штампы: "истина" и "ложь"; история переоценок с
отмывом транзитных виз на право прохода в ближайшую пятилетку; "пьяный
дикарь" - таков в десятилетиях был штамп на имени "Шекспир"; "гений" - так
штамповали... Кукольника;1 нагар столетий лег густым слоем на краски русских
икон; заклепали в тяжелое золото пропорции, изучаемые ныне всем миром; и
показывали на копоть лицевого провала, зияющего из оловянной брони.
Суеверов не осеняло правильное отношение к не известной никому
живописи: отодрать золотой штамп, отмыть нагар.
Джотто и Дюрер в трактовке тем следовали предрассудкам времени;
оспаривать их глаз в "науке видеть" - переть против рожна; стоящее в глубине
времен отражается в нас с достаточной объективностью; мы видим и
стихотворное мастерство, и гражданское мужество в монахе Данте;2 и мы не
поддадимся логическим заблуждениям Кампанеллы на том основании, что он -
первый поставил нас перед картиной социалистической жизни [Утопия
Кампанеллы: "Солнечный город" 3].
Явления же вчерашнего дня мы подвергаем абстрактному ригоризму,
накладывая копоть хулы или золото прославления; коли не топим, то тащим: за
уши; химик Оствальд в интересной статье вскрыл зерно правды в старом взгляде
на процессы горения, опровергнутом французом Лавуазье; критик-варвар,
француз, заявил, что цель крупного немецкого химика - лягнуть Францию. Мысль
Оствальда ясна: в свете закона сохранения энергии и забракованная Лавуазье
аналитическая "теория флогистона", и синтетический взгляд на процессы
горения - теза и антитеза в синтезе современности.
Литературным деятелям вчерашнего дня наряду со справедливыми нападками
на них приходится иметь дело и с копытом, бьющим стариков и бьющим в
барабаны перед всем сильным; "Личарды" господствующей тенденции стоят в позе
обвинителей; вспоминая иных из них в их вчерашних деяниях, вспоминаешь
слова, которые я обронил 23 года назад в фельетоне, озаглавленном "Люди с
левым устремлением": "Что такое человек с левым устремлением в
обыкновенное - т. е. не революционное [Фельетон написан в 1907 году, в эпоху
реакции, в газете, чуть ли не ежедневно закрывавшейся Гершельманом4 и
пытавшейся воскресать под названиями: "День", "Час" и т. д. (так что не
помню, в "Дне" ли, в "Часе" ли он напечатан)] - время? Дай бог ему...
подойти к Чехову... Он взлетает в артезианской струе"; я развиваю мысль:
артезианская струя, вырываясь наружу, бьет и грязью; "Он... косно летит
вверх и влево... В нем развивается левый пафос... Он... летит... обгоняя на
ходу и Штирнера, и Бакунина... Так Иван Иванович становится мистическим
анархистом... Он пересек все оттенки... от фиолетового до красного... И Иван
Иванович чернеет... Левое устремление провалило... за горизонт. Если он
взойдет... то только справа. Он опишет, как солнце, круг... Иван Иванович...
будьте по-правее... и хотя бы социализм не ругайте..." ("Арабески", 336-338.
907 год)5.
Так я писал 23 года назад; среди символистов и людей к ним приставших
была тенденция преодолевать символизм одновременным бегством и в
анархическую общественность, и в мистический соллипсизм; Георгий Чулков
напечатал манифест о "стоустом вопле" мистического анархизма; Сергей
Городецкий сказал: "Всякий поэт мистический анархист: как же иначе?" 6 "Как
же иначе" прогремело в качестве аргументации "левого" когда-то уклона в
символизме; пока не явился в самом уклоне уклон - "наилевейший", себя
объявивший "символизмом третьей волны", которого вдохновителем был
провозглашен бытовик-натуралист, Борис Зайцев, - Виктором Стражевым;
апологет наилевейших, почтеннейший дядя, Сергей Голоушев ("Сергей Глаголь"),
жалел нас: "Вы старички!" Мне было 26 лет. Голоушеву около пятидесяти.
Я дернул фельетоном об Иване Ивановиче, человеке "левых устремлений";
мне открылась вечная истина о "левых" заскоках во всяком течении,
преодолевающем нечто на деле, а не на словах; и я писал: "Инфракрасные
эстеты с инфракрасными общественниками, занимаясь постройкой новых небес,
планет и душ... восходят справа. Они пятнают Гете, Пушкина... как пятнают
Маркса... Иван Иванович, скорее проходите мимо... Ближе нам Белинский,
Писарев... Довольно с нас левых устремлений" ("Арабески", стр. 341. 907
год)7.
В 906 году я познал левое устремление, в котором вчерашние правые
преодолевали нас, левых; немного позднее - постиг я и "правый уклон" в
символизме: в картине проталкивания "пассеистических" ревизий Гумилева и
"прекрасной ясности" Кузмина 8 с Валерием Брюсовым; и нам, "весовцам", наш
"вождь" угрожал слияньем... со Струве и Кизеветтером9.
Теперь, на другом плацдарме, наблюдаю я изученное явление: "левую
чехарду" вчерашних еще не марксистов, а сегодня уже "мистических"
марксистов, объявляющих "нюх" пролетария критерием критики; и узнаю
знакомца; жив, жив курилка, Иван Иванович, имеющий "нюхи" - сегодня
пролетарский, вчера - нюх на богача, прикармливавшего его в газете; кто бы
сказал лет 20 назад, что в армии тогдашних сотрудников желтой прессы
откроются столькие "пролетарские" нюхи?
