танце, легчайше
юркнул мимо нас, сопровождая даму, с которой я потом познакомился (мадам
Тамбурер); поразил контраст сюртука с выражением лица, едва ли приличным для
обстановки, в которой мелькнуло оно: сюртук - некогда великолепный:
надставленные широкие плечи и узкая талия; покрой изысканен; Кобылинский
выглядел бы в нем настоящим франтом, если бы не явная поношенность сюртука
(видно, таскал бессменно четыре года); в таких сюртуках щеголяли пошлые
фаты; лицо - не соответствовало сюртуку; лицо - истерика, если не
сумасшедшего: мертвенная белизна, кровавость губ, фосфорический блеск глаз;
такое лицо могло бы принадлежать Савонароле, Равашолю или же... провокатору,
если не самому "великому инквизитору".
"Светскость" - сюртук на вешалке!
А что касается "провокатора", то, конечно, фантазии мои разыгрались; не
провокатор, а, так сказать, самоспровоцированный, ибо сознание этого чудака
никогда не ведало, что разыгрывалось за порогом его до момента, когда в
сознание это врывалось что-то ему постороннее; и тогда - трах-тара-рах:
сознание "символиста", разрываясь, как бомба, осколками, рушилось ему под
ноги.
"Провокатор", сидевший в Эллисе [Литературный псевдоним Кобылинского]
"марксисте", устраивал
провал
Эллису-"марксисту"
в
пользу
Эллиса-"символиста", чтобы через несколько лет провалить и последнего;
провоцировал же он и нас - отраженно: скандалы с собственною персоной
происходили в нем часто не в уединении, а где-нибудь в шумном обществе; и
тогда он ранил нас своими собственными осколками, ранил больно, до желания
его побить, до вспышки ярости к нему; но его выручала его же беспомощность;
натворив бед себе и другим, он раз пятнадцать погиб бы в настоящем, а не
переносном смысле, если бы многочисленные друзья не бросались со всех ног
выручать этого беспомощного, безответственного в такие минуты, больного
ребенка; так в решительный миг кулаки, над ним занесенные, разжимались; им
же оскорбленные люди его же и утешали.
- "Ничего, Лева, - успокойся!" Он казнился и плакался.
Устраивал скандал за скандалом; очередной скандал кончался истерикой;
истерика принимала такие формы, что мы говорили:
- "Тут ему и конец!"
Но "труп" Кобылинского восставал к новой жизненной фазе: из пепла
"марксиста" вылетел "феникс" символизма, когда вообразилось ему на моих
воскресниках, что пять-шесть дерзких юношей могут разнести символизм по всем
российским захолустьям; в конце концов мы с ним расходились даже в понимании
символизма; но он тотчас же в кружке "аргонавтов" присвоил себе самочинно
роль "агитатора", который в агитацию глубоко не верил; он нам ее, так
сказать, "всучил", до сюрприза, до неприятности, навязав на шею глубоко
чуждых, явившихся из другого мира ни более ни менее как четырех братьев
Астровых: мирового судью, думца, профессора и Владимира Астрова , да с
женами, да с матерями жен; он заставил нас с год влачить на себе тяжкое
инородное тело, пока не выявилась кадетская, и только, сущность четырех
братьев, ни аза не понимавших в Бодлере и Брюсове, но из смирения перед
Кобылинским протвердивших:
- "Брюсов, Бодлер - Бодлер, Брюсов!"
П. И. Астрова более всего влек священник Григорий Петров; Н. И. Астрова
интересовали отчеты городской думы; остальные два брата даже не мымкнули в
нашей среде; а между тем: мы полтора года протяготились друг другом; даже
сообща издали никчемный сборник: "Свободная совесть" [В 1904 г.79].
Это одно из насилий, учиненных Львом Кобылинским над всеми нами;
насилий не перечислишь; сочинит, бывало, себе перл создания и тотчас
примется: насильничать... из любви; ты - "перловый", не смей же тускнеть;
сияй, сияй, сияй - во что бы ни стало! Хочешь есть, - скандал: бриллианты не
оскверняются пищей; хочешь жениться, - не смей: "бриллиантовые" люди не
женятся: они несут в сердце культ - "розы".
Оттого все увлечения Кобылинского тем или другим человеком обрывались
внезапно проклятиями по его же адресу; и желанием отмстить за предательство
"мечты"; проклинавшийся уже два года Брюсов в 24 часа взлетел на
недосягаемый пьедестал. С 1911 года Эллис исчез из России 80 так же
алогично, как алогично он некогда, по его словам, "воскрес" в социализме; с
1916 года даже слухи о нем не достигают меня;81 он, кажется, еще жив, что -
означает: ежегодно умирает в одном аспекте, чтобы воскреснуть в другом.
Высокоодаренный мим, сжигающий все дары, в нем живущие, преждевременным
воспламенением, вечно бездарный от этого и прозоленный собою, влекущий к
дикостям невероятным словесным блеском, внушал он ряду людей нежную жалость
к себе; производил штуки, которые для всякого другого кончились бы плачевно;
но выручали: то Астровы, то Брюсов, то Штейнер, то какая-то дама из
Голландии, то Нилендер, то я, то Сеня Рубанович, то Метнер; выручал рой дам;
выручали лица, не имеющие никакого касания ко Льву Кобылинскому.
Позднее, знакомясь с воспоминаниями о Бакунине82, я все не мог понять,
почему иные черты в нем мне так знакомы; и вдруг осенило:
"А - Эллис?"
Та же неразбериха: блеск, дар обворожать и что-то отталкивающее; та же
неразборчивость в средствах в соединении с героизмом подчас; разумеется:
Эллис - не Бакунин; но что-то от личности Бакунина теплилось в нем.
Сюртук, поразивший меня в первой встрече, - портной плюс игра в
дэнди... по Шарлю Бодлеру; игра длилась недолго; скоро "дэнди" предстал в
своем подлинном облике: десятилетие таскался сюртук, пропыленный и
выцветший, в обормотках, но - с тонкою талией; десятилетие на голове давился
тот же выцветший котелок, надвинутый набок, в сочетании с дьявольской черной
бородкой, с приподнятым воротником перетертого пальтеца, с кончиком трости,
торчавшим при ухе (засунута тросточка ручкой в карман), с фосфорическим
блистанием узких, сдвинутых глаз; котелок издали придавал Кобылинскому вид
парижанина.
Подойдя к нему, прохожий бы мог подумать: "парижанин" - приступит с
рукою:
"На ночлег благородному!.."
Кобылинский же, выгнув голову, закрутив нервно усик и шею втянув в
воротник, несся мимо танцующим шагом; и поражал дергами дрожащего плечика:
дергалось, точно прилипая к уху.
О котелке: экспроприаторы-максималисты в 1906 году спали на нем:
водился и с ними; трясясь от волнения, тогда меня спрашивал: надо ли им
открыть дверь, чтоб очистили помещение богача-лоботряса, которого мать
состояла при нем в няньках; разумеется, - на революционные цели:
- "Понимаешь, - ночую в квартире его!" Я выражал фигуру недоуменья.
- "Иги-иги!" - передергивал он плечом, заливаясь икающим хохотом:
- "Знаю сам, что - безумие!"
Жест Равашоля83, а все - кончалось историей:
- "Третьего - нет: или - бомба, или - власяница; или - анархизм, или -
католицизм", - развивал он мне, как новый свой лозунг (в тысячный раз): меж
миром мечты и действительности нет места; это было в... кабинете Игоря
Кистяковского, в 1907 году; икающий, трепаный Эллис, трясущий манжетой (пара
резиновых старых манжет промывалась с вечера и надевалась с утра - пять
битых лет) над башкой белокурого Кистяковского, Игоря, глупо выпучивающего
свои голубые глаза из тяжелого кресла, обитого крепкою, носорожьею кожею;
зрелище единственное в своем роде: хищный хапила, впоследствии прихвостень
Скоропадского, тупым голосом соглашался, но поневоле (Эллис мог кого угодно
на что угодно принудить: словесно, конечно); "анархист" - загребал миллионы;
а Лев - не обедал: неделями!
Парадокс судьбы устраивал встречи; мадам Кистяков-ская с Муромцевой
появлялись у нас; Эллис был моден в те дни: в декадентских салонах; трепаный
вид придавал его "номеру" стиль; дамы, осыпанные бриллиантами, слушали
Эллиса; Кистяковский, пройдоха, ему не перечил; и соглашался: на бомбы!?!
Попробуй-ка быть несогласным: Эллис мгновенно устроит скандал! Коли зовешь
на дом дикого, то и терпи, не перечь и выслушивай, как тебе взрывают
вселенную.
И Игорь терпел: наскоки на себя невымытой лысинки; мылся же лишь кончик
носа: Лев Кобылинский боялся холодной воды, протирая губкою кончик изящного
носика, пока Нилендер, студент-филолог, не взял на себя роль питателя и
омывателя; у Эллиса было не семь, - семью семь - нянек:
"Дитя" продолжало откалывать штуки; шел гул:
- "Правда, - Эллис остриг космы В. И. Иванову?"
- "Правда ли, что, поступивши в шантан, он нарушил контракт и ушел в
монастырь?"
Факт, но... почтенный, известный профессор, позднее кадэ, раз, явившися
в "Дон", где жил Эллис, найдя его спящим и сев на кровать, разбудил; и -
конфузясь, краснея, стал спрашивать:
- "Вы понимаете, Левушка, - я не верю, но... но, - он запнулся, -
настолько упорные слухи, что я... пришел; но не думайте, чтобы я верил".
- "В чем дело?"
- "У вас, говорят, так сказать, удлинилась... кость копчиковая: говоря
в просторечии, - появился хвостик... Скажите: ведь - вздор? Ну, конечно же,
вздор!., ха-ха-ха!"
Говорили: "Музей обокрал!"
Описание этого невероятнейшего поклепа, взведенного на Кобылинского, -
содержание не этого тома воспоминании 84; скажу лишь: участвовали в
возведении напраслины: министр Кассо, "Голос Москвы", тучковский орган85
и... "Русские ведомости".
Прокурор отказался от обвинения: за отсутствием дела; третейский же суд
под председательством Муромцева, Лопатина и Тесленко вынес резолюцию, что
кражи - не было; была халатность; публика, инспирированная желтой прессой,
гудела: "Вор, вор, вор, вор, вор!" Она спутала Эллиса с вырезывателем в
музее ценных гравюр (воровство такое имело место; при чем Кобылинский?); а
Влас Дорошевич из "Русского слова" в то время, когда несчастного
Кобылинского смешивали с грязью, вдруг выступил с фельетоном, призывающим к
снисхождению: к "вору", к действительному!86 О Кобылинском - ни звука;
защитить неповинного не хотели газеты.
В пору первых наших свиданий он жил у матери, Варвары Петровны, - такой
же пламенной, худенькой, бледненькой, как и сын; минимум ухода пока еще был
в те года: впечатление элегантности сквозь протеры одежд - жест особенного,
неуловимого уменья заставить не видеть, в чем он беззаботно расхаживал;
представлял кинематограф; умел из платка сделать парус, а из карачек -
подпрыгивающую в волнах шхуну; надевши рогожу, он мог бы заставить нас
верить, что это есть плащ; вращаясь позднее в салонах обтертым, потрепанным,
выглядел он элегантнее фатов, бросая свои обормотки как вызов франтихам,
сходящим с ума от него; он умел быть красивым, скрутивши бородку (совсем
эспаньолка), поставивши усик торчком; и застег сюртучка, и цветок полувялый,
проночевавший в петлице, и поза скучающего дэнди-дьявола, бледность и блеск
из разрезов глазных и круги под глазами, - все делало преинтересным его в
миг преданья огню и мечу тех салонов, куда зазывали его пышнотелые
сорокалетние дамы: себя предавать огню и мечу; Христофоро-ва, Рахманинова,
Тамбурер, Муромцева, Кистяковская - слушали; и - угощали дюшесами; а мужья,
хмурясь, крякая, с кислой миной любезничали: с анархистом московским.
Первая встреча с ним у профессора Стороженки, которого дочь, ее подруга
да несколько в дом вхожих студентов составили осенью 1901 года кружок: для
самообразования; весьма неудачно меня пригласили участвовать; и -
Кобылинского; мы оба, жаждущие просвещать (я - Верленом и Ибсеном, а
Кобылинский - не помню чем), тотчас забрали на первых порах в свои руки
кружок;87 предложил я прочесть реферат; сам почтенный профессор Н. И.
Стороженко был вытеснен:
- "Папа, ты будешь мешать!" - ему дочь.
- "Хорошо, хорошо", - соглашался профессор, а нас, по обычаю, назвал
"кургашками": так он детей называл (мне же шел тогда двадцать второй год,
Кобылинскому - двадцать четвертый).
Но скоро профессор тревогу забил: развели декадентство; и он,
равновесия ради, подкинул нам книгу Макса Нордау:88 отреферировать; но под
давлением нашим кружок резолюцию вынес:
"Не книга, - а дрянь".
К нам не вхожий профессор задумался тут; и послал молодого еще
Мельгунова; завел тот прескучное что-то; и кажется, что-то докладывал о
сектантах; состав кружка не возбуждал интереса; мы с Кобылинским исчезли
(профессор, наверное, радовался).
Нас кружок этот сблизил; мы сразу в нем точно стакнулись; не будучи
лично знакомы, поддерживали: я - его; он - меня; всего несколько разговоров
в углу Сторожен-ковой комнаты, несколько притеснений в углу Кобылинским меня
(с "понимаете? а-а-а? что-что-что?"), - и уже Кобылинский однажды явился ко
мне: звать пройтись; жил он рядом, в одном из Ростовских, вблизи от Плющихи.
Двор - скат на Москву-реку, с лавочкой, где мы сидели весной 1902 года. С
тех пор послеобеденная прогулка с заходом к нему - обиход моих дней; и
отсюда: знакомство с братом Льва, с Сергеем, философом; тот в лоск нас
укладывал метафизикой Лотце; брат Лев - ему: "Дрянь". И тут братцы, -
блондин и брюнет, - одинаково бледные, одинаково тощие, одинаково
исступленные, оскалясь иронией, едкой и злой, норовили вцепиться друг в
друга; я знал: коли сцепятся, - будет комок; и ни слов, ни рук, ни ног уже
более не различишь ты; одни восклицания: визги Сергея и гамма от баса до
дишкантового тремоло Льва, с появлением Варвары Петровны, их матери; не
отольешь, опрокинув ушаты воды; эти сцены я знал; и бежал от них с ужасом.
Жили ж они... в одной комнате!
Часто весьма братец Лев попадал в час обеда к нам в дом; начиналось за
супом еще его очередное пререкание с моим отцом, очень живо клевавшим на
мощный фонтан афоризмов, свергающий то, что отец почитал; например:
философию Лейбница; тут же не лысый, румяный профессор-старик с
бледно-мертвенным, гологоловым студентом, отбросив салфетки, забывши о супе,
ладони в колени к себе, локти - фертом, носами в носы, выгнув спины,
прицеливались друг в друга; едко прыскали зеленоватые глазки "дента; и
гневно сверкали очковые отблески, из-за которых моргавшие глазки отца
плутовато оценивали ситуацию спора; вдруг палец студента летел к потолку;
перочинный же ножик профессора, всегда являвшийся из жилета в миг спора (его
он подкидывал в воздух и ловко ловил), - перочинный же ножик язвительно
тыкался Льву Кобылинскому в нос тупым кончиком; и оба вскакивали,
устремлялись друг к другу; и мама салфеткой в стол, я салфеткою в стол:
- "Николай Васильевич!"
- "Папа же!.. Лева!"
- "Позвольте!"
- "Ты, Боря, оставь меня", - Лев выбарахтывается.
Схватяся руками, друг друга держа, теребя и подталкивая, обрывали друг
друга; и слышался рявк угрожающий:
- "Нет-с, как можете вы эдак... Лейбниц! Да Лейбниц громада-с! Он
полон, сказать рационально, - возвышенной мудрости".
- "Мир наилучший?.. И стало быть, - наилучшая зубная боль? Городовой
наилучший?"
- "Позвольте-с, - вы бросьте-ка пошлости эти и, да-с, да-с, кондачки
эти-с, - знаете, бросьте: городовой ни при чем-с!"
- "Нет, - при чем!"
- "Ни при чем-с!"
- "Папа! Лева!"
- "Лев Львович!"
Отец уже пятит усы, ощетинившись ими, как морж; Лев, держа его за руки,
дьяволическим хохотом, а не словами - раззадоривает-; и уже сплошной гавк
отца, как удары тарана, разрезаемые острым визгом, как саблей дамасскою,
Льва; друг друга не слушали: себя слушали; и в два голоса, вертясь в углу
вкруг друг друга, друг другу кричали, болтаясь локтями: один - за
светлейшее, знаете, будущее человека; другой, что мир - падаль.
И долго ходили и фыркали, вдруг расцепясь и выкрикивая свои обращенья -
ко мне почему-то:
- "Ты, Боренька, помни: страданья - лишь переход, так сказать, к
высшим формам гармонии..." - отец.
- "Помни, что в желтом доме находят убежище лучшие",- Эллис.
За сладким мирились; а после отец, зацепляясь карманом своей разлетайки
за двери и бацая шагом, - к себе, в кабинет, отдыхать; Кобылинский же - мне,
плюясь в ухо и дергаясь плечиком:
- "Я, сказать правду, я... Николая Васильевича понимаю: кричит о
гармонии он из надрыва, чтоб перекричать это вот", - и рукою в окошко: и
там, за окошком, внизу вывеска - "Выгодчиков" - колбаса, мясо красное89.
- "Николай Васильевич безумец!" "Безумец" же есть комплимент.
Со своей стороны мой отец, отдохнув, за вечерним чаем, раскладывая
пасьянс, - неожиданно:
- "Боренька, да-с, - перекладывается с карты карта (на карту), - ну,
что говорить: Кобылинский - талантливый юноша! Из всех товарищей твоих он-с
наиболее, так сказать..."
Не досказав, что есть "так сказать", - освирепевши всем видом (всегда
свирепел выражением лица, когда речь свою прятал в усы), перекладывал карты.
И - мать:
- "Ну, еще бы!"
Кобылинский, отец воспылали друг к другу - ведь вот - откровенною
нежностью; и даже позднее немного столкнулись, союз заключив против...
Брюсова: против влияния Брюсова на меня; Кобылинский на том основании, что
все эти Бальмонты, Верлены и Брюсовы - жалкие мошки; и, стало быть, - надо
давить их, а не разводить, потому что они заслоняют Бодлера; отец же имел
основания бояться влияния Брюсова, видя, что я хаживал на журфиксы к
последнему: бедный старик еще думал, что я увлекусь напоследок коли не
химией ("Ведь у Зелинского, у Николая Дмитриевича, в корне взять,
заработал"), то хоть... географией, хотя последняя - что за наука-с? Еще не
знал он: уже выходила первая моя книга, "Симфония"; будущее мое решено...
Вот и думал он: в союзе с блестящим студентом отводить от Брюсова;
Кобылинский отцу твердил: Брюсов пишет белиберду; и отец, позабывши о том,
как вырявкивал он строчки Брюсова, таял от этого; и соглашался, чтобы не
перечить, на веру Бодлера принять; Кобылинский читал ему "Падаль"
[Стихотворение Бодлера] в плохом переводе своем;90 в нем Бодлера и не было;
слушал отец; и, улыбку в усы затаив, соглашался:
- "Тут, знаете ли, - мысль: ну, и, так сказать, там..." Что "так
сказать" - неизвестно, но думаю, "так сказать" означало:
- "Хотя-с..."
- "у Бальмонта же, - переменял разговор он, - не
мысль, мой голубчик..."
- "Ерунда", - предавал Кобылинский меня.
А отец, заручившись сочувствием, преподносил нам полюбившегося ему
поэта Мелынина [Псевдоним "П. Я."].
- "Вот у Мелынина!" И он зачитывал:
Но с поднятым челом и с возгласом "Свобода"...91
- "Прекрасно-с: не Брюсов!"
"Подлец" Кобылинский, поддакивая, считал: стихи Мельшина - не
конкуренция Шарлю Бодлеру. Тут - я:
- "Лев, это ж подлог!"
Он на подлог был готов: для Бодлера!
В апреле 1902 года вышла первая моя книга "Симфония"; "Боря" Бугаев
испуганно прятался под псевдонимом; книга в кругу знакомых имела успех
скандала; Кобылинскому ее не подкидывал я; но он прибежал говорить о ней:
- "Книга написана погибшей душой; писал - безумец; и никаких!" -
взлетал палец; и дергалась лысинка; быстро увлек он гулять, в черном старом
пальто, но казавшемся легким, изящным, в надвинутом черном, проломленном
вбок котелке, передергивая кончиком трости, торчавшим при ухе (ручка палки
была засунута рукою в карман), он бежал, меня сталкивая на мостовую:
- "Ужасная, Боря, - надломленность в книге; особенно там, где сказано:
"Все кончено для севшего на пол" - ги-ги-и-и-и", - и тут сел неожиданно он
на карачки перед тумбою, изображая философа, изображенного мною, - к
недоумению проходящих и к радости дворовых мальчишек; сидел он и склабился;
встал, надвинув на лоб котелок; и пустился, держа под пролеткой меня:
- "Цивилизация - храпы мещан: все спят, открыв рты; визионеры,
революционеры - погибнут! Ги-ги-ги-и-и! Потому что погибнут все лучшие!"
Он посвятил в свою жизнь меня: как в шестом еще классе себя он веревкою
к креслу привязывал по ночам, чтобы не заснуть над изучением экономических
книг; как в университете отметил его тотчас Озеров; как задружил он с
профессором; как они ночами вместе безумствовали за разговорами; как
агитировал он; как был должен он временно скрыться (полиция насторожилась);
как... ну, - и так далее; вывод: жизнь - не пересекающиеся параллели; а я
возражал: его теория двух миров - просто логическая ошибка; он же искренно
заклинал меня: попасть в желтый дом; и этим выправить себе патент на
порядочность; я в пылу разговора признался ему, что я автор "Симфонии"; не
удивился нисколько он:
- "Я так и думал!"
Прочел "Симфонию" и братец Сергей; и отнесся к ней весьма иронически;
вероятно, - подозревал он, что автор - я, потому что раз, выведя меня на
двор из своей душной комнатки, где он выкурил без проветра, наверное,
пятьдесят папирос, строча десятки страниц кандидатского сочинения о Лотце,
он, защурясь от солнца и взяв за рукав, с ироническим благодушием прогудел
прямо в ухо:
- "А знаете, - в этой "Симфонии" есть такие фразы; например: солнечные
лучи названы "металлическою рас-каленностыо" . У меня, знаете, тут
делается, - показал он на лоб, - "металлическая раскаленность", - и
мертвенно-белое лицо, напоминающее кость,
изошло
морщинками
неврастенического страдания; и я подумал незольно:
"Еще бы не делаться: кандидатское сочинение о Лотце, писанное в таком
темпе, доведет и до того, что... сядешь, раскорячась, под стол".
Бедный Сергей: кандидатское сочинение о Лотце не было оценено старым
"лешим", Лопатиным; Сергей не был оставлен при университете.
Философ, свихнувшийся на Канте и севший на пол, долго пользовался
популярностью среди неокантианцев; и в 16-м году Кубицкий, с которым мы
встретились при
военном освидетельствовании 110, показывал на голые тела кандидатов на
убой; только что бывший сам телом, наклонился ко мне и иронически пробасил:
- "Они сели на пол... Помните, - как ваш философ!"94
Обиделся на философское "сиденье на полу" в те годы - философ Б. А.
Фохт.
С весны 1902 года Лев Кобылинский стал своим в нашем доме, своим у
Владимировых; он являлся и к Соловьевым; мать моя называла его попросту
Левушкой:
- "Левушка, - как же ему не позволить кричать: разве ему закон писан?"
- "Да-с, да-с, - так сказать", - поддакивал и отец95.
ЭЛЛИС
Лев стал "Эллисом"; до тринадцатого года он сплетен с моей жизнью.
Видя позднее в удобствах его, говорил себе: "Не типично!" Меблированные
комнаты "Дон", те - типичны; они помещались в оливковом доме, поставленном
на Сенной площади среди соров и капустных возов; дом стеной выходил на Арбат
(против "Аптеки"); другим боком дом глядел на Смоленский бульвар; третьим -
в паршивые домики, с чайною: для извозчиков; обедал Лев в трактиро-подобном
ресторанчике для лавочников, под машиной, бабацавшей бубнами "Сон негра"96,
изображаемый Эллисом - лавочникам Сенного ряда; и - нам.
Поссорившись с братцем Сергеем и с матерью, он водворился в "Дону",
ячейке "аргонавтизма", с дверью на площадь, с "добро пожаловать" всем; люди
в рваных пальтишках и без калош: стучали каблуками в пустом "донском"
коридоре, прошмыгивали в номер шесть, где в дымах сидели на окнах, в углах,
при стенках (на корточках) ; большинство в пальто, стоя, внимало и пыхало
дешевыми папиросами; бывало, разглядываешь: Ахрамович, Русов, Павел Иванович
Астров, хромой драматург Полевой (капитан в отставке), Сеня Рубанович
(поэт), Шик (поэт), Цветаевы (Марина, Ася) , курсистки, заезжий Волошин (с
цилиндром)93, артист, мировой судья, лысый, глухой, завезенный Астровым;
среди знакомых - незваные, подобные "черным маскам" Андреева99, возникшие
самопроизвольно: бледные, бедно одетые.
- "Кто?"
- "Не знаю: никогда не видал".
Таких было много; являлись и исчезали - во мглу; среди них были и
ценные люди, и угрожающие "субъекты": с подбитыми глазами, с усами в аршин;
они были готовы на все; Эллис передал: с хохотом:
- "Вчера кто-то будит; протираю глаза: на постели юноша, из бывших
максималистов, с золотыми часами в Руке; спрашивает: "Знаете откуда?" -
"Нет". - "Спер у буржуя". Ну, знаешь, я его таки: "Нет, ступайте, не
являйтесь". А он: "Испугались? Зовете дерзать? Сами буржуй". Я выскочил в
одной сорочке и выпроводил".
Комната не запиралась: ни ночью, ни днем; с пяти до пяти Эллиса не
было; входили, сидели, высыпались, брали нужную книгу и удалялись; унести
было нечего, кроме книжек, взятых Эллисом у знакомых; их и тащили;
остальное - рвань; тяжелейший бюст Данте был не спираем.
Не комната, а сквозняк: меж Смоленским рынком и Сенной площадью; в 906
году Эллис жаловался:
- "Сплю в кресле: негде; вхожу - на постели - "товарищ"... спотыкаюсь:
на полу, поперек двери, - "товарищ"; так - каждую ночь".
С 1905 года вопреки аполитичности в лысом бодлери-анце вспыхнул
максимализм; появились старые знакомые эпохи увлечения марксизмом:
Череванин, Пигит, К. Б. Ро-зенберг и т. д.; Эллис открыл дверь нелегальным;
знакомые приводили знакомых; Пигит циркулировал с браунингами, составляя
"аргонавтическую" десятку (перед декабрьским восстанием); комната Эллиса
стала почтовой конторой для передачи: сообщение вкладывали в книгу на столе;
приходили: прочитывали, отвечали, вкладывали; с Эллисом не считались; о
"почте" он сам не знал; наткнулся случайно.
Он устраивал вечера в пользу нелегальных и боевых организаций; сидел в
Бутырках; вернулся - поздоровевший:
- "Отдохнул, выспался".
- "Ну, как отсидел?"
- "Было б весело, кабы не смертники; коммуною жили, - а, что? Были
старосты, была связь с другими коммунами; как заперли, подошел староста:
"Товарищ, - фамилия, партия?" - "Не имею фамилии: Эллис - псевдоним;
принадлежу к единственной настоящей партии: к декадентской". Так и прописали
на листке... Ты понимаешь? Ги-и... и-и-и, - он икал, трясясь смехом. -
Листик на стенке висел: товарищей социал-демократов, большевиков - такой,
эдакий: столько-то; меньшевиков, - ну, там, ты понимаешь - такие-то:
столько;
такие,
сякие
-
эсеры;
столько-то
товарищей
максималистов-экспроприаторов ("смертники" были)... Среди них, - понимаешь:
товарищ декадент - один".
И, вогнав лысую голову в спину, согнувшись, рот закрывал рукою,
хихикал.
- "А? Что?"
Брови вскидывал:
- "В недрах Бутырок коммуною жил, как сознательный декадент", -
перещипывал эспаньолку он.
В камере поднял шум, апеллируя к талантам мима: изображал Вячеслава
Иванова, Брюсова, Сологуба; прочел реферат: о Данте; пляс поднимал; посадил
играть на гребенках рабочих, экспроприаторов; камера заплясала; стало
досадно тюремному надзирателю: попросился смотреть на пляс; пустили; прошел
слух: в камере номер такой-то сидит декадент и штуки чешет; просились о
переводе в камеру.
Была регламентация часов дня: вечерами - веселье; а днями - работа;
саженный рабочий, грызя карандаш, сидел днями за задачником Евтушевского;100
были часы пропаганды: эсдеки агитировали среди "менее сознательных"
экспроприаторов, садились рядками: более сознательный, менее сознательный,
более сознательный; менее сознательный зажимался сознательными; сознательные
старались:
- "Товарищ экспроприатор, - вы что же такое? Дезорганизуете
революцию?"
- "Понимаешь? Что? - меня схватывал за руку Эл-лис. - Стоял деловитый
гул: "бубубу" - бубукали сознательные: несознательным..."
- "Ну, что же ты?"
- "Предложил свои знания меньшевикам; тоже в ухо садил здоровенному
экспроприатору; спать ложились рано, вставали чуть свет: отоспался,
поправился..."
Эллиса выпустили; но таки докучали потом: и слежкой, и обысками; раз
чуть не сцапали ящик: с нелегальной литературой, которую поставили к нему на
храненье; Эллису пришло в голову сесть на ящик; про ящик забыли.
К концу 906 года он завел дружбу с экспроприаторами.
Попав в южный город, увидел, как кучка зубров пристала к еврею;
размахивая палкой, - он напал, кого-то отколотил; прочие разбежались, к
восторгу прохожих; Эллиса таскали, фетировали, пели песни; пришлось
исчезнуть из города, чтобы не сесть.
Во время заседания "Свободной эстетики" подвели офицера, желавшего
поговорить о Бодлере; вообразив, что это Р..., о котором слухи, что в
прошлом - он избиватель, Эллис отдернул руку; и провизжал:
- "Руки не даю" .
Офицер заявил окружающим: недоразумение; он доведет инцидент до
Офицерского общества и вызовет на дуэль. Общество постановило: в случае
смерти офицера или его ранения, каждый следующий вызывает Эллиса; с
величайшими усилиями ликвидировали и этот инцидент, грозивший не только
преследованиями, но и смертью.
Кабы не семь нянек, Эллису не бывать бы живу.
Интересная дама, которую Эллис остервенил, гонялась за ним: нанести
оскорбление, не понимая, кто кого любит, любовь или ненависть между нею и
Эллисом на почве разговоров о "Падали" Бодлера? Она вышла замуж; Эллис
объявил, что она изменила "мечте", вступив в брак с идиотом; оскорбленная
этим дама, настигнув Эллиса, закатила ему затрещину перед возом с капустой:
у входа в "Дон"; он, сняв котелочек... подставил... другую щеку; дама - в
обморок; Эллис - в истерику.
Несносно совал нос в жизнь друзей, не считаясь с ними; в случае
сопротивления своим фикциям - гонялся с палкой: за ними; изживалась
по-своему понимаемая любовь; считая меня "безумцем", которого участь -
распятие в камере сумасшедшего дома (высшая награда Эллиса), хмурился, когда
мне везло; когда ж доводила до чертиков жизнь, то он ликовал; подуськал меня
послать резкое письмо Блоку; Блок ответил еще более резким; я вызвал на
дуэль Блока, Эллис, схватив котелок и вызов, понесся в ливень из Москвы в
Шахматове: без пальто; протрясясь восемнадцать верст по ухабам, явился
промокший к Александру Блоку; но, убедившись, что Блок не "мерзавец",
прилетел обратно: отговаривать от дуэли103. В другой раз, узнавши, что
нарастает дуэль между мною и Брюсовым, дрожал от мысли, что не позову его
секундантом 104.
Бывало - лежишь: с компрессом на голове; Эллис - ликует:
- "Пересечения жизни с мечтою. - нет: безумие; и - нни-ка-ких!"
В самые мрачные периоды жизни я гулял с ним; кубы домов лепились
ночными тенями; взревала метель; дворник в бараньем тулупе отряхивался в
приворотне; фонарь вытягивал из-под ног наши тени; я, бывало, - показываю на
тени:
- "Они - двойники".
- "Черные контуры?" - усмехается Эллис; несемся в глухую ночь:
безвесо, легко; Эллис в ухо нашептывает свои сказки-фантазии:
- "Рассказ напишу про беднягу, у которого в голове кавардак; он,
понимаешь ли, сунет нос в книгу, а книжные строки расстраиваются".
- "Как?"
- "Буквы считывает; уткнется в страницу: и все -
расползается; строчки червями ползут на руку; ползут клопами в кресло;
они - кусаются; в книге - белое место; вдруг "ща", скорпиоником, переползает
по томику".
- "Фу, гадость какая!"
- "Игигиги!" - он заикается смехом.
И продолжает, фантазией побивая фантазию:
- "Раз стоял желтый туман над Москвой; и метались, тоскуя, в нем
люди... Когда ж разорвался туман над Арбатом, в разрыве над крышею дома из
неба - бычиная морда; как замычит, - мир разрушится".
Он укреплял во мне миф обо мне: будто я потерял свою тень; и она-де
контуром бродит где-то; раз ночью я бегал по улицам; Эллис явился ко мне: не
застав, меня ждал; мать спала уже; вдруг ему показалось: в комнате - кто-то;
обертывается и видит-де: черный контур. Бросился через переднюю, к выходу,
позабыв закрыть дверь.
Сколько раз пробегал я гостиничный коридор; с тоскою врывался в
снимаемый Эллисом номер; застав его спящим, бывало, усаживался на краю
тюфяка; будил и жаловался: на свои обстоятельства; Эллис, зевая, садился; и,
подпухая несвежим лицом, растравлял тоску:
- "Здесь" - быт; "там" - мечта; быт - падаль; нет, нни-каких
утешений!"
Бывало, валится в подушку зеленою лысинкой; часа через два, выерзнув
голыми ногами из одеяла, топочет, натягивая штанину; зима; темно; он -
показывает на фонарь: за окном; одевается; тащит в кино: к передрогам
мелькающих образов; он изучал кино, чтобы изображать эти сцены; кино -
пропаганда, что жизнь - тень теней; и что мы - изъятия, контуры - в шляпах и
в шубах по тумбам стучим крючковатыми палками; думают, будто - есмы;
нас-де - нет!
Эллис-пропагандист с блеском распылял образы жизни; ходил - к рабочим,
в "Эстетику", к капиталисту Щукину, к судье Астрову, к социал-демократке К.
Б. Розен-берг, к анархистам, к мадам Кистяковской: проповедовал Бодлера и
Данте.
А то тащил к Астрову: деятели судебного мира сидели по стенкам с
супругами, чтобы выслушивать проповедь
Эллиса; с 1906 года я бросил ходить в это гиблое место; а Эллис -
таскался, рассказывая мне:
- "Понимаешь, - седой человек, лысый; докладывает, как студент на
экзамене, мне: Брюсов ближе-де ему таких-то писателей; а Роденбах нам-де
нужней Златовратско-го105. А? Понимаешь? Моя пропаганда!.. Седой человек,
почтенный, - читает "Шаронь"...106 Игиги!"
И, вогнав свою шею в спину, рыдает, бывало, икающим смехом: в
мухрысчатом сюртучке с проатласенными рукавами.
Мне - жутко: в великолепных, припадочных пародиях, подвинчивая себя
музыкой, изображал он что угодно; мать, бывало, садилась играть ему
кинематографический вальс; он изображал, как бы протанцевали вальс -
меньшевик, эсер, юнкер, еврей, армянин, правовед, Брюсов, Батюшков, князь
Трубецкой, передавая движением дрожанье экрана кино; и до Чаплина, Чарли,
явил собою - Чаплина, Чарли; импровизации переходили в дичайшую пляску:
вертелся, как дервиш.
Раз собрались у меня: Шпет, Балтрушайтис, художник Феофилактов,
Ликиардопуло; отодвинули стол, усадили мать за рояль; Эллис - ринулся в
верч; не прошло трех минут - как уже завертелись: и Шпет, и Ю. К.
Балтрушайтис (с угрюмыми лицами); братья Астровы стали возить "вертуна" по
знакомым; знакомые же - приглашали на Эллиса; так: однажды был съезд
естествоиспытателей; группу ученых с научного заседания приволокли в частный
дом: показать Эллиса; не прошло получаса, - завертелись профессора,
подкидывая ноги, тряся сединами.
Отправились с Эллисом раз в летний сад; сели около сцены; грянула
музыка: явился негр; увидев его, Эллис - прыгнул на сцену (не успели
схватить за фалды); отстранив негра, пустился за негра по сцене выплясывать:
под звуки барабана; публика недоумевала; вдруг пришла она в восторженный
раж; сняли с эстрады: подкидывали на воздух; на другой день - Эллису
посыпались письма: "Дорогой Лев Львович, правда ли, что вы, литератор,
плясали в шантане..." Или: "Как не стыдно..." Или: "Левушка - остановитесь!"
Урезонивали "семью семь" нянек.
Вся его жизнь в это время - какое-то сплошное радение: смесь из рыданий
и хохотов; действовал, заражал, вредил; узнав, что одна барышня хочет идти в
монастырь, - зачастил к ней, доказывая: жизнь - ужас; в монастыре -
спасение: таки упек!
Безо всякого основания в уме повенчал своего друга с барышней, к
которой сам был неравнодушен; у нее явился настоящий жених; Эллис кидался на
него: как смеет-де он отнимать у друга суженую; и все это - наперекор:
другу, барышне, жениху!
Бывало, - взрыв гнева:
- "Ну и дела... Подать Эллиса!"
Отовсюду кидаются в "Дон"; комната - пуста; след - простыл; Эллис
где-то за чертой досягаемости; оттуда зажаривает пудовыми письмами, в
которых рвет с нами; руки сжимаются в кулаки; достать - невозможно.
Так и открывали убежище это - у Рубановича, Сени; родители Рубановича,
как и многие, души не чаяли в "Леве"; там прятался он: его мыли, кормили,
причесывали; он, зажив припеваючи, - письма строчил; отдохнувши, со всеми
порвав, являлся: мириться до... следующего скандала, под шумок созревавшего
и тушимого - с величайшим усилием; в экстренных случаях вызывалися братья
Астровы: П. И. или Н. И.; нажимались педали, чтобы разобрать путаницу как
"музейскую", в которую чудак впутал министра Кассо, профессора Цветаева,
прокуратуру, Муромцева, Астровых, прессу, "Весы", "Скорпион", всех нас;
инцидент вскрыл вонь тогдашней прессы; его коснусь ниже;107 не хвалю чудака:
тоже хорош! Но следовало бы его венчать лаврами за "вор", над ним грянувшее:
во всерусском масштабе; делали вид, что - "вор": "Весам" досадить; полтора
года длилось поганое обвинение, едва снятое усилиями нас, Астровых,
Муромцева; прокуратура покончила с "делом", которого не было, отказываясь
обвинять; в либеральных редакциях - шепот стоял:
- "Вырезал страницы из книг в Румянцевской библиотеке".
В шесть утра он являлся в убогую комнату, выпустив где-нибудь фейерверк
слов, чтоб строчить перевод: в два часа - десять стихотворений откатано, к
ужасу нашему: что делать с ними? Отдав блеск таланта салонам, садился
работать, как выкачанный, к восьми утра - валился в постель; все же было
бельишко: какая-нибудь дама-нянька. Спал, выставив бородку из драного
одеялишки.
Пробуд - тот же: кто-нибудь, в пальто, в шляпе, в калошах, садился,
войдя, на постель: пинал не желающий проявить жизнь труп: лицо "трупа" - в
морщинах; опухи глазных мешков; трясясь, "труп" протирал глаза кулаками,
приподымался из гроба, вникая в то, что ему говорилось.
- "Лев Львович, - бубнил сидящий в ногах Сергей Бобров, - Тристан
Корбьер пишет..."
Или:
- "Левушка, - доказывал сидящий в ногах Николай Иванович Астров, - вы
должны извиниться".
Или:
- "Вы меня не знаете, а я знаю вас", - доказывает, бывало, неизвестная
личность, отдавливая полуспящему ноги.
Эллис, прижав подбородок к коленям, придя в себя, тряс из постели
пальцами, часов до пяти; вокруг постели - нарастала группа; пускала дым; не
постель - каша: фуражка, носок, пепел, галстук, манжетка, босая нога; тут и
рабочий, и "аргонавт", и сноб, свидетельствующий уваженье сотруднику журнала
"Весы", и неизвестный, подобный юноше, утиснувшему "золотые часы". Эллис же
в драной сорочке, горбя широкие плечи, тряс пальцем, кропя всех слюною:
Бодлер, Роденбах, Брюгге!108 Не оторвешься: "Бакунин"!
Поехало: до шести утра!
Спохватившись, что где-нибудь его ждут, он выпрыгивал из одеяла:
схватив губку, морщась от ужаса перед холодной водой, растирал ей нос, не
трогая глаз, лысины, щек; напяливался закапанный соком дюшесов сюртучок с
неоторванной обормоткой, с гвоздикой в петлице; схватывались пятилетние
манжеты; ни чая, ни хлеба. С постели - на улицу: в "Весы"; а то -
расхлебывать какой-нибудь инцидент.
Где-то застрянет, чтобы оттуда уже - ко мне, к Метнеру, к
Христофоровой, к мадам Конюс, к Кларе Борисовне Розенберг: где не бывал!
Увидев прекрасно сервированный стол с вазой дюшесов, испытывал колики
голода; мысль, что есть "проблема питания", озаряла его пред вазой с
дюшесами; с жадностью бросался и пожирал, напоминая захудалого пса; голодный
Эллис, не бравший сутками ничего в рот, набивал желудок дня на два дюшесами:
ваза пустела, к ужасу хозяек; у Эллиса открывалось... желудочное
расстройство.
Эллис, заливаясь словами о Данте и соком дюшеса, которого половину
откусывал, - картина десятилетия; пожиратель дюшесов, а не вырезыватель
книжных страниц, - монстр того времени; желудочный кризис наступал тут же,
за Данте; новый ужас хозяек: Эллис бросался надолго страдать в не столь
удаленное место, откуда являлся с зеленым, сведенным лицом; надо бы судить
Эллиса - за корзины дюшесов, похищенных у гостей К. П. Христофоровой; тайна
дюшесов: только ими питался он; не успокаивался, пока оставался последний
дюшес; тут же и тайна желудочного недомогания, открытая В. О. Нилендером;
Нилендер урегулировал питание Эллиса отнятием у него гонорарика и покупкой
на него абонемента на обеды в трактире с машиной, ревущей "Сон негра"; с тех
пор Эллис стал полнеть и белеть (до этого ходил зеленый); машина бацала
бубнами; желудок же - поправлялся.
Появление В. О. Нилендера в "Дону" - революция быта жизни; Нилендер
заставил Эллиса мыться; завел гребенку ему, урегулировал финансы; Эллис
приходил в умиление:
- "Владимир Оттоныч - обмыл, напоил, накормил!" Тем не менее шли
пререкания: из-за "орфических гимнов", которые изучал Нилендер109, разложив
в смежной комнатке огромные греческие словари; являлся Эллис, саркастически
крутя усик и отпуская замечания по адресу древних греков: словари надо
предать сожжению. Нилендер с плачущим криком кидался:
- "Молчи, Лев!"
И после бросался - ко мне, к Петровскому, к Соловьеву:
- "Все кончено между мною и Львом!"
Эллис бежал ночевать к Рубеновичу, Сене, откуда являлся: мириться с
Нилендером.
Друзья прибирали гроши Эллиса, чтобы он их бессмысленно не метал;
личности с подбитым глазом и с усами в аршин являлись брать не Бодлера, а
эти гроши; что оставалось - исчезало у будки с холерным лимонадом, который
он лил в себя: в неимоверном количестве.
На вечерних собраниях пересиживал всех, заводя с хозяевами часа в три
ночи (для Эллиса - ранний час) удивитель