Главная » Книги

Белый Андрей - Начало века, Страница 31

Белый Андрей - Начало века



фонии Андрея Белого" (ГБЛ, ф. 167, карт. 23, ед. хр. 9, л. 187).
  170 Заключительные строки стихотворения Белого "Все тот же раскинулся свод..." (апрель 1902 г.) - первого в цикле "Три стихотворения" в книге "Золото в лазури" (Стихотворения и поэмы, с. 81).
  171 Э. К. Метнер закончил юридический факультет Московского университета в 1899 г., затем занимался адвокатурой.
  172 В конце 1902 г. Метнер уехал из Москвы на постоянное жительство в Нижний Новгород, где получил должность цензора. 1 августа 1902 г. он сообщал А. С. Петровскому: "Назначен я в Нижний Новгород отдельным (т. е. единственным) цензором" (ГБЛ, ф. 167, карт. 16, ед. хр. 6). Уволился с этой должности Метнер в марте 1906 г.; 1 февраля 1906 г.: "Те два-три месяца, которые я здесь пробуду, суть не иное что, как длинная coda трехлетней симфонии моего цензорства. Исключительно материальные соображения вынуждают меня не швырять отставки в лицо одному из самых гнусных правительств, которое когда-либо стояло во главе народов" (ГБЛ, ф. 167, карт. 23, ед. хр. 9, л. 181 об. - 182).
  173 Перечисляя наиболее значимые события своей жизни в первой половине 1900-х годов, Метнер указывает "прочтение полного собрания сочинений Ницше" (там ж е, л. 182 об.). Записи и заметки о Ницше содержатся в дневнике Метнера 1901 - 1905 гг. (ГБЛ, ф. 167, карт. 23, ед. хр. 10). См. также статью Метнера "Романтизм и Ницше" (Приднепровский край, 1904, Š 2310, 12 октября; подпись: Э.).
  174 См.: Белый Андрей. Нечто о мистике. - Труды и дни, 1912, Š 2, с. 46-52.
  175 Ср. запись Метнера от 2 января 1903 г.: "...я был обвенчан в 11 ч. утра 23 октября 1902 года. Шаферами были Борис Бугаев и Алексей Петровский, Коля и оба брата Анюты (...) Бугаев и Петровский были восхищены Анютою и всячески старались..." (ГБЛ, ф. 167, карт. 23, ед. хр. 9, л. 57 - 57 об.).
  176 Автограф 2-го стихотворения ("Янтарный луч озолотил пещеры...") из связного цикла "Старинный друг" был послан Белым Метнеру в письме от 11 декабря 1902 г. (ГБЛ, ф. 167, карт. 1, ед. хр. 5). "Старинный друг" опубликован с посвящением Э. К. Метнеру (Белы й Андрей. Золото в лазури. М., 1904, с. 138-144).
  177 Финал "Старинного друга" - прямо противоположный: "праздник воскресенья" и восстание лирического героя и "старинного друга" из гробов.
  178 В первоначальном варианте текста далее следовало: "Метнер стал - "враг"; "рог", в котором старинный мой друг подавал вино жизни, стал рогом от рока; иные из наших "друзей" гнусно вырыли пропасть из мороков лживых; сквозь все поднимаю я рог, рог с вином, поднесенным мне некогда: пью за старинного друга!
  О Метнере мне придется еще говорить, в томе следующем; с 907 года начинается перманентная наша совместная культурная деятельность, обнимающая пятилетие" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 143).
  179 Окончательный разрыв отношений между Белым и Метнером произошел в марте 1915 г. в Дорнахе, в ходе разговора о делах издательства "Мусагет". Белый вспоминает: "Я сказал, что в инциденте со мной "Мусагет" был неправ; он - вспылил; тогда Ася спокойно повторила мои слова: "Да, все-таки "Мусагет" был неправ". В ответ на это со стороны Метнера последовал взрыв дикого крика; он выскочил из нашего дома, не простившись (...) Несколько дней я ждал, что он пришлет извинительное письмо Асе; он его не прислал; тогда я послал ему короткую, но спокойную записку, в которой просил его не бывать у нас и не адресоваться ко мне письмами, пока он находится в состоянии, не могущем нас гарантировать от подобных вспышек. Так оборвались навсегда мои отношения с Метнером, бывшие некогда столь близкими (с 1902 года до 1911-го)" (Материал к биографии, л. 113 об.- 114).
  180 В записях о ноябре 1901 г. Белый отмечает: "Знакомлюсь с Рачинским" (Ракурс к дневнику, л. 12); "Знакомство с Рачин-ским (домами)" он относит к октябрю 1902 г. (там же, л. 15 об.).
  181 См. письмо Л. Н. Толстого к С. А. Рачинскому от 7 августа 1862 г. (Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т. 60. М., 1949, с. 433 - 435).
  182 Г. А. Рачинский жил у Воскресенских ворот, в доме губернского правления (между Воскресенской и Красной площадью).
  183 Татьяна Анатольевна Рачинская была дочерью Анатолия Ивановича Мамонтова, владельца типографии и книжного магазина в Москве, брата С. И. Мамонтова. Белый посвятил ей стихотворение "Поповна и семинарист" в журнальной публикации (Золотое руно, 1906, Š 4, с. 33).
  184 См.: Рачинский Г. А. Трагедия Ницше. Опыт психологии личности. Ч. 1. Дионис и Аполлон. - Вопросы философии и психологии, 1900, кн. 5(55), с. 963 - 1010.
  185 Подразумевается византийский богослов и поэт Иоанн Дамаскин (VII - VIII вв.).
  186 Белый вспоминает об осени 1902 г.: "...происходит мое знакомство и начавшееся сближение с домом Рачинских, где я заражаюсь культом Олениной-д'Альгейм; я знакомлюсь у Рачинских с певицей и высказываю свои воззрения мужу певицы, барону д'Альгейму" (Материал к биографии, л. 31 об.).
  187 Эта рифмовка дважды встречается в стихотворении Белого "Преданье" (ноябрь 1903 г.), вошедшем в "Золото в лазури" (см.: Стихотворения и поэмы, с. 125 - 126).
  188 "Трансцендентальная аналитика" - раздел в "Критике чистого разума" (1781) И. Канта.
  189 Цитата из песни третьей поэмы А. С. Пушкина "Полтава" (1828-1829).
  190 Г. А. Рачинский состоял председателем Московского религиозно-философского общества.
  191 Подразумеваются строки из стихотворения Белого "На горах" (1903):
  В небеса запустил ананасом.
  (Стихотворения и поэмы, с. 116.)
  192 В. А. Серов с ранних лет был близок к семье Мамонтовых, к которой принадлежала и его сверстница Т. А. Рачинская. В. С. Мамонтов отмечает: "...Серов, попавший к нам в семью почти ребенком, всю свою жизнь был для нас как родной" (Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, т. 1. Л., 1971, с. 143).
  193 Eh bien! (ф р.) - ну! ну вот! ну хорошо! и т. п.
  194 В доме Николая Ивановича Рахманова на углу Арбата и Денежного переулка (Арбат, 65) Белый проживал до осени 1906 г.
  195 Ср.: "Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело" (Л. Н. Толстой, "Война и мир", т. 3, ч. 3, гл. XXXIII).
  196 Ресторан "Прага" на углу Арбата и Арбатской площади.
  197 В тексте обыгрываются первые строки "Псалма" М. М. Хераскова ("Коль славен наш Господь в Сионе"), положенного на музыку Д. С. Бортнянским.
  198 Описывая "сеченье Арбата с Сенной и Смоленским", Белый указывает: "...прямо с угла: Савостьянов, известнейший пекарь; и далее: чайный магазин "Зензиновых Сыновей"; потом - слева: большущая лавка для красных товаров с огромною вывескою во все окна; по черному - золотом букв: "Староносов". Владелец (...) мне ведом с младенчества: городовой Староносов (...)" (Белый Андрей. Арбат. - Россия, 1924, Š 1(10), с. 41). Адрес дома В. П. Староносова - Арбат, 54.
  199 Аптека "Смоленская", принадлежавшая Нисену Марковичу Иогихесу (Смоленская пл., дом Щенкова).
  200 Мясная лавка Павла Петровича Мозгина (Смоленская пл., дом Щенкова).
  201 На Арбате были две керосиновых лавки братьев Замятиных - в доме Голикова ив доме Лепешкина.
  202 Имеется в виду Владимир Михайлович Зензинов (1880 - 1953), видный деятель партии социалистов-революционеров; см. его книги "Из жизни революционера" (Париж, 1919), "Пережитое" (Нью-Йорк, 1953).
  203 Дом братьев Сергея Андреевича и Михаила Андреевича (ротмистра) Комаровых - Арбат, 52 - 54.
  204 Овощная лавка Зиновия Кузьмича Горшкова - Арбат, 67 (дом церкви св. Троицы). В очерке "Арбат" Белый пишет: "Рядом с церковью упрочнился - Горшков: зеленная и овощная торговля: в одноэтажном домишке, соседнем с приходскою церковью, - двумя окошками с Денежной; дверью, Горшковской, - в Арбат" (Россия, 1924, Š 1(10), с. 45).
  205 Дом Берга - Денежный переулок, 5. В этом доме позднее размещалось германское посольство; 6 июля 1918 г. в нем, по постановлению ЦК левых эсеров, был убит германский посланник
  В. Мирбах эсером Я. Г. Блюмкиным; убийство преследовало целью срыв Брестского мирного договора.
  206 "Знаменитый" В. Бартельс имел магазины на Кузнецком мосту и у Никитских ворот в доме Ранцевой.
  207 Мясная лавка Вас. Вас. Когтева и мучная торговля Ник. Дм. Шафоростова.
  208 Belle femme (ф р.) - женщина-красавица (обычно о рослой и обладающей пышными формами).
  209 Ср. строки из поэмы Белого "Первое свидание" (1921):
  Вот туалет Минангуа:
  Одни сплошные валенсьены;
  И - тонкий торс; и юбка "клошь" (...);
  авторское примечание к ним: "Модная московская портниха 90-х годов" (Стихотворения и поэмы, с. 427).
  210 Парикмахерская Николая Алексеевича Пашкова - Арбат, дом Комарова.
  211 Сапожник Филипп Михайлович Ремизов - в Троилинском переулке в доме Савостьянова (между Арбатом и Б. Толстовским пер.).
  212 В первоначальном варианте текста далее следовало: "сапожника Ремизова; в девятнадцатом прикончил он быть; моральная жизнь сплетена с состоянием подметок, подошв, каблуков; обувь прочная, - ты пишешь книгу; дырявая, - без головы обиваешь пороги за ордером обувным" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 169).
  213 Восьмиэтажный доходный дом на Арбате, состоящий из трех корпусов; современный адрес - Арбат, 51.
  214 Сапожное заведение М. Т. Гринблат на Арбате в доме И. В. Платонова (д. 7).
  215 Магазин "Надежда" А. И. Потуловой на Арбате в доме Серебрякова (д. 53).
  216 Магазин гастрономических товаров "Мора, Блинов и Барсов" на Воздвиженке в доме Арманд.
  217 Это двухчастное стихотворение (первая часть - апрель 1903 г., вторая часть - октябрь 1903 г.) вошло в первый раздел книги Белого "Золото в лазури" (см.: Стихотворения и поэмы, с. 73 - 75). Ср. письмо Белого к Э. К. Метнеру от 26 марта 1903 г.: "...я и один молодой человек (Л. Л. Кобылинский) собираемся учредить некоторое негласное общество (союз) во имя Ницше - союз Аргонавтов: цель экзотерическая - изучение литературы, посвящ(енной) Шопенгауэру и Ницше, а также их самих; цель эзотерическая - путешествие сквозь Ницше в надежде отыскать золотое руно (...) Вот кого недостает для этого - Вас, дорогой Эмилий Карлович (...) для других это уплывание за черту горизонта, которое я хочу предпринять, будет казаться гибелью, но пусть знают и то, что в то время, когда парус утонет за горизонтом для взора береговых жителей, он все еще продолжает бороться с волнами, плывя... к неведомому Богу... Ведь казался же Ницше безумцем, между тем он был только уплывшим..." (ГБЛ, ф. 167, карт. 1, ед. хр. 12).
  218 Ошибка: весной 1902 г. Метнер жил в Москве. Вероятно, Белый подразумевает весну 1903 или 1904 г., когда Метнер жил в Нижнем Новгороде.
  219 О контактах Блока с "аргонавтами" во время пребывания в Москве в январе 1904 г. см.: Эпопея, I, с. 218 - 228.
  220 "Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Русское издание" выходил в Москве в издательстве "Му-сагет" в 1910 - 1914 гг. под редакцией С. И. Гессена, Э. К. Метнера и Ф. А. Степпуна (с 1911 г. редакторы - они же и Б. В. Яковенко).
  221 С. А. Соколов (Кречетов) - юрист по профессии, в начале 1900-х годов занимавшийся адвокатурой, с 1904 г. - гласный Московского губернского земства - был инициатором издания и (в первой половине 1906 г.) заведующим литературно-критическим отделом московского символистского журнала "Золотое руно" (официальный редактор-издатель - Н. П. Рябушинский).
  222 В статье "Осип Дымов" К. И. Чуковский характеризует дарование этого писателя, используя цитату из Салтыкова-Щедрина: "Нынче даже в литературе пошли на Руси в ход экипажи извощичьи: "ваше сиятельство, прокачу!" И вот вы мчитесь во все лопатки, и нигде вас не тряхнет, ничем не потревожит, не шелохнет. Молодец-лихач, ни обо что не зацепится, держит в руках вожжи бодро и самоуверенно и примчит к вожделенной цели, так, что вы и не заметите. Мысли у него коротенькие, фразы коротенькие; даже главы имеют вид куплетов. Так и кажется, что он спешит поскорее сделать конец, потому что его ждет другой седок, которого тоже нужно на славу прокатить. (...) Писатели разделяются на талантливых и бездарных; Осип Дымов писатель талантливый, - а остальные его качества нужно отнести на счет его "седока" и "заказчика" - современного читателя" (Чуковский К. От Чехова до наших дней. Литературные портреты. Характеристики. Изд. 2-е, доп. СПб., 1908, с. 58).
  223 Nomina sunt odiosa (лат.) - имена ненавистны (употребляется в значении: об именах лучше умалчивать).
  224 Поприщин - герой повести Н. В. Гоголя "Записки сумасшедшего" (1835).
  225 Имеется в виду книга М. О. Гершензона "Жизнь В. С. Пе-черина" (М., 1910). Упоминание о В. С. Печерине, перешедшем в католичество и удалившемся в 1840 г. в монастырь ордена ре-демптористов, по всей вероятности, заключает в себе намек на судьбы Эллиса, перешедшего в католичество в 1910-е годы, и С. М. Соловьева, ставшего католиком в начале 1920-х годов.
  226 Первые публикации стихотворений А. Блока появились весной 1903 г., однако в кругу Белого и С. М. Соловьева блоков-ские тексты получили распространение в автографах и списках с осени 1901 г. См.: Котрелев Н. В. Неизвестные автографы ранних стихотворений Блока. - В кн.: Литературное наследство, т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования, кн. 1, с. 222-248.
  227 Воздухоплаватель-инженер Отто Лилиенталь разбился при полете на построенном им аэроплане в 1896 г.
  228 Неточно цитируется заключительная строфа стихотворения В. Я. Брюсова "Лестница" (1902) из его книги "Urbi et Orbi" (см.: Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 270).
  229 Искаженно цитируется заключительная строфа стихотворения Брюсова "Одиночество" (1903) из его книги "Urbi et Orbi"; в оригинале:
  И путник, посредине луга, Кругом бросает тщетный взор: Мы вечно, вечно в центре круга, И вечно замкнут кругозор!
  (Там же, с. 319.)
  230 Первая строфа стихотворения Ф. Сологуба "В поле не видно ни зги..." (1897). См.: Сологуб Ф. Стихотворения (Библиотека поэта, большая серия). Л., 1975, с. 186.
  231 Неточно цитируются заключительные строки стихотворения "Сторожим у входа в терем..." из цикла "Молитвы" (март - апрель 1904 г.; см.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 1. М. - Л., 1960, с. 316), навеянного впечатлениями Блока от пребывания в Москве и общения с Белым и "аргонавтами" (эпиграф к циклу - из Белого: "Наш Арго!"). Ср.: "...Блок - откликается: "Вместе свяжем руки". "Вместе связать" - связать в Символе: кругом символизации, опыта: т. е. связаться религиозно" (Почему я стал символистом, с. 39).
  232 Вероятно, Белый подразумевает свой мемуарно-теорети-ческий очерк "Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития", законченный 7 апреля 1928 г.
  233 Над романом "Маски" Белый работал с сентября 1928 г. до июня 1930 г.; работа была прервана в феврале - апреле 1929 г., когда Белый писал "На рубеже двух столетий".
  234 По всей вероятности, Белый подразумевает статью
  "О "чистом символизме", теургизме и нигилизме", подписанную псевдонимом "Эмпирик"; в ней говорится: "...несмотря на все свои паломничества в Марбург, на тщательную ассимиляцию неокантианской теории познания, Андрей Белый не сделал ни шагу вперед. И зачем А. Белый ссылается на свои статьи: из этого хаотического агрегата гетерономных взглядов и туманных лирических настроений ни в коем случае нельзя выработать мировоззрения" (Золотое руно, 1908, Š 5, с. 77).
  235 Ср.: "...я вперен в анализ антиномий ("Я" и "мы", наука и религия, Ницше и Соловьев, богоборчество и Апокалипсис, гибель культуры, преображение жизни, представление и воля, Аполлон и Дионис, пространство и время, зодчество и музыка, сознательное и бессознательное, витализм и механицизм, Декарт и Ньютон, теория эфира и теория тяготения и т. д.); в поисках пересечения я старательно, так сказать, сплетаю из противоречий венок; и он уже достаточно колюч для меня: венок из терний; выход не в отрезе от сложности, - в гармонизации; но прежде всего - установка порядка вопросов и граней вопросов; синтез не в этом соположении, а в конкретном пересечении, не в "сюн-титэми" (сополагаю), в "сюмбалло" (соединяю)" (Почему я стал символистом, с. 31).
  ГЛАВА ВТОРАЯ. АВТОРСТВО
  1 Печатание книги Д. С. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский" началось в Š 1 - 2 "Мира искусства" за 1900 г. и продолжалось в 1901 г. Первый том книги вышел отдельным изданием в марте 1901 г., второй - в мае 1902 г.
  2 В. С. Соловьев скончался 31 июля 1900 г. В 1901 г. под редакцией М. С. Соловьева вышло в свет 4-е издание его "Стихотворений" и начата подготовка многотомного собрания сочинений, предпринятого издательством "Общественная польза". В распоряжении М. С. Соловьева находился весь архив покойного философа.
  3 Ср. воспоминания Белого об августе 1901 г.: "...я узнаю
  0 появлении на горизонте Соловьевых Анны Николаевны Шмидт, автора Ш-го завета, смущающей М. С. Соловьева своими признаниями, что Вл. Серг. Соловьев - воплощение Христа, а она - Души Мира и что мистические стихотворения Соловьева к Ней - обращены к А. Н. Шмидт; все это меня укрепляет в мысли о необходимости нам иметь строгий путь под руководством духовно опытного лица" (Материал к биографии, л. 23 об. - 24).
  4 В автобиографическом письме к Иванову-Разумнику от
  1 - 3 марта 1927 г. Белый сообщает: "В 1897 году я написал
  2-актную драму (названия не помню), навеянную Ибсеном, Ме-терлинком и "Ганнеле" Гауптмана; "драма" ужасно понравилась С. М. Соловьеву, который, кажется, помнит ее содержание лучше, чем я (...) Из всего драматического бреда помню лишь одну фразу бредящего Колосова, ибо она - шедевр: "Преображенский стал Вознесенским и Спасским!" Под этой фразой, помню, подпись С. М. Соловьева синим карандашом: "Превосходно!" (ЦГАЛИ, ф. 1782, оп. 1, ед. хр. 18).
  5 Имеется в виду второй сборник стихотворений М. Метер-линка "Двенадцать песен" ("Douze Chansons", 1896).
  6 В автобиографическом письме к Иванову-Разумнику от 1 - 3 марта 1927 г. Белый отмечает: "Симфонии" родились во мне "космическими" образами, без фабулы; и из этой "бесфа-бульности" кристаллизовалась программа "сценок" (...) бесфабульное ти соответствовали многообразные мои музыкальные импровизации на рояле (с 1898 года до 1902 года), выливавшиеся в темы; и к музыкальным темам писались образы (...)" (ЦГАЛИ, ф. 1782, оп. 1, ед. хр. 18). Ср. воспоминания Белого о январе - феврале 1899 г.: "Под влиянием кончины Поливанова я пишу нечто очень смутное, это впоследствии легло в основу формы "Симфоний", нечто космическое и одновременно симфоническое" (Материал к биографии, л. 11 об.). Черновой текст "предсимфонии" (1899) сохранился, опубликован в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1980. Л., 1981, с. 126-137.
  7 Над "Северной симфонией (1-й, героической)" Белый работал (с перерывами) с января по декабрь 1900 г.
  8 В отзыве на книгу Белого "Золото в лазури" (М., 1904), впервые опубликованном в "Весах" (1904, Š 4, с. 60 - 62), Брюсов писал: "Язык Белого - яркая, но случайная амальгама (...) это - златотканая царская порфира в безобразных заплатах" (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 6. М., 1975, с. 301).
  9 Неточно цитируется "Вместо предисловия" к "Симфонии (2-й, драматической)" (Собрание эпических поэм, с. 125).
  10 4 мая 1904 г. Блок сообщал матери: "Анна Ник. Шмидт, несмотря на то что я ей до сих пор не ответил, опять написала "ради бога, устройте нашу встречу" и пр. (...) Анна Никол, считает себя воплощением [Софии] Души Мира, тоскующей о Боге. К счастью, она знает уже от Сережи, что мои стихи обращены не к ней" (Письма Александра Блока к родным, (т. 1). Л., 1927, с. 120). Упомянутое письмо в архиве Блока не сохранилось, там имеется лишь письмо А. Н. Шмидт к Блоку от 12 марта 1904 г. (ЦГАЛИ, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 466).
  11 См.: "На рубеже двух столетий", Введение, примеч. 18.
  12 Видимо, подразумевается статья Блока "Ирония" (1908). См.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 5. М. - Л., 1962, с. 345-349.
  13 Имеется в виду подготовленное С. Н. Булгаковым издание: "Из рукописей Анны Николаевны Шмидт" ((М.), 1916). Основу издания составляет мистический трактат "Третий Завет"; в книге помещено также "Замечание по поводу одной теософской статьи", представляющее собой отклик Шмидт на статью Белого "О теургии".
  14 В мотиве влюбленности "демократа" в "Сказку" отразилось чувство Белого к М. К. Морозовой. Белый вспоминает о марте 1901 г.: "...начинает все покрывать лейтмотив моей мистической любви к М. К. М." (Материал к биографии, л. 17 об.).
  15 Ср.: "...на Святой неделе я спешно, в 2 - 3 дня, набрасываю 1-ую часть "Симфонии"; и прочитываю ее Соловьевым, за чайным столом; М. С. Соловьев неожиданно для меня говорит: "Вот это я понимаю: Чехов и вы - современная литература; все остальное пустяки" (там ж е, л. 18 об.).
  16 В 1-й части "Симфонии (2-й, драматической) " "старичок, бритый и чистый, со звездою на груди, стоял в дверях и умильно улыбался, глядя на поющую молодежь, шепча еле слышно: "Да, да, конечно" (Собрание эпических поэм, с. 171).
  17 Тетя - младшая сестра матери Белого, Екатерина Дмитриевна Егорова. Ср.: "Черная гостья села боком к огромному зеркалу. Она была родственницей и завела речь о печальных обстоятельствах" (там ж е, с. 150).
  18 Ср.: "В одну из (...) майских ночей (...) я почувствовал сильное вдохновение: я выставил рабочий столик на балкон, поставил свечку и всю ночь напролет писал: была написана почти вся 2-ая часть 2-ой "Симфонии" в эту ночь; и эта ночь отразилась в этой части; все то, что разливалось для меня в заревом воздухе ночи, то вылилось в образах 2-ой "Симфонии"; я чувствовал определенно, как пером моим водит чья-то рука; никогда я не писал так безотчетно, как в эту ночь (...)"; "Написав ночью 2/з второй части "Симфонии", я с утра принялся за продолжение; характерно: эта часть написана в ночь с Троицына дня на Духов день; в Духов день она была закончена к 5 часам дня" (Материал к биографии, л. 19 об., 20).
  19 См. стихотворения В. Соловьева "Белые колокольчики" (1899) и "Вновь белые колокольчики" (1900) (Соловьев Вл. Стихотворения и шуточные пьесы (Библиотека поэта, большая серия). Л., 1974, с. 135, 137).
  20 Ср. запись об июне 1901 г.: "В неделю пишу 3-ью часть 2-ой "Симфонии" в необычайном подъеме; перманентная медитация над "зорями"; откровения о "Ней" (...)" (Ракурс к дневнику, л. 10 об.).
  21 Цитата из стихотворения "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...", датированного 4 июня 1901 г. (Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 1, с. 94).
  22 Ср.: "Мои мистические экстазы, написанье "Симфонии" - все было прервано тревожным известием: папа, вернувшийся в Москву из командировки, упал с конки и сломал себе руку. Мы с мамой тотчас же отправились в Москву, где нашли папу относительно веселым и бодрым (...) " (Материал к биографии, л. 21 об.).
  23 11 августа 1901 г. С. М. Соловьев писал Белому из Дедова: "Теперь у меня гостит мой родственник, студент Петербургского университета - Блок, стихи которого я вам читал. Он теперь весь ушел в стихотворения моего дяди и пишет сам религиозно-мистические стихотворенья, которые мне очень нравятся. Мы с ним ведем такого рода разговоры: "имеет ли стихотворение В. С. Соловьева "Вся в лазури сегодня явилась" непосредственную связь с "Тремя свиданиями"?" - "Имеет" и т. д. Я нахожусь, следовательно, в своей природной стихии" (Литературное наследство, т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования, кн. 3. М., 1982, с. 173).
  24 См.: "На рубеже двух столетий", гл. 5, примеч. 84. 3. Н. Гиппиус в воспоминаниях приводит фрагмент из письма к ней О. М. Соловьевой (видимо, относящегося к осени 1901 г.): "...а Вы ничего не знаете о новоявленном, Вашем же, петербургском поэте? Это юный студент; нигде, конечно, не печатался. Но, может быть, Вы с ним случайно знакомы? Его фамилия Блок. От его стихов Боря (Бугаев) в таком восторге, что буквально катается по полу. Я... право, не знаю, что сказать. Переписываю Вам несколько" (Гиппиус 3. Н. Живые лица, вып. 1. Прага, 1925, с. 9-10).
  25 Искаженно цитируется первая строфа поэмы Вл. Соловьева "Три свидания" (1898); в оригинале 3-й стих: "Подруга вечная, тебя не назову я" (Соловьев Вл. Стихотворения и шуточные пьесы, с. 125).
  26 Неточная цитата из поэмы Вл. Соловьева "Три свидания" (там ж е, с. 125).
  27 7 писем Вл. Соловьева к А. Н. Шмидт, отправленных с 8 марта по 22 июня 1900 г., опубликованы в кн. "Из рукописей Анны Николаевны Шмидт" (с. 281 - 288). А. Н. Шмидт послала Вл. Соловьеву 26 писем и 5 телеграмм.
  28 Личное знакомство Шмидт с Вл. Соловьевым состоялось в конце апреля 1900 г. во Владимире.
  29 Ср. запись Белого о сентябре 1901 г.: "...я посвящен М- С. Соловьевым в историю со Шмидт; читаю письма А. Н. Шмидт на тему "3-ий завет"; в конце месяца - встреча со Шмидт; и ответственный разговор с нею" (Ракурс к дневнику, л. 11).
  30 От ф p. terre-a-terre - пошлый, низменный, банальный.
  31 М. Горький виделся с А. Н. Шмидт в 1896 - 1901 гг. - в пору своей работы в газете "Нижегородский листок", в которой Шмидт сотрудничала с 1894 по 1905 г. (вела земскую хронику, писала отчеты о концертах, спектаклях и т. п.); им написан мемуарный очерк "А. Н. Шмит" (1924). См.: Горький М. Поли, собр. соч. Художественные произведения в 25-ти томах, т. 17. М., 1973, с. 45-57, 573.
  32 В архиве Белого сохранились два письма А. Н. Шмидт к нему (ГБЛ, ф. 25, карт. 25, ед. хр. 37).
  33 С. М. Соловьев вспоминает: "Я лично хорошо знал А. Н. Шмидт. Она производила впечатление доброй, глубоко несчастной и помешанной женщины, отталкивала в ней какая-то сектантская самоуверенность и назойливость. Весь ее "Третий Завет" стар, как все произведения подобного рода, представляя амальгаму из гностиков и каббалы. Интересно в писаниях Анны Николаевны только то, что она создала все это сама, не читая ни гностиков, ни каббаллы, ни даже Соловьева, с которым ознакомилась позднее" (Соловьев СМ. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977, с. 400 - 401).
  34 Это письмо Брюсова к М. С. Соловьеву, по всей вероятности, не сохранилось.
  35 См.: "На рубеже двух столетий", гл. 4, примеч. 152. См. также: Хмельницкая Т. Ю. Литературное рождение Андрея Белого. - В кн.: А. Блок и его окружение. Блоковский сборник, VI (Ученые записки Тартуского гос. ун-та, вып. 680). Тарту, 1985, с. 66-84.
  36 1-ю часть третьей "симфонии" "Возврат" Белый написал в ноябре 1901 г., закончил "симфонию" (в первоначальной редакции) в апреле 1902 г.
  37 В первоначальном варианте текста далее следовало: "поле и лошадь; лишь летом ее дорабатываю; тем же летом пишу я симфонию, номер четвертый; ее переделываю почти заново в 903 году; неувязка, двухслойность, - не нравится мне; и, разваливая вовсе текст своей третьей редакцией, чтобы в четвертый раз доразложить основной, легкий текст - уже после, в 906 - 907 годах; я работал над "монстром" моим, ставшим четырех-слойным и четырехфабульным, - в Мюнхене, даже в Париже, без воздуха, поля, седла; получился сплошной парадокс, забракованный мной, или - "Кубок метелей", которого, как и читатели, не понимаю я; "монстр" показал мне: эпоха "симфоний" прошла; "типы" - выявились; даже зажили в прошлом уже, потому что в лицо мне хлестало иным вовсе ветром; и кроме того: невозможно длить "зори", когда душа - "пепел" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 204).
  38 Образ из 2-й части ("Сквозные лики") "Кубка метелей": "Взошел месяц.
  Точно протянул он над ними сияющий одуванчик: все затянулось пушистыми перьями блеска" (Белый Андрей. Кубок метелей. Четвертая симфония. М., 1908, с. 89).
  39 Сокращенная цитата (там ж е, с. 98).
  40 Описанию симфонического концерта в Москве 1901 года посвящена 3-я глава поэмы Белого "Первое свидание" (1921). См.: Стихотворения и поэмы, с. 425 - 436.
  41 В первоначальном варианте текста далее следовало: "Здесь и импульс к "Симфониям"; с 1898 года я здесь - меломан, принимающий лишь беспрограммную музыку, поклонник Ганслика: на музыкальных дрожжах поднималося литературное тесто мое; с 900 года мне звук слагал слово" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 207).
  42 Плутарх сообщает: "Деметрий Фалерский пишет, что Демосфен уже в старости сам рассказывал ему, какими упражнениями он старался исправить свои телесные изъяны и слабости. Неясный, шепелявый выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтов (...)" (Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. III. M., 1964, с. 146; перевод С. П. Маркиша). 3 августа 1933 г. Белый писал Б. В. То-машевскому: "Я давно осознал тему свою; эта тема - косноязычие, постоянно преодолеваемое искусственно себе сфабрикованным языком (мне всегда приходится как бы говорить вслух, набрав в рот камушки) (...)" (Пушкинский Дом. Статьи. Документы. Библиография. Л., 1982, с. 226).
  43 Е. Унковская.
  44 Всеволод Сергеевич Соловьев, старший брат Вл. С. и М. С. Соловьевых, был автором многочисленных исторических романов, в основном затрагивавших события, быт и нравы русского общества XVIII - начала XIX в.
  45 Образы из стихотворений Блока "Болотные чертенятки", "Болотный попик", "Старушка и чертенята" (1905; см.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 2. М. - Л., 1960, с. 10, 14 - 15, 20 - 21). "Чертяка" - цикл стихотворений С. М. Городецкого (1906), входящий в его книгу "Ярь" (см.: Городецкий С. Избранные произведения в 2-х томах, т. 1. М., 1987, с. 93 - 98).
  46 "Тропинка" - журнал для детского чтения, издававшийся в Петербурге в 1906 - 1912 гг. П. С. Соловьевой и Н. И. Манасеи-ной; в "Тропинке" публиковались произведения А. Блока, С. Городецкого, А. Ремизова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба и других представителей "нового" искусства.
  47 Неточно цитируется стихотворение П. С. Соловьевой "На заре"; 2-я строка в оригинале: "На горах под синей мглой..." (Allegro. Стихотворения. СПб., 1899, с. 100).
  48 Эти слова восходят не собственно к О. Уайльду, а, по всей вероятности, к заключительным фразам статьи К. Д. Бальмонта "Поэзия Оскара Уайльда": "Оскар Уайльд напоминает красивую и страшную орхидею. Можно говорить, что орхидея - ядовитый и чувственный цветок, но это цветок, он красив, он цветет, он радует. (...) Осень, зима, зимний сад, и внутри, в этом роскошном саду с температурой и с холодными окнами, пышный и странный и волнующий цветок. Орхидея Тигриная" (Бальмонт К. Д. Горные вершины. Сб. статей. М., 1904, с. 127).
  49 Gris de perle (ф p.) - жемчужно-серый (цвет). Gris en poussiere (ф р.) - пыльно-серый.
  60 Первая строка стихотворения Вл. Соловьева (1892).
  51 Обыгрываются первые строки стихотворения М. Ю. Лермонтова (1840): "Есть речи - значенье//Темно иль ничтожно".
  52 Образ из 2-й части "Северной симфонии": "Бледным утром хаживал среди туч великан Риза. Молчаливый Риза опрокидывал синие глыбы и шагал по колено в тучах" - и т. д. (Собрание эпических поэм, с. 48).
  53 Цитата из стихотворения "Болотные чертенятки" (1905) (Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 2, с. 10).
  54 Белый указывает и на другой прототип образа "горбатого дворецкого" - экономку в семье Бугаевых М. Ф. Вучетич, которая казалась ему "символом каких-то сомнительных сил" (Материал к биографии, л. 15).
  55 Ср.: "А. С. Петровский знакомится с В. А. Тернавцевым, видается с Новоселовым; и - рассказывает мне об исканиях но-воселовского кружка" (Материал к биографии, л. 25 об.).
  56 Народоволец Н. А. Морозов находился в заключении в Шлиссельбургской крепости с 1884 по 1905 г., там он вел научную работу по различным отраслям знания. По освобождении выступил в 1906 г. с докладом "Апокалипсис с астрономической точки зрения", в 1907 г. выпустил в свет исследование "Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса" (III часть его называется: "Когда написано "Откровение в грозе и буре"? Определение времени по заключающимся в нем самом астрономическим указателям").
  57 Л. А. Тихомиров с 1879 г. был членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции "Народной воли", в 1882 г. эмигрировал, издавал вместе с П. Л. Лавровым "Вестник "Народной воли"; в 1888 г. отрекся от революционных убеждений, напечатал брошюру "Почему я перестал быть революционером", испросил помилование и вернулся в Россию в 1889 г., стал монархистом. См.: Тихомиров Л. А. Воспоминания. Л., 1927.
  58 Свое знакомство с Л. А. Тихомировым Белый относит к октябрю 1901 г. (Материал к биографии, л. 25 об.).
  59 Редакция газеты "Московские ведомости" находилась на Страстном бульваре в доме университетской типографии.
  60 Книга Карла Августа Оберлена "Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна", изданная в переводе на русский язык А. Романова (Тула, 1882).
  61 Содержание Апокалипсиса составляет видение, открывшееся Иоанну Богослову на острове Патмос.
  62 Ср.: "Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть" (Откровение св. Иоанна Богослова, XIII, 18).
  63 Ириней Лионский в своем богословском труде "Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания (кн. 5, гл. XXX) пишет об имени грядущего антихриста: "...из всех нами находимых имен Титан - если написать первый слог посредством двух греческих гласных Е и I (TEITAN) - наиболее вероятно, ибо оно содержит вышеозначенное число и состоит из шести букв, в каждом слоге по три буквы; оно древне и неупотребительно, потому что никто из наших царей не назывался Титаном, и ни один из идолов, открыто почитаемых у греков и варваров, не имеет такого имени; но у многих оно почитается за божественное, так что и солнце называется у нынешних властителей Титаном, и содержит некоторый намек на мщение и на мстителя, так как он (антихрист) представляет вид, будто бы мстит за угнетенных. Кроме того, оно имя древнее, правдоподобное, царское, а более идущее к тирану. Посему, если имя "Титан" имеет в свою пользу так много оснований, то очень много вероятности заключать, что грядущий (антихрист), может быть, будет называться Титаном" (Сочинения св. Иринея, епископа Лионского. Изданы в рус. переводе свящ. П. Преображенским. М., 1871, с. 664-665).
  64 См.: Откровение св. Иоанна Богослова, II, 3.
  65 Там же, И, 13.
  66 Там же, И, 25.
  67 Там же, II, 27.
  68 Там же, III, 12.
  69 Ср. запись Белого о ноябре 1901 г.: "...резко отталкиваюсь от Л. Тихомирова" (Ракурс к дневнику, л. 11 об.).
  70 Л. А. Тихомиров был редактором "Московских ведомостей" в 1909 - 1913 гг.
  71 А. А. Тургенева.
  72 Об отношениях Белого и Брюсова подробнее см. во вступительной статье к их переписке С. С. Гречишкина и А. В. Лаврова (Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюсов, с. 327 - 348).
  73 Ср. общую характеристику поэта в мемуарном очерке Белого "Валерий Брюсов": "...в эпоху 1897 - 1900 годов он для нас, подростков, стоял непрочитанным знаком какого-то неизвестного будущего, открывателем неисследованных континентов культуры; в эпоху 1901 - 1904 годов для нас, юношей, он стоял во главе экспедиции, организованной для покорения неизведанных стран; в эпоху 1905 - 1908 годов он воистину был повелителем им уже завоеванных стран; он стоял перед нами едва ль не пределом художественных достижений; и он нас учил" (Россия, 1925, Š 4(13), с. 263).
  74 Такое же сравнение проводит М. А. Волошин в статье "Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов", опубликованной в "Весах" (1907, Š 2): "Лоб Валерия Брюсова гладкий, стремительный - хищный лоб египетской кошки" (Волошин М. Лики творчества. Л., 1988, с. 427).
  75 Образы и мотивы стихотворений Брюсова "In hac lacri-marum valle" (1902) и "Прокаженный" (1894) (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 307, 69).
  76 С 1898 г. Брюсов начал регулярно выступать в журнале П. И. Бартенева "Русский архив" с историко-литературными и библиографическими разысканиями, а с августа 1900 г. поступил на службу в редакцию журнала, став фактически секретарем "Русского архива". См. мемуарные очерки Брюсова о Бартеневе "Обломок старых поколений" (Брюсов В. За моим окном. М., 1913, с. 49 - 62) и "Памяти. Из воспоминаний за полвека" (Брюсов В. Избранные сочинения в 2-х томах, т. 2. М., 1955, с. 519 - 521), а также статью Н. С. Ашукина "Валерий Брюсов и Петр Иванович Бартенев. По неизданным материалам" (Ашукин Н. Литературная мозаика. М., [1931], с. 144 - 194).
  77 Атлас, или Атлант (г р е ч. ми ф.) - титан, отличавшийся мощной силой; после поражения титанов в наказание поддерживал на крайнем западе небесный свод.
  78 Муни (С. В. Киссин) летом 1909 г. женился на Лидии Яковлевне Брюсовой, младшей сестре Брюсова. См.: Ходасевич В. Некрополь. Воспоминания. Bruxelles, 1939, с. 101.