В 903 году мой знакомец, Иван Иванович, клеветал на меня - посетителям
"Художественного кружка"; в 910 году я ощущал во рту сладковатый привкус от
его лести, вызывающий, однако, колики в желудке; льстя, он учил искажать то,
чему обучился у меня же: в период травли; встречая его теперь в усилиях меня
вынюхать по-пролетарски, - заливаюсь смехом; и он стал "диалектиком",
высказывающим выученную назубок вытяжку - не из Гегеля и не из Энгельса.
Между знанием назубок "о" чем-либо и овладением - бездна; и Дарвин
изложим в три минуты; и с Дарвином на кончике языка дойдешь до... Овидиевых
метаморфоз.
Диалектика - там, где владеешь изменением смыслового оттенка и где
слова - не "божки"; она там, где понимают, что есть "реализмы", от которых
бежит диалектик; как-то: "реализм" Фомы Аквинского.
Почему похвальное в одном случае зазорно в другом? Почему Энгельсу в
идеалистической схеме Гегеля разрешено видеть симптом зреющей под ней
реалистической мысли? А мне не разрешено в линии дионисовых культов,
борющихся с Олимпом, видеть наступление на Олимп динамизма, позднее
перерожденного в диалектику Аристотеля, который был в одной из фаз мысли
Греции кристаллизатором зреющей научной мысли, как стал он же позднее
кристаллизатором средневекового склероза; отцы диалектического материализма
видели в Гераклите "мистические темноты" и здоровую тенденцию будущего, не
боясь метафор языка и понимая процессы рожденья понятий из мифов; темнота
темноте - рознь; темнота от засора мысли не темнота от обилия не
переваренного научно сырья; и в "метаморфозе богов" может лежать семя учения
Гете: о метаморфозе позвоночной кости.
Я буду говорить о том, как я и мои друзья, будучи юношами, унюхивали
символы при помощи логики, химии и социологии; Брюсов изучал Спинозу; я -
Менделеева; Эллис - Энгельса и Маркса; я буду говорить о том, почему мы,
универсанты, не убоялись слов, поняв, что смыслы диалектичны, что от
"реализма" Фомы сбежишь, пожалуй, в "идеализм" Гегеля.
Там, где не диалектик ляпает штампами "истина", "ложь", диалектик
разглядывает корни заблуждений в истине и корни истины в заблуждении; он
понимает: [и "идеалист" Гегель близок подчас мысли Ленина.]
Азбучные истины, о которых стыдно писать, становятся "мистикой", как
скоро студент-естественник, Борис Бугаев, интересуясь метаморфозой образов и
понятий друг в друге, разглядывает древние культы как символизации
эмбрионального в них закона эквивалентов; или как скоро он, одушевленный
разглядом корней заблуждений в истине, оперирует с энергетическими понятиями
так, как оперировал бы грек: и говорит о "боге" Дионисе, о котором так много
рассказано и филологами, и Ницше, и профессором Зелинским, и Роде.
Почему же не предположить: суть проблем, выдвинутых символистами,
людьми с высшим образованием, - в разгляде метаморфозы образа в понятие (и -
обратно), вне которой образ и понятие как метафизические реальности пусты; и
лишь процесс, их сцепляющий в метаморфозу, - наполнен содержанием; ведь
переоценка понятий и образов прошлого - основа их поворота вспять; что
искусства, культы и быты - для них опытный материал, а не регалии культа; в
их фольклоризме, как в средстве, - проблема расчистки сознанья в борьбе со
штампом; почему не предположить: теоретику символизма "in statu nascendi"10
в 1901 и 1902 годах дороги и история символизма, и задача самообразования, а
не "радения"; отсюда: интерес к мифам и культам; интерес к способам
символизации в ранних фазах более поздних идей.
С первых страниц этой книги подчеркиваю: зарисовываемое мной - попытка
осмыслить юношеское "credo"; до 901 года моя биография - утопание в быте
отцовских квартир "Бореньки", "Бори" и, наконец, - Бугаева, Бориса:
"студента"; первое десятилетие литературной деятельности скрещает во мне
"Белого" с "Бугаевым", "ученика" с "учащим", "студента" с "лектором"; это
есть - жизнь в идеях и понятиях, в большей степени, чем личная жизнь;
социальные связи, чтение, тактика, дружбы и ссоры, согласия и несогласия -
определяют "credo"; я вижу себя "двуногой идеей", раскаленной спором; ошибки
мои - идеологический ригоризм.
Личная биография - провал биографии; быт понятий проваливает ряд
художественных заданий.
О том, что меня раскаляло и перекаляло, я хочу рассказать страницами
этой книги.
Высказывания 902 - 910 годов - фрагменты черновика к книге, не
увидавшей света, или - дневник студента; теория символизма - тема дневника;
стержень ее сковался в университете; она - в разгляде многообразия
допустимых оформлений и в правилах владения оформлениями; краски, стиль
подачи материала менялись в 910, 912, 916 годах; мысль оставалась тою же.
С 901 до 911 года нет изменений в методе говорить о методах; но с 901
до 911 года краски "оперения" гаснут: мажор переходит в минор; "аллегро" в
"анданте"; пульс жизни мысли бьется слабей в тисках повторов: себя самого;
диалектическая спираль, свернувшись в круг, поймана в тенета не
преодоленного догматизма.
