Пречистенскому бульвару,
схватывал за руки, катался овечьими глазками:
- "Боинька, пожай теуйгии охватит всегенную". Делалось - нехорошо.
Когда упирались, то, вдохновленный видением "сорока тысяч курьеров",
апеллировал к сочиняемой им литературе несуществующих предметов знания; эти
"предметы" вылуплялись из потребности вывернуться, когда его ловили на лжи.
Сперва он врал в мелочах, рассказывая, как плавал в лодке с
Харитоненками по залам харитоненковского особняка: в дни наводнения; потом
ложь стала причинять неприятности: взволновав Грабаря сведениями о старинных
особняках, уверил его, что где-то есть неописанный памятник Фальконета;
говорят, - Грабарь лупил за розысками в какие-то медвежьи углы.
Встал вопрос о "труде": есть ли он? Показывалась не рукопись, а
запертый стол, в котором она неизвлекаемо пребывала; явились сомнения, что
он знает эпоху Юлиана, которого-де был специалист; вырвали у Мишеньки
реферат: "Юлиан"; ждали, сбежавшись к Астрову; Миша, учуяв западню, не
явился; вырвали обещание, что через неделю прочтет; притащили Вячеслава
Иванова: ловить Эртеля на незнании эпохи; Миша исчез вторично; был пойман -
в гостях, откуда его приволокли на извозчике: к Астрову.
Перепуганный лгун, картавя, катаясь глазом, лепетал что-то нищенское;
стало ясно: профан;135 но припечатать его и тут не смогли: мала мышь, да
увертлива; перепуганный насмерть, метался меж пальцев Вячеслава Иванова,
сконфуженного ролью ловить мышей и по слабости щадившего Мишу.
Стало Мише не по себе в кружке "аргонавтов"; но с тем большим жаром
являлся: отвечать на смешки удвоением патоки и учетвереньем объятий,
способных смутить и... удава; крался потной рукой ко мне, чтобы...
пригладить:
- "Гыы, Боинька, гыы..." Не плюнуть же в руку!
Являлся подставить и левую щеку и правую, подписываясь под насмешками и
правой и левой ногой и рукой. Шепот рос:
- "Одному посвященному эта кротость доступна!"
Когда я обрывал его, он, придя в раж, ревел: я-де схватил быка за рога.
Все так - в обычном разрезе; он-де зажаривает "истины", сообразуясь с
законами трансфинитных чисел; вывертываясь, имел вид падающего в пески
верблюда.
Где-то шептали, что он меня вырастил, что мои стихи - от него; как и
мои ему возраженья; он - "тайный" учитель, ведет-де меня к "посвящению".
Воображенье сумасшедших старух - ужасно!
В 1906 году Эртель заволновал не в шутку:
"Он знает санскрит: перевел "Гориваншу" [Заглавие философской поэмы
136].
Миф о санскритологе вырос, как плевелы; полешь гряду, выполол, - вдруг
крапивища выросла под носом: так рос санскрит, проходимый сперва с
Поржезинским, потом в Посаде, в эпоху, когда Миша, таясь, проходил "пути
посвящения"; факт овладенья санскритом - перевод "Гори-ванши", которая - не
переведена.
Оказалось поздней: таки был перевод, по-английски, прошедший
незамеченным (Эртель же был чертовски начитан); Поржезинский сделал
признание: всех русских санскритологов знает по именам он; Эртеля - нет.
Эртель ретировался: под прикрытие Батюшкова; мать продолжала бывать у
"старушки в чепце"; ей подносили - примерного брата, примерного сына: не
курит, не кутит, не пьет. В воспоминаниях матери подымалось исконно: лето в
Демьянове, липы, запахи дегтя, персика; мать умилялась:
- "Какая старушка! Какой нежный сын!"
Братец с сестрицей появились у матери; Миша по-прежнему клал руку мне
на плечо:
- "Что, Боинька?"
Был и вздошек: я-де, калиф на час, просиял с его помощью книгой стихов
"Золото в лазури", и без него - золото зорь рассыпалось у меня в "Пепел".
Раз ему крикнул:
- "То, что ты говоришь, - круглый нуль". Глаза Эртеля вспыхнули:
- "Именно: ты схватий, бгат, быка за гога" ("за рога").
- "Ну да: нуй иги эдакая баганка", - т. е. "нуль или эдакая баранка".
И он показал мне руками, какая баранка: огромная! Верно, пекла
Пиритиша: для Миши.
Эртель пропал с горизонта.
Рассказывали, будто с Батюшковым он на бульваре гуляет; ну, - пара:
полуперый галчонок с кукушкой без перьев; держа крючковатые палки, они после
третьего шага, став сблизясь носами, схватяся руками, трясутся рука-ми-де,
их вздергивая от микиток к носам и отдергивая от носов под микитки; де
слышится:
- "Гы-ы, Пауша!"
- "Вшзл... Миша... Вшзл!.." "Вшзл" - звук всхлипа Батюшкова. Кругом -
слякоти, гниль, воробьи.
Эртель стух года на два; вдруг слухи открылись о новой звезде:
явился-де оккультный учитель; он-де догремел до Германии; он-де кует
магические свои цепи; он знает-де рецепт разведенья русалок; я ахнул: Миша!
Мать попала на его курс; среди слушательниц - Кистяковская, Климентова
и Урусова; Боборыкин являлся на Мишу: зарисовать его; мать восхищалась
"пастырем" душ: понесло эпидемией.
