  51 Сокращённая цитата из книги А. Столярова "Диалектический материализм и механисты".
  52 Сокращенная цитата из статьи "Эмблематика смысла".
  53 Сокращенная цитата из "Эмблематики смысла".
  54 Par excellence (ф р.) - по преимуществу, в высшей степени, в истинном смысле слова.
  55 Заключительная строка стихотворения Пушкина "Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?.." (1829): "Вот загадка моя: хитрый Эдип, разреши!"
  56 В 1909 г. Белый - один из учредителей символистского издательства "Мусагет", Брюсов с августа 1910 г. - заведующий литературно-критическим отделом журнала "Русская мысль".
  57 Белый повторяет здесь аргументацию, которая предлагалась в обращении "К читателям" в последнем, 12-м номере "Весов" за 1909 г.: "Весы" приостанавливаются после шестилетнего существования, и не в силу внешних, враждебных условий, а совершенно сознательно и согласно желанию лиц, стоявших и стоящих во главе журнала (...) причины, побуждающие нас приостановить "Весы", - не поражение, а, напротив, достижение некогда поставленной ими себе цели (...) Вместе с победой идей символизма в той форме их, в какой они исповедовались и должны были исповедоваться "Весами", ненужным становится и сам журнал" (Весы, 1909, Š 12, с. 186, 190).
  58 В приветствии "Сергею Александровичу Полякову в день двадцатипятилетия "Скорпиона" от старого "скорпионца" (1925) Белый отмечает "тесный круг лозунгов, выдвинутых литературной группой "Скорпиона-Весов", которая выглядит прологом из века в век" (Stanford Slavic Studies, vol. 1, 1987, p. 97; публикация Дж. Е. Мальмстада).
  59 Отец Блока Александр Львович Блок был профессором юридического факультета Варшавского университета, дед Блока (по материнской линии) Андрей Николаевич Бекетов, один из основоположников эволюционной географии и морфологии растений, был профессором Петербургского университета и его ректором в 1876 - 1883 гг.
  60 Эллис (Лев Львович Кобылинский) был побочным сыном Л. И. Поливанова. См.: Цветаева Анастасия. Воспоминания. Изд. 3-е. М" 1983, с. 258.
  61 Отец В. Г. Шершеневича, Габриель Феликсович Шерше-невич (1863 - 1912), - юрист, профессор Московского университета, член I Государственной думы, кадет; отец С. В. Шервин-ского, Василий Дмитриевич Шервинский, - преподаватель медицинского факультета Московского университета.
  62 Ср. запись Белого, характеризующую октябрь 1905 г.: "...собираю деньги на борьбу; еду на фабрику "Дукат" <...>" (Ракурс к дневнику, л. 30).
  63 Контаминация сокращенных цитат из статьи-"манифеста" "Художники оскорбителям" (Арабески, с. 326 - 330).
  64 Белый опирается на характеристику, которая дается Якову Кузьмичу Брюсову - купеческому сыну, зараженному радикальными идеями шестидесятников, - в автобиографической повести Брюсова "Моя юность" (Брюсов В. Из моей жизни, с. 10-11).
  65 Здесь Белый ошибочно объединяет сведения, относящиеся к двум лицам: свое "дело" завел дед Брюсова по отцовской линии, Кузьма Андреевич Брюсов (1808 - 1891), купец 2-й гильдии, организовавший единственную в Москве в I860 - 1870-х гг. пробочную торговлю; литературным творчеством занимался дед Брюсова по материнской линии, Александр Яковлевич Бакулин (1813 - 1893); см. статью Брюсова "Стихотворения и басни А. Я. Бакулина" (Русский архив, 1903, Š 3, с. 437 - 444). О том и о другом деде Брюсов пишет в "Моей юности" (Брюсов В. Из моей жизни, с. 9 - 12).
  66 Сокращенная цитата.
  67 Контаминация неточных цитат (Брюсов В. Из моей жизни, с. 10, 12).
  68 Контаминация неточных и сокращенных цитат (там ж е, с. 13, 14, 15).
  69 Сокращенная цитата (там ж е, с. 17).
  70 Неточная цитата (там ж е, с. 36).
  71 Сокращенная цитата (там ж е, с. 47).
  72 Главный труд Джона Стюарта Милля "Система логики" (1843) неоднократно издавался в русском переводе. Наряду с О. Контом и Г. Спенсером Милль был для Белого одним из законченных воплощений позитивистской философии "отцов". "Систему логики" Милля Белый изучал летом 1899 г.