Единственный догмат юношеского мировоззрения провозглашает борьбу
символизма с "догматом"; и этот лозунг я начинаю ощущать: "догматом"; я
ощущаю абстрактность в борьбе с догмами; борясь с инерцией рутины, я упускаю
из вида инерцию прямолинейного и равномерного движения; [Физика различает
два рода инерции: инерцию покоя и инерцию движения] абстрактная правота
уживается с конкретной ложью; конкретная правота есть абстрактная правота;
плюс: поправочный коэффициент на каждый случай; я ощущаю свою терминологию
бедной поправками; мой критический смысл выглядит в высказывании наивно;
появляются оспаривающие друг друга "Белые" - в Белом: компания их: мистик,
кантианец, поэт, стиховед, оккультист, скептик, индивидуалист, коллективист,
анархист и социалист - таким выгляжу я извне; [неправда вкралась между мною
и словом, меня отделяющим от тех, с кем мне положено быть, и соединяющим с
теми, от кого я далек; эмпириокритицйст Валентинов мне говорит: "Вы
проповедуете социализм под флагом символизма". Блок и Иванов отказываются от
меня.
"Казусы" сопровождают все мои выявления; правильность теории
оказывается неприложимой в конкретном деле; и я становлюсь собственным
мифом.]
Вход в литературу в 1901 году и выход из нее во внутреннем "нет",
сказанном соратникам по оружию в 1912 году, и сопровождаемый разрывами
"дружб", обусловлен идеологическими исканиями; ярок мой литературный
оптимизм 901 - 902 годов; мрачно мое "нет", сказанное в 912 году
"литературщине", из-под которой я не вижу будущего русской литературе; так
поднимается тема "кризиса".
Свертываются светлые перспективы "Золота в лазури"; звучат темы "Пепла"
и "Урны" - книг, в которых я ставлю над собою крест как над литератором; на
кресте же - эпиграф:
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизни прожить не сумел 11.
Блок, Брюсов, Мережковский, Иванов, - попеременно друзья и враги, -
выглядят мне на этом абстрактном отрезке жизни эмблематическими актерами в
моей драме. [Я переживаю кризис коллектива, без которого литературная борьба
за "credo" - лишь сон.]
СИМВОЛИСТЫ И ДЕКАДЕНТЫ
[Кризис, пережитой мной, не был кризисом символизма во мне: кризисом -
из-за символизма; тяготел в коллектив, к которому я примкнул, разорвав с
традицией детства и отрочества; все базировал я на связи с людьми: с
Мережковскими в 1902 году, с Блоком в 1903-ем, с Вячеславом Ивановым в
1904-ом; мой пафос: преодолеть отъеди-ненность эстетства и дурной
наследственности феномена-листической культуры, символизму предшествующей;
бессознательная в отцах, в детях осознавалась она как чувство гибели.]
Считал и декадентство синонимом символизма; декаденты - те, кто себя
ощущал над провалом культуры без возможности перепрыга; для декадента
крылья - крылья воздухоплавателя, Лилиенталя, доказавшего своею гибелью
невозможность авиации... за несколько лет до открытия воздушных путей.
Декаденты и символисты осознали необходимость вылета из культуры; декаденты
не видели осуществимости к вылету; символисты - делали, так сказать,
авиационные пробы.
Декадент - Бодлер; символист - Ницше; символ для первого - соответствие
двух рядов; символ для последнего - пересечение рядов: в новом качестве.
Так виделось юноше, мне, соотношение между символизмом и декадентством.
[Мироощущение декадента прекрасно выразил Брюсов:
Но лестница все круче.
Не оступлюсь ли я,
Чтоб стать звездой падучей
На небе бытия?] 12
Сознанием падения исчерпывает себя декадентство. [Юный Блок поднимает
для меня, юноши, голос символиста, когда, обращаясь к товарищам, велит:
...Вместе свяжем руки, -
Отлетим в лазурь .
Связь рук - в каком смысле и с кем? Тут - подана проблема символизма
без "декадентства"; отделенность переживается как детская болезнь роста; не
воскресший в символизме декадент становится скептиком-снобом вроде Франса,
иль святошей с перепугу (Верлен, Гюисманс), или словесником, подменяющим
вопрос "как жить" вопросом "как писать"; таким видится поздней Валерий
Брюсов (эпохи 1910 - 1916 годов).]
Декадентов, поставленных в необходимость осознать кризис старого мира,
я не считаю упадочниками; смех мещан над Бодлером напоминает смех
отца-сифилитика над наследственным сифилитиком, сыном, имеющим мужество
показать свои язвы отцу.
Таково мое отношение к Бодлеру, Верлену, Рэмбо, но не... к Маллармэ,
силившемуся дотолкнуть декадентство до символизма; в русских символистах,
явившихся на смену французским, я вижу шаг: от скепсиса к оздоровлению; так
я гляжу на Брюсова; он - старший в опыте кризиса, но отставший в опыте
осознания новых форм жизни, подавленный гибелью "Лилиенталей" культуры; мы с
Блоком осязаем себя братьями Райтами, борцами за авиацию.
Нас называли "символистами второй волны"; для меня это название
значило: "символисты", но не "декаденты".
Лозунг Брюсова и Бальмонта "мгновение принадлежит мне" обнажал "тайное"
феноменалистической философии Спенсера.
Так путник посредине луга,
Куда бы он ни кинул взор,
Всегда пребудет в центре круга,
И будет замкнут кругозор.
В. Брюсов14.
[Вытекающая из феноменализма музеология, - вот чем звучали мне строки
Брюсова:
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья:
И господа, и дьявола
Хочу прославить я.]15
Замкнутость "Я" - склероз декадентства на символизме; [в 1900 году я
объявлял отцу: "Мир есть мое представление" (- "Как же так, Боренька?"); под
миром же я разумел "мир квартир" средневысшей интеллигенции.]
В 901 году мне делалось грустно за Брюсова, когда я читал:
В безжизненном мире живу:
Живыми лишь думы остались.
В. Брюсов.
Я волил разрыва границ познания, борясь за безграничность его, за
преодоление "Я" в "мы", за организацию "СО-": со-знания, со-чувствия и
со-волия.
Личность в моем понимании в индивидуализме включалась в соборность; я
изучал виды соборностей (церкви, братства, коллектива, коммуны и т. д.); я
понимал понятия индивидуума в терминах философии Риккерта, называвшего
"индивидуумом" только неразложимый комплекс (предметов, чисел и личностей),
отмеченный стилем.
Личность (или "а" комплекса "abed") изживаема не как "а", а суммой
отношений, развертываемых от каждого к каждому (в "ab" - одно, в "bacd" -
другое); "индивидуум" для меня был личностью, расширенной коллективом и
взятой в коллективе; "персонализм" и "индивидуализм" становились понятиями
полярными; личность, отъединенную от коллектива, - считал я личиной; в
статье "Маски"17 я вскрывал трагедию декадентства как "персонализма";
символизм связывал я с соборным индивидуализмом.
Но такую соборность противополагал я механическому ее пониманию.
Отношение Блока и меня к Сологубу, Бальмонту, Брю-сову сперва -
отношения почтения издалека; задержь относилась к противоборствованию идее
коллектива; "Я" немыслимы без "мы".
С 1905 года стерлись контуры, отделявшие символистов первой "волны" от
"второй"; во мне - разрывом с Блоком и союзом из тактики с Брюсовым; в
Блоке - близостью с Чулковым, Городецким и Вячеславом Ивановым.
И Брюсов меняет позиции: он проявляет организаторский талант, отдаляясь
от Бальмонта; ряду моих лозунгов он говорит "да" в статье "Священная
жертва"18, отрекаясь от соллипсизма.
Но в первой встрече он мне скорее - попутчик, чем явный союзник.
В 901 - 902 - 903 годах я подчеркивал связь с Блоком и отъединенность
от Брюсова в кружке, названном "Арго", мы считали себя аргонавтами, плывшими
от "декадентства" к поискам новой коммуны: по-новому "жить", а не
"писать", - лозунг, соединявший нас.
Из ячейки искателей я протягивался к голосам, утверждавшим новую жизнь;
таким голосом был и голос Meрежковского, пока не вскрылась фельетонная
церковность казавшихся издали революционных стремлений; таким голосом был
голос юного Блока, приглашавшего нас "связывать руки"; разочаровавшись в
обоих, я внял роговому фальцетто Брюсова, звавшего в фалангу борцов; если не
за жизнь, то "хоть" за искусство.
Мысли о символизме как жизненном пути, осуществляемом в коллективе,
сменились мыслями о "литературной школе", разрабатывающей методологию.
Не закрываю глаз на свои промахи; но пребываю в недоумении: символисты
перескочили через символизм; историки новейшей русской литературы отметили в
символизме на 80% то, с чем я боролся, не отметив того, что я защищал; я
боролся с музейной редукцией вправо, боролся с "мистическим анархизмом",
гипертрофирующим в символизме мистику; эти наросты и фигурируют в качестве
мифов о символизме 1) у квазисимволистов, 2) у квазиизобличителей;
распространяются пародии на символизм: субъективно-иллюзионистические сюсюки
об "искусстве для искусства"; символизм же - выдвигает лозунг "искусство -
не только искусство"; под флагом символизма доселе плавает в сознаниях
"мистический анархизм".
Обрываю себя; спрашиваю: мои представления - рисуют ли символизм? Они
рисуют нечто, пережитое как опыт детства; пытаюсь себя убедить словами обо
мне: меня считают же, черт подери, символистом; кроме того: о символизме я
много писал с дней молодости.
Написанное обойдено глубоким молчанием, если оно не подано в
искажениях; читали Чулкова; читали исследовательские труды Валерия Брюсова
под формой критических заметок; теории символизма в них нет; читали и "К
звездам" В. Иванова;19 там умные мысли об очень многом не ориентированы
вокруг символизма, заставляя предполагать в авторе - филолога, богослова,
литературоведа, интересующегося и... символизмом; сумма всех этих не моих
воззрений облекает меня в андерсеновское "царское платье", в котором порою я
чувствую пренеловко себя; а когда я вспоминаю о том, чем я, собственно,
волновался, то получаю письма: вы-де сдали позиции ("чулковские" некогда).
Касаясь эпохи 901 - 910 годов, я буду порой прерывать воспоминания о
личностях воспоминаниями о силуэтах, составленных из взглядов того времени
субъекта воспоминаний, не потому, что они были безупречны, а потому, что они
были таковы, каковы были; [я ведь касаюсь эпохи боев за символизм, - боев,
сопровождаемых разрывом с друзьями и создававших мне после каждого выхода
очередного номера "Весов" отряды врагов за цель: размежеваться с
псевдосимволистами;] и я не могу довольствоваться указанием: мне быть
"мистическим соборником" по Вячеславу Иванову, рыцарем "Дамы" по Блоку или
стать Г. И. Чулковым, с которым я люто боролся; с ним ныне я в добрых
отношениях; и я готов просить у него прощение за несправедливую жестокость
полемики с ним; но от существа ее не отказываюсь: он, ныне не символист,
создал некогда миф о символизме, последствия которого через 25
лет -сказываются... на мне.
Ему-то - ничего; мне-то - каково!
Вот почему свою книгу я снабжаю и показом идейного паспорта: эпохи
окончания университета; побуждают нападки справа: я мимикрирую материалиста;
допустим, я - плут; все же: не такой наивный, чтоб верить, что мне поверят;
нападки основаны на невежестве; к показу побуждает и ирония слева: "А как...
с "антропософией"?". Оная сплетена с естествознанием Гете; об этом я
распространился в своей книге о Гете;20 отсылаю к ней: там показано - "как".
В благосклонном отзыве на книгу "На рубеже" (см. в "На литературном
посту")21 я разглядел улыбку: пока автор рисует "Бореньку", гимназиста, или
"студента Бугаева", - он ясен; иное будет, когда он коснется "Белого",
утонувшего в мистике. Был период сосуществования "Белого" и "студента"
(900 - 903 годы)! В нем и "Белый" приготовлял анилин; и "студент"
лаборатории "в небеса запускал ананасом", 22 оба срослись, являя двухголовое
существо.
То - аллегория; была одна голова, озабоченная проблемой увязки
стремлений в картине проекций, строящих пространственную фигуру по законам
логики, а не мистики; вставала проблема, как такая фигура возможна; именно:
как возможно скрестить науку, искусство, философию в цельное мировоззрение;
"художник" в Бугаеве колебал точность лабораторных занятий; и - лопались
склянки, ломался термометр, рассеянно превращенный в палочку для
помешивания; художественному же "нутру" Белого делалось неповадно от проблем
логики, которыми его Бугаев просаживал; живой темперамент сказывался не
только в стихах о "кентаврах", загалопировавших в его стихотворной строке с
полотен импрессиониста Штука, но и в попытке формулировать действие закона
эквивалентов в эстетике: [наблюдение, свойственное естествознанию,
переносилось в сферу: изучения колоритов зари - по годам, чтобы открыть
закон господства разных закатных типов; пожимали плечами, когда я, бросив
"кентавров", заводил речь о "плотности энергии", - понятии, введенном в
науку моим учителем, Умовым; "мы имеем возможность говорить об обратном
отношении между количеством и плотностью материала художественного
произведения и плотностью энергии", - писал я в 906 году; и Брюсов, Блок,
Иванов, "филологи" по образованию, не понимали степени живости для меня этих
понятий; такие мысли - продолжение мыслей 900 - 901 годов, развитых в статье
"Формы искусства"; статья напечатана в декабрьском номере "Мира искусства"
за 1902 год; на нее обратили внимание "старики": математик Бугаев и
профессор Кирпичников; она осталась чужда - Брюсову, Иванову, Блоку.]
Весь круг идей о символизме - кристаллизация мыслей, выношенных в
университете, - [между занятием химией, сочинением об оврагах и изучением
Вундта, Гельм-гольца, Оствальда, Спенсера и т. д. Были другие интересы - к
Метерлинку и Рэйсбруку, что ж, - Якова Беме любил же... Энгельс.]24
В эту эпоху зарисовывались контуры теории символизма в дневнике,
который я вел; он - утрачен; но он - источник позднейших фрагментов; в них
вкраплены мысли, жившие систематически в плане ненаписанного философского
кирпича.
Если эти фрагменты дать в вытяжке цитат, - контур теории не вызывает
сомнений; и ясна роль естествознания в ней; оно - в проблеме стиха, ставшей
камнем преткновения для "филологов"-формалистов.
Подавая схему воззрений, не склонен ее защищать или разоблачать, а
склонен показать: стиль сырья; то, что есть, а не то, что сфантазировано; в
вязи "цитат" из высказанного четверть века назад мой "ответ" и на -
"приспособляетесь", и на иронию слева: "А как увязан "Белый" со
студентом-естественником?" [Я цитирую себя только из двух моих книг:
"Символизм" и "Арабески", являющих главным образом перепечатку журнальных
статей, написанных в 1902 - 1909 годах; в сносках я буду обозначать "Ар." -
"Арабески" и "С." - "Символизм", с указанием страниц и с указанием года
написания статей].
СТУДЕНТ "БУГАЕВ" В ПРОБЛЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
"Действительность многогранна";1 стремление к многогранности
"полагает... установление порядка и границ между отдельными дисциплинами";2
"легко спорить об объектах познания... Важно уяснить целесообразность в
порядке познания";3 порядок - не метафизический: "мы видели крах
метафизики";4 "догматическая философия погибла до Канта"; 5 "злоупотребление
отвлеченными понятиями... - неизбежно в догматизме, если не обращать
внимания на способ возникновения и употребления их"; 6 "смена философских
систем есть смена терминологии";7 но мы можем видеть и "красоту высоких
заблуждений", - например: у Канта, у Гегеля.
В статьях 904 года метафизический догматизм отклонен; чем он заменен?
"Основою... положительных сведений о действительности мы считаем точную
науку";9 "история науки рисует... картину... выпадения из философии...;
научная индукция... уверенно... врезается в расплывчатые границы...
априоризма... Для философии наступает роковой момент. Она оказывается без
объектов" 9.
Так говорю я в 1904 году.
"Научный метод превратился в многие методы: возникли частные логики
наук"; 10 "оставаясь на точке зрения частной науки, мы не получим
объективного соотношения между различными научными методами"; 11 "вопрос о
методе подчиняет научное толкование... теории знания"; 12 "точность наук в
группах связей"; 13 но эти группы - "ряд параллельных, непересекающихся
линий"; u "частные логики наук требуют общелогического обоснования"; 15 вне
его и "догматы научных мировоззрений... суть утопические фантазии...; они не
говорят ясным языком"; 16 "философия... является... в новой роли... Она
устанавливает правильное соотношение между науками"; 17 без "критицизма
лучшие бы из нас задохнулись..." 18.
"Рассудок ручается только за правильность выведенного, а не за
действительность"; 19 "исторически смысл знаний менялся";20 "вчерашний
предел перестает быть пределом...; молекула-атом-ион" 21 [С. 12. 904.2 С.
13. 904.3 С. 13. 904. 4 С. 94. 909. 5 С. 21. 904. 6 С. 22. 904. 7 С. 103.
909. 8 С. 51. 909. 9 С. 12-19. 904. 10 С. 51. 909. 11 С. 12-19. 904. 12 С.
12-19. 904. 13 С. 55. 909. u С. 55. 909. 15 С. 54. 909. 16 С. 55. 909. 17 С.
12 - 19. 904. 18 С. 21. 904. 19 С, статья: "Критицизм и символизм".20 С. 56.
909.21 С. 55. 909] - стадии расширения пределов материи; статике
противополагается диалектика становленья понятий; "винегрет... из предельных
методологических понятий... ведет к гетерономии каждого"22.
Дается отпор и подстановке служебных понятий под общелогические:
"смешны... решения проблемы причинности путем подстановки понятий вроде
энергии, силы...; ведь тут объясненье целого... ее частью; сказать, что
причина есть сила, - сказать, будто единица равна своей трети"; 23
"соединение науки и философии в нечто однородно смешанное - только
словесно";24 "принципы метода образуют частную логику науки...; но частных
логик много";25 "мировоззренье не может лежать ни в основе частной науки, ни
в ее выводе; мировоззрение не может лежать и в основе системы наук";26
"некоторое время научным мировоззрением считалась система наук...; но
частные науки развивались независимо от системы... Система распадалась за
системой...";27 "Кряж "синтетической философии" распался" 28, - говорю я о
Спенсере; "в позитивизме как системе наук... 29 открывается характер
научного мировоззрения как... догматического";30 "нужно быть многострунным"
31.
Отклонив систему наук позитивизма, я отклоняю и попытки строить
мировоззрение на данных частных наук.
"Пытались... в центре научного мировоззрения поставить выводы одной из
частных наук (химии, физики, механики) , принятых за основную";32
"философию... превращали в историю... психологию и даже термодинамику...
Ответы были ответами методологическими" 33.
Отклонив догматизм, метафизику, позитивизм, механицизм, я разбираю
психологические мировоззрения моего времени.
Когда под базой психологии берут психофизиологию, то подставляют
понятие о пределе; "понятие о бессознательном... понятие о предельном...
оперируя в психологии с понятиями о сознательном и бессознательном, мы
оперируем с понятиями соотносительными"; "Крайний вывод... соллипсизм. Это
выясняет Шуппе..." 35.
[22 С. 55. 909. 23 С. 55. 909. 24 С. 23. 904. 25 С. 53. 909. 26 С. 54.
909. 27 С. 51. 909. 28 С. 909. 29 См. сочинения Спенсера: "Основные начала",
"Основание биологии", "Основание психологии", "Основание социологии",
"Опыты". 30 С. 22. 904. 31 С. 30. 904. 32 С. 50-53. 909. 33 С. 50-53. 909.
34 С. 35. 904. 35 С. 44. 904].
В статье 1904 года "О границах психологии" я даю краткий разгляд
позиций волюнтаризма, психофизики фехнера, сенсуализма и параллелизма,
признаваемого мной недостаточным, ибо "внутренний" ряд в этой позиции
остается лишь "постулатом эмпирической психологии", а "раскрытие постулата
лежит... за пределами психологии";36 но и запредельное "психологии" я
отвергаю, как-то: рациональную, невозможность которой еще доказал Кант, и
спиритуалистическую: "бедные психологи-спиритуалисты"3 .
Так "основные проблемы... возникающие в психологии... выносятся из ее
области"; "психология... оказалась... химерой"; 39 границы ее, "во-первых...
предельные механические понятия и, во-вторых, познавательные формы" 40.
Таков первый абзац мировоззрителя "Белого", пропо-ведываемый им и в
1904 году, и в 1909 году в статьях, а ранее (в 1901 и в 1902 годах)
проповедуемый в университете, товарищам: Суслову, Петровскому, Владимирову,
Печковскому и многим другим, - проповедуемый дружески расположенному
семейству Соловьевых, горячо принимавших "поэта" Борю и холодновато
относившихся к "Бориным теориям"; отец мой, горячо споря, порой безусловно
соглашаясь, относился приязненно к мировоз-зрительному строительству своего
сына, не подозревая в нем "художника", не подозревая и "мистики" в
отклонении позитивизма, крайностей механицизма, историзма, психологизма и
плюрализма.
[Вероятно, "мистика" и проблема трансцендентности влетели в Белого с
"черного хода", ибо парадный вход - "бутафория".
Увы, - ее нет: высказываемые истины естественны для естественника; ими
были "заражены" не одни символисты; их исповедовали сотни "студентов",
читавших Милля, Спенсера, Вундта, Оствальда, Фехнера, Гельмгольца, как я,
штудировавших историю индуктивных наук, как я; и интересовавшихся
соотношением естествознания и философии, как я, - например, сын профессора
медицины А. Б. Фохта, Борис Фохт, окончивший в эти годы естественный
факультет и изучавший Канта на филологическом, с которым у меня бывали
схватки и у которого я впоследствии учился тому, как штудировать Канта: с
комментариями.]
[36 Там же. 37 С. 41. 904. 38 С. 47. 904. 39 С. 48. 904. 40 С. 44.
904].
Проблема критического мировоззрения волновала меня в эпоху изучения
естествознания, она же волновала и в эпоху пребывания моего на
филологическом факультете; волновала позднее, определяя встречи с кружком
молодых философов - Фохтом, Кубицким, Гордоном, Гессеном, Яковенко, Шпеттом
и сколькими, вызывая недоумение, недружелюбие со стороны Брюсова,
Мережковского, Иванова, Блока; Брюсов предпочитал в разговорах со мной
философии литературу; с Блоком при всем желании было невозможно вести
философский спор; в Иванове я старался опрокинуть "реалистическую" концепцию
символизма не потому, что она "реалистична", а потому, что его реализм был
для меня "метафизическим реализмом".
[Почему же соединялся с ним? Философская оправа на Иванове, филологе,
тончайше воспринимавшем "стили" и понимавшем искусство, выглядела "дышлом";
она делалась неопасной мне; его сила и меткость не в философии, а в
историзме. Теоретизируя, - он сбивался; но он высказывал тончайшие и
глубочайшие истины о символизме, ставя их на исторический фундамент; в моей
"теории" он был - отдел, озаглавленный "История символизма"; необходим был
Брюсов в другом отделе, озаглавленном: "Символизм и литературные школы".]
В теоретических интересах я был одинок, [и когда говорил врагам "мы", -
то разумел себя и надетые на правой руке фикцию "литературоведчества"
Брюсова или - "мы - с Брюсовым", на левой - фикцию "исторических экскурсов";
или - "мы - с Ивановым"; я поступал, как напуганный ночной тьмою еврей,
показывающий вооруженным разбойникам надетые на руки: шапку и ермолку.
Это было - нелепо, наивно и гордо; оказалось же - непрактичным: в сумме
шишек на моем лбу от критических тумаков я ощупываю и те, которые относимы к
Брюсову, и те, которые относимы к Иванову.]
ТЕОРИЯ ЗНАНИЯ, ИЛИ... "ВЕЛИКАН РИЗА"?
"Законы вещества, устанавливаемые... химией и физикой... модели,
сосредоточивающие внимание на требованиях, которые мы должны предъявлять
изучению формальных принципов"; 1 "указание на массу как на энергию
сопротивления равнозначно указанию на динамический базис всякого учения о
массе";2 "законы сохранения вещества... следствия закона сохранения
энергии";3 "современные энергетики пытаются даже формы познания вывести из
энергетических процессов"; 4 "Рилъ определил причинность как вид
энергетического процесса";5 "закон эквивалентов нашел бы свое выражение в
формальной эстетике"6 [1 С. 182. 906. 2 С. 183. 906. 3 182. 906].
Так говорит естественник; гносеолог в нем понимает: данные
механического мировоззрения - модели; пользоваться ими надо с большой
осторожностью; так что: хотя "в термодинамике не обойтись без понятия
энергии"7, но это "понятие - определенно лишь в той области, где с этим
понятием связано понятие о механической работе"8 оно, "вынесенное за пределы
частной науки, становится... совершенно не ясным"? критика основоположений
механики ставит его в отношение подчинения к теории знания: "механические и
динамические понятия оказываются в зависимости от данных гносеологического
анализа"; 10 "переход этих понятий... механики к понятиям гносеологическим
стоит в связи с расширением каузальной проблемы"11.
Но критика основоположений всякой "науки ставит науку в отношение
подчинения к теории познания" 12 вне ее и научная систематика есть
"систематика... незнания";13 ее формулы, практически не раскрытые в
жизненном смысле, - отношения, протекающие между неизвестными величинами,
или "винегрет из... методических понятий"; 14 "частные логики... требуют
общелогического обоснования"15, или - вскрытия многосмыслия отвлеченных
понятий в жизненную осмысленность их:
"Теория знания есть введение ко всякого рода миросо-зерцаниям"; 16
"критическая философия имеет дело с основными проблемами познания"; 17 "она
занимает независимое место в ряду прочих наук"; 18 "не против точного смысла
научного знания направлено жало...; против иных способов расширения знания";
19 "само знание становится предметом";20 "познание - знание о знании" 21.
Что здесь мистического?
В 906, 907, 908 годах Александр Блок и Вячеслав Иванов упрекали
"мистика" в отвлеченном рационализме и в безуханной неблагодатности его
мыслей о символизме; из "Золотого руна", штаб-квартиры мистических
анархистов, летели стрелы Генриха Тастевена по его адресу.
[4 С. 23. 904. 5 С. 31. 904. 6 С. 187. 906. 7 С. 187. 906. 8 С. 187.
906. 9 С. 52. 909. 10 С. 43. 904. 11 С. 44. 904. 12 С. 55. 909. 13 С. 56.
909. и С. 55. 909. 15 С. 54. 909. 16 С. 54. 909. 17 С. 56. 909. 18 С. 57.
909. 19 С. 57. 909. 20 С. 57. 909. 21 С. 57. 907].
Был ли рационалистом я?
Рационализм в первые годы начала столетия был представлен рядом школ,
берущих начало в Канте: Коген, На-торп, Кассирер, Кинкель с одной стороны,
Виндельбанд, Риккерт, Ласк, Кон, Христиансен - с другой рационализировали до
крайности трансцендентальный идеализм Канта; отношение к Канту было
экзаменом на право быть принятым в общество "порядочно" мыслящих; для этого
надо было усидчиво преодолевать некую понятийную гимнастику, заменяющую
мировоззрение овладением приемами схоластических головоломок, как-то; знать,
чем форма отличается от "формы формы" и почему "форма формы формы" равна
"форме формы" 22.
[22 Этими уточнениями занимались последователи ученика Риккерта,
профессора Ласка]
В 1905 году я писал против идеализма и рационализма: "Переоценка
ценностей... выразилась в бунте против узкого материализма и натурализма...
Но... не к рационализму, не... к идеализму призывала новая литературная
школа"; в этом-то "но не..." и была загвоздка для понимания моих тогдашних
идей; "но" предполагало какое-то "хотя - однако"; "хотя" - относилось к
условному допущению метода в отмежеванной ему сфере; "однако" - относилось к
отрицанию реальности за методическим смыслом; "но не", - на нем спотыкались:
товарищи символисты и "враги" - идеалисты, рационалисты, механицисты,
позитивисты, наивные материалисты, метафизические реалисты и теософы; они
смешивали в молодом символисте две проблемы: овладения языком, т. е. умением
говорить при случае как идеалист, как метафизик, как механицист, как
материалист, как теософ, и оценки языка как определяющего мировоззрения; я
учился у идеалистов: они были склонными порою меня счесть своим, видя меня
оперирующим их понятиями; глупые люди и доселе видят в моих
естественнонаучных интересах лишь желание примазаться к... Молешотту; это
доказали иные из читателей книги "На рубеже".
Через всю жизнь проходит знакомая картина: Степпун, Гессен, проф.
Богдан Кистяковский мне говорят: "Тут вы мыслите как... риккертианец";
Мережковский в 1902 году заявляет студенту-естественнику: "Вы - наши, мы -
ваши"; социал-демократ Валентинов видит в позиции "Эмблематики смысла"
позицию, близкую к социализму; Георгий Чулков в 1905 году записывает и меня
в "мистическую соборность"; Гончарова в 1902-ом записывает в теософа. И это
оттого, что они видят во мне - "хотя"; "хотя" - означает: умение говорить
как мистик, как идеалист, как позитивист и т. д.; смешивают средство,
учебу, - с целью: с заданием критически вскрыть корни "языка"; разглядеть в
нем заблуждение; и даже: увидеть в заблуждении искажение истины, подобное
искажению ее в теории, забракованной Лавуазье.
Это "хотя - однако" - выявление в естественнике проблемы ножниц, о
которой я говорю подробно в книге "На рубеже", жалуясь, что понимающий меня
в науке отец приходил в ужас от "мистики" стихотворений, мною написанных; не
понимающий этих стремлений литературный патрон, М. С. Соловьев, всемерно
покровительствовал "художеству".
Это проистекало из усилий выработать собственную теорию знания, а не
взять ее напрокат; изучая жаргон Канта, не делался кантианцем; изучив жаргон
Владимира Соловьева, написал о его философии, что она "малоговорящая
метафизика"23, хотя личность Соловьева чтил чрезвычайно.
Теория Канта для меня - "только проблема";24 теория знания "отсутствует
у Канта";25 "теории знания как науки нет у него"; 26 у него же "выведение
опыта из... предпосылок лишает объект знания предметной значимости:
содержание выводится из формы... "Вещь в себе"... оказывается мыслимым
понятием...; улетучивается... объективно данный материал...; бытие
становится формой мысли"; 27 "тяжкая форма хронического незнания по пунктам
есть предмет гордости нескольких теоретико-познавательных школ";28 "Кант...
был восьмым книжным шкафом своей библиотеки... Может ли книжный шкаф
обладать личным творчеством"; 29 "из кантовского критицизма, отрицающего
существенность познания, выход или в позитивизм, или к Гегелю" 30.
[23 См. "Арабески". Владимир Соловьев (силуэт). 24 С. 60. 909. 25 С.
59-60. 909. 26 С. 60. 909. 27 С. 69. 909.28 Ар. 213. 910. 29 С. 215. 910. 30
С. 27. 904].
Позитивизм - отвергнут; Гегель - метафизичен; и я зову от Канта к
постановке по-новому его проблем, чтобы с критицизмом как тенденцией
встретились актуальные проблемы начала века; и жду от встречи новой теории
знания: насквозь критической, насквозь жизненной; в ней не только возможно
обоснование эстетики в логике, но и логики в эстетике; она должна вскрыть
самое творчество как точную фантазию мысли.
Такая теория только - загадана; мое задание: сдвинуть ее с точки
загаданности хотя бы на шаг.
Осуществление в усилиях поколений.
Здесь корень моего символизма: он - в мироощущении рубежа, в опыте
понимания, что "несостоятельность научно-философских теорий в... оценке...
бытия и необходимость подобной их оценки... побуждает перейти за пределы
теорий"31, провозглашающих предел познанию и полагающих бытие в
непознаваемом; вот где корень "потусторонности", аромат которой разливает
мой литературный портрет (чуть было не сказал "памфлет").
Не раз употребляю я термин "трансцендентный". В каком смысле? В смысле
перехода границ ограниченного познанья - познанием же, а не верой; переход -
куда? "За пределы... теорий... в области практического идеала" 32.
Я провозглашаю примат созидающего познания над познанием рефлектирующим
и отражающим "тени вещей"; мой трансцендентизм - разрыв границ и переход в
сферу жизни, - из двух расколотых половинок, объявляющих, каждая, себя в
"здесь" и полагающих, каждая, другую - в "там"; он в соединении "кажущегося"
запредельным с "кажущимся" внутрипредельным - в том, что ни "вне", (ни)
"внутри", ибо самые "внутри", "вне", - миросозерцательный расщеп дуализма,
пара автономий "психологии в себе" и "естествознания в себе", психологизма и
наивного натурализма.
Мой "трансцендентизм" - 1/2 моего "имманентизма"; понимание символизма
как имманентизма за пределами метафизики с ее "вещами", что термин
"трансцендентный" фигурирует у меня лишь в смысле пропирания через
искусственные рогатки, поставленные познавательными импотентами.
Я вижу, что "современная теория знания претерпевает кризис";33 ее
"единство оказалось метафизическим"; 34 "Кант пришел к необходимости теории
познания";35 и - только.
Вносится проблема борьбы за должную, не данную теорию знания и за путь
науки, вырванной из м