Я, изучивши канон теософов, взял в руки себя, перепер через строгий
кордон, явясь слушателем; встретило зрелище: старый очканчик, полуплешивый,
картавый, косой, с жидко-жалкой бородкой, в усиных обгрызках, в потрепанных
и незастегнутых штаниках, точно Дионис, терзаемый страстью вакханок, введен
был в гостиную роем слащавых, шуршащих шелками старух, лепетавших, как хор
приживалок из "Пиковой дамы", вводящих "каргу" в белом чепчике:
- "Благодетельница наша, как изволила гулять?" 137 Усадивши "каргу",
теософские старицы слушали, точно романс, песни о том, как каталися волны
любви до создания мира и как в тех катаниях мир созидался. Эртель увиделся
мне бабушкой-волком, рассказывающим Красным шапочкам сказку; блистали глаза,
став зелеными; щелкали зубы гнилые; слюна разлеталась; сидела старуха:
княгиня Урусова.
Я, ощутив себя Германом [Герой "Пиковой дамы"], выслушал курс, чтоб
поднять пистолет на "каргу"; и - поднял требованием дать список источников
(теософы меня поддержали), назвать своего "посвятителя"; знал: шах и мат его
теософской карьере! Свой ему шах и мат подготовил я, как верную мышеловку;
перехитрил хитреца.
- "Гы-ы... Боинька!"
Эртель, как мышь, улизнул, в этот дом не вернувшись: был взорван-таки в
собственной штаб-квартире; чтоб он не искал себе новой квартиры, я ухнул в
него своей притчею "Лгун", напечатав в газете ее, перечислив проделки
"лгуна" (не назвав его имени);138 все испугались "скандала"; и Эртель
притушен был; скрылся, женился; жена взяла в руки его; нашла место учителя;
и не пускала его в места злачные, где он пас оккультисток, занимаясь
сплошным разведением турусов и "нимф"; "посвященный" исчез; Миша - умник,
добряк и жалкий лгунишка - остался; являлся с невиннейшим видом в Демьяново,
будто и не было в прошлом сомнительных экспериментов, будто по-стародавнему
он - честный позитивист.
- "Гы-гы... Юди наюки!"
Слушали: В. И. Танеев, К. А. Тимирязев и - ...моя мать, оказавшаяся
вместе с Мишей в Демьянове и посещавшая его "курсы"; мать не сдержалась,
поставив вопрос при Танееве:
- "А с теософией как же?" Он очками блеснул:
- "Аександьа Дмитгиевна, - я сказай все, что мог: свою миссию
выпойний; пусть же дьюгие тепей говогят".
Выходило: зажег теософию, ученикам своим передал ее светоч, ушел в
катакомбы: таиться и йогу свою углублять; катакомба - Демьяново; "йога" -
поддакивание К. А. Тимирязеву.
А ученицы "великого", прежде меня проклинавшие за удар, нанесенный
Мише, попеременно мне признавались:
- "Вы - увы! - были правы".
Лишь Батюшков еще "верил" "карге"; но в двадцатом году даже эта "божья
коровка" воскликнула:
- "Предпочитаю... Тэк!.. Мишу не видеть!.. Тэк!.." И опустила нос.
"И ты, Брут!" - мог воскликнуть Эртель.
Вскоре он умер.
Весьма неприятно оперировать опухоли: гной, пальцы мажутся, грязно; а -
надо; в 1910 году я срезал опухоль, назревавшую в круге нас обстававших
перезрелых дев, возвращая старой Москве невинно привирающего добряка;
"великий лжец", "жрец" - был выставлен, как спиртовой препарат: в музее
типов139.
Встреча с Эртелем - класс изучения шарлатанизма.
Сколько раз шарлатаны встречались потом; я сталкивался с рядом еще не
изученных в психике явлений; при них вырастали люди, объявившие неизученные
явления яеизучаемыми, но бравшие патенты на их объясненья; тип шарлатана
цвел многообразием разновидностей отъявленного до... невинного; на Эртеле я
развил особое обоняние, позволявшее потом мне унюхивать шарлатана. Подлец,
спекулирующий на доверии, - безобидный "зверь" в фауне шарлатанства; слабые,
часто чуткие, часто добрые люди - порою рассадники более опасных бацилл:
шарлатан в них даже неуловим. Эртель - тип без вины виноватого шарлатана; в
Эртеле виноваты все: я, старушка Софья Андреевна, старик Танеев.
От грубого Калиостро не стоит спасать: опасности Калиостро ничтожны в
сравнении с той, которую представлял Миша, "ученый-историк".
ЭМИЛИЙ МЕТНЕР
Вспомните роман "Давид Копперфильд": Тротвуд, юноша;140 и - Стирфорс,
блеск талантов, старший товарищ Тротвуда; история друзей - себя повторяющий
миф; у каждого бывает свой Стирфорс, свой блеск; жизнь отнимает Стирфорса;
но сон о нем длится.
Он - кипение юных сил в нас; он - нас отражающее зеркало.
Встреча с Метнером - встреча юноши с сильно вооруженным мужем,
поражающим воображение; я, Эллис, Петровский имели возможность обобществить
наши опыты: борьбы с бытом; связь "аргонавтов" - попытка утилизировать опыт
каждого как ценный и независимый; для изучения науки надо было Эллису
записаться на семинарий по Марксу; мне - записаться на класс
литературоведения Брюсова, на коллоквиум по истории церкви - к Ра-чинскому;
но ни у Брюсова, ни у Рачинского не учился я связывать интересы: в культуру;
в кружок "аргонавтов" шли: увязать в культуру знания каждого; не мои стихи
интересовали меня, а социологический опыт Эллиса, исторический - Эртеля,
теоретико-познавательный - Шпета, уже поздней временно подходившего к нам.
Метнер был старше на несколько лет в эпоху, когда "на год ранее" -
значило: на метр глубже в трясине рутины; десятилетие боролись с нами; а с
футуристами - года полтора.
Брюсову было труднее, чем нам; с 93 года оскалился он; на его же плечах
мы с Блоком проходили в литературу.
Метнер был в возрасте Брюсова; жил же он в полной закупорке; сфера
Брюсова - уже; музыка не интересовала его; он не был мыслителем; в Метнере
же схватились: мыслитель и композитор тем, которые прозвучали в культуре
Запада запоздалым откликом на думы его юности, - у Шпенглера, у Чемберлена,
у Файгингера и у Вейнинге-ра; они - шире, богаче, свободней жили в душе
молодого Метнера, как подгляди лишь.
Не было литературы предмета: не было в литературе "предмета";
"предмет" - культура мысли вместо истории философии; не было постановки
проблемы музыки как смысловых волнений сознания; читали историю в архиве
документов; не было представления о палеонтологической психологии, - о том,
что ископаемый птеродактиль в ребенке, пробегающем ракурс всех исторических
и доисторических фаз, жив в кошмаре о драконе, миф о котором - итог опыта
передачи памяти о встречах первых людей с последними птеродактилями141.
Все это поднимал Метнер из своей катакомбы. С необычайною яркостью -
без литературы, без отклика.
Более богатый культурой, чем Брюсов, он был замурован без единой
отдушины; никто не слушал; не умел сказать; не было и трудов, на которые он
мог бы сослаться. Ницше и Гобино еще не были в России известны; и он
хватался... за Константина Леонтьева, за Аполлона Григорьева, ломая в себе
труд "Философия культуры"; напиши он его, - многие бы твердили: "Это - по
Метнеру"; мы же часто твердим: "Это - по Шпенглеру"; но труд, не написанный
им, в сознаньи моем перевертывал свои страницы 142, играя яркою краской; две
им написанные книги - "Музыка и модернизм" и "Размышления о Гете"143 -
бледные перепевы им уже сказанного.
По Эртелю знаю: и "ничто" может казаться "всем"; по Метнеру знаю: и
яркий талант мимикрирует подчас неудачника; иные таланты с легкостью
выражают себя; потенциям гения присуще рубище нищего; в Метнере жило - нечто
от "гения"; но "гений" в нем - обрел рубище.
Как луч из окошка, погас за окошком.
С Метнером познакомил Петровский: в 901 году.
- "Что там! - отмахивался он, - поговорите с Эмилем Карловичем: вы с
своим Шопенгауэром, а он - по Канту".
Метнер да Метнер!
Я досадовал; мои мнения угонялись крокетным шаром: от шара Метнера;
подать Метнера!
Петровский, выпятив губы, силясь выговорить, торопясь, - вспыхивал:
- "Эмилий Карлович слышит в оркестре каждую фальшивую ноту; братья
Метнеры кидаются друг на друга по окончании симфонии и, не сговариваясь,
восклицают: "Две, Коля, ошибки!" - "Две, Миля, ошибки!" - "Ужасно!" -
"Чудовищно!" Где нам с вами: куда уж!"
И, убив меня, облизываясь, как кот, Петровский прибавлял:
- "У Эмилия Карловича брат, Николай, - сочиняет: замечательный пианист
и композитор; он - произведение рук Эмилия Карловича".
Петровский, бывало, кого-нибудь возведя в перл, - им гвоздит: где уж,
куда уж, - не Метнеры мы!
Выяснилось: Метнер - западник, немец с испанскою кровью; отец его -
имел дело;144 а прадед, артист, был знаком с Гете145, которого Метнер
боготворил, состоя в "Goethe-Gesellschaft" и заполняя библиотеку трудами
"Goethe-Gesellschaft"; 146 еще гимназистом Петровский заходил к Метнерам.
Раз шли с ним арбатским районом; вырос стройный, эластичный мужчина в
карей широкополой шляпе, в зеленовато-сером пальто; бросились: узкая
клинушком каштановая борода и лайково-красная перчатка, подымавшая палку,
когда он остановился как вкопанный, точно внюхиваясь расширенными ноздрями
тонкого носа и поражая загаром худого, дышавшего задором и упорством лица.
Вдруг лицо взорвалось блеском больших зубов с волчи-ным оскалом и
вспыхом зеленых глаз, пронизавших насквозь, когда он, сорвав шляпу, ее
уронил к тротуару, отвешивая четкий поклон и косясь исподлобья; длинные,
жидкие, но кудрявые пряди волос с ранней лысины трепанул ветер; я увидел
надутые височные жилы и линии костей черепа, сросшиеся буграми.
Глаза угасли: задержь, напоминающая оцепененье щетину поднявшего волка,
готового и к скачку вперед, и к легкому скоку от нас в глубь переулка.
Петровский представил:
- "Эмилий Карлович Метнер".
Настороженно вперились друг в друга; запомнилась поза Метнера:
подозревающий задор, дразнимое любопытство, могущее стать и угрюмым
молчаньем, и жестом детской доверчивости. Впоследствии мне казалось, что в
миг первого столкновения на улице всплыл лейтмотив отношений, и бурных и
сложных, где и пиры идей, и ярость взаимных нападок пестро сплетались до
первого разговора, единственного, длившегося года в поединке
взаимопроницания, признания, отрицания.
Памятна пауза немой стойки - до первого слова:
- "Здравствуйте".
У Диккенса есть такие моменты, когда он рисует судьбу.
Метнер отчасти - судьба; фантазия наших моральных игр воплощена
книгоиздательством "Мусагет"; друг трудных часов жизни и оскорбитель ее
светлейших моментов - и утешал, и нападал бескорыстным разбойником, ударяя
по фикции снящегося ему "дракона" на мне, введя в жизненный быт символы
"Кольца нибелунгов" Рихарда Вагнера и чувствуя себя в им созданном мифе
убиваемым Вельзунгом; [Древний род, изображаемый в "Кольце нибелунгов" 147]
лейтмотив "вельзунгов" - его рассказ о себе: для меня он и жизнь читал ухом,
иллюстрируя ее сцены сценами боя Гунтера с Зигмундом, освобождением
Брунгильды, ковкой меча [Темы "Кольца"], чувствуя себя бродягой по лесным
трущобам Европы пятого века, а не туристом, пересекающим - Берлин, Дрезден,
Цюрих, Москву, где он обитал, как древний германец в пещере, а не в домике
Гнездниковского переулка (окнами в окна квартиры д'Альгейма, воспринимаемого
Хагеном [Хаген - убийца Зигфрида]); в поднятой пыли цивилизации видел он дым
пожара Вальгаллы; его девиз: сечь голову Фафнера [Дракон в "Кольце
нибелунгов"] и выслеживать подлого гнома, Миме, выславшего Хагена: вонзить
меч в беззащитную спину Зигфрида 148.
Ликом древнего мифа поглядывал он на нас.
- "Посмотрите, - бывало, толкает меня, показывая в Обществе свободной
эстетики на модного журналиста: - Что за ужимки, каков подлец!"
Хагеном виделся ему и д'Альгейм, выросший из Миме-Листа;149 "Дом
песни" - ловушка для Зигфридов двадцатого века, которых-де миссия - культура
Гете, Бетховена, Канта; бьюсь об заклад: и занятие Рура негрскими легионами
переживалось бы Метнером в унисон с "Домом песни" д'Альгеймов,
подготовлявших, по его мнению, ядовитую музыкальную смесь: из Гретри,
Мусоргского, Листа.
Мифом он оперировал, точно формулой, исчисляя события будущего и порою
кое в чем предвидя их тонко; для него миф - и Берлин, и Москва, и угол
Кузнецкого Моста, и Лейпцигерштрассе; отсюда его - требовательность к
друзьям и удесятеренная настороженность: мелочь жизни - симптом-де; в атомах
воли бьет-де мировой пульс; людские дуэты и трио - молекулы-де химического
сцепления: в мелодиях мирового ритма; от того, с кем дружишь, зависишь;
химия качеств - не изучена; в каждой группке людей - иная она; мы не знаем,
какие ядовитые или полезные свойства для целей вселенной приготовляем мы,
дружа с тем, не с иным; отсюда - его придирчивость к слову и к каждому жесту
того, на ком сосредоточивал внимание он.
Все то, поздней сознанное, встало тональностью перед тумбой арбатского
переулочка, где столкнула нас лбами судьба и где мы перебросились
незначащими словами; потом встречались издали, хватаясь за шляпы,
настороженно косясь.
И шли мимо.
Первый разговор - моя встреча с ним в Колонном зале тогдашнего
Благородного собрания150.
На генеральной репетиции Никиша мне издали бросились: темно-зеленое
пальто и красная перчатка, сжимавшая крючковатую палку; Эмилий Метнер
скользил, как волк в чаще, в давке людей, скрыв усами зажатые губы, со
вздернутыми плечами, с откидом долихоцефального черепа: не то художник, не
то франтоватого вида брюзга, не то рыцарь, не то вор, - викинг-волк,
Вельзунг.
- "А? вы?"
Мы сели рядом; как собака на стойке, пружинно-четкий, он молча впивал
деловитые разъяснения Никиша, когда тот, трижды махнув дирижерской палочкой,
рукой обрывал оркестр, бросая с пульта:
- "Aber hier mussen Sie..." [А здесь вы должны... (нем.)]
Метнер же, подняв плечи и закосясь вопрошающим глазом, стискивал в руке
шляпу; и поражало, что мало осталось длинных волос и что крепки кости
фигурного черепа; вдруг, не выдержав собственных мыслей о Шуберте, Никише,
себе и мне, он, упав локтем в колено, задирижи-ровал кистью руки, отбивал
такт ногой, напевал в ухо:
- "А... а?.. Слышите... Ти-та-та... Ну, что?.. А?" Не дождавшись
ответа, - бросал: не мне, не себе:
- "Дик мотив под токкато: сквозная веселость; под ней - страх...
Великолепно... Та-та", - напевал он, принимаясь вгонять обертон впечатления
всей живой пантомимой в... проблему культуры приведением в параллель к теме
рои напеваемых фиоритур из Бетховена, Шумана - в ухо мне: с подкивом на
Никита; и случайная мелодия становилась связью мелодий, из которых звучала
полная блеска дума его: и о Шуберте, и о Никише, интерпретаторе Шуберта.
- "Вспомните: у Фридриха Ницше..."
И - что это? Фридрих Ницше собственною персоною встал как бы для меня
на пульт, заслонив дирижера Никита.
Я ж разевал рот на комментатора никишевских комментарий не к це-дурной
симфонии151, а к европейской культуре, в лекции о которой он мне превратил
репетицию Никита простым подчерком музыкальных тем и их смысловым раскрытием
в связи с философией.
- "Культура есть музыка!" - по Новалису резюмировал он.
И, отдернувшись, тянул клин бородки - в звук труб, в ветер скрипок.
К концу репетиции не Никиш отдирижировал Шуберта, - Метнер
отдирижировал Никита: во мне.
И бросил:
- "Идем к Никиту".
Никиш стоял в пустом зале; казавшийся издали и высоким и стройным,
вблизи казался он толстою коротышкою; Зилотти ему подал шубу, лицом
зарываясь в меха; Метнер обменялся с Никишем несколькими словами; я их
наблюдал:
- "Дирижер оркестра и дирижер душ!" Таким увиделся Метнер.
Бетховена, Гете и Канта он мне вдирижировал в душу; ему философия была
только нотой в культуре, которая виделась симфонией, где инструменты -
"великие" лич-ности-де.
Прощаясь с ним, недоумевал, почему мы не условились встретиться; шел...
с репетиции на лекцию профессора Анучина и... не дошел; представилось
жевание резинки после... бокала шампанского, поданного мне: Шубертом,
Никишем, Метнером...
Когда вышла "Симфония", Метнер решил: автор - я; вскоре же резкий
звонок; Петровский и Метнер с лукаво-веселым лицом, без волчьей
настороженности, - в том же пальто, в той же шляпе и с тою же крючковатою
палкой. Он мне подмигнул:
- "Идемте гулять".
Вертя тростью, подталкивая под локоть, с веселыми каламбурами скатились
по лестнице - в воздух, под солнце; он несся по Денежному переулку вперед; и
Петровский едва нагонял его; розовела заря за заборами; светились белые
гроздья сирени; он палкой показывал - в зори.
- "Симфонией" дышишь, как после грозы... В ней меня радуют: воздух и
зори; из пыли вы выхватили кусок чистого воздуха, Москва - осветилась:
по-новому... "Сим-фония" - музыка зорь, брат отметил зарю; у него есть
мотив: титета, татата", - напевал он.
Он мне окрестил этот год, назвав его годом зари.
А прохожие, верно, дивилися мужу и двум оголтелым студентам; вот -
Смоленский бульвар, вот - Пречистенка, где Кобылинский подчеркивал мне пыль
тротуара. Здесь именно Метнер увидел зарю, осветившую нас косяками.
Метнер отстаивает личность: вскочивши, согнувшись, рукою схватился за
бок, он другою, в перчатке, сжимающей палку, как бы рисовал силуэты
значительных личностей; с невероятною силою невероятных размеров из слов его
встает лицо Ницше.
- "Нет, нет, я - за личность: Перикл начинал говорить перед массой,
как перед неким хаосом; словом учителя своего, Демокрита, он организовывал
толпы, влагая смысл в смысл, точно вписывал в круге круг; когда кончал, то
стоял каждый в круге своем; уже не было массы, а был организм, средь
которого стоял Перикл образом самого Логоса: вот человек!"
Метнер задирижировал душами, гармонизируя их устремленья: в усилиях
вырастить близкую тему в другом становился тираном он, подозревал и
подглядывал, переворачивая все ваши мотивы, ощупывая их изнанки, врываяся в
жизнь, угрожая разрывом мне; он впоследствии мне говорил: спутница же жизни
моей отделяет меня - от меня самого.
- "Она есть "королевна" из вашей "Симфонии"; за ней - Клингзор154,
Петр д'Альгейм, с Листом, с католицизмом, с больною мистикою; он вас
погубит, - я вам говорю... Гете не одобрил бы вас: вам нужна "Сказка"
московской "Симфонии"155 - не "королевна".
И уже миф возникал в нем; он подхватывался и д'Аль-геймом, но им
развивался обратно: Альберих-де [Злой гном в "Кольце"], Николай Метнер,
подкапывался под "Дом песни"; д'Альгейм в безысходной тоске из окошка
косился на окна противоположного дома, где Метнеры жили; оттуда же Метнер -
косился: на окна д'Альгейма.
И весь Гнездниковский разламывался для нас; две культуры, два воина:
француз д'Альгейм нес дар Франции, т. е. отраву для Метнера, немца, вербуя в
отряд своего родственника, француза Мюрата, профессора Л. А. Тара-севича, С.
Л. Толстого, княгиню Кудашеву и всех Олениных; за Э. К. Метнером шли:
Гольденвейзер, Морозова, Шпет, Эллис.
Слушали:
- "Или - со мной, или - с Метнером!"
- "Или - со мной, иль - с д'Альгеймом!"
Рос миф уже не о "руне", а о "золоте Рейна", которое выкрали гномы; и
Метнер, оскалясь, чувствовал: гибель Вальгаллы; и Вольфы, и Вельфы, и
гвельфы, и гибеллины156 - сливались в одно: в мифе Метнера; эпоха Атти-лы -
с эпохою Фридриха Барбароссы связывалась двадцатым столетием, централизуяся
здесь, в Гнездниковском; мы с Эллисом и с Соловьевым - Арбат утверждали, а
Метнер с д'Альгеймом - район Гнездниковского, между Тверской и Никитскою.
Впоследствии, когда искал себе он псевдоним, я сказал:
- "Искать нечего: "Вольфинг" [Вольфинги - род (см. "Кольцо
нибелунгов")]. "Вольфингом" стал157.
Сквер у храма Спасителя - порог к дружбе; летом 902 года он напечатал в
провинциальной газете обо мне фельетоны;158 его критика лишь подчеркнула:
"Симфония" - не в сумасшедших домах (мысль Л. Л. Кобылинского), вовсе не в
"мистике" (мысль Соловьевых) и не в "архиереях" (Рачинский), а в символе
радости, в "Сказке" (героиня моей первой книги).
И я радостно согласился .
Осенью 902 года я стал ежедневным гостем уютной квартирки, наполненной
звуками Шумана и Николая Метнера; великолепный, сухо-стройный лысый старик в
синих очках, с бородкою а-ля Валленштейн, белой, как серебро, Карл Петрович,
зорко внимал нам с милой супругой, урожденной Гедике; а композитор, брат
Коля, - квадратный, кряжистый, невысокий, с редеющими волосами, с лицом
молодого Бетховена, с медвежьей неповоротливостью силился передать свою
мысль; не находя ее, он сердился, хватаясь за спички и пережигая их в
пепельнице (его привычка), поглядывая строго и мило напряженным лицом с
морщиной на лбу, со стиснутыми губами: как паровоз на парах, он пыхтел, себя
сдерживая и слушая нас; было усилие понять ритмы Тютчева, Пушкина, музыку к
которым замыслил; о Гете судил он словами брата161.
Много было от детской мешковатости в строгом крепыше этом; и "Миля",
брат, разъяснял культуру ему, работая над ним, как педагог-художник.
Как "икарийским" играм предавались мы с "Милей" над чайного скатертью,
а "Коля", брат, молча пыхтел, пережигая в пепельнице за спичкою спичку;
вдруг, бросившись вперед тяжелым квадратом корпуса, падая руками на
скатерть, со строгим вопросом, скрипя своим стулом: "Позвольте".
Поняв, - откидывался, оглядывая нас; и валился в пепельницу: пережигать
спички.
Раздавались звонки; являлись женатые братья: хорошо одетый остряк, в
стиле Диккенса, брат Карл Карлович и молодой Александр Метнер с испуганными
голубыми глазами; являлась сестра, Софья Карловна, ее муж, Сабуров,
тривиально самоуверенный, немолодой и неглупый художник Штембер, родственник
Метнеров; многочисленное семейство внимало "Миле", верховоду и дирижеру.
Бывали: и нервный Г. Э. Конюс, и флегматично-надутый, тяжелый,
чернобородый Гедике, и нервно-неудовлетворенный, восторженно-впечатлительный
худой блондин, Александр Борисович Гольденвейзер, чтитель "Коли", к которому
сразу же я почувствовал тягу.
Придешь - все на цыпочках: Карл Петрович, Александра Карловна, братья
Александр и Карл, сестра Софья, Сабуров и Штембер:
- Тсс... Миля - работает... Тс... Коля сочиняет. Николай Карлович
чувствовал ужас к столовому ножу и к яичной скорлупе; ему разрезали мясо и
Александра Карловна и сестра Софья; Сабуров и Штембер очищали яйца от
скорлупы; Эмилия Карловича сражали задохи; и он капризничал, слушая, как
произносят сентенции "Мили" словами "Мили" - брат Карл, брат Александр, Саша
Гедике; великолепный старик, с белою, как серебро, бородкой а-ля
Валленштейн, вынимая сигару из рта, - бывало, старается:
- "Толпа, Миля, становилась цельным организмом, среди которого стоял
Перикл, как мне кажется".
- "Вы не о том, папаша".
Великолепный старик с белою, как серебро, бородкою а-ля Валленштейн,
бывало, с достоинством поправляет синие очки:
- "Я хотел только выразить, Миля".
- "Хотели сказать, - нервно схватывается руками за кресло Э. К., - что
у Шумана музыкальное напряжение обратно Бетховену".
- "Вот именно", - обретал точку опоры папаша, стараясь усвоить мысль
"Мили", чтобы через день выпорхнуть с сигарным дымком:
- "Я хочу сказать, Карл, что у Шумана музыкальное напряжение обратно
Бетх..."
- "Весь вопрос в том... - вскакивал, бросая салфетку, Миля, за день
углубивший вопрос; и, простирая руку над скатертью, супом и "Bier" [Пиво
(нем.)], как над бездною, - весь вопрос в том, что вопрос не так прост, как
некоторые полагают..."
"Некоторые" - Э. К. за день до этого.
- "Конечно: хотя..." - следовал анализ "хотя"; "однако" - следовал
анализ "однако": великолепный, блистательный.
И мамаша, я, Карл, Александр, Николай и Сабуров, бывало, моргаем и рты
разеваем: ножи выпадают из рук; проливается "Bier" на чистейшую скатерть;
папаша внимательно вслушивается: усвоить и выразить:
- "Толпа, Коля, становилась организмом, когда к ней Перикл говорил,
хотел я только сказать, - Алексей Сергеевич: весь вопрос в том, что вопрос
не так прост, как мы все полагаем, - сигарой на нас, - потому что хотя
музыкальное напряжение, Миля, у Шумана..."
Милый старик: он упорно учился, годами учился у Мили; выучивался - шаг
за шагом; и выучившись, - он учился дальнейшему; в десятилетиях здесь
вычеканивалось восприятие музыкального слуха: и уха и духа; студия
музыковедения, а не квартира директора фабрики; в студии этой учились и
Конюс, и Гедике, и Гольденвейзер; почтительно ухо склонял Кусевицкий;
считался с ней Скрябин; здесь высидели высший тон музыкальной Москвы:
Кашкин, Кругликов, Энгель, тогдашние музыкальные критики, тону внимали; но
Альберих - злой Каратыгин, тащивший культ Регера, Миме - д'Альгейм, - в свою
очередь Листа тащивший, - единственные исключения; произнесите-ка здесь
"Кара-тыг..." - и с Эмилием Карлоничем приключается: странный вздох, лицо -
в пятнах; нарушалось равновесие в ухе, когда упраздняется Бах, творец
"Wohltemperierte Klavier" [Рояль, изобретенный Бахом путем слияния минорных
и мажорных полутонов], - целотонного [Целотонная гамма развоплощает синтез
звука, произведенный Бахом] "какофонией" Регера.
Регер и Лист - враги дома.
Братья - Карл, Николай, Александр и Эмилий, и Штембер, и Конюс, и
Гедике, Саша, вскочив с налитыми кровью челами, взволнованно перебивая друг
друга, ножами, бывало, стучат по столу; а Сабуров, немой, белокурый, -
метается молча.
Милые люди!
Э. К. часто искал подкрепления к мысли своей в музыкальных примерах:
- "Ты, Коля, дай "Клара Вик"162. Коля с пыхом усаживался за рояль.
- "Тата-ти-тата... А? - севши рядом со мной, подняв плечи, Э. К.
наклонялся к глазам моим. - Вы понимаете?.. Коля, дай первую тему сонаты
своей: татата-тата-та".
"Коля" корпусом падал, скрипя табуретом, на клавиши, точно битюг,
выволакивающий грузы мыслей взволнованного, захватившего руку мою брата
"Мили", к заре вывозя ее; "Миля" же тряс карандашиком над моим носом:
- "Монашенка вашей "Симфонии" - а?.. Коля, - тему вторую:
тари-тара-ра... - лицо наклонив под лицо. - Тема "Сказки", встречающей вашу
монашенку: не узнаете себя?"163
Узнаю, узнаю, - и подскакиваю в непомерном волнении:
- "Заря? Наша?"164
- "Стой, Коля!"
Коля стирает испарину и ожидает: чего еще? Но брат - не требует: став
золотым и светящимся, он говорит про гимн к радости (тема Девятой
симфонии):165 музыка в ней - культура; в ней - будущее; так, связав образ
"Сказки" ["Сказка" - действующее лицо моей "Симфонии"] с мелодией брата, с
культурой по Гете, он Гете, Бетховена, Канта, меня, нас - сплетает
утонченными аналогиями в стиле Шпенглера: за восемнадцать лет до появления
книги его;166 а за окнами взвой метели ноябрьской; снежинки мельтешат; и
тему метели, как тему зари, во мне поднял он - в 902 году: брат за стеной
сочинял первый опус, свои "Stimmungsbilder";167 в нем звуки метели даны; за
окном - купол церкви; зеленая мебель. А Гете глядит со стены:
Бывало, вьюга песнь заводит...
К нам Алексей Сергеич входит
[Из стихотворения, посвященного Метнеру. Алексей Сергеич - Петровский
168].
И дуэт становится трио: я, Метнер, Петровский. Присоединяется брат,
Николай: и - квартет; Метнер вскочит:
- "Снежинки, первые... А? Гулять?"
Вихрь снежинок: сквозь них - мы несемся; мельк улиц: Никитская,
Арбатская площадь, Пречистенский; пес ободранный стоит, подняв ногу на снег,
а лукавый Петровский показывает на него и подмигивает:
- "Брат, писатель... - и мне: - Есть ведь в участи вашей - суровое
нечто".
Метнер, встав подбоченясь, другою рукою схватив за руку:
- "Ваш лейтмотив - прилагательные, как в "Симфонии" фраза:
"Невозможное, грустное, милое, вечно старое и новое: во все времена..."169 А
где существительное? Его нет; вы - найдите его".
И меня озаряет подгляд: как найти?
Метнер - соединитель людей; из них строил фигуры культуры он; вот
почему его культ - отношение к людям: таким-то, таким-то; какие чудеснейшие
составлял трио он? Метнер, Эллис и я - одно трио; оно родило "Мусагет"; я,
Петровский и он - трио тоже: другое; Морозова, я, он - опять-таки трио; он в
каждом - иным был; и я, им вводимый в фигуры людей, им задуманные,
изменялся; соединяет, высматривает, не родится ли новое качество соединения;
для качеств он опыты производил, точно химик; культуру же видел он в
коллективочках маленьких; ждал, что из эмбрионов разовьется то, что называл
существительным:
- "Невозможное... милое... новое... Где ж существительное? Его нет".
Я - искал; а пока его не было, тростью своей сквозь снежинки порхающие
на зарю нам показывал Метнер: он верил в нас; ждал все чего-то, нас
соединяя: ревновал, мучил, требовал.
- "Сами-то вы почему такой робкий на людях: смелее, Эмилий Карлович:
вы предводитель!"
Махнувши рукою, темнел:
- "Я ведь "вельзунг", преследуемый: нянька я". Странно робел в большом
обществе.
Раз принялся развивать мне переживания своей жизненной темы, после
того, как напел лейтмотив свой: "тата-татата" из "Кольца".
- "Тема "вельзунгов"... Вы понимаете, Борис Николаевич, - глаза
зажмурил и слушал, - такая в ней тонкая сладость, что сердце мое
останавливается, - мне в ухо шептал перепуганным шепотом: - в ней - любовь к
гибели... Знаете: я болел самоотравлением организма на почве переживаний..."
И с детским испугом:
- "Перед болезнью и ночью и днем моя кровь запевала мотивами
"вельзунгов", переплетенными с "гибелью Вальгаллы"; казалось, что выпил я
солнца: и солнце во мне стало ядом: смерть солнца во мне - моя тема, мой
рок... Бойтесь темы моей: она вам угрожает: "Зачем этот воздух лучист, зачем
светозарен до боли"170 - у вас с стихотворением; "светозарен, как яд", - во
мне воздух культуры моей".
- "Что вы, бросьте, себя вы не видите".
- "Не утешайте: проиграна жизнь... Тридцать лет: неудачник, задох этот
странный; нет, кабы не Коля, которому нужен, то... Кто я? Юрист171. Дирижер
вроде Моттля во мне не нашел выражения".
Пробовал он усложнять свои трио - в секстеты, в декады людские, ища
гармонического коллектива и складывая нас в него; Шпет, Рачинский, я, Эллис,
Петровский, Нилендер, Сизов, Киселев, Степпун, Коля, брат, Блок, Яковенко,
Иванов - таков коллектив "Мусагета", позднее задуманный им и приведший не к
химии нового качества, высеченного им из нас, - только к фыку и рыку и брыку
сплошных какофоний, в которых метался, за уши хватаясь; "редактор" задумал
голосоведение редакционной симфонии: я - виолончель; скрипка - он; Эллис -
медные трубы; Шпет - скепсис фагота; Нилендер - флейтист; барабан, две
литавры - Рачинский.
Сорвался он: заголосили все сразу, являя собой разложение звука, в
котором окрепла гнусавая и деритонящая отвратительно, нас разлагавшая дудка:
дудел... Кожебаткин, непрошено Эллисом втолкнутый в "Мусагет"; Метнер удрал
иод Москву; он, обрившись, затиснувши зубы, глаза погасив, надев маску
"редактора", мертво-сухую, как мумия гальванизированная, появлялся, в
редакторской комнате прячась: в неделю раз; надев очки, заткнув уши, он сухо
выслушивал и - полагал резолюции; а за стеною: бубнил литургически громкой
литаврой Рачинский; и флейтой орфической плакал Нилендер; но все заглушал
скрежет стекол разбитой бутылки из-под коньяка, - кожебаткинской.
В 1912 году, не умея справиться с хаосом, водворившимся в редакции
"Мусагет", набитой слишком культурными людьми, способными проговорить год о
том, печатать или не печатать брошюру, и при этом наговорить толстый том
ценнейших комментарий к никчемной брошюре, - исстонавшись от такого обилия
красноречия, Метнер - шапку в охапку, да из Москвы за границу, куда я бежал
раньше его, тоже исстонавшись в тогдашней Москве; за границей его застала
война.
"Мусагет" же остался без редакции.
Осень 902 года - перманентная моя беседа с Э. К. переродилась в
пятилетнюю переписку: мы бурно встретились в 1902 году, бурно дружили всю
осень, потом виделись редко (он не жил в Москве);172 появившись вновь с 1907
года, он прочно вошел в наш дружеский коллектив; появлялся у Рачинского, у
Морозовой, у д'Альгейма, у меня, у Эллиса, став членом Общества свободной
эстетики, а потом и заведующим музыкальным отделом "Золотого руна", о
котором отзывался с юмористическим ужасом; с 1909 года он стал серьезно
искать возможности иметь нам журнал или книгоиздательство.
Результат его усилий - книгоиздательство "Мусагет", начавшееся с
широчайших планов и севшее на мель: с 1912 года.
Моя беседа и переписка с Метнером до начала недоразумений с ним не
имела перерыва; прощаясь, мы как бы говорили друг другу: продолжение
следует; встречаясь, продолжали неоконченную фразу нашего речитатива.
Нескончаемый разговор - о культуре Канта, Гете, Бетховена, Вагнера, которых
он впервые приподнял передо мной, усиливаясь меня ввести в "гетизм";
последний без него воспринял бы я как-то академически; он молился на Гете,
мечтал едва ли не о "церкви" гетистов; музей гетевских реликвий был ему
"храмом"; в нем он "молился"; но он имел несчастную тенденцию подтащить к
Гете Канта, которого воспринимал совершенно мифически; его Кант не имел
ничего общего с Кантом подлинным; ошибка Метнера - неучет
Гете-естественника; впоследствии выяснилось: великолепно комментируя строчки
"Фауста", понимая, как никто, содержание лирики Гете, он элементарно путал
там, где выступал Гете-натуралист.
Во время наших встреч 1902 года он усиленно занимался материалами к
биографии Ницше"173 (впоследствии, в Веймаре, познакомился и с сестрой
Ницше, и с ближайшим другом Ницше, Петером Гастом, которого пригласил
сотрудничать в "Мусагете"); он многое мне разъяснил в стиле Ницше, сближая
Ницше с романтиками и с поэтом Гельдерлином; он играл огромную роль в жизни
своего брата, композитора; в нашем кругу он был органом связи с музыкантами;
его ценил, но боялся до нелюбви Скрябин.
Метнер мне постоянно подчеркивал все опасности "мистицизма"; и -
неизбежное перерождение в мистику иных нот романтизма; под влиянием
разговоров с ним я написал в 1911 году статью "Против мистики", напечатанную
в "Трудах и днях"174.
В 1902 году все темы нашей десятилетней дружбы им были подняты передо
мной, так сказать, с места в карьер.
Однажды, в начале ноября 1902 года, зайдя к нему, я застал его в
возбуждении; ткнувши руку в окно, он мне бросил:
- "Что вы видите? Церковь?.. Я завтра венчаюсь в ней... А послезавтра
с женою я - в Нижний; совсем; вы же - шафер!"175
Как обухом по голове.
Так и было: женившись на А. М. Братенши, уехал он; я был у него в
Нижнем в 1904 году; мы оживленно переписывались; вскоре в Нижний послал ему
стихотворение "Старинный друг";176 в нем описывалось возвращение сквозь сон
позабытого, древнего друга, зовущего из катакомбы - на солнце, на воздух: к
свободе; он тотчас ответил: "Старинный друг - я". В конце же стихотворения
появляется гном, или Миме; он нас заключает обратно в гроба177.
Через тринадцать лет понял: эти "гроба" - разделившие нас идеологии, о
которых разбилась прекрасная дружба: с 1915 года уже не встречались мы;
Метнер стал - "враг"179.
РАЧИНСКИЙ
Кобылинский, Батюшков, Метнер - не старшие; первым из старших внезапно
и бурно примкнул к нам Григорий Алексеевич Рачинский, заведясь сразу же на
всех тропах; каким вбежал, таким и дымил.
О Рачинском стал слышать с 901 года; а в 902 он уж вот - в дымках
рядом; не помню, когда стал бывать у него и когда стал врываться ко мне он:
журить, покровительствовать180.
Он - строитель моста к нам: из стана "старцев"; трубач, стягоносец и
бард, он приходит - со стягом враждебного лагеря, с длинной трубою: трубить,
веять стягом; отвеявши и оттрубив, трубит, веет "старцам", среди Трубецких и
Огневых впервые поднялся глухой, защищающий меня голос; у нас он твердил:
надо-де понимать и Лопатина; "им" он меня разъяснял; мне развертывал взгляды
о Логосе: по Трубецкому; в прекрасном усилии сделать понятными нас,
молодежь, старикам, он "их" обегал с Белым, с Блоком в руках; а нас обегал
он с Новалисом, с Гете и с Пушкин