  73 Контаминация сокращенных цитат (Б р ю с о в В. Из моей жизни, с. 14, 18. 19).
  74 Контаминация неточных и сокращенных цитат (там же, с. 21, 24).
  75 Контаминация неточных и сокращенных цитат (там же, с. 27-29, 31, 39, 40).
  76 Запись от 22 марта 1893 г. (Брюсов В. Дневники, с. 13).
  77 Записи от 26 марта 1893 г. (в сокращении).
  78 Запись от 12 апреля 1891 г. (в сокращении) (там же, с. 3).
  79 Т а м же (запись от 12 апреля 1891 г.).
  80 Серия томов из архива опытной и всеобщей зоологии, издававшаяся в 1880 - 1890-е гг. Мари-Ивом Делажем (Delage): "L'Evolution de la sacculine" (1884), "L'Anatomie des cynthiadees" (1889) и т.д.
  81 Над "Северной симфонией" Белый работал (с перерывами) с января по декабрь 1900 г.
  82 "Основы химии" (ч. 1 - 2, 1869 - 1871) - классический труд Д. И. Менделеева, в котором излагается периодический закон; при жизни ученого издавался 8 раз. Белый изучал "Основы химии" осенью 1899 г. 18 апреля 1929 г. Белый писал О. Э. Оза-ровской по поводу ее книги "Д. И. Менделеев по воспоминаниям О. Э. Озаровской" (М., 1929): "...спасибо Вам и за воспоминания о Д. И. Менделееве, через них я живо прикоснулся к тому, кого я, как бывший естественник-химик, любил и перед кем стоял с восхищением, читая "Основы химии" и продумывая периодическую систему" ("Перспектива - 87. Советская литература сегодня". Сб. статей. М., 1988, с. 493; публикация Т. В. Анчуговой).
  83 Белый поступил в гимназию Л. И. Поливанова в сентябре 1891 г., Брюсов окончил ее весной 1893 г.
  84 В мемуарном очерке "Валерий Брюсов" (1925) Белый пишет: "Я помню себя первоклассником, воспитанником Поли-вановской гимназии: вот - большой, белый, двухсветный зал, и - гул голосов, и толпа бегающих по залу мальчишек, среди этой толпы - я, с книжкой латинской грамматики; мне нравится, разбежавшись, скользить по паркету; но я всегда боюсь налететь на высокого черного старшеклассника, обладателя бороды, с некрасивым, весьма характерным лицом; он - угрюм: он - отпугивает меня умным видом; я знаю его: в час большой перемены бродит от белых колонн до большой входной двери, - всегда одинокий, наморщивши лоб; иногда он бормочет с собою; его уважаю, но - очень боюсь; и вот спрашиваю кого-то: "Кто это?"
  И мне отвечают: То - Брюсов: он восьмиклассник" (Россия, 1925, Š 4(13), с. 263-264).
  85 Три стихотворных пародии Вл. Соловьева на символистов ("Горизонты вертикальные...", "Над зеленым холмом...", "На небесах горят паникадила...") были опубликованы в "Вестнике Европы" (1895, Š 10, с. 850 - 851) в составе статьи Соловьева "Еще о символистах" (подпись: Вл. С.). Объект пародирования - подготовленные Брюсовым три сборника "Русские символисты" (М., 1894 - 1895). См.: Соловьев Владимир. Стихотворения и шуточные пьесы. Вступит, статья, составление и примечания 3. Г. Минц. Л., 1974, с. 164 - 166, 320 ("Библиотека поэта", большая серия).
  86 "Пролегомены" (1783) - сочинение И. Канта, в сжатой форме излагающее сущность его философии и являющееся введением к ней. "Пролегомены" были изданы в русском переводе Вл. Соловьева (М., 1889). Ср. запись Белого о весне 1899 г.: "В гимназии я удивляю учителя русского языка, Вельского, тем, что в моем сочинении-экспромте (классном) я высказываю глубокие по его мнению философские мысли; он с удивлением спрашивает меня: "Бугаев, - да вы, может быть, и Канта читали?" (Материал к биографии, л. 12). Чтение "Пролегоменов" Белый относит, однако, уже к университетской поре своей жизни - к августу 1900 г. (Ракурс к дневнику, л. 8).
  87 Неточно цитируется первая строфа стихотворения Брю-сова (1896) из его книги "Me eum esse". В своем "Рассказе Š 2" (1902) Белый целиком приводит романс В. И. Ребикова на эти стихи Брюсова ("Памятники культуры. Новые открытия". Ежегодник 1980. Л., 1981, с. 143 - 144).
  88 См.: Собрание эпических поэм, с. 182 - 183.
  89 Гувернантка Белого с осени 1885 до осени 1886 г.
  90 Гувернантка Белого с осени 1886 до весны 1887 г.
  91 Видимо, ведьма из сказки Андерсена "Огниво". В автобиографическом письме к Р. В. Иванову-Разумнику от 1 - 3 марта 1927 г. Белый отмечает период своей жизни от 1884 до 1887 г. как прошедший под знаком Андерсена (ЦГАЛИ, ф. 1782, оп. 1, ед. хр. 18).
  92 Ср. запись Белого от апреля 1887 г.: "...быстро сменяются одна за другой две гувернантки: Кёниг, Беккер..." (Материал к биографии, л. 2 об.).
  93 В мае 1887 г. к Белому "поступает первая француженка, m-lle Матильда. И тотчас же уходит" (Материал к биографии, л. 2 об.).
  94 Гувернантка Белого с января по март 1888 г.
  95 Гувернантка Белого с апреля 1888 г. до осени того же года.
  86 "Аи clair de la lune //Mon ami Pierrot" (ф р.) - "При лунном свете//Мой дружок Пьеро".
  97 Французская песня начала XVIII века "Malborough s'en va-t-en guerre...", переведенная на русский язык во время Отечественной войны 1812 г. и получившая широкое распространение ("Мальбрук в поход собрался..."). См.: Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. Изд. 3-е. М., 1966, с. 373 - 374.
  98 Гувернантка Белого с осени 1888 г. до весны 1889 г.
  99 См.: Книга Екклесиаста, или Проповедника (I, 2, XII, 8).
  100 "Призраки" - фантастико-аллегорическая повесть И. С. Тургенева (1863). Белый относит слушание "Призраков" к марту 1888 г.: "Мама при мне читает вслух "Призраки" Тургенева; я так потрясен слышанным, что со мною делается истерика" (Материал к биографии, л. 2 об.). Ср.: "Несколько раз ворвались из пресного внешнего мира ярчайшие переживанья: подслушанное чтение вслух "Призраков" Тургенева (...)" (Почему я стал символистом, с. 21).
  101 "Сказки Кота-Мурлыки" (1872) - многократно переиздававшийся сборник из 25 сказок, написанных Николаем Петровичем Вагнером (1829 - 1907); одна из наиболее популярных книг для детей в России конца XIX - начала XX в.
  102 Ср. запись Белого об октябре 1900 г.: "Читаю Ганслика и очень волнуюсь им" (Ракурс к дневнику, л. 8 об.). См.: Ганслик Эдуард. О музыкально-прекрасном. Опыт поверки музыкальной эстетики. С немецкого перевел <Г. А.> Ларош. Изд. 2-е. М., 1910.
  103 Ср. запись Белого об осени 1888 г.: "Мама мне читает Диккенса". Самостоятельное чтение "Жизни Дэвида Коппер-филда" Белый относит к декабрю 1890 г. (Материал к биографии, л. 2 об., 3 об.).
  104 Роман Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1837).
  105 "Bibliotheque rose" - популярная во второй половине XIX века серия французских книг для детей, отличавшихся по большей части сентиментальностью и назидательностью.
  106 Графиня де Сегюр (урожд. Софья Федоровна Ростопчина) была автором многочисленных повестей для детей, занимательных по сюжету и поучительных; написанные по-французски, они были широко известны и в русских переводах. Чтение произведений Сегюр (по-французски) Белый относит к лету 1889 г. (Материал к биографии, л. 2 об.).
  107 Конец 1885 г.
  108 Видимо, "Элементарный курс грамматики" (1-е изд. -
  1873) Д. И. Тихомирова - первое педагогически распланированное руководство для народной школы. Тихомировым были написаны также другие учебники: "Азбука правописания", "Букварь", "Начатки грамматики".
  109 Ср. признание Белого, относящееся к лету 1889 г.: "Чувственное влечение к горничной Нелиде" (Материал к биографии, л. 2 об.).
  110 "Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного" (1862) - исторический роман А. К. Толстого. Ср. запись Белого о весне 1889 г.: "Мама заболевает ревматизмом. И больная вслух читает "Князя Серебряного". Я присутствую при чтении. Мое увлечение "Князем Серебряным"" (Материал к биографии, л. 2 об.).
  111 "Поэмы Оссиана" (1765) - цикл произведений Джеймса Макферсона (1736 - 1796), приписанный им легендарному шотландскому поэту III в. Оссиану. Видимо, Белый пользовался прозаическим переводом цикла: Макферсон Дж. Поэмы Оссиана. Исследование, перевод и примечания Е. В. Балобано-вой. СПб., 1890. См.: Левин Ю. Д. Оссиан в России. - В кн.: Макферсон Дж. Поэмы Оссиана. Л., 1983, с. 528.
  112 Белла Радэн была гувернанткой Белого с мая 1889 г. до осени 1892 г. В письме к Иванову-Разумнику от 1 - 3 марта 1927 г. Белый отметил ее определяющее воздействие на него в конце 1880-х гг. Ср. запись Белого о лете 1889 г.: "Нежная дружба с m-lle Радэн; мне кажется, что только она одна меня понимает" (Материал к биографии, л. 2 об.)
  113 Фр. belle - прекрасная, красивая; bete - зверь, животное, bete noire - пугало.
  114 Mon ami (ф р.) - мой друг.
  115 "Хижина дяди Тома" (1852) - роман Гарриет Бичер-Стоу, многократно издававшийся в русских переводах в 1870 - 1890-е гг., в том числе в обработке для детей (перевод М. Л. Песковского. СПб. - М., изд. т-ва М. О. Вольф, [1890]).
  116 Подразумевается повесть для детей Эдмондо Де Амичиса "Сердце" (1886), получившая мировую известность.
  117 Кожаный Чулок - одно из имен охотника Натаниэля Бумпо (другие имена - Зверобой, Соколиный Глаз, Следопыт, Длинный Карабин), главного героя романов Джеймса Фенимора Купера "Пионеры" (1823), "Последний из могикан" (1826), "Прерия" (1827), "Следопыт" (1840), "Зверобой" (1841). Ср. записи Белого, характеризующие 1889 год: "Мне подарили "Кожаный Чулок" Купера. Мои увлечения и игры в индейцы. Я воображаю себя "Кожаным Чулком"" (январь); "Увлечение Купером" (ноябрь - декабрь) (Материал к биографии, л. 2 об., 3). Издание, которым тогда пользовался Белый, - скорее всего: Купер Ф. Кожаный Чулок. Пять рассказов. Переделка для юношества О. И. Шмидт-Москвитиновой (Роговой). СПб., [1885] (в книгу вошли эпизоды из всех пяти романов о Натаниэле Бумпо).
  118 Эпизоды из романа Купера "Следопыт" (в ранних русских переводах - "Путеводитель в пустыне, или Озеро-море", "Онтарио").
  119 Один из героев романа "Последний из могикан", индеец-гурон.
  120 Племянница Н. В. Бугаева - Людмила Федоровна Фил-липченко, дочь Варвары Васильевны Кистяковской, урожд. Бугаевой. Белый вспоминает о лете 1890 г.: "Меня отвозят в имение Городищи, Киевской губернии, к Филлипченкам (Людм. Фед. Филлипченко, урожденная Кистяковская), где оставляют с m-lle Радэн" (Материал к биографии, л. 3).
  121 "Credit Lionnais" (ф р.) - "Лионский кредит", французское акционерное общество, имевшее агентства в России.
  122 "Вокруг света" - еженедельный "журнал путешествий и приключений на суше и на море", издававшийся в Москве с 1885 г.
  123 Вспоминая о пребывании в Городищах, Белый пишет: "...зачитываюсь сочинениями Жаколио, Луи Бусснара и Майн Рида" (Материал к биографии, л. 3). Видимо, упоминание в мемуарах в аналогичном контексте Эмиля Габорио, автора уголовно-детективных романов, ошибочно: подразумевался, по всей вероятности, Луи Жаколио (1837 - 1890) - автор многочисленных романов о путешествиях и приключениях в экзотических странах.
  124 "Мирские захребетники" (СПб., 1884, изд. 2-е - 1888) - книга для детей М. Н. Богданова; полубеллетристические-полунаучные очерки о животных.
  125 "Творимая легенда" - заглавие романа-трилогии Ф. Сологуба (1908-1913).
  126 Ср. запись Белого об июле 1890 г.: "...мы останавливаемся на неделю у сестры m-lle Радэн, живущей у дочерей адвоката Куперник, в Боярках, под Киевом; эта неделя оставляет сильное впечатление и окрашена игрою моею в "битвы" (Материал к биографии, л. 3 об.).
  127 См.: Щепкин а-К уперник Т. Л. Дни моей жизни, с. 132-137.
  128 Траппер (англ. trapper) - охотник на пушного зверя в Северной Америке.
  129 Веданта - учение упанишад,

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 388 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа