фонии Андрея Белого" (ГБЛ, ф.
167, карт. 23, ед. хр. 9, л. 187).
170 Заключительные строки стихотворения Белого "Все тот же раскинулся
свод..." (апрель 1902 г.) - первого в цикле "Три стихотворения" в книге
"Золото в лазури" (Стихотворения и поэмы, с. 81).
171 Э. К. Метнер закончил юридический факультет Московского
университета в 1899 г., затем занимался адвокатурой.
172 В конце 1902 г. Метнер уехал из Москвы на постоянное жительство в
Нижний Новгород, где получил должность цензора. 1 августа 1902 г. он сообщал
А. С. Петровскому: "Назначен я в Нижний Новгород отдельным (т. е.
единственным) цензором" (ГБЛ, ф. 167, карт. 16, ед. хр. 6). Уволился с этой
должности Метнер в марте 1906 г.; 1 февраля 1906 г.: "Те два-три месяца,
которые я здесь пробуду, суть не иное что, как длинная coda трехлетней
симфонии моего цензорства. Исключительно материальные соображения вынуждают
меня не швырять отставки в лицо одному из самых гнусных правительств,
которое когда-либо стояло во главе народов" (ГБЛ, ф. 167, карт. 23, ед. хр.
9, л. 181 об. - 182).
173 Перечисляя наиболее значимые события своей жизни в первой половине
1900-х годов, Метнер указывает "прочтение полного собрания сочинений Ницше"
(там ж е, л. 182 об.). Записи и заметки о Ницше содержатся в дневнике
Метнера 1901 - 1905 гг. (ГБЛ, ф. 167, карт. 23, ед. хр. 10). См. также
статью Метнера "Романтизм и Ницше" (Приднепровский край, 1904, 2310, 12
октября; подпись: Э.).
174 См.: Белый Андрей. Нечто о мистике. - Труды и дни, 1912, 2, с.
46-52.
175 Ср. запись Метнера от 2 января 1903 г.: "...я был обвенчан в 11 ч.
утра 23 октября 1902 года. Шаферами были Борис Бугаев и Алексей Петровский,
Коля и оба брата Анюты (...) Бугаев и Петровский были восхищены Анютою и
всячески старались..." (ГБЛ, ф. 167, карт. 23, ед. хр. 9, л. 57 - 57 об.).
176 Автограф 2-го стихотворения ("Янтарный луч озолотил пещеры...") из
связного цикла "Старинный друг" был послан Белым Метнеру в письме от 11
декабря 1902 г. (ГБЛ, ф. 167, карт. 1, ед. хр. 5). "Старинный друг"
опубликован с посвящением Э. К. Метнеру (Белы й Андрей. Золото в лазури. М.,
1904, с. 138-144).
177 Финал "Старинного друга" - прямо противоположный: "праздник
воскресенья" и восстание лирического героя и "старинного друга" из гробов.
178 В первоначальном варианте текста далее следовало: "Метнер стал -
"враг"; "рог", в котором старинный мой друг подавал вино жизни, стал рогом
от рока; иные из наших "друзей" гнусно вырыли пропасть из мороков лживых;
сквозь все поднимаю я рог, рог с вином, поднесенным мне некогда: пью за
старинного друга!
О Метнере мне придется еще говорить, в томе следующем; с 907 года
начинается перманентная наша совместная культурная деятельность, обнимающая
пятилетие" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 143).
179 Окончательный разрыв отношений между Белым и Метнером произошел в
марте 1915 г. в Дорнахе, в ходе разговора о делах издательства "Мусагет".
Белый вспоминает: "Я сказал, что в инциденте со мной "Мусагет" был неправ;
он - вспылил; тогда Ася спокойно повторила мои слова: "Да, все-таки
"Мусагет" был неправ". В ответ на это со стороны Метнера последовал взрыв
дикого крика; он выскочил из нашего дома, не простившись (...) Несколько
дней я ждал, что он пришлет извинительное письмо Асе; он его не прислал;
тогда я послал ему короткую, но спокойную записку, в которой просил его не
бывать у нас и не адресоваться ко мне письмами, пока он находится в
состоянии, не могущем нас гарантировать от подобных вспышек. Так оборвались
навсегда мои отношения с Метнером, бывшие некогда столь близкими (с 1902
года до 1911-го)" (Материал к биографии, л. 113 об.- 114).
180 В записях о ноябре 1901 г. Белый отмечает: "Знакомлюсь с Рачинским"
(Ракурс к дневнику, л. 12); "Знакомство с Рачин-ским (домами)" он относит к
октябрю 1902 г. (там же, л. 15 об.).
181 См. письмо Л. Н. Толстого к С. А. Рачинскому от 7 августа 1862 г.
(Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т. 60. М., 1949, с. 433 - 435).
182 Г. А. Рачинский жил у Воскресенских ворот, в доме губернского
правления (между Воскресенской и Красной площадью).
183 Татьяна Анатольевна Рачинская была дочерью Анатолия Ивановича
Мамонтова, владельца типографии и книжного магазина в Москве, брата С. И.
Мамонтова. Белый посвятил ей стихотворение "Поповна и семинарист" в
журнальной публикации (Золотое руно, 1906, 4, с. 33).
184 См.: Рачинский Г. А. Трагедия Ницше. Опыт психологии личности. Ч.
1. Дионис и Аполлон. - Вопросы философии и психологии, 1900, кн. 5(55), с.
963 - 1010.
185 Подразумевается византийский богослов и поэт Иоанн Дамаскин (VII -
VIII вв.).
186 Белый вспоминает об осени 1902 г.: "...происходит мое знакомство и
начавшееся сближение с домом Рачинских, где я заражаюсь культом
Олениной-д'Альгейм; я знакомлюсь у Рачинских с певицей и высказываю свои
воззрения мужу певицы, барону д'Альгейму" (Материал к биографии, л. 31 об.).
187 Эта рифмовка дважды встречается в стихотворении Белого "Преданье"
(ноябрь 1903 г.), вошедшем в "Золото в лазури" (см.: Стихотворения и поэмы,
с. 125 - 126).
188 "Трансцендентальная аналитика" - раздел в "Критике чистого разума"
(1781) И. Канта.
189 Цитата из песни третьей поэмы А. С. Пушкина "Полтава" (1828-1829).
190 Г. А. Рачинский состоял председателем Московского
религиозно-философского общества.
191 Подразумеваются строки из стихотворения Белого "На горах" (1903):
В небеса запустил ананасом.
(Стихотворения и поэмы, с. 116.)
192 В. А. Серов с ранних лет был близок к семье Мамонтовых, к которой
принадлежала и его сверстница Т. А. Рачинская. В. С. Мамонтов отмечает:
"...Серов, попавший к нам в семью почти ребенком, всю свою жизнь был для нас
как родной" (Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке
современников, т. 1. Л., 1971, с. 143).
193 Eh bien! (ф р.) - ну! ну вот! ну хорошо! и т. п.
194 В доме Николая Ивановича Рахманова на углу Арбата и Денежного
переулка (Арбат, 65) Белый проживал до осени 1906 г.
195 Ср.: "Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на
Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил
место, на котором должно быть совершено его дело" (Л. Н. Толстой, "Война и
мир", т. 3, ч. 3, гл. XXXIII).
196 Ресторан "Прага" на углу Арбата и Арбатской площади.
197 В тексте обыгрываются первые строки "Псалма" М. М. Хераскова ("Коль
славен наш Господь в Сионе"), положенного на музыку Д. С. Бортнянским.
198 Описывая "сеченье Арбата с Сенной и Смоленским", Белый указывает:
"...прямо с угла: Савостьянов, известнейший пекарь; и далее: чайный магазин
"Зензиновых Сыновей"; потом - слева: большущая лавка для красных товаров с
огромною вывескою во все окна; по черному - золотом букв: "Староносов".
Владелец (...) мне ведом с младенчества: городовой Староносов (...)" (Белый
Андрей. Арбат. - Россия, 1924, 1(10), с. 41). Адрес дома В. П.
Староносова - Арбат, 54.
199 Аптека "Смоленская", принадлежавшая Нисену Марковичу Иогихесу
(Смоленская пл., дом Щенкова).
200 Мясная лавка Павла Петровича Мозгина (Смоленская пл., дом Щенкова).
201 На Арбате были две керосиновых лавки братьев Замятиных - в доме
Голикова ив доме Лепешкина.
202 Имеется в виду Владимир Михайлович Зензинов (1880 - 1953), видный
деятель партии социалистов-революционеров; см. его книги "Из жизни
революционера" (Париж, 1919), "Пережитое" (Нью-Йорк, 1953).
203 Дом братьев Сергея Андреевича и Михаила Андреевича (ротмистра)
Комаровых - Арбат, 52 - 54.
204 Овощная лавка Зиновия Кузьмича Горшкова - Арбат, 67 (дом церкви св.
Троицы). В очерке "Арбат" Белый пишет: "Рядом с церковью упрочнился -
Горшков: зеленная и овощная торговля: в одноэтажном домишке, соседнем с
приходскою церковью, - двумя окошками с Денежной; дверью, Горшковской, - в
Арбат" (Россия, 1924, 1(10), с. 45).
205 Дом Берга - Денежный переулок, 5. В этом доме позднее размещалось
германское посольство; 6 июля 1918 г. в нем, по постановлению ЦК левых
эсеров, был убит германский посланник
В. Мирбах эсером Я. Г. Блюмкиным; убийство преследовало целью срыв
Брестского мирного договора.
206 "Знаменитый" В. Бартельс имел магазины на Кузнецком мосту и у
Никитских ворот в доме Ранцевой.
207 Мясная лавка Вас. Вас. Когтева и мучная торговля Ник. Дм.
Шафоростова.
208 Belle femme (ф р.) - женщина-красавица (обычно о рослой и
обладающей пышными формами).
209 Ср. строки из поэмы Белого "Первое свидание" (1921):
Вот туалет Минангуа:
Одни сплошные валенсьены;
И - тонкий торс; и юбка "клошь" (...);
авторское примечание к ним: "Модная московская портниха 90-х годов"
(Стихотворения и поэмы, с. 427).
210 Парикмахерская Николая Алексеевича Пашкова - Арбат, дом Комарова.
211 Сапожник Филипп Михайлович Ремизов - в Троилинском переулке в доме
Савостьянова (между Арбатом и Б. Толстовским пер.).
212 В первоначальном варианте текста далее следовало: "сапожника
Ремизова; в девятнадцатом прикончил он быть; моральная жизнь сплетена с
состоянием подметок, подошв, каблуков; обувь прочная, - ты пишешь книгу;
дырявая, - без головы обиваешь пороги за ордером обувным" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп.
1, ед. хр. 30, л. 169).
213 Восьмиэтажный доходный дом на Арбате, состоящий из трех корпусов;
современный адрес - Арбат, 51.
214 Сапожное заведение М. Т. Гринблат на Арбате в доме И. В. Платонова
(д. 7).
215 Магазин "Надежда" А. И. Потуловой на Арбате в доме Серебрякова (д.
53).
216 Магазин гастрономических товаров "Мора, Блинов и Барсов" на
Воздвиженке в доме Арманд.
217 Это двухчастное стихотворение (первая часть - апрель 1903 г.,
вторая часть - октябрь 1903 г.) вошло в первый раздел книги Белого "Золото в
лазури" (см.: Стихотворения и поэмы, с. 73 - 75). Ср. письмо Белого к Э. К.
Метнеру от 26 марта 1903 г.: "...я и один молодой человек (Л. Л.
Кобылинский) собираемся учредить некоторое негласное общество (союз) во имя
Ницше - союз Аргонавтов: цель экзотерическая - изучение литературы,
посвящ(енной) Шопенгауэру и Ницше, а также их самих; цель эзотерическая -
путешествие сквозь Ницше в надежде отыскать золотое руно (...) Вот кого
недостает для этого - Вас, дорогой Эмилий Карлович (...) для других это
уплывание за черту горизонта, которое я хочу предпринять, будет казаться
гибелью, но пусть знают и то, что в то время, когда парус утонет за
горизонтом для взора береговых жителей, он все еще продолжает бороться с
волнами, плывя... к неведомому Богу... Ведь казался же Ницше безумцем, между
тем он был только уплывшим..." (ГБЛ, ф. 167, карт. 1, ед. хр. 12).
218 Ошибка: весной 1902 г. Метнер жил в Москве. Вероятно, Белый
подразумевает весну 1903 или 1904 г., когда Метнер жил в Нижнем Новгороде.
219 О контактах Блока с "аргонавтами" во время пребывания в Москве в
январе 1904 г. см.: Эпопея, I, с. 218 - 228.
220 "Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Русское
издание" выходил в Москве в издательстве "Му-сагет" в 1910 - 1914 гг. под
редакцией С. И. Гессена, Э. К. Метнера и Ф. А. Степпуна (с 1911 г.
редакторы - они же и Б. В. Яковенко).
221 С. А. Соколов (Кречетов) - юрист по профессии, в начале 1900-х
годов занимавшийся адвокатурой, с 1904 г. - гласный Московского губернского
земства - был инициатором издания и (в первой половине 1906 г.) заведующим
литературно-критическим отделом московского символистского журнала "Золотое
руно" (официальный редактор-издатель - Н. П. Рябушинский).
222 В статье "Осип Дымов" К. И. Чуковский характеризует дарование этого
писателя, используя цитату из Салтыкова-Щедрина: "Нынче даже в литературе
пошли на Руси в ход экипажи извощичьи: "ваше сиятельство, прокачу!" И вот вы
мчитесь во все лопатки, и нигде вас не тряхнет, ничем не потревожит, не
шелохнет. Молодец-лихач, ни обо что не зацепится, держит в руках вожжи бодро
и самоуверенно и примчит к вожделенной цели, так, что вы и не заметите.
Мысли у него коротенькие, фразы коротенькие; даже главы имеют вид куплетов.
Так и кажется, что он спешит поскорее сделать конец, потому что его ждет
другой седок, которого тоже нужно на славу прокатить. (...) Писатели
разделяются на талантливых и бездарных; Осип Дымов писатель талантливый, - а
остальные его качества нужно отнести на счет его "седока" и "заказчика" -
современного читателя" (Чуковский К. От Чехова до наших дней. Литературные
портреты. Характеристики. Изд. 2-е, доп. СПб., 1908, с. 58).
223 Nomina sunt odiosa (лат.) - имена ненавистны (употребляется в
значении: об именах лучше умалчивать).
224 Поприщин - герой повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего"
(1835).
225 Имеется в виду книга М. О. Гершензона "Жизнь В. С. Пе-черина" (М.,
1910). Упоминание о В. С. Печерине, перешедшем в католичество и удалившемся
в 1840 г. в монастырь ордена ре-демптористов, по всей вероятности, заключает
в себе намек на судьбы Эллиса, перешедшего в католичество в 1910-е годы, и
С. М. Соловьева, ставшего католиком в начале 1920-х годов.
226 Первые публикации стихотворений А. Блока появились весной 1903 г.,
однако в кругу Белого и С. М. Соловьева блоков-ские тексты получили
распространение в автографах и списках с осени 1901 г. См.: Котрелев Н. В.
Неизвестные автографы ранних стихотворений Блока. - В кн.: Литературное
наследство, т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования, кн. 1, с.
222-248.
227 Воздухоплаватель-инженер Отто Лилиенталь разбился при полете на
построенном им аэроплане в 1896 г.
228 Неточно цитируется заключительная строфа стихотворения В. Я.
Брюсова "Лестница" (1902) из его книги "Urbi et Orbi" (см.: Брюсов В. Собр.
соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 270).
229 Искаженно цитируется заключительная строфа стихотворения Брюсова
"Одиночество" (1903) из его книги "Urbi et Orbi"; в оригинале:
И путник, посредине луга, Кругом бросает тщетный взор: Мы вечно, вечно
в центре круга, И вечно замкнут кругозор!
(Там же, с. 319.)
230 Первая строфа стихотворения Ф. Сологуба "В поле не видно ни зги..."
(1897). См.: Сологуб Ф. Стихотворения (Библиотека поэта, большая серия). Л.,
1975, с. 186.
231 Неточно цитируются заключительные строки стихотворения "Сторожим у
входа в терем..." из цикла "Молитвы" (март - апрель 1904 г.; см.: Блок А.
Собр. соч. в 8-ми томах, т. 1. М. - Л., 1960, с. 316), навеянного
впечатлениями Блока от пребывания в Москве и общения с Белым и "аргонавтами"
(эпиграф к циклу - из Белого: "Наш Арго!"). Ср.: "...Блок - откликается:
"Вместе свяжем руки". "Вместе связать" - связать в Символе: кругом
символизации, опыта: т. е. связаться религиозно" (Почему я стал символистом,
с. 39).
232 Вероятно, Белый подразумевает свой мемуарно-теорети-ческий очерк
"Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах
моего идейного и художественного развития", законченный 7 апреля 1928 г.
233 Над романом "Маски" Белый работал с сентября 1928 г. до июня 1930
г.; работа была прервана в феврале - апреле 1929 г., когда Белый писал "На
рубеже двух столетий".
234 По всей вероятности, Белый подразумевает статью
"О "чистом символизме", теургизме и нигилизме", подписанную псевдонимом
"Эмпирик"; в ней говорится: "...несмотря на все свои паломничества в
Марбург, на тщательную ассимиляцию неокантианской теории познания, Андрей
Белый не сделал ни шагу вперед. И зачем А. Белый ссылается на свои статьи:
из этого хаотического агрегата гетерономных взглядов и туманных лирических
настроений ни в коем случае нельзя выработать мировоззрения" (Золотое руно,
1908, 5, с. 77).
235 Ср.: "...я вперен в анализ антиномий ("Я" и "мы", наука и религия,
Ницше и Соловьев, богоборчество и Апокалипсис, гибель культуры, преображение
жизни, представление и воля, Аполлон и Дионис, пространство и время,
зодчество и музыка, сознательное и бессознательное, витализм и механицизм,
Декарт и Ньютон, теория эфира и теория тяготения и т. д.); в поисках
пересечения я старательно, так сказать, сплетаю из противоречий венок; и он
уже достаточно колюч для меня: венок из терний; выход не в отрезе от
сложности, - в гармонизации; но прежде всего - установка порядка вопросов и
граней вопросов; синтез не в этом соположении, а в конкретном пересечении,
не в "сюн-титэми" (сополагаю), в "сюмбалло" (соединяю)" (Почему я стал
символистом, с. 31).
ГЛАВА ВТОРАЯ. АВТОРСТВО
1 Печатание книги Д. С. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский"
началось в 1 - 2 "Мира искусства" за 1900 г. и продолжалось в 1901 г.
Первый том книги вышел отдельным изданием в марте 1901 г., второй - в мае
1902 г.
2 В. С. Соловьев скончался 31 июля 1900 г. В 1901 г. под редакцией М.
С. Соловьева вышло в свет 4-е издание его "Стихотворений" и начата
подготовка многотомного собрания сочинений, предпринятого издательством
"Общественная польза". В распоряжении М. С. Соловьева находился весь архив
покойного философа.
3 Ср. воспоминания Белого об августе 1901 г.: "...я узнаю
0 появлении на горизонте Соловьевых Анны Николаевны Шмидт, автора Ш-го
завета, смущающей М. С. Соловьева своими признаниями, что Вл. Серг.
Соловьев - воплощение Христа, а она - Души Мира и что мистические
стихотворения Соловьева к Ней - обращены к А. Н. Шмидт; все это меня
укрепляет в мысли о необходимости нам иметь строгий путь под руководством
духовно опытного лица" (Материал к биографии, л. 23 об. - 24).
4 В автобиографическом письме к Иванову-Разумнику от
1 - 3 марта 1927 г. Белый сообщает: "В 1897 году я написал
2-актную драму (названия не помню), навеянную Ибсеном, Ме-терлинком и
"Ганнеле" Гауптмана; "драма" ужасно понравилась С. М. Соловьеву, который,
кажется, помнит ее содержание лучше, чем я (...) Из всего драматического
бреда помню лишь одну фразу бредящего Колосова, ибо она - шедевр:
"Преображенский стал Вознесенским и Спасским!" Под этой фразой, помню,
подпись С. М. Соловьева синим карандашом: "Превосходно!" (ЦГАЛИ, ф. 1782,
оп. 1, ед. хр. 18).
5 Имеется в виду второй сборник стихотворений М. Метер-линка
"Двенадцать песен" ("Douze Chansons", 1896).
6 В автобиографическом письме к Иванову-Разумнику от 1 - 3 марта 1927
г. Белый отмечает: "Симфонии" родились во мне "космическими" образами, без
фабулы; и из этой "бесфа-бульности" кристаллизовалась программа "сценок"
(...) бесфабульное ти соответствовали многообразные мои музыкальные
импровизации на рояле (с 1898 года до 1902 года), выливавшиеся в темы; и к
музыкальным темам писались образы (...)" (ЦГАЛИ, ф. 1782, оп. 1, ед. хр.
18). Ср. воспоминания Белого о январе - феврале 1899 г.: "Под влиянием
кончины Поливанова я пишу нечто очень смутное, это впоследствии легло в
основу формы "Симфоний", нечто космическое и одновременно симфоническое"
(Материал к биографии, л. 11 об.). Черновой текст "предсимфонии" (1899)
сохранился, опубликован в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник
1980. Л., 1981, с. 126-137.
7 Над "Северной симфонией (1-й, героической)" Белый работал (с
перерывами) с января по декабрь 1900 г.
8 В отзыве на книгу Белого "Золото в лазури" (М., 1904), впервые
опубликованном в "Весах" (1904, 4, с. 60 - 62), Брюсов писал: "Язык
Белого - яркая, но случайная амальгама (...) это - златотканая царская
порфира в безобразных заплатах" (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 6.
М., 1975, с. 301).
9 Неточно цитируется "Вместо предисловия" к "Симфонии (2-й,
драматической)" (Собрание эпических поэм, с. 125).
10 4 мая 1904 г. Блок сообщал матери: "Анна Ник. Шмидт, несмотря на то
что я ей до сих пор не ответил, опять написала "ради бога, устройте нашу
встречу" и пр. (...) Анна Никол, считает себя воплощением [Софии] Души Мира,
тоскующей о Боге. К счастью, она знает уже от Сережи, что мои стихи обращены
не к ней" (Письма Александра Блока к родным, (т. 1). Л., 1927, с. 120).
Упомянутое письмо в архиве Блока не сохранилось, там имеется лишь письмо А.
Н. Шмидт к Блоку от 12 марта 1904 г. (ЦГАЛИ, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 466).
11 См.: "На рубеже двух столетий", Введение, примеч. 18.
12 Видимо, подразумевается статья Блока "Ирония" (1908). См.: Блок А.
Собр. соч. в 8-ми томах, т. 5. М. - Л., 1962, с. 345-349.
13 Имеется в виду подготовленное С. Н. Булгаковым издание: "Из
рукописей Анны Николаевны Шмидт" ((М.), 1916). Основу издания составляет
мистический трактат "Третий Завет"; в книге помещено также "Замечание по
поводу одной теософской статьи", представляющее собой отклик Шмидт на статью
Белого "О теургии".
14 В мотиве влюбленности "демократа" в "Сказку" отразилось чувство
Белого к М. К. Морозовой. Белый вспоминает о марте 1901 г.: "...начинает все
покрывать лейтмотив моей мистической любви к М. К. М." (Материал к
биографии, л. 17 об.).
15 Ср.: "...на Святой неделе я спешно, в 2 - 3 дня, набрасываю 1-ую
часть "Симфонии"; и прочитываю ее Соловьевым, за чайным столом; М. С.
Соловьев неожиданно для меня говорит: "Вот это я понимаю: Чехов и вы -
современная литература; все остальное пустяки" (там ж е, л. 18 об.).
16 В 1-й части "Симфонии (2-й, драматической) " "старичок, бритый и
чистый, со звездою на груди, стоял в дверях и умильно улыбался, глядя на
поющую молодежь, шепча еле слышно: "Да, да, конечно" (Собрание эпических
поэм, с. 171).
17 Тетя - младшая сестра матери Белого, Екатерина Дмитриевна Егорова.
Ср.: "Черная гостья села боком к огромному зеркалу. Она была родственницей и
завела речь о печальных обстоятельствах" (там ж е, с. 150).
18 Ср.: "В одну из (...) майских ночей (...) я почувствовал сильное
вдохновение: я выставил рабочий столик на балкон, поставил свечку и всю ночь
напролет писал: была написана почти вся 2-ая часть 2-ой "Симфонии" в эту
ночь; и эта ночь отразилась в этой части; все то, что разливалось для меня в
заревом воздухе ночи, то вылилось в образах 2-ой "Симфонии"; я чувствовал
определенно, как пером моим водит чья-то рука; никогда я не писал так
безотчетно, как в эту ночь (...)"; "Написав ночью 2/з второй части
"Симфонии", я с утра принялся за продолжение; характерно: эта часть написана
в ночь с Троицына дня на Духов день; в Духов день она была закончена к 5
часам дня" (Материал к биографии, л. 19 об., 20).
19 См. стихотворения В. Соловьева "Белые колокольчики" (1899) и "Вновь
белые колокольчики" (1900) (Соловьев Вл. Стихотворения и шуточные пьесы
(Библиотека поэта, большая серия). Л., 1974, с. 135, 137).
20 Ср. запись об июне 1901 г.: "В неделю пишу 3-ью часть 2-ой
"Симфонии" в необычайном подъеме; перманентная медитация над "зорями";
откровения о "Ней" (...)" (Ракурс к дневнику, л. 10 об.).
21 Цитата из стихотворения "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...",
датированного 4 июня 1901 г. (Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 1, с. 94).
22 Ср.: "Мои мистические экстазы, написанье "Симфонии" - все было
прервано тревожным известием: папа, вернувшийся в Москву из командировки,
упал с конки и сломал себе руку. Мы с мамой тотчас же отправились в Москву,
где нашли папу относительно веселым и бодрым (...) " (Материал к биографии,
л. 21 об.).
23 11 августа 1901 г. С. М. Соловьев писал Белому из Дедова: "Теперь у
меня гостит мой родственник, студент Петербургского университета - Блок,
стихи которого я вам читал. Он теперь весь ушел в стихотворения моего дяди и
пишет сам религиозно-мистические стихотворенья, которые мне очень нравятся.
Мы с ним ведем такого рода разговоры: "имеет ли стихотворение В. С.
Соловьева "Вся в лазури сегодня явилась" непосредственную связь с "Тремя
свиданиями"?" - "Имеет" и т. д. Я нахожусь, следовательно, в своей природной
стихии" (Литературное наследство, т. 92. Александр Блок. Новые материалы и
исследования, кн. 3. М., 1982, с. 173).
24 См.: "На рубеже двух столетий", гл. 5, примеч. 84. 3. Н. Гиппиус в
воспоминаниях приводит фрагмент из письма к ней О. М. Соловьевой (видимо,
относящегося к осени 1901 г.): "...а Вы ничего не знаете о новоявленном,
Вашем же, петербургском поэте? Это юный студент; нигде, конечно, не
печатался. Но, может быть, Вы с ним случайно знакомы? Его фамилия Блок. От
его стихов Боря (Бугаев) в таком восторге, что буквально катается по полу.
Я... право, не знаю, что сказать. Переписываю Вам несколько" (Гиппиус 3. Н.
Живые лица, вып. 1. Прага, 1925, с. 9-10).
25 Искаженно цитируется первая строфа поэмы Вл. Соловьева "Три
свидания" (1898); в оригинале 3-й стих: "Подруга вечная, тебя не назову я"
(Соловьев Вл. Стихотворения и шуточные пьесы, с. 125).
26 Неточная цитата из поэмы Вл. Соловьева "Три свидания" (там ж е, с.
125).
27 7 писем Вл. Соловьева к А. Н. Шмидт, отправленных с 8 марта по 22
июня 1900 г., опубликованы в кн. "Из рукописей Анны Николаевны Шмидт" (с.
281 - 288). А. Н. Шмидт послала Вл. Соловьеву 26 писем и 5 телеграмм.
28 Личное знакомство Шмидт с Вл. Соловьевым состоялось в конце апреля
1900 г. во Владимире.
29 Ср. запись Белого о сентябре 1901 г.: "...я посвящен М- С.
Соловьевым в историю со Шмидт; читаю письма А. Н. Шмидт на тему "3-ий
завет"; в конце месяца - встреча со Шмидт; и ответственный разговор с нею"
(Ракурс к дневнику, л. 11).
30 От ф p. terre-a-terre - пошлый, низменный, банальный.
31 М. Горький виделся с А. Н. Шмидт в 1896 - 1901 гг. - в пору своей
работы в газете "Нижегородский листок", в которой Шмидт сотрудничала с 1894
по 1905 г. (вела земскую хронику, писала отчеты о концертах, спектаклях и т.
п.); им написан мемуарный очерк "А. Н. Шмит" (1924). См.: Горький М. Поли,
собр. соч. Художественные произведения в 25-ти томах, т. 17. М., 1973, с.
45-57, 573.
32 В архиве Белого сохранились два письма А. Н. Шмидт к нему (ГБЛ, ф.
25, карт. 25, ед. хр. 37).
33 С. М. Соловьев вспоминает: "Я лично хорошо знал А. Н. Шмидт. Она
производила впечатление доброй, глубоко несчастной и помешанной женщины,
отталкивала в ней какая-то сектантская самоуверенность и назойливость. Весь
ее "Третий Завет" стар, как все произведения подобного рода, представляя
амальгаму из гностиков и каббалы. Интересно в писаниях Анны Николаевны
только то, что она создала все это сама, не читая ни гностиков, ни каббаллы,
ни даже Соловьева, с которым ознакомилась позднее" (Соловьев СМ. Жизнь и
творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977, с. 400 - 401).
34 Это письмо Брюсова к М. С. Соловьеву, по всей вероятности, не
сохранилось.
35 См.: "На рубеже двух столетий", гл. 4, примеч. 152. См. также:
Хмельницкая Т. Ю. Литературное рождение Андрея Белого. - В кн.: А. Блок и
его окружение. Блоковский сборник, VI (Ученые записки Тартуского гос. ун-та,
вып. 680). Тарту, 1985, с. 66-84.
36 1-ю часть третьей "симфонии" "Возврат" Белый написал в ноябре 1901
г., закончил "симфонию" (в первоначальной редакции) в апреле 1902 г.
37 В первоначальном варианте текста далее следовало: "поле и лошадь;
лишь летом ее дорабатываю; тем же летом пишу я симфонию, номер четвертый; ее
переделываю почти заново в 903 году; неувязка, двухслойность, - не нравится
мне; и, разваливая вовсе текст своей третьей редакцией, чтобы в четвертый
раз доразложить основной, легкий текст - уже после, в 906 - 907 годах; я
работал над "монстром" моим, ставшим четырех-слойным и четырехфабульным, - в
Мюнхене, даже в Париже, без воздуха, поля, седла; получился сплошной
парадокс, забракованный мной, или - "Кубок метелей", которого, как и
читатели, не понимаю я; "монстр" показал мне: эпоха "симфоний" прошла;
"типы" - выявились; даже зажили в прошлом уже, потому что в лицо мне
хлестало иным вовсе ветром; и кроме того: невозможно длить "зори", когда
душа - "пепел" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 204).
38 Образ из 2-й части ("Сквозные лики") "Кубка метелей": "Взошел месяц.
Точно протянул он над ними сияющий одуванчик: все затянулось пушистыми
перьями блеска" (Белый Андрей. Кубок метелей. Четвертая симфония. М., 1908,
с. 89).
39 Сокращенная цитата (там ж е, с. 98).
40 Описанию симфонического концерта в Москве 1901 года посвящена 3-я
глава поэмы Белого "Первое свидание" (1921). См.: Стихотворения и поэмы, с.
425 - 436.
41 В первоначальном варианте текста далее следовало: "Здесь и импульс к
"Симфониям"; с 1898 года я здесь - меломан, принимающий лишь беспрограммную
музыку, поклонник Ганслика: на музыкальных дрожжах поднималося литературное
тесто мое; с 900 года мне звук слагал слово" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр.
30, л. 207).
42 Плутарх сообщает: "Деметрий Фалерский пишет, что Демосфен уже в
старости сам рассказывал ему, какими упражнениями он старался исправить свои
телесные изъяны и слабости. Неясный, шепелявый выговор он одолевал,
вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтов (...)"
(Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. III. M., 1964, с. 146; перевод С.
П. Маркиша). 3 августа 1933 г. Белый писал Б. В. То-машевскому: "Я давно
осознал тему свою; эта тема - косноязычие, постоянно преодолеваемое
искусственно себе сфабрикованным языком (мне всегда приходится как бы
говорить вслух, набрав в рот камушки) (...)" (Пушкинский Дом. Статьи.
Документы. Библиография. Л., 1982, с. 226).
43 Е. Унковская.
44 Всеволод Сергеевич Соловьев, старший брат Вл. С. и М. С. Соловьевых,
был автором многочисленных исторических романов, в основном затрагивавших
события, быт и нравы русского общества XVIII - начала XIX в.
45 Образы из стихотворений Блока "Болотные чертенятки", "Болотный
попик", "Старушка и чертенята" (1905; см.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах,
т. 2. М. - Л., 1960, с. 10, 14 - 15, 20 - 21). "Чертяка" - цикл
стихотворений С. М. Городецкого (1906), входящий в его книгу "Ярь" (см.:
Городецкий С. Избранные произведения в 2-х томах, т. 1. М., 1987, с. 93 -
98).
46 "Тропинка" - журнал для детского чтения, издававшийся в Петербурге в
1906 - 1912 гг. П. С. Соловьевой и Н. И. Манасеи-ной; в "Тропинке"
публиковались произведения А. Блока, С. Городецкого, А. Ремизова, К.
Бальмонта, Ф. Сологуба и других представителей "нового" искусства.
47 Неточно цитируется стихотворение П. С. Соловьевой "На заре"; 2-я
строка в оригинале: "На горах под синей мглой..." (Allegro. Стихотворения.
СПб., 1899, с. 100).
48 Эти слова восходят не собственно к О. Уайльду, а, по всей
вероятности, к заключительным фразам статьи К. Д. Бальмонта "Поэзия Оскара
Уайльда": "Оскар Уайльд напоминает красивую и страшную орхидею. Можно
говорить, что орхидея - ядовитый и чувственный цветок, но это цветок, он
красив, он цветет, он радует. (...) Осень, зима, зимний сад, и внутри, в
этом роскошном саду с температурой и с холодными окнами, пышный и странный и
волнующий цветок. Орхидея Тигриная" (Бальмонт К. Д. Горные вершины. Сб.
статей. М., 1904, с. 127).
49 Gris de perle (ф p.) - жемчужно-серый (цвет). Gris en poussiere (ф
р.) - пыльно-серый.
60 Первая строка стихотворения Вл. Соловьева (1892).
51 Обыгрываются первые строки стихотворения М. Ю. Лермонтова (1840):
"Есть речи - значенье//Темно иль ничтожно".
52 Образ из 2-й части "Северной симфонии": "Бледным утром хаживал среди
туч великан Риза. Молчаливый Риза опрокидывал синие глыбы и шагал по колено
в тучах" - и т. д. (Собрание эпических поэм, с. 48).
53 Цитата из стихотворения "Болотные чертенятки" (1905) (Блок А. Собр.
соч. в 8-ми томах, т. 2, с. 10).
54 Белый указывает и на другой прототип образа "горбатого дворецкого" -
экономку в семье Бугаевых М. Ф. Вучетич, которая казалась ему "символом
каких-то сомнительных сил" (Материал к биографии, л. 15).
55 Ср.: "А. С. Петровский знакомится с В. А. Тернавцевым, видается с
Новоселовым; и - рассказывает мне об исканиях но-воселовского кружка"
(Материал к биографии, л. 25 об.).
56 Народоволец Н. А. Морозов находился в заключении в Шлиссельбургской
крепости с 1884 по 1905 г., там он вел научную работу по различным отраслям
знания. По освобождении выступил в 1906 г. с докладом "Апокалипсис с
астрономической точки зрения", в 1907 г. выпустил в свет исследование
"Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса" (III часть
его называется: "Когда написано "Откровение в грозе и буре"? Определение
времени по заключающимся в нем самом астрономическим указателям").
57 Л. А. Тихомиров с 1879 г. был членом Исполнительного комитета,
Распорядительной комиссии и редакции "Народной воли", в 1882 г. эмигрировал,
издавал вместе с П. Л. Лавровым "Вестник "Народной воли"; в 1888 г. отрекся
от революционных убеждений, напечатал брошюру "Почему я перестал быть
революционером", испросил помилование и вернулся в Россию в 1889 г., стал
монархистом. См.: Тихомиров Л. А. Воспоминания. Л., 1927.
58 Свое знакомство с Л. А. Тихомировым Белый относит к октябрю 1901 г.
(Материал к биографии, л. 25 об.).
59 Редакция газеты "Московские ведомости" находилась на Страстном
бульваре в доме университетской типографии.
60 Книга Карла Августа Оберлена "Пророк Даниил и Апокалипсис св.
Иоанна", изданная в переводе на русский язык А. Романова (Тула, 1882).
61 Содержание Апокалипсиса составляет видение, открывшееся Иоанну
Богослову на острове Патмос.
62 Ср.: "Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число
человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть" (Откровение св. Иоанна
Богослова, XIII, 18).
63 Ириней Лионский в своем богословском труде "Пять книг обличения и
опровержения лжеименного знания (кн. 5, гл. XXX) пишет об имени грядущего
антихриста: "...из всех нами находимых имен Титан - если написать первый
слог посредством двух греческих гласных Е и I (TEITAN) - наиболее вероятно,
ибо оно содержит вышеозначенное число и состоит из шести букв, в каждом
слоге по три буквы; оно древне и неупотребительно, потому что никто из наших
царей не назывался Титаном, и ни один из идолов, открыто почитаемых у греков
и варваров, не имеет такого имени; но у многих оно почитается за
божественное, так что и солнце называется у нынешних властителей Титаном, и
содержит некоторый намек на мщение и на мстителя, так как он (антихрист)
представляет вид, будто бы мстит за угнетенных. Кроме того, оно имя древнее,
правдоподобное, царское, а более идущее к тирану. Посему, если имя "Титан"
имеет в свою пользу так много оснований, то очень много вероятности
заключать, что грядущий (антихрист), может быть, будет называться Титаном"
(Сочинения св. Иринея, епископа Лионского. Изданы в рус. переводе свящ. П.
Преображенским. М., 1871, с. 664-665).
64 См.: Откровение св. Иоанна Богослова, II, 3.
65 Там же, И, 13.
66 Там же, И, 25.
67 Там же, II, 27.
68 Там же, III, 12.
69 Ср. запись Белого о ноябре 1901 г.: "...резко отталкиваюсь от Л.
Тихомирова" (Ракурс к дневнику, л. 11 об.).
70 Л. А. Тихомиров был редактором "Московских ведомостей" в 1909 - 1913
гг.
71 А. А. Тургенева.
72 Об отношениях Белого и Брюсова подробнее см. во вступительной статье
к их переписке С. С. Гречишкина и А. В. Лаврова (Литературное наследство, т.
85. Валерий Брюсов, с. 327 - 348).
73 Ср. общую характеристику поэта в мемуарном очерке Белого "Валерий
Брюсов": "...в эпоху 1897 - 1900 годов он для нас, подростков, стоял
непрочитанным знаком какого-то неизвестного будущего, открывателем
неисследованных континентов культуры; в эпоху 1901 - 1904 годов для нас,
юношей, он стоял во главе экспедиции, организованной для покорения
неизведанных стран; в эпоху 1905 - 1908 годов он воистину был повелителем им
уже завоеванных стран; он стоял перед нами едва ль не пределом
художественных достижений; и он нас учил" (Россия, 1925, 4(13), с. 263).
74 Такое же сравнение проводит М. А. Волошин в статье "Эмиль Верхарн и
Валерий Брюсов", опубликованной в "Весах" (1907, 2): "Лоб Валерия Брюсова
гладкий, стремительный - хищный лоб египетской кошки" (Волошин М. Лики
творчества. Л., 1988, с. 427).
75 Образы и мотивы стихотворений Брюсова "In hac lacri-marum valle"
(1902) и "Прокаженный" (1894) (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с.
307, 69).
76 С 1898 г. Брюсов начал регулярно выступать в журнале П. И. Бартенева
"Русский архив" с историко-литературными и библиографическими разысканиями,
а с августа 1900 г. поступил на службу в редакцию журнала, став фактически
секретарем "Русского архива". См. мемуарные очерки Брюсова о Бартеневе
"Обломок старых поколений" (Брюсов В. За моим окном. М., 1913, с. 49 - 62) и
"Памяти. Из воспоминаний за полвека" (Брюсов В. Избранные сочинения в 2-х
томах, т. 2. М., 1955, с. 519 - 521), а также статью Н. С. Ашукина "Валерий
Брюсов и Петр Иванович Бартенев. По неизданным материалам" (Ашукин Н.
Литературная мозаика. М., [1931], с. 144 - 194).
77 Атлас, или Атлант (г р е ч. ми ф.) - титан, отличавшийся мощной
силой; после поражения титанов в наказание поддерживал на крайнем западе
небесный свод.
78 Муни (С. В. Киссин) летом 1909 г. женился на Лидии Яковлевне
Брюсовой, младшей сестре Брюсова. См.: Ходасевич В. Некрополь. Воспоминания.
Bruxelles, 1939, с. 101.
79 В первоначальном варианте текста далее следовало:
" - "Должны бы идти под бичи, как новаторы жизни, а стали новаторами
только слов безответственных: что уж, Борис Николаевич, - примем
предложенные тридцать сребреников!" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л.
234).
80 Неточно цитируются заключительные строки стихотворения Брюсова
"Андрею Белому" (1903) из книги "Urbi et Orbi". См.: Брюсов В. Собр. соч. в
7-ми томах, т. 1, с. 353.
81 С посвящением Андрею Белому стихотворение "Бальдеру Локи" (ноябрь
1904 г.) было опубликовано в альманахе "Северные цветы ассирийские" (М.,
1905, с. 35 - 36); при повторной публикации стихотворения в книге Брюсова
"Sxecpavog. Венок" (М., 1906) посвящение было снято. См.: Брюсов В. Собр.
соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 388-389, 624.
82 В первоначальном варианте текста далее следовало: "Добивался дуэли
со мной, спровоцировав даже предлог для
дуэли; опять-таки: сам признавался мне в этом" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1,
ед. хр. 30, л. 235).
83 Полный текст этого письма, отправленного в середине августа 1904 г.,
и комментарий к нему см. в кн.: Литературное наследство, т. 85. Валерий
Брюсов, с. 378 - 380.
84 Подразумевается обосновывавшаяся Р. Гилем теория "научной поэзии", к
которой Брюсов относился очень сочувственно; см. его статью "Научная
поэзия", опубликованную в "Русской мысли" (1909, 6; Брюсов В. Избранные
сочинения в 2-х томах, т. 2, с. 193 - 209).
80 Сокращенная и неточная цитата из стихотворения Брюсова "Папоротник"
(1900) (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 220).
86 Далее приводятся сокращенные цитаты (с отдельными неточностями) из
автобиографической повести Брюсова "Моя юность", в скобках указываются
номера страниц по изданию: Брюсов В. Из моей жизни. [М.], 1927.
87 Далее приводятся сокращенные цитаты (с отдельными неточностями) из
дневниковых записей Брюсова от 11 декабря 1897 г. и 14, 17 и 27 июля 1898 г.
по изданию: Брюсов В. Дневники. 1891-1910. [М.], 1927.
88 Искаженно цитируется заключительная строфа стихотворения Брюсова
"Сумасшедший" (1895) (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 84).
89 "Urbi et Orbi. Стихи 1900 - 1903 гг." - четвертая книга стихов
Брюсова (М., 1903).
90 Цитируется (с неточностью) стихотворение Брюсова "Младшим" (1903) из
книги "Urbi et Orbi", обращенное к "младшим" символистам - "теургам"
(Белому, Блоку и др.).
В первоначальном варианте текста далее следовало: "Они - на дверях того
"храма", который воспел Блок в начале столетия; Брюсов же ждал, что из
храма - "черт" вылезет; как ликовал он, когда "черт" таки вылез из гусеницы,
или... Дамы; они "ее", значит, - не видели; "болтов" не стоило рвать!"
(ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 240).
91 Подразумевается стихотворение "In hac lacrimarum valle" (см. выше,
примеч. 75).
92 Имеется в виду рассказ "Теперь, когда я проснулся...", впервые
опубликованный в альманахе "Северные цветы на 1902 год" (М., 1902, с. 61 -
69) и вошедший в книгу Брюсова "Земная ось. Рассказы и драматические сцены"
(М., 1907).
93 Подразумевается известнейший портрет Брюсова работы М. А. Врубеля
(1906).
В первоначальном варианте текста далее следовало: "унизить еще одного
мастодонта; В. Брюсов, чарующий взглядом удавов, - больная игра
перепуганного жизнью "Вали", равно не могущего видеть - своих бледных ног,
своего монумента в "кружке"; и с болезнью, все тою же, строящего "монумент",
чтоб, с него показав свои "бледные ноги", упасть и едва дотащиться к "заре",
озарявшей седины "моржа" (так прозвали сту-дисты его), перед смертью
играющего... в "кошки-мышки": с пленительной искренностью [Так он играл с
молодежью на вечеринках в "Брюсовском институте слова"].
Так от "Вали" до... "Вали" он шел, свершив круг, посредине которого он
постоял-таки... на монументе!
Здесь я говорю не о "Вале" и не о "морже"; молодой, еще дикий,
порывистый Брюсов" - и т. д. (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 241).
95 Брюсова-гимназиста Белый описывает также в мемуарном очерке о нем;
см.: Россия, 1925, 4(13), с. 263-264.
96 Имеются в виду первые публикации стихотворений Брюсова в сборниках
"Русские символисты" (вып. 1 - 3. М., 1894 - 1895).
97 Три стихотворных пародии Вл. Соловьева на стихотворения, помещенные
в сборниках "Русские символисты", - "Горизонты вертикальные.