  79 В первоначальном варианте текста далее следовало:
  " - "Должны бы идти под бичи, как новаторы жизни, а стали новаторами только слов безответственных: что уж, Борис Николаевич, - примем предложенные тридцать сребреников!" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 234).
  80 Неточно цитируются заключительные строки стихотворения Брюсова "Андрею Белому" (1903) из книги "Urbi et Orbi". См.: Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 353.
  81 С посвящением Андрею Белому стихотворение "Бальдеру Локи" (ноябрь 1904 г.) было опубликовано в альманахе "Северные цветы ассирийские" (М., 1905, с. 35 - 36); при повторной публикации стихотворения в книге Брюсова "Sxecpavog. Венок" (М., 1906) посвящение было снято. См.: Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 388-389, 624.
  82 В первоначальном варианте текста далее следовало: "Добивался дуэли со мной, спровоцировав даже предлог для
  дуэли; опять-таки: сам признавался мне в этом" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 235).
  83 Полный текст этого письма, отправленного в середине августа 1904 г., и комментарий к нему см. в кн.: Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюсов, с. 378 - 380.
  84 Подразумевается обосновывавшаяся Р. Гилем теория "научной поэзии", к которой Брюсов относился очень сочувственно; см. его статью "Научная поэзия", опубликованную в "Русской мысли" (1909, Š 6; Брюсов В. Избранные сочинения в 2-х томах, т. 2, с. 193 - 209).
  80 Сокращенная и неточная цитата из стихотворения Брюсова "Папоротник" (1900) (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 220).
  86 Далее приводятся сокращенные цитаты (с отдельными неточностями) из автобиографической повести Брюсова "Моя юность", в скобках указываются номера страниц по изданию: Брюсов В. Из моей жизни. [М.], 1927.
  87 Далее приводятся сокращенные цитаты (с отдельными неточностями) из дневниковых записей Брюсова от 11 декабря 1897 г. и 14, 17 и 27 июля 1898 г. по изданию: Брюсов В. Дневники. 1891-1910. [М.], 1927.
  88 Искаженно цитируется заключительная строфа стихотворения Брюсова "Сумасшедший" (1895) (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 84).
  89 "Urbi et Orbi. Стихи 1900 - 1903 гг." - четвертая книга стихов Брюсова (М., 1903).
  90 Цитируется (с неточностью) стихотворение Брюсова "Младшим" (1903) из книги "Urbi et Orbi", обращенное к "младшим" символистам - "теургам" (Белому, Блоку и др.).
  В первоначальном варианте текста далее следовало: "Они - на дверях того "храма", который воспел Блок в начале столетия; Брюсов же ждал, что из храма - "черт" вылезет; как ликовал он, когда "черт" таки вылез из гусеницы, или... Дамы; они "ее", значит, - не видели; "болтов" не стоило рвать!" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 240).
  91 Подразумевается стихотворение "In hac lacrimarum valle" (см. выше, примеч. 75).
  92 Имеется в виду рассказ "Теперь, когда я проснулся...", впервые опубликованный в альманахе "Северные цветы на 1902 год" (М., 1902, с. 61 - 69) и вошедший в книгу Брюсова "Земная ось. Рассказы и драматические сцены" (М., 1907).
  93 Подразумевается известнейший портрет Брюсова работы М. А. Врубеля (1906).
  В первоначальном варианте текста далее следовало: "унизить еще одного мастодонта; В. Брюсов, чарующий взглядом удавов, - больная игра перепуганного жизнью "Вали", равно не могущего видеть - своих бледных ног, своего монумента в "кружке"; и с болезнью, все тою же, строящего "монумент", чтоб, с него показав свои "бледные ноги", упасть и едва дотащиться к "заре", озарявшей седины "моржа" (так прозвали сту-дисты его), перед смертью играющего... в "кошки-мышки": с пленительной искренностью [Так он играл с молодежью на вечеринках в "Брюсовском институте слова"].
  Так от "Вали" до... "Вали" он шел, свершив круг, посредине которого он постоял-таки... на монументе!
  Здесь я говорю не о "Вале" и не о "морже"; молодой, еще дикий, порывистый Брюсов" - и т. д. (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 30, л. 241).
  95 Брюсова-гимназиста Белый описывает также в мемуарном очерке о нем; см.: Россия, 1925, Š 4(13), с. 263-264.
  96 Имеются в виду первые публикации стихотворений Брюсова в сборниках "Русские символисты" (вып. 1 - 3. М., 1894 - 1895).
  97 Три стихотворных пародии Вл. Соловьева на стихотворения, помещенные в сборниках "Русские символисты", - "Горизонты вертикальные.

Другие авторы
  • Глинка Александр Сергеевич
  • Набоков Константин Дмитриевич
  • Давыдов Гавриил Иванович
  • Бенедиктов Владимир Григорьевич
  • Каменев Гавриил Петрович
  • Батеньков Гавриил Степанович
  • Висковатов Павел Александрович
  • Гарвей Надежда М.
  • Катенин Павел Александрович
  • Шишков Александр Ардалионович
  • Другие произведения
  • Башкин Василий Васильевич - Башкин В. В.: Биографическая справка
  • Лесков Николай Семенович - Отборное зерно
  • Добролюбов Александр Михайлович - Н. Бердяев. Духовное христианство и сектанство в России
  • Чернышевский Николай Гаврилович - Ньюкомы, история одной весьма достопочтенной фамилии. Роман В. М. Теккерея. Две части. Спб. 1836
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Сочинения Державина
  • Мериме Проспер - Жемчужина Толедо
  • Мопассан Ги Де - Страсть
  • Модзалевский Лев Николаевич - Модзалевский Л. Н.: Биографическая справка
  • Венгеров Семен Афанасьевич - Смирнова-Сазонова С. И.
  • Кошко Аркадий Францевич - Очерки уголовного мира царской России. Книга третья
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 521